Post Icon



Что такое социально коммуникативное развитие дошкольников


«Понятие, значение социально – коммуникативного развития дошкольников».

Доклад

«Понятие, значение социально – коммуникативного развития дошкольников».

Павлова Лариса Валерьевна,

воспитатель МБОУ «Елыкаевская СОШ»

Кемеровского муниципального района

  Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

 В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

 ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.

 Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

 Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.

Анализируя процесс социально — коммуникативного развития ребенка в период дошкольного детства необходимо выделить задачи, которые стоят перед ним на данном этапе развития:

 — естественно-культурные задачи – достижение определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

- социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

 Особое внимание педагоги ДОО должны уделять развитию у детей умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.

 C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. В дошкольном возрасте игра выступает как приоритетный метод обучения, мы говорим об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок учебной деятельности.

- социально-психологические задачи – становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на этапе дошкольного детства имеют специфическое содержание и способы разрешения.

 В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть,  учиться  обдумывать свои действия, планировать деятельность.

 В старшем дошкольном возрасте происходит формирование   произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

 Конкретизируя перечисленные направления работы, С.А. Козлова считает, что задачами социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются:

  • формирование представлений о социальном мире и о самом себе;

  • воспитание социальных чувств;

  • воспитание активной социальной позиции;

  • формирование представлений о себе, об окружающих людях, природе, рукотворном мире.

При этом средствами социально- коммуникативного развития дошкольников являются:

  • формирование бытовых и гигиенических умений;

  • окружающие ребенка продукты материальной культуры;

  • элементы духовной культуры;

  • стиль и содержание общения;

  • последовательное приобщение ребенка к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и продуктивной деятельности.

 В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

 Педагоги должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивает эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

 Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

 Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др.

 По мере взросления игра приобретает все более усложненный характер. При этом особое значение отводится коллективным играм (длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом). Ребенок учится в них умению вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Игра становится школой социальных отношений, в которой он моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности. Общественная жизнь, в свою очередь, детерминирует содержание детских игр, и под влиянием этого содержания при целенаправленном педагогическом воздействии формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества.

 Таким образом, игровая деятельность развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.

 В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

2. Принципы социально-коммуникативного развития дошкольников.

Современные требования к реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» определяется следующими принципами:

 Принцип целенаправленности означает, что работа социально – коммуникативного развития, её содержание и методы определены целью.

 Принцип комплексного воздействия предусматривает единство задач, средств и методов воспитания, преемственную связь воспитания и развития личности в дошкольном учреждении, семье и обществе, цельность воздействий на чувства, сознание и поведение.

 Принцип воспитания в деятельности: организация благоприятных условий для развития ребёнка с опорой на его ведущую деятельность, то есть игру.

 Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребёнка в сочетании с высокой требовательностью. Требует от педагогов проявления педагогического такта. Требовательность к детям проявляется в принципиальности, которая выражается в справедливом отношении к детям.  Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребёнка. В каждом ребёнке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребёнка склонность к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности.

 В то время как подчеркивание недостатков, непрерывное указание на них не поможет детям избавиться от них, а часто ещё больше укрепляет эти недостатки.

 Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребёнок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни.

 Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для любого возраста определяются конкретные задачи воспитания, используются соответствующие методы и приёмы воспитания и планируется его конкретное содержание.

В процессе воспитания нужно учитывать также индивидуальные особенности, обусловленные своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье.

infourok.ru

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: цели, задачи и методы реализации

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».

На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.

Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.

Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.

Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:

  • Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
  • Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
  • Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
  • Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
  • Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
  • Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
  • Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.

Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.

Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн, который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.

Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.

Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т.д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.

Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?

Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.

Видео

Видео-презентация на тему:

Профессиональное видео для педагогов дошкольных образовательных организаций, коррекционных образовательных учреждений, логопедов, психологов, социальных работников:

Новые и интересные статьи по теме

www.tikitoki.ru

Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении

Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

—развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.

Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в себя:

• организацию предметно-пространственной среды;

• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:

Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.

Развитие игровой деятельности детей (слайд)

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)

• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

• Воспитывать уважение к труду;

• Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

• Формировать элементарные знания о правах человека;

• Расширять представления о городах России;

• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)

Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».

Основная цель которых — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).

Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»

Следующим направлением социально-коммуникативного

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

4. Взаимодействие с семьей. (слайд)

Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей для родителей;

-консультации для родителей;

-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Прикреплённые файлы:

Социально-коммуникативное развитие детей Мир детства — это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда,.

Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним.

Конспект НОД «Социально-коммуникативное развитие». Тема «Перелётные птицы» Конспект НОД «Социально-коммуникативное развитие» Вторая младшая группа. Воспитатель Расулова И. А. Тема : «Перелётные птицы» Цель: познакомить.

Мастер-класс с педагогами «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» Мастер – класс с педагогами МБДО на тему «Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации с детьми, направленные на социально-коммуникативное.

Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие» Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,.

Реферат «Социально-коммуникативное развитие дошкольников 6–7 лет» 1. Понятие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации.

Социально- Коммуникативное Развитие по ФГОС Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах дня. Режим дня-оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольниками социальных норм:они учатся подчиняться общим правилам,выполнять.

Социально-коммуникативное развитие во второй младшей группе Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/socialno-komunikativnoe-razvitie-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.

Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.

Анализируя процесс социально — коммуникативного развития ребенка в период дошкольного детства необходимо выделить задачи, которые стоят перед ним на данном этапе развития:

— естественно-культурные задачи – достижение определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

— социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Особое внимание педагоги ДОО должны уделять развитию у детей умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.

C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. В дошкольном возрасте игра выступает как приоритетный метод обучения, мы говорим об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок учебной деятельности.

— социально-психологические задачи – становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на этапе дошкольного детства имеют специфическое содержание и способы разрешения.

В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность.

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Конкретизируя перечисленные направления работы, С.А. Козлова считает, что задачами социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются:

  • формирование представлений о социальном мире и о самом себе;
  • воспитание социальных чувств;
  • воспитание активной социальной позиции;
  • формирование представлений о себе, об окружающих людях, природе, рукотворном мире.

При этом средствами социально- коммуникативного развития дошкольников являются:

  • формирование бытовых и гигиенических умений;
  • окружающие ребенка продукты материальной культуры;
  • элементы духовной культуры;
  • стиль и содержание общения;
  • последовательное приобщение ребенка к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и продуктивной деятельности.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Педагоги должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивает эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др.

По мере взросления игра приобретает все более усложненный характер. При этом особое значение отводится коллективным играм (длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом). Ребенок учится в них умению вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Игра становится школой социальных отношений, в которой он моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности. Общественная жизнь, в свою очередь, детерминирует содержание детских игр, и под влиянием этого содержания при целенаправленном педагогическом воздействии формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества.

Таким образом, игровая деятельность развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

  1. Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения».- М., 2010
  2. Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка/С.А. Козлова. – М., 2004. – 44с.

Источник: http://doo7.ru/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/

Социально-коммуникативное развитие. Что такое социализация детей дошкольного возраста

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности.

Социализация детей дошкольного возраста в системе ФГОС ДО

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС), социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область — социально-коммуникативное развитие. В качестве же доминирующего фактора социального развития ребенка выступает социальная среда.

Основные аспекты социализации

Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Включает в себя два основных аспекта:

  • усвоение социального опыта индивидом за счет вхождения его в социальную систему общественных связей;
  • активное воспроизводство системы общественных связей индивида в процессе его включения в общественную среду.

Структура социализации

Говоря о социализации, мы имеем дело с определенным переходом социального опыта в ценности и установки конкретного субъекта. Причем сам индивид выступает в качестве активного субъекта восприятия и применения данного опыта. К основным компонентам социализации принято относить передачу культурных норм посредством социальных институтов (семья, школа и т.д.), а также процесс взаимовлияния индивидов в рамках совместной деятельности. Таким образом, среди сфер, на которые направлен процесс социализации, выделяют деятельность, общение и самосознание. По всем данным сферам происходит расширение связей человека с окружающим миром.

Деятельностный аспект

В концепции А.Н. Леонтьева деятельность в психологии представляет собой активное взаимодействие индивида с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя тем самым свои потребности. Виды деятельности принято различать по нескольким признакам: способам осуществления, форме, эмоциональной напряженности, физиологическим механизмам и др.

Основным же отличием между разными видами деятельности является специфика предмета, на который направлен тот или иной вид деятельности. Предмет деятельности может выступать как в материальной, так и в идеальной форме. При этом за каждым данным предметом стоит определенная потребность. Также следует отметить, что ни один вид деятельности не может существовать без мотива. Немотивированная деятельность, с точки зрения А.Н. Леонтьева, является условным понятием. В реальности мотив все равно имеет место, однако он может носить латентный характер.

Основу любой деятельности составляют отдельные действия (процессы, определяемые сознательной целью).

Сфера общения

Сфера общения и сфера деятельности тесно связаны между собой. В отдельных психологических концепциях общение рассматривается в качестве стороны деятельности. Одновременно с этим деятельность может выступать в качестве условия, при котором может осуществляться процесс общения. Процесс расширения общения индивида происходит в ходе увеличения его контактов с окружающими. Данные контакты, в свою очередь, могут устанавливаться в процессе выполнения тех или иных совместных действий – то есть в процессе деятельности.

Уровень контактов в процессе социализации индивида определяется его индивидуально-психологическими характеристиками. Значимую роль здесь также играет возрастная специфика субъекта общения. Углубление общения осуществляется в процессе его децентрации (переход от монологической формы к диалогической). Индивид учится ориентироваться на своего партнера, на более точное его восприятие и оценку.

