Post Icon



Для детей о хлебе


Рассказ о хлебе

Рассказ о хлебе для детей поможет написать мини-сочинение про хлеб и узнать о его ценности в нашей жизни.

Небольшой рассказ о хлебе детям

Еще с давних времен хлеб для людей был святостью. Прежде, чем попасть на стол над ним трудятся тысячи людей. Сначала рано утром комбайнеры косят еще орошенные колоски, затем пекари труженики своими золотыми руками формируют каждую буханку и наконец через магазины хлеб попадает в каждый дом.

Хлеб называют по-разному: каравай, калач, батончик, рогалик. Но суть одна. Иметь хлеб на столе к богатству и благополучию. Не зря же в народе говорят: «Хлеб всему голова». Так нас учат с детства. И действительно, он бесценен. Ведь ни работа, ни праздники не обходятся без него. Он сопровождает нас на протяжении всей жизни. Поэтому хлеб так оберегали во все века. И даже в молитве к Всевышнему мы вспоминаем словами: «Хлеб наш насущный дай нам сегодня …». Это означает, что он не только самое главное в человеческой жизни, но и является самой жизнью.

В нашей стране были всякие времена. И помнит история, как было сложно без хлеба. Как опустошались целые территории, как за колоски сажали в тюрьму и как умирали от голода целыми семьями. Поэтому сегодня детей учат уважать хлеб и бережно относиться к нему.

Поэтому, давайте не забывать важные ценности нашей жизни. Пусть хлеб будет вечным и всегда свежим на столе у ​​каждого хозяина. Ибо, как известно, черствеет хлеб — черствеют человеческие души.

Рассказ о хлебе для первоклассника

Впервые начали выпекать хлеб Египтяне. Они пекли его в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте ели пресный хлеб, т.е. не соленый. Но в жарком климате тесто быстро закисало, и его выбрасывали. Как и в каждой стране, в Египте жили и бедные, и богатые люди. И вот бедные люди подбирали кислое тесто и пекли из него хлеб. Так родился новый вид хлеба — кислый хлеб.

Затем хлеб появился в Европе, где он был пшеничным и ячменным.

С VII в. в Европе при изготовлении хлеба стали использовать рожь.

На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, в которые добавляли муку, яйца, соль. Полученной смеси давали настояться. Хлеб на Руси всегда называли хлеб-батюшка. Это название связано с реальной жизнью крестьянина-земледельца, для которого хлеб был основным средством пропитания, давал ему силу и энергию.

Словом “хлеб” русские крестьяне называли зерновые культуры, такие как рожь, ячмень, пшеницу, а также продукт, изготовленный из ржаной или пшеничной муки, — круглый, без начинки. Вес такого хлеба был от 1 до 3 кг. Самым лучшим считался хлеб, выпеченный из хорошо просеянной муки.

Свой рассказ о хлебе 1 класс можно написать в комментариях, чтобы помочь другим с выполнением домашнего задания.

kratkoe.com

Расскажите детям о хлебе

Блины – одно из самых древних и популярных мучных изделий. По мнению А. П. Чехова: «… они появились на белый свет раньше русской истории, пережили ее всю от начала до последней странички, что лежит вне всякого сомнения, выдуманы также, как и самовар, русскими мозгами…»

Интересно и происхождение слова «блин» – это искаженное слово «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, то есть из муки.

Блинам уже более двух тысяч лет. Интересно, что за этот период они практически не изменились. Меняются вкусы и мода, а блины остаются неизменными – вкусными, ароматными, красивыми.

Блины – русское национальное блюдо, но встречаются по всему миру. Русские блины сильно отличаются от своих собратьев. Они «мягки, рыхлы, ноздреваты, пышны, легки и при этом как бы полупрозрачны, с четко различимым рисунком многочисленных пор. Такие блины как губка впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными» (Похлебкин). Едят блины с соусами, начинками. Есть блины сладкие, т. е. со сладкими начинками, и есть сытные, с начинкой из мяса, рыбы, икры и т. д.

Разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Блины – обязательное угощение на Масленицу, непременное лакомство этого праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «Как на Масленой неделе в потолок блины летели», «Без блина не маслена», «На горках покататься, в блинах поваляться» и т. д.

