Post Icon



Как научить малыша


Как научить малыша разговаривать

Как научить ребенка разговаривать? Начните с ним учить стихи, проговаривать буквы. Как это делать? Читайте дальше…

Как научить ребенка говорить?

Как утверждают эксперты по раннему развитию, умение говорить в раннем возрасте является важнейшим фактором, определяющим всё дальнейшее развитие ребёнка. И то, насколько оно будет гармоничным, напрямую зависит от самих родителей. Именно поэтому многие сегодня так стремятся научить своего ребёнка говорить как можно раньше. К тому же это один из лучших способов сделать жизнь малыша ещё более интересной.

Важно уже в раннем возрасте учить детей грамотно выражать свои ощущения и эмоции, правильно строить предложения. Конечно, мы не помним, как и когда учимся говорить сами, и поэтому кажется, что процесс обучения всегда лёгок и прост. Но так ли это на самом деле? Действительно ли просто научить ребенка говорить?

Только в том случае, если вы выбрали правильную методику!

Компания «Умница» предлагает уникальные методики раннего развития, созданные специально для того, чтобы научить ребенка говорить, читать, считать и быть самостоятельным. Хотите узнать больше? Мы расскажем вам как научить ребенка правильно говорить слова. Выбирайте лучшее для своих детей!

Приводим несколько способов того, как быстро научить ребёнка говорить.

С самого рождения уделяйте внимание установлению эмоционального контакта с крохой. Ловите его взгляд, улыбайтесь, разговаривайте. Пойте, говорите с переменами интонации. Ваша речь должна быть чёткой, правильной, разнообразной.

Рассказывайте малышу о том, что происходит вокруг, чем вы с ним сейчас будете заниматься. При этом делайте паузы, чтобы кроха мог вам ответить на своём языке. Обязательно поддержите разговор, повторяя вслед за ребёнком его звуки или эмоционально вопрошая: «Ты вправду так считаешь?».

Целенаправленно ходите по дому или по улице и рассказывайте малышу про различные предметы. Когда кроха сам научится указывать пальчиком на интересующую его вещь, ваши беседы станут дольше и содержательней.

Развивайте речь малыша, обучая чтению целыми словами. Заниматься можно начать как с рождения, так и после 2–3 лет. Сначала показывайте ему карточки со словами, затем переходите к совместному чтению детских книг из комплектов «Книжная разминка» – часть 1 и часть 2. Для активного пополнения словарного запаса крохи мы также рекомендуем использовать программу «Говорим с пелёнок».

Дополняйте слова малыша. Например, он научился говорить «Ба», показывая на собаку. Ответьте ему: «Правильно, это собака, собачка говорит «Гав». Активно пользуйтесь звукоподражанием животным, это приносит малышу особенное удовольствие.

Выберите несколько предметов одного цвета, и покажите крохе со словами: «Вот колечко, оно синее, вот кубик, он тоже синий, и коробка синяя. Все эти вещи синие». После изучения основных цветов можно переходить к знакомству с оттенками цветов.

Рассказывайте малышу стихи и пойте песенки, благодаря ритмичности они прекрасно запоминаются ребенком. Когда стихотворение будет прочитано много раз, давайте крохе возможность самому закончить строчку, или же заканчивайте ее намеренно неправильно, чтобы малыш ее исправил.

Используйте специальные стихи-игры: ладушки, сороку-ворону, гуси-гуси, которые к тому же развивают мелкую моторику рук. Все они, а также другие прибаутки, считалочки, умывалочки, просыпалочки, шагалочки есть в комплекте «Букварь с пелёнок». Будут полезны для занятий и уникальные «книжки-листалки», которые входят в состав системы «Говорим и читаем с пелёнок» К слову о мелкой моторике. Уже давно доказано, что ловкость пальчиков и развитие речи связаны прямо пропорционально, поскольку за них отвечают соседние участки мозга. Поэтому постоянно давайте крохе играть разными по фактуре и форме предметами.

Вот такие полезные и весёлые занятия по развитию речи — точный ответ на вопрос, как научить ребенка говорить. В процессе обучения малышу никогда не будет скучно, ведь его самое любимое занятие сейчас — это учиться и познавать мир. Общайтесь с крохой с удовольствием, и вы не только научите его разговаривать, но и установите тесный эмоциональный контакт с вашим самым близким маленьким человечком.

umnitsa.ru

Развитие речи ребенка от 1 до 2,5 лет

Чтобы ваш малыш заговорил, используйте различные стимуляторы. Это могут быть ваши эмоции, или же слова из лексикона детей и взрослых. Давайте детальней рассмотрим варианты стимуляции речи малыша.

  1. Положительно реагируйте на любые попытки ребенка произнести что-то новое, даже если слово прозвучало не идеально.
  2. Используйте такие слоги и буквы: ааа, га-га, да-да, ма, па, ба.
  3. Выделите 5 основных слов и используйте их часто в речи, либо же отдельно.Это могут быть следующие слова: мама, папа, бабушка, дедушка, собака.
  4. Используйте слова-подражания:- спать – ааа,- скушать – ням-ням,

    — сдождик – кап-кап,

    — ссобака – гав-гав,

    — сгусь – га-га,

    — слягушка — ква-ква,

    — сдать – дам-дам,

    — супал – бах-бах,

    — барабан – бам-бам.

  5. Используйте слова из лексикона взрослого: трава, собака, часики, смотри и т.д. Ребенок может их повторять по-своему. Например: тава, бабака, титики, моти. Упрощать слова естественно для деток в возрасте от 1 до 2,5 года.

Помните о том, что обучение чему-то новому должно вызывать у ребенка положительные эмоции. Играйте с малышом, часто говорите ему “да” вместо “нет” и скоро ваш ребенок заговорит.

Логопедические стихи для детей, считалки на согласные звуки: В, Г, Т, Д, Б

Считалки

В

Воробьи, вороны, совы, Волки, львы, волы, коровы. Кто сумеет повторить?

Не сумел – тебе водить!

*****

В небе паровоз летает, В море плавает вагон, Волк по воздуху шагает,

Кто не верит – выйди вон!

*****

Стихи

Г

Гром гремит, грозит, грохочет – Напугать гроза нас хочет!

Небо было голубое – Стало грозное, стальное…

Град горошинами бьет, Град гулять нам не даёт! Но гроза всё дальше, тише,

Глуше гром, и небо чище…

Загорелась полукругом Радуга – дуга над лугом!

Друг за другом выбегаем – В догонялки мы играем!

Гомоним, галдим, гогочем, Прыгаем, гремим, грохочем!

*****

Т

Собаке Лайке гость Принес большую кость. Открыла лайка пасть, Схватила кость и шасть Под Настину кровать, Чтоб кот не мог достать. Собака: хрусть да хрусть, Но вдруг – какая грусть! – Застряла в пасти кость И колет, словно гвоздь! Котенок крикнул: «Насть! Раскрой собаке пасть!». Схватил когтями кость И спас собаку гость. Котенок, Костя, Настя Сияют все от счастья! Весь день котёнок Вася Учил собаку Насти: «Жадных, знай, никто не любит,

Жадность, знай, тебя погубит!».

