Post Icon



Как научить ребенка составу числа до 10


Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Начиная учиться и изучать цифры и счет, ребенок сталкивается с понятием состава числа. Многие родители не задумываются и не обращают внимания на это, занимаясь заучиванием последовательностей. Однако изучение состава чисел ускорит запоминание, а также понимание ребенком принципа становления чисел.

Научить ребенка составу числа важно. Начиная от простого 10 и вводя понятия «десятки», «единицы», вы облегчите процесс запоминания чисел. Также ребенок логически поймет способ образования чисел от 10 и далее. Это будет плюсом и к выполнению арифметических операций, сравнению чисел.

Начало домашнего обучения станет успешным стартом в образовании малыша. Он не будет испытывать стресс при решении примеров и задач и отставать от темы. В современном стандарте образования упор делают на счет при помощи состава числа, а не используя счетные палочки и пальчики, поэтому обучение идет интенсивнее и эффективнее.

Понятие оптимального возраста относительно, ведь кто-то и в 4-5 тянется к счету, а кому-то трудно делать это и в школе. Однако выделяют важный дошкольный период – 5-6 лет. Именно тогда важно воспитывать в ребенке желание учиться и узнавать что-то новое. Бонус для обучения – гибкость ума малыша. В подготовительной группе упор занятий делают именно на счет. Детей при помощи простых картинок, жизненных примеров или пальчиков учат складывать и вычитать.

Чтобы облегчить этот процесс, именно сейчас важно научить ребенка составу чисел. В школе работа с составом чисел начинается в первом классе. Если первое полугодие проходит в легком темпе, то далее скорость обучения увеличивается: детей учат числам до ста.

Научить ребенка считать до 10 легче всего. От того, как пройдет этот процесс, зависит его дальнейшее понимание чисел. Начинайте с простого: учите ребенка считать все, что видит вокруг (ступеньки, машины, деревья по пути в детский сад).

Обязательно акцентируйте внимание на единицу. Должно быть не разговорное «раз», а математическое «один». Не забывайте о пустоте – ноль. Далее начинайте учить цифры по книгам, читайте сказки с их применением. Затем обратите внимание на обратный счет (полет ракеты, уменьшение ягодок, конфет). Выучить счет в пределах 10 легче всего.

Для закрепления играйте в домики для цифр: задайте два числа, а ребенок должен сказать, какое между ними или перед и после. Например, 3 и 5. Между ними находится число 4. Перед 3 находится 4, а после 5-6. Напишите на листке цифру и попросите найти необходимое количество предметов (бусины, крупинки, горошины). Обязательно нужно использовать наглядность: игрушки, цифры, магнитные доски.

Чем чаще во время игры будете считать, тем быстрее будет усваиваться материал. Главное в этом деле не заучивание, а понимание цифры и количества.

После изучения чисел можно приступать и к счетным операциям. Покажите ребенку «фокус», как две цифры превращаются в одну путем объединения предметов или, наоборот, разделения. Дальше покажите, как можно считать на пальцах и при помощи разных предметов. Сравнивайте цифры. Научите определять из двух цифр меньшее и большее. Важно изучить знаки операций и обозначить их названия.

Когда дело дойдет до цифры десять, начинайте вводить понятия «единицы», «десятки».

Пусть цифра станет двухэтажным домом. Изучаем состав. Десятки – это этаж, а единицы – квартиры. Числа второго десятка объясните при помощи одинаковых игрушек выстроенных в два ряда по десять – от 11 до 18. Далее отметьте, что цифра 19 – последняя во втором десятке, а значит, нужна замена числа один на 2 – получаем 20. Запомнить будет легче, если предметы будут пронумерованы от 0 до 9.

Нужно научить ребенка составлять число из двух простых и называть его. Предложите две цифры и попросите составить сложное число. Когда будет усвоен материал, учите обратному – разбирать число на единицы и десятки. Обучение должно проходить в игровой форме. Так интерес ребенка не пропадет и занятие превратится в увлекательное знакомство с числами. Если соблюдать правила, то устный счет будет даваться с легкостью.

Запомните, что важна не скорость, а процесс. Нужно понять образование чисел, а не просто механически заучить, то, что у ребенка всегда на слуху.

Устный счет позволяет быстро выполнять задания. Чтобы он давался легко, нужно объяснить ребенку числовой состав. Для этого раскладывайте числа от 2 до 10. Чем больше цифра, тем больше внимания следует ей уделить. Объясните, что для счета после десяти нужно в уме перебирать составляющие числа. Например, 8 + 7. Спросите малыша, сколько нужно цифре 8, чтобы получить 10.

Предложите разложить цифру 7, используя двойку. Тогда ребенок поймет, что ответом будет 5. А сложение даст нам 15. Сначала будет нелегко, но когда ребенок освоит этот метод, устный счет будет налажен.

Не переусердствуйте, занятие не должно превышать 10 минут. Можно считать несколько раз в день или делать однодневный перерыв.

При переходе к устному счету ограничивайте малыша в использовании счетных материалов (пальчики, палочки) все это будет лишь тормозить процесс обучения. Конечно, убирать материал резко не следует, делайте это постепенно.

Выбор счетных материалов на сегодняшний день очень богат. Самые знаменитые – счетные палочки. Родителей привлекают простота в использовании и их доступность. Однако простота не дает высокой эффективности. Ребенок становится зависимым от шаблона и не может переводить такой счет в устный.

Существует множество карточек: «Состав чисел», «Числовые домики», «Цветок», «Домино». Все они представляют собой наборы составного счетного материала с изменяемыми признаками. Ребенок учится находить в числе составляющие, то есть он узнает что десять состоит не только из двух 5, но и из 8 и 2, 7 и 3 и так далее.

Деревянные и пластиковые наборы цифр и знаков вычислений с палочками в комплекте также отлично позволяют развивать зрительную память, соотнося количество палочек и цифру. Классические счеты, счеты с озвучиванием так же отлично подойдут для изучения состава чисел. Здесь ярко выражен метод разложения чисел с прибавлением до десяти и остаток для получения ответа.

Цифровые барабаны с цифрами и знаками используют для более опытных деток. Принцип прост: ребенок перебирает колесики с цифрами и знаками и получает наглядный пример для решения. Для самых маленьких – пирамидки и штырьки. Простой счет и перекладывание помогут в запоминании чисел.

Интересней для малыша создание счетных материалов вместе с мамой. Рисуйте вместе, создавайте коробочки с цифрами и наполните их бусинами, считайте фломастеры, карандаши, лепите число и соответственно ему горошины или баранки. То есть сочетайте разные методы и способы вычислений для лучшего запоминания.

Методик для изучения состава чисел можно найти много и выбрать подходящую вашему ребенку.

Дидактические материалы, книги, обучайки – все они направлены на облегчение в изучении чисел, их запоминании и применении в обучении.

