Post Icon



Кризис 7 лет у ребенка что делать


Кризис 7 лет

Кризис 7 лет у ребенка является результатом социального развития и определенных образовательных норм. Среди всех возрастных кризисов это единственный, регулируемый и спровоцированный человечеством, поскольку связан социальной необходимостью получения образования в четко отведенные сроки. В тех обществах, где нет необходимости осваивать знания в государственных заведениях (отсутствие таковой или возможность выбора домашнего обучения) или же при отсутствии четких временных рамок начала образования подобные кризисы не возникают. Именно поэтому имеет смысл называть возрастной кризис 7 лет образовательным или учебным, поскольку детерминируется он исключительно образовательной программой.

В других кризисах развития ведущую роль занимает разрешение внутренних проблем личности, возникающих на фоне новообразований психики и несоответствия прошлого социального положения ребенка его появившимся возможностям и умениям.

Школьный кризис 7 лет подразумевает дезадаптационный период различной длительности в связи с установлением иных категорий социального взаимодействия, столкновения с новыми правилами и новыми людьми. При отсутствии подготовки ребенка период дезадаптации может стать довольно продолжительным и тяжелым, причем для всех окружающих.

Среди наиболее ярких явлений присутствуют формы активного и пассивного протеста новым требованиям, общая невротизация состояния, иногда сопровождающаяся соматизацией (именно этим объяснимо учащение простуд, а не с эпидемиологической ситуацией).

Ребенок, чувствуя изменение своей роли, получения определенной доли ответственности и обязанности, начинает стремиться вести себя, как взрослый. Он и ощущает себя таковым, нередки случаи детального и долгосрочного планирования жизни, имитации поведения взрослых. Тут родители могут в карикатурной форме наблюдать свое поведение дома или отношение к работе – именно их реакции будет воспроизводить ребенок, не сильно задумываясь об уместности и соответствии. Выглядит это все неестественно, манерно, настроение может стать нестабильным вследствие растерянности перед новыми задачами, но попытками соответствовать.

В отношении формирования ведущих психических процессов происходит ключевое и окончательное формирование основных когнитивных функций, мыслительных процессов и воображения. Ребенок формирует свою первую жизненную концепцию, с определенными категориями и признаками добра и зла, начинает самостоятельно различать подобные категории без подсказки. Включение в социум и занимаемое в нем место формирует самооценку и окончательно завершает формирование осознавания себя, как отдельной личности. Это полностью меняет мировосприятие, ведь раньше детская психика ощущала полное единство с миром, воспринимала родительские фигуры, как неделимое продолжение собственного существа.

Проблема кризиса 7 лет заключается в том, что многие родители могут упустить изменения в психологическом состоянии ребенка из-за появившейся нагрузки в виде уроков и расписания. Уделяя большую часть времени воспитательным моментам в соблюдении школьных требований вполне может потеряться эмоциональный контакт, способность замечать истинные проблемы тормозящие обучение.

Причины

Выготский кризис 7 лет определял как этап становления социального самовосприятия личности. Основными причинами кризисных переживаний являются внутренние (психофизиологические изменения) и внешние (социальные и общественные нормы) факторы.

Среди психологических факторов появляется потребность активного усвоения собственной новой социальной роли, а также ориентации в иерархической структуре общества. Дети, привыкшие общаться со всеми взрослыми, как с равными себе, долго привыкают к тому, что с учителями необходимо другое поведение. Происходит деление на друзей и отшельников в группе сверстников, появляется потребность не только самопрезентации, но и умения отличать подходящую компанию. Все это очень напоминает взрослую жизнь, поэтому получая обязанности, ребенок начинает активно отстаивать свою самостоятельность и право выбора, причем касается это всех сфер, а не только учебы. Родители часто оказываются не готовы к восприятию своего малыша более взрослым и продолжают применять детсадовский стиль воспитания, на фоне чего возникает множество конфликтов.

Получив официально признанную новую социальную роль, ребенок не имеет достаточного адаптационного опыта для быстрой перестройки или способности поддерживать две модели поведения – маленького и школьника. Отсюда возникает либо стремление к отвержению прошлой роли (отказываясь ложиться рано спать или играть с младшими детьми) или же регрессия (попытки вернуться в садик, жалобы, возвращение к поведению лет пяти). Окончательное осознание себя отдельной личностью формирует два локуса оценки – внешний и внутренний, что формирует более зрелую личность. Ребенок отличает свою оценку собственных поступков и чужую, понимая, что они не всегда идентичны. Это усиливает независимость суждений и поступков, ведь теперь чтобы воспринимать свою личность в позитивных красках, а поступки, как правильные – нет необходимости полного подчинения кому-то. Это может повышать уровень непослушания, ведь расстроенное лицо матери больше не означает, что он поступил действительно плохо – это становится просто ее оценкой ситуации.

Система социальных отношений становится более ранжированной, в ней появляются близкие и формальные взрослые, приятные и незнакомые сверстники. На первых порах наличие такого разнообразия подкатегорий и потребность постоянного тестирования реальности является энергозатратной для детской психики. Ведущей деятельностью остается учебная, в связи с чем уровень напряжения растет во всех направлениях, включая как когнитивные процессы, так и эмоциональную сферу.

