Post Icon



Дети в 5 лет что должны знать


Развитие детей в возрасте 5 лет. Что должен уметь делать ребенок в пять лет? | Развитие ребенка

Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.

Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.

Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры — «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они — самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.

Окружность грудной клетки: от 52 до 57 см, рост: от 100 до 120 см, вес: от 17 до 25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Психическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить. Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Различия полов в 5 лет

Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

vse-pro-detstvo.ru

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет: основные навыки и развитие

К каждой детской возрастной категории медики, психологи, педагоги выдвигают ряд требований по поводу физического и умственного развития. Понятно, что все детки разные, на их параметры влияют генетика, условия рождения и проживания, окружение, обстановка, количество времени, затрачиваемого на них родителями, посещение детских учебных заведений. Однако есть нормативы, которым должен соответствовать кроха в определенный период своего созревания. В статье поговорим о развитии ребёнка в 5 лет. Наш материал станет полезным как родителям, которые желают узнать, что должен уметь дошкольник, так и педагогам, работающим с данной категорией малышей. Прочитав ее, можно будет оценить, правильно ли развивается ваш ребенок, какие его навыки необходимо «подтянуть» и доразвить, какие игры и упражнения будут для него особенно полезными в этом возрасте.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Физическое развитие 5-летнего ребенка оценивают по таким параметрам:

  • рост;
  • вес;
  • окружность головы;
  • окружность груди;
  • тип конституции.

На физические параметры ребенка влияют следующие факторы:

  • генетика;
  • пол;
  • качество и сбалансированность питания;
  • работа эндокринной системы;
  • качество ухода;
  • двигательная активность;
  • длительность сна;
  • окружающая психологическая атмосфера;
  • условия проживания, в частности климатические;
  • принадлежность к определенной этнической группе;
  • наличие острых либо хронических заболеваний.

Согласно антропометрической (центильной) таблице, рекомендованной Всемирной организацией охраны здоровья, средними показателями мальчика в 5 лет являются:

  • рост — от 105,3 до 114,6 см;
  • вес — от 16 до 21 кг;
  • окружность головы — от 49,2 до 52,2 см;
  • окружность груди — 55,6 см.

Очень низкими считаются мальчики, у которых длина тела составляет 96,1 см и ниже, а очень высокими — имеющие рост 123,9 см и выше.

Низкая масса тела для мальчиков этой возрастной категории — 12,4 кг и ниже, высокая масса тела — от 27,9 см.

Слишком маленькой считается голова окружностью 46,3 см и меньше, слишком большой — 55,2 см и больше.

Для девочек средние показатели выглядят следующим образом:

  • рост — от 104,7 до 114,2 см;
  • вес — от 15,8 до 21,2 кг;
  • окружность головы — от 48,5 до 51,3 см;
  • окружность груди — 54,8 см.

Очень низкий рост у девочек начинается от 95,2 см и ниже, высокий — от 123,7 см и выше. Очень низкой массой тела для этого возраста считается 12,1 кг и меньше, очень высокой — 29,5 и больше. Слишком маленькой считается голова окружностью 45,7 см и меньше, слишком большой — 54,2 см и больше.

Важно! Если у девочки или мальчика наблюдаются очень низкие либо очень высокие показатели роста, массы тела, окружности головы, то ребенок должен быть направлен на консультацию специалиста. Есть большая вероятность, что у ребенка присутствует патология роста, спровоцированная каким-либо заболеванием или отклонением в деятельности эндокринной системы.

Важно следить за приведенными показателями, поскольку нарушения в росте провоцируют неправильное физическое и психическое развитие.

Приблизительный рост ребенка в будущем, в зависимости от роста его родителей, позволяет определить готовые формулы, разработанные, в частности, педиатрами Д. Хокером, В. Каркусом, В. Смирновым. Также можно примерно высчитать длину тела ребенка в зависимости от того, какой рост у него был в годовалом или 3-летнем возрасте.

Соответствие физических параметров дошкольника можно определить, воспользовавшись калькуляторами в Сети.

Развитие ребенка

Существуют и определенные нормативные требования к физическому, психическому и умственному развитию 5-летнего ребенка.

Физическое

Физическое развитие, кроме антропометрических параметров, включает также следующие показатели:

  • физиометрические — объем легких, сила кисти, частота биений сердца и дыхания, артериального давления;
  • соматоскопические — развитие скелета, форма позвоночника, грудной клетки, ног и стопы, осанки, мускулатуры, подкожно-жировой прослойки и др.

В 5 лет ребенок должен уметь прыгать в разных направлениях, на одной ноге, бегать, перепрыгивать через препятствие, лазать по вертикальной лестнице. Он уже достаточно вынослив — может проходить 200–300 м быстрым шагом. Обладает хорошей координацией движений. Может подбрасывать мяч и ловить его, бить по нему ногой, ходить по тонкой доске. Любит кататься на качелях, каруселях, кувыркаться — что свидетельствует о нормальном развитии вестибулярного аппарата.