 Они хранили в жизни мирнойПривычки милой старины:У них на Масленице жирнойВодились русские блины.  

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Возможно, блины приобрели такую невероятную популярность не только из-за вкуса и аромата, но из-за своего вида, напоминающего красное солнышко.

 Гэй ты, круглый блин, всем нам господин!Бока твои масленые, ты как солнце красное.Кто тя будет есть, тому горя несть!  

Испечь хорошие блины не просто. Это целый ритуал. Существуют поговорка «Первый блин комом», что означает, что первый блин не всегда получается и, чтобы испечь вкусный блин, надо немало потрудиться.

Для некоторых людей блины становятся серьезным увлечением. Они собирают старинные рецепты блинов, придумывают новые.

Самый большой в мире блин был испечен в Москве 15 марта 2002 г. Это был не традиционный круглый блин, а длинный и узкий. Его длина составила 1 км, масса – 300 кг, общая площадь – 150 м2.

Булка

«Хочешь есть хлеб, не сиди на печи», – гласит французская поговорка.

На протяжении многих веков люди выпекали пресный плоский хлеб – лепешки. Лепешки было принято не резать, а ломать и есть, размочив в супе или похлебке. Так делали до тех пор, пока люди не научились замешивать тесто на дрожжах, благодаря которым хлеб стал рыхлым и пышным. Тогда во Франции, а затем и в других странах стали популярны булки, сделанные в виде шара. В переводе с французского слово boules означает круглый. Булки выпекали в особых булочных, тесто слегка подслащивали. Вслед за французами булки стали выпекать немцы.

Рецепты приготовления булок долгое время оставались секретом французских и немецких булочников. Русские виды белого хлеба назывались: калач, сайка, сгибень или витушка, ситники – и выпекались в основном только в Москве. В эпоху Петра I немецкие булочные появились в России, их выпечка пользовалась популярностью.

Значительных успехов в приготовлении булок достигли венские мастера, которые усовершенствовали процесс хлебопечения: они первыми стали пускать в печь, где пекут булки, струю пара. Это делает поверхность булки приятной для глаз, как бы покрытой лаком. Улучшаются и вкусовые качества такой выпечки.

Булки пекут в разных странах по разным рецептам, но главное, чтобы человек, который печет булку, любил свою профессию, тогда и выпечка будет вкуснее.

He случайно профессия пекаря во все времена была очень почетной и уважаемой. За причинение вреда пекарю давалась более суровое наказание, чем если бы этот вред был нанесен представителю какой-либо другой профессии.

Булкой был и известный герой русской народной сказки Колобок.

 Я по коробу скребен,По сусеку метен,На сметане мешон,Да в масле пряжон…  

Колобок – это особый хлеб, известный только в России. Пекли его не по праздникам и даже не в обычный будний день, а только лишь тогда, когда припасов для изготовления булок не было. Тогда скребли по коробам, мели по сусекам, т. е. в «колобочное» тесто шли все остатки муки. Сорт муки при этом не учитывался. И пшеничная, и ржаная, и гречишная – любая и вперемешку годились для колобка. Точного рецепта для изготовления колобка нет – здесь большой простор для фантазии пекаря.

Калач
 He плачь, не плачь – куплю калач,He плачь, дорогой, куплю другой.He плачь, не кричи,Дам тебе три!    

Ай не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!Если будешь плакать —Куплю худой лапоть!  

Калач – вид белого пшеничного хлеба, на Руси пользовался особой любовью. Калачи были и на будничном столе у обычных горожан, и на пиршествах у богатых вельмож. В знак особого расположения царь посылал калачи патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание.

У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели, держа за ручку. Помыть руки перед едой возможности на улице не было, поэтому ручку от калача в пищу не употребляли, а отдавали нищим, кормили бездомных животных, птичек. О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошел до ручки.

Единого мнения, как появилось и что означает слово «калач», нет. По одной версии оно произошло от слов «коло», «колесо». По другой – от татарского «калач», то есть буквально – «будь голоден!», выражение, отражающее высокую степень аппетита.

