Post Icon



Как обучить чтению ребенка


Как научить ребенка читать? Практические советы родителям дошкольника

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно выговаривает буквы;
  • проявляет интерес к буквам и чтению.

Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам? Время пришло. Не упускайте момент.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

  • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

  • изучать буквы и звуки;
  • научиться читать по слогам;
  • читать целыми словами.

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Предложите развивающие задания в форме игры

logiclike.com

38 советов родителям 6-летнего ребенка о том, как научить его дома читать по слогам

Всем привет! Недавно получила приятное письмо от молодой пары Виктора и Надежды: они рассказывали о том, что их пятилетний Вова активно готовится к школе, и скоро ему будет шесть.

Он уже умеет хорошо говорить, считать до 10, рисовать. Родители решили, что его можно учить читать и писать, тем более что и мальчик сам хочет. Витя и Надя хотят научить сына читать наиболее быстро, интересно и удобно.

В этой статье я расскажу всем заинтересованным родителям, как научить шестилетнего ребенка чтению дома по слогам. Это легко и просто, можно превратить в интересную игру. Главное — желание и практика!

Надеюсь, что мои советы помогут вам быстро обучить чтению сына или дочку. Если статья вам понравится, ставьте лайки, делитесь ссылками, делайте репосты — буду благодарна!

Вступление или зачем вообще это нужно?

Я очень люблю читать и в свободное время часто сижу с книжкой. Поэтому очень хочу привить ребенку к чтению и книгам. Это не только отличный способ занять малыша, пока что маме нужно что-то сделать, но при этом тренируется память, воображение, развивается умение создавать образы.

В общем читать очень полезно и интересно. Но существуют возрастные ограничения и куча методик как быстро научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Давайте разберемся когда начать и какой метод использовать.

Про домашнее обучение

Сегодняшний компьютерный век мало способствует чтению книг, но нужно обязательно научить ребенка этому полезному и необходимому навыку. Желательно сделать это еще до школы, чтобы ребенок пришел в класс подготовленным и не числился среди отстающих. Так ему будет проще адаптироваться к новым правилам и условиям.

Методик обучения беглому чтению с раннего возраста существует множество. Очень сложно неопытным родителям отдать предпочтение одной из них. В то же время каждый понимает, что научить читать ребенка необходимо. Но для этого нужно хотя бы в общих чертах представлять себе процесс развития восприятия звуков, образов, умения их сопоставлять между собой.

В каком возрасте начать обучение?

Известно, что всеми человеческими действиями руководит мозг. Он получает внешние сигналы, преобразовывает их в умозаключения и отдает команды для действия. Так вот действие, способное осознать, что окружающие предметы имеют не только устные названия, но могут выглядеть в виде графических образов приходит к человеку к 5-6 годам.

У детей прекрасно развито воображение. Они прекрасно могут перевоплощать абстрактные неодушевленные предметы в реально действующие. Ребенок играет с лошадкой и не задумывается, что она ненастоящая. То же происходит и с изучением рисунков. Персонажи на них реальны. И воспользоваться этим для ассоциации картинки или предмета со звуками вполне возможно.

Начало обучения

Не все родители представляют себе, как быстро научить ребенка читать. Просмотр книг с картинками, когда малыш запоминает образы на иллюстрациях и учится ассоциировать их с реальными, должен перетекать в обучение письменному их названию.

С этого и начинается обучение чтению. Хорошо использовать книги, в которых под картинкой написано наименование крупным шрифтом. Например, под изображением котенка крупно написано «КОТ». Так ребенок может начинать запоминать принадлежность определенных букв образу. Буква «М» определенно «мамина», а «П» — «папина». Так проще сопоставлять звук и предмет, которому он может соответствовать.

Возрастные особенности восприятия букв и звуков

Ребенок осваивает звуки мира и пробует их произносить с самого рождения.

  • Младенец начинает «гулить», говоря на своем языке с мамой. Засыпая, он как будто поет, повторяя мамино укачивание, сам себя баюкая.
  • Подрастая, он начинает повторять звуки, с которых начинаются слова, определяющие понятные ему действия и персонажи.
  • К году человечек уже вполне отчетливо говорит «мама», «папа», «дай», «на» и им подобные слова. Он знает названия своих игрушек, действия, связанных с кормлением, купанием, сном, одеванием. Но такие сложные слова говорить еще не в состоянии.
  • К двум годам обычно ребенок уже отчетливо говорит не только слова, но и фразы. Пока еще не выговаривая всех звуков, он может сказать: «пойдем гулять», «дай кушать», «хочу спать». В этот период вполне можно начинать обучению буквам по картинкам или кубикам. Звуки он уже знает, может их складывать в слова в устной речи. И это есть сигнал, что можно показать, как эти звуки выглядят в речи письменной.

Начинать необходимо именно со знакомых ему образов: машинка, лошадка, совок, тарелка, яблоко, снег, окно… Для наглядности можно из снега выложить букву С, а из машинок собрать М. Он станет запоминать, как конкретная буква выглядит, какому предмету или действию она соответствует. Разумеется, слово целиком ему еще в это время недоступно.

Уместно использование не только кубиков с буквами и картинками. Это прекрасно, что на кубике ребенок сможет наглядно увидеть, что каждая буква соответствует определенной картинке:

  • машинка — М
  • юла — Ю
  • лопатка — Л
  • санки — С

Но не стоит и пренебрегать книжными иллюстрациями. Во-первых, ребенок сразу сможет воспринимать аналогию между буквами и печатной книгой. Привить интерес именно к бумажному изданию, в котором есть знакомые персонажи, очень важно. Если заинтересовать ребенка в игровой форме познавать по рисункам графические наименования предметов, то дальнейшее обучение чтению пойдет легче.

Как правильно научить ребенка читать по слогам

К трехлетнему возрасту дети могут складывать устно слова в предложения. То есть фразы усложняются и обрастают дополнительными словами. Ребенок этого возраста может говорить: «я не буду кушать», «я хочу играть», «мама, дай мне яблоко». С этого времени и можно показать малышу, что слова имеют не только «свою» букву, но и название из букв. Но не следует пытаться учить ребенка складывать слово из букв. Буквы для него — самостоятельные единицы. А вот слоги ему дадутся легче. Разумеется, самые элементарные: мама, папа, окно, снег, кот, шар, юла. То есть знакомые ему образы, соответствующие определенным буквам.

Более сложные слова, состоящие из нескольких слогов, можно будет учить с ребенком после 4-х лет. Но желательно избегать слов с мягким и твердым знаками, буквой «ы» и «й». А вот для «е» и «ё» можно показать различия: еда и ёжик, ёлка и едем. Разные звуки — разные буквы.

Чтобы освоить как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, не стоит показывать, что они складываются из разных букв. Можно продемонстрировать, что два звука сливаются, соединяются, стремятся друг к другу: ма, па, ко, ло. Только после того, как он сможет освоить такое пропевание слитных слогов, можно присоединять следующие: ло-ж-ка. Разумеется, каждое слово должно быть подтверждено наглядным образом — картинкой или предметом, персонажем.

Вполне можно буквы писать вместе с малышом, так ему будет легче привыкнуть к их очертаниям, и слоги будут сливаться проще. Главное, весь процесс обучения должен органично вписываться в игру. Если изучение букв и слогов будет выглядеть, как наука, то ребенок очень быстро соскучится, ему надоест это занятие.