Сфера самосознания

Третья сфера социализации, самосознание личности, формируется посредством становления его Я-образов. Экспериментально было установлено, что Я-образы возникают у индивида не сразу, а формируются в процессе его жизнедеятельности под воздействием различных социальных факторов. Структура Я-индивида включает в себя три основных компонента: знание себя (познавательный компонент), оценка себя (эмоциональный), отношение к себе (поведенческий).

Самосознание определяет понимание личностью себя как некой целостности, осознание собственной идентичности. Развитие самосознания в ходе социализации является контролируемым процессом, осуществляемым в процессе приобретения социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Таким образом, развитие самосознания не может проходить вне деятельности, в которой постоянно осуществляется трансформация представлений личности о себе в соответствии с представлением, складывающимся в глазах других.

Процесс социализации, таким образом, должен рассматриваться с точки зрения единства всех трех сфер – как деятельности, так и общения и самосознания.

Особенности социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только непосредственно на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.). Уровень данного развития в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню эффективности его последующей адаптации в обществе.

Социально-коммуникативное развитие по ФГОС для детей дошкольного возраста включает в себя следующие параметры:

  • уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
  • уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
  • уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка;
  • уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
  • уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
  • уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
  • уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

Количественные уровни социально-коммуникативного развития дошкольников

В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить низкий, средний и высокий уровни.

Высокий уровень, соответственно, имеет место при высокой степени развития рассмотренных выше параметров. При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника. Также положительный эффект имеют занятия по социально-коммуникативному развитию ребенка.

Средний уровень, определяющий социально-коммуникативное развитие, отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.

В свою очередь, социально-коммуникативное развитие дошкольников с низким уровнем выраженности по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно – требуется содействие со стороны взрослых, в том числе психологов и социальных педагогов.

В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и периодического контроля со стороны как родителей ребенка, так и образовательного учреждения.

Социально-коммуникативная компетентность ребенка

Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на формирование у детей социально-коммуникативной компетентности. Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку в рамках данного учреждения: технологическая, информационная и социально-коммуникативная.

В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность включает в себя два аспекта:

  1. Социальный – соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей.
  2. Коммуникативный – умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.

Модульная система в формировании социально-коммуникативной компетентности

Социально-коммуникативное развитие в рамках образовательного учреждения представляется целесообразным сопровождать в соответствии со следующими модулями: медицинский, модуль ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) и диагностики, психологический, педагогический и социально-педагогический. Первым в работу включается медицинский модуль, затем, в случае успешной адаптации детей, модуль ПМПк. Остальные модули запускаются одновременно и продолжают функционировать параллельно с медицинским и модулем ПМПк, вплоть до выпуска детей из ДОУ.

Каждый из модулей подразумевает наличие конкретных специалистов, действующих четко в соответствии с поставленными задачами модуля. Процесс же взаимодействия между ними осуществляется за счет управленческого модуля, координирующего деятельность всех подразделений. Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей имеет поддержку на всех необходимых уровнях – физическом, психическом и социальном.

Дифференциация детей в ДОУ в рамках модуля ПМПк

В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума, в который обычно включены все субъекты воспитательного процесса ДОУ (воспитатели, психологи, старшие медсестры, заведующие и др.), целесообразно дифференцировать детей по следующим категориям:

  • дети с ослабленным соматическим здоровьем;
  • дети, относящиеся к группе риска (гиперактивные, агрессивные, замкнутые и др.);
  • дети, имеющие трудности в обучении;
  • дети, имеющие ярко выраженные способности в той или иной сфере;
  • дети, не имеющие особенностей в развитии.

Одной из задач работы с каждой из выделенных типологических групп является формирование социально-коммуникативной компетентности как одной из значимых категорий, на которую опирается образовательная область.

Социально-коммуникативное развитие — динамичная характеристика. Задачей консилиума является отслеживание данной динамики с точки зрения гармоничности развития. Соответствующий консилиум должен проводиться на всех группах в ДОУ, включая в свое содержание социально-коммуникативное развитие. Средняя группа, например, в процессе программы включается в систему социальных отношений посредством решения следующих задач:

  • развитие игровой деятельности;
  • привитие элементарных норм и правил взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование патриотических чувств ребенка, а также семейной и гражданской принадлежности.

Для реализации данных задач в ДОУ должны быть специальные занятия по социально-коммуникативному развитию. В процессе данных занятий происходит трансформация отношения ребенка к окружающим, а также способностей к саморазвитию.

Источник: http://fb.ru/article/194200/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-chto-takoe-sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta

domashniidoktor.ru

Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников по ФГОС

Базовые личностные качества, в том числе и основы взаимоотношений в обществе, закладываются в дошкольный период детства, поэтому вопросам социализации малышей в современном детском саду уделяется особое внимание. Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие социально-коммуникативных навыков у ребёнка, который только учится налаживать контакт с окружающими, а также с самим собой. И педагог ДОУ выступает своеобразным проводником, обеспечивающим условия полноценного развития социально-коммуникативных навыков у детей. Эта работа требует глубоких теоретических и практических знаний и умений.

Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития дошкольников

Социально-коммуникативным развитием личности называется процесс приобщения малыша к установленным в обществе нормам отношений со взрослыми и сверстниками, общекультурным, семейным, государственным традициям через вовлечение в комбинацию разных форм общения: группового и индивидуального.

Групповым формам работы в рамках социально-коммуникативного развития уделяется особое внимание

Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребёнок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

В. А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

Миссия социально-коммуникативного развития в ДОУ установлена Федеральным государственным образовательным стандартом и состоит в:

  • оказании содействия подрастающему поколению в усвоении общепринятых нравственных, моральных ценностей и норм;
  • создании условий для взаимодействия малыша и других людей вне зависимости от возраста;
  • обеспечении базы для повышения уровня самостоятельности, касающейся саморегуляции, а также целенаправленности поступков;
  • накоплении интеллектуального и чувственного содержания личности (развитие способности сопереживать, быть общительным, отзывчивым);
  • формировании навыков безопасного поведения в социуме, дома, на природе;
  • воспитании уважительного, трепетного отношения к семье, друзьям и Родине.

Задачи

Достижение поставленных целей возможно при проведении систематической работы по реализации ряда задач:

  • Развитие речи. В первой и второй младших группах главными задачами педагога является развитие мелкой моторики, формирование звуковой культуры, то есть своевременного освоения малышами звуков (а, о, э, п, м, б — в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х — в 2–4 года), а также обогащение пассивного и наполнение активного словаря младшего дошкольника. В средней группе акцент смещается на создание условий для развития связной речи, то есть усвоение норм построения предложений через рассказывание историй (по картинкам, например). В старшей и подготовительной группах основной упор делается на формирование умения выстраивать диалог с товарищем или взрослым, логично составлять монологические высказывания.
  • Побуждение к разным видам активности: играм, труду. В первой младшей группе, например, ребята играют сами с собой или тет-а-тет с игрушками (куклами, пазлами, пирамидками), зато во второй младшей и средней дошкольники с удовольствием играют в парах, мини-группах (ролевые, подвижные игры). В подготовительной группе ребята уже имеют чёткие предпочтения относительно того или иного вида деятельности и, найдя единомышленников, осознанно объединяются с ними для той или иной деятельности. К примеру, несколько человек играют в дочки-матери, поливают цветы в группе, заполняют календарь природы и т. д., часть малышей, умеющих читать, устраивают читки вслух, а любители спорта играют в мяч.

    Педагог, вовлекая ребят в разные виды деятельности, участвует во всех активностях

  • Развитие навыков самообслуживания. В младшей группе это работа, направленная на соблюдение последовательности одевания на улицу, перед дневным сном. С воспитанниками средней группы педагог минимизирует свою помощь в этих вопросах самообслуживания. А в старшей и подготовительной упор идёт на поощрение инициативы, то есть желания или необходимости помыть руки до того, как педагог напомнит это сделать, например.
  • Воспитывать навыки терпимого отношения к обстоятельствам. Так, если в старшей группе при обсуждении того или иного литературного произведения возник спор, решать его нужно мирно и спокойно.
  • Прививать позитивное отношение к миру вокруг, воспитывать привычку делиться с товарищами.
  • Прививать навыки оценивания других и самооценки в той или иной деятельности.
  • Приучать к вежливому общению.
  • Воспитывать уважение к старшим.

Содержанием понятия «социально-коммуникативное развитие» определены факторы, влияющие на формирование подрастающей личности:

  • семья (индивидуальные черты личности, такие как темперамент, привычки, определяются наследственностью, поведением взрослых в семье);

    Основы социализации ребёнка закладываются в семье

  • среда, определяемая в контексте рассматриваемого вопроса детским садом (становление характера, выбор способов взаимодействия с окружающими определяется ещё и тем, что малыш видит за пределами дома);
  • воспитание (комбинация способов воздействия на личность со стороны семьи и ДОУ).

Чтобы каждый из этих факторов отдельно и все вместе способствовали, а не мешали гармоничному развитию ребёнка, необходимо соблюдение определённых условий:

  • учёт индивидуальных особенностей каждого малыша (не стоит настаивать на том, чтобы флегматик активно участвовал в подвижной игре, а холерик 15 минут складывал мозаику);
  • создание позитивного эмоционального фона (плохое настроение взрослых остаётся за пределами группы);
  • стимуляция самостоятельности (желание двухлетнего ребёнка застегнуть пуговицы на кофте без помощи взрослого, конечно, существенно растягивает время одевания, но оказывает положительное влияние на формирование самооценки и воспитание целеустремлённости у малыша);
  • взаимодействие со сверстниками (постепенное и планомерное приобщение детей к работе в парах, мини-группах);

    Для осознания своего места в коллективе очень важно приучать ребят работать в группах, парах

  • формирование устойчивой мотивации (чтобы осуществить мечту любого ребёнка, то есть стать взрослым, нужно много знать, чтобы много знать, нужно много читать, чтобы много читать, нужно знать буквы, а для этого отправляемся в путешествие с Машей и Медведем в страну букв);
  • поощрение (психологи выяснили, что самое сильное влияние на самооценку ребёнка оказывают слова одобрения от авторитетных взрослых — родителей, воспитателей);
  • творчество (креативная деятельность воспитывает в ребёнке стремление искать и находить нестандартные решения, то есть способствует формированию самобытной личности).

