Post Icon



Домашнее обучение в россии


Домашнее Обучение в России - School4You - Семейное образование и домашнее обучение

О домашнем обучении в последние годы приходится слышать все чаще. Эта тема обсуждается уже не только родителями в Интернет-сообществах, она стала популярной в средствах массовой информации, а эксперты готовят доклады на эту тему для политических партий. Но до сих пор в ней много неизвестного и даже таинственного: домашнее обучение предназначено то ли для детей-вундеркиндов, то ли для больных детей, оно возможно то ли только в старших классах, то ли только по каким-то уважительным причинам.

Семейное обучение, домашнее обучение, homeschooling, unschooling, экстернат…

Чем эти формы обучения отличаются друг от друга? В общем, вопросов в связи с домашним обучением возникает гораздо больше, чем можно сходу найти ответов. Еще несколько лет назад вместо словосочетания «домашнее обучение» гораздо чаще можно было слышать «homeschooling». Термин, пришедший к нам из США, говорит о мировой тенденции в образовании. Количество детей, обучающихся в домашних условиях, растет с каждым годом по всему миру. Отношение государств к этой тенденции неоднозначно, но во всех случаях шаги государства навстречу домашнему обучению делаются благодаря активной позиции родителей. В тех же США домашнее обучение стало легальным меньше 20 лет назад. Сейчас же объединения родителей-хоумскулеров стали общественной силой, пренебрегать которой невозможно. На домашнем обучении находится более 2 миллионов детей, причем ежегодно их количество растет в среднем на 10%. Именно в США проводились независимые исследования выпускников школ и домашних детей, которые показали преимущества домашнего обучения. Однако, такие благоприятные условия существуют не везде. В некоторых европейских странах домашнее обучение до сих пор находится фактически под запретом.

Становление отношений государства и семьи в области домашнего обучения находится в самом начале пути в большинстве стран мира. И уже сейчас можно говорить о международных связях родителей домашних детей. Так, в ответ на проект нового Закона «Об Образовании» в Российской Федерации, который не предусматривал семейное обучение, в поддержку российских сторонников домашнего обучения выступила американская организация Home School Legal Defence Association (Ассоциация по правовой защите домашнего образования). Основную часть информации о домашнем обучении можно получить не из официальных отчетов и аналитических справок, а из Интернета, со специальных сайтов и форумов, посвященных домашнему обучению. А с учетом активной жизненной позиции родителей домашних детей перспектива не только легализации домашнего обучения, но и существенного расширения его возможностей мне представляется вполне реальной. Необходимо отметить, что значительный рост количества детей на домашнем обучении, который наблюдается в последние годы, будет продолжаться недолго.

Домашнее образование никогда не станет массовым, уже сейчас его иногда называют элитарным. Думаю, что общее количество детей на домашнем обучении в любой стране мира будет составлять 5-10%. По российской официальной статистике около 100 000 детей ежегодно находятся на домашнем обучении. Вот как характеризуются их родители в экспертной справке Национального института развития современной идеологии: «в своем подавляющем большинстве это жители Москвы и других крупнейших городов страны, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией и в некоторых ситуациях способные выступать в качестве лидеров мнений в тех или иных группах». И элитарным домашнее образование становится не из-за материального положения родителей, а благодаря качеству образования, которое получают эти дети. Когда говорят о причинах, которые заставляют родителей делать выбор в пользу домашнего обучения, чаще всего говорят о возможности индивидуализации обучения. Действительно, домашнее обучение позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, чтобы, с одной стороны, ребенку не было скучно сидеть над давно усвоенной программой, а с другой, при необходимости задержаться на изучении какого-либо предмета.

Родители отмечают, что на изучение именно школьной программы у детей уходит существенно меньше времени, чем при традиционном обучении, это позволяет освободить время на дополнительное образование. У детей сохраняется познавательная мотивация, которая практически сводится на нет при традиционном обучении. Как правило, у этих детей самые разносторонние интересы, у них есть возможность и желание попробовать себя в самых разных видах деятельности. На домашнем обучении часто встречаются случаи сокращения сроков обучения, когда программа двух классов изучается в течение одного учебного года. Все это так. Но вот только родители, которые встают перед необходимостью принятия решения о переходе на домашнее обучение, чаще всего еще не знают всех его преимуществ. Они просто ищут альтернативу школе и готовы пойти в неизвестный путь, лишь бы уйти из школы. И когда этих «отщепенцев» насчитывалось в пределах десятков или даже сотен тысяч, можно было говорить о каких-то индивидуальных причинах в каждом случае. Сейчас же можно говорить о главной причине этой тенденции – о кризисе школьного образования во всем мире, о кризисе образовательной парадигмы. Мы давно уже живем в постиндустриальном обществе, а наши дети ходят в школу, которая стала олицетворением индустриального общества.

