Post Icon



Кризис 7 лет у ребенка


Как вести себя родителям в период детского кризиса 7 лет: психология ребенка и возрастные изменения

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиямИНТЕРЕСНО: средний вес и рост ребенка в 7 лет по данным ВОЗ

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • привыкание к учебным нагрузкам;
  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.

Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

  • наигранность;
  • вертлявость, неусидчивость;
  • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
  • передразнивание взрослых;
  • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
  • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

  • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
  • ищут авторитет — к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
  • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.
Кривляние и паясничание — характерные признаки кризисного периода

Самостоятельная диагностика

Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет:

  1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
  2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
  3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
  4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
  5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
  6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
  7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
  8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
  9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
  10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

  1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
  2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
  3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.
Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

Причины кризиса

Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: календарь кризисов детского возраста

Конфликт между потребностями и окружающей средой

Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

ИНТЕРЕСНО: почему ребенок в 8 лет часто врет?

Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться — хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

Утрата детской непосредственности

Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

Результат кризиса

Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

Что делать родителям?

Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего — не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

Право на собственные решения

Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».

В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельноЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что делать, если ребенок в 7 лет не слушается родителей?

Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать — наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.

Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

Сохранение детства

В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи — например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога

Базовые рекомендации

При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

  • объясняли;
  • слушали;
  • советовались;
  • исключили насилие;
  • предоставляли личное время;
  • не относились к ребенку как к собственности.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка материться и стоит ли наказывать?В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

Объяснять

Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

Слушать

Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: что делать, если старший ребенок ревнует к младшему?).

Советоваться

Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

Исключить насилие

Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

Предоставлять личное время

Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

Не относиться к ребенку как к собственности

Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: польза и вред компьютера для детей

vseprorebenka.ru

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология

Человек развивается и взрослеет в течение всей жизни. У ребенка скачки развития заметны сильнее благодаря кризисным периодам. В эти моменты кроха начинает вести себя иначе. Кризис 7 лет – один из самых сложных. Некоторые педагоги считают, что трудности общения с детьми появляются из-за пробелов воспитания. Психологи не согласны с таким утверждением. Они называют кризис нормальным, закономерным процессом эмоциональной адаптации к изменяющимся условиям.

Признаки кризиса

Основная причина возникновения поведенческих проблем у старших дошкольников – взросление. У ребёнка изменяется жизнь, он волнуется, тревожится. Ему предстоит адаптироваться, изменить режим дня, утратить беззаботность. Кризис семи лет сложен тем, что ребенку предстоит общаться со сверстниками, находящимися в таком же сложном периоде, преодолевать учебные нагрузки.

Выготский утверждает, что кризис 7 лет протекает у детей с 6 до 8 лет. Точный возраст не может назвать никто, так как он зависит от индивидуального развития малыша. Признаки сложного периода:

  • нелепое поведение, проявления вредности;
  • наигранность при общении;
  • снижение усидчивости;
  • передразнивание взрослых;
  • привлечение к себе внимания клоунадой.

Эти основные признаки сопровождаются особенностями поведения:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность и вспыльчивость;
  • агрессивность или замкнутость;
  • плохая успеваемость и рассеянность;
  • поиск авторитета, своего места внутри коллектива;
  • снижение самооценки;
  • сравнение своей жизни с другими.

Из-за особенностей характера некоторые дети начинают кляузничать взрослым, заискивать перед ними. Поведенческие изменения происходят на подсознательном уровне, дошкольники теряют контроль над своим поведением. Они негативно относятся к критике, так как мозг не воспринимает отрицательную информацию, блокирует ее.

Причинами начала кризисного периода являются утрата детской непосредственности, интеллектуальное созревание, появление переживаний за совершенные поступки. Дополнительно детей начинают волновать адаптация в школе, тревожные разговоры родителей о новом непростом периоде. Они сопротивляются изменениям окружающей среды.