В таком возрасте он пока не может сосредотачиваться на определенном виде деятельности относительно долгое время. И тем более не в состоянии осознавать, что что-то делать необходимо. Соответственно, и процесс игры-обучения не должен затягиваться. Начинать следует с 3-4 минут занятий. За которым последует то, что заведомо увлечет ребенка. Так он станет отождествлять получение знаний с удовольствием.

Например, ребенок любит играть с машинкой. Можно три минуты посвятить кубикам с буквами, а затем эти кубики погрузить в кузов и катать машину.

Обучение чтению — необходимость современности

Сегодня существует очень много мнений относительно обучения детей. С одной стороны, в моде раннее развитие ребенка, с другой, врачи говорят об опасности раннего обучения для психического и эмоционального развития. Бедные неопытные родители совершенно не знают, кого в этой ситуации слушать.

Но придется признать, что бабушкино ворчание о том, что школа всему научит и не надо ребенка раньше времени насиловать, нынче неактуально. Достаточно знать, что при приеме в школу дети должны уметь читать, считать, знать цифры. Можно с 6 лет отдать ребенка в подготовительную школу, это придется сделать.

Поэтому лучше в процессе игры и доверительных бесед с родителями научить дитя основам чтения. Хорошо, если в семье принято читать детям книжки, а не только смотреть мультики. Если ребенок будет слушать, как мама читает интересные сказки, наверняка он и сам захочет делать так же. И обучение чтению не станет каторгой ни для ребенка, ни для его родителей.

Чтение как подготовка к школе

Но как только малыш будет хорошо ориентироваться в звуках и сможет складывать простые слова из слогов, можно учиться читать. Это будет хорошей подготовкой к школе, и начинать это стоит не раньше пяти лет. Ребенок в этом возрасте более усидчив и может концентрировать свое внимание на более длительный период времени. И конечно, предыдущие занятия тоже сыграют положительную роль.

Здесь на помощь может прийти простой букварь. В нем прекрасно сочетаются изображения со словами, которые разделены на слоги. Это отлично решает задачу, как правильно научить ребенка читать по слогам. Так как ребенок уже умеет слоги читать, ему не трудно будет видеть, что из них можно складывать более сложные слова.

Здесь же начинается тренировка памяти и внимания. В новых словах будут встречаться новые сочетания слогов. Например, «мама», «рама» уже доступно и легко, поскольку складывается из двух аналогичных слогов. А вот слово «окно» состоит из одного слога открытого, а другого закрытого. То есть первый слог начинается с гласной. Но связывается он так же, как и «ма».

Упражнения для развития внимания

Когда ребенок научится складывать слова без особых усилий, следует усложнить ему задачу.

  • Сложить слово, пропустив в нем одну букву. Ребенок должен найти пропажу. Для этого он должен внимательно прочитать слово по слогам. Иногда дети пытаются догадаться, что за слово перед ними. И из-за торопливости и невнимательности не видят ошибки. Например: та-ре-ка (тарелка). Пропущенную букву «л» ребенок может не заметить, если угадает слово целиком, не читая его. Следует обратить его внимание на необходимость прочтения каждого слога так, как он выглядит на самом деле, а не в его воображении.
  • Обратное задание — лишняя буква. Процесс аналогичный. Внимательно пропеть все слоги, в результате чего и обнаружится ошибка. Слова должны состоять не более чем из трех слогов. И лишней буквой лучше избрать согласную. Ее легче обнаружить, поскольку гласную ребенок попробует связать с последующей буквой. А ведь задача еще и в том, что бы ребенок оказался удовлетворен своей работой. Иначе учение быстро превратится в мучение. Например: кен-жгу-ру (кенгуру). При внимательном прочтении лишняя согласная будет резать ухо и сразу обнаружится.
  • Похожие слова. Здесь ребенку следует предложить прочитать слова, которые отличаются лишь одной буквой. Кит-кот, пар-жар, лес-лис. Обратить внимание на изменение смысла слова от замены одной буквы другой. Можно использовать картинки с перепутанными надписями. Под изображением кота написать «кит». И заострить задание именно на прочтении, а не на рисунке.

Такие задания прекрасно тренируют усидчивость, внимание, сосредоточенность и умение выполнять то, что поставлено в задаче. Эти качества важны и для дальнейшего понимания смысла прочитанного, и пригодятся в школе на занятиях.

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Только после освоения всех навыков чтения, когда ребенок будет внимательно прочитывать слова, понимать их значение, можно переходить непосредственно к чтению. Малые предложения типа «мама мыла раму» уже освоены и не представляют трудности. Но речь состоит из более сложных сочетаний слов.

Нужно обратить внимание человечка на человеческую речь вообще. Как говорят родители, другие люди, он сам, герои мультфильмов? Если в семье в принципе читаются книги, и процесс чтения не является необычным, то легко можно прибегнуть к прочтению отрывков уже знакомых произведений.

  • Самые простые варианты — сказки. В их текстах нет сложных предложений, отягощенных деепричастными оборотами или вводными словами, отступлениями. Там события изложены в простой форме, предложения непосредственно следуют за действиями героев. Еще одно достоинство сказок — издание их с красочными иллюстрациями и крупная печать.

С такими книгами шестилетний ребенок вполне может начинать знакомство лично, а не на слух. Но разумеется, под маминым руководством и с ее помощью. Текст типа «Жили-были старик и старуха» вполне по силам ребенку. Небольшая сказка «Три медведя» или «Колобок» помогут освоению чтения предложений и связных текстов.

  • Здесь может помочь параллельное чтение. Когда мама читает текст, а ребенок шепотом прочитывает то же самое одновременно по другой книге. Затем можно поменяться ролями. Во время чтения текста мама может допускать ошибки, чтобы завлечь ребенка внимательно следить за чтением и пониманием. Можно пропустить слово или даже предложение. Пусть малыш заметит ошибку, а это произойдет, если он действительно внимательно читает вместе с матерью.

Это важно еще и для того, чтобы научиться читать «про себя» так же внимательно как и вслух. И поможет решить задачу, как научить ребенка читать быстро. Поскольку исчезает дополнительная связующая команда мозга: вижу — читаю — понимаю — произношу. Процесс произношения исключается, и завершается на понимании.

  • Можно добавить упражнение по складыванию слов. Как в известной игре. Написать длинное слово или просто набор букв и составлять из них слова — кто больше. Со временем выработается умение предвидеть слова.
  • Этим же целям будет служить и упражнение по угадыванию. У слова есть начало и конец, нужно догадаться, что это за слово и дополнить недостающими слогами. Эти оба задания будут способствовать беглому чтению и пониманию без произнесения вслух. Боковое зрение охватывает продолжение слова, пока глаз только начинает читать первые его буквы. Поэтому упражнение с угадыванием поможет ускорить и чтение, и восприятие.
  • Здесь же уместно научить понимать конечный смысл предложения. Ведь при угадывании слова можно ошибиться и смысл текста изменится. Для этого можно при параллельном чтении допускать подобные ошибки и обращать внимание ребенка на изменившийся смысл целого предложения. Например: «Зашумели крыльями гуси-лебеди, и Каша спряталась под яблоньку». Какая каша? Правильно — Маша. В этом случае можно научить ребенка читать быстро и правильно, как и потребуется ему в последующем.

