Post Icon



Какое у новорожденных зрение


Зрение у новорожденных

Появление на свет малыша наполняет Вашу жизнь совершенно новым, особенным смыслом. Крошечный и беспомощный, он впервые открывает свои большие и слегка удивленные глаза и, заглядывая в Ваши, как бы произносит: «Ты весь мой мир!». Первая улыбка, понятный только Вам двоим язык общения, первое произнесенное слово, первые шаги – все это будет позже. Основа будущих «достижений» – правильное формирование всех органов и систем и, в особенности, зрительной.

Развитие зрительной системы начинается задолго до рождения

Формирование органа зрения, наряду с нервной системой, начинается очень рано – уже на 3 неделе внутриутробного развития. Зародыш едва успел укрепиться в матке, и еще очень уязвим.

3-12 недели принято считать критическим периодом внутриутробного развития. В это время происходит закладка жизненно важных органов и систем, и будущий человечек особенно восприимчив к действию повреждающих факторов. Инфекции, эндокринные нарушения у матери, курение, прием алкоголя и некоторых лекарственных препаратов, неправильное питание могут привести к его гибели или множественным порокам развития. Нарушение формирования органа зрения может быть вызвано дефицитом витамина А (слепота), избыточным введением сахароснижающих препаратов из группы сульфаниламидов (недоразвитие зрительного нерва, врожденная катаракта) и даже приемом аспирина (рождение маловесного ребенка с высоким риском зрительных расстройств).

Проконсультируйтесь у гинеколога перед началом приема каждого лекарственного средства, включая препараты растительного происхождения. Питайтесь правильно, сочетайте дозированную физическую активность и отдых. Берегите себя и будущего малыша!

С первым лучом света

Сразу после рождения Вашего кроху осматривает неонатолог. Он исключает пороки развития и редкие, но серьезные врожденные заболевания – катаракту и глаукому. Для профилактики инфекции в глаза новорожденного закапывают обеззараживающие капли.

Наконец, кроха у Вас на руках и впервые открывает свои глазки. Какие они большие! К моменту рождения величина глазного яблока достигает 67% размера взрослого!

Вы будете удивлены, но Вашему крохе мир не кажется таким уж прекрасным. То, что он видит, лишено четкости и окрашено в различные оттенки серого. Такое восприятие связано с недостаточной зрелостью сетчатки и зрительных центров в головном мозге. И, тем не менее, малыши всего нескольких дней от роду предпочитают смотреть на изображения своих матерей, а не посторонних. Полагают, что это обусловлено повторяющимися контрастными световыми стимулами, как например, пряди волос, обрамляющие лицо матери. Замечено: если волосы спрятать под косынкой, интерес ребенка тут же угасает.

По возможности, не изменяйте свой внешний вид, в особенности, прическу. Это поможет малышу быстрее научиться узнавать Вас и способствует установлению зрительного контакта между Вами. 

Первый месяц жизни: куда же он смотрит?

Вы, вероятно, заметили, что во время кормления малыш смотрит не на Вас, а куда-то в сторону. Пусть это Вас не обижает. Его цилиарная мышца еще очень тонкая и слабая, поэтому ему сложно фокусировать взор на объектах, находящихся вблизи. В этом возрасте малыши фиксируют взгляд на ярких крупных предметах, расположенных чуть поодаль (например, лампа, яркая игрушка).

Иногда Вы можете замечать, что один из глаз ребенка слегка отклонен в сторону. Это связано с незавершенным развитием нервов, управляющих глазодвигательными мышцами. Однако постоянное и значительное отклонение глаза требует незамедлительного обращения к офтальмологу.

Сетчатка – это высокоспециализированная нервная ткань, и развитие ее функций происходит постепенно. У младенцев световая чувствительность сетчатки еще крайне низкая. Для того чтобы малыш ощутил присутствие света, его интенсивность должна быть в 50 раз выше, чем таковая у взрослого.

Оставляйте освещение в детской, когда ребенок спит. Оно нисколько не нарушит сон малыша, а при пробуждении станет хорошим стимулом для зрения и обезопасит Ваши ноги от ударов об углы мебели. 

2-3 месяц: жизнь в ярких красках

В течение 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастает пятикратно. Появляется форменное зрение: предметы обретают свои контуры, но пока что видны всего в двух измерениях (длина, ширина). Малыш уже проявляет к ним интерес: тянется ручкой или всем телом. Благодаря координации движений глазных яблок он прослеживает перемещение объектов (например, движение игрушки или Ваше перемещение по комнате).

Постепенно мир приобретает яркие краски. В 2-3-месячном возрасте ребенок уже различает красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета. Способность к восприятию синего и фиолетового развивается позднее, поскольку фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра, в сетчатке меньше.

Оформите детскую в ярких, жизнерадостных тонах (красочные картины, по возможности, обои и мебель ярких цветов). Повесьте над кроваткой карусель. 

Перемещаясь по комнате с ребенком на руках, обращайте его внимание на различные предметы и называйте их (например, лампа). 

Когда малыш бодрствует, переверните его на живот. Такое положение способствует зрительному и моторному развитию. 