Калач – очень капризный вид хлеба. Тесто для него невозможно ни месить, ни выпекать с помощью механизмов – оно тогда не подойдет, не поднимется. Есть у теста и еще одна особенность: его необходимо выдерживать на холоде. На Руси калачи мяли прямо на льду. Для этого в столах делали металлические ящики, которые набивали льдом. Поверхность стола, на котором месили тесто, становилась холодной, ледяной. Да и теперь, делая калачи, тесто после проминки руками сразу же ставят в холодильники.

Еще одно отличие калачного теста – его способность не черстветь длительное время. В XIX в. калачи замораживали в Москве и везли в Париж. Там их раскладывали на горячие полотенца, а затем подавали на стол.

Больших успехов в производстве калачей достигли муромские и московские хлебопеки, славились отменным вкусом и саратовские калачи. На городском гербе Мурома изображены три калача. Согласно легенде, через Муром проезжала императрица Екатерина N. Калачи, которыми ее угощали, ей очень понравились, и она отдала распоряжение разместить их изображение на гербе города.

• Кяхтинский чай, московский калач – так полдничает богач.

• С калачика – бело личико.

• He рука крестьянскому сыну – калачи есть.

• Его и калачом сюда не заманишь.

Печенье
 Вот у бабушки печенье,Лучше не найти.Вновь и вновь прошу:– Бабуля,Вкусных испеки!  

Название «печенье» происходит от голландского слова «коекже» (koekje), означающего малой или пирожок. Дело в том, что в давние времена печеньем называли небольшое количество теста для пирожных, которое выпекали для проверки его вкусовых качеств и температуры печи.

Одной из первых стран, в которой изготавливали сахарное печенье, была Персия, там его пекли уже в Vll в. н. э. С тех пор появились печенья разного вида в разных странах. Их делают вручную, в домашних условиях, выпекают на фабриках.

Печенье в Англии и Австралии называют бисквит, в Испании – галеты, В Германии – кекс или рождественское печенье, а в Италии есть несколько названий, чтобы определить различные формы, включая амаретти-печенье и бискотти и т. д.

Рецептов печений множество, для их изготовления используют разные продукты, из овсяной муки выпекают овсяное печенье, используя миндаль – миндальное, кокос – кокосовое, имбирь – имбирное и т. д.

Печенья могут быть сдобными, сладкими, а могут пресными, например, галеты. Их делают только из муки и воды и даже не солят. Такие печенья могут долгое время сохранять свежесть.

С печеньем связано множество разных традиций и обрядов.

Обычай выпекать большие печеньки или коржики в виде человечков, звездочек и фигурок животных появился давно и перекликается с нашей русской традицией колядования.

Фигурное печенье в виде животных и птиц нередко изготовлялось на Святки специально для колядующих, а также для раздачи детям или нищим. В селах Московской области фигурки коров из теста подавали колядникам, чтобы обеспечить благополучие в хозяйстве. В русских деревнях считалось также, что скот начнет болеть и пропадать, если «обходчикам» не подать «коровку».

В Европе рождественское печенье не полагается есть до Рождества. Только в один день, 6 декабря, к детям приходит Святой Николай и кладет в сапожки разные сладости, а на большую тарелку семейного стола выкладывается часть испеченного печенья, чтобы детишки полакомились.

Практически в каждой семье есть свои рецепты и обычаи приготовления печенья.

Сухарь

Удивительно, но у всеми любимого и знакомого сухаря есть день рождения. Правда, праздновать его имеет право только сдобный сухарь. Черный сухарь появился задолго до сдобного, и дату его рождения никто точно не знает. Просто люди, желая сберечь хлеб, резали его на кусочки и сушили. Сушеный хлеб не портится долгое время. И хотя черные сухари не обладали особым вкусом, их ценность была высока.

Сдобный сухарь появился 14 ноября 1958 г. В этот день был подписан ГОСТ 5646-58 – первое упоминание о сухаре в официальных источниках. Хотя некоторые считают, что и сдобные сухари появились гораздо раньше – в середине XIX в. В те дни на юге России была очень сильная жара, которая пришлась на самое начало Пасхальной недели. Куличи, которые находились на солнце, оказались высушенными.