Основные симптомы

Возрастная психология этого периода выделяет симптомы кризиса, которые родители могут заметить самостоятельно. Каждому из них есть объяснение:

  1. Непослушание, несвойственное ребенку, проявляется подсознательно. Семилетка начинает отстаивать свою позицию, а отказы выполнять волю родителей помогают становлению личности. Наказывать за такое поведение нельзя, основательные объяснения не дадут положительного эффекта. Отсутствие давления на малыша поможет сгладить ситуацию.
  2. Каждый родитель 7-летнего ребенка сталкивается с упрямством. Это второй симптом начала кризиса. Чадо начинает настаивать на своем, требовать, противиться отказам. Он не желает обладать какой-либо вещью, а самоутверждается. При этом цель, которой он добивается, отходит на второй план, на первый выходит сам процесс требования.
  3. Наибольшие проблемы доставляет строптивость, из-за которой начинаются проблемы с учебой. Малыш отказывается подчиняться правилам, посещать детский сад или школу, спокойно сидеть на занятиях. 
  4. Взаимосвязано с предыдущими симптомами возникает своеволие. Ребенок хочет полностью обслуживать себя самостоятельно, помогать родителям. Лучший способ справиться с этой ситуацией – направить энергию малыша в нужное русло: предлагать ему альтернативные задания, с которыми он справится, давать ограниченную свободу выбора. Самостоятельность можно проявить по-разному: выбрать одежду из предложенных вариантов, предложить книгу для чтения.
  5. Не во всех случаях с чадом можно договориться. Кризис 6-7 лет характеризуется состоянием протеста и ссор, которые изматывают всех членов семьи. Такое поведение связано с внутренними конфликтами, которые чувствует ребенок. Они появляются из-за сложностей адаптации внутри класса, а выплескивает ребенок их на всех окружающих.
  6. Еще один характерный симптом – обесценивание идеалов. То, что раньше казалось хорошим, становится неприятным для малыша. Он может ломать любимые и дорогие ему ранее игрушки, теряет привязанность к вещам. С особым удовольствием дети демонстрируют неприемлемое поведение, повторяют бранные слова, проявляют деспотизм, подчиняют своей воле всю семью.

Еще одним важным симптомом является увлечение игрой «в школу». Маленький человек стремится стать взрослее, пользоваться красивыми вещами. При этом до конца кроха не понимает, что от него будет требоваться.

Первые симптомы можно заметить в шесть лет. К 8 годам действие кризиса ослабевает. Родителям важно правильно действовать при появлении первых признаков сложного периода. Чрезмерная опека, использование неосознанных запретов только усугубят ситуацию.

Правила поведения родителей

Паника – плохой советчик в вопросах воспитания. Взрослым нужно успокоиться и придерживаться ряда правил:

  1. Объяснять запреты, иначе у детей не будет их восприятия. Любые ограничения должны выставляться как советы, пожелания. Явная негативная реакция будет отсутствовать. Родители боятся потерять свой авторитет, но на этом этапе важнее выстроить доверительные отношения. Тем более, что инстинктивно дети всегда тянутся к старшим, прислушиваются к их советам.
  2. Слушайте чадо, смотрите вместе фильмы, читайте. Установите дружеские отношения, отбросьте резкую критику, не обрывайте рассказ крохи на полуслове. Отсутствие насмешек над переживаниями маленького человечка впоследствии избавит от боязни публичных выступлений. 
  3. Советуйтесь с семилеткой, чтобы он чувствовал себя значимой частью семьи. Обсуждайте покупки, рассказывайте крохе о финансовом состоянии семьи. Это позволит вам добиться того, что ребенок не будет таскать у вас деньги или требовать крупных покупок. Выдерживайте правило золотой середины – советуйтесь поверхностно, не заостряя внимания на экономической стороне жизни. Не переносите на кроху трудности. Достаточно сказать, что временно деньги есть только на необходимые вещи.
  4. Запрещено использование насилия для целей воспитания. Физические наказания оставят обиду на всю жизнь, а моральные истязания приведут к невозможности отказать (даже при опасных ситуациях), снизят самооценку.

Пестовать семилетку стоит не постоянно. Период кризиса 7 лет у ребенка – время, когда он начинает взрослеть. Ему необходимо проводить время с друзьями, без родителей, читать в одиночестве, самостоятельно делать уроки, конструировать, рисовать.

К 6-летнему возрасту у малыша должны быть своя комната или место, где его на время оставят в покое другие члены семьи.