Итак, учить чтению ребенка просто необходимо. Это и умение узнать новое, и развитие памяти, внимания, усидчивости. Но нужно соблюдать меру и порядок обучения, нужно знать как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Не стоит начинать с трехлетнего возраста учить слова, особенно сложные. Достаточно понимания букв, слогов и соответствия их определенным образам. Обязательно — обучение должно быть в форме игры, развлечения.

Разумеется, есть дети, имеющие склонность к раннему чтению. Но это особые случаи. Таким детям достаточно помочь освоить слоги и складывание их в слова. Дальше, скорее всего, их не придется учить. Для них чтение является потребностью, и они научатся читать книги так же, как научились есть ложкой. Основная же часть детей нуждается, особенно сегодня, в обучении чтению. И здесь очень важна помощь родителей и их положительный пример.

[Источник: http://lazy-mama.ru/]

Чтение для детей 5 лет

Когда ребенок хорошо освоил алфавит, наступает время научить его складывать буквы в слоги и читать их. Многие мамы и папы мучаются вопросом, как же ему рассказать все про звуки и слоги, как научить его соединять буковки, а потом объяснить, как складывать слова.

Алгоритм обучения

Обучить ребенка связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это довольно серьезное дело, которое требует терпения, усидчивости и некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов:

  • заучивание букв и обозначающих их звуков;
  • складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
  • складывание слогов в слова и отработка слитного чтения.

Методика Бахтиной подходит для совсем маленьких детишек, которым едва исполнилось 2 года. Автор уверяет, что детки, регулярно занимающиеся в домашних условиях по ее методике, уже к трем годам могут хорошо читать. По букварю Жуковой дети занимаются в школе, т.е. в возрасте 5-6 лет.

Складываем и читаем слоги по методике Елены Бахтиной

Суть метода в следующем: как только малыш научился бегло (именно бегло!) узнавать буквы, начинайте учить его соединять буквы, строить слоги произносить их. После того, как он научится правильно произносить и распознавать буквенные сочетания, нужно проработать их разновидности.

Приведем пример. В слоге «МА» встретились и крепко подружились буковки «М» и «А». Теперь они вместе и получается «МА». Повторяйте про дружбу «М» + «А» = «МА» в течение дня, закрепите навык на следующий день. По той же схеме выучите другие буквосочетания. Поначалу практикуйте открытые слоги (на гласную) «КА», «ГА», «ЛА». Непременно закрепляйте произношение демонстрацией карточек (наглядно).

Те же самые карточки используйте, чтобы научить ребенка читать. Предлагаем вам готовые карточки: согласные – синие, гласные – красные. Составляйте из карточек слоги и слова для чтения.

  • На начальном этапе не используйте гласные с «й» в составе «ю» = «йу», «я» = «йа». Не используйте шипящие согласные, так как они сложнее в произношении.
  • Обучайте ребенка беспрерывно – не только дома с букварем, но и во время прогулки. Указывайте «студенту» на вывески, побуждайте его находить и произносить знакомые сочетания, попрактикуйтесь и с незнакомыми сочетаниями. Потом можно включить в обучение гласные с «й» в составе и шипящие согласные.

Не исключено, что данная методика не подойдет малышу, и читать он не научится. В этом случае опробуйте другой метод обучения.

Классическая методика автора школьного букваря Надежды Жуковой

Воспользуйтесь букварем Жуковой, чтобы научить ребенка складывать слоги из букв. Начните с букв «М» и «А», ведь их сочетание для крошки родное и близкое. Это буквосочетание знакомо чуть ли не с рождения, оно лежит в основе слова «мама».

Проговаривайте вместе с ним растянутую букву «ммм» и превратите в «ммаааа». При этом постепенно сокращается первый звук и становится длиннее второй. По той же схеме произносите другие открытые буквосочетания с «А», «О», «У»: «ДА», «КО», «ТУ» и т.д.

Потом переходите к сложению совсем простых слов, которые понятны обучаемому: «ПА-ПА», «РУ-КА», «НО-ГА». Акцентируйте внимание на артикуляции: один звук протягиваем, а другой укорачиваем. Если вы сможете сделать свои карточки с «бегающими» буковками, то учить малыша читать можно будет не только с книжкой, но и посредством игры.

  • Очень важно побуждать ребенка анализировать слоги, которые он выучивает. Всякий раз спрашивайте его, какие он здесь видит буквы и сколько их. Пусть он произносит и повторяет опять и опять.
  • Следите за тем, чтобы во время чтения буквы у него не «разрывались» и не «раздруживались», чтобы звуки не превратились в буквы при их соединении: «да», а не «дэа»; «па», а не «пэа». Ребенок должен проговаривать именно звуки. Напоминайте крохе, что первый звук надо потянуть, а второй «подстричь».
  • Пусть во время урока ребенок на слух определит количество произнесенных мамой/папой букв (звуков). Попросите его назвать первый звук и второй. Изначально можно попрактиковаться на сочетаниях гласных «ао», «уа», «иа».

Еще раз напомним об индивидуальности ребенка. Один малыш быстро соединит буквы и звуки, а другой будет испытывать трудности. Не торопите его и не педалируйте ситуацию. Пусть занятия будут регулярными. Если вашему ребенку никак не дается одна методика, пробуйте другую. Важно подобрать тот вариант, который подойдет ему.

[Источник: http://vekoff.ru/]

Что стоит знать еще

Если раньше детей обучали чтению в первом классе, то сейчас большинство общеобразовательных учреждений не возьмут ребенка в первый класс, если он еще не научился читать.

Поэтому зачастую именно родителям необходимо научить ребенка читать в домашних условиях, так как в детских садиках и на подготовительных занятиях обучению процессу чтения не уделяют должное внимание. В данной статье содержится исчерпывающий ответ на вопрос, волнующий многих молодых родителей: «Как научить ребенка читать?»

Стадии психологического развития

Детские психологи выделяют несколько стадий в психологическом развитии детей:

  • Моторно-сенсорная (до двух лет): у ребенка формируется тактильная чувствительность и физическое восприятие.
  • Образная (до семи лет): на первый план на этой стадии выходят осваивание языка, символические игры, у ребенка постепенно формируется самооценка.
  • Логическая (до тринадцати лет): дети учатся сопоставлять факты, строить логические умозаключения.

Как определить, что ребенок готов к обучению?

В психологии разработан ряд физиологических признаков, сигнализирующих о готовности ребенка к обучению чтению:

  • Ребенок произносит предложения и свободного говорит. У детей, которых обучали чтению по кубикам до того, как они начали говорить, наблюдались задержки в речевом развитии.
  • У ребенка развит слух фонематического типа: малыш слышит отдельные звуки в словах и умеет отделить их от соседних, знает, какие звуки входят в слово, может легко подобрать ряд слов, начинающихся, например, на букву Н и оканчивающихся на букву А или выделить общий звук в словах «мошка, шина, кошка».
  • У ребенка отсутствуют серьезные проблемы логопедического характера, например, малыш не в состоянии нормально выговорить половину алфавита, что значительно нарушает фонематический слух и мешает ему правильно читать.
  • Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, например, знает, где левая сторона и где правая. Уметь правильно ориентироваться очень важно, так как ребенку придется читать слова слева направо. Если ориентация нарушена, дети могут, например, начинать читать слово с любой буквы, путать низ и верх (например, Ь и Р).

