Post Icon



Когда должен ребенок


Этапы развития ребенка: начал ползать, агукать, ходить, улыбаться, говорить и т.д.

Самый ответственный период для родителей – первый год жизни малыша. Именно в это время кроха совершает колоссальный рывок в развитии и познании окружающего мира.

Когда дети начинают сидеть и ходить

В первые 12 месяцев жизни малыша родители особое внимание должны уделять его физическому развитию. Ребенок учится наблюдать за всем происходящим, удерживать свою головку, сидеть и делать первые шаги.

Во сколько месяцев ребенок держит голову

Сразу после рождения и в первые месяцы жизни у малыша недостаточно пропорциональное тельце, слабые позвонки и мышцы. В положении лежа в 3 недели кроха уже пытается двигать головой, но все попытки остаются безрезультатными. Маленький ребенок начинает удерживать ее только тогда, когда шейные мышцы станут достаточно крепкими. Обычно это происходит не раньше, чем в 2 месяца, а устойчивое положение головы можно увидеть спустя еще 30 дней.

Родители обязательно должны помогать младенцу поддерживать голову, чтобы она не отклонялась назад при укачивании на руках.

Любое резкое движение может повлечь за собой опасные последствия в виде повреждения мышечных тканей или же шейных позвонков. Не стоит переживать, если к установленному сроку кроха не держит головку. Все дети развиваются индивидуально, к 5 месяцам малыш уверенно справляется с этой задачей.

Полугодовалые дети уже без труда поворачивают голову в разные стороны, рассматривают игрушки, находящиеся на расстоянии, наблюдают за движениями родителей.

Когда дети начинают переворачиваться и сидеть

Точную дату, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и обратно на спину, установить практически невозможно. Однако есть приблизительные интервалы – от 4 месяцев до полугода. Родители должны забеспокоиться, если после этого срока кроха не делает попыток перевернуться. Причиной может послужить чрезмерный вес или отклонение в развитии, в этом случае стоит посоветоваться с педиатром. Возможно, малыш просто ленится, выбирая времяпрепровождение и отдых на руках у родителей.

Временных периодов, когда дети пытаются изменить положение и начинают сидеть, несколько:

  • Полгода. Кроха предпринимает попытки подняться, чтобы лучше рассмотреть окружающую его обстановку. У некоторых младенцев это получается сразу.
  • 7-ой месяц. Приподнимается из лежачего положения при помощи рук, прилагая достаточно много усилий. Может просидеть устойчиво довольно недолго.
  • 8-ой месяц. Без труда усаживается из любого положения. Сидя может играть.
  • 9-ый месяц. В положении сидя пытается дотягиваться до удаленных предметов.

В полугодовалом возрасте не следует пытаться усаживать кроху или подкладывать ему под спинку мягкие подушки и одеяла. Все должно проходить естественно, до 9 месяцев повода для беспокойства нет.

В каком возрасте ребенок ползает и ходит

Ползать ребенок начинает гораздо раньше, чем делать первые шаги. Это важный период познавательной деятельности, который некоторые дети пропускают. Кроха может научиться стоять, а также перешагивать от одного объекта к другому. Не стоит волноваться по этому поводу, однако со специалистом лучше проконсультироваться. Нельзя заставлять ребенка, стимул должен быть ненавязчивым и мягким.

Первые попытки к новым движениям дети совершают после полугода, а через 2 месяца уже перемещаются свободно. Чаще всего кроха ползает на животе, вперед по-пластунски или на четвереньках.

Считается, что девочки начинают перемещаться самостоятельно раньше, чем мальчики. Это зависит от индивидуальных особенностей младенца, развития его опорно-двигательного аппарата и телосложения.

Нормой для совершения первых шагов считается возраст от 9 до 18 месяцев. По статистике большинство малышей умеют передвигаться на ножках в год.

