Post Icon



Как обучить ребенка алфавиту в домашних условиях


Как научить ребенка буквам

Как научить ребенка алфавиту, как можно раньше? Как заинтересовать ребенка обучением? Какие методические пособия лучше: буквари, азбука, карточки с буквами, игры? Что делать если ребенок не хочет учить буквы? И многие другие вопросы по обучению ребенка буквам русского алфавита рассказал преподаватель детского развивающего центра.

Родители ищут новомодные методики, пытаясь понять, как научить ребенка буквам успешно и быстро, однако, далеко не всегда это приводит к ожидаемому эффекту. Для того чтобы процесс обучения детей алфавиту прошел гладко, нужно учитывать следующие моменты связанные с их психологией и физиологией – возраст, в котором лучше начинать обучение и особенности детского мышления.

Когда лучше приступать к изучению алфавита

Особенности физиологии маленьких детей таковы, что им трудно сосредоточиться на одном занятии более чем на 10-15 минут. Поэтому в возрасте 1-2 лет нет смысла заниматься целенаправленным изучением алфавита, в том виде, в котором это необходимо для дальнейшего обучения чтению. Более того, пытаясь заставить малыша запомнить буквы насильно, вы рискуете вызвать его негативную реакцию на процесс обучения алфавиту, тем самым отвращая от дальнейших занятий.

Помните, что невозможно заставить детей выучить алфавит, желательно именно заинтересовать их этим, тогда они отнесутся к занятиям благожелательно.

Важно также понимать, что нет четких возрастных границ, в рамках которых ребенок должен начать изучение азбуки. У одних детей это пройдет «на ура» уже в возрасте 2 лет, другим и в 3 года запоминание алфавита будет даваться с трудом.

Можно начинать учить буквы если ребенок:

  • легко концентрируется во время развивающих занятий;
  • обладает хорошей зрительной памятью;
  • любит, когда ему читают книги, любит их рассматривать самостоятельно.

Начинайте учить буквы с ребенком, для начала – исключительно в игровой форме.

Пособия в изучении алфавита

Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия.

  • Букварь – это учебное пособие, в котором не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей, как лучше выучить алфавит и проводить занятия.
  • Азбука – это ряд пособий, представляющий буквы алфавита в любом варианте. Это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах.
  • Особняком в этом ряду стоят стихотворные азбуки – когда буква, ее звучание либо изображение обыгрывается в стихотворной форме. Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А. А. Усачева.

Есть несколько популярный методик, как правильно учить буквы русского алфавита, в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Давайте рассмотрим их подробней.

Методика запоминания букв по образам

Суть методики: Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребенку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив ее восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается.

Пример: «А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» — дом, «Р» — рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему.

Минусы: Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть  «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребенок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз».

Совет: Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки или карточки, только на начальном этапе – в возрасте 2-3 лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита.

Интересная методика Бахтиной

В последнее время большую популярность в обучении детей алфавиту и чтению приобрела методика Е. Бахтиной – педагога и автора одноимённого букваря.

Суть методики: Е. Бахтина предлагает выучить алфавит следующим образом: закрепить за каждой буквой ее определённый образ, ассоциацию, которая возникнет у малыша, когда он будет видеть ее. Так, например, «А» может ассоциироваться у ребенка со звуком, который издают маленькие дети, когда еще ничего не умеют говорить.

Е. Бахтина предлагает воспользоваться тем, что начертания многих букв можно подкрепить аналогией с изображениями предметов, уже знакомых малышу.

Пример: Бегемот с большим животиком, очень похож на изображение «Б», «У» хорошо напоминает улитку, несущую на спине домик, а «Е» и «Ё» отличаются друг от друга тем, что у «Е» «глазки» закрыты и их не видно, а у «Ё» — открыты.

Недостатки: Нужно сказать, что изучение букв по этой методике требует достаточно развитого ассоциативного мышления, а это не обязательно свойственно каждому ребенку.