4-6 месяц: моя любимая игрушка – это я сам!

К 6-месячному возрасту зрительная система ребенка претерпевает значительные изменения: формируется макула – центральная зона сетчатки, отвечающая за остроту зрения, активно развиваются зрительные центры в коре головного мозга. Теперь малыш видит четко, внимательно изучает черты Вашего лица и мимику. Но больше других занятий его увлекает игра с собственными ручками и ножками. Благодаря тому, что движения рук и глаз становятся согласованными, можно хлопать в ладоши, хватать интересующий предмет, трясти его и направлять прямиком в рот для дальнейшего изучения.

6 месяцев – время для первого в жизни глазного обследования. Важно убедиться, что оба глаза малыша видят одинаково хорошо, движения их согласованны и ничто не мешает дальнейшему развитию (как например, врожденная катаракта и глаукома, ретинопатия недоношенных). 

7-12 месяц: освоение пространства

В этом возрасте малыш очень подвижен: активно ползает, перемещается в ходунках и совершает первые самостоятельные шаги. Он учится оценивать расстояние (хватает и бросает игрушки без промаха) и форму предметов (отличает колечко от кубика). Так складывается объемное восприятие пространства. Будьте осторожны, этот период в жизни ребенка особенно травмоопасен!

Игрушки, которые можно разбирать и собирать (пирамидка из колец, кубики), способствуют развитию координации движений. 

Глазные болезни у новорожденных

Ребенок, уснувший у Вас на руках, кажется таким маленьким и беззащитным. Как хочется уберечь его от опасности. Но, к сожалению, многие болезни появляются на свет одновременно с малышом. Врожденные заболевания встречаются редко, но при отсутствии или несвоевременном лечении могут серьезно нарушить зрение и задержать развитие ребенка.

  • Врожденная катаракта – помутнение хрусталика – проявляется сероватым свечением зрачка и снижением зрения. Мутный хрусталик препятствует проникновению света внутрь глаза и полноценному развитию зрения, поэтому его необходимо удалять. После операции малышу нужны специальные очки или контактные линзы, заменяющие хрусталик.
  • Врожденная глаукома характеризуется повышением внутриглазного давления вследствие нарушения развития путей оттока водянистой влаги. Под влиянием высокого давления оболочки глаза растягиваются, что приводит к увеличению глазного яблока в размерах, помутнению роговицы, зрительный нерв сдавливается и атрофируется, постепенно утрачивается зрение. Для снижения внутриглазного давления необходимо регулярно закапывать специальные капли. Если капли не помогают, показана операция.
  • Ретинопатия недоношенных – заболевание сетчатки, при котором нормальный рост ее сосудов прекращается, и в ней начинают развиваться патологические сосуды и фиброзная ткань. Сетчатка подвергается рубцеванию и отслаивается, что значительно снижает зрение, вплоть до слепоты. Лечение лазерное и хирургическое. Все недоношенные новорожденные (появившиеся на свет ранее 37 недель беременности), особенно маловесные и находившиеся в кювезах, относятся к группе риска по развитию ретинопатии недоношенных и должны находиться под наблюдением офтальмолога с 4 по 16 недели жизни.
  • Косоглазие – состояние, при котором один или оба глаза отклоняются от общей точки фиксации, то есть смотрят не в одном направлении, а в разных. У детей первых 2-4 месяцев жизни развитие нервов, управляющих глазодвигательными мышцами, еще не завершено, поэтому один или оба глаза могут периодически отклоняться в сторону. Но если отклонение постоянное и сильное, следует обратиться к офтальмологу. Косоглазие препятствует совместной работе глаз и развитию пространственного восприятия и может привести к амблиопии. Лечение должно быть направлено на устранение причины косоглазия (коррекция нарушения зрения, тренировка ослабленной мышцы).
  • Нистагм – непроизвольные движения глаз, как правило, в горизонтальном направлении, но могут быть и вертикальными или по кругу. Нистагм препятствует фиксации взгляда и формированию четкого зрения. Лечение – коррекция нарушения зрения. 
  • Птоз – опущение верхнего века вследствие недоразвития мышцы, поднимающей веко, или поражения нерва, управляющего движениями этой мышцы. Опущенное веко может препятствовать проникновению света внутрь глаза. Лечение заключается в придании веку правильного положения с помощью лейкопластыря. Хирургическое лечение проводится в возрасте 3-7 лет.
 

www.vseozrenii.ru

Зрение новорожденных и грудничков: этапы развития глаз по месяцам, возможные проблемы, рекомендации

Орган зрения играет исключительную роль в развитии ребёнка первого года жизни. Глаза поставляют в головной мозг более 90% информации об окружающем мире. Нервная система младенца находится в тесной связи с органами чувств. Первый год жизни — самый интенсивный период развития зрительной функции. Родителям необходимо знать об основных этапах развития глаз грудного ребёнка и возможных проблемах для своевременного обращения к специалисту.

Общий план строения органа зрения

Орган зрения — уникальная по сложности структура человеческого организма. Глазное яблоко и нервные пути передачи зрительной информации в головной мозг развиваются ещё долгое время после окончания внутриутробного периода и появления ребёнка на свет.

