Post Icon



Алтайская юрта


Алтайские аилы - Алтай Туристский. Туристический портал

Информация о материале

Жилища алтайцев

Южные кочевые Алтайцы жили в шалашах, называемых, юртами (юрап живу, юрта жильё). Они имели две формы:

а) коническую которая делалась из жердей, соединенных кольцами, свитыми из прутьев, и обложенных корою сосны, лиственницы или бересты или обтянутых войлоком; войлочная юрта этой формы называется соольты, или аланчик;

б) второй формы юрта, войлочная же, с решетчатыми складными стенками, называется керегэ. Решётка была сделана, из перекрещенных палочек, связанных в точках прикосновения ремешками. Керагэ имела вид хлебного скирда.

Бывали здесь прежде еще юрты, подобные киргизским кибиткам, которые назывались упкэ или пюкмэ.

Войлочная юрта красивее и лучше сохраняла от воздушных перемен, чем крытая древесною корою. Южный алтаец любил простор, ему тесно было в большом обществе, и потому аилы их обыкновенно состояли не более как от 3—5 юрт, принадлежащих родственникам: отцу с сыновьями и их семейством. Дверь в юрту или деревянная, или отверстие, чрез которое лазили в закопченное жилище, была завешана звериной кожей или кочмой.

Среди юрты — неугасимый огонь и зимой и летом, и днём и ночью. Дым поднимался вверх и уходил в оставленное в центре юрты отверстие, не забывая, впрочем, и сторон. Оттого внутренность юрты, вещи в ней и лица были закопчены и чумазы.

Если случалось путешественникам прошлого ночевать в юрте, то влияние дыма сначала было не заметно, но когда закрывали глаза, тогда-то они докладывали, что ночлег для них не благоприятен, их что-то ест. По проведении же целой ночи в юрте, на свежем воздухе долго нельзя было открыть глаза от рези.

Конечно, это от непривычки, ну и у привычных к дыму алтайцев весьма много было больных глазами и слепых. Позади огня на стене, противоположной двери, были наставлены идольцы около 4 вершков длины, тоненькие, с большой башкой, с пуговицами вместо глаз. B ряд с ними была веревка с 9-ю тряпочками (само), из коих средняя имела вид животного. Точно такие лоскутки бывали и снаружи у некоторых юрт на веревочке, привязанной концами к двум берёзам. В частности юрты, разумеется, разнились одна от другой.

Вот что видел Вербицкий Василий Иванович в конце 19 века в разных юртах. «Недалеко от само висит медный колокольчик, в ушко коего воткнуты три пестрых пера какой-то птицы. Тут же затыкают за кольцо, огибающее юрту, телячью брюшину для того, чтобы скот водился и несколько остовов тетеревов, чтобы птицы попадались на глаза, и закопченные шкурки небольших зверьков. По другим стенам навешены ружья, непременно с деревянными сошками, конские кишки с маслом, капканы, нагайки и тому подобное. На земле, под само, поставлены вьючные кожаные сумы; число их определяет состояние хозяина юрты. У богатого алтайца сум до 40 с различным имением.

Они покрыты коврами и служат постелью почетным членам юрты. Сумы эти все составляют для калмыка - и сани и телегу. Скочевать ли он вздумает, сумы перекинул на лошадь — и пошел; за орехами ли в чернь — опять сумы необходимы. По сторонам сум, близ самых стен, блеют ягнята и козлята, привязанные на чумбуре (веревка, свитая из конского волоса). Подалее от стен, ближе к огню помещаются вещи, принадлежащие кухне и конюшне: большой короб из бересты с ячменем, накрытый полукругом, сделанным из большого цельного дерева, с тончайшими стенками и дном.

Над этой посудиной просевается талкан. На полукруге лежит и решето, сделанное из сыромятной кожи и отличающееся от шаманского бубна только тем, что исколото шилом. Рядом с коробом возвышается, как каланча, огромный берестяной бурак с ячменем; далее: сёдла, потники, узды, мешки из цельной кожи барсука и других зверей и домашних животных, таганы, котлы о трех чугунных ножках, чашки из корня берёзы, почернелые от времени и дыма, ложки плоские, звериные шкуры, басмак (рубчатый камень для растирания ячменя), разные - замысловатые вещички, напр., коробочка на ножках из засушенного коровьего вымени и т. под.

Вокруг самого огня, на корточках, помещаются полунагие хозяева юрты с совершенно уже нагими, роющимися в теплой золе, детьми и посторонние, если есть, с трубками в зубах. Калмыки все, без исключения пола и возраста, курят. Трубочки у них большею частью железные под одно с чубуком, около 5 вершков длины, или деревянные, умещающиеся в их кисетах. Для подспорья табаку и для ослабления крепости, прибавляют к нему порошка сухой березовой коры.

У огня же разлеглась и собака, смиренно грея свои исхудалые ребра. За нею висит коробочка - люлька, устроенная как раз по наставлению немецкого педагога Зальцмана. Это небольшой, продолговатый ящик из бересты, или луба с двумя ножками на одном конце. Если надобно позабавить ребенка,— конец с ножками просовывается в веревочную, или ременную петлю, находящуюся на таком расстоянии от пола, чтобы ножки корзинки не достигали до полу на 2 вершка, а другой конец лежит всегда на земле.

Корзина эта имеет следующие достоинства: в ней можно только двигать дитя, без одуряющего сотрясения тела; резвый ребёнок, если и выползет из неё, — не ушибается; она удобоподвижна, занимает мало места; ребенок редко расстается с этим своим жилищем, принимает в нем пищу и даже следует в нём вне юрты вместе с матерью; покатость корзинки способствует опрятности, и, главное, корзина эта всегда дает правильное положение телу ребенка, что не всегда достигается подушкою в обыкновенной люльке».

***

Юрты северных алтайцев составляли уже переход к избам и по внешнему виду, и по внутреннему устройству. Летние юрты или делались из стоек, обтянутых берестой, или были срублены из тонкого леса в четыре стены; как те, так и другие, покрыты были на два ската берестой. У зимних юрт бревна были положены на мох. Много юрт было пятистенных с двумя дверями (одна против другой на расстоянии 2 аршин), между которыми находилось предъюртие для поклажи хозяйственных принадлежностей. Вход в юрту был закрыт тесовою дверью, которая вращалась на ремешках.

На одной стороне с дверью, по левую сторону её, был сбитый из глины очаг, который, протянувшись чрез все бревна, выходил сверх крыши. Иногда в этом глиняном столбе делалась полукруглая пещера, вроде печи, для жарения кандыка или печения пресных лепешек. По бокам пещеры были просверлены дыры для вложения палок, на которые вешались чайники и котелки. В большей части юрт к очагу примыкал вверху, сплетенный из прутьев, полукруглый колпак (чувал), обмазанный глиною.

Дрова приставляли к очагу как в камин, дым собирался под чувалом и почти весь улетал из юрты. Перед чувалом, вверху крыши, было продолговатое отверстие для света; зимою оно накрывалось льдиной. По передней стене и двум боковым были сделаны широкие, около аршина, возвышения, от полу не более 5 вершк., покрытые берестою, каждое лето обновляемою. На этих возвышениях было удобно сидеть, лежать и спать.

Передняя стена против очага был назначена для гостей. На левой стене от входа за очагом было место неприкосновенное ни для кого, кроме хозяйской семьи в самом тесном смысле: здесь никто и никогда не мог сесть, кроме хозяина юрты, его жены и детей. Если в семье были братья, сестры хозяина или старуха мать, то они занимали правую стену от входа, в переднем углу которой помещались ручные жернова, к боку верхнего из них была приделана палка для удобного верчения. В больших семействах жернова находились почти в постоянном дневном круговращении.

Пол юрты большею частью был настлан досками с оставлением земляного полукруга около очага.

Юрта северного алтайца, отличалась от простой бедной избы только тем, что в ней не было потолка и настоящей печи. Впрочем, достаточные люди строили настоящие избы и амбары, но только не бросали и юрт; в ряд с избою всегда стояла и юрта, потому что в избах их донимали клопы и блохи, а в берестяных и бревенчатых, но без моху, юртах этого добра не было.

Русским людям, особенно миссионерам, инородцы всегда предлагали избы для ночлега.

Северные алтайцы были более склонны к общественной жизни, чем южные. Они жили аилами от 7—20 юрт. Название аилов было большею частью от старшего члена в роде; напр.: аил Сачабая, аил Пайдоры, аил Сарки.

