Post Icon



Что делать ребенок боится


Ребёнок боится детей - советы психологов, причины, как помочь преодолеть страх

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша.

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Коллективные занятия помогут перебороть страх, запишитесь в группы раннего развития

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы — пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Советы психологов и мнение Комаровского

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом — пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь — отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей — это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» — все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи — нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

  • Автор: Мария Циренова
  • Распечатать

pediatriya.info

Как избавить ребенка от страхов: советы психолога

Родителям это может показаться удивительным, но детям необходимо бояться, чтобы развиваться. Часть страхов (так называемых возрастных) относится к нормальным психическим явлениям, другая (тревожность и испуг) требует наблюдения и легкой коррекции.

Бить тревогу следует, когда есть отклонения от возрастных норм или формируются устойчивые фобии. Именно с ними чаще всего невозможно справиться без помощи специалиста. А вот если ребенок всего боится в 3 года, скорее всего, ему не хватает жизненного опыта и эффективной поддержки со стороны взрослых. Если такая проблема возникает лишь к 6–7 годам, нужно обратить внимание на общее психологическое состояние дошкольника и стиль семейного воспитания.

Диагностика страхов

К сожалению, нет универсальной инструкции, как избавить ребенка от страхов. Каждый малыш слишком уникален для этого. С одной стороны, детские боязни являются движущей силой психологического и социального развития, с другой – они могут это развитие затормозить, если сила страха превышает возможности нервной системы малыша.

Существуют специализированные опросники для детей, предназначенные для выявления боязней, начиная со старшего дошкольного возраста. У деток помладше самым надежным остается метод беседы. Основной родительский инструмент в борьбе со всем страшным и опасным – здравый смысл. Внимательное наблюдение и доверительные диалоги с ребенком творят чудеса в деле коррекции поведения.

Инструменты психологов

Существует тест «Красный дом. Черный дом» (модифицированный метод А.И. Захарова). Одновременная диагностика и проработка проблемы происходит через рисунки и образы. Ребенку предлагается расселить (записать) опасности в нарисованные домики: страшные – в черный дом, нестрашные – в красный.

В конце занятия черный дом нужно запереть (ребенок сам рисует навесной замок), а ключик выбросить или потерять. Обитатели черного дома – актуальные страхи. Будучи ритуально запертыми на надежный замок, они немного отступают.

Домашняя модификация теста. Чтобы сделать это занятие более увлекательным и доступным для деток, не умеющих писать (от 3 лет), страхи можно изобразить в виде символов. Если все детали выполнить на самоклеящейся бумаге, это вдвое сократит время занятия (для трехлеток – не более получаса). Опасности возьмите из «Страшного списка» ниже по тексту.

Не сравнивайте с другими

Отталкивайтесь не от соседских мальчишек или утверждений психологов, а от личности собственного ребенка. Так, если именно ваш пугливый малыш боится спать один в 4 года, обратите внимание, насколько сформирована у него самооценка, бытовые и коммуникативные навыки, жизненный опыт.

Причиной появления страхов порой становится индивидуальный дисбаланс между психическим и физиологическим развитием, когда рослый и внешне развитый дошкольник оказывается не приспособленным к жизни.

Говорите с детьми

Довольно часто одна боязнь цепляется за другую, и только путем диалога можно выяснить почему. Например, кроха начал бояться ходить в лес или весь сжимается, встречая определенного человека.

Попробуйте аккуратно расспросить о страхах. В диалоге не стоит прямо интересоваться «Чего ты боишься?», с детьми преддошкольного и дошкольного возраста лучше действовать издалека. Рассмотрим примеры.

ПроблемаЦельНеудачные фразыХорошие фразы
Ребенок боится ходить в лесВыяснить предмет страха.– Ты боишься леса?– Мы собираемся погулять в лесу, ты хочешь пойти? – Нет, там живет страшный серый волк!
Выяснить причину страха.– Почему ты боишься волка? Есть риск, что детское сознание не заметит ни вопросительной интонации, ни вопроса «почему» и воспримет фразу как установку.– А чего такого страшного натворил волк? – Он ест маленьких пушистых кроликов и охотится на детей!
Утилизировать страх, сделать его незначимой деталью.– Перестань! Волк совсем не страшный!– А ты знаешь, что волки бывают разные? Одни живут на севере, другие – на юге. В нашем лесу волки совсем не водятся! – А кролики есть? – К сожалению, кроликов тоже нет, и медведей нет, и даже лис нет. Зато есть отличное озеро с пляжем и мороженым!