*****

Т-К

Татке надели Тапки на лапки. Тапки – на Татке.

На тапках – заплатки.

Скинула Татка Тапки в заплатках. — Дайте носочки!

— Дайте чулочки!

Наденьте сапожки На Таткины ножки! Наденьте перчатки

На рученьки Татки!

Накиньте платочек В синий цветочек! Теперь всё в порядке

У модницы Татки.

*****

Д

Бездельники

Ходили, бродили, Судили, рядили, Галдели, гудели

Без дела, без цели.

Недели проходят, Года пролетели… Бездельники бродят

Без дела, без цели…

*****

Дразнилка

Жадина, жадина, Съела шоколадину, Съела виноградину, Смородину – громадину, Съела девять видиков, Девятнадцать ходиков, Девяносто гвоздиков,

Десять пароходиков!

*****

Б

Робин – Бобин – Барабек Съел барана на обед, Съел быка, балык, бобы, Борщ, бульон, блины, грибы Яблоко, арбуз, бананы, Кабачки и баклажаны, Съел клубнику и бруснику, Барбарис и голубику, Съел батон, бисквит, буханку,

Булку, бутерброд, баранку!

… Бедный Робин говорит: — Невелик мой аппетит. Я обедом недоволен…

Может быть, я очень болен?

*****

Музыканты

Барабан, баян и трубы, Балалайка, бубен, тубы. Мы играем, бьем, бренчим,

Барабаним и трубим!

Логопедические стихи и скороговорки на согласные звуки: Р, ̕P̕

Вертолет

Вот готовится в полет Винтокрылый вертолет. Ни разгона, ни разбега:

Раскрутили винт – и в небо.

*****

Трамвай

Трамвай гремит, Трамвай звонит, По рельсам быстро мчится. В любую сторону домчит.

Кто хочет прокатиться?

***** Метро

Нам проехать не хитро Через город на метро: Нет машин и пешеходов, Перекрёстков, переходов – Путь проложен под землей

Самый быстрый и прямой.

*****

Корабль

Посмотри: Корабль старинный С парусами, С мачтой длинной, У штурвала – рулевой, Ветер дует за кормой. Ветер парус надувал,

По морям кораблик гнал.

*****

Троллейбус

Затормозил У тротуара Синий троллейбус, Круглые фары. Вошли пешеходы, Лишь двери открылись, И в пассажиров

Все превратились.

*****

По небу летит ракета. По дороге едет карета.

На лугу пасется корова У царя золотая корона.

На березе сидит ворона. Во дворе открыты ворота.

*****

Задали Мише урок Со словами: дорога, порог, Ворона, сорока, бараны,

Воробей, караси, барабаны.

Мама с сыном успели Рассказ сочинить за неделю. Мама сказала сыну:

— Представь такую картину:

Вот озеро. В нём караси. Над озером дождь моросит. Растут у дороги ромашки

И ароматные «кашки».

По дороге корова идёт, Ароматную «кашку» жуёт. Идёт по дороге баран,

Несёт баран барабан.

Воробей на дороге пирует, Горох и корки ворует. Стоит конура у забора,

Дворняга рычит на вора.

Сорока сидит на воротах, Ждет деток своих, зовет их (Сорока кашу варила,

А деток еще не кормила).

А розовые поросятки (Совсем расшалились ребятки) Корыто с водой опрокинули

И в озеро рыбам кинули!

Ворона над ними летает И каркает – их ругает! Миша учил старательно,

Но не очень внимательно,

И вот какая картина Получилась в рассказе сына: «По озеру, как пароход,

Корыто с бараном плывёт.

От радости этот баран Рогами стучит в барабан! По дороге идут караси

(Самый важный едет в такси!).

Из конуры корова Мычит воробью: — Здорово! Пируй, дорогой, на здоровье

И пей молоко коровье!

Над порогом дворняга летает И очень старательно лает. Поросята сидят на воротах

И песню поют о сороках:

— Сорок сорóк воровали горох, Сорок ворон обокрали сорóк. Воробей вызывает ворону

На разговор к телефону».

*****

Спорили, ссорились Андрей с Григорием: — Я – говорит Андрей, —

Переговорю тебя быстрей!

— А я – говорит Григорий, — Быстрей тебя переспорю! А рядом стоял Кирилл, Смотрел на них, говорил: — Помирились, Андрей, с Григорием! Григорий, с Андреем не ссорься! Андрею Григория не переговорить, Не переспорить Григорию Андрея. Я один сумею вас уговорить,

Помирить, передружить сумею!

*****

Скороговорки

Постой-ка, постройка Простую постройку. Постой на простой постройке, Постой на пустой постройке, Постой на пустой, Постой на простой,

На пустой, на простой постройке!

*****

Мандаринки у Иринки, У Иринки мандаринки.

*****

Фонари на двери. На двери фонари.

*****

Тетерев на дереве, На дереве тетерев.

Логопедические стихи на согласные звуки: К, Г, Р, В, М, Н

К

*****

Котя-котя, кыс-кыс-кыс, Ты ловил сегодня крыс? Крыски вышли погулять.

Котик, нужно их поймать!

*****

Кашу варим каждый день. Кушать кашу нам не лень. Каша нам дает все силы,

С кашей будем мы красивы.

*****

Г

*****

Гуси-гуси, га-га-га! Гонят их все со двора. Гуси вышли на газон.

«Га-га-га!» — кричат на нем.

*****

Гоша в городе гулял. Гену Гоша там искал. Где живет его друг Гена,

Год назад сказала Лена.

*****

Р

*****

«Р-р-р, — тигренок зарычал, — Разных я зверей встречал. Но тигрята р-р-р-рычат

Лучше всех зверей-ребят!»

*****

Радуга красками небо Вдруг разукрасила смело. Радостно вновь по дорожке

Прыгают Ромка с Антошкой.

*****

В

*****

Восемь вежливых медведей Вместе кашу всю доели. Всех перепугав соседей,

Благодарно заревели.

*****

Вася, Вова и Виталик Взяли с краской синей валик. Валиком ворота красить

Им доверил папа Васи.

*****

Восемь вафель и ватрушек Вова будет с Васей кушать. Вася быстро съел все вафли.

Вова будет рад навряд ли.

*****

М

*****

Маша мыла руки с мылом, Заодно помыла сливу. Маша Милу угостила,

Мила улыбнулась мило.

*****

Мама, можно мне гулять? Меня Маша может ждать. Мы хотели вместе с Машей

Мелом рисовать с Наташей.

*****

Н

*****

Ночью нужно нам всем спать, Чтобы сны все повидать. Ночью Нину-Антонину

Навещает фея Нила.

*****

«Ню-ню-ню, — сказала Нина,- Обзываться некрасиво. Нужно нам всем маму слушать

И не обижать Настюшу».

Логопедические стихи на согласные звуки: З-С, Д-Т, В-Ф, Б-П, Ж-Ш

З-С

*****

За соской Зося вниз пошла, Но соски Зося не нашла. Заснуть у Зоси не выходит,

И Зося соску ищет, ходит.

