Post Icon



Кюй это


Кюй - это... Что такое Кюй?

Кюй — это инструментальная пьеса, весьма небольшая по времени звучания (2 - 4 мин.), но очень глубокая по содержанию и отточенная по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального мышления. Встречается в культуре почти всех тюркских кипчакских племен, в основном у казахов и киргизов. Исполняются на разных народных инструментах (смычковых, духовых и щипковых). В большинстве случаев кюи исполняются на щипковых инструментах этих народов: домбра у казахов и комуз у киргизов. В XX веке в казахской культуре ставились эксперименты также и по хоровому исполнению кюев.

Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов — этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние», «настроение». Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра, который призван отражать все движения человеческой души, что, однако, не противоречит таким особым его качествам, как повествовательность, изобразительность, персонификация.

Кюи в казахской культуре, исполняемые на казахской домбре

Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах [1].

В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Например, кюй «Ақсақ құлан» (aqsaq qulan-хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.

Древние композиторы кюев

Домбыровые кюи сложились в результате многовекового народного исполнительного искусства. В памяти казахского народа остались имена многих средневековых выдающихся музыкантов: Сыпыра Жырау (Sypyra-Zhyrau 14 век), Қазтуған (Qaztugan, Казтуган), он же и Абулькадир (Abulqadir, 15 век), Асанқайғы (Asanqaigy, Асанкайгы, 14-15 века), Байжігіт (Baizhigit, Байжигит, 15-16 века). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину 19 века. В те времена жили создавали свои замечательные классические произведения такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Құрманғазы Сағырбай (Qurmangazy Sagyrbai, Курмангазы Сагырбаев, 1823—1889), Махамбет Өтемісұлы (Mahambet Otemisuly, Махамбет Утемисов, 1803—1846), Дәулеткерей Шығаұлы (Даулеткерей, 1820—1875), Таттімбет Қазанғапұлы (Tattimbet Qazangapuly, Таттимбет (Казангапов), 1817—1862), Абыл Тарақұлы (Abyl Taraquly, Абыл Таракулы (Тараков), 1820—1892), Есбай (Esbai 1810—1901), Қазанғап (Qazangap, Казангап 1854—1921), Тоқа Шонманұлы (Toqa Shonmanuly, Тока Шонманулы (Шонманов), 1830—1904), и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова, 1861—1955), Сүгір Али-ұлы (Sugir Aliuly, Сугур Алиев,1882-1961) и другие.

Виды кюев

Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов. Каждый исполнитель и композитор кюев всегда имел свой стиль и особенность игры.

Содержание кюев по замыслу самое разнообразное. Одни из них передают философские раздумья кюйши о смысле жизни (Дәулеткерей или Даулеткерей или Dauletkerei, «Жігер» или Жигер-жизненная энергия; Қазанғап или Казангап или Qazangap, «Көкіл» или Кокил-Мелодия моей души; Өсен төре или Усен торе или Osen Tore, «Өттің дүние, кеттің дүние» или Оттин дуние, кетин дуние, или ottin dunie, kettin dunie — прошло мое время), другие кюи представляют представляют тонкие психологические портреты людей (Құрманғазы или Курмангазы Qurmangazy, «Төремұрат» или Торемурат или Toremurat; Мамен (Mamen), «Ақшолпан» или Aqsholpan, или Акшолпан, Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Асем коңыр» или асем коныр или Asem qonyr), третьи кюи воспевают красоту степных просторов, родного края (Құрманғазы, или Курмангазы, или Qurmangazy «Сары Арқа» или Сарыарка или Saryarqa-золотая степь; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Саржайлау» или Sarzhailau-золотое пастбище; Боғда или Bogda или Богда, «Жем суының тасқыны» или Жем суынын таскыны или Zhem Suynyn tasqyny-Бушующий Жем, др) . Многие кюи повествуют о важных событиях в жизни народных музыкантов (Құрманғазы или Qurmangazy или Курмангазы, «Аман бол, шешем, аман бол» или Aman bol sheshem, aman bol, -До свидания, мама, до свидания; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Көкей кесті» или кокоей кести или Kokei kesti-сокровенное; Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Қарақасқа ат» или Каракаска ат или Qaraqasqa at-черный конь с белым пятном на морде.) Особую группу составляют кюи, посвященные животным и птицам (народные «Бозіңген» или Bozingen или Бозинген -верблюдица, «Телқоңыр» или Телконыр или Telkqonyr-прим. Кличка коня; Әшімтай или Ashimtai или Ашимтай, «Қоңыр қаз» или Коныр каз или Qonyr qaz-коричневый гусь; Сүгір или Sugir или Сугур-«Аққу» или Акку или Aqqu-лебедь). Фактически, кюи передают все сложную и многогранную картину жизни кочевников.

В соответствии с географическим положением обширных регионов Казахстана и их историко-культурным своеобразием в казахской инструментальной музыке сложились разные региональные (локальные) традиции, композиторские школы и стили исполнения домбровых кюев: это восточно-казахстанская (Шы-ѓыс), аркинская (Арќа), каратауская (Каратау), жетысуйская (Жетісу), сырдарьинская (Сырљњірі), мангыстауская (Мањѓыстау), западно-казахстанская (Батыс) [2].

Традиции кюев

Полностью сохранились две традиции домбрового искусства: төкпе или tokpe или токпе (Западный Казахстан) и шертпе или shertpe (Восточный, Южный и Центральный Казахстан). Кюи шертпе и токпе отличаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно-казахстанские кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.

Литература

  • 1. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура:исследования и поиски.
  • 2. Аравин. П. В. Степные созвездия. — Алма-Ата, 1979.
  • 3. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  • 4. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  • 5. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  • 6. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  • 7. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  • 8. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.

Ссылки

Кюй - это... Что такое Кюй?

Кюй — это инструментальная пьеса, весьма небольшая по времени звучания (2 - 4 мин.), но очень глубокая по содержанию и отточенная по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального мышления. Встречается в культуре почти всех тюркских кипчакских племен, в основном у казахов и киргизов. Исполняются на разных народных инструментах (смычковых, духовых и щипковых). В большинстве случаев кюи исполняются на щипковых инструментах этих народов: домбра у казахов и комуз у киргизов. В XX веке в казахской культуре ставились эксперименты также и по хоровому исполнению кюев.

Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов — этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние», «настроение». Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра, который призван отражать все движения человеческой души, что, однако, не противоречит таким особым его качествам, как повествовательность, изобразительность, персонификация.

Кюи в казахской культуре, исполняемые на казахской домбре

Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах [1].

В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Например, кюй «Ақсақ құлан» (aqsaq qulan-хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.