Обычно все вышеуказанные признаки проявляются у детей к пяти годам.

Общие принципы обучения

Если вы не знаете, как правильно научить ребенка читать, руководствуйтесь в процессе обучения следующими основными принципами, разработанными детскими психологами:

  • Сначала нужно научить ребенка твердым открытым гласным, таким как А, О, Ы, Э, У, а затем звонким твердым согласным: Л, М. При этом согласные можно произносить только звуками (не ЭМ, а просто «М»). После чего можно переходить к изучению шипящих и глухих звуков: Ш, Ж, Д, Т, К и других.
  • На каждом занятии необходимо в обязательном порядке повторять материал, пройденный на предыдущем уроке, то есть те звуки, которые были изучены ранее. Подобная техника закрепления материала называется «повторение – мать учения» и поможет ребенку гораздо быстрее сформировать правильную технику чтения.
  • К чтению по слогам можно переходить только после досконального изучения части звуков. При чем начинать нужно с несложных слогов, таких как ЛА, МА, ПА.
  • После изучения слогов можно переходить к первым простым словам: МА-МА, МО-ЛО-КО.
  • Чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо обязательно следить за произношением слогов: между словами, а тем более, между различными предложениями и фразами, обязательно должны быть паузы.

Какие методики существуют?

Существуют следующие основные педагогические методики обучения чтению:

  • Фонетическая: считается одной из наиболее эффективных, так как базируется на алфавитном принципе — точное и четкое произношение звуков, букв, постепенный переход ребенка от изучения слогов к чтению слов.
  • Лингвистическая: основана на особенностях живой разговорной речи —учеба начинается с популярных слов, которые наиболее часто применяются в современном русском языке.
  • Метод Домана: ребенок полностью изучает все слова, запоминает их правописание и произношение, без изучения звуков и букв. Через время ребенка учат читать небольшие тексты с ранее изученными словами.
  • Кубики Зайцева: методика базируется на игре ребенка с кубиками, на грани которых нанесены отдельные склады. Кубики отличаются по звуку, цвету и размеру.

Как научиться читать по слогам?

На этой стадии обучения необходимо, чтобы ребенок понял, как нужно соединять отдельные буквы в слоги. В процессе обучения можно нарисовать буквы на листах А4 или распечатать на принтере, выводить буквы палочкой на песке. Во время прогулки на свежем воздухе ребенку также можно показывать буквы, отыскивая ассоциации с окружающими вещами и предметами. Например, крыши соседних домов — буква «М», спутниковая антенна круглой формы — «О».

Как научить ребенка читать по слогам? Соединяем две буквы (согласную и гласную) и получаем отдельный слог. Чтение необходимо начинать с легких четырехбуквенных слов с парными слогами: дя-дя, па-па, ма-ма. Занимаясь с ребенком домашней работой по дому или гуляя на природе, берем наиболее распространенные слова и разделяем их на слоги.

С ребенком можно сыграть в различные игры со словами и буквами. Например, написать одно или несколько легких слов на бумаге, чтобы ребенок выложил их из кубиков с буквами. Можно написать разные слова на листках, разложить их на письменном столе и размешать, чтобы ребенок нашел среди всех листков заданное мамой слово.

Советы

  • Совет 1. До тех пор, пока ребенок не научится читать, не стоит начинать учить отдельные буквы, необходимо учить только звуки.
  • Совет 2. Если ребенок все-таки интересуется буквами, то знакомьте его с ними в контексте отдельного слова. Учите малыша тому, что буква обычно встречается в словах с другими буквами и редко идет отдельно.
  • Совет 3. Если малыш четырехлетнего возраста не проявляет желания к учебе, то не заставляйте его подолгу сидеть на занятиях и не требуйте чрезмерной усидчивости. Длительность одного урока должна быть не более пяти минут.
  • Совет 4. В пять лет поздно учить малыша целым словам, необходимо использовать послоговую методику, используя, например, кубики Зайцева.
  • Совет 5. Когда малыш понял метод послогового чтения и самостоятельно озвучивает слоги, контролируйте осмысленность прочитанного (ребенок должен понимать, что означает прочитанное им по слогам слово). Главной ошибкой родителей на стадии, когда ребенок полностью проговаривает прочитанное слово, является требование прочесть все предложение. Не стоит забывать о том, что на этой стадии ребенок механически озвучивает написанное. Для осознания целого текста или предложения, ребенку необходим опыт.
  • Совет 6. Не пропускайте уроки с ребенком, вырабатывайте у малыша усидчивость, что поможет ему лучше подготовиться к школьным занятиям. Читать необходимо каждый день, максимум по десять-пятнадцать минут.
  • Совет 7. Контролируйте количество информации, получаемой ребенком во время чтения, не перегружайте его. Если ребенок сопротивляется во время урока, не ставьте перед ним цель дочитать до конца.
  • Совет 8. Обязательно хвалите малыша после занятий. Он должен почувствовать, что делает все правильно и что мама довольна и гордится им. В таком случае на следующем занятии ребенок будет стараться еще больше и результативность уроков повысится.
  • Совет 9. Обращайте внимание на размер букв и их цвет, так как детям свойственно привыкать к одному шрифту. Ребенок может перестать читать, увидев слова, которые написаны другим шрифтом, отличным от того, что он привык ежедневно видеть.
  • Совет 10. Не проявляйте агрессии и не кричите на ребенка. Если малыш не понимает ваши объяснения, значит информация еще не осознана им. Дайте ребенку время и сделайте перерыв, не давите на него.

Примеры уроков

  • Пример 1. Изучаем слоги из двух гласных: УА, АУ, ИА. Далее читаем открытые слоги (гласная и согласная буквы), а после — закрытые. Для занятия необходимо подготовить таблички-карточки, например, в виде домика с несколькими этажами, где в левом окне будет согласная, а в правое окно необходимо подставлять гласные:

М + А = МА

М + У = МУ

Обратное упражнение — в левом окне необходимо написать гласную букву, к которой подставляются согласные для образования слогов.

На занятии ребенку необходимо стараться давать осмысленные слова, состоящие из двух букв, например, он, ах.

  • Пример 2. В начало, в середину или в конец слова следует подставить пропущенную букву: _ыба, _од.
  • Пример 3. В слове необходимо найти лишнюю букву и вычеркнуть: мРама, тРетя.
  • Пример 4. Ребенок должен заменить одну букву, чтобы образовать новое слово: лак – рак.
  • Пример 5. Ребенку необходимо в подписи к картинке добавить недостающий слог. Например, на картинке изображена птица и написано «пти».
  • Пример 6. Ребенок должен в правильном порядке поставить «перепутанные» слоги: КА — ЛЕЙ.
  • Пример 7. Из набора слогов необходимо составить отдельные слова.
  • Пример 8. Изучаем предложения. Когда ребенок научился читать короткие слова, попробуйте составить с ним предложения из двух, а после из трех слов, постепенно усложняя задачу. Например:

Там ель.