Плюсы: Е. Бахтиной пользуется популярностью, так как процесс изучения алфавита изложен в ней четко и последовательно, что позволяет пользоваться ею не только профессиональным педагогам, но и родителями самостоятельно.

Основные рекомендации в изучение букв по классической методики

Для того чтобы лучше понимать, как научить ребенка буквам, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Сделайте карточки с изображением всех букв алфавита, желательно чтобы на карточках не было изображено ничего более, кроме самой буквы, при этом она должна быть яркой и красочной, на светлом фоне. Прикрепляйте карточки по мере изучения над рабочим столиком ребенка, либо на стене его игровой комнаты, тренируя, таким образом, его зрительную память.
  • Выучить простейшие гласные «А», «О», «У», «И» на начальном этапе будет проще, поэтому начинайте обучение с них. Произносите их правильно, как бы, «пропевая». В дальнейшем это сильно поможет, когда вы будете учить ребёнка составлять слоги.
  • Нужно обучить ребенка произносить не название буквы — «ЭМ», «ЭС», «ЖЭ», а ее произношение, звук «ММММ», «СС», «ЖЖ».
  • Изучение согласных начинайте с «Б», «П», «М», «Н», «Т», «Г», «К».  Щипящие согласные «Ч», «Щ», «Щ» лучше выучить в последнюю очередь, особенно если их произношение вызывает у малыша затруднения.
  • Не спешите! Если ребенку трудно запоминать какие-то буквы, сделайте перерыв. Через время вернитесь к ним снова.
  • Изучаем буквы не только, когда вы занимаетесь дома, но и на улице, во время прогулок. Предлагайте юному ученику узнавать уже знакомые буквы на вывесках, в названиях магазинов.

Подробней об этих и других рекомендациях — в отдельной статье по ссылке. 

Занятия по обучению маленьких детей чему-либо должны проходить с удовольствием, в обстановке дружелюбной и спокойной. Старайтесь разнообразить  изучение алфавита чтением стихотворных азбук, отгадыванием загадок, заучиванием стишков и скороговорок.

Не спешите с обучением малыша письму, для начала необходимо, чтобы он успешно запомнил все буквы, мог называть их быстро и без затруднений, и лишь после это можно начинать учить ребенка писать буквы. Для полноценного и эффективного обучения письму понадобятся специальные пособия – прописи с буквами.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена

Развивающий мультфильм — «Лунтик учит буквы»:

marypop.ru

33 родных сестрицы, писаных красавицы: учим буквы и алфавит с ребенком

Многие родители задумываются о том, что когда-то придётся учить своего ребёнка грамоте. И тут встаёт огромное количество вопросов, например, в каком возрасте лучше учить ребёнка алфавиту.

Как это сделать так, чтобы не сильно загрузить детский мозг, чтобы ребёнок не переутомился? Вообще, в каком возрасте наиболее эффективно начать учить ребёнка грамоте?

Эти и другие вопросы у неподготовленного родителя могут вызвать ступор потому, что без специальных знаний можно не только не научить грамоте, но и навредить ребёнку.

Поэтому подходить к обучению своего чада нужно во всеоружии, тщательно изучив мнение компетентных специалистов и прочитав соответствующую литературу.

Содержание:

  • С какого возраста можно начинать учить ребенка буквам и алфавиту
  • Упражнения, методики, техники, которые могут помочь ребенку быстрее научиться
  • Изучаем буквы
  • Учим алфавит
  • Подведем итоги

С какого возраста можно начинать учить ребенка буквам и алфавиту

Разные родители учат своего ребёнка в разном возрасте. Есть передовые родители, которые считают, что учить нужно алфавиту как можно раньше и начинают учить своего ребёнка, когда ему год или даже года ещё не исполнилось.

Но такие родители редкость. Многие родители вообще не утруждают себя какими-то специальными занятиями по обучению своего чада азам и считают, что ребёнок, рано или поздно, всему сам научится в детском саду или школе.