– А там можно купаться?

В ходе разговора малыш может указать на «острые зубы и когти», что символизирует страх боли. Темный лес олицетворяет одиночество и разлуку с семьей. Старайтесь заранее продумать разные варианты развития диалога. Дети порой задают очень неожиданные вопросы, к которым вы должны быть готовы. Учитывайте возрастные особенности проявления страхов, чтобы переключать внимание малыша на нестрашные вещи.

У страха глаза велики. Обсудите эту пословицу со своим чадом. Пусть он на собственном примере проработает собственные реакции, заодно и расскажет о сопутствующих страхам фантазиях.

Возрастные страшилки

Страхи у детей дошкольного возраста сменяют друг друга или накапливаются, и это страшит уже не самих детей, а их родителей. От 3 до 7 лет дети переживают пиковый момент в становлении воли, морали, совести и многих других важных личностных качеств.

К началу этого периода исчезают ситуативные страхи (кабинет стоматолога, процедурная с уколами, лаборатория по забору крови). Но символы этих ситуаций могут перейти в трехлетний возраст. Например, дети начинают бояться боли или крови, а также различных шумов.

Чем старше становится малыш, тем более его опасения связаны с обществом и общепринятыми нормами. Фокус постепенно смещается с детского «я» и собственных ощущений во внешний мир:

  • В 3–5 лет во снах оживают сказочные персонажи. Особенно страшат детей образы анти-родителей – Баба-яга и Кощей. Любовь – одно из важнейших чувств, в котором у малыша в этот период не должно быть недостатка. Если любви мамы и папы не хватает, появляется боязливость и тревога.
  • Возрастной период 5–7 лет наиболее урожайный на страх собственной смерти. Днем ребенка волнуют как сама смерть, так и близкие события: болезни, операции. Ночью на малыша нападают чудовища и людоеды, проглатывают акулы или кусают ядовитые змеи.
  • После 7 лет Баба-яга превращается в ведьму, а Кощей приобретает облик скелета. Если школьник посвящен в религиозные мотивы, начинают действовать они: дьявол, черти, смерть с косой и т.д. Ночные кошмары все еще могут преследовать дошколенка, как и страх смерти. Но теперь малыш опасается не за собственную жизнь, а за жизнь мамы и папы. Поступление в школу заставляет детей бояться новых неприятностей: опозданий и наказаний за нарушение общих правил.

Чего боятся дети

Попробуйте поговорить со своим ребенком и выяснить, сколько настоящих опасностей тревожит его. Подготовьте карточки с названиями страхов. Придумайте любой способ распределить их на две категории: «да» и «нет». Для тех, что вызывают у ребенка тревогу, заранее придумайте «казнь».

Например, предложите прикреплять карточки к деревянным палочкам, часть из которых потом может стать основой костра. Другой вариант – сделать из бумажных карточек какую-то добрую поделку, тем самым сменив знак эмоций с минуса на плюс.

«Страшный список»

Ученые постоянно подсчитывают, чего чаще боятся дети. В списке около 30 пунктов. Для подсчета используются специальные бланки, опросники и диагностические игры. И, хотя, не так уж важно, сколько карточек получится в итоге, всё же не пренебрегайте даже теми, которые наверняка не относятся к вашему малышу. Возможно, в ходе диалога удастся выяснить интересные подробности. Итак, на карточках должны быть страхи:

Архаичные:

  • огонь, вода, ветер и другие стихии;
  • животные (не сказочные: собака, насекомое, паук);
  • страх темноты.

Пространственные:

  • открытое пространство;
  • тесные комнаты;
  • глубина или высота;
  • самолет, поезд, автобус, канатная дорога и другие виды транспорта.

Социальные:

  • врачи;
  • болезни;
  • уколы и процедуры;
  • пожар;
  • нападение преступника;
  • война.

Витальные:

  • кровь;
  • боль или неприятные ощущения;
  • неожиданный громкий звук;
  • смерть собственная или родительская.

Школьные:

  • опоздание в детский сад или школу;
  • наказание за нарушение правил.

Магические:

  • страх оставаться в одиночестве;
  • определенные люди;
  • сказочные персонажи;
  • момент засыпания (потеря контроля);
  • страшные сны.

