Post Icon



Кроха пора в школу


3 признака, что ребёнку пора в школу

В первом классе соседями по парте могут оказаться дети с разницей в возрасте до двух лет. Одним только исполнилось шесть с половиной, другие до восьми ходили на подготовительные занятия. Родители сами решают, отправить ребёнка в школу сразу после детского сада или годик-другой подождать. Как определить, готов ли ребёнок стать первоклассником, рассказала педагог Ева Резван с помощью детского психолога Елены Кандыбиной.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Первый раз в первый класс — один из самых важных и захватывающих сюжетов в жизни каждого школьника. Большинство из нас до сих пор помнят тот день, когда мы с огромным букетом стояли на праздничной линейке, зевая от волнения.

Это событие, к которому надо готовиться заранее. Но некоторые родители понимают слово «заранее» довольно своеобразно. Чуть ли не с пелёнок они придумывают для ребёнка всевозможные активности самого разного вида. Выискивают новые методики раннего развития, забывая о том, что оно должно идти равномерно. Сплошь и рядом встречаются дети, умеющие в три года читать и считать, но серьёзно отстающие в двигательном и эмоциональном плане.

Дело в том, что высшие психические функции, к которым относится интеллект, значительно обширней. Они включают в себя и воображение, и мышление, которое тоже, кстати, бывает разных видов. Например, предметное. Его недоразвитость напрямую отражается на тех же интеллектуальных способностях и учебных успехах. Ребёнок, который в раннем возрасте не лазил на горку или под стол, не вытаскивал содержимое шкафов и не перекладывал формочку одну в другую, — в старшем возрасте плохо усваивает предлоги. В речи и на письме предлоги «над», «под», «внутри» исчезают и путаются. В дальнейшем у такого ребёнка тяжело идёт геометрия.

Дети развиваются, если у них есть материал для развития. Невозможно «отыграть» пространственное и предметное мышление, если сидеть часами перед телевизором или играть на планшете. Тактильные ощущения нельзя увидеть в кино, их можно только почувствовать. Вот и приходится психологам учить шестилеток строить домики из деревянных, а не виртуальных кубиков.

Есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребёнка к школе.

1. У ребёнка есть мотивация учиться

Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития, есть ещё развитие социальное. В нормальной жизненной ситуации до определённого возраста ребёнок слит с матерью. Постепенно он начинает от неё физически и социально отдаляться. Годам к трём он уже осознаёт свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную социальную жизнь. В этом возрасте детей часто отдают в сад, где они начинают нарабатывать социальные связи, которые к пяти-шести годам должны выйти на новый уровень.

Игры ребёнка тоже трансформируются. Сначала он играет один, потом куколками, предметами, фигурками, которые у него выполняют социальные роли, а он ими руководит. Становясь старше, ребёнок начинает примерять уже на себя разные социальные роли. Так появляются игры в дочки-матери, в доктора, продавца или лётчика, которые со временем становятся групповыми и начинают включать в себя элементы ответственности. «Ты пропустил мяч, и из-за тебя мы проиграли», — такие фразы ребёнок вполне в состоянии осмыслить и принять к сведению. Он уже способен за что-то отвечать и соблюдать правила. В идеале к семи годам он должен «наиграться» и быть готовым действовать по правилам для достижения результата, который кажется ему необходимым.

Елена Кандыбина, психолог Центра практической психологии и психотерапии «Белый аист»:

Учебная мотивация — это способность ребёнка ориентироваться на общий результат и достигать социального успеха через преодоление, например, сдерживание собственной импульсивности. Необходимо, чтобы к школе у ребёнка был хотя бы зачаток учебной мотивации. Если её нет совсем — в школу идти нельзя.

2. Ребёнок умеет концентрировать своё внимание

Ребёнок должен быть способен физически отсидеть урок, не просто сдерживая свои импульсы, а удерживая внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Хотя бы в течение получаса. У ребёнка, который такой способностью не обладает, есть два варианта поведения: либо он начинает активно двигаться, встаёт или, наоборот, лезет под парту, задирает одноклассников, либо «вываливается». Никому не мешая, такой ребёнок тихо сидит за партой и даже создаёт иллюзию того, что слушает учителя. В действительности его мысли где-то далеко, и привлечь его внимание может только неоднократный окрик преподавателя.

Этот вид развития человека неслучайно называется эмоционально-волевым. Наша воля основана на понимании себя, своих эмоций. Когда мы понимаем, что с нами происходит, мы лучше можем определить, что нам надо с собой сделать, чтобы достичь желаемого результата. Для развития воли ребёнка нужно развивать его эмоции. Для этого хороши игры на различение ощущений — горячо-холодно, тяжело-легко, весело-грустно. Или эмоционально-ролевые: «Представь, что ты разъярённый лев», «Покажи, как собачка радуется».

