Post Icon



Чтение для первоклассников


Список литературы для 1 класса по программе «Школа России»

В период летних каникул не нужно забывать о чтении. Список литературы для 1 класса по программе «Школа России» состоит из произведений русских авторов.

Что читать?

Первоклассникам обязательно нужно познакомиться с творчеством Пушкина. «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написаны в народном стиле, а сюжеты и образы, изображенные в этих сказках, знакомы каждому ребенку.

Еще одно произведение из списка литературы на лето для первоклассников – это «Серая шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка. В нем автор проявил свой талант психолога и тонкого наблюдателя природы.

Рассказы прекрасного писателя Льва Николаевича Толстого поражают своей мудростью и глубиной. Первоклассники обязательно должны прочитать такие произведения, как «Котенок», «Два товарища», «Булька», «Три медведя».

Почти в каждой семье есть книги замечательного детского автора Николая Носова. В список литературы для 1 класса включены рассказы «Заплатка», «Затейники», «Живая шляпа», «Ступеньки», «Приключения Незнайки и его друзей».

«Школа России» обязательно рекомендует к прочтению произведения Э.Н. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья», а также прекрасную сказку А.М. Волкова «Волшебник изумрудного города».

Кроме того, летом учащиеся первого класса должны прочитать такие произведения, как:

• «Елка» М.М. Зощенко;

• «Цветик-Семицветик», «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева;

• «Серебряное копытце» П.П. Бажова;

• «Лисичкин хлеб», «Берестяная трубочка» «Еж» М. Пришвина;

• «Аришка трусишка», «Как муравьишка домой добирался», «Кто чем поет» В. Бианки;

• «Обыкновенный великан» В.В. Медведева.

Первоклассники, как правило, читают очень плохо. Скорость чтения у многих детей этого возраста – меньше ста слов в минуту. В таком случае можно заданные на лето произведения читать поочередно с родителями.

Как работать с прочитанным?

Обычно список литературы для 1 класса по программе «Школа России» сопровождается рекомендацией заносить прочитанное в специальный дневник, форма которого зависит от требований школы и учителя. Как правило, в таких дневниках указывается имя и фамилия автора, название книги, несколько предложений относительно содержания. Иногда необходимо указать количество прочитанных предложений или страниц, перечислить главных героев, нарисовать иллюстрацию. Считается, что читательский дневник прививает ребенку навык осознанного чтения, учит замечать детали и делать выводы из прочитанного.

Тематическая подборка: 10 книг для первоклассников

Тематическая подборка

10 книг для первоклассников 

 

 

Юз Алешковский. Кыш, Двапортфеля и целая неделя

Эта книжка необходима каждому первокласснику!

Всё её действие укладывается в одну неделю сентября, когда первоклассник Алёша Сероглазов получает в школе смешное прозвище Двапортфеля и находит настоящих друзей. 

Алёшу и его маленького щенка по кличке Кыш ждёт множество приключений - смешных, грустных и даже опасных. А настоящая дружба и верность помогут всё преодолеть. 

Почему эта книга в подборке 

1. Замечательно добрая и веселая история о силе дружбы специально для первоклассников

2. Юз Алешковский - писатель, поэт и бард, сценарист; один из создателей неформального объединения "БаГаЖъ", куда входили А. Г. Битов, Б. А. Ахмадулина и М. М. Жванецкий 

3.  Живые атмосферные иллюстрации Сергея Гаврилова

Иллюстратор Сергей Гаврилов

Издательство Лабиринт

 Купить книгу "Кыш, Двапортфеля и целая неделя" в "Лабиринте" 

 

 

 

Фрида Нильсон. Хедвиг наконец-то идёт в школу! 

Семилетней Хедвиг кажется, что она - единственный ребёнок во всём мире.

Ведь они с родителями живут в такой глуши, где даже поговорить не с кем. И каждый день похож на предыдущий - это невыносимо скучно.

Но очень скоро всё изменится, потому что Хедвиг наконец то пойдёт в школу!