Эти два крайних варианта, наверное, не совсем верны, так как неправильно как пускать дело на самотёк, так и мучить своего годовалого ребёнка, обучая его буквам, которые он, вполне возможно, через 2-3 года попросту забудет, так как не будет иметь практики пользования алфавитом.

Наиболее реальный возраст обучения алфавиту где-то с 4,5-5 лет, чтобы ребёнок к подготовительным классам или к школе уже хорошо знал алфавит и был подготовлен.

Упражнения, методики, техники, которые могут помочь ребенку быстрее научиться

Существует огромное количество специальных методик, начиная с детских раскрасок, в которых ребёнок раскрашивает различные буквы алфавита и изучает их, и заканчивая компьютерными онлайн-азбуками, загруженными программами в IPade.

Можно испечь красивые вкусности в виде букв. Это тоже отличный способ познакомить малыша с азбукой. Главное тут не переусердствовать, чтобы не ударило по здоровью.

Также есть методика обучения буквам в строгой последовательности.

Автор этой методики предлагает ребёнку сначала выучить 10 гласных, как он говорит, главных букв. Эти гласные идут в рифму и запомнить их даже маленькому ребёнку не должно составить большого труда.

Эти буквы идут такими парами: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е.

Автор методики утверждает, что за 5 уроков по 5-7 минут можно выучить все эти гласные.

Как же конкретно нужно обучать малыша азбуке?

Учим с ребенком буквы — программа «Домоводство»

Изучаем буквы

Самое простое — это вырезать буквы из листа А4 и подвешивать перед ребёнком, чтобы он понемногу привыкал к ним. В этом процессе задействована и зрительная память.

Нужно абсолютно ненавязчиво, для начала, показывать ему различные буквы алфавита.

Ребёнок постепенно должен привыкать к буквам. Ему нужно объяснять, как называется каждая буква.

Важно! Не должно быть никаких экзаменов малыша! Не нужно требовать результат любой ценой! Нужно в игровой форме пытаться научить кроху запомнить буквы.

Существует мнение, что правильным подходом в изучении букв является запоминание звуков, а не букв. То есть учится сам звук «б», «в» и так далее. А не «бэ», «вэ».

Как выглядит сама буква и как она называется — это уже второй вопрос. Если сразу учить ребёнка всему, велика вероятность, что он запутается и вообще ничего не поймёт. Дети очень хорошо запоминают буквы, если они нарисованы в виде животного или птицы. То есть ассоциируются с образом.

Будет хорошо, если к каждой букве будет нарисована картинка, чтобы у ребёнка развивалось ассоциативное мышление. Например, А c автобусом, нарисованным на карточке. В с вишней, также нарисованной и так далее.

Первые буквы должны быть выделены красным цветом. Известно, что красный цвет привлекает внимание детей. Так им намного быстрее удастся выучить буквы.

Уроки тетушки Совы — Азбука, все буквы

Учим алфавит

Также, учитывая огромную роль игрового обучения ребёнка, можно вовлечь его самого в процесс.

Можно вылеплять, например, из пластилина, различные буквы. Это будет очень интересно малышу, а также подключит двигательную память.

Если вы заметили, что ребёнок любит различные растения, листья деревьев или, например, ракушки или камешки, которые валяются под ногами, то можно из них делать буквы вместе с ним.

Еще есть такой способ обучению буквам — это магниты.

Дети очень любят играть с магнитами, и если они сделаны в виде различных букв, то это тоже будет способствовать запоминанию.

Будет неплохо, если вы вышьете красивыми буквами имя малыша на его курточке или другой одежде.

Если он будет постоянно видеть эти буквы, наверняка он их быстро выучит.

Очень важно знать, что если вы учите ребёнка буквам, то нужно сразу учить их писать. Это многократно усилит эффект обучения.