Хорошо, если в этом возрасте малыш уже ездит на двухколесном велосипеде, танцует, катается на роликах. Родителям желательно отдать 5-летнего сына или дочку в спортивную секцию — на художественную гимнастику, танцы, плавание и др. Также необходимо заниматься с пятилеткой ежедневными физическими упражнениями самостоятельно. И поощрять занятия, приобретая домашние качели, шведскую стенку, канат, различные тренажеры и т. д.

Важно! Недостаточное внимание физическому развитию малыша нередко влечет за собой проблемы с психикой ребенка. Хилый, часто болеющий, неловкий человек, как правило, становится застенчивым, стеснительным, безынициативным.

Особое внимание следует уделять мелкой моторике. Врачи проводят прямые параллели между ее развитием и развитием речи.

В дошкольном возрасте малыш должен уметь:

  • писать карандашом и ручкой;
  • рисовать карандашами, красками, фломастерами;
  • раскрашивать предметы, не выходя за контур;
  • вырезать предметы ножницами;
  • лепить мелкие пластилиновые детали.

Психическое

Что касается психического развития, то у старшего дошкольника должным образом должны быть натренированы и развиты внимание, мышление и память. Соответствует ли развитие психики вашего пятилетки своему возрасту, можно узнать, сравнив его умения с нижеперечисленными.

Внимание. Ребенок считается хорошо развитым, если он умеет:

  • находить 5–6 отличий между картинками либо предметами;
  • повторять простые движения;
  • удерживать во внимании 5–7 предметов;
  • срисовывать несложные узоры;
  • определять, какой предмет исчез;
  • выдерживать сидение на одном месте в ходе занятия длительностью 15 минут.

Родители могут заметить, что их малыш в возрасте одного, трех и семи лет может менять свое поведение. Это связано с тем, что ребенок переживает кризисные моменты в своем развитии.

Мышление. Пятилетка уже может:

  • понимать простые причинно-следственные связи;
  • рассказывать о предназначении предметов в доме;
  • выделять из перечня предметов лишний и обосновывать свой выбор;
  • складывать небольшие пазлы;
  • строить по инструкции фигуры из конструктора;
  • объяснять отличия между предметами и явлениями.
Память. В норме ребенок должен уметь:
  • по памяти воспроизводить изображение 7–8 картинок;
  • запоминать короткие стишки и считалки;
  • в точности пересказывать короткие предложения;
  • пересказывать смысл небольших рассказов.

Важно! Не беда, если какой-либо навык у ребенка еще недостаточно развит. Задание родителей — вовремя обратить внимание на проблему и уделить ее решению больше внимания.

Существует множество упражнений, которые позволяют должным образом натренировать память, мышление, внимание, речь, моторику. Если нет возможности заниматься с ребенком самим, можно водить его к репетитору или на специальные развивающие кружки.

Умственное

Старшему дошкольнику необходимо достичь и определенных умений в плане умственного развития.

Математика. Ребенка следует научить разбираться в основных математических и геометрических понятиях. К этому возрасту он уже должен уметь:

  • считать от 1 до 10 и в обратном порядке;
  • определять строение простых чисел;
  • называть основные геометрические фигуры;
  • называть числа-соседи;
  • использовать при рассказе числительные.

Методика Марии Монтессори направлена на раннее развитие ребенка: обучение его самостоятельности и саморазвитию. В развивающих играх с малышом используются специально разработанные приспособления, например бизиборд, или развивающая доска.

Развитие речи. В этот период малыш уже хорошо и связно разговаривает, может наравне общаться со взрослым, объяснять свои потребности, желания. При общении он может:

  • называть свои фамилию, имя, отчество, возраст, имена, фамилии и место работы родителей, домашний адрес, название города и страны, где он живет;
  • задать вопрос;
  • рассказать стишок;
  • составить рассказ по картинке;
  • различать гласные и согласные.
Словарный запас в этом возрасте должен состоять из не менее 2000 слов.

Представление об окружающем мире. У пятилетки должны быть сформированы следующие познания об окружающей его среде:

  • знание основных цветов;
  • названия дней недели, месяцев, пор года и их очередность;
  • ориентирование в категориях «вчера-сегодня-завтра»;
  • понятие об отличиях между домашними и дикими животными;
  • названия многих деревьев и растений;
  • названия многих профессий.

Отклонения от развития

Сразу хотим успокоить, что не стоит особенно беспокоиться, если после прочтения критериев нормального развития пятилетки вы поймете, что ваш малыш где-то в чем-то незначительно отстает или чего-то еще не знает. Практически все можно наверстать. Если это, конечно же, не такие серьезные отклонения, как отставания в физическом развитии, наличие несвязной речи либо отсутствие ее вовсе, непонимание, как можно производить счет, незнание цветов и т. п. В таком случае необходимо бить тревогу и обращаться за консультацией к специалистам. Если ребенок значительно отстает в развитии, то ему могут быть поставлены диагнозы «задержка речевого развития» (ЗРР), «задержка психоречевого развития» (ЗПР) и назначено лечение.

Не стоит полагаться на принцип «перерастет», «само пройдет», если врачи обращают ваше внимание на то, что малыш отстает в речевом развитии. Дело в том, что без исправления данной проблемы у малыша логично будет пробуксовывать и психоречевое развитие.