  • «Чудо-обучайка», автор Елена Бортникова. Пособие предназначено для детей от 4 до 6 лет. Направлено на развитие как математических навыков, так и логики, что необходимо для устного счета. При помощи стихов, рисунков, заданий ребенок легко в игровой форме знакомится с такими сложными понятиями, как цифра, число, количество и так далее.
  • Методика Николая Зайцева. Обучение по карточкам «Стосчет». Цифры до 100 с их составом. Под каждой цифрой располагается необходимое количество точек, которое соответствует десяткам и единицам. Данная методика часто используется в детских садах.
  • «Математические ступеньки» Елены Колесниковой. Для деток от 3 лет и далее. Начинается с простого (геометрические фигуры, счет игрушек и знакомство с цифрами в игровой форме), постепенно задания усложняются, в результате занятий ребенок приходит к осознанию понятия «состав числа».
  • «Я изучаю состав числа». Дидактический материал с множеством карточек. Карточка включает в себя цифры, количество предметов, соответствующее числу (домино, игральные кубики), а также состав заданного числа.

Изучать состав числа очень важно для легкого обучения чада в школе. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с цифрами, тем быстрее он поймет состав числа и научится устному счету.

Следующее видео вы можете использавать в ходе обучения ребенка составу чисел.

www.o-krohe.ru

Как быстро и легко научить ребенка составу числа до 10 и 20: «домики» и другие игровые методики

Официально ребенок при поступлении в школу не обязан уметь считать, читать и писать. Однако большинство ребят идут в первый класс, освоив эти навыки. Помогая дошкольнику понять методику счета в пределах 20, родители облегчают старт его учебы. Обучение состава простых чисел происходит в процессе игры, в различных бытовых ситуациях. Это позволяет взрослым ненавязчиво и наглядно преподать устный счет, простимулировать интерес крохи к познанию окружающего мира.

Умения дошкольника писать и считать очень пригодятся ему в первом классе

Как наглядно объяснить дошкольнику состав числа?

Для успешного освоение математики в школе следует постараться научить сына или дочку простейшему счету до поступления в школу. Начинать нужно с представления чисел и их графического обозначения – цифр. Последних всего десять – от 0 до 9, и число 10 состоит из цифр 1 и 0, которые обозначают количество чего-либо (конфет, кубиков, яблок).

Выучить цифровой ряд до 10 туда и обратно в ходе игры и практических действий можно за несколько вечеров. Чтобы малыш сразу усвоил, как он формируется, важно объяснить, что каждое последующее число отличается от предыдущего в сторону увеличения (при счете от 0 до 9) или уменьшения (при счете в обратном направлении). Это научит его отличать порядковые и количественные числительные (например, четвертый в числовом ряду или четыре предмета).

Увлекательное и эффективное обучение счету

В компании с любящими родителями обучение счету и составу числа превращается в увлекательное занятие. Для того, чтобы малыш смог усвоить и наглядно оценить все, что объясняют старшие, понадобятся:

  • счетные палочки;
  • счеты (их можно привлечь, играя в магазин);
  • кубики;
  • самодельные карточки;
  • числовые дома;
  • игрушки или конфеты;
  • пуговицы разного цвета.

Занятие 1: понятие о составе числа

Счеты помогут изучить все числа. Можно применить их, играя в магазин

Развить интерес ребенка к математике помогут игрушки, детская посуда, кубики, иные одинаковые предметы домашнего обихода. Изучение начинают с числа 2, попросив ребенка положить на стол кубик и уточнив, что нужно сделать, чтобы их стало два. Обычно 5-6 летний малыш способен догадаться, в чем дело. Младшему по возрасту ребенку можно дать подсказку.

Закрепив «двойку» можно шагать дальше. Состав числа 3 несложно предложить к изучению в следующих вариантах:

  • выложить 3 монеты по одной (на разном расстоянии или «в столбик»);
  • к двум монетам прибавить одну (две монеты положить вместе, а одну – на расстоянии);
  • к одной монете прибавить две.

После того как малыш освоит «тройку» (поймет, что три монеты вместе, это то же самое, что и две с одной, попрактикуется собирать их воедино), можно учить цифру 4 в игровой форме. Здесь помогут шашки и доска. Следует предложить маленькому ученику положить на доску 4 шашки белого цвета, а затем задать вопрос: сколько шашек останется, если заменить одну белую шашку на черную? Сколько будет их всего, если выстроить 2 белые и 2 черные шашки? Ребенку важно понимать, что число 4 получится при любом варианте перестановки.

Учить правильно состав числа поможет вовлечение дошкольника в решение бытовых задач. Например, попросить его разложить вилки для семейного ужина. Сначала можно дать ему один прибор и спросить, сколько еще нужно для семьи. Подумав, ребенок сможет дать правильный ответ. Совместное изучение карточек также позволит быстрее освоить состав числа.

Занятие 2: работа с карточками

Карточки с цифрами можно легко изготовить самостоятельно

На этом этапе важно подключить 2 вида карточек (купленных или изготовленных самостоятельно). Желательно, чтобы в первом варианте они состояли из двух половинок. На одной стороне может быть нарисован предмет, а на другой – 2,3,4,5 и более его копий. Половинки может объединять знак «+», или его можно сделать отдельно.

Занятия с карточками проходят в непринужденной форме. Малышу следует показать карточку, на которой изображено, например, 6 снежинок и предложить собрать столько же снежинок из предложенных картинок. Важно иногда меняться ролями. Путь ребенок дает взрослым задания, исправляет их намеренные ошибки, учится контролировать действия других людей. Аналогичная работа ведется с цифровыми карточками. Ребенок должен научиться подбирать несколько вариантов состава предложенного числа.

Занятие 3: подключение числовых домиков

Числовые домики можно рисовать в тетради или изготовить их из цветной бумаги, в окошки домика ребенок будет ставить необходимые карточки с цифрами

Числовые домики помогают закрепить навыки устного счета. Они представлены в учебниках, но картинки можно нарисовать и самостоятельно. Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. Например, для двойки достаточно 2 этажей (1+1, 2+0), для тройки – 3 (1+2,2+1,3+0) и так далее.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как быстро и просто научить ребенка устному счету?

Рисовать домики можно вместе с ребенком, попутно показывая, зачем и как их заполнять. В треугольнике на крыше записывается число от 2 до 10. Ребенку объясняют, что на одном этаже в двух квартирах живет столько жильцов, сколько указано на крыше (например, 5 жильцов). Пусть в одной из квартир самого нижнего этажа живет один человек, тогда с помощью счетных палочек малыш определяет, что во второй обитают 4 жильца.

Поднимаясь по этажам и заселяя их, ребенок определит состав пар (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1). Для закрепления результата можно развесить листики с домами по квартире, чтобы ребенок учился заполнять их карандашом. Когда малыш освоит состав 10, можно переходить к более сложной программе.

ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка писать красиво и быстро в первом классе?

Варианты числовых домиков, которые можно легко распечатать или изготовить сами по аналогии:

Вариант 2:

Освоение второго десятка чисел

Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 — это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.

ИНТЕРЕСНО: куда лучше поступать учиться после 11 класса?

Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.

Обучение счету первоклассников

Если приступить к обучению ребенка в 4-5 лет, то уже к школе он будет легко оперировать двумя десятками. Иногда родители не спешат, полагая, что это обязанность школы. В скором времени после поступления в первый класс у них возникнет вопрос, как объяснить ребенку состав числа. Большинство его сверстников приходят в школу подготовленными, и учителя ориентируются на них, поэтому догонять придется в ускоренном ритме.

С первоклассником лучше заниматься по той же схеме, что и с дошколенком. Нужно дать ему возможность поработать с частями (слагаемыми) числа. Для этого подойдут задачи, где известно общее число предметов и количество одного вида, и требуется определить число предметов другого вида. Например, 5 столовых приборов, из них 2 вилки, и нужно найти ложки.