Где кит?

Вот рак.

Предложения ребенка должны быть составлены из легких и знакомых для него слов: основные глаголы и существительные, имена друзей и членов семьи. Предложения не должны быть сложными, чтобы малыш, прочитав последнее слово, не забыл первое. На этой стадии обучения не стоит заставлять ребенка читать стихи, так как ему будет сложно соблюдать необходимый темп и ритм.

Особенности обучения по возрастам

Как научить ребенка читать в 5 лет? В пять лет у малыша развивается потребность в самостоятельном чтении, что является важным этапом в интеллектуальном и личностном развитии. Однако, чтобы воплотить желание ребенка читать в реальность, родителям с малышом потребуется проделать большую работу и многому научиться, начиная с чтения по слогам и постепенно переходя к цельным словам и предложениям.

Если в четырехлетнем возрасте ребенку достаточно было просто водить пальцем по страницам и механически повторять заученные слоги, тексты и слова, то в пять лет ребенок уже пытается вникнуть в сам процесс самостоятельного чтения, начинает воображать прочитанные фразы и предложения, получает яркие впечатления от интересных книг. Чтение формирует у пятилеток насыщенную внутренне-эмоциональную картину мира, подготавливает детей к понимаю сложных логических цепочек и развивает абстрактное мышление.

Как научить читать ребенка в 6 лет? По мнению современных психологов, медиков, логопедов, физиологов и педагогов шестилетний возраст считается наиболее благоприятным для чтения, так как в шесть лет у ребенка активно развивается внимание, восприятие, мышление и память. В шестилетнем возрасте у ребенка появляется желание обучаться, малыш больше не пропускает регулярные занятия и не капризничает, заинтересованно читает книги и охотно повторяет прочитанный материал.

Как научить читать ребенка в 7 лет? В семилетнем возрасте ребенка необходимо заинтересовать самим процессом чтения, выбирая книги с хорошим картинками, крупным шрифтом и интересным содержимым (приключенческие, детективные, сказки, книги про растения и животных). Также можно придумать историю про ребенка и распечатать на листах А4, дополнив рассказ собственными фотографиями малыша.

Как научиться читать быстро?

Чтобы малыш научился быстро и сознательно читать, стал предметом для подражания в детском садике и школе, необходимо использовать следующие методики, разработанные специально для ускорения чтения:

  • Чтение на время: нужно выбрать небольшой интересный текст, подходящий для ребенка по возрасту. Дать его ребенку почитать вслух и засечь время, чтобы потом подсчитать общее количество прочитанных за установленный промежуток времени слов. Начинать рекомендовано с одной минуты. После подсчета слов ребенку необходимо дать прочесть текст по второму кругу и снова подсчитать слова. С каждым разом скорость чтения будет увеличиваться и ребенок увидит свои результаты.
  • Основные моменты: чтение должно быть не только быстрым, но и осознанным, а также плодотворным. Как научить ребенка быстро читать? Попросите малыша максимально быстро прочесть текст, а затем задайте ему ряд вопросов. Ребенок должен уверенно на них отвечать, если вы не достигли желаемого результата, предложите ребенку прочитать текст еще раз.
  • Части слов: подберите пятнадцать длинных слов и разбейте их на несколько частей (для начала – на две). Одну половину слов необходимо написать на одних карточках, а другую – на других. Задача ребенка заключается в том, чтобы сложить самостоятельно половинки карточек и составить цельные слова.

Обучение ребенка чтению – это длительный и сложный процесс, который пройдет успешно при наличии поддержки, терпения и внимания родителей ребенка.

[Источник: https://sunny-town.org/]

Еще немного про разные возраста

Если выучив с ребенком все буквы алфавита, вы думаете, что вот он сейчас и начнет читать, то вы ошибаетесь. Быстро читать он не начнет. Процесс обучения чтению можно разбить на несколько этапов. И только хорошо усвоив предыдущий этап, можно переходить на следующий.

Как научить ребенка читать этапы:

  • 1 этап буквы
  • 2 этап слога
  • 3 этап слова

Как научить ребенка читать в 5, в 6 или в 7 лет

Первый этап программы как научить ребенка читать — это, конечно же, изучение букв родного алфавита. Начинать изучать буквы вы можете хоть с пеленок.

Просто будьте внимательны и наблюдательны, и тогда поймете, в каком возрасте лично у вашего ребенка стала появляться потребность в изучении букв. Интерес к четнию может возникнуть у ребенка в 5, в 6 или в 7 лет. Процесс запоминания букв может быть как долгим, так и коротким. Опять же все зависит от вашей настойчивости, и от способностей ребенка.

Буквы можно изучать в специально отведенное для занятий время, либо просто гуляя или совершая покупки, читать надписи на магазинах. Не превращайте занятие в пытку для ребенка, оно должно быть интересным для него. Для изучения букв сейчас представлено много различных обучающих методик, много развивающих игр, магнитные азбуки и прочее.

Как правильно научить ребенка читать

Чтобы правильно научить ребенка читать, можно начать изучение букв с кубиков. Для начала показывайте ребенку несколько кубиков с одинаковыми буквами и произносите их. Произносите не названия букв, например “’эр”, “эм”, ”эль”, ”эн”, а произносите звуки, которые они обозначают “р”, ”м”, ”л”, ”н”. Пусть малыш повторяет за вами звуки.

Не заставляйте его заниматься, если он не хочет. Как только у него будет снова настроение, займитесь опять, но слишком не усердствуйте. Все равно раньше, чем он того хочет вы не научите его читать. Возьмите слоги да, ад. Спрашивайте его, что будет, если мы соединим букву “д” и букву “а”.

Потом сами нараспев соедините их. Главное, чтобы он на слух понял, как они соединяются. Не переживайте, если с первого раза он не поймет. Он может не понять и со второго и с третьего. Меняйте буквы, слоги, смотрите, следите, на каком этапе он поймет.

От слогов к…

После того, как он хорошо запомнит все буквы алфавита, и будет без запинки и быстро вам их отвечать, переходите ко второму этапу обучения чтению.

Беглому чтению!

  • Третий этап заключается в выделении ребенком звука из слова на слух.
  • Научите его сначала определять, на какую букву начинается то или иное слово.
  • Вам кажется, что это просто, а для ребенка это неимоверно сложный процесс.
  • Доведите это умение до совершенства.
  • Далее научите его выделять второй, или третий, последний звук в слове.
  • Чтобы научить ребенка читать бегло, можно использовать такую игру.

Вы называете слово на букву “а”, например, “автобус”, а ваш ребенок должен назвать слово, начинающееся на букву “c”, т.е. на ту букву, на которую заканчивается ваше слово и т.д.

После того, как ребенок научится хорошо управляться со звуками, можно переходить на следующий этап. Ему можно писать слоги на бумаге, и он будет их читать. Далее, пишем слова, разделенные на слоги. Далее можно использовать азбуку. В любом случае желательно научить ребенка читать дома до того, как он пошел в 1 класс. В 1 классе желательно чтобы ребенок уже умел читать.

[Источник: http://lovetobemum.ru/]

Подведем итоги

По мере взросления малыша, перед родителями встают всё новые задачи, и одна из них — как научить ребёнка соединять буквы в слоги и читать. Сделать это можно в домашних условиях, но нужно знать некоторые важные моменты, которые помогут избежать серьёзных ошибок.