Древние композиторы кюев

Домбыровые кюи сложились в результате многовекового народного исполнительного искусства. В памяти казахского народа остались имена многих средневековых выдающихся музыкантов: Сыпыра Жырау (Sypyra-Zhyrau 14 век), Қазтуған (Qaztugan, Казтуган), он же и Абулькадир (Abulqadir, 15 век), Асанқайғы (Asanqaigy, Асанкайгы, 14-15 века), Байжігіт (Baizhigit, Байжигит, 15-16 века). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину 19 века. В те времена жили создавали свои замечательные классические произведения такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Құрманғазы Сағырбай (Qurmangazy Sagyrbai, Курмангазы Сагырбаев, 1823—1889), Махамбет Өтемісұлы (Mahambet Otemisuly, Махамбет Утемисов, 1803—1846), Дәулеткерей Шығаұлы (Даулеткерей, 1820—1875), Таттімбет Қазанғапұлы (Tattimbet Qazangapuly, Таттимбет (Казангапов), 1817—1862), Абыл Тарақұлы (Abyl Taraquly, Абыл Таракулы (Тараков), 1820—1892), Есбай (Esbai 1810—1901), Қазанғап (Qazangap, Казангап 1854—1921), Тоқа Шонманұлы (Toqa Shonmanuly, Тока Шонманулы (Шонманов), 1830—1904), и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова, 1861—1955), Сүгір Али-ұлы (Sugir Aliuly, Сугур Алиев,1882-1961) и другие.

Виды кюев

Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов. Каждый исполнитель и композитор кюев всегда имел свой стиль и особенность игры.

Содержание кюев по замыслу самое разнообразное. Одни из них передают философские раздумья кюйши о смысле жизни (Дәулеткерей или Даулеткерей или Dauletkerei, «Жігер» или Жигер-жизненная энергия; Қазанғап или Казангап или Qazangap, «Көкіл» или Кокил-Мелодия моей души; Өсен төре или Усен торе или Osen Tore, «Өттің дүние, кеттің дүние» или Оттин дуние, кетин дуние, или ottin dunie, kettin dunie — прошло мое время), другие кюи представляют представляют тонкие психологические портреты людей (Құрманғазы или Курмангазы Qurmangazy, «Төремұрат» или Торемурат или Toremurat; Мамен (Mamen), «Ақшолпан» или Aqsholpan, или Акшолпан, Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Асем коңыр» или асем коныр или Asem qonyr), третьи кюи воспевают красоту степных просторов, родного края (Құрманғазы, или Курмангазы, или Qurmangazy «Сары Арқа» или Сарыарка или Saryarqa-золотая степь; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Саржайлау» или Sarzhailau-золотое пастбище; Боғда или Bogda или Богда, «Жем суының тасқыны» или Жем суынын таскыны или Zhem Suynyn tasqyny-Бушующий Жем, др) . Многие кюи повествуют о важных событиях в жизни народных музыкантов (Құрманғазы или Qurmangazy или Курмангазы, «Аман бол, шешем, аман бол» или Aman bol sheshem, aman bol, -До свидания, мама, до свидания; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Көкей кесті» или кокоей кести или Kokei kesti-сокровенное; Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Қарақасқа ат» или Каракаска ат или Qaraqasqa at-черный конь с белым пятном на морде.) Особую группу составляют кюи, посвященные животным и птицам (народные «Бозіңген» или Bozingen или Бозинген -верблюдица, «Телқоңыр» или Телконыр или Telkqonyr-прим. Кличка коня; Әшімтай или Ashimtai или Ашимтай, «Қоңыр қаз» или Коныр каз или Qonyr qaz-коричневый гусь; Сүгір или Sugir или Сугур-«Аққу» или Акку или Aqqu-лебедь). Фактически, кюи передают все сложную и многогранную картину жизни кочевников.

В соответствии с географическим положением обширных регионов Казахстана и их историко-культурным своеобразием в казахской инструментальной музыке сложились разные региональные (локальные) традиции, композиторские школы и стили исполнения домбровых кюев: это восточно-казахстанская (Шы-ѓыс), аркинская (Арќа), каратауская (Каратау), жетысуйская (Жетісу), сырдарьинская (Сырљњірі), мангыстауская (Мањѓыстау), западно-казахстанская (Батыс) [2].

Традиции кюев

Полностью сохранились две традиции домбрового искусства: төкпе или tokpe или токпе (Западный Казахстан) и шертпе или shertpe (Восточный, Южный и Центральный Казахстан). Кюи шертпе и токпе отличаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно-казахстанские кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.

Литература

  • 1. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура:исследования и поиски.
  • 2. Аравин. П. В. Степные созвездия. — Алма-Ата, 1979.
  • 3. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  • 4. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  • 5. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  • 6. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  • 7. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  • 8. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.

Ссылки

Кюй - это... Что такое Кюй?

Кюй — это инструментальная пьеса, весьма небольшая по времени звучания (2 - 4 мин.), но очень глубокая по содержанию и отточенная по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального мышления. Встречается в культуре почти всех тюркских кипчакских племен, в основном у казахов и киргизов. Исполняются на разных народных инструментах (смычковых, духовых и щипковых). В большинстве случаев кюи исполняются на щипковых инструментах этих народов: домбра у казахов и комуз у киргизов. В XX веке в казахской культуре ставились эксперименты также и по хоровому исполнению кюев.

Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов — этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние», «настроение». Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра, который призван отражать все движения человеческой души, что, однако, не противоречит таким особым его качествам, как повествовательность, изобразительность, персонификация.

Кюи в казахской культуре, исполняемые на казахской домбре

Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах [1].

В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Например, кюй «Ақсақ құлан» (aqsaq qulan-хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.

Древние композиторы кюев

Домбыровые кюи сложились в результате многовекового народного исполнительного искусства. В памяти казахского народа остались имена многих средневековых выдающихся музыкантов: Сыпыра Жырау (Sypyra-Zhyrau 14 век), Қазтуған (Qaztugan, Казтуган), он же и Абулькадир (Abulqadir, 15 век), Асанқайғы (Asanqaigy, Асанкайгы, 14-15 века), Байжігіт (Baizhigit, Байжигит, 15-16 века). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину 19 века. В те времена жили создавали свои замечательные классические произведения такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Құрманғазы Сағырбай (Qurmangazy Sagyrbai, Курмангазы Сагырбаев, 1823—1889), Махамбет Өтемісұлы (Mahambet Otemisuly, Махамбет Утемисов, 1803—1846), Дәулеткерей Шығаұлы (Даулеткерей, 1820—1875), Таттімбет Қазанғапұлы (Tattimbet Qazangapuly, Таттимбет (Казангапов), 1817—1862), Абыл Тарақұлы (Abyl Taraquly, Абыл Таракулы (Тараков), 1820—1892), Есбай (Esbai 1810—1901), Қазанғап (Qazangap, Казангап 1854—1921), Тоқа Шонманұлы (Toqa Shonmanuly, Тока Шонманулы (Шонманов), 1830—1904), и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова, 1861—1955), Сүгір Али-ұлы (Sugir Aliuly, Сугур Алиев,1882-1961) и другие.