Если же несколько разных родов жили в одном месте, такое селение называется уж не аилом, а улусом.

Улусы большею частью носили название речек, при которых они были расположены, или зависели от некоторых особенных признаков, которыми отличалась местность, напр.: улус Осиновский, Сосновая Гора, Красный Яр и т. под.

Громкий лай собаки встречал проезжего во всех местностях, где бы ни жили инородцы. Но этот лай продолжался до тех пор, пока гость не слезал с коня, потому ли, что они обнюхивали приезжего и тем познакомились, или потому, что обыкновенно при подъезде к юртам, оттуда выскакивали любопытные хозяева разных полов и возрастов с вопросом: кэм? (кто?) и если был гость чиновный или почетный, т. е. заседатель или миссионер (более кто же и ездил?), то хозяин юрты помогал ему слезать с коня, по крайней мере хотя для вида, поддержав под руку, и отводил коня к столбу с оставленными наверху несколькими сучьями.

Впрочем, как утверждал В.И. Вербицкий, эта вежливость соблюдалась более у южных алтайцев.

Читайте также: Традиционное жилище алтайских народов

Материал подготовил Е. Гаврилов, 8 августа 2016 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источник: Алтайские инородцы: Сб. этногр. ст. и исслед. алт. миссионера, протоиерея В. И. Вербицкого / Под ред. А. А. Ивановского. Горно-Алтайск, 1893. 270 с.

Традиционное жилище алтайцев

Аил (чадыр)

Традиционным жилищем народов Алтая считается аил.

У скотоводческого населения Горного Алтая жилища традиционно подразделялись на постоянные и временные. Последние использовали во время промыслов. По типологии предложенной Е.М. Тощаковой постоянные жилища можно разделить на конический, многоугольный сруб и войлочную цилиндрическую юрту.

Конические юрты. В горизонтальном плане основание этого жилища имеет круг, остовом служили жерди. В конце XVIII века конические юрты покрывали корой древесины, войлоком или шкурами зверей, получался конусообразный шалаш (наподобие вигвама у североамериканских индейцев и чу́ма народов Севера). Назывались такие юрты аланчык, содон аил, чаадыр и сӧӧлтӧ. Данный вид жилища являлся одним из древнейших в мире.

В начале строительства юрты подбирали место, где она будет находиться. Иногда в целях соблюдения ритуальной «чистоты» место нового жилища указывал кам (шаман). Дверь всегда была ориентирована на восток, была деревянная, в некоторых случаях двухстворчатая или завешанная звериной кожей, войлоком. Зимой юрту для тепла заваливали снегом и слоем земли.

Войлочная цилиндрическая юрта кийис айыл, или кереге айыл имела покатую крышу и вертикальные стены. Стены и крыша крылись войлоком. Снаружи юрту обвязывали толстой веревкой и с восточной стороны ставили дверную раму во всю вышину крыши. Дверью служили простеганное двойное войлочное одеяло, спускающееся с крыши и прикрывающее дверной проем. При переезде хозяин такой юрты оставлял старый каркас, а на новом месте строил другой.

Сложен и трудоемок был процесс заготовки войлока. Для изготовления войлока на одну юрту, состоящую из пяти звеньев, требовалось шерсти более чем с 50-ти овец. Войлок делали 8-10 человек в течение нескольких дней из шерсти весенней и осенней стрижки. Ее промывали, очищали от колючек и высушивали, после чего, разложив на земле, сбивали в плотную массу.

На зиму ее покрывали вторым слоем войлока, а вокруг вертикальной стены насыпали снег. Войлочная цилиндрическая юрта гораздо просторней и светлее чем войлочная коническая. Света в цилиндрическую юрту проникало через дверь и дымовое отверстие гораздо больше.

Многоугольные юрты агаш айыл, чеден айыл, черте айыл. Такие юрты строили четырех- пяти- шести- семи- восьмиугольными. Основой многоугольной юрты был сруб из бревен, рубленный в паз; он состоял из 7-8 венцов. Сооружение ее требовало знания особой строительной техники.

Срубное жилье широко было распространено у коренного населения Горного Алтая, обитавшего в зоне черневой тайги. Здесь из-за влажного климата не было войлочных юрт.

Некоторые особенно зажиточные алтайцы имели двухэтажные дома; например, такие дома имели разбогатевшие на торговле А. Кульджин и М.В. Тобоков.

Внутренняя обстановка в жилищах.

Во всех описанных выше типах жилищ алтайцев-скотоводов внутренняя обстановка имела много схожего. При всех типах жилища дверь всегда ориентировали на восток. В наши дни это соблюдается не всегда. Многое зависит от рельефа конкретной местности, скажем, вход не удобен, если он смотрит на гору.

Центром юрты был очаг (от тюркского слова “очок”). Алтайский “очок” — это треножная чугунная подставка, куда ставился казан. Таган-треножник также снабжали дополнительными крюками, позволявшими ставить на огонь котелки меньшего размера. К огню и тагану, как месту пребывания огня, алтайцы относятся с особым почтением и производят постоянные «кормления» огня. В наши дни очень часто вместо очага в правом ближнем углу устанавливают печь.

Над очагом делается керем — специальная конструкция, на которой коптят сыр «курут». Перед очагом и за ним ставили вертикальные жерди, на каждую из них приделывали по небольшой горизонтальной перекладине, а потом клали две горизонтальные жерди, соединяя две подставки. Вот на эти горизонтальные раскладывают курут.

Недалеко перед входом находится коновязь, так чтобы из двери хорошо было видно, кто подъезжает к аилу. Внутри аила — традиционно земляной пол, который застилали овечьими, телячьими шкурами мехом наружу. Сейчас делают и деревянный, и бетонный, и покрывают линолеумом.

Пространство в юрте было строго разграничено на следующие сектора: в половом отношении – на мужской и женский, социальном – на престижный и менее престижный, в сакральном – на чистый (почитаемый) и обыденный (профанный).

Если смотреть от входа и условно провести линию до противоположной стены, то правая сторона юрты будет женской, а левая – мужской. На женской половине располагалось всё то, что было необходимо для хранительниц очага: вся домашняя кухонная утварь, припасы, еда, одежда, люлька. Как правило, стояла кровать или нары.

На мужской части аила клали седла, вешали сбрую — словом, всё то, что касалось мужской работы, которая была связана с охотой и скотоводством. Там же были и топчаны для отдыха и сна.

В социальном отношении пространство юрты тоже поделено условно, наименее престижным считалось место у входа. Почетным было пространство между очагом и чакы с охватом левой верхней мужской половины юрты (тӧс jер). Это место всегда принадлежало старейшему в семье мужчине – деду, отцу или брату. Если приходил почетный гость, это место уступали ему. На левой стороне за очагом располагался хозяин и почетные гости, правую сторону за очагом – место для женщин – занимали бабушка, мать, невестка и дети до 16-ти лет обоего пола. Дверная, нижняя часть аила считалась менее почетной. Около двери сажали бедняков, слуг, лиц, долго не вступающих в брак, преступников, также там держали весенний молодняк.

Тӧр также считался сакрально чистым местом в юрте, если также брать за центр очаг, то верхняя, почётная часть называлась от бажы (изголовье огня), а нижняя – от буды (подножье огня). На почетном месте ставили ящик, где хранились семейные святыни, а у крещенных алтайцев на этом же месте были иконы, закрепляемые прямо на нижнем кольце крыши. Присутствие святынь делало место не только почетным, но и священным.

Место между красной стеной и очагом нельзя было пересекать никому, кроме хозяина. Именно пересекать. А находится там могли только хозяин и хозяйка. В этом же пространстве стоял обычно небольшой столик, на который ставили вазочку с арчыном (горный можжевельник, который используется у алтайцев во всех обрядах).

Аил и по сей день можно встретить в атрибуте жизни алтайцев: он стоит рядом с основным домом (избой) в деревне, он есть на зимних и летних стоянках. Как правило, новый аил ставится к свадьбе. Раньше это было место, где поначалу живут молодожены, пока не «встанут на ноги» и не построят уже свой дом.

Современные алтайцы используют аил или чадыр в качестве летней кухни, которой пользуются до глубокой осени.

 

Источники:

1.     Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие/НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. – Горно-Алтайск, 2014. С.214-227.Страница скоро будет наполнена ....

Тыдтуярык–Golden Camel, юрточный кемпинг

Уважаемые родители!

