Post Icon



Дислексия это в логопедии


Дислексия: симптомы, причины, лечение заболевания

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
  • нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

У вас появились симптомы дислексии?

Точно диагностировать заболевание может только врач. Не откладывайте консультацию — позвоните по телефону +7 (495) 775-73-60

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Можно ли вылечить дислексию полностью?

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Кто лечит дислексию?

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:

Дисграфия, дислексия и дизорфография. Причины, диагностика, предупреждение нарушений письма и чтения

Самые частые логопедические проблемы у школьников - это нарушения письма и чтения. Но, к сожалению, часто считают, что ребенок просто ленится, что ему плохо объяснили и т.д. Хочу рассказать, как распознать нарушение письма и чтения у школьников и в каких случаях стоит показать ребенка логопеду.

Невнятная речь

Во взрослом возрасте мы думаем ЧТО говорим, а не КАК говорим. Поэтому школьникам, в отличии от детей садовского возраста, сложнее контролировать собственную речь. Когда школьник пытается себя контролировать, он теряет мысль. Поэтому исправить нарушения речи в школьном возрасте гораздо сложнее.

Важно! Даже если все звуки поставлены, дефектная внутренняя речь может сохраниться, а это влияет на грамотность.

Дисграфия

Дисграфия - это нарушение письма.Выявляется дисграфия в возрасте 6-7 лет. Родителям стоит обратить внимание, зеркалит ли ребёнок буквы и цифры, в правильную ли сторону выписывает крючочки, не путает ли глухие и звонкие буквы. Типичными признаками дисграфии являются замена букв по твёрдости-мягкости, перестановка слогов, добавление лишних букв или, наоборот, пропусков. Пример ошибок - "дуп" вместо "дуб", дам" вместо "дом".

Дизорфография

Дисграфия в запущенных случаях превращается в дизорфографию. К концу начальной школы ребенок знает все правила, но пишет все равно с ошибками, не понимает и не запоминает орфограммы, не может подобрать проверочное слово. В случае если у вашего ребенка дизорфография, помимо логопеда стоит подключать невролога.

Дислексия

Дислексия - это неспособность овладеть чтением. Нарушение чтения это не всегда «дислексия». Нарушение чтения может быть из-за недостаточного словарного запаса. В таком случае ребёнок не может прочитать незнакомые слова, читает их механически, т.е. читает, но не понимает смысл прочитанного. При дислексии ребёнок часто начинает читать не с первой буквы, проглатывают окончания, переставляют слоги местами, пропускают союзы. Трудности чтения при дислексии могут вызывать трудности на уровне чтения даже букв.

Как справиться с логопедическими проблемами у школьника

1. Превратить занятия в игру

Старайтесь превратить занятие в увлекательную игру. Так ребенок будет меньше уставать и не будет переживать, что он что-то сделает не так.

2. Мотивировать

Ребенка обязательно нужно хвалить за все успехи! Даже за самые незначительные.

3. Не бросать коррекцию на полпути

Когда у ребенка наблюдается явный прогресс в устной и письменной речи, не стоит прекращать занятия с логопедом до тех пор, пока сам логопед не подтвердит, что вам больше не требуются занятия.

4. Снизить нагрузку

Обязательно давайте детям отдохнуть после школы, погулять, поиграть.

5. Тренировать слух

Для развития фонематического восприятия, слухового внимания и памяти используются специальные упражнения: хлопни, если это бывает (круглое яблоко), или закрой глаза, если не бывает (квадратное яблоко). Есть и упражнения на различение фонем: хлопни на звук [т], позвени на [з], разложи картинки со словами на [з] в одну стопку, а на [с] - в другую».

Дисграфия и дислексия у детей: причины их развития

Начало школьной жизни у каждого ребенка связано с множеством трудностей и переживаний. При этом у некоторых учеников обучение в младших классах может существенно усложняться наличием особенных проблем с письмом и чтением. И дело здесь не в лени, отсутствии сообразительности или нежелании учиться. Многие дети, несмотря на свое полноценное интеллектуальное развитие, при всем желании не могут овладеть этими навыками. В таком случае специалисты говорят об особенных расстройствах – дисграфии и дислексии.

Дисграфия и дислексия – что это?

Специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. Как бы дисграфики ни старались, почерк у них остается неровным и неаккуратным, а задания выполняются медленно и с большим трудом. При отсутствии грамотного подхода к таким ученикам, в дальнейшем это может перерастать в психологические проблемы, развитие неуверенности в себе, замкнутости и депрессии.

Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребенка освоить навыки чтения. При наличии такого нарушения ученик пропускает или добавляет лишние буквы, начальные слоги или слова, искажает правильное звучание слов и читает крайне медленно.

Если дисграфия диагностируется практически у 25-30% младших школьников, то дислексия возникает примерно у 8-10% учеников. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга. Как правило, первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет. Патологии нуждаются в грамотном вмешательстве логопеда-дефектолога, так как их бесконтрольное прогрессирование может сопровождаться головокружениями, головными болями, общим ухудшением физического и психологического состояния ребенка.

Читайте также: Виды дисграфии у младших школьников

Почему возникают дисграфия и дислексия?

Несмотря на значительную работу, проделанную специалистами в изучении данного вопроса, на сегодняшний день достоверные причины развития дисграфии и дислексии остаются до конца не выясненными. Однако определенная информация все же имеется. Согласно утверждениям ученых, расстройства письменной речи и чтения могут возникать в результате:

  • наследственной и генетической предрасположенности;
  • неправильного развития головного мозга на различных этапах роста;
  • нарушения равновесия между мозговыми полушариями;
  • патологий, возникающих во время беременности или травм плода;
  • развития соматических заболеваний;
  • инфекций, влияющих на состояние нервной системы;
  • наличия функциональных нарушения слуха или зрения;
  • недостаточной работы над интеллектуальным развитием малыша;
  • наличия речевых дефектов, неправильного произношения звуков и слов;
  • малого количества речевых контактов;
  • неправильно сформированных навыков зрительного анализа;
  • слишком раннего обучения навыкам письма и чтения при отсутствии психологической готовности к этому малыша;
  • завышенных требований по отношению к ребенку, неправильного темпа и методик обучения.