На возникновение подобных отклонений влияет несколько факторов: осложнения беременности, преждевременные роды, родовые травмы, психические заболевания родителей либо ребенка, генетика, серьезные детские болезни, перенесенные в возрасте до 3 лет, черепно-мозговые травмы, снижение слуха. Также ЗРР страдают дети с основными диагнозами ДЦП, синдром Дауна, аутизм, гиперактивность.

Все эти факторы приводят к тому, что неправильно работают мозговые отделы, отвечающие за речевое и психическое развитие.

Также отставать в развитии могут дети, педагогически, социально запущенные, эмоционально неустойчивые.

При выявлении проблем с развитием у пятилетки ему показаны консультации:

  • педиатра;
  • ЛОРа;
  • сурдолога;
  • дефектолога;
  • невропатолога;
  • психиатра;
  • логопеда.

Также в большинстве случаев требуются медикаментозное лечение, электрорефлексотерапия, магнитотерапия. Альтернативными методами считаются иппотерапия, дельфинотерапия, которые будут рекомендованы ребенку в индивидуальном порядке.

Важно! Большое значение при выравнивании в развитии со сверстниками имеют не только консультации и назначения специалистов, но и активные занятия с малышом родителей. Также важно как можно раньше — еще до 3 лет — обратить внимание на проблему и начать терапию ребенка.

Задержки в развитии должны быть преодолены до 7-летнего возраста. В противном случае ребенку придется посещать специализированное учебное заведение.

Развивающие игры и упражнения в 5 лет

Если у малыша врачами не установлено никаких проблем со здоровьем, то его развитием можно заниматься в домашних условиях. Ниже вы найдете несколько рекомендаций, как развивать ребенка в 5 лет дома.

Игры

Для 5-летнего «киндера» все еще актуальными остаются занятия в игровой форме и игры. Однако игры уже несколько иного характера, чем раньше.

Сейчас на первый план выходят сюжетно-ролевые игры, когда детеныш моделирует какую-либо ситуацию, примеряет на себя различные роли, делает действия в определенной последовательности. Именно эти игры важны для социализации ребенка, когда он обучается согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса. Также в ходе них прекрасным образом развивается речь.

К таким играм относятся, например, «Визит к доктору», «Поход в магазин», «Школа», «Полицейские» и т. п. Второе место принадлежит подвижным играм. Сюда обязательно должны включаться догонялки, игры с мячом, фрисби и т. п.

Интересными и полезными будут развивающие игры: математические, логические, на память и др. В этом возрасте большинство детей увлекаются конструкторами, пазлами, настольными играми (лото, домино, бродилки).

Упражнения

Растущему организму, кроме развития физической силы, ловкости и координации движений, также крайне важно выплескивать чрезмерную энергию. Поэтому, кроме интеллектуальных разминок, следует особое внимание уделять физическим упражнениям.

В их комплекс обязательно должны входить:

  • приседания;
  • отжимания;
  • кувыркания;
  • ходьба по комнате;
  • прыжки на месте.

Желательно делать физкультуру в игровой форме. Например, просить ребенка имитировать чье-либо действие. Так, можно предложить покачаться, как качаются деревья либо цветы на ветру, — малыш поднимает руки вверх и делает наклоны туловищем.

При прыжках по комнате можно имитировать перепрыгивания пеньков при прогулке по лесу. Собирая понарошечные грибы на поляне, малыш будет приседать и наклоняться. Разложив на полу скакалку, можно пофантазировать и пройти по ней, как по мостику через реку.

Так, включая фантазию, взрослые сделают для ребенка процесс физкультуры не только полезным, но и увлекательным.

Развитие речи

Развитие речи происходит, в первую очередь, в ходе общения с ребенком. Поэтому родителям следует много времени уделять этому процессу: расспрашивать о том, как ребенок провел свой день в садике, что было для него наиболее интересно, чему он научился и т. д.

Можно стимулировать малыша придумывать собственные истории, сказки, глядя на картинку в книжке.

В этом возрасте также важно привлекать ребенка к общению с продавцами, к осуществлению покупок, к разговорам с соседями, незнакомыми детьми на площадке.

Разучивание песенок, стишков, поговорок, скороговорок — вот еще то, чем можно заниматься с ребенком в 5 лет, развивая его словарный запас и речевые навыки.

Можно поиграть с ребенком в игру «Интервью» с микрофоном, где он сначала будет исполнять роль человека, у которого берут интервью, а затем роль репортера, задающего вопросы. Игру в лото можно периодически дополнять игрой «Сочини предложение», когда ребенок должен будет придумать предложение из 2 выпавших ему предметов.

Увлекательна игра «Шаги», суть которой заключается в том, чтобы создать условный финиш, отсчитать от него 10 шагов до старта, встать с ребенком на старт и при каждом шаге называть, например, вежливые слова, либо все сделанное из стекла, из дерева и т. п.