Если Вы планируете отправить своего ребенка в Детский лагерь этим летом, Вы можете оставить заявку на Детский лагерь, свои контакты и пожелания.

Мы свяжемся с Вами и сообщим информацию о различных вариантах Детского отдыха на лето, которые есть на данный момент и появятся в скором времени. По всем вопросам: +7 3842 33-01-07 Анастасия, +7 3842 33-02-04 Ольга

 

  1. Санатории, базы отдыха, турбазы
  2. Базы отдыха, санатории, турбазы Алтая, Горного Алтая

Республика Алтай, Кош-Агачский район, 871 чуйского тракта

ПОКАЗАТЬ СХЕМУ ПРОЕЗДА

цена от : уточняйте по тел. (3842) 33-01-07, 33-01-05

ОПИСАНИЕ

Юрточный кемпинг, расположенный в высокогорной степи на высоте 1800 м над уровнем моря.
Уникальные экспедиции и неповторимая экскурсионная программа.
Работает круглогодично.

 

КАК ДОБРАТЬСЯ

По трассе М-52 доезжаете до 871-го километра.  Что нужно отметить, так это то, что дорога поддерживается в очень достойном состоянии.   Где-то на 500-ом километре и начинется Чуйский тракт по настоящему. Готовте фотогракамеры и резервируйте дополнительное время для фото-пауз.

Там Вы увидите вот этот указатель, он  будет слева от Вас.  Туда Вам и нужно. Сворачивайте и езжайте по накатанной степной колее. В этих местах принято маркировать дорогу пирамидками из камней, следуйте по отмеченной дороге.  Нужно проехать еще полтора километра  до небольшого спуска, по сохранившемуся участку старого «Чуйского тракта» и  Вы на месте.

 

КАТЕГОРИИ НОМЕРОВ

Кемпинг работает в двух режимах: Летний и Зимний

Летний сезон
Урга Гэр (Монгольская юрта, 2-х местная)
Ирбисту (Алтайская юрта, 3-х местная)
Иикту (Алтайская юрта, 4-х местная)
Дурбет Даба (Монгольская юрта, 4-х местная)
Беркут (Монгольская юрта, 4-х местная)
Жана юрт (Казахская юрта, 4-х местная)
Жасатыр (Казахская юрта, 5 мест)
Янту (Казахская юрта, 6 мест)
Тал Тура (Деревный Аил, 4 места)
Проживание в палатках

Зимний сезон
Тал Тура (Деревный Аил, 4 места)
Red  Rock (степной приют, 4 места)

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Бесплатно без предоставления места: до 3-х лет

 

ПИТАНИЕ

"Гостевая юрта": (работает с мая по сентябрь): комплексное питание по предварительному заказу
Для самостоятельного приготовления пищи: оборудованная кухня с газовой плитой и набором посуды

 

ИНФРАСТРУКТУРА, УСЛУГИ И СЕРВИС

  • Автостоянка, две бани, мангалы, костровища, летние веранды со столами и скамейками
  • Контактный зоопарк (козы, верблюд, куры), по заказу — выступления местных музыкантов-сказителей
  • Летние туалеты и умывальники

 

По всем вопросам - отдел продаж:

НОД "Юрта - традиционное жилище алтайцев"

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию

«Юрта- традиционное жилище алтайцев»

Цель: формирование представления о национальном жилище-юрте алтайского народа.

Задачи: воспитывать самостоятельность и активность; совершенствовать умение резать ножницами по прямой и закруглять углы квадрата; развивать образное восприятие, воображение и творческую активность, умение чередовать фигуры на одной линии.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель:Встаньте дети, встаньте в круг,

Он твой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель:Ребята, посмотрите на нашу выставку рисунков и скажите, о каком народе мы сегодня будем говорить?

Дети: Об алтайском народе

Воспитатель: Где живут алтайцы?

Дети: В Горном Алтае

Воспитатель: Егор, Мирон и Миша нам расскажут стихотворение «Многоликий Алтай»

Егор С.: Алтай- это звездное небо над степью,

Украшенной гладью озёр,

Алтай- облака уходящие цепью

По склонам синеющих гор

Мирон Г.:Бурливые реки и песнь водопада,

Живительный воздух лесов,

Полуденный зной и ночная прохлада,

Цветы, как из радужных снов

Миша П.:Алтай! Будет сложено множество песен

О дивной твоей красоте!

Ты так многолик и настолько чудесен,

Как сказка о светлой мечте!

Воспитатель:Ребята, давайте, вспомним традиционные занятия алтайцев…

Дети:Рыболовство, сбор лекарственных трав, земледелие, скотоводство, охота…

Воспитатель:Основным занятием алтайцев являлись охота и скотоводство. По традиции алтайцы кочевали со скотом, перегоняя их на новые лучшие пастбища. Поэтому алтайцы жили в легко перевозимых жилищах- войлочной юрте.

А сейчас мы с Вами построим свою юрту

Игра «Юрта»

Дети делятся на подгруппы, каждая из которых образует круг и взявшись за руки идут по кругу. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок.

Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши)- получается ЮРТА.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает подгруппа детей, первая построившая юрту.

Воспитатель: Мы построили себе юрту, нам тепло и уютно, но вот беда, черный шаман заколдовал все юрты и они превратились в шалаши.

Поможем алтайцам расколдовать их жилища и вернуть им былую красоту?

Дети: Да!

Воспитатель:Занимайте свои рабочие места, сейчас мы будем украшать юрту. Рассмотрите образцы украшенных юрт. Алтайцы украшают свои юрты орнаментами. Орнамент- это узор, состоящий из одинаково повторяющихся элементов. Обратите внимание, на то, что фигуры нужно чередовать (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), располагая на одной линии.

Дети украшают юрту геометрическими фигурами, составляя орнамент.

Физминутка: «Юрта»

Юрта, юрта круглый дом (шагаем на месте)

Побывайте в доме том (развели руки в стороны)

Гости явятся едва (повороты туловища влево- вправо)

В печку прыгают дрова (прыжки на месте)

Печка жарко топится (руки поднять, кисти вниз опустить и помохать)

Угостить торопится (присели)

Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши)

Круглые лепешечки (руки впереди, ладошки вверх).

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята, Мы с Вами помогли расколдовать юрты, они у нас сейчас красивые и нарядные. Давайте, выберем самую красивую юрту!

Выставка детских работ.

Электронный ресурс:

1. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-yurta-tradicionoe-zhilische-burjat-po-izobrazitelnoi-dejatelnosti-priobschenie-detei-k-kulture-burjatskogo-naroda.html

2. http://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-aplikacija-tema-ukrashenie-yurty-ornamentom.html

http://altai4u.com/stixi-ob-altae-mnogolikij-altaj

Национальный парк "Сайлюгемский" - Музеи

Краеведческий музей казахов Чуйской степи

Расположен в селе Жана-Аул Кош-Агачского района. Музей основан в 1999 году по инициативе председателя колхоза им. Калинина Ауельхана Джаткамбаева. Главная цель его открытия – изучение истории поселения казахов на Алтае, сохранение и развитие материальной и духовной культуры. В 2003 году музею присвоен статус филиала Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина. Посетителям представлены уникальные экспонаты, рассказывающие о быте, культуре, традициях и обычаях казахского народа. Большой интерес представляет казахская юрта с утварью и бытовыми принадлежностями.


Музей в селе Джазатор

Музей расположен в здании администрации села Джазатор. В экспозиции представлен отдел животного мира: чучела животных и птиц, обитателей Кош-Агачского района. Большинство экспонатов принадлежит к этнографической современности и отражает различные стороны бытового уклада казахов


Краеведческий музей в селе Кокоря

Музей занимает отдельное деревянное здание, состоящее из четырех залов. В историческом отделе представлены материалы по истории местного колхоза, этнографический отдел отображает материальную культуру коренного населения (теленгитов), археологический отдел знакомит с экспонатами, отражающими все эпохи — от раннего неолита до средневековья. Наиболее интересными археологическими экспонатами являются лук и стрелы, мумия головы воина, рунические надписи, петроглифы, стелы. В одном из залов оформлена алтайская юрта с традиционной обстановкой внутри.

"Юрты Алтая" в тайге: Алтайский край, Заринский район, село Хмелевка

В июне 2021 года “Юрты Алтая” поставили юрту для отдыха и туризма. Павел Корчагин соорудил деревянный настил, и собственными силами установил юрту.