Сухари – хлеб, разрезанный и вторично печенный. Немецкое название zwieback, итальянское biscotto, французское biscuit и латинское bis coctus [panis] означают одно и то же – два раза печенный хлеб.

Что же это означает? Два раза печеный и зачем так делают – пекут два раза? Дело в том, что сухарь – это не только «спасение» черствеющего хлеба или батона, это еще и самостоятельное хлебобулочное изделие. По ГОСТу, а ГОСТ – это свод строгих правил, которые нельзя ни в коем случае нарушать, следует сначала испечь сдобный батон, затем разрезать его на одинаковые кусочки и снова отправить их в печь, чтобы получились те самые румяные, вкусные, хрустящие сухари, которые любят все дети.

Благодаря долгому сроку хранения сухари стали важной частью рациона питания военных. Существовало даже разделение на сухари обычные и сухари офицерские. Для офицерских сухарей использовалась мука более высокого качества.

В настоящее время изготовляются как сухари, так и сухарики – мелкие кусочки сушеного хлеба, часто с различными вкусовыми добавками.

Важно помнить, что если хлеб не съеден вовремя и начинает черстветь, то его не надо выбрасывать, а можно самостоятельно сделать вкусные, питательные и полезные сухарики. Умелые хозяюшки используют сухари не только как угощение к чаю, но и для приготовления различных блюд. Кроме обычных используют еще панировочные сухари.

• Свой сухарь лучше чужих пирогов.

• Последний сухарь бедняка – дороже каравая богача.

• Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

• Кошка в лукошке ширинку шьет, кот на печи сухари толчет.

• Свой сухарь лучше чужих пирогов.

• Последний сухарь бедняка – дороже каравая богача.

• Доброму – и сухарь на здоровье, а злому – и мясное не впрок.

Чёрный хлеб

О хлебе сложено много песен, легенд, пословиц и поговорок. Представить жизнь даже современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же раньше обходились без хлеба?

Древнему человеку выбирать не приходилось. Он ел все, что находил. Ho уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

На Руси хлеб был главным блюдом и в повседневной жизни, и за праздничным столом. Дорогих и уважаемых гостей встречали хлебом-солью. Традиция сохранилась и до наших дней.

Хлеб – это основа жизни, дар матушки-земли с одной стороны и огромный труд человека – с другой.

 Вот он – хлебушко душистый.Вот он – теплый, золотистый.В каждый дом,На каждый стол —Он пожаловал – пришел.В нем – здоровье, наша сила,В нем – чудесное тепло.Сколько рук его растило,Охраняло, берегло!  

Черный хлеб отражает самобытность русского народа. Именно на территории Руси в начале IX в. появился кислый ржаной хлеб из дрожжевого теста. Он и по сей день остается «некоронованным королем на столе». Русский стол немыслим без хлеба.

В наши дни хлеб пекут на хлебозаводах, а раньше каждая семья пекла дома. Хозяйка просыпалась до рассвета, месила тесто и ставила в еще не остывшую с вечера печь. Процесс был трудоемким, но уже через полтора часа поспевал «пышущий жаром и хлебным духом каравай».

 Тонкой струйкой сытнойЗмеится теплый запах по углам.Вдыхаю мир отрадный, самобытныйС любовью и слезами пополам.Как просто пониманье Мирозданья,Когда, проснувшись поутру в тепле,Под солнечное лучика лобзанье,Домашний хлеб увидишь на столе.  

В. Орлов

Даже блистательный Париж тускнел без черного хлеба. Приятель Пушкина Шереметев по возвращении из Парижа писал: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься».

И в наши дни Россия славится многообразием сортов и видов национального хлеба.

• Русский человек не может долго прожить без черного хлеба.

• Без хлеба куска везде тоска.

• Плох обед, коли хлеба нет.

Баранки

Баранки – традиционные русские хлебные изделия. Их издавна продавали на базарах и ярмарках на Руси. Связки этих вкусных, румяных колечек посетители ярмарок везли домой как гостинец. Их любили и взрослые, и дети.

