Post Icon



Домашнее обучение ребенка


Домашнее обучение в школе, что это такое и каковы законные основания

   Домашнее обучение в школе, что это такое – вопрос, который задают несведущие родители в момент непонимания ситуации с учебой своего ребенка в школе. В случае состояния здоровья, при котором ребенок не может посещать занятия в школе, все достаточно ясно. А если ребенок здоров?

Да, как обычно, родители включаются в суету подготовки к учебному году с собраниями, посещениями магазинов одежды и обуви. И вдруг выясняется, что чей-то ребенок ходит в школу через силу, а чей-то вообще пытается под любым предлогом пропустить занятия.

Что делать в этом случае? Наказывать? Но этим делу не помочь. Разбираемся.

История говорит о то, что во времена СССР вопрос об учебе в школе практически не ставился – всеобщее среднее образование предполагало, что каждый ребенок идет в школу, а родители не задумываются – “надо или не надо”. Конечно же, кое-где случались отступления от этого правила, но это были единичные случаи.

Современное общество породило некую возможность демократии в образовании, что, несомненно, сказалось на качестве обучения и на результатах выпускников. Причин, по которым дети не хотят ходить в школу, как минимум две группы. Первая группа исходит, как ни странно от самих родителей, а вторая – от детей.

Почему родители не хотят отдавать ребенка в школу

Конечно, часть родителей не то чтобы не хотят отдавать ребенка в школу, но сомневаются в этой необходимости. Назовем лишь те сомнения родителей, которые были выявлены в ходе исследований.

Вот что говорили родители:

  • есть сомнения в качестве и углубленности образования – школа это потеря времени; 
  • учебная программа дает большую нагрузку на учеников, что ухудшает физическое и психологическое состояние детей; 
  • сверстники не всегда положительно влияют на одноклассников, приобщая к курению, наркотикам, алкоголю, а также угнетая более слабых; 
  • часть родителей выступали за изменения учебного плана, вплоть до введения собственного плана; 
  • переполнение классов не позволяет учителю уделить больше внимания каждому ученику; 
  • проживание на большом расстоянии от школы вносит проблему доставки детей на занятия; 
  • часть родителей имели не очень положительный собственный опыт учебы в школе.

В каждой семье собственный взгляд на обучение в школе, поэтому к приведенным высказываниям кто-то может добавить свое видение.

Почему дети не хотят ходить в школу

Дети. Это отдельная история, но это наши дети и к их мнению стоит прислушаться. Не всегда их мнение будет верным – в этом случае им просто следует объяснить правильную точку зрения. Но бывает так, что детское тонкое, чувственное восприятие ситуации с трудом будет восприниматься взрослым человеком – в этом случае родителям стоит поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать то, о чем говорит ребенок.

Вот что думают и говорят дети:

  • Пришел ребенок в школу и столкнулся с тем, что в одном классе собрались разные дети и по уровню физического развития, и по интеллектуальному уровню, и по уровню этического развития. Естественно никакого индивидуального подхода нет. И весь расчет на среднестатистического ученика. Ребята с хорошими способностями (как говорят с высоким IQ) не развиваются, ленятся и постепенно опускаются до уровня середнячка. А слабенький ученик ощущает дискомфорт при вызове к доске – насмешки унизительны. 
  • Отношение к школе часто определяет первая учительница. В более старших классах учительница тоже может играть негативную роль, но именно первая закладывает базу в отношениях между учеником и школой. 
  • Сложность школьной программы иногда приводит в ужас, как родителей, так и учителей. Отсидев 5 — 7 уроков, школьник дома пытается выполнить домашние задания большого объема. Не все дети в состоянии справиться с таким объемом эмоциональной и физической нагрузки. Ослабленный организм дает сбои в виде всевозможных болезней. 
  • Дети инвалиды традиционно имеют право не посещать школу. Но есть дети с медицинскими отклонениями, которые не подпадают под определение инвалид. К сожалению, эти дети становятся школьниками на общих основаниях и вносят свой “вклад” в создание определенной атмосферы в классе.  

    К примеру, дети аутисты или дети с отставанием в умственном развитии, которые могут впасть в истерику по любому поводу на глазах у всех остальных школьников. Да, известно, что таких детей руководство школы старается разместить в самом слабом классе, но для остальных детей из таких классов такое соседство становится испытанием.

Осмысление всех этих причин нежелания посещения школы как раз и приводит к вопросу — домашнее обучение в школе, что это такое, насколько оно законно и как его организовать.

Внимание. Оказывается домашнее или семейное образование не является такой уж неизвестной формой обучения. Исследования, проведенные Национальным центром статистики в сфере образования, показали, что домашнее обучение в школе охватывает в разных странах от 5 до 10 процентов детей школьного возраста. И даже в России ежегодно фиксируется до 100 тысяч детей школьного возраста, которые получают образование в домашних условиях.

