Post Icon



Эксперимент метод исследования


Наблюдение и эксперимент как методы научного познания

Одними из методов научного познания являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод научного познания

Определение 1

Наблюдение  представляет собой целенаправленное фиксирование данных об исследуемом объекте в его естественной среде.

Фиксирование данных происходит на основе чувственных способностей человека- ощущении, восприятии и представлении. Результатом наблюдения является получение данных.

Выделяют следующие компоненты наблюдения:

  • наблюдатель;
  • объект исследования;
  • условия наблюдения;
  • средства наблюдения (измерительные инструменты).

Активность наблюдателя заключается в избирательности наблюдения в зависимости от целевой установки: что подвергается наблюдению, на чем первоочередно нужно акцентировать внимание и т.д.
Опытный наблюдатель не будет игнорировать  явления, которые не входят в его установку в качестве поставленных целей для наблюдения. Такие явления фиксируются, т.к. они могут быть полезны для познания изучаемого объекта. Активность наблюдателя  тесно связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении важна не только чувственная сторона, но и рациональная способность, выраженная в теоретических установках.
Так же активность исследователя проявляется в отборе необходимых средств наблюдения. Наблюдение нацелено  на невнесение изменений в условия существования объекта. Активность наблюдателя проявляется в ограничении самого себя. 

Выделяют следующие виды наблюдения:

  • качественное;
  • количественное. 

Качественное наблюдение использовалось людьми еще до появления науки в  современное ее понимании. Количественное наблюдение стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание  

Эксперимент как метод научного познания

Определение 2 

Эксперимент представляет собой активное фиксирование данных об изучаемом объекте, который находится в специально созданных контролируемых условиях.

Выделяют следующие компоненты эксперимента: 

  • лаборатория (пространственно-временная область). Ее границы могут быть реальными и мысленными;
  • система, которая изучается исследователем;
  • протокол эксперимента;
  • реакции системы, которые  фиксируются с помощью необходимых приборов.

Существуют различные виды экспериментов.

Так, в зависимости от познавательных целей, средств и объектов познания выделяют:

  • исследовательский (поисковый) эксперимент;
  • проверочный (контрольный) эксперимент; 
  • воспроизводящий эксперимент; 
  • изолирующий эксперимент;
  • качественный и количественный эксперимент; 
  • физический, химический, биологический, социальный эксперимент.

Эксперимент может быть натуральный и умственный:

  •  Натуральный эксперимент предполагает целенаправленное вмешательство исследователя в естественный ход событий. 
  • Умственный эксперимент - это манипулирование не реальными объектами, а с информацией о них без вмешательства в ход событий. 

Так же выделяют контролируемый и неконтролируемый эксперимент.

Контролируемый эксперимент - это попытка получить сравнительно чистый эффект влияния экспериментальных факторов. Для этого тщательно изучают и выравнивают другие условия, которые могут возникнуть и исказить влияние экспериментального фактора. Выравнивание происходит по всем объектам, которые принимают участие в эксперименте. Для этого выделяют факторы, которые могут влиять на ожидаемые последствия, предусматривается предварительный анализ проблемы при разработке программы исследования.  Неконтролируемый эксперимент широко применяется на практике для оценки эффективности исследования по принципу: «проведем и посмотрим, что получилось».

Эксперимент в качестве самостоятельного метода научного познания сложился примерно в 17 веке, что означало становление науки в эпоху Нового времени. Экспериментальный метод распространился в таких науках, как биология, химия, физиология. В 19 веке эксперимент стал использоваться в психологии (В. Вундт), позднее -  в социологии.

Преимущества эксперимента перед наблюдением

Эксперимент имеет следующие преимуществами перед наблюдением:

  1. Явления, которые изучаются, воспроизводятся по желанию исследователя.
  2. Эксперимент позволяет выявить характеристики изучаемых явлений, которые нельзя заметить в естественных условиях. 
  3. Варьирование условий предоставляет возможности  изолировать изучаемый объект  от усложняющих обстоятельств и приблизиться к его изучению в «чистом виде» с соблюдением принципа ceteris paribus (при прочих равных условиях).
  4. В эксперименте больше возможностей использования различных приборов и техник, автоматизации и компьютеризации.

В научном исследовании эксперименту отводится особая роль:

  • Во-первых, он является связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами и уровнями научного исследования.  Эксперимент опосредован теоретическим исследованием и его результатами, т.к. он основывается на теоретическом знании. Эксперимент ставит своей целью проверку научной гипотезы.  Так же в эксперименте используется различные познавательные средства, что приближает его к эмпирическому уровню познания. Результаты эксперимента – это установленные факты и эмпирические зависимости.
  • Во-вторых, эксперимент относится к  познавательной  и практической деятельности одновременно. Цель эксперимента - приращение знания, но так же он связан и с преобразованием окружающей действительности.

Как бизнесу освоить научный метод

Наука
Элизабет Тенни
Иллюстрация: HBR Staff/Science Photo Library/270770/Getty Images

«Рандомизированные контролируемые исследования, некогда представлявшие собой мало кому понятный научный инструмент, теперь приобретают принципиально иное значение как основной и широко применимый метод» — Майкл Лука и Макс Базерман

Бизнес массово переходит на новые методы принятия решений. Раньше научный метод и эксперименты были прерогативой ученых, но теперь менеджеры компаний из самых разных сфер начинают массово внедрять культуру экспериментов, чтобы принимать решения на их основе. Например, около 80% новых функций Microsoft Bing проходят через эксперименты с контрольной группой. В eBay экономят миллионы долларов в год на рекламе, потому что провели простое исследование и выяснили, что контекстная реклама для них не окупается. А в Google экспериментальным путем выяснили, какие вопросы на собеседованиях сильнее всего коррелируют с рабочими результатами, и теперь придают этим вопросам больший вес.