Кроха либо опирается на предметы, стараясь сделать шаг, либо практически сразу идет. Причем оба варианта приемлемы с медицинской точки зрения. Ранние шаги, до девятимесячного возраста, не должны вызывать бурной радости у родителей, ведь такая нагрузка опасна: неокрепшие мышцы могут не выдержать веса тела малыша.

Ребенок начал улыбаться и агукать

Физическое формирование – главная составляющая нормального роста новорожденного, но интеллектуальное и психоэмоциональное развитие не менее важны. На разных этапах жизни малыш учится познавать мир посредством органов чувств, а также общаться при помощи мимики и слов.

Когда ребенок может видеть и улыбаться

При рождении у малыша плохо развито зрение, единственное, что он видит – объемные предметы, располагающиеся не дальше 30 см. Более четко грудничок рассматривает окружающую обстановку в 1 месяц. Это период, когда ребенок различает черты лица родителей, их мимику.

В возрасте месяца ребенок начинает копировать положительные эмоции, улыбки. Однако они считаются неосознанными, на уровне рефлексов.

Кроха может показывать удовольствие, когда он не голоден, находится в тепле и уюте. В период, когда младенец начинает по-настоящему улыбаться, это становится сразу заметно. Он реагирует на конкретного человека или действие. Это явление может произойти в разные сроки – от 4 недель до 3 месяцев.

Слух формируется у младенца задолго до появления на свет: с 4-го месяца беременности. О том, что дети, находясь в утробе матери, реагируют на звуки, давно известно ученым.

По мере роста малыш оживляется: издает звуки, машет ручками, расплывается в улыбке и т.п. Это говорит о нормальном росте крохи, отсутствии отклонений со стороны нервной системы и органов чувств. В возрасте от 20 недель дети способны различать знакомых и незнакомых людей, хмуриться или радоваться при их виде.

Во сколько дети говорят первые слова

Развитие речевого аппарата у малыша – первостепенная задача родителей. Во время общения с крохой с самого его рождения нужно менять интонацию, рассказывая истории, читать больше сказок. Главное – говорить правильными фразами, не коверкая и не сокращая слова, ведь малыш изначально повторяет за взрослыми, а уже потом формирует свой лексический запас.

Этапы, когда ребенок начинает издавать определенные звуки и говорить:

  • 16-ая неделя и больше. Замечается оживление при общении со взрослыми. Основные звуки – «н» и «г».
  • 24-ая неделя. Кроха способен различить, кто именно из взрослых с ним общается, повторяет «ма» и «ба».
  • 32-ая неделя. Появляются в лексиконе новые звуки, хорошо проговариваются простые слоги, к примеру, «па-па-па», «ба-ба» и т. п.
  • 40-ая неделя. Малыш начинает без труда повторять слоги («ля-ля-ля», «ма-», «па-»).
  • 48-ая неделя. Понимает, когда родители что-то запрещают, способен проговаривать около 5 разных слогов.
  • Ближе ко второму году жизни дети умеют называть своих родителей, бабушек, дедушек. По мере познания мира словарный запас стремительно расширяется.

О том, что речевые мышцы начинают активно работать, а связки напрягаются, можно узнать по определенным признакам. В основном это шевеления губами и языком, сосредоточенность и легкое напряжение при прослушивании взрослой речи.

Когда у детей начинают резаться зубы

У каждого малыша сроки прорезывания зубов могут быть разными. На это явление влияют внешние факторы, наследственность, тип и качество питания. Начинают появляться зубки с полугода. Допустима задержка в 6 месяцев, в этом нет ничего необычного.

Временные зубки у мальчиков появляются позже, чем у девочек. В идеале – у годовалого ребенка должны сформироваться нижние и верхние резцы (по 4 шт.).

Ближе к 2 годам вырастают клыки и несколько коренных. Позже появляются и другие зубы (через 6 месяцев). Полностью процесс завершается, когда малышу исполняется 3 года (формируется ряд из 20 временных зубов). Их выпадение происходит в порядке прорастания. Если схема по каким-либо причинам нарушилась, не стоит беспокоиться, если не замечено серьезных отклонений.