В современной России впервые образование было узаконено в 1992 году. Однако за прошедшие годы закон постоянно совершенствовался. Изменения вносились иногда дважды в год. Изменялась и сама система обучения. Более того, получив поколение школьников с “механическими знаниями” (ЕГЭ), государство обеспокоилось будущим общества и стало делать шаги по возврату лучшего из советской системы обучения, которой по праву гордились в СССР.

На момент написания данного материала в стране действует закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273, принятый 29 декабря 2012 года. Изменения, произошедшие в сфере образования в последние полгода, предполагают изменения и в федеральном законе в ближайшем будущем.

Однако та часть, которая касается обучения ребенка на дому, вряд ли изменится, поскольку уже внесенные изменения поменяли суть этой формы обучения.

Важно. В текущей версии закона в главе V в статье 52 (пункт 4) дается расширение толкования обучения на дому. В настоящее время возможность обучаться на дому предоставляется не только детям инвалидам (как это было раньше), но в качестве аргумента принимается желание родителей.

Такая поправка прямо отвечает пожеланиям общества, о сомнениях которого в предыдущем абзаце.

В законе домашнее обучение получило обобщенное название семейное образование и указано, что обучать ребенка могут сами родители, можно приглашать преподавателей из школы или пользоваться услугами платных репетиторов.

Внимание. В том же 4-м пункте дается возможность ребенку, который был на домашнем обучении, при желании и при положительной аттестации, вернуться к стандартной (очной) форме обучения в общеобразовательной школе.

Это важное уточнение, поскольку переход на домашнее обучение не всегда может сопровождаться успехом. В ряде случаев и родители, и сами дети могут быть разочарованы таким переходом, а закон дает возможность вернуться к очному обучению. Такой возврат логичен, когда ребенок перешел на домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, а после лечения имеет желание вернуться в школу.

Домашнее обучение в школе, что это такое и какие есть варианты

В мировой практике обучения приняты шесть вариантов домашнего обучения:

  • Анскулинг. Английский термин, означающий “вне школы”. Этот рискованный вариант предполагает полный отказ от школы и школьной программы. Будущее малыша под большим вопросом, поскольку общие школьные программы разрабатываются большими коллективами специалистов, а родители, посчитавшие себя великими педагогами, чаще всего допускают большую ошибку. Есть единицы уникумов, которые могут себе позволить более или менее успешно подготовить своих детей к взрослой жизни, но это единицы. По этой причине вариант анскулинга в России запрещен. 
  • Домашнее обучение. Это обучение в тесной связи со школой, ее программой и школьными учителями. Этот вариант как раз связан с состоянием здоровья школьника. Медицинское заключение рекомендует перевести ребенка на домашнее обучение и школьные учителя на законных основаниях индивидуально занимаются на дому по общеобразовательной программе. Самостоятельные, контрольные работы, сдача экзаменов – все на дому. 
  • Домашнее обучение с частичным посещением школы. Этот вариант домашнего обучения также связан с медицинскими показаниями. Однако детям с рядом заболеваний разрешается посещать некоторые уроки, чтобы ребенок не сильно отрывался от коллектива. 
  • Семейное образование. Это вариант, в котором родители организуют учебный процесс самостоятельно. В качестве учителей могут выступать сами родители или приглашенные репетиторы. Ребенок прикрепляется к школе, обучение осуществляется по официальной школьной программе с ежегодными экзаменами и аттестацией. В качестве обязательного условия для последующего получения официального аттестата об окончании школы выдвигается независимое экзаменационное оценивание. 
  • Экстернат. Это заочное обучение по школьной программе по договору с администрацией школы. Контрольные и экзамены ученик сдает сразу по курсам без промежуточного контроля. 
  • Дистанционный метод. Современные средства коммуникации (скайп, например), предоставляемые Интернетом, позволяют проводить обучение в домашних условиях с иллюзией присутствия. Все контрольные выполняются в режиме онлайн. При выборе данного метода детали согласуются с администрацией школы в виде договора. Этот метод удобен в случае удаленного от школы проживания ученика.

Достоинства и недостатки домашнего обучения в школе

  Как и в любом деле, домашнее обучение в школе имеет и положительны и отрицательные стороны. Прежде, чем начинать оформление, родителям стоит хорошо подумать, проконсультироваться в департаменте образования. Да, сменить очное обучение на домашнее можно на любом этапе учебы в школе, в любом классе. Также и вернуться обратно в школу можно в любой момент. Но здесь важно и мнение школьника, поскольку смена обстановки, смена ритма жизни неизвестно как повлияет на конкретного ребенка.

Достоинства:

  • для обучения можно разработать удобный график с учетом наклонностей ребенка и его биологических часов; 
  • ребенок огражден от нападок сверстников, а также от возможных неприятностей с учителями; 
  • нелюбимые школьные правила и ритуалы не учитываются в жизни; 
  • родители получают возможность полного контроля всех действий ребенка, в том числе оберегая его от возможного дурного влияния, что особенно важно на переходном этапе развития; 
  • для детей с высоким IQ появляется возможность уделить больше внимания дополнительным предметам, редким иностранным языкам; 
  • значительно снижается риск вирусных заболеваний, а также есть возможность выправить осанку и поработать над улучшением зрения в случае имеющихся проблем; 
  • для одаренного ребенка есть возможность пройти школьную программу в ускоренном варианте.