Огромные объемы пользовательских данных, новые вычислительные мощности и уникальная простота и дешевизна рандомизации создали идеальные условия для новой революции в бизнесе — так называемой революции экспериментов. Компании все активнее требуют, чтобы за их решениями стояли релевантные данные, полученные экспериментальным путем, и MBA-программы должны подтянуться, чтобы дать лидерам будущего необходимые навыки.

Зачем нужны эксперименты

Эксперименты очень полезны — и не только в науке. Вместо того, чтобы дергать менеджеров по всем вопросам, даже самым незначительным (фон должен быть желтым или синим? что лучше — довести до идеала базовые функции или добавить новые? есть ли у сотрудников полномочия и мотивация, чтобы быстро отвечать на запросы?), можно провести эксперимент, собрать результаты и сразу принять решение — или, по крайней мере, предложить начальнику вариант, основанный на фактах. Кроме того, такие данные можно показывать заинтересованным лицам как доказательство прогресса и прозрачности.

Эксперименты подстегивают инновации. Они могут доказать правильность концепции и подтвердить осмысленность новых идей на ранних стадиях, до больших рисков и масштабирования. Если эксперимент проведен правильно, а данные собраны и истолкованы объективно, они также помогут исправить ошибочные интуитивные представления, неверные догадки или излишнюю самоуверенность. Научный метод (на котором основаны эксперименты) — это золотой стандарт, который устраняет когнитивные искажения и позволяет объективно ответить на вопросы.

Но сейчас, когда все больше компаний берутся за эксперименты, они сталкиваются с огромной проблемой недостатка кадров. Хорошо провести эксперимент непросто. Для этого нужно разбираться в статистике, уметь четко формулировать задачу и интерпретировать результаты. Но одних только навыков недостаточно. Важно действовать последовательно и постепенно, использовать имеющиеся знания и способствовать более глубокому пониманию вопроса, а новые эксперименты должны опираться на старые. Также встает вопрос о том, смогут ли менеджеры отказаться от своих интуитивных представлений, если они противоречат данным, и удастся ли им справиться с иерархией и бюрократией, чтобы воплотить полученные выводы на практике.

Некоторые компании нанимают для этого целые армии сотрудников с учеными степенями (например, в Amazon работает больше ста экономистов с Ph.D.). Это неудивительно, ведь на программах Ph.D. специалисты получают образование несколько лет, а рынок позиций в университетах с перспективой штатной работы в дальнейшем сократится. поэтому специалистов с Ph.D. сейчас в избытке. Другие компании сами учат собственных сотрудников, используя специализированные методики, созданные специально для их отрасли. Например, в General Mills недавно набирали сотрудников в инновационный инкубатор g-works. В объявлении о вакансии говорилось, что они ищут специалистов, которые «умеют использовать навыки предпринимательства и экспериментальный подход» и готовы работать «в условиях проб и ошибок и быстро проводить эксперименты, чтобы подтверждать или опровергать гипотезы». Третьи компании (в том числе Fidelity, LinkedIn и Aetna) нанимают консультантов по экспериментам — например, компанию Irrational Labs, основанную Дэном Ариэли из Университета Дьюка и специалистом в области поведенческой экономики Кристен Берман.

Таким образом, компаниям нужны универсальные специалисты со множеством навыков. Они должны уметь разрабатывать и проводить эксперименты; обладать математической грамотностью, чтобы интерпретировать результаты, и мягкими навыками, чтобы внедрять эти результаты на практике. Наконец, они должны вдохновлять своих коллег, чтобы создать в компании культуру экспериментов. Сегодня это самые нужные навыки для выпускников бизнес-школ, и для их развития нужно изучать научный метод и эксперименты. Но программы бизнес-школ построены вокруг других принципов. Как это можно изменить?

Как учить экспериментам в бизнес-школах

В некоторых бизнес-школах экспериментам все же учат, хотя и в небольших масштабах. Так, преподаватели маркетинга часто рассказывают о самых элементарных разновидностях A/B-тестов: например, как выяснить, какая реклама лучше влияет на продажи — обычная или социальная, или как проверить, окупилась ли кампания. Некоторые преподаватели используют также кейс Томке и Бейерсдорфера о компании Booking.com., которая предлагает путешествующим услуги онлайн-бронирования мест проживания и внедрила очень сильную культуру экспериментов: ее сотрудники проводят их тысячами каждый день. Кейс не только рассказывает о культуре, но и позволяет освоить некоторые базовые понятия и терминологию экспериментирования (например, p-значение, нулевая гипотеза и ошибки первого рода). Но это лишь одна задача и один кейс — и более того, в примечаниях к нему сказано, что у большинства студентов бизнес-школ «нет или почти нет опыта онлайн-экспериментов».

советуем прочитать

Дэниел Айзенберг

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи

краткое описание, недостатки и достоинства

В рамках познания окружающей реальности научный инструментарий предлагает немало средств эмпирического, то есть опытного исследования. Эксперимент является одним из самых эффективных, поскольку в его основе лежат принципы повторности и доказательности фактами. Что еще важно, метод эксперимента позволяет изучать отдельные явления независимо от случайных факторов, что отличает его от традиционного наблюдения.

По сравнению с практическим познанием посредством наблюдений, эксперимент организуется как подготовленное исследование, перед которым ставится конкретная задача с заранее установленными параметрами интерпретации результата. Важной особенностью является и участие исследователя в процессе такого познания. К тому же метод научного эксперимента именно благодаря возможностям организации его повторного проведения в тех же условиях отличается точностью и более достоверными сведениями. Таким образом можно устанавливать причинные связи между отдельными элементами эксперимента, выявляя и другие свойства с закономерностями в том или ином явлении.

В организации экспериментов нередко задействуются измерительные приборы и техническое оснащение, позволяющее обеспечить корректность данных. Классическое описание метода эксперимента можно представить как лабораторный процесс исследования, поскольку он полностью контролируется автором, но существуют и другие концепции данного способа познания реальности, которые будут рассмотрены ниже.