Кто входит в группу риска развития дисграфии и дислексии?

Возможность развития данных патологий существенно выше у тех детей, которые:

  • не четко произносят звуки, вяло артикулируют;
  • имеют общее недоразвитие речи и не посещали при этом логопедические занятия;
  • пишут левой рукой или же пишут правой после того, как их переучили;
  • растут в семьях, в которых разговаривают на разных языках;
  • слишком рано начинают учиться писать и читать;
  • пошли в школу раньше времени и сразу же приступили к изучению иностранного языка;
  • имеют синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержки в психическом развитии.

Читайте также: Упражнения для взрослых при дисграфии

Как помочь ребенку с дисграфией или дислексией?

Самостоятельно родители не смогут справиться с данной проблемой. В таких ситуациях необходимо обращаться к квалифицированному логопеду-дефектологу. Расстройства корректируются, но эффект от работы со специалистом в значительной мере будет зависеть от своевременности обнаружения проблемы. При правильном подходе, ребенок, у которого выявлены такие дефекты еще до начала школьного обучения, в 80-85% случаев достигает нормы. При обнаружении дисграфии или дислексии в 1-2 классах, успех виден у 70% учеников. Если родители обратились к специалисту, когда школьник уже закончил начальные классы, лишь в 35-40% случаев специалисту удается нормализовать навыки чтения и письма. В остальных случаях для достижения нормы необходимы продолжительные курсы занятий.

Ключевая цель занятий с логопедом – это усвоение ребенком информации о том, как правильно произносятся звуки и каким образом отображаются в письменном виде. Для этого используются разноплановые речевые игры, а также применяется система наглядной визуализации.

При этом крайне важно тесное сотрудничество логопеда и родителей. Недостатки, вызванные дисграфией и дислексией, должны устраняться не только на логопедических занятиях, но и дома. Только комплексная работа над их исправлением позволит достичь положительных результатов.

Дата публикации: 04.03.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

что это такое, лечение, причины

Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как в понимании и передаче букв и слов, так и в понимании смысла текста в целом. При этом у ребенка нет отставания в умственном развитии, другие школьные дисциплины даются ему на хорошем уровне. При обследовании зрения также не обнаруживается никаких патологий.

Чаще дислексия диагностируется у детей, учащихся в начальной школе. Хотя родители могут заметить сложности с обучением чтению и немного раньше. Но в дошкольном возрасте отсутствие успехов в чтении легко оправдываются тем, что ребенок еще мал, не готов к серьезному обучению. «Все наладится в школе», считают родители. И напрасно, потому что самостоятельно дислексия не проходит.

Почему так происходит?

Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
По сути чтение — это последовательная работа психики по:

  1. визуальному узнаванию букв в тексте;
  2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
  3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
    пониманию смысла прочитанного текста.

Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

Причины дислексии

Причины нарушений делятся на физиологические и социальные

К физиологическим факторам относят:

  • Повреждения мозга в перинатальном периоде вследствие гипоксии плода, перенесенных матерью инфекциях (краснуха, герпес, корь, тяжелая форма гриппа), алкогольной или наркотической интоксикации.
  • Механические повреждения вследствие тяжелых родов, использования вспомогательных инструментов при затяжной родовой деятельности и т. д.
  • Поражения ЦНС ребенка в связи с заболеваниями желтухой новорожденных, нейроинфекциями, частыми болезнями, истощающими организм.
  • Наличие других заболеваний, влияющих на правильное развитие нервной системы и деятельности мозга (детский церебральный паралич, умственная отсталость).

Социальные факторы тоже могут влиять на формирование высшей психической деятельности:

  • Билингвизм в семье.
  • Отсутствие необходимых для ребенка с раннего возраста речевых контактов.
  • Педагогическая запущенность.
  • Излишне раннее обучение чтению, перегрузка нервной системы при чрезмерно активном стремлении родителей развивать ребенка.
  • В группе риска находятся и дети, имеющие отставания в развитии речи — ОНР, ЗПРР.

Виды дислексии

Фонематическая

Отличается тем, что ребенок путает при чтении схожие фонемы. Например, «том» заменяет на «дом», «сок» на «шок» и т. д. Возможны также перестановка фонем с слове. В данном случае очевидно, что страдает фонематическое восприятие, умение анализировать и синтезировать.

Семантическая

Эту ситуацию называют еще механическим чтением. Ребенок при правильном прочтении текста не способен его понять, рассказать, о чем он читал. Это состояние связано с неумением проводить звукослоговой анализ, ограниченностью словарного запаса, отсутствие понимания синтаксических связей слов в предложении.

Аграмматическая

Ребенок не понимает грамматического строя речи и, соответственно, неправильно согласовывает слова в предложении.

Мнестическая

В этом случае ребенок не в силах запомнить, какой звук должен соответствовать букве, что говорит о нарушениях в формировании речевой памяти.

Оптическая

При недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений ребенок путает буквы, схожие по написанию. Имеющие одинаковые элементы, но расположенные по-разному буквы «Ы» и «Ь», «П» и «Н» и другие в данных условиях с трудом поддаются идентификации.

Как определить дислексию?

Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.

Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.

Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.

К кому обратиться?