Развитие мышления и памяти

Существует несколько видов памяти. Для ребенка 5-летнего возраста важно развивать кратковременную зрительную и слуховую, а также долговременную память. Вот несколько игр, которые позволяют развить кратковременную память:

  1. «Повтори слова». Взрослый называет от 5 до 7 слов, прося ребенка повторять их за ним. После он просит назвать все слова вместе. Начинать следует с 5 слов, постепенно увеличивая их количество.
  2. «Пропажа предмета». Перед ребенком ставится от 7 до 10 игрушек (можно взять фигурки из «Киндер-сюрприза»). Кроха смотрит на них на протяжении 1 минуты. Затем родитель просит его закрыть глаза, а сам тем временем прячет одну игрушку. Ребенок должен назвать, какой игрушки не хватает.
  3. «Что не так с мамой (папой)». Мама или папа надевает на себя яркие одежки. Затем выходит в другую комнату и снимает с себя, например, шарф, либо одну перчатку, пояс. После этого возвращается в комнату и просит ребенка назвать вещь, которой не достает в маминой одежде.
Мышление отлично помогают развивать всевозможные пособия для развития дошкольников. Особое место в них уделено логике. В этом возрасте ребенку будут интересны лабиринты, простые ребусы. В Интернете есть множество сайтов, которые предлагают серию развивающих логических игр онлайн.

Родители могут играть с малышом в игру «Закончи рассказ» — рассказывая какую-либо историю, попросить его окончить ее.

Мышление поможет развить и игра «Отгадай рисунок». Взрослый вырезает картинку с простым рисунком, затем закрывает ее листком с вырезанным небольшим отверстием. Это отверстие он перемещает таким образом, чтобы ребенок имел возможность увидеть разные части рисунка. На основе увиденного он должен отгадать, что изображено на картинке.

Сочетая игру с мячом, можно играть в «Съедобное-несъедобное». Игроки по очереди бросают друг дружке мячик, называя какой-либо овощ, фрукт, продукт, предмет. Тот, кто ловит мяч, должен словить мяч, если названо что-то съедобное, и отбить его, если несъедобное.

Навыки самообслуживания

В идеале ребенок в 5 лет должен иметь элементарные навыки самообслуживания, чему его должны учить родители. К таким навыкам относятся:

  • самостоятельное умывание и чистка зубов по утрам и вечерам;
  • переодевание в домашнюю одежду после прогулки либо возвращения из садика;
  • мытье рук перед приемом пищи;
  • использование всех столовых приборов по назначению;
  • самостоятельное купание с намыленной мочалкой.

Режим дня для ребенка

Чтобы малыш меньше уставал, успевал сделать и усвоить все необходимые, хорошо высыпался, необходимо придерживаться режима дня. Для пятилетки он примерно выглядит следующим образом:

  1. Подъем.
  2. Гигиенические процедуры.
  3. Уборка постели.
  4. Поход в детский сад.
  5. В детском саду малыш делает утреннюю гимнастику, завтракает, занимается на занятиях, прогуливается, обедает, спит, полудничает, играет.
  6. Возвращение из детского сада, совмещенное с прогулкой с подвижными играми либо посещение спортивной секции.
  7. Ужин (за 1,5–2 час до сна).
  8. Спокойные игры (самостоятельно либо с родителями), занятия.
  9. Гигиенические процедуры.
  10. Расстилание постели.
  11. Чтение сказки на ночь.
  12. Ночной сон (желательно не позднее 21:00).

Важно! Нормальная продолжительность ночного сна для ребенка 5 лет составляет 12–13 часов.

Мы специально не указывали четкое время, поскольку в каждой семье оно будет разное. К тому же у каждого ребенка будут свои предпочтения и пожелания к своему распорядку, с которыми родителям обязательно нужно будет считаться.

Пятилетка — вполне сформированный ребенок. Говорят, что уже начиная с этого возраста можно определить, каким человеком он вырастет. К тому же данный возраст — один из самых спокойных, поскольку не является кризисным. Кроха уже умеет контролировать некоторые свои эмоции, выражать свое настроение и потребности словами, многое умеет делать самостоятельно.

Конечно же, от родителей еще потребуется обучение правилам поведения, навыкам самообслуживания, способствование физическому и психическому развитию. Важно также побольше проводить время с ребенком, устраивать совместные прогулки, прочтения книг, игры.

agu.life

Что должен уметь ребенок в 5 лет

5 лет – это возраст, когда вчерашний несмышленыш буквально на глазах превращается в рассудительного и самостоятельного дошколенка, демонстрируя своим родителям множество новых навыков и умений. В некоторых западных странах в 5 лет дети уже идут в школу, так как зарубежные психологи считают, что именно с этого возраста психика ребенка готова к постоянным занятиям. У нас в стране в 5 лет большинство детей продолжают посещать детский сад, но не всегда этого бывает достаточно для эффективной подготовки детей к поступлению в школу и успешного обучения в ней. Поэтому, каждому родителю пятилетнего малыша нужно знать, что должен уметь ребенок в 5 лет и на что нужно обратить внимание при подготовке к школе.

Физическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет происходит очередной скачок роста ребенка – дети быстро растут и за год могут «вытянуться» вверх на несколько сантиметров. Поэтому стоит уделить особое внимание питанию 5-летнего ребенка – оно должно не только соответствовать возрасту, но и содержать повышенное количество белков, жиров, минералов и витаминов, особенно кальция и железа – веществ, необходимых для роста костей и мышц. Очень важно в этот период сократить в рационе количество «вредных» углеводов – мучного, особенно сладкой выпечки и печенья, конфет и других сладостей, а также исключить фаст-фуд, газированные напитки и консервированные продукты. Все вышеперечисленное сильно нагружает пищеварительную систему и способствует быстрому насыщению и набору лишнего веса, но, зато, практически не содержит полезных веществ и витаминов, из-за чего растущий организм может начать испытывать острую нехватку полезных веществ.

В 5 лет рост девочек составляет примерно 100-116 см, а вес – 17-21 кг, мальчики в этом возрасте уже заметно крупнее и тяжелее – 105-120 см и 19-25 кг соответственно. Здоровый пятилетний ребенок большую часть дня проводит в движении – он много и охотно бегает, пробегает 100-200 м без остановки, легко прыгает с высоты 30-40 см, умеет перепрыгивать через скакалку или прыгать на одной ножке, а также легко сохраняет равновесие на гимнастической стенке, брусьях или на одной ноге. Родители 5-летних детей замечают, как сильно изменились движения и навыки их малышей по сравнению с прошлым годом. В 5 лет дети хорошо управляют своим телом и ощущают его в пространстве, их движения становятся более точными и скоординированными, растет сила и выносливость всех групп мышц ребенка.

Читать ещё  Режим дня ребенка в 5-6 лет

Так, 5-летний ребенок во время бега или ходьбы не должен спотыкаться или падать без внешних причин – не замеченных препятствий, неровностей почвы и так далее.

Любимыми играми в этом возрасте становятся всевозможные догонялки, прятки, жмурки, игры с мячом, скакалкой и упражнения на шведской стенке. Если раньше ребенку не хватало сил подняться по канату или залезть на самых верх лестницы, то теперь он с легкостью делает все это или сидит на перекладине, устойчиво сохраняя равновесие.

Нервно-психическое развитие

По мнению психологов, именно с 5 до 7 лет полностью формируется характер человека, его основные жизненные позиции, отношение к миру и окружающим, привычки и характерные особенности личности, поэтому родителям 5-ти летних детей нужно не только тщательно следить за своим поведением и поступками, но и тщательно контролировать все, что они говорят.

В 5 лет обучение ребенка различным навыкам и умением выходит на новый качественный уровень – малыш легко запоминает буквы, цифры и уже умеет делать простейшие логические выводы и заключения. Родители, которые начали обучать детей чтению и письму в возрасте 3-4 лет, отмечают – насколько тяжело шло обучение до 5 лет и как быстро воспринимают информацию дети после пяти лет.

В этом возрасте дети должны хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, знать свои паспортные данные, день рождения, адрес, легко отвечать на вопросы окружающих и рассказывать, кто он такой, кто его родители, чем они занимаются, что делает сам малыш, как прошел его день и так далее. Одним из основных показателей нормального развития ребенка в этом возрасте считается его умение самостоятельно находить себе занятия, наличие основных бытовых навыков и хорошее ориентирование в окружающем мире – он должен знать, где он живет, где лежат продукты, что такое магазин, как переходить дорогу и так далее.

В 5 лет малыш должен знать, какое сейчас время суток, времена года – кратко описывать каждое, давать объяснения своим действиям и поступкам окружающих и знать, что и зачем он делает: «я одеваюсь, чтобы не замерзнуть; сплю, чтобы отдохнуть и чищу зубы, чтобы они были здоровыми».

Если малыша в 5 лет уже готовят к поступлению в школу, важно чтобы он знал:

  • все буквы – различал их звучание и написание, очень хорошо, если он будет знать, где гласные и согласные звуки;
  • цифры, а также владел основами счета – мог посчитать предметы, хотя бы в пределах 5-ти;
  • цвета – знал не только основные цвета, но и оттенки и мог привести пример предметов разного цвета – «яблоко – красное, цыпленок – желтый»;
  • геометрические фигуры и мог нарисовать основные – линию, точку, круг, квадрат, треугольник;

Читать ещё  Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

В возрасте 5 лет важно, чтобы у ребенка была связанная речь, он мог составить короткий рассказ из 5 -6 предложений, повторить короткую сказку и выучить стихотворение из 2-3 четверостиший.

Кроме того, пятилетний ребенок должен уметь определять логически связь событий – по картинкам показывать, что было в начале, что затем и чем все закончилось, складывать картинку из 5-10 разрезных частей, находить лишние предметы, нелепицы и объединять картинки в группы по основному признаку.

