Post Icon



Какие умения необходимы для письменной речи


9. Методика развития умений письменной речи

  • Насколько важно уметь писать на втором иностранном языке?

  • Какие умения необходимо развивать при обучении уча­щихся письменной речи?

  • Какие приемы обучения умениям письма являются наи­более эффективными?

Письменная речь является сложной речевой деятельнос­тью. Это не графический вариант устной речи. Они различают­ся и по строению, и по способу функционирования. Письменная речь максимально развернута, в ней нет эллипсиса. Она имеет семантически и формально завершенный вид, в отличие от уст­ной речи. Создание письменного текста требует сложнейших операций построения речи, которые произвольны и осознаны на всех уровнях: семантического строя речи, ее грамматиче­ского развертывания, вплоть до макросинтаксических опера­ций — уровня структуры целого текста.

Умения письма включают следующие уровни: каллигра­фию, орфографию, пунктуацию, синтаксис и стиль. Долгое вре­мя в отечественной методике обучения иностранным языкам письмо как цель обучения рассматривалось на уровнях калли­графии и орфографии. В современной методике требования к умениям письменной речи на иностранном языке значительно расширились.

Программы требуют развивать у учащихся умения создать письменный текст определенного вида (заполнить формуляр, написать личное письмо и т.п.); соблюдать культурную спе­цифику текста на изучаемом языке («ритуал» оформления письма, поздравительной открытки и т.п.). Данные требо­вания распространяются на обучение иностранному языку как второму. Формирование умений письменной речи рассма­тривается как задача, равноценная развитию других речевых умений.

Письменная речь выступает как средство формирования и развития многих навыков и умений. Письменная речь абстрак­тна и произвольна. Благодаря упражнениям в письменной речи ученик всегда осознанно оперирует своими навыками и умени­ями. Он учится понимать, как он строит речь. Письмо перево­дит развитие речи на более высокий уровень.

Существуют предпосылки для успешного формирования умений письменной речи на втором иностранном языке. При обучении письменной речи как на родном, так и на иностран­ных языках задействованы одни и те же стратегии. Существует возможность опоры на способности и умения учащихся, кото­рые переносятся в процессе овладения новым языковым кодом из опыта в РЯ и ИЯ1.

Таким образом, при обучении второму иностранному язы­ку необходимо формировать навыки и умения письма, в основ­ном, в области орфографии и синтаксиса предложения, тогда как умения макроструктурного (текстового) и стилистического уровней следует не формировать, а развивать с опорой на уже существующие умения. В этом заключается возможность ин­тенсификации этой области обучения.

Совершенствование умений письменной речи на втором ино­странном языке следует вписать в логику общего речевого раз­вития учащихся средствами нового языка. Существуют корре­ляции между типами письменного и устного общения, которые позволяют на одном содержательном материале отрабатывать устные и письменные умения, обеспечить разнообразие форм деятельности в логике урока и серии уроков1 (схема 19).

Как деятельность, основанная на визуальном способе подачи информации, письменная речь коррелирует в первую очередь с чтением. Обе основаны на одном и том же типе психической деятельности — интерпретации. Фактически, это две стороны одной и той же активности. При чтении надо понимать, как строится текст, а при написании — использовать это знание в продукции. Чем больше человек читает, тем лучше он пишет.

Схема 19 Корреляции между типами устного и письменного общения

Круглый Мультфильм стол Устная Обыденный Пресса Конферен- Внутренний

речь разговор Реклама ция монолог

Выступление

Диалог ■

studfiles.net

Формирование навыков письма и письменной речи.

Целью обучения иностранному языку в настоящее время является формирование коммуникативной компетенции, то есть развитие навыков общения. Коммуникативная компетенция включает в себя умения в говорении, восприятии иностранной речи, чтении и письме. Большое значение сейчас имеет такой вид речевой деятельности как письменная речь. Владение ей важно, особенно сейчас, в эпоху развития технологий и популярности сети Интернет. Навыки письменного общения позволят ученикам общаться с носителями языка при помощи современных средств коммуникации. Активное овладение письменной коммуникацией позволит ученикам писать письма, научиться заполнять различные документы.