Славился баранками Валдай. Об этом рассказывает А. С. Пушкин в «Письме к Соболевскому»:

 «У податливых крестьянок(Чем и славится Валдай)К чаю накупи баранокИ скорее поезжай».  

Название «баранки» происходит от слова «обварить», потому что их делали из заварного или, как в древности на Руси называли, «обварного» теста, которое раскатывали в узкие жгутики, сворачивали в кружок, а потом выпекали «обваранки», то есть изделия из обваренного теста.

Название менялось – «обвараночки», «абаранки», пока, наконец, не получилось – «баранки».

Первое письменное упоминание о баранках встречается в указе Петра I от 1725 г. В петровские времена баранки обваривали кипятком, а потом припекали. Co второй половины XVIII в. тестяные заготовки стали обрабатывать паром – так это делают и по сей день.

В наше время баранки пекут на особых заводах, которые так и называются – заводы бараночных изделий. Останкинскому – уже больше 50 лет, он был создан в 1967 г. в качестве экспериментального предприятия и до сих пор выпускает баранки, сушки и хлебные палочки.

В городе Тутаеве Ярославской области создан музей баранки. Их готовили по особому рецепту, который удалось восстановить нынешним хлебопекам. Умельцы создают из баранок невероятные фигуры и статуэтки. В музее баранки регулярно выставляется около 300 экспонатов.

Баранки – это не только лакомство, но и лекарство от ангины. При первых признаках простуды надо замочить баранку в горячем молоке, остудить и съесть, запивая чаем с лимоном. Пшеничное тесто с молоком рассасывает гнойнички и воспаления. Продолжать лечение нужно до исчезновения симптомов простуды, желательно – трижды в день.

 Маленькое, сдобное,Колесо съедобное.Я один тебя не съем,Разделю ребятам всем.  

(Баранка)

 Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье,Ну и объеденье!  

(Баранка)

Ватрушка

Ватрушки – круглые лепешки, открытые сверху и защипанные только с краев. Обычно их пекли с наполнителем из творога, реже – из варенья или повидла.

Название «ватрушка» происходитотслова «ватра» – очаг, огонь, одинаково звучащее в большинстве славянских языков – украинском, польском, чешском, сербском, хорватском, болгарском и даже в некоторых неславянских: румынском и албанском, что указывает на чрезвычайную древность этого названия. Поэтому не случайно ватрушки имеют круглую форму и солнцеобразный вид (окольцованный круг). Они символизировали огонь (окаймленный, защищенный очагом, огонь внутри очага), «прирученный», обузданный человеком.

Гоголь ошибочно писал «вотрушка», считая, что слово это происходит от глагола «тереть, втирать» (и от переиначивания слова «творог» – вотри творог в вотрушку). Писатель полагал, что простой народ ошибается, говоря это слово через «а», и упорно старался «исправить» правописание. Как показали лингвисты, в данном случае ошибался как раз великий писатель. Ho и в новых изданиях правописание Гоголя сохранено.

Ватрушки делают из смеси пшеничной и ржаной муки или чаще всего из пшеничной высшего качества. В первом случае они обычно несладкие – к творогу добавляют небольшое количество жареного лука. Во втором – сладкие, их подают к чаю. Тесто ватрушек во всех случаях легкое, некрутое, дрожжевое, сдобное, иногда – слоеное.

Перед выпечкой ватрушки смазывали смесью желтка и сливочного масла. Такие изделия получались не только пышными, но и румяными, выглядели очень аппетитно.

Настоящая ватрушка должна быть большой. Обычно ватрушки ели за праздничным столом, разделив на всех гостей. Существовал интересный обычай – запекать в ватрушки сюрпризы – маленькую пуговку, кусочек шоколада, монетку. Считалось, что тот, кому достанется монетка, будет богат, обладателя шоколада ждет счастливая жизнь, ну а если попадется пуговка, придется много трудиться. Тем, кому сюрприза не досталось, оставалось ждать следующего ватрушечного пиршества и надеяться на свою счастливую звезду.

Изумительно вкусные ватрушки было принято печь на Рождество.