В этом возрасте дети уже должны уметь по образцу лепить из пластилина простейшие фигурки, рисовать несложные сюжетные картинки, резать ножницами не только по прямой, но и по кругу и изломанным линиям, делать аппликации из бумаги.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

В 5 лет ребенок уже почти способен сам следить за своим внешним видом и не требовать помощи от взрослых в обычных повседневных делах – одевание, умывание или прием пищи. Все, что требуется от родителей пятилетки – это предоставить малышу все необходимое для выполнения привычных ему действий и проконтролировать результат. В 5 лет дети должны не только самостоятельно одеваться и есть, но и помогать родителям, в этом возрасте и мальчики и девочки могут принимать участие практически во всех домашних делах – от приготовления пищи до генеральной уборки. Не стоит пренебрегать помощью ребенка, даже если его работа далека от совершенства и обязательно нужно требовать от малыша ежедневно выполнять свои обязанности – это поможет избежать ссор и непонимания между родителями и детьми в будущем. Ведь подростки, которых не приучали к домашней работе с детства, искренне не понимают, что изменилось и почему они должны тратить свое драгоценное время на такие скучные и противные дела, как уборка, если раньше мама прекрасно справлялась со всем самостоятельно.

Социальное развитие малыша в 5 лет

Большинство детей в этом возрасте не испытывают особых проблем в общении, они легко находят общий язык со всеми и при необходимости могут обратиться к незнакомым детям или взрослым, охотно разговаривают и играют с теми, кто проявил интерес к ним. Если малыш стесняется сам подойти и познакомиться с другими детьми или не может заговорить в присутствии посторонних, родителям стоит обратить на это свое внимание — такая застенчивость может стать причиной серьезных проблем в будущем. Самое главное – ни в коем случае не высмеивать малыша и не пытаться его пристыдить, демонстрируя, «как надо» или приводя в пример других детей, так можно добиться только обратного результата. Лучше ненавязчиво создавать ситуации, в которых малыш будет вынужден общаться с взрослыми – например, покупая что-то в магазине, разговаривая с тренерами, знакомыми и так далее. А также помочь ребенку найти общий язык с детьми во дворе или на детской площадке, например, вместе с ним начав запускать воздушного змея, играя в интересную игру или придумав какое-нибудь совместное занятие – стоить снежный город, крепость из песка и так далее. Важно не оставлять ребенка наедине с детьми, надеясь, что он сам сможет общаться с ними, а играть и разговаривать вместе с ним, помогая ему преодолеть свою застенчивость.

Читать ещё  Кризис 5 лет у ребенка

Справиться с проблемами в общении можно с помощью кукольного театра или сюжетных игр, где ребенок сможет «проиграть» разные ситуации и понять, как можно обратиться к незнакомым людям, о чем говорить с ровесниками или как просто подойти и предложить поиграть.

Девочки и мальчики в 5 лет

Именно в возрасте 5 лет девочки и мальчики окончательно понимают и принимают свои социальные роли, связанные с полом. До этого дети воспринимали разницу между полами, как что-то временное и не слишком важное, а вот после 5 лет все меняется. В этом возрасте дети четко осознают свою половую принадлежность и агрессивно реагируют на попытки «изменить» ее. По наблюдению психологов и педагогов, родители 5-летних мальчиков и девочек по-разному ведут себя по отношению к своим детям, девочек чаще хвалят, больше обращают внимание на их потребности и внешний вид, тогда как от мальчиков требуют определенных достижений, строже обращаются с ними и не дают им открыто проявлять свои эмоции. Такое поведение во многом интуитивно – родители понимают, что девочке нужно больше заботы и поддержки, а вот мальчики больше оценят доверие родителей и возможность самостоятельно осваивать новые горизонты и совершать свои маленькие подвиги.

В воспитании детей по-прежнему важнейшим является личный пример родителей – девочки учатся быть женственными и ласковыми, как мама, а мальчики – пытаются подражать своим отцам в немногословности и спокойствии.

Фото:pixabay.com

onwomen.ru

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Глядя на своего пятилетнего малыша, родители с приятным изумлением отмечают, насколько он стал самостоятельным и рассудительным. Все его главные навыки уже сформированы, что позволяет заняться подготовкой к поступлению в школьное учреждение. Если взрослые ещё не начали специальных занятий с сыном или дочерью, то стоит поторопиться. Чтобы проверить детей на соответствие определённым нормативам, можно воспользоваться информацией о том, что должен уметь ребенок в 5 лет. Благодаря такому ориентиру, можно успеть «подтянуть» дошкольника по всем показателям и, тем самым, обеспечить его будущую успешную учёбу.

Особенности детского организма в пятилетнем возрасте

Основные показатели успешного развития пятилетних детей – это улучшение их физической формы, и повышение умственных способностей. Они снова начинают интенсивно расти, за предыдущий год заметно увеличивается их рост (100-115 сантиметров), и вес (от 16 до 21 килограмма). Мальчики могут иметь и более крупные размеры.

