Post Icon



Как правильно учить с ребенком стихи


Как ПРАВИЛЬНО учить с ребенком стихи

Автор: Ольга Happy Рубрика: Занятия, развитие детей 9 комментариев

Как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком

Приветствую вас, друзья. Сегодня расскажу секреты, как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком. Стихи помогают в развитии памяти. речи ребенка, способствуют общему развитию. Детям, которые учили стихи в дошкольном возрасте, намного проще будет в будущем, когда пойдут в школу, ведь там часто задают задания и надо выучить наизусть стихи в достаточно сжатые сроки. Но многие родители не знают, как учить с ребенком стихи, с чего начать, на что обратить внимание при заучивании. В сегодняшней статье я расскажу о секретах и методиках заучивания стихотворений.

Секреты как учить с маленьким ребенком стихи

Существуют разные методы, помогающие учить стихи с детьми, из которых родители смогут выбрать тот, который будет удобен им и ребенку либо можно сочетать их между собой.

  1. Делим стихотворение на части. При изучении стихов рекомендуется делить их на части, желательно, чтобы они были смысловыми. Даже небольшое четверостишие можно поделить на две части по две строчки. В первый день выучите первые две строчки, время от времени вспоминайте их, повторяйте. На следующий день повторите предыдущие строчки и выучите дополнительно две новые.
  2. Плавно увеличиваем объем стихотворений. Для начала лучше всего выбрать небольшое стихотворение, состоящее буквально из четырех строчек. Позже, когда ребенок его выучит, можно взять для изучения стих немного больше предыдущего.
  3. Не торопитесь. Многие родители спешат, пытаясь с ребенком выучить множество стихов в короткое время. Не нужно никуда торопиться. После того, как ребенок рассказал в первый раз стих, нужно время, чтобы он его запомнил, а не забыл через час.
  4. Представляем стих. Детям легче запомнить стих, если они представляют то, о чем он. Поэтому прежде, чем приступить к заучиванию текста, предложите ребенку его представить, а лучше всего – нарисовать то, о чем говорится в строчках произведения.
  5. Объясняем ребенку непонятные, сложные слова и фразы. Часто в стихотворении можно встретить слова или метафоры, значения которых малыш еще не знает. Обязательно объясните, что значит каждое неизвестное слово, фраза, словосочетание. Придумайте как можно больше синонимов к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. В противном случае малышу будет сложно быстро выучить стихотворение, значение слов которого он не знает.
  6. Пересказываем стихотворение. После того, как вы выразительно прочитали стих, перескажите его своими словами, доступным языком для малыша, попутно поясняя непонятные моменты. После этого попросите ребенка пересказать стих своими словами по памяти.
  7. Следите за интонацией при чтении стихотворения. делайте паузы, когда это требуется. Приучайте ребенка с первых же дней рассказывать стихи с выражением. Для этого для начала необходимо самостоятельно прочитать малышу текст с интонацией, чтобы он мог прочувствовать каждое слово, понять, что пытался донести автор произведения. Можно во время воспроизведения демонстрировать действия, в соответствии со словами: ходить по комнате, приседать, наклоняться, показывать высокий (вверх руку) или маленький (руку опустить низко).
  8. Можно облегчить изучение стихотворения с помощью обычного… мячика. Для этого один из родителей кидает мяч в руки ребенку и произносит первую строку стихотворения, малыш, в свою очередь, кидает мячик обратно, повторяя, сказанное родителем. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок выучит стихотворение, можно предложить кидать мячик друг другу и по очереди называть слова из выученного стиха. Так незаметно, играя, ребенок сам не заметит, как выучит стихотворение наизусть быстро.

Советы как быстро выучить стихотворение наизусть

  1. Для детей лучше выбирать стихотворения А. Барто, С. Маршак, С Капутикян. В стихах перечисленных поэтов присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста.
  2. Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительные, динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.
  3. Чаще пойте или включайте диск с записанными на нем детскими песенками. Постепенно, слушая изо дня в день песни, ребенок будет запоминать слова и со временем начнет подпевать.
  4. Во время игр и ежедневных дел (умывание, одевание, кормление) сопровождайте действия стишками, потешками. Во время прогулок, по пути в магазин за продуктами, на развивающий кружок либо в детский садик повторяйте стихи, которые были выучены ранее либо рассказывайте новые.
  5. Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.