Рекомендации психолога

Психологам часто приходится сталкиваться с крохами, переживающими личностные кризисы. Родителям семилеток они дают советы:

  1. Большинство конфликтов возникают из-за категоричности требований и большого количества условий, которые должно выполнять чадо. Старайтесь направлять ребенка мягко, приводите примеры из жизни, придумывайте рассказы, читайте поучительные сказки.
  2. Стремление действовать наперекор взрослым – нормальное явление. Пусть кроха один раз прочувствует, что поступил неверно, а потом вам останется лишь напоминать ему об этом. Разрешите ему не надевать шапку, вскоре он сам поймет, что зря пошел без нее.
  3. Дайте возможность спорить, пусть ребенок приводит аргументы своей правоты, а вы будете внимательно слушать. 
  4. Забудьте про четкий распорядок дня. Не нужно составлять расписание на каждый день, дайте школьнику неделю, и он выстроит для себя удобный режим работы или отдыха. Мягко напоминайте лишь о необходимости домашней подготовки.
  5. Найдите несколько положительных примеров среди героев книг, мультфильмов. Прогуливающему уроки чаду можно прочитать повесть Носова про Витю Малеева. Это произведение также подойдет малышам, испытывающим проблемы с усвоением материала.

Помните, ребенок – не ваша вещь. Он личность, к которой нужно прислушаться, учитывать его желания. Он не должен быть абсолютной копией родителей или исполнить ваши мечты детства.

Наиболее часто конфликтные ситуации на фоне семилетнего кризиса возникают из-за ошибок родителей. На их деспотизм кроха ответит неповиновением. Держать его в страхе — тоже не выход, за физические наказания он отомстит в подростковом и более старшем возрасте. Старайтесь стать другом для своего малыша, чтобы преодолеть кризисный период вместе. Для него это время также проходит тяжело.

pups.su

Кризис 7 лет у ребенка: возрастная психология, советы родителям

Развитие человека происходит всю его жизнь. У детей скачки взросления более заметны. Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Кризис семи лет в психологии считается естественным процессом, связанным с адаптационным периодом малыша к быстро изменяющимся внешним условиям. Однако некоторые предпочитают думать о возникновении сложностей общения с ребенком, как следствии ошибок в воспитании.

Характерные возрастные черты

На смену манипулятивным играм приходят ролевые. Родители становятся образцом для подражания, являются передатчиками общественных норм. Познание мира отношений между людьми дошкольником происходит через ролевые игры, общение.

Игровая обстановка является необходимой составляющей для правильного психоэмоционального развития маленького человека. В процессе игры малыш перестает бояться, избавляется от воздействия травмирующих моментов (к примеру, ночных кошмаров).

У дошкольника:

  • происходит активное развитие воображения;
  • осуществляется формирование наглядного мышления;
  • начинается формирование мышления с помощью понятий;
  • отстраивается собственное видение мира;
  • изменяется мотивационная система;
  • наблюдается большая свобода поведения.

Основа новой позиции— готовность ребенка к школе. Кроме того, следует понимать степень сформированности личности, ее характерные черты, перспективы. Психология ребенка 7 лет состоит из следующих факторов:

  1. Степень притязательности показывает, насколько ребенок уверен в своих силах. Формирование этого чувства происходит, благодаря «взлетам» и «падениям». Чем больше успешных результатов получил малыш, тем он увереннее в себе. Целью родителей является поощрение успехов ребенка, его направление в нужное русло.
  2. Перспективность подразумевает жизненную цель. Если малыш, смотря на взрослых, осознает, что учеба важна для достижения будущих успехов, он будет иметь положительный настрой к школе. Если ребенок не понимает смысла образовательного процесса, то будет всеми силами сопротивляться обучению.
  3. Концепция собственного «я» содержит 3 части: оценочную, эмоциональную и когнитивную. У ребенка в дошкольном возрасте почти отсутствует самооценка, ориентиром являются внешние критерии. Для его восприятия непонятны такие качества, как доброта и отзывчивость, но на уровне чувств он понимает их. Когнитивная часть подразумевает, насколько ребенок может описать себя. Эмоции характеризуют специфичность восприятия — малыш в таком возрасте все оценивает и запоминает на эмоциональном уровне. Поэтому с дошкольниками можно настроить общение через рисунки.
  4. Мотивационно-побудительная иерархия формируется к 5–6 годам. Малыш способен осмысленно совершать действия, он может делать выбор, проводить анализ смысла поступка.