Елена Кандыбина:

Способность ребёнка удерживать внимание на неинтересном, но нужном можно проверить в бытовых условиях. Сможет ли он, помогая маме, полчаса резать салат, если не сам загорелся таким желанием, а выполняет просьбу взрослого? Или при игре в настольные игры. Что делает ребёнок, пока ожидает своего хода? Терпеливо и внимательно ждёт или бегает вокруг стола? Или его нужно окликнуть, когда очередь в игре доходит до него?

3. У ребёнка развиты интеллект и моторика

Любые нарушения в этой области замечаются проще всего. Именно на их выявление направлены почти все тесты и задания для дошкольников. Результаты легко фиксируются в количественном исчислении: столько-то слов запомнил, за такое-то время прочитал или сосчитал. Фактически при определении готовности ребёнка к школе только это и проверяется. Но и тут у современных детей не всё гладко. Специалисты отмечают слишком большой процент первоклассников с психофизическим инфантилизмом — ситуацией, когда ребёнку, допустим, семь лет, а выглядит и ведёт себя он на пять. Моторные процессы его недостаточно развиты. Не соответствует возрасту координация «глаз-рука» — жизненно важная вещь для обучения. Это и способность писать, удерживая буквы ровными и соразмерными, и читать, фиксируя взгляд на определённой строчке. Если мозг ребёнка ещё до этого не дорос, он просто физически не способен сделать то, что от него требуют, или же может это сделать только при очень большом напряжении и недолго.

Елена Кандыбина:

Это ещё хорошо, если ребёнок совсем не может писать ровно или читать, не перескакивая от слова к слову. В какой-то момент взрослые это поймут и отстанут. Гораздо хуже, если он может путём огромного напряжение в течение трёх минут написать пару предложений. В такой ситуации взрослые делают вывод, что ребёнок просто ленится. «Посмотри, ты же можешь! Почему ты не стараешься?» А он старается из последних сил. Только сил у него этих ещё совсем мало, а родители даже не заметили, что он выдал свой максимум.

Фото: iStockphoto (DragonImages, FamVeld, romrodinka)

mel.fm

Пора в школу

Нам, взрослым, не всегда легко возвращаться после длительного отпуска на работу. А представьте, как ребенку включиться в школьный график после беззаботного лета. Как помочь в такой ситуации?

Около 90% школьников сталкиваются с синдромом «1 сентября». Через неделю после начала занятий ребенок начинает активно протестовать. Он раздражается по пустякам, капризничает, плохо кушает и беспокойно спит. В чем причина? В сбое ритмов. После трех месяцев вольной жизни организм ребенка не может так быстро перестроиться к нагрузке в школе. Он не хочет возвращаться в атмосферу «так надо».

К счастью такое состояние нельзя назвать болезнью. К концу месяца это проходит. А для того, чтобы процесс прошел быстрее и менее болезненно для ребенка, следуйте некоторым советам:

1. Систематизируйте режим для ребенка. Подъем должен быть в строго определенное время. Потом зарядка и завтрак. Вечером то же самое. Отправляйте ребенка в постель в одно и то же время и не позднее 22.00.

2. Уделяйте внимание полноценному сну ребенка. «Младшему» школьнику достаточно 11 часов отдыха.

3. Не заставляйте ребенка выполнять домашние задания сразу после уроков. Он должен погулять на свежем воздухе. И особенно это важно в первые недели после начала учебного процесса.

4. Не давайте ребенку возможности скучать. Организовывайте ежедневные «игры» в уроки. Пускай они будут не более 15-20 минут, но сколько полезного они принесут. Читайте, пишите, рисуйте. Таким способом вы ненавязчиво будете имитировать учебный процесс. Игра – это один из самых главных помощников. «Постройте» школу, рассадите куклы и игрушки и вместе поиграйте в школу. Дайте ребенку возможность побыть в роли учителя. Пускай он почитает своим «ученикам» сказку или покажет, как рисовать животных.

5. Старайтесь не применять никаких нравоучений, наказаний и не пытайтесь добиться чего-то от ребенка любой ценой. Дети осознают, что у них большая нагрузка. Поэтому, не спешите его сразу отдавать в секцию или кружок.

6. Если процесс привыкания затянулся, покажите ребенка педиатру, психологу или невропатологу.

Мы хотим, чтобы ребенок отдохнул летом и набрался сил. Но не стоит ему позволять лежать в кровати до обеда, завтракать в обеденное время и играть с друзьями до полуночи. Ему будет намного труднее втянуться в учебный процесс после первого сентября. А начало учебного года – это всегда большой стресс для ребенка любого возраста. А для первоклашек – это вдвойне труднее.

Похожие статьи:

В школу с шести лет? (3490 Просмотров)

Дошколята > Готовимся к школе

В последнее время стало довольно распространенным явление, когда родители отдают своего ребенка в школу не в семь, а в шесть лет. Однако с другой стороны многие родители категорически против этого. Существует ли...