Летние беседки - юрты для кафе и дачи

Юрта диаметром 4,28 метра

Юрта диаметром 5,55 метров


Ещё больше фото и информации об установленной юрте и не только в Инстаграмме, Вконтакте, Ютубе

Вконтакте: https://vk.com/avepavel86
Инстаграмм: https://www.instagram.com/pop_na_djype/
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCIXGD2vbgDdcFyBwfYT9t2g/community

Юрты диаметром от 3-ёх до 9,37 метров

Юрта диаметром 3 метра

Юрта диаметром 9,37 метров

Запись опубликована автором flexyheat.ru.

Алтайцы | Этнос | Ассамблея народа Казахстана

АЛТАЙЦЫ (самоназвание – алтай-кижи) – этническая группа Казахстана. Алтайцев в Казахстане проживает 210 чел. (2013). Динамика численности алтайцев в Казахстане: 1970 г. – 575 чел., 1979 г. – 630 чел., 1989 г. – 675 чел., 1999 г. – 462 чел. Алтайцы –коренное население Алтайской Республики (Росс. Федерация). Общая численность – 70,8 тыс. чел. (2010). Этническая и этнографическая группы: тубалары, кумандинцы, челканцы или лебединцы, алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты.

Язык. Алтайский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. До 1948 г. наз. ойротским языком. Объединяет 2 группы диалектов: южный (алтай-кижи, теленгит) и северный (туба, кумандинский, челканский). Наиболее близок к кыргызскому языку. Литературный язык на основе диалекта алтай-кижи. Письменность с 1929 г. на основе кириллицы.

Религия. Большая часть верующих – православные христиане. Традиционная религия алтайцев – шаманизм. Подвергались христианизации с 50-70-х гг. 18 в.

История. Алтай был заселен в нижнем и верхнем палеозое. В этих краях обитали предки современных алтайцев и др. тюркоязычные народов – гунны и коктюрки («голубые тюрки»). В 552 г. алтайские тюрки основали свое государство со столицей на р. Орхон. Территория, подвластная тюркам, простиралась от Большого Хингана до Кавказа, северной граница – до Байкала, включала Енисей и Горный Алтай, южной граница упиралась в Великую Китайскую стену и Тибет. В 9–12 вв. на этой территории правили енисейские кыргызы, кидани, монголы и другие племена. С 13 в. алтайцы вошли в состав тюрко-монгольских улусов Чингисхана. В 17–18 вв. большая часть подчинилась Жонгарскому ханству. В начале 18 в. некоторые племена приняли российское подданство. Этот процесс усилился во время китайско-жонгарской войны 1755– 57 гг. Бежав от военных столкновений, алтайцы подчинились России, часть – Китаю. В состав алтайской народности вошли объединения: тубалары, челканцы, кумандинцы (северная группа алтайцев) и алтай-кижи, теленгиты, телесцы и телеуты (юж. группа). Все эти объединения сложились на современной территории их расселения в течение 17–19 вв. В них оказались включенными разнородные по своему происхождению родоплеменные группы (самодийские, кетские, монгольские), усвоившие тюркский язык, и собственно тюркоязычные. В 1918–22 гг. в Горном Алтае установилась Сов. власть. В 1922 г. в составе РСФСР создана Ойратская автономная обл.. В 1948 г. в составе Алтайского края РСФСР – Горно-Алтайская автономная обл.. Столица до 1928 г. Улала, позже – Ойрат-Тура, с 1948 г. – Горно-Алтайск. В 1990 г. провозгласила независимость и вышла из состава Алтайского края. С 1993 г. Республика Алтай – субъект Росс. Федерации.

Культура. У алтайцев богатое устное творчество. Сказители и поэты передавали его устно от поколения к поколению. Письменные образцы появились во 2-й пол. 19 в. Наиболее популярный жанр фольклора – героический эпос. Был издан вариант героического эпоса в 7 томах «Батыры Алтая». Распространены также сказки, пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды и предания. Алтайцы веками жили в войлочной юрте. Традиционны такие занятия, как обработка древесины, камня, кожи. Из кожи делают зимнюю одежду, сосуды для напитков. Занимаются ткачеством, изготавливают изделия из войлока, шьют национальную одежду. На праздниках устраивали состязания: конные, стрельба из лука, бега, борьба (куреш), поднятие тяжестей и другое. Традиционные занятия северных алтайцев – скотоводство, земледелие, рыболовство, охота, собирательство (кедровый орех, коренья, дикая конопля для изготовления холста), кузнечное ремесло. Традиционное жилище из вкопанных вертикально досок, с двускатной берестяной крышей и глинобитным очагом. Основное средство передвижения – верховая лошадь. Основное традиционные занятия южных алтайцев  – скотоводство, охота в горной тайге и степях, земледелие (ячмень). Жилище – войлочная юрта. Основу хозяйства современных алтайцы составляют многоотраслевая промышленность и сельское хозяйство с преимущественным развитием многоотраслевого животноводства. Основные элементы мужской одежды у северных алтайцев – холщовые рубаха и штаны, сверху халат, длинные овчинные шубы, кожаные (зимой меховые) сапоги, шапки, у женщин – платки. У южных алтайцев – длинная рубаха, штаны, поверх – халат (чекмень) из сукна, длинные овчинные шубы, меховые шапки, сапоги. Замужние женщины носили поверх одежды чегедек – длиннополую безрукавку. Основу питания А. составляли мясо диких и домашних животных, дичь, рыба и молочные продукты. Употребляли хлебные злаки и различные съедобные растения. У южных алтайцев преобладали мясные и молочные продукты, у северных алтайцев – растительные, мясные и рыбные. При забое домашних животных готовили кровяную колбасу – канн, а из бараньих потрохов – шургем. Из пресного теста на мясном бульоне варили тутпач – колобки, сочни, подававшиеся с мясом или без него, с бульоном и жиром. Наиболее распространенный напиток – чегень-айран из квашеного сырого молока; из него же гнали молочный самогон – араку. Северные алтайцы варили брагу и гнали самогон из ячменя или корней кандыка.

Что такое юрта и как она выглядит? Как он построен?

Юрта представляет собой специальную палатку, покрытую шкурами животных. Юрты строят в основном тюркские и монгольские кочевники от Каспийского до Алтайского моря. Как выглядит традиционная юрта?

Монгольские юрты или Казахские юрты являются примерами традиционных юрт, используемых кочевыми общинами, проживающими в Казахстане, Кыргызстане и Монголии.Представители этих народов живут в гармонии с природой, веками живут в юртах и ​​путешествуют на большие расстояния со всем своим имуществом. В настоящее время кочевые группы часто переселяются в здания в холодные месяцы, а с наступлением весны отправляются в путь и пасут своих животных. В монгольских степях юрты именуют гэрами, а в Кыргызстане - богами. Некоторые группы строят деревянные юрты, в которых можно жить круглый год.

Юрты напоминают слегка перевернутую чашу. Стены юрты изнутри выстланы декоративными традиционными циновками. На них часто изображают характерные для данного сообщества мотивы, например, кыргызы наносили на свои ткани символ бараньих рогов. Раньше по внешнему виду тканей можно было узнать богатство и социальный статус владельца юрты. Снаружи белые или серо-коричневые стены юрты обычно покрыты листами шерсти.

В основе конструкции юрты не менее пяти стен и склеенных панелей для образования стеновых решеток.Наверху здания имеется фальцевая крыша, обтянутая тканью или кожей, с дымовым отверстием. Важнейшим элементом конструкции является колесо, расположенное по центру, которое соединяет все стропила и обеспечивает всей конструкции высокую устойчивость. Когда-то через нее вырывался дым из очага, сегодня кочевые народы чаще всего используют переносные печи. Иногда отверстие в крыше заменяется войлочным люком, который при необходимости можно откинуть. Когда ночи теплые, можно полностью избавиться от крыши и спать на улице.

Монгольские юрты обычно имеют слегка приплюснутую крышу, устойчивую к сильному ветру или осадкам. В свою очередь, крыши в казахских юртах имеют коническую форму.

Не так давно, с 20 века, в качестве настила стали использовать и деревянные решетки. На них размещают все оборудование и мебель, часто еще до возведения стен и крыши. Кровати или шкафы просто не пролезли бы в дверь.