Школа в ее нынешнем виде была нужна для подготовки большого количества «стандартных» выпускников. Педагогический конвейер принимает их на входе, абсолютно регламентированный даже в мелочах учебный процесс подгоняет их к требованиям единого для всех образовательного стандарта, а на выходе — итоговый контроль в виде единого для всех государственного экзамена. Все, продукт готов. Любое отклонение от стандартных требований выбраковывается, причем понижение уровня стандарта для всех очевидно, а все больше талантливых, ярких, но неудобных для конвейера детей школой отторгается. В мае 2010 года во время официальной части выпускного вечера выпускница Coxsackie-Athens High School Эрика Голдсон (Erica Goldson) произнесла яркую речь, которая стала известной далеко за пределами США. Вот цитата из этой речи: «Большинство школьников пропускают через техники промывания мозгов, чтобы создать покорную рабочую силу…». Принято считать, что школа дает системное образование, по крайней мере, ту основу, фундамент, которые позволят выпускнику учиться дальше и быть успешным в жизни. Откройте школьные учебники, по которым учатся ваши дети и убедитесь, что они мало чем отличаются от тех, по которым учились вы. Набор архаичных знаний мы называем системным образованием, при этом массу необходимой информации школа просто не дает, а самое главное, она не учит ребенка работать с информацией. Наши школьники огромное количество времени проводят над изучением математики. Кто-нибудь может ответить на вопрос: «Зачем?». Содержание математики, изучаемой в школе, по сути, не меняется несколько столетий.

Классик французской математики Эмиль Борель в 1914 году писал: «…Математика, преподаваемая в нашей средней школе, есть лишь схоластический пережиток, тогда как миром правит другая математика, и лишь очень малому числу избранных дано восторгаться гордой мощью этой математики. Но всякий образованный человек должен, по крайней мере, знать, что эта математика существует, а не воображать себе всех математиков вроде маньяков, проводящих дни и ночи за извлечением кубических корней». Прошло почти сто лет, мы продолжаем изучать все ту же математику. Но даже элементарная математика в последние десятилетия была вытеснена «вступительной математикой», а теперь будет вытеснена «математикой ЕГЭ».

Размыта цель школьного образования, школа постепенно превратилась в камеру хранения детей и подростков, чтобы им было где проводить время, когда их родители работают. Одни жалуются на перенасыщенность школьных программ, другие – на их явную слабость. И те, и другие правы. Потерял свой смысл сам стандарт образования. Посмотрите на десяток-другой известных успешных людей, посмотрите вокруг себя. Многие ли работают в соответствии с полученным дипломом? Для разработки стандартов профессионального образования привлекаются работодатели, чиновники пытаются получить от них прогноз по перечню востребованных профессий хотя бы на ближайшие годы, чтобы обеспечить работой выпускников. Все понимают, что это невозможно, но система должна работать. Если еще пару десятилетий назад учитель и учебник были единственными источниками знаний для учащегося, теперь доступность информации сделала бессмысленной функцию учителя по передаче знаний. Ребенка нужно учить жить в информационном пространстве, работать с информацией, анализировать ее, без этого любые знания останутся мертвым грузом.

Классическая модель учебного процесса исчерпала себя, необходимо менять не только содержание образования, придется менять формы и методы обучения. Это становится очевидным не только для родителей, это уже понимают и сами учащиеся. Все это делает неизбежным увеличение количества сторонников домашнего обучения, а появление практического опыта родителей придает им уверенность. С чего же начать переход на домашнее обучение? С попытки ответить на вопрос: какое образование вы хотите дать своему ребенку? Останутся ли для вас главным в содержании образования школьные программы? У ребенка останется масса свободного времени после их изучения, чем вы готовы занять его? Кто будет заниматься с ребенком? Нужна ли вам помощь профессиональных учителей? Что вы хотите от школы? По действующему российскому законодательству у родителей, которые хотят забрать ребенка из школы, существует несколько вариантов: семейное обучение и самообразование, заочное обучение. По всем формам обучения можно учиться дистанционно.

Семейное обучение и самообразование – это обучение в семье или самостоятельное обучение с последующей аттестацией экстерном в школе. В Москве экстернат практиковался много лет, можно с уверенностью сказать, что не менее 10-15% выпускников ежегодно заканчивали школу экстерном. Правда, переходили в экстернат учащиеся уже в старших классах, обычно в 10, реже в 9 классе. Сначала это делалось для того, чтобы иметь возможность совместить обучение в школе с посещением подготовительных курсов в вузах, занятия на которых проводились 2-3 раза в неделю. Введение ЕГЭ не только не остановило процесс ухода учащихся из школы, но и подстегнуло его. И учащиеся, и родители видят, что большая часть занятий в школе превращается в подготовку к ЕГЭ, зачем тогда школа, если можно это сделать гораздо более эффективно? C семейным обучением дело обстоит сложнее.