Недостатки:

  • низкий уровень общения со сверстниками, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций уменьшает шансы на успех в будущей самостоятельной жизни; 
  • на родителей ложится нагрузка по контролю за ребенком, в том числе за качеством обучения; 
  • отсутствие школьной дисциплины и “размытый” график учебы расхолаживает школьника, что вполне может отразиться на результатах обучения; 
  • отсутствие постоянного общения со сверстниками равносильно отсутствию жизненного опыта; 
  • длительное нахождение школьника в одиночестве (без общения со сверстниками) может развить у него комплекс “белой вороны”.

Как перейти на домашнее обучение в школе. Рекомендации

   Итак, вы уже знаете домашнее обучение в школе, что это такое, какие есть варианты, как эти варианты соотносятся с законом, и вы после анализа ситуации приняли решение перевести ребенка на домашнее обучение. Рассмотрим один вариант – семейное образование. Однако основные принципы за исключением сбора медицинских документов при переходе именно на домашнее обучение, работают при переходе на любой из действующих вариантов.

 из детского сада в школу

Прежде всего, нужно найти школу, в которой принято положение об образовании в семье. Образец такого документа можно скачать для ознакомления здесь. Не факт, что ближайшая к вам школа поддерживает семейное образование. Лучшим вариантом будет обратиться в департамент образования вашего района, в котором доподлинно известны школы района, с которыми возможно заключить договор о семейном образовании.  

Затем вам следует:

  • собрать необходимые документы (список взять в департаменте образования);
  • написать заявление на имя директора школы о переводе на семейное обучение в свободной форме, но сошлитесь на закон № 273, принятый 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации”.

Заявление можно написать и в департамент образования, поскольку и комиссия по решению вопроса создается на базе департамента, да и директора школ не очень любят брать на себя ответственность.

Ваше заявление будет рассмотрено комиссией, которую соберет департамент образования. Родителей с ребенком могут пригласить на заседание комиссии. По итогам рассмотрения будет вынесено решение.

Внимание Если ваш ребенок уже учился в школе, и вы решили перевести его на семейное обучение, но в другую школу, вас могут попытаться заставить написать заявление об исключении из школы, которую вы оставляете. Нет юридических оснований для написания такого заявления. А вдруг вы передумаете и решите вернуть ребенка на очное обучение и оставляемая школа самая удобная для вашего ребенка.

Если решение комиссии положительное, необходимо составить договор о семейном образовании с администрацией школы (образец скачайте здесь). Все действия желательно выполнить в летнее время до начала нового учебного года.

Важно Следует иметь в виду, что администрация школы имеет право расторгнуть подписанный договор в случае плохих результатов аттестации.

Возможность расторжения договора должна стимулировать родителей выполнять взятые на себя обязательства по образованию ребенка.

К сведению При переходе на семейное образование “Положением о получении образования в семье” предполагается финансовая помощь (чаще всего это 500 рублей в месяц – стоит узнать в департаменте образования, поскольку сумма в регионах разная) и бесплатное обеспечение учебниками из школьной библиотеки.

tvoiyapravda.ru

Как перевести ребенка на домашнее обучение - FamilyBoom.ru

Некоторые дети знают о школьной жизни лишь по рассказам друзей и знакомых. Это дети, которые проходят обучение дома, и они тоже считаются школьниками, правда, учатся они не за школьной партой под руководством учителя, а за домашней партой под руководством родителей или репетиторов. И лишь родители решают, нужно ли ребенка переводить на такой вид обучения.

Когда есть необходимость перевода на домашнее обучение

Иногда правильнее не заставлять ребенка каждый день ходить в школу, а перевести его на домашнее обучение. Вот пять основных причин, когда это действительно стоит сделать:

1. Если ребенок сильно опережает сверстников по умственному развитию. Например, он изучил всю школьную программу и ему неинтересно сидеть на уроках, он отвлекается, мешает остальным, так ребенок может совсем потерять интерес к учебе совсем. Есть вариант - перепрыгнуть через год или два, чтобы учиться с ребятами старше, но тогда ребенок будет отставать по физическому, психическому и социальному развитию.

2. У ребенка есть серьезные увлечение, например, профессионально занимается спортом, музыкой или рисованием. Совмещать такое увлечение со школьными занятиями сложно.

3. Если ваша работа или работа мужа связана с постоянными переездами, когда ребенку приходятся постоянно менять школы. Это очень травмирует его. Могут возникнуть трудности с успеваемостью, да и психологически сложно привыкать к новым учителям, одноклассникам, новой обстановке.

4. Вы не хотите отдавать ребенка в обычную общеобразовательную школу по идеологическим или религиозным причинам.

5. У ребенка серьезные проблемы со здоровьем (надомное обучение, тогда учителя приходят сами к ребенку).