Необходимое обследование проводит логопед. В первую очередь он оценит уровень общего развития речи:

  • наличие проблем со звукопроизношением;
  • способность к фонематическому восприятию;
  • уровень развития связной речи;
  • сформированность звукослогового анализа, понимания грамматического строя речи.

Кроме того, логопед проанализирует функционирование высшей психической деятельности. Оценит развитие памяти, уровень внимания, мышления, наличия сопутствующих состояний, влияющих на формирование чтения.

Для исключения проблем со зрением ребенку может быть показана консультация офтальмолога.

Возможно также будет рекомендовано проведение медицинского обследования у невролога или психоневролога с оценкой функциональной работы мозга (ЭЭГ, МРТ).

Коррекция, лечение дислексии

Справиться с дислексией ребенку поможет логопед. Исходя из результатов обследования, он определяет тип нарушения чтения, устанавливает причину данного состояния и составляет план лечения — коррекционных действий.

Работа ведется над всеми выявленными проблемами речи и неречевыми процессами:

  • Упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
  • Усвоение понятий о грамматическом и семантическом строе речи.
  • Увеличение объема активного и пассивного словаря.
  • Улучшение работы артикуляционного аппарата и правильная постановка звуков в речи.
  • Помимо этого вырабатывается специальный подход к внимательному чтению, пониманию и осмысления прочитанного.

Несомненно, без помощи и активного участия родителей в процессе коррекции дислексии результата достигнуть крайне сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по предложенной логопедом методике. Родители должны учитывать состояние ребенка и при выполнении школьной домашней работы оказывать поддержку и необходимую помощь.

Дата публикации: 12.08.2016. Последнее изменение: 05.05.2021.

Дислексия: советы учителям и родителям

Дислексия – одно из самых распространенных нарушений обучения, которое встречается у каждого десятого ребенка. Если вовремя обнаружить проблему и создать эффективную триаду «учитель – родитель – специалист», то проблемы в обучении могут быть полностью скомпенсированы, уверена доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук Ольга Величенкова.

Коска, босака и другие признаки нарушений обучения

В России пользуются тремя терминами. Первый – дислексия: это нарушение технических и смысловых характеристик чтения, то есть ребенок  читает, но медленно, по слогам или даже буквам, не может перейти к чтению целыми словами, делает такие ошибки, что сам не понимает прочитанного. Второй – дисграфия: это неусвоение графики. Такие ошибки взрослые называют глупыми или по невнимательности. Это пропуски букв, смешение букв, которые обозначают похожие звуки (скажем, кошка – коска), смешение внешне сходных букв, как «ж» и «х». И последний – дизорфография, когда ученик не может запомнить словарные слова и делает ошибки на правила: безударные гласные, парные глухие и звонкие согласные. 
 
Так вот, если у школьника в работе пять и более орфографических или дисграфических ошибок, стоит задуматься о дизорфографии или дисграфии, то есть о специфических трудностях в овладении письмом.
 
Важно обратить внимание на то, что при сложностях с чтением и письмом у детей вполне сохранный интеллект, как, впрочем, слух и зрение. Если ребенок регулярно ходит в школу, процесс обучения в школе организован правильно, при этом у ребенка наблюдаются проблемы с чтением и письмом, пора обратиться к специалисту, скажем к школьному логопеду, психологу (в психолого-педагогический консилиум школы, ППк). Еще вариант – записаться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Она есть в каждом регионе, адреса на сайте Федерального ресурсного центра. Если комиссия подтвердит наличие трудностей обучения, ребенок сможет получать помощь логопеда и психолога бесплатно в нужном объеме: не раз в неделю, а 5 часов в неделю на протяжении всей ступени обучения. Обычно это три логопедических занятия и два занятия с психологом, но могут быть и другие варианты. 
 
Чтобы воспитатели и учителя могли вовремя определить детей из группы риска, МГПУ вместе с Городским психолого-педагогическим центром и Институтом русского языка им. А.С. Пушкина разработал в этом учебном году систему скрининга, которая уже проходит апробацию в столичных образовательных учреждениях. Логопедическая диспансеризация состоит из двух этапов. На первом воспитатель или учитель заполняет чек-лист, который и помогает определить детей группы риска в отношении речевого развития. На втором этапе уже подключается логопед и проводит комплексное обследование этих ребят. Скрининг охватывает четыре возрастные группы и проводится в три года, пять, семь и девять лет (в этом возрасте оцениваются навыки владения письмом и чтением).

Что делать учителю, если в классе дислексик?

Независимо от наличия заключения ПМПК или ППк, если у ребенка стойкие трудности с чтением или письмом, важно перестроить свою работу, чтобы она приносила пользу, а не вред. Дети, особенно в младшей школе, не могут не стараться в учебе, как, бывает, иногда думают педагоги и родители. Они делают все, что в их силах, но при дислексии нужен особенный подход, а именно:

Выработать систему оценивания

Таких учеников недопустимо заваливать двойками и тройками. Это не он не выучил, это его особенность. Надо выработать систему, при которой у таких детей обязательно будут хорошие отметки, мотивирующие их.

Адаптировать правила 

Дислексикам обычно сложно воспринимать вербальную информацию. Километровые правила им не помогут писать грамотно. Нужно выбрать основное, обязательно подкрепить примерами, возможно, изобразить схематически. Чем меньше букв, тем лучше.

Облегченное домашнее задание

Дети с дислексией быстрее утомляются, чем нормотипичные дети. Не стоит их грузить многочисленными дополнительными заданиями и тренировочными прописями – будет только хуже. Объясните родителям, что не стоит выполнять домашнее задание сначала на черновике: к моменту переписывания в тетрадь ребенок устанет и сделает еще больше ошибок. Ограничивайте выполнение задания по времени, к примеру 20 минут. Сколько сделал, столько сделал. Лучше несколько подходов, чем мучительный марафон.

