Post Icon



Деревья это живая природа или неживая


Тема: Живая и неживая природа.

технологическая карта организованной учебной деятельности

Білім беру саласы: Образовательная область: «Познание», «Коммуникация»

Бөлімдері:Раздел: Экология.

Тақырыбы:Тема: Живая и неживая природа.

Мақсаты:Цель:: Дать представление о живой и неживой природе, научить различать формы живой и неживой природы. Закреплять навыки исследовательской деятельности, умение вести наблюдения. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение.

Техниқалыққуралы/Оборудование и материалы: картины живой и неживой природы.

Қос тілдік компонент: Билингвальный компонент: Табиғат – природа, жанды табиғат – живая природа, жансыз табиғат – неживая природа.

Әрекет кезеңі

Тәрбиешінің әрекеттері

Балалардың әрекеті

Мотивациялық-қозғаушы

Предлагает отправиться на прогулку в лес. Вокруг нас зелёный лес. Воздух в лесу чистый, мы глубоко дышим и вдыхаем чистый воздух. На лугу растут красивые полевые цветы. Мы подходим к понравившемуся цветку. Близко подходим к нему и любуемся его красотой.

Внимательно послушайте.

Ть природу. Природа – мать тебя любит. Каждая трава, растение, цветок, муравей все они хотят жить. Запомни это!

А теперь откройте глаза. Поднимаем руки вверх и подтягиваемся.

Проявляют интерес. Закрывают глаза, ложатся на ковёр и представляют, что они в лесу. Слушают педагога.

Ұйымдастырылєан-ізденіс

Беседа.

Наша окружающая среда: животныее и растения, земля и луна, солнце, далёкие звёзды – все они относятся к природе. Природа делится на живую и неживую.

Словарная работа: живая, неживая.

Мозговой штурм: Как вы думае те, что относится к живой природе?

Что относится к неживой природе?

К живой природе относится всё, что растёт и размножается. А неживая природа не растёт не размножается. Любое существо не может жить без воды, воздуха, пищи, солнца и тепла.

Игра «Найди продолжение».

Неживая природа – это ... (Луна, звезда, камень, вода, воздух, гора и др.)

Живая природа – это ... (Цветы, трава, деревья, животные, рыбы)

Живая природа без неживой природы ... (не может существовать).

Показывает картинки с изображением природы.

  • Что вы видите на картинке?

  • Как вы думаете, какой воздух чище в городе или в лесу? Почему?

  • Что нужно сделать чтобы воздух в городе был чистым?

Растения нужны для того,чтобы воздух был чистым. А для того, растения росли, нужны вода,солнце,воздух.

Психогимнастика.

Дети,мы сейчас будем семенами цветка.Закройте глаза. Сейчас вы в темноте. Потому что,вас только сейчас посадили в почву. Вдруг вы почувствовали тепло. Вы начали стремиться к теплу. Так вы стремитесь на поверхность земли. Солнцу дает вам тепло и свет. Вы начали рости еще быстрее. Теперь пошол дождь. Вы попили дождевой воды и начали рости еще выше. Ваши стебли и листья укрепились,появились маленькие почки,которые увеличились и стали цветами. Вот ребята,вы выросли такими красивыми цветками.

Билингвальны компонент:

Табиғат – природа, жанды табиғат – живая природа, жансыз табиғат – неживая природа.

Игровое упражнение «Руки вверх-вниз»

Размышляют, делают вывод:

к живой природе относятся растения, деревья, животные, цветы.

к неживой природе – горы, камни, воздух, вода.

Дети включаются в игру

Луна, звезда, камень, вода, воздух, гора и др.

Цветы, трава, деревья, животные, рыбы.

не может существовать.

Рассматривают, называют.

Деревья и горы.

Выполняют движения по каманде педагога,показывать как растет цветок.

Повторяют :табиғат – природа, жанды табиғат – живая природа, жансыз табиғат – неживая природа.

Слушают педагога, если называют предметы живой природы – поднимают руки вверх, если неживой – опускают вниз.

Рефлекстік-түзетуші

Рефлексия

Педагог спрашивает у детей, чем они занимались, чему научились, какие впечатления получили. Обобщает, что природу нужно беречь, не ломать деревья.

Делятся впечатлениями, рассказывают, что понравилось что было интересного.

Күтілетін нәтиже / Ожидаемые результат:

Айтады/Воспроизводят: : что относится к живой и неживой природе, их взаимосвязь.

Түсінеді/Понимают: то что природу надо беречь.

Қолданады/Применяют: заботливо относиться к природе.

«Мы дети природы»

Программное содержание:
Уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах (они нуждаются в пище, тепле свете и т. д.). Заботясь о растениях и животных, люди охраняют их от гибели, стремятся не наносить вреда и создают хорошие условия жизни, обеспечивают их пищей, оберегают от холода. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
Развивающие задачи:
Развивать речь, мышление детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям и животным.
Словарная работа:
Методические приёмы: - сюрпризный момент;
-повторение «правил поведения в природе»;
Активизация словаря: водоем
Обогащение словаря: заповедник, лесники, Красная книга.
Оборудование:
Картинки и фотографии с изображением заповедных уголков нашей Родины, отражающие заботу человека о природе, о животных и растениях, подлежащих особой охране;. фонограммы «шум лес, пение птиц», «шум моря», «шум ветра».
Ход беседы:
Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей. Мы сегодня, как вы уже догадались, будем с вами беседовать о нашей всеми любимой природе и ее охране.
Я начну беседу со слов И. Соколов-Митков
"Любовь к природе, как и всякая
человеческая любовь, несомненно,
закладывается в нас с детства. "
- Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться, в волшебную, красивую страну под незабываемым названием «Природа».

Прежде чем мы отправимся в путешествие нам необходимо вспомнить, что такое природа? (ответы детей).
Правильно. Природа – это, все, что окружает людей – растительный и животный мир.
А какая бывает природа? (ответы детей)
Конечно, природа бывает: живая и неживая.
А как вы думаете, какая природа живая? (ответы детей)
Какая неживая? (Ответы детей)
Живая природа - это те предметы, которые могут дышать, пить воду, расти и умирать. К живой природе относятся грибы, растения, животные, и сам человек. Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.
Живая и неживая природа взаимосвязана между собой. Неживая природа помогает жизни живой природы. Например, все мы знаем, что рыбки живут в воде.
Вода – это неживая природа рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить. Растения живут благодаря солнечному свету. Солнце – это неживая природа.
Природа- это богатство нашей Родины, и ее надо охранять. Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в природе: Какие правила поведения в природе вы знаете?
Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Берегите лес!(дети показывают значки , как беречь природу)
Не рвите цветы!
Не разрушайте муравейники!
Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!
Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!
Не обрывайте ягоды дикорастущих растений!
Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их!
Не трогайте грибы!
Не уничтожайте дождевых червей!
Не подходите близко к гнездам! Не разоряйте их!
Не оставляйте после себя мусор. Никогда не выбрасывайте его в водоем!
Не кричите!
Природу надо беречь и охранять, это частичка вас с нами, не будем беречь природу, все исчезнет с лица земли цветы на лугах, деревья, птицы, ручейки. Еще природа расцветает и преображается тогда, когда о ней говорят красивыми и добрыми словами.
А знаете ли вы такие слова? (дети читают стихи):
1.Ведь дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2.Берегите Землю, Землю берегите!
Берегите жаворонка. В голубом зените.
Берегите горы, реки и леса,
Пусть не исчезает в жизни красота!
3.Нор звериных , птичьего гнезда
Разорять не будем никогда
пусть птенцам и маленьким зверятам
хорошо живется с нами рядом.
Ну, вот вы какие молодцы. Сколько интересного смогли рассказать природе. Но нам пора отправляться в путь. Закройте глазки.
Звучит фонограмма «Шум леса, пение птиц».
Наконец мы с вами приехали. Первая остановка «ЛЕСНАЯ».
Беседа по вопросам:
-Что такое лес? (дом для многих растений, животных, птиц).
-Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).
- Назовите диких животных.
А что растет в лесу? (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды).