Как оформить домашнее обучение

Для того чтобы перевести ребенка на домашнее обучение, потребуется немного документов: заявление о переходе на домашнее обучение, свидетельство о рождении или паспорт ребенка и медицинские справки, если причина перевода — состояние здоровья ребенка.

Первое, что вам нужно сделать — узнать, есть ли в уставе выбранной вами школы, к которой вы будете прикреплены, пункт о домашнем обучении, иначе школа вам откажет. Тогда можно обратиться в другую школу или же сразу в департамент образования местной администрации, у них должен быть список тех школ, в которых обучение на дому предусмотрено.

Если вы сами захотели оформить обучение на дому, то достаточно будет лишь заявления и документов на ребенка, а если ребенок переходит на домашнее обучение по состоянию здоровья, то вам нужно обратиться к участковому врачу, чтобы он дал направление на психолого-медико-педагогический консилиум, на котором и решится, так ли ребенку необходимо переходить на домашнее обучение, и выдаст справку, которая действительна на протяжении года.

Заявление о переходе на домашнее обучение нужно писать на имя директора школы, но возможен вариант, что он не захочет брать на себя ответственность, тогда он отправит заявление в отдел образования. Или же вы сами можете сразу написать заявление в администрацию.

В заявлении должно быть указано, какие предметы и сколько часов будет изучать ребенок. По этому вопросу можете проконсультироваться с педагогами школы.

Составленный график обучения нужно согласовать с администрацией школы. Вы можете как сами обучать ребенка, так и нанимать репетиров, по отдельным предметам могут приходить преподаватели из школы (это уже по вашей договоренности). На некоторые предметы ребенок может приходить в школу к преподавателям, но когда уроки закончились, и опять же если вы договоритесь.

После того как все будет оформлено, вам должны выдать журнал, где вы будете отмечать темы, которые прошли с ребенком, и ставить ему оценки.

Как только ребенка переводят на домашнее обучение, заключается договор, в котором прописаны права и обязанности между школой, родителями и ребенка, а также сроки аттестации.

Как проходит домашнее обучение

При домашнем обучении все знания ребенок получает либо от репетиторов, которых нанимают родители, либо сами родители обучают, либо ребенок самостоятельно изучает предметы, например, те, которые ему нравятся больше всего. 

В школу же ребенок приходит только для промежуточной и итоговой аттестации. Если ребенок будет учиться по программе самой школы, то его собственная аттестация будет совпадать с аттестацией, которая проходит в школе. А если ребенок учится по ускоренной программе, то изначально родители и администрация школы составят график сдачи итоговых работ по индивидуальному плану ребенка. Обычно аттестация проходит каждые полгода. У ребенка есть две попытки ее пройти, если же он провалится, то, скорее всего, он вернется на обучение в обычную школу.

Школа по идее должна обеспечить вас и ребенка учебниками и другой методической литературой. 

А государство со своей стороны выплачивает родителям средства на образование ребенка — около 500 рублей в месяц. Но в некоторых регионах она выше за счет компенсации местной администрации.

Достоинства и недостатки домашнего обучения

Очень много ведется споров о пользе домашнего обучения и у каждой из сторон есть свои доводы. К достоинствам домашнего обучения можно отнести:

  • Возможность самим регулировать  темп обучения: растягивать или проходить программу нескольких классов за один год.
  • Ребенок учится рассчитывать только на свои знания и силы.
  • Ребенок может изучать интересные ему предметы более углубленно.
  • Вы сами можете скорректировать школьную программу, учитывая ее недостатки.

К недостаткам же можно отнести следующее:

  • Ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде.
  • У него нет опыта выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками.
  • Не все родители могут эффективно организовать обучение детей дома.
  • В будущем у ребенка могут возникнуть сложности с адаптацией к учебе в университете и поиском работы.

Еще по теме:

Методика Монтессори: система обучения детейШкольные годы ужасные: если ребенок не ладит с учителем

Организуем рабочее место школьника

familyboom.ru

Личный опыт: мой сын — на домашнем обучении

Уроки по 45 минут пять дней в неделю в здании школы — не единственный вариант получения среднего образования. Елена Гидаспова из Москвы уже к моменту двухлетия своего сына Матвея знала: ее ребенку будет лучше учиться индивидуально, дома. О том, почему была выбрана такая форма обучения, чем она отличается от школьной, что это дает детям, а что — родителям, Елена рассказала «О!».

Елена Гидаспова

Как мы узнали о домашнем обучении

Еще до рождения сына мы покупали развивающие материалы, читали разную литературу, тогда же и узнали о домашнем обучении. Когда в 2003 году родился Матвей, мы стали искать еще больше информации по этой теме. Просмотрели огромное количество форумов, на некоторых из них зарегистрировались, стали общаться, узнавать что-то новое, занимались с ребенком музыкой, спортом по специальным методикам раннего развития.

Через пару лет наших занятий стало ясно, что Матвей развивается «вне формата». Он опережает своих сверстников, и общаться с ними ему не очень неинтересно. Он по натуре своей созерцатель: любит досконально изучить процесс, до мельчайших деталей. И если он владеет какой-то темой, то на очень высоком уровне, почти как специалист. А средняя школа дает средние знания, ориентируясь на средние способности человека. Когда есть возможность заниматься с учетом индивидуальности ребенка, почему бы этим не воспользоваться?

