Post Icon



Что должен уметь и знать ребенок в 4 года по фгос


Что должен знать и уметь ребенок в 4 года, особенности развития

Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет специалисты говорят о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.

Содержание:

Внимание и память

Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:

  • ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
  • запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
  • быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
  • узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
  • повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
  • находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
  • находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
  • называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
  • повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
  • посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.

Мышление

Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:

  1. С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.
  2. Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.
  3. Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.
  4. Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.
  5. Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.
  6. Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.
  7. Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.
  8. Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
  9. Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.

Видео: Чем занять четырехлетнего малыша. Развивающие игры.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и [р]. В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Видео: Нормы речевого развития четырехлетнего ребенка.

Мелкая моторика

Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:

  • ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
  • нанизывает бусины средней величины на нитку;
  • завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
  • учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
  • проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
  • обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
  • из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.

Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

Физическое развитие

В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.

Эмоциональное развитие

Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:

  • распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
  • по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
  • может признать свою вину и попросить прощения;
  • выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.

В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.

Бытовые навыки

Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.

Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.

Социальная адаптация

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.

3 сентября 2015

prosto-mariya.ru

Что должен уметь маленький ребенок в 4 года?

Согласно оценке специалистов, каждому возрасту малыша должен соответствовать определённый уровень его развития. Зная существующие критерии того, что должен уметь ребёнок в 4 года, можно проверить его навыки, умения и способности. Если они ниже установленных норм, значит в развитии ребёнка имеются какие-либо упущения или проблемы. Их, конечно, надо исправлять. Вовремя выявленные недочёты помогут скорректировать методику обучения малыша и устранить отставание.

Физическое развитие

Четырёхлетний ребёнок отличается чрезвычайной физической активностью. В этом возрасте он умеет делать различные упражнения:

  • достаточно быстро бегать, при этом сохраняя равновесие и меняя направление;
  • двигаться прыжками на двух ногах;
  • несколько раз подпрыгнуть на одной ноге;
  • простоять на одной ноге хотя бы 6-7 секунд;
  • прыгать и в высоту, и в длину;
  • подниматься и спускаться по вертикальной лестнице;
  • пролезать под не очень высокими предметами;
  • уметь бросать и ловить мяч;
  • учиться вести мяч ногами;
  • кататься на детском велосипеде;
  • должен осваивать первые уроки плавания.

Чтобы развивать мелкую моторику, дети в 4 года должны заниматься следующими упражнениями или играми:

  • лепить фигурки животных из пластилина;
  • собирать в парке во время прогулки листья, веточки, шишки, жёлуди, затем изготавливать из них различные поделки;
  • нанизывать бисер на леску;
  • уметь застёгивать пуговицы и застежки;
  • учиться пользоваться кистью и карандашами;
  • заниматься раскраской, не выходя за границы рисунка;
  • соединять точки сплошной линией;
  • пользоваться ножницами и вырезать фигурки и снежинки;
  • завязывать узлом, а потом развязывать толстую верёвку.

Интеллектуальный уровень определяется тем, что должен знать ребенок в 4 года. В этом возрасте малыш отличается необыкновенной любознательностью и задаёт бесконечные вопросы. Родителям придётся запасаться терпением, чтобы не одернуть ребёнка. В такие моменты можно попросить его самого ответить на свой вопрос и послушать, как он самостоятельно рассуждает. Развитие всех детей 4 лет стремительно происходит во время увлекательных развивающих игр дома и в саду. В это время они уже должны обладать некоторым багажом знаний в различных областях.

Математика

Ребёнка можно знакомить с математикой в виде увлекательной игры. Можно предложить ему посчитать во время совместной прогулки проезжающие автомобили, птичек на ветках деревьев, скамейки в парке. Обычно в этот период дети уже умеют:

  • объяснить, что означают понятия «много предметов» или «один предмет»;
  • знают цифры до пяти, считают до десяти;
  • называют виды основных геометрических фигур;
  • сравнивают разное количество предметов и объясняют понятия «больше» или «меньше»;
  • могут провести сравнение двух предметов по их размеру и описать разницу между ними;
  • знакомы с понятиями «правая рука», «левая рука»;
  • понимают разницу между верхом и низом.