Виды кюев

Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов. Каждый исполнитель и композитор кюев всегда имел свой стиль и особенность игры.

Содержание кюев по замыслу самое разнообразное. Одни из них передают философские раздумья кюйши о смысле жизни (Дәулеткерей или Даулеткерей или Dauletkerei, «Жігер» или Жигер-жизненная энергия; Қазанғап или Казангап или Qazangap, «Көкіл» или Кокил-Мелодия моей души; Өсен төре или Усен торе или Osen Tore, «Өттің дүние, кеттің дүние» или Оттин дуние, кетин дуние, или ottin dunie, kettin dunie — прошло мое время), другие кюи представляют представляют тонкие психологические портреты людей (Құрманғазы или Курмангазы Qurmangazy, «Төремұрат» или Торемурат или Toremurat; Мамен (Mamen), «Ақшолпан» или Aqsholpan, или Акшолпан, Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Асем коңыр» или асем коныр или Asem qonyr), третьи кюи воспевают красоту степных просторов, родного края (Құрманғазы, или Курмангазы, или Qurmangazy «Сары Арқа» или Сарыарка или Saryarqa-золотая степь; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Саржайлау» или Sarzhailau-золотое пастбище; Боғда или Bogda или Богда, «Жем суының тасқыны» или Жем суынын таскыны или Zhem Suynyn tasqyny-Бушующий Жем, др) . Многие кюи повествуют о важных событиях в жизни народных музыкантов (Құрманғазы или Qurmangazy или Курмангазы, «Аман бол, шешем, аман бол» или Aman bol sheshem, aman bol, -До свидания, мама, до свидания; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Көкей кесті» или кокоей кести или Kokei kesti-сокровенное; Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Қарақасқа ат» или Каракаска ат или Qaraqasqa at-черный конь с белым пятном на морде.) Особую группу составляют кюи, посвященные животным и птицам (народные «Бозіңген» или Bozingen или Бозинген -верблюдица, «Телқоңыр» или Телконыр или Telkqonyr-прим. Кличка коня; Әшімтай или Ashimtai или Ашимтай, «Қоңыр қаз» или Коныр каз или Qonyr qaz-коричневый гусь; Сүгір или Sugir или Сугур-«Аққу» или Акку или Aqqu-лебедь). Фактически, кюи передают все сложную и многогранную картину жизни кочевников.

В соответствии с географическим положением обширных регионов Казахстана и их историко-культурным своеобразием в казахской инструментальной музыке сложились разные региональные (локальные) традиции, композиторские школы и стили исполнения домбровых кюев: это восточно-казахстанская (Шы-ѓыс), аркинская (Арќа), каратауская (Каратау), жетысуйская (Жетісу), сырдарьинская (Сырљњірі), мангыстауская (Мањѓыстау), западно-казахстанская (Батыс) [2].

Традиции кюев

Полностью сохранились две традиции домбрового искусства: төкпе или tokpe или токпе (Западный Казахстан) и шертпе или shertpe (Восточный, Южный и Центральный Казахстан). Кюи шертпе и токпе отличаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно-казахстанские кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.

Литература

  • 1. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура:исследования и поиски.
  • 2. Аравин. П. В. Степные созвездия. — Алма-Ата, 1979.
  • 3. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  • 4. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  • 5. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  • 6. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  • 7. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  • 8. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.

Ссылки

Кюй - это... Что такое Кюй?

Кюй — это инструментальная пьеса, весьма небольшая по времени звучания (2 - 4 мин.), но очень глубокая по содержанию и отточенная по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального мышления. Встречается в культуре почти всех тюркских кипчакских племен, в основном у казахов и киргизов. Исполняются на разных народных инструментах (смычковых, духовых и щипковых). В большинстве случаев кюи исполняются на щипковых инструментах этих народов: домбра у казахов и комуз у киргизов. В XX веке в казахской культуре ставились эксперименты также и по хоровому исполнению кюев.

Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов — этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние», «настроение». Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра, который призван отражать все движения человеческой души, что, однако, не противоречит таким особым его качествам, как повествовательность, изобразительность, персонификация.

Кюи в казахской культуре, исполняемые на казахской домбре

Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах [1].

В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Например, кюй «Ақсақ құлан» (aqsaq qulan-хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.

Древние композиторы кюев

Домбыровые кюи сложились в результате многовекового народного исполнительного искусства. В памяти казахского народа остались имена многих средневековых выдающихся музыкантов: Сыпыра Жырау (Sypyra-Zhyrau 14 век), Қазтуған (Qaztugan, Казтуган), он же и Абулькадир (Abulqadir, 15 век), Асанқайғы (Asanqaigy, Асанкайгы, 14-15 века), Байжігіт (Baizhigit, Байжигит, 15-16 века). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину 19 века. В те времена жили создавали свои замечательные классические произведения такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Құрманғазы Сағырбай (Qurmangazy Sagyrbai, Курмангазы Сагырбаев, 1823—1889), Махамбет Өтемісұлы (Mahambet Otemisuly, Махамбет Утемисов, 1803—1846), Дәулеткерей Шығаұлы (Даулеткерей, 1820—1875), Таттімбет Қазанғапұлы (Tattimbet Qazangapuly, Таттимбет (Казангапов), 1817—1862), Абыл Тарақұлы (Abyl Taraquly, Абыл Таракулы (Тараков), 1820—1892), Есбай (Esbai 1810—1901), Қазанғап (Qazangap, Казангап 1854—1921), Тоқа Шонманұлы (Toqa Shonmanuly, Тока Шонманулы (Шонманов), 1830—1904), и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова, 1861—1955), Сүгір Али-ұлы (Sugir Aliuly, Сугур Алиев,1882-1961) и другие.

Виды кюев

Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов. Каждый исполнитель и композитор кюев всегда имел свой стиль и особенность игры.

