Post Icon



Личностно ориентированный подход


Личностно-ориентированный подход в образовании

Личностно-ориентированный подход имеет ряд своих сложностей в реализации. В условиях современного мира его нужно не только сохранять, но и уметь совершенствовать.

Личностно-ориентированный подход и его особенности

Что такое личностно-ориентированный подход? Это метод, помогающий усовершенствовать систему образования.

Определение 1

Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания педагога на отдельном ребенке. Целью является не только сосредоточенность на развитии его интеллекта, но и сам ребенок, как целостная личность. Охватывается развитие его гражданских чувств, духовная сторону, эстетические и творческие задатки, различные способности.

В контексте такого педагогического подхода, образование рассматривается как базис для подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе. Это относится к философии новейшего образования. При правильном обращении с детьми в условиях личностно-ориентированного подхода, развиваются такие стороны индивида:

  • Способность к самостоятельному выбору
  • Умение рефлексировать и здраво оценивать собственные победы и поражения
  • Поиск своего предназначения
  • Склонность к творчеству
  • Ответственность

Весь процесс сосредоточен вокруг ученика – он является главным действующим лицом. При этом, происходит ориентация на воспитание и образование всех детей, находящихся в классе. В процессе учитываются их индивидуальные особенности и потребности. Задача педагога состоит в том, чтобы отыскать нужную способность каждого ребенка, и развивать их максимально по мере его возможностей.

Личностно-ориентированный подход к обучению базируется на неповторимой уникальности каждого индивида. Универсальность личности становится основой всей воспитательной работы, в ходе которой происходит становление творческого потенциала ребенка. Упор преподавателя направлен на раскрытие независимости, самодостаточности, полноценности и самоконтроля.

Работа над воспитанием начинается с оценки успехов. Важно, что не стоит сравнивать личность с кем-либо. Следует сосредоточить внимание на личных победах ребенка. Если он сделал что-то лучше, чем вчера, превзошел самого себя, то это стоит отметить на словах. Акцент при этом делают на стараниях и здравом стремлении стать лучше.

Ключевыми становятся успехи в творчестве, в самостоятельности и инициативности. Как правило, похвала даже за минимальные заслуги, пробуждает веру в собственные силы и возможности. Похвальное слово, употребленное в правильный момент, может сделать сильную личность даже из самого слабого ребенка, ведь это один из показателей одобрения его начинаний в обществе.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание Определение 2

Личностно-ориентированное воспитание – это основа гуманистической педагогики. Такая воспитательная система ставит ребенка в центр всего, что происходит. В процессе учитываются его индивидуальные особенности. Доминирует уважение, доброта, ласка, отношение к ребенку на равных.

Существует ряд особенностей системы, направленной на развитие личности ребенка:

  • Запрещается ориентировка на среднего ребенка
  • Человеческие особенности учитываются в ходе воспитательного процесса
  • Используются личные программы развития и прогнозирование

Личностный подход зациклен на специальной подготовке преподавателя. Она базируется на понятии о том, что в детский сад приходят дети уже являющиеся самостоятельными личностями. Задача воспитателя заключается в предоставлении уважения, внимания и защиты. Интерес педагога должен быть направлен индивидуально на каждого ребенка – это реализуется с помощью различных педагогических приемов.

Составляющие личностно-ориентированного подхода

Замечание 1

Подход состоит из трех главных составляющих: понимание, принятие, признание.

Понимание сосредоточено вокруг внутреннего мира ребенка. Важную роль отыгрывает степень внушаемости, которую должен уметь определить воспитатель. При высокой степени внушаемости, ребенок легко поддается воздействию, неустойчив к эмоциональным проявлениям и экстремальным ситуациям. Состояние аффекта и истерические проявления свойственны этого типу детей. От педагога в работе с такими индивидами требуется внушение им веры в себя и собственные силы.

Уровень принятия – это полностью положительное отношение к любым проявлениям характера ребенка. Этот этап – один из самых важных, ведь включает в себя не только целиком позитивное восприятие личности, но и уверенность в том, что в обществе его приняли со всеми его особенностями и недочетами. Важно дать понять ребенку, что у него есть возможность быть таким, каким он есть. Тогда у него появляются силы и желание бороться с недостатками.