Школьные правила и запреты являются внешними факторами, изменяющими психику. Для изучения пределов дозволенного, поиска обходных путей и манипуляций, для улучшения собственной жизни ребенок использует не диалоговую модель (присущую на более зрелых этапах развития), а поведенческую. Выглядит это в провокационном поведении, игнорировании, непослушании, саботировании. Цель у подобного поведения одна – проверить насколько действительно крепки и нерушимы правила, насколько родители и учителя поддаются влиянию.

Физиологические изменения (смена зубов, быстрый рост, увеличение силы и мышечной массы, улучшение навыков концентрации и выносливости) предоставляют множество новых возможностей. Вместе с тем именно физические (хоть и позитивные) изменения даются детям тяжело. Они не осознаются, но требуют адаптации, привычная способность контролирования своего тела меняется, что в итоге вызывает состояние постоянной фоновой неосознаваемой тревожности. Довольно трудно понять свою раздражительность, связанную с выработкой привычки аккуратного приложения силы или адаптацией к новым параметрам собственного тела и его пропорций.

Симптомы кризиса 7 лет

Особенности кризиса 7 лет проявляются индивидуально и количество времени связано с атмосферой в семье, уровнем понимания родителей, что именно происходит сейчас с ребенком, наличия помощи, поддержки и подготовки к изменениям. Понять, что изменения в жизни даются ребенку тяжело можно по определенной симптоматике. Чаще всего это проявляется непослушанием, так ребенок выражает собственный протест изменения, к которым не готов или число и интенсивность которых превышает привычные нормы психической нагрузки. Это может быть своеобразная попытка вернуть все, как было или показать взрослым, что он не справляется с требуемым объемом или темпом.

Непослушание может включать не только прямой отказ от выполнения требований или просьб, но также проявляться в качестве упрямства в отстаивании своего мнения. Например, школьник согласен делать все уроки, но упорно отстаивает возможность делать это в удобное именно ему время или может не выполнять задания по одному предмету, считая его неинтересным. Часты в поведенческих проявлениях и капризы, появляющиеся чаще всего в ситуациях информационного перегруза или эмоциональной истощенности. Так же, как в три года при помощи плача малыш сигнализировал о неблагополучии реальности, капризы в семилетнем возрасте говорят о неудовлетворительных условиях, в которых он пребывает на данный момент. Если их игнорировать, то следующим этапом может стать соматизация или нервный срыв на фоне едва выдерживаемого напряжения.

Ярко проявляется стремление казаться взрослее, у ребенка 7 лет появляется деловой тон, он может уделить время родителям после того как закончит важные дела (примерно в такой же формулировке он и будет высказываться). Копирование взрослых жестов и поведения, отказ от детских игр – яркие признаки начинающейся социализации. Испуг родителей от того, что палочкой от конфеты имитируются сигареты, на данном этапе не обоснован и никак не говорит о том, что первоклассник курит за углом – это имитация взрослого поведения. В жестах и реакциях появляется много контроля из-за необходимости выполнять требования, соответствовать определенным нормам. Такая вынужденная необходимость приводит к потере спонтанности, а многие начинают вести себя наигранно.

Критика и просьбы воспринимаются негативно, ведь сейчас ребенок считает себя взрослым и максимально оттачивает навык противостояния. Это необходимый в дальнейшей взрослой жизни элемент у первоклашек из-за неумения разграничивать проявляется практически везде. Можно сказать, что главным является отказать, показать свое я, отвергнуть критикующие замечания о возможности другого решения. Но спустя короткий промежуток времени отказ может смениться согласием – он приходит кушать через краткий промежуток после отказа, выполняет совет родителей относительно своей работы. Так может казаться, что появляется непоследовательность поступков и чувств, которая вполне объяснима потребностью реализации умения противостоять.

Замечая, как поменялись правила для него самого, ребенок 7 лет начинает пытаться поменять правила для всей семьи, установить свою власть. В лучшем варианте это будет расписание, по которому должна жить вся семья с определенным временем обеда и выполнения занятий, в худшем это превращается в террор и попытки осуществления любых своих прихотей.

Рекомендации родителям

Столкнувшись с огромным количеством новых обязанностей, ребенок нервно реагирует на любые требования и долженствования. Все свои пожелания нужно формулировать с целью актуализации собственного интереса у ребенка или потребности их выполнить. Приказы или даже просьбы могут восприниматься негативно. Требования относительно поведения лучше не произносить, а показывать собственным примером. Если таких ситуаций не возникает можно показывать соответствующие фильмы или рассказывать истории, без указания на долженствование соответствовать. Дети на данном этапе жадно поглощают информацию о правилах существования в социуме, поэтому легко схватывают такие завуалированные послания.

Чтобы снизить уровень стресса, исключайте сразу игровую деятельность из жизни ребенка, заменяя ее учебной. У него должен оставаться промежуток привычного мира, где можно отдохнуть и расслабиться. Хорошо еще перед школой проводить обучающие подготовительные занятия, касающиеся не только изучения базовых знаний, но и относительно форм воспитания (необходимость придерживаться расписания, уважать взрослых и прочее). Поощряйте достижения, связанные не только с когнитивными функциями, но и умения устанавливать и ориентироваться в социальном взаимодействии. Первую хорошую оценку можно отметить семейной прогулкой, а приобретение новых друзей поощрить детскими посиделками у вас в гостях с чипсами и фруктами.