Содержание кюев по замыслу самое разнообразное. Одни из них передают философские раздумья кюйши о смысле жизни (Дәулеткерей или Даулеткерей или Dauletkerei, «Жігер» или Жигер-жизненная энергия; Қазанғап или Казангап или Qazangap, «Көкіл» или Кокил-Мелодия моей души; Өсен төре или Усен торе или Osen Tore, «Өттің дүние, кеттің дүние» или Оттин дуние, кетин дуние, или ottin dunie, kettin dunie — прошло мое время), другие кюи представляют представляют тонкие психологические портреты людей (Құрманғазы или Курмангазы Qurmangazy, «Төремұрат» или Торемурат или Toremurat; Мамен (Mamen), «Ақшолпан» или Aqsholpan, или Акшолпан, Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Асем коңыр» или асем коныр или Asem qonyr), третьи кюи воспевают красоту степных просторов, родного края (Құрманғазы, или Курмангазы, или Qurmangazy «Сары Арқа» или Сарыарка или Saryarqa-золотая степь; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Саржайлау» или Sarzhailau-золотое пастбище; Боғда или Bogda или Богда, «Жем суының тасқыны» или Жем суынын таскыны или Zhem Suynyn tasqyny-Бушующий Жем, др) . Многие кюи повествуют о важных событиях в жизни народных музыкантов (Құрманғазы или Qurmangazy или Курмангазы, «Аман бол, шешем, аман бол» или Aman bol sheshem, aman bol, -До свидания, мама, до свидания; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Көкей кесті» или кокоей кести или Kokei kesti-сокровенное; Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Қарақасқа ат» или Каракаска ат или Qaraqasqa at-черный конь с белым пятном на морде.) Особую группу составляют кюи, посвященные животным и птицам (народные «Бозіңген» или Bozingen или Бозинген -верблюдица, «Телқоңыр» или Телконыр или Telkqonyr-прим. Кличка коня; Әшімтай или Ashimtai или Ашимтай, «Қоңыр қаз» или Коныр каз или Qonyr qaz-коричневый гусь; Сүгір или Sugir или Сугур-«Аққу» или Акку или Aqqu-лебедь). Фактически, кюи передают все сложную и многогранную картину жизни кочевников.

В соответствии с географическим положением обширных регионов Казахстана и их историко-культурным своеобразием в казахской инструментальной музыке сложились разные региональные (локальные) традиции, композиторские школы и стили исполнения домбровых кюев: это восточно-казахстанская (Шы-ѓыс), аркинская (Арќа), каратауская (Каратау), жетысуйская (Жетісу), сырдарьинская (Сырљњірі), мангыстауская (Мањѓыстау), западно-казахстанская (Батыс) [2].

Традиции кюев

Полностью сохранились две традиции домбрового искусства: төкпе или tokpe или токпе (Западный Казахстан) и шертпе или shertpe (Восточный, Южный и Центральный Казахстан). Кюи шертпе и токпе отличаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно-казахстанские кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.

Литература

  • 1. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура:исследования и поиски.
  • 2. Аравин. П. В. Степные созвездия. — Алма-Ата, 1979.
  • 3. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  • 4. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  • 5. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  • 6. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  • 7. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  • 8. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.

Ссылки

Кюй - это... Что такое Кюй?

  • кюй — кюй, я …   Русское словесное ударение

  • кюй — казахская традиционная инструментальная или вокально инструментальная пьеса, большей частью для домбры. * * * КЮЙ КЮЙ, казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая на домбре и других народных инструментах …   Энциклопедический словарь

  • Кюй — Кюй  это инструментальная пьеса, весьма небольшая по времени звучания (2 4 мин.), но очень глубокая по содержанию и отточенная по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и… …   Википедия

  • КЮЙ — КЮЙ, казахская традиционная инструментальная или вокально инструментальная пьеса, большей частью для домбры. Близкий жанр киргизской инструментальной музыки кю (кюу) …   Современная энциклопедия

  • КЮЙ — казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая на домбре и других народных инструментах …   Большой Энциклопедический словарь

  • КЮЙ — Цезарь Антонович (1835 1918), композитор, музыкальный критик; учёный в области фортификации, инженер генерал. Член творческого объединения композиторов Могучая кучка . Пропагандист творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, современных ему… …   Русская история

  • кюй — сущ., кол во синонимов: 1 • пьеса (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Кюй — КЮЙ, казахская традиционная инструментальная или вокально инструментальная пьеса, большей частью для домбры. Близкий жанр киргизской инструментальной музыки кю (кюу).   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Кюй (инструмент. пьеса) — Кюй, кю, казахская или киргизская народная инструментальная пьеса, наигрыш, исполняемые на домбре (в Казахстане), комузе (в Киргизии) и других народных инструментах …   Большая советская энциклопедия

  • Кюй Цезарь Антонович — [6(18).1.1835, Вильнюс, ≈ 26.3.1918, Петроград], русский композитор, музыкальный критик, военный инженер и учёный, инженер генерал (1904). Окончил Николаевскую инженерную академию (1857), был оставлен при ней преподавателем (с 1878 адъюнкт… …   Большая советская энциклопедия

  • Кюй

    Кюй - это инструментальная пьеса, глубокая по содержанию и отточенной форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального звучания. Кюй не большой по времени звучания (около 2-4 минут). В основном кюи исполнялись на струнных и щипковых инструментах: на домбре или кобызе. Исполнителей кюев называют кюйши.

    На начальном этапе своего появления кюи выполняли магические функции. Происхождение эпической и инструментальной традиций связывалось в народном созанинии и преданиях с именем легендарного святого - Коркыта - первого жырау (создатель и исполнитель эпоса) и шамана, "отца кюев" и создателя музыкального инструмента - кыл-кобыза. Вместе с кобызом, строение и название частей которого олицетворяли свойственную шаманским представлениям 3-х уровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижние миры), Коркыт оставил потомкам великое наследие - кобызовые кюи - «Коркыт», «Желмая»(Имя священной верблюдицы»), «Таргыл тана»(«Пегая телка»), «Елимай»(«О, моя родина»), «Ушардын улуы»(«Вой Ушар») и др. Часть из них имела звукоподражательный характер и передавала голоса живой природы, часть - представляла собой философские раздумья о смысле бытия, жизни и смерти. Но во всех произведениях легко уловимы на слух переходящие из одного кюя в другой и многократно повторяющиеся музыкальные мотивы - словно ожившие в звуках кобыза слова древней молитвы, заповеди, заклинания, обращенные к богу, духам, сверхъестественным силам.

    К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой казахской музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий.

    В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Кюи бывают народными и авторскими. Например, кюй «Аксак кулан» (хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.

    Сущность кюя связана с психоэмоциональным началом и соотносимо с понятием "состояние", "настроение". Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра. Кюй призван отражать состояние человеческой души, переживания человека, радость и боль, размышления о смысле жизни, а также особую группу составляют кюи посвященные животным и птицам. Кюй - это повесть заключенная в звуки.

    Вся жизнь казаха с момента рождения и до смерти пронизана музыкой. Музыка сопровождает многие обряды, ритуалы, праздники и будни. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

    К 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода «специализацию» в развитии конкретных традиций. Так центром развития домбрового кюя токпе стала территория Западного Казахстана, центром развития домбровых кюев шертпе - территория Восточного, Южного и Центрального Казахстана.Кюи токпе и шертпе - это основные традиции домбрового искусства. Отличаются они как по тематике, так и по форме исполнения. Кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

    Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

    Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.