Порядок организации и финансирования различных форм обучения на федеральном уровне не регламентирован, все вопросы по организации семейного обучения сейчас решаются на региональном уровне и локальными актами школ. Можно представить себе разнообразие требований, которые предъявляются родителям, решившим перейти на семейное обучение. Очень часто это превращается в многолетнее противостояние не только со школой, но и с органами управления образованием. Действующее законодательство РФ не ограничивает возраст учащихся на семейном обучении или на самообразовании, число таких учащихся уже с начальной школы ежегодно растет. В Москве существует информационная служба по домашнему обучению, где можно получить консультации по всем вопросам домашнего обучения. Помимо информационной службы, куда обращаются родители из разных городов России, на сайте www.school4you.ru публикуются статьи на актуальные темы по домашнему обучению, в том числе из личного опыта родителей. И в центре внимания — чему и как учить ребенка. Отсутствие педагогического образования у родителей не становится преградой при переходе на домашнее обучение. В Центре домашнего обучения «Алгоритм» можно посетить семинар для родителей, получить необходимые консультации, организовать занятия с ребенком. Комплексная программа развития включает развитие внимания, памяти, мышления, воображения, причем для детей любого возраста.

Возможности, которые открываются перед детьми и родителями, освободившимися от необходимости отбывать время на изучение стандартных программ, заставляют их быть всегда в творческом поиске своего собственного пути. Школьные программы – это обязательный минимум, но даже здесь на домашнем обучении есть свобода выбора сроков и темпа обучения, учебников. Что касается проблем с социализацией, о которой почему-то чаще всего говорят в связи с домашним обучением. Самое интересное в том, что об этих проблемах не знают сами домашние дети и их родители. Дети легко и свободно общаются со своими ровесниками и со взрослыми. Они не только имеют собственное мнение, но и умеют отстаивать его. Да, эти дети чаще всего не оглядываются на реакцию окружающих, когда формируют свою собственную позицию, но они ценят это право у других людей. А отсутствие сурового опыта многочасового ежедневного пребывания в течение многих лет в стихийно сформированном детском коллективе отрадно сказывается на их психическом и физическом здоровье. В завершение можно добавить еще один весомый плюс домашнего образования – это неизбежное укрепление семейных отношений.

school4you.ru

Домашнее Обучение в России

О домашнем обучении в последние годы приходится слышать все чаще. Эта тема обсуждается уже не только родителями в Интернет-сообществах, она стала популярной в средствах массовой информации, а эксперты готовят доклады на эту тему для политических партий. Но до сих пор в ней много неизвестного и даже таинственного: домашнее обучение предназначено то ли для детей-вундеркиндов, то ли для больных детей, оно возможно то ли только в старших классах, то ли только по каким-то уважительным причинам.

Семейное обучение, homeschooling, unschooling, экстернат…

Чем эти формы обучения отличаются друг от друга? В общем, вопросов в связи с домашним обучением возникает гораздо больше, чем можно сходу найти ответов. Еще несколько лет назад вместо словосочетания «домашнее обучение» гораздо чаще можно было слышать «homeschooling». Термин, пришедший к нам из США, говорит о мировой тенденции в образовании. Количество детей, обучающихся в домашних условиях, растет с каждым годом по всему миру. Отношение государств к этой тенденции неоднозначно, но во всех случаях шаги государства навстречу домашнему обучению делаются благодаря активной позиции родителей. В тех же США домашнее обучение стало легальным меньше 20 лет назад. Сейчас же объединения родителей-хоумскулеров стали общественной силой, пренебрегать которой невозможно. На домашнем обучении находится более 2 миллионов детей, причем ежегодно их количество растет в среднем на 10%. Именно в США проводились независимые исследования выпускников школ и домашних детей, которые показали преимущества домашнего обучения. Однако, такие благоприятные условия существуют не везде. В некоторых европейских странах домашнее обучение до сих пор находится фактически под запретом.

Становление отношений государства и семьи в области домашнего обучения находится в самом начале пути в большинстве стран мира. И уже сейчас можно говорить о международных связях родителей домашних детей. Так, в ответ на проект нового Закона «Об Образовании» в Российской Федерации, который не предусматривал семейное обучение, в поддержку российских сторонников домашнего обучения выступила американская организация Home School Legal Defence Association (Ассоциация по правовой защите домашнего образования). Основную часть информации о домашнем обучении можно получить не из официальных отчетов и аналитических справок, а из Интернета, со специальных сайтов и форумов, посвященных домашнему обучению. А с учетом активной жизненной позиции родителей домашних детей перспектива не только легализации домашнего обучения, но и существенного расширения его возможностей мне представляется вполне реальной. Необходимо отметить, что значительный рост количества детей на домашнем обучении, который наблюдается в последние годы, будет продолжаться недолго.

Домашнее образование никогда не станет массовым, уже сейчас его иногда называют элитарным. Думаю, что общее количество детей на домашнем обучении в любой стране мира будет составлять 5-10%. По российской официальной статистике около 100 000 детей ежегодно находятся на домашнем обучении. Вот как характеризуются их родители в экспертной справке Национального института развития современной идеологии: «в своем подавляющем большинстве это жители Москвы и других крупнейших городов страны, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией и в некоторых ситуациях способные выступать в качестве лидеров мнений в тех или иных группах». И элитарным домашнее образование становится не из-за материального положения родителей, а благодаря качеству образования, которое получают эти дети. Когда говорят о причинах, которые заставляют родителей делать выбор в пользу домашнего обучения, чаще всего говорят о возможности индивидуализации обучения. Действительно, домашнее обучение позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, чтобы, с одной стороны, ребенку не было скучно сидеть над давно усвоенной программой, а с другой, при необходимости задержаться на изучении какого-либо предмета.