Речь

Четырёхлетний ребёнок обладает словарным запасом в 4 тысячи слов, может рассказать детские стишки и сказку на родном языке. В то же время он должен:

  • уметь разговаривать связно и чётко выговаривать звуки, исключением могут стать шипящие или сонорные;
  • правильно согласовывать слова по родам, числам и падежам;
  • уметь использовать в речи наиболее распространённые предлоги;
  • делить простые слова на слоги и уметь правильно произносить многосложные;
  • давать ответы на несложные вопросы;
  • иметь знания о профессиях и их значении;
  • описать тремя-четырьмя предложениями картинку или предмет;
  • понимать разницу в интонациях;
  • малыш также должен уже знать, кто он такой, кто его родители, дедушки и бабушки, называть свой адрес и возраст.

Окружающий мир

Развитие ребёнка в 4 года предполагает дальнейшее формирование знаний об окружающем и пока незнакомом ему мире. Они включают:

  • названия животных и птиц – как домашних, так и диких; малыш должен показывать их на картинке и называть правильно;
  • он должен различать этих животных по издаваемым ими звукам и знать особенности их передвижения;
  • знания о временах года – как называются, что происходит в разные сезоны;
  • какие явления погоды бывают, различия между ними;
  • информацию об овощах и фруктах, различиях в их вкусах.

Изобразительное искусство

В области рисования также существуют нормы того, что должен знать и уметь ребёнок в четыре года. Рисуя и играя, он учится:

  • знать основные семь цветов и уметь называть и показывать их;
  • уметь проводить с помощью линейки прямые линии;
  • рисовать самые простые из окружающих предметов и подбирать к ним цвет;
  • работать с клеем, готовить аппликации.

Конструирование

Работа с конструктором уже должна быть знакома детям в 4 года. Они с удовольствием с ним возятся и свободно владеют многими навыками:

  • дети знают и легко называют все детали конструктора;
  • они умеют располагать его составные части в разных положениях – по вертикали или по горизонтали;
  • понимая разницу между «кирпичиками» конструктора, они справляются с заменой деталей в сооружении;
  • они также различают части сооружения по высоте и форме;
  • постепенно можно усложнять задания, малыш будет собирать не только здания, но и космические корабли и самолёты.

Познания в музыке

Музыкальное развитие ребёнка 4 лет зависит от интенсивности занятий с ним. Дети легко воспринимают и запоминают новые мелодии и простые теоретические знания. Они уже могут:

  • называть наиболее известные музыкальные инструменты, например, гитару или барабан;
  • с удовольствием слушают знакомые песни и подпевают им;
  • различают тихое и громкое звучание музыки.

После рождения ребёнок 4 года растёт, постепенно впитывая в себя всё, что он видит, слышит и чувствует. Его тонкая психика очень восприимчива к отношению близких людей, к их реакциям. В зависимости от этого формируется и его понимание собственной личности.

Поведение взрослых в этот период должно быть осторожным и внимательным. Малыш должен чувствовать их любовь и заботу. Тогда в нём сформируется уважительное отношение к самому себе. Его поведение также будет демонстрировать самоуважение. Постоянные замечания, недовольство им создадут у него отрицательный собственный имидж, и он будет капризничать и хулиганить, считая себя плохим. В это же время формируются и функции психики.

Внимание

Это качество надо всемерно развивать с помощью различных упражнений, так как детям свойственна рассеянность. К четырём годам ребёнок уже должен:

  • выбирать пару одинаковых предметов среди множества разных;
  • уметь концентрировать своё внимание на выполнении определённого задания в течение нескольких минут;
  • выполнять упражнения на наблюдательность – повторить определённую последовательность движений с хлопками;
  • при произнесении кодового слова производить определённое движение – хлопок или притоп;
  • произвести сборку несложного сооружения с помощью деталей конструктора по представленному образцу;
  • уметь сложить обратно разрезанную на несколько частей картинку;
  • должен ориентироваться в знакомых ему местах.