Если развесить карточки по всему дому, то можно повторять хоть цифры, хоть буквы в любое время и месте

Актуальны для первоклассника и числовые домики, черчение отрезков по клеточкам, составление чисел с помощью счетных палочек. Можно поиграть, предложив малышу угадать, сколько конфет зажато в кулаке. Следует заинтриговать ребенка: «если к 2 ирискам, что я держу в руке, добавить еще 2, то получится столько, сколько у меня в руке».

Советы педагогов

Обучение счету – во многом творческий процесс. Сын играет в футбол – считайте вместе голы, дочка кормит голубей – считайте птиц, сравнивайте, каких и на сколько больше. Если малыш любит рисовать, можно попросить его изобразить определенное количество мячиков, машинок и других предметов. Если лепить – создать заданное число фигурок. Попутно стоит задавать «хитрые» вопросы: «могу я взять у тебя один карандаш, сколько у тебя теперь осталось?» и другие подобные.

Заставлять ребенка считать не нужно, это лишь отобьет охоту к учебе. Каждое занятие должно проходить не более 15 минут в спокойной, доверительной атмосфере. Закреплять их можно на прогулках, считая деревья, дома, транспорт. Дополнительно следует подключать обучающие счету мультфильмы, фото и видео, которые широко представлены в интернете. Родителям важно быть последовательными и терпеливыми. Только тогда их чадо научится оперировать простыми и сложными цифрами.

vseprorebenka.ru

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше? - Цветы жизни

Дети очень любознательны, их легко и приятно обучать чему-то новому. Заботливые родители полагаются в обучении дошколенка не только на воспитателей детского сада, но и на себя.

Один из вопросов, которым задаются мамы и папы, — как научить ребенка составу числа? Процесс обучения должен проходить в виде игры, ведь по другому малышу просто не будет интересно.

Сегодня поделимся практическими советами по обучению детей в игре составу числа. Это очень занимательно!

Советы для родителей

Состав числа до 20 — изучение именно такого количества потребуется на первоначальном этапе по обучению ребенка счету и запоминанию цифр.

Для этого потребуется правильная методика для обучения дошколят, которая поможет быстро и плодотворно освоить счет. Главные составляющие факторы при обучении — игровая форма и множество наглядных примеров.

Знакомство с цифрами в счете — это начальный этап развития, здесь должны присутствовать развивающие игры, например, детские кубики.

О чем должны помнить папы и мамы при занятиях с ребенком?

  1. Обучению состава числа до 20 нужно начинать как можно раньше, процесс пойдет проще и быстрее. Не нужно зацикливаться на счете до 10, ребенок просто потеряет интерес, ему нужно давать все больше знаний.
  2. Показатели количества детки должны запоминать всеми возможными рецепторами: слух, осязание и зрение.
  3. Обучение детей составу числа — такой же простой процесс, как изучение названий животных и букв алфавита.
  4. Участие родителей в процессе изучения цифр и их состава — обязательное условие.
  5. Помните: наши малыши намного логичнее и умнее, чем нам кажется. Поэтому не стоит думать, что для изучения цифр ребенок еще очень мал.

Условия для обучения

Задумываясь над тем, как научить ребенка составу числа, не нужно «изобретать велосипед». Обучайте в игровой форме малыша в любых условиях и ситуациях: при походах в магазин, на прогулке, в очереди в поликлинику. Помогут карточки на составе числа — количество предметов с цифрой.

Например, в магазине купили 5 яблок. Попросите ребенка показать карточку с таким же количеством предметов. Или в очереди: посмотрите, сколько людей стоит перед вами и после вас. Попросите малыша показать карточки с цифрой, соответствующей очереди. Малышу это будет очень интересно!

С какого возраста обучать детей счету и составу числа?

Счету малышей нужно начинать обучать с младенчества. В этом помогут простые игры. Например, загибание пальчиков: раз, два, три, четыре, пять, пошел зайка погулять — и так далее. Показывайте малышу на пальцах, сколько ему лет, некоторые уже в год при вопросе «сколько годиков» уверенно показывают один палец!

С трехлетнего возраста малыша нужно обучать не только счету, ведь это простая последовательность цифр, но и составу числа. Ребенок должен понимать, чем отличается цифра 5 от числа 12 — показывайте на конфетах, детских кубиках, пуговках и так далее.

До скольки учить считать?

Как правило, счет до десяти дети усваивают очень быстро, тем более, если учить считать с младенчества. Многие детки идут в школу, умея вести счет до ста и в обратном порядке. Нужно ли вообще выходить за границы десяти?

Самое оптимальное — научить считать до 20 и в обратном порядке. Ребенок до школы должен узнать принцип появления двузначных чисел, так ему будет проще освоить дальнейший счет. Показывайте на примере, как получаются двузначные:

  1. Напишите на бумаге цифры от одного до десяти. Особое внимание ребенка направьте на цифру 10. Покажите, что она имеет впереди единицу, а в конце нолик.
  2. Расскажите, что двузначные числа образовываются из каждой цифры. Например, при написании числа 11 нужно заменить ноли на единицу, при написании 12, меняем ноли на двойку, и так по порядку.
  3. Далее покажите число 20. Объясните, что теперь меняем первую единицу на двойку, а при дальнейшем счете нужно будет менять нолик на прочие цифры.

Пишите вместе с малышом. Составляйте двузначные числа, он должен знать их не только на слух и по количеству, но и воспринимать зрительно именно числа.

Как объяснить малышу, что такое состав числа?

Самый простой пример знакомства ребенка с понятием именно состава числа — наглядный. Помогут в этом все члены семьи. Останьтесь в комнате вдвоем с малышом, спросите, сколько человек сейчас в комнате. Он скажет, что два.

Потом нужно, чтобы в комнату вошел еще один член семьи, и тогда малыш скажет, что теперь их три. И так далее.

Следом нужно подать пример на убывание, то есть, из комнаты должен выйти один человек, или два, ребенок должен уметь не только прибавлять, но и отнимать.

Еще пример: попросите на три коробочки разложить 4 палочки. Вариантов будет 2: либо 1/1/1/2, либо 2/1/1/1 — так малыш поймет, что в три места одновременно нельзя разложить 4 предмета одинаковым количеством.

Простая игра — счет в шагах

Как научить ребенка составу числа? Простой и понятный пример — отмерить шагами расстояние до дома. Для примера возьмем 20 шагов.

Выходя на прогулку, в детский сад, магазин или любое другое место, отсчитайте с малышом от подъезда 20 шагов, поставьте отметку, например, мелом. Счет нужно начинать с одного. Далее покажите, что еще три шага, и будет уже 23.

По возвращению домой, найдите поставленную отметку, и отсчитывайте шаги уже от 20 — в обратном порядке. То есть, от дома вы отошли на 20, а теперь до дома осталось 20, 19, 18 и так далее.

Ребенок быстро поймет, что значит от дома и до дома, а это и есть состав числа.

Накрываем стол

Собираясь поужинать или пообедать всей семьей, попросите малыша помочь накрыть на стол. Ребенок знает, сколько в семье членов, скажите, чтобы он положил на стол равное количество ложек или вилок, тарелок и кружек.