    Интересное по теме:

    Кюй Лаушкен Курмангазы .Из стародавнего уральской стороны - Историко-географические очерки - Каталог статей

           Есть в творчестве  композитора Курмангазы Сагырбаева великолепный домбровый кюй  . Называется он «Лаушкен».   Искусствоведы предполагают, что музыка  написана  Курмангазы в трудный  его период жизни , когда за свободомыслие романтика  и мятежный дух  кюйши –бунтаря, ему  приходилось скитаться, а то и сидеть в тюрьмах Уральска, Оренбурга, Иркутска (1)

     

         По одной из версий кюй Курмангазы посвящен семье Лавочкиных и написан в знак признательности за стол и дом, за дружбу и поддержку. Таким образом, название кюя «Лаушкен» принимается за искаженную в казахском произношении русскую фамилию Лавочкин. Однако, поиски некоего Лавочкина среди друзей Курмангазы не увенчались успехом. Зато привели к любопытным краеведческим находкам в истории Уральского казачьего войска.

            Оказалось, что жил-был богатый казак, наследник хутора Фокеево, есаул Иова Фокеевич Бородин ( 3) .  Он имел образцовое хозяйство и охотно делился в трудные годы с соседями продуктами рыболовства, скотоводства, огородничества. В добрых стремлениях разделить участь бедняков была и жена его Васса Денисовна.  Помимо материальной поддержки , супруги не отказывали и в добром совете, основанном на житейском опыте, и тем приобрели всеобщее уважение и доверие, сделавшись истинными друзьями . Букеевские казахи звали хозяина Лаушка  . Прозвище  это  исходит от искаженного Ивушка, как звали Иова Фокеевича еще в юности  родители.  И под этим прозвищем он был известен по всей Камыш-Самаре и  в Зауральской орде. Старик Лаушка мог свободно общаться с казахами, великолепно знал  язык, нравы, обычаи соседских народов. Он был неплохим музыкантом, владел игрой на скрипке, гитаре, балалайке, домбре.

             

    Осенью 1868 года Курмангазы гостил на Фокеевым  хуторе.  

      Присутствующий на дружеской пирушке Никита Савичев (4 ) , войсковой старшина и его историограф , отметил , что « ...Иова  Бородин сделал мне большое удовольствие,  познакомив с Курман-Газы Сагырбаевым, первым артистом в игре на балалайке, знаменитым во всей Букеевской орде…Это мужчина средних роста и лет , с добродушным и умным лицом, одет ни богато, ни бедно , в татарском вкусе.  Он  недолго заставил просить себя и снял со стены домбру. Это ковшеобразная балалайка с длиннейшим, узким грифом, с двумя струнами и украшена порядочной инкрустацией».  

           По  впечатлению от игры , Н.Ф. Савичев  не ожидал, чтобы из такого первобытного инструмента о двух струнах могло выйти  что-нибудь похожее на музыку ; ... игра Сагырбаева происходит из того  же источника- дара и вдохновения» . С позволения кюйши  бытописатель-уралец  снял   во время игры  рисунок исполнителя казахских песен.  Исполненный за дружеским столом кюй был единодушно назван  «Лаушкен».

     

     

    Лит.: Ноэль Шаяхметов. Кюй «Лаушкен».- в кн: Братство народов-братство культур : А.-А., 1985 г., сс.55- 61 ( летом 1967 г. в с. Алтынжар  под руководством скульптора – антрополога  Н. Ж. Шаяхметова  была вскрыта могила Курмангазы;  по черепу кюйши был составлен портрет композитора ) .

    Илл.:

     

    1. Букеевские казахи.

     

    2. Мавзолей Курмангазы в с. Алтынжар ( Астраханская область) . Возведен к 190 -летию со дня рождения кюйши. 3. Почтовая марка Курмангазы Сагырбаев 

    Примечания : 

     

    1. Курмангазы Сагырбаев ( Құрманғазы Сағырбайұлы) ( 1806- 1879) , домбрист, автор более 60  кюев , оказавших влияние на развитие казахской музыкальной культуры. Уралец Н.Ф. Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» (1868 г. )  писал: "Сагырбаев - редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины...».

    2 . Кюй - инструментальный жанр казахской народной  музыки. Кюйши – исполнитель , певец, поэт и композитор в одном лице.

    3. Бородины — видный старшинский род яицких ( уральсктих ) казаков , в истории давших несколько Атаманов Уральского казачьего войска,  славных офицеров  Российской армии , героев различных войн. Н.А.Бородин автор книги "Уральское казачье войско", выпущенной в 1891 г. в Уральске.

    Среди них, Фокей Никифорович Бородин, и его сын Иова, владеющие хутором на р. Большая Узень, близ Мухорского форпоста.

     Есаул И.Ф. Бородин  скончался 15 октября 1889 г. на 76-м году жизни .

    4. Са́вичев Ники́та Фёдорович  ( 1820-1885) , потомственный казак , бытописатель и  художник . Описал жизнь, быт и традиции Уральского казачьего войска. Опубликовал очерки  о Т.Г.Шевченко, встречах с акынами Приуралья Курмангазы и Махамбета , мятежника Исатая Тайманова.  

    Рыбка в шарике - хороший или плохой аквариум для золотой рыбки?

    Стеклянный шар с рыбкой – унылое зрелище, которое можно встретить не только во многих фильмах, но и в домах. Что в нем такого тревожного? Хотя визуально это может показаться поразительным, на самом деле это не способствует благополучию жителей. Почему?

    Золотая рыбка в стеклянном шаре - почему это плохая идея?

    Казалось бы, рыба в стеклянном шаре — это классика, а поскольку это зрелище так глубоко укоренилось в человеческом сознании, то ошибиться не может.И все же круглый аквариум не место для живности, если только он не на 45 литров. Чаще всего клиенты покупают небольшие шарики емкостью 5-13 литров, вызывающие клаустрофобию даже у неприхотливых видов.

    Как рыбы влияют на выпуклые стенки такого «аквариума»? Отсутствие плоского стекла буквально лишает возможности найти тихий уголок, что является желанным местом для пугливых видов. Кроме того, такая форма резервуара делает неблагоприятным отношение площади водной поверхности к ее индифферентности, что практически препятствует растворению кислорода.Кроме того, круглая форма в некотором роде заставляет рыб плавать по кругу, что, в свою очередь, может влиять на их настроение и поведение.

    Другое дело, что выпуклая стеклянная поверхность выполняет роль линзы, что невыгодно и рыбе, и аквариумисту, так как искажает обзор. На этом недостатки содержания рыб в шаре не заканчиваются. Его форма делает невозможным установку технических устройств, а значит, трудно обеспечить оптимальные условия проживания жильцов.К этому добавим еще два факта: мяч очень деликатный, что несет в себе риск его повреждения при проведении работ по техническому обслуживанию. Два из-за своей формы могут фокусировать солнечные лучи, а это в свою очередь даже может привести к пожару.