Юрта обычно имеет небольшую площадь, поэтому веками существовали некоторые правила, указывающие, где, например,расставить мебель. Традиционно правая сторона двери предназначена для женщин - там есть оборудование, необходимое для приготовления еды, уборки или выделки шерсти. Левая сторона юрты отведена мужчинам. Есть предметы, необходимые для выпаса и ухода за животными, а также седла и упряжь. Напротив входа ставятся деревянные ящики, накрытые одеялами. Это место предназначено для старшего мужчины в семье или для важного гостя.

Как построить свою юрту?

Строительство юрты является крупным событием в кочевых общинах, в котором участвуют как ближайшие, так и расширенные члены семьи и соседи.Раньше элементы юрты перевозили на животных, сегодня их чаще всего привозят на площадку на машине. Для того, чтобы сделать юрту, нужно заранее приготовить шерстяной войлок, который можно использовать несколько лет. Благодаря войлочным подушкам внутри юрты летом прохладно, а зимой тепло. Установка юрты занимает около двух часов. Сначала создайте круг из деревянных элементов, поддерживающих всю конструкцию. Затем делается крыша.Следующий шаг – наклеить войлок на стены и украсить интерьер.

Использование современных юрт

Несмотря на происходящие в монгольской, казахской и кыргызской общинах изменения, связанные с оседлостью в городах и отказом от кочевого образа жизни, многие члены этих групп до сих пор исповедуют многовековые традиции своих предков, основа которого - проживание в юрте и переезд со своими питомцами. В Монголии или Киргизии также можно встретить юрты, выполняющие роль магазинов, ресторанов и отелей.Благодаря этому туристы могут на себе испытать проживание в юрте. Юрты также становятся популярным местом для проживания в западных странах. Они позиционируются как экологически чистые, легко возводимые жилые помещения. Предложения размещения в юртах в Польше или в других странах можно встретить все чаще и чаще, и многие агротуристические хозяйства полностью отказываются от традиционных домов в пользу юрт.

Смотреть видео: Дом в старой мельнице

.

Ночевка в монгольской юрте | Ущелья Вислока


Юрта

— волшебное место….

НОВИНКА!

Мы первыми в Подкарпатье предлагаем атмосферное, здоровое и уникальное размещение в оригинальной монгольской юрте. Мы предоставили вам полный санузел рядом с юртой.

Юрта - самое популярное название кибитки кочевников Великой Степи. На самом деле слово происходит из тюркских языков, поэтому оно относится только к тем, которые видны от Каспийского моря до Алтая.В степях Монголии, от Западного Алтая до Большого Чингана, эти кибитки называются гэрами.

Они выглядят как перевернутая чаша. Верх обтянут тканью, часто украшенной. Наверху у них есть дымовое отверстие, через которое сегодня видны трубы печей. Они состоят из 5 или более сторон склеенных панелей, которые в развернутом виде образуют цилиндрическую стенку. На стены укладывали складную крышу, обтянутую тканью или кожей, которая прогибалась под воздействием ветра.

Монгольские юрты смотрят на юг, а казахские юрты на восток.

Из-за небольшого пространства внутри юрты в юртах существовал строгий обычай относительно места расстановки мебели, где спали отдельные члены семьи, и даже направления, в котором должен был обходить центральный очаг ( например по часовой стрелке в Монголии).

Конструкция юрты состоит из дверей, деревянных стеновых решеток (по количеству которых определяется ее размер - от пяти до девяти), стропил крыши из упругих деревянных стержней, наконец, штанов, тканевого покрытия, войлочный утеплитель толщиной несколько сантиметров, внешнее покрытие (в Монголии обычно белое) из льна.В ХХ веке к полу присоединились еще и деревянные решетки, на которых размещается вся мебель и бытовая техника. Юрта изготавливается еще до постройки, так как крупные предметы мебели, такие как современные кровати, письменные столы, шкафы, телевизоры, часто не могли протиснуться через дверь.

Наши юрты открыты в летний сезон за 120 злотых за ночь для четырех человек.

Оставьте палатку дома, возьмите спальный мешок и наслаждайтесь чем-то новым…

Приглашаем также посетить сайты, посвященные монгольским юртам:

http://www.Szlakjurt.pl/

http://jurty.pl/


.

Как жить в юрте под Густавовом?

Три большие юрты на деревянных платформах возвышаются между сельскими постройками в Густавове в гмине Фалкув. Необычные здания возводили любители истории. Одна из палаток — спальня, другая — кухня и санузел, а третья — гостевая.

Аксель Шеминьски, владелец нетипичных зданий по профессии, является искусным кузнецом.Принимал участие во многих исторических реконструкциях. Во время одного из таких мероприятий он подружился с венграми, которые заинтересовались венгерскими юртами, менее известными, чем монгольские. Эти юрты построены без гвоздей.

- Все элементы соединены завязками и ремнями. Ферма, стоящая по окружности круга, связана стяжками. По его словам, конструкция крыши связана веревками.

Традиционно палатка утеплялась мехами и коврами, прикрепленными к стенам.Г-н Аксель использовал шерсть с флисом для утепления. Как он добавляет, даже в сильные морозы внутри тепло, благодаря

печам, привезенным из Сибири.

- Это печка из Новосибирска. Салон можно нагреть до 30 градусов за 10-15 минут. Известно, что в Новосибирске температуры намного ниже и доходят до -50 градусов. Такие печи используют и чукчи, кочевые племена Сибири, добавляет

Круглая форма юрты обеспечивает оптимальное распределение тепла. Дополнительно палатка обогревается инфракрасными панелями, работающими от электричества.Квартира также подключена к электричеству и воде. Есть ванная и кухня. В крыше установлены круглые петли, которых не было в традиционных юртах.

Строения в Густавове стоят на деревянных платформах, которые также не использовались кочевниками. Пространство под юртой господин Аксель использует для сушки дров. По его словам, строительство юрты стимулируется еще и экономическими причинами, одна палатка стоит от 20 до 40 тысяч. злотый.

ЮРТА

Палатка, покрытая шкурами (обычно оленьими) или войлоком, использовавшаяся тюркскими и монгольскими народами.Термин происходит из тюркских языков - он относится только к тем, которые видны от Каспийского моря до Алтая. В степях Монголии, от Западного Алтая до Большого Чингана, юрты именуют юртами. Бурятские юрты могут быть построены полностью из дерева. Юрта выглядит как чаша, перевернутая вверх дном. Верх обтянут тканью, часто украшенной. Наверху у них есть дымовое отверстие, через которое сегодня видны трубы печей. Они состоят из пяти или более стенок, соединенных между собой панелями, которые в развернутом виде образуют цилиндрическую стенку.На стены укладывали складную крышу, обтянутую тканью или кожей, которая прогибалась под воздействием ветра. Монгольские юрты смотрят на юг, а казахские - на восток. Из-за небольшого пространства внутри юрты в юртах существовал строгий обычай относительно мест, где располагалась мебель, где спали отдельные члены семьи, и даже направления, в котором нужно было обходить центральный очаг (напр. по часовой стрелке в Монголии).

.

На велосипеде по Республике Алтай - Rowertour.com

Колька Снегиров мчит свой Амо 1 по Чуйскому тракту. Он пытается догнать Раджу, свою любовь, которая мчится на американском Форде. Колька никогда не догонит Рая, он погибнет, упав в пропасть. Все происходит в 1930-е годы. По крайней мере, так пел об этом Михаил Михаев в популярной советской песне. На основе легенды и песен были сняты фильмы, и ее разные, хотя и всегда похожие версии, можно услышать почти в каждой весенней сценке на Пути чувств.В месте под названием Белый Бом 2 стоит памятник, а на памятнике Амо iFord, на котором должны были ехать Раджа и Колка. И, конечно же, содержание песни Михайлева.

История Sensi Route

Это лишь одна из многих историй о Чуйском тракте. Ведь это самая известная из российских дорог, сибирский вариант американского Route 66. Она разнообразна по ландшафту, тянется через горы, степи, вдоль рек, а также полна истории, как поэтической, так и та о любви Рая и Кольки,но и настоящие.сама история реконструкции Чуйского тракта.И это было действительно травматично. Сам маршрут, вероятно, служил торговым путем, ответвлением Шелкового пути, народам, проживающим на территории современной Российской Республики Алтай, Монгольского Алтая, китайской провинции Синьцзян и Восточного Казахстана. Монгольские полчища, неудержимые в своем победоносном марше через Великую Степь, должны были пройти и этот путь.