Почему эта книга в подборке 

1. В этой истории очень хорошо показаны переживания первоклассников

2. Главная героиня - любопытная, непоседливая и изобретательная Хедвиг очень похожа на современных девчонок, поэтому истории о ней читаются с большим удовольствием.

3. Забавные иллюстрации

Иллюстратор Стина Вирсен 

Издательство Самокат

 Купить книгу "Хедвиг наконец-то идёт в школу!" в "Лабиринте" 

 

 

 

Антон Соя. Ёжка идет в школу, или приключения трехсотлетней девочки

Ёжка Костяножкина не отстает от первоклашек и тоже идет в школу.

И ведь пора бы уже давно освоить школьные премудрости, а то 300 лет не за горами, а она все на ступе летает и в неучах ходит. Да и любимая бабушка Баба-Яга здорово все устроила, определив внученьку в супершколу для сказочных персонажей.

Вот в школе-то и начались настоящие приключения! 

Почему эта книга в подборке 

1.  Колоритные персонажи, которые будут близки ребенку - будущему первокласснику

2.  В книге много ненавязчивых отсылок к детской классике и доброго юмора

3. Потрясающие рисунки Евгения Антоненкова

Иллюстратор Евгений Антоненков 

Издательство Речь

 Купить книгу " Ёжка идет в школу, или приключения трехсотлетней девочки" в "Лабиринте" 

  

 

 

Евгений Шварц. Первоклассница

Маруся Орлова с нетерпением ждала этого дня: наконец-то она стала первоклассницей!

Маленькую ученицу ждёт столько всего интересного! Ей предстоит научиться не только чтению и письму, но и дружбе, взаимовыручке, ответственности. Пока Марусе удаётся далеко не всё, но она обязательно справится!

Почему эта книга в подборке 

1.  Повесть Евгения Шварца была написана в середине XX века, но она близка и понятна современному читателю.

2. Приключения первоклашки Маруси никого не оставят равнодушными. Сменилась эпоха, но тревоги и переживания маленьких первоклассников остались теми же.

3. Текст сопровождают выразительные и эмоциональные иллюстрации Юлии Казарницкой.

Иллюстратор Юлия Казарницкая 

Издательство Речь

 Купить книгу "Первоклассница" в "Лабиринте"  

 

 

 

Ирина Зартайская. Зайчонок Тим идёт в школу 

1 сентября является одним из самых главных праздников в жизни совсем ещё маленьких детей, зайчат, бельчат и медвежат. Ведь в этот день все дружно идут в школу!

Главному герою этой сказки хочется поскорее надеть свой школьный костюм, бабочку, взять новенький портфель и сесть за парту.

Только зайчонок Тим очень переживает, что ни с кем не подружится. А переживает он зря!

Почему эта книга в подборке 

1.  Эта история - отличное подспорье для тревожных деток, которые идут в первый класс, а также как профилактика страхов, связанных со школой

2.  Чудесные иллюстрации Екатериной Гавриловой 

3. Автор - Ирина Зартайская - участник международных семинаров и форумов детских писателей, автор многочисленных журнальных публикаций и книг, победитель Всероссийского конкурса "Новые имена. Премьера книги".

Иллюстратор Екатерина Гаврилова 

Издательство Нигма

 Купить книгу "Зайчонок Тим идёт в школу" в "Лабиринте"   

 

 

 

Тимо Парвела. Элла в первом классе 

Кто-то заглатывает эту книгу в один присест, а кто-то хохочет над ней часами.

Потому что "Элла в первом классе" – веселая история о финской непоседе-первоклашке, которую точно полюбят и дети, и взрослые.

Почему эта книга в подборке 

1. Автор - Тимо Парвела - учитель, поэтому он прекрасно знает, о чём пишет; все его истории взяты из жизни 

2. Эта История поможет первоклассникам снять напряжение и подарит отличное настроение

3. Книга подходит для самостоятельного чтения

 

Иллюстратор Сабина Вилхарм 

Издательство Розовый жираф

 Купить книгу "Элла в первом классе" в "Лабиринте" 

 

 

 

Дженни Колган. Полли и Нейл. Новый друг 

Полли идет в школу! Вот только ее друга, Нейла, нельзя взять с собой, а как хотелось бы!