Если он начнет ставить так: папе, маме, брату, и так далее, остановите, и попросите назвать количество людей в цифрах, помогите сосчитать, если ребенок затрудняется. Далее попросите поставить столовые принадлежности в равном количестве людям.

Счетные палочки

Имеется множество интересных и активных заданий для детей. Состав числа не всегда хочется изучать прыгая, бегая, накрывая на стол. Иногда нужно просто провести время в спокойной обстановке, но продуктивно. Помогут счетные палочки.

Если ребенку менее 4 лет, то начинайте с самых простых примеров. Положите на стол одну палочку, скажите, чтобы добавил столько, чтобы получилось три.

Потом скажите, что нужно убрать палочки так, чтобы стало две, и так далее. Усложняйте примеры, ребенок не должен пользоваться умением считать, чтобы составить именно состав числа.

Не должно быть примеров таких: на столе одна палочка, добавь так, чтобы стало две, а теперь три.

Игра в стройку

Помогут изучить и понять, что такое состав числа, домики из обычных игровых кубиков. Это не должно быть «Лего», малыш может легко запутаться в мелких деталях.

Скажите, что сегодня в планах построить дом из 9 этажей. Как только строение будет готово, скажите: «Слишком высоко, нужно оставить всего 5 этажей». Малыш должен убрать лишние.

Потом можно посоревноваться, у кого получится самый высокий домик. Состав числа изучается при такой игре «на ура». По окончании строительства попросите сосчитать, сколько этажей в вашем доме, и сколько в его. Спросите: у кого выше, и на сколько этажей.

Делимся сладостями

Можно угостить конфетами детей на улице, или членов семьи. Скажите ребенку, что нужно каждому дать по две конфетки. Например, в семье пятеро человек. Малыш должен дать каждому по две конфеты, а потом сосчитать, сколько вообще было роздано.

Перед этим положите в вазу 20 конфет, или больше. После того, как все получили свои угощения, попросите ребенка сосчитать, сколько осталось в вазе. Потом объясните, что было 20, из них отдали 10, у каждого получилось по 2 конфетки. То есть, один состав числа можно разделить на несколько.

Карточки

Сделайте карточки на состав числа сами, или же купите их в магазине. Главное, чтобы было два набора. В первом наборе на каждой карточке должны быть нарисованы предметы от 1 и до 20. В другом наборе карточки должны быть украшены цифрами от 1 до 20. Отдельно сделайте знаки «+» и «-«.

Положите на стол карточку с числом 5, дайте ребенку задание найти подходящий набор предметов на карточке, а потом наоборот: покажите карточку с количеством, попросите достать с соответствующим числом.

Второе занятие немного сложнее, но оно тоже необходимо при изучении состава числа. Составьте пример из двух карточек с картинками. Например: 2 яблока + четыре яблока. Ребенок должен найти карточку не с яблоками в количестве 6 штук, а с цифрой. Далее сделайте пример на минус.

https://www.youtube.com/watch?v=lbRdLXXsDEM

Опять со второго задания, только составьте пример из чисел, а ответ попросите дать в картинке, которая будет соответствовать полученному числу.

Третье задание — самое сложное, но без него тоже никак не обойтись. Составьте пример на основе карточек с цифрами и рисунками. Например: 2 + три яблока (рисунок). Или «Десять яблок (рисунок) — 4». Малыш должен найти обе карточки — и с рисунком и с числом.

Четвертое задание — не сложнее третьего. Теперь ребенку предложите карточку с количеством предметов в виде рисунка. Он должен составить пример на + с цифрами, чтобы получить такое же количество яблок.

Потом пример для ответа в картинках. Далее наоборот — покажите число, и малыш должен составить правильный пример на + из карточек с картинками, а потом и с числами.

Повторите то же самое, только с примерами на минус.

Мы рассказали о том, как научить ребенка составу числа. Примеров и игр множество, мы предоставили самые интересные, простые и посложнее, но все они непременно пригодятся на домашних уроках.

Источник: http://fb.ru/article/395696/kak-nauchit-rebenka-sostavu-chisla-igryi-dlya-obucheniya-detey

Как научить ребенка считать? Советуют педагоги

Первый этап. Не используем запись числа

Первостепенная задача — научить считать до 10,не используя соответствующие цифры. На первый план выходят действия с предметами. Например, была одна ложка, положили еще одну — стало две ложки. Потом можно увеличивать количество ложек, говоря название числа.

Помогут в решении этой задачи практические задания. Например, чаще спрашивать у ребенка о количестве чего-нибудь: сколько тарелок, сколько тапочек, сколько птиц на той ветке. Считать можно что угодно, даже ступеньки лестницы.

Второй этап. Знакомство с самими цифрами.

В первом классе сначала изучается цифра 1, 2, 0, а потом уже 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Обусловлено положение нуля тем, что ученику на первых порах сложно понять, почему пустота обозначается цифрой. И тогда, когда уже практикуются действия с цифрами, становится понятно, зачем нужен нуль. Например, было пять яблок на столе, пять съели. Осталось — ничего, то есть ноль.

Еще вариант: Показываются эти рисунки, и спрашивает учитель у детей: «Что изменилось?». Они отметят: «Ничего».

На втором образце показано, что если в одном квадрате три точки убрать совсем, то будет пустой квадрат и точек вообще не останется.

Главное правило, которые должны понять дети при счете до десяти: каждая цифра меньше последующей на один и больше прошлой цифры на один.

Приемы обучения счету до десяти:

  • Игра в паровозик. Распространенная тренировка заучивания цифр, проводимая в первом классе. Выходит перед классом один ученик, он говорит, что он — вагон первый. После этого выходит еще один, и говорит: один и еще один будет два. И так продолжается до десяти. Потом операция делается в обратном порядке. Вагоны «распадаются» по одному. Цель этого упражнения — запоминание порядка чисел в прямом и обратном порядке.
  • Показ на линейке. Это устаревший метод, основанный на механическом запоминании и наглядном доказательстве порядка чисел.
  • Счет на пальцах. Традиционный и самый легкий для детей. Можно использовать на первой поре, пока ребенок не будет порядок цифр. Потом надо отучать от пальцев, рассказывая «секреты» превращений цифр.
  • Использование смешных стихов и мультиков о числах. Интересно будет посмотреть мультик «Как козленок учился считать» или проговаривать считалки.

Стихотворения-запоминалки для изучения счета

Ягодный счет

По опушке шла лисичка:— Раз, в корзинке земляничка,Два — как небо голубика,Три — румяная брусника,А четыре — вот морошка,Пять — смородины немножко,Шесть — как бусинка калина,Семь — как солнышко рябина,Восемь — в лапке ежевика,Девять — синяя черника,Десять — сочная малина.

Вот и полная корзина!

* * *

Раз — рука, два — рука —Лепим мы снеговика!Три — четыре, три — четыре,Нарисуем рот пошире!Пять — найдем морковь для носа,Угольки найдем для глаз.Шесть — наденем шляпу косо.Пусть смеется он у нас.Семь и восемь, семь и восемь,Мы сплясать его попросим.Девять — десять — снеговикЧерез голову — кувырк!

Ну и цирк!

* * *

Пошли пальчики гулять,А вторые догонять,Третьи пальчики бегом,А четвертые пешком,Пятый пальчик поскакал,

И в конце пути упал.