Как учить стихи. Мой опыт

Теперь расскажу, как мы начинали учить стихи с Леней и Настей. Сыну сейчас 5 лет и он знает много стихотворений, но мы все-равно продолжаем учить новые и он делает это с удовольствием. Насте 2 года 8 месяцев с ней мы тоже учим стихи, конечно, попроще и знает она поменьше, чем Леня. Но с удовольствием рассказывает с выражением (некоторые слова бывает, что пропускает) «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишу на пол», «Идет бычок качается», «Миша косолапый» (при этом в конце обязательно топает ногой:)), частично «Федорино горе», «Мойдодыр» и «Муху цокотуху».

Как же мы учим? Когда мы качаемся, например, на качельке, куда-то идем, либо готовлю кушать — я ей рассказываю различные стишки. Дома у нас постоянно включен диск со стихами А. Барто и детские песенки (она уже подпевает песенки крокодилу Гене «Пусть бегут неуклюже»).

  • Когда мы учим новое стихотворение я рассказываю сперва сама стихотворение полностью.
  • Далее я читаю строчку из произведения и даю повторить Настюшке за мной и так до конца всего стихотворения.
  • После того, как предыдущий пункт пройден (бывает и несколько раз) мы приступаем к следующему шагу: я рассказываю слова из первой строки стихотворения, но последне слово даю сказать дочке.
  • Следующий шаг аналогичен предыдущему, только дочка говорит два последних слова, потом три.
  • На последней стадии я говорю первое слово в строке, а дочка оставшиеся слова. Так продолжаем до тех пор, пока сама полностью не сможет рассказать все стихотворение.

Написала много, но на самом деле это совсем несложно, проходит в игровой форме и дочка получает от занятия большое удовольствие. А как ей нравится потом всем демонстрировать свое умение рассказывать стихи, прям улыбка до ушей, глазки сияют:)

Вот и все секреты о том, как правильно выучить с ребенком стихотворение не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, а как вы учите стихотворения с детьми, может у вас есть свои секреты?

Понравилась статья «Как учить стихи с ребенком»? Поделитесь с друзьями с помощью кнопочек соц. сети. Чтобы не пропустить новые статьи блога — подписывайтесь на обновления.

С уважением, Ольга

Рекомендуем к прочтению: http://7ya-mama.ru

mymylife.ru

Как учить стихи с ребенком? Практические советы

Знакома ли Вам ситуация, когда одни детки молниеносно запоминают стихи, а для других – это целая проблема? Думаю, да. Почему так?

Есть родители, которые с рождения начитывают малышам стишки, много с ними разговаривают, поют им песенки. Для таких деток не составляет труда запомнить несколько строк. А бывает так, что родители просто не правильно учат стихи с детьми, от этого и появляются проблемы.

Сегодня мы расскажем Вам о том, как правильно учить стихи с ребенком, учитывая его характер, темперамент, возраст, психологические особенности.

Итак, как же учить стихи с ребенком? Полезные советы.

1. Уже с рождения напевайте ребенку простые ритмичные строки: «Гуси, гуси, га-га-га!», «Наша Таня громко плачет» и т. д. Это будет первый опыт его знакомства с рифмой.

Какой оптимальный возраст для разучивания стихов?

Для изучения стихов самым благоприятным возрастом считаются 4-5 лет. Именно в этот период память развивается быстрыми темпами. Если до этого возраста, ребенок, прослушивая текст, что-то запоминал, а что-то нет, то после рубежа четыре года он осознанно запоминает текст наизусть. Лучший метод сформировать хорошую память – учить, как можно больше.

2. Стихотворение обязательно нужно учить с выражением. Иначе оно для ребенка потеряет весь смысл.

3. Подбирайте стихотворение по возрасту ребенка. Начинайте с детской классики: Чуковского, Михалкова, Барто.

4. Детей стимулирует изучение стиха в подарок. Посвятите его папе, маме, бабушке, дедушке, сестренке, братишке…

5. Прежде, чем учить стих, прочитайте его с выражением, а еще лучше – сами выучите наизусть. Если в тексте есть непонятные слова, обязательно объясните, что они означают. Если с текстом все ясно, еще раз прочитайте стих, с выражениями. Расскажите о том, кто и когда напасал этот замечательный стих, покажите иллюстрации. Пока ребенок будет разглядывать картинки, рисунки, прочитайте стих еще раз.

Такая подготовка позволяет сформировать художественный образ стихотворения. После нее можно начинать процесс заучивания.