 He дашь мне ватрушки —Получишь по макушке!  

Двухтонную ватрушку с земляникой испекли в 2009 г. в Мексике. 55 кулинаров трудились над этим чудом выпечки 60 часов. На гигантскую ватрушку ушло по 1 т сыра и йогурта, 350 кг печенья, 250 кг сахара и 150 кг масла. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая ватрушка в мире.

Каравай
 Как на Петины имениныИспекли мы каравай.Вот такой вышины,Вот такой низины,Вот такой ширины,Вот такой ужины.Каравай, каравай,Кого хочешь, выбирай.  

Эта песенка-игра напоминает нам о возрождающейся традиции праздновать именины и обязательно на этот праздник печь каравай.

Название «каравай» получило широкое распространение в русском кулинарном обиходе, но относимое часто к совершенно разным изделиям. Так, караваем называют большую краюху хлеба домашней выпечки, каравайчиками зовут также круглые или продолговатые пирожки и булочки без начинки, наконец, в некоторых областях России так называют толстые лепешки, в других же – ватрушки крупных размеров или сдобные полусладкие булочки.

Причина этого заключается в том, что слово «каравай» нерусское, оно означает – тмин, вернее, индийский тмин – ажгон, зиру. Все хлебобулочные изделия, где применялся тмин, вначале получали наименование «каравайных». Однако в силу того, что русскому народу свойственно оценивать все изделия в первую очередь по форме, а не по содержанию, слово «каравай» было отнесено к круглой (полусферической) форме, и все изделия подобного вида в XIX в. стало модным называть караваями.

До наших дней сохранилась традиция встречать молодоженов с караваем. Главным участником свадьбы выступал большой круглый каравай.

Возглавляла выпечку старшая каравайница. Ею могла быть только такая женщина, которая живет с мужем в любви и согласии и имеет добрых детей: считалось, что лад в семье каравайницы через каравай передается молодым.

Чем больше каравай, тем счастливее и зажиточнее будет жизнь молодой семьи. И поэтому, когда сажали каравай в печь, приговаривали: «Мой каравай в печь перепелкой, из печи коростелкой!» (Т. е. больше.)

Каравайницы старались выпечь не только вкусный и красивый каравай, но и большой – всем на удивление. В некоторых местах принято было выпекать каравай величиной во весь стол. Каравайницы пели: «Ты пекись-дерись каравай, толще печки кирпичной, выше столбика дубового». Каравай действительно часто выпекался толще печки кирпичной. Приходилось выламывать из устья печи ряд-другой кирпичей.

Если на обычной сельской свадьбе выпекали такого здоровяка, то можно представить размеры караваев, которые пекли на княжеских и царских свадьбах. Здесь каравай доставляли к свадебному столу четыре каравайника на специальных носилках, обитых алым бархатом. В XVI–XVII вв. на царских свадьбах существовал обряд дарения каравая.

iknigi.net

Пословицы о хлебе для детей в картинках

15 Ноябрь 2017       ditim      Главная страница » Пословицы      Просмотров:   348

«Хлеб всему голова», — слышим мы с самого детства. Эта мысль выражена в огромном количестве русских народных пословиц о хлебе. Для детей изучать их полезно, а с картинками — интереснее вдвойне. На этой страничке собраны самые меткие пословицы о хлебе.

Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.

Горькая работа, зато сладок хлеб.

Пот по спине — так и хлеб на столе.

Хлеб в человеке — воин.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.

Будет день — будет и хлеб.

Хлеб на стол, и стол — престол.

Не хлебом единым жив человек.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Хлеб вскормит, вода вспоит.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Хлеб — кормилец.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Хлеб — всему голова.

Хлеб — батюшко, вода — матушка. Хлеба ни куска, и стол — доска. Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Хлебом люди не шутят.

Без хлеба куска везде тоска. Без хлеба сыт не будешь. Без соли, без хлеба — половина обеда. Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без хлеба — смерть, без соли — смех.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. Доплясались, что без хлеба остались. Из одной муки хлеба не испечешь. Калач приестся, а хлеб никогда.

Покуда есть хлеб да вода все не беда.