*****

Саша с Зоей в сад за сливой Шли, держась за ручки мило. Зоя Саше вслух сказала:

«Краше сада я не знала!».

*****

Взрыв салюта – сильный звук. Сразу исчезает слух. Ушки ты свои закрой.

Тише звук – слух чище твой.

*****

Д-Т

*****

Дятел долбит для детей Дом-дупло уж девять дней. Дети дятла будут там

Долбить дырки по утрам.

*****

«Дотёр до дыр я тряпку дома, — С досадой Диме сказал Тёма, — Вот, Дима посмотри на дыры!

Я не дочистил половины!»

*****

Сидит дятел долбит дуб. В этом деле дятел крут! Дятел деток долбить учит.

Детки дятла не конючат.

*****

В-Ф

*****

Вафли с кофе во дворе – Фросин завтрак по весне. Вот бы Фросю попросить

Вафлями всех угостить.

*****

В руки я флажок возьму, Всем флажком я помашу. Вот какой флажок в руке!

Всем флаг виден вдалеке.

*****

Финики возьму в дорогу. Заверну в фольгу немного. По два финика нам всем.

Финики всегда я ем.

*****

Б-П

*****

Бык по полю быстро ходит, Бык пыхтит, бык к нам подходит. Быстро с Петей побежали.

Бык, похоже, бежит с нами.

*****

Боря и Петя пошли на борьбу. Боря хотел раз устроить пальбу. Но Петя у Бори забрал пистолет:

Умел он бороться, Борис – пока нет.

*****

Бобов чуть больше половины Отсыпал нам по-братски Дима. Бобов побольше нам бы кушать,

Побольше бы нам папу слушать.

*****

Ж-Ш

*****

По жаре шоссе шипит. «Жарко, шумно, — говорит, — Жутко быстро все машины

По жаре сжигают шины».

*****

Шажок один, шажок другой. Прыжок и снова шаг ногой. Шагаю живо, широко.

Шагать с желаньем так легко.

*****

Жутко шумно жук жужжал. Шум жужжаньем создавал. Подошел я сам к жуку.

«Тише, жук!» — сказал ему.

Логопедические стихи на гласные звуки: Ы, О, А, И, У, Е

Ы

*****

Рыба к рыбе подплыла: «Я в Крыму вчера была. Крабы и дельфины в море

Отдыхают на просторе».

*****

Есть у Димы две машины, Есть и мячик из резины. Если б был батут у Димы,

Был бы он совсем счастливый.

*****

Рысь рычала на рысенка: «Ты вчер-р-ра дразнил сестрёнку, А ведь вы дружить должны.

Сёстры, братья всем нужны!»

*****

О

*****

Очень скучно во дворе – Оли с Толей нет нигде. Олю увезли на море.

С бабушкой уехал Толя.

*****

Ехал паро-паровоз. Он дрова в деревню вёз. Очень часто паровозик

В ту деревню что-то возит.

*****

«Очень хочется на море, — Говорит подружке Соня, — Я люблю на Черном море

Загорать и плавать вдоволь».

*****

А

*****

Астры Ася очень любит И выращивать их будет. А потом все астры Ася

Девочкам подарит в классе.

*****

Арбузы бабушка купила, Сначала их так много было. Но Аля быстро все их съела,

Заметить даже не успела.

*****

Зайка собирал мозайку, А енот читал Незнайку. Ёж в альбоме рисовал,

Братец лис ворон считал.

*****

И

*****

Синий иней всё покрыл – Им морозец наследил. Зимушка-зима пришла,

С собой иней принесла.

*****

Сливы синие висели, Приглашали, чтоб их ели. Сливы в миску собираю,

Иру, Вику угощаю.

*****

Лилия и просто Лиля – Лишь одно и то же имя. Так же Рита-Маргарита,

Виталина – это Вита.

*****

У

*****

У меня уроков много. Позову сестру в подмогу. Выучить уроки дружно

Много времени не нужно.

*****

У кукушки кукушонок Говорит «ку-ку» спросонок. Кукушонку утро любо,

Гусениц он съел бы блюдо.

*****

У Ульяны есть юла. Кукла есть, и не одна. Дональд Дак, утенок, есть –

Всех игрушек нам не счесть.

*****

Е

*****

Еле-еле душа в теле, Черепашка поползла. Шаг ее всегда размерен,

Не спеша живет она.

*****

Елена любит полениться, Лениться Лене не годится. Лентяйкой Лене стыдно быть,

О лени нужно ей забыть.

*****

Ежедневно у енота Есть одна только забота: Находить себе еду,

Полоскать еду в пруду.

Логопедические стихи на согласные звуки: Т, Д, С, Б, П

Т

*****

Трём-потрём, трём-потрём, Чистой тряпкой всё протрём. Убираем всё, метём.

А потом гулять пойдём.

*****

Тётя Таня, посмотри, Я котлет съел целых три. А теперь я тортик буду –

Приготовь большое блюдо!

*****

Три котенка так играли, Что игрушки растеряли. Ищут тут и смотрят там…

«Попадёт от мамы нам!»

*****

Д

*****

В дудочку, ду-ду, ду-ду, Песенку дудеть могу. Дважды в день её беру

И играю: «Ду-ду-ду».

*****

Дайте яблочка две дольки: Долька – мне и долька – Тольке. С другом поделюсь всегда.

Не был жадным никогда!

*****

Даша, Дина и Дарина Дружат с Даней, дружат с Димой. В садик вместе они ходят,

Дружно время все проводят.

*****

С

*****

Сорока прилетела в сад. Садовник этому не рад. Стащить сорока может сливы,

А сливы сладкие на диво.

*****

Сорок семь сомов поймал Наш сосед рыбак Иван. Всем селом ему сказали:

«Столько рыбы не видали!»

*****

Сашу Сонечка спросила: «Сколько сушек всего было?» Саша быстро посчитала,

«Семь» — уверенно сказала.

*****

Б

*****

Бабушка блины пекла, Внука Борю позвала. Боря ел блины с грибами,

А с брусникой блины — маме.

*****

«Баю-бай, баю-бай, Бегемотик, засыпай» — Пела мама-бегемот,

Королева всех болот.

*****

У барашка – барабан. Барабанит по утрам. У бычка есть балалайка,

Ну-ка нам, бычок, сыграй-ка.

*****

П

*****

Пароходик по реке, Плыл так плавно, налегке. В порт зашел наш пароход —

Пассажиров он везёт.

*****

Полю покатать на пони Папа в парк привел с утра. Пони милую в попоне

В парке ждет вся детвора.

*****

Паучок сплел паутинку. Паутинка как картинка. Он в нее поймает мушек.

Будет паучок их кушать.

Чистоговорки на звуки Ш, Ж, Ч, Щ

ПРО ТАНЮ

Ша-ша-ша-ша, Наша Таня хороша. Шо-шо-шо-шо, И поет хорошо. Шу-шу-шу-шу, Поет песню малышу. Ши-ши-ши-ши,

Любят песни малыши.

ЕЖИК

Жа-жа-жа-жа, Есть иголки у ежа. Жи-жи-жи-жи, Но не шьют, увы, ежи. Жу-жу-жу-жу, Нитки не нужны ежу. Же-же-же-же,

Это песня о еже.