Рождение малыша в семье – не только радостное, но ответственное событие. За первый год ему предстоит многому научиться, родители должны быть в этот период верными помощниками. От каждого этапа зависит развитие ребенка, его успешное становление как личности.

wellnesso.ru

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно: нормы, этапы

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Бытует мнение, что происходит это примерно в 6 месяцев. В полугодовалом возрасте грудничок может подтягиваться, держась за руки мамы, и присаживаться. Может показаться, что кроха хочет сесть. На самом деле у него хорошо развит хватательный рефлекс. Он хватает мамины пальцы и притягивает к себе, как и все, что попадает ему в руки. Это стремление никак не связано с желанием малыша сесть. Однако взрослые часто путают эту врожденную способность грудничка и тут же пытаются его усадить. В этом деле не надо спешить. Дети начинают сидеть тогда, когда созреют к этому навыку физиологически.

Чем опасно преждевременное усаживание

Как понять, что еще рано? Если малыш заваливается на бок, у него сильно округляется спина — это явные знаки того, что можно подождать. Нужно ли обкладывать его подушками и валиками? Ни в коем случае! Конечно, этот старый бабушкин метод значительно облегчает маме жизнь. Да и малыш доволен, перед ним открывается обзор, есть чем заняться. Но искусственная поддержка спины грудничка, по мнению профессионалов, — медвежья услуга.

Если ребенок начинает сидеть слишком рано, на неокрепший позвоночник идет большая нагрузка. В будущем это может обернуться сколиозом, деформациями тазовых костей. Доктора рекомендуют не спешить усаживать грудничка. Чем позже его тело примет вертикальное положение, тем лучше для развития скелета. Главное в этом процессе — не помогать! Поощрять надо не сидение, а выкладывание на живот, ползание.

Обратите внимание на положение всех частей тела, когда ребенок сидит.

  • Голова. Слегка наклонена вперед.
  • Шея. Разогнута.
  • Верхняя часть позвоночника. Разогнута.
  • Руки. Находятся впереди в качестве опоры.
  • Поясница. Согнута.
  • Тазобедренные суставы. Согнуты и наклонены вперед.
  • Ноги. Развернуты наружу, разведены. Основной упор приходится на боковую поверхность.

Если же части тела расположены иначе, грудничок будет быстро утомляться. Значит, его тело пока не готово для этого навыка, а естественные физиологические изгибы позвоночника еще не сформировались.

Этапы развития навыка

Что влечет за собой способность сидеть? Много других возможностей для развития крупной моторики. Грудничок научится становиться на колени, подтягиваться, вставать, стоять, ходить. Все эти действия связаны со способностью держать равновесие. Умение сидеть, как и все другие моторные навыки, вырабатывается последовательно.

  • 6 месяцев. Может сидеть неуверенно, опираясь на одну или обе руки. Часто теряет равновесие и заваливается на бок. Самостоятельно не садится, только с подтягиванием за ручки. Ребенка можно сажать в возрасте полугода, но только на короткое время. Достаточно несколько минут для тренировки.
  • 7 месяцев. Сидит более уверенно, без опоры на руки. Сидя, поворачивает корпус в разные стороны, удерживает при этом равновесие. Может самостоятельно сесть из положения лежа на животе, опираясь на руки.
  • 8 месяцев. К этому возрасту большинство грудничков уверенно сидят, легко поднимаются в это положение с любой позиции — лежа на спине, животе, боку. И так же легко меняют его.

Грудничок может самостоятельно сидеть уже в полгода. Это признак нормы. Если он сядет на два месяца позже, это тоже будет нормальным показателем. Важно знать, что детям, которые сели рано, запрещается находиться в этом положении более одного часа. Если же ребенок самостоятельно не сидит, не рекомендуется носить его продолжительное время в вертикальном положении или возить в коляске в сидячем положении.

Как помочь: 8 способов

Бывают ситуации, когда ребенок уверенно сидит, но принять эту позу ему трудно. Или у него никак не получается удержать равновесие. Что делать?

