Post Icon



Как научить ребенка в 3 года учить стихи


Как научить ребенка учить стихи в 3-4 года

Маленькие дети имеют очень хорошую память. И многие родители замечали это, когда сто раз прочитанное стихотворение ребенок начинал рассказывать сам без запинки. Это особенность детской психики. В этом нет ничего сверхъестественного. Простое механическое запоминание того, что повторяется многократно. Но часто родители оказываются озадаченными, когда малыш с трудом запоминает стихотворение к утреннику.

Как научить ребенка учить стихи в 3-4 года? Если учесть что дети в этом возрасте обладают хорошей памятью, то нужно просто создать те же условия, при которых ребеночек запоминал большие стихи. Сказки мы читаем перед сном, и не по бумажке, а по книжке с красивыми иллюстрациями. И если стихотворение на утренник совсем не хочет запоминаться, найдите пару красивых картинок подстать к содержанию. И вам придется не один раз прочитать его вслух с интонацией.

Вспомните при каких обстоятельствах малыш запоминает лучше всего. Может его память опирается на какие-либо действия. Тогда дополните повествование жестами. Покачивания из стороны в сторону, движения руками, шаги, притопывание. Все действия должны быть в соответствии с ритмом стиха и его смысловым содержанием.

Основная проблема с выучиванием стихотворений и состоит именно в том, что «сказки на ночь» ребенок может рассказать без запинки, а выучить на утренник отказывается категорически. Чтобы ребенок воспринимал заучивание стихов по надобности как само собой разумеющееся, нужно с малого приучать его к рифмованной речи. Потешки, прибаутки, четверостишия помогут в этом.

Повторяйте с ним коротенькие рифмованные поговорки и фразы, маленькие стихотворения. Большинство потешки и прибауток имеют и театральное действие. Например, сорока-воровка. Чем больше различных рифмованных фраз малыш будет слышать с детства, тем естественнее для его восприятия будут стихи.

Более того, способность детей в столь раннем возрасте, запоминать и рассказывать без запинок такие большие произведения, как «Бородино» или «Сказка о царе Салтане», обусловлена особенностью мышления и памяти. НО это не значит, что малыш с такой же легкостью выучит все, что вы ему предложите. Для формирования навыка требуется приучать. То есть по возможности следует учить небольшие стихи и песенки вне праздников и каких-то мероприятий.

o-kroha.com

Как учить стихи с ребенком 3-7 лет?

Как развить память ребенка? Психологи предлагают родителям и воспитателям использовать несколько небольших хитростей.

Методика развития памяти

  • Для развития памяти малыша приучают с самого рождения к ритмичной информации. С помощью скороговорок, загадок, стишков происходит естественное развитие памяти ребенка.
  • Под ритм стихотворения ребенок может делать движения руками, шаги, покачиваться туловищем, хлопать в ладоши.
  • Заучивать стихи можно вместе с мячиком. Строчку произносит взрослый, потом мяч передается ребенку, он произносит следующую строчку стихотворения. При таком заучивании, помимо памяти формируется и внимание.
  • Ребенок может нарисовать разучиваемое стихотворение с помощью одной картинки, целой серии зарисовок. Из них можно сделать книжку, использовать ее при декларировании выученного стихотворения.
  • Для упрощения процесса запоминания, в быту можно пользоваться рифмованными словами. Например, кашка для Сашки, мыло для Мили, конфеты для Светы. Придумать рифмы несложно, можно превратить это занятие в забавную игру.

Важно осознавать, что при целенаправленном воздействии на память можно рассчитывать на сохранение лишь незначительного количества информации, поскольку процесс основывается на нейрофизиологической природе. Помимо упражнений, которые направлены на формирование и развитие памяти, важно применять методы и приемы, которые упрощают запоминание.

Алгоритм действий

Для того чтобы развить память у дошкольника, необходимо действовать по определенному алгоритму:

  • ребенка нужно успокоить, «притупить» его бдительность. Малыша просят просто повторять те слова, которые произносит взрослый человек.