Экспериментальные модели

Обычно выделяют безупречные и случайные эксперименты. К первым относится модель организации, которая по тем или иным причинам не может быть реализована на практике, то есть в условиях научного наблюдения. Этот прием не только помогает выполнить поставленную задачу относительно изучения объекта, но и способствует совершенствованию экспериментального метода путем выявления отдельных ошибок. Что касается модели случайного эксперимента, то он строится на концепции случайного опыта, который может соответствовать реальному испытанию, но результат его будет непредсказуем. Случайный метод эксперимента требует соблюдения широкого ряда требований. Например, подготовленная математическая модель исследования в нем должна адекватно описывать эксперимент. Также при постановке задачи исследователи точно определяют модель, в рамках которой будут сопоставляться начальные математические данные для эксперимента и полученные результаты.

На какие типы делится метод эксперимента?

На практике чаще всего используются физические, компьютерные, мыслительные и критические эксперименты. Наиболее распространен физический эксперимент, который заключается в познании природы. Благодаря таким экспериментам, в частности, выявляются ошибочные гипотезы физики, которые изучались в рамках теоретического исследования. Компьютерные эксперименты подключают к процессу ЭВМ. В ходе испытаний специалисты обрабатывают исходные данные о конкретном объекте, как результат выдавая информацию о выявленных свойствах и характеристиках. Мыслительный метод эксперимента может затрагивать разные сферы исследования, в том числе физику и философию. Его принципиальным отличием является воспроизведение условий реальности не на практике, а в воображении. В свою очередь, критические эксперименты ориентированы не на изучение конкретных объектов или явлений, а на подтверждение или опровержение определенной гипотезы или теории.

Особенности психологических экспериментов

Отдельную группу экспериментов представляет психологическая сфера, обуславливающая свою специфику. Главным предметом изучения в этом направлении является психика. Соответственно, условия проведения исследований будет определять непосредственно жизнедеятельность испытуемого. И здесь можно отметить некоторое противоречие с базовыми принципами рассматриваемого метода как такового. По сравнению с другими видами исследования нельзя рассчитывать на полный контроль и создание условий испытания. Исходить можно только из необъективных данных, которые предоставит психологический эксперимент. Метод психологического исследования также не позволяет выделить один из процессов психической деятельности, поскольку экспериментальные воздействия оказывают влияние на организм в целом. Подобные исследования могут проводиться и над людьми, и над животными. В первом случае условия проведения иногда предусматривают изначальный инструктаж испытуемого.

Естественные и лабораторные эксперименты

Данное разделение также входит в концепцию психологического эксперимента. Естественные исследования можно в определенной степени соотнести с научным наблюдением, поскольку в данном случае предполагается минимальное вмешательство в ход психической деятельности испытуемого. К слову, отсюда происходит и существенное преимущество естественного метода. Испытуемый благодаря отсутствию вмешательства в его жизнедеятельность в процессе эксперимента может оставаться в неведении. То есть на нем никак не скажется сам факт проведения исследования. С другой стороны, из-за отсутствия возможности контроля данный метод научного эксперимента в психологии считается малоэффективным. Противоположные характеристики обуславливают и преимущества лабораторного эксперимента. В таких исследованиях испытатель может по возможности искусственно организовывать процесс изучения, акцентируя внимание на конкретных, интересующих его фактах. Но и в этом случае необходимость тесного взаимодействия между исследователем и испытуемым определяет субъективность полученного результата.

Преимущества экспериментального метода

К достоинствам такого подхода в исследованиях в первую очередь относится подконтрольность условий. Исследователь организует процесс в соответствии с его возможностями и ресурсами, что значительно облегчает работу. Также достоинства метода эксперимента обуславливаются возможностью его повторов, что позволяют уточнить данные без поправок на изменения условий проведения испытания. И напротив, гибкие возможности коррекции процесса позволяют отслеживать динамику изменения определенных качеств и свойств объекта.

Конечно, главным преимуществом данной методики является точность данных. Этот параметр будет зависеть от того, насколько верно были подготовлены условия процесса, но в заданных рамках и параметрах можно рассчитывать на высокую степень достоверности. Особенно преимущества таких испытаний в плане точности обнаруживает метод наблюдения. Эксперимент на его фоне более контролируем, что позволяет исключить сторонние факторы вмешательства в процесс исследования.

Недостатки метода

В основном слабые места экспериментальных методов относятся к организационным ошибкам. Здесь также стоит провести сравнение с наблюдением, которое именно в плане условий будет предельно корректным. Другой вопрос, что в отличие от наблюдения эксперимент по всем параметрам является фиксированным процессом. Кроме того, недостатки метода эксперимента связаны с невозможностью искусственного повторения явлений и процессов. Не говоря о том, что отдельные сферы применения технологии требуют существенных материальных вложений в организацию.

Примеры использования экспериментов

Один из самых первых экспериментов был проведен Эратосфеном Киренским, изучавшим физические явления. Суть его исследования заключалась в вычислении радиуса Земли естественным способом. Он использовал градус отклонения Солнца от Земли во время летнего солнцестояния, что позволило путем соотнесения параметров с расстоянием до точки, на которой вовсе отсутствовало отклонение, сделать вывод о том, что радиус составляет 6300 км. Разница с фактическим показателем составляет всего 5%, что говорит в высокой точности, с которой был выполнен метод. Эксперимент, примеры которого отражены в психологии, не может претендовать на математическую точность, но и они заслуживают внимания.

Так, в 1951 г. группа исследователей провела групповой эксперимент, целью которого было изучение конформизма. Участникам предлагалось давать ответы на несложные вопросы относительно количества и расположения палочек, которые якобы проверяли зрение. При этом всем, кроме одного участника, была дана команда давать ложные результаты – на выявлении этой разницы и основывался метод. Эксперимент, примеры которого множество раз были воспроизведены, в итоге давал неутешительные результаты. Участники, остававшиеся один на один с заведомо неправильным, но доминирующим мнением, в большинстве случаев также соглашались с ним.