Строение глазного яблока

Глазное яблоко состоит из трёх основных компонентов:

  • Фиброзной оболочки, обращённой во внешнюю среду и выполняющей каркасную и защитную функцию. Она состоит из плотной соединительной ткани. Непрозрачная часть фиброзной оболочки (склера) заметна своим белым цветом. Передний её отдел хорошо пропускает свет и называется роговицей.
  • Сосудистой оболочки, или хориоидеи. Она также состоит из нескольких частей:
    • радужки, определяющей цвет глаз, и зрачка, представляющего собой отверстие в ней, через которое свет проникает в глубжележащие отделы глазного яблока;
    • цилиарного тела, мышцы которого окружают хрусталик и дают возможность чётко видеть близкорасположенные и отдалённые предметы.
  • Пигментной оболочки, или сетчатки. Она содержит множество специализированных клеток, преобразующих свет в электрический нервный импульс:
    • палочек, формирующих зрительный образ в сумерки и ночное время;
    • колбочек, ответственных за цветовое восприятие предмета при ярком дневном освещении.

      Глазное яблоко имеет три оболочки: склеру, хориоидею и сетчатку

Для формирования изображения световой пучок преломляется в следующих анатомических структурах глаза:

  • роговице — прозрачная часть склеры имеет оптическую силу около 28 диоптрий;
  • влаге передней камеры глаза;
  • хрусталике, имеющем оптическую силу около 12–14 диоптрий;
  • стекловидном теле, расположенном между хрусталиком и сетчатой оболочкой глаза.

    Свет проходит через прозрачные структуры глазного яблока и фокусируется на сетчатке

На сетчатке после прохождения светом всех оптических структур глазного яблока формируется перевёрнутое изображение. Оба глаза воспринимают предмет по-разному. Информация в виде электрического сигнала от клеток сетчатки по зрительному нерву отправляется в специализированный отдел головного мозга, в котором различные перевёрнутые изображения с обоих глаз формируются в единый образ предмета.

Перевёрнутое изображение предмета на сетчатке преобразует в правильное головной мозг

Острота зрения напрямую зависит от прозрачности и силы преломления оптических сред и длины глазного яблока.

Развитие зрения в первый месяц жизни

Все описанные выше анатомические структуры глазного яблока, как и острота зрения, продолжают своё развитие и после рождения ребёнка.

Ошибкой было бы полагать, что новорождённый ничего не видит и не слышит. Это утверждение весьма далеко от истины. Слуховые ощущения у плода возникают ещё в период внутриутробной жизни. Зрительные формируются только после его появления на свет.

Острота зрения новорождённого составляет приблизительно одну десятую от таковой взрослого человека. Ребёнок в этот период способен различать контуры крупных предметов с небольшого расстояния.

Цветовое восприятие в первые дни жизни снижено. Строение сетчатки новорождённого подразумевает наличие палочек и колбочек на периферии. В центральной же зоне (жёлтом пятне), на которой строится изображение предмета, при рождении их очень мало. В течение первого месяца жизни палочки и колбочки постепенно перемещаются к центру, вследствие чего ребёнок начинает различать яркие красные и оранжевые цвета.

Палочки и колбочки — специализированные светочувствительные клетки сетчатки

Формирования единого образа предмета на основе изображений на обеих сетчатках (бинокулярного зрения) при рождении ещё нет. Полноценная картина мира в виде пространственных образов у ребёнка в течение первого месяца отсутствует. В это время мозг только привыкает к поступлению разных сигналов с двух сетчаток.

Размер глазного яблока при рождении меньше, чем у взрослого. В первый месяц жизни отмечается особенно бурный рост анатомических структур: хрусталика, стекловидного тела.

Роговица новорождённого имеет более выпуклую форму, нежели у взрослого. В связи с этим несколько изменено преломление света в разных её участках. У новорождённых может наблюдаться размытое изображение предмета на сетчатке глаза. Причина в этом случае — разная кривизна роговицы, или астигматизм.

Рост роговицы может приводить к транзиторному астигматизму

Зрительный нерв — проводник информации от сетчатки в головной мозг — также меняется в этом возрасте. Основной процесс — формирование миелиновой оболочки нервных волокон.

В возрасте одного месяца новорождённый может следить за движущимся предметом и фиксировать взгляд на неподвижном. В этот период у ребёнка можно заметить явление косоглазия — отклонение зрачка от центральной оси. Однако до шести месяцев специалисты считают его вариантом нормы.

Кровоснабжение сетчатки в этот период имеет одну важную особенность: у новорождённого сосуды сильнее развиты в носовой части, чем в височной.

Сосуды сетчатки у новорождённого сильнее развиты в носовой части

Зрение двухмесячного малыша

В два месяца острота зрения ребёнка приблизительно достигает одной пятой от таковой у взрослого. В этом возрасте малыш уже способен различать черты лица матери и даже узнавать их. Видеть контуры предметов глаз теперь умеет на расстоянии около полуметра.

Бинокулярное зрение появляется к концу второго месяца жизни. Мозг уже научился формировать единый образ предмета. Теперь ребёнку доступна пространственная картина мира.