Русские прибыли сюда в конце 18 века, когда алтайцы стали подданными царя. По мнению царя и русских - добровольно, по мнению алтайцев - не обязательно.Именно тогда начались первые работы по модернизации дороги, которые продолжались на протяжении всего 19 века. Наконец, когда власть переходит в руки пролетариев, в 1920-е годы заказывается полная реконструкция, соединенная с бетонированием и асфальтированием всей дороги. В 1930-е годы, во время тяжелейших сталинских репрессий, маршрут создавался благодаря рабскому труду отверженных.

Самой трагичной и известной является история с женским лагерем в хуторе Мьюта, которым предстояло голыми руками построить участок дороги, так и не вошедший в маршрут.Некоторые говорят, что во время строительства должно было погибнуть более 15 000 человек. заключенные. Сегодня длина Сьюского маршрута составляет 942 километра. Стартует в Новосибирске, Новосибирской области. Она проходит через весь Алтайский край (включая окрестности Барнаула и Бийска) и доходит до Республики Алтай. Там она петляет от Маймы (453 км) до Ташанта (942 км), где проходит граница с Монголией.

Алтай или страна сказок

Вообще Алтай, его волшебные горы и степи, это страна сказок.Некоторые из них – это сказки древнего Алтая, подтвержденные исследованиями археологов и историков, но большинство из них – народные сказки, полные мистики и сверхъестественных явлений. Однако чаще всего они взаимопроникают друг в друга таким образом, что уже невозможно разделить мифы, заколдованные в устных рассказах, открытия, подтвержденные исследованиями, и открытый лиственный бред. В конце концов, мы находимся в месте, где западная рациональность и необходимая научность доказательства существования вещей прибыли лишь как фрагмент того образа, который сложился о них у русских, колонизировавших Сибирь.

У того, кто впервые услышит рассказы жителей республики, создастся впечатление, что он находится в волшебном месте, где реальность лишь иллюзия. А как же иначе, ведь это сердце Евразии, а по некоторым данным, энергетический центр мира и культурная колыбель человечества. В более диких местах, если кто-то остается на ночь в одиночестве, у него есть хорошие шансы встретить алмыса - алтайского аналога снежного человека (снежного человека) или йети.

На перевалах появляются призраки мертвецов, дольше там лучше не задерживаться - особенно ночью. Алтайская принцесса из Укока, которую некоторые называют Сибирской Ледяной Девой, оберегает себя и тайны своего народа, не переносясь дальше Новосибирска. Таинственные курганы пазырицкой культуры должны связать Алтай со Средней Азией, а далее, по рассказам Геродота, с Причерноморской степью.

А еще моя любимая история о великой подземной цивилизации.Этой земле дали много разных названий. В европейских восточных представлениях ее называли Агарта. В традиционных тибетских верованиях он известен как Шамбала. Историю этой земли в различных формах можно найти от Республики Коми на севере России до Индии и Тибета. Об этом рассказывали французские оккультисты девятнадцатого века, об этом рассказывали польские путешественники, такие как Фердинанд Оссендовский, и это проникло в массовую культуру. В России о Беловеже говорят со ссылкой на старые русские источники.

Алтайские курганы – это, по мнению многих, порталы в этот подземный мир.Некоторые, например художник Николай Рерих (музей которого находится в алтайском селе Мульта), утверждали, что Беловодье должно было начаться недалеко от Белухи, расположенной в самом сердце Евразии. Рерих в своих увлекательных спиритических рассказах и кубистических формах своих картин рассказывал историю, связывающую буддийские и традиционные сказания Сибири с верованиями славян. И все это благодаря поверью, которое восходит к древности, что земля внутри пуста.

Алтай для велосипедистов

Однако велосипедист не питается волшебными историями Алтая, и не только на одном только Чуйском тракте.Какой бы маршрут он ни выбрал, он всегда попадет в одно из мест волшебных историй. Алтай хранит атмосферу таинственности. Но так как баланс в природе должен соблюдаться, то и езда на велосипеде по Республике Алтай становится для ее жителей необъяснимой загадкой. Призраки на перевалах? Практически каждый встречал их. Алмыс бродит по пастушьим сараям и отдаленным стойбищам? Даже если это не было встречено лично, несомненно, что у одного из членов семьи была такая возможность.Прототип колки Снегирова в семье? В каждой деревушке найдется кто-нибудь. А человек, добровольно решивший пересечь Республику Алтай на велосипеде? Это трудно понять. Тут не о чем судить, дело в другом ракурсе, в другом восприятии существенного, обычного и необычного. Алтайские духи всегда жили на Алтае. Они были с людьми, когда принцесса Укока была еще красивой молодой женщиной, а не татуированной мумией. Были, когда монголы и караваны Шелкового пути проходили по этому пути.А велосипед? В конце концов, это такая молодая игрушка.

Сибирь по-другому

Невозможно оценить, но можно попытаться интерпретировать. Конечно, это будет интерпретация через призму собственного опыта, а не попытка понять алтайскую душу. Прошли те времена, когда антропологи в белых костюмах классифицировали дикарей в соответствии с теоретически расплывчатыми принципами. То, что делает Алтай таким особенным для велосипедных путешествий, заключается, помимо этих необычных историй, в ошеломляющей и тревожной красоте южной Сибири.Алтай требует, чтобы вы отбросили любые суждения перед отъездом и согласились погрузиться в другое течение времени. Более того, помимо исторических стереотипов (потому что у поляка может ассоциироваться с Сибирью) нужно отказаться даже от воспринятого в детстве восприятия расстояния, географии, математики, а может быть, и физики.

- Откуда ты?
- А мы совсем рядом с Алтаем, потому что из Омска. 1100 километров,
или 15 часов езды.

- Этот идет немного дальше. Он приехал с Ямала.
- Дело в том, что я четыре дня за рулем, но у меня сейчас чуть больше свободного времени.
- Там поверните направо, затем немного в гору, сверните на съезд и спуститесь к каньону.

А каньон такой, что надо три дня на велосипеде проехать, чтобы все это объехать. А потом это
Озеро Телеки. Его длина составляет 80 километров, над ним находится только одна деревня.

- Мы можем остаться в этой или в соседней деревне.
- Можем на следующем, но он будет через 70 километров.

- Вы покинете Акташ, через 30 километров будете Кураем. Там начинается степь.
- А дальше?
- Что дальше? Потом еще и степь, вплоть до Пекина. Около 3500 километров,
за два дня, вы, наверное, будете за рулем автомобиля.

И так далее, а вокруг горы, леса или бескрайние степи и реки. И везде. Если что-то уже здесь, то оно должно быть огромным - лес, гора, степь, река. И тот Чуйский тракт и его ответвление, где ни на мгновение не может быть ровно ни вверх, ни вниз.Обычно длинный подъем, хотя и не слишком крутой, а потом длинный спуск - при спуске по-другому. Вы должны выключить. А проехав по этим глухим деревням, по перевалам и каньонам, потом можно сделать только одно - посидеть вечером в бане, с березками в руках, погреться, а потом прыгнуть в ледяной бурлящий поток. Здесь все кажется волшебным.

Быть может, заколдованный, как в старинной алтайской легенде - когда дочери алтайского хана Катуни предстояло выйти замуж, отец собрал лучших рыцарей, чтобы побороться за свою дочь.Этот, однако, любил простого мальчика по имени Бидж. Отец не дал согласия на брак, поэтому Катунь сбежала с Бежем через бескрайнюю степь, покрывавшую тогда эту землю. Хан увидел его в волшебном зеркале и приказал рыцарям преследовать его. Когда он увидел, что погоня никогда не настигнет влюбленных, он яростно проклял все, что было в его власти. Мчащиеся кони с всадниками превратились в сопки и горы Алтая, а родная юрта в Белуху Спаслись только Катунь и Бий, превратившись в две реки с этими именами, которые потом сходятся воедино, как пара влюбленных, создавая могучую реку Обь.И вот, неудержимо течет в Северный Ледовитый океан.

Текст: Бартломей Кшиштофан, Barents.pl
Поездка: Алтай: на велосипеде по самым красивым горам Сибири

Дата следующей поездки: 18.07.2020 - 01.08.2020
https://www.barents.pl/wycieczki/rosja-altaj-syberia-na-rowerze

.