Но мама Полли присмотрит за ним и все будет хорошо. А вот в школе не так просто заводить новых друзей.

Почему эта книга в подборке 

1.  Это история о новом этапе жизни для ребенка и о трудностях, с которыми можно столкнуться. А еще она о важности поддержке самых близких людей и о начале новой дружбы. 

2. Книга подойдет для самостоятельного чтения: крупный шрифт, короткие главы и забавные главные герои будут отлично мотивировать ребенка к чтению

3. Замечательные яркие и очень живые иллюстрации 

Иллюстратор Томас Докерти  

Издательство Манн, Иванов и Фербер 

 Купить книгу "Полли и Нейл. Новый друг" в "Лабиринте" 

 

 

 

Нина Гернет. Лида и буквы

Кто скажет, что первоклашкам так легко учиться?

Да разве легко делать уроки, когда у тебя шатается стул, перьевая ручка ставит кляксы, а еще и муха так и норовит заглянуть в чернильницу?

Чтобы не переутомиться, Коля Мохов решил сбегать во двор и посмотреть, что же там произошло в его отсутствие. В это время в тетрадь брата заглянула Лида, его младшая сестренка. Что  же из этого получилось?

Почему эта книга в подборке 

1. История из детства, написанная с чувством юмора и теплотой

2. Книгу рекомендуем читать с бабушками и дедушками: они точно смогут объяснить современному первокласснику про перо и чернильницу, а еще рассказать много историй из своей школьной жизни :)

3. Классические иллюстрации Виктора Куприянова

Иллюстратор Виктор Куприянов  

Издательство Речь

 Купить книгу "Лида и буквы" в "Лабиринте" 

 

 

 

Саида Сахарова. Чудеса в решете или Калинкина школа первоклассников

 

Академия домашних волшебников объявляет новый набор!

На этот раз - в Калинкину школу для первоклассников. Первыми учениками в ней стали близнецы Саша и Маша, а их наставницей - почти восьмиклассница Лёка Ромашова.

Следуя советам волшебницы Калинки, ребята весело и с удовольствием учатся собирать портфель, готовить завтрак, ходить в школу, делать уроки, следить за своим здоровьем и всё успевать, а ещё быть ловкими, умелыми и самостоятельными - как настоящие, взрослые школьники!

Почему эта книга в подборке 

1. Это настоящее настольное пособие для тех, кто идет в школу: оно помогает морально подготовиться к новому жизненному этапу жизни и научит быть более самостоятельным.

2. Советы и рекомендации могут быть восприняты первоклассниками более лояльно, так как исходят от старшей девочки, а не от взрослых.

3. Автор - Саида Сахарова - известна многим поколениям читателей по книгам "Академия домашних волшебников", "Домашний повар, или Калинкины записи для начинающих кулинаров" и др., в которых в увлекательной форме знакомит юных читателей с основами домоводства и самостоятельной жизни.

Иллюстратор Татьяна Гамзина-Бахтий 

Издательство ИД Мещерякова

 Купить книгу "Чудеса в решете или Калинкина школа первоклассников" в "Лабиринте"  

 

 

 

Коля Гутман. Пес Веник идет в школу 

Пёс Веник приглашён в Королевскую собачью школу. Его выбрали наугад, и он по-настоящему счастлив. Даже ранец себе сделал по такому случаю - из целлофанового пакета!

Когда ещё дворняжка из мусорного бака сможет научиться читать, а тем более окажется среди таких породистых собак - в плащах-дождевиках и с золотыми поводками! Но даже тут пёс Веник остаётся самим собой - задорным, наивным и немного неуклюжим. И как здорово, что ему решил помочь именно лабрадор, на которого Веник в душе очень похож!