Бинокулярное зрение позволяет видеть предмет объёмным

Жёлтое пятно сетчатки постепенно всё больше заполняется колбочками. Теперь ребёнок способен различать основные яркие цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Однако переходные оттенки ему всё ещё не доступны. В первые два месяца малышу лучше всего покупать яркие игрушки.

Продолжается рост глазного яблока, хрусталика и стекловидного тела. Роговица приобретает более привычную форму.

Волокна зрительного нерва ещё в утробе матери заложены природой в избыточном количестве. Часть их за первые два месяца погибнет. Это запрограммированный процесс. Качество зрения при этом страдать не будет.

Информация от обеих половин сетчаток поступает в головной мозг по определённым волокнам зрительного нерва

Сосудистая сеть заканчивает развиваться в височном отделе сетчатки глаза.

В этом возрасте родители уже могут заметить, что ребёнок способен длительно фиксировать взгляд на неподвижном предмете. А также малыш уже умеет довольно долго следить за движущимися объектами.

Доктор Комаровский о зрении младенца — видео

Основные достижения третьего и последующих месяцев жизни

Процесс становления остроты зрения (клинической рефракции) происходит довольно долго, вплоть до школьного возраста. Однако ребёнок к концу своего первого года способен чётко различать близкорасположенные и отдалённые предметы. Длина глазного яблока станет такой, как у взрослого, только к двум годам.

Цветовосприятие у ребёнка за год достигнет пика развития. К 10 месяцам малыш способен различать фактически все многообразие цветов и оттенков окружающего мира.

Осознанный взгляд и координированное действие глазных мышц доступны ребёнку в возрасте шести месяцев. К этому времени явление косоглазия, если оно было, должно ликвидироваться.

Косоглазие — результат нескоординированной работы глазных мышц

Формирование миелиновой оболочки зрительного нерва в первый год происходит наиболее интенсивно, однако заканчивается оно не ранее двухлетнего возраста.

Миелиновая оболочка обеспечивает высокую скорость передачи нервного импульса

К трём месяцам ребёнок способен фиксировать взгляд на предметах, находясь в вертикальном положении на руках у родителей. По истечении шестнадцати недель после появления на свет малыш чётко узнаёт свою мать, что сопровождается эмоциональным выражением радости. К пяти месяцам ребёнок отличает лица близких родственников. К концу первого года жизни малыш узнаёт людей на фотографии.

Косоглазие у детей первого года жизни — видео

Особенности зрения недоношенного новорождённого

Недоношенность — состояние не только внутренних органов. Зрение ребёнка, рождённого до срока сорок недель, сильно отличается от такового у доношенного.

Родившийся ранее 28 недель внутриутробного развития младенец не способен реагировать на свет. В более поздние сроки отмечается зажмуривание и общая двигательная реакция.

Фиксация взгляда в первый месяц жизни у таких детей отсутствует. При сроке рождения после 30 недель подобная зрительная функция появится только к трём месяцам жизни. 32–34 недели развития в утробе матери обеспечат новорождённому фиксацию взгляда в возрасте 1,5–2 месяцев. Диаметр роговицы у ребёнка увеличивается пропорционально продолжительности внутриутробной жизни.

У недоношенного ребёнка слабо развито кровоснабжение сетчатки. Чем меньше гестационный (внутриутробный) возраст, тем более вероятно появление отёка пигментной оболочки глаза и последующего нарушения её структуры в виде ретинопатии. Часто при осмотре сетчатки выявляются очаги кровоизлияний, локализованные в основном в области жёлтого пятна.

Основная проблема органа зрения недоношенного ребёнка — риск отслойки сетчатки

На сетчатке глаза у глубоко недоношенных детей выявляется зона, совсем не содержащая сосудов (аваскулярная). В 34 недели она практически не наблюдается.

Область вхождения зрительного нерва в сетчатку (диск) имеет размытые края. Чёткая очерченность вместе с розовой окраской появляется только на сроке сорок недель.

Область жёлтого пятна как скопление колбочек у детей, появившихся на свет до 30-й недели беременности, вообще отсутствует. На её развитие уйдёт около трёх месяцев. У малышей, рождённых на 34-й неделе гестации, этот процесс занимает около полутора месяцев.

Проблемы органа зрения на первом году жизни

Основными предрасполагающими факторами развития патологий органа зрения у ребёнка первого года жизни являются:

  • недоношенность;
  • родовая травма шейного отдела позвоночника;
  • внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус);

    Краснуха, перенесённая внутриутробно, крайне негативно сказывается на органе зрения

  • патология родовой деятельности (затяжные и стремительные роды, разгибательные предлежания головы);
  • оперативное родоразрешение путём наложения акушерских щипцов;
  • наследственные заболевания у родителей и других родственников;
  • кровнородственный брак.

Наиболее актуальными проблемами зрительной функции у детей первого года жизни являются патологии сетчатки глаза, хрусталика, клинической рефракции, нерва, слёзных каналов.