LandCruiserAdventureClub - Восточное направление - в Монголию, Туву и Алтай

Страница 1 из 14

Два года назад, уезжая из Монголии, я с удовольствием встретил русскую цивилизацию. Даже асфальт на границе в Ташанте уже начался, и это было знаком возвращения в «нормальный» мир. Однако я не распрощался с Монголией навсегда. У меня был план вернуться на следующий год в моей голове. Но материальная реальность редко подчиняется моим планам, и я вернулся в Монголию только через два года.


Путешествие знает только одно ограничение. Это деньги. Сбор средств на следующую поездку требует множества компромиссов и жертв. В этот раз деньги пришли ко мне с неожиданной стороны. В это путешествие с нами отправился старый друг из Германии вместе со своими двумя детьми. Таким образом, мы починили наш немного дырявый бюджет.
Мы встретились с Карстеном и его детьми, Ларсом и Норой, в Минске, Беларусь. Мы только что закончили наше путешествие по Северному Кавказу, и Карстен едва забрал детей из школы.Каникулы в Германии начинаются во второй половине июля.


Мы прилетели из России из Смоленска в Алтай за одну неделю. Мы выбрали северный маршрут через Киров, Пермь и Екатеринбург. Россия так быстро цивилизуется, что по ценам в магазинах уже обогнала Польшу. Количество автомобилей на дорогах астрономическое, и большинство из них новые японские или европейские машины. Я никак не ожидал, что окажусь в пробке посреди Среднесибирской равнины, размером с пол-Европы. Я езжу так уже восемь лет и поначалу с улыбкой приветствовал водителя встречной машины.Сейчас бьюсь с ним за место на дороге. Реновация моста и раскачивающееся движение в глуши, которое трудно себе представить в европейских реалиях, создает пробку на три километра. Несколько сотен километров болот вокруг, пятьсот километров до Новосибирска и триста до Омска. Только природа на север, и несколько сотен километров на юг до столицы Казахстана - Астаны. Дорога как дамба в болоте, луки размером со спичечный коробок хочется протиснуться в открытые окна машин, а мы стоим и конца очереди не видно! За несколько лет Сибирь стала настолько глобализированной, что сотни грузовиков в день должны доставлять всевозможные товары в богатые города, столицы с нефтью и газом.Когда-то несколько камазов, сегодня новые западные Скания и Вольво, а мы их обгоняем и обгоняем без конца, по двенадцать часов в день на всю неделю.

Наконец-то мы приземлились на прекрасном Алтае. Мы останавливались на пляже Катуния на две ночи. В первый день мы сразу проделали 30-километровый переход в горы, вдоль реки. У нас соседями являются русские из Санкт-Петербурга. Сюда приезжали на праздники и фестивали аюрведической медицины.Они проехали более шести тысяч километров вперед и не покинули родную страну. Они устроили нам концерт на тибетских чашах под гудение взбудораженной Катуни на заднем плане. Вечером к нам присоединился немец на мотоцикле, возвращавшийся домой из Монголии.
На следующий день мы хотели перейти границу в Ташанте, но опоздали на полчаса. Мы так давно не видели петроглифы Калбык-Таш. Так мы и заночевали в степи, на высоте более 2000 м над уровнем моря. Было довольно холодно, и вокруг не было ничего. Такое предвкушение Монголии.

.

Тува, Алтай, Хакасия, Красноярский край Экспедиция Южная Сибирь

Тува, Алтай, Хакасия, Красноярский край - 21 день

Готовы ли вы к путешествию на 200%? Это хорошо, ведь мы отправляем вас в оригинальное путешествие по малоизвестным землям юга Сибири - через Алтай, Туву и горные районы Западного Саяна. В мир, граничащий с шаманизмом, буддизмом и православием, хотя мы прикоснемся и к тайнам еще более древних культур. За ними следуют курганы и мегалиты, вписывающиеся в образ местной природы – бескрайних зеленых степей и диких гор.

Автономная Республика Тыва расположена на юге Сибири в географическом центре Азии. По культуре и природе она больше напоминает соседнюю Монголию. Уникальная тувинская культура основана на древних шаманских и буддийских традициях. Свидетельством взаимопроникающих систем являются шаманы и шаманы из Тувы, пользующиеся невероятным вниманием. Из поколения в поколение они передают секреты и мастерство целостного исцеления, и все эти знания основаны на балансе между телом и духом.Отсюда множество и колорит шаманских практик и ритуалов. Тува также известна в мире своим прекрасным горловым пением (он же обертонное пение).

Старинную историю вы найдете в степной части Тувы, где встретите каменных истуканов, возвышающихся над местностью. Эти изображения божеств или великих вождей Тувина датируются 2-3 тысячами лет. годы. Жители Тувы верят, что идолы обладают энергетической силой, способной помочь или навредить человеку.

Бескрайняя река Алтай прекрасна, как европейские Альпы.С одним отличием - Алтай малонаселенное пространство, поэтому горы практически дикие, нетронутые цивилизацией. Это дает возможность ощутить здесь глубокую связь с природой. Величественные вершины, ледники и огромные озера часто остаются только для нас.

Историческое богатство региона по-прежнему окутано тайной. Напоминанием о древних временах являются огромные курганы и скальные мегалиты, или шаманские места силы. На протяжении тысячелетий Горный Алтай был домом для многих народов, тюркских и скифских народов.Сегодня здесь живут алтайцы и русские.

Наш поход начинается в Красноярске. Далее выезжаем на юг Красноярского края, и далее в республики Тыву и Хакасию. Наконец, мы пересечем пустыню вплоть до Алтайских гор. В Туве мы познакомимся с бытом местных жителей, послушаем гортанное пение, а если повезет, увидим и шаманские обряды.

Преодолев пустыню Тувы, мы пересечем "Чуйский тракт" - одну из самых живописных дорог России. Неделю мы проведем на Алтае, а в завершение нашего горного приключения отдохнем на Телецком озере, по красоте сравнимом с Байкалом.

1 ДЕНЬ: рейс
Вылет из Варшавы в Красноярск, с пересадкой в ​​Москве. Небольшая прогулка по городу. Ночь в Красноярске.

2 ДЕНЬ: Красноярск
Достопримечательности Красноярск - один из крупнейших городов Сибири. В начале мы отправимся на Гвардейскую горку, где стоит колокольня собора св. Параскева Пятница. Эту достопримечательность Красноярска видно из любой точки города. Башню знают все россияне, так как ее мотив украшает десятирублевую купюру.Мы посетим Национальный музей с замечательной этнографической выставкой. Пообедаем в ресторане с видом на Енисей. Гуляя по городу, мы также увидим церкви, старинные исторические дома, памятники советского времени и памятники современности. Ночь в Красноярске.

ДЕНЬ 3: Заповедник Столпы
Поездка на целый день в Заповедник Столпы. Столпы – это скальные останцы высотой до 100 метров. Часто, словно огромные башни, они возвышаются над таежными лесами. Гигантские гранитные скалы были вырезаны ветром и дождями на протяжении веков.Их формы напоминают силуэты людей и животных. Названия скал соответствуют фигурам, на которые они похожи. Так мы увидим Орла, Дзиада, Врубеля, Монаха и многие другие природные «скульптуры» (всего групп «столбов» 80). У нас есть много маршрутов на выбор. Возвращение в Красноярск на ночь.

4 ДЕНЬ: Абакан
Поездка в столицу Хакасии - Абакан (около 6 часов). Посещение Абакана, где мы увидим знаменитый Археологический музей, церкви и памятники коммунизма. В музее хранится впечатляющая коллекция курганов времен, когда эти районы были заселены тюрками.Древнейшим гигантским обелискам несколько тысяч лет. Ночь в Абакане.

ДЕНЬ 5: Хакасия
Экскурсия по Хакасии на внедорожнике. Мы посетим археологические памятники с курганами турецких времен, также увидим красивые соленые озера, где будем купаться. Ночевка где-то в Чакасской степи.

ДЕНЬ 6: Саянские горы
Переезд в Саянские горы. В саму Туву (и ее столицу Кызыл) ведет живописный маршрут через горы, именуемый Усинским трактом. Во второй половине дня мы отправимся в поход по красивым Джергаки - впечатляющим гранитным горам.Ночевка в турбо в горах. Вечерняя баня для желающих.

ДЕНЬ 7: Царская долина, Кызыл
Утренняя прогулка по окрестностям. Во второй половине дня переезд в Кызыл - столицу Тувы. По дороге посещаем знаменитую Долину царей, населенную на протяжении тысячелетий скифскими и прототюркскими народами. Это чрезвычайно богатая археологическая зона. В последние годы здесь застали знаменитую королевскую чету, облаченную в богато украшенные золотые одежды. Ночевка на базе с юртами под Кызылом, на берегу Енисея.