Родители отмечают, что на изучение именно школьной программы у детей уходит существенно меньше времени, чем при традиционном обучении, это позволяет освободить время на дополнительное образование. У детей сохраняется познавательная мотивация, которая практически сводится на нет при традиционном обучении. Как правило, у этих детей самые разносторонние интересы, у них есть возможность и желание попробовать себя в самых разных видах деятельности. На домашнем обучении часто встречаются случаи сокращения сроков обучения, когда программа двух классов изучается в течение одного учебного года. Все это так. Но вот только родители, которые встают перед необходимостью принятия решения о переходе на домашнее обучение, чаще всего еще не знают всех его преимуществ. Они просто ищут альтернативу школе и готовы пойти в неизвестный путь, лишь бы уйти из школы. И когда этих «отщепенцев» насчитывалось в пределах десятков или даже сотен тысяч, можно было говорить о каких-то индивидуальных причинах в каждом случае. Сейчас же можно говорить о главной причине этой тенденции – о кризисе школьного образования во всем мире, о кризисе образовательной парадигмы. Мы давно уже живем в постиндустриальном обществе, а наши дети ходят в школу, которая стала олицетворением индустриального общества.

Школа в ее нынешнем виде была нужна для подготовки большого количества «стандартных» выпускников. Педагогический конвейер принимает их на входе, абсолютно регламентированный даже в мелочах учебный процесс подгоняет их к требованиям единого для всех образовательного стандарта, а на выходе — итоговый контроль в виде единого для всех государственного экзамена. Все, продукт готов. Любое отклонение от стандартных требований выбраковывается, причем понижение уровня стандарта для всех очевидно, а все больше талантливых, ярких, но неудобных для конвейера детей школой отторгается. В мае 2010 года во время официальной части выпускного вечера выпускница Coxsackie-Athens High School Эрика Голдсон (Erica Goldson) произнесла яркую речь, которая стала известной далеко за пределами США. Вот цитата из этой речи: «Большинство школьников пропускают через техники промывания мозгов, чтобы создать покорную рабочую силу…». Принято считать, что школа дает системное образование, по крайней мере, ту основу, фундамент, которые позволят выпускнику учиться дальше и быть успешным в жизни. Откройте школьные учебники, по которым учатся ваши дети и убедитесь, что они мало чем отличаются от тех, по которым учились вы. Набор архаичных знаний мы называем системным образованием, при этом массу необходимой информации школа просто не дает, а самое главное, она не учит ребенка работать с информацией. Наши школьники огромное количество времени проводят над изучением математики. Кто-нибудь может ответить на вопрос: «Зачем?». Содержание математики, изучаемой в школе, по сути, не меняется несколько столетий.

Классик французской математики Эмиль Борель в 1914 году писал: «…Математика, преподаваемая в нашей средней школе, есть лишь схоластический пережиток, тогда как миром правит другая математика, и лишь очень малому числу избранных дано восторгаться гордой мощью этой математики. Но всякий образованный человек должен, по крайней мере, знать, что эта математика существует, а не воображать себе всех математиков вроде маньяков, проводящих дни и ночи за извлечением кубических корней». Прошло почти сто лет, мы продолжаем изучать все ту же математику. Но даже элементарная математика в последние десятилетия была вытеснена «вступительной математикой», а теперь будет вытеснена «математикой ЕГЭ».

Размыта цель школьного образования, школа постепенно превратилась в камеру хранения детей и подростков, чтобы им было где проводить время, когда их родители работают. Одни жалуются на перенасыщенность школьных программ, другие – на их явную слабость. И те, и другие правы. Потерял свой смысл сам стандарт образования. Посмотрите на десяток-другой известных успешных людей, посмотрите вокруг себя. Многие ли работают в соответствии с полученным дипломом? Для разработки стандартов профессионального образования привлекаются работодатели, чиновники пытаются получить от них прогноз по перечню востребованных профессий хотя бы на ближайшие годы, чтобы обеспечить работой выпускников. Все понимают, что это невозможно, но система должна работать. Если еще пару десятилетий назад учитель и учебник были единственными источниками знаний для учащегося, теперь доступность информации сделала бессмысленной функцию учителя по передаче знаний. Ребенка нужно учить жить в информационном пространстве, работать с информацией, анализировать ее, без этого любые знания останутся мертвым грузом.

Классическая модель учебного процесса исчерпала себя, необходимо менять не только содержание образования, придется менять формы и методы обучения. Это становится очевидным не только для родителей, это уже понимают и сами учащиеся. Все это делает неизбежным увеличение количества сторонников домашнего обучения, а появление практического опыта родителей придает им уверенность. С чего же начать переход на домашнее обучение? С попытки ответить на вопрос: какое образование вы хотите дать своему ребенку? Останутся ли для вас главным в содержании образования школьные программы? У ребенка останется масса свободного времени после их изучения, чем вы готовы занять его? Кто будет заниматься с ребенком? Нужна ли вам помощь профессиональных учителей? Что вы хотите от школы? По действующему российскому законодательству у родителей, которые хотят забрать ребенка из школы, существует 2 варианта: экстернат и семейное обучение.