Почему эта книга в подборке 

1. Шебутной и дружелюбный пёс Веник - любимец многих детей. Особенно его любят чувствительные дети, поэтому отправляться вместе с любимым героем первый раз в школу будет совсем не страшно :)

2. Книга одновременно трогательная и смешная, ее можно перечитывать (и хохотать) снова и снова

3. Очень веселые и характерные иллюстрации

Иллюстратор Марк Бутаван 

Издательство ИД КомпасГид

 Купить книгу "Пес Веник идет в школу" в "Лабиринте" 

 

 

 

 

 

 

Ещё тематические книжные подборки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Список литературы 1-ый класс

Список художественной литературы,

необходимой для уроков литературного чтения в 1 классе

1четверть

A. Барто

«Игрушки», «Мы с Тамарой», «Девочка — рёвушка», «Девочка чумазая», «Медвежонок — невежа», «Вовка — добрая душа»

С. Маршак

«Почта», «Багаж», «Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Вот такой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», сборник «Плывёт, плывёт кораблик»

2четверть

  1. С.В. Михалков «Про мимозу», «Фома», «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа — ветеран», «Прививка», «Чистописание», «36 и 5»;
  2. B. Драгунский    «Заколдованная буква»;
  3. К. Чуковский «Радость», «Телефон», «Путаница», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»;
  4. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»; Л.Пантелеев «Буква ТЫ»;
  5. В. Маяковский «История Власа-лентяя и лоботряса», «Что такое хорошо…»; стихотворения русских поэтов о зиме

3 четверть

Внеклассное чтение (читать дома заранее, иметь один из текстов на уроке, можно читать другие произведения по данной теме)

  1. Стихи о буквах и азбуке. С.Маршак «Про всё на свете», Б.Заходер «Мохнатая азбука», «Остров Гдетотам».
  2. Жизнь дана на добрые дела. Л.Толстой «Котёнок», К.Ушинский «Дедушка», «Рассказы и сказки».
  3. О милосердии. В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Осеева «Просто старушка», «Навестила».
  4. О честности. Н.Носов «Огурцы», Л.Пантелеев «Честное слово». Классное чтение (заранее не читать)
  5. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

4четверть

Внеклассное чтение (читать дома заранее, иметь один из текстов на уроке, можно читать другие произведения по данной теме)

  1. Неживое становится живым. К.Чуковский «Федорино горе», Н.Носов «Живая шляпа», Б.Заходер «Кит и кот».
  2. Сказки о животных. «Петушок — золотой гребешок», «Волк и семеро козлят».
  3. Рассказы о животных. М.Коршунов «Рисунок с натуры», Е.Чарушин «Томкины сны».
  4. Стихотворения русских поэтов о весне. Классное чтение (заранее не читать)
  5. А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (заранее не читать)

*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.

20 текстов для чтения детей 5-6-7-8 лет

Ребенку, научившемуся складывать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, необходимо совершенствовать навык чтения путем систематических тренировок. Но чтение — довольно трудоемкое и монотонное занятие, и многие дети теряют интерес к нему. Поэтому мы предлагаем тексты небольшого размера, слова в них разделены на слоги.

Сначала сами прочитайте ребенку произведение, а если оно длинное, можно прочитать его начало. Это заинтересует ребенка. Затем предложите ему прочитать текст. После каждого произведения даны вопросы, помогающие ребенку глубже понять прочитанное и осмыслить основную информацию, которую он почерпнул из текста. После обсуждения текста предложите прочитать еще раз.

Мо-ло-дец Во-ва

Ма-ма и Во-ва гу-ля-ли.
Во-ва по-бе-жал и у-пал.
Бо-лит но-га, но Во-ва не пла-чет.
Во-ва мо-ло-дец!
Б. Корсунская

Ответь на вопросы.
1. Что случилось с Вовой?
2. Что у него заболело?
3. Почему Вова молодец?