Внимание! Ребенок повторяет не больше одной строчки стихотворения. В противном случае у ребенка возникнет состояние информационного стресса.

  • далее нужно выяснить, какие слова либо фразы в стихотворении ребенку непонятны.

Выяснить данный момент довольно легко, ведь непонятные слова и выражения ребенок либо не будет произносить, либо в них им будут допускаться ошибки и оговорки. Воспитатель либо родители должны пояснить малышу значение непонятных фраз и выражений, привести примеры, когда эти слова будут уместны.

  • после того как все непонятные фразы и слова будут объяснены, переходит к повторению этой строчки. Количество повторов зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
  • после того как первая строчка будет произноситься без запинок и ошибок, приступаем к заучиванию второй.
  • далее соединяются между собой первая и вторая строчки, отрабатываем их вместе.
  • озвучивается третья сточка, заучивается отдельно, затем произносятся три строчки стихотворения.

Игровой прием для развития памяти

Не помогает такой способ развивать память ребенка? В таком случае используйте вариант многократного повтора одной и той же фразы. Сначала декларируйте стихотворение «для себя» в присутствии ребенка. Количество повторов должно составлять 2-3 раза. Далее произносите по 2-3 строчки, читая их с выражением, передавая интонацией суть стиха.

Совет! Для того чтобы привлечь внимание ребенка, можно рассадить в круг игрушки, декламировать стихи им.

Каждая игрушка должна голосом взрослого повторять одну строчку. В зависимости от вида игрушки, меняется интонация стихотворения. Постепенно к игре подключится и сам ребенок. Мощным оружием к развитию детской памяти является многократное повторение. В процессе игровой деятельности заучивание стихотворения будет для ребенка незаметным, взрослому не придется заставлять ребенка запоминать стихи.

Для того чтобы гарантировать постепенное развитие памяти путем запоминания стихов, в день желательно разучивать не больше двух строчек. За неделю можно выучить к детскому утреннику нужное стихотворение.

Методом заучивания («системой накапливания») пользовались индусы для передачи философских учений и священных знаний от поколения к поколению. Секрет успеха скрывается в постепенном переходе от небольшой фразы к огромному тексту путем многократного повторения.

Благодаря данной методике, выученное пересматривается с другой точки зрения, меняется впечатление от усвоенной информации. При частом повторении можно развить память ребенка, добиться усвоения им одновременно до 2-3 строчек.

Внимание! Нежелательно сразу предлагать ребенку к запоминанию большой объем информации. Важно соблюдать принцип постепенного увеличения информации.

Заключение

Для большинства детей в младшем школьном возрасте характерно механическое запоминание рифмованной информации. По мере развития ребенка, у него появляются сложности с заучиванием стихов и текстов.

Для устранения подобной проблемы, можно предлагать детям следующие задания:

Об авторе: Некрасова Светлана Марьяновна, учитель начальных классов, предметник, стаж работы 24 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

pedsovet.su

Как научить ребенка запоминать стихи?

Вы находитесь здесь: Главная > Статьи > Родителям > Уход и развитие > Как научить ребенка запоминать стихи?

Многие родители ошибочно считают, то заучивание и чтение стихи – это бесполезное умение, которое нужно только учителям, и которое в жизни никогда не пригодится. На самом деле стихотворения в жизни малыша играют весомую роль. Ведь благодаря ним у малышей пополняется словарный запас, тренируется память и развивается чувство ритма, которое не раз пригодится в жизни. Учиться запоминать стихотворения нужно еще до школьного возраста, чтобы во время учебы малыш не испытывал трудностей в заучивании стихов. Но как научить ребенка учить стихи? Когда нужно начинать? И какие методы заучивания стихотворений подойдут детям больше всего? Обо всем этом по порядку.

Содержание статьи:

Когда начинать учить ребенка запоминать стихи?