Экстернат – это самостоятельное обучение с последующей аттестацией в школе. Существует федеральное положение об экстернате, накоплен большой практический опыт в образовательных учреждениях, большое количество семей прошли через эту форму обучения. В Москве эта форма обучения практикуется уже много лет, можно с уверенностью сказать, что не менее 10-15% выпускников заканчивают школу в форме экстерната. Правда, переходят на экстернат учащиеся уже в старших классах, обычно в 10, реже в 9 классе. Сначала это делалось для того, чтобы иметь возможность совместить обучение в школе с посещением подготовительных курсов в вузах, занятия на которых проводились 2-3 раза в неделю. Введение ЕГЭ не только не остановило процесс ухода учащихся из школы, но и подстегнуло его. И учащиеся, и родители видят, что большая часть занятий в школе превращается в подготовку к ЕГЭ, зачем тогда школа, если можно это сделать гораздо более эффективно? C семейным обучением дело обстоит сложнее.

Порядок организации и финансирования семейного образования в настоящее время законодательно не урегулирован: статьи Закона РФ «Об образовании», предусматривающие выплаты дополнительных денежных средств в размере затрат на образование, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, все вопросы по организации семейного обучения сейчас решаются на региональном уровне. Можно представить себе разнообразие требований, которые предъявляются родителям, решившим перейти на семейное обучение. Очень часто это превращается в многолетнее противостояние не только со школой, но и с органами управления образованием. Действующее законодательство РФ не ограничивает возраст учащихся на экстернате или семейном обучении, число таких учащихся уже с начальной школы ежегодно растет. В Москве существует информационная служба по домашнему обучению, где можно получить консультации по всем вопросам домашнего обучения. Помимо информационной службы, куда обращаются родители из разных городов России, на сайте www.school4you.ru создан Дискуссионный клуб, где публикуются и обсуждаются статьи на актуальные темы по домашнему обучению, в том числе из личного опыта родителей. И в центре внимания — чему и как учить ребенка. Отсутствие педагогического образования у родителей не становится преградой при переходе на домашнее обучение. В Центре домашнего обучения можно посетить семинар для родителей, получить необходимые консультации, организовать занятия с ребенком. Комплексная программа развития включает развитие внимания, памяти, мышления, воображения, причем для детей любого возраста.

Возможности, которые открываются перед детьми и родителями, освободившимися от необходимости отбывать время на изучение стандартных программ, заставляют их быть всегда в творческом поиске своего собственного пути. Школьные программы – это обязательный минимум, но даже здесь на домашнем обучении есть свобода выбора сроков и темпа обучения, учебников. Что касается проблем с социализацией, о которой почему-то чаще всего говорят в связи с домашним обучением. Самое интересное в том, что об этих проблемах не знают сами домашние дети и их родители. Дети легко и свободно общаются со своими ровесниками и со взрослыми. Они не только имеют собственное мнение, но и умеют отстаивать его. Да, эти дети чаще всего не оглядываются на реакцию окружающих, когда формируют свою собственную позицию, но они ценят это право у других людей. А отсутствие сурового опыта многочасового ежедневного пребывания в течение многих лет в стихийно сформированном детском коллективе отрадно сказывается на их психическом и физическом здоровье. В завершение можно добавить еще один весомый плюс домашнего образования – это неизбежное укрепление семейных отношений.

Галина Мисютина.

school4you.ru

Семейное образование в России: формы организации, плюсы и минусы

Большая часть детей в нашей стране учится в школе, являющейся базовой ступенью для получения систематизированных знаний и приобретения минимума практических и социальных навыков, необходимых в дальнейшем.

Посещение детьми школы с сентября по май воспринимается родителями как данность и непреложная обязанность каждого ребенка. И мало кто задумывается об альтернативном обучении. Тем не менее, получить общее образование на вполне законных основаниях можно не только в стенах традиционной школы. Есть и другие варианты и возможности.

Сегодня часто можно услышать такие фразы, как «домашнее образование», «семейная форма обучения», «индивидуальное обучение». И, как свидетельствуют факты, все больше родителей совместно с детьми выбирают семейное обучение на дому. Что же это за вид образования, как перейти на семейное обучение и как его организовать? Попробуем разобраться.

Когда можно не ходить в школу и за это ничего не будет?

Причин перехода на индивидуальное обучение на дому немало. И чаще всего в основе желания получить домашнее образование без посещения ребенком школы лежит несовпадение интересов учеников и учебного заведения:

  • при проблемах со здоровьем (инвалидность, тяжелая болезнь) ребенок физически не может посещать школу и вынужден перейти на домашнее обучение по медицинским показаниям;
  • по желанию родителей в силу тех или иных семейных обстоятельств.