Отличительные черты кризиса

Главной причиной возникновения поведенческих проблем предшкольного периода является взросление. У малыша полностью меняются жизненные условия, ребенок переживает, волнуется. Ему нужно будет многому научиться, подстроиться под новый график, понимать свою ответственность.

Возрастная психология кризиса у ребенка 7 лет такова, что этот период тяжелопроходит, ребенку необходимо привыкнуть общаться со сверстниками, также переживающими сложности, научиться справляться со школьной нагрузкой.

Специалисты утверждают, кризис семи лет проявляется примерно в 6–8 лет. Точную цифру сказать нельзя, каждый малыш индивидуален. Отличительными особенностями периода являются:

  • неадекватное поведение ребенка, нередкие проявления вредности;
  • наигранный разговор при общении;
  • снижение усидчивости, концентрации внимания;
  • попытки передразнить взрослых;
  • попытки привлечь внимание.

Некоторые дети пытаются ябедничать взрослым. Такие перемены несознательны, ребенок временно теряет контроль над своими поступками. Дошкольник негативно реагируют на критику, разум блокирует все отрицательные сведения, поступающие извне.

Основным толчком кризиса является постепенный уход от детской непосредственности, созревание интеллекта, возникновение тревоги за совершенные действия. Кроме того, малыш переживает за успехи в школе, пытается сопротивляться смене привычных условий.

Симптоматика

Родители сами могут выявить психологические особенности этого периода. Каждая имеет свою логику.

Ребенок перестает слушаться подсознательно, пытается настоять на своем мнении, отказ от выполнения родительских указов помогает развитию. Наказание нежелательно, даже спокойное объяснение редко помогает. Лучше постараться временно отстраниться.

Упрямство тоже является симптомом кризисного периода. Малыш отрицает отказы, становиться требовательным, настойчивым. Таким образом, он самоутверждается. Сама цель становиться не важна, главное — процесс требования.

Следствием первых симптомов является своеволие. Ребенок желает все делать самостоятельно. Лучший выход — постараться направить энергию в желаемое русло: предоставлять ограниченную свободу выбора, давать несложные задания. Например, выбор одежды, еды из нескольких предложенных вариантов.

Начальные признаки могут быть отмечены к шестилетнему возрасту. Ближе к восьми годам симптомы становятся более сглаженными.

Как себя вести родителям

В воспитании ребенка паника — худший советчик. Следует собраться и следовать рекомендациям специалистов.

Запрещая, необходимо приводить обоснование. Каждое ограничение должно преподноситься в форме совета или пожелания. Тогда резкого отказа не последует.

Прислушивайтесь к малышу, проводите вместе больше времени. Пусть ребенок Вам доверяет.Всегда выслушивайте его страхи и волнения. Насмехаться над его тревогами нельзя. В будущем это поможет малышу справиться со страхом выступать публично.

Чаще спрашивайте у ребенка совет. Он почувствует важность своего мнения для взрослых. Обсудите покупки, насущные дела, школу, работу. Но одновременно, не нужно слишком нагружать малыша своими трудностями.

Насилие в воспитательных целях способствует усугублению ситуации, может наложить отпечаток на всю жизнь малыша, снизить его самооценку.

В 7 лет ребенок начинает взрослеть, нужно воспринимать его, как взрослую полноценную личность. Малыш должен почаще общаться со сверстниками, стараться выполнять свои обязанности самостоятельно. Желательно, чтобы у малыша было свое место уединения.

Продолжительность кризисного периода

Начало кризисного периода связывается с получением статуса школьника, предполагающим значительные изменения условий существования малыша: новый коллектив, обязательства, навыки. На основе проведенных исследований выявлено, что этот период обычно продолжается несколько месяцев в зависимости от особенностей конкретного ребенка и поведения родителей.