  • Игра «Назови соседей числа». Например, нужно назвать соседей числа 4.
  • Упражнение«Цифры заблудились». Нужно разложить по порядку беспорядочно разложенные картинки с цифрами. Есть другая интерпретация этого упражнения: Баба-Яга перепутала все цифры. Помоги расставить их правильно.

Чтобы научиться считать до десяти, полезно считать числа не только единицами, но и двойками, тройками и пятерками. Для этого предлагаются такие задачки:

  • Под забором было видно 10 лапок цыплят. Вопрос: сколько всего цыплят? — Счет двойками: 2, 4, 6, 8, 10 — пять цыплят.
  • Сколько сапог надо подарить троим гусятам? Аналогично предыдущей задачке.
  • Считать пятерками удобнее всего, наблюдая за часами.

Как выучить таблицу сложения и вычитания в пределах десяти?

После того как ребенок знает порядок числительных, полезно применять задания на состав числа. Можно, конечно, зазубрить состав числа 5, например, но лучше использовать игровые действия с предметами с параллельной установкой на запоминание.

Например:

В одной тарелке было 4 апельсина, а в другой — 2. Сколько всего апельсинов? (Задача на нахождение суммы)

Всего 6 яблок, а друзей — трое. Разделите каждому поровну, одинаково.

Сочетать с простыми задачами можно и маленькие схемы, которые легко применять на уроке и дома.

На переместительный закон сложения не сложно привести такой пример: одна тарелка с двумя яблоками лежит на столе, а другая тарелка с четырьмя яблоками — лежит рядышком, если поменять их местами, то все равно общее количество яблок останется неизменным.

Как научить ребенка складывать и вычитать с переходом через десяток?

В первом классе ученик учится считать полными десятками с помощью пучков палочек. И только после этого он знакомится с таблицей сложения и вычитания с переходом через десяток.

В приведенном ниже примере, чтобы сложить числа 8 и 5, второе слагаемое раскладывается так, чтобы дополнить первое слагаемое до десяти, а потом остаток прибавляется к десяти.

Что касается вычитания, то тут раскладывается уменьшаемое по разрядному составу. На примере 15 минус 8 мы видим, что число 15 раскладывается до своих разрядных единиц. В итоге всегда получается 10 и разрядные единички — 5.

Теперь: вычитаемое надо разложить на слагаемые. Первым слагаемым будут разрядные единицы от 15-ти, а второе слагаемое подбирается (дети знают состав числа 8). Теперь остается от 10-ти отнять второе слагаемое от восьмерки. И ответ готов.

Немного потренировавшись, можно будет легко решать подобные примеры в уме. 

Для ребенка начальной школы важны только три таблицы:

  • сложение и вычитание до десяти;
  • с переходом через десяток;
  • таблица умножения.

Зная эти три таблицы, легко учиться дальше математике в средних классах. Поэтому первый счет ребенка — первые его шаги в мир математики. И желательно, чтобы эти шаги были в игровой форме, потому что интересная и наглядная форма упражнений помогает быстрее учиться считать и с большей мотивацией грызть гранит науки математики. 

Источник: http://pedsovet.su/publ/179-1-0-5297

Понимание состава числа – залог правильного и четкого письменного и устного счета. Официально при зачислении в школу ребенок не обязан разбираться в математике, однако большинство малышей идут в 1 класс, владея элементарными арифметическими навыками.

Помогая дошкольнику выучить счет до 10 и состав этого числа, вы серьезно облегчаете начало его учебы. Существует несколько эффективных методик, позволяющих проводить обучение в виде игры или в других бытовых ситуациях.

Выясним, как заинтересовать ребенка и объяснить ему состав числа.

В возрасте 5-6 лет дети уже хорошо знают цифры, знакомятся с простыми арифметическими действиями. Именно в этом периоде стоит уделить немного времени на упражнения и объяснить ребенку состав чисел до 10. Однако важно, чтобы малыш уже освоил:

  • прямой устный счет до 10;
  • обратный счет от числа 10 до 1;
  • пересчет и отсчет предметов;
  • состав числа по единицам (например, 2 состоит из 1 и 1, 3 – из 1 и 1 и 1).

Все эти навыки свидетельствуют о том, что ребенку уже можно объяснить состав любого числа в пределах 10.

Что пригодится для домашних занятий?

Занятия станут эффективней, если заранее подготовиться и собрать необходимый учебный материал:

  • палочки для счета;
  • игровые кубики;
  • карточки с изображениями цифр;
  • разноцветные камешки или пуговицы;
  • счеты;
  • домики для чисел.

Вы можете приобрести готовые развивающие наборы в магазинах канцелярии или игрушек, либо смастерить все необходимые предметы вместе с ребенком. Второй вариант предпочтительнее.

Эффективные методики

Объяснять состав числа 10 нужно постепенно, разделив обучение на несколько логичных блоков. На первых занятиях следует уделить внимание цифрам 2 и 3, их взаимоотношениям и возможным комбинациям. Далее можно переходить к занятиям с наглядными карточками и уже после подключать числовые домики.

Занятие 1: осваиваем цифры 3, 2, 1

Возьмите любимые игрушки и вещи малыша (кубики, куклы, машинки). Начните упражнение с разбора числа 2 и покажите ребенку, какими способами его можно получить:

  • Положите на стол перед малышом один предмет и попросите ребенка сделать так, чтобы их стало два. Обычно ему не сложно догадаться, как справиться с заданием. Если потребуется, дайте подсказку.
  • Объясните малышу, что 2 является числом, состоящим всегда из пары единиц.
  • Попросите ребенка выложить на стол по 2 понравившихся предмета.
  • Когда двойка будет закреплена, переходите к изучению тройки. Расскажите ребенку, что если к 2 добавить 1 – получится 3. Положите перед ним две монетки и рядом еще одну. Малыш должен усвоить, что нет никакой разницы между 3 монетами вместе, 2 с 1 или 1 с 2.

Постепенно усложняйте задание. Четверку получить в игровой форме так же просто, как и тройку. Здесь могут помочь шахматы или шашки. Предложите ребенку выбрать 2 фигуры одного цвета (белый), а затем повторить задание.

Спросите: сколько шахмат останется, если 1 светлую заменить на 1 темную? А что будет, если объединить 2 черные и 2 белые фигуры? В конце он должен понять, что получить число 4 можно при каждом возможном варианте перестановки.

Переходить к следующему блоку заданий стоит тогда, когда малыш поймет, что все эти действия приведут к результату известному заранее:

  • 2 — это 1 + 1, 2 + 0;
  • 3 — это 2 + 1, 1 + 2, 3 + 0;
  • 4 — это 1 + 3, 2 + 2, 3 + 1, 4 + 0.

По такому же принципу объясните оставшиеся числа до 10.

Задание 2: числовые карточки

На этом этапе ребенок уже должен уяснить, что складывая разные цифры, можно получить любой результат. Но когда следует узнать состав определенного числа, нужно идти от обратного – от заранее выясненного ответа. Вам необходимо вместе с ним разобрать все пары слагаемых, приводящих к единому результату. Для этого отлично подойдут числовые карточки. Вариантов обучения несколько:

  • Нарисуйте на карточках, например, 5 бабочек и предложите ребенку собрать нужное количество из предложенных заготовок.
  • Предложите ему несколько раз самостоятельно собрать комбинации, при которых их сумма в итоге будет равняться 5.
  • Попросите ребенка объяснить вам, как получить какое-либо число. Допускайте ошибки, малышам придется задействовать все свои способности чтобы их вычислить.