Вполне оправдана целесообразность перехода на домашнее обучение в следующих случаях:

  • профессиональные занятия музыкой, спортом, которые сложно совмещать с регулярным посещением школы из-за частых отлучек на соревнования, конкурсы, смотры;
  • ребенок успешно и с большим опережением осваивает школьную программу, и ему не интересно на уроках (это чревато утратой интереса к учебе вообще). Не всегда спасает в этой ситуации «перепрыгивание» через класс, так как по психическому и физическому развитию ребенок отстает от старших детей, с которыми ему предстоит учиться;
  • частые переезды родителей, из-за которых ребенок вынужден постоянно менять школы, друзей, учителей. В результате возможны психологические проблемы и снижение успеваемости;
  • убеждения, что в школе нельзя получить интересующие знания и навыки в нужном объеме;
  • конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками, из-за которых ребенок категорически отказывается посещать образовательное учреждение.

Во всех этих ситуациях спасением может стать семейное обучение. Но как перевести ребенка на домашнее обучение? И какие могут последствия такого шага? Какими законами регулируется домашнее обучение в России?

Варианты получения семейного образования в России

Если на семейном совете было принято решение, что обучение на дому – оптимальный вариант для вашего ребенка, то сразу возникает масса вопросов. Что делать дальше? Как оформить домашнее обучение и в чем его отличие от других форм образования? На какие документы ссылаться?

Читайте также:  Растем весело: как игры способствуют развитию малыша

Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года – основной документ, который поможет найти ответы на многие вопросы, связанные с образованием детей в нашей стране. Из него можно узнать, что, для того чтобы получить общее образование, не обязательно ходить в школу. Дети могут учиться и вне ее стен.

Статья 44 закона определяет преимущественное право родителей самим (учитывая мнение ребенка) выбирать для него ту или иную форму образования и обучения до окончания 9 класса (завершение основного общего образования). Далее же право выбора становится привилегией самого ребенка. Но, разумеется, без согласия родителей все равно не обойтись.

Родители, выбравшие домашнее обучение, могут дать детям в семье общее образование на всех его уровнях (дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее). Но это решение в любой момент можно изменить. И ребенок, как и другие его сверстники, снова может посещать школу.

Процесс обучения детей вне школы предполагает домашнее обучение нескольких видов (не запрещается сочетать разные формы обучения и получения образования). Некоторые из них мы рассмотрим.

Семейное обучение

Семейное обучение происходит в форме семейного образования или самообразования.

Эта форма обучения предполагает непосредственное и самое активное участие родителей в организации учебного процесса в домашних условиях, которые могут сами выступать в роли педагогов либо приглашать для обучения детей преподавателей и репетиторов (услуги которых оплачиваются).

На время семейного обучения ребенок закрепляется за какой-либо школой, в которой он сдает экзамены. И это один из принципов организации домашнего образования.

В законе указано, что общее образование вне школы можно получить в форме семейного образования. А общее среднее образование – в форме самообразования (метод получения знаний, способствующий развитию мышления, вне стен учебного заведения и без участия преподавателей).

Такое разделение иногда вызывает путаницу и ошибочное предположение о том, что такая форма, как семейное образование, в принципе недоступно старшим детям, получающим общее среднее образование. На самом деле закон утверждает, что на любой ступени общего образования (начального, основного и среднего) может использоваться семейное образование.

Нюанс в том, что младшие дети при обучении вне школы могут обучаться только в форме семейного образования, в силу их возраста предполагающего обязательное родительское участие. На старшей ступени можно выбирать: самообразование, семейное образование или их сочетание (теоретически это тоже возможно), поскольку взрослые дети уже в состоянии самостоятельно обучаться без вмешательства родителей.

Как перейти на домашнее обучение?

И снова обратимся к закону. По заявлению родителей выбрать семейную форму обучения можно, находясь на любой ступени общего образования. Так же как и вернуться в школу, изъявив желание снова в ней учиться.

Выбрав семейное образование, родители несовершеннолетнего обязаны в письменной форме сообщить об этом в территориальное районное или окружное управление образования, где и ведется учет детей, пожелавших обучаться дома.

Взаимоотношения между школой и родителями детей, выбравших обучение на дому, в части организации учебного процесса регламентируются нормативными правовыми актами. Писать заявление с просьбой исключить ребенка из школы (как этого требуют некоторые общеобразовательные заведения) при оформлении обучения на дому не следует.

Читайте также:  Особенности адаптации первоклассников к школе

В заявлении указывается, что для ребенка выбрано семейное образование с указанием ссылок на соответствующие статьи закона (ст.17, 44, 63) и просьба зачислить его в качестве обучающегося для прохождения аттестации экстерном в школу (ст.17, 33, 34). На основании этого заявления ребенка зачисляют экстерном и включает его в число обучающихся, хотя он не является учащимся школы. Если ребенок ранее учился в этой школе, он выбывает автоматически из числа ее учащихся, но остается обучающимся-экстерном в ней.

В чем разница между статусом «обучающегося» и «учащегося» и имеют ли дети при семейной форме образование какое-либо отношение к школе? Ответ – да, но только в части, касающейся прохождения аттестации экстерном. Школа никак не может влиять на учебный процесс обучения на дому, контролировать его или корректировать. Функция образовательного учреждения ограничена проведением итоговых и промежуточных аттестаций.