Заключение

Экспериментальные исследования, несомненно, расширяют и делают глубже представление человека об окружающем мире. Тем не менее далеко не во всех сферах может использоваться данный метод. Наблюдения, эксперимент и опыты в комплексе дают куда больше информации, дополняя друг друга. Есть направления, в которых изучение возможно разными методами по отдельности, но в интересах рационализации научные центры все чаще применяют комбинированные подходы. В то же время надо признать, что основополагающую роль в контексте разработки теорий и гипотез все же имеет экспериментальное исследование.

Методы научного исследования: классификация, характеристика

Применение грамотной исчерпывающей методологии позволит избежать отклонения или доработки текста. Научные методы - это комплекс средств, принципов, которые подобраны, чтобы построить дальнейшую теоретическую и практическую часть статьи.

Содержание:

  1. Понятие метода научного исследования
  2. Какие бывают теоретические методы научного исследования
  3. Какие методы исследования относятся к эмпирическим
  4. Классификация методов научного познания
  5. Примеры использования методов научного познания

Чтобы в совершенстве владеть современными методами научного исследования, нужно изучить множество источников, самостоятельно проанализировать всю информацию.

Публикации в авторитетных зарубежных журналах важны для подтверждения компетентности ее автора, научного признания, дальнейшей защиты на соискание степени, пополнения портфолио.

Современные методы научного исследования

На сегодня существуют несколько понятий метода научного исследования, однако они незначительно отличаются друг от друга. В переводе с греческого само слово означает «путь или прослеживание», термин на основе этого и рассматривается как способ познания, который помогает достижению поставленной цели при помощи определенной последовательности действий.

Основные теоретические методы научного исследования

  1. Индукция – движение мысли от частного к общему, зная отдельные факты можно прийти к закону, лежащему в их основе. Ее особенность – то, что полученные сведения, как правило, носят вероятностный характер, а не заведомо истинный.
  2. Дедукция прямо противоположна, частное вытекает из общего. Эта цепочка умозаключений, в отличие от предыдущей, логична, ее звенья приводят к неопровержимому выводу.
  3. Аксиоматический, специфика метода – в начале процесса задается набор базовых положений, они не требуют доказательств и принимаются за явные, по сути, являются аксиомой.
  4. Анализ, в основе – мысленное разложение предмета на части, которые его составляют.
  5. Синтез объединяет умозаключения, полученные в ходе предыдущего метода исследования, в единое целое.

Основные эмпирические методы научного исследования

  1. Наблюдение пользуется заслуженной популярностью. Для него характерно восприятие тех или иных явлений в целостности и динамике. Метод относится к практическим.
  2. Эксперимент носит комплексный характер, он часто используется в педагогике, психологии.
  3. Анкетирование удобно тем, что за сравнительно короткий промежуток времени помогает собрать солидное количество данных.
  4. Беседа, интервью. Опросные методы, которые относятся к практическим.

Классификация методов научного познания

Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.

Наблюдение

Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.

Сравнение

В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.

Измерение

Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.

Эксперимент

Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях. Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.

Абстрагирование

Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.

Применение методов научного исследования

В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.

Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными. Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.

У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах. Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования.

Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.

В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:

  • использовать прямые и косвенные вопросы;
  • делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
  • обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.

Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.

Экспериментальный метод - преднамеренное введение в исследование экспериментальных факторов

Экспериментальный метод заключается в том, что в исследовательский процесс намеренно вводится конкретный экспериментальный фактор. Он основан на анализе реакций отдельных объектов, функционирующих в конкретной реальности. Таким способом исследователь хочет доказать правильность ранее сформулированного тезиса. Часто этот метод путают или сравнивают с методом включенного наблюдения, однако, в отличие от него, это не пассивный метод, а активный.При наблюдении не изменяется ни один существующий элемент, тогда как в экспериментальном методе изучаемое явление намеренно модифицируется. Весь метод основан на проверке ранее сформулированной гипотезы, которая в результате исследования либо подтверждается, либо опровергается. За последние десятилетия значимость исследовательского эксперимента возросла. Хотя раньше он применялся только в прикладных исследованиях, сейчас он успешно применяется во многих научных областях, в том числе и в гуманитарных.


Типовой процедурой проведения исследования экспериментальным методом является воздействие на респондентов путем изменения, например, места или времени проведения исследования. Тогда можно получить совершенно другой результат от людей, отвечающих в разных условиях или, например, от тех, кто о чем-то спрашивал очень рано утром, чем от тех, кто опрашивался вечером. Количество времени, отведенное на ответ, также может дать совершенно разные результаты. Манипулирование такими переменными всегда оправдано, и на его основе информация может дать иную картину изучаемого явления.На основе такого контраста исследователь часто может сделать очень простые выводы.


Экспериментальная модель предсказывает:
• манипулирование независимыми факторами,
• наблюдение за переменными, которые могут повлиять на результат теста,
• измерение зависимых переменных, которые могут быть.


Мы различаем два типа экспериментов:
• положительный — подтверждающий принятую гипотезу,
• отрицательный — отрицающий гипотезу,
• перекрестный — относится к эксперименту, который предполагает, что одна из двух конкурирующих гипотез будет подтверждена как результат эксперимента, а второй будет поставлен под сомнение.

.

Эксперимент, экспериментальная модель


Эксперимент
— важнейший метод исследования в науке. Как проф. Ежи Бжезинский «О зрелости данной эмпирической дисциплины свидетельствует степень экспериментальной проверки сформулированных в ней гипотез». Эксперимент в мире науки — это способ доказать тот или иной тезис. Если ученый хочет доказать существование определенного явления, истинность предполагаемой научной теории должна быть доказана экспериментально.Он должен спланировать исследовательский эксперимент и, предполагая правильность модели, может отвергнуть или принять предполагаемую гипотезу. Исследовательский эксперимент — это метод эмпирического доказательства теории в мире науки. Эксперимент является одним из наиболее эффективных и надежных методов исследования для проверки исследовательских (научных) гипотез.