Очень эффективным способом выучить алфавит является его пение!

Выучите специальную песенку или мелодию и частенько напевайте вместе с малышом, и он запомнит алфавит неосознанно, вместе с песней.

Когда выучены какие-то буквы, можно переходить к простейшим словам: па-па, ма-ма и так далее. Песенка-алфавит для малышей

Подведем итоги

Вы должны чётко усвоить, что для успешного обучения ребёнка азбуке вы не должны применять какие-либо меры насильственного навязывания букв ребёнку.

Всё должно происходить максимально естественно, не обременительно для ребёнка. Лучше всего в каких то игровых формах. Не нужно сидеть с букварём и «учить» ребёнка грамоте насильно, если он активно сопротивляется и не понимает.

Лучше всего, когда ребёнок сам начинает интересоваться буквами, различными картинками и сам захочет узнать, что же интересного написано в книжке.

Самое лучшее средство научить ребёнка азбуке, это пробудить в нём любопытство к буквам.

Если ребёнок заинтересуется, если он будет с искренней радостью играть в игры, связанные с буквами, которые вы ему дадите, то успех в изучении алфавита обязательно придёт.

Важно знать, что если ребёнок не созрел для изучения алфавита, если ему это неинтересно, дискомфортно, он не хочет ни играть в игры с буквами, ни изучать их, то лучше подождать какое-то время и попробовать изучать буквы позже.

Вполне возможно, через некоторое время, это станет ему интересно.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

mamaliza.com

Как научить ребенка буквам и алфавиту?

Справедливости ради нужно заметить, что с ребенком старшего дошкольного возраста алфавит и буквы можно выучить гораздо быстрее, чем с карапузом первых двух-трех лет жизни. Поэтому многие родители думают о том, что игра не стоит свеч. С другой стороны, при раннем обучении буквы входят в жизнь ребенка совершенно естественно, то есть он одновременно учит, «что эта птица называется утка, а эта буква – А». И если подходить к процессу обучения без фанатизма, стараясь все преподносить в игровой форме, то малышу станет интересно все, что связано с буквами и, в последующем, чтением.

Надо четко отдавать себе отчет, что раннее развитие нужно не для того, чтобы иметь возможность похвастаться перед родственниками и друзьями тем, что кроха в 1,5 года знает все буквы, а в 3 — умеет читать. Также раннее знакомство с буквами не сделает из карапуза вундеркинда, оно лишь поможет развить его природные способности, а также станет увлекательным и полезным способом совместного времяпрепровождения.

Учим буквы с ребенком первых лет жизни

Если родители (чаще всего мама, но бывают варианты в виде папы или бабушки) хотят научить ребенка буквам как можно раньше, то следует руководствоваться девизом «начинать никогда не рано».

Для карапуза первого года жизни можно распечатать или нарисовать буквы на листе формата А4 (по одной букве на лист) и развесить по комнате, только не все сразу (достаточно 3-4 букв за раз). Во время бодрствования кроху можно время от времени подносить к этим картинкам и называть изображенные буквы. Экспозицию время от времени следует менять, то есть вместо одних букв вешать другие.

Когда ребенок немного подрастет, имеет смысл приобрести магнитную азбуку (только надо следить за тем, чтобы магнитики из букв не выпадали). Еще одним интересным вариантом может стать напольный коврик-паззл с буквами.

Только не нужно сразу же вываливать на малыша многочисленные пособия по обучению грамоте, пусть все идет постепенно. Сложили несколько букв на магнитную доску или холодильник, спели веселые песенки, немного поиграли на коврике, попутно вытаскивая из него ту или иную буковку и называя ее, и снова занялись важными малышовыми делами. Обучение не должно носить академический характер, в идеальном случае оно настолько плавно вливается в игру крохи, что тот попросту не замечает, что его чему-то хотят научить.