  1. Начните с простого. Попробуйте усаживать ребенка из полулежачего положения на спине. Кроха будет затрачивать меньше усилий, снизится нагрузка на позвоночник.
  2. Развивайте мышцы пресса. Делайте самые элементарные упражнения. Из положения лежа приподнимите малыша за ручки под углом в 30°, но не усаживайте. Приподняли — опустили. Проделайте так несколько раз подряд. Также можно качать пресс, лежа на животе. Позвольте малышу ухватиться за ваши пальцы, немного приподнимите его за ручки вверх так, чтобы прогнулась спина.
  3. Укрепляйте мышцы спины. Уложите ребенка на живот. Одну руку подложите под грудь младенца, другую — между ножками. Грудничок должен упереться ими в ваш живот. При этом мышцы его спины и ягодиц напряжены, шея слегка выгибается назад.
  4. Водные процедуры. В воде равномерно тренируются мышцы всего тела, при этом нагрузка на позвоночник минимальна. Если есть возможность, можно записаться с крохой в бассейн или на аквааэробику. Если нет, можно тренироваться дома в большой ванной.
  5. Сидение под правильным углом. Если ребенок часто находится в коляске или в детском стульчике, необходимо отрегулировать правильный наклон сидения — 40–45°. Многие мамы интересуются, не вредно ли носить младенца в рюкзаке? Грудничка можно сажать в кенгуру. Важно только выбрать модель с жесткой спинкой, чтобы основной упор шел не на промежность. Вертикальная нагрузка на спину должна быть минимальной. Есть ограничения по времени: носить не более трех часов.
  6. Придумайте мотив. Просто так качать пресс скучно. Можно подвесить перед грудничком игрушки. Он будет пытаться дотянуться и одновременно тренировать мышцы.
  7. Ничего не придумывайте. Может, малыш просто ленится? Зачем садиться, если мама усадит, подтянет, поможет?
  8. Лишите комфорта. Создавайте неудобные условия, которые будут стимулировать кроху к желанию сесть без вашей помощи. Пусть он пытается найти более удобное положение для тела. Дайте ему возможность заваливаться на бок, почувствовать, как балансирует его тело, найти равновесие. Только так он самостоятельно научиться сидеть.

Если ваш малыш хорошо ползает и не хочет садиться, не стоит волноваться. Еще не пришло его время. Даже в 9 месяцев не будет поздно! Также нужно знать, что самый безопасный переход в сидячее положение — из позы на четвереньках. В этом случае будет наименьшая нагрузка на позвоночник. Научить ребенка садиться из положения лежа можно, если он уже уверенно садится из положения на четвереньках.

Когда ребенка можно сажать? Лучше ориентироваться на индивидуальное развитие малыша. Если ребенок активно двигается, у него не выявлены проблемы опорно-двигательного аппарата и неврологические нарушения, будьте уверены — он обязательно научится сидеть самостоятельно. И чаще всего вырабатывает этот навык без помощи взрослых.

kids365.ru

Когда ребенок должен начать ходить самостоятельно?

Особо активные родители очень любят делиться с окружающими достижениями своих детей, поэтому нередко у молодых мамочек заранее формируется представление о том, в какое время должны происходить те или иные вещи, например, когда ребенок начинает ходить. Если же этот срок подошел, а малыш еще не сделал даже первого уверенного шага, начинается паника. На самом деле даже специалисты не устанавливают строгие временные рамки для важного события. В возрасте до 1,5 лет дети во многих вопросах развиваются индивидуально. Прорыв может случиться в любой момент, и помощь со стороны родителей малышам нужна крайне редко. Не нужно слепо верить страшным историям бабушек и подруг, лучше проконсультироваться с педиатром, который осмотрит ребенка и даст все необходимые указания.

В каком возрасте ребенок начинает ходить и как это происходит?