Важно уважать решения, принятые ребенком, даже если они нелепы. В качестве коррекции может подойти напоминание, например о том, что в прошлый раз гулять на голодный желудок было неприятно, а эксперименты с внешностью лучше оставить до отзыва сверстников. В случае возникновения спора не давите авторитетом и не запрещайте чего-то без аргументов, таким образом, вы поощряете прямой протест или упрямство. Разговаривая с применением фактов, вы не только узнаете мотивацию ребенка, но и получите возможность высказаться и услышать его. Любой диалог оставляет между вами контакт, что является более значимым, чем формальное сохранение позиций. Кризисов и тяжелых моментов впереди еще много и важна подсознательная уверенность в родительской поддержке, дающая возможность посоветоваться в спорных вопросах и получить защиту или дельный совет в случаях, когда невозможно справиться самостоятельно.

psihomed.com

Кризис 7 лет, рекомендации родителям

Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям.

Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему дошкольному, обычно сопровождается определенными изменениями в его характере и кризисом в воспитании. Долго наблюдаемый и изучаемый психологами, этот критический период детства был условно назван «кризисом 7 лет». Возрастной кризис обычно связан с перестройкой распорядка ребенка – с переходом от дошкольного к семилетнему школьному статусу. Основными характеристиками кризиса 7 лет у ребенка являются вопросы дисциплины, и сложности в соблюдение им социальных правил.

Возрастные кризисы у детей: кризис 7 лет

Переходные этапы роста и становления ребенка сопровождаются определенными кризисами весь период его взросления. В психологии зафиксирован ряд критических возрастов ребенка, каждый из которых имеет свои особенности и сроки, в том числе и семилетний кризис.

  • кризис младенческого возраста;
  • кризис 3 лет: период первой адаптации, смены окружения к яслям и детскому садику;
  • кризис 6 – 7 лет: проявляется в период смены окружения садика и школы;
  • кризис 13 – 14 лет: связан со, всем известным, подростковым периодом – периодом полового созревания.

Панацеи в сроках начала и окончания психологически обозначенных возрастных этапов, нет. На подобное деление влияет индивидуальное развитие, воспитание и характер общения ребенка с ближайшим и дальним социальными окружениями. Так, например, трехлетний кризис может начаться и в 2,5 года, а закончится около 4,5 лет; а первые признаки кризиса 7 лет могут проявиться и в 6 – когда ребенок впервые пойдет в школу.

Не нужно воспринимать кризис 7 лет, как неизбежное страдание для родителей и их чада. Но и думать, что этого можно избежать, оградив ребенка от естественных внешних факторов взросления – тоже. Видите ли, возрастные кризисы – это нормальный и закономерный процесс переходной адаптации ребенка к изменяющимся внешним факторам. И, что бы вы ни делали, вместе вам придется пройти через каждый, включая и кризис 7 лет. Единственное, на что родители со своей стороны могут повлиять, заметив первые симптомы кризиса 7 лет – это на длительность и остроту его протекания. Это очень важно, поскольку ребенок может и не перерасти негативные проявления кризиса 7 лет, тогда они прочно закрепятся в его характере. Все дальнейшие попытки изменить его личность и правильно воспитать будут проблематичными, если не тщетными.

Когда ребенок прощается с садиком и стоит на школьном пороге, ему предстоит преодолеть массу эмоциональных сложностей, чтобы гармонично вписаться в новую среду и стать полноправным ее членом. В какой-то степени, становясь уже немножко взрослым, вашему чаду придется преодолеть одну из первых ступенек – кризис 7 лет, чтобы быть готовым учиться в школе. К особенностям кризиса 7 лет можно отнести необходимость преодоления ребенком школьных нагрузок, общение с различного уровня сверстниками, которые тоже переживают похожий период по-своему, а также изменение отношений с родителями. Психологами доказано, что кризис 7 лет ожидаемым образом отражается на поведении вашего ребенка.

Вы можете столкнуться с такими признаками кризиса 7 лет:

  • нелепым вредным поведением;
  • искусственной наигранностью;
  • плохой усидчивостью и вертлявостью;
  • во время кризиса 7 лет дети начинают паясничать и передразнивать родителей;
  • одним из признаков кризиса 7 лет является привлечение к себе внимания с помощью клоунады.

Во время кризиса 7 лет вышеописанные признаки сопровождаются следующими эмоциональными и поведенческими особенностями:

  • быстрая утомляемость;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • рассеянность и как следствие, плохая успеваемость;
  • замкнутость и застенчивость либо, наоборот – агрессивность;
  • поиск авторитета – именно в кризис 7 лет у ваших чад появляются друзья старшего возраста в основном забияки и хулиганы;
  • в поисках своего места, многие дети во время кризиса 7 лет начинают заискивать перед старшими и кляузничать на сверстников;
  • в период становления многим детям свойственно недооценивать себя и сравнивать с остальными.

Симптомы кризиса 7 лет

В психологии выделяют 7 основных признаков кризиса у ребенка.

Кризис 7 лет: негативизм

Такое проявление кризиса 7 лет у ребенка необходимо отличать от свойственного ему непослушания. Характеристикой кризиса 7 лет у ребенка является его отрицательного отношения к просьбам родителей – беспочвенный и повсеместный отказ от того, что просит его взрослый. Не прибегайте к наказаниям в такой ситуации, ведь даже основательный разговор и объяснения вряд ли помогут в этом случае. А вот если в момент просьбы ваше чадо чем-либо увлечено – это обычное непослушание и уж с этим можно справиться.