Разрешите исправлять ошибки

Волшебной палочкой для дислексиков станет ручка-«стиралка». Самоисправление – это важный шаг на пути формирования контроля, вначале следового, а потом упреждающего. То есть сначала ребенок исправляет, а потом научится заранее видеть ошибкоопасные места.

Разные цвета на доске

Если на доске много информации, лучше писать каждую строчку разным цветом. Это касается как текста, написанного мелом, так и презентаций и интерактивных досок. Также необходимо давать достаточно времени, чтобы ученик успел переписать текст.

Разноуровневые задания

Если у ребенка много ошибок в работе, значит, нужно дать ему задание полегче, чтобы он смог получить положительную оценку. Разделите уровни домашних заданий на три типа: A, B, C – и давайте уровень А. Когда он справится с такими заданиями без ошибок, переходите на уровень В, и это будет уже большой прогресс.

Что делать родителям

Если родители замечают, что с учебой не складывается, ребенок не вылезает из двоек, в первую очередь надо определить причину. Необходимо обратиться к логопеду, психологу, в ПМПК. Основная работа по преодолению проблемы ложится на логопеда и психолога, да и родители могут помочь: поддерживать ребенка, не ругать его за ошибки и плохие отметки, наладить взаимопонимание с учителями и донести до них всю сложность ситуации, так как далеко не все педагоги пока еще хорошо информированы и знают о таких особенностях обучения. Необходимо вслух читать своему сыну или дочке. Так родители помогут ребенку приобщиться к мировой литературе, несмотря на наличие у него трудностей с чтением. Если же родитель хочет, чтобы его чадо уделяло чтению 20 минут в день, то взрослому, в свою очередь, придется на совместное чтение тратить в два раза больше, то есть 40 минут. Главное правильно – подобрать книгу, чтобы ребенку было интересно и несложно воспринимать информацию, благо сейчас хороших детских изданий предостаточно.

 

Дислексия — что это такое?

Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Общие сведения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Причины дислексии

В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию. Перинатальное повреждение головного мозга может носить гипоксический характер (при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, преждевременной отслойке плаценты, затяжных родах, асфиксии в родах и т. д.). Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных. Причинами инфекционного поражения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут выступать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может вызывать черепно-мозговая травма, нейроинфекции, цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.), истощающие заболевания. Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. Дислексия часто встречается у детей с ЗПР, тяжелыми речевыми нарушениями, ДЦП, умственной отсталостью.

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи - ФФН или ОНР.

Механизмы дислексии

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение; понимание, осознание прочитанного. Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика дислексии

Логопедическое обследование при дислексии складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

Диагностика устной речи при дислексии включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи. Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексиипредполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Дислексия нуждается в целенаправленной коррекции. От этого зависит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФНи коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

В нашем детском центре «Веда» организована специально – подготовленная окружающая ребёнка среда, которая способствует развитию всех ВПФ ребёнка, его речевому развитию, а также навыков правильного письма при условии систематического пребывания в данной среде без нарушений целостности учебно – воспитательного процесса.

Желаем Вам успехов!

Эксперты КФУ пояснили, что дислексия

Во всем мире октябрь является месяцем осведомленности о дислексии. Главная задача месячника — привлечь внимание к проблеме и объяснить, как работать с этим расстройством.

«К нарушениям письма и чтения в отечественной логопедии относят пять терминов: алексию, дислексию, аграфию, дисграфию и дизорфографию. В зарубежной литературе все нарушения письменной речи обозначаются как дислексия, — рассказала завкафедрой психологии и педагогики специального образования Анна Ахметзянова. — Дислексия – это трудности в распознавании отдельных букв и слов и сопоставлении букв со звуками. Как итог, человеку с таким расстройством сложнее даются навыки чтения и письма. Дислексия не связана с плохим обучением или низким интеллектом – у нее нейрологическое происхождение».

Понять, как видит текст ребенок-дислекс, поможет симулятор, созданный американским программистом 

Дислексия оказывает влияние на детей и взрослых в их повседневной жизни, начиная с неуверенности в чтении в присутствии сверстников и заканчивая необходимостью справляться с огромным количеством текстовой информации, которая ежедневно заполняет нашу жизнь.

Мировая статистика говорит о том, что признаками дислексии, дисграфии и других трудностей обучения обладают до 30% детей на планете. Своевременная постановка диагноза позволяет справиться с симптомами на ранней стадии и скорректировать дальнейшее саморазвитие.

«Распознать дислексию могут не только специалисты:  логопеды и нейропсихологи, но и учителя начальной школы также могут самостоятельно определить, есть ли у ребенка специфические нарушения письменной речи, например с помощью методики А.Н. Корнева. Ведь ранняя диагностика — это огромная помощь для детей, у которых буквы на белой странице постоянно «прыгают» в разные стороны,  «плывут»,  «смазываются» и «закручиваются». Прочитать обычный текст для ребенка с дислексией очень трубно: он постоянно будет «тормозить», от напряжения у него будет болеть голова».

Как видит текст ребенок-дислекс

При отсутствии диагностики и помощи такие дети автоматически записываются в лодыри и бездарности. Между тем дислексия — не заболевание, а особенность человека.

Со статьей «Структурно-функциональная модель процесса прогнозирования в дошкольном возрасте при дефицитарном дизонтогенезе», написанной Анной Ахметзяновой и Татьяной Артемьевой и посвященной посвященной детям с общим недоразвитием речи, можно ознакомиться в последнем номере журнала «Дефектология».

Исследованием дислексии  занимается и экс-сотрудник Института психологии и образования КФУ, а ныне специалист Университета Йювяскюля (Финляндия) Дарья Ханолайнен. Она рассказала об участии в проекте Neo-PRISM-C, который исследует тему дислексии.