и наблюдение/измерение зависимых переменных, на которые должны влиять эти факторы, по мнению автора эксперимента. Модель


Другими словами, исследователь изменяет условия одной (независимой) переменной, манипулирует ею, т.е.отдельные группы испытуемых находятся в разных экспериментальных условиях и проверяет, влияют ли эти изменения условий на измеряемую переменную, которой не манипулируют, а проверяют, измеряют. Важно отметить, что он создает эксперимент таким образом, чтобы максимально минимизировать влияние мешающих и побочных факторов. Пример эксперимента:

Исследователь попросил участников решить набор математических задач. Одна группа респондентов решала задачи утром, в8 часов утра, вторая группа в 12 часов дня и третья группа в 8 часов вечера Следовательно, исследователь манипулировал временем решения задачи, эта переменная была для него независимой переменной. Результат - количество правильно решенных задач было для него зависимой величиной, которую он измерял, он ею не манипулировал. Таким образом, можно сказать, что исследователь хотел проверить, повлияло ли время решения задач на полученный результат. Он выдвинул рабочую гипотезу: время выполнения умственных задач влияет на их результат.

Важно отметить, что исследователь должен контролировать смешанные побочные переменные, чтобы это исследование считалось исследовательским экспериментом.Способ сделать это — рандомизация, т. е. случайный отбор испытуемых в условия эксперимента. Если исследователь поддерживает рандомизацию, случайный отбор людей к условиям, то по теории вероятностей в каждой из исследуемых групп будет одинаковое количество людей с низкими, средними и высокими математическими способностями (имеется в виду наш пример). При сохранении случайности такие переменные, как пол, возраст и другие, также должны быть равномерно распределены в анализируемых группах. Благодаря этому исследователь контролирует побочные переменные, которые потенциально могут повлиять на результат эксперимента.

Исследователь также должен гарантировать те же условия для эксперимента, тот же уровень факторов, которыми он не манипулирует. Возвращаясь к примеру, исследователь манипулирует временем решения задач, но не манипулирует шумом, поступающим извне. Если он проводит тест в месте, где уровни шума будут различаться в разное время дня, полученные результаты могут быть не обязательно результатом манипулирования временем суток, а влиянием уровня шума. В этом случае тест будет бесполезен, поскольку неизвестно, повлиял ли на полученный результат предполагаемый фактор, независимая переменная (время суток) или мешающая, неконтролируемая переменная (шум извне).

По этим причинам проведение надежных экспериментов — очень трудоемкое искусство. Однако при сохранении исследователем методологической правильности в данном методе исследования его результаты (эксперимента) будут свидетельствовать в пользу отклонения или принятия исследовательской гипотезы.

Для того чтобы иметь возможность назвать данную модель экспериментальной моделью (экспериментальным исследованием) в полном смысле этого слова, исследователь должен ввести в модель как экспериментальную группу, так и контрольную группу (референтную группу) и случайный выбор людей для исследования (рандомизация) должны быть сохранены.Мы называем эксперименты без рандомизации квазиэкспериментами.

.

Преподаватель - Экспериментальный метод

Современное обучение направлено на то, чтобы сделать процесс обучения похожим на процесс научного исследования, используя методы, характерные для научного исследования, например, наблюдения, натурные и лабораторные эксперименты.

По мнению В. Оконя, все методы, входящие в группу методов самостоятельного приобретения знаний, соответствуют условиям исследовательских методов, так как направлены на генерирование учащимся информации, либо открытие для учащегося новых знаний.Они обеспечивают самостоятельность решения теоретических и практических задач, одновременно знакомят учащихся со способами решения задач через собственную исследовательскую деятельность.*

Овладение методологией научного опыта сложно, но школа может и должна дать учащимся зачатки использования экспериментального метода. Дети должны уметь найти ответ на несложные вопросы с помощью простейших опытов, например узнать о водопроницаемости песка и глины, какое значение они имеют для посевов: прополка, заглубление семян и т. д.

В науке эксперимент (ac. Experimentum - опыт, исследование) - метод исследования, типичный для индуктивных наук, существенной частью которого является выявление определенного процесса или регулирование влияющих условий, чтобы позволить его более тщательное исследование .

В обучении термин «эксперимент» часто отождествляют со школьным опытом. Однако не всякий опыт является экспериментом. Эксперимент сложнее, но ценнее, чем наблюдение и опыт.

Эксперимент всегда начинается с постановки задачи, а решение, которое нужно проверить и проверить, является гипотезой.

Основными составляющими природоведческого эксперимента по С. Ницио** являются:

  1. Постановка проблемных вопросов (например, Что будет, если?)
  2. Формулирование заведомо прогнозируемых результатов в виде ответов на задачи-вопросы гипотезы).
  3. Планирование эксперимента (Как проверить? Какими приборами?).
  4. Проведение эксперимента.
  5. Определение результатов, полученных в ходе эксперимента, и сравнение с принятыми гипотезами.

Содержание учебной программы по экологическому воспитанию довольно часто предполагает организацию деятельности с помощью эксперимента, особенно когда детям трудно показать или воспринять те или иные природные процессы и явления в их природной среде. Основная цель опытов — установить и объяснить условия и ход жизненных процессов живых организмов.

Основной причиной использования экспериментов в младших классах является высокая усваиваемость детьми новых знаний и навыков.

По степени вовлеченности обучающихся в ходе эксперимента, особенно структуре их деятельности и количеству выполняемых практических операций можно выделить: самостоятельно выполняет индивидуальную деятельность, а учащиеся наблюдают за ее ходом и ее результатами, 90 020

  • эксперимент, направляемый непосредственно учителем, когда учащиеся выполняют различные действия, а учитель устно направляет ход их деятельности, направляет, мотивирует, контролирует и корректирует ошибки в действиях учащихся, поступках, экспериментируйте сами.
  • К наиболее важным экспериментам, включенным в учебную программу по содержанию социальной и природной среды в области неживой природы, относятся:

    • испытание свойств воды, льда и водяного пара,
    • опыт с фильтрацией загрязненной воды,
    • испытание влияния температуры на замерзание воды, изменение агрегатного состояния воды,
    • изучение влияния света на рост и развитие роста зубов,
    • опыт, доказывающий значение воды для растений,
    • изучение температура воды в зависимости от глубины,
    • изучение условий плавания в воде.