Приступать к последнему блоку заданий следует тогда, когда чадо сможет подбирать все варианты состава указанного числа.

Задание 3: числовые домики

Арифметические домики отлично помогают окончательно понять и закрепить в знаниях ребенка понятие о составе любого числа, а также развить навык устного счета.

Дом для чисел представляет собой здание, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. Высота сооружения зависит от числа, к которому нужно подобрать все возможные комбинации цифр. Чтобы объяснить ребенку состав числа 2, достаточно нарисовать дом с двумя этажами (0+2, 1+1) и так далее.

Заготовки домиков можно найти в учебниках по математике или же изготовить самостоятельно из картона.

Как построить ход занятия:

  • Положите на стол пустой дом, разместив в его крыше карточку с числом от 2 до 10 (пусть будет 6).
  • Объясните ребенку, что на каждом уровне в квартирах находится столько людей, сколько написано на крыше.
  • Поставьте условие: на первом этаже в 1 квартире живет всего один человек. Малышу нужно подумать и определить, сколько жильцов живет в квартире номер 2 (правильный ответ – 5).
  • Теперь, когда алгоритм решения задачи ясен, попросите ребенка заселить все оставшиеся квартиры, меняя начальное количество жильцов на каждом новом этаже. В итоге на 2-м этаже будет 2 и 4 жильца, на 3-м – 3 и 3, на 4-м – 0 и 6. Таким образом, малыш сможет освоить все существующие комбинации цифр.

Небольшой лайфхак: расскажите, что любое число всегда состоит из 1 и предыдущей цифры по порядку. Так, если требуется выяснить состав числа 7, сразу готов первый ответ: 7 – это 1 и 6.

Когда все пары цифр и состав 10 будут освоены, можно усложнять задания.

Изучение второго десятка

Если вам удалось объяснить ребенку, что такое математический состав числа, то следует перейти к одному из самых сложных моментов – работе с десятками.

Малыш обязательно спросит, почему 6+5=11, из-за чего оно так называется и записывается. В первую очередь расскажите, что для удобства большие числа считают десятками. Например, 6 и 4 – это один десяток.

Поскольку в задаче требовалось прибавить 5, а 4 мы уже добавили, то не хватает всего единички. Поэтому выходит:

  • 6+5 – это 6+4 и еще 1;
  • 6+4=10;
  • последнюю единицу записываем вместо 0, получается 11.

Сначала ребенку ничего не будет понятно, но спустя время он усвоит основный принцип работы с десятками. Облегчить задачку можно с помощью наглядного упражнения:

  • попросите отсчитать 10 конфет и сложить в одну миску;
  • теперь нужно отложить еще 7 лакомств в другую емкость;
  • под каждой миской следует разместить карточку с изображением числа, соответствующему количеству конфет;
  • попросите малыша сложить все вместе и сказать, сколько конфет получилось;
  • для большего понимания объясните, что 10 в двузначном счете обозначают 1;
  • правильный вариант: ребенок пишет единицу и 7 рядом, что означает 17.

Подобные примеры можно проводить и с большим количеством предметов. Например, дошкольник должен знать, что 32 – это 3 десятка плюс еще 2 единицы.

Как помочь ребенку?

Числа от 2 до 10 в повседневной жизни встречаются очень часто, а обучение счету – во многом креативный процесс. Помочь с освоением цифр просто даже без покупки специальных приспособлений:

  • Малышу нравится спорт? Подсчитывайте с ним количество забитых мячей в ворота.
  • Ребенок любит природу? Разглядывайте деревья на лужайке, сравнивайте, с какой стороны их больше, а с какой меньше.
  • Чадо постоянно что-то рисует? Предложите ему изобразить определенное количество предметов на листе. Увлекается лепкой? Попросите смастерить фигурку с 3 лапами, 2 хвостами и 1 ухом.
  • Хитрите. В течение дня спрашивайте у малыша «если я возьму у тебя одно печенье, то сколько у тебя останется?» и подобное.

В комфортной игровой атмосфере ребенок быстро разберется с составом всех чисел и будет считать 1 2 3 4 5 и до десятка правильно.

Если вашему малышу плохо дается устный счет, то можно предположить проблемы с мышлением, вниманием или недостатком концентрации. Направить энергию в нужное русло позволят игры от BrainApps. Сервис предлагает свыше 100 тренажеров, позволяющих развивать и совершенствовать интеллектуальные способности. Зарегистрировавшись на сайте, выберите необходимую категорию игр:

  • Для улучшения памяти. Тренажеры типа «Числовой охват», «Запоминай и прокликай» и «Найди пару» разовьют объем памяти, улучшат ее точность и усовершенствуют объем внимания.
  • Для развития мышления. Игры «Фруктовая математика», «Сравнение цифр по памяти» и «Перемещения» улучшат зрительную и пространственную память, разовьют логику и научат ребенка быстро находить ответы на поставленные вопросы.
  • Для совершенствования внимания. Тренажеры «Найди фигуру», «Космос» и «Концентрация» помогут малышу лучше концентрироваться и направлять внимание в нужное русло.

Совместные игры с дошкольником онлайн – не только увлекательное, но и полезное хобби. Чадо сможет развиваться, достигать поставленных целей и соревноваться с вами или сверстниками. Все, что нужно – подключение к сети и свободное время.

Рекомендации родителям

Понимая важность объяснения состава чисел, старайтесь придерживаться предложенных рекомендаций, которые помогут дошколенку спокойно освоить и запомнить новую информацию:

  • У всех бывают кризисы, но нужно помнить, что это временное явление.
  • Давайте больше свободы. Часто требования родителей не соответствуют возможностям малыша. Подумайте, все ли ваши запреты обоснованы.
  • Учитывайте детское мнение. Нужно четко понимать, что у дошкольника есть собственное мнение и суждения. Постарайтесь их принять.
  • Заставлять малоэффективно. Назидание и приказной тон во время занятий не дадут положительного эффекта. Если малышу не хочется учить числа и примеры с цифрами 1 2 3 кажутся ему страшными, узнайте, в чем причина. Объясните, зачем и почему нужно учиться.
  • Терпение и оптимизм – ваши лучшие спутники. Хорошее настроение, атмосфера любви, поддержки и взаимопонимания направляют стремления в нужное русло.

Также рекомендуется придерживаться стратегии позитивного оценивания малыша:

  • Демонстрируйте свое доброжелательное отношение.
  • Совместно находите и анализируйте ошибки.
  • Обсуждайте варианты и способы устранения ошибок вместе.
  • Поддерживайте и выражайте уверенность в том, что у него обязательно все получится.

Не забывайте закреплять результаты и включать в программу обучения развивающие мультфильмы и другие видео.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/sostav-chisla-do-10-domiki/

Как научить ребенка считать до 10

Научить ребенка считать до 10 может каждая мама. Для этого не обязательно бежать в элитный развивающий центр к именитым педагогам. Важно понять, в каком возрасте оптимально это делать и какими методическими приемами лучше всего пользоваться, чтобы обучение счету проходило естественно, и ребенок получал новые знания с интересом.

7ya.ru

Научить ребенка считать до 10 можно за несколько этапов.