Можно выделить несколько этапов кризиса:

  • ребенок осознает необходимость идти в школу, следовательно, он повзрослеет, станет более важным;
  • малыш пытается овладеть своим эмоциональным состоянием, начинает общаться спокойнее;
  • полное осознание нового статуса.

Причины кризисного состояния ребенка

Возрастные кризисы являются нормальными этапами в развитии личности человека. Во время их протекания происходит преобразование мышления человека, что ведет к его подготовке к новым жизненным этапам.

Кризис 7 лет отмечается психологами, как один из самых бурных. В это время утрачивается детская непосредственность и происходит формирование позиции малыша в обществе.

В этот период выполняется полная перестройка поведения маленького человека. Он идет в школу, что подразумевает ряд нововведений: ребенок должен соблюдать дисциплину и определенный порядок.

В процессе общения с одноклассниками малыш учится общению. Причем оно происходит не просто так, а по делу.

Школьник осознает две истины. Первая состоит в том, что ему необходимо учитывать мнение окружающих и иногда на время сдерживать свои потребности. Вторая — малыш взрослеет и получает свое место в мире взрослых, что, по его мнению, дает ему право на обладание «взрослыми» вещами.

Малыш посещает школу по различным мотивам:

  1. Игровой. В этом случае ребенок воспринимает школу как игру, но он не готов к выполнению предъявляемых требований.
  2. Демонстративный. Малыши рады новым вещам, они воспринимаются, как этап взросления. Но и в этом случае, ребенок не желает подчиняться, делать уроки, читать.
  3. Учебная. Такой мотивацией к семилетнему возрасту обладают единицы. Но такие дети с удовольствием посещают школу для получения знаний. Подобный подход меньше всего травмирует психическое состояние малыша, позволяет ему быстрее адаптироваться к смене обстановки.

Чувства ребенка

Кризисное состояние представляет собой спор между готовностью и способностью для совершения конкретных действий. Малыш осознает, что он становится все ближе к взрослой жизни, он уже не имеет такой сильной привязанности к родителям. Он старается показать, что стал более важным и самостоятельным.

Ребенок перестает воспринимать игры, иногда даже агрессивно относится к младшим детям. Основной целью является получение самостоятельности вопреки родительской опеке.

Возможные изменения

Несомненно, кризис ребенка — это тяжелый период не только для него, но и для всех остальных членов семьи. Он сопровождается спорами и стрессами. Но, тем не менее, существуют и благоприятные последствия такого явления:

  1. Постепенно формируется готовность к посещению школьных уроков: ребенок старается выполнять все задания, чтобы его похвалили. Он пытается понравиться одноклассникам и учителям.
  2. Малыш проявляет свое «я» — он принимает появившиеся обязательства, приспосабливается к ограничениям.
  3. Малыш старается осмысливать свое состояние. Он может объяснить свои чувства: злость, обиду, радость. Это огромный скачок в развитии, который очень важен в становлении личности.

Нежелательные действия со стороны родителей

Насколько легко пройдет кризис зависит от поведения родителей и других окружающих малыша взрослых. Ниже приведены рекомендации родителям:

  1. Вести малыша в школу не раньше 7 лет.
  2. Предъявлять адекватные требования. Чрезмерная школьная нагрузка ведет к серьезным негативным последствиям.
  3. Отсутствие попыток контролировать действия ребенка, чрезмерно опекать. Нужно дать малышу пространство для своих дел.
  4. Проявление агрессии недопустимо.
  5. При плохой успеваемости нужно проявлять максимальное спокойствие, постараться выяснить причины.

Рекомендуемые действия

В целях более скорого прохождения тяжелого периода специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Лучше заблаговременно показать ребенку школу, ее атрибуты и рассказать о порядке, который малышу нужно будет соблюдать. Можно погулять около школы, заглянуть в будущий класс, познакомить его с учительницей. Регулярные рассказы о школе позволят ему адаптироваться гораздо быстрее, ведь он уже будет готов к тому, что его ждет.
  2. Старайтесь прислушиваться к мнению малыша и его доводам.
  3. Отмените некоторые запреты. Пусть малыш проявит самостоятельностью
  4. Предоставьте малышу больше свободы действий.
  5. Не указывайте, а убеждайте, приводя аргументы.
  6. Хвалите за любые достижения.
  7. Поощряйте за хорошие поступки, оценки.
  8. Поручите ребенку некоторые обязанности. К примеру, уборку в комнате, мытье посуды.