Перед тем как научить ребенка запоминать стихи, нужно понять, что он к этому готов. Учить ребенка стихам можно и в возрасте от двух лет, но главное условие – ребенок должен уже хорошо говорить. Необязательно это будет связной речью большими тирадами, но если малыш может из нескольких слов сложить предложение, значит, он будет в состоянии повторять за вами строки из стихотворений.

К трем годам многие детки знают уже несколько детских песен, которые легче выучить, чем стихотворения. Кстати, перед тем как учить с ребенком стихи, можно попробовать разучить с малышом несколько песенок. А там уже будет видно, может ли ребенок запоминать. Средний возраст ребенка, в котором он уже хорошо может запоминать довольно большие стихи, это 4-5 лет. Но к этому нужно стремиться.

Как научить ребенка учить стихи? Методы заучивания

Способов заучивания стихов на самом деле много. Каждая мама может не только выбрать из ныне существующих, но и придумать свой, который больше всего подойдет ее малышу. Ну а если вы все еще не знаете, как научить ребенка запоминать и читать стихи, то вам помогут следующие методы заучивания, которые для наибольшего эффекта желательно сочетать.

  • 1. Деление стихотворения на части, если возможно, на смысловые. Даже если вы решили выучить с ребенком маленькое четверостишие, поделите его на две части, а при необходимости, если ребенок не может запомнить, построчно. Пусть малыш выучит сначала две строчки, а потом, через некоторое время, еще две. На следующий день повторите с ним по две строчки стихотворения с интервалом в несколько часов. Затем попробуйте сложить их воедино.
  • 2. Постепенное увеличение объема стихотворений. Не торопите события – всему свое время. Для первого раза выберите самый простой стишок, каждая строчка которого состоит из 2-3 слов.
  • 3. Последовательность в изучении. Не приступайте к изучению следующего стиха, пока не закончите с предыдущим. Даже если кроха запомнил и повторил, это не значит, что через час он его не забудет. Все знания и умения нужно закреплять, то же относиться и к чтению стихов. У ребенка должен появиться стимул. То есть, выучив один стишок, малыш должен понять, что он может это делать. Поэтому дайте ему время порадоваться самому себе.
  • 4. Перевод стихотворной формы произведения в образную. Перед тем как выучить с ребенком стих, подберите к нему иллюстрации. Пусть кроха научиться представлять то, о чем идет речь в стихотворении.
  • 5. Объяснение значения слов в стихотворении. Обычно в стихах присутствует много литературных тропов и фигур, то есть иносказаний, слов в переносном значении, которые ребенок может не знать. А запомнить стихотворение, которое написано на непонятном языке, очень сложно, особенно маленькому ребенку. Поэтому все эти метафоры и иные красноречия ребенку нужно объяснять.
  • 6. Пересказ стихотворения своими словами. Это тоже действенный метод быстрее запомнить стихотворение, который часто используется в младших классах. Сначала сами пересказывайте стихотворение ребенку, а потом пусть он попробует сделать это сам.
  • 7. Чтение стихов с интонацией. Старайтесь с самого начала не только привить малышу любовь к стихам, но и научить чувствовать их. Сначала прочитайте стихотворение сами, чтобы понять, с какой интонацией его нужно читать. И только потом вслух читайте его ребенку. Постарайтесь малышу объяснить, почему именно с такой интонацией вы его читаете. Передайте настроение автора, но прежде узнайте, как к нему относится сам ребенок.

Как научить ребенка запоминать стихи быстро?

Пойте с ребенком песенки. Если у вас нет времени, запишите малышу диск детских песен. Слушая их ежедневно, кроха будет запоминать слова песен и напевать их вместе с исполнителями.

Во время игр с малышом старайтесь говорить с ним стихами. Поиграйте в игру «рифмовки». Пусть ребенок скажет слово, а вы подберите другое, созвучное ему. И наоборот, пусть попробует это сделать сам малыш. Прогуливаясь на улице, вспоминайте небольшие стихи или их небольшие части, о природе. Показывайте ребенку, о чем вы рассказываете. Дети, которым интересно учить стихи, быстрее учатся запоминать их.