СВЕЧА

Ча-ча-ча-ча, На столе горит свеча. Чо-чо-чо-чо, Ой, как свечке горячо. Чу-чу-чу-чу, Я подую на свечу. Чи-чи-чи-чи,

Пламя сдую у свечи.

В ДОЖДИК

Ща-ща-ща-ща, В дождь я мокну без плаща. Щу-щу-щу, Зонтик я себе ищу. Ще-ще-ще, Буду я ходить в плаще. Щё-щё-щё-щё,

И в сапожках еще.

ПЕСНЯ МАЛЫШУ

Ша-ша-ша, Пойте с нами не спеша. Шу-шу-шу-шу, Поем песню малышу. Ши-ши-ши, С нами пели камыши. Шо-шо-шо,

Получилось хорошо.

http://roditeli.ua

Обсудить на форуме

azbyka.ru

Как научить малыша говорить

Второй год жизни — это сенситивный период для развития речи. А развитие речи в свою очередь является залогом дальнейшего успешного психического развития малыша. Именно поэтому такое пристальное внимание специалисты уделяют речевому развитию ребенка. Давайте разберемся, что же происходит с ребенком в этот момент. Функция понимания речи развивается до полутора лет. После полутора лет начинается активное пополнение словарного запаса. Часто бывает так, что в лексиконе вашего ребёнка есть несколько слов, обозначающих порой целую фразу. Например, «ня» обозначает и просьбу взять его на ручки, и требование какой-либо понравившейся вещицы, и предложение вам игрушки. И вы, как любящая и заботливая мама, чудесно понимаете своего малыша. Однако, если до полутора лет такое предвосхищение и понимание потребностей ребенка давало ему ощущение стабильности, то после полутора лет оно становится серьезным препятствием развитию. СОВЕТ: Вам просто необходимо перестать быть догадливой мамой и удовлетворять потребности ребенка до того, как он их озвучил. Старайтесь, чтобы ребенок произнес слово целиком, точно выражая свои желания. При нормальном речевом развитии к концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет порядка 300 слов, среди которых присутствуют названия предметов, названия их качеств. Далее появляется фразовая речь. Здесь же необходимо помнить, что существует индивидуальный темп развития у каждого ребенка. А мальчики начинают говорить несколько позднее девочек. Кроме этого для развития каждой отдельной функции существует своя динамика. Дети, начинающие говорить позже других как правило говорят более правильно и понятно. Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить что-либо или повторять за вами! Просто «не понимайте его».

Давайте обсудим это.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: дети, окруженные нашим вниманием, все позже начинают говорить. Почему? Молодая мамочка жалуется: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» До боли знакомая ситуация! Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. В большинстве своем семьи живут в квартирах со всеми удобствами. Материальный достаток присутствует, питание полноценное. И при всем этом комфорте детишки молчат! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет. Да и тогда детскую болтовню можно понять только через переводчика. Детей, которые говорят нормально, в младших возрастных группах детских садов можно буквально по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Льва Толстого, очень похожи друг на друга — они веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по-своему. Причин речевых нарушений множество. Говорить о них, не видя и не слыша конкретного ребенка, нет смысла. Лучше поговорим о том, как преодолеть речевые задержки. Все пути тут в общем-то идут в одном направлении, разница — в незначительных деталях. На начальных этапах все строится примерно одинаково. Ребенку необходимо, чтобы о нем заботились и неустанно оказывали внимание. Приветствуется массаж артикуляционных органов, а также разнообразные развивающие пальчиковые игры. Массаж лучше доверить специалистам. А вот игры с успехом могут проводить родители, бабушки-дедушки и даже старшие братья и сестры.

Условия игры

Весь процесс «вызывания речи» проходит в определенных условиях:
  • во-первых, ребенку нужны положительные эмоции;
  • во-вторых, со стороны близких не должно быть каких-либо насильственных действий;
  • в-третьих, необходимо непосредственное участие взрослых.
Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же взрослые предпочитают все свободное время проводить у телевизора, за компьютером или просмотром фильмов, записанных на DVD, молчание малыша вполне объяснимо. Родителям полезно знать, что нервная система ребенка 1—3 лет не отличается особой прочностью. Потому игры (и прежде всего обучающие) не должны длиться более 10—20 минут (в зависимости от возраста). О том, что ребенок устал, можно судить по его поведению. Если он капризничает, отказывается выполнять инструкцию, это говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе, а игру пора заканчивать.

О чем еще следует помнить, занимаясь с ребенком?

Маленького человечка больше всего привлекают яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Так что, прежде чем браться за обучение крохи, сядьте перед зеркалом и расскажите себе самому сказку, например про курочку Рябу. Ну и как, собственное лицедейство вызвало у вас живой интерес? Если нет, то и малыша оно вряд ли привлечет. Неудачный опыт — тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию ваших самых любимых актеров. В конце концов в каждом из нас дремлет талант. А без него в последующих играх мы просто никак не сможем обойтись!

Песочек, камешки...

Молодые родители часто жалуются, что у них не остается свободного времени для общения с ребенком! Вся жизнь посвящена в основном работе. Ведь именно она обеспечивает достойное существование малышу! Только какой смысл во всех этих материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью? Возьмите отпуск, ведь в нашей стране всем работающим положено отдыхать хотя бы две недели. Так проведите их с пользой не только для себя, но и для ребенка. И появление первых слов у крохи не заставит себя ждать. Собираетесь в отпуск к теплому морю (это сейчас можно устроить в любой сезон)? Начинайте заниматься уже в пути. Почитайте ребенку сказку, рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков. Перелет покажется не столь утомительным, да и кроха не будет капризничать и мешать остальным пассажирам. Горячий песок, теплое море, солнышко! Это не только прекрасная возможность оздоровить ребенка, но и шанс справиться с его речевыми пробелами. Многие родители знают, как приятны игры с песком. Они снимают эмоциональное напряжение, помогают расслабиться, активизируют умственную деятельность малыша. Возьмите пример с тех родителей, которые пакуют в чемодан не только наряды, но и детские ведерки с лопаточками. Малыш может пересыпать песочек, сооружать из него замки, просто шлепать ладошками по мокрой поверхности — все это способствует развитию мелкой моторики. Занятия, где есть дело для пальчиков, активизируют и речевые центры. Свежий воздух, свобода движений дают дополнительный стимул для того, чтобы кроха произнес первые слова. Ему так хочется выразить СВОЕ ощущение счастья! Поэтому именно на отдыхе он обязательно заговорит!