От хлеба-соли не отказываются. Хлеб да соль — и обед пошел. Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

pro-poslovicy.ru

Стихи для детей о хлебе

Стихи о хлебе для детей можно разделить на несколько категорий: стихотворения, посвященные возникновению хлеба и стихотворения о ценности и важности данного продукта и необходимости беречь и ценить его.   Стихи о хлебе    помогут детям узнать о том, что представляет из себя хлеб, как он возникает, как рождается из зернышка, сколько любви и человеческого труда вкладывается в него. Помимо этого, стихотворения приучают детей любить хлеб – главную пищу   человека, ценить его, не тратить понапрасну и уже тем более – не выкидывать.

В каждом зёрнышке пшеницы

 Летом и зимой,

 Сила солнышка хранится

 И земли родной.

 И расти под небом светлым,

 Строен и высок,

 Словно Родина бессмертный,

 Хлебный колосок.

  В. Орлов

Пшеница

 Положит в землю Человек зерно,

 Прольётся дождь — зерно орошено.

 Крутая Борозда и мягкий Снег

 Зерно укроют на зиму от всех.

 Весною Солнце выплывет в зенит,

 И новый колосок позолотит.

 Колосьев много в урожайный год,

 И человек их с поля уберёт.

 И золотые руки Пекарей

 Румяный хлеб замесят поскорей.

 А женщина на краешке доски

 Готовый хлеб разрежет на куски.

 Всем, кто лелеял хлебный колосок,

 На совести достанется кусок.

 Я. Аким

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

 Говорим мы: «Берегите.

 Берегите Хлеб родной…

 Не мечтали мы о чуде.

 К нам с полей живая речь:

 «Берегите хлеб, вы – люди!

 Научитесь хлеб беречь».

 Н Тихонов.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

 Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Я. Аким

 Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.

 Набежала туча издали, промочила лес насквозь.

 Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-

 Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

  Я. Дягутите

 Вот он Хлебушек душистый,

 Вот он, теплый, золотистый.

 В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

 В нем здоровье наша, сила,

В  нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, 

Вырастай богатырем!

 С. Погореловский

 Гнули колос  злые ветры, и дожди на колос  шли,

 Но сломить его за лето так они и не смогли.

 Вот какой я! — он хвалился — с ветром справился,  с водой!

 До того он загордился, вырос кверху бородой.

  С. Погореловский

Вот и лето пролетело, тянет холодом  с  реки.

 Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

 Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед,  из края в край.

 Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.

 Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.

 Только село солнышко, опустело зернышко.

 В. Воронько

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

 Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

 Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

 А отец мне отвечает: — Трактор пашет, не катает!

 Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

  В. Воронько

Пахнет хлебом

 На пустых полях стерня

 Жухнет и сереет.

 Солнце только среди дня

 Светит, но не греет.

 По утрам седой туман

 Бродит по болотам,

 То ли что-то прячет там,

 Толи ищет что-то.

 После сумрачных ночей

 Выцветает небо.....

 А в деревне из печей

 Тянет свежим хлебом....

 Пахнет домом хлеб ржаной,

 Маминым буфетом,

 Ветерком земли родной,

 Солнышком и летом.

 Нож поточен о брусочек.

 -Папа, дай кусочек!

  Перевод И. Токмаковой

 На столе краюшка хлеба

 Мягкого, душистого,

 Сверху корочка хрустит

 Цвета золотистого.

 Если ломоть мы отрежем,

 И намажем маслом свежим,

 То получим бутерброд

 И отправим прямо в рот.

 Я. Коваль

 С белым хлебом положили

 Чёрный хлеб мне на обед.

 Удивить меня решили?

 Чёрный? В чём его секрет?

 Видно, пекарь с неохотой

 Пёк и хлеб в печи забыл?

 Или же перед работой

 Чисто руки не помыл?

 Мама тут же объяснила,

 Что мука ржаная есть:

 «Черный хлеб прибавит силы».

Съел. И завтра буду есть!

 Г. Стеценко

 Самый вкусный, несравненный,

 Всем знакомый с детских лет -

 Это наш обыкновенный

 И любимый русский хлеб:

 Каравай пахучий, знатный,

 Кренделя и калачи,

 Бублик с маком ароматный,

 А на Пасху куличи.