Если свести воедино всю информацию о том, что страшит малышей, то выходит такая занятная статистика:

  • 3 года: у мальчиков больше страхов (9), чем у девочек (7), а в 4 года все с точностью до наоборот;
  • от 5 до 7 лет девочки лидируют (12) по отношению к мальчишкам-дошкольникам – 8-9);
  • у семилеток количество страхов снижается: мальчики – 6, девочки – 9.

Конечно, это всего лишь усредненные цифры. Но, как мы видим, дети могут бояться многого. И в большинстве случаев страхи являются нормой. Но у тревожных деток могут возникать состояния, в которых они боятся всего подряд. И работать с такими детьми лучше психологу без присутствия родителей. Так результаты диагностики и коррекции будут более точными, а побороть проблему удастся быстрее.

Вот, что думает о детских страхах и методах борьбы с ними детский психолог Марина Романенко:

Тревожные дети

Тревога имеет свойство нарастать от нормального уровня, свойственного возрастному этапу, до серьезных невротических расстройств. Борьба со страхом у высокотревожного ребенка может потребовать вмешательства профессионала!

Определить, насколько чадо нуждается в помощи, поможет специальный родительский тест, разработанный психологом А.И. Захаровым. Будьте максимально честны с собой. Не обдумывайте ответы слишком долго и старайтесь не делать исправлений.

Признаки тревожности у ребенка+ (признак ярко выражен)0 (происходит периодически)– (никогда не сталкивались)
Принимает все слишком близко к сердцу, часто расстраивается, очень много переживает обо всем на свете.
Плачет по любому поводу навзрыд, а также часто ноет, ворчит, долго успокаивается.
Пугающе часто раздражается по пустяковым поводам, капризничает. Не может терпеть или ждать.
Обижается, не переносит замечаний, сразу дуется.
Неустойчив в настроении, может даже одновременно смеяться и плакать.
Грустит без видимого повода, не говорит о причинах.
Сосет палец, соску, постоянно вертит какой-нибудь предмет в руках.
Без света очень трудно засыпает. Долго ворочается, сон беспокойный. Утром трудно приходит в себя.
Возбудим, когда необходимо спокойствие, и впадает в ступор, когда нужно выполнять задание.
В неизвестных ситуациях, в присутствии новых людей, в новых местах выражает излишнее беспокойство.
Нерешителен, не уверен в себе, в своих поступках. Этот признак нарастает.
Быстро устает, часто отвлекается, трудно концентрируется, и эти признаки усиливаются со временем.
Общий язык с ребенком найти все труднее, он часто уходит от диалога. Меняет решения.
Чаще стал жаловаться на головные боли и дискомфорт в животе. Краснеет, бледнеет, испытывает зуд, потеет.
Показывает плохой аппетит, который все больше снижается. Болеет подолгу, температура может повыситься без причины. Часто пропускает школу или детский сад.

Плюсики весят 2 балла, нолики – 1. Чтобы оценить результаты, подсчитайте баллы. Нормальным показателем уровня тревоги с учетом возрастных особенностей считается сумма менее 5 баллов!

Если получилось 5–9 баллов, нужно уделить внимание малышу. Поговорить, понаблюдать и подумать: возможно, он просто застенчивый. Если баллов от 10 до 15, нервное расстройство уже есть, но еще не достигло стадии заболевания, преодолевать его можно самостоятельно.

Начинать бороться и искать, что делать, если ребенок всего боится, следует, когда сумма баллов достигла 15–20. Это первые признаки подкравшегося невроза. 20–30 баллов набирают родители, которые столкнулись с серьезной проблемой детского невроза, нужно обязательно обратиться к доктору!

Демонстрация страха

Иногда внешняя картина поведения очень похожа на ужас, но человек не испытывает его на самом деле. Причиной тому – характер, яркие его черты, комплексы, особенности. Чаще всего это характер демонстративного типа, и нередко приходится наблюдать его у избалованных детей, которым позволена яркая экспрессия. Отучить их бояться бывает сложнее, чем избавляться от истинной боязни.

Чтобы отличить настоящую трусость от актерских уловок, направленных на привлечение внимания, обращайте внимание на физиологические признаки, а также поручите разговор о страшилках нейтральному члену семьи, на которого уловки не действуют. Физиологические признаки сильного страха помогут отличить его и от привычки стесняться, и от демонстраций, и от протестов: расширенный зрачок, дрожание рук и тела, потеря ориентировки в пространстве, заикание или потеря способности говорить, плач.