Метод проб и ошибок

В начале пути мы столкнулись с проблемой: вокруг нас не было единомышленников, людей, с которыми можно было обсудить какие-то важные моменты, понять, туда ли мы идем. Это не значит, что у нас не было понимания в ближнем кругу: наши родные нас поддерживали и уж точно не мешали. Но нам нужно было пространство творчества, пространство идей. А оно в те годы только начало формироваться. Очень важным для нас оказалось интервью одного из первых практиков российского семейного образования Игоря Чапковского. Мы поняли, что его тезисы нам близки, узнали о том, как организован учебный процесс в его школе. Но по ряду причин она нам не подошла. И нам пришлось идти по этому пути самостоятельно, совершая ошибки и исправляя их. И этот путь был полон вызовов, на которые надо было отвечать. У нас не было времени рефлексировать, правильно ли мы поступаем, в ту ли сторону двигаемся. Нам просто было нужно продолжать движение.

Другая философия обучения

Многие интересуются: справится ли родитель в роли учителя с поддержанием дисциплины в «классе». У нас этот вопрос никогда не стоял: мы не превращали дом в школу. Домашнее образование, в нашем понимании, не предполагает расписания, перемен и звонков. Это совсем другая философия обучения. Понять окружающий мир можно в парке, в лесу, на прогулке, в деревне у бабушки, а математику — при покупках в магазине. Еще Матвей ходил в математический кружок, играл в шахматы, занимался с репетитором иностранными языками, как и другие дети, которые ходят в обычную школу.

Есть такой стереотип, что у ребенка на домашнем обучении дефицит общения. Это не так: он и не сидит за партой в кругу своих ровесников, но это не значит, что у него неразвитые коммуникативные навыки и он ни с кем не общается. Матвей учился в музыкальной и спортивной школах, участвовал в концертах, соревнованиях, занимался в научно-образовательном центре, где преподают химию, физику, информатику, автодело. А однажды сын даже дал интервью для телевидения. И во всех перечисленных случаях у него не было никаких проблем с общением.

У такого типа обучения есть важное преимущество для всей семьи: нет привязки к месту, можешь уехать хоть на дачу, хоть в другую страну. Главное, чтобы был интернет. Можно самостоятельно регулировать нагрузку, где-то брать повышенную программу, а где-то довольствоваться базой. У ребенка есть возможность развиваться по интересам и способностям. Минусы в том, что ты не можешь переложить ответственность на других людей, отправить ребенка в школу и… забыть. Мотивация ребенка — тоже отдельная, большая работа. Да и самому родителю тоже нужна мотивация. Ведь иногда приходится погружаться в заведомо неинтересный тебе материал.

Юридические аспекты

Ребенок на домашнем обучении должен проходить регулярные аттестации. Сначала это было в районной школе: каждую четверть Матвей писал контрольные работы по основным предметам. Сложность была в том, что мы должны были синхронизировать свои занятия со школьными. Нужно было заниматься по тем же учебникам, по той же методике, что и класс, к которому был прикреплен Матвей. Контрольные были адаптированы под эту программу. Вот и получалось, что мы хотели развиваться в системе интересов, близких именно нашему ребенку, а приходилось подстраиваться под стандартизированную программу.

В какой-то момент школу обязали принимать экзамены у тех, кто находится на альтернативных формах обучения, по стандартам Московского центра качества образования. Это были некорректные тесты, представляющие собой причудливую смесь разных программ. Подготовиться к ним было очень сложно, потому что мы не знали, что могло попасться на экзамене. Приходилось использовать в своей подготовки предэкзаменационные материалы. Занятия по ним отнимали много сил и времени и были больше похоже на натаскивание. Именно поэтому нам пришлось отказаться от сотрудничества с районной школой и перейти к интернет-образованию, законом это разрешено.

При этом у нас не было никаких юридических проблем в связи с такой формой обучения. Никто в управлении образования нам не препятствовал, и лишних вопросов не возникало. Пару лет мы даже получали небольшую денежную компенсацию, которая шла на дополнительное образование. Потом компенсацию отменили, а мы вынуждены были сменить статус с семейного образования на очно-заочное.

Надеюсь, наш опыт окажется полезен родителям, которые интересуются домашним обучением. Этот вариант сложно назвать альтернативным, потому что он самостоятельный, у каждого свой путь и свои методики. И очень сложно сказать заранее, подойдет ли вашей семье такой способ получения образования. Но кто мешает попробовать и решить?