Родители могут изготавливать обучающий материал и самостоятельно. Это различные карточки с буквами, крупные буквы из картона, которые можно прятать (а потом весело искать), дарить друг дружке и даже ходить и прыгать по ним! Главное, сделать так, чтобы ребенку понравилось играть с этими непонятными значками, чтобы он сам просил продолжить увлекательную игру!

Кроме того, на сегодняшний день существует множество методик и пособий, помогающих научить ребенка буквам и звукам. Различные буквари, книжки с наклейками, раскраски, лото, домино, специальные детские презентации, детские компьютеры и компьютерные игры для изучения букв и звуков – родителям нужно лишь выбрать то, что подойдет именно их малышу с учетом его возраста, темперамента, усидчивости, интереса к процессу обучения и здоровья (например, деткам со слабыми глазками очень нежелательно проводить время за экраном монитора).

С азбуками и букварями с яркими и понятными картинками можно начинать знакомить карапуза уже с полуторагодовалого – двухлетнего возраста, в настольные и компьютерные игры можно пробовать играть ближе к трем годам. Безусловно, необходимо выбирать книги и игры, которые рассчитаны именно на «памперсную» аудиторию, чтобы чаду было интересно и не скучно заниматься.

Интересный метод обучения ребенка буквам – «спрятать» их в знакомых предметах (например, из буквы «Д» сделать домик, а из «Ж» — жука). Подобный прием использовали некоторые составители азбук и букварей, еще о нем можно почитать в книге Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя», в которой как раз даются рекомендации по обучению алфавиту при помощи забавных картинок. Для того, чтобы карапузу было интереснее, можно рисовать буквы с глазками-носиками-ротиками и ручками-ножками.

Как научить ребенка звукам, буквам и алфавиту?

Существует мнение, что учить кроху нужно звукам, а не буквам (то есть не «бэ», а «б»), чтобы избежать возможных проблем при переходе к составлению слогов и чтению. В этом случае ребенок запоминает звучание каждой буквы, но не знает ее названия. В принципе, с названиями букв вполне можно немного подождать, дабы не запутывать юного ученика, но если родители хотят научить отпрыска правильно называть каждую букву, имеет смысл изначально знакомить его с ними немного по-другому. Например: это буква «бэ», она говорит «б», то есть точно так же как это «кошка», она говорит «мяу». Но в любом случае, при параллельном изучении букв и звуков путаницы избежать не удастся. Поэтому есть смысл действительно выучить все звуки, а к названиям букв вернуться уже в более осознанном возрасте (после 4-5 лет).

Как происходит процесс обучения? Поначалу ребенку просто время от времени показывают буквы (на картинках, магнитной доске, на экране монитора), позже можно начинать просить его найти и показать ту или иную буковку. Только не следует экзаменовать кроху и слишком расстраиваться, если он не может справиться с заданием. Ребенку необходимо время, чтобы освоиться среди непонятных значков.

Параллельно с показыванием букв следует учить кроху называть их, при этом лучше всего начать с гласных, которые легко тянуть и петь. Не надо наседать на карапуза с требованием «скажи «а», лучше в игровой форме вместе с ним пропевать или проговаривать тот или иной звук. И постепенно малыш поймет, что от него требуется, и будет сам тыкать пальчиком в знакомую буковку и называть ее.

Для того чтобы научить ребенка алфавиту, есть один очень простой и одновременно эффективный прием – алфавит нужно петь! Можно поискать уже готовую песенку или же придумать свою (к примеру, использовать любимую мелодию малыша). И если периодически напевать алфавит, то уже в скором времени карапуз будет петь его вместе с мамой или папой. Также можно время от времени проговаривать азбуку, возможно, не всю сразу (а то ребенку надоест слушать), а частями.

Малыш выучил все буквы и уже уверенно показывает и называет их, причем не в одной-единственной азбуке, а везде: в книгах (на обложках), на вывесках, в телевизоре? Пришло время переходить к следующему этапу и начинать учить его связывать буквы в слоги. Но это уже другая история.