Боящийся может вздрагивать, часто моргать, терять равновесие или иногда и сознание, пытаться убежать, отказываться от диалога, терять контроль над собой и даже драться. Если страх настолько силен, желательно обратиться к детскому психотерапевту.

В чем причины

Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.

Цепочки из прошлого: последствия испуга

Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить. Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.

Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.

Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.

Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.

Важно! Никогда не наказывайте детей за то, что они чего-то боятся. Это сформирует новое звено в цепочке и не избавит от проблемы.

Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх

Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.

Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере. Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.

Отдам тебя дядьке! Пугать маленького безобразника чужим дядей, детским домом или собственной смертью – метод неопытных и нервных мам. Нужно срочно взять себя в руки и научиться реагировать более конструктивно.

Сила воображения

Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит. Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка.

Совет против монстров. Секретное волшебное оружие против ночных страшилищ (обычный диодный фонарь) поможет чаду самостоятельно убирать с глаз долой всех комнатных монстров и почувствовать себя настоящим супергероем.

Проделки Бабы-яги и Кощея

Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.

Когда боится мама

Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце». Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.

Чего делать

Чего боится подкроватный монстр? Как договориться с лешим? Как перевоспитать Кощея? Как обмануть Бабу-ягу? Дети живут в сказках, и до школы большую часть проблем психологического становления можно решить через чтение сказочных историй, волшебные игры и придумывание несуществующих животных.

Проективные методы и сказки

Проекция помогает облечь страхи в некую форму. Как только маленький человек сталкивается с образом, ранее существовавшим только в его воображении, страх постепенно начинает снижаться. В качестве совета: в диалогах и занятиях придерживайтесь уровня восприятия своего ребенка. Не спешите. Вот некоторые стандартные методики для избавления от страхов:

  1. Рисунок «Несуществующее животное», «Страшное несуществующее животное», «Доброе несуществующее животное». Говорите о нарисованном, исправляйте рисунок, помогайте животному отрастить крылья вместо колючек. Страшных монстров можно сжигать или отправлять с балкона на самолете.
  2. Несуществующее животное – лепка. Пластилин – прекрасный материал, который позволяет олицетворить страх, а затем превратить его в нечто доброе и прекрасное или просто размазать в лепешку!
  3. Народные сказки о победе над страшащим объектом: стихией, животным, человеком.
  4. Авторские сказки для проработки современных ситуаций, пугающих ребенка. Если ребенок боится стоматологов, почитайте ему сказку «про крокодила, который никогда не чистил зубы».

Один в поле не воин: детям нужна поддержка

Ребенку очень легко преодолевать любые трудности в своей жизни, когда он чувствует поддержку со стороны самых близких людей. Как поддерживать кроху, чтобы избавлять его от лишних страхов:

  • «Пойдем вместе посмотрим» вместо «Ты уже большой, Посмотри, там никого нет!»
  • «А ты можешь его описать? Какой он?» вместо «Что ты выдумываешь! Нет там никакого чудовища!»
  • «Смотри, у этой собаки ушки на макушке, добрые глазки, а хвостик помахивает. Она не злится сейчас, но мы не будем трогать ее без разрешения» вместо «Не трогай собаку! Укусит!»
  • «А ты знаешь, что в самолетах детям дают специальные наборы с игрушками и угощения? Сейчас попросим стюардессу принести и вместе поиграем» вместо «Как тебе не стыдно, такой большой, а такой трус! Вон мальчик на соседнем кресле спокойно сидит!»

Дружной семье ничего не страшно

Родители, которые проводят с детьми много времени в полезных играх, прогулках, ответах на массу детских «почему» редко сталкиваются с проблемой страхов. Если дошколенку или младшему школьнику недостаточно такого внимания, если он вынужден справляться сам с множеством обязанностей, если родители заняты карьерой, то рано или поздно растущий человечек начнет бояться чего-нибудь.

Стиль воспитания тоже влияет на психологическое становление детей. Гиперопека столь же вредна, как и дефицит внимания. Педагогическая запущенность возникает в обоих случаях. Педагогическая запущенность – это прежде всего недостаток информации. А там, где не хватает сведений об окружающем мире, появляются страхи, реальные или надуманные, собственные или навязанные. Неизвестность страшит детей не меньше, чем взрослых.