    Школьные эксперименты, а также непосредственные наблюдения должны быть результатом поставленных ранее задач (правильно сформулированных вопросов, содержащих конкретную труднопреодолимую для учащихся проблему). Проблемы могут быть решены на предыдущих занятиях, например, во время поездки или на текущих занятиях.

    Экспериментирование всегда вызывает у детей большой интерес и побуждает к различным действиям. Надлежащее вовлечение учащихся может быть достигнуто путем организации индивидуальных и групповых экспериментов.

    Натуралист использует эксперимент как:

    • источник знаний о природе,
    • средство проверки гипотез (критерий истинности знаний, полученных логически или интуитивно).

    Если у обучающихся недостаточно знаний для решения заданной задачи мыслью, то проведенный эксперимент обогатит их первичными знаниями, таким образом, он будет источником знаний.

    С другой стороны, когда учащиеся смогут объяснить данное явление и ответить на поставленную задачу самостоятельно с помощью мыслительных операций, тогда эксперимент подтвердит или опровергнет ошибочные гипотезы, выдвинутые учащимися ранее.В этом случае эксперимент будет проверкой результатов путаницы в познавательном процессе.

    Выполнение студентами лабораторных работ и наблюдение за результатами опытов влияет на формирование причинно-следственного мышления. При организации опытов на занятиях следует помнить, что он всегда должен исходить из конкретной проблемной ситуации.

    Опыты и опыты способствуют преодолению характерного для этого периода развития конкретно-образного мышления. Знакомство с природой требует от школьника исследовательских навыков.Благодаря этим навыкам учащиеся получают более подробные знания о (природной) реальности и учатся преобразовывать эту реальность.


    * В. Око: Проблемное обучение в современной школе. Варшава 1976, WSiP,
    ** С. Ницио: Развитие исследовательских навыков учащихся на примере социальной и природной среды.
    Жизнь Шкой 1985, № 12.
    .

    Экспериментальные исследования: что это такое, характеристика, виды и примеры - Значение

    Что такое экспериментальные исследования?

    Экспериментальные исследования — это исследования, в которых данные получают путем экспериментов и сравнивают с постоянными переменными для определения причин и следствий изучаемых явлений. Его также часто называют экспериментальным научным методом.

    Типичным примером экспериментальных исследований являются лабораторные анализы крови для определения причин состояния здоровья пациента.В этих исследованиях результаты, полученные из образцов пациентов, сравниваются с постоянными переменными, которые указывают диапазон нормальных значений.

    Experimental — это тип количественного исследования. Он основан на контрольном протоколе, наличии переменных, манипулировании этими переменными и наблюдении за измеримыми результатами. В зависимости от назначения его конструкция может быть предэкспериментальной, истинно экспериментальной или квазиэкспериментальной.

    Экспериментальные исследования используются, когда нет доступной документальной информации, которая могла бы объяснить предмет исследования, или когда имеющуюся информацию необходимо проверить.Он также используется, когда время имеет решающее значение для понимания причинно-следственных связей в данном явлении.

    Используется в естественных науках, в прикладных науках и в некоторых общественных науках, таких как в т.ч. психология, педагогика и социология.

    Характеристики экспериментального исследования

    Экспериментальные исследования имеют специфические особенности из-за их методов анализа.

    • Зависимые и независимые переменные. Все экспериментальные исследования начинаются с зависимых или постоянных переменных (которые служат контрольной группой). Им необходимо противопоставить независимые переменные, то есть те, которыми исследователь манипулирует для получения конкретных результатов.
    • Контролируемые условия. Эксперименты проводятся в строго контролируемых условиях, чтобы выяснить факторы, влияющие на поведение тестируемого объекта.
    • Управление переменными. Эксперимент проводится или провоцируется исследователем, который намеренно манипулирует независимыми переменными для получения разных результатов, всегда в контролируемых и строгих условиях.
    • Наблюдение за объектом исследования. Исследователь должен наблюдать за поведением объекта исследования в каждом из построенных для него сценариев, из которых можно получить более или менее убедительные данные.

    Виды экспериментальных исследований

    Экспериментальные исследования делятся на разные виды по замыслу, который в свою очередь зависит от целей, поставленных исследователем. Типы конструкции:

    Предэкспериментальный дизайн

    В этом экспериментальном плане исследования только одна переменная анализируется и не подвергается манипулированию, поэтому нет необходимости в контрольной группе.

    Служит для установления первого подхода к предмету исследования и когда не предполагается углубление в причины изучаемых явлений. То есть речь идет о государственном геологоразведочном проекте. Поэтому он также используется для проверки будущих, более сложных экспериментов.

    Например, предположим, что кто-то хочет знать, может ли обучение работе с социальными сетями генерировать знания и влиять на людей. Перед курсом следует провести групповой тест и еще один в конце курса.Таким образом, вы можете определить, как много вы знали по данной теме и действительно ли они расширили свои знания после курса. Как видим, это одна группа и одна переменная.

    Настоящий экспериментальный проект

    Цель состоит в том, чтобы установить причинно-следственную связь на основе протокола строгого контроля, основанного на статистическом анализе для подтверждения или опровержения гипотезы. Поэтому он считается наиболее точным видом экспериментального исследования.

    Некоторыми критериями настоящего экспериментального плана являются: создание реальной контрольной группы; создание нескольких случайных выборочных групп; манипулирование и тестирование одной переменной, чтобы не усложнять анализ и не ставить под угрозу результаты.Например, исследование для тестирования лекарства.

    Квазиэкспериментальный проект

    Для них характерно формирование исследовательских групп без случайного отбора. Вместо этого удобные критерии используются для какой-то цели, не обязательно связанной с целью, но для облегчения процесса. Поэтому протокол контроля отсутствует в квазиэкспериментальных исследованиях.