Читайте также:

Семья и школа: кто виноват и что делать

Кому нужны «развивашки» — детям или родителям

5 способов помочь ребенку, который постоянно опаздывает

Фото: Rawpixel.com/slawomir.gawryluk/Syda Productions/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Домашнее образование. Опыт одной семьи

Юлия Весна Сертифицированный консультант по профессиональной самореализации.Креативный хаотик, мама троих детей на семейном обучении, сертифицированный коуч и бизнес-тренер.Создаю сама и помогаю другим создавать достижения в жизни и бизнесе.
  • facebook.com/jumalster
  • 1 сентября 2014 года наши дети не пошли в школу, у нас был обычный день! Мы с удовольствием смотрели репортажи с чужих школьных линеек и радовались тому, что мы теперь « не с ними». Такое странно ощущение. Ведь «все в школу ходили и ходят».

    Одним из важных показателей правильности принятого решения был случай в магазине «Metro» за две недели до начала учебного года.

    Мы со старшим приехали за продуктами и едва вошли в магазин, сразу поняли — скоро 1 Сентября. С первых шагов мы наткнулись на парты, стулья, тележки с тетрадями, дневниками и прочими школьными принадлежностями. Все, что могло и не могло понадобиться ученику — все это кричало и пестрело на полках магазина.

    И в первые же минуты мы с Егором были ошарашены давлением этого факта. Оба почувствовали что-то странное. Егора передернуло: «Как хорошо, что теперь мне не надо идти в школу». И тут я «расшифровала» то, что почувствовала: «Мы — вне системы». Это было и страшно, и сладко. Как будто ты сказал кому-то старшему, что теперь ты взрослый и будешь выбирать сам.

    Конечно, принятому решению и началу нашего эксперимента предшествовало много событий, мыслей и даже неожиданных совпадений — выбор нового образа жизни, системы обучения, страхи, осуждение и поддержка знакомых и друзей.

    Но об этом я напишу отдельную заметку — вторую часть нашего «Романа о домашнем образовании».

    А сейчас предлагаю вам окунуться в первую часть, описывающую захватывающее приключение под названием «Чего мы не знали об обучении!?».

    Итак, исходные данные.

    Дано. Семья, трое детей. Старшему сыну 12 лет, среднему — 6,5 лет, дочке — 2,5 года.

    Старший сын, шестиклассник, переведен на домашнее обучение с сентября 2014 года. Средний мог пойти в школу, в первый класс, так и планировалось до определенного времени. Но не пошел. Для старшего это год эксперимента, для среднего и для нас — скорее год исследования самого процесса — сможем/не сможем, получится/не получится, понравится/не понравится.

    В качестве системы обучения мы выбрали Экстерн-офис. «Система» — потому что это реальная система, для учеников и родителей — сайт. Именно через него происходит все формальное взаимодействие в части сдачи тестов, экзаменов и подготовки к ним. Система практически не содержит методические материалы, зато содержит итоговое представление о том, что должен знать ребенок по такому-то предмету за такой-то класс. Представление это сформировано в вопросах, ответы на которые ребенок должен знать, закончив обучение по определенной теме предмета. Например, предмет География, содержит 2 главы, каждая глава — 4 темы. По каждой теме необходимо сдать тест (в среднем 5-7 вопросов в зависимости от предмета), затем — тест по каждой главе, затем итоговый тест по предмету и, наконец, годовой тест по предмету. Все вопросы и ответы доступны ученику для подготовки.

    После регистрации в системе и оформления всех необходимых документов, нам создали рекомендованное расписание. Выглядит оно так:

    Еще одна версия расписания выглядит так:

    Именно эта версия и показывает нам последовательность изучения предметов.

    Ужас, ужас...или «Мой лучший в жизни План реализации проекта»

    Именно ужас и паника меня охватили, когда я увидела расписание. Я немного представляла себе наш процесс обучения и принципы, на которых он будет построен, но одно дело представлять и другое — начать это делать. Часть принципов обязательны как часть системы обучения, часть принципов — наши собственные решения в рамках выбранной системы обучения.

    Основные принципы:

    • мы изучаем предметы последовательно — не все сразу, а всего несколько одновременно;
    • экзамен сдается по предмету в установленное расписанием время и сразу за всю годовую программу. После сдачи годового экзамена предмет по программе больше не изучается, но в случае желания и интереса ему можно уделять свободное время;
    • у нас нет учебников по предметам, мы делаем учебники сами;
    • пожелания Егора к процессу обучения — интересно, просто, понятно;
    • у нас год эксперимента и нам важно прочувствовать процесс, наш результат года — это принятое решение — продолжаем ли мы учиться в таком формате;
    • любая оценка, позволяющая считать, что предмет сдан — является результатом обучения,
    • родитель — НЕ учитель, родитель — это поддержка, сопровождение и помощь,
    • Егор должен научиться «учиться самостоятельно».

    Главное — без паники, подумала я и мы с сыном сели Планировать. Мне было важно привлечь Егора к этому процессу. Я понимала, что какие-то решения мне придется принять за Егора, но готова была быть гибкой и внимательно наблюдать за его реакциями, вносить изменения в программу и доверять ему.

    Конечно, еще летом, готовясь к началу процесса домашнего обучения, я активно изучала тему планирования, тайм-менеджмента и всего, что связано с эффективностью. Вспомнила свой менеджерский опыт, подняла написанные раннее тренинговые программы, вспомнила проекты и людей, с которыми работала в части планирования и мотивации. Больше всего меня волновала именно мотивация.