8 ДЕНЬ: Кызыл
Экскурсия по городу: прогулка по Енисею, посещение знаменитого Центра Азии с его замечательными скульптурами, посещение увлекательного музея, где мы познакомимся с историей Тувы, а также увидим впечатляющую коллекцию золота из гробницы скифских царей II века н.э., обнаруженные в последние годы. Ночевка на базе с юртами.

9 ДЕНЬ: Озеро Дус-Холь
Поездка на соленое озеро Дус-Холь, где мы можем искупаться, плавая по поверхности воды, как в Мертвом море.Вечером встреча с тувинским шаманом (или шаманом) для желающих.

10 ДЕНЬ: Усту Хуре
Выезд в западную Туву и Ак Добурак. По пути мы посетим крупнейший буддийский комплекс Тувы - Усту Хурэ. Мы также остановимся в священных шаманских местах. Ночевка в пути.

11-13 ДЕНЬ: Переезд через горы из Тувы на Алтай
Переезд вдоль границы с Монголией до Чувашского тракта. Три дня мы будем путешествовать по степной пустыне Азии.В этих условиях с ним справляются только автомобили 4×4 (с полным приводом). На протяжении нескольких сотен километров дорога проходит вдоль границы с Монголией, поэтому потребуются специальные виды на жительство. Может случиться так, что единственным возможным размещением будет ночевка в палатках.
Прибываем к озеру Хиндиктиг-Холь, окруженному цепью гор, расположенному на высоте 2306 м над уровнем моря. К востоку от озера находится горный массив Монгун-Тайга (3976 м над уровнем моря). Для жителей Тувы это святая гора.Поэтому не следует беспокоить горных духов без причины.
Пересекаем высокогорную степь Бельдыр-Сол (2500 м над уровнем моря). Летом сюда приезжают тувинцы, разводящие яков - единственных животных, которые прекрасно чувствуют себя в этом климате. Плато покрыто многочисленными разноцветными озерами. В этой местности вечная мерзлота, а количество дней без морозов в году около 50. По пути нам встретятся многочисленные курганы - загадочные останки древних цивилизаций.
Наконец, выходим на перевал Бугузун (2608 м над уровнем моря).р.м.) - граница между Алтаем и Тувой. Мы войдем в Бугузунскую долину, затем доберемся до Кош-Агача - деревни, расположенной прямо на границе с Монголией. Приграничный район Кош-Агач населен коренными казахами, как и Баджанолгийски Аймак в Монголии, граничащий с этим регионом. Чуйская ступень (1700-2000 м над ур. м.), на которой мы остановились, — одно из самых засушливых мест в России. В долине есть вечная мерзлота, а климат экстремальный с очень большим диапазоном температур. Ночь в Кош Агач.

14 ДЕНЬ: Актру
Поездка на базу Актру, расположенную под горным хребтом Актру. Последние 10 километров — настоящее алтайское бездорожье — сибирские горки. Адреналин на долгие годы гарантирован! Хороший шезлонг будет иметь важное значение.
Мы можем выбирать из многочисленных прогулок и походов. Самый интересный 4-часовой маршрут проходит под ледником Вельки Актру. Это один из самых впечатляющих ледников Алтая. Другие маршруты на выбор: Учительский перевал, прогулка под ледником Малый Актру. Ночевка в Актру турбо.

15 ДЕНЬ: Акташ
Утренний переход, прогулки по окрестностям. После обеда выезд в село Акташ. По дороге остановимся на смотровых площадках, а вечером полностью отдохнем - еще одно посещение бани. Ночь в Акташе.

16 ДЕНЬ: Снайперский маршрут
Экскурсия на целый день по Снайперскому маршруту. Эта дорога, построенная узниками ГУЛАГа, является одним из самых красивых горных маршрутов в России. Маршрут проходит через Горный Алтай по крутым долинам вдоль рек Катунь и Чуя (около 500 км).Дорога по всей длине находится в отличном состоянии, что, безусловно, будет приятным изменением на дорогах, по которым мы путешествовали до сих пор. До прихода сюда русских эту местность населяли различные племена «алтайцев» - последователей шаманизма, а в старину и другие азиатские группы. Здесь много остатков древних скифских и тюркских народов: курганы, скальные обелиски, петроглифы. Это по-прежнему «земля шаманов», дом многих духов и регион, полный тайных сил.
В воображении алтайцев эти волшебные силы до сих пор живы.По пути мы проедем множество мест, где делаются подношения призракам.
В деревне Иня мы увидим таинственные обелиски. Далее мы достигнем заповедника Калбык-Таш, крупнейшего скопления петроглифов на Алтае (всего около 5000), считающегося местным культовым местом. О некоторых петроглифах ходят легенды, страшные для местных жителей. Наконец, мы достигнем перевала Чике-Таман, населенного призраками. Возвращение в Акташ на ночь.

17 ДЕНЬ: Озеро Телеки
Мы едем на озеро Телеки.Путешествие будет непростым, но подарит массу впечатлений. Через скальные ворота «Красные Ворота» проехать в Улаган. Далее мы увидим Пазырские курганы - гробницы скифских царей - один из важнейших археологических памятников Алтайского края. Затем дойдем до перевала Кату-Ярык, откуда открываются прекрасные виды. Еще одной достопримечательностью станут огромные «скальные грибы». Ночевка на Телецком озере.

18 ДЕНЬ: Телецкое озеро
Круиз по одному из красивейших озер России - Телецкому озеру (ок.$30-40), часто именуемый младшим братом Байкала. Мы останавливаемся в нескольких местах возле замечательных водопадов. Во второй половине дня мы достигнем Артыбаша. Отдых и ночлег в Артыбаше.

19 ДЕНЬ: Горноалтаск
Утренний отдых у озера, а после обеда переезд в Горноалтаск - столицу Республики Алтай. Посещение современного Алтайского музея, в котором хранится легендарная мумия царевны Укок и другие замечательные экспонаты, связанные с историей края. Ночь в Горноалтайско.

20 ДЕНЬ: Новосибирск
Прибытие в Новосибирск - столицу Сибири, третий по величине город России, расположенный на реке Обь. Вечерняя экскурсия по городу: увидим, в том числе Памятник Ленину, здание театра и оперного театра. Ночь в Новосибирске.

21 ДЕНЬ: рейс
Вылет из Новосибирска в Варшаву, с пересадкой в ​​Москве.

Карты нет... временно

.

Архив: Юрта - Enesaj.pl

Я узнал, что несколько лет назад киргизские юрты можно было встретить недалеко от нашей западной границы. Прошлым летом мне наконец удалось их увидеть, так что я наверстываю упущенное и выкладываю несколько фотографий. К сожалению, в тот момент они были на каникулах и были закрыты, но к ним хотя бы можно было подойти. (подробнее...)

Это последняя часть статьи о тувинских юртовых традициях.На этот раз поэтов вдохновил кочевой передвижной дом. Перевод и собственные сноски. (подробнее...)

Четвертая часть статьи Монгуша Байыр-Оола "Юрта в традиционной тувинской культуре". Интерьер юрты и символика отдельных ее элементов. (подробнее...)

Третья часть статьи Монгуша Байыр-Оола "Юрта в традиционной тувинской культуре".Это касается важности очага в юрте и обряда его освящения, что должно было обеспечить успешное проведение зимы кочевниками. (подробнее...)

Вторая часть статьи Монгуша Байыр-Оола "Юрта в традиционной тувинской культуре". В этом разделе описаны элементы юрты. (подробнее...)

В Туве проходит Год тувинского гостеприимства.По этому поводу сегодня я начинаю тему, которая может не обязательно касаться приема гостей, но очень важная для тувинской культуры - юрта. Представляю статью Монгуша Байыр-оола "Юрта в традиционной тувинской культуре" (собственный перевод), в связи с объемом в четырех частях. Сноски под текстом моего авторства

(подробнее...)

Приятно упомянуть какое-нибудь летнее событие в это время года, тем более, что я до сих пор не писал об этом в блоге.Я имею в виду фестиваль «Калейдоскоп» в Праге в июне, который доказывает, что за кыргызской юртой далеко ходить не надо. (подробнее...)

.

Смотрите также