Пора вводить прикорм! (3028 Просмотров)

Грудной возраст > Питание

Ваш малыш очень быстро растет и развивается. Приходит время, когда грудное молоко или смесь не удовлетворяет его потребности. Это означает, что пора вводить прикорм.

Пора на моря! (3210 Просмотров)

Беременность и роды > Здоровье беременной

Ничто так не изматывает, как знойная жара. В эти дни, как никогда хочется очутиться на берегу моря: оказаться в объятиях ласкового солнышка и освежающей морской пены. Как показали исследования, для купания в море нет...

Как собрать ребенка в школу (3451 Просмотров)

Дошколята > Готовимся к школе

Кажется, только-только ваш малыш появился на свет, совсем еще недавно был крохой, а в этом году уже идет в первый класс. Как летит время! Каждый год миллионы родителей с радостью и тревогой повторяют эти слова.

Пора знакомиться с добрым Дедушкой Морозом (3408 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

В жизни вашего ребёнка наступил момент знакомства с Дедушкой Морозом, это волнительно и очень интересно, ведь каждый ребёнок по-своему представляет дом Дедушки Мороза и заветную фабрику игрушек. Оптимальный возраст...

child-hood.ru

Домашний ребенок идет в школу

Я всегда немного завидовала родителям, чьи дети подолгу посещали детский сад. Мне же такое счастье не выпадало. С первыми двумя отпрысками ситуация шла по единому сценарию: походили 3 дня, простудились, еще  пару дней, снова заболели… и так, несколько месяцев, пока я не находила няньку. Дальше все было замечательно, но всегда очень беспокоил вопрос о том, как домашний ребенок будет приспосабливаться к школьному коллективу. Ведь игры во дворе и часы,  проведенные за одной партой – совершенно разные вещи.

Малышу, привыкшему быть центром внимания в семье, достаточно сложно адаптироваться к новым условиям. Дома, что бы ни делал кроха, он всегда самый лучший и замечательный. В школе же, даже самый подготовленный к наукам ребенок, может почувствовать дискомфорт. Учеников ведь много. Один лучше запоминает стихи, другой превосходно рисует, третий быстрее всех бегает… Неожиданно, домашний малыш осознает, что он далеко не самый-самый. А переживают открытие все по разному: кто-то всеми силами стремится обогнать сверстников, забывая про прогулки, но большинство замыкаются в себе, превращаясь в серых мышек.

Вторая проблема – в неправильной мотивации к учебе. Для ребенка, не посещавшего садик, школа – это, прежде всего, возможность пообщаться, найти новых друзей, что называется: «на людей посмотреть, себя показать». К сожалению, на выстраивание отношений, порой, тратится все свободное время крохи, а учебники мирно пылятся в сторонке.

Третий вопрос, остро встающий перед школьником,  - взаимоотношение с учителем. Если садиковские дети регулярно общались с воспитателем, то для остальных – это новый процесс, в нюансах которого только предстоит разобраться.

И последняя проблема – строгий режим, с которым многие домашние детки впервые сталкиваются именно в стенах учебных заведений.

Как видим, адаптироваться в новых условиях не так просто. Поэтому стоит приложить усилия, чтобы помочь любимому ученику. Детские психологи рекомендуют, в таких случаях, использовать ролевые игры. Не пугайтесь этого словосочетания. На самом деле все очень просто. Разбирайте  с малышом всевозможные модели поведения. Например, пусть вы будете учителем. Преподаватель говорит на уроке, что работа в альбоме, выполненная дома, не совсем удачна. Что нужно делать? Прежде всего, не расстраиваться,  поднять руку и спросить, как исправить задание. Задумайтесь и над взаимоотношениями в детском коллективе. Какие вопросы могут возникнуть, по вашему мнению?

Обязательно наладьте контакт с классным руководителем. Он должен знать о проблемах малыша. Совместными усилиями вы добьетесь значительно большего. Помните, если вы находите какие-то действия учителя неправильными, говорить об этом можно только с глазу на глаз, без присутствия ребенка.

Готовить кроху к школе необходимо заранее. Как минимум с лета приучите его вставать в одно и то же время. Запишите сына или дочку в специальный подготовительный класс. Даже общаясь один раз в неделю с будущими одноклассниками,  ребенку будет намного проще. 

lopotun.ru

Ребенку пора в школу. Что узнать и к чему готовиться?

Эти вопросы волнуют родителей, и правильно, что волнуют. Потому что в определенной мере это выбор судьбы для маленького человека.

Как учителю-профессионалу, на такие вопросы мне приходится отвечать довольно часто. Но прежде чем давать советы, предлагаю определиться с задачей.

Отдавать в школу — зачем?