Мышление

Так как именно в этот период усиливается интерес ребёнка к познанию, то можно начинать подготовку к школе. Однако, чтобы не переусердствовать, родителям лучше познакомиться с рекомендациями специалистов о том, что умеет ребёнок в данном возрасте. Он может:

  • сам собрать небольшую пирамидку;
  • уметь находить обобщающие слова, определяя самостоятельно, к какой группе отнести определённых животных или деревья;
  • в группе предметов определять лишний;
  • искать и находить имеющиеся несоответствия в картинках;
  • самостоятельно находить антонимы к словам;
  • называть более сложные геометрические фигуры;
  • сравнить и расставить предметы по убыванию их размеров;
  • различать слова родного языка с иностранными;
  • отгадывать несложные загадки и решать лёгкие головоломки.

Память

У ребёнка 4 лет наблюдается прекрасная память, поэтому в таком возрасте обычно начинают изучать с ним иностранные языки. Согласно общепринятым нормам, малыш должен уметь:

  • находить дорогу домой из знакомых мест – из садика или магазина;
  • уметь пересказать небольшой рассказ;
  • учить наизусть стихи, загадки;
  • запомнить несколько увиденных предметов и назвать их;
  • суметь повторить услышанные слова или цифры;
  • выполнить задание, состоящее из трёх-четырёх команд;
  • повторить несколько последовательных шагов в танце;
  • рассказать об увлекательном событии, произошедшем недавно.

Эмоциональное развитие

В этот период ребёнок учится выражать свои эмоции. Он должен уметь сопереживать, научиться понимать настроение и чувства других людей, воспитать в себе культуру поведения. В этом процессе ему нужна помощь близких людей.  Малыш уже умеет:

  • чувствовать настроение человека, изображённого на фотографии;
  • может изобразить мимически определённую эмоцию;
  • если виноват, понимает, что нужно попросить прощения, признав свою оплошность;
  • при виде близких людей радуется, а при появлении незнакомых – пугается.

Социальная адаптация

Маленькие дети очень общительны. Им нравятся совместные игры и знакомства с новыми друзьями. Как раз в этот период происходит дифференциация интересов девочек и мальчиков. Первые увлекаются нарядами и куклами, а вторые – техникой и оружием. Они с удовольствием помогают своим папам в ремонте автомобиля, ездят с ними в летние месяцы на рыбалку, привыкают к мужским обязанностям. Девочки выполняют посильную работу по дому.

Бытовые навыки

К четырём годам дети уже многие действия выполняют самостоятельно. Они сами чистят зубы, одеваются, умеют пользоваться столовыми приборами.

Четырёхлетний малыш – это маленький любознательный человек, который уже многое знает и умеет. И главное – не спугнуть его интерес к познанию этого огромного прекрасного мира.

legkopolezno.ru

"Что должен знать и уметь ребенок 4- 5 лет" по ФГОС ДО

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов ( не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кругов, один – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше чем синих, а синих меньше, чем красных; или «красных и синих кружков поровну».

Учить считать до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1- 2, 2-2, 2- 3, 3-3, 3-4, 4-4, 4- 5,5-5.

Формировать представления о порядковом счете, учить правильно, пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать н7а вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?».

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три ёлочки». Ёлочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Учить уравнивать неравные группы 2 способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один предмет.

Отсчитывать предметы из большого количества; выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.

ВЕЛИЧИНА. Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте). Учить сравнивать 2 предмета по толщине путем наложение и приложения.

Учить сравнивать предметы по 2 признакам величины ( красная лента длиннее и шире зелёной, желтый шарфик короче и уже синего).

Устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагая их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины.

ФОРМА. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круг, треугольнике, квадрате, прямоугольнике, называть и х элементы: углы, стороны. А также дать представление о шаре, кубе.

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Ознакомление с социальным миром:

Правило поведения в общественных местах.

Знать общественный транспорт.

Формировать первичные представления о школе.

Знакомить с культурными явлениями ( театр, зоопарк)

Рассказывать о самых красивых местах родного города. Его достопримечательности.

2.Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

3.Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

6. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Развитие речи. Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).

3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).

4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета. Употреблять существительные с обобщающим значением ( мебель, овощи)

Ребенок должен определять и нызвать местоположение предмета, время суток. Уметь заменять местоимения и наречия наиболее точными выразительными словами, употреблять слова - антонимы.

5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

11.Ребенок должен уметь объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

12.Ребенок должен составлять рассказы по картинкам, выразительно рассказывать стихи. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

14. Ребенок может различать гласные и согласные буквы, закреплять правильное произношение их, отрабатывать произношения свистящих, шипящих, сонорных (р, л). Развивать артикуляционный аппарат. Следить за дикцией (отчетливое произношение слов и словосочетаний).

Развивать фонематический слух: учить на слух различать и называть слова, начинающий на определённый звук.

Внимание. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов. Повторять узор или движение.

Мышление. Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Почему наступила зима?). Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями). Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Складывать пазлы без помощи взрослых.

Построить из конструктора по образцу любую фигуру.

Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Память. Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).

Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

Мелкая моторика. Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Лепить из пластилина мелкие фигурки.

Завязывать узелки на веревке.

Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.

Литература: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., 2016 год.

г. Архангельск. 2017 г.

МБДОУ №11 «Полянка» Прялухина И.А.

multiurok.ru

Развитие ребенка в 4 года: что должен знать и уметь

Пришла пора подвести итоги очередного года жизни вашего малыша. Вспомните, каких успехов он добился за прошедший период, с чем отлично справляется самостоятельно, а где все еще нужна поддержка родителей? Сравните свои результаты с мнением специалистов по этому поводу и определите, каким сферам жизни вашего непоседы стоит уделить чуть больше внимания.

Каждый возраст характеризуется конкретным набором навыков и знаний, по которым можно сформировать общее представление об уровне развития крохи и вовремя сконцентрироваться на совершенствовании проблемных зон. В 4 года ребенок ведет активную социальную жизнь: взаимодействует со старшими членами семьи, общается с ровесниками. Приходит время ролевых игр, которые все чаще разделяются по половому признаку – «дочки-матери», солдатики, «войнушка». В этом возрасте дети очень подвижны и любознательны, с радостью осваивают новое, имеют свою точку зрения и могут отстаивать ее, стремятся к самостоятельности. Поддерживайте и направляйте интерес ребенка, отмечая его пристрастия и увлечения, принимайте участие в играх и учите правильному социальному поведению (уважать старших, уступать место пожилым людям, не обижать маленьких и т.д.).

В эмоциональном плане четырехлетки уже умеют распознавать свои чувства и правильно называть их, но иногда все же могут не справляться с настроением, и тогда капризы неизбежны. Помогите малышу успокоиться и только потом обсудите ситуацию. Позвольте ребенку самому сделать правильный вывод – так он вынесет верный урок из случившегося. Не забывайте поддерживать в детях веру в себя и свои силы, хвалите за маленькие победы и не отказывайте в помощи.

Нормы развития ребенка в 4 года

Если говорить обобщенно, то у детей в 4 года:

  • средний вес - от 14,1 кг до 18,5 кг см
  • средний рост - от 98,5 см до 107,4 см
  • 20 молочных зубов
  • 27-й размер обуви
  • 28/30 размер одежды

Ребята четырех лет хорошо контролируют свои движения, могут держать равновесие, обожают подвижные игры, но уже проявляют большую усидчивость и сосредоточенность, чем раньше.