Определение 3

Признание – этап, в котором наступает осознание ребенком собственной индивидуальности. Он имеет право быть лично собой с полным одобрением взрослыми его взглядов и суждений. Взрослые могут не воспринимать некоторые взгляды и приоритеты чада, но принятие их означает веру в его самосовершенствование. На этом этапе можно не разделять, но ни в коем случае нельзя осуждать.

Вывод

Личностно-ориентированный подход к воспитанию – это создание комфортных условий для формирования личности. Для этого следует разнообразить систему обучения, вводить в процесс игры и работу в команде. Ребенок не должен чувствовать себя хуже остальных, и должен понимать свои сильные стороны, и именно воспитатель обязуется раскрыть их.

Автор: Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Бурмакова Татьяна Николаевна

Личностно-ориентированный подход, ребенок, педагог.

В статье рассматривается понятие личностно-ориентированного подхода и его цели. Показаны основные позиции, занимаемые педагогом в личностноориентированном подходе. Также показано, какое поведение ребенка и педагога предполагает данный подход.

Личностно-ориентированный подход – это принцип воспитания, который предписывает в качестве главной цели становление и развитие личности как субъекта собственной жизни, истории и культуры [1]. Этот подход опирается на то, что каждый человек стремится быть личностью, то есть быть активным, отличаться от других людей, иметь свои убеждения, личные духовные ценности, а также выполнять определенную роль в обществе. Воспитание, которое основано на этом подходе, создает для этого условия, в которых развивающаяся личность включается в ситуации, требующие проявления нравственного выбора, рефлексии, ответственности [1].

 

Скачать конспект

Цель личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

Позиция, занимаемая педагогом в личностно-ориентированном подходе:

  • Оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка, а также умение мотивировать его развитие;
  • Отношение к ребенку как к полноценной личности, которая способна добровольно учиться, а также проявлять активность;
  • Опора на личностный смысл и интересы ребенка в учении, помощь в их обретении и развитии.

В дошкольный период развитие ребенка идет очень стремительно: из маленького и беспомощного существа ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Познавательная активность ребенка проявляется в его умении принимать от взрослого и ставить самостоятельно какую-либо задачу, составлять план действий и отбирать средства для ее решения [2].

Личностно-ориентированный подход предполагает переход педагога от командного стиля к сотрудничеству, ориентируясь не столько на результат, сколько на процесс деятельности ребенка [2]. На занятиях педагог должен давать не только знания, но и создавать условия для развития личности и активизации познавательной деятельности ребенка.

В чем заключается деятельность педагога? Он объясняет, показывает, напоминает и намекает, подводит к проблеме, допускает сознательные ошибки, советуется. Центральная фигура – ребенок. Задача педагога – создать ситуацию успеха, поощрять и вселять уверенность. В чем заключается деятельность ребенка? Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от педагога, а от ребенка.

Итак, можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход играет важную роль в системе дошкольного образования. Этот подход способствует формированию личности, которая умеет мыслить, защищать себя от различного давления и отстаивать свою точку зрения, а также позволяет раскрыть ее возможности и таланты.

Библиографический список

  1. Горлова Н. А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегия и путь реализации. — М,: МГИУ, 2000.
  2. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2002.
< Предыдущая   Следующая >

6.1. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в образовании

6.1. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в образовании

Реализация гуманистической образовательной парадигмы, разработанной зарубежными и отечественными психологами и педагогами, в процессе преподавания литературы предполагает личностно-ориентированный подход. При таком подходе ведущей целью школьного литературного образования становится развитие личности учащегося. Цель эта, конечно, не нова. В той или иной мере она была обозначена в трудах замечательных отечественных методистов XIX–XX веков В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, М.А. Рыбниковой и др., а также в трудах многих современных методистов. Однако лишь современный уровень развития смежных с методикой преподавания литературы дисциплин (психологии, педагогики, философии образования) позволяет научно обоснованно говорить о понятии «развитие личности», о специфике личностно-ориентированного подхода, о корректной постановке целей и поиске методов их достижения.