Возрастной промежуток, который считается оптимальным для первых шагов, – от 9 месяцев до 1,5 лет. У большинства это происходит примерно в годовалом возрасте. Во внимание принимаются только те шаги, которые ребенок делает самостоятельно, без помощи и ходунков. У всех это происходит по-разному. Одни сначала пытаются опираться на мебель, другие сразу встают на ножки и после нескольких попыток – идут. Оба варианта считаются физиологической нормой.

То, во сколько малыш делает первые шаги, зависит от многих факторов.

  1. Наследственность. Если кто-то из родителей пошел поздно, не нужно торопить малыша и ждать ранних успехов.
  2. Конституция ребенка. Пухлые и крепкие карапузы не так быстро привыкают к своему телу и не стремятся вставать, ползать им гораздо удобнее.
  3. Половая принадлежность. По статистике, девочки начинают ходить значительно раньше, чем мальчики.
  4. Темперамент и уровень активности. Спокойный ребенок может долго ползать, познавая мир на своем уровне, независимый и любопытный человечек постарается поскорее встать.

Стоит отметить, что первые детские шаги отличаются от походки взрослого и это не зависит от того, во сколько месяцев они были сделаны.

  • Стопы ставятся параллельно друг другу.
  • Шаги «штампуются». Особенности строения еще не позволяют стопе перекатываться с пятки на носок.
  • С центром тяжести еще возникают проблемы, поэтому первое время малыши часто падают. Следить за ребенком в это время нужно особенно пристально, но не нужно доходить до фанатизма. Скелет и мышцы грудничков отличаются повышенной эластичностью, поэтому риск возникновения переломов или растяжений минимален.
  • Бывает, что дети идут сразу на носочках, но этот момент требует отдельного рассмотрения.

Специалисты рекомендуют родителям не зацикливаться на падениях детей. Ребенок должен научиться подниматься самостоятельно, без помощи и поддержки.

Малыш пошел раньше или позже оптимального срока – хорошо это или плохо?

Случаи, когда ребенок начинает ходить намного раньше или позже установленных сроков, требуют индивидуального рассмотрения, т. к. могут указывать на определенные патологии развития.

  • Если малыш пошел в возрасте до 9 месяцев (обычно это случается в результате повышенной активности родителей), не стоит радоваться. К этому времени мышцы еще очень слабы, они не способны выдержать вес тела без последствий. Это особенно опасно для детей, страдающих от избыточного веса. Зачастую это приводит к искривлению ног в области голеней, формированию неправильного положения стоп при ходьбе.
  • Дети, в возрасте старше полутора лет, которые не ходят, сколько бы их ни ставили на ножки, могут страдать от ослабленного иммунитета или переживать последствия скрытой родовой травмы. В некоторых случаях речь может идти и об элементарных особенностях организма, приводящих к медленному укреплению мышц ног и позвоночника.

О каком бы состоянии ни шла речь, любые укрепляющие и стимулирующие манипуляции должны проводиться только после консультации со специалистом. Любая самодеятельность может усугубить ситуацию.

Как помочь ребенку сделать первые шаги?

Стимулировать ребенка к новым достижениям можно и нужно. Только делать это рекомендуется мягко, ненавязчиво и без фанатизма. Не стоит принуждать малыша, родители должны только помогать.

Существует несколько вспомогательных методик, которые не только помогут ребенку пойти, но и окажут положительное воздействие на общее состояние организма.