Профессиональная помощь

Консультация психолога время от времени нужна любой семейной паре с детьми. Родительский опыт не появляется из ниоткуда. Неплохо, если вы посетите родительскую школу или индивидуальное занятие. Профессиональные знания адресны и уже структурированы. Их не нужно где-то искать и примерять к собственным детям.

Запрещенные приемы

  1. Не внушайте страхи. Не указывайте, что кто-то злой или опасный. Предупреждайте об опасностях аккуратно.
  2. Не акцентируйте внимание на боязни. Не унижайте ребенка перед другими.
  3. Не шантажируйте и не подкупайте!
  4. Не игнорируйте детские чувства, но и не бросайтесь на помощь, когда она не требуется.
  5. Не ругайте! Не стыдите! Не запугивайте!

У родительского страха глаза настолько велики, что юный бояка вдруг предстает перед ними трусом вселенского масштаба. Но еще ни один страх не возник внезапно, без причин. Если даже малыш боится всего на свете, это началось не вчера.

Обычно дошколята ограничиваются шестью–семью основными страхами, которые укладываются в рамки возрастной нормы и корнями уходят в раннее детство. Задача родителей – поддерживать, объяснять, оставаться добрыми и любить без условий.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/uhod/rebenok_vsego_boitsya.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Что делать, если ребенок стал бояться других детей?

Иногда родители могут замечать, что ребенок боится других детей. Конечно же, в идеале малыш должен легко общаться со сверстниками, а не сторониться их. Взаимодействуя с другими детьми, кроха быстрее находит свое место в обществе.

Определите ситуацию

Мировосприятие ребенка и взрослого сильно отличается, поэтому когда кроха избегает общения, на то есть свои причины. Если рассмотреть ситуацию детского сада, школы или другого коллектива, то иногда это может быть первый негативный опыт, который влияет на формирование поведения малыша. Дома родители окружают свое чадо любовью и заботой, и такого же отношения он ждет и от других.

Если ребенок боится других детей, то, возможно, его где-то обидели, и он теперь не знает, как построить общение. Со стороны родителей необходимо принять меры, чтобы исправить ситуацию.

Что должно насторожить:

  • когда малыш чувствует себя в безопасности только на пустой детской площадке;
  • кроха играет отдельно от других сверстников, хотя они находятся рядом;
  • чадо только наблюдает за детьми и убегает при приближении любого ребенка.

Если ваш малыш стал бояться своих сверстников, то при желании родители сами могу решить данную проблему, без участия психолога.

Мамина опека

Если малыш стал неконтактным, то причина может крыться в чрезмерной опеке матери, бабушки или няни. Когда он проводит с ними все свое время, чувствует, что ему больше никто не нужен, и мама, в свою очередь, поддерживает это ощущение, ведь ей так хочется защитить чадо и понимать, что она ему жизненно необходима.

Действительно, между матерью и ее ребенком существует симбиотическая связь, ведь они ощущают себя одним организмом, как во время беременности. Но со временем чрезмерная опека может и навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под теплого крыла, где он не может остаться на всю жизнь.

Довольно часто, если круг общения родителей довольно узок, то есть к вам нечасто приходят гости, да и вы мало с кем общаетесь, вы начнете замечать, что покладистый и смирный киндер, попадая в детский коллектив, резко стал драться, хотя до этого за ним этого никто не замечал. Просто малыш не знает, как общаться со сверстниками, и выбрал такую линию поведения.

Именно поэтому чаще выводите ребенка в свет, старайтесь постоянно гулять в новых местах, не обязательно многолюдных. Приглашайте домой детей, ведь на своей территории ребенок будет чувствовать себя увереннее.

Дайте ребенку больше свободы – пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти.

Закладываем правильную модель поведения

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдет в любой коллектив. Вам необходимо помочь ребенку развить общительность и заложить необходимую модель поведения.

Адаптация среди детей прекрасно проходит на развивающих занятиях, в игровых центрах, на прогулочных площадках. Ходите с крохой в гости к вашим знакомым, у которых также есть дети. Приглашайте к себе домой сверстников вашего малыша. Научите ребенка быть гостеприимным и уважать порядок у других.

Помогите малышу познакомиться с другими детками, покажите, что не стоит их бояться. Если возникла спорная ситуация на игровой площадке, малыш должен почувствовать поддержку с вашей стороны, что придаст ему уверенности и храбрости.