    Значит ли это, что стеклянных сфер вообще не должно быть? Нет, они не подходят для «дома» для рыбок, но в них можно с успехом разместить растения и относиться к ним как к декоративному элементу.

    .

    БОУЛИНГ | club ARCO

    I. Страйк - Очки получаются, когда игрок сбивает все кегли при первом броске.
    В таблице результатов такой результат отмечен знаком X.

    Страйк

    — это 10 очков, но к этому результату мы добавляем очки, заработанные в ДВУХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ДЕТЯХ.

    Пример:
    Забили страйк, в следующем фрейме в первом броске сбили 3 кегли, во втором 6, то есть: (10+3+6)+(3+6)=28. В таблице результатов это выглядит так:

    Забастовка - как это считается?
    В последнем, десятом кадре страйк дает игроку два дополнительных броска.

    II. Spare — очки, полученные, когда игрок сбивает все кегли за два броска. В таблице результатов такой результат отмечен знаком /. Это означает, что игрок в первом броске взял 6 спинов, а во втором - 4 других. Запасной 10 очков, но к этому результату мы прибавляем очки, заработанные в ОДНОМ СЛЕДУЮЩЕМ БРОСКЕ.

    Пример:
    Запаску мы получили в первой рамке (6+4), а в первом броске следующей рамки выбили 7 кеглей, во второй - 2 кегли, то есть: (6+4+7 ) + (7 + 2) = 26.В таблице результатов это выглядит так:

    В последнем, десятом, фрейме запасной дает игроку один дополнительный бросок.

    III. Открытый кадр - результат, полученный, когда все кегли не сбиты за два броска. В этой ситуации игрок набирает столько очков, сколько сбил кеглей. Боулинг: Страйк - как он считается?

    IV . Промах - два выстрела мимо цели. В таблице результатов такой результат отмечен знаком - и его значение равно 0.Боулинг: Мисс - что это значит?

    В. Фол - Пересечена линия удара. На табло этот результат отмечен знаком F. Пересечение линии фола не приносит очков за сбитые кегли. Если мы совершим фол при первом броске, машина перевыпустит 10 кеглей, которые можно сбить при втором броске. Если мы совершим фол во втором броске, будут засчитаны только кегли при первом броске.

    VI.Split - нет контактов номер один и удаленных контактов. В таблице результатов такой результат отмечен квадратиком. Это происходит, когда контакт №. 1, а остальные кегли после броска расположены на расстоянии более 1 друг от друга - например, кегля № 1. 2 и 6, 7 и 9, 2 и 10 и т.д.

    .

    Ji Hotel Qiqihar Bu Kui Street, Цицикар - обновленные цены 2022 года

    Чтобы рейтинг отеля и отзывы всегда были актуальными, мы удаляем все отзывы старше 36 месяцев.

    Только человек, который забронировал и остановился в объекте через Booking.com, может оставить отзыв. Благодаря этому мы уверены, что мнения исходят от гостей, которые действительно посетили объект. Только такие люди могут предоставить достоверную информацию о качестве завтраков, контакте с персоналом и оборудовании номеров.

    Мы хотим, чтобы вы описали все свои впечатления - как хорошие, так и плохие. Пожалуйста, следуйте нескольким простым советам.

    Что такое мнения?

    Мы считаем, что отзывы пользователей и отзывы об объекте размещения содержат различные точки зрения и впечатления, которые помогают гостям принять обоснованное решение о том, где остановиться.

    Принципы формирования мнения

    Мнения опубликованы на Booking.com отражают приверженность наших гостей и удобств, поэтому мы их очень уважаем.

    Независимо от того, положительный отзыв или отрицательный, мы опубликуем его полностью и как можно скорее после его получения и модерации, чтобы убедиться, что он соответствует правилам Booking.com. Мы также информируем вас о статусе отправленного контента.

    После отправки отзыва вы можете изменить его, связавшись со службой поддержки Booking.com.

    Мы применяем одни и те же рекомендации и стандарты ко всему контенту, созданному пользователями, и к ответам свойств на этот контент.

    Мы позволяем мнениям говорить сами за себя и не становимся верховным судом. Booking.com несет ответственность только за публикацию мнений гостей и сотрудников отеля.

    Руководящие принципы и стандарты заключения

    Эти правила и стандарты предназначены для того, чтобы контент на веб-сайте Booking.com был достоверным и подходил для пользователей всех возрастов, но не ограничивал право на выражение твердого мнения.Руководящие принципы и стандарты применяются независимо от того, является ли контент положительным или отрицательным.

    Содержание должно относиться к пребыванию в средстве размещения. Самые ценные мнения — те, которые подробны и помогают другим принимать правильные решения. Пожалуйста, не оставляйте комментарии на политические, религиозные, этические или личные темы. Рекламный контент будет удален, а комментарии об услугах Booking.com должны быть направлены в отделы по работе с клиентами и недвижимостью.

    Контент должен быть актуален для пользователей по всему миру. Пожалуйста, не используйте ненормативную лексику, в том числе на любом языке, замаскированном творческим письмом. Запрещены мнения и контент, содержащие разжигание ненависти, угрозы (в том числе угрозы насилием), оскорбительные или сексуальные высказывания или пропагандирующие незаконную деятельность.

    Все материалы должны быть оригинальными и создаваться пользователями. Мнения наиболее ценны, когда они искренни и неискажены.Ваше мнение должно исходить от вас. Объекты, сотрудничающие с Booking.com, не должны публиковать отзывы от имени гостей или подкупать гостей за хорошие отзывы. Мы также не потерпим попыток понизить рейтинг конкурентов, оставив о них негативные отзывы.

    Уважайте частную жизнь других. Booking.com удалит адреса электронной почты, номера телефонов, адреса веб-сайтов, имена профилей в социальных сетях и аналогичные данные из любого публикуемого контента.

    Отзывы, содержащиеся в пользовательском контенте, принадлежат клиентам и сотрудникам Booking.com, а не компании Booking.com. Booking.com не несет ответственности за содержание отзывов или ответы на них. Booking.com действует только как распространитель (подтверждение не требуется), а не как издатель отзывов и ответов на них.

    По умолчанию отзывы сортируются по дате их добавления. Дополнительным критерием показа является релевантность мнения, которое включает в себя, например.язык, на котором она была написана, мнения с комментариями или неанонимные мнения. Могут быть доступны дополнительные параметры сортировки, например, тип путешественника, рейтинг и т. д.

    Отказ от ответственности за перевод

    Эта служба может содержать переводы Google. Google не дает никаких явных или подразумеваемых гарантий в отношении этих переводов, включая гарантии точности, надежности или другие подразумеваемые гарантии товарного состояния, отсутствия нарушений прав или пригодности для определенной цели.

