Post Icon



Эмоциональное развитие ребенка


Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста

Родители стремятся к гармоничному развитию своего крохи. Вместе с физическим, интеллектуальным воспитанием малышей значимую роль в становлении личности играет эмоциональное развитие ребенка. Способность понимать, осознавать свои чувства, эмоции, а также чувства и эмоции окружающих, умение сопереживать — все это играет огромную роль при формировании личности малыша.

Эмоции, способность их распознавать, умение их контролировать — признак успешности человека. По последним данным, успешность человека в большей степени зависит именно от коэффициента эмоционального развития. Именно поэтому, школьники, получающие отличные оценки достаточно часто испытывают неудачи во взрослой жизни.

Понятие эмоционально волевой сферы

Эмоции — особый вид психологических состояний личности, проявляющихся как, настроения, чувства, ощущения, переживания. Они также отображают психологическое состояние личности по отношению к себе, к окружающей действительности, а также к происходящему вокруг. Развитие эмоционального интеллекта — залог гармоничного воспитания ребенка.

Эмоционально волевая сфера — это не только эмоции и их проявления. Она рассматривает содержание эмоций, их динамичное развитие, глубину, а также качество проявленных состояний. Эмоции оказывают влияние на мировоззрение крохи, на то, каким увидит мир малыш, как он будет воспринимать окружающую среду, выстраивать личностные отношения.

Эта сфера делится на следующие составные части:

  • Эмоции. Ребенок показывает свою реакцию на окружающую действительность. Эмоции могут быть положительными, позитивными — например, смех, радость, или отрицательными, негативными — страх, плач. Малыш может продемонстрировать и нейтральные, например, удивление.
  • Чувства возникают позже и являются реакцией на отношение крохи к конкретным людям или событиям, предметам. Проявление одного и того же чувства возможно в нескольких эмоциональных действиях.
  • Настроение — устойчивое эмоциональное состояние ребенка, зависящее от окружающей среды, здоровья крохи, успешности деятельности. Настроение может быть изменчивым или устойчивым по продолжительности. На настроение немалое влияние оказывает также темперамент, характер малыша. Хорошее, позитивное настроение стимулирует несмышленыша на результативную деятельность. Плохое настроение негативное влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.
  • Воля — это способность малыша к сознательному контролю над своими действиями при достижении спланированной цели. Еще совсем кроха демонстрирует свою волю и целеустремленность, настойчиво собирая башню из кубиков, которые постоянно падают.

Как происходит эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие дошкольников происходит под давлением внутренних и внешних факторов. Внутренние — это врожденные особенности личности крохи, присущие ему с рождения, такие как темперамент. Внешние факторы — семья малыша, окружающий его мир. Воспитательные методы, применяемые для развития детей, оказывают существенное влияние на развитие эмоционально волевой сферы малыша.

Правильное распознавание эмоций, передача их, совсем не является легким и простым действием для несмышленыша. Ребятня дошкольного возраста с легкостью отличает восторг, радость. А вот грусть или страх могут выделить, понять не все дошколята.

У ребятни до 5 — 6 лет главным для определения эмоционального состояния другого человека является мимика лица. Именно по выражению лица, кроха может определить, что чувствуют другие люди. В более старшем возрасте, учась в школе, дошколята учатся сдерживать свои чувства, не демонстрировать явно свои переживания. Теперь кроме мимики помочь с распознаванием эмоционального состояния личности малышам помогают жесты, пантомима.

Развитие аспектов эмоционально волевой сферы детей служит определяющим фактором, для достижения результата и успешности во всех видах деятельности малышей. Влияет также на учебу, коммуникативность, социализацию дошкольника.

Роль семьи очень важна при правильном, здоровом формировании эмоциональности крохи. Ведь именно в дошкольном возрасте у несмышленыша формируются, закрепляются основные аспекты эмоций. Прививать, развивать положительное отношение к окружающим, показывать на собственном примере важность позитивного настроения — все это в силах родителей.

Советы родителям

Давно замечено, что поощрение, похвала оказывают более сильное впечатление на психику крохи, стимулирует малыша к дальнейшему развитию. Наказание, крики, оскорбления негативно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, отбивает желание добиваться чего-либо. Постоянные упреки, наказания вызывают резко негативную реакцию на взрослых. Малыш или проявляет агрессивность в ответ или отказывается от любого проявления активности.

  • У дошколят преобладающими являются наглядные формы мышления. Распознавание эмоций, как они проявляются внешне малыш может изучать с помощью мультиков, спектаклей или прослушивания сказок. Крохе можно объяснить какие существуют положительные, а какие отрицательные эмоции, что они выражают. С использованием мимики продемонстрировать чем отличает испуг от радости, удивление от грусти.
  • Обратить внимание крохи не только на выражение лица, но и на интонацию голоса. Не стоит заставлять кроху прятать свои чувства, не показывать их. Учить, что негативные эмоции всегда плохие. Эмоциями необходимо научиться управлять, взятые под контроль, они помогут крохе лучше осознать себя как личность, более гармоничному формированию психической устойчивости ребенка.
  • Инстинкт самосохранения — это очень важное качество, особенно для детей. Это качество основано на контролируемом страхе за свою безопасность. Высказанное или показанное в корректной форме недовольство поступком, действием или конкретным человеком демонстрирует работу защитного механизма психики ребенка. Определить свои или чужие границы помогает обида крохи на нарушение личностного пространства. 
  • Сопереживание чувствам других, уважение формируется на наглядном примере значимых взрослых. Если папа кричит на пожилую женщину: куда лезешь старуха, ждать уважения к старшим от малыша не стоит. Да и сам отец не будет вызывать у чада уважения. Понимание, доверие близких людей формирует близость родителей и их чада.
  • Малыш не должен скрывать своих чувств, переживания от близких, родных людей. Внимательное отношение к чаду позволит добиться доверительности в семье. Взрослые смогут объяснить непоседе, как правильно подобрать эмоции, грамотно их использовать и развивать. Самое главное, родители научат кроху разбираться в чужих эмоциях.

Истерики дошколят могут быть большой проблемой для взрослых. Для гармоничного психического развития дошколят необходимо взять проявление истерик под контроль родителей. Приступы истерики необходимо прекратить как можно раньше. Потакание капризам, желание откупиться от проблем своих отпрысков, только усугубляют истерические проявления, способствуют формированию избалованного, эгоистичного чада.

Единственно верный способ избавиться от истерик, капризов подрастающего поколения — это полное игнорирование самой истерики. Не стоит упрашивать маленького человечка, обещать что-то взамен, идти на поводу капризов чада. Пока взрослые не перестанут реагировать на истерики, дошкольник будет манипулировать своими родителями.

На положительное развитие маленьких непосед оказывает влияние чувство собственной востребованности, значимости. Необходимо привлекать чадо к семейным делам, заботам. Доверять маленькому человечку поливать цветы, помогать маме готовить или наводить порядок. Дошколята могут сами выбирать себе одежду, выбирать игру, в которую хотят поиграть. Таким образом формируется самостоятельность, ответственность маленьких непосед.

Развитие эмоциональной коммуникативности

Понимание эмоционального состояния окружающих — это важный шаг к формированию коммуникативности у дошколят. Несмышленыши смогут научиться сопереживать, сочувствовать, дружить. Эмоциональное развитие дошколят тесно связано со взаимоотношениями со сверстниками, взрослыми, а также с различными жизненными ситуациями.

Дошколята еще не могут в полной мере управлять своими эмоциями, скорее чувства управляют поведением маленьких непосед. Для дошкольников очень важно возникновение, сохранение позитивных отношений с другими людьми. Кроха очень переживает, когда его не принимают в игру, высмеивают. Малыш очень ценит возникающие дружественные чувства, симпатии к ровесникам.

Внутренний мир формируется у крохи в дошкольном возрасте и является основой личности маленького человечка. Задача родителей, воспитателей помочь крохе развить его эмоции, научиться ими управлять. Неумение общаться, связано напрямую с отставанием в психическом развитии ребенка.

Чтобы чадо научилось самостоятельно принимать решения, родителям не стоит постоянно решать проблемы дошкольника. Если ваше чадо пришло к вам за помощью, не взваливайте все на свои плечи. Пусть непоседа учится самостоятельности. Поговорите с несмышленышем, выясните, что его волнует, обязательно узнайте, как маленький человечек собирается исправить неприятную ситуацию.

Увидев, что дошкольник сможет сам справиться с проблемой, похвалите его. Но, не стоит мамочке говорить: «лучше сделай как я скажу» или, например, « я сама разберусь». Такое воспитание приведет к инфантильности дошкольника, создаст проблемы в общении со сверстниками у вашего чада.

Эмоциональные нарушения

Маленький человечек консерватор по своей натуре, он не любит никаких резких изменений в привычном течении жизни. Изменение режима жизни, поступление в детский сад или перевод в новое дошкольное учреждение, разлад в семье, развод родителей — все это может привести к тому, что у непоседы возникнут серьезные эмоциональные нарушения.

Выделяются следующие виды причин нарушений эмоционально волевой сферы дошкольника:

  • тревожное состояние, вызванное перенесенными стрессами;
  • недостаточность близости, доверия со значимыми взрослыми;
  • отставание в сфере интеллектуального развития;
  • социально — бытовые;
  • влияние компьютерных игр, а также фильмов, не соответствующих возрасту маленького человечка.

Все эти нарушения проявляются следующим образом:

  • гиперактивность;
  • повышенная агрессивность, нежелание идти на компромисс;
  • аутизм. Замыкание дошкольника в собственный внутренний мир, уход от контактов с окружающим миром и другими людьми;
  • тревожность. Может сопровождаться нервными тиками, заиканиями, в тяжелой форме — у непоседы может проявиться энурез.

Все эти виды психических расстройств нуждаются в коррекции с помощью грамотных специалистов. Дома, в семье родители могут помочь своему чаду научиться справляться с эмоциями. Несмышленыши любят, доверяют родителям, прислушиваются к ним. Такое отношение дошкольника служит залогом успешной корректировки психических нарушений.

Отсутствие эмоций или их недостаточное развитие ведет не только к пассивной умственной активности, а также и к пассивной физической двигательной активности. Вялый, малоподвижный, ничем не интересующийся несмышленыш — не о таком чаде мечтают родители. Различные виды активной деятельности, в том числе физическая культура способствует не только физическому, но также интеллектуальному и психическому здоровью дошколят.

Как развить эмоционально волевую сферу

У карапузов игра — это основная деятельность. Когда несмышленыш играет, у него формируется понимание социума, правил поведения, коммуникативность, воля к достижению поставленной цели. Основная задача упражнений, заданий, чтобы игры на развитие эмоционально волевой сферы помогли маленькому человечку запомнить, осознать основные базовые эмоции, их значимость в жизни каждой личности.

В садике или дома с дошкольником можно поиграть в следующие игры на развитие эмоционально волевой сферы:

  • угадай сказку или мультик. С помощью мимики, жестов ведущий показывает героя, какой-либо сказки или мультфильма. Дошкольник по внешним выразительным проявлениям лица, движений должен определить, кого именно изображает ведущий;
  • угадай, кто ты. В эту игру лучше играть небольшой группой. Каждому участнику по очереди раздать маски, изображающие радость, грусть, смех, страх, горе. Дошкольник, которому одели маску, не должен знать, что изображено на ней. По мимической подсказке тех, кто играет в группе, непоседа должен определить, какую эмоцию выражает данная маска;
  • мимическая гимнастика. Такой гимнастикой может заниматься с чадом и мамочка дома. Можно по очереди с непоседой изображать, как сердиться Карабас-Барабас, засмеяться как Буратино, изобразить строгую Мальвину или печального Пьеро. Тему для такой гимнастики может подсказать любая сказка или мультик; 
  • уходи злоба и ненависть. Иногда агрессивному дошкольнику необходимо выплеснуть свой негатив. Часто агрессивность выплескивается на сверстников или родителей. Для снятия излишней агрессивности можно поиграть следующим образом. Выделить место для игры, можно на полу. На пол постелить чистый коврик, разложить мягкие игрушки или подушки. Дошкольник должен лечь на пол, закрыть глаза, устроить «истерику» — колотить руками и ногами по полу, кричать «уходи злоба».

Высокое интеллектуальное развитие при низкой эмоциональности не приведет личность к успеху. Знание принципов развития эмоционально волевой сферы дошкольника, поможет родителям принять активное участие при формировании у крохи гармоничного психоэмоционального состояния личности.

Любая игра должна помочь вашему чаду стать крепким, здоровым и не только физически, но и психически устойчивым. Во взрослой жизни несмышленышам придется столкнуться с различными ситуациями, не всегда приносящими хорошее настроение. Дети должны уметь контролировать свои эмоции, сопереживать, сочувствовать. Душевно черствые люди никогда не добиваются успеха. У них могут быть деньги, но не будет любящей семьи, которая всегда поддержит друг друга.

pups.su

Эмоциональное, социальное и психическое развитие ребенка

Оглавление

Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода в первые недели внутриутробного развития ребенка. На десятой неделе внутриутробного развития мозг делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека. Количество нейронов стабильно на протяжении всей жизни, место расположения тоже. Окончательное формирование мозга заканчивается к первому году жизни. Функции мозга первые 15 дней после появления на свет в основном заключаются в собирании информации как извне, так и изнутри своего организма и приспосабливание к этой информации. К трем годам объем мозга ребенка составляет 80% от мозга взрослого человека. Причем увеличение объема мозга осуществляется за счет особых глиальных клеток, необходимых для существования нейронов. Еще несколько десятков лет назад некоторые западные специалисты утверждали, что за первые три года мозг практически полностью формируется, и в дальнейшем изменить что-либо уже практически невозможно. Сегодня доподлинно известно, что нейронные связи могут формироваться до конца жизни. Для развития головного мозга ребенка необходима насыщенная положительными впечатлениями среда. Это заставляет мозг работать активнее и стимулирует его развитие. Развитие мозга в возрасте до трех лет похоже на рост дерева. После десяти лет какие-то ветви дерева отмирают, а вместо них растут новые. Интересно то, что если ребенок выучил иностранный язык до 18 лет, но практически не применяет свои знания, связи нейронов, которые создались для обслуживания этих знаний, могут разрушиться и «пользоваться» этими знаниями мозг будет посредством совершенно других механизмов. Основное развитие речи у детей происходит в промежуток между 8 месяцами и 4 годами. Именно в это время ребенок осваивает язык, на котором будет говорить в будущем. К концу этого периода ребенок говорит не менее тысячи слов. Нормой считается, если слова произносятся правильно, без обрезаний «неудобных» слогов. Малыш может своими словами рассказать коротенький рассказ, а также передать впечатления о прошедшем дне, высказать мнение о каких-либо событиях, произошедших с ним.

Некоторые этапы развития речи:

  • 8 - 14 месяцев – появляются двусложные слова: би-би, ка-ка, ля-ля,
  • 18 – 26 месяцев – появляются предложения из двух простых слов: мама дай, папа ам-ам,
  • 21 – 30 месяцев – прибавляются новые слова в лексиконе,
  • 28 – 42 месяца – слова составляются в предложения, используются падежи, роды и числа,
  • 30 – 41 месяц – ребенок придумывает свои слова, основываясь на уже известных ему,
  • 30 – 42 месяца – ребенок говорит вслух о том, чем он занят в этот момент даже если он играет один.
Временные рамки перечисленных этапов могут сдвигаться немного в ту или иную сторону. Девочки начинают говорить раньше и словарный запас у них поначалу больше, особенно это касается названий объектов. А вот фразы у них складывать получается позже. Вместе с тем составляют они фразы более тщательно, стараясь быть похожими на мам и пап.

Мальчики же сначала осваивают глаголы, начинают их сочетать с другими частями речи. Они чаще девочек придумывают и коверкают слова. Говорить начинают, как правило, позже.

Настораживающие моменты:

  • Малыш не хочет повторять за взрослыми слова и фразы,
  • Если попросить его повторить слово, он отворачивается, сжимает губы и делает вид, что это не к нему,
  • Старается не просить ни о чем взрослых,
  • В общении не делает разницы между своими и чужими людьми,
  • Лепечет на придуманном языке и не переживает, от того что его никто не понимает,
  • По сравнению со сверстниками ребенок разговаривает намного хуже.
Причины задержки развития речи:
  • Неправильное воспитание, недостаток общения,
  • Неврологические или сенсомоторные нарушения.
Что делать? Идти на консультацию логопеда. О нарушении речи можно говорить, лишь если ребенку уже исполнилось 3 года, но словарный запас его ограничивается детским лепетом. До трех лет детей, как правило, к логопеду не направляют. Занятия следует начинать как можно раньше, тогда эффект будет заметен быстрее. Оказывается, рацион ребенка тоже влияет на то, как быстро и качественно он запоминает информацию. Питаться ребенок должен небольшими порциями, но с малыми промежутками. Это позволит поддерживать постоянный уровень глюкозы в крови, что необходимо для стабильной работы головного мозга.

В меню ребенка обязательно должны присутствовать: сыр, орехи, семена, фасоль, горох, гречка, цельнозерновая выпечка, каши, фрукты, жирная рыба, овощи. В перечисленных продуктах в больших количествах содержатся биологически активные вещества, нужные для развития мозга и его нормального снабжения кислородом и питательными веществами.

Кроме этого, желательно, чтобы в меню ребенка были оливковое, подсолнечное, соевое, арахисовое масла. Необходимо время от времени давать ребенку витаминно-минеральные добавки, рыбий жир.

Между прочим, обилие простых углеводов (сладостей) в меню ухудшает запоминательную функцию головного мозга. Плохо на функцию запоминания влияет и тревожный сон урывками, недостаток сна.

Для улучшения кровообращения в области мозга полезно заниматься физкультурой. Развитие психики ребенка осуществляется по этапам:
  • 0 – 12 месяцев в основном развиваются моторные функции,
  • От 12 до 36 месяцев развиваются чувствительность, и усложняется моторная функция,
  • От 36 месяцев до 12 лет происходит становление эмоциональной функции,
  • После 12 лет заканчивается становление мыслительной функции.
На первом году жизни для нормального психического развития очень важно общение со взрослыми, постоянные впечатления. Чем больше будет общения с родителями, тем активнее развивается ребенок. В возрасте от года до трех важно вовремя поощрять или наоборот пресекать действия малыша, который познает мир. Именно таким образом у ребенка появляется представление о том, каким образом вести себя среди людей. В три года у малышей наступает период кризиса. Они становятся упрямыми, так как именно теперь малыш начинает осознавать себя личностью.

В возрасте трех – четырех лет малыш предпочитает общение со взрослыми играм с детьми. Ведь взрослый может внести в игру что-то новое и интересное, у самих же малышей еще пока не хватает умения развлечь себя. Они еще не достаточно хорошо концентрируются, да и память не так хороша. Следует снисходительно относиться к некоторым речевым помаркам, если добиваться от ребенка четкой и грамотной речи в этом возрасте, он может замкнуться и в будущем стесняться.

С четырех до пяти малыш уже начинает размышлять о том, что слышал от других, но сам не видел. Сейчас уже интереснее играть со сверстниками, причем пока в играх нет духа соревнования, дети взаимодействуют на равных. В этом возрасте детям необходимо читать и рассказывать как можно больше сказок. Это период окончательного становления психики. Согласно мнению психологов, именно в первые пять лет закладываются основы психики человека.

Развитие эмоциональной сферы происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию, говорить. Поначалу общение ребенка с окружающим происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны положительные эмоции. Во время бодрствования малыша первых месяцев жизни родители должны стараться, чтобы ребенок был радостным и спокойным, больше с ним играть или просто быть рядом. Дети воспринимают мир очень эмоционально. Причем взрыв переживаний короток, но может быть настолько бурным, что ребенок даже не может себя контролировать. Это не совсем осознанная реакция. Подобные особенности психики объясняют то, что малыш может плакать и через несколько секунд вдруг начать смеяться.

Приблизительно с возраста четырех лет дети начинают испытывать отрицательные эмоции, например, недовольство или гнев. В этом возрасте «скачки» настроения никогда не бывают без веской (с точки зрения ребенка) причины.

Родителям не следует пытаться подавлять такие негативные проявления эмоций. Нужно попробовать разобраться в их причине. Вместе с тем и взрослые, общающиеся с малышами, должны контролировать свои эмоции. Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности, а также отношения к окружающим. Дети, у которых эмоциональная сфера в порядке, имеют высокую самооценку в будущем. Наиболее эффективный способ развивать эмоции ребенка – это играть с ним в различные игры.

1. Журнал эмоций. Можно найти в журналах изображения людей в разных эмоциональных состояниях, вырезать их портреты и вклеить в отдельную тетрадку. Вместе с малышом иногда просматривать картинки и обсуждать настроение человека, а также вероятные причины этого настроения. Можно сымитировать это настроение и попросить ребенка повторить имитацию. Такие занятия можно проводить с малышами, достигшими годовалого возраста.

2. Игра в эмоции. Эта игра подойдет для детей с четырех лет. Следует предложить малышу:

  • Разозлиться, как медведь, которому упала шишка на лоб, как малыш, у которого забрали конфету,
  • Обидеться, как ребенок, с которым не захотели играть,
  • Нахмуриться, как злой человек, как туча перед дождем,
  • Испугаться, как три поросенка, когда за ними гнался волк, как собака, увидевшая машину, как малыш, потерявшийся в магазине,
  • Улыбнуться, как будто он увидел радугу в небе, как веселый человек, как будто он получил подарок,
  • Погрустить, как ослик Иа, как будто на улице идет дождь.
Таких примеров можно придумать множество и все они помогут малышу научиться выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих людей. Исследования психологов показывают, что уже к семи годам девяносто процентов детей умеют правильно оценить эмоции людей. Во время просмотра мультфильмов или прослушивания сказок дети сочувствуют вымышленным героям также сильно как своему брату, поранившему о гвоздь ногу. Одной из наиболее ярких эмоций, переживаемых малышами, является страх. Появляется он обычно у тех детей, родители которых сами очень тревожны и считают, что ребенок окружен опасностями. Именно подобное состояние мам и пап провоцирует развитие страха и тревожности у детей. Социальное развитие – это приучение ребенка к культуре, традициям общества, в котором он проживает. Наиболее активно социальное развитие проходит в первый год жизни малыша. Находясь в окружении взрослых людей, ребенок сам того не осознавая, приучается жить по законам общества, выполнять некоторые правила, считаться с окружающими. Основное значение в данном случае имеет семья. Малыш смотрит на то, каковы отношения членов семьи между собой и перенимает эту схему для своей будущей взрослой жизни. Для нормального социального развития ребенку необходимо общение с людьми разного возраста.

Игра – важнейшая форма социального развития. Во время игры дети общаются, развивается их психика, эмоции, физические способности. Навыки социализации ребенок получает в ролевых играх при имитации поликлиники, магазина, школы. Именно во время игры малыш получает уроки правильного поведения при различных ситуациях, иногда конфликтных.

Как помочь ребенку социализироваться?

  • Обсуждать с ним различные жизненные ситуации и варианты выхода из них,
  • Водить его на концерты, в театр, обязательно обсуждать после представления,
  • Хвалить, если ребенок помог кому-то в чем-то и разъяснять важность помощи,
  • Наблюдать вместе за поступками людей и обсуждать их,
  • Всегда отвечать на все вопросы ребенка.
Участки головного мозга, которые контролируют движения пальцев и речь находятся рядом. Поэтому, активизируя двигательные центры, мы одновременно активизируем и речевые. Развивать моторику можно начинать уже с первых месяцев жизни. Для этого каждый пальчик крохотных ручонок следует массировать по нескольку раз в день. Когда малыш станет чуть старше, можно начинать делать пальчиковую гимнастику – простые движения пальчиками, которые делаются под стишок.
  • Волшебный мешочек. В тканевый мешочек сложить разные по фактуре и размеру мелкие предметы. Малыш нащупывает предмет и называет его. Делать нужно по очереди обеими руками.
  • Лепка из соленого теста или глины, пластилина. Можно слепить даже цифры, а потом пощупать их и отгадать.
  • Обводить уже нарисованные картинки, простые фигурки. Можно рисовать лабиринт. Очень удобно делать это упражнение с помощью трафаретов.
  • Рисование по крупам. На поднос высыпается не толстым слоем любая мелкая крупа. Пальцем ребенок рисует по крупе все, что ему хочется.
Для диагностики развития ребенка используются специальные тесты. Тесты разрабатываются для детей в возрасте до 3 лет, 3 – 6 лет, 6 – 10 лет. Для малышей до 6 лет все тесты представляют собой конкретные пособия в виде предметов для действий, картинок. После 6 лет можно давать тесты на логику. Левое полушарие мозга, отвечающее за логику, начинает активно развиваться только после пяти с половиной лет.Тест 1. Дать малышу десять кубиков одинакового размера, показать, как делать из них башенку, гусеницу, мостик.
  • В 1 год 3 месяца ребенок сделает башенку из двух кубиков,
  • В 2 года башенку из восьми кубиков, делает гусеницу,
  • В 3 года башня из девяти кубиков, собирает гусеницу и мостик.
Тест 2. Дать ребенку пирамидку, разобрать и собрать ее. То же с матрешкой.
  • В 1 год 6 месяцев собирает кольца в произвольном порядке,
  • В 2 года легко управляется с двумя объектами разного размера,
  • В 3 года легко собирает пирамиду, а также четыре матрешки.
Тест 3. Бытовой.
  • В 1 год 6 месяцев сам снимает носки, перелистывает жесткие странички по две, ест кашу сам,
  • В 2 года попадает ключом в замок, перелистывает книгу с тонкими страницами, нажимает на дверную ручку и кнопку звонка, может надеть носки, брючки,
  • В 3 года может повторить многие бытовые манипуляции за мамой и папой, сам застегивает пуговицы и завязывает шнурки.
Тест 4. На внимательность. Выложить перед ребенком тридцать картинок с разными предметами, показать ему картинку, повторяющую одну из тех, что выложены и попросить найти. Трехлетка из десятка картинок отыскивает половину.

Тест 5.

На развитие речи. Положить перед малышом 6 – 7 обычных предметов и попросить их назвать.
  • В 1 год 6 месяцев ребенок упоминает один предмет,
  • В 2 года от 2 до 5 предметов,
  • В 2 года 6 месяцев может назвать все предметы.
Тест 6. На крупную моторику.
  • В 1 год 6 месяцев легко преодолевает ступеньки без помощи, переступает палку, тянет за собой на веревочке машинку,
  • В 2 года поднимает с земли предмет, может футболить мячик,
  • В 2 года 6 месяцев переступает последовательно через ряд палочек, выложенных с промежутками 0,2 метра,
  • В 3 года прыгает на обеих ногах, справляется с велосипедом (3-х колесным), может устоять пару секунд на одной ножке.
Тест 7. На мелкую моторику. Положить перед малышом лист бумаги и фломастер. Попросить его изобразить треугольник, крест, квадрат, круг, горизонтальную и вертикальную полосы. Показать, как это делается.
  • В 1 год 6 месяцев рисует короткую линию,
  • В 2 года может нарисовать горизонтальную и вертикальную линию (по примеру),
  • В 2 года 6 месяцев рисует крест с несколькими линиями,
  • В 3 года рисует крест, круг, может изобразить подобие человечка (голова и ручки – ножки).

Вернуться к началу страницы

www.tiensmed.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причём это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — всё это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами и эмоциями.

Чувствами и эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт или делает, к другим людям и самому себе.

Эмоции — переживание отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определённой ситуации ,связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.

Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении потребностей.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовольствия, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях

Чувство — это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности.

Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент.

Эмоция как процесс — это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире.

И в жизни взрослого человека, и в жизни ребёнка эмоции играют важную роль . Для малыша — эмоции своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира , определитель их ценности . Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока ещё маленький мир .ю именно с их помощью даёт понять окружающим .ю что он сейчас ощущает .

В отечественной психологии , начиная с работ Л.С. Выготского , утвердилось мнение о многоуровневости эмоций как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития . Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций , в частности на этапах младенческого , раннего и дошкольного детства .

Развитие эмоций в младенчестве .

Первые эмоции ребёнка, которые он испытывает непосредственно после рождения, носят отрицательный характер по физиологическим причинам. Это связано с резким изменением средовых факторов , к которым он привык в утробе матери . Чуть позже , выражаясь в крике и в плаче , эти отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и являются сигналом для окружающих о неблагополучии ребёнка ( голод , недомогания , мокрые пелёнки , желание спать и т. д. ) В этот период ярко обнаруживает себя реакция страха ,которая может быть вызвана резким изменением среды , положения , громкими звуками и т.д. Физиологическая природа данных эмоций—безусловные рефлексы ( рефлексы , осуществляемые на основе постоянной , генетически обусловленной нервной связи между воспринимающими элементами нервной системы и исполнительными органами. На данном этапе удовлетворения витальных потребностей создаёт лишь предпосылку для появления у малыша чувства радости. Постепенно, с увеличением отрезка бодрствования, взаимодействие со взрослым , который не только обеспечивает уход , но и стремится наполнить жизнь младенца разнообразными впечатлениями, проявляет любовное и заботливое отношение к нему , начинают развиваться положительные эмоции .

Существенным этапом эмоционального развития ребёнка становится образование на основе безусловных эмоциональных реакций условных ,которые возникают не только в связи с ощущениями , но уже и в связи с представлениями . Это свидетельствует о расширении информационных полей , стимулирующих появление всё новых и новых источников эмоций и обогащении их содержания . Постепенно расширяются и потребности ребёнка , которые уже не ограничиваются только органическими .

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира , возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Представление — наглядный образ предмета, возникающий на основе прошлого опыта.

Как отмечает Г.А.Урунтаева (Дошкольная психология .М., 1999 ), первая социальная эмоция — улыбка в ответ на ласковый голос близкого взрослого и его склонённое лицо—появляется у малыша приблизительно на 3-4-й неделе . К 3-4-м месяцам положительные эмоции складываются в « комплекс оживления » , представляющий собой специфическое поведение в отношении взрослого. В этот довербальный период радостные эмоциональные реакции малыша являются главным коммуникативным средством . Необходимо отметить , что до 6 месяцев общение вызывает у ребёнка только положительные эмоции .Кроме того , негативные эмоциональные переживания взрослого , обращённые к нему , не воспринимаются . И только во втором полугодии своей жизни ребёнок начинает дифференцировать эмоциональные состояния взрослого , чутко реагируя на его мимику , интонационную окраску голоса , его действия . На этой основе начинает формироваться симпатия и любовь к близким как ответная реакция на их теплоту и заботу, ласку и доброжелательное внимание.

Если на первых месяцах жизни реакцию радости вызывает общение со взрослым , то уже после 4 месяцев её способна вызвать и игрушка . Побудительным фактором становится новизна предметов , попадающих в непосредственное поле зрения и доступных для манипулирования . Удовольствие доставляет и собственная двигательная активность и различные звуковые эффекты . Важной характеристикой эмоционального мира младенца является его «заражение» эмоциями окружающих людей . Свидетельством начала формирования познавательной потребности является появление чувства удивления , возникающего при непосредственном воздействии необычного раздражителя .Это чувство берёт своё начало в ориентировочном рефлексе «что такое?» . В эмоциональном развитии в младенческом возрасте можно выделить такие ключевые моменты :

  • для детей младенческого возраста характерными являются приметивные эмоции , вызываемые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей ;

  • основным средством общения в довербальный период для ребёнка являются выразительные эмоциональные реакции ;

  • способность к дифференциации эмоций у ребёнка развивается в ходе ситуативно-личностного общения со взрослым;

  • расширение источников информации способствует развитию познавательной активности , находящей выражение в переживании радости от собственных действий и развитию чувства удивления ;

  • закладываются основы высших чувств — любви и симпатии к близким взрослым , в основе которых лежит подражание .

Развитие эмоций в раннем детстве .

Как и в младенческом возрасте , эмоции ребёнка раннего возраста неустойчивы , кратковременны и имеют бурное выражение .Также характерным является эффект «эмоционального заражения» . Эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют всё поведение ребёнка , именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо . Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции . Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо-плохо».

К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства : радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением ; постепенно различия касаются и характера музыки, её «настроения» . Но если в младенческом возрасте радость вызывает всё и блестящее , то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного , основываясь на оценках взрослых . Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение , пение , рисунок .

Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающем. В этот период ребёнок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера.

Е.Волосова отмечает , что эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или неупешностью их предметной деятельности . Источником проявлений данных эмоций могут являться : объект предстоящего действия , ситуация , в которой предстоит действовать , собственные действия , результат самостоятельной деятельности . Другими словами , переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями , а также результатами своей деятельности . В связи с этим можно утверждать , что «происходит дальнейшая социализация эмоций».

Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого , проявление ревности к сверстнику , с которым приходится его делить . При обращении внимания взрослого на состояние другого ребёнка малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией . В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам , что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях . В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале , поощрению с их стороны .

Особое значение приобретает слово, включённое в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений , сначала подкрепляемое мимикой и интонацией , а затем и без таковых .Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения , заключающаяся в связи слова и представлений , что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребёнка .

В ситуации развития у ребёнка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия , a также чувство стыда . Последнее , по мнению Р.Х.Шакурова , свидетельствует о формировании у ребёнка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения .

Определены такие ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста :

  • эмоции также неустойчивы и изменчивы ,как и в младенческом возрасте;

  • эмоции являются мотивами поведения ребёнка , что объясняет их импульсивность ;

  • более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные , эстетические и нравственные эмоции , особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости , симпатия , сочувствие и чувство стыда ;

  • особое условно-эмоциональное значение приобретает слово , которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков .

Развитие эмоций в дошкольном возрасте . Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов , появлением новых интересов и потребностей . Чувства ребёнка-дошкольника постепенно теряют импульсивность , становятся более глубокими по смысловому содержанию .Тем не менее остаются трудноконтролируемые эмоции , связанные с органическими потребностями , такими как голод , жажда и т.д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника . Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого , то теперь он может испытывать радость , предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих .

Постепенно ребёнком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация , мимика , пантомимика . Овладение этими выразительными средствами , кроме того , помогает ему глубже осознать переживания другого .

Своё влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности , в частности , включение речи в эмоциональные процессы , что приводит к их интеллектуализации .

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребёнка и усложнением его отношений с окружающим миром .

Около 4-5 лет у ребёнка начинает формироваться чувство долга . Моральное сознание , являясь основанием этого чувства , способствует пониманию ребёнком предъявляемых ему требований , которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых .Наиболее яркое чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет .

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления , радости открытий .

Эстетические чувства также получают своё дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребёнка .

Ключевыми моментами эмоционального развития этого возраста являются:

  • освоение социальных форм выражения эмоций ;

  • формируется чувство долга , получают дальнейшее развитие эстетические , интеллектуальные , моральные чувства ;

  • благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными ;

  • эмоции являются показателем общего состояния ребёнка , его психического и физического самочувствия

Сравнительная характеристика эмоционального развития ребёнка раннего и

дошкольного возраста .

Характеристика эмоционального развития ребёнка раннего возраста (1 – 3 года )

Характеристика эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста ( 3 – 7 лет )

Эмоциональные реакции непосредственно связаны с потребностями витального характера;

эмоциональные реакции бурные, легко провоцируемые ;

отсутствует соподчинение мотивов;

эгоцентризм распространяется на все сферы взаимодействия;

зарождается самосознание, самоидентификация;

ориентация на оценку взрослого;

самооценка завышена

эмоциональный фон значительно уравновешен ;

развивается эмоциональное предвосхищение;

слово начинает играть роль регулятора эмоциональных состояний ;

формируется чувство долга как по отношению к сверстникам , и по отношению ко взрослым ;

эмоции подчиняются общей иерархии мотивов

Роль эмоций в образовании детей.

Л.С.Выготский считал , что « эмоциональное развитие детей—одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека , и прежде всего ребёнка » .Его последователи , основываясь на теоретических изысканиях , развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики , в частности эмоционального и интеллектуального . Этот факт является основополагающим в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста .

Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов . Автор этой системы , Н Ежкова , утверждает , что эффективность образования обусловлена степенью включённости в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни . Способствовать этому может , с одной стороны , специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми , а с другой—акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно-практическим .

Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны :

  • собственно-эмоциональное развитие ;

  • опосредованно-эмоциональное развитие .

Собственно-эмоциональное развитие—это ряд взаимосвязанных направлений , каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций .Собственно-эмоциональное развитие включает :

  • развитие эмоционального реагирования ;

  • развитие эмоциональной экспрессии ;

  • развитие эмпатии ;

  • формирование представлений о многообразии человеческих эмоций ;

  • формирование словаря эмоциональной лексики .

Опосредованно-эмоциональное развитие—это преднамеренное воздейсвие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования

Процесса познания окружающего мира , интеллектуальных действий и деятельности в целом .Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать прежде всего поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциональные ситуации . Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом . Условиями для этого будут :

  1. Формирование ценностных представлений :

  • нравственных ( добро , свобода , честность , милосердие , справедливость );

  • интеллектуальных ( истина , знание , творчество );

  • эстетических ( красота , гармония );

  • социальных ( семья , этнос , отечество );

  • валеологических ( жизнь , здоровье , пища , воздух , сон );

  • материальных ( предметы труда , быта , жилище , одежда )

  1. Использование приёмов , направленных на побуждение к мотивированной самореализации , стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания .

Особо важно учитывать в работе с детьми дошкольного возраста момент взаимосвязи эмоционального компонента и интеллектуального , так как , во-первых , эмоции определяют всю жизнедеятельность детей , а , во-вторых, опосредуют процесс познавательной активности .Поэтому в современных методиках обучения принципиальным является положение о необходимости

стимулирования положительных эмоций .

Немаловажно значение эмоций в обучении , эффективность которого зависит от того, какие чувства вызывает сам процесс , как ребёнок переживает свои успехи и неудачи. Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания—мышление, внимание , воображение , восприярие , ощущение .Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира , улучшает процесс запоминания , так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти , быстро забывается же нейтральная информация . Взаимосвязи существуют и в соотношении эмоций и качества мышления . Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности , увеличивая мотивационные механизмы.

Вследствие своих специфических особенностей у ребёнка возникает желание что-либо узнать и чему-либо научиться , когда ему это интересно , другими словами , когда знания соответствуют его потребностям . Обучение благоприятно и эффективно для ребёнка , если он переживает чувство радости от того , что он сделал и узнал .

Для обучения опасны как перегрузки , так и недооценивание возможностей ребёнка . Если он достаточно хорошо владеет вопросом , а задание получит на общем уровне , это будет снижать интерес к занятию и повышать его отвлекаемость . Задача педагога—повысить мотивацию к активной деятельности на занятиях : подбирать содержание , созвучное опыту детей , отвечающее их потребностям , вызывающее эмоциональный отклик; использовать методы и приёмы, стимулирующие активность ребёнка , побуждающие его к практической деятельности .

studfiles.net

Эмоциональное развитие ребенка

Содержание статьи:

Одной из самых важных сторон формирования личности малыша является эмоциональное развитие. К сожалению, многие родители уделяют недостаточно внимания данному аспекту. Результатом такого пренебрежительного отношения является ребенок, который может знать алфавит, основы математического счета, иметь достижения в спорте, пении или рисовании, но не умеющий выразить свои страхи, тревоги и эмоции. Как развивать эмоциональную сферу ребенка расскажет данная статья.

Эмоционально-волевое развитие ребенка

Эмоции, чувства и настроения ребенка составляют одно целое — эмоционально-волевую сторону личности малыша. Рассмотрим подробнее каждый из трех компонентов: - эмоции представляют собой самые простые реакции малыша на воздействие окружающих факторов. Существует условное подразделение эмоций на положительные (восхищение, радость и т.д.), нейтральные (любопытство и др.) и отрицательные (стыд, ужас, гнев и т. д.); - чувства включают в себя разные эмоции и выражаются в отношении к конкретным людям, окружающим предметам или происходящим событиям; - настроение представляет собой эмоциональное состояние ребенка, которое формируется в зависимости от множества различных факторов, основные из которых состояние нервной системы и здоровья в целом, обстановки вокруг малыша, социального статуса окружающих людей, основного вида деятельности и др. Стоит отметить, что настроение значительно влияет на деятельность малыша и либо ее стимулирует, либо, наоборот, расстраивает; - воля – сторона личности малыша, которая отображает способность крохи к сознательному урегулированию поведения и достижения целей, поставленных перед собой. Воля развивается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Роль эмоционального развития в жизни ребенка

На первый взгляд выразить свои чувства и распознать эмоции собеседника кажется достаточно просто. Однако это сложный процесс и он требует от малыша наличие определенных знаний и уровня развития. Взрослые (родители, бабушки, дедушки, воспитатели детского сада) должны обратить внимание малыша на чувства, показать как выглядит и проявляются эмоции с помощью мимики и жестов, позы тела и даже тембра голоса. В раннем возрасте ребенка эмоции и чувства играют более важную роль, чем в последующей жизни. Это обусловлено тем, что интерес, выражение потребностей и мотивация познания окружающего мира являются главными двигателями для физического и интеллектуального развитяи крохи. Детские психологи выделяют следующие условные нормативы развития эмоциональной сферы малыша: - к концу четвертой недели жизни ребенок начинает улыбаться; - ближе к полугодовалому возрасту малыш начинает проявлять ярко выраженные эмоции на появление мамы или на ее голос; - к десяти-двенадцати месяцам малыш осваивает навык обнимать и целовать близких людей; - к двухлетнему возрасту ребенок испытывает привязанность к тем или иным игрушкам: кроха кормит их, обнимает, чаще играет с ними. Однако иногда могут возникать нарушения эмоционального развития детей. Заметить отставание развития ребенка в эмоциональной сфере можно с помощью следующие факторов: - после полугодовалого возраста малыш не показывает недовольство или разочарование если мама при нем покидает помещение или если он остается с малознакомыми взрослыми; - в основном малыш проявляет вялость и апатию; - большую часть времени кроха проявляет недовольство и ведет себя возбужденно; - в возрасте 2,5-3 лет малыш проявляет жесткое отношение к окружающим: животным, сверстникам и даже игрушкам.

Особенности эмоционального развития детей

Пятилетние дети уже могут правильно различать воспринимать эмоциональное состояние человека. Легче всего они легко различают положительные эмоции (восторг, радость, веселье). Однако негативные эмоции (грусть, страх и т.д.) пятилеткам отличить достаточно сложно. А вот нейтральные эмоции, например, удивление или любопытство, различает всего 7% детей. Это связано с тем, что ребята в первую очередь смотрят на выражение лица собеседника, но при этом они абсолютно н обращают внимание на позу его тела и жесты, которые он делает. Важно понимать, что ребенок может переживать из-за всего, что ему интересно и значимо. Причиной переживания может быть как поломка любимой игрушки, так и то, что на улице идет дождь и он пропустит прогулку. Взрослые должны определять причину расстройства ребенка и поддерживать его с помощью проявлений ласки. Малыш способен чувствовать радость, веселье, обиду, несправедливость, сопереживание сказочным героям.

В дошкольном возрасте ребенок развивает свою чувствительность: эмоции становятся глубже, устойчивее, разумнее и более четче. Благодаря этому поведение крохи становится выразительным, искренним и непосредственным. О проблемах эмоционального развития детей и способах их коррекции можно узнать из видео:

Советы родителям

В детских садах действуют специальные программы, направленные на эмоциональное развитие воспитанников. Но как организовать эмоциональное развитие детей 3-4 лет в домашних условиях? В этом помогут рекомендации детских психологов и воспитателей. Мышление дошкольника построено на наглядных формах, поэтому учиться выражать свои эмоции ему удобнее на конкретных примерах, например, во время просмотра мультфильма или чтения сказки. Взрослые могут обсудить с ребенком, какие эмоции переживает сказочный персонаж, что послужило причиной проявления именно таких чувств, положительные они или отрицательные и др. Также, используя конкретные примеры, следует рассказать малышу об основных признаках тех или иных чувств и эмоций. При этом следует обращать внимание малыша на мимику, жесты человека, а также на интонацию и тембр его голоса. Малыш должен знать о классификации эмоций на положительные, отрицательные и нейтральные. Однако, взрослые должны объяснить, сто отрицательные эмоции не всегда негативно влияют на жизнь. Например, чувство страха тесно связано с инстинктом самосохранения и помогает уберечься от различных травм и неприятностей, чувство обиды четко дает понять где начинаются границы личного пространства и разделяет, что можно делать, а что нельзя и т.д. Чтобы ребенок дошкольного возраста смог уважительно относиться к чувствам других людей, нужно чтобы он рос с ощущением понимания родителей и других взрослых. Для этого ребенок как можно чаще должен проявлять свои эмоции, а родители не должны оставлять это без внимания — следует поощрять малыша, обсуждать его чувства и с чем они связаны. Таким образом полное понимание и доверие между ребенком и родителями приводит к эффективному развитию эмпатии.

Игры для эмоционального развития детей

Существенно облегчают процесс формирования и развития эмоционально — волевой сферы дошкольника с помощью специальных дидактических игр и упражнений. Игровые методики позволяют малышу в простой и доступной форме запомнить основные виды эмоций и чувств, как они проявляются и зачем нужны в жизни человека. Играть в такие игры можно индивидуально либо в малой группе детей.

«Театральная маска»

Цель игры: выучить основные жесты и мимические выражения лица, которые соответствуют разным эмоциям и чувствам; формировать навык распознавать эмоция по невербальному способу их выражения. Взрослый дает задание игрокам вырезать из бумаги и разрисовать маски, которые выражают ту или иную эмоцию (радость, любопытство, страх и т. д.). Когда маски будут готовы, игроки по очереди одевают их (ребенку дается маска, сделанная другим ребенком). Игрок должен угадать, какую маску ему одели. В этом ему помогут подсказки остальных игроков — они должны рассказать, как расположены глаза маски, брови, каков изгиб губ и т. д.

«Мимическая гимнастика»

Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры. На карточках пишут эмоции, соответствующие тому или иному (в этом возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их. Примеры заданий: - Улыбнуться, как Буратино. - Испугаться, как Красная Шапочка. - Рассердиться, как мачеха Золушки.

«Театр»

Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления. Ребенок старается изобразить невербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.

Эмоциональные нарушения у детей https://www.kalendar-beremennosti-deti.ru/emotsionalnye-narusheniya-u-detej-priznaki-i-korrektsiya/ Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Последние материалы раздела:

Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая...

Живой песок для детей

Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах...

Шариковый пластилин: поделки для детей

Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала...

birth-info.ru


Смотрите также