Кризис 7 лет: упрямство

В этом случае ребенок безапелляционно требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка в кризис 7 лет является нежелание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.

Кризис 7 лет: строптивость

Это проявление возрастного кризиса 7 лет направлено, скорее, на отрицание распорядка и уклада, который ему пытаются навязать: ходить в школу, вставать, рано, сидеть на занятиях, учить уроки и прочее.

Кризис 7 лет: своеволие

В период кризиса 7 лет такая характеристика поведения, как своеволие проявляется в желании все делать самостоятельно, то есть быть независимым от желаний, указаний и помощи взрослых.

Кризис 7 лет: протест

В процессе адаптации к новым социальным условиям, укладу, правилам поведении и порядку жизни у ребенка происходит повсеместное отрицание. Поэтому кризис в возрасте 7 лет проходит под знаком ссор. Кажется, что ваше чадо находится в непреодолимом конфликте со всеми и каждым. На самом деле в психологии кризис 7 лет связан с внутренними конфликтами ребенка по адаптации в окружении, которые он выплескивает на всех и вся.

Кризис 7 лет: обесценивание

В момент формирования новых ценностей в семилетний период, особенностью является кризис идеалов. В это время ребенок говорит на то, что раньше считал белым – черное и наоборот, а также ломает вещи, которые были ему некогда очень дороги. С удовольствием повторяет плохие слова и грубые фразы, потому что это запрещают родители, и относится с особой жестокостью к другим детям. Кроме этого, излишне опекаемые родителями дети, начинают проявлять деспотизм по отношению к остальным членам семьи, практически подчиняя своей воле уклад всех ее членов.

Как узнать, что у ребенка кризис 7 лет: анкета для родителей

В нижеприведенной анкете дайте ответы на вопросы с максимальной честностью: 0 – если такое поведение отсутствует у вашего ребенка; 1 – что-то такое вы замечали, но не уверенны;

2 – это именно то, что с моим ребенком происходит.

Вопросы для определения признаков кризиса 7 лет ребенка

  1. Я стала замечать большие изменения, кажется, мой ребенок стал совершенно другим.
  2. Мой ребенок часто не слушает меня и грубит, когда я прошу его не перебивать взрослых.
  3. Ребенок перестал сам учить уроки, не увлекается играми, которые еще недавно вызывали дикий интерес, а только часами гуляет с друзьями.
  4. Я стала с трудом отводить ребенка в детский сад/или начальную школу – он напрочь отказывается туда ходить.
  5. Мы часто играем с ним/ней в школу.
  6. Мой ребенок стал вредничать и до посинения настаивать на своей точке зрения.
  7. Гримасы, позирование, разговор писклявым голосом – его постоянное поведение.
  8. Все родные беспрерывно находятся с ним в конфликте. Кажется, его не устраивает абсолютно все.

Анализ ответов

Просуммировав все ответы, вы получили цифру от 0 до 20.

  • Если у вас итоговая цифра от 11 до 20, то ваш ребенок сейчас находится в стадии кризиса 6 – 7 лет. Поэтому вам необходимо пересмотреть и свое поведение в корне. Поскольку ваше активное действие или пассивное бездействие могут сильно сказаться на направлении его воспитания.
  • Если ваше число составило от 6 до 10 балов: скорее всего, это последствия неправильного воспитания ребенка и возрастной кризис 7 лет пока не начался. Но обратите на это внимание и в ближайшем времени постарайтесь откорректировать ситуацию правильным воспитанием.
  • Для родителей с суммой баллов от 0 до 5 рекомендуется понаблюдать за поведением ребенка. Для семилетнего возраста ваш ребенок слишком спокоен. Возможно, кризис 7 лет проходит глубоко внутри, что явно не на пользу вашему чаду.

Кризис 7 лет у ребенка: скорая помощь

  1. Не паникуйте, это лишь очередная сложность, которую вы обязательно преодолеете. Как и любые болезни, кризисы – это лишь временное в вашей жизни. Просто правильно ведите себя, и вскоре все придет в норму.
  2. Одной из причин острого проявления конфликтов кризиса 7 лет является несоответствие именно вашего отношения к ребенку. Может быть, дайте ребенку немножко свободы – пусть сам в себе разберется. Не так сильно ограничивайте его – только контролируйте и направляйте бережно.
  3. Ваш малыш уже вырос – не нужно так опекать его. Дайте ему возможность расправить крылья, и когда он сам придет за советом, тогда уж и вы покажете свою родительскую заботу.