Каждый малыш уникален и развивается по собственной, индивидуальной программе, заданной природой. И вместе с тем, можно более конкретно сказать, что должен знать ребенок четырех лет:

  • свои имя, фамилию и отчество, а также имена родителей и ближайших родственников;
  • свой возраст и показать его на пальчиках;
  • пользоваться около 1500 слов, составлять предложения из 7-8 слов;
  • вести диалог, отвечать на вопросы;
  • отличать предметы по форме, весу, размеру;
  • цвета;
  • цифры, учится считать;
  • все фрукты, ягоды и овощи;
  • коротенькие стихи, песенки и сказки;
  • предметы одежды и последовательность их надевания;
  • некоторые буквы;
  • животных, водных обитателей и насекомых, а также звуки и движения, характерные им;
  • где находятся нужные ему предметы в доме;
  • времена года, угадывает по картинкам.

Что должен уметь ребенок в 4 года

Приведем примерный список навыков и умений ребенка четырех лет:

  • концентрировать внимание в среднем на 15 минут;
  • узнавать прочитанную книгу по отрывку;
  • запоминать последовательность движений в упражнениях и танцах;
  • найти различия и сходства на картинках;
  • пользоваться вилкой и ножом по назначению;
  • чистить зубы и умываться;
  • убирать за собой посуду;
  • собирать свои игрушки;
  • пользоваться горшком или унитазом;
  • самостоятельно обуваться, одеваться и раздеваться (степень владения навыком зависит от количества одежды, наличия сложных застежек на одежде и обуви);
  • ходить по лестнице, бегать, прыгать с невысоких предметов, кататься с горки, возможно, освоил беговел или велосипед;
  • строить домики, башни из конструктора, собирать крупные пазлы;
  • рисовать людей, простых животных (кот, собака), дом, дерево, солнце, базовые геометрические фигуры;
  • играть в компании других детей, участвовать в ролевых играх;
  • лепить из пластилина;
  • учится правильно держать ручку, карандаш, кисть;
  • завязывать узлы, застегивает молнии, пуговицы;
  • владеть ножницами.

Как видите, довольно приличный перечень того, что должен уметь ребенок 4-х лет. Но не спешите расстраиваться, если ваше чадо еще не успело освоить какие-то пункты. Возможно, некоторые занятия ему просто не по душе, зато он преуспел в чем-то другом. Не торопитесь показать ему все и сразу, выбирайте по 1-2 дела и упражняйтесь - сначала вместе, а потом постепенно передавая ведущую роль малышу. Старайтесь не зацикливаться на необходимости срочно обучить ребенка, получайте удовольствие от совместного досуга и не уставайте повторять, что верите в свое сокровище. Вот увидите, успех гарантирован!Бывает, к мальчикам 4 лет предъявляются более высокие требования, чем к девочкам. Аргументы сомнительные: «мужчины не плачут», «будь мужчиной», «это не по-мужски» и пр. Безусловно, планка воспитания должна быть высокой, но это относится, скорее, к самим родителям, чем к их крохе. Ваши завышенные ожидания неизвестны ребенку, поэтому подобные фразы могут подорвать его веру в себя и, заодно, в любовь мамы и папы. Сомнительная основа для взращивания настоящего мужчины, правда? Относитесь с пониманием к своему сыну, показывайте отцовский пример правильного мужского поведения. Напоследок, перечислим отдельно, что еще должен уметь мальчик в 4 года:

  • озорничать, шалить и много двигаться;
  • уважительно относиться маме и другим женщинам – уступать место, предлагать помощь;
  • помогать папе в его мужских делах;
  • интересоваться мальчиковыми занятиями и игрушками;
  • здороваться за руку;
  • играть в подвижные спортивные игры.

Для того, чтобы ваш малыш постиг как можно больше нового, помните о главном - создайте условия для его спокойного, гармоничного и всестороннего развития. Основа этого – безусловная любовь к нему.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

detstrana.ru


Смотрите также