Говорящие пальчики

Пальчиковые игры — тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев пробуждают и заставляют работать дремлющие речевые центры в коре головного мозга. Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного — просто рассматривайте пальчики. Назовите каждый из них, ласково погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст мышцам руки нужный тонус, подготовит их к выполнению следующих упражнений. На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем пусть он и сам поиграет — надо зажать горсть камешков в руке и потереть между ладошками. Очень важно развить тактильные и двигательные ощущения всех пальцев. Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают камешек и направляют его прямиком в ведерко. Сначала медленно покажите малышу, как это следует делать. Подобную работу вслед за указательным должен выполнить каждый пальчик в паре с большим. Сначала — правой рукой, а затем и левой. Одновременно с движениями детских пальчиков мама или папа должны комментировать игру крохи, выбирая самые добрые и ласковые слова. Помните, ребенок до трех лет развивается только благодаря совместным играм, наполненным действием. Он пока не умеет занимать себя сам, играя в одиночку. Так что, несмотря на занятость, заботливые взрослые (это могут быть не только мама и папа, но также бабушки и дедушки) должны составить ребенку компанию. Игра увлечет малыша, он непременно попытается вслед за вами проделать не только движения руками, но и повторить слова. Естественно, далеко не все будет получаться с первого раза. Терпение и еще раз терпение. Как говорится, повторение — мать учения. Вот так, изо дня в день (но отнюдь не от случая к случаю) прилежно занимайтесь со своим крохой. Результат не заставит себя ждать. Вы наверняка сумеете разговорить маленького человечка.

Пальчикам крохи найдется занятие

Когда будут освоены «Коза-дереза», «Сорока», «Мальчик-с-пальчик» и подобные игры, можно разучить что-нибудь посложнее.

Пчелиный улей

— Что за дом-кубышка? (Вы вместе с ребенком сжимаете кулачки и делаете удивленное выражение лица.) — Кто живет там? Мышка? (Со всех сторон рассматриваем детский кулачок.) — Нет! Что вы, что вы! (Возмущенно машем руками.) — Живут в доме пчелы. (Потрясем кулачком, поднесем его к уху, пожужжим.) — Пчелы летают… (Ладони скрестим у запястья и помашем обеими кистями, как крыльями. Пожужжим.) — Деток в домике считают. (Ребенок снова сжимает кулачок.) — Один, два, три, четыре, пять… (Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.) — Мы не будем им мешать. (Заведем обе руки за спину — как будто что-то спрятали.) — Пчелки мед соберут… (Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.) — И Дашутке (Андрюше, Данюше, Катюше...) дадут. (Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.)

Кто в домике живет?

— Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.) — Высунь рога! (Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.) — Дам пирога! (Показываем раскрытые ладошки.) — Мне не надо пирога! (Отрицательно мотаем головой.) — Мне свобода дорога! (Вертим сжатыми кулачками.) — Я ползу по дорожке… (Кулачки снова «ползут» по столу.) — Захочу — высуну рожки! (Высвободим и выпрямим указательный и средний пальцы.) — А дотронешься слегка… (Прикосаемся к указательному и среднему пальцам малыша.) — Убираются рога! (Улитка снова прячет «рожки».)

Черепаха

— Здравствуй, черепаха! (Сжимаем кулачки.) — Вот тебе рубаха! (Накрываем кулачок ребенка своей рукой и слегка сжимаем.) — У меня своя защита… (Покрутим сжатыми кулачками.) — Она прочно сшита! (Кулачки стучат друг о друга.) — Вот тебе сапожки. (Взрослый, собрав пальцы в горсть, гладит ими каждый пальчик на ручках малыша от основания до самых кончиков.) — Есть у тебя ножки? (Снова сжимаем кулачки.) — У меня — лапки! (Раскрываем, растопыриваем пальцы на обеих руках.) — Они играют в прятки. (Снова крепко сжимаем кулачки.) — А где твоя головка? (Высвобождаем и показываем большие пальцы.) — Спряталась ловко! (Большие пальцы снова убираются в кулак.)

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для пальцев рук- развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям, известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом, поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребёнка, вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день.

Ладони на столе — ребёнок сидит за столом, руки лежат на столе ладонями вниз, на счёт- раз- пальцы врозь, два- вместе.

Пальчики здороваются — малыш сидит, руки держит перед собой, на счёт раз- соединяются большие пальцы обеих рук, два- указательные, три- средние, четыре- безымянные, пять- мизинцы. Человечек — ребёнок, сидя за столом, изображает человечков, сначала указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу, затем- левой. Дети бегут наперегонки- движения, описанные в предыдущем упражнении, обе руки выполняют одновременно. Коза — малыш изображает козу, вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки. Козлята — то же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно. Очки — ребёнок изображает очки, образовав два кружочка из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их. Зайчик — малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой и безымянный, и мизинец соединяет (зайчик слева). Ладошка- кулачок- ребро — ребёнок сидит за столом, на счёт- раз- кладёт руки на стол ладонями вниз, два- сжимает кулачки, три- кладёт кисти ребром. Деревья — малыш поднимает обе руки ладонями к себе (деревья стоят), широко разводит пальцы (ветки раскинулись). Флажок — большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе. Гнездо — соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты. Корни растения — прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз. Пчела — указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси. Солнечные лучи — скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы. Паук — пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу. Стол — правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую. Ворота — соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь. Мост — поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. Ромашка — соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны. Ёжик — ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх. Бочонок с водой — слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие. Игра «прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)- в прятки пальчики играли и головки убирали, вот так, вот так, так головки убирали. Игра «сорока» — при произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой: на слова «этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец, кроме мизинца: сорока, сорока кашу варила. Игра «пальчик-мальчик» — ребёнок соединяет большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой: пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел. Игра «белка» — малыш держит руку ладошкой кверху, указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочерёдно загибает пальцы: сидит белка на тележке, продаёт она орешки: лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому. Игра «этот пальчик» — ребёнок поочерёдно разгибает пальцы, сначала на одной руке, затем- на другой, начиная с большого: этот пальчик- дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- папочка, этот пальчик- мамочка, этот пальчик- я, вот и вся моя семья, затем поочерёдно сгибает пальцы: этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул, тише, пальчик, не шуми, братиков не буди, встали пальчики, ура, в детский сад идти пора. Игра «по грибы» — малыш поочерёдно сгибает пальцы, начиная с мизинца: раз, два, три, четыре, пять- мы грибы идём искать, этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал, этот пальчик всё съел, оттого и потолстел. Игра «апельсин» — малыш поочерёдно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца: мы делили апельсин, апельсин всего один, эта долька для кота, эта долька для ежа, эта долька для бобра, эта долька для чижа, ну, а волку кожура. Игра «ну-ка, братцы, за работу» — ребёнок разгибает пальцы, на одной руке, поочерёдно постукивая по ним указательным пальцем другой: ну-ка, братцы, за работу, покажи свою охоту, большому- дрова рубить, печи все тебе топить, а тебе воду носить, а тебе обед варить, а малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять. Игра «алые цветы» — малыш соединяет обе руки ладонями друг к другу, в форме тюльпана, медленно раскрывает пальцы: наши алые цветки раскрывают лепестки (покачивает кистями рук): ветерок чуть дышит, лепестки колышет (медленно закрывает пальцы): наши алые цветки закрывают лепестки (покачивает сложенными кистями): тихо засыпают, головой качают.

Можно читать ребенку такие стихи Агнии Барто, как, например:

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший. Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!» Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка — Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.

Игры с куклой.

Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку. Например: «Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?»

Игры по ролям.