  1. Все негативные симптомы кризиса 7 лет у ребенка связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований дома и в школе. Слишком много в одночасье переходит в категорию «нужно делать», а у ребенка сразу же появляется бесконечное «не хочу – не буду». Рекомендации кризис 7 лет: корректно завуалируйте ваши «должен» так, чтоб ребенку самому захотелось это выполнить. Расскажите поучительную историю, где авторитетный для него герой показывает ему пример такого поведения.
  2. В кризисные 7 лет ребенок уже может принимать решения, основываясь на личном опыте. В период очередного отказа не насилуйте его своим авторитетом – напомните как ему было холодно, когда он недостаточно хорошо оделся или как болел животик в прошлый раз от такого количества сладкого.
  3. Давайте ребенку возможность спорить с вами. Если в кризис 7 лет у него имеется свое мнение, пусть аргументирует его. В таком случае он научится безосновательно не требовать чего-либо, а вы научитесь слышать и считаться с его мнением.
  4. На переходном этапе кризиса 7 лет рекомендуется сразу не переключать ребенка с игрушек на книги и письмо. Вводите школьные предметы постепенно, даже играючи. Разрешайте вашему чаду расслабиться за любимой игрой, при этом повторяйте слова, заданные на дом. Или рисуйте буквы вместе цветными маркерами. Чем больше вы вовлечены в новые процессы вместе, тем лучше они входят в повседневный порядок ребенка.
  5. Особенностью кризиса 7 лет является непослушание. Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его. Уточните, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить все дела – пусть чувствует себя взрослым. Во время кризиса 7 лет психологи рекомендуют общаться с ребенком на равных: задавать взрослые вопросы, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
  6. В кризис семи лет ребенок хоть и взрослеет, но все же глубоко еще остается ребенком. Ставьте в пример сказочных героев, благо сейчас масса поучительных мультфильмов с глубоким смыслом. Так вы смещаете авторитарную позицию с себя и сглаживаете «необходимость что-то делать» с помощью прочих факторов.
  7. Важная рекомендация во время кризиса ребенка в 7 лет: не относитесь к ребенку как к своей вещи. Да, вы его родили и вырастили, но он отдельная личность и не обязан быть абсолютно похожим на вас. Самые сильные проявления симптомов кризиса 7 лет происходят именно из-за поведения родителей. Когда все начинается, не считайте, что ситуация выходит из-под вашего контроля, и не думайте, что ваша «игрушка» сломалась. Не бросайте все силы, чтоб ее починить. Вы должны справиться со своими родительскими чувствами и понять, что ребенку сейчас куда труднее вас. Вы рука об руку должны вместе пройти этот кризис 7 лет. Ваша основная задача, как родителя, поддерживать и направлять ваше чадо в этот важный и не простой для вас обоих период.

Кризис 7 лет. Видео

missbagira.ru

Возрастная психология и кризис 7 лет у ребенка: как проявляется и что делать родителям

Кризис 7 лет — неотъемлемая часть становления маленькой личности. Большинство детей сталкиваются с проблемами взросления именно в этом возрасте. Дисциплина оставляет желать лучшего, малыш становится капризным, а родители не знают, куда подевался их хохочущий кроха. Это значит, в дом пришел «детский» кризис. Явление это давно изучено и даже получило собственное название в детской психологии. Как распознать перемены и что с ними делать, расскажет статья.

Ситуацию, когда малыш резко меняет поведение, называют «кризисом 7 лет» у ребенка. Возрастная психология описывает основные черты этого периода: переменчивость настроения, проблемы с распорядком дня и соблюдением дисциплины, изменение поведения в обществе.

Родители понимают, что с малышом происходят перемены, однако, не всегда готовы помочь чаду пережить кризисный период. Задачей близких становится терпеливое отношение к малышу, всяческая помощь и максимум понимания со своей стороны.

Как распознать кризис семи лет

Присмотритесь к своему чаду. Чтобы распознать кризис семи лет, достаточно сопоставить поведение малыша на более ранних этапах и нынешнюю ситуацию. Если вы обнаружили хотя бы несколько признаков, описанных ниже, это значит, что ваш ребенок переживает кризисный период. Проявления:

  • Отказ. Не отвечает согласием даже на те просьбы, которые ему по душе. Внутренний протест заставляет малыша сопротивляться всему, что от него требуют взрослые. Следует отличать обычное непослушание от негативизма. Если он занят своими делами и поэтому отказывается слушать вас — это обычный каприз. В случае негативизма он отказывается сотрудничать независимо от того, занят ли он другими делами.
  • Упрямство в своих требованиях. Дитя начинает требовать определенную вещь, которая ему вовсе не нужна. Объясняется такое поведение самоутверждением, которое как раз постигает ребенок.
  • Попытки нарушить порядок. Пытается изменить установленные правила, сопротивляется распорядку дня, отказывается ходить в школу и вовремя завтракать.
  • Попытки стать независимым. Малыш пытается решить все возникающие проблемы самостоятельно, не взывая к помощи. Ребенку в такой момент кажется, что прислушавшись к совету взрослых, он последует их желаниям, минуя свои потребности. Целью показной самостоятельности является попытка удовлетворить свои собственные нужды.
  • Протест. Маленький человек постепенно адаптируется к жизни в обществе, однако, вместе с этим внутри его нарастает гора противоречий. Внутренний конфликт, в котором борется адаптация к социуму и нежелание подчиняться общепринятым правилам, выливаются в разлады во всех сферах: сварки дома, в школе, во дворе.
  • Пренебрежение к идеалам. Малыш меняет свое мнение о привычных вещах. То, что раньше захватывало его сознание без остатка, теперь кажется неинтересным, в силу вступают новые ценности. Подобные перемены ребенок демонстрирует в виде обесценивания: любимые игрушки оказываются сломанными, плохие слова произнесенными.
  • Попытки диктовать свои правила. В семьях, где чадо находится под чрезмерной опекой,возникает настоящий детский деспотизм. Ребенок пытается подстроить уклад семьи под свои собственные правила. Нужды и желания других он игнорирует сознательно, выводя на первый план свои потребности.