Важным компонентом в обучении иностранному языку является формирование определенных навыков: фонетических (навыков выделения иностранных звуков и их воспроизведения), лексических (не просто заучивания отдельных слов, а умения употреблять их в своей речи), навыков чтения (умения не только правильно прочитать текст, но и понять его смысл), и навыков устной речи (умения выражать мысли, отстаивать свою точку зрения).

Также не менее важны навыки письма и письменной речи. Грамотная письменная речь – это умение ясно, логически и последовательно излагать свои мысли в письменной форме. Навык письма – умение графически записывать слова.

На уроке иностранного языка проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и целью урока является развитие навыков различных видов речевой деятельности (чтения, говорения, письменной речи). При планировании урока следует выделять развитие определенного навыка. Остальные же навыки могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной цели.

На начальном этапе изучения иностранного языка, дети знакомятся с буквами и звуками. Здесь формируются в первую очередь навыки произношения, чтения и письма, а точнее написания букв и слов.

Базой письменной речи является устная речь. Обучение первой должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием второй. Письмо также тесно связано с чтением, в их основе лежит графическая система языка. Разница в том, что при чтении мы идем от букв к звукам, а при письме от звуков к буквам

Так как же обеспечить формирование навыков письма и письменной речи с использованием навыков фонетических, лексических, чтения и устной речи?

Существует большое количество упражнений, тренировочных заданий и игр для формирования определенных навыков. Одним из самых эффективных средств формирования навыков письменной речи является работа с текстами и такие задания к ним, как вставить пропущенные предложения, расположить предложения в правильном порядке, делать выписки из текстов, составлять и записывать план прочитанного и услышанного. Или дать на прочтение рассказ с последовательными заданиями после него, которые помогают смысловой переработке текста и формированию письменного высказывания.

Также существует такое понятие как комплексность урока. Можно предложить ученикам воспринять на слух, прочитать, повторить и записать один и тот же материал.

Путь к развитию навыков письменной речи не прост, но если работа над их развитием начата на раннем этапе обучения иностранному языку и соблюдаются такие принципы как последовательность и систематичность, то результат не заставит себя долго ждать.

infourok.ru

Тема 14. Технология развития навыков и умений иноязычной письменной речи

При чтении настоящего материала обратите внимание на следующие проблемы:

  • Письмо и письменная речь как вид речевой деятельности.

  • Цели и содержание обучения письму.

  • Технология обучения письменной речи.

Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей(Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична. Вторичность письма не умаляет его значения в жизни человека.

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам.

При реализации письма задействованы следующие анализаторы: двигательный (основной), зрительный, речемоторный, слуховой (второстепенные).

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.

Различают письмо и письменную речь. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью – книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь – это процесс выражения мыслей в графической форме. В методике письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано. Базой письменной речи является устная речь. В обоих случаях в результате состоится понимание сообщения другими людьми. Письмо связано с чтением. В их основе лежит одна графическая система языка. При письме, также как и при чтении, устанавливаются графемно-фонемные соответствия; они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. В первом случае идет декодирование или дешифровка, во втором – кодирование, зашифровка сообщения.

Часто в методике термины «письмо» и «письменная речь» не противопоставляются. Термин «письмо» – понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь.

Письмо предполагает:

  • графику – систему знаков-графем

  • орфографию – правописание, систему правил использования знаков

  • запись – письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности

  • письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.

В практике обучения под письмомпонимают технологический, или процессуальный аспект, а подписьменной речью– сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме.

Когда говорят о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то имеют в виду письменную речь. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке. Любой текст, написанный автором, - это выражение мыслей в графической форме.

Трудности обучения письменной речи очевидны:

  • процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке;

  • если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию; отсутствие возможности выразительно интонировать свою речь требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;

  • формирование навыков в области графико-орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменение звуковой формы слова;

  • овладение письменной речью наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции.

studfiles.net


Смотрите также