Теперь вы знаете, как учить с ребенком стихи. Сочетая все способы заучивания стихов, перечисленные выше, вы добьетесь хорошего результата. Следите за тем, чтобы ребенок повторял те стихи, которые он заучивал, к примеру, месяц назад. Это очень хорошо тренирует память.

И напоследок нельзя не отметить, что принуждать ребенка к изучению стихов не нужно. Перед тем как выучить с ребенком стихотворение, выясните, настроен ли он на это. Если он занят другим делом, не нужно его отвлекать. Не нагружайте малыша, даже если ему скоро пора в школу. Лучше начать с ним заниматься намного раньше и постепенно. Главное, чтобы ребенку нравились эти занятия. Только тогда у вас все получится.

love-mother.ru

Персональный сайт - Как учить стихи с ребенком

Как же приятно, когда ваш ребенок с радостью учит стишки, а потом демонстрирует стихи перед своей семьей. Но, к сожалению, такое не всегда бывает, и не все дети охотно учат детские стишки. Так что же делать в случае, если, к примеру, в садике или в музыкальной школе было задано выучить стихотворение обязательно, а ребенок ни за что не соглашается на изучение стишков?Чтобы не выучивать стишки, ребенок может отказываться под всевозможными предлогами: «Я не хочу», «Я не смогу», или попросту без пояснений уйти заниматься своими личными делишками. При этом причина нежелания обычно одна: чересчур большущий объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг ребенка просто-напросто пытается защититься от такой информационной перегрузки.

Маленькие уловки на выучивание стишков

В случае, если ребенок не желает учить стишки, помогают несколько маленьких уловок. Во-первых, если ваш ребенок сопротивляется, надо успокоить ребенка: «Хорошо, учить стихотворение мы не будем. Давай лучше я буду рассказывать, а ты повторяй за мной». Тут есть одна очень важная рекомендация. Не следует учить с ребенком больше двух строчек в один день. В этом случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.Позже выяснить, есть ли в стишках фразы или слова, которые неясны ребенку. Выяснять это можете просто: при повторении ребенок будет или путать неясное слово, или вовсе откажется повторять строчку, где имеется малопонятная для него фраза. Таким образом, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести чуть больше примеров, где и как еще можно использовать это слово (фразу).Когда все малопонятные слова пояснены, начинается сам процесс заучивания стишков. Вначале повторяется первая строчка стихотворения. И до того, пока малыш не начнет рассказывать эту строчку без запинки, не стоит приступать ко второй. Когда одна строчка стишка запомнилась, можно начинать учить вторую строчку. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем незамедлительно две строчки, опять же до того, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Далее можно приступать к третьей и так далее. Таким способов, малозаметно для себя, ребенок сможет выучить весь стишок.В случае, если и вышеперечисленный способ не помогает ребенку выучивать стишки, то придется воспользоваться другим путем: надо взять младенцев так же, как и нас берет реклама — бесконечным повторением. Начинайте читать стишки в присутствии ребенка сами для себя. Для начала повторите его полностью три раза, а после этого начинайте безгранично бубнить по одной-две строчки. Что самое важное, чтобы вам самим нравилось читать стишки. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стишка.Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, так как каждая строчка скрепляется с предыдущей, и последующей, а все вместе кажется выученным сразу. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек.

Несколько советов

Чтобы ребенку учить стихи было без затруднений и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут стишки, загадки, потешки, скороговорки. Если с рождения мать младенца периодически рассказывает всяческие стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку все время читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка ни в коем случае не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик крохе. Он повторяет строчку и бросает мяч вам назад. Вы говорите другую строчку и снова бросаете мяч и так далее. Когда малыш познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в тот момент, когда мяч оказывается у него в руках.Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть какя-либо картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.

Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, к примеру: «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», «Антошка-Антошка, пойдеи копать картошку», и т. д. Такие рифмы придумываются без труда, и взрослые могут все время их использовать в общении с ребенком.

dlyamam.narod.ru


Смотрите также