Вероятные риски

Важным действием является поощрение инициативы ребенка, его поддержка. Похвалив ребенка за самостоятельность, родители способствуют развитию его интеллектуальных качеств, инициативности. Наказание, напротив, ведет только к появлению чувства вины. Постепенно это чувство может преодолеть стремление к самостоятельной, ответственной жизни.

mystroimmir.ru

Кризис 7 лет у ребенка: что с этим делать

Как правило, возрастные кризисы настигают ребенка в 1 год, в 3 года, в 7 и в 14 лет, и каждый из них является новым этапом формирования личности малыша. Так, кризис 7 лет всегда связывают с переходом из дошкольного заведения в младшую школу, когда ребенок из-за внезапно свалившейся на него новой ответственности старается всячески проявить свою самостоятельность и схожесть со взрослыми. Как понять, что у вашего чада начался кризис семи лет, что чувствует ребенок в это время и как на это реагировать родителям – читайте далее.

Когда начинается кризис и сколько длится

Как уже было сказано, начало кризиса 7 лет связывают именно с приобретением дошкольником нового для него статуса «школьника», который влечет за собой полную смену привычного образа жизни: появление нового окружения, новых обязанностей, новых навыков. Длится такое явление возрастной психологии, как правило, несколько месяцев (его длительность зависит как от особенностей характера самого малыша, так и от поведения родителей) и имеет несколько определенных этапов:

  • осознание ребенком того, что в скором времени он станет школьником, а значит, станет еще более взрослым и важным;
  • овладение своими эмоциями, которые он начинает выражать нормальным языком, а не плачем и истериками;
  • полное принятие нового статуса «школьника».

Признаки кризиса 7 лет

Зачастую данный возрастной период характеризуется:

  • частыми и беспричинными сменами настроения;
  • непослушанием и полным игнорированием каких-либо просьб;
  • чрезмерными капризами;
  • нарочитой демонстрацией своей «взрослости», подражанием манерам и привычкам взрослых;
  • проявлением самостоятельности и независимости;
  • появлением логичности в словах и поступках.

С чем связан кризис

В первую очередь, кризис данного возраста связан с физиологическими изменениями, которые творятся в организме дошкольника, так как именно в 6-7 лет у детей происходит чрезмерно активное созревание. Так, у ребенка меняются молочные зубы, резко вытягивается тело, а главное – у него начинает крайне быстро развиваться лобный отдел коры полушарий мозга, отвечающий за логичность и последовательность слов и действий. Резкие перемены настроения также объясняются тем, что у малыша резко возрастает подвижность нервных процессов и процессов возбуждения в частности.

Впервые в жизни ваш кроха приобретает свое социальное «Я», ведь он становится объектом значимой для общества учебной деятельности. Он сталкивается со множеством перемен: меняется его распорядок дня, окружение, появляется множество новых правил, новый авторитет и покровитель – учитель, его деятельность впервые приобретает важность и оценивается другими людьми. Все это не может пройти бесследно и не затронуть психику ребенка.

Что чувствует ребенок

Кризис – это конфликт между готовностью и возможностью совершить определенные действия. Ребенок понимает, что он более не мамин и папин, как было до этого, что ввиду его новой деятельности он близок ко взрослой жизни, как никогда, и стремится всем доказать свою самостоятельность и важность. Игры, как пережиток «детской жизни», отходят для него на второй план, нередко у него возникает агрессия и к деткам младшего возраста. Самостоятельная жизнь – это цель №1, и именно поэтому конфликты с родителями, которые пытаются указывать «взрослому и самостоятельному», становятся частым явлением.