    Все лето я была увлечена книгой Ричарда Гуара и Пэт Доусон «Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал».

    Некоторые подходы, которые я там нашла, очень помогли.

    Итак, мы решили распланировать четыре предмета. Глядя на первое расписание, я сделала вывод, что на какие-то предметы, воможно, потребуется больше времени.

    В качестве источника основных знаний мы выбрали сайт с видео-уроками interneturok.ru. Это такая замена учебникам — видео-лекции по всем предметам за любой класс. Плюс для меня — понимание объема материала, который нужно изучить за короткий промежуток времени.

    Мы взяли количество тем по каждому предмету, количество дней на изучение и распланировали, какое количество тем в день Егору необходимо проходить. Понятие «пройти тему» для нас включало следующее:

    • смотрим видео-урок,
    • составляем визуальный образ темы (зарисовываем и записываем кратко основные понятия и важные даты/имена и т.д.), один урок — один лист. Для каждого предмета завели обычную толстую тетрадь в клетку А4. Уроки зарисовывали горизонтально. Фактически это первый шаг к скетчам. Таким творческим наброскам, которые призваны отразить суть, содержание, визуальными образами и шрифтами.
    • проходим тест по уроку. Стикерами оставляем отметку на листе как результат теста. Зеленое яблоко — отлично, не больше одной ошибки, красное яблоко — более двух ошибок.

    Затем предполагалось, что мы заходим в систему «Экстерн-офис» и сдаем необходимые промежуточные тестирования по темам.

    План есть — начинаем

    В сентябре еще не были решены формальные отношениями со школой (ребенок на домашнем обучении все равно должен быть прикреплен к какой-то школе, где он будет проходить аттестации и где будет храниться и вестись его личное дело. На тот момент «Экстерн-офис» искал для нас возможность прикрепления к московской школе), но уже решили начать заниматься.

    География. Предмет Егору был интересен, он быстро схватывал, хорошо запоминал и все пошло легко. В день у нас было по четыре темы, потому что именно этот предмет мы должны были освоить первым за месяц годовая программа — за месяц!!! мама в панике :). Несколько дней мы заложили на подготовку к тестам.

    Математика. По видеоурокам ни я, ни Егор ничего не понимали. В этот период я сидела рядом с Егором во время его занятий. Мне важно было, чтобы он понимал то, чему учится. А он не понимал. Если я не учитель и допускаю, что могу не знать всего, что сейчас проходит Егор — подумала я, тогда будем искать подходящие формы объяснения вместе.

    Именно в этот период я, например, сделала открытие, что в интернете полно, именно ПОЛНО ресурсов, роликов, упражнений, симуляторов и прочих инструментов, которые сделали, сняли, подготовили сами преподаватели по отдельным темам. И мы начали искать примеры, определения, видео и прочие материалы. И стали понимать. Оба. Это было круто!

    Русский — тут все просто. Стало понятно, что часть тем из шестого класса Егору уже знакомы. Стали просто изучать предмет. Диктанты Егор начал сдавать сразу же. В системе это звуковые файлы, проигрывая которые, надо записать за диктором текст. Сама форма Егору очень нравится и все задания он выполняет с удовольствием.

    Английский. Первое занятие. Я знала, что заниматься мы будем по ЛингваЛео. Но Егор начал паниковать, мучаться, буквально не могли начать. Выяснилось, что он не понимает язык, не любит эти уроки, боится. ЛингваЛео — это игровая форма изучения языка. Мы выбрали грамматику и я предложила Егору поиграть. Минут двадцать мотивировала. Узнала многое о том, что у него было связано с этим уроком в школе. Снова порадовалась принятому решению.

    Поиграли. Егор попросил еще позаниматься. Ему понравилось. Это была моя маленькая победа и его Огромный Прорыв.

    Так мы учились где-то месяц.

    Я хотела максимально убрать все пересечения со школой из нашего процесса обучения. Плюс в мою задачу входило каким-то образом поддержать в начале, но все-таки перевести Егора на самостоятельные занятия.

    Мы учились писать печатными вместо прописных, потому что в скетчах (заметках — уроках в учебниках, которые Егор делал сам) это смотрится симпатичнее. Учились не ставить оценки за тест, а найти альтернативу — «яблоки». Проявлять интерес и разбираться, если не понятно, искать источники информации, чтобы было понятно и т.д. Смотреть фильмы, интересоваться темой, если она увлекает, быть любознательным.

    Мы все делали не так

    Подходит время сдачи первого предмета. И я понимаю, что программы «Интернет-урока» и «Эстерн-офиса» сильно отличаются. И для того, чтобы сдать тесты (а их оказалось больше, чем я предполагала изначально), необходимо почти по новой пройти весь предмет. Снова паника. У мамы. А Егор спокоен. И как-то его спокойствие передалось мне. Оказалось, что ему нравится сдавать тесты по темам. Хотя все вопросы при тестировании открытые — то есть нет вариантов ответов, ему нравилось на них отвечать и видеть, как в системе ему засчитывают сданные темы.