  • Регулярный массаж. Легкое поглаживание, поверхностное растирание и легкое постукивание по спинке, голеням и стопам ребенка позволит снять гипертонус мышц и укрепить при этом волокна. По поводу того, сколько делать повторений и какие именно упражнения использовать, необходимо проконсультироваться с ортопедом или детским физиотерапевтом.
  • Специальная гимнастика в комплексе со стимулирующими упражнениями. Оптимальным набором упражнений считается пассивное сгибание и разгибание ножек, стояние на носочках с помощью родителей. По мере укрепления мышц вводят приседания, подпрыгивания и потягивания с помощью опоры или при поддержке взрослых.
  • Применение игрушек-каталок. Этот вид вспомогательных предметов дети очень любят. Они с удовольствием опираются на яркие игрушки и толкают их перед собой, привыкая к технике движения. После этого переучить их на самостоятельную ходьбу довольно легко. Стоит учесть, что ходунки выполняют обратную функцию. Они не вызывают должного напряжения мышц и приводят к задержке развития навыка.
  • Создание соответствующей среды. У ребенка должно быть много свободного пространства. Малыши, проводящие все время в манеже, начинают ходить позже всего. Лучше предоставить карапузу всю комнату, позаботившись заранее о его безопасности и расставив мебель так, чтобы она служила надежной опорой. При этом располагать игрушки нужно таким образом, чтобы дети были вынуждены не просто ползти к ним, а подниматься на ножки и даже тянуться, стоя на носочках.

Особое внимание нужно уделить обуви малыша, который пошел. Если вначале ребенок будет чувствовать себя комфортно босиком, в пинетках или легких носочках, то со временем придется приобрести сандалики или ботинки. Изделия должны быть качественными, легкими, с гибкой и удобной подошвой. Никаких моделей «на вырост», только четко по размеру. Приветствуется наличие фиксирующего задника и маленького каблучка. Все части обуви, кроме подошвы, должны быть гладкими и легко собираться в складки.

Малыш ходит на цыпочках. Что делать?

Иногда ребенок сразу и без посторонней помощи начинает ходить на носочках. Это не должно беспокоить только в том случае, если ребенок выполняет данное упражнение чтобы привлечь внимание и покрасоваться или достать какую-то игрушку.

Причины состояния могут быть как физиологическими, так и патологическими.

  1. Зачастую на носочках ходят дети, у которых выраженный гипертонус мышц. В этом случае с проблемой помогут справиться физиотерапевтические мероприятия. Основной причиной состояния считается кислородное голодание детского организма в период беременности или во время родов.
  2. В некоторых случаях напряжение мышц происходит неравномерно, поэтому хождение на носочках кажется ребенку самым удобным. Это состояние проходит самостоятельно по мере повышения активности ребенка. Скорейшей нормализации навыка способствует хождение на четвереньках, приседания, активное ползание и лазание.
  3. Часто ребенок встает на цыпочки, просто чтобы стать выше и лучше рассмотреть то, что находится вне зоны его досягаемости.
  4. Иногда бег на носочках указывает на повышенную активность ребенка и невозможность выплеснуть накопленную энергию другим путем. В данном случае нужно просто добавить в режим малыша физические упражнения, которые позволят ему быстрее уставать.
  5. Симптом может быть последствием родовой травмы. В этом случае без вмешательства врачей не обойтись.
  6. Случается, что хождение на цыпочках указывает на начало развития детского церебрального паралича. В этом случае состояние сопровождается множеством симптомов, поэтому поставить диагноз очень легко. Это сможет сделать любой педиатр во время планового осмотра.

Своевременное исправление походки защитит от развития косолапости, заболеваний шейного отдела позвоночника, нарушения осанки и задержек в физическом развитии.

Даже если малышу уже исполнилось 1,5 года, а он еще не пошел, не стоит паниковать, нужно обратить внимание на его общее состояние. Веселые, озорные и активные дети, которые с удовольствием играют, ползают и сидят, скорее всего просто пока не испытывают потребности в ходьбе. В нужное время карапуз не просто встанет, а очень всех удивит своими умениями.

agushkin.ru

Когда должен говорить ребенок?

Вот приучили нас к тому, что на все, что касается психо-физического развития детей, в медицине существуют определенные нормы. Когда ребенок должен держать голову, сидеть, ходить, разговаривать… А между тем, все мы отличаемся друг от друга, и не всегда попадаем в среднюю статистику. А уж тем более малыши, которые только формируют свои умения и навыки. Поэтому Вы должны понимать, что ребенок никому ничего не должен. Если он не вписывается в общую картину успеваемости, это еще вовсе не значит, что имеют место какие-то отклонения. Между тем, вовсе игнорировать кажущиеся отставания нельзя, поскольку они могут иметь не безобидные причины.