Начинать знакомить ребенка с цифрами можно с 1, 5 — 2 лет. В этом возрасте на первый план в обучении выходят действия с предметами, цифры пока не используем.  Кушаем — считаем ложечки, купаемся — считаем игрушки, одеваемся — считаем пальчики, идем на прогулку — считаем ступеньки, накрываем на стол — считаем тарелки и вилки, едем в лифте — следим за циферками на экране, считаем этажи и т.п. 

Второй этап — знакомство с цифрами. Называем количество предметов — показываем соответствующую цифру.

Дальше можно учить детей писать цифры и выполнять простые арифметические действия с ними.

Учим детей считать до 10: простые советы

  • Чтобы научить ребенка считать до 10, начните с малого: освойте счет от 1 до 5. 

Предложите поближе познакомиться с собственными пальчиками. На руке их пять.

steshka.ru

Назовите все поименно, используя количественные (один, два, три и т.д.) и порядковые (первый, второй, третий и т.д.) числительные.

  • Потренируйтесь считать в обратном порядке.

Загибаем пальчики и считаем от 1 до пяти, разгибаем и считаем от 4 до 1.

  • Когда и с этим все начнет получатся, беритесь за вторую ручку и учите ребенка считать до 10.

Для закрепления счета до десяти — пальчики на ножках вам в помощь!

  • Ненавязчиво вводите математические задачки в повседневную жизнь.

Главное, превратить все в игру, заинтересовать ребенка, учить его считать до десяти между делом. 

  • Знакомство с понятием «ноль».

Малышу сложно понять, что такое «ноль», осознать, что это такая же цифра, как 1, 2, 3 и т.п. А вот значение слова «пусто», ребенок понимает, т.к. жизненный опыт уже есть. Было 3 конфеты, мы их съели. Что осталось? Ничего — пусто, ноль.

onethree.ru

От усердного зазубривания цифр толку мало. Важно помочь ребенку не просто механически называть цифры по порядку, а понимать произносимые значения, соотносить их с количеством предметов, развивать математическое мышление.

https://www.youtube.com/watch?v=7d_bBhEx5DM

Как минимум 2 раза в день во время дневной прогулки вы будете проходить по лестнице: чем не способ закрепить навыки счета до 10?

  • Определяем количество «на глаз».

Полезно давать ребенку упражнения на определение «больше-меньше». Разложите печеньки (или другие предметы) по кучкам. В одной кучке два печенья, во второй — три, в третьей — четыре. Попросите определить «на глаз», где количество предметов больше, не пересчитывая.

  • Чаще употребляйте цифровые примеры в речи.

Упражнения с цифрами: счет до 10

agushkin.ru

  • Чаще используйте счет в обратном порядке.

Самое важное, что должен понять ребенок при обучении счету до 10, это то, что каждая цифра меньше последующей и больше предыдущей цифры на один.

  • Очень полезное упражнение — считать двойками.

Это подготовка к изучению таблицы умножения.

  • Упражнение «Цифры заблудились».

Разложите перед ребенком карточки с изображением цифр и предложите расставить их в правильном порядке.

  • Учите ребенка раскладывать числа на составляющие.

Состав числа: основа счета в пределах первого десятка. Зная состав числа, малыш с легкостью освоит сложение и вычитание в пределах 10, а позже и с переходом через десяток. 

У нас пять яблок, давай угостим куклу, зайку и мишку. А теперь попробуй по-другому распределить яблоки между игрушками. Так, мы покажем ребенку разные варианты разложения числа на составляющие (состав числа 5). 

  • Играйте с деньгами (муляжами денег).

Чаще играйте в магазин: покупайте, считайте сдачу, меняйте и пр. Легендарный педагог Мария Монтессори отмечала, что самые лучшие результаты в обучении детей счету показывали занятия с деньгами. 

Игры и пособия для обучения детей счету до 10

1. Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера.

school-baby.ru

Не нужно усаживать малыша за стол со словами: «Сейчас мы будем учиться считать до десяти». Так вы только вызовите нежелание заниматься и нелюбовь к учебе в дальнейшем, что сослужит вам плохую службу перед школой.

Действуйте мудрее и хитрее. Опирайтесь на те виды деятельности, которые нравятся малышу.

Любит играть с конструктором? Окей, будем считать детальки, а заодно можно и знание цветов потренировать, и моторику развить, и зрительную память, и усидчивость.

2. Играем в магазин без денег.

school-baby.ru

Любите играть в магазин? Используйте вместо денег конструктор. «Цену» товара обозначьте карточками-подсказками. Пробиваем товар на кассе и рассчитываемся детальками конструктора, собранными в определенной последовательности. «Продвинутый уровень» — это когда учитывается еще и «номинал»деталек. Например, 2 двойные + 1 одинарная + 3 тройные. 

3. Играем в домино.

Можно прикрепить к машинкам цифры и «грузить» доминошки в соответствии с «грузоподъемностью» транспорта.

4. Выкладываем дорожки.

golos.io

Из счетных палочек или любого другого игрового материала выкладывайте дорожки, а затем считайте и подбирайте нужную цифру. Если использовать однородный материал, можно научить по длине дорожки определять, какая цифра больше или меньше — визуально ребенку будет очень легко это сделать.

baby-journal.eu

5. Пронумеруйте спичечные коробки и предложите ребенку разложить спички, фасолинки, пуговицы по домикам.

6. Старайтесь задействовать осязание, обоняние и слух — все вместе.

www.maam.ru

7. Придумывайте игры, где ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. 

Уважаемые читатели. Расскажите, как вам удалось научить ребенка считать до 10, в каком возрасте вы начали знакомство с цифрами?

Источник: http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-schitat-do-10/

Количество просмотров: 252

Математика — одна из сложнейших, но в то же время интересных наук. Многие из нас помнят сложности, с которыми столкнулись во время ее изучения, а некоторым она не покорилась и по сей день. Как же тогда правильно научить ребенка считать?

Основные правила свободного счета

Начинать обучение можно уже в раннем возрасте. Примерно в 2 года малыш начинает проявлять интерес к цифрам, количеству предметов, их размерам. Родители в домашних условиях могут показывать предметы (лучше, если это будут любимые игрушки или книжки) и называть их количество, демонстрировать цифру, которая соотносится с этим значением.

В старшем возрасте можно разбирать состав числа, считать двойками или пятерками, параллельно учиться писать и читать, ведь постичь науку можно только в комплексе. Важно на этом этапе не перегружать ребенка, учитывать его интересы и сочетать игровые моменты с обучающими.

Как научить ребенка считать в уме и делать это быстро?

Счет в уме — важная составляющая общего развития малыша, его сообразительности, восприятия, логики, остроты ума и мышления. Эта процедура задействует разные сферы мозга, оба полушария, что благотворно сказывается на умственной деятельности в будущем.

Начинать осваивать подобные действия лучше всего после 4 лет, чтобы процесс пошел быстро и легко. К тому же у малыша должен быть уже определенный багаж знаний:

  • он должен уметь считать до 10 (и в обратном порядке);
  • понимать, что такое добавление и вычисление;
  • разбираться в понятиях «много» и «мало», «большое» и «маленькое»;
  • знать фигуры, различать цвета и текстуры.