Симптомы

Для кризиса семи лет характерно следующее поведение ребенка:

  • Нежелание посещать занятия;
  • Грубые выражения;
  • Плохо сделанные домашние задания;
  • Отстаивание своей точки зрения, несмотря на явную неправоту;
  • Жалобы на семейные правила, попытки им не подчиняться;
  • Раздражительность и вспыльчивость по незначительному поводу;
  • Рассеянность, несобранность;
  • Замкнутость, робость;
  • «Дразнилки», паясничание, передразнивание взрослых;
  • Неусидчивость.

Наличие описанных симптомов означает, что родителям нужно подкорректировать свое поведение, проявляя к малышу более мягкое доверительное отношение. Любая реакция, будь то игнорирование либо чрезмерная опека, сказываются на поведении ребенка в будущем.

В любом случае при наступлении «семилетнего» кризиса методика воспитания нуждается в переменах. Малыш, начавший осознавать в себе личность, требует к себе иного подхода, нежели кроха, не понимающая своих и чужих желаний, как это было до начала кризисного периода.

Причины возникновения кризиса

Толчком к началу кризиса, как правило, становится резкая перемена в образе жизни: например, переход из детского сада в школу.

Смена обстановки приводит к тому, что знакомясь с детьми разного возраста, ребенок пытается найти идеальную для себя модель поведения. Не имея для этого достаточно опыта, малыш пытается равняться на других. Так происходит поиск авторитетной личности в новом окружении. Родители могут заметить, что их малыш завел дружбу со старшими ребятами, которые часто оказываются «заводилами» и «забияками».

Постоянное сравнение себя с «более сильными» приводит к тому, что у ребенка происходит преуменьшение собственных сил и возможностей. Появляется неуверенность в себе, а вместе с этим замкнутость и вспыльчивость.

«Высшей инстанцией» в становлении личности и поиске авторитета становится взрослый человек, поэтому кризис 7 лет у ребенка часто сопровождается ябедничаньем на сверстников и попытками возвыситься в глазах взрослых.

Как себя вести взрослому

«Новое» поведение ребенка усложняет его взаимоотношения с родителями. Ранее спокойные и терпеливые мама и папа все чаще не выдерживают и срываются на крик. Пытаясь «вернуть» прежнего малыша, родители только усугубляют ситуацию, поскольку ребенок теперь нуждается в кардинально новом подходе.

Сравнивая себя со старшими и авторитетными, дитя подвергает сомнению ранее удовлетворявшие его правила. Под угрозой оказываются принятые в семье роли: что делает мама, какие обязанности лежат на старших и младших детях. Глядя на старшего брата, ребенок пытается подражать ему, к примеру, не надевая шапку или тайком используя помаду сестры.

Советы, как вести себя родителям, согласно возрастной психологии:

  • В первую очередь — не паникуйте. Перемены уже наступили, и отменить их невозможно. Следовательно, нужно отмести панику и приняться за «обновления».
  • Если кроха пробует на зуб самостоятельность, предоставьте ему ее. Пусть попытается сам справиться со своими проблемами, не навязывайте взрослые советы, если ситуация это позволяет. Правильно подобрав мотивацию к действию, а также разобрав последующие ошибки вместе с крохой, вы направите действия ребенка в корзину опыта, а не в лужу неудач.
  • Вступайте в грамотные споры с чадом. Выслушивайте его мнение, озвучивайте свою сторону, не переживайте из-за разногласий, они обязательно возникнут. Постарайтесь пояснить ребенку на деле, что все требования должны быть обоснованными.
  • Не пытайтесь усаживать маленького за тетради в качестве наказания. Его охота к учебе и так находится на грани, поэтому малыша нужно заинтересовать, а не отбить у него желание познавать.
  • Отныне общайтесь с ребенком на равных, не акцентируя внимания на его возрасте. Если кроха пытается казаться взрослым, предоставьте ему такую возможность: пусть выполняет мелкие поручения по дому, успевает в назначенное время закончить уроки.
  • Помогите ребенку в поиске авторитета. Обсудите его новых друзей и их успехи. Озвучьте свое мнение относительно этих ребят, вызвав тем самым у ребенка желание брать пример с «успешных» сверстников. Также обсуждайте героев мультфильмов во время просмотра, акцентируйте внимание на сильных сторонах персонажей, невзначай напомните ребенку его собственные схожие с героем черты.

Чего не делать

Не запрещайте чаду познавать мир. Если он пытается освоить новые занятия, посодействуйте этому. Ребенок 7 лет — созидатель. Его занятия заключаются в создании чего-то нового: шитье, лепка, стройка фигур.

Хвалите малыша по любому адекватному поводу. Даже если на рисунке красуется случайная клякса, не акцентируйте внимание на ошибке, лучше заметьте яркое облако или задорную собаку. Критика в этом возрасте может нанести ребенку несоизмеримый вред, ведь чувства чада сейчас обострены, он ищет свое место в жизни и нуждается в похвале, а не в осуждении.

Если 7-летка пытается оттянуть выполнение какого-либо задания, не давите на него. Таким образом ребенок пробует новые виды взаимоотношений с окружающими, пытаясь диктовать свои правила. Учитывайте его желания, но не забывайте высказывать свои. «Мы сядем ужинать, когда ты выполнишь домашнее здание», вместо «Ты не поешь, пока не решишь задачу».

Помощь психолога

Случается, что поведение сына или дочери не поддается объяснению. Родители пытаются вести себя правильно, но малыш продолжает «строить» всю семью. В таком случае рекомендуется посетить детского психолога. Специалист поможет разобраться в ситуации и даст советы относительно конкретного ребенка.