Направления работы

Исходя из целей и задач, а также из факторов и условий развития индивида, социально-коммуникативное развитие непосредственно связано с деятельностной стороной формирования личности, поэтому на практике осуществляется через:

  • игровую деятельность;

    Игровая деятельность является ведущей для дошкольников, то есть цели и задачи образовательного процесса реализуются в основном через неё

  • трудовую активность;
  • самообслуживание.

В младшем дошкольном возрасте эти виды деятельности носят по большей части знаково-символический характер, то есть имитационный, когда дети повторяют те или иные действия, движения взрослого. Например, воспитатель берёт карандаш, проводит линию на листе бумаги — ребёнок повторяет, далее взрослый дорисовывает ещё 3 линии, чтобы получился квадрат, — малыш снова повторяет. В средней и старшей группе наблюдается смещение приоритетов в сторону партнёрства, то есть не повтора, а совместного выполнения (или дополнения) действий педагога или сверстников. К примеру, ребёнок берёт лейку с полки, взрослый наливает воду, малыш поливает цветок, следуя инструкциям педагога.

Приёмы социально-коммуникативного развития воспитанников разных возрастных групп ДОУ

Многоступенчатый процесс социализации осуществляется при комбинации 4 групп приёмов: наглядных, словесных, игровых и практических. Рассмотрим примеры из каждой категории в зависимости от возраста воспитанников.

Наглядные приёмы в работе с детьми занимают ведущее место по продуктивности

Таблица: приёмы для социально-коммуникативного развития личности дошкольников разного возраста

Это интересно. В старшем дошкольном возрасте группа словесных приёмов пополняется ещё одним — чтением. В 5–7 лет многие ребята уже умеют читать, поэтому педагог может давать им задание — зачитывать вслух отрывки изучаемых текстов или короткие описания картинок. Подробнее об этом можно узнать из нашей статьи — Социально-коммуникативное развитие воспитанников старшей группы ДОУ.

Игровые приёмы

Ведущему виду деятельности дошкольников уделяется особое внимание, так как именно с помощью игры удаётся наиболее полно осветить тему, проработать и закрепить её. К тому же игры можно использовать и на занятиях (дидактические), и при проведении досуга на улице или в группе (подвижные). Пальчиковые игры, способствующие развитию мелкой моторики, можно проводить в любое время.

Дети очень быстро включаются в игру, но зачастую с трудом из неё выходят, поэтому для мотивации в начале занятия эта группа приёмов используется редко

Дидактические игры
  • В младшей группе для развития интонационной выразительности применяется забава «Научим зайку правильно говорить». Суть игры в том, что на занятие приходит гость — зайка, который коверкает слова, например, названия животных («ишка» вместо «мишка», «от» вместо «кот»). Дети исправляют зайку, правильно произнося слова. Для обучения сопоставлять предметы разной геометрической применяется игра «Найди предмет»: дети становятся в круг, воспитатель бросает мячик малышу, показывает картинку с геометрической фигурой, ребёнок называет её и ищет предмет похожей формы.
  • В средней группе активно используется игра «Кто как разговаривает», целью которой является тренировка реакции, закрепление представлений о домашних и диких животных. Её смысл заключается в том, что взрослый, бросая мяч одному из стоящих в кругу детей, называет животное. Ребёнок возвращает мячик и сообщает, как этот зверь «разговаривает» (тигр рычит, собака лает и т. д.). Ещё один вариант дидактической игры с использованием мячика — забава «Горячий — холодный», которая помогает малышам расширить словарный запас противоположными по смыслу словами, характеризующими понятия. Педагог бросает мяч малышу и называет слово (например, «горячий»), ребёнок возвращает мячик и называет антоним («холодный»).
  • В старшей группе акцент смещается на общее развитие мышления, расширение кругозора, внимания. Так, можно использовать игру-лабиринт «Помоги Петрушке попасть в цирк». Дети на игровом поле пальчиками ведут путь Петрушки от дома до цирка, сопровождая действие словами «С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идёт, идёт, но куда он приведёт? Раз, два, три, как ты шёл — назови». Затем рассказывают педагогу, как шли.
Подвижные игры
  • В младшей группе акцент делается на развитие умения ритмично прыгать, выполняя действия под звучащий текст. Например, забава «Беги ко мне»: дети сидят на стульях, воспитатель находится в противоположном конце комнаты. На слова «Бегите все ко мне!» дети подбегают к педагогу, который тепло их приветствует. На слова «Бегите домой!» дети возвращаются на стулья.
  • В средней группе целями подвижных игр являются развитие ловкости, упражнение в беге, увёртывании, лазании, прыжках. Так, игра «Лиса в курятнике» может проводиться и в помещении, и на улице. На скамейках («в курятнике») стоят дети («куры»), в противоположном конце комнаты — нора лисы, роль которой исполнят ребёнок или взрослый. Куры гуляют по двору, на сигнал «Лиса» они должны убежать в курятник, лиса в это время пытается поймать зазевавшуюся курицу и отвести в свою нору. Если это ей удалось, малыш выходит из игры.
  • В старшей и подготовительной группах задачей подвижных игр является развитие выдержки и умения слаженно выполнять действия всей группой. В игре «Кто скорее снимет ленту» дети выстраиваются в несколько колонн по 3–4 человека. На расстоянии 10–15 шагов от колонн натягивается верёвка, на которую напротив каждой колонны набрасывается лента. Задача играющих состоит в том, чтобы по сигналу добежать до своей ленты и сбросить её. В конце игры подсчитывается количество лент, сброшенных командой раньше остальных. Ещё один пример подвижной игры для старшего дошкольного возраста — «Быстро возьми»: на полу по кругу разбрасываются шишки, каштаны или любые некрупные предметы, но на один меньше, чем количество играющих. По сигналу «Быстро возьми!» дети наклоняются и берут предмет. Проигрывает тот, кому не хватило.