- Для чего людям нужен лес?
Да, в нашей жизни лес имеет большое значение. Лес дает людям древесину, лекарственные растения, грибы, ягоды. Плодами деревьев питаются птицы и звери. Лес украшает нашу землю, очищает воздух. И поэтому, как мы должны относиться к лесу?
- Ребята, а кто смотрит за лесом, бережет его?
- Да, охраной леса занимаются лесники.
- Как они ухаживают за лесом?
Лесники следят за тем, чтобы лес был здоровым, уничтожают вредителей, срубают заболевшие деревья, охраняют лес от пожаров.

Давайте с вами вспомним с вами пословицы и поговорки о лесе:
- Лес – богатство и краса, береги свои леса
- Вырос лес, так выросло и топорище.
- Какой лес без чудес.
- Волков бояться, в лес не ходить.
- Дальше в лес, больше дров.
- Лес рубят — щепки летят.
- Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает.
Ребята, лес – это и чистый воздух для легких, и влага, и строительный материал. Лес - это и дрова , и ягоды, и грибы, и орехи. Ведь природа делится с нами своими богатствами. Поэтому природу нужно всем беречь и охранять. Физкультминутка. А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Закрывают глазки
Вторая остановка «МОРСКАЯ». (звучит фонограмма «шум моря»).
-Сейчас мы с вами поговорим о воде.
-Кто живет в воде?
-А вода нужна только рыбам? (ответы детей).
-Для чего нам всем нужна вода? (ответы детей).
Д/и «Съедобные жидкости».
(Чай, кофе, компот, морс, борщ, суп, бульон, кисель и т. д.).
Закрывают глази
Третья остановка «Воздушная» (звучит фонограмма «шум ветра»).
- О чем мы будем разговаривать? (о воздухе)
-Ребята, вы все слышали как шумит ветер? Как он гудит? (дети изображают)
Ветер - это поток воздуха.
-Для чего нужен воздух? (ответы детей)
- Кому нужен воздух?
Дыхательная гимнастика.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Человек может прожить - без пищи – 30 дней; без воды – 14 дней; без воздуха – несколько минут.
Мы вдохнули глубоко,и живётся нам легко.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат ПЕНИЮ.
Паучок – ТЕРПЕНИЮ.
Пчелы в поле и саду
Обучают нас ТРУДУ.
Все – по СПРАВЕДЛИВОСТИ.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной народ,
Учат КРЕПКОЙ ДРУЖБЕ.
- Берегите все, что есть на земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.
Но не все по – настоящему любят и бережно относятся к природе. Люди , которые вырубают лес и ценные деревья, даже убивают редких птиц и животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, цветы рвут, а сколько после себя оставляют мусора, также жгут костры и уходя их не тушат, после чего возникает пожар. А после пожара, лес остается долгое время мертвым.
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и природа.
Человек бережет не только птиц, но и всех редких животных, которых осталось совсем мало. Для этого создаются заповедники.
- Кто знает, что такое заповедник?
В заповедниках живут и размножаются животные и птицы, насекомые и растения. Заповедники в нашей стране созданы в разных краях.
Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность просто исчезнуть с лица Земли.
И сейчас, когда некоторые растения и животные могут исчезнуть, появился закон об охране природы. Редкие животные, растения, насекомые занесены в особую книгу – Красную Книгу. Иллюстрация. Красный цвет книги означает запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя! Красный цвет – это сигнал тревоги и опасности. Это значит – внимание – это животное и растение может навсегда исчезнуть. На этих животных запрещена охота, их специально разводят в заповедниках и питомниках. В заповедниках нельзя рубить деревья, косить траву, рвать цветы.
Красная книга вся состоит из цветных страниц.
Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер (Морская корова, странствующие голуби и другие.).
Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных (зубры, красный волк, бобры, леопард, снежный барс, амурский тигр и другие).
Желтые страницы – те, животные количество которых быстро уменьшается (белые медведи, розовый фламинго, розовая чайка, джейран и другие).
Белые страницы – это те животные, которых всегда было не много.
Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны.
Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить и спасти их от вымирания (лось, речной бобр).
Сейчас мы с вами посмотрим, какие животные, птицы, растения записаны в Красную Книгу. (Показ иллюстраций.)
Животные: белый и бурый медведи, лев, тигр, дикий северный олень, пятнистый олень, соболь, леопард, морж, тюлень, зубр, бобер и др.
Птицы: венценосный журавль, розовая чайка, глухарь, сокол, дрозд, перепел и др.
Растения: ландыш, колокольчик перистолистый, гвоздика, подснежник, сон-трава, речная лилия, ветреница, хохлатка, перелеска и др. Эти растения нельзя рвать.
- Ребята, пусть в наших парках, садах, лесах пышно растут деревья и спокойно поют птицы. Пусть родники и колодцы всегда будут с чистой и прозрачной водой. Пусть в прудах, озерах и реках будет много рыбы. Все это наше богатство, без которого мы не можем жить. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
Ты, дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, не сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей
- Все, что зовется
РОДИНОЙ твоей!

 