Результат обучения по форме семейного образования подтверждается итоговой аттестацией, которая осуществляется бесплатно согласно 43 статье Конституции РФ.

Надомное обучение

Среди форм внешкольного обучения выделяется надомное обучение. Этот вариант обучения на дому по медицинским показаниям – мера вынужденная, и рассчитан он на детей не здоровых, которым трудно (или порой невозможно) посещать школу. Это дети-инвалиды и дети с затянувшимися хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения.

Обучение может происходить только дома, без посещения школы (преподаватели приходят к обучающемуся домой). Для ребенка составляется индивидуальное учебное расписание. Тетради, учебники и услуги педагогов предоставляются бесплатно.

Подобный вид домашнего обучения – это шанс изучить школьную программу, предусмотренную образовательным учреждением, в котором ученик зарегистрирован, и получить аттестат зрелости. Сдача экзаменов и контрольных работ осуществляется также на дому.

Обучаться по такой форме, не покидая дома, возможно при выполнении ряда условий. Необходимо:

  • предоставить справку от медицинской контрольно-экспертной комиссии;
  • написать на имя директора заявление в образовательное учреждение;
  • выбрать соответствующую состоянию здоровья ребенка программу обучения: общую, при которой обучение проходит по той же системе, что и у сверстников в школе, но уроки могут быть большей или меньшей продолжительности, расписание уроков не таким строгим, как в школе, количество изучаемых предметов в день сокращено, или вспомогательную, которая разрабатывается индивидуально под ребенка.

После завершения обучения по вспомогательной программе ребенок получает аттестат с указанием конкретной программы, которую он осилил. Обучающийся по общей программе получит обычный аттестат.

После того, как все формальности выполнены и документы поданы, издается приказ об организации надомного обучения, согласно которому утверждается расписание занятий, учебный план, назначаются преподаватели, место проведения занятий, периодичность аттестации. И в целом организуется процесс индивидуального обучения, который регламентируется правилами школы, учеником которой значится обучающийся.

При этом интенсивность учебного процесса зависит от физических и психических возможностей ученика, его способности усваивать материал. Для учета проведенных занятий и отметок об успеваемости ребенка заводится специальный журнал, который родители в конце учебного года сдают в школу.

Читайте также:  Буллинг в школе: как прекратить насмешки и издевательства?

Для детишек с некоторыми заболеваниями, которые ограничивают посещение школы, допускается частичное посещение занятий. Такое домашнее обучение с частичным посещением учебного заведения помогает детям не сильно отстать от своих сверстников. А при улучшении состояния здоровья ребенок может снова вернуться в школу полностью.

Дистанционное обучение

Все более популярным видом обучения на дому сегодня становится дистанционное обучение. Такое образование отлично подходит не только для больных детей. Им могут воспользоваться и те, кто пожелает заниматься с более квалифицированными педагогами или живет далеко от школы. Также его можно рассматривать не только в качестве полной замены обучению в школе, но и как способ получать дополнительные знания к школьной программе.

Детали подобного метода обучения согласовываются с администрацией школы. Общение с преподавателями и обучение происходит дистанционно, контрольные и тестирование проводятся в режиме онлайн.

Экстернат

Эту форму обучения можно рекомендовать детям, которые проходят школьную программу намного быстрее своих сверстников. Ребенок может сразу сдать экзамены за несколько лет обучения, минуя промежуточные испытания и контрольные.

Домашнее обучение: плюсы и минусы

Идея организовать семейное обучение, на первый взгляд, многим кажется заманчивой и очень привлекательной. Еще бы, ведь можно наконец-то забыть об изрядно надоевшей школе и уроках. Но есть одно НО! Всю ответственность за результаты обучения ребенка на дому в виде заветного аттестата после итоговой аттестации родителям придется взвалить на свои плечи.

Для этого помимо массы свободного времени потребуется самостоятельно выбирать образовательную программу, давать задания, объяснять ребенку непонятный материал. А если таковых способностей у родителей не окажется, придется прибегнуть к помощи педагогов и репетиторов, услуги которых совсем не дешевы.

И еще, образование в индивидуальном порядке предполагает свободный график, что может стать хорошей лазейкой для не очень старательных и ответственных учеников: зачем делать что-то сегодня, если это можно сделать завтра. Вряд ли с таким настроем удастся освоить программу.

Из тех, кто уже попытался перейти на домашнее обучение, не все родители и дети справились со свалившейся на них ответственностью и свободой. И все-таки, если вы верите в свои силы и возможности своего ребенка, ничто не мешает вам пополнить ряды творческих, всесторонне развитых пап и мам, стремящихся создать для своих детей благоприятные условия для получения лучшего образования и гармоничного развития.

Специалисты с качественным образованием и высоким уровнем квалификации нужны везде и всегда. А углубленное изучение каких-либо предметов в домашних условиях поможет развить индивидуальные способности и, возможно, станет той первой ступенью к выдающимся результатам в будущей профессии.