К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком. Так, например, поиграйте в игру «Кошки-мышки». Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. «Кот» ходит по комнате, а «мышка» спряталась. Затем «кот» улегся спать, и «мышка» вышла из своего укрытия. «Кот» проснулся, потянулся, замяукал, и «мышке» надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться). Далее меняетесь с ребенком ролями. Или поиграйте в «Мишку-косолапого». Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок: Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает и в карман кладет. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою — топ! Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.

Смотрите книжки с картинками

Взрослый вместе с ребенком рассмат­ривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. «Это кто? — спрашивает взрослый. — А это кто? Что он делает?», «Агде птичка?», «Покажи дерево»… Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту же картинку. Для детей постарше (на 3-м году жизни) вопросы взрослого могут быть более сложными. Например: «Куда пошел мальчик?», «Где сидит птичка?», «Что делают дети?», «Почему девочка плачет?» Для ответов на эти вопросы требуется не только узнавать знакомые предметы и действия, но и понимать сюжет и смысл ситуации, изображенной на картинке.

Речевое сопровождение действий.

Этот прием очень важен для по­строения у детей образа своих действий. Он состоит в том, что дей­ствия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными сло­вами. Например, когда малыш (1,5 — 2 года) бежит или танцует, он может говорить «топ-топ», когда стучит игрушечным молоточком -«тук-тук», когда рисует капли дождя — «кап-кап»… Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого, который внимательно следит за действиями ребенка. Потом малыш вторит взрослому, и они уже вместе сопровождают звуками действия ребенка, а затем сам малыш и действует, и произносит звуки одновременно. В более старшем возрасте (после 2 лет) этот прием можно усложнять и сопровождать действия детей уже не комплексом звуков, а развернутой речью. Для этого нужно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать ему вопросы о них: «Коля бежит, Коля умывается, Коля копает… Что Коля делает? Что Коля хочет?» Здесь хорошо также использовать народные игры, в которых простой и постоянно повторяющийся стихотворный текст подсказывает, что и в какой последовательности нужно делать. Например: «Заинька, топ­ни ножкой, заинька, бей в ладоши, заинька, повернись...»

Называние пространственных ощущений.

Ребенка учат различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения, что не только обогащает словарь, но и развивает мыш­ление. Взрослый демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух игрушек (зайчик и мишка, или два утенка, или кукла и лисичка...). Игрушки то располагаются близко, то расходятся далеко, то одна забирается на другую (одна вверху, другая внизу), то одна убегает от другой (одна впереди, другая сзади). Ваши вопросы побуждают малыша осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. В такой игровой ситуации дети активно и с удовольствием усваивают каждое слово, которое вы произносите, поскольку им интересна игра. Их эмоциональная включенность в забавное зрелище — главное условие усвоения новых и достаточно трудных для них слов. Однако подчеркиваем: обозначение пространственных отношений -очень трудная задача для малышей, предлоги и наречия они осваива­ют позднее. Поэтому такой прием обучения речи лучше использовать к концу раннего возраста (после двух с половиной лет).

Спектакль c игрушками.

Ребенку показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание сценок должно быть очень простым. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его, или кукла вышла на улицу гулять и замерзла без ботинок. Для такого спектакля пригодны самые обычные игрушки, и вовсе не обязательно приобретать реквизит для кукольного театра. Гораздо важнее, чтобы показ взрослого обязательно сопровождался словами, которые бы малыш узнавал. Ваш маленький спектакль должен вызывать у него сочувствие игрушкам и желание помочь им: вытереть мишке слезы, поискать вместе с куклой мячик, согреть ей ножки… Сразу после сценки можно спросить ребенка, что он видел. С помощью подсказок и вопросов взрослого, малыш по-своему может передать свои впечатления от увиденного. Например: «Миша упал, бо-бо» или «Мячик тю-тю, где мячик?». Эту игру лучше использовать на 3-м году жизни, когда в лексике детей уже достаточно слов, обозначающих действия и состояния. Постепенно можно усложнять и разнообразить действия с игрушками, при этом сами игрушки лучше оставлять теми же — скоро ребенок привыкнет к ним, они станут его любимыми, и он сможет хорошо играть с ними сам.

Это всего лишь несколько приемов, активизирующих речь маленьких детей. Конечно, их может быть значительно больше. Все зависит от вашей фантазии и желания общаться с ребенком. Однако при проведении занятий советуем вам учитывать следующее. Занятия должны быть интересны для малыша и приносить ему радость. Заставлять ребенка делать то, чего он не может или не хочет, недопустимо. Все приемы, направленные на развитие речи, включаются в собственную деятельность малыша, в его интересы. Слова обязательно связаны с конкретными впечатлениями и активностью малыша. Пассивное повторение слов не ведет к развитию активной речи. Ребенок должен быть сосредоточен на том, что вы говорите и показываете. Продолжительность таких занятий — не более 3-5 минут. Дольше этого времени ребенок от года до трех не может удержать свое внимание на чем-то одном. Лучше повторять одни и те же приемы в разное время и в разных ситуациях.

mamuli.club

Как научить ребенка говорить: развитие речи у детей до 3 лет, способы обучения произношению

Развитие речи является важным процессом в жизни детей. С момента рождения родители начинают задумываться о том, как научить ребенка говорить. Можно испробовать множество методик, но самое главное, уделять обучению достаточно времени и тогда результат не заставит себя долго ждать. Какие же есть способы, как быстро научить ребенка разговаривать?

Как развивается речь у детей?

Развитие речи детей происходит постепенно, поэтому выделяют несколько стадий этого важного процесса. Родителям обязательно нужно знать, что должен произносить ребенок в том или ином возрасте. Это позволит своевременно обратиться к врачу и предотвратить возникновения проблем с речью.

Каждый малыш развивается индивидуально, поэтому если первый малыш начал разговаривать в 1 год, это не значит, что второй обязательно должен начать говорить в этом же возрасте.

Но отставание не должно превышать больше, чем на один возрастной период (скажем если кроха не заговорил к трем годам, то следует бить тревогу и срочно искать опытного логопеда). Перед тем, как быстро научить ребенка говорить, следует знать, что должен произносить малыш в первые 3 года жизни.

Развитие речи в первый год

В течение первых месяцев жизни дети уже способны произносить некоторые звуки, реагируя, когда к ним обращаются родители. Даже обычный крик младенца является своеобразным сочетанием гласных букв.

Когда малышу исполняется около 1,5 месяцев, он начинает воспроизводить такие согласные звуки, как к, г, х. При этом он сочетает их с гласными звуками, вследствие чего возникает слово агу.

В 6 месяцев дети начинают лепетать. В этом возрасте уже можно заметить, как малыш произносит слоги: ба, па, ма. Лепет продолжается примерно до 8-11 месяцев.

Со временем эти слоги усложняются, преобразовываясь в длинные цепочки, похожие на слова. В год ребенок способен говорить некоторые простые и короткие слова, а также понимать речь взрослых. Многие дети в этом возрасте умеют говорить свое имя. Требовать от годовалого ребенка говорить слова в более чем три слога не стоит.