Живая природа осенью - презентация онлайн

По своим наблюдениям расскажите, какая погода
была летом. Как она изменилась с приходом осени?
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось на цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так - целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
По календарю осень наступает первого сентября.
Но это календарные сроки. В природе таких четких сроков
нет. Где-то листья опадают раньше, где-то позже,
где-то птицы улетают на юг раньше, а где-то позже.
Осень делят на два периода.
Первый — от первых заморозков до конца листопада,
второй — от конца листопада до начала зимы.
23 сентября — день осеннего равноденствия.
День и ночь равны. Они длятся по 12 часов. После этого дня
ночь становится все длиннее, а день заметно уменьшается.
Неживая
природа
осенью
Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными.
Поэтому земля получала много тепла.
Осенью солнце поднимается в небе не так высоко,
дни становятся короче, чем летом. Поэтому похолодало.
Однажды утром вы посмотрите в окно и увидите, что земля,
трава и крыши домов побелели! Это иней.
Увидели иней, значит, на улице лёгкий морозец – заморозки.
Первые заморозки обычно бывают в начале сентября.
А ближе к середине сентября бывает последняя гроза.
Летом грозы часты. Набежит тёмная грозовая туча, сверкнёт
молния, загремит гром. Дождь пойдёт сильный, но недолгий.
Осенью грозы становятся редкими, а затем и совсем
прекращаются. Осенние дожди не похожи на летние,
они мелкие, моросящие, затяжные.
Над рекой, озером, прудом всё чаще нависают густые туманы.
Но ранней осенью часто стоят тёплые, сухие дни.
В эти дни мы как бы провожаем лето, прощаемся с ним.
Это – бабье лето.
Поздняя осень бывает холодной, дождливой.
Иногда идёт мокрый снег.
В это время во всём чувствуется приближение зимы.
В самом конце осени на водоёмах происходит ледостав –
реки, озёра, пруды покрываются льдом.
А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд…
Какие осенние явления в неживой природе
родного края вам удалось понаблюдать?
Похолодание, первые заморозки и появление инея,
последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы,
первый снег, ледостав — все это осенние явления
в неживой природе.
Живая
природа
осенью
Уже летом на растениях стали созревать плоды и семена,
появились грибы. Цветущих растений почти не видно.
С приходом осени листья на деревьях и кустарниках
стали менять окраску, а затем стали опадать.
Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками.
Он идет по-разному у всех деревьев. Деревья и кустарники
приобретают разную осеннюю окраску. Красный, желтый, бурый,
золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист.
С понижением температуры воздуха,
изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее.
Быстрее идёт и листопад.
Почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, т. к. листья
испаряют большое количество влаги. Но с наступлением
холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная
влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают.
Оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений
источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
Почему хвойные деревья не сбрасывают листву,
а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей.
Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие
листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям
почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут
доставлять из охлажденной почвы мало воды.
На узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться. Значит,
снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев, чтобы
сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и
расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве.
Располагаясь по обеим сторонам веток, хвоинки образуют
ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по
отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому
даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
Насекомым, которые,
в основном, питаются нектаром
и пыльцой, нечего стало есть.
Они стали прятаться в щели, под кору
деревьев. Некоторые насекомые
улетают из наших краев.
Много интересного можно было
наблюдать в жизни птиц летом. Стремительно летали,
рассекая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи.
На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек.
Разгуливал важный грач. Он глотал всё,
что подбирал съедобного: улитку, жука,
гусеницу, разные плоды и семена.
Цапля, стоя у воды, ловила
лягушек, небольших рыбок,
водных насекомых.
А в воде плавала утка-кряква. Чтобы поесть,
она опрокидывалась вниз головой и шарила по дну клювом –
собирала мелкую водную живность и зелёные растения…
Но пришла осень. Всё меньше и меньше становится корма.
Ведь насекомые исчезают, травянистые растения увядают.
Поэтому в конце лета и осенью многие птицы улетают
в тёплые края, где корма достаточно.
Но вот что удивительно. Многие птицы улетают
задолго до того, как исчезнет для них корм.
Они как бы заранее узнают о приближении
голодного времени. Как же они это делают?
Перелётные птицы замечают,
что дни ближе к осени становятся короче.
Это и служит для них сигналом: пора в дорогу!
Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень много
пернатых во время перелётов погибает. Только самые
сильные, самые выносливые добираются до тёплых краёв.
Но не все птицы осенью улетают. Те, которые
проводят зиму у нас, называются зимующими.
Это синицы, поползни, сойки, дятлы… Они не
улетают потому, что и зимой могут найти себе
корм. Некоторые из них, например, сойки и
поползни, осенью делают запасы корма.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Е.Благинина
Летом и осенью у зверей много забот. Летом надо кормить
и охранять детёнышей, приучать их к самостоятельной жизни.
А осенью надо готовиться к зиме.
Осенью звери как бы переодеваются – линяют. Вместо негустой
летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.
А у некоторых зверей изменяется и цвет шерсти. Белка летом
рыжая, а зимой серая. Заяц-беляк летом серый, а зимой белый.
И белка, и заяц зимой будут незаметны на снегу.
Некоторые звери осенью
запасают на зиму корм.
Например, белки, прячут в
укромных местах жёлуди,
орехи, грибы. Бобры
заготавливают много веток,
уносят их под воду и складывают
в кучу около своего жилья.
Мыши запасают в норках жёлуди,
орехи, зёрна хлебных растений.
Но есть и такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не
нужен. Ёж делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой
листвы, травы, мха. В нём он и залегает в спячку до весны.
Спит зимой и медведь. Поздней осенью он выбирает в лесу
глухой уголок, где много упавших деревьев,
и там устраивает себе берлогу.
Про ежа и медведя можно сказать, что они «сами себе
кладовые». Летом и осенью эти звери усиленно питаются
и жиреют. Жир – это тоже как бы запас пищи на зиму.
Иногда ребята ловят ежей, держат их летом дома,
а осенью выпускают. Эти ребята обрекают
зверьков на смерть! Живя дома, ёжик на
непривычном корме не сможет накопить
достаточно жира. И если его выпустить,
то зимой он наверняка погибнет.
1
п
2
3
о
п
л 4 з а м о
и
д
х
5 о с е н ь
о
т
я
7 л
о
я
о
п
д
а 8 т у м а
д
н
и
9 и н е
р о з к и
6
е д о с т а в
н
е
н
г
й
6.
5. Он
Ночи
пушистый,
темнее,
2.
3.8.
Солнце
Деревья
1.Молоко
Эта осень
поднимается
наряжаются
надбывает
речкойне
в
7.4.
Осенью
Но
9.
Верная
Не
рукой
Дни
снег
на
холоднее,
примета
его
реках,
и не
нелёд,
тронь,
озёрах,
этого
а
так
разноцветные
холодной,
высоко,
плыло,
дни
дождливой.
становятся
уборы, а
серебром
Станет
явления
прудах
Листья
капелькою
начинается
–деревья
пожелтели,
лёд на лужах.
уберёт.
чистой
….
Иногда
затем
Ничего
короче,
сбрасывают
идёт
не
и началось
видно
мокрый
было.
листву.
снег.
….
Как поймаешь
Птицы улетели.
на ладонь.
Какие осенние явления в живой природе
родного края вам удалось понаблюдать?
Подумайте, как связаны между собой осенние
явления в неживой и живой природе.
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.
Е.Головина
Похолодание, затяжные дожди, густые туманы,
первый снег, ледостав – это примеры осенних
явлений в неживой природе. Отлёт перелётных
птиц – пример осенних явлений в живой природе.
М О Л О Д Ц Ы !
http://s17.rimg.info/3b82cdd3b73eef426539eed1b5db7b3e.gif
http://www.krasotulya.ru/smiles/020/018.gif
http://www.sipovich.ru/sipovich/pl/mediagallery/showimage.php?142%2Ba%3A2%3A%7Bi%3A0%3Bs%3A4%3A%221
280%22%3Bi%3A1%3Bs%3A3%3A%22853%22%3B%7D
http://demiart.ru/forum/journal_uploads/j104589_1225289837.jpg
http://partner.35photo.ru/photos/20091127/113932.jpg
http://agrovita.ucoz.ru/_si/0/75516743.jpg
http://photos.lifeisphoto.ru/57/0/574005.jpg
http://s47.radikal.ru/i117/0912/a2/92d8fc393d0d.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/7/494/7494402_1194325639_Zolotuye_list_ya.jpg
http://nikant.narod.ru/img_0408.jpg
http://kemclub.ru/best/3527054.jpg
http://stat17.privet.ru/lr/092bffceacfcd7236a7c93915bf44cbd
http://www.masters.donntu.edu.ua/2007/feht/dzeikova/runoff.gif
http://b0.imgsrc.ru/t/the_spirit/4/14119714ZMK.jpg
http://lebioda.files.wordpress.com/2009/12/gawroncorvus_frugilegus_2.jpg
http://forum.materinstvo.ru/uploads/1205957767/post-40296-1206098770.jpg
http://www.russianhunting.ru/files/25.jpg
http://zhurnal.lib.ru/img/l/lidija_f/iiiiiiiii-1/2010god.10janwarjaiborja029.jpg
http://i067.radikal.ru/0806/e7/a5ee3fa8c05c.jpg
http://gorodznaek.siteedit.ru/images/listya4.gif
http://img.fromuz.com/forum/uploads/monthly_09_2007/post-32835-1190550084.jpg
http://www.heyhey.ru/uploads/images/5/b/d/4/1/a6779a5292.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/8/alinuska.4/0_3bf4_899e1ce0_XL
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/100/48100380_1251510203_0_19d09_c3d42506_XL1.jpg
http://adalin.mospsy.ru/img6/d_3.jpg

Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы

Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • растения;
  • рыбы;
  • водоросли;
  • паразиты;
  • микробы.

Объекты неживой природы

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.

Что такое живая и неживая природа

 Конспект образовательной деятельности

«Что такое живая и неживая природа»

для детей подготовительной к школе группы

 

Александрова Нина Юрьевна,

воспитатель МАДОУ № 16,

г. Кировск Мурманской обл.

 

Задачи: Формировать умение детей отличать объекты живой природы от объектов неживой, а также природные объекты от искусственных; расширить представления детей о живой и неживой природе, показать их взаимосвязь; поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности; закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

Материал: Мольберт с картинками, изображающими объекты живой и неживой природы; коллекция камней.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте  поздороваемся и подарим им улыбку. А теперь все внимание на меня. Послушайте стихотворение.