Проблемы органа зрения грудных детей — таблица

Патологии глаз у ребёнка первого года жизни — фотогалерея
Полная атрофия диска зрительного нерва ведёт к необратимой слепоте Глаукома может привести к отслойке сетчатки, атрофии зрительного нерва и полной потере зрения Катаракта — следствие перенесённой в утробе матери краснушной инфекции Микрофтальм — частое явление при внутриутробном инфицировании вирусом краснухи Дакриоцистит — инфекционное воспаление слёзного мешка на фоне непроходимости носослёзного канала Отслойка сетчатки на фоне ретинопатии может привести к пожизненной слепоте
Ретинопатия недоношенных — видео

Как обнаружить у грудничка проблемы со зрением

Анатомические отклонения в строении глазного яблока (микрофтальмию) увидит врач-неонатолог сразу после рождения.

Остроту зрения у ребёнка первого года жизни точно определить фактически невозможно. Отклонения в показателях клинической рефракции выявляются не ранее двухлетнего возраста. Родителям ребёнка первых месяцев жизни необходимо ориентироваться по реакции малыша на свет, фиксации взгляда на неподвижном объекте, слежению за движущимся предметом.

Отсутствие розового свечения сетчатки (так называемого эффекта красных глаз) говорит о помутнении хрусталика (катаракте).

Постоянное слезотечение сигнализирует о непроходимости носослёзного канала. Припухлость, покраснение области под глазным яблоком является следствием инфекционного воспаления слёзного мешка (дакриоцистита).

Явление косоглазия, не исчезнувшее по истечении шести месяцев жизни, требует внимания специалиста.

Роль родителей в развитии органа зрения у ребёнка

Развитие органа зрения у ребёнка первого года жизни — чрезвычайно важная задача воспитания. Рекомендуется использовать следующие мероприятия в зависимости от возраста малыша.

Мероприятия по развитию органа зрения у грудничка — таблица

Развивающие картинки для грудничка — фотогалерея
Изучение ярких картинок развивает цветовое восприятие ребёнка Малышу полезно изучать цветные картинки Яркие цвета картинки привлекают внимание малыша

Зрение — важнейшее средство познания ребёнком первого года жизни окружающего мира. Развитие зрительной функции во многом зависит от деятельного участия в этом процессе родителей. Возникновение проблем с глазами — повод запланировать визит к детскому офтальмологу.

  • Автор: Елена Тимофеева
  • Распечатать

medknsltant.com

Зрение у новорожденных детей

Как и все другие органы и системы, зрение у ребенка начинает развиваться еще в период внутриутробного вынашивания и продолжается в течение первых нескольких лет его жизни. Как и прочие органы, зрительные тоже функционируют в прочной взаимосвязи с другими. Это означает, что нарушения в работе органов зрения влечет за собой нарушения в работе остальных органов и систем и наоборот. К примеру, плохо видящий ребенок с высокой долей вероятности будет отставать в развитии и страдать физическими, психическими или нервными расстройствами. Хорошее зрение не только помогает познавать малышу мир, понимать его и анализировать, но еще способствует его полноценному здоровью.

Устранить большинство проблем, связанных со зрением у детей, легче всего и возможно на самых ранних этапах. Чем раньше будет выявлена патология, тем более оптимистическим и благополучным окажется прогноз. А потому очень важно держать этот аспект в поле зрения — во всех смыслах. Родители новорожденного ребенка обязаны регулярно показывать его офтальмологу и обращаться к специалистам внепланово, если для этого возникают малейшие основания.

Когда появляется зрение у новорожденных

Нельзя сказать, что младенец рождается слепым, но он в действительности почти ничего не видит. Это связано с недоразвитостью центров головного мозга и отдельных зрительных структур, составляющие глазика даже имеют не такую форму, как у взрослого (глазное яблоко несколько сплющено и продолжает свой интенсивный рост, все еще формируется сетчатка глаза, а желтое пятно на ней вовсе отсутствует). Малыш не способен видеть четко, далеко, объемно или осмысленно, то есть он еще не умеет фокусировать взгляд на предметах и оценивать зрительные образы. И это ему пока что и не нужно.

По сравнению с взрослым человеком со стопроцентным зрением, новорожденный ребенок видит в тысячу раз хуже! Зато его зрение улучшается и усовершенствуется очень быстро, и приблизительно к году практически достигает «взрослого» показателя.

Зрение у новорожденного ребенка и его особенности

В народе бытует мнение, будто бы зрение у новорожденного ребенка перевернутое, говорят, что он видит мир вверх ногами. Отчасти это правда, но не совсем. В действительности изображение на сетчатке отображается в перевернутом виде — из-за незрелости зрительного анализатора. Но это вовсе не воспринимается как перевернутая вверх ногами на 90 градусов картинка!

Только что родившийся младенец различает тени и свет, силуэты и очертания крупных объектов, видит лицо кормящей его матери, то есть расположенное не дальше, чем в 20-30 см от его глаз. Глазки у младенца могут немного косить, и очень часто это неопасное, проходящее состояние. Определить, является ли оно нормой, сможет окулист уже во время первого осмотра.

Не беспокойтесь, если Вы видите, как глаза новорожденного смотрят в разных направлениях, независимо друг от друга, или как он сводит их у переносицы: вскоре движения обоих зрачков будут согласованы, а пока что это вполне нормально.