Алина Серик для сайта Активная мама

active-mama.com

Учим буквы: как помочь ребенку освоить алфавит

Когда мы учим буквы вместе с малышом, у нас часто возникают различные вопросы и сомнения. Знакомство с буквами – важный этап в развитии крохи, ведь именно из них, пока незнакомых ему знаков, он потом научится составлять слова, читать, напишет первое слово.

Как сделать процесс обучения простым, максимально интересным, подать информацию в игровой форме и помочь ребенку запомнить важную информацию мы расскажем сегодня в нашем материале.

Учим буквы: подготовка к процессу

На вопрос «во сколько лет лучше начинать учить буквы» нет однозначного ответа, тут все зависит от инициативы родителей и индивидуальной готовности ребенка.

Некоторые мамы и папы начинают процесс изучения алфавита с 2-3 лет. В таком возрасте малышу редко удается хорошо запомнить такой большой массив информации, да ему это пока и не нужно, а вот некоторые буквы он вполне может освоить и выучить.

Например, знакомыми и узнаваемыми становятся А, Б и В, первая буква своего имени, К – если дома у ребенка живет кошка и С – когда полноправным членом семьи является четвероногий друг пес.

Но слишком усердствовать не стоит, в этом возрасте важно не количество выученных букв, а умение родителей привить ребенку любовь к чтению.

Как же это сделать, если кроха еще достаточно мал? У нас есть несколько правил.

Каждый день читайте малышу. Хорошо, если детских книжек дома будет много, у ребенка появятся любимые, он сможет сам выбирать произведения для чтения.

Во время чтения садитесь рядышком с ребенком, так, чтобы он видел текст на странице. Как в детстве, водите пальцем по строчкам, так малышу будет легче запомнить и сопоставить написание и звучание букв.

Не прячьте книги, боясь, что ребенок их порвет или испачкает. Приобретайте детские издания с твердыми, картонными страницами – такие экземпляры тяжелее повредить неосторожным движением.

Аккуратно, но твердо забирайте из рук маленького проказника книги, если он решит использовать их не по назначению. Рассказывайте и объясняйте, что книжки нельзя рвать, их нужно читать, они наши друзья, которые рассказывают много интересного.  

Даже если ребенок пока не хочет слушать сказки – пусть рассматривает в книжках яркие картинки, листает страницы, изучает выражение лиц героев.  

Для тренировки памяти и внимания расспрашивайте кроху о том, что вы прочитали. Хотя бы в нескольких словах пусть ребенок расскажет, о ком узнал на этот раз, попробует пересказать сюжет, воспроизвести последовательность событий.

В случае раннего старта обучения родителям не стоит забывать, что в возрасте 2-3 лет ребенку достаточно сложно концентрироваться на чем-то дольше 10-15 минут, а также у них могут возникать сложности, если выучить нужно будет несколько новых букв сразу.

Видите, что малыш начинает терять интерес и отвлекаться? Значит, пришла пора заканчивать занятие, даже если позанимались вы всего 5-10 минут.   

Не стоит знакомить с большим количеством букв сразу – 2-3 в день вполне достаточно. Не обязательно вводить их в обиход строго в алфавитном порядке, пока ребенку это абсолютно не важно. Возьмите для примера какое-то небольшое понятное слово, например «мяч», «мяу», «нос», «дом» или имя крохи, и начинайте осваивать звуки, из которых оно состоит.

Читай также: Азбука для детей: учим с ребенком буквы А, Б, В

Лучшие помощники – интерес и мотивация

Давайте на чуть-чуть вернемся в прошлое. Помните, как вы вводили своему крохе первый прикорм? Основная часть родителей начинает это делать тогда, когда малыш проявляет активный интерес к содержимому тарелок взрослых.

В изучении алфавита советуем придерживаться такого же правила – нет смысла торопиться, как можно быстрее выучить все буквы.  Девиз «пятилетку – за два месяца» не тот лозунг, которому стоит следовать в данном случае.