«Целью проекта Neo-PRISM-C является изучение нарушений нервно-психического развития, которые возникают на ранних стадиях развития и приводят к длительным трудностям обучения (например, дислексия). Это позволит разработать и протестировать соответствующие механизмы поддержки», — рассказала Дарья.

Участниками лонгитюдного исследования являются финские дети, родившиеся в 2015 -2016 годах). На протяжении последних четырех лет ученые выявляли различные факторы окружающей среды, которые помогают детям развиваться и приобретать академические умения. Пока ранний возраст участников не позволяет диагностировать дислексию, поэтому важно продолжать данное исследование.

«Несмотря на то, что дислексию невозможно предотвратить или вылечить, люди с дислексией могут достичь функциональной грамотности и общего успеха в жизни. В связи с этим важно понимать, что можно сделать для поддержки развития детей, начиная с дошкольного возраста», — высказала свою точку зрения молодой ученый. Подробнее об ее исследовании можно узнать здесь https://www.jyu.fi/edupsy/fi/tutkimus/hankkeet-projects/vuokko

Наши эксперты уверены, и для логопедов, и для родителей детей с дислексией нужны онлайн-курсы с обратной связью, чтобы в любом регионе к ним мог подключиться родитель или местный специалист.

Кстати, если ваш ребенок испытывает трудности с чтением и письмом, у него плохой почерк или он путает буквы и пишет их зеркально, то  на сайте Ассоциации дислексии России можно пройти бесплатную онлайн–диагностику для детей с дислексией, дисграфией, дискалькулией и другими трудностями в обучении  https://disleksiya.net/

logopedia.net.pl: нарушения речи, заикание, логопедия

Дислексия

Дислексия по Р. Дэвису

Дислексия развития — это группа специфических нарушений обучаемости. Различают несколько форм: дислексия - трудности чтения, дизорфография - трудности в использовании правильного правописания, дисграфия - трудности красивого письма, дискалькулия - трудности...

читать дальше »

Что такое дислексия развития?

Дислексия развития - это специфическая неспособность к обучению, например.в чтение, письмо, счет. Эти трудности возникают в результате определенных нарушений в развитии у ребенка речи, восприятия, памяти (слуховой и зрительной),...

читать далее »

Симптомы т.н. риск дислексии

Симптомы риска дислексии указывают на то, что ребенок может стать дислексиком, но не являются предрассудком. Младенческий и детский возраст Ребенок: ...

читать далее »

Шкала риска дислексии (SRD) проф. Марти Богданович

ПРОВЕРЬТЕ С РЕБЕНКОМ Тест для шестилетних детей (тоже чуть младше и чуть старше).Его могут исполнить родители со своими детьми, чтобы...

читать дальше »

Обращение ребенка-дислектика к родителям и учителям

9000 6 Не делай этого, не считай меня больным, увечным, неспособным, злым или ленивым. Не наказывайте меня, не высмеивайте меня в надежде, что это побудит меня работать. Не питайте иллюзий, что я вырасту из...

читать дальше »

Принципы терапии детей с трудностями чтения и письма

9000 6 Принципы терапевтического лечения по Т.Гонсовска и З. Петшак-Стемповска: как можно более полная индивидуализация работы, постановка заданий с учетом способностей ребенка и обеспечение условий для правильного выполнения задания, медленный систематический переход от задания к более легкому...

читать далее »

Формы помощи детям с дислексией развития

9000 6 Помощь детям с дислексией развития носит педагогический и психологический характер. Все педагогическое взаимодействие с детьми со специфическими трудностями чтения и письма представляет собой педагогическую терапию, имеющую характер коррекционно-компенсационных занятий....

читать далее »

Типология дислексии

Виды дислексии в зависимости от доминирующего расстройства. Зрительная дислексия; наблюдаются в основном расстройства зрительного восприятия и зрительной памяти. Симптомы: ...

читать дальше »

Отведите дислексика к оптику

Глаз человека обладает способностью к аккомодации, то есть приспосабливаться к наблюдению за предметами, находящимися на разном расстоянии. Внутренние мышцы глазного яблока обеспечивают аккомодацию.Известно, что это явление изменяет форму хрусталика, что...

читать далее » .

Понятие и виды дислексии | Logopedia.pl

Понятие и виды дислексии

Еще в древности люди интересовались нарушениями чтения. В первом веке нашей эры римские авторы «Естественной истории » — Валерий Максим и Плиний Старший подняли вопрос о потере «буквенной памяти», вызванной травмой головы. На рубеже 20-го века расцвели исследования специфических трудностей чтения, вызванных повреждением головного мозга», — Критли.

Текущие определения подчеркивают языковые расстройства как причину и симптомы дислексии развития. Показатели заболеваемости этим расстройством определяются следующими факторами:

  • различных интерпретаций понятия трудности чтения - дислексия развития,
  • гетерогенный критерий читательской грамотности,
  • разное время начала обучения,
  • с разным возрастом обследованных детей
  • разнообразных методик обучения чтению.
  • специфика национального языка,
  • со специфической языковой средой (например, диалект, двуязычие)

Общий термин «дислексия» используется в польской литературе для описания определенных нарушений чтения. Значение этого термина можно трактовать по-разному. Известные авторы, например М. Богданович, Х. Яклевич, Б. Колтулской, указывают на определение этого расстройства, предложенное Всемирной федерацией неврологов в Далласе в 1968 г., которое определяет дислексию как «неспособность овладеть навыками чтения, несмотря на: типичный метод обучения, надлежащий уровень интеллекта и благоприятные социально-экономические условия.Вызывается нарушением основных когнитивных процессов, часто конституциональной основы». Классификация дислексии, представленная Э. Бодером, представлена ​​ниже. Различают следующие типы:

Дисфонетическая дислексия - основным патомеханизмом этого фонологического типа являются дефициты фонологического декодирования, которые обусловлены дефицитом языкового и слухового восприятия: при этом дети овладевают ограниченным зрительным словарем, слова узнаются визуально, зрительные ошибки обрабатываются, напр.вместо слова пресса - работа, рак - год, а также смысловые ошибки, заключающиеся в замене более трудных слов синонимичным по контексту - например курица вместо утка,

Дислексия - тип декодирования, чтение очень точное, как будто каждое слово читается в первый раз, это называется аналитическим чтением - на основе процесса фонетического анализа и синтеза имеется способность озвучивать известные и неизвестные буквосочетания, например, чтение c-h-w-o-p вместо крестьянина,
w-w-a-r-y вместо grey,

Смешанная дислексия – в этом случае возникают оба типа перечисленных ошибок.
Представленное деление не слишком применимо к польским детям, особые сомнения вызывают диссидентские ошибки.
Другим типом разделения дислексии является предложение, представленное Д. Дж. Баккером.
Выявлены следующие виды дислексии:

Тип P (перцептивная) дислексия - Дислексики основаны на перцептивных характеристиках текста. Они относятся к буквам как к «предмету», а не как к символу, скорость чтения медленнее, чаще возникают паузы.По словам Д. Дж. Баккера, дислексики P-типа имеют чрезмерно развитое правое полушарие, слишком много вовлеченное в деятельность по чтению и менее развитое левое полушарие. Также возможно, что оба полушария недостаточно активны при получении письменных текстов.

Дислексия L-типа диагностируется на ранних этапах обучения чтению. Дети с этой дислексией имеют так называемую плохое начало. В основе дислексии этого типа лежит слишком раннее предположение о доминировании левого полушария в процессе чтения, тогда правое полушарие все же должно быть доминантным.Люди с дислексией типа L используют стратегии левого полушария, основанные на языковом опыте. Преждевременное использование стратегий левого полушария при обучении чтению является причиной L-дислексии, также известной как лингвистическая дислексия. Ребенок делает много ошибок при чтении, читает быстро, но неаккуратно. Чтобы отличить L- и P-дислексию, необходимо оценить чтение текста ребенком на точность и скорость.

Библиография: 90 050

  • А.Мательска, Драматические игры в дошкольном образовании, Познань, 2001.
  • Cieszyńska, Ранняя диагностика и терапия аутистических расстройств, Краков, 2011.
  • Г. Красович-Купис, Язык, чтение и дислексия, Люблин 2001, стр. 44-45.
.

О нас - Ad Verbum

Центр терапии речи и дислексии

Мы клиника, которая работает на рынке уже 15 лет. Целью нашего центра является помощь в области логопедии и дислексии. Мы проводим профилактические, диагностические, лечебные, консультативные и обучающие мероприятия.

У нас есть рекомендации Польского общества дислексии и Польской ассоциации терапевтов сенсорной интеграции.

Мы предоставляем тщательно отобранную команду терапевтов, для которых работа является страстью.Каждый лечится индивидуально, благодаря чему мы можем быстро решить большинство проблем, о которых сообщают наши пациенты.

Мы тесно сотрудничаем с Польской ассоциацией логопедов. Мы принимаем участие в Национальном дне логопедических диагнозов. Мы также сотрудничаем с Варшавским университетом. Студенты-логопеды проходят практику в нашей клинике.

Все наши специалисты имеют высокую квалификацию. Они не только действующие логопеды, логопеды, но и преподаватели в вузах (мы сотрудничаем с Академией социальной психологии (АПС), Университетом педагогики и управления.Он живет I в Познани (филиал в Варшаве) или в Университете кардинала Стефана Вышинского (UKSW)).

Мы помогаем детям всех возрастов, подросткам и взрослым. В нашей клинике каждое действие адаптировано к индивидуальным потребностям пациента, что напрямую влияет на избавление от проблем, о которых они сообщают.

Мы также организуем бесплатные занятия по поддержке раннего развития для детей в возрасте от 0 до 7 лет. Занятия финансирует Управление образования столичного города Варшавы.

Каждый кабинет оснащен компьютером, серией мультимедийных программ для диагностики и логопедии, а также учебными пособиями и играми, поддерживающими терапевтический процесс. Мультимедийные программы дополнительно делают терапию детей с нарушениями речи более привлекательной, благодаря чему ребенок работает охотнее и надежнее. Установив правильные отношения между терапевтом и пациентом, мы достигаем более быстрых результатов своих действий.

Мы проводим диагностику и лечение в области:

    90 021 логопедия, неврологопедия (для детей, подростков и взрослых),
  • голосовая эмиссия, (упражнения на правильную дикцию и интонацию, медийная логопедия для выступающих на публике, актеров),
  • психология для детей, подростков и взрослых,
  • педагогика (перевоспитание, ревалидация, терапия детей с дислексией, занятия для одаренных учащихся, мануальная терапия),
  • дислексия (диагноз дислексии – мнения, признанные школами)
  • логоритмика (сочетание ритмики с логопедией),
  • диагностика домашнего образования,
  • Сенсорная интеграция (SI),
  • миофункциональные расстройства,
  • Мутизм,
  • Neuroflow - Тренировка активного слуха.

.