Иногда конфликт возникает из-за того, что ребенок не стал делиться игрушками. Вы должны уважать его чувство собственности и не заставлять. Другому малышу лояльно объясните, что это ваши вещи, допустим лишь обмен, если на это согласится хозяин.

Если ваше чадо обидели, станьте на его защиту, сделав замечание обидчику. Кроха должен понимать, что в сложных ситуациях ему нечего бояться, за него обязательно заступятся близкие.

Страх или застенчивость?

Для начала необходимо выяснить, почему малыш стал сторониться сверстников. Это не обязательно должен быть страх, возможно, это связано с его типом темперамента. Ребенок может быть стеснительным и предпочитать не шумную компанию, а дружбу лишь с одним малышом. Активность и напористость могут не быть присущими вашему чаду.

Проанализируйте свое поведение и честно ответьте на вопросы:

  • чувствует ли малыш себя дома личностью;
  • показывает ли он индивидуальность или выполняет четкие рекомендации родителей;
  • может ли малыш настаивать на своем мнении или все решают взрослые;
  • во время прогулок и общения с другими малыш отвечает сам или за него это делают родители;
  • позволяете ли вы отпрыску самостоятельно играть на площадке или держите его постоянно за руку и рядом, ограждая от всех неприятностей.

Если проанализировав ситуацию, вы поняли, что это не застенчивость, а страх, и кроха действительно боится детей, тогда нужно приступать к активной помощи. Присмотритесь к малышу – как он реагирует на различные ситуации? Помогут вам сказки, картинки, книги и обсуждение разных моментов, где вы все-таки выясните причину страха. Малыш что-то услышит или увидит и обязательно покажет свой дискомфорт.

Развиваем общительность

Если ребенок стал бояться других деток, то исправить ситуацию можно только огромной любовью и пониманием его внутреннего состояния.

Если речь идет о застенчивости, то малышу необходимо повышать самооценку. Как это сделать? Хвалите дитя, старайтесь дать ему больше свободы в принятии самостоятельного решения. Убедите его, что с ним играть интересно и увлекательно. Если вы слишком жестки с малышом, то признайте это и постарайтесь поменять свое поведение. Если ребенок сделал что-то плохое, мягко объясните ему, почему это нельзя делать.

Если причиной отчужденности является унижение и агрессия со стороны сверстников, поработайте со сказками. На примере фантастических персонажей развивайте в карапузе стойкость в тех или иных ситуациях. Придумывайте истории, когда дети совершили плохие поступки, но осознали содеянное и исправились. Объясните, что у хороших и добрых деток много друзей, и если случаются неприятности, они всегда прощают друг другу.

Если вы чувствуете, что не можете справиться со сложившийся ситуацией и страх крохи перед другими ребятами стал слишком велик, тогда обратитесь к детскому психологу.

Есть вещи, которые в борьбе с неконтактностью малыша строго запрещены.

  • Не делайте акцент на существующей проблеме.
  • Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  • Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребенка.
  • Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  • Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  • Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Как правило, родители – это пример общения с окружающими. На это стоит обратить внимание, например, посмотреть на себя со стороны.

Случаи, когда кроха избегает других детей, вовсе не редкость. Причина этого явления, в основном, кроется в том, что родители вовремя не научили малыша взаимодействовать со сверстниками, не показали, как выходить из конфликтов. Поэтому начинайте обучать свое чадо коммуницировать как можно раньше, чтобы он стал общительным и веселым в детской компании.

agushkin.ru

Что делать если ребенок напугался или боится

Детские страхи — это важные и неизбежные механизмы изучения окружающего мира ребенком, этапы познания малышом окружающей его реальности, первые ростки становления его личности.

Все мы с вами, когда были маленькими, боялись оставаться одни в темноте, не хотели засыпать в одиночестве, верили в страшных монстров, прячущихся под нашей кроватью. Конечно, сейчас все это кажется смешным и нерациональным, и вспоминаем мы эти моменты разве что, когда у нас появляются свои дети. Как констатирует современная психология, многие родители чрезмерно драматизируют появление у детей страхов, или наоборот вообще не придают им значение. Подобная практика крайне негативно отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка.

Если ваш ребенок чего-то напугался или боится, то главное для родителей — это помочь ребенку сориентироваться в окружающей его действительности. Проявлять тревогу нужно только в том случае, если испуг вызван действительно сильной стрессовой ситуацией для ребенка, или наоборот, когда ребенок абсолютно ничего не боится, что свидетельствует о его неправильном восприятии окружающего мира. Сегодня Notagram.ru дает несколько советов родителям, которые помогут вашему ребенку справиться со всеми очевидными для него страхами и боязнями.