Развитие речи во второй год

С года до двух лет дети все лучше понимают, что им говорят родители. Они стараются внимательно слушать речь взрослых и повторять слова. Ребенок в 2 года может общаться с окружающими на своем языке. Иногда может применять простые словосочетания.

Что должен говорить ребенок в 2 года? Нормальной речи детей в данном возрасте ждать не следует. Поэтому не стоит искать способы, как научить говорить ребенка в 2 года. Просто нужно общаться с ним побольше и уделять время для развивающих игр, положенных в этом возрасте.

Развитие речи на третьем году жизни

В этом возрасте уже наблюдается положительная динамика в речевом развитии. Малыш начинает говорить целыми предложениями, задавать вопросы, различать числа и части речи.

Как научить ребенка говорить в 3 года? Необходимо обеспечить максимальное общение со взрослыми, читать книжки, петь песенки. Далее нужно будет наблюдать за тем, как малыш умеет отвечать на вопросы, сколько слов говорит, может ли выстраивать разговор правильно с логической точки зрения, желает ли вообще общаться с окружающими людьми или же пытается всеми силами избегать общества. Если наблюдаются отклонения, то следует проконсультироваться со специалистом о том, как их подкорректировать, и как научить ребенка разговаривать в 3 года без всяких проблем.

Как помочь детям развить речь?

Для того чтобы ответить на вопрос как быстро научить ребенка разговаривать, необходимо обратить внимание на следующие полезные советы.

Разговор

Родители должны разговаривать со своими детьми постоянно начиная с самого рождения. Интонация речи матери должна быть ласковой, чтобы способствовать успокаиванию младенца. Общаться с малышом необходимо во время прогулки, купания.

С того момента, как кроха будет активно гулить, стараясь перенимать интонацию речи взрослых, нужно общаться с ним. Дети любят, когда на них обращают внимание, слушают, разговаривают с ним.

В случае если малыш в год не может произнести какое-то слово правильно, нужно обязательно показать пример правильного произношения, растягивая слово так, чтобы ему было понятно, из каких слогов оно состоит. Не рекомендуется изменять слова, как это обычно делают все родители, сюсюкаясь со своим чадом. Это может повлечь за собой неправильное усвоение слов.

Изучение звуков

Как только начнется гуление младенца, необходимо активно вовлекаться в процесс общения с ним. Нужно сесть напротив него, чтобы малыш видел лицо, и воспроизводить какие-нибудь слоги, при этом растягивая гласные звуки. Наблюдая за тем, как двигаются губы мамы, он обязательно захочет повторить. Такие практики хорошо воздействуют на артикуляционный аппарат малыша.

Также хороший способ, как научить ребенка рано говорить, это поиграть с ним в веселую игру, суть которой заключается в повторении слогов. Сначала нужно повторять то, что произносит сам малыш, а затем предложить ему говорить также как мама.

Кроме того, всем детишкам нравится подражать людям и животным. Поэтому гуляя на улице, необходимо показывать на животных и демонстрировать, как они воспроизводят свои звуки. Такое занятие придется малышу по душе.

Формирование правильного прикуса

Желая узнать, как научить ребенка говорить в 2 года, не стоит забывать про важное значение формирования правильного прикуса для развития речи. Ведь проблемы с ним могут привести к тому, что малыш будет неверно произносить звуки.

Специалисты не рекомендуют родителям давать своим деткам сосать пустышку или соску бутылочки длительное время. Из-за этого у ребенка может измениться строение костей, расположенных в лицевой части. Тем, кто находится на искусственном вскармливании, следует приобретать специальные наконечники для бутылочек, изготовленные из силикона.

Также негативно повлиять на формирование прикуса может то, что детки любят постоянно держать пальцы во рту. Поэтому нужно внимательно наблюдать за малышом, когда режутся зубки, и вынимать пальчики из ротовой полости. Если прикус приведет к нарушению речи, то найти метод, как научить ребенка рано говорить, будет особенно сложно, ведь учить разговаривать и исправлять патологии формирующегося речевого аппарата параллельно, будет крайне трудно.

Развитие моторики

Родителям, которые хотят знать, как научить ребенка говорить в 2 года, полезно будет помнить о том, что участки головного мозга, которые отвечают за речевое развитие и движение пальцев, находятся рядом друг с другом. В связи с этим учить малышей разговаривать нужно совместно с развитием моторики рук. В год малыш уже может уверенно держать предметы в руках, кидать, перекладывать с места на место, что благотворно влияет и на речь.

Необходимо давать детям щупать разнофактурные предметы (игрушки с особым наполнителем или просто мешочки с горохом или крупой). Ребенок может поиграться с крупами, запуская в мешочек руки и разминая их, но обязательно следите за тем, чтобы малыш не стал себе ничего никуда засовывать. Также можно купить мягкий пластилин либо слепить тесто и дать ребенку помять его.

Со временем свое чадо можно легко научить хорошо управлять своими руками, выполнять даже такие сложные для них манипуляции, как застегивание пуговок и завязывание шнурков.

Познание окружающего мира

Как научить ребенка говорить в 3 года более разнообразно? Нужно познавать мир! Это очень хороший способ речевого развития, так как детки любят узнавать что-то новое. Важно, чтобы знания об окружающем мире копились. Во время прогулки нужно стараться рассказывать своему чаду обо всем, что происходит вокруг. И через некоторое время вспоминать ваш разговор и проверять все ли кроха запомнил, если он слушал невнимательно — объясните все заново.

Примерно в год малыш уже будет активно интересоваться всем подряд и указывать пальцем на то, что его волнует. Родителям необходимо четко проговаривать названия того или иного предмета, объяснять, что это такое, для чего он необходим и так далее. При этом следует подбирать простенькие слова, иначе младенец ничего не поймет. И не нужно стараться рассказать сразу о многих вещах, все должно происходит постепенно.

Чтение книг

Хороший способ, как научить ребенка говорить в 3 года и обогатить его речь, это читать ему книжки. Лучше всего выбирать потешки или простые стихи, которые написаны именно для самых маленьких детей. Такие произведения легче запоминаются, их интереснее слушать. Регулярно занимаясь с малышом чтением, можно добиться того, что он начнет повторять интонацию читающего и произносить различные новые слова.

Расширение запаса слов

Когда дети начинают накапливать собственный словарный запас, нужно активно помогать им в этом. Если ребенок в годик молча тянет руки, чтобы достать яблоко, не следует сразу давать то, что он просит. Необходимо продемонстрировать, что его желание непонятно, и попросить сказать, что именно он хочет взять. Обязательно требуется учить деток приветствовать и прощаться с людьми, а также делиться с другими чем-нибудь.

Увеличивать словарный запас нужно не только названиями предметов, животных и прочих элементов. После того как будет усвоено достаточное количество имен существительных, следует научить годовалого ребенка применять к ним и имена прилагательные. При этом требуется объяснять и другие очень важные в жизни слова, например, что обозначает слова быстро, медленно, долго, громко и так далее.

Таким образом, выбрав способ, как научить ребенка говорить слова, нужно каждый день уделять внимание развитию речи детей. Только тогда получится достичь положительной динамики. Для этого всем парам, планирующим родить детей, необходимо обязательно знать, как научить малыша говорить, чтобы процесс обучения вызывал у него радость.