1. Чтобы сформировать винтик государственной машины? Сделать человека удобным для жизни в социуме?

2. Чтобы обеспечить его знаниями, необходимыми для цивилизованного человека?

3. Создать полноценную функциональную систему головного мозга?

Если вы отдаете ребенка в школу, руководствуясь первыми двумя целями — я вам не советчик. Если третьей — могу поделиться информацией.

Совет первый

Высшие психические функции развиваются каждая в свое время. Бесполезно требовать от малыша, чтобы он просился на горшок, если он еще не умеет контролировать свои физиологические функции, но приучать постепенно надо, упреждая потребности. Толковая мать не будет ни стыдить, ни наказывать за мокрые штанишки. А просто после еды эти штанишки снимет и посадит на горшок. Да еще похвалит, если все как надо получится. А если не получится — попробуем опять.

До семи лет у ребенка развивается (по выражению психологов) речевой контур. И развивается он в общении со взрослыми. Не мною замечено: стоит отдать развитого ребенка в детский сад, где 20−25 человек в группе, и он «теряет» индивидуальность речи. Начинает говорить «как все».

Яркая, образная, выразительная речь — подарок ребенку на всю жизнь, но сделать этот подарок можно, только пока он не начал целенаправленно обучаться грамоте. Потом контур формирования речи закрывается. Говорите с ребенком, читайте ему, учите с ним стихи, играйте в слова. Хотите — учите читать, только не превращайте игру в обязанность. И если есть малейшая возможность — не отдавайте ребенка в школу с 6 лет, он еще не готов.

В подготовительной группе детского сада занятия длятся не больше 20 минут. Выдержать 45 минут, да еще в одной позе — для ребенка каторга. Особенно в гимназии, где с первых месяцев по 5−6 уроков. Даже для семилетнего три урока — максимум, не считая, конечно, физкультуры, танцев или пения. А домашние задания! Это же издевательство. Особенно, если мамы, добиваясь идеального выполнения, заставляют переписывать работу по нескольку раз.

Совет второй

Для семилетнего человечка выбирают не школу — учителя. Чем ближе школа к дому, тем удобнее и вам, и ребенку. Обычно более сильные учителя работают в гимназических классах, но это не обязательно. Из личного опыта знаю, что лучшие для администраторов учителя те, кто все выполняет «под есть».

Как-то, будучи совсем еще молодым учителем, взяла классное руководство в 5-м классе. Вернее, мне его дали по блату. Моя старшая сестра была приятельницей директора, и та, принимая меня на работу, выбрала класс, который вела лучшая учительница: дети пели, танцевали, занимали даже призовые места в районе и городе. Но работать в нем… Это был кошмар. Вести уроки было невозможно. Дети, дерганные, взвинченные, вообще не воспринимали ничего, кроме крика.

Я бы сбежала, уверовав в свою профнепригодность, если бы не параллельный 5 класс. В начальной школе в нем работала самая «плохая» учительница. Ее «стирали» на каждом педсовете, на каждой летучке. Но класс был как хорошо настроенный орган. Спокойные, трудолюбивые дети, объяснения понимали с полуслова, а если что-то было непонятно (я работала первый год), поднимали руки и вежливо просили «повторить своими словами». Они воспринимали меня как друга, с которым делают общее дело.

Поэтому не поленитесь, сначала поговорите с соседями (лучше с несколькими), дети которых заканчивают начальную школу. Довольны ли они учительницей, любят ли ее дети, ходят ли в школу с удовольствием, сколько времени делают домашнее задание, что она требует в первую очередь? Каковы успехи? Как называют учительницу, есть ли у нее прозвище (у любимых учителей прозвищ обычно не бывает). Родителям не надо беречь «честь мундира», и они выложат все как есть.

Поговорите со знакомыми, если не найдете подходящего учителя в ближайшей школе. Я помню несколько примеров, когда ребенка специально отдали в школу раньше или, наоборот, позже, чтобы он попал к определенному учителю. И никто еще не жалел.

Кстати, частную школу выбрать сложнее. Она слишком зависит от количества учеников и носится с ними как курица с яйцами, часто выдавая желаемое за действительное.

Лучше, если у вас будет не один, а пара-тройка вариантов. Администрация не любит, когда родители диктуют, какой учитель им нужен. Были случаи, когда директор, испугавшись количества заявлений, вообще не давала «избранному» учителю первого класса. Так что, если уж решили отдать ребенка кому-то персонально, стойте на своем, вплоть до изъятия заявления.

И последнее. Зайдите в школу. Поговорите с учителем сами, прикиньтесь полными профанами, попросите совета: читает-не читает; любит-не любит… Да мало ли у родителей вопросов. И, кстати, по дороге загляните в туалет, которым пользуется начальная школа. Теги: учителя, школьник, первоклассник, школа, ребенок, выбор

shkolazhizni.ru


Смотрите также