Четкие концептуальные положения о том, в чем именно состоит личностное начало в человеке, определены в трудах таких известных отечественных и зарубежных ученых, как Б.С. Братусь, Г.А. Ковалев, А. Маслоу, В.А. Петровский, К. Роджерс, В. И. Слободчиков, Д. Франкл, Д. Б. Эльконин и др. Сущностные характеристики личностно-ориентированного образования в педагогической теории разработали H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, A.A. Плигин, В.В. Сериков, A.B. Хуторской, И.С. Якиманская и др.

Обобщая теоретические выводы ученых, можно дать определение понятию «личностно-ориентированный подход» и перечислить педагогические условия, необходимые для его реализации.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая основа педагогической деятельности, способствующая процессам самопознания, самореализации, смысло-поисковой работы и развитию личности учащихся.

Для осуществления личностно-ориентированного подхода необходимы следующие педагогические условия.

• Содержание учебного материала должно включать личностный контекст и учитывать возрастную и личностную проблематику.

• Образовательный процесс должен строиться на основе субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися, с помощью полифункционального диалога.

• Уровень требований, предъявляемых учащимся, должен носить дифференцированный (а еще лучше – индивидуально ориентированный) характер.

• Необходимо обеспечение права учащихся на выражение собственной точки зрения в устной и письменной формах.

• Необходимо предоставление возможности выбора оптимальных для учащихся форм усвоения и отчетности учебного материала.

• Процессуальная сторона преподавания должна создать учащимся возможность приобретать различные виды опыта (знаниевый, читательский, операциональный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, творческий и др).

• Методика преподавания должна быть создана на основе соединения технологической триады «задача – диалог – игра» (В.В. Сериков).

Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе не может быть методически обеспечен без учета специфических особенностей литературы как учебного предмета. Нельзя не считаться с тем фактом, что в его основе – четыре основных компонента (научный, или литературоведческий, эстетический, бытийный и коммуникативный).

Кроме того, в соответствии с теорией И.Я. Лернера – В.В. Краевского, преподавание литературы как гуманитарного предмета предполагает формирование не «знаний» и «способов деятельности», а опыта эмоционально-ценностного отношения, так как главная особенность литературного образования состоит в процессе поиска смысла, а не в знании о вещах. Выразить свое отношение к изучаемому произведению для литературного образования гораздо важнее, чем постичь сам предмет. Следовательно, из этого вытекает необходимость создать учащимся на уроке условия: 1) для становления эстетического вкуса, 2) для формирования общеучебных навыков, 3) для обретения опыта эмоционально-ценност-ного отношения к литературному факту и явлению, 4) для самоопределения, т. е. для обретения собственного смысла в изучаемых художественных произведениях, 5) для получения опыта продуктивной коммуникации, в основе которой лежит совместная деятельность одноклассников в создании некоего материального и/или идеального продукта.

Если две первые задачи не представляются новыми и непонятными, то три последующих требуют определенного комментария и расшифровки.

Для того чтобы литературное образование было организовано на уровне самоопределения и смыслообразования для каждого учащегося, необходимо в основу проектирования уроков заложить следующие факторы.

• Школьное литературное образование может и должно базироваться на воспроизводстве онтологической и аксиологической проблематики, которая насущна для каждого человека. В этом случае учащийся будет соотносить их с собственной системой взглядов, так как именно причастность к решению этих проблем является движущей силой процесса образования вообще и литературного образования в частности.

• Постановка проблем подобного рода, нахождение идей и технологий, соразмерных их решению, даст возможность организовать учебный процесс как имитацию поиска ответов для их решения.

• Осмысление художественных произведений должно быть организовано как смыслопоисковая деятельность, подразумевающая заранее неизвестные и заведомо различные смыслы, результаты и следствия, возникающие в том или ином варианте в зависимости от личности учащихся.

В таком