Лучше дождаться момента, когда ребенок сам заинтересуется, и спросит, как называется новая книжка, что написано на упаковке сока или как прочитать название его любимого магазина игрушек.

Наша мама-форумчанка orlysha рассказывает: «Мы в 4 года тоже начали изучать буквы, но было видно, что дочке они абсолютно до одного места и она практически ничего не запоминала. Я в течение года редко доставала букварь, только по ее просьбе, а вот уже ближе к 5-ти у нее самой появился интерес. Сейчас нам 5-ть с небольшим хвостиком - читаем короткие слова по слогам, и это все буквально за пару месяцев, и то, если бы у мамы было больше времени на занятия, результаты были бы лучше... А еще скажу вам по секрету - старший сын научился читать в первом классе в 6,3, сейчас он во втором и учится очень замечательно. Так что мой вам совет не торопите события».

Так можно долго ждать, скажете вы. А вдруг интереса у ребенка так не возникнет? В таком случае в свои права вступает фактор мотивации, когда о важности изучения букв ребенку ненавязчиво, но убедительно, рассказывают родители.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Важно не только рассказывать, а еще и подкреплять свои слова, подбирая близкие и понятные ребенку примеры. Например, вряд ли маленький нехочуха будет спорить, что без знания букв он не сможет сам прочитать новую книжку про Лунтика до тех пор, пока мама не вернется с работы; написать письмо Деду Морозу и получить долгожданный подарок под елочку; выучить слова любимого стихотворения и рассказать на утреннике в детском саду, радуя маму и папу».

Кстати, иногда ребенок может без особых проблем выучить все буквы алфавита, но вот сложить их в слово и прочитать все вместе, слитно – у него не получается. Чтобы этого не произошло, советуем не усердствовать в изучении произношения букв.

Ребенку легче дается звуковой способ, когда глядя на знакомое слово, он запоминает заглавную букву. Например, А – арбуз, П – печенье, З – зайчик, Я – яблоко, С – садик, Б – бублик. Помните, что основной,  финальной целью изучения алфавита все-таки является умение читать и писать, а не просто бездумно перечислять три десятка букв.

Наша мама-форумчанка Бензинка рассказывает: «Мне наш логопед посоветовала учить так. Вначале выучить все гласные (кроме йотированных), потом приступить к согласным, которые являются активными в нашем произношении, это М, Л, С, К, Н. Почему лучше вначале М? Покажите ребенку соединение двух звуков МА и МА, и получите кучу восторга и гордости, когда он прочитает сам слово МАМА! А позитив это самое главное. Дальше знакомим с остальными гласными, можно в виде игры, буква М ходит в гости к гласным и сразу соединяем в слог, так поэтапно все согласные, чем дальше, тем будет легче ребенку. Если ребенок какой-то звук не выговаривает, вообще лучше пока о нем забыть. При изучении гласных внимание обращаем на артикуляцию и положение губ, при согласных также губы, положение языка, чтобы ребенку было интересней можно буквочке нарисовать глазки, ручки».

Читай также: Азбука для детей: учим с ребенком буквы Г, Д, Е

Играем-изучаем

Как же сделать процесс изучения букв интересным для ребенка? Универсального метода, к сожалению, нет.

Многие родители, не мудрствуя лукаво, отдают предпочтение знакомым с детства книгам-азбукам, но есть еще несколько вариантов, на которые мы хотим обратить ваше внимание.

Магнитная азбука. Разноцветные буквы на магнитах можно крепить к любой металлической поверхности: мольберту, холодильнику или посуде. Каждую букву малыш сможет взять в руки, ощупать, поместить в компанию других, экспериментировать, создавая сочетания на свое усмотрение. С магнитной азбукой можно не только создавать различные слова, а еще и развивать воображение ребенка – пусть расскажет, на что похожа буква Ж, Л или Д. Не забываем и про внимание. Например, вы выучили с ребенком слово «чашка». Уберите одну из букв, и пусть малыш скажет, какая пропала, а затем назовет получившееся слово.