Вот на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о природе. Как вы думаете, что означает слово природа. (Ответы и рассуждения детей. В случае затруднения поясняю: ездили на природу, что видели вокруг, слышали).

— Природа — это то, что может существовать без помощи человека. (Повторяют дети).

Воспитатель: Всю природу  нашей планеты Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. (Показываю на мольберт).

— Все растения, животные, рыбы, птицы, насекомые, жители морских глубин, мхи, лишайники — это живая природа. Они (ставлю модули на магнитную доску) двигаются (ноги), питаются (рот), дышат (нос), размножаются (яйцо — цыпленок), растут (цыпленок — курица).

— Неживая природа – это воздух, свет, солнце, небо, земля под ногами (почва), песок, глина, камни, снег, радуга, вода.

— Беру коллекцию камней, уточняю по модулям живого: двигаются? Питаются? и т.д.

— Дети, что же нужно для того чтобы жила живая природа.  (Свет, тепло, вода, питание, уход, забота и любовь окружающих).

— Как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой? (Ответы и рассуждения детей).

Воспитатель: Отдых наш физкультминутка, занимай свои места.

Руки  подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

— Человек часть живой природы. Оказывается, человеку нужно все то, что и любому живому на Земле. Если мы говорим: растения часть живой природы, животные часть живой природы, то, как можем сказать о человеке?

— Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком ему нужна помощь, забота, любовь и внимание родителей, друзей, соседей, воспитателей. Каждый из вас в свою очередь обязаны с уважением и пониманием относится к тем людям, которые вас окружают.

— Игра «Живая и неживая природа»: дети встают около стульчиков, воспитатель называет предметы или явления природы. Если они относятся к живой  природе, то дети поднимают  руки и вверху машут ими влево-вправо, а если названное относится к неживой  природе, то стоят на месте, а если названо что-то другое тихо садятся. В конце игры называю машина (Действую по реакции детей).

Воспитатель: Да, дети, благодаря своему уму и своей наблюдательности человек создал очень много вещей своими руками, своим трудом, но все они похожи на природу.

— Показываю: машина – жук, вертолет – стрекоза, самолет – птица, дождь — душ, пол — почва, ветер – вентилятор.

— Называю: В квартире пушистый ковер, а в природе (трава), человек создал подводную лодку (кит).

Воспитатель: Как вы думаете, почему машина, вертолет, ковер, подводная лодка не природа?  (Их создал человек, а природа это то, что может существовать без помощи человека).

— Как вы думаете, может ли природа существовать без человека? (да)

— Конечно, природа была на нашей планете Земля давно, когда еще на ней не жили динозавры.

— А может ли человек жить без природы? (Нет, ему нужна вода, пища, одежда, жилище, лекарства).

— Издавна человек использовал природу в своих целях, и знает, что ее надо беречь и охранять всем людям, живущим на Земле.

— Что вы делали зимой для этого? (Укутывали корни деревьев и кустов снегом, подкармливали птиц).

— Природа всегда отблагодарит человека за его заботу. В последний день зимы, мы услышали веселое пение воробышков. Помните «О чем поют воробушки в последний день зимы. Мы выжили! Мы выжили! Мы живы! Живы мы!»

Если деньги накопить

Можно многое купить.

Дом, одежду и завод

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель: Итог: самые старательные сегодня…., самые активные…, самые любознательные…, Самые внимательные…

Кто свою природу любит…

(Зря цветы не рвут, траву не мнут, ветки деревьев и кустарников не ломают, птиц, насекомых и животных не обижают)

Тот край свой не погубит.

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

«Путешествие в мир природы» — Ясли-сад №12 г.п.Ружаны

Сценарий развлечения в старшей группе

Программные задачи:
продолжать формировать умения устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы, умение правильного взаимодействия с миром природы;
развивать интерес к объектам природы;
воспитывать эмоционально- положительное отношение к природе, ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какая сегодня прекрасная погода. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но сначала послушайте стихотворение (А. Дайнеко «Природа вокруг тебя»):
Есть на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли зовется этот дом.
В.Ребята, скажите мне пожалуйста, что же такое «природа»? (это наш дом, воздух, вода, солнце, растения…) А человек? (человек- тоже часть природы) Почему вы так думаете? (его жизнь тесно связана с окружающей природой. Он дышит, утоляет жажду. Растения дают ему пищу. Мебель, посуду, одежду изготавливают их природных объектов).
-Какой бывает природа? (живая и неживая)
-Перечислите, что относится к живой и неживой природе?
-Чем отличаются предметы живой и неживой природы? (предметы живой природы в отличие от неживой дышат, питаются, растут, дают потомство)
-Могут ли человек, растения, животные существовать без неживой природы? (Они не могут жить без неживой природы. Для них нужны вода, воздух, почва, солнце).
В. Вот мы и пришли в парк. Посмотрите, как много здесь красивых деревьев и кустарников. А кто это встречает нас? («березка»)
В.Здравствуй, красавица березка, мы с ребятами пришли в парк поиграть.
Березка. Здравствуйте, ребята, вы узнали меня, молодцы. Сейчас я предлагаю вам встать в круг (хоровод «Березка»).
Березка. Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу, чтобы не навредить ни деревьям, ни кустам, ни цветам? (вести себя тихо, не ломать ветки и др.)
Березка. Правильно, ребята, деревья приносят много пользы: вырабатывают кислород, из них делают много предметов, необходимых для жизни, лекарства. А еще деревья могут лечить людей только одним прикосновением. Если нет сил, можно подойти к березке, прижаться к ней, закрыть глаза и постоять так несколько минут. И дерево обязательно поможет. Давайте проверим. Дотроньтесь все рукой к дереву. Какое оно ласковое, доброе, оно дает вам свое тепло. А чтобы вы знали, какие деревья вам могут помочь, я дарю вам книжечки с полезными советами (раздает маленькие памятки).
Березка. Ребята, а вы заметили, какой целебный воздух в лесу, чистый и полезный.
Дыхательная гимнастика «Мы вдыхаем аромат».
В. Ребята, вы чувствуете, какой приятный запах идет от этого дерева. Кто знает, что это за дерево? (ель)
Навстречу детям выходит «ель».
Ель. Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Ребята, а кто из вас знает загадку о елочке, порадуйте меня.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ель. Какая хорошая загадка. Посмотрите, что я принесла с собой (показывает еловые и сосновые шишки). Скажите, с каких деревьев эти шишки? А что с ними можно сделать? (поделки, сироп).
Ель. Ребята, а вы знаете, что с помощью шишек можно оздоровиться (показывает массаж ладоней при помощи шишек).
Мишка по лесу ходил,
Мишка шишек находил,
В детский сад нам приносил.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
Будем с шишкой мы играть!
Между ручек мы катать.
В ручку правую возьмем
И сильней ее сожмем!
Руку быстро разожмем,
И опять ее сожмем.
В ручку левую возьмем
И сильней ее сожмем!
Руку быстро разожмем,
И опять ее сожмем.
Мы закончили катать,
Будем пальчики считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
На другой руке считаем,
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы закончили играть.
Пальцы мы не потеряли,
Очень весело играли!
Пальчики свои встряхнем
И немного отдохнем!
Ель. Вам понравилось? Отлично. Я еще вам предлагаю поиграть в игру «К дереву беги». Будьте внимательны! Молодцы! Умеете играть, знаете деревья.
Рябинка. А меня вы узнали? Здравствуйте, ребята! (к детям выходит «рябинка»). У меня у рябиновых веточек произошло несчастье, прилетел ураганный ветер и все ягоды унес, разбросал неведомо где. И теперь наши птицы останутся голодными на всю суровую зиму. Как же можно помочь нашим рябинкам?
В. Ну что поможем отыскать ягоды рябины?
Игра «Найди по описанию»
Дети находят ягоды рябины и приносят их.
Рябинка. Благодарю вас, ребята, сейчас нашим птицам будет чем полакомиться зимними денечками, и они не погибнут.
Этюд «Спаси птенца»
В.Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим дыханием, приложите его к своей груди, отдайте доброту своего сердца. А теперь откройте ладони и птенец радостно улетит.
В.Игра «Так — не так»
— Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать:
— Караси в реке живут (хлопают)
— На сосне грибы растут (топают)
— Любит мишка сладкий мед (хлопают)
— Теплая погода зимой (топают)
— Дождь прошел – остались лужи (хлопают)
— Заяц с волком крепко дружит (топают)
— Ночь пройдет – настанет день (хлопают)
— Залаяли птицы, запели собаки (топают)
— За зимой весна придет (хлопают)
— Весной дождик часто бывает, землю поливает (хлопают)
— Нет рассеянных средь вас (хлопают)
— Все внимательны у вас? (ХЛОПАЮТ).
Игровое упражнение «Что случилось бы, если бы в природе исчезла вся растительность?» (ответы детей)
В.Мы должны беречь природу и относиться к ней надо бережно и внимательно. Если мы не будем помогать природе, то исчезнут многие растения и животные и птицы.
В.А сейчас я предлагаю сделать «Картину природы» из природного материала (коллективная работа). Посмотрите, какая замечательная работа у нас получилась.
Игра «Волшебная палочка»
Дети становятся в круг. В руках у воспитателя «волшебная палочка».
В: Эту палочку мы будем передавать друг другу. У кого в руках палочка, тот должен сказать, как он может помочь природе.
В.Зимой надо кормить птиц,- передает палочку ребенку. Ребенок берет палочку и говорит: «Нельзя ловить красивых насекомых (трогать птичьи гнезда, ловить и приносить домой диких животных, ломать ветки, сбивать ногами грибы, бросать мусор, громко кричать в лесу и т.д.)»
В. Ребята, вы поняли, что нужно сохранять и беречь свое здоровье и здоровье природы, жить и помогать друг другу. Только бережное и ответственное отношение к тому, что живет и растет вокруг нас, может сделать нашу жизнь полноценной радостной и прекрасной. Вам понравилось наше путешествие? А сейчас мы возвращаемся в детский сад.