Глобальное чтение и дислексия - Практическая логопедия

Глобальное чтение в Польше имеет растущую группу сторонников. Об этом свидетельствует растущее число пользователей веб-сайта www.czytanieglobalne.edu.pl и популярность семинаров для учителей и родителей, которые хотят играть в чтение со своими детьми, используя этот метод. Однако раздаются голоса, утверждающие, что использование глобального метода может навредить ребенку. Как и почему? Что ж, это может (согласно голосам) привести к дислексии.Другим аргументом является убежденность в том, что глобальное чтение - из-за многочисленных разновидностей, функционирующих в нашем языке - не подходит для использования в Польше. Что думать обо всем этом? … Мы рекомендуем вам прочитать статью Марии Троянович-Каспшак.

Думаю, пора ответить на эти мнения. Они вредны, несправедливы и должны быть помещены между сказками. Мне всегда было очень любопытно, как дети, воспитанные по этой методике, потом справляются со школой, поэтому я старалась поддерживать связь с родителями моих дошкольников, наверное, в первые годы их обучения.Повторяю с большим убеждением - как я уже писал ранее - дети выходящие из детского сада со способностью к чтению позже хорошо справлялись в школе! За более чем двадцать лет применения Глобального метода к сотням детей я столкнулась с ОДНИМ случаем, когда в школе у ​​девочки диагностировали дислексию. Впрочем, я не думаю, что это было вызвано глобальным чтением, так как остальная часть группы была предметом гордости для меня и моих родителей...

Я скоро вернусь к теме дислексии. Во-первых, я буду иметь дело с возражением, что глобальное чтение не может быть использовано в нашем языке из-за его флективной природы.В некотором смысле, да. Каждое слово подвержено многочисленным вариациям - и через числа, и через падежи, типы, времена, страницы, модусы - о, много всего. Возможно ли тогда, чтобы ребенок усвоил (на доске) все возможные варианты каждого слова? Мой ответ - ожидать чего-то подобного от малыша было бы невозможно и смешно. Поэтому классический метод Домана не подходит для , чтобы ребенок с его помощью мог свободно общаться с окружающей средой.

В наших польских реалиях глобальное чтение не заменяет школьное чтение.Это стадия, ведущая к этому чтению. Выглядит так:

  • ребенок читает глобально; он не знает букв и мы его не учим буквам,
  • ребенок замечает, что слово состоит из букв и сам начинает спрашивать об этом,
  • мы называем буквы малышей,
  • появляется
  • попыток синтеза (объединения) букв; даем ребенку слоги и короткие слова, начинающиеся с гласной,
  • мы поощряем ребенка читать по слогам, а не голосовать, и мы постоянно следим за его соблюдением.

Конец! Финито! Маленький мальчик начинает читать слова, и неважно, читает ли он: кот - коты - котенок - коты. Потому что это уже не глобальное чтение.

Напоминаю - глобальное чтение это полное чтение слов, без знания букв .

Теперь вернемся к дислексии, которая якобы может привести к играм глобального чтения. Это - поверьте мне - одна из самых больших глупостей. Возможно, это потому, что глобальное чтение стимулирует правое полушарие мозга .Различают несколько видов дислексии, один из них, так называемый P * дислексия возникает из-за перетренированности правого полушария. Тогда активация левого полушария недостаточна. Правильно функционирующий мозг требует гармонии обоих полушарий.

Однако именно игра в глобальное чтение не может привести к перетренированности правого полушария. Это связано с изображениями, которые дают все виды экранов (так называемые экраны). Вредность тв, многочасовые просмотры мультиков с плеера, планшета, компьютера - тема для длинного отдельного текста.Конечно, дело не в том, чтобы вообще не использовать эти устройства, а в том, чтобы делать это в меру.

Как насчет глобального чтения? Несколько, десяток-другой минут радостной игры с досками с красочными картинками, веселья в атмосфере непринужденности, смеха, принятия, веселья, полного признания достижений ребенка - только так чтение может стать любимым, ожидаемым, ищущим и очень, очень дружелюбный процесс для вашего малыша.
-
* П тип - недостаточная активация левого полушария.Правое полушарие перетренировано, тогда как левое полушарие функционально отстает и требует стимуляции.

Автор статьи: Мария Троянович-Каспжак, www.czytanieglobalne.edu.pl

.90 000 мг Данута Соколинская - Кабинет логопедии и дислексии 9000 1

КОГДА ВАШЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ПОМОЩЬ...

ДИСЛЕКСИЯ 9000 6 Детей, испытывающих трудности с чтением и письмом, сердечно приглашают принять участие в терапии. Выполняемые в соответствии с программой, разработанной для каждого ученика, упражнения совершенствуют анализ и зрительно-слуховой синтез, развивают внимание, развивают память. и восприятия, поддерживают процесс приобретения навыков беглого чтения, развивают мануальные навыки, обеспечивая быстрый и эстетичный способ письма.Они существенно влияют на координацию работы зрительного, слухового и кинестетико-моторного анализаторов, что в значительной степени определяет успешность школьного обучения. В ходе курса студент приобретает всесторонне развитые знания правил правописания, приобретает умение применять правила правописания на практике и самостоятельно контролировать письменный текст.
РЕЧЬ 9000 6 Развитие речи ребенка чрезвычайно важно в процессе реализации школьного образования.Имеющиеся расстройства вызывают трудности в обучении, доставляют ребенку эмоциональные проблемы, связанные с отсутствием ощущения успеха, препятствуют обучению и установлению контактов со сверстниками. Недооценка речевых нарушений может вызвать множество трудностей, связанных с развитием личности ребенка. Приглашаю вас на тест на свободу речи, чтобы определить объем необходимой логопедической помощи и определить, какие из нарушений укладываются в определенный стандарт текущего процесса развития речи и могут разрешиться самостоятельно.Бывают обстоятельства, при которых необходима консультация, а, следовательно, и логопед.

К ним относятся следующие:

  • Наш ребенок старше 3 лет и общается с нами с помощью жестов;
  • Наш ребенок говорит на языке, понятном только людям из непосредственной близости;
  • Нашему ребенку 4 года и он меняет звонкие звуки к глухим.