Поговорите с ребенком о причинах его страха

Говорить с детьми нужно всегда, и не важно сколько лет вашему ребенку — 2, 4, 8 или 16 лет. В каждом возрасте есть свои причины для возникновения страхов, и они вызваны вполне объективными причинами для вашего ребенка. Ваша задача как родителя — понять и установить причину беспокойства. Чем старше ваш ребенок, тем эти причины должны быть более рациональными. Например, когда ребенку всего 4 — бояться темноты или спать одному, это вполне нормально, а вот в 14 лет бояться нужно уже того, что действительно представляет собой опасность. Поговорите с ребенком, пусть он расскажет вам, что его напугало, почему он начал бояться, что его тревожит.

Объясните ребенку чего нужно бояться, а чего нет

После того, как вы поймете истинную причину беспокойства вашего ребенка, постарайтесь подготовить ребенка к диалогу, где вы как родитель объясните ему, стоит ли ему бояться чего-либо. Но тут все зависит от возраста и ситуации. Чем меньше дети, тем меньше они рационально воспринимают мир. Например, если маленький ребенок боится темноты, постарайтесь объяснить ему, что вы тоже боялись, когда были ребенком. Купите ему «специальную защитную» пижаму с тиграми или мягкую игрушку, которая будет защищать его ночью, если все-таки ему страшно спать одному. Если ваш ребенок боится собаку — объясните ему, что пока он маленький, то он делает все правильно. Но вы всегда рядом и сможете защитить его, боятся ему нечего. А вот когда он будет старше, он станет еще сильнее и собаки сами начнут его бояться.

Не ругайте и не стыдите детей из-за их страхов

Распространенная ошибка родителей состоит в том, что они пытаются стыдить ребенка за его страхи, которые в свою очередь для родителей кажутся иррациональными. Важно понимать, что взрослые и дети по-разному воспринимают мир. И то, что для вас есть неправдоподобным и смешным, для вашего ребенка может казаться вполне реальным и очевидным. Не стоит стыдить ребенка за то, что он чего-то боится, это ситуации не исправит, а только усугубит ее. Но бывают ситуации еще хуже, это когда мы наказываем детей из-за их страхов. Например, ваш ребенок боится засыпать один и капризничает, а вы не разобравшись в ситуации кричите на него за это или даете ему «ремня». Так поступать ни в коем случае нельзя! Это может спровоцировать серьезную психологическую травму у ребенка.

Не заставляйте ребенка переживать его страхи

Многие родители с целью побороть страхи у ребенка, заставляют своих детей снова очутиться в ситуациях, где ребенок оказывается наедине со своими страхами. Тут следует понимать, что подобное переигрывание ситуации позволительно только квалифицированным психологам, которые контролируют ситуацию, понимают и знают, что делают. Не стоит самому воспитывать смелость у ребенка, закрывая его одного в темной комнате или заставляя взять в руки противного паука. Подобное будет восприниматься вашим ребенком как попыткой наказать его. Стоит отметить, что очень часто старшие братья или сестры, могут глумиться над меньшими, нарочно заставляя малыша оказываться в таких ситуациях. Если вы заметили такое, попробуйте разобраться в причинах такого поведения ваших старших детей.

Не становитесь источником страха для детей

Многие родители сами являются источниками возникновения страха у детей. Воспитательные нравоучения о том, что если ваше дите не будет слушаться, то может случиться что-то страшное — не есть допустимой нормой. Ведь для вашего ребенка эти ожидания могут послужить настоящим источником ужаса (иногда даже неконтролируемого). Например, ваши, казалось бы, безобидные слова о том, что если ребенок не будет слушаться — то вы отдадите его другой тете, могут спровоцировать серьезную психологическую травму для ребенка. Если ваш ребенок боится темноты, то поучать его тем, что за непослушание — его придет и заберет ночью Баба-яга, тоже нельзя назвать нормальной практикой. Также хочется отметить и те ситуации, когда, например, мама ребенка запрыгивает на лавочку от вида выбежавшей на тротуар в парке мыши. Нельзя передавать ваш страх ребенку. Это в 99% случаев послужит фундаментом для зарождающегося страха у ребенка, даже если он чего-то и не боялся раньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

notagram.ru


Смотрите также