В первые недели жизни дети лучше всего воспринимают черно-белое изображение. Цвета для них трудноразличимы, и особенно близкие по спектру их оттенки. Но вскоре малыш начнет хорошо видеть красный, затем желтый цвет, а еще через несколько месяцев — зеленый и только потом — синий, после чего и другие цвета и оттенки.

Около шести месяцев новорожденный научится зрительно оценивать расстояние к интересующему его предмету, понимая, может ли он его схватить рукой. Одновременно с этим навыком развивается и хватательный: крохе так нравится захватывать ручкой яркие погремушки (а за их отсутствием — волосы или серьги мамы)! Ближе к году ребенка начнут привлекать простые четкие узоры. В целом зрительные органы и функции новорожденного ребенка пребывают в постоянном динамичном развитии и совершенствовании, и этот процесс продолжается приблизительно до 5-7-летнего возраста.

Этапы развития зрения у новорожденных детей

Способность ребенка видеть улучшается из недели в неделю, из месяца в месяц. Все эти изменения происходят поэтапно и согласовываются с развитием других сфер и навыков.

Наиболее активно зрение у новорожденных детей развивается в возрасте до 1 года:

  • Зрение новорожденного в 1 месяц. Уже сейчас Ваш малыш видит Ваше лицо, когда Вы берете его на руки, и даже способен уловить на нем улыбку. Общение с мамой очень важно в данный период, а потому старайтесь почаще брать кроху в минуты его бодрствования и разговаривать с ним. На первом месяце жизни малыш уже реагирует на раздражение светом, то есть зрачок сужается при воздействии на него освещения. Это можно проверить, поднеся его лицом к окну. 
  • Зрение новорожденного в 2 месяца. Спустя несколько недель после родов кроха уже пытается следить за горизонтально движущимся предметом и при необходимости даже поворачивать для этого головку, а вот вертикального перемещения он еще не улавливает.  Если прежде младенец видел размытые образы, то сейчас начинает появляться резкость в изображении. К двум месяцам способность следить за предметами улучшается, и ребенок уже на дольше может задержать взгляд на интересующем его объекте, он активно реагирует на вид маминой груди. 
  • Зрение новорожденного в 3 месяца. Теперь малыш видит больше, дальше и в целом лучше. Он уже с интересом подолгу следит за движущимися предметами, причем не только крупными, но и размерами поменьше. Мобиль для кроватки сейчас может оказаться очень кстати. Трехмесячный младенец начинает узнавать лица самых близких родственников, проживающих вместе с ним. Возможно, он даже распознает цвета: этот навык формируется у младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев. 
  • Зрение новорожденного в 4 месяца. Постепенно кроха все лучше координирует свои движения и уже может ухватиться ручкой за интересующий его предмет. 
  • Зрение ребенка в 5 месяцев. Ко всем достижениям добавляется еще одно: понимание того, что предметы существуют даже тогда, когда малыш их не видит. А еще кроха может узнавать уже знакомые ему предметы лишь по их очертаниям или частям. Активно развивается цветовое восприятие. 
  • Зрение ребенка в 6 месяцев. Улучшается трехмерное зрительное восприятие, усовершенствуется хватательный рефлекс. Малышу все лучше удается фокусировать и задерживать взгляд на близко расположенных объектах. Он начинает воспринимать простые фигуры. 

Новорожденный ребенок всегда больший интерес проявляет к предметам, которые находится вблизи от него, имеют яркий окрас или четкий простой узор. Но постепенно он учится распознавать все больше цветов и оттенков и все чаще обращает внимание на отдаленные фигуры. После полугода кроха увлеченно ощупывает попадающиеся в ручки предметы: развивается тактильное восприятие действительности, он начинает сравнивать ощущаемое пальчиками с тем, что видит глазками. Также в следующие месяцы согласовываются между собой движения глаз и рук малыша.

К году он с удовольствием рассматривает несложные узоры, а затем и картинки в книжках. Начинайте ему читать короткие произведения, показывая изображения к ним.

Развитие зрения у новорожденных детей

В целом развитие функций зрения идет нога в ногу с развитием функций головного мозга. По мере взросления новорожденный не только видит лучше и больше, но и способен анализировать увиденное, находить связь между зрительными образами. Чтобы эти процессы протекали гармонично и успешно, необходимо способствовать развитию малыша. Чаще общайтесь с ребеночком, показывайте ему яркие предметы, водите их из стороны в сторону, следя за реакцией глазок. А еще самые маленькие очень любят рассматривать изображения лиц: пусть это буде приятное, теплое и добродушное выражение.

После двух месяцев можно обрести подвески и мобили, размещая их в кроватке на расстоянии вытянутой руки, а в коляске — не ближе 25-30 см от глаз крохи. Выбирайте игрушки красных и желтых цветов, по бокам или в качестве дополнительных могут выступать зеленый и синий. Чтобы первые игрушки привлекали внимание ребеночка, лучше, чтобы они были насыщенными по цвету и однотонными по раскраске. Когда новорожденный начнет пытаться хватать предметы ручками, всячески поощряйте его в этом, стимулируйте, сами проявляйте инициативу.