Подвижные игры можно проводить и в группе, и на улице

Пальчиковые игры

Способствуют развитию мелкой моторики, что важно в младшей и средней группе для развития речи, а в старшей и подготовительной — для подготовки руки к письму. Кроме того, такие игры отлично тренируют реакцию, ловкость и память, ведь в каждой последующей группе рифмовки, описывающие действия, усложняются.

  1. Младшая группа.Раз, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять!Раз, два, три, четыре, пять,

    В домик спрятались опять. (Поочерёдно разгибают все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибают их в том же порядке).

  2. Средняя группа. Как у нашей кошкиНа ногах сапожки. (Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев).Как у нашей свинкиНа ногах ботинки.А у пса на лапкахГолубые тапки.А козлёнок маленькийОбувает валенки.А сыночек Вовка —Новые кроссовки.Вот так, вот так,

    Новые кроссовки. («Шагают» указательным и средним пальчиками по столу).

  3. Старшая группа.— Пальчик-мальчик, где ты был?— С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел. (На первую строчку показывают большие пальцы на обеих руках, затем поочерёдно соединяют их с остальными пальцами).

  4. Подготовительная группа.Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»,Два щенка: «Ав-ав!»,Два жеребёнка: Иго-го!»,Два тигрёнка: «Ррр!»,Два быка: «Муу!».

    Смотри, какие рога. (На каждую строчку соединяют поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показывают рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).

Это интересно. Периодически воспитатели обращаются к приёму сюжетно-ролевых игр на занятиях по социально-коммуникативному развитию. Такой вид работы в процессе подготовки инсценировки очень продуктивен с точки зрения выполнения задач социализации (дети готовятся, учатся помогать друг другу), но при частом использовании может стать обыденным, тем самым лишив приём методической целесообразности.

Приёмы для мотивации

Для того чтобы дети быстро настроились на занятие и включились в работу, необходимо выбрать подходящие мотивационные приёмы:

  • Демонстрация. Наглядность в виде картинок — непременный атрибут каждого занятия. Какая бы тема ни рассматривалась, иллюстрации должны быть представлены в достаточном количестве. Так, при изучении темы «Профессии» малыши должны видеть представителей того или иного рода деятельности и желательно в антураже рабочего места.

    Один из видов демонстрации — проведение занятия от лица игрушки или сказочного персонажа, в которого перевоплощается взрослый

  • Стихотворения, загадки. Этот приём может использовать как в начале занятия, так и в середине, когда дети немного отвлеклись и их нужно «вернуть» в тему. Обычно загадки и стихотворения вводятся перед этапом закрепления материала.
  • Игры. Кроме пальчиковых, все они могут играть роль мотивационных приёмов. Например, при изучении сказки «Репка» в первой младшей группе, дети могут по ходу чтения педагогом текста раскладывать картинки с сюжетом по порядку повествования.
  • Словесные приёмы. Особенно эффективно эти приёмы работают, если педагог говорит или задаёт вопросы от имени сказочного персонажа.

Как подготовить занятие по социально-коммуникативному развитию в детском саду

Являясь целевым компонентом образовательной программы ДОУ, социально-коммуникативное развитие вписано в изучение всех тем. При проведении занятий педагог руководствуется годовым планом.

Таблица: календарно-тематический план по социально-коммуникативному развитию в детском саду (фрагменты)

Программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Вопросы социализации, а также календарно-тематическое планирование видов деятельности в рамках этой образовательной области закрепляются программой, которая разрабатывается воспитателем или педагогическим коллективом. Наполнение программы варьируется в зависимости от возраста воспитанников, методической проблемы, разрабатываемой ДОУ, а также особенностей конкретной группы детей. Последнее особенно актуально для опыта инклюзивного образования, когда малыши с недостатками физического развития, зачастую имеющие проблемы с социализацией, обучаются в группе со здоровыми детьми.

Программа по социально-коммуникативному развитию может разрабатываться на год или на несколько лет

Примеры программ
  • «Будущий первоклассник» (подготовительная группа). Приоритетным направлением работы является подготовка ребёнка к школе, общению с детьми разного возраста.
  • «Я, мы и мир вокруг». Разработка, охватывающая период с 2 до 7 лет, то есть с первой младшей до подготовительной группы.
  • «Я в мире людей» (старший дошкольный возраст). Программа разработана для детей 5–7 лет.
  • «Это — я». Разработка также охватывает весь период обучения ребёнка в ДОУ, нацелена на помощь в поиске своего «Я», повышение самооценки.
  • «Дружные ребята». Программа для второй младшей группы, направленная на приобщение дошкольников к работе, играм в коллективе, а не индивидуально, как было в первой младшей группе.

Временной план занятия

Вне зависимости от возраста воспитанников структура занятия будет одинаковой, а временные отрезки для каждого из этапов отличаются, так как в младшей группе урок длится 15 минут, в средней — 20, в старшей — 25, а в подготовительной — 30.

  1. Вводный этап или актуализация опорных знаний — 2–3 минуты, во время которых педагог мотивирует ребят, обращаясь к их прошлому опыту.
  2. Основной этап — 5–15 минут, когда дошкольники знакомятся с новым материалом и отрабатывают полученные знания, умения и навыки на практике. Обязательно включает физкультминутку и/или пальчиковые упражнения, дыхательную гимнастику.

    Дидактические игры — важная часть основного этапа занятия

  3. Закрепление материала — 5–10 минут. Обычно на этом этапе происходит практическое осмысление полученной информации, то есть его творческое воплощение: рисунки, аппликации, поделки. Если время позволяет, то сюда включаются и игры.
  4. Завершающий этап — 1–2 минуты. Воспитатель благодарит малышей за работу (каждого отдельно и всех вместе), выдаёт поощрения (наклейки, вырезанные фигурки и пр.), если такой способ оценки принят в системе мониторинга детского сада. Начиная со второго полугодия второй младшей группы, дети учатся рефлексии на занятии, поначалу оценивая его по шкале «понравилось — не понравилось».

Таблица: примеры конспектов занятий в средней и подготовительной группах (фрагменты)

Видео: занятие по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе на тему «В гости к солнышку»

Видео: фрагмент занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

Проект по социально-коммуникативному развитию в ДОУ

Социализация дошкольников является одной из самых актуальных платформ для разработки педагогических проектов. Основной целью такой формы работы является реализация конкретной задачи или направления образовательного процесса. В контексте социально-коммуникативного развития дошкольников это может быть проект, посвящённый:

  • воспитанию вежливости;
  • развитию навыков культуры здоровья;
  • осмыслению духовно-нравственных категорий (добро, дружба, сопереживание, любовь и т. д.) в процессе знакомства с литературными произведениями (сказками, потешками, рассказами, стихотворениями, песнями) или в игровой деятельности.

Проект помогает глубже исследовать вопросы, связанные с успешностью социализации, нацелен на постижение детьми духовно-нравственных категорий

Разработка проекта обычно занимает от недели (если в качестве материала основы выступают 1–2 сказки, например) до нескольких месяцев (если речь идёт о работе в первой младшей группе на тему успешности адаптационного периода или в подготовительной на тему процесса определения готовности детей к школе).

Как подготовить проект

Тему работы формулирует сам педагог, ориентируясь на те вопросы социально-коммуникативного развития, которые актуальны для его группы воспитанников. Далее ведётся работа по плану:

  1. Накопление знаний. К примеру, дети младшей группы в первые 1–2 недели осваивают расположение личных шкафчиков, спальни, туалета и пр.
  2. Практика. Обычно на этом этапе в работу включаются родители, которые помогают создавать проекты, рисунки с памятками (как нужно одеваться в разное время года) или важной информацией (почему опасно есть немытые фрукты и овощи).
  3. Презентация результатов. Дети на практике показывают освоенные знания, умения и навыки. Воспитатель проводит выставки, открытые занятия, ставит спектакли, организует фотоотчёты, видеопрезентации.