В анатомическом строении ребёнка происходят изменения, касающиеся разных жизненных систем, меняется и его психическое состояние:

  1. Несмотря на рост комплекции малыша, у него, в отличие от хорошо развитых крупных мышц, мелкие отличаются слабостью, в основном, это касается рук, поэтому дети ещё не могут долго писать и рисовать.
  2. У пятилетних ребятишек чрезвычайно высока потребность в движении, но из-за того, что позвоночник слишком уязвим для различных повреждений, а связки и сухожилия довольно слабы, при любых нежелательных действиях, поднятии тяжёлых вещей, осанка может ухудшаться. По этой же причине происходит смещение суставов, в дальнейшем отличающихся нарушением пропорций. Вот почему за малышами нужно регулярно приглядывать, и останавливать от опасных движений, длительного пребывания в неудобной позе.
  3. В пять лет почти в четыре раза увеличивается сердце ребёнка, но его формирование будет продолжаться ещё несколько лет.
  4. Развивается дыхательная система малыша, в минуту он пока может делать до 24-25 вдыханий, и это обусловлено морфологией и размерами дыхательных каналов, отличных от органов взрослого.
  5. Совершенствуется восприятие формы, цвета и строения разных предметов, также, дошкольники начинают различать оттенки. Все полученные знания в этот период систематизируются.
  6. Активно формируется зрительная, произвольная память, образное мышление, дающие возможность детям выполнять задания в уме и делать обобщающие выводы.
  7. Объекты в понимании ребёнка пока не объединены в классы и категории, а различаются лишь по признакам и свойствам.
  8. Пятилетние дети – большие фантазёры, это качество они проявляют в ролевых играх, много сочиняют и могут даже немного привирать, но конечно, это не откровенная ложь, а проявление развитого воображения. Благодаря развитию фантазии, дети могут достигать больших высот в совершенствовании родного языка, обогащать лексику и делать свою речь более грамотной и выразительной.
  9. Существенным изменениям подвергается психическое развитие ребенка в 5 лет – малыш обретает саморегуляцию психических процессов и осознание своих поступков, слов, действий, это относится к таким аспектам, как внимание, память и воображение.
  10. По-настоящему важными для детей становятся и их сверстники, которые в процессе общения могут давать им пищу для размышлений, предлагать новую информацию, являться оппонентами в соревновательных играх, имеющих ценность в плане оценки собственных качеств.

Считается, что в пять лет основные черты характера, которые уже сформировались, останутся с маленьким человеком на протяжении всей жизни, и, во многом, зависит от родителей, какими привычками, умениями и человеческими качествами будет обладать их ребёнок.

Отличия в поведении и умениях детей разных полов

Пятилетние мальчики и девочки обладают идентичными навыками, но начинают сильно отличаться по модели поведения, поскольку чётко идентифицируют себя с мужчиной и женщиной, понимая, что в будущем станут похожими на отца и мать.

Для этого возраста характерно усиленное подражание своим кумирам, и, в первую очередь, родителям. Немногословным, уравновешенным становится мальчик, уметь в 5 лет он старается всё, что делает его отец – он копирует не только его манеры, но и действия, может начать проявлять интерес к слесарным инструментам, автомобилям, видам спорта, которыми профессионально занимается или увлекается папа.

Что касается дочерей, уметь в 5 лет девочке нравится всё, чем занимается её мать – она сама может проявлять желание помогать родительнице на кухне, убираться, вытирать пыль и мыть посуду. Проявляется это и в ролевых играх, когда малышка чувствует себя полновластной хозяйкой – она с удовольствием кормит, одевает, укладывает спать своих кукол, воспитывает и наказывает их, учит ходить и кушать с ложки.

Кроме того, девочки не равнодушны к красивым платьям, сумочкам и косметике, стараются следить за собой, и подражая маме, аккуратны со своими вещами.

Не считая того, что девочки более усидчивы и лучше говорят, у них есть ещё одно преимущество перед мальчиками в плане физического развития – они лучше сохраняют равновесие при физических упражнениях, и обусловлено это особенностью развития их нервной системы.

В плане воспитания психологи советуют родителям относиться к мальчикам строже, допуская мягкость по отношению к дочерям, но это вовсе не значит, что сыновья должны получать меньше внимания и любви.

Известно, что дети не могут совершенствоваться равномерно по всем показателям, но зная, что должен уметь ребенок в 5 лет, взрослые могут составить для малыша специальную развивающую программу и не допускать отставаний в разных областях.

Общие критерии развития рассматриваются в нескольких плоскостях:

Физическое состояние ребёнка предполагает, что в соответствии с возрастом, он должен уметь:

  • уверенно управляться с мячом, бить по нему без промахов, кидать достаточно далеко, используя ножки и ручки;
  • поддерживать равновесие, помогая себе руками при прохождении по узкому парапету или доске;
  • совершать прыжки, кувыркаться и качаться на качелях, не испытывая дискомфорта;
  • лазить по канату, перекладинам, вертикально поставленным лестницам, удерживаясь двумя или одной рукой;
  • выдерживать длительные переходы, благодаря возросшей выносливости и силе ног;
  • преодолевать углубления и возвышения с помощью карабканья и перепрыгивания;
  • пробегать несколько сотен метров, огибая возникшие препятствия.

Малыши в возрасте 5 лет уже не спотыкаются – они хорошо замечают лужи, ямки и другие неровности дороги, а, вследствие развития координации, практически, не падают.