Первые игрушки должны быть небольшими — сантиметров до 5-6. Но не забывайте, что новорожденный всегда отдаст предпочтение живому лицу, нежели самой дорогой игрушке: общение с малышом — лучший способ его развития!

Описанные этапы развития зрения у новорожденных по месяцам весьма условны: иногда детки в норме овладевают некоторыми навыками немногим раньше или позже указанных ориентиров. Объективно оценить развитие зрения у новорожденного и выявить вероятные отклонения способен детский офтальмолог, которого за первый год жизни ребенка необходимо посетить несколько раз.

Как проверить зрение у новорожденного

Зачастую самый первый осмотр глазок грудного ребенка проводится еще в роддоме сразу после рождения малыша. Затем кроху необходимо показать окулисту в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, 6 месяцев и 12 месяцев. Если малыш родился недоношенным, с низком массой тела, или если родители и ближайшие родственники младенца страдают глазными заболеваниями, то показать новорожденного окулисту нужно раньше и в случае необходимости посещать врача чаще, чем это рекомендуется обычно.

К детскому окулисту необходимо обратиться внепланово, если родители засомневаются в чем-либо, а также в следующих случаях:

  • разные зрачки у ребенка (разного диаметра);
  • слезотечение и выделение гноя из глаза новорожденного, опухание и/или покраснение век;
  • глаза закисают, после сна невозможно разомкнуть реснички;
  • отсутствует реакция зрачков на свет (они не сужаются);
  • повышенная чувствительность к свету;
  • ребенок не следит обоими глазами за движущимся предметом: горизонтально — в возрасте после 2 месяцев, вертикально — в возрасте после 3-4 месяцев;
  • зрачки у ребенка дергаются, бегают, мигают, не могут задержаться на одной точке;
  • ребенок не может сфокусировать взгляд на близко расположенном предмете (начиная с 2 месяцев);
  • глаза новорожденного ребенка очень выпуклые, «навыкате»;
  • глаза новорожденного косят после 3-месячного возраста;
  • имело место попадание в глаза посторонних веществ или инородных тел;
  • была травма глаза. 

Заботьтесь о глазках и зрении своих малышей уже с первых дней и месяцев их жизни. Регулярно проводите умывания и гигиенические процедуры, каждый день гуляйте на улице. А также специалисты настоятельно рекомендуют ограничить ребенка первого года жизни от наблюдений за экраном работающего телевизора или компьютера: кроме чрезмерной нагрузки на глаза и нервную систему такие просмотры ничего больше в себе не несут.  

Специально для nashidetki.net- Лариса Незабудкина

nashidetki.net

Зрение у младенцев

При рождении малыша его зрительная система обладает отдельными рефлексами. Несмотря на то что зрение у новорожденных несовершенно, зрачки реагируют на свет, есть движение глаз и поворот головы на движущийся объект. Остальные зрительные рефлексы формируются, развиваются и усовершенствуются параллельно со взрослением ребенка.

Как видит новорожденный?

Исследования доказали, что малыш замечает яркие вспышки еще в утробе матери. При появлении на свет перед глазами ребенка возникают нечеткие, размытые предметы. Острота зрения в этот период одна тысячная от 100%, а укороченная зрительная ось обуславливает характерную дальнозоркость. Зрение у новорожденного ребенка сильно отличается, он не видит как взрослый человек. Вот что замечает он после рождения:

  • Воспринимает свет, при ярких отблесках зажмуривает глазки.
  • Улавливает силуэты, формы предметов, которые находятся в 20—25 см от него, все остальные объекты сливаются в серые пятна.
  • Различает лица людей, которые склоняются над ним, но родных он узнает по запаху.
  • Все объекты воспринимаются в черно-белых тонах. В первые дни жизни ребенок начинает различать ярко-красный цвет.

У младенцев после рождения может наблюдаться нескоординированные движения органов зрения, но в течение 6 месяцев все приходит в норму. Кроме того, вместе с увеличением размеров происходит изменение формы, в связи с этим проходит дальнозоркость. Если наблюдаются стойкие отклонения, нужна консультация специалиста.

Вернуться к оглавлению

Размеры глаза

Орган зрительной системы растет до 21 года и достигает в размерах приблизительно 24 мм.

В этот период глазные яблоки малыша по размеру составляют больше половины взрослого человека.

У грудничков размер глазного яблока довольно большой — 65% от величины взрослого органа. Несмотря на это, в первый год жизни оно интенсивно растет, и уже к 2 года его размер увеличивается на 40%. Но в этот период рост приостанавливается, вступая в фазу медленного развития, и возобновляется в возрасте 12—14 лет. Масса зрительного органа малыша меньше чем у совершеннолетних в 3 раза и составляет 2,3 грамма.

Вернуться к оглавлению

Этапы развития зрения

Глаза формируются у эмбриона на 8—10 неделе беременности. В этот период большую роль играет здоровье мамы, ведь неблагоприятный фактор провоцирует неправильное формирование зрительного нерва или органа в целом, такие отклонения сложно поддаются лечению после рождения. С первых дней появления малыша на свет его орган зрения приспосабливается к новой среде и проходит ключевые этапы развития.