Тренировка правильного произношения звуков

Очень важно, чтобы ребенок научился воспроизводить все звуки. Научившись говорить слова, он не еще не способен делать это правильно, потому что сразу научиться произносить правильно звуки невозможно. Как должен развиваться навык произношения звуков по мере взросления детей?

  • В конце второго года дети должны уметь говорить такие звуки, как О, Н, Нь, Т, Ть, Д, Дь, К, Г, Х, В, Ф. Если малыш заменяет звуки Т, Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Р наиболее простыми, то беспокоиться не стоит, это вполне нормально.
  • После третьего года жизни дети учатся произносить С, З, Ц. Воспроизведение таких звуков, как Й, Ль, Э, С, Сь, З, Зь, Ц осваивается к 4 годам.
  • После 4 лет детки должны научиться произносить Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь, а после 5 лет речь должна звучать четко, не сопровождаясь дефектами.

Выбирая метод, как научить годовалого ребенка разговаривать, необходимо обязательно заниматься артикуляционной гимнастикой. Упражнения помогут усвоить все сложные звуки. Проводить тренировку лучше всего в виде игры, чтобы ребенок смотрел на родителя и повторял за ним. Пример такой игры заключается в следующем:

  • Погулять язык собрался: (нужно открыть рот).
  • Он умылся, (быстро провести кончиком языка по верхней челюсти)
  • Причесался, (пробежать языком три раза из одного уголка губ к другому, высунуть его, а затем спрятать обратно)
  • На прохожих оглянулся, (облизать губы)
  • Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в этих направлениях)
  • Вниз упал, наверх полез, (опустить вниз, затем поднять язык)
  • Раз — и в ротике исчез (спрятать язык)

Такая игра должна выполняться хотя бы раз в день. Но не нужно представлять обучение как серьезный процесс, иначе ребенок потеряет интерес, и не будет повторять упражнение.

Используя указанные способы, как учить ребенка говорить, можно добиться хороших результатов в небольшие сроки. Родителям необходимо помнить, что запускать отклонения в развитии речи ни в коем случае нельзя. Если наблюдаются нарушения, следует срочно обращаться к специалистам.

vseorechi.ru

Как научить ребенка говорить?

Существует несколько правил, которые помогут научить детей правильно выговаривать звуки и строить свою речь. Данные пункты сослужат хорошую службу не только детям с заторможенным развитием речи, но и успевающим. Итак, как научить ребенка говорить?

Мама имеет огромную роль в развитии малыша во всех отношениях. Она обеспечивает своему малышу полноценное развитие. При постоянном разговоре с мамой малютка должен видеть артикуляцию, слышать правильный выговор.

Не нужно разговаривать с малышом на какие-то философские темы или обсуждать наболевшие проблемы, чтобы обеспечить ему постоянный диалог. Достаточно просо комментировать все свои действия. Благодаря этому малыш сможет соотносить действие со звуковым его значением.

Не следует разговаривать с малышом на ходу, бросать слова через плечо. Когда ребенок видит артикуляцию мамы при выговоре слов, движения губ, мимику и жесты, то он быстрее сообразит, о чем идет речь. Общий образ говорения закрепится в его памяти. Малыш будет пробовать восстановить образ, складывая губы, как мама, при разговоре.

Ближе ко второму году жизни малютки не стоит общаться с ним, сюсюкая и умиляясь. Ребенок должен слышать нормальный тембр вашего голоса. Разговаривайте с малышом нормально, четко выговаривая звуки. Новые или сложные слова старайтесь произносить немного громче и более четко, чтобы ребенок смог без труда понять вашу речь. При этом смотрите ему в лицо, демонстрируя свою артикуляцию.

Заменять сложные слова простыми не нужно. Не стоит также создавать собирательные образы, называя, например, все головные уборы шапками. Ребенок должен знать, что кепка – это кепка. А косынка – косынка.

Не нужно опускать в своей речи глаголы. Чаще всего мамы игнорируют глаголы, когда комментируют определенную ситуацию. Например, увидев собаку на улице, обычно говорят «собачка». Накапливая в своей памяти лишь существительные и прилагательные, ребенок будет иметь трудности с выражением своих желаний. Например, вместо «хочу шарик» будет говорить лишь «шарик». Родителям в такой ситуации трудно понять купить малышу шарик, видит ли он шарик или просто вспомнил картинку из книжки.

Разговаривая с малышом, не стоит использовать в своей речи огромные сложносочиненные предложения. Ребенку трудно охватить сразу все слова, поэтому речь взрослого для него непонятна. Достаточно сказать: «Машина едет» или «Собачка бежит».

Стоит обращать внимание на признаки различных предметов. Ребенок будет накапливать характеристики, благодаря чему его словарный запас будет расширяться.

Хорошо в своей речи противопоставлять предметы. Например, кошечка бегает, а птичка летает или ночка темна, а день светлый.

Восприятие речи на слух также благотворно влияет. Художественная литература для детей представлена обширнейшим ассортиментом сказок, стишков, историй, песенок и многими другими произведениями. Читайте малышу не только перед сном, но и днем, удобно устроившись на диване. Есть также специализированная литература для детей с неправильным развитием речи. Логопед посоветует вам несколько изданий. Такие книги содержат не только сюжетные истории, но также различные упражнения для развития артикуляции. Художественная литература изобилует красочными эпитетами и красивыми выражениями, которые будут накапливаться в памяти ребенка. Позже малышу будет проще подобрать нужное слово, чтобы выразить свои чувства, ощущения или потребности.

Придумывайте различные игры со словами, звуками или слогами. Для этого не нужно специально уделять время. Играть можно, например, на прогулке или в общественном транспорте. Заключается такое обучающее развлечение в том, что мама или папа говорит малышу: «Ла-ла-ла», на что последний должен ответить: «Ти-тит-ти». Что говорить выбирает каждый сам. Правда, надолго малыша не займешь такой гимнастикой, но 5-10 минут вполне достаточно, чтобы попрактиковать речевые навыки. Словами можно играть с двухлетними детьми. Например, называя характеристику предмета, малыш должен ответить, о чем идет речь. Вы: «Зеленое», ребенок: «Дерево».

Мелкая моторика очень важна в развитии правильной речи. Специалисты даже называют наши руки «вторым органом речи». Хорошо развивает движения ручек пластилин, соленое тесто, различные резиновые, пластмассовые, пупырчатые, мягкие игрушки. Можно сшить небольшие мешочки из хлопчатобумажной ткани и насыпать туда крупы, макароны, песок и другое. Такой нехитрый и очень экономичный способ поможет не только занять маленького шалуна, но и поспособствует развитию мелкой моторики.

На развитие речи ребенка влияет множество факторов. Например, ели у вас двуязычная семья, то не стоит паниковать, если двухлетний малыш еще не начал еще «нормально» говорить. У таких детей смешение родительских языков несколько тормозит развитие. Как научить ребенка правильно говорить в этом случае? Достаточно выбрать один язык и придерживаться вышеописанных правил.

Источник: http://www.glamius.ru/

azbyka.ru


Смотрите также