Маркеры готовности

Лучше всего обучать ребёнка чтению, когда он умеет:

  • говорить предложениями, связно рассказывает о чём-либо;
  • может расслышать все звуки в слове;
  • произносит все звуки и буквы;
  • понимает пространственные перемещения (верх-низ, право-лево).

Рано или поздно все дети научатся читать, поэтому важно не только помочь крохе освоить этот навык, но и с детства заложить любовь к книгам и получению новых знаний. Читающий ребёнок будет фантазировать, мечтать, грамотно писать и выражать свои мысли. Из него вырастет гармоничная, развитая и самодостаточная личность.

Особенности обучения должны зависеть и от возраста, и от настроения

Есть разные мнения насчёт возраста, в котором ребёнок способен научиться читать. Но сколько бы лет ни было малышу, когда вы с ним приступите к азам чтения, нужно знать некоторые моменты и особенности.

Некоторые утверждают, в 3 года кроха абсолютно готов к изучению букв, объясняя это тем, что трёхлетний возраст кризисный. В это время «почемучек» детям всё интересно, они задают бесконечные, вытекающие один из другого вопросы, познают окружающий мир и всё новое впитывают как губка, и этим нужно воспользоваться, чтобы научить их основам чтения. Такое мнение не одобряют невропатологи.

Мозг развивается постепенно, и, нагружая те его отделы, которые ещё не готовы продуктивно работать, можно создать психологические проблемы (перевозбудимость и гиперактивность). Офтальмологи также предупреждают, что чрезмерные зрительные нагрузки чреваты близорукостью, так как ещё не сформирована мышца, отвечающая за остроту зрения.

Многие педагоги убеждены, что перегружать знаниями 3-летнего ребёнка неправильно, поэтому лучший возраст для обучения чтению наступает не ранее 4–5 лет. Такие дети обычно хорошо разговаривают, они в состоянии фиксировать внимание, и до школы есть время.

Но есть специалисты, которые против раннего обучения. По их мнению, до 5–6 лет ребёнок не в состоянии усваивать абстрактные образы. Дети мыслят конкретными понятиями, которые они видели, слышали, ощущали в своей жизни. Понять, что такое звук, буква, слог раньше этого возраста малыши не могу. Поэтому если даже трёхлетка прочтёт предложение, то он его не поймёт, или, дочитав до конца, не вспомнит начало.

Таким образом, выбирать возраст для обучения чтению нужно индивидуально. Как бы там ни было, в школу лучше идти, умея читать по слогам.

Про повышенное восприятие звуковой стороны речи

Обучение чтению — одно из самых важных условий разностороннего развития ребёнка. Перед тем как начать учить малыша грамоте, нужно позаботиться, чтобы он усвоил ряд моментов.

  1. Объясните крохе, что такое звуки, буквы, слоги и слова. Если ребёнок ходит в детский сад, этому уделяют время там. Детей, не посещающих дошкольные учреждения, родители могут научить самостоятельно. Сначала следует сделать акцент на звуковом понимании. Важно объяснить малышу именно то, как звучат буквы (Б, В, Г, Д), а не как они произносятся в алфавитной транскрипции (Бэ, Вэ, Гэ, Дэ), чтобы он не путался при составлении слов.Он должен понять разницу: звуки мы слышим, буквы — читаем и пишем.

У 3–5 летних детей есть повышенное восприятие звуковой стороны речи, поэтому его нужно развивать, а затем переходить к знаковым обозначениям — буквам.

Занятия не должны проходить скучно и монотонно, только в форме игры. Например, чтобы освоить звуки, предложите ребёнку сыграть следующим образом. Перечисляйте предметы, а малыш должен хлопнуть в ладошки, когда услышит заданный звук.

Для первого раза достаточно 5–10 минут.

Чтобы учить ребёнка чтению дома, нужны какие-нибудь буквы: купленные в магазине, вырезанные из картона и разукрашенные, слепленные из пластилина. После того как малыш их выучит, составляйте слоги, а затем простые слова, постепенно их усложняя, складывая из них короткие предложения. Помогут детские стишки и считалки, например:

Ну-ка, М, дай руку А,

Ну-ка, МА, дай руку МА.

МА и МА, а вместе — МАМА!

Это я пишу сама.

На этапе обучения читайте во время прогулки с малышом вывески, делайте правильные ударения в словах, обращайте внимание на окружающие предметы, напоминающие очертаниями буквы. Всё это ускорит процесс, заинтересует ребёнка и покажет ему наглядную необходимость уметь читать.

Ребёнок должен научиться соотносить буквы и слова. В этом поможет игра «Найди букву»:

  1. Возьмите карточки с изображением понятных предметов и подпишите названия, пропуская одну букву или слог.
  2. Попросите малыша правильно вставить недостающие.

Есть достаточно методик для обучения детей. Можно купить специально разработанные азбуки или буквари.

Надежда Сергеевна Жукова — кандидат педагогических наук, автор серии букварей и других детских пособий. Она 30 лет работала логопедом и постаралась учесть все ошибки, которые могут возникнуть в произношении и далее в написании.

Метод Зайцева — кубики для быстрого обучения чтению в домашних условиях

Модно учить малыша по методике педагога-новатора Н. Зайцева с помощью кубиков — любимого развлечения маленьких детей, ведь из них можно строить всё что угодно.

Суть обучения чтению по методике Зайцева слоговая, ведь никто не общается отдельными звуками, с рождения малыш произносит слоги (ВА, МА, УА).

На сторонах кубиков Зайцева изображены не картинки, а слоги. Они могут состоять из одной буквы или разных сочетаний двух:

  • согласная + гласная;
  • согласная + мягкий знак;
  • согласная + твёрдый знак.

Кубики разноцветные, но окрашены они не хаотично, а так, чтобы дети понимали принципы чтения:

  • золотистый цвет — гласные буквы (золотые кубики);
  • серые — звонкие слоги (железные кубики);
  • коричневый — глухие слоги (деревянные кубики);
  • белый и зелёный — знаки препинания.

Эти кубики не пустые внутри, их можно наполнять песком, камушками, колокольчиками, крышками, пробками, деревянными палочками, мелкими металлическими предметами. Они различаются по весу и звучанию, что развивает у детей слух и тактильные ощущения.

Сначала маленькие дети просто играют в кубики, разглядывают их, что подготавливает к обучению чтению, когда они подрастут. Занятия по такой методике можно начинать рано, когда кроха только учится разговаривать, обычно в среднем с двух лет.

Игра в слова. Начинать нужно с простых слогов.

  1. Найдите два кубика со слогом МА, покажите малышу, прочитайте, как это звучит. Дайте их малышу, помогите правильно расположить и прочитать слово МА-МА.
  2. Далее, научившись простым, состоящим из одинаковых слогов словам, усложняйте: КА-ША, ЖА-БА. Подсказывайте, если не получается.
  3. Попросите придумать ещё слова на первый слог разученного слова. Хвалите ученика, постепенно уменьшая количество подсказок.

Ещё одна игра — это смешные слова. Маленький ученик будет усваивать, как правильно расставлять кубики, интуитивно понимать границы слов, что является хорошей подготовкой к письму.