Вернуться к оглавлению

1 месяц после рождения

Мир воспринимается расплывчатыми силуэтами, охватить все предметы вокруг не может. Внутрення мышца органа у месячного малыша недоразвита, поэтому взгляд задерживается на крупных объектах, которые расположены на небольшом расстоянии. Но зрение ребенка в первый месяц жизни совершенствуется. Через 2 недели появляется способность замечать предмет, который двигается в 30 см от лица. К концу 4-й недели фокусируется зрение на неподвижном предмете.

Вернуться к оглавлению

Второй месяц

На втором месяце своего развития малыш видит более четко.

Развивается способность отслеживать горизонтально движущиеся предметы, даже может повернуть за ними голову. А вот вертикально передвигающиеся объекты еще не улавливаются. Все образы, которые раньше расплывались, у малыша в 2 месяца приобретают четкость. Умение фиксировать взгляд совершенствуется, и он задерживается на более длительное время.

Вернуться к оглавлению

В три месяца

Возможность охватить взором несколько предметов на расстоянии увеличивается, прибавляется четкость в изображении. Зрение ребенка в 3 месяца позволяет замечать не только большие объекты, но и маленькие. Малыш узнает родных по лицу, фиксирует взгляд когда находится в горизонтальном и вертикальном положении. Формируется навык распознавания цветов.

Вернуться к оглавлению

От 4 до 5 месяца

Период характеризуется скачком в развитии зрительной системы. Зрение ребенка в 4 месяца совершенствуется, взгляд становится точным, а движения глазных яблок быстрее. Появляется способность различать плоские предметы от объемных и осознавать расстояние между объектами. Уже к 5 он понимает, что если они из его поля зрения исчезают, то все равно существуют.

Вернуться к оглавлению

Зрение в полгода

К этому возрасту малыш уже разливает все цвета.

Окончательно укрепляются глазные мышцы, устанавливается трехмерное восприятие. Взгляд легко фокусируется на предмете, отслеживает его передвижение. Если до этого у ребенка можно было заметить небольшое косоглазие, то к 6 месяцам все выравнивается, малыш смотрит двумя глазками параллельно. В этом периоде развития заканчивается процесс формирования цветового восприятия пространства.

С этого времени и до года у детей зрительная система не развивается, а только улучшаются ее функции. Продолжает подыматься острота зрения, необходимой нормы она достигает к 3—4 годам. Сформировавшееся стереоскопическое восприятие позволяет воспринимать предметы и расстояние между ними в объеме, а согласованность зрения и движений стимулируют созревание корковой части головного мозга.

На первом году жизни происходят сильные изменения и полная трансформация зрительных функций.

Вернуться к оглавлению

Обследование зрения новорожденных

Первый осмотр у врача малыш проходит сразу после своего рождения.

Первый осмотр проводит врач-неонатолог при рождении. Он позволяет выявить врожденные патологии. Но многие болезни проявляются через время, поэтому через 1 месяц жизни малышу нужно пройти осмотр у офтальмолога. В этом возрасте специалист проводит осмотр: форма, размер, чистота склер, простые рефлексы. Следующий осмотр должен состояться в полгода, у недоношенных деток обязательно проводят проверку в 3 месяца, а затем уже в 6.

У полугодовалого малыша можно визуально оценить зрительные функции, а также проверить двигательную функцию, синхронность взгляда, фокусировку, приспособление органа к изменениям. Если возникают сомнения, в помощь для проверки зрения приходит специальная таблица. Одна половина которой белая, вторая разделена горизонтальными черными полосами. Если полосатая часть привлекает внимание малыша, при этом один глазик прикрыт, со зрительным восприятием все в порядке.

Вернуться к оглавлению

Как догадаться о проблеме?

Развитие зрения у новорожденных проходит сложный путь за немаленький промежуток времени. Заметить самостоятельно проблему достаточно непросто. Заставить пойти с ребенком на консультацию к офтальмологу должны следующие ситуации:

Если в полгода ребенок все еще косоглазый, то это повод посетить врача.
  • разный размер зрачков;
  • частое закисание;
  • нет реакции на свет;
  • обостренная чувствительность;
  • дергание, мигание непроизвольное движение зрачков;
  • неспособность фиксировать взгляд;
  • стабильное косоглазие после 3 месяцев;
  • выпуклое или впалое глазное яблоко;
  • травмирование;
  • отсутствие реакции на предметы и лица.
Вернуться к оглавлению

Какое нужно лечение?

Если у ребенка обнаружена врожденная патология, лечить начинают как можно раньше. Такой подход дает больше шансов в сохранение зрения. Поставить диагноз, определить лечение может только врач, но контролировать и помогать развитию зрительных функций могут родители. Основным побуждающим мотивом стимуляции органа является свет, поэтому в детской комнате должно быть светло. Кроме этого, в ней должны находиться яркие игрушки, на которые ребенок будет обращать внимание, а по мере взросления и дотягиваться к ним. Важно тренировать глазки, показывая малышу картинки, сначала черно-белые, а затем цветные.

etoglaza.ru


Смотрите также