Изменения после кризиса

Несмотря на то, что кризис – это непростое явление, которое нередко сопровождается конфликтами и переживаниями, его разрешение и окончание имеет несколько значимых плюсов:

  1. Ребенок становится психологически готовым к посещению школы и учебе: он стремится получить похвалу за свои старания, заслужить расположение одноклассников и учителей.
  2. У него появляется свое социальное «Я»: он осознает и принимает свои новые обязанности, мирится с определенными ограничениями и т. д.
  3. Между его эмоциями и действиями появляется осмысленность, благодаря которой он может объяснить, почему он зол или, наоборот, почему рад. Это огромный шаг в формировании малыша как личности, ведь так у него появятся первые интересы, хобби и т. д.

Чего нельзя делать

Длительность и глубина кризиса в большей мере зависят от того, как будут вести себя при этом взрослые. Для начала рассмотрим те действия, которые определенно не следует совершать родителям ребенка во время такого явления возрастной психологии, как кризис 7 лет:

  • не отдавайте вашего дошкольника в школу слишком рано, 7 лет – это самый оптимальный возраст;
  • не следует требовать от малыша слишком многого, например, не нужно его отдавать в класс с повышенной нагрузкой при среднем уровне интеллекта или каких-нибудь врожденных заболеваниях, которые как-то повлияли на уровень его развития;
  • не «привязывайте» к себе ваше чадо и не пытайтесь окружить его тотальным контролем, пусть у него будут свои «секреты», друзья и т. д.;

  • не вмешивайтесь в его дела, если он вас об этом не просит, пусть ребенок сам узнает, каковы могут быть последствия тех или иных его действий;
  • не отвечайте агрессией на агрессию;
  • не осуждайте его и не браните за школьные промахи, старайтесь максимально спокойной объяснять, что он сделал не так, и в чем его ошибка.

Что же нужно делать

Родителям для более быстрого и успешного преодоления кризиса необходимо вести себя следующим образом:

  • Начните знакомить ребенка со школой, школьной атрибутикой и школьными правилами заранее: прогуливайтесь мимо школы, загляните внутрь, познакомьтесь с первой учительницей, постоянно рассказывайте малышу о том, что его там ждет, ведь так ребенок будет чувствовать себя намного увереннее с началом школьных будней.
  • Измените свое отношение к ребенку, начните прислушиваться к его мнению и аргументам.

  • Пересмотрите все ваши прежние запреты, возможно, пришло время дать вашему чаду проявить свою самостоятельность.
  • Дайте ему больше свободы, например, если он не хочет делать домашнее задание – не настаивайте, пусть он прочувствует все неприятные последствия этого проступка: замечания учителя, неодобрение одноклассников и т. д.

  • Не приказывайте ребенку, а старайтесь убеждать его, руководствуясь разумными аргументами.
  • Поощряйте его общение с одноклассниками и другими сверстниками.
  • Хвалите свое чадо за каждое новое, пусть даже небольшое, достижение.
  • Возложите на ребенка определенные обязанности, как на взрослого, например: помыть за собой тарелку, убраться в комнате и т. д.

Другие советы

В первую очередь, необходимо смириться и принять то, что кризис 7 лет – это неизбежное явление, но также нельзя забывать, что это явление временное, и его просто надо пережить, как любую другую детскую болезнь.

Главное правило этого периода: примите ребенка таким, каков он есть. Постарайтесь относиться к вашему чаду, как к равному, с уважением, принимая то, что он действительно стал взрослее и заслуживает определенной свободы. Ни в коем случае не идите на конфликты с вашим «школьником». Максимально поддерживайте его во всех начинаниях, помогайте развеять ненужные сомнения. Активно интересуйтесь его интересами, переживаниями, увлечениями, но не будьте слишком назойливы. И помните, что родители при любых обстоятельствах остаются его главной опорой и отрадой.

Видео о кризисе 7 лет

В данном видео детский психолог рассказывает о новообразованиях кризиса 7 лет и об оптимальной модели поведения родителей в этот период.

А есть ли у вас опыт преодоления возрастных кризисов у детей, например, тех, которые настигают ребенка в 1 год или в 3 года? Читайте также и другие наши полезные статьи: например, о том, —как научить ребенка писать—, или о том, —как научить его считать—.

Пришлось ли вам уже столкнуться с кризисом у семилетнего ребенка? Насколько сильно он проявляется у вашего чада? Как помогаете ему преодолеть трудный период? Делитесь опытом и советами в комментариях!

okrohe.com


Смотрите также