Не стоит делать из кризиса 7 лет проблему. Это естественный период, и его необходимо пройти всем деткам и их родителям.

Малыш начинает осознавать себя как личность, и в этом ему нужно помочь. Родителям важно помнить, что с этого момента болеем не «мы», а «он». В школу нужно не «вам», а «ему». Позвольте ребенку быть Человеком.

mama.guru

Кризис 7 лет у ребенка: как проявляется, что делать, как преодолеть, сколько длится

Во время взросления дети сталкиваются с различными, порой недетскими проблемами, которые влияют как на психику, так и на характер. Каждый человек проходит определенные жизненные этапы, которые формируют его как личность, часть социума.

При этом важнейшую роль в процессе формирования каждого человека играют его родители и другие близкие люди. Сегодня вы узнаете, как проявляется кризис 7 лет у ребенка, согласно возрастной психологии, что следует делать родителям, и как не стать для малыша злейшим врагом. Поговорим о причинах и симптомах кризиса.

Что такое кризис 7 лет

Прежде чем объяснить, как вести себя с ребенком 7 лет, стоит разобраться, что собой представляет этот кризис, и как он проявляется у детей.

Все слышали о подростковом кризисе, а также кризисе среднего возраста. Однако не многие родители знают о том, что у детей, которые переходят из садика в школу, также наблюдается своеобразный кризис, который называется «кризисом 7 лет». Этот переходной период характерен не только сменой обстановки, но и резким увеличением нагрузки на нервную систему. Если в садике у малыша было время на сон, еду и развлечения, то в школе большую часть времени дети должны сидеть в одной позе и учиться.

Кризис 7 лет — это проблемы, связанные с развитием малыша. Кризис, чаще всего, проявляется в виде копирования поведения взрослых, а также подражания старшим. В этот период чадо начинает оценивать свое положение в социуме, поэтому он старается выделиться, чтобы занять место лидера.

Описать кризис можно как начальный момент становления личности. Малыш не только формирует своеобразные системы, которые помогают ему определять, что хорошо, а что — плохо, но и оценивает свою внешность и внутренний мир.

Первым переломным моментом психологического состояния ребенка является «кризис 3-х лет» — изменение психики, связанное с тем, что малыш многому научился, хочет быть самостоятельным и вступает в конфликты с родителями.

Почему так происходит, что с ребенком

Причина заключается не только в том, что малыш пошел в школу, но и в том, что родители, перед отправкой его «к знаниям», внушают ему, что он повзрослел. На этой почве ребенок выстраивает следующую систему: «Если я взрослый, значит, могу решать, что надевать, что делать, как себя вести».

Следуя этой логике, чадо начинает всячески отстаивать свою точку зрения во всем, а если у него это не получается, то оно обижается. При этом школьник 7-8 лет уже отчетливо понимает, чем вызваны негативные эмоции, и на что именно он зол. Из-за этого он может придумать своеобразный «план мести», который поможет, как ему кажется, доказать свою правоту и добиться удовлетворения потребностей. Также стоит отметить, что ваше чадо в это время испытывает серьезные перепады настроения, которые также проявляются у подростков. В детском возрасте перепады настроения не являются следствием воздействия гормонов, а лишь результатом выполнения своеобразной роли, которую на себя взял ребенок.

Объяснить все тонкости кризиса 7 лет достаточно сложно, так как психология детей не логична для взрослого человека, что вызывает недоумение и непонимание того, чего требует малыш. Ребенок начинает кривляться, ведет себя наиграно, и, достаточно часто, его поведение не уместно в той или иной ситуации.

Узнайте, какие симптомы характерны и какие меры лечения зачастую назначаются при детских болезнях: ОРВИ, фарингите, ларингите, ринофарингите, трахеите, бронхите, ангине, краснухе, кори, ветрянке, скарлатине, коклюше, аденоидите, кишечной инфекции.

Как проявляется кризис 7 лет

Первое, что появляется во время кризиса, — потеря спонтанности. Малыш продумывает свои действия. К примеру, если он разобьет вазу, то, после осознания факта, подумает о том, как «выйти из воды» сухим, осознает, что далее последует наказание. До кризиса ваш ребенок попросту проигнорирует данный факт, продолжив заниматься своими делами. Далее следует перечень симптомов, которые помогут выявить кризис:

  1. Непослушание во всем.
  2. Отказ от игрушек, которые нравились малышу до этого.
  3. Игнорирование просьб.
  4. Бурная негативная реакция на критику.
  5. Подражание взрослым или любимым героям из фильмов/мультфильмов.
  6. Формирование воображения.

Ребенок становится зависимым от социума. Если в дошкольном возрасте ему достаточно игрушек и вашего внимания, то после отправки в школу, малыш требует внимания других детей и учителей, старается добиться их расположения и отдает предпочтение тем, кто его понимает и поддерживает.

Важно! Если в возрасте 7-8 лет у малыша не наблюдаются данные симптомы, значит он отстает в развитии.

Что делать родителям: полезные советы

Разобравшись с тем, что собой представляет кризис 7 лет у ребенка, нужно обсудить, что делать в этот период. Для начала стоит задуматься над тем, как вы относились к ребенку дошкольного возраста, что ему говорили и насколько сильно опекали. Далее вам нужно разобраться с тем, какие действия малыш выполняет в школе без вашей опеки. Смысл заключается в том, что ребенок не просто так требует дополнительного пространства. Если вы его отправили в школу, где он проводит половину дня, значит, вы считаете его достаточно взрослым и самостоятельным. В учебном заведении школьник предоставлен самому себе, а когда приходит домой, то ощущает, что вы на него давите, «отнимая» свободу.