В каком возрасте дети начинают говорить?

Осознанная речь или ее зачатки — это один из немногих аспектов, которые врачи не рекомендуют оценивать в ракурсе «когда ребенок должен». «Существует тенденция», «наблюдения и практика показывают» или же «чаще всего» детки начинают строить свои первые фразы, связывая между собой по смыслу сразу несколько звуков, в возрасте приблизительно около года. Их словарный запас к этому времени в норме «должен» состоять из 2-10 слов. К двум годам малыш активно пользуется уже 50 словами и способен составлять из них предложения (связывая между собой по 2-4 слова), используя при этом прилагательные и местоимения. Он уже активно сопровождает лепетом свои игровые занятия. Через полгода начинается период почемучки: детка начинает интересоваться, что, где, когда и почему, и выговаривает все легко-произносимые звуки. Но это весьма условные ориентиры.

Ребеночек может различать предметы и существа, узнавать их по определенным характерным чертам, понимать обращенные к нему реплики, но выразить вслух свое «мнение» или эмоцию у него еще не получается. Нужно понимать, что практически все дети в начале своего речевого развития многие звуки произносят неправильно, что уж говорить о словах! Это потешно, а не ненормально — не требуйте от ребенка слишком многого, но не сюсюкайтесь с ним: сами произносите слова и звуки правильно и четко. Полезно иногда полушутя поправить неправильно произнесенное малышом слово, но ни в коем случае нельзя ругать, стыдить или поучать его за это.

Сегодня мало кого удивишь тем, что ребенок в полтора года рассказывает стихи и поет песни. Впрочем, такие дети были всегда, но весь современный мир развивается быстрее, время идет быстрее, жизнь пролетает быстрее, чем еще 10-20 лет назад, а потому и детки тоже не отстают: они растут более смышлеными и развитыми, чем были мы в их возрасте. Вместе с тем, не становятся более редкими случаи, когда и в 2,5 года малыш не произносит ни одного связного набора слов. И это тоже нормально: если обследование показывает, что никаких нарушений со стороны нервной и прочих систем и органов у ребенка нет, он имеет право заговорить и в 3 года. И практика показывает, что такие молчуны начинают лепетать без устали: сразу много и по делу, правильно и четко, и что они могут даже опережать своих сверстников в умственном развитии. Если же и в 4 года ребенок молчит или же совершенно невозможно понять, что он говорит, то к логопеду необходимо обратиться незамедлительно. Это следует сделать раньше (года в два), если он не отзывается на свое имя, не узнает на картинках названные взрослым предметы и не показывает, чего хочет.

Определяющее значение в том, можно ли считать запоздание с речью нормой, имеет все же ключевое слово «обследование». Действительно, ребенка следует показать специалистам, если у Вас возникли подозрения вероятной задержки речи. Начните с ЛОРа: нужно проверить слух.

Также желательно посетить логопеда, поскольку дефекты строения речевого аппарата тоже могут препятствовать формированию речевых навыков у ребенка, а устранению они легче подлежат в раннем возрасте.

Вообще, чем раньше будет найдена проблема, тем легче и эффективнее ее удастся решить. Вот почему на всякий случай, если ребенок не заговорил к трем годам, его можно показать еще и невропатологу. Совершенно очевидно, что при задержке физического умственное развитие ребенка также будет несколько отставать.

Но выискивать патологии там, где их нет, тоже не стоит: чаще всего припозднившееся развитие активной речи ребенка обусловлено особенностями его характера и темперамента.  

Почему ребенок не говорит?