В плане мыслительных возможностей, малыши оптимально подготовлены к обучению базовым знаниям основных школьных предметов:

  • многие из них уже разбираются в числах, знают счёт и основные арифметические действия;
  • узнают и пишут отдельные буквы;
  • особо развитые детки способны читать по слогам;
  • могут изобразить на бумаге фигуры разной сложности;
  • прекрасно ориентируются в понятии времени, днях, месяцах и временах года;
  • отличают цвета и оттенки;
  • находят связь между явлениями и объектами;
  • собирают элементы конструктора по заданному примеру;
  • обладают своеобразной логикой, характерной для ребёнка.

Повышается концентрация внимания и памяти у детей – более того, эти процессы становятся осмысленными. Ребёнок уже может запоминать некоторые вещи по своему желанию и, при необходимости, заставлять себя некоторое время сосредотачиваться при обучении:

  • они с лёгкостью называют лишний или пропавший предмет;
  • умеют планировать свою работу, раскладывая её на этапы;
  • с лёгкостью складывают пазлы и собирают детали конструктора по схеме;
  • имеют представление о последовательности действий, незнакомые слова, в том числе иностранные, запоминают очень быстро, при этом не путают свой и чужой язык;
  • удерживать внимание дети могут беспрерывно до 15 минут, после чего желательно переключать их на другой вид деятельности.

Языковой лексикон пятилеток отличается внушительным объёмом, ведя диалог, детишки уже не путаются в словах, а предложения их становятся длинными и более сложными:

  • в речи детей уже активно используются все словарные и лексические формы;
  • фактически, все проговариваемые буквы произносятся грамотно, за исключением «Р»;
  • повествование ребёнка отличается присутствием различных по смыслу интонаций;
  • при ошибках в словах, дети уже способны поправлять себя сами.

Благодаря развитию образного мышления, малыш уже может преобразовывать некоторые свои мысли и сделанные выводы в словесную форму. Он уже способен произнести и монолог, но так как пока ребёнку легче общаться посредством небольших фраз, подкрепляемых жестами и мимикой тела, он бывает довольно коротким.

Происходят небольшие сдвиги в мелкой моторике, которая ещё требует ежедневного совершенствования. По выведенным педагогами и врачами критериям, определяющим, что ребёнок должен уметь в пять лет, это правильный захват пальцами карандаша, кисточки ли ручки, лепка более мелких и выразительных деталей, умение управляться со шнуровкой, точное раскрашивание и рисование букв по клеткам.

Пятилетки в быту обслуживают себя самостоятельно – у них уже сложилось много полезных привычек. Теперь они кушают, используя не только ложки и вилки, но и научились применять нож. Несмотря на то, что дверь в ванную открыта, и мама периодически посматривает, все ли с ребёнком в порядке, моется он самостоятельно.

По поручению родителей дети могут сами постирать свои носочки, почистить обувь, а также покормить домашнее животное, так как, вполне осознают свою ответственность за жизнь питомца.

Психологи считают пятилетие самым спокойным детским возрастом, когда дети послушны, адекватны, с готовностью идут на компромисс. Они почти всегда пребывают в прекрасном настроении, готовы к восприятию новой информации и искреннее радуются каждому открытию.

Разумеется, ребёнку могут нравиться не все люди, и здесь задача родителей заключается в том, чтобы малыш соблюдал элементарные нормы поведения и старался относиться к другим участникам социума объективно и без предубеждения.

Занятия с дошкольниками 5 лет

Мамам и папам предстоит понять – чтобы к пяти годам ребёнок обладал всеми необходимыми навыками, обучение надо начинать гораздо раньше, ведь развитый малыш является, своего рода, результатом их постоянных занятий и воспитания.

Конкретно в этот период, зная, что должен уметь делать малыш, следует только продолжать оттачивание его умений, корректируя поведение и нравственность:

  1. Для укрепления позвоночника, мышц, координации действий малышу необходимо движение, поэтому не стоит забывать об утренней гимнастике, также можно отдать малыша в спортивную школу. Полезны будут и обычные уличные игры с мячом.
  2. Подготовка к школе должна включать занятия математикой и изучение алфавита, это можно делать по специальным пособиям, таблицам и карточкам, использовать красочные кубики, магнитные доски. Арифметику лучше изучать с помощью счётных материалов и учебников с простыми задачками.
  3. Помимо умственного развития, необходимо формировать творческие способности детей, в зависимости от их наклонностей. Прежде всего, это рисование и музыкальное искусство. В пять лет малыши уже прекрасно рисуют гуашью, акварельными и акриловыми красками. Можно заняться оригами и созданием аппликаций.

Однако не надо забывать, что перед вами маленький ребёнок, который нуждается в отдыхе и весёлых играх, тем более что в очень скором времени, после поступления в школу, большая часть его времени будет посвящена учёбе и выполнению домашних заданий.

Развивающие игры для детей в 5 лет: видео

Имея представление о том, что должен уметь ребенок в 5 лет, и продолжая развивать его способности, родители не должны возлагать на него миссию по реализации собственных, неудавшихся стремлений, ведь у ребёнка уже есть свои собственные мечты, желания и определённые, ценные способности, которые могут стать основой личного, жизненного выбора.

7ya-mama.ru


Смотрите также