Конечно, пускать все на самотек нельзя, так как ребенок попросту перестанет вас воспринимать, вы перестанете быть авторитетом для него, а также предметом копирования. Копировать и подражать малыш начнет тем, кто ему нравится, в результате чего будет перенимать лексикон и черты характера.

Кризис 7 лет испытывает нервы мамы и папы на прочность, поэтому возникает вопрос, как вести себя родителям в этот момент жизни. Ваша главная задача — стать объектом подражания, чтобы ребенок перенимал именно у вас все положительное. Добиться этого достаточно сложно, однако возможно. Вам нужно «ослабить гайки», опекать его меньше, и, учитывая особенности кризиса, не ругать за кривлянья и глупое поведение. Далее следует попытаться понять малыша, проникнуться его интересами и поддержать в том деле, в котором у него имеются трудности.

Параллельно с этим следует дать понять, что вы не собираетесь с ним нянчиться. К примеру, если вы собираетесь выйти погулять, а ваш ребенок игнорирует просьбу собираться побыстрее, тогда просто оставьте его дома. Дайте ему понять и прочувствовать последствия, а не ваш крик или физические наказания.

Важно! Физические и моральные наказания в этот период могут сформировать заниженную самооценку, из-за чего малыш будет чувствовать свою неполноценность и затаит на вас обиду.

Как показывает практика, справиться с ребенком 7 лет намного легче, если относиться к нему, как к равному себе. То есть, вы должны учитывать его просьбы и пожелания, чтобы он, в свою очередь, слушался вас. Если вы просите его принести вам какую-то вещь, то вы, для поддержания отношений, должны выполнить соизмеримую просьбу ребенка. Подобные отношения улучшают взаимопонимание, а также дают малышу понять, что он будет услышан своими родителями, а не только сверстниками.

Чего делать нельзя

Кризис семи лет, согласно его характеристике, имеет как положительные, так и отрицательные «симптомы», однако к особенностям стоит отнести то, что в этот период формируются черты характера, манеры, а также понимание того, что является добром, а что — злом. По этой причине неправильное отношение может сильно повлиять на характер, из-за чего ваш малыш в будущем станет замкнутым, или, наоборот, начнет издеваться над окружающими и попадет в плохую компанию.

Первое, что нужно исключить, — перенос внимания. Если в детском возрасте малыша можно отвлечь игрушкой или чем-то вкусным, то в школьном возрасте такие манипуляции использовать нельзя. Если вы не решите проблему, то она никуда не уйдет, а постоянное отвлечение внимания приведет к тому, что в определенный момент ваш малыш устроит истерику, так как его просьбы игнорируются.

Нельзя обсуждать проблемы, связанные со школой, при ребенке. Ему не нужно знать, какие трудности могут возникнуть в будущем, так как неокрепшая нервная система не справится с подобным. В итоге малыш будет бояться идти в школу, либо перестанет нормально учиться.

Не наказывайте ребенка за то, что он сделал. Ваш малыш должен услышать не крики и ругань, а слова о том, почему это делать нельзя. Поверьте, подобный подход даст больше пользы, нежели удары ремнем по мягкому месту. Вы не только исключите дальнейшие проблемы с ребенком, но и дадите ему понять, почему тот или иной поступок недопустим. Нельзя лезть в личные дела ребенка, насмехаться над ним или рассказывать о его увлечениях кому-либо. У вас, как и у ребенка, есть что-то личное, что вы не выносите напоказ. У школьника также есть интересы и увлечения, которыми он не всегда хочет делиться. По этой причине старайтесь не лезть «куда не надо», если ваше чадо об этом не просит или не рассказывает само. Подобные действия сильно подорвут доверие, из-за чего семилетка может перестать с вами общаться, а свои мысли будет излагать тем, кто его понимает.

Ознакомьтесь с рекомендациями по выбору зимней обуви и правильного размера одежды для ребенка.

Когда заканчивается

Ответить на данный вопрос достаточно сложно, так как каждый ребенок индивидуален, а значит, у каждого этот этап жизни занимает отдельное фиксированное количество времени. По сути, этот кризис является адаптацией к внешней среде и взрослением нервной системы, поэтому он продолжается до тех пор, пока ребенок не привыкнет к обстановке, и не поймет, что и как нужно делать. В среднем, кризис длится около 1–1,5 года, после чего симптомы медленно исчезают. Школьник привыкает к учебе, распорядку дня, отношению родителей и друзей. Он осознает, что ему можно делать, а что — нельзя. Понимает, что за каждый поступок он сам несет ответственность.

Так как переход из одного класса в другой кардинально не меняет обстановку, нервная система ребенка не страдает, а значит, о резких сменах настроения, тотальном непослушании можно забыть, при условии, что во время кризиса вы наладили отношения с чадом.

Теперь вы знаете, что собой представляет кризис семи лет, как он проявляется, и что делать родителям. Не забывайте о том, что на некоторых жизненных этапах взросление происходит не постепенно, а скачкообразно, из-за влияния внешней среды. По этой причине вам нужно адекватно оценить поведение ребенка, его потребности и просьбы, чтобы не отстать от него на важном жизненном этапе.

agu.life


Смотрите также