    Этот метод чаще всего используется в социальных науках, потому что он очень полезен для определения общих тенденций в поведении исследовательских групп.Однако это не лучшее решение для исследований жизни и прикладных наук.

    Например, в данном образовательном проекте участники могут быть сгруппированы в алфавитном порядке для облегчения ввода данных.

    Вас может заинтересовать:

    • Исследования
    • Виды исследований

    Преимущества и недостатки экспериментальных исследований

    Среди примерно 90 020 преимуществ 90 021 экспериментального исследования можно отметить следующие:

    Среди ошибок :

    • Экспериментальные условия всегда искусственные.
    • Нельзя использовать для исследования субъективных явлений.
    • Могут быть внешние по отношению к эксперименту факторы, которые искажают результаты.
    • Требует значительных затрат времени.
    • При перезаписи данных существует допустимая человеческая ошибка, что отрицательно сказывается на отчете о результатах.
    • Может быть затронут этическими дилеммами. Например, когда речь идет об экспериментах на животных или людях.
    • Образец может быть недостаточно репрезентативным.

    Экспериментальный метод испытаний

    Экспериментальный метод исследования зависит от области знаний и цели. Он основан на контроле, манипулировании независимыми переменными и наблюдении. Это должно быть отражено в следующей методологической последовательности:

    1. Идентификация проблемы. Расширьте задачу, указав выходные переменные.
    2. Гипотеза. На основе выявленной проблемы сделайте предположение.
    3. Переменная. Четко определите переменные.
    4. Проверить переменные. Пожалуйста, подготовьте протокол проверки переменных, которые могут изменить результаты эксперимента.
    5. Дизайн. Пожалуйста, выберите исследовательский проект, подходящий для ваших целей.
    6. Популяция и выборка. Разграничение популяции и выборки под наблюдением.
    7. Исполнение. Пожалуйста, завершите процедуру и получите данные.
    8. Статистическая обработка данных. Статистический или математический анализ полученных данных.
    9. Обобщение. Пожалуйста, перенесите полученные результаты на большую популяцию, если они надежны.
    10. Прогнозы. Прогнозирование связанных сценариев, которые еще не изучены, и их последствий.
    11. Репликация. Повтор эксперимента с другими участниками или образцами.

    См. также

    • Научный метод
    • Методология исследования

    Примеры экспериментальных исследований

    1.изучение побочных эффектов нового препарата. Область: фармакология. Контрольная группа будет потреблять плацебо. Вторая группа будет принимать экспериментальный препарат. Никто из участников не будет знать, к какой группе они были отнесены. Таким образом, вы можете увидеть, вызваны ли эффекты тестируемым препаратом.

    2. Определите влияние субстрата на рост растений. Направление: Естествознание. В рамках эксперимента одно растение будет высажено без субстрата, а другое — с субстратом.Через некоторое время вы увидите результаты.

    3. Пожалуйста, укажите неблагоприятное воздействие алкогольных напитков на здоровье. Область: Науки о здоровье. Исследователю необходимо разработать экспериментальный протокол, который выявит влияние алкоголя на организм млекопитающих.

    4. Проверка предрасположенности взрослых к сохранению гендерных стереотипов . Область: Общественные науки. Группа 1 получает ребенка, одетого в голубое. Группа 2 получает такой же бледно-розовый цвет.Обе группы спрашивают об их впечатлениях, не имея никакой информации, кроме наряда. Ответы записываются и сравниваются.

    См. также

    .
    • Гипотеза
    • 15 примеров гипотез

    .

    Сертифицированный курс - Эксперимент как метод активизации студентов и преподавателей


    срок действия курса

    на неопределенный срок

    (для индивидуальных пользователей)

    Обучение
    уровня

    Передовой

    Продолжительность

    3 часа

    Вы можете остановить курс и вернуться к нему в любой момент

    Для кого этот курс?

    Курс предназначен для всех учителей естественных наук на каждом этапе их образования, которые хотели бы расширить или дополнить свои знания об использовании методов исследования в школьной практике.Также рекомендуется педагогам дошкольного образования.

    Что я узнаю?

    • Вы узнаете о требованиях, предъявляемых общеобразовательной программой 2017 года к учителям, связанных с применением методов исследования.
    • Вы узнаете о методах исследования, будете различать их и сознательно использовать на своих занятиях.
    • Вы изучите элементы исследовательского метода и сможете развить их во время подготовки урока.
    • Вы узнаете практические примеры применения методов исследования во всех областях науки.
    • Вы осознаете важность методов исследования в преподавании естественных наук.
    • Вы познакомитесь с методом IBSE, связанным с обучением путем открытия.

    Что в курсе?

    • Мультимедийная презентация, представляющая содержание курса, pdf.
    • Ссылки на интернет-ресурсы
    • Примеры сценариев уроков, основанных на методе исследования по всем предметам науки.
    • Образцы опытов и экспериментов для отдельных предметов науки.
    • Задания, направленные на запись полученных знаний.

    Выпускник факультета ядерной физики и технологий Университета науки и техники AGH в Кракове. В настоящее время работает учителем физики в начальной школе, а в прошлом также учителем гимназии и общеобразовательной школы.Я также закончила педагогическое образование в Высшей школе гуманитарных и естественных наук в Сандомире.

    Работаю тренером с 2015 года, провожу тренинги для учителей как в стационарной, так и в дистанционной форме. На данный момент у меня за плечами около 300 часов аудиторных занятий.

    Я работаю в негосударственном педагогическом учреждении "Дружеское образование" в Тарнобжеге.

    Мой интерес к образовательному праву означал, что я закончил курс повышения квалификации для сотрудников управления образованием. Я также являюсь популяризатором использования методов исследования в обучении математике и естественным наукам. Поскольку я практикующий преподаватель, полный страсти и интересов, я основываю свое обучение, в частности, на обширном опыте, который я приобрел. в реализации четырех проектов ЕС.

    Я соавтор книг, изданных в июне 2016 года.реализовано в рамках проекта Erasmus+:

    • "Сборник сценариев уроков: С математикой по всему миру, в поисках новых методов преподавания математики и смежных предметов."
    • "Сборник задач: С математикой по миру"
    • Также является соавтором трех педагогических инноваций, которые я также внедрила и провела в своих школах:
    • "Брак по расчету - математика и физика" 2010/2011
    • «Информационно-коммуникационные технологии в сфере услуг по математике и физике» 2016/2017 «
    • «Информационные средства на уроках физики и английского языка» 2018/2019.

    Увлекаюсь живописью маслом и акрилом, художественным ремеслом, историей Второй мировой войны и астрономией.

    .

    Экспериментальный метод | Metodolog.pl - Наука 9000 1

    Экспериментальный метод существенно отличается от наблюдательного метода, независимо от предмета исследования и цели исследования

    инструмента. Экспериментировать — с успехом для науки — можно и над очень сложными явлениями в гуманитарных науках, например в педагогической психологии, а не только над явлениями, которые являются предметом так называемых точные науки. Часто тесты, проводимые с использованием инструментов, носят чисто наблюдательный характер.С другой стороны, многие остроумные экспериментальные исследования были проведены совершенно без научных инструментов. Использование научной аппаратуры само по себе не означает, что использовался экспериментальный метод. Об этом свидетельствует совершенно иное отношение исследователя к наблюдаемому явлению, чем при наблюдении. Существенным отличием обоих методов является наличие и степень активного вмешательства в предмет исследования. Наблюдая, мы не меняем изучаемое явление, по крайней мере, не собираемся этого делать.Наоборот, в эксперименте.

    Экспериментальный метод

    Научный эксперимент – это активная модификация явления, являющегося предметом исследования, с целью понять причинно-следственные связи между отдельными составляющими или условиями протекания изучаемого явления. Эксперимент — это научный метод, с помощью которого человечество приобрело значительную часть современных знаний о живой и живой природе, а следовательно, и большинство изобретений современной техники.Большинству важных открытий в физике, химии, биологии и многих смежных дисциплинах мы обязаны экспериментальным исследованиям.

    Эксперимент – это метод, пригодный для изучения явлений, которые повторяются в условиях, хотя бы частично одинаковых. Ибо нельзя экспериментировать с действительно индивидуальными и уникальными явлениями. Непростой вопрос, действительно ли исторические явления (т. е. явления, составляющие предмет историографического исследования) индивидуальны и неповторимы, а потому непригодны для экспериментального исследования.Иначе обстоит дело с социальными явлениями, т. е. явлениями, составляющими предмет широко понимаемых социальных наук (за исключением историографии, если ее хотят включить в социальные науки).

    Экспериментальный метод 2

    Общественные явления исторически обусловлены, но недаром по крайней мере некоторые из них повторяются и в этом смысле (повторяясь) они правильны. Это относится ко многим политическим и экономическим явлениям или деятельности.Это связано с практическими экспериментами в общественной жизни. Известно, что многие решения властей в области политики или экономики носят несколько экспериментальный, хотя и ненаучный характер. В его основе лежат представления о закономерности, т.е. повторяемости тех или иных исторических и социальных явлений, но в принципе - но задуман и осуществлен в практических, а не научно-исследовательских целях.

    Цитируемый фрагмент взят из книги "Общая методология научной работы" Юзефа Питера r1967.

    .

    Методы и методики исследований | Институт Вителона

    Мы предпочитаем мультиметодный подход к проведению исследований, чтобы собрать достаточно качественные данные.

    • Телефонные интервью (CATI)
      Мы записываем весь разговор интервьюера. Это позволяет провести полный анализ времени отклика и качества ответа. Стенограммы разговоров кодируются и анализируются.
    • Компьютерные интервью (CAPI)
      Интервьюеры проводят интервью и опросы с участниками, используя ноутбук.Это экономит время и ресурсы, необходимые для ввода данных.
    • Анкеты, тесты
      Мы изучаем психические характеристики, отношения, знания и предрасположенности, используя инструменты в различных формах. Это стандартизированные инструменты, которые позволяют надежно проверить, например, образец поведения.
    • Местные опросы
      В этом методе мы проводим опрос выбранной репрезентативной группы. Мы проводим исследования, ограниченные в приложениях к местному сообществу и явлениям.
    • Кабинетное исследование
      Приступая к исследованию, мы всегда проверяем, какие данные уже имеются, что мы можем разработать на основе документации.
    • Наблюдение
      Метод неучастия в ситуации, процесс позволяет регистрацию, описание ситуации, явления, людей. Это гарантирует отсутствие влияния на процесс.
    • Тайный покупатель
      Метод заключается в наблюдении за исследователем, участвующим в процессе (обычно обслуживание клиентов, продажи) и оценке отдельных, точно определенных измерений.
    • Эксперимент
      Наша команда имеет опыт организации социальных экспериментов. Мы уделяем должное внимание случайному отбору групп, организации контрольной группы и экспериментальных уровней воздействия. Эксперимент позволяет выделить факторы воздействия и является отправной точкой для дальнейших исследований.
    • Пользовательский опыт
      Мы пытаемся организовать такой опыт, при котором пользователи, например, портала, объекта, участники событий активно участвуют в знакомстве с предметом исследования.Есть большая разница между тем, что вы думаете о собственном поведении, и тем, как вы ведете себя как таковое. Отсюда мы всегда стараемся внести элемент образца реального опыта, а не просто декларировать.
    • Углубленное индивидуальное интервью (IDI)
      Личное, сценарное или случайное интервью. Подготовленный интервьюер создает ситуацию открытости, при которой респондент предоставляет много ценной и достоверной информации.
    • Интервью в фокус-группе (FGI)
      Проводится модерируемое обсуждение с участием 6-8 человек, которое строго записывается.Его цель – собрать различные мнения о деятельности, продуктах и ​​ситуациях. В этом методе используются различные техники, например, проекция, чтобы получить более глубокое представление о предмете.
    .

    Смотрите также