6. Обратите внимание, что у каждого ребенка свой метод запоминания стихов. Кому-то удобнее ходить по комнате в ритм стиха, кому-то нужно обязательно самому его прочитать. Ну а кто-то хорошо учит стихи в полной тишине и неподвижности.

А вообще существует несколько методов заучивания стихов. На них предлагаю остановиться подробнее:

• Визуальный

Заключается в том, чтобы с помощью картинок создать план изучения стихотворения. То есть, прочитав строчку, Вы либо изображаете то, о чем идет речь, либо выделяете этот фрагмент на иллюстрации. Потом по такому плану ребенок несколько раз повторяет стих.

• Слуховой

Этот метод заключается в том, что родители вместе с ребенком заучивают отдельно каждый столбик, а затем соединяют их вместе.

• Логический

Прочитайте несколько первых строк стиха и остановитесь, пусть ребенок расскажет своими словами, что было дальше. Снова начинайте читать, только уже с того места, на котором остановился малыш и остановитесь, пусть он продолжит. И так весь стих. В этом случае, ребенок запоминает текст, опираясь на смысловые связи.

• Двигательный

Этот метод заключается в том, что ребенок запоминает строки стиха, сопровождая процесс обучения определенным двигательным актом. Например, повторяя стих, ребенок наматывает нитку на клубок, нанизывает бусы и т. д.

7. Если стих длинный, разделите его на части. В первый день выучите одну часть и постоянно ее повторяйте. Во второй – повторите первую часть и добавьте вторую.

8. Увеличивайте длину стихотворения. Начинайте с четверостишья, затем учите стихи все длиннее и длиннее.

9. Выбирайте стишки, в которых много глаголов, прослеживается динамика действий – они легче запоминаются.

10. Чаще прослушивайте детские песенки. И подпевайте. Так ребенок научится запоминать слова и целые фразы.

11. Используйте стихи и потешки во время утренней зарядки, прогулок, игр.

12. Рассказывайте стихи и напевайте песенки, катаясь на качелях.

Вот такие простые советы. Мы постарались ответить на вопрос, как учить стихи с ребенком. Если Вам есть, что добавить, пишите в комментариях.

karapysik.ru

Как нужно правильно учить стихи с ребенком?

Пожалуй, ни для кого не секрет, что заучивание стихов – один из самых действенных методов всестороннего развития ребенка. Посудите сами, стихи расширяют кругозор малыша, пополняют его словарный запас, улучшают речь и развивают память. К тому же, рассказывая стихи на утреннике в садике или просто члену семьи, ребенок учится вести себя перед публикой, а это крайне важный навык!

Дошколятам, читающим еще в детстве стихи наизусть, как правило, проще будет в школе: легче воспринимать новый материал, запоминать формулы и правила.

Теперь, зная, насколько полезно учить стихи детям, вы, наверняка, задаетесь рядом вопросов: а как правильно учить стихи с ребенком? С какого возраста нужно их учить? Постараемся, подробно ответить на них.

Кака правильно учить стихи с ребенком?

Как правильно учить стихи с ребенком?

Но сперва, давайте обсудим, а когда же начинать учить стихи? Ответ: чем раньше, тем лучше! Конечно, это не значит, что надо добиваться от годовалого ребенка, который еще и говорить не умеет повторить за вами стихотворную строчку. Но, читая стихи крохе на ночь, вы тем самым закладываете в его подсознание рифмы, и когда малыш начнет говорить ему будет несложно выучить знакомые с детства строчки песни или стишка.

Самый благоприятный для разучивания стихов возраст, когда ребенок делает это осознанно – 4-5 лет. Конечно, еще и в возрасте 2,5-3 лет малыш сможет воспроизводить небольшие стишки, которые ему действительно нравятся. Ведь дети всегда с радостью берутся за изучение, если им это интересно!

Несколько советов о том, как учить стихи:

1. Не превращайте заучивание стихов в изнурительный урок. Лучше предложить малышу выучить стихотворение для какого-то повода: в подарок папе/бабушке, для Деда Мороза, на утренник в садик, или чтобы разыграть небольшое представление дома. Кстати, дети очень любят смотреть на фотографии и видео с ними, так что обязательно заснимите, как малыш будет рассказывать стихотворение!