    .

    Шарообразных аквариумов для рыб сняты с продажи во Франции

    Французская сеть кормов для домашних животных AgroBiothers Laboratoire больше не будет продавать аквариумы объемом менее 15 литров. Они также должны быть прямоугольными. По оценке компании, содержание рыбы в маленьких стеклянных шариках без систем фильтрации и аэрации — это издевательства над животными .

    - Люди спонтанно покупают золотых рыбок детям, но если бы знали, какая это пытка, то не стали бы.Плавание по кругу в маленьком шарике сводит рыбу с ума и быстро убивает ее, сказал Рейтер президент AgroBiothers Матьё Ламбо.

    Золотая рыбка может жить до 30 лет и иметь длину 25 см. Однако для этого необходимы большие аквариумы или открытые резервуары. Обычно в маленьких стеклянных шариках умирают в течение месяцев или даже недель .

    Нашествие золотых рыбок. Вместо исполнения желаний они сеют хаос 90 017

    Картина

    Специалисты сходятся во мнении, что аквариумы в форме шара не подходят для содержания рыб в домашних условиях.

    Эксперты объясняют, что золотые рыбки — это животные, которые готовы к общению.Им нужна компания других рыб, достаточное пространство и чистая вода. Наличие аквариума также требует базового оборудования и знаний.

    Франция в настоящее время является крупнейшим европейским рынком красных аквариумных рыбок. Ежегодно там продается около , 2,3 млн шт.

    В Германии и ряде других европейских стран давно запрещена продажа шарообразных аквариумов. Однако во Франции таких законов нет. В Польше также можно легально купить аквариум шарового типа, хотя специалисты сходятся во мнении, что не являются подходящими условиями для содержания рыб дома .

    Это французский архаизм, поэтому мы решили от него отойти. Мы не можем обучить всех наших клиентов и объяснить им, почему содержание рыб в круглых аквариумах жестоко. Мы считаем своей обязанностью не давать большему количеству клиентов такой выбор.

    говорит Матье Ламбо

    AgroBiothers владеет примерно 27 процентами акций.доля общего рынка товаров для животных во Франции. На данный момент компания продала около 50 тыс. шарообразные аквариумы по 20 евро каждый.

    Вымершие, но возвращающиеся. Ученые вернули в природу вымершую рыбу 90 017

    видео

    Для видеопроигрывателя требуется, чтобы в браузере был включен JavaScript.

    Животные для благословения.Интересная привычка АФП

    .

    Простой способ придать кустарнику форму шара и конуса

    Вопрос читателя: Я много раз встречал кусты шаровидной или конусовидной формы. Признаюсь, что хотел бы попробовать свои силы и оформить несколько кустов подобным образом. Поэтому, пожалуйста, предоставьте лучшие виды, подходящие для этого вида обработки, и способы получения какой-нибудь причудливой формы.

    Кустарники, подстриженные в форме шара, конуса или куба, были известны в древности под названием topiarów .На протяжении веков они использовались в исторических дворцовых и садовых композициях, а сегодня они также модны в современных садах.

    Лучшими породами для одиночных скульптур являются: самшит, бирючина, бересклет и тис.

    Они могут быть сформированными в горшках или прямо в земле . Обычно они имеют геометрические формы (сфера, конус, куб, пирамида, спираль) или более сложные (фигуры животных и людей).

    Полезными материалами для формирования растений являются шнуры, трафареты, бамбуковые шесты и рейки.Для создания более сложных фигур используют металлические, деревянные или бамбуковые каркасы, которые закрепляют в земле над растениями.

    Первые срезы для придания кусту формы, приближенной к запланированной Через 2-3 года стоит поставить на растение стеллаж и обрезать только те побеги, которые выступают за его границы

    Первый срез производится сразу после посадки растения на высоту 20 см с целью загущения молодого куста.Вторую процедуру формирования следует проводить только весной следующего года, когда последние приросты укорачиваются на 1/3 длины. Когда растение приблизится к нужной форме, обрезают только те побеги, которые выходят за пределы рамы.

    За сезон проводят три обработки для формирования куста - в мае, на рубеже июня и июля и в конце августа. Последнюю обрезку для стимуляции роста новых побегов необходимо проводить достаточно рано, чтобы новые приросты успели одревеснеть и при этом не подмерзли за зиму.

    В зависимости от силы роста данного куста, окончательный эффект укосов достигается через несколько сезонов. Важна регулярная обрезка, более сложные формы обрезают чаще, но обрезают более короткие фрагменты веток.

    Первые срезы для придания кусту формы, приближенной к задуманной.

    Через 2-3 года стоит поставить на растение стеллаж и обрезать только те побеги, которые выступают за его пределы.

    Фото на обложке: KeithJJ / Pixabay

    .90 000 Подчиненные подразделения - Районная прокуратура в Жешуве

    ул. Лиза-Кули 20
    35-959 Жешув

    Часы работы: (Пн-Пт) 7.30 - 15.30

    ЗАГС: 17 78 02 606
    Часы работы с 7:30 до 11:00 и с 11:30 до 15:30

    факс: 17 78 02 603

    Электронная почта: [email protected]
    Электронный почтовый ящик: EPUAP

    90 020 дело Магдалена Земба-Колач
    Районный прокурор: проц. Томаш Козак
    Заместитель прокурора района:

    Прямые телефоны:

    Районный прокурор т. 17 78 02 600
    Заместитель прокурора района т. 17 78 02 600
    ЗАГС тел.17 78 02 606
    Секретариат 1 Ds т. 17 78 02 616
    Секретариат 2 Ds т. 17 78 02 618
    Секретариат 3 Д, 8 Д т. 17 78 02 619
    Секретариат 4 Ds т. 17 78 02 613
    Секретариат 5 Д, 7 Д т. 17 78 02 605
    Воканды т. 17 78 02 615
    Дела приостановлены тел.17 78 02 614

    По делам о жалобах и ходатайствах Районный прокурор принимает заявителей по понедельникам с 15:30 до 16:30, а заместитель районного прокурора принимает заявителей по вторникам с 14:30 до 15:30.

    Прокуроры и работники секретариата принимают стороны по текущим делам в порядке отчётности ежедневно в рабочие дни в рабочее время сс 10:00 до 14:00, и каждый понедельник до 16:30.