Заместитель заведующего по основной деятельности М.Р.Рябцева
Воспитатель дошкольного образования Л.П.Кадешко

90 000 Древесина в лесах - Мертвые и все еще живые 90 001

Древесина в лесу - мертвая и все еще живая

Каждому из нас приходилось сталкиваться с деревом, хотели мы того или нет. Это один из важных ресурсов на нашей планете. Для людей, выбирающих лесной лес для воскресных обедов (и не только), не странно видеть бревно, лежащее под зеленым ковром «мхов и папоротников». Не нужно (надеюсь) никому говорить, что не все деревья, выросшие на плодородных (и менее плодородных) польских почвах, вывозятся из леса.Но знаете ли вы, сколько (видимо) сухостоя остается на переработку элементов и почему бы не убирать как следует это безобразие?

Термин «мертвая древесина» является лингвистическим отражением английского термина «мертвая древесина», который также используется в англоязычных научных исследованиях. Однако это крайне неуместный термин, поскольку древесина по своей природе является мертвым куском того, что раньше было деревом. Однако трудно точно описать смысл этой фразы, в которой говорится о роли как мертвых, так и еще стоящих деревьев, гниющих бревен, лежащих на лесной подстилке, пней, а также более мелких и более крупных ветвей в экосистеме.При всем осознании громоздкости этого понятия, оно употребляется в Польше как в повседневном языке, так и в научных исследованиях. Понятие валежной древесины также в значительной степени совпадает с термином Coarse Woody Debris (CWD), используемым для обозначения стоящих и лежащих стволов деревьев, кусков дерева, больших ветвей и толстых корней.

Исследование «мертвой» древесины

В последние годы все больше и больше людей стали говорить и писать о валежной древесине - ее значении и роли для различных лесных организмов.Это один из важных факторов, определяющих биоразнообразие леса, а связанные с ним организмы часто представляют собой редкие и исчезающие элементы фауны и флоры. Взаимоотношения валежной древесины с сапроксильными организмами (так по-научному называются организмы, связанные с валежной древесиной) подвержены разносторонним влияниям, в том числе: времени, месту и способу гибели древесины, ее размеру, качеству и количеству. Очевидно, что бревно, лежащее в горном ручье, отличается от того же бревна в бархане.В наших широтах древесина полностью разлагается через 10-100 лет (цитирование этого промежутка в научных статьях).

Если бы древесина не испортилась после смерти, лесная подстилка в конечном итоге была бы полностью покрыта деревянными «скелетами». Правильное функционирование лесной экосистемы означает соблюдение баланса между процессами роста, отмирания и гниения древесины. Столь важная и до сих пор в свете исследований возрастающая роль валежной древесины в лесных экосистемах обусловила необходимость проведения инвентаризации ее количества.Полученные результаты среднего количества валежной древесины как в системе типов леса, возраста древостоев, так и в отдельных регионах и странах являются отправной точкой для более широкого обсуждения и поиска ответов на волнующий вопрос: как к целевому количество валежной древесины в лесу. Принимаемые объемы целевой валежной древесины должны, с одной стороны, отвечать требованиям наибольшей группы пород, а с другой - учитывать требования хозяйственного использования леса и безопасности работающих и отдыхающих людей. в этом.Проблемы возникают при подсчете того, сколько этой древесины на самом деле присутствует в лесу, поскольку используются разные методы испытаний, что приводит к большим расхождениям. В ходе последней масштабной инвентаризации леса, проведенной специализированным подразделением в этой области Управлением лесного хозяйства и геодезии, в лесах, находящихся в ведении Гослесхоза, учтено около 5,8 м3/га валежной древесины (в 2005-2009 гг. - 5,2 м3). / га) ) Есть также лесничества, в которых количество валежной древесины значительно больше, напр.в Берчавском лесничестве она составляет в среднем 24,25 м3/га, в частных лесах - 4,2 м3/га, а в национальных парках - 36,7 м3/га.

Жители "мертвой" квартиры...

Сапротрофы — это грибы, которые используют мертвые органические вещества для своих жизненных функций. Они играют очень важную роль в природе и экономике человека. Как редуценты, они расщепляют мертвое органическое вещество, позволяя другим организмам (растениям и животным) повторно использовать питательные вещества, накопленные в древесине.Поэтому они создают для них жизненное пространство. Разрушая остатки прежней жизни, сапротрофы сделают возможной будущую жизнь. На стоячих сухостойных деревьях сапрофиты, разлагающие древесину, оказывают существенное влияние на рост биоразнообразия в лесу. Среди прочего, они облегчают дятлам вырубание дупла, которое также используется в качестве укрытия другими птицами и мелкими млекопитающими, такими как белки, летучие мыши и сони. Кроме того, плодовые тела этих грибов служат пищей и убежищем для личинок многих видов насекомых, которые также являются важным или даже незаменимым звеном естественного равновесия леса.Грибы начинают и продолжают участвовать в процессе разложения древесины до полного ее разложения.

Насекомые и другие беспозвоночные из многих систематических групп питаются валежной древесиной на разных стадиях ее разложения или поедают другие организмы, населяющие ее. С другой стороны, животные (как из группы беспозвоночных, так и позвоночных) используют отмершую, гниющую древесину в качестве места гнездования, укрытия или зимовки. Мертвые, стоячие и упавшие деревья также являются местом жизни, например.мхи, лишайники или слизевики. По подсчетам ученых, мертвая древесина может содержать около 1500 видов грибов, 1300 видов насекомых и более 100 видов позвоночных даже в течение нескольких десятков лет после гибели дерева. Среди богатой жизни есть место и для моей любимой группы организмов (лишайники - эпиксилы), например, Multiclavula mucida (не польское название). Встречается на гниющей влажной древесине. Этот вид создает на нем стройные, булавовидные плодовые тела – такие палочки.