 Можно с мёдом есть и с маслом,

 С сыром, рыбой, ветчиной

 И с икрой, кружком колбасным

 Белый хлеб или ржаной.

 Пироги же - хлеб особый,

 Их на праздник подают,

 А готовят всё со сдобой

 И с начинкою пекут.

 Пышки, пончики, ватрушки

 Спрыгнуть с противня хотят -

 Это хлебные игрушки,

 В праздник радость для ребят.

 Или пряники, печенье -

 То, что мама испечёт,

 Для детишек объеденье,

 Разевай пошире рот!

И. Коньков

 Я сегодня хлеб не ел,

 В лупу на него смотрел.

 Весь он в дырочках узорных…

 В ямках – белый, в ямках – черный.

 Посмотрю в бараночке,

 В булке… Тоже – ямочки.

 Я у бабушки спросил:

 - И пирог дырявым был?

 Засмеялась бабушка:

 - И блины-оладушки!

 Что же это за секрет?

 Надо в тесто посмотреть.

 Мама тесто замесила,

 Набирало тесто силу!

 Круглой шапкой поднялось,

 Разрослось и расползлось.

 Край из миски выпадал…

 Кто же вверх его толкал?

 - Мама, в лупу посмотри!

 Выползают пузыри!

 Что же прячут пузыри?

 Воздух! Он у них внутри.

 Вот откуда в хлебе ямки,

 Вот откуда в хлебе дырки!

 Потому что там,  внутри,

 Пузыри-богатыри!

Нина  Детская

Руки человека

 Склонила тяжелую голову рожь.

“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

 Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

 Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

 Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану,

И к людям приду”.

 Янина Дягутите

Хлеб

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей -

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень!

 Ольга Стратонович

Булка

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь!- человек ил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Сергей Михалков

А бабушка сушила сухари,

И понимала, что сушить не надо.

Но за ее спиной была блокада,

И бабушка сушила сухари.

И над собой посмеивалась часто:

Ведь нет войны, какое это счастье,

И хлебный рядом, прямо за углом…

Но по ночам одно ей только снилось –

Как солнце над ее землей затмилось,

И горе, не стучась, ворвалось в дом.

Блокадный ветер надрывался жутко,

И остывала в памяти «буржуйка»…

И бабушка рассказывала мне,

Как обжигала радостью Победа.

Воякой в шутку называла деда,

Который был сапером на войне.

А дед сердился: «Сушит сухари!

И складывает в наволочку белую.

Когда ж тебя сознательной я сделаю?»

А бабушка сушила сухари.

Она ушла морозною зимой.

Блокадный ветер долетел сквозь годы.

Зашлась голодным плачем непогода

Над белой и промерзшею землей.

«Под девяносто, что ни говори.

И столько пережить, и столько вынести».

Не поднялась рука из дома вынести

Тяжелые ржаные сухари.

Ян Бруштейн

Даже стены тут приятно

Пахнут хлебом ароматным:

Много дружных пекарей

Хлеб пекут здесь на заре.

А потом его –

В машины

И развозят в магазины.

Вот откуда к нам на стол

Теплый, вкусный хлеб

Пришел!

В.Пальчинскайте

Рождение караваев 

Бабушка нá ночь

Муку и закваску

Теплой водою

В квашне развела…

Артёмка смеется:

Он вспомнил,

Как в сказке

Бабка живой колобок

Испекла!

Назавтра Артёмка

Встал спозаранку,

Видит: и бабушка

Тоже не спит.

Квашня, как и прежде,

Стоит на лежанке,

А тесто шумит,

Вылезает, пыхтит…

Бабушка

Тесто катала,

Месила

И на лопате

Отправила в печь.

Плотной заслонкой

Топку закрыла,

Чтобы получше испечь –

Не поджечь.

По дому запах

Поплыл ароматный.

Бабушка

Печь не спеша

Открывает

И достает

Деревянной лопатой

Четыре румяных

Больших каравая.

 Г. Ладонщиков

drujhnaia.blogspot.com


Смотрите также