    Одной из форм презентации результатов работы может являться театральная постановка

Оформление проекта

В начале педагог формулирует до 15 предложений, в которых обосновывает важность и актуальность проводимого проекта. После этого автор работы указывает:

  • своё имя, должность;
  • временной отрезок, выделенный на проект;
  • вопрос, ответ на который является основной целью работы («Как преодолеть стеснительность у детей 6–7 лет?»), проблему, суть которой понятна ребятам («Может ли стеснительный человек получить то, что он хочет?»);
  • кто участвует в проекте (как правило, это не только дети и педагог, но и родители);
  • цели и задачи работы (иными словами, это переформулированные под тему цели и задачи социально-коммуникативного развития);
  • ожидаемый результат (например, «через игру малыши научились чётко формулировать свои пожелания, задавать интересующие вопросы»).

В проект включается не только работа в группе, но и на прогулках

Видео: пример видеопрезентации результатов проекта по социально-коммуникативному развитию на тему «Школа жизни»

Диагностика и мониторинг социально-личностного развития дошкольников

Чтобы оценить эффективность выбранных приёмов работы по социально-коммуникативному развитию, необходимо периодически проводить диагностику и мониторинг социально-коммуникативного развития. Нужно сказать о том, что этот аспект образовательной области в ДОУ входит в более крупную единицу оценки: социально-личностный анализ, который проводится в конце учебного года. А также он включает мониторинг:

  • познавательного развития;

    Мониторинг социально-коммуникативного развития является частью социально-личностного анализа ребёнка

  • речевого развития;
  • художественно-эстетического развития;
  • физического развития.

Анализ успешности программы социализации проводится:

  • раз в месяц в младших группах, так как малыши только-только попали в новое окружение, активно адаптируются к нему;
  • раз в квартал в средней (в основном с целью оценить способность ребёнка строить диалог со сверстниками и взрослыми);
  • раз в полугодие в старших (как один из параметров оценки готовности к школе).

Критерии оценки социально-коммуникативного развития дошкольника

В каачестве критериев оценки выступают следующие параметры:

  • Соблюдение норм и правил поведения, принятых в обществе. Оценивается уровень культуры поведения за столом, в коллективе, то есть знание правил этикета и соблюдение традиций поведения в обществе.
  • Открытость к общению. Исследуется общительность малыша по шкале «замкнутый — общительный», а также характерные способы установления контакта.
  • Способность налаживать контакт со взрослыми. Этот критерий включает оценку инициативности в общении, чувствительности к проявленной инициативе со стороны собеседника, эмоциональность, умение развивать ситуацию коммуникативного общения, а также зависимость от оценки взрослого.
  • Способность налаживать контакт со сверстниками. Этот параметр подразумевает оценку инициативности в общении, эмоциональности и лидерских качеств ребёнка.
  • Отзывчивость. Оценивается способность сопереживать сверстникам и взрослым.
  • Уровень самостоятельности. Отслеживается тенденция малыша к самостоятельности в самообслуживании, выполнении заданий.

    Для младшего дошкольного возраста показателем уровня самостоятельности является умение одеваться и раздеваться с минимальной помощью взрослого

  • Уровень ответственности. Выявляется степень сформированности чувства ответственности не только за свои действия, но и за чувства, действия других, за порученное дело.
  • Степень импульсивности — рефлексивности. Определяется тенденция действовать под влиянием внешних факторов, то есть импульсивно, или обдуманно — рефлексивно.
  • Характер игровой активности. Оценивается заинтересованность малышей игрой: выполнение условий игры, умение действовать в группе, самостоятельно организовывать забавы.
  • Мотивация к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации). Определяется заинтересованность ребёнка выполнением заданий образовательного характера.
  • Мотивация к труду (включается в перечень критериев с 5 лет). Определяет отношение малыша к труду не только в детском саду, но и дома.

Как правило, мониторинг проводится воспитателем (иногда совместно с социальным педагогом, психологом) по системе:

  • « + » соответствие возрастной норме;
  • « — » несоответствие возрастной норме;
  • « +/- » требуется дополнительная работа;
  • « -/+ » требуется усиленная коррекция.

Если показателей соответствия норме меньше половины, то более расширенную диагностику проводит психолог. Когда оценки чуть отклонены в сторону отставания, педагог пытается улучшить ситуацию с помощью поиска оптимальных приёмов в работе. Например, если в средней группе низкая трудовая мотивация, есть смысл уделить особое внимание темам, связанным с профессиями, вовлекать ребят в полив цветов, уборку или сортировку игрушек и пр.

Переоценить масштабность работы по социально-коммуникативному развитию дошкольника сложно. Это многоуровневый образовательный процесс, требующий от педагога методически обоснованного применения тех или иных приёмов в рамках формирования общего направления личностного роста ребёнка. Воспитатель, реализуя теоретические основы на практике, задействует все виды деятельности, присущие ребёнку, а также психолого-педагогическую базу для полноценного освоения дошкольниками речи, норм и правил поведения в обществе, необходимыми для успешной социализации.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

melkie.net


Смотрите также