Государственные леса также способствуют увеличению ценного «кладбища».Всего несколько десятков лет назад каждое засохшее дерево в обязательном порядке удаляли из леса, а сейчас совсем по-другому.

Согласно Инструкции по охране и управлению лесами и согласно приказу № 28 директора РУЛХ в г. Кросно, действующему более 6 лет, лесники оставляют около 5% спелых насаждений под рубку до их естественного упадка. Каждая лесная инспекция в Региональном управлении государственных лесов в Кросно определяет убежища для ксилобионтов (организмов, которым для жизни требуется древесина), которых следует исключить из заготовки древесины.В лесах мертвые и отмирающие деревья оставляют на вырубках, а если они угрожают жизни лесничих, то их валят, но не вывозят из леса. Конечно, есть тонны абзацев, абзацев, пунктов и подпунктов, в которых подробно расписано, что, когда, сколько и где оставить.

В следующий раз, когда вы будете в лесу и увидите «мертвые» бревна, подумайте о том, сколько жизни дала эта смерть….

Амелия Пьегдон

.90 000 Мертвое дерево изобилует жизнью. Уже в понедельник мы будем отмечать Международный день леса

Мы все переживаем трудные времена. Так что приглашаем вас в лес, где мы вздохнем полной грудью, понаблюдаем за пробуждением жизни после зимы. Когда мы натыкаемся на упавшее дерево, помните, что оно может стать колонией многих видов цветковых растений, папоротников и мохообразных, а дупла подходят для укрытия насекомых, птиц и мелких грызунов.

В понедельник, 21 марта, мы отмечаем Международный день леса.Поэтому стоит напомнить, что лес — это не только группа деревьев, но и необычная и сложная сеть биологических отношений. Даже мертвое дерево играет в нем важную роль.
Почему мы находим в лесу много поваленных деревьев, которые не убирают лесники? Это связано с тем, что мертвая древесина ведет бурную жизнь, а гниющие и увядшие деревья являются очень важной частью лесной экосистемы. Они обогащают и разнообразят окружающую среду, ведь на поверхности мертвого ствола, внутри и под ним кипит жизнь.

- Мертвые деревья имеют свою вторую, интересную и загадочную жизнь как дом для многих видов растений, мхов, грибов и насекомых, млекопитающих и грызунов, - говорит Славомир Ковальчик, лесничий из Гижицкого лесничества. - Некоторые насекомые роют коридоры в мягкой древесине и образуют муравейники. Трещины и дупла подходят для укрытия насекомых, птиц и мелких грызунов. С течением времени процесс разложения древесины усиливается, из-за чего присутствующие там породы уступают место новым. Этот процесс длится от нескольких до нескольких десятков лет.Конечным результатом является обогащение почвы минеральными веществами.

Сухое бревно как дом

Мертвые деревья, лежащие в лесу, являются средой обитания тысяч организмов, часто уникальных. Оставлять деревья в лесу для естественного разложения крайне важно для всей экосистемы, ведь в ней могут обитать около сотни видов птиц и млекопитающих, а также свыше тысячи трехсот видов насекомых или полторы тысячи видов грибов. . Каждый ствол может стать колонией из нескольких десятков видов цветковых растений, папоротников и мохообразных.
Птицы, наиболее тесно связанные с деревьями, в том числе с мертвыми, — это дятлы. - Они хорошо знают, что в сухостойной древесине полно питательных насекомых. В период размножения, когда их потомство требует еды, дятлы часто вместо того, чтобы искать насекомых на деревьях, окружающих дупло, предпочитают лететь на несколько сотен метров дальше, чтобы легко извлечь их из разлагающихся остатков деревьев, — объясняет Славомир Ковальчик.
Мертвые деревья, упавшие в воду, являются местом укрытия и размножения некоторых видов рыб, а гниющая масса древесины удобряет пруды, болота и другие водоемы.Лежащая в лесу древесина сохраняет много влаги и сильно изменяет микроклимат в непосредственной близости от нее. Наличие сухостоя является необходимым условием жизни некоторых земноводных и пресмыкающихся.


Неприкосновенные памятники природы

Деревья, признанные памятниками природы, охраняются законом. Даже после их смерти их останки находятся под защитой. Ведь они все еще дерево, только мертвое. Каждое ли дерево может стать памятником природы?
- Деревья для памятников природы назначаются на основании их уникальных особенностей, - говорит лесничий.- Это может быть возраст или размеры дерева, форма ствола, кроны или расположение ветвей. В первую очередь всех интересует возраст дерева-кандидата на признание памятником природы. У нас в лесничестве растет монументальный граб, ствол которого состоит из нескольких частей - они не толстые, поэтому определить возраст такого дерева непросто. Однако тот факт, что стволов около десятка, доказывает уникальность этого дерева. Например, гигантский тимус, который не встречается в природе в Польше, может считаться памятником природы.Его уникальность заключается в том, что он приспособился к нашему климату и достиг внушительных размеров.

Деревья умирают

Так же, как существует множество причин отмирания деревьев и форм мертвой древесины в лесах, существует множество способов ее использования живыми организмами. Основными причинами отмирания деревьев являются низкие температуры и нехватка воды, которые ослабляют деревья. Деревья с поверхностной корневой системой больше всего страдают в засушливые годы.В последние годы самым известным было об умирающих елях, например, из Беловежи.
- Деревья, ослабленные недостатком воды, становятся восприимчивыми к насекомым-вредителям и грибкам, что может привести к задержке роста или даже гибели дерева, - добавляет Славомир Ковальчик. - Грибы и вредители в основном заселяют поврежденные или старые и слабые деревья.
Наибольшую потенциальную угрозу мазурским лесам представляют ураганные ветры. Подобные явления здесь происходят раз в несколько лет, к счастью, при небольшом диапазоне повреждений.Такие мероприятия имели место в 2002, 2007 и 2016 годах.

Рената Щепаник


Международный день лесов


В этом году празднование Международного дня лесов проходит под лозунгом Генеральной Ассамблеи ООН Леса и энергия». Древесина является возобновляемым источником энергии. Леса поглощают и хранят солнечную энергию, превращая ее в древесину. В Польше лесники ежегодно сажают около 500 миллионов молодых деревьев. Поэтому площадь лесов, несмотря на вырубку, постоянно растет.В настоящее время почти 30 процентов покрыты лесом. страна. Важна не только общая площадь леса, но и деревья в городе. Они улучшают условия жизни в городах, а также снижают затраты на кондиционирование помещений. Продуманные, они могут понизить температуру воздуха в городе на 2-8°С летом. Леса дают нам энергию для жизни.

.

Обои Живые и мертвые деревья в траве

Фотообои Живые и мертвые деревья в траве - PIXERS.PL

30% НА ВСЁ! У вас есть время только до 10.07.2022. | Ваш код: SUMMERCHANGE30

* Визуализация продавца

Недавно просмотренные

Продавца рекомендую, связь со специалистами без оговорок, быстрые ответы и подготовка индивидуального заказа! Fabulous;)

Оставайтесь на связи
Язык
AustraliaBelgique (français) België (Nederlands) Canada (English) DanmarkDeutschlandEspañaFranceHong KongItaliaNederlandNewNorgePolskaPortugalSchweiz (deutsch) KingdomNorgeNorgeNorgePolskaPortugalSchweizПосещая наш веб-сайт, вы принимаете условия Политики конфиденциальности. Вы можете определить условия для хранения или доступа к файлам cookie в своем браузере. .