Ум-ный Бо-бик

Со-ня и со-ба-ка Бо-бик гу-ля-ли.
Со-ня иг-ра-ла с кук-лой.
По-том Со-ня по-бе-жа-ла до-мой, а куклу за-бы-ла.
Бо-бик на-шёл кук-лу и при-нёс её Со-не.
Б. Корсунская

Ответь на вопросы.
1. С кем гуляла Соня?
2. Где Соня забыла куклу?
3. Кто принёс куклу домой?


Пти-ца сви-ла гнез-до на кус-те. Де-ти наш-ли гнез-до и сня-ли на зем-лю.
— Гля-ди, Ва-ся, три птич-ки!
На-ут-ро при-шли де-ти, а гнез-до у-же было пус-то. Жал-ко бы-ло.
Л. Толстой

Ответь на вопросы.
1. Что сделали дети с гнездом?
2. Почему наутро гнездо оказалось пустым?
3. Хорошо ли поступили дети? Как поступил бы ты?
4. Как ты думаешь, это произведение — сказка, рассказ или стихотворение?


Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли о-ни ко-ня друг у дру-га рвать.
— Дай мне — мой конь.
— Нет, ты мне дай — конь не твой, а мой.
При-шла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.
Л. Толстой

Ответь на вопросы.
1. Из-за чего ссорились Петя и Миша?
2. Что сделала мама?
3. Хорошо ли дети играли в коня? Почему ты так
думаешь?


























Филворды для развития чтения, внимания СКАЧИВАЙТЕ ТУТ. 

Детям будет интересно читать подобранные тексты, они затрагивают эмоциональный мир ребенка, развивают его нравственные чувства и воображение. Дети познакомятся с творчеством Л. Толстого, К. Ушинского, А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой, В. Бианки, Е. Чарушина, А. Усачёва, Э. Успенского, Г. Снегирёва, Г. Остера, Р. Рождественского, а также сказками разных народов.

Целесообразно на примере данных произведений показать детям жанровые особенности стихотворений, рассказов и сказок.

Сказка — жанр устной художественной литературы, содержащий необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В сказках присутствуют сказочные персонажи, говорящие животные, происходят небывалые чудеса.

Стихотворение — небольшое поэтическое произведение в стихах. Стихи читаются плавно и музыкально, в них есть ритм, размер и рифма.

Рассказ — малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В рассказе описывается случай из жизни, какое-то яркое событие, которое действительно было или могло бы произойти.

Чтобы не отбить охоту к чтению, не заставляйте его читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты. Бывает, что ребенок берет знакомую ему книгу и читает ее «наизусть». Обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы.

Ежедневное чтение усиливает эмоциональность, развивает культуру, кругозор и интеллект, помогает познать человеческий опыт. 

Литература:
Колдина Д.Н. Читаю самостоятельно. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 32 с. (Конфетка).

Памятки по чтению для первоклассников

Знакомство с новой книгой

1. Рассмотри обложку книги.

2. Прочитай фамилию автора и название

произведения.

З. Внимательно рассмотри иллюстрации,

перелистывая книгу.

4. Определи примерное содержание

книги.

5. Самостоятельно прочитай рассказ

(стихотворение, сказку и т.д.)

Составление плана рассказа

1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

  • О чем говорится в начале рассказа?

  • Какие события описаны дальше?

  • Чем заканчивается текст?

2. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

4. Перечитай их, скажи своими словами, о чем говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.

5. Запиши свой заголовок к каждой части.

6. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.

Заучивание стихотворения наизусть

1.Перечитай стихотворение и подумай, о чём в нем говорится.

2.Перечитай каждое четверостишие и определи, о чем говорится в каждом из них.

З. Перечитай первое четверостишие и пометь в нем для себя важные слова, которые несут

основные мысли.

4. Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.

5. Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).

6.Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).


Работа над кратким пересказом по плану

1. Раздели рассказ на смысловые части.

2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

3. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2—З предложения).

4. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).


Работа над сказкой

1. Как называется сказка, кто ее сочинил?

2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?

З. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор к своим героям?

8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?

Книги в подарок первокласснику | Издательство АСТ

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected]

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу