Post Icon



Инклюзивное образование в школе


Инклюзивное образование - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. 

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах. 

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. 

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.). 

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. 

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. 

Восемь принципов инклюзивного образования: 

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

 

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования. 

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

 

Федеральный уровень

Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Письмо от 7 июня 2013 г. n ир-535/07 о коррекционном и инклюзивном образовании детей

Приказ от 30 августа 2013 г. N 1015 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2015 г. N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

 

Региональный уровень

Алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-ивалидов, получающих услуги в ОО и организацияхсоциального обслуживания, на трудоустройство по должости "тьютор", "ассистент (помощник)"

Постановление от 9 октября 2013 г. n 430-п о государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"

Постановление от 13 декабря 2013 года №543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Приказ от 27 января 2016 года № 78 "Об организации работы по разработке перечня мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида"

 

Школьный уровень

Алгоритм взаимодействия образовательной организации с ТПМПК

Приказ "Об утверждении и внедрении в действие плана-графика мероприятий по опеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС УО(ИН) на 2016-2017 учебный год"

Положение о рабочей группе по обеспечению перехода на ФГОС НОО для лиц в ОВЗ МБОУ СОШ №12

Положение о ПМПК МБОУ СОШ №12

Положение о разработке и утверждении адаптивной образовательной программы МБОУ СОШ №12 г. Урай

Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование – это…

Инклюзивное или включенное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Правовая база инклюзивного образования: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993), Декларация о развитии включающего образования, принятая в Саламанке (1994), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

В России специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью имеет почти 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 году – образовательное учреждение для слепых детей. Специальное образование, как государственная система обучения детей с отклонениями, стало развиваться только после 1918 года. Создавались школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых. В 1950-е гг. началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон об образовании, у таких детей появилась возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» определяется, что в стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Принятие в России нового закона об образовании потребовало введения в деятельность общеобразовательных организаций (работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью) нового направления – разработку адаптированной образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

В 1970-х годах в Японии было основано движение «Абилимпикс», целью которого стало улучшение профессиональных навыков лиц с ОВЗ и инвалидностью. Руководящим органом движения выступила Международная Федерация Абилимпикс.

«Абилимпикс» – это олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Россия присоединилась к международному движению Аbilympics International в 2014 году. В настоящее время соревнования охватывают все категории инвалидов и лиц с ОВЗ. Проводятся раз в 4 года в 40 странах мира по более чем 50 профессиям. «Абилимпикс» – эффективный инструмент для профориентации, мотивации, социализации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Как показывает международный опыт, проведение чемпионатов оказывает серьезное влияние на формирование культуры отношения к таким людям в обществе.

Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

«Доступная среда» – это многоцелевая государственная программа, направленная на защиту и поддержку отдельных слоев населения, действия которых ограничены ввиду психических и/или физических заболеваний. Основная цель программы – беспрепятственный доступ людей с ОВЗ и инвалидностью к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере.

«Ресурсный класс (зона)» – модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра, которая за последние годы доказала свою эффективность при включении детей в систему общего образования. Это место, где сосредоточены ресурсы для инклюзии ребенка с аутизмом или другими ментальными нарушениями в школьное сообщество.

В 2015 году родителями детей с аутизмом при содействии фонда «Выход» был создан проект «Инклюзивная молекула». Это модель образования для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), согласно которой для них создают ресурсный класс с опорой на прикладной анализ поведения (ПАП). В таких классах дети с особенностями развития занимаются по индивидуальным программам и часть уроков посещают вместе с обычными одноклассниками. Со временем доля совместных занятий увеличивается. Благодаря усилиям гражданского общества, родительских организаций и подобных фондов количество ресурсных классов в России растет.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей с ОВЗ и инвалидностью: спецшколы и интернаты, коррекционные классы общеобразовательных школ, а также домашнее и дистанционное обучение.

Одним из главных направлений государственной образовательной политики в России, как и в других странах мира, стало развитие инклюзивного образования, реализация положений которого закреплена в национальной доктрине образования РФ до 2025 года.

В 2018 году Центр проблем аутизма при содействии Фонда президентских грантов перевел на русский язык и разместил в свободном доступе отчет о научной обоснованности инклюзивного образования, подготовленный группой международных экспертов по заказу ЮНЕСКО. В отчет включены результаты 280 исследований, проведённых в 25 странах мира.

Инклюзивное образование в условиях современной школы

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями.

«Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба».
Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: 

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Включение – это не интеграция: 

  • Включение – это больше, чем интеграция
  • Молодые люди учатся вместе в обычной школе
  • Специалисты приходят помогать детям
  • Обычные школы изменяются
  • Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
  • Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
  • Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
  • Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
  • Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

Включение – это: 

  • НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
  • НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
  • НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
  • НЕТ закрытых учреждений интернатного типа.

Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:

  • Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

  • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
  • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Законодательные ресурсы:

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
  • Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • Конвенция ООН о правах ребенка

Правила инклюзивной школы:

  • Все ученики равны в школьном сообществе
  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  • Планируется и проводится эффективное обучение
  • Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
  • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
  • Семьи активно участвуют в жизни школы.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

  • Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
  • Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
  • Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
  • Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
  • Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
  • Составлена с целью повышения успешности ученика.

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

  • он достаточно гибок,
  • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
  • он уважает индивидуальные различия
  • он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
  • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
  • он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Результаты инклюзии:

  • У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
  • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
  • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
  • Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
  • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
  • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
  • Существуют процедуры оценки эффективности

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Актуальность введения инклюзивного образования  обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих  с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей.

Инклюзивное образование в России

По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, – 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% – умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

МБОУ СОШ №30 является экспериментальной площадкой по инклюзивному образованию. 14,12.2009 – 16декабря 2009 г. "Реальную школу" посетил Дэвид Митчелл, почетный профессор Университета Вайкато и научный консультант по вопросам инклюзивного образования Института Вайкато (Гамильтон, Новая Зеландия) 

Ознакомившись с работой "Реальной школы" по различным направлениям деятельности, в том числе и по инклюзивному обучению, Д. Митчэлл дал высокий отзыв о качестве работы "Реальной школы", заявив, что сам многому здесь научился, многое в этой области можно позаимствовать другим учебным учреждениям. 

Выступая с докладом "Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования, "который он сделал на базе общеобразовательной школы № 30, Д. Митчэлл не раз ссылался на опыт работы "Реальной школы" в направлении развития инклюзивного обучения, подчеркнув особую значимость этого опыта для формирования инклюзивного пространства а Российской образовательной системе. Автор более 100 докладов, представленных на национальных и международных конференциях, более 160 научных публикаций, посвященных вопросам специального/инклюзивного образования. Состоит в редакционных советах нескольких научных журналов. Бывший член Национального консультационного комитета по специальному образованию Новой Зеландии. Работал в качестве консультанта в проектах ЮНЕСКО по инклюзивному образованию, главным образом, в странах Центральной Азии. Возглавлял подразделение по специальному образованию и услугам за рубежом Совета по особым детям (CouncilforExceptionalChildren – крупнейшая международная организация, работающая в области образования людей с инвалидностью и/или талантливых и одаренных людей).

В декабре 2009 года по приглашению РООИ «Перспектива» Дэвид Митчелл приезжал в Россию и проводил семинары для специалистов системы образования в Москве и Воронеже, и видеоконференцию «Формирование индивидуального плана обучения» для российских регионов – парнеров по Национальной Коалиции «За образование для всех».

2010 год в МБОУ СОШ №30 проходил съезд инвалидов-колясочников.

2012 году в МБОУ СОШ №30 выступала со своим опытом обучения детей-инвалидов в начальной школе учительница начальных классов г.Москвы.\ школе № 30 обучаются дети-инвалиды, которые имеютуспехи как в учебной деятельности, так и в не учебной. МаратоваМария Петровна обучалась в МБОУ СОШ №30  с 1 сентября 2003 года по май 2014 года. Занималась теннисом с 2003 года. Родилась с врождённым заболеванием, училась вместе с детьми в классе. Теннисом сначала занималась в «Луче» в школе дополнительного образования-секция теннис, потом перешла в спортивный клуб «Буран». Успешно закончила школу в 2014 году. Внесена в книгу-летопись «Лучшие спортсмены города Воронежа».Поступила в 2014 году в Воронежский Государственный Институт Физкультуры-ВГИФК,на факультет Адаптивной физической культуры. Теннисом продолжает заниматься, участвует в соревнованиях международного уровня. Ее спортивные достижения: Словения 2013 год-2 место международный турнир; Чемпионат России 2013 год – 1 место; Италия 2013 год – 2 место Чемпионат Европы; Франция 2014 год – 1 место в личном первенстве и 3 место в команде.

Литература:

1. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.
2. Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»
3. Конвенция о правах инвалидов: разные среди равных / Представительство ООН в РФ Информационный центр ООН в Москве, РООИ «Перспектива»

Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России

Когда пирога не хватает, можно испечь ещё… А можно избавиться от лишних ртов. Когда пирог бюджетный, как правило, срабатывает второй вариант. Думается, именно по этой первопричине под нож попали сельские и коррекционные школы, а сейчас озвучиваются аккредитационные «бизнес-пакеты» – базовый, продвинутый и ведущий.

Инклюзия всё глубже проникает на все уровни образования. С одной стороны, она необходима (хотя позиция небесспорная), с другой – коррекционные школы тоже нужны, или уже нет? А ресурсные классы – своеобразный компромисс?

Представляем мнения читателей «АО» по теме заочного круглого стола «Инклюзивное и коррекционное обучение в школе».

МИНЮРОВА Светлана Алигарьевна – ректор Уральского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор.

– Считаю, чем шире спектр форматов обучения для детей с особенностями развития, тем лучше. Важно, чтобы у родителей был выбор: инклюзия или коррекционная школа. Они должны его сделать с учетом состояния здоровья, возможностей, способностей ребенка. Это очень ответственный выбор. От него будет зависеть, в каком коллективе, по каким методикам, в каком темпе ребенок будет обучаться.

В России появится концепция развития системы инклюзивного и коррекционного образования на период до 2030 года. Подробнее: bit.ly/ao105I1

Не каждому особому ребенку подойдет инклюзия. Поэтому коррекционные школы важно не только сохранить, но и развивать, внедряя новейшие стандарты и методики обучения. У особых детей должна быть подушка безопасности, которой они в любой нужный момент смогут воспользоваться и которая обеспечит природосообразное сопровождение их индивидуального развития и обучения.

Ресурсные классы, безусловно, один из вариантов бережного сопровождения особого ребенка в массовой школе. Замечательно, когда есть образовательное пространство, где ребенку может быть оказана компетентная помощь, где он может получить не только знания, но и эмоциональную разгрузку. Масштабирование создания таких классов –например, по типу проекта «Инклюзивная молекула» – требует серьезных кадровых, методических, материально-технических ресурсов.

КУСОВА Маргарита Львовна – проректор по учебной работе Уральского государственного педагогического университета, доктор филологических наук, профессор.

– Очевидно, что на этот вопрос не может быть однозначного ответа, так как здесь значимы многие факторы: нозологические группы детей (нозологические группы детей-инвалидов и нозологические группы детей с ОВЗ), условия реализации образовательной программы (кадровая составляющая, наличие доступной среды для разных категорий детей) и другие. Ресурсные классы действительно могут быть хорошим компромиссом в условиях, когда родители ориентированы на общеобразовательное учреждение, но при этом обучающемуся необходима адаптированная программа.

АБРАМОВА Анастасия Владимировна – заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, кандидат философских наук, доцент.
ФИЛАТОВА Мария Вячеславовна – доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, кандидат педагогических наук, доцент.

– На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации должно реализовываться на всех уровнях образования, так как регулируется федеральным законодательством. В этой связи многие педагоги и ученые озабочены тем, чтобы прописать алгоритмы грамотного перехода к инклюзии и прояснить механизмы её реализации. Необходимо понимать не только как, но и каких детей можно включать в общий образовательный процесс, не ущемляя при этом их прав, а также не ограничивая комфортные образовательные условия для детей с нормой.

Стереотипы на восприятие отклоняющегося от нормы прочно закрепились в сознании не одного поколения наших соотечественников, а сила реакции на человека с патологией зависит от степени выраженности дефекта и не зависит от социального статуса и положения в обществе.

К сожалению, на практике мы имеем много примеров того, что на данный момент участники образовательного процесса не готовы к реализации инклюзивного образования. Проблемы создания условий для инклюзивных групп лежат не только в материально-финансовой плоскости, но и кадровой политики организаций. Не стоит забывать и о длительной просветительской работе по изменению мировоззренческих основ и социальной оценки включения в образовательный социум детей с ОВЗ и инвалидностью. Сознание большинства наших граждан во многом не подготовлено к тому, чтобы инвалиды стали занимать позицию «на равных» с остальными членами общества. До сих пор основной проблемой, с которой столкнулась идея продвижения интегративной формы обучения, является неготовность нашего общества к сосуществованию и полноправному взаимодействию с инвалидами. Стереотипы на восприятие отклоняющегося от нормы прочно закрепились в сознании не одного поколения наших соотечественников, а сила реакции на человека с патологией зависит от степени выраженности дефекта и не зависит от социального статуса и положения в обществе. Чтобы решить эту проблему, необходима глобальная просветительская и психологическая работа с семьями детей общего развития, не выходящего за пределы возрастной и психофизиологической нормы.

Необходимо грамотно подходить к процессу инклюзии. При определенных условиях в общеобразовательных школах могут обучаться дети с отклонениями в развитии, имеющие хороший сохранный интеллект. Напротив, дети с серьёзными нарушениями интеллекта, на наш взгляд, не должны учиться в массовой школе, поскольку при этом возникает ряд трудностей как для рядовых учителей, так и для специалистов. В то же время закон прописывает, что родители имеют право выбора, и родитель не желает, чтобы его умственно отсталый ребенок учился в специальной школе, а хочет, чтобы он посещал обычную школу по месту жительства. И наоборот: кто-то понимает невозможность социализации и возможность обучаемости таких «сложных» детей.

Можем ли мы со стопроцентной уверенностью говорить об отказе от коррекционных школ? Наверное, нет. Если задачи ограничиваются привитием человеку элементарных навыков, связанных с процессом социализации, то речь пойдет о коррекционной школе, а когда говорим о помощи в развитии и реализации имеющегося познавательного и коммуникативного потенциала, – скорее об инклюзии. Всё зависит от степени тяжести заключения ПМПК, которое отражает определённый баланс между «академическим компонентом» и компонентом «жизненной компетенции».

Вступить в дискуссию можно, прислав свои варианты ответов по адресу: [email protected].В теме письма просьба указывать рубрику «Заочный круглый стол».

На протяжении долгих лет система образования четко делила детей на обычных и инвалидов. Последние практически не имели возможности получить образование и реализовать свой образовательный потенциал: их не брали в учреждения, где обучаются нормотипичные дети. Теперь, согласно законодательству, дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми. Для осуществления этого возникает потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия в образовании. Это ресурсный класс. В настоящее время данное понятие может трактоваться по-разному. В приоритетном случае – мы говорим о том, что все дети с ОВЗ приписаны к «регулярным» классам: 1 «А», 1 «Б». Это могут быть не только первые классы, но и любые другие – для ребенка любого возраста, нуждающегося в индивидуализации образовательного маршрута. Понятие «ресурсный класс» может подразумевать также и то, что на его базе постоянно обучается группа детей, выходя в регулярные классы на те или иные предметы. В ресурсном классе может использоваться прикладной поведенческий анализ, а может и не использоваться. Прежде всего это зона, где есть необходимые «ресурсы»: специалисты, территория, методики, инструментарий и прочее. Нам представляется, что это определённый выход из ситуации как для детей с ОВЗ и инвалидностью, так и для условно нормальных детей.

Сегодня в нашей стране около 2 млн. детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья растет на 4%. Еще недавно такие дети воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах[1]. Однако наконец-то в последнее время в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здоровыми сверстниками и стать со временем полноценными членами современного общества.

Продолжение: Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей

[1] Восемь видов коррекционных школ: I и II – для слабослышащих, глухих и глухонемых детей, III и IV – для слабовидящих и слепых, а также для детей с косоглазием и амблиопией, V – для детей с тяжёлой речевой патологией, в том числе с заиканием, VI – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, VII – для детей с дислексией, VIII – для умственно отсталых детей.

Инклюзивное образование

  

Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: новые методики обучения, адаптированный учебный план, измененные методы оценки. 

Термин "инклюзия" обозначает процесс включения, вовлечения или вхождения во что-то, как часть целого. По отношению к образованию ЮНЕСКО понимает инклюзию как процесс "...обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы...". 

Основные принципы:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни.

В процессе инклюзии участвуют люди с инвалидностью, когнитивными и ментальными особенностями, одаренные личности, лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и др. 

При инклюзии дети с ОВЗ и особыми потребностями в образовании больше заняты в мероприятиях общеобразовательного процесса, общаются со сверстниками, обмениваются навыками взаимодействия в естественной среде и участвуют в групповой учебной деятельности. Дети без ограничений в развитии в инклюзивных классах имеют более развитые коммуникативные навыки и активное поведение. 

В нашей школе обучаются школьники по следующим категориям особенностей:

  • дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушением интеллекта;
  • дети с расстройствами аутистического спектра.

         

   


  Для получения рекомендаций по определению формы получения образования, образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий, по определению формы и степени инклюзии (интеграции) в образовательную среду для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо обратиться в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга.

Контактные данные консультационного центра:

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Новоселов, д.11, лит.А, каб.402
Телефон регистратуры: (812) 409-72-04.
Сайт: https://nevapmsc.ru/


При необходимости, в случае несогласия с решением ТПМПК, законные представители могут обратиться в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию Санкт-Петербурга /ЦПМПК/.

Адрес: 191040 Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 46, лит. А
Телефон регистратуры: (812) 314-13-12
E-mail: [email protected]

Сайт: http://gmpmpk.ru/cpmpk


Запись на консультацию в ГБОУ школа №691 по тел.: +7 931 377 11 07

Дни проведения консультаций в ГБОУ школа №691:
ПЯТНИЦА: с 14.00 до 16.00., по адресу: Дальневосточный проспект, дом 10, корпус 2, строение 1, каб. 225
Прием ведет заместитель директора по УВР Парфенова Татьяна Николаевна


Специальные условия образования обучающихся с ОВЗ

Средняя общеобразовательная школа №7, г. Биробиджан

В настоящее время в средствах массовой информации всё чаще и чаще можно услышать о детях с ограниченными возможностями. Сейчас стали говорить и писать о том, что такие дети имеют право на полноценное детство, на равное образование в общеобразовательной системе, об интеграции и инклюзии. Термин «инклюзивное образование» приходится слышать от разных людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных, руководителей организаций образования.

В последние годы происходит обновление системы образования, сближение специальных и общеобразовательных учреждений, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и закономерно возникают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью образования является достижение всеми учащимися определенного социального статуса и утверждение своей общественной значимости. Задача же инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися, возможно, их друзьями и соседями.

Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению - это и есть основные цели инклюзивного образования.

Своей основной задачей школа считает доступность получения образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. 

1. Инклюзивное образование в начальных классах в условиях общеобразовательной школы.

Городилова В.А., заместитель директора по УВР

2. Коррекционная программа по развитию уровня внимания младших школьников

Направление «Формирование психологического здоровья»

Якимова М.В., педагог-психолог

3. Программа коррекции общего недоразвития речи у детей с ЗПР. 1 класс

Пьянкова Э.С.учитель –логопед

4. Адаптированная образовательная программа по русскому языку (курс «Обучение грамоте», чтение; письмо) для учащейся 1 класса

Акинчина А.С.,  учитель начальных классов

5. Адаптированная образовательная программа по математике обучение на дому для учащейся 1  класса

Акинчина А.С.,  учитель начальных классов

6. Адаптированная образовательная программа по литературному чтению обучение на дому для учащейся 1 класса

Акинчина А.С.,  учитель начальных классов

7. Урок в 1 классе на тему «Гласные и согласные звуки. Слог слияние».

Акинчина А.С.,  учитель начальных классов 

Правда ли, что новый закон об образовании предусматривает ликвидацию коррекционных школ и вводит обязательное инклюзивное образование? Ведь многие дети просто не могут обучаться в обычной школе без специальных условий.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.

Однако данный Федеральный закон не содержит положений, предусматривающих ликвидацию рассматриваемых образовательных организаций. Наоборот, ч. 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Также, ч. 4 рассматриваемой статьи говорит о том, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Иначе говоря, возможны две формы организации обучения рассматриваемой категории обучающихся: инклюзивное обучение и обучение в специализированных организациях.

Отвечая на этот вопрос, следует привести и позицию Минобрнауки России, изложенную в письме от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07. Министерство отмечает, что часть субъектов РФ неоправданно сориентирована на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Также в данном письме обращается внимание на то, что инклюзивное (интегрированное) образование детей-инвалидов не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер – инклюзия (интеграция) ради самой инклюзии (интеграции). Для части детей более целесообразным является обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Таким образом, тезис о том, что Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает ликвидацию коррекционных школ, в корне неверен, а наметившаяся тенденция к их сокращению связана с не всегда обоснованной политикой субъектов РФ в области образования, а не с требованиями указанного Федерального закона.  

 

 

 

Основная учебная программа - Министерство образования и науки

Основная учебная программа


Учащиеся без инвалидности и учащиеся с ограниченными возможностями, интеллектуальное развитие которых соответствует их возрасту или имеет легкую умственную отсталость, обучаются по одной и той же основной программе дошкольного образования и основной программе общего образования, установленной для школ данного типа, и основной учебная программа для обучения по профессиям, указанным в постановлениях министра народного просвещения.

Основная учебная программа определена положениями распоряжения министра национального образования:

  • от 14.02.2017 об основной программе дошкольного образования и основной программе общего образования для начальных школ, в том числе обучающихся с нарушением интеллекта средней и тяжелой степени, общеобразовательной для отраслевой школы первой степени, общеобразовательной для специальная школа подготовки к труду и общеобразовательная для средних школ (журналЗаконов, ст. 356 с поправками д.), что относится к так называемым школам нового типа (8-летняя начальная школа, профессиональная школа первой ступени, специальная школа подготовки к труду, послесредняя школа)
  • от 27 августа 2012 г. «Об основных учебных планах дошкольного образования и общего образования в отдельных типах школ» (Вестник законов, поз. 977, с изменениями) старый тип (6-летняя начальная школа, гимназия, основное профессиональное училище, 3-летняя общеобразовательная школа, 4-летнее техническое училище, специальная школа подготовки к труду, высшая школа)
  • от 30 января 2018 года.об основной учебной программе общего образования для общеобразовательных школ, техникумов и промучилищ второй ступени (Законодательный вестник, ст. 467), которая касается так называемых нового типа (4-летняя общеобразовательная школа, 5-летний техникум, отраслевая школа второй ступени)
  • от 07.02.2012 г. «Об основной программе профессионального образования» (Законодательный вестник, ст. 184)
  • от 31.03.2017 г. «Об основной программе профессионального образования» (Законодательный вестник, поз. 860)

Учащиеся с умеренной или тяжелой степенью умственной отсталости и учащиеся с множественной инвалидностью в средней и средней школе обучаются по отдельной основной учебной программе для общего образования, указанной в приложениях 3 и 5 к Постановлению министра национального образования 14 февраля 2017 г.по основной программе дошкольного образования и базовой программе общего образования для начальных школ, в том числе для учащихся с умеренной или тяжелой степенью умственной отсталости, общеобразовательной для отраслевой школы первой степени, общеобразовательной для специальной школы подготовки к труду и общеобразовательной образование для высших учебных заведений.

Специфика обучения данной группы учащихся состоит в обучении и воспитании в целом, интегрированном, основанном на полисенсорном познании окружающего мира - во всем образовательном процессе.Важнейшим в обучении учащихся с умеренной или тяжелой степенью умственной отсталости является развитие личностных, коммуникативных и социальных компетенций, которые позволят вести в будущем относительно самостоятельную, достойную и полноценную жизнь во взрослом возрасте при максимальной интеграции с другими членами общества. .

В публикации Базовая программа общего образования с комментарием представлены принципы организации специализированных образовательных процедур, направленных на реализацию основной программы общего образования обучающимися с особыми образовательными потребностями (в том числе с ограниченными возможностями, трудностями в обучении или общении).Это первый раз, когда учителя имеют доступ к такому материалу.

Информация о версии для документа

Последнее изменение:
17.12.2020 14:44 Администратор gov.pl

Первая публикация:
17.12.2020 14:44 gov.pl администратор

.90 000 Инклюзивное образование 9 000 1

Хотим сообщить вам о следующем проекте и возможности участия он-лайн

на Национальной конференции, посвященной открытию проекта SCWEW в Быдгоще и популяризации идеи инклюзивного образования:

"Школа равных возможностей для всех"

Ссылка на конференцию

https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3ameeting_YmZiNmE5YzMtMWIyMi00MzQ1LTkwNWItODlhMGUwNTYyZTQw%40thread.v2/0?context=%7b%22Tid%22%3a%22ff2f95ad-124e-4d16-9602-63127cbe8aaa%22%2c%22Oid%22%3a%2289ee20e5-e156-4e6e-875c-0ebd60b28c5a%712 90a%90

Подробности в приложении


Специалист Центр поддержки инклюзивного образования - другой этап деятельности

Еще одним важным шагом в деятельности Специализированного центра поддержки инклюзивного образования в Быдгоще является запуск 2 февраля этого года. Аренда специализированного оборудования и учебных пособий , которые будут находиться в Специальной школе и образовательном центре № 3 в Быдгоще. Оборудование и вспомогательные средства были приобретены в соответствии с потребностями координаторов 8 государственных учреждений в Быдгоще, участвующих в пилотной программе инклюзивного образования, и будут использоваться в работе со студентами с особыми образовательными потребностями.

К наиболее важным вспомогательным средствам, которые можно взять напрокат, относятся игры и сенсорные наборы, туннели, клавиатуры, лупы и лупы, планшеты, сканеры и ноутбуки, электронные книги и мультимедийные программы, а также волшебные стены и интерактивные полы.Предложение по аренде будет постепенно расширяться. Для обеспечения возможности использования специализированного оборудования и учебных пособий разработаны следующие документы: Положение о кредите SCWEW , Заявление о кредите специального оборудования, Кредитный договор и

Акт приема-передачи . Кроме того, составлен График консультаций с технологом SCWEW, направленный на повышение компетентности в целевом использовании арендованного оборудования.

Следующий важный проект запланирован с 8 февраля этого года, . серия тренингов для учителей , тематика которых тесно связана с трудностями и потребностями учреждений, обозначенных координаторами SCWEW как ключевая. Они отвечают фундаментальному постулату о том, что «всем учащимся в школе обеспечены условия для обучения и развития с учетом их индивидуальных потребностей и способностей, а преподаватели готовы проводить занятия в диверсифицированной группе».

Разрыв в развитии между отдельными детьми может быть реальным. Они являются закономерным следствием неравномерности темпов созревания отдельных функций организма, способностей, навыков, интересов и т. д. Это касается и детей с особыми образовательными потребностями, в том числе особо одаренных детей и тех, кто развивается более медленными темпами. Педагог должен корректировать темп занятий, методы и формы работы в своей деятельности так, чтобы как вовлекать каждого ребенка в отдельности, так и организовывать работу всей группы.Это чрезвычайно сложная задача, поэтому существует большая потребность в консультациях и совершенствовании навыков индивидуализации в том, как учитель работает в многочисленных группах классов и детских садов.

Ниже представляю наиболее ожидаемый набор тренингов и семинаров, который уже включен в График текущего этапа деятельности SCWEW:

«Инклюзивное образование в массовой школьной практике и возможности его реализации»

в многочисленных командах класса ”

«Как бороться с нежелательным и агрессивным поведением у детей»

«Как справляться с трудным поведением учащихся с аутизмом»

«Устранение нежелательного поведения у учащихся с синдромом Аспергера»

«Работа с трудным родителем»

«Специализированная поддержка родителей при включенном наблюдении»

«Избирательный мутизм у детей»

«Работа со студентом с эмоциональными расстройствами, депрессией и социальной дезадаптацией»

«Работа со студентами, у которых выявлены проблемы гендерной идентичности»

Вышеуказанные тренинги и консультации будут проводиться экспертами и специалистами винклюзивное образование , опытные педагоги, а также педагоги-консультанты и методические консультанты Муниципального центра педагогического образования и Психолого-педагогического консультационного центра № 1 в Быдгоще . Каждое из 8 участвующих учреждений выразило готовность организовать отдельные тренинги в своей области.

Тем не менее, самой большой задачей, которую будет выполнять SCWEW в Быдгоще, на нынешнем этапе деятельности будет организация 19 марта этого года. Национальная конференция по внедрению инклюзивного образования в государственных учреждениях . Планируем участие городских властей, попечительского совета, представителей всех поддерживающих учреждений, директоров и учителей заинтересованных школ, прессы и видных специалистов в области инклюзивного образования. В настоящее время конференция находится в стадии подготовки. Сотрудничество и конструктивные идеи для реализации этого общественно важного начинания будут незаменимы.По нашим оценкам, это на рубеже февраля и марта этого года. мы вышлем подробные программы и приглашения для участия в конференции.

Мы хотели бы поблагодарить всех директоров образовательных учреждений, участвующих в проекте, координаторов, экспертов и специалистов по инклюзивному образованию, консультантов вспомогательных учреждений с MOEN и PPP на переднем крае за активность и приверженность до сих пор, и мы надеемся на дальнейшее плодотворное и профессиональное сотрудничество в сфере инклюзивного образования.

Специализированный центр поддержки инклюзивного образования (SCWEW)

С началом нового учебного года, в сентябре 2021г. Специализированный центр поддержки инклюзивного образования (SCWEW) создан и начинает работу в Специальной школе и Образовательном центре № 3 в Быдгоще. Он был создан в результате новых образовательных задач, направленных на обеспечение качественного образования для всех учащихся, независимо от того, какую школу или детский сад они посещают.Базовым, но и инновационным, предположением новой модели образования ( инклюзивное образование ) является обмен знаниями и опытом педагогов и специалистов специальных учреждений с воспитателями детских садов и общеобразовательных школ с целью совместного поиска наилучших решений. насколько это возможно, обеспечить успех каждого ребенка в развитии и обучении.

Целью SCWEW является оказание поддержки детским садам и общеобразовательным школам в области повышения компетенций их персонала, предоставления учащимся возможности всестороннего развития, использования образовательного предложения на каждом этапе обучения с учетом их индивидуальные потребности и возможности.

Наиболее важные задачи Специализированного центра поддержки инклюзивного образования (SCWEW) будут включать:

90 143 90 144 Консультации воспитателей детских садов и общеобразовательных школ с целью правильной диагностики развития и образовательных потребностей детей/учащихся 90 145
  • Поддержка этих учителей в работе с разнообразной группой, правильный подбор учебников, адаптация программ, эффективные методы работы, выбор и использование специализированного оборудования
  • Проведение или совместное проведение специализированных занятий и открытых уроков в общественных учреждениях или в SCWEW.
  • Консультативно-обучающая деятельность в области повышения компетенций персонала и работников школ и детских садов.
  • Организация специализированных тренингов и семинаров, а также обеспечение дальнейшего образования в сотрудничестве с педагогическими учебными заведениями без отрыва от производства
  • Предоставление учебников, специального оборудования, учебных пособий и обеспечение учебно-методическими материалами для работы с детьми и учащимися с различными развивающими и образовательными потребностями.
  • 90 144 Взаимодействие с субъектами, участвующими в процессе выявления нуждаемости и оказания помощи детям и их семьям: психолого-педагогическими консультационными центрами, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной помощи и помощи семье, а также негосударственными учреждениями и организациями 90 145

    Инновационная, даже новаторская, деятельность SCWEW будет активно поддерживать модель инклюзивного образования , которая основана на убеждении, что все учащиеся в школе имеют условия для обучения и развития с учетом их индивидуальных потребностей и способностей, а учителя подготовлены к проведению занятий в разнопрофильной группе.

    Организационная структура SCWEW в Быдгоще:

    Александра Котецкая - руководитель группы

    Йоланта Вежбиньска - эксперт по инклюзивному образованию

    Анна Бониславская - специалист по инклюзивному образованию

    Кшиштоф Новачик - эксперт по информации и оценке

    Тадеуш Рыбски - эксперт по вспомогательным технологиям

    и

    8 координаторов дляинклюзивное образование

    и сотрудничество с SCWEW

    в общественных учреждениях Быдгоща:

    VII Средняя школа – Малгожата Бурчи (координатор) 90 029

    Детский сад №11

    Детский сад №20

    Начальная школа №10

    Начальная школа № 27

    Начальная школа № 66

    Техническое училище № 4 в комплексе химических школ

    Промышленная школа № 5 в комплексе Wood School

    НОВИНКА!!!

    На следующем этапе работы команда SCWEW сосредоточилась на выявлении потребностей и возможностей в области инклюзивного образования в зоне своей деятельности, то есть в 8 государственных образовательных учреждениях в Быдгоще.На основании информации, полученной из «Листка первичной диагностики детского сада/общеобразовательной школы», была создана подробная «Листка углубленной диагностики детского сада/общеобразовательной школы» (см. Приложение 1). Его разослали учреждениям, задача которых будет заключаться в выявлении наиболее важных трудностей и ожиданий. На основе анализа предварительных диагнозов 8 учреждений г. Быдгощ выявлены наибольшие дефициты и трудности в работе в разнопрофильных группах с детьми:

    — со спектром аутизма, включая синдром Аспергера

    - с легкой умственной отсталостью

    - с нарушениями слуха и

    - со специфическими трудностями в обучении чтению и письму (дислексия, дисграфия и дизорфография).

    Эти результаты вместе с результатами углубленной диагностики детского сада/общеобразовательной школы будут использованы для разработки плана и модели непосредственной деятельности SCWEW и конкретного и точного осуществления поддержки. Для эффективной деятельности по поддержке инклюзивного образования разработана модель размещения СКОР в структуре взаимодействующих с ним субъектов. К основным поддерживающим партнерам относятся, в частности, органы, управляющие учебными заведениями, т. е. город Быдгощ и Управление образования Быдгоща.Также важно и стоит подчеркнуть разработку партнерских соглашений относительно реализации задач по поддержке SCWEW Муниципальным центром педагогического образования в Быдгоще и Психолого-педагогической клиникой №, проводящих обучение, методические консультации и поиск решений, расширяющих предложение конкретной поддержки. под SCWEW.В сфере сотрудничества с ППП № 1 в Быдгоще мы рассчитываем на участие специалистов, в том числе, в индивидуальной диагностике студентов, выявлении потребностей и возможностей студентов, а также помощи в планировании и реализации терапевтических целей. Параллельно проводятся интервью с директорами школ и обучение педсоветов по вопросам инклюзивного образования. Это уже произошло в следующих образовательных учреждениях: Специальная школа и Образовательный центр № 3, Детский сад № 11, Детский сад № 20, Начальная школа № 27, Техническое училище № 4 в Комплексе химических школ.

    Кшиштоф Новачик SCWEW Быдгощ

    .90 000 Интегративные классы и инклюзивное образование - Начальная школа № 25 с классами

    ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    ЛОМАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ

    • МЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ инклюзивное образование
    • МЫ ИНТЕГРИРУЕМ В ШКОЛЕ И ВНЕ ШКОЛЫ.
    • Самое главное это УСПЕХИ НАШИХ ДЕТЕЙ и именно поэтому наша школа заботится о развитии каждого из них

    ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Почему оно того стоит?

    • Мы противодействуем социальной и образовательной изоляции детей и молодежи с различными нарушениями.
    • Даем возможность работать в индивидуальном темпе, используя различные методы и формы.
    • Укрепляем контакты внутри и вне школы.

    Студент может:

    90 012 90 013 ежедневный контакт с трудоспособными и нетрудоспособными сверстниками
  • сопровождение психолога и педагога
  • использование новейших технологий, способствующих развитию, например ЭЭГ Биологическая обратная связь
  • с использованием учебных программ, адаптированных к индивидуальным потребностям и способностям
  • чувствовать поддержку учителей и родителей
  • обучение в небольшой группе студентов
  • 90 013 участие в индивидуальных профильных занятиях: логопедические, коррекционно-компенсационные и ревалидационные
  • занятий под руководством опытных сотрудников: олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов, терапевтов.
  • КАК РАБОТАЮТ КЛАССЫ ИНТЕГРАЦИИ?

    • классы на 15-20 человек,
    • при поддержке двух учителей,
    • диагностика и выполнение рекомендаций, содержащихся в решениях и заключениях,
    • поддержка одаренных детей и реализация индивидуальных программ обучения,
    • инновационные методы и формы преподавания и обучения,
    • учить взаимопомощи,
    • обеспечить индивидуальное и инклюзивное обучение на выбранных уроках,
    • научит правильно устанавливать контакты и решать проблемы,
    • способствуют формированию у всех детей установок терпимости, принятия, уважения, открытости по отношению к другим,
    • подготовка к социальной интеграции,
    • развивать самостоятельность учащихся,
    • дают возможность участвовать в ряде внеклассных мероприятий, таких как:
      • социотерапия,
      • коррекционно-компенсационные, логопедические, дидактические и компенсационные занятия,
      • корригирующая гимнастика,
      • занятия с тифлопедагогом, сурдопедагогом, психологом,
      • участие в различных мероприятиях, развивающих интересы (искусство, гуманитарные науки, наука и спорт),
      • уроков плавания и катания на коньках и многое другое.

    НАША БАЗА

    • комнаты ревалидации с учебными пособиями
    • современно оборудованные лаборатории
    • спортивный комплекс

    Прием учащихся с особыми образовательными потребностями из района

    Познань и ее окрестности на основании выданных решений о специальном образовании

    психолого-педагогических консультационных пунктов.

    .90 000

    Инклюзивное образование

    Инклюзивное образование

    Во всех международных документах по правам человека подчеркивается, что каждый (включая инвалидов) имеет право на полное участие и равные возможности в жизни общества. Вопрос об образовании в этих документах имеет ключевое значение как основное право. Образование для всех также означает образование для самых слабых. Обучение детей-инвалидов должно быть неотъемлемой частью системы образования.Каждая школа должна быть доброжелательна ко всем детям, в том числе к детям с особыми потребностями, возникающими по разным причинам (физическая, умственная, интеллектуальная или социальная инвалидность).

    Идея стандартизации проложила путь к интеграции, что означает помещение детей с особыми образовательными потребностями в обычную школу (пространственная интеграция), в обычный класс со трудоспособными сверстниками. Из такого понимания интеграции вытекает необходимость инклюзивного образования.Инклюзивность требует, чтобы все учащиеся чувствовали себя принадлежащими к сообществу, укрепляли солидарность между детьми с ограниченными возможностями и их сверстниками, чтобы создать единое учебное сообщество. Тогда все формы сегрегации будут устранены как аморальные. Примеры более развитых стран с большими расходами на науку показывают, что это хороший путь и от него не следует отступать. Даже в случае более глубокой и множественной инвалидности интеграция возможна и приносит желаемые результаты.Он должен осуществляться продуманно и гибко.

    Инклюзивный подход характеризуется тем, что это индивидуализированное, гибкое образование для всех, ориентированное на ребенка и его возможности, с упором на обучение.

    Огромный объем исследований по всему миру показывает, что в результате процесса интеграции и инклюзивности произошел ряд положительных изменений. Они касаются самих инвалидов и их трудоспособных сверстников, а также организации и функционирования школ и, следовательно, системы образования.Интеграция приводит к изменению сознания и отношения общества к людям с инвалидностью. К этим преимуществам также относится возможность более полного личностного, интеллектуального и социального развития инвалидов. Совместное воспитание всех детей служит и способным сверстникам, ведь они привыкают быть другими, учатся терпимости, принятию и бескорыстной помощи. Этот тип образования мобилизует школы и учителей для улучшения учебных программ и методов обучения. Работа с ребенком-инвалидом становится стимулом к ​​совершенствованию и развитию собственных методов обучения.

    Разработано

    Божена Кнапинска, MA

    .

    Гданьск - официальный сайт города

    Начальная школа № 69 в Гданьске и Фонд Института развития ребенка (IWRD) в Гданьске установили сотрудничество, в рамках которого реализуется совместный инновационный проект «Модель инклюзивного образования для учащихся с расстройствами аутистического спектра» в I-III классах. Министерство национального образования присвоило проекту статус педагогического эксперимента, проводимого под научным руководством Института психологии Гданьского университета. Это большое отличие, ведь такой статус присваивается только проектам, носящим особый характер инновационности, внедряющим инновационные организационно-методические решения.Это подтверждает тот факт, что в текущем учебном году это единственный педагогический эксперимент в Поморском воеводстве, а в целом по стране такой статус присвоен лишь нескольким проектам из нескольких десятков представленных.

    - Наша школа всегда открыта для нового, поэтому мы решили расширить наше образовательное предложение и оправдать ожидания родителей детей с особыми образовательными потребностями. Инновация нашего проекта заключается в изменении условий и организации обучения с учетом индивидуальных предрасположенностей учащихся с аутизмом и постепенном включении в группу сверстников.Проект получил статус педагогического эксперимента и поддерживается научным руководством Гданьского университета и поддержкой специалистов IWRD. Наша цель — создать оптимальные условия для обучения детей с аутизмом, но реализация этого проекта пойдет на пользу всему школьному сообществу, — подчеркивает Камиль Гаевски, директор школы.

    - На основе решений, разработанных нами в Институте поддержки развития ребенка, совместно с коллективом школы внедряем на занятиях для учащихся с аутизмом образовательно-терапевтическую модель, основанную на принципах прикладного анализа поведения, как самая эффективная форма терапии для детей с аутизмом.Мы уделяем большое внимание индивидуальному обучению каждого ученика с аутизмом, создавая расписание занятий с учетом его текущей предрасположенности и анализируя дефицитные сферы, с возможностью гибкой коррекции в течение учебного процесса, - объясняет д-р Анна Будзинская, директор фонда IWRD.

    Учащиеся должным образом подобраны индивидуальные занятия, занятия в небольших группах и в параллельных группах, что дает возможность реализовать применимую основную учебную программу и возможности для включения в группу сверстников.Важным аспектом является укрепление самостоятельности учащихся с аутизмом как в плане обучения, участия в групповых мероприятиях и функционировании в группе, так и в обычной повседневной деятельности в школьной среде. Включение детей с аутизмом в группу сверстников будет осуществляться в соответствии с их индивидуальными предрасположенностями и будет гибким, что даст возможность вносить постоянные коррективы с точки зрения временного измерения интеграции учащихся. В то же время будут проводиться образовательные мероприятия по подготовке группы сверстников для включения учащихся с аутизмом.Все члены школьного сообщества будут бенефициарами этого проекта, а разработанная модель инклюзивного образования может быть передана другим учреждениям. Уже в текущем 2017/2018 учебном году было открыто первое отделение в начальной школе №69, где обучаются 4 ребенка с аутизмом. Проект предусматривает набор в первый класс в последующие годы. Специалисты IWRD ведут предметный надзор в проекте, включая обучение и стажировку учителей, а также постоянный надзор. В начале 2018 года планируется открытие целевого, отремонтированного помещения в школе, которое будет использовано для реализации данного проекта.

    — Обучение детей с аутизмом — это огромная проблема, и решения, обычно используемые в школах, имеют много недостатков. Именно поэтому мы так рады, что первый класс создан в таком новаторском формате, который дает нашим детям шанс на развитие и лучшее будущее. Мой сын, как и его одноклассники, идут в новую школу с большой радостью и мотивацией, - говорит Малгожата Вокач-Заборовска, мать одного из учеников нового класса.

    Вы можете прочитать об эффективности поведенческой терапии в свете научных исследований здесь: http: // www.fundacja.iwrd.pl/autyzm/terapia

    .90 000 Инклюзивное образование как пространство для развития или риск исключения и маргинализации учащегося?

    Список используемой литературы

    Балахович Ю., Стили воспитательной деятельности учителей начальных классов.
    Между объективацией и субъективностью, WSP TWP, Варшава
    2009.
    Бауман З., Индивидуальное общество, перевод Ольги и Войцеха Кубиньских,
    GWP, Гданьск 2008.
    Бидзинский К., Гермаковская А., Озга А., Рутковски М., Учителя воеводства
    Свентокшиски против задач, связанных с выполнением специального
    образовательные потребности студентов, UJK, Kielce 2013.
    Блешиньска К., Детерминанты адаптации школьника-инвалида к
    Массовая школьная среда, [in:] Учащийся-инвалид в массовой школе,
    под редакцией А. Хулека, Б. Грохмаль-Баха, WSP, Краков, 1992.
    Бжезинская А., Оме М., Реслер-Май А., Качан Р., Вилиньски М. Путь к независимости.
    Как поддержать развитие детей и подростков с ограниченными возможностями 9000 5 эффективность, GWP, Гданьск 2009.
    Хшановска И., Инклюзивное обучение в польском опыте - основы
    правовые и социальные условия, Образовательные исследования № 30/2014.
    Черепаниак-Вальчак М., Смена школы, школа перемен. О понятиях профессии
    учитель, [in:] К хорошей школе. Дилеммы современной цивилизации
    образование, т. I, изд., Чз. Плевка, Щецин, 2009 г.
    Фидович А., Языковой образ инвалидов у учащихся VI класса
    начальная школа, http://cejsh.icm.edu.pl/cejsh/element/bwmeta1.
    element.desklight-473cbeae-e110-4264-8b5a, по состоянию на 23 сентября 2017 г.
    Глодковска Ю., Модель обучения учащихся с особыми образовательными потребностями
    - различия не могут разделить, [в:] Повышение эффективности образования
    учащихся с особыми образовательными потребностями. Учебные материалы,
    часть 1, МУЖЧИНЫ, Варшава 2010.
    Kosakowski Cz., Ребенок-инвалид в массовой школе - возможности
    и ограничения, [в:] Ребенок с особыми образовательными потребностями, издание
    Т. Косаковски, М. Заорска, Wyd. Акапит, Торунь 2000.
    Малевский. М., Консультирование перед лицом меняющихся моделей человеческой жизни,
    [in:] Советник - профессия, страсть, призвание? под редакцией Б. Войтасик, А. Каргулова,
    СДСЗ, Варшава 2003.
    Митчелл Д., Образование, которое подходит: Обзор международных тенденций в образовании
    учащихся с особыми образовательными потребностями, «Образование имеет значение», 2010 г.
    Наласковски А., Пространства и места школы, Импульс, Краков 2002.
    Обуховская И., Психологическая диагностика в психолого-педагогических консультациях,
    Проблемы психолого-педагогического консультирования,
    1997, № 2 (7).
    Папуда-Долинска Б., Реализация концепции образовательной инклюзивности в школах Плана
    Дженайски - Голландский опыт, [in:] Субъективность в образовании
    к культурным и социальным различиям, изд.
    Н. Старик, А. Здуняк, WSB, Познань, 2012.
    Пытка Л., Педагогика ресоциализации, АПС, Варшава, 2005.
    . Почтальон Н. Конец образования. Новое определение ценности школы, Нью-Йорк
    1996.
    Шарфенберг Р., Проблемы определения феномена исключения, Групповой отчет № 2
    . Целевая группа по социальной интеграции Министерства экономики,
    Трудовая и социальная политика, Варшава, 2003.
    . Высоцкая Е., Педагогическая диагностика.Новые направления и решения, Импульс,
    Краков 2013.
    Выка А., Инклюзивное обучение, Проблемы психолого-педагогического консультирования,
    № 1-2/2002.
    https://sjp.pl/inkluzja, дата обращения 23 марта 2017 г.

    .

    Инклюзивное образование - Szkoła Podstawowa im. Армии Крайовой в Яблонне

    BIP и

    социальные сети

    Где мы

    Инклюзивное образование