  1. Предложите малышу сложить из случайных кубиков любое, какое ему вздумается, слово. Помогите расположить их правильно: справа — налево, не вверх ногами или боком.
  2. Затем вместе прочитайте, что получилось — смешная нелепость. Малышу весело, ему нравится, он хочет ещё так играть.

Посмотри и повтори. Игра развивает внимательность и наблюдательность.

  1. Сложите вместе с карапузом его имя.
  2. Перепутайте слоги, когда кроха отвернётся.
  3. Попросите его восстановить слово. От имени можно переходить к более сложным заданиям.

Загадки. Это занятие учит дошкольника самостоятельности.

  1. Загадайте загадку.
  2. Сложите из кубиков ответ, когда малыш её отгадает.
  3. Предложите крохе самостоятельно сложить ответ из кубиков.

Для повышения результативности обучения на стену вешаются таблицы, на которых изображены все слоги.

Пропеваем с ребенком

Если карапуз не понимает, как образовывать слоги, можно взять карточки с буквами, например, М и А, сложить их, получится МА и пропеть вместе: МААА. Таким же образом проговаривайте другие слоги, звуки животных: ЖУ-ЖУ-ЖУ, КВА-КВА-КВА.

Можно поиграть, попросив подружить буквы. Например, скажите: «О хочет дружить с другими буквами, давай ей поможем». Мама называет «М», кроха помогает, и говорит «МО», мама — «С», ребёнок — «СО» и так далее.

Полезные советы, как не отбить ребенку охоту учиться в школе

Дошкольника обязательно нужно хвалить за его успехи, говорить, какой он молодец, и как вы им гордитесь. Но похвалы должно быть в меру. Поощрять одобрением следует так, чтобы у крохи появлялось желание ещё больше стараться и радовать маму.

Ещё один вариант мотивации — покупка какого-нибудь полезного подарка, имеющего воспитательное значение. В данном случае, например, уместно подарить хорошую, соответствующую возрасту книгу научившемуся читать дошкольнику.

Читая сыну или дочке книжку, вовлекайте его в этот процесс, чтобы он не был просто пассивным слушателем:

  • играйте голосом, подбирайте нужные интонации, соответствующие персонажам сказки;
  • скажите ученику, что устали, попросите его немного почитать вслух самостоятельно, пока вы отдохнёте;
  • задавайте ему вопросы по тексту, обсуждайте ситуации, рассматривайте картинки.

Раннее развитие и раннее обучение: уметь или не уметь

Говоря о развитии и обучении, нужно понимать разницу между этими понятиями:

  • раннее развитие — это направленная деятельность родителей, стимулирующая познавательный процесс крохи до 3–4 лет, побуждающая его, например, самостоятельно придумывать новые игры или находить необычный выход из каких-то домашних ситуаций;
  • раннее обучение — приобретение малышом каких-то знаний, не свойственных его возрасту.

…К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют…

…В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т. п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребёнок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т. п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своём темпе.

Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Принуждать читать ребёнка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, ещё не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей…

Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО), из интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать»

Даже если ребёнок учится медленнее, чем хочется родителям, не нужно его подгонять. Все дети разные, торопить и заставлять их в угоду своим амбициям нельзя. Нужно ориентироваться не на «чтение с пелёнок», а на особенности мышления и готовность малыша. А вот привить интерес к книгам поможет личный пример родителей.

[Источник: http://moj-synok.ru/]

Поделиться статьей с друзьями!

1obuchenie.com

Методики обучения чтению. Как научить читать. | Цветы жизни

Обучение чтению  — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.

Однако, чтение – это  и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева,  выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Читаем по слогам  — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Несколько советов родителям по методике слогового чтения

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с посещения Буквы А.

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком.  Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать»  окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга...

Приятного обучения и игр!

С теплом,

Людмила Поцепун.

tsvetyzhizni.ru

Как правильно научить ребенка читать: правила, методики, инструкции

Вот и подрос малыш, пришло время начать учить ребенка читать. Чтение является основной дисциплиной для дальнейшего обучения ребенка. Как же правильно научить ребенка читать?

Дети в дошкольном возрасте информацию усваивают по-другому, поэтому все психологи в один голос твердят, что обучение лучше проводить в игровой форме.

Так, ребенок максимально быстро запомнит основы чтения, а со временем скорость чтения будет приближаться к скорости речи. 

Почему некоторым детям обучение чтению дается непросто?

Плохая память и рассеянное внимание. Внимание — это основной пункт, на который следует обратить внимание при обучении. Ребенок, не отличающийся хорошим вниманием, быстро теряет всякий интерес к учебе, поэтому так важно проводить занятия по развитию навыков памяти регулярно.

Захват слова частично. При взгляде на предложение ребенок не концентрируется на слове целиком, лишь на нескольких словах или буквах.

Маленький словарный объем слов. Не зная многих слов, ребенок будет больше времени посвящать именно освоению нового слова, а не технике чтения.

Повтор. Некоторые дети, дабы удостовериться, что слово прочитано правильно, возвращаются назад и перечитывают его снова.

Тексты не по возрастной группе. Согласитесь, «Война и мир» пятилетнему малышу будет даваться в разы сложнее, нежели «Колобок».

Плохо развитая система органов, ответственная за образование звуков и речи в целом.

Основы обучения чтению

Учим алфавит:

а) Заучите с ребенком все гласные: А, О, И, У, Ы, Э, Я, Ю, Е, Ё.

б) Затем согласные твердые звонкие: Л, Н, Р, Й, М, Б, В, Г, Д, З.

в) Затем согласные глухие и шипящие: П, К, Ф Т, С, Ш, Х, Щ, Ц, Ч, Ж.

Повтор. Перед каждым занятием повторяйте алфавит.

По слогам. После того как ребенок полностью освоил алфавит, можно перейти чтению по слогам. К примеру, слог «на». Для правильного чтения ребенок должен произносить их слитно, не разделяя на два отдельных звука, то есть «н-н-на-а-а» и т. д. Первые слоги, выученные ребенком, должны быть простыми, состоящими из 2-ух звуков, один из которых согласный звонкий и твердый, например, ка, ла, ма, па, ба.

Когда ребенок в совершенстве освоит простые слоги, вводите сложные, такие как ву, до, жи, щи, ку, то есть слова, содержащие согласные глухие и шипящие.

Первые слова. Когда ребенок освоит прочтение слогов, переходите к чтению слов, состоящих из простых слогов. Например, па-па, ла-ма, ба-ба.

Произношение. При чтении важно следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил слоги. После прочтения слова, ребенок должен делать паузу, то есть не склеивал слова.

Сложные слова. Постепенно вводите слова со сложными слогами — «игра», «щука», «кара» и т. д.

Предложения. Когда ребенок освоит и простые, и сложные слова, можно начать заниматься с короткими предложениями, состоящими из простых и сложных слов, постепенно увеличивая их длину.

Основные методики и упражнения для развития скорости чтения

Привлечение и вовлечение ребенка к процессу чтения. Самое первое, что необходимо делать — это регулярно читать ребенку сказки, рассказы, стишки и прочее. Если ребенок уже умеет читать, то давайте прочитывать ему некоторые фрагменты. Во время чтения останавливайтесь и просите ребенка повторить то, что Вы только что прочитали. Спросите, в чем основная суть прочтенного? Какие слова, может быть, вызвали затруднение и непонимание ребенка?