Jezioro.com.pl - Вармия и Мазуры

Лес в понимании экосистемы – это совокупность не только деревьев разного возраста и вида, но и других организмов, живущих в этой среде. Среди них целый ряд организмов, развивающихся на валежной древесине, на гнилых стволах деревьев и их ветвях. Как известно, деревья достигают огромных размеров. Наибольшую ОДШ (окружность ствола на высоте 1,3 м) в нашем климате имеют тополя (около 4 м), затем дубы (свыше 3 м), вязы (2,9 м) и ясени (почти 2,2 м).По высоте же лидируют ели (в Бескидах они достигают даже 60 м высоты). Поэтому легко подсчитать, что из такого дерева, только из его ствола, мы получим целых 15м 3 древесины. В естественном лесу мертвая древесина может составлять до 50% объема живых деревьев. Чем лучше распределена древесина, тем более важную роль она играет в качестве микросреды обитания. Это очень динамичная среда обитания, постоянно меняющая свои свойства. Поэтому современное лесное хозяйство прекрасно понимает и ценит необходимость охраны дерева после его гибели как ценной среды обитания для жизни других организмов.Мертвое дерево более живое, чем когда оно росло, потому что оно кишит жизнью населяющих его организмов. Можно сказать, что после смерти дерево начинает жить другой, новой жизнью, жизнью дерева. Он проходит следующие этапы своего развития или своего распада, подобно тому, как он преодолел этапы, когда был молодым, и стал взрослым. Медленное отмирание дерева и гниение его древесины — вполне естественный процесс, позволяющий использовать ценные питательные вещества для других растений и животных. Это хранилище энергии и химических веществ.Факторы, ответственные за правильное функционирование лесных экосистем. Солнечная энергия, поглощаемая листьями в процессе фотосинтеза, аккумулируется в органических соединениях, из которых состоят ткани древесины. Благодаря этим органическим соединениям возможно функционирование гетеротрофных организмов. Полное разложение древесины занимает около трети жизни данного дерева (Средняя Европа) и за этот период его может заселить до нескольких сотен видов грибов, растений и животных. Позвоночные используют мертвое дерево как укрытие.Птицы могут найти не только убежище, но и пищу. Наиболее многочисленными видами птиц, посещающими стоящие мертвые деревья, являются дятлы, синицы, мухоловки и совы. Белоспинный дятел и трехпалый дятел ищут дупла и пищу только на мертвых или умирающих деревьях. Это также важное место размножения для многих птиц.
Летучие мыши, насекомоядные, грызуны и мелкие хищники также ценят стоячие мертвые деревья с множеством дупел.
Некоторые лишайники, населяющие валежную древесину (обычно уже лежащую), используются как виды-индикаторы (индикаторы) естественности леса.

Валежник в горных районах предотвращает образование лавин и эрозию почвы, а также способствует возобновлению ветрозащитных полос. В тугайных лесах вдоль рек упавшие деревья могут изменить русло водотоков. Упавшие деревья и их корни способствуют формированию системы ям и заворотных валов, а тем самым формированию нового мини-рельефа участков с крайне разными условиями обитания. Благодаря мертвым деревьям можно сохранить биоразнообразие лесов.Нельзя забывать и об уникальных эстетических качествах сухостоя, напоминающих атмосферу старой лесной глуши.

В лесном хозяйстве должен быть достигнут компромисс между необходимостью получения древесины в качестве сырья и защитой сухостоя. В результате сбор валежной древесины, например, для топлива, может быть более вредным для леса, чем вырубка дерева, растущего для этой цели. Однако это все очень спорные моменты, ведь известно, что зачастую срубленная древесина не вывозится вовремя или лес не «очищается» от т.н.«Обитаемый валежник» может стать причиной массового появления в еловых насаждениях вредителей леса, таких как еловый короед. То, что в этой «идеологии» считается явлением, ценным даже для появления новых местообитаний, например солнечных срединных лесных полян, и для ликвидации слабых экземпляров ели или других пород. Однако известно, что при нашествии вредителя нападают не только слабые особи и не только из-за этого они погибают.

Растущий интерес к валежной древесине означает, что новые темы исследований в области экологии, биологии, биохимии, фармации и др. продолжаются.Существующая литература по этому вопросу свидетельствует о большой популярности и интересе к этой теме.

Текла Журковска

.

Что означает буква Е на дереве? Вы можете быть удивлены

Что означает буква Е на дереве? Вы можете быть удивлены

Во время прогулки по лесу вы могли заметить, что на некоторых деревьях появляются знаки.Эти письма не дело рук вандала или совпадение. У них есть конкретная цель.

Остальную часть этой статьи см. в видео

«Обозначаем биоценотические деревья буквой «Е» (размером около 20 см)», — сообщают Гослесхозы в своем последнем посте в Facebook.Их основная задача – увеличение биоразнообразия. Такие деревья являются средой обитания многих организмов, влияющих на устойчивость леса. Они останутся на плаву до своей биологической смерти и естественного разложения.

Биоценотические деревья:в деревья:

  • полый,
  • с птичьими гнездами диаметром более 25 см,
  • необычной привычки,
  • с атипичными морфологическими формами, например шишками, корой, ветвями,
  • четко выделяется по возрасту или размеру по сравнению с другими деревьями в этом районе,
  • живые и мертвые, местами гнилые (с гнилью) и деревья с грибовидными плодовыми телами (кубами),
  • 90 015 местных биоценотических видов: встречающихся в природе или интродуцированных, улучшающих кормовую базу дичи, богатых нектаром, диверсифицирующих ландшафт, таких как яблоня, груша, вишня, алычская слива и другие,
  • является средой обитания охраняемых видов грибов, растений и животных,
  • , которые являются памятником лесной культуры.

Буква Е — не единственный символ, используемый в лесу.

Белые буквы JP с цифрами обозначают границы т.н.контролировать множество осенних поисков первичных вредителей сосны. Такая методика используется для оценки опасности вредителей для сосновых насаждений.

Буква "К", прочерк или "КЕ" информирует о том, что турист находится на границе экологической глыбы, то есть оставленного на естественное разложение фрагмента старых деревьев.Оставленный таким образом заросль также является убежищем для животных.

А знаете ли вы, что означает точка или диагональная черточка на деревьях? Это признак того, что они предназначены для удаления. Некоторые из них вырезаются из соображений технического обслуживания, а другие — потому что они опасны.

В лесу также часто можно встретить желтые линии на деревьях. Это также важно.

Непрерывная желтая полоса шириной 10 см, нарисованная вокруг ствола на высоте 150 см, обозначает границу исключенного семенного насаждения .Деревья, растущие на изгибах бордюра, дополнительно обозначены буквой «Н» высотой 15 см, выполненной над полосой той же светло-желтой краской.

Желтая пунктирная полоса шириной 5 см (расстояние между участками 10 см), окрашенная по опушке и окаймлению деревьев, на высоте 150 см от земли, товарных семенных насаждений.

Желтая полоса (шир.5 см) с черным номером обозначает материнские деревья. Это отобранное отдельное дерево с лучшими характеристиками.

90 066 Источник: Государственные леса

деревья польша мир инфографика май 2019-01 .

Роль валежной древесины в лесных экосистемах

Варшавский университет естественных наук, Лесной Заклад Экспериментальный центр природного и лесного образования в Рогуве, Лесной факультет Варшавского университета естественных наук в сотрудничестве с Главным управлением государственных лесов

приглашает вас на

X конференция в сериале АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ПРИРОДА В УСТОЙЧИВОСТИ ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

который будет проходить в 26-27 марта 2014 г. в актовом зале CEPL SGGW в Рогове

Основная тема: РОЛЬ СУХОГО ДЕРЕВА В ЛЕСНОЙ ЭКОСИСТЕМЕ


Валежная древесина является неотъемлемым компонентом лесных экосистем.Оценка роли сухостоя в лесных сообществах является сложной задачей, которая до сих пор вызывает много споров по различным направлениям среды. На протяжении многих лет ведется дискуссия между лесоустроителями и окружающей средой. наука, естествознание и деревообрабатывающая промышленность, в основном в отношении количества и категории и функция мертвой древесины. По мнению некоторых представителей нашего общества, погибшие древесина - это "миллионы кубометров древесных отходов", которые "гниют" текут в выбросы углекислого газа и даже угрожают среде обитания и видам на территориях Natura 2000.