Кубики. Способ, благодаря которому учились читать еще наши родители до сих пор в силе! Не важно, какими будут кубики – деревянными или пластмассовыми, главное чтобы их было достаточно для того, чтобы сложить хотя бы небольшое слово. Поэтому если приобретаете какой-то набор, проверьте, достаточно ли в нем, например букв А, П и М, чтобы вы или ребенок смогли одновременно сложить слова МАМА и ПАПА. Для тех, кто готов приступать к изучению не только букв, а и слогов, а также активно настроен на чтение – помогут Кубики Зайцева.

Карточки. Наборы карточек с буквами в ассортименте обычно продаются в магазинах игрушек или книжных магазинах. Задача родителей –  выбрать дизайн, который вам понравится. Но такие карточки можно создавать и самим, вместе с малышом, это отличное творческое занятие. Нарисуйте крупно любую букву на листе из альбома для рисования, подберите и наклейте рядом небольшие картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Выбирать картинки можно из журналов, а если не хочется рисовать – наберите буквы на компьютере и распечатайте. При желании своими руками можно сделать целый букварь, украшая каждый листок по своему усмотрению.

Подручные материалы. Для тех детей и родителей, кто любит креатив, советуем отойти от привычных карандашей и красок, а писать буквы мелом на асфальте, стирающимися фломастерами на полу, пальцем на песке, вареньем на столе, лазерной указкой в темноте на стене. Лепите буквы из теста, пластилина, вырезайте из дерева, создавайте слова из кубиков конструктора, выкладывайте из крышечек, макаронин, счетных палочек, камушков, листочков и шишек.  

Говорящая азбука. Те люди, которые придумали плакаты с «Говорящей азбукой», действительно молодцы, это очень полезная штука. Нажимая на ту или иную букву, ребенок услышит, как она произносится, а отвечая на вопросы в режиме «Экзамен», сможет в игровой форме закрепить полученные знания.

Тест на внимательность. А вы знали, что буквы имеют обыкновение прятаться? Да-да! И при этом оооочень любят, когда их ищут. Именно этим советуем заняться с ребенком, вооружившись красным фломастером и ненужным журналом с большими буквами. Объявите, кто у нас сегодня прячется, и вперед – на поиски! С ребенком постарше, лет 5-7, в такую игру интересно играть наперегонки. Главное, чтобы у вас были одинаковые журналы, которые вы откроете на одной и той же странице. Раз-два-три – время пошло!

Смотреть и петь. На просторах интернета есть множество коротеньких видеосюжетов, мультфильмов и песенок, которые облегчат малышу процесс запоминания новых букв. Приложения для изучения букв есть для iPad и iPhone. Задача родителей: предварительно, перед тем, как показать ребенку, просматривайте и оценивайте видео или задание на свой вкус. Важно, чтобы оно было интересным, позитивным, а также соответствовало его возрасту и уровню развития ребенка.

Охота на буквы. Вам понадобятся стопка старых журналов, клей и ножницы. Задача - находить буквы в журнале, вырезать их и наклеивать в альбом по алфавиту. Более сложная версия этой игры - найти только прописные или только строчные буквы. Уровень для знатоков, которые уже умеют читать – вырезать и наклеивать целые слова. Можно играть на скорость или просто на правильность исполнения задачи.

Любое начинание обязательно будет иметь успех при условии, что в ребенка верят родители.

Мы желаем вам успехов, а если у вас есть свой, индивидуальный способ, благодаря которому ваш малыш выучил буквы – делитесь с нами своим опытом в комментариях к статье.

Запасайтесь любовью, терпением, и начинайте!

Читай также: Учим с ребенком алфавит: 10 необычных игр

www.uaua.info


Смотрите также