    Первый предмет Егор сдал на «отлично». Прыгал до потолка.

    К этому моменту мы с ним уже разобрались в системе, поняли, что запросто можно пройти годовую программу по предмету за месяц и именно по этому принципу выстроена вторая картинка расписания. Ее и стали придерживаться. Последовательное изучение по всем предметам. Один предмет на изучении. На математику, русский и английский у нас времени достаточно, мы их временно и отложили. Время занятий стало протекать как-то совсем незаметно. Егору только надо напоминать, что надо позаниматься. Но мы, скорее, спрашиваем по факту. Сам Егор говорит, что учиться несложно. На форумах домашнего образования пишут, что программа в «Экстерн-офисе» сложнее, чем в обычной школе, склонна согласиться. Если сравнивать с «Интернет-уроком», мы уже знаем некоторые темы из седьмого класса. Но погружение в предмет позволяет освоить программу независимо от ее содержания.

    «Интернет-урок» используем гораздо меньше, зато включили обучающие фильмы и ролики. Егор стал много рассказывать о том, что именно он узнал.

    Когда началась «Биология», я просила Егора не сдавать без меня тесты — хотела помочь, проконтролировать и т.д., но он не послушался. Сдал один тест, второй и т.д. Годовой экзамен на «отлично». И ни дня я не сидела рядом с ним. Я была занята на проекте, а когда у меня было время, оказывалось, что Егор справляется сам. Так я поняла, что стоит больше доверять ему и пора уже перестать беспокоиться за то, за о чем даже он не переживает.

    Сейчас у нас на подходе «История». Егор сам научился планировать темы, вопросы, тесты и экзамены. Он очень позврослел за эти полгода. А главное желание для него сейчас — это стать отличником и сдать все экзамены на «пять». В школе Егор был хорошистом.

    Теперь у нас все по-другому.

    Егор занимается сам и мы периодически обсуждаем с ним то, что он проходит. Я иногда нахожу документальные обучающие фильмы, которые мы с удовольствием смотрим все вместе или с мальчиками. Егор сам ищет материал, но иногда ленится и просто сухо проходит тему, а почему нет — ему просто не все интересно. Ярослав занимается с папой по часу в день и учится разным премудростям — читать, писать и решать примеры. Младшая — с няней. А мы с мужем работаем на проектах и привыкаем к новой жизни фрилансеров.

    Я стараюсь по возможности обсуждать тему домашнего образования с заинтересованными и интересующимися знакомыми и друзьями. Пытаюсь увидеть со стороны, их глазами, те ограничения, которые, возможно мы не видим. Ищу новые аргументы для себя и проверяю теории на прочность.

    Постепенно стали обращаться знакомые и мы начали составлять планы по переходу на домашнее обучение.

    Так, благодаря Егору и парочке своих давних коуч-клиентов, я стала консультантом по планированию, помогаю другим планировать свою жизнь, позитивные изменения, перевод детей на домашнее обучение и другие важные проекты. Оказалось, что многие люди нуждаются в сторонней поддержке, мотивации, помощи в поиске своих способов счастливой жизни и достижения целей.

    Я осознала, что нет единого правильного способа планирования, каждому нужен свой способ. У каждого свой ритм, свое ощущение времени.. Именно его я и помогаю искать.

    Еще немного о роли родителя в домашнем обучении

    Мы не передаем свои знания по предметам. Егор выбирает свой путь получения этих знаний. Наша задача — рассказать и показать, где и как их можно найти.

    В какой-то момент Егор заскучал. Я дергалась и думала, что же придумать и как его развлечь. Муж уверенно сказал — оставь его на какое-то время, пусть научится развлекать себя сам. Пусть найдет свои увлечения и занятия. Мне было тяжело, я все время порывалась сделать что-то, чтобы сын не скучал. Прошло около трех недель. Егор решил сам приготовить котлеты, потому что нашел ролик на youtube, где снято как это делается. Теперь это его фирменное блюдо, которое отведали все гости и друзья семьи. Так же мы пробовали домашнюю колбасу, лепили пельмени и, я уверена, многое у нас впереди. Даже не знаю, что это будет, но это особенно интересно.

    Когда Егор стал скучать по друзьям, он сам разобрался в Скайпе и соцсети ВКонтакте. Я еще злилась на мужа, за то, что он не хочет помочь Егору с регистрацией, а он уговаривал меня подождать. Теперь Егор говорит Ярославу: «Попробуй сделать это сам и ты научишься».

    Мой папа когда-то говорил: «Главное — не знать, а знать, где узнать». Каждый день в нашей семье мы учим друг друга чему-то новому, так получается, главное — быть внимательными к этим урокам. За этим увлекательно наблюдать. Это именно тот навык, который, как нам кажется, поможет нашим детям в будущем УМЕТЬ И ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ.

    Образование #Дети #Обучение 

    interesno.co


    Смотрите также