Господствующее убеждение среди натуралистов состоит в том, что ресурсы мертвой древесины все еще остаются на практике. поддерживаются на уровне значительно ниже необходимого для поддержания защиты биоразнообразие в нашей стране. Методологические недостатки остаются проблемой отсутствие комплексных исследований оптимальной толщины и структуры сухостоя. из нашей страны. Особенно мало исследований запасов валежной древесины, особенно в разных средах обитания. Есть еще много работ, посвященных его важной экологической роли. и место жизни сапроксильных видов растений, животных и грибов.Некоторые стандарты об оставлении и увеличении количества валежной древесины в лесах уточнила Польша Рабочая группа ФСБ. Некоторые из них приняты и применяются государственными лесами (например, достижение толщина валежной древесины, равная не менее 5% запаса по шкале RDSF).

О количестве погибших оставленная в лесу древесина теперь самовольно решается лесной инспекцией. Также текущие записи Инструкции и Принципы ведения хозяйства в государственных лесах с изменениями 2012 г. они видят и подчеркивают важную биоценотическую роль мертвой и отмирающей древесины.К защиты биоразнообразия «следует оставлять в лесу древесину мертвых деревьев в разных стадии разложения с учетом природных, экономических и социальных условий», при условии, что его количество не будет «увеличивать риск появления вторичных вредителей» и, как следствие, загнивание стенда. С точки зрения практики охраны лесов особенно важно Биоценотические деревья - так называемые «Ветераны леса».
Ключевые вопросы

  • 1.Достаточно ли количества валежной древесины в польских лесах для обеспечения долговечности? популяция организмов, которые его используют?
  • 2. Можно ли определить стоимость на основании соответствующих аргументов по существу (исследование) пороги запасов валежной древесины для конкретных типов местообитаний?
  • 3. Существуют ли и каковы экологические связи между количеством и категорией валежной древесины и количеством сапроксильные виды?
  • 4. Для каких конкретно видов организмов необходимо определить необходимое количество валежной древесины в коммерческих лесах?
  • 5.Наши знания о потребностях сапроксиловых организмов по отношению к погибшим древесины достаточно, чтобы определить так называемую "Порог исчезновения"?
  • 6. Какие конкретно активные меры защиты необходимо принять для сохранения вида связанные с мертвой древесиной?
  • 7. Следует ли продвигать роль и присутствие валежной древесины в лесах и как?

Запланированные тематические сессии

  • 1. Мертвый, живой, умирающий - в поисках определения
  • 2.Экологические функции сухостоя
  • 3. Мертвая древесина является средой обитания многих организмов.
  • 4. Сухостой и санитарное состояние леса
  • 5. Сколько сухостоя в лесу? Счет прибыли и убытка

Цели конференции
Оценка состояния знаний о сапроксильных видах Попытка определения количества валежной древесины в коммерческих и защитных лесах. Продвижение экологической роли валежной древесины в лесных экосистемах Характер конференции и участники Конференция посвящена совершенствованию практических методов охраны природы. в устойчивом лесном хозяйстве, особенно роль валежной древесины в лесных экосистемах.Имеет характер общенационального форума для обмена опытом и мнениями в этой области. предназначенный для работников государственных лесов, региональных управлений охраны окружающей среды и парков национальные и ландшафтные зоны, научные круги, учреждения и государственные учреждения, а также общественные организации, связанные с активной охраной природы в лесах.

Почетный патронат (по согласованию) Януш ЗАЛЕСКИЙ - главный охранник природы Михал КЕЛЬШНЯ - Генеральный директор по охране окружающей среды Алоизи ШИМАНСКИЙ - ректор Варшавского университета естественных наук Адам ВАСЯК - генеральный директор государственных лесов Януш ДАВИДЗЮК - директор Управления лесного хозяйства и геодезии в Варшаве Януш ЧЕРЕПКО - директор Научно-исследовательского института леса Анджей ГРЖИВАЧ - Польское лесное общество Петр ПАШАЛИС-ЯКУБОВИЧ - Ассоциация лесных инженеров и техников и деревообрабатывающая промышленность Покровительство СМИ (в ожидании договоренностей) Бизнес и экология Голос леса польский лес Выходящий раз в две недели журнал "Środowisko" Оргкомитет (в стадии обсуждения) Dariusz ANDERWALD - SGGW LZD CEPL в Рогове Йоланта БЛАСЯК - Департамент охраны природы, DGLP Лех БУХГОЛЬЦ - Свентокшиский национальный парк Ева ЧЕЧКО - Беловежская геоботаническая станция Jacek HILSZCZAŃSKI - Научно-исследовательский институт леса Роман СТЕЛЬМАЧ - Управление лесного хозяйства и геодезии Марек СЛАВСКИЙ - Факультет лесного хозяйства Варшавского университета естественных наук Jerzy SZWAGRZYK - Сельскохозяйственный университет WL в Кракове Paweł STRZELIŃSKI - Университет естественных наук WL в Познани

Более подробная информация на: http: // cepl.sggw.pl

Председатель конференции Хенрик ЖИБУРА - декан факультета лесного хозяйства SGGW в Варшаве 22/59 38010, [email protected]
Секретарь конференции Дариуш АНДЕРОВАЛЬД - руководитель CEPL LZD SGGW в Рогове 46/87 48374, [email protected]

.

Роль валежной древесины в лесных экосистемах «Бревно Бревно

Рафал Шкопиньски

Источник: RDOŚ в Варшаве

Роль валежной древесины в лесных экосистемах

Роль валежной древесины в лесных экосистемах была главной темой конференции из серии Активные методы охраны природы в устойчивом лесном хозяйстве, которая состоялась 26-27 марта 2014 г. в Рогове. Почетными покровителями мероприятия стали главный охранник природы Януш Залески и генеральный директор по охране окружающей среды Михал Келшня.

Фото: Рафал Шкопиньски

Конференция была организована Варшавским университетом естественных наук Лесная экспериментальная станция, Центр природы и лесного образования в Рогове, Факультет лесного хозяйства Варшавского университета естественных наук в сотрудничестве с Главным управлением государственных лесов . В нем приняли участие сотрудники региональных управлений охраны окружающей среды, государственных лесов, национальных и ландшафтных парков, научных кругов, государственных учреждений и учреждений, общественных организаций, имеющих отношение к активной охране природы в лесах.

В ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с правомерностью оставления сухостойных деревьев в хозяйственных лесах и их количества. Также обсуждались роль мертвых деревьев в круговороте вещества в лесных экосистемах и их значение для фауны.

Беловежский первобытный заповедник, фото: Рафал Шкопиньски

Хотя принято считать, что мертвое дерево скорее является ненужным элементом окружающей среды, осознание его важности растет. Мертвое дерево живет многие десятилетия.Подсчитано, что бревно мертвого огромного дерева может служить убежищем и пищей для десятков организмов более 100 лет.
Грибы начинают и продолжают участвовать в процессе разложения древесины, вплоть до ее полного загнивания. Насекомые помогают расщеплять древесную массу, которая также является их пищей. Некоторые беспозвоночные проникают в мертвые бревна в поисках пищи для других ксилофагов (древесноядных животных). Отмирающие деревья с многочисленными дуплами – очень удобные места обитания птиц и растений, в том числе редких и исчезающих.Ряд видов земноводных, рептилий и мелких млекопитающих зимуют в лежащих на земле сильно разложившихся бревнах.

В процессе разложения минералы, накопленные в древесине, доставляются в почву, высвобождая их обратно в окружающую среду, чтобы их могли использовать другие организмы. Немаловажно и то, что гниющая древесина может поглотить в шесть раз больше воды, чем ее собственный вес, обеспечивая запас во время засухи. Лежащие бревна, сучья и более мелкие ветки также предотвращают водную эрозию, благодаря чему после более сильных дождей структура почвы не повреждается.

Мертвые деревья необходимы для правильного функционирования природных экосистем, являясь не менее ценным элементом, чем живые деревья.

.

Смотрите также