2. Помните, что даже у маленьких бывает плохое настроение. Не стоит заставлять малыша учить стихотворение с таким настроем. Лучше отложить это занятие на другой день, чтобы стихи не вызывали у крохи негативные эмоции.

3. Выбирайте стихи в соответствии с возрастом. Маленькие дети очень любят стихотворения Барто, Маршака, Чуковского и других детских поэтов.

4. Итак, идеальный момент выбран, стихотворение тоже, что дальше? Для начала прочитайте стихотворение или четверостишье несколько раз подряд. Делать это нужно непременно с выражением и правильными интонациями. В этот момент можете показывать малышу на картинке действующие лица или описываемую ситуацию. Затем нужно попросить малыша закончить за вами строчку. Например:

Муха,

Муха-Цокотуха,

Позолоченное …

5. Если такая «игра» прошла успешно, можно попросить малыша рассказывать стихотворение хором!

6. Еще один совет. Очень важно, чтобы при заучивании стихотворения, малыш понимал, о чем идет речь. Если он не знает какого-то слова, он, скорее всего, его не запомнит. Так что обязательно объясните все непонятные крохе слова.

Дорогие родители, учите стихи со своими детками и мы уверены, они вам будут очень благодарны за это!

kukuriku.ru

Как учить с ребенком стихи?

18.01.2012

О том, что учить стихи надо, мы уже говорили. Теперь уточним, как это лучше делать, чтобы заучивалось легко и надолго.

Сразу хочу отметить, что так заучивать стихи можно и с дошкольниками, и со школьниками. Разница лишь в том, кто читает стихи.  Если Ваш малыш еще дошкольник, то, конечно, читает взрослый. Если младший школьник, то читает и взрослый,  и ребенок по очереди.  Нельзя позволять ученикам 1 класса читать стихотворение и заучивать его самостоятельно. Почему? Вы можете сказать, что ваш первоклассник у же хорошо читает,  и Вы доверяете ему, развиваете самостоятельность.  Все это очень хорошо, когда не касается заучивания стихов. 

Когда ребенок учится читать, то он читает орфографически, т.е. так как написано.  А произносим мы многие слова орфоэпически, по законам русского языка. Мы же не говорим  «кОрОна», «скаЗка»,  «зуБ», хотя написано именно так. А вот дети, когда учатся читать, читают именно так.

И если Вы позволите выучить стихотворение ребенку самостоятельно, то и запомнит он его именно так, как читал. Вот и получается, что дошкольники часто рассказывают стихотворения лучше, чем ученики 1-2 классов. Потому что они запоминают правильное произношение с выражением на слух, а школьники запоминают так, как написано: орфографически и без выражения. А значит, теряется большая часть смысла стихотворения, его эмоциональная окраска.

Кстати, чем интереснее и веселее стихи,  тем легче они запоминаются. Поэтому для заучивания наизусть надо брать интересные и ритмичные стихи. 

Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком.

1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку  прочувствовать настроение и характер стихотворения.

Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение  В. Орлова  «Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.

Дятел,

Даже молодой, -

Вежливая птица:

Он всегда

Перед едой

К червячку

Стучится!

 2 этап.  Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?

Какой  дятел? (Молодой, вежливый)

Почему дятел вежливый?  (потому, что стучится)

Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)

 3 этап.  Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.

 4 этап.  Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)

 5 этап.  Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.  Здесь можно  сделать так:

на первой строчке показать длинный нос – дятел,

На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,

На слова «перед едой» - показать как движется ложка ко рту,

«К червячку стучится» - постучать по столу.

Так можно придумать любые движения, чтобы сработала  двигательная  память и  ребенку легче будет запомнить порядок строк.  Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при  заучивании.  Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.

 6 этап.  Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к  тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.  Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.

 7 этап.  Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.  Если фраза длинная, то можно разбить ее на части.  Заучивание совмещать с  показами  картинок и движениями.

Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, - вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой»  и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится».  Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.

Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.

 8 этап.  Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.  Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка,  расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.

Можно попросить малыша, чтобы он  выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д.  Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету,  и с удовольствием будут рассказывать и  вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.

 9 этап.  Повторите стихотворение через день,  через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.

Вот и все. Если вы пройдете эти  8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека ( слуховую,  зрительную,  образную память включаем,  кинестетическую – движения)  и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.

Если Вы будете  учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

Интересно услышать, как Вы учите стихи с детьми?  Какие встречаются проблемы при заучивании и как Вы с ними справляетесь?

chitalochka-ru.ru


Смотрите также