    Районная прокуратура в Жешуве по г. Дынув и гминам: Блажова, Богухвала, Хмельник, Дынув, Глогув Малопольски, Хыжне, Камень, Красне, Лубения, Соколов Малопольски, Свильча, Тшебовниско и Тычин, а также в части город Жешув, охватывающий территорию в границах от пересечения правого берега реки Вислока с северной административной границей города, восточный берег реки Вислока на юг до Карпацкого моста, затем северную сторону ( без дороги) от проспекта Повстанцов Варшавы до пересечения с Аллеей Тадеуша Рейтана и Аллеей Ген.Владислава Сикорского, затем западная сторона (вместе с дорогой) проспекта Генерала Владислава Сикорского на юг до пересечения с ул. Белогорска, затем на северной стороне ул. Белогорская (без дороги) на восток до административной границы города, затем на северо-восток на север и далее до северной административной границы города до ее пересечения с правым берегом реки Вислока

    Территория юрисдикции районной прокуратуры в Жешуве включает город Дынув и гмины: Блажова, Богухвала, Хмельник, Дынув, Глогув Малопольский, Гыжне, Камень, Красне, Лубения, Соколув Малопольский, Свилча и Тшебовниско. Тычин и поместья города Жешув: Заленже, Побитно, Домбровщаков, Вильковия, Мешка I, Нове Място, Падеревский, Слоцин, Зимовит, Залесье.

    .

    Historionauci: памятник Лизе Куле - Historionauci: памятник Лизе Куле - Места

    Почему Францишек Котула спас голову от памятника? История почти как в сенсационном фильме произошла в Жешуве во время нацистской оккупации. Бронзовая голова героя, окутанная тайной, ждала 52 года, прежде чем была создана вторая статуя полковника Леопольда Лис-Кула. Скульпторам позировали члены семьи Куль. В 1932 году брат Леопольда, Леон Кула, позировал Эдварду Виттигу, профессору Школы изящных искусств и Технологического университета в Варшаве.В 1992 году краковские скульпторы Богуш Сальвиньски и Януш Вильчиньский также наняли племянника полковника Лис-Кула - Леопольда Кула.

    Каждый житель Жешува часто проходит мимо стоящего в центре памятника полковнику Леопольду Лис-Куле. Лишь немногим известен военный путь героя. Кто был? Почему у памятника в День Независимости флагманская группа от нашей школы? Почему там проходят военные парады и присяги стрелков? Из книг, газет и посещения Музея города Жешув мы узнали, что он храбро сражался во время Первой мировой войны.Глядя на туристическую карту Подкарпатья, мы заметили красную тропу от Косины до Жешува. Леопольд Кула родился 11 ноября 1896 года в Косине близ Ланьцута и из этого города отправился в мир. В 1911 году он приехал в Жешув. Ему не было и 16 лет, когда он вступил в Ассоциацию стрелков и взял себе псевдоним «Лис». Он сражался под Ястковом, Камёнкой, Костюхнувкой, Каменной и Куклой. Он командовал последней операцией в 1919 году, когда польские солдаты отбили город Торчин, оккупированный украинцами.Леопольд Лис-Кула был тяжело ранен в боях за восточную границу. Он умер в возрасте 23 лет от потери крови. Он был смелым и талантливым легионером Юзефа Пилсудского. Глава государства прощался с ним с венком с надписью: «Моему отважному мальчику - Пилсудскому». Леопольд Лис-Кула был посмертно произведен в полковники и награжден крестом Virtuti Militari.

    Памятник Лисе-Куле в Жешуве работы Эдварда Виттига (оригинал), Януша Вильчинского и Богуша Сальвинского (реплика), фото.Lowdown, лицензия CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

    Жители Жешува никогда не забывали героя. В настоящее время в Жешуве есть гимназия его имени, улица в центре города и могила на кладбище в Побитне. 18 сентября 1932 года на Фарной площади был открыт памятник. Мальчик с памятника высокий, с саблей в руках, в кепке. Архивные фотографии с церемонии открытия документируют присутствие самых важных людей страны, в том числе президента Игнация Мосьцицкого, генерала Эдварда Рыдз-Смиглы, заместителя министра иностранных дел Юзефа Бека и Александры Пилсудской (жены маршала) с дочерьми.После Святой Мессы были возложены венки и состоялся военный парад.

    Леопольд Лис-Кула, до 1918 года, Центральный военный архив, лицензия PD, Wikimedia Commons

    Память о храбром легионере не успели уничтожить нацисты, а позже и коммунистические власти, во время Второй мировой войны. Немецкие оккупационные власти наложили на жителей Жешува контрибуцию металлом. 11 апреля 1940 года фашисты уничтожили памятник. Его части достались Жешувской ратуше.Они предназначались для слома и перевозки в Третий рейх. Однако голова была украдена со склада и спрятана. Регионалист Марек Чарнота утверждает, что Францишек Котула «купил» его у дворника «за бутылку», спрятал в музее и сохранил.

    Несмотря на то, что немцы снесли памятник, жители до сих пор помнили подвиги своего героя. Официально память о Лисе-Куле стала возвращаться после ликвидации цензуры в 1990 году. Жители Жешува решили восстановить памятник. О, это было нелегко. Необходимо было собрать необходимые средства.1 марта 1989 года был создан Общественный комитет по реконструкции памятника полковнику Леопольду Лис-Куле под руководством скаутмастера Кшиштофа Гжебика, командира Жешувского знамени Польской скаутской ассоциации. 28 ноября 1990 года Кшиштоф Возняк стал председателем Комитета. Местная общественность мобилизовалась. Вышло переиздание книги о Лисе-Куле, розданы кирпичи, разведчики собрали лом. Его допрашивали дома и за границей. Рабочие места внесли собранные деньги. Благодаря совместным усилиям реконструкция памятника была успешно завершена.

    Сначала скульптор Кшиштоф Брзузан изготовил статуэтку Лиса-Кула для Иоанна Павла II. Правление Региона Солидарности представило его Папе во время его визита в Жешув 2 июня 1991 года. Затем к работе приступили сотрудники завода коммуникационного оборудования "Polskie Zakłady Lotnicze - Rzeszów". Отливку, сделанную по гипсовой модели, ласково называли «Польдек». Технолог литейного производства Станислав Бенбенек вспоминал, с каким нетерпением они ждали отправки недостающих гипсовых образцов из Академии изящных искусств в Кракове.Памятник вернулся на прежнее место 22 ноября 1992 года, но несколько иной...

    Мы путешествовали по разным историческим эпохам: периоду Второй Речи Посполитой, Первой и Второй мировых войн, временам Польского Народного Республика, годы Третьей Польской республики. Музейный экспонат — спасенная голова от довоенного памятника — рассказал нам историю юного патриота.

    Александра Хадам, Роза Шпак, Юлия Гук, Александра Ольшаньска, Никола Мазур, Каролина Возняк, Зофия Дзеджич, Зузанна Качор, Адриан Митал, Виктор Гримановский, Борис Маевский, Филип Воловец, Даниэль Хмелевски, Филип Вольны, Себастьян Кулиг 9:000059:

    Магдалена Магдалена Любаш

    Начальная школа №Владислав Броневский в Жешуве

    Возврат .

    Смотрите также