Эти базовые знания и навыки помогут освоиться с наукой счета в уме. Для начала научите чадо просто считать количество предметом (пусть их будет не больше 5) про себя или очень тихо, без помощи пальцев или палочек.

С каждым разом увеличивайте количество предметов на единицу и закрепляйте выученный материал. Очень хорошо это делать, играя или на прогулке. Попросите малыша посчитать ступеньки, которые вы проходите в подъезде, деревья по дороге в магазин, пешеходов или красные (белые) машинки, пока стоите на светофоре.

Не забывайте хвалить и поощрять малыша за каждое задание. Не ругайте и не злитесь, если он допустил ошибку, ведь это может отбить у него желание учиться дальше. И не переживайте, освоение знаний проходит не так быстро, как вам бы хотелось

Обычно у мальчиков и девочек проявляются хорошие результаты устного счета примерно во 2-3 классе (в возрасте 7-8 лет) и это никак не влияет на успеваемость по математике.

Как научить ребенка считать до 10?

Сам процесс изучения чисел и умение ими пользоваться — довольно интересное и увлекательное занятие, которое очень нравится детям, особенно если подобрать правильный подход и методику.

Вначале просто расскажите дочке или сыну, что в этом мире можно сосчитать: людей, игрушки, книжки, птичек и любимое печенье. Потом закрепите эту информацию на практике. Хорошо справляются с этой функцией детские считалки, стишки и развивающие кубики.

Расскажите увлекательную историю, где в гости к одному зайцу (мышонку, медвежонку или динозавру) пришел еще один, и их стало два. На второй день история может обрасти новыми подробностями, и к нашим героям присоединится еще 1 плюшевый друг.

Пусть малыш сам выбирает, о ком будет эта сказка, помогает с деталями и называет количество игрушек.

Не стоит использовать пальчики или палочки, если ваше дитя с ними не знакомо до этого момента. Эти методы считаются эффективными, но малыш привыкает пользоваться ими постоянно, а это не стимулирует развитие памяти и мышления.

Как научить ребенка считать до 20?

Освоив основной ряд цифр в пределах 10 и закрепив знания на практике, можно приступать к изучению второго десятка. Как и в первом случае, используем все больше игровых форм: считаем ступеньки, пешеходов, яблоки в магазине, тарелки и приборы на столе.

Очень часто мамы используют методику соединения первого десятка (посчитали предметы до 10) и остатка (добавляем к уже имеющейся десятке еще 2 или 3, которые в остатке). В этом случае очень хорошо срабатывает визуализация, ведь дошкольник понимает, откуда взялись эти значения, это для него уже не абстракция, а конкретные понятия.

Изучая цифры до 20, главное — не пугаться самому и не пугать малыша, ведь он не знает, что это сложно или непонятно. Если спокойно и постепенно преподнести ему нужные сведения, то он воспримет их так же легко, как и счет в пределах 10.

Как научить ребенка считать до 100?

Многие родители боятся преподносить такой большой объем информации малышу и оставляют это задание учителям в школе или воспитателям детского сада.

На самом деле если маленький математик усвоил понятие счета в пределах 20, то остальные десятки также не испугают его. Расскажите ему, что после 10 и 20 есть еще другие двухзначные числа, которые заканчиваются круглой циферкой — 100.

Пытайтесь каждые 2 дня изучать новый десяток, проговаривайте или пойте новые величины, ищите их в книжках и тетрадках. На этом этапе хорошими помощниками будут развивающие мультфильмы и видео, они помогут закрепить новые знания.

Не пугайтесь, если малыш забывает выученные числа, просто сделайте перерыв в освоении нового и уделите больше времени повторению того, что уже знаете.

Как научить ребенка считать столбиком двузначные числа и переходить через десяток?

Научить ребенка считать столбиком можно лишь во втором классе, когда он уже освоил основные знания и понятия математики, умеет переходить через десяток, вычитать и складывать простые числа. Приступать к обучению счета столбиком нужно тогда, когда малыш запомнил, понял и довел до автоматизма все предыдущие знания и навыки.

Рассказывая об основах деления, вычитания или умножения столбиком двухзначных чисел (эти сведения не будут слишком новыми, если малыш уже выучил десятки и умеет считать до 100), уделите внимание правильной записи чисел: единицы под единицами, десятки под десятками и так далее.

Не забывайте повторять весь материал. Вспоминайте пройденные знания, применяйте их на практике.

Если идете в супермаркет за покупками, попросите маленького умника посчитать сумму, которую вы потратили, или общую стоимость нескольких продуктов — так малыш поймет всю важность знаний и почувствует себя взрослым помощником.

Как научить ребенка считать обратно и на счетах?

Счет в обратном порядке — важное умение для дальнейшего решения примеров, математических задач и головоломок. Для его освоения нужно:

  • уметь быстро считать в уме и вслух;
  • использовать игровые методы, разные считалки и детские стишки;
  • визуализировать материал (для этого подойдут кубики, детские журналы, прописи или счетные палочки);
  • хвалить ученика за каждую верную попытку, подбадривать и поддерживать его на всех этапах обучения.

Хорошей методикой изучения чисел считаются счеты (абакус), которые развивают ментальное мышление. Разновидностями этого приема обучения является счет по линейке, на палочках, кубиках. Возможно освоение математики и с помощью шашек (развивает мышление, логику и усидчивость).

Как научить ребенка считать в игровой форме?

Подытоживая все сказанное выше, можно прийти к выводу, что дошкольники лучше всего воспринимают информацию в виде игры. А некоторые педагоги и во 2 классе используют подобные приемы и методы обучения как лучший способ выучить цифры на английском языке в первом классе.

Занимаясь любимым и веселым делом в привычной компании, ребенок усваивает новую информацию и структурирует ее, не тратя на это много времени и усилий.

Источник: http://yuniline.ru/blog/articles/all/kak-nauchit-rebenka-schitat-bystro-i-pravil-no

Поделиться:

Нет комментариев

childflovers.ru

Как ребенку выучить состав числа до 10: описание простой методики

(19 октября 2017)

Нередко случается, что дети по той или иной причине не могут выучить состав числа. Либо малыш просто не может сконцентрироваться, либо вы используете не тот метод. Но ситуацию очень просто исправить.

Что нужно для занятия:

  • карточки на состав числа;
  • много одинаковых игрушек и других мелких предметов;
  • шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Инструкция

  1. На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, чашки, ложки. Вид и размер роли не играют, предметы должны быть просто одинаковыми. Начните с числа 2. Попросите малыша положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2.  Старший дошкольник обычно знает ответ, более младшему ребёнку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2? Если ребёнок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.
  2. Повторите задание с другими предметами. Ребёнок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.
  3. Когда ребёнок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трёх вариантах. Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной — две. Раскладывать предметы можно по-разному. Если вы представляете число 3 состоящим из трёх единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары предметов и одного, два положите вместе, а один — на некотором расстоянии.
  4. Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 чёрную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.
  5. Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображён 1 предмет, на другой — 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком «+», но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребёнок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.
  6. Проводите занятия регулярно. Покажите ребёнку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребёнок тоже даёт вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.
  7. Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребёнку, что чем больше число — тем больше возможностей его составить.

Фотогалерея: карточки с числами

Регулярные занятия обязательно дадут результат. Продвигайтесь к цели поэтапно и всё получится!

paidagogos.com


Смотрите также