Плюсы и минусы домашнего обучения очевидны. И только семье решать: учиться детям в школе или попытаться освоить не совсем привычную форму обучения.

detki-pogodki.ru

ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ

Несмотря на то, что первые школы появились на Руси еще в 11 веке, домашнее обучение с приглашением домашних учителей оставалось основной формой получения светского образования для детей из дворянских, а потом и купеческих семей вплоть до середины 19 века. Примечательно, что в допетровской России домашнее образование детям могли давать только русские учителя, а иностранцы, в большинстве своем люди купеческого сословия, не допускались. Однако еще в 17 веке образование не было обязательным даже для боярских детей и имело религиозный характер. Чтению и грамоте дети обучались по церковным книгам – Часослову, Псалтыри, Евангелию.

Новый этап в развитии домашнего образования в России наступил с воцарением Петра I и установлением в государстве светской культуры. Жадный интерес ко всему иностранному, к европейской культуре открыл двери домов учителям светского этикета и иностранных языков. Причем среди них были как русские подданные, так и иноземцы.

Несмотря на то, что в моду вошло получение образования за границей, в большинстве своем боярские, дворянские, а потом и купеческие дети по-прежнему обучались и воспитывались дома. Слова «гувернер», «гувернантка» вошли в русский язык именно в 18 веке. В то время основными «дисциплинами» домашнего образования были танцы, манеры и иностранные языки.

Среди домашних учителей было немало людей ярких, талантливых. Поэт Василий Жуковский, например, занимался воспитанием и обучением будущего императора Александра II. Талантливым воспитателем был также баснописец Иван Андреевич Крылов. Домашний наставник буквально открывал ребенку мир, был ему другом, советчиком, компаньоном в путешествиях и играх и просто обязан был служить примером для подражания.

Безусловно, были и другие примеры. Вспомним хотя бы француза-гувернера Евгения Онегина («Monsieur l’Abbé, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил»). Или учителей недоросля Митрофанушки – недоучившегося семинариста Кутейкина, отставного солдата Цыфиркина и немца Адам Адамыча Вральмана.

В середине 18 века спрос на домашних учителей явно превышал предложение, и среди гувернеров было столько самозванцев, что императрица Елизавета Петровна была вынуждена издать указ, в котором говорилось: «В Москве у помещиков находится на дорогом содержании великое число учителей, большая часть которых не только наукам обучать не могут, но и сами к тому никаких начал не имеют, многие, не снискавши хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иным подобными ремеслами все свои жизни препровождали».

Засилье малограмотных иностранцев в домашнем образовании продолжало вызывать возмущение образованной части общества и в первой половине 19 века. Это привело к изданию в 1834 году закона, защищающего российские семьи от учителей-самозванцев.

Новый закон не допускал к работе иностранцев, не имеющих российских аттестатов учителя, наставника или гувернера и специального свидетельства о нравственном поведении. При этом обучением и воспитанием детей в российских семьях могли заниматься священнослужители, студенты высших учебных заведений и даже образованные слуги.

После революции 1917 года, с введением «всеобуча» домашнее обучение в России было запрещено, а гувернерство стало незаконным. «На дому», как это называлось, могли обучаться только дети-инвалиды, тем не менее, прикреплявшиеся к ближайшей школе, учителя которой должны были время от времени посещать этих детей, проводить с ними занятия и аттестовать от имени школы.

В советский период неким отдаленным подобием гувернеров становятся репетиторы, которые «натаскивают» школьников и абитуриентов к экзаменам и «подтягивают» их по наиболее трудным предметам. Занятие репетиторством считалось незаконным («левым») заработком и как таковое осуждалось и преследовалось.

В начале 90-х гг. прошлого века домашнее обучение в форме узаконенного семейного образования, экстерната, репетиторства снова обрело право на существование.

В середине 90-х годов начинается быстрое развитие экстерната: старшеклассники, в первую очередь, московских школ, спасаясь от перегруженного школьного учебного плана, переходят в школы-экстернаты на интенсивную программу обучения, проходят и сдают за год курс 10-11 классов, освобождая время для подготовки к вступительным экзаменам в вуз и занятий с репетиторами. Большую часть времени при этом экстерны занимаются самостоятельно, дома, часто – используя специальные учебные материалы для самостоятельного и дистанционного обучения.

Сегодня можно говорить об устойчиво растущем интересе у нас в стране к домашнему обучению, быстром росте популярности различных его разновидностей: дистанционного обучения, семейного образования, экстерната…

Это вызвано, с одной стороны, недовольством растущего числа детей и родителей качеством традиционного школьного образования и, в целом, ситуацией в школах, и, с другой стороны, новыми широкими возможностями для дистанционного и электронного обучения в связи с бурным развитием новых коммуникационных и образовательных технологий.

Рост интереса и популярности, как обычно, сопровождается ростом числа споров вокруг домашнего обучения, постановкой под сомнение его границ и возможностей.

Тем не менее, статистика показывает, что молодые люди, получившие домашнее образование, по многим критериям превосходят тех, кто посещал «обычную» школу.

school4you.ru


Смотрите также