Одним из условий для своевременного и непринужденного развития речи у ребенка является модель и способ общения с ним окружающих его взрослых. Если мама обращается к малышу как к равному интересному собеседнику, отвечает ему (пусть даже не на произносимые звуки, а лишь на его действия или выражение лица), поощряет его участие в совместных делах, комментирует свои действия вслух и прочее, то процесс идет гораздо быстрее и естественнее. При этом важно не торопить и не стыдить ребенка, если у него что-то получается не так, как Вам бы того хотелось. Обращаться к маленькому собеседнику всегда следует простыми, короткими, понятными ему фразами. Не забывайте читать ему детские книги и петь песенки, пусть у Вас совершенно нет ни слуха, ни голоса.

Если же взрослые игнорируют малыша, не обращаются к нему с просьбами и вопросами, или же напротив — подолгу вычитывают ему морали и «тарахтят» без перерыва, то малыш не испытывает потребности в общении или даже не может понять, о чем идет речь и что от него хотят — и замыкается в себе.

Несколько труднее освоить активную речь может оказаться ребенку, к которому воспитывающие его взрослые обращаются на разных языках. Беды в этом нет, но начать разговаривать такой малыш «имеет право» позже. А вот ускорить процесс развития речи помогут старшие братья или сестры: в семьях с несколькими детьми младший, обычно, заговаривает раньше.

Психологи говорят, что в темпах развития речи (как и развития ребенка в целом) важную роль играет поощрение инициативности и самостоятельности ребенка со стороны взрослых. Смысл заключается в том, чтобы ребенок мог действовать безнаказанно в определенных рамках самостоятельно и чтобы не проявлять над ним гиперопеку — это может затормозить естественные процессы развития навыков у детей. Даже если Вы научились понимать своего малыша с полуслова, не стоит вмиг подавать ему желаемую игрушку или сразу нести бутылочку с водой: дайте ребенку немного времени, чтобы как-то высказать свою просьбу.  

Об этом знает, наверное, каждый современный родитель, но все же напомним, что развитие мелкой моторики способствует не только лучшему речевому, но и развитию умственных способностей ребятенка в целом. Следовательно, если с крохой не заниматься специально или не давать возможности поиграть с подручными материалами (крупами, пуговицами, шнурками), то он может начать разговаривать позже соседского Ванюши.

Не будем забывать и о наследственном факторе: в данном случае он тоже может проявиться.

Благотворно на развитие речи у детей влияет общение со сверстниками. Специальные уроки и занятия пойдут только на пользу (если не перегибать палку), но все же определяющей роли не играют. Очень многое здесь зависит от типа темперамента маленького собеседника. Замечено, что неторопливые уравновешенные малыши часто начинают говорить раньше своих гиперактивных сверстников. С другой стороны, если ребенок предпочитает созерцать мир, а не принимать во всех его событиях самое активное участие, то нет ничего удивительного в том, что и говорить он предпочтет со временем. Общительные дружелюбные дети, как правило, начинают говорить раньше, чем стеснительные и замкнутые.

Но нельзя все списывать только на индивидуальность. Психофизические нарушения и задержки в развитии также могут иметь место и, безусловно, будут влиять на темпы развития речи у ребенка. Если активная речь у ребенка задерживается более чем на 4-5 месяцев (по сравнению с «нормами»), то причиной могут быть какие-то нарушения, нередко — гидроцефалия. В группу риска попадают детки, рожденные в тяжелых родах, страдающие внутричерепным давлением, имеющие какие-то нарушения во внутриутробном периоде.

А потому родителям следует не только положиться на интуицию, но еще подключить рассудок и наблюдательность. Если осмотр у специалистов показал, что малыш хорошо слышит, не имеет никаких дефектов в строении и функционировании речевого аппарата, если нет никаких задержек физического развития, то дайте ему время почувствовать потребность и желание в активном общении. Игровые занятия послужат прекрасным стимулирующим инструментом, но всегда на первом плане будут стоять любовь к своему чаду, понимание, нежность и восприятие его таким, какой он есть — иногда не стоит торопить события.

Специально для nashidetki.net- Екатерина Власенко

nashidetki.net


Смотрите также