Чтение — часть повседневности. Общайтесь с ребенком посредством записок, то есть оставляйте ему напоминалки, например, на зеркале, открыточки, список дел, которые он должен выполнить в течение дня.

Параллельное чтение. Возьмите два одинаковых текста, один из которых поместите перед собой, а второй — перед ребенком. Начинаете Вы, читайте то медленно, то быстро, но следите, чтобы ребенок успевал за вами. Пока Вы читаете, ребенок следит за текстом, водя пальцем. После прочтения поинтересуйтесь, заметил ли малыш изменения в скорости чтения?

Чтение на время. Это способ считается одним из самых действенных и мотивирующих. Для этого возьмите легкий текст, где большинство слов ребенку знакомы. Засеките ровно 1 минуту (можно воспользоваться песочными часами) и предложите ребенку почитать на заданное время. После прочтения посчитайте количество слов, которые ребенок «осилил». Скажите это число ребенку и промотивируйте его словами: «Здорово! Ты молодец! Давай еще раз попробуем, вдруг у тебя еще лучше получится!». Текст можно прочитать еще пару раз, но не более трех. Таким образом, ребенок будет развивать память, ведь смысл и слова текста ему будут уже знакомы, скорость чтения и подогревать интерес к обучению.

Чтение про себя. Чтение вслух, безусловно, результативно, ведь оно задействует зрение, слух, восприятие и анализирующие способности. Но при этом чтение вслух тормозит скорость, поэтому для ее развития эффективно чтение про себя. Так, глаза малыша смотрят немного вперед прочтенных слов, что гарантирует лучшее понимание прочтенного.

Важность ударения. Как было сказано, очень важно, чтобы ребенок понимал суть прочитанного. В этом вопросе ударение играет не последнюю роль. Ставя ударение неверно, мозг не находит в словарном запасе нужного слова, вследствие этого смысл просто теряется. Для того чтобы у ребенка не возникало подобных проблем, расставьте ударения на словах неправильно, а после предложите ребенку расставить ударения верно.

Трудности с согласными. Часто у ребят возникают проблемы при прочтении слов, в которых подряд идут несколько согласных, например, «шкаф», «ложка», «стремянка». Чтобы у ребенка не возникало проблем с такими словами, просто выпишите их на отдельный листочек и регулярно давайте ребенку для прочтения. Каждый раз следует пополнять список новыми словами.

Пчелки. Эта методика довольно странная, но не менее эффективная. Суть проста: во время прочтения про себя ребенок должен жужжать.

Внимание. Как было сказано, внимание — невероятно важная составляющая успешного обучения. Чтобы развить внимание ребенка, проделывайте следующее упражнение. Напишите на листке ряд одинаковых букв, включив в этот ряд одну «постороннюю» букву, предложите ребенку найти ее.

Похожие по написанию слова. Напишите рядом слова, отличие которых кроется всего лишь в одной букве. К примеру, час — нас, вера — вена, ток — том, сок — сом и т. д. Задача ребенка обозначить различия слов.

Скороговорки и пословицы. Они помогут поставить хорошее произношение, дыхание, а речь сделают более четкой.

Смысловая догадка. Напишите слова, но не целиком, оставьте пустое место для пропущенного слога. Ребенок, в свою очередь, должен догадаться о том, какой слог или буква была пропущена в слове. Дальше сложнее, напишите предложения, но слова должны быть в неправильном порядке, ребенок должен из отдельных слов полноценное смысловое предложение.

Использование закладки. При чтении ребенок должен использовать закладку, но не совсем обычно. Вместо привычного расположения — снизу, поместить закладку необходимо сверху, закрывая уже прочитанную часть текста.

Размер шрифта. Напечатайте текст с разным шрифтом и размером и дайте ребенку прочитать. Доведите чтение до идеала, для малыша размер и шрифт не должен быть преградой.

Словообразование. Напишите ряд однокоренных слов, которые увеличиваются количеством букв при модификациях. Например, ком — комок — комочек, раз — разок — разочек и т. д.

Сквозь зубы. Предложите ребенку прочитать текст, плотно сжимая зубы и прижимая язык к небу. Прочитав текст, ребенок должен рассказать о чем текст и ответить на ваши вопросы.

Чтение под музыку. Во время чтения включите незамысловатую мелодию без слов, отдайте предпочтение классическим мелодиям. Постепенно вводите песни со словами. Так, ребенок научится читать вне зависимости от окружающей обстановки.

Ритмичное сопровождение. Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок читал незнакомый текст под ритмичное постукивание, к примеру, карандашом.

Чтение и вопросы. Прочитайте текст сами и по ходу текста составьте вопросы. Задача ребенка по ходу чтения находить ответы на вопросы.

Ежедневные пятиминутки. Ежедневно в течение 5-ти минут ребенок должен читать заготовленный текст. Упражнение можно проделывать до 4-ех раз в день.

Игры всей семьей. Заготовьте карточки с буквами и словами и регулярно играйте с ребенком. Так, ребенок в игровой форме быстрее запомнит новые слова.

Упражнение с согласными. Ребенок делает глубокий вдох, выдыхая произносит 10 любых согласных (их можно написать на листочке).

Карточки. Возьмите 5 несложных слов, состоящих из двух слогов. Напишите слова на карточках по одному слогу, то есть одна карточка — один слог. Предложите малышу собрать карточки так, чтобы получались полноценные слова. Также можно поэкспериментировать и из данных слогов составлять всевозможные слова. Постепенно, когда ребенок освоит малое количество карточек со слогами, вводите еще 5-10 слов.

Читаем с выражением. Задача ребенка прочитать часть текста в обычном темпе, после вернуться к началу и прочитать тот же отрывок, но с выражением, используя интонацию и паузы. Обучить чтению с интонацией Вы можете сами. Теперь ребенок должен в 3-ий раз вернуться в начало и читать с интонацией знакомый текст, но уже полноразмерную версию. Суть упражнения заключается в том, что ребенок по инерции продолжает читать незнакомый ему текст с выражением и тем же темпом.

Внимание. Предложите ребенку для чтения новый текст. Во время чтения остановите его и дайте время (буквально 5 секунд) для отдыха. По окончании пяти секунд ребенок должен найти то место, где он остановился.

По очереди. Задача ребенка читать текст то вслух, то про себя. При чтении про себя темп, как правило, в разы выше, при переходе к чтению вслух темп должен сохраняться.

Чтение по ролям. Выберите текст, где больше одной роли. Предложите ребенку прочитать, меняя интонацию к каждому герою.

Поиск слова. Это упражнение хорошо мотивирует ребенка, а также способствует расширению памяти на слова. Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок отыскал слово, которое было выбрано к поиску. Кто быстрее нашел — тот и победил. Можно использовать небольшие поощрительные призы.

С помощью данных упражнений и методик можно научить ребенка читать максимально быстро. Важно помнить, что чтение — это жизненная необходимость, без которой дальнейшая учеба для ребенка просто не представляется возможной.

Поделиться:

Нет комментариев

profymama.com


Смотрите также