Например, ваш ребенок:
  • произносит k вместо g;
  • вместо d произносит t;
  • вместо b произносит p;
  • вместо w произносит f;
  • вместо z произносится s и т. д.;
  • вместо k появляются g t и d соответственно;
  • При произнесении некоторых звуков ребенок просовывает язык между зубами;
  • Заменяет некоторые звуки звуками, которые трудно определить;
  • Речь ребенка сопровождается неприятным гудящим шумом и нет четкого звука, сопровождающего нашу речь;
  • Речь ребенка не развивается, количество употребляемых слов не увеличивается;
  • Ваш ребенок говорит через нос;
  • В 4 года мало говорит, разборчивость речи отличается от сверстников.

Регулярные домашние упражнения необходимы для достижения положительных, значимых результатов терапии и увеличения ее успеха.
После каждой встречи в кабинете ребенок получает определенный комплекс упражнений, подобранный в соответствии с потребностями.
Родители, участвующие в занятиях, получают советы по работе с детьми дома.
.

Дислексия развития — Знания и собственный опыт будущих логопедов — Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska, section N — Educatio Nova — Выпуск 1 (2016) — CEJSH Sklodowska, section N - Educatio Nova - Выпуск 1 (2016) - CEJSH - Yadda

PL

В статье представлены результаты опроса по вопросам специфических затруднений при чтении и письме, проведенного в группе из 25 студентов первого курса аспирантуры по общей логопедии в Университете Марии Кюри-Склодовской в ​​Люблине.Целью исследования было установить, какими знаниями о дислексии развития обладают будущие логопеды и какова их осведомленность о проблемах, затрагивающих учащихся и взрослых с дислексией, и о потребностях детей, подверженных риску дислексии.

ЕН

В статье представлены результаты опроса о специфических трудностях чтения и письма, который был проведен в группе из 25 студентов первого курса последипломного образования по общей логопедии Университета Марии Кюри-Склодовской в ​​Люблине.Цель исследования заключалась в установлении уровня знаний будущих логопедов о дислексии развития и их осведомленности о проблемах, с которыми сталкиваются дети и взрослые, страдающие дислексией, а также о потребностях детей с риском развития дислексии.

  • Богданович К.М., Красович-Купис Г., Квятковска Д., Вейяк К., Веремюк А., Есть ли у моего ребенка риск развития дислексии? Руководство для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста по выявлению риска дислексии и поддержке детей с этой проблемой, Варшава, 2014 г.
  • Богданович М., Риск дислексии, дизортографии и дисграфии - Шкала риска дислексии со стандартами для классов I и II, Гданьск, 2011.
  • Богданович М., Особые трудности при чтении и письме, [в:] Дислексия развития.Психологическая перспектива, под редакцией Г. Красовича-Куписа, Гданьск, 2006 г., стр. 7–34.
  • Богданович М., Специфические трудности при чтении и письме - психолого-педагогическая помощь, [в:] Дислексия развития. Психологическая перспектива, под редакцией Г. Красовича-Куписа, Гданьск, 2006 г., стр. 141–151.
  • Богданович М., Осведомленность о дислексии в Польше - сравнительное исследование, [в:] Дислексия. Известная или неизвестная проблема?, под редакцией М. Костки-Шиманьской, Г. Красовича-Куписа, Люблин, 2007, стр.13-35.
  • Богданович М., Калка Д., Шкала риска дислексии для детей, поступающих в школу. SRD-6, Гданьск 2011.
  • Борковская А., Нейропсихологические предпосылки трудностей при чтении и письме, [в:] Дислексия развития. Психологическая перспектива, под редакцией Г. Красовича-Куписа, Гданьск, 2006 г., стр. 35–51.
  • Домагала А., Мирецка Ю., Логопедия при дислексии развития, [в:] Логопедия. Логопедия.Стандарты, под редакцией С. Грабиаса, Ю. Панасюка, Т. Возняка, Люблин, 2015 г., стр. 439-460.
  • Домагала А., Мирецка Ю., Отборочные тесты навыков чтения и письма, «Новая аудиофонология» 2015, № 4 (4), стр. 45–50.
  • МКБ-10. Международная статистическая классификация болезней и проблем со здоровьем – X пересмотр, том 1, 2008 г., © Centrum Systemów Informacyjnych Healthcare 2012, www.csioz.gov.pl/src/files/kl Klasacje/ICD10TomI, дата обращения: 29 октября 2013 г.
  • Красович-Купиш Г., Психология дислексии, Варшава, 2008.
  • .
  • Мирецка У., Картина трудностей устной и письменной языковой коммуникации при специфических нарушениях речевого и языкового развития, [в:] Логопедия на пороге 21 века, стр. редактор М. Млынарска, Т. Смереки, Вроцлав, 2010 г., стр. 94–101.
  • Полторак М., Знания будущих педагогов и учителей о дислексии развития, [в:] Дислексия. Известная или неизвестная проблема?, изд.М. Костки-Шиманьска, Г. Красович-Купиш, Люблин 2007, стр. 147-163.
  • Щербинский М., Дислексия развития: попытка определения, [в:] Дислексия. Известная или неизвестная проблема?, Под редакцией М. Костка-Шиманьской, Г. Красович-Купиш, Люблин, 2007 г., стр. 47–70.
  • Вейяк К., Красович-Купис Г., Богданович К. М., Шкала прогнозирования образования (SPE IBE), Варшава, 2015.

Номер заказа на публикацию

бвмета1.element.ojs-doi-10_17951_en_2016_1_181

В вашем веб-браузере отключен JavaScript. Включите его, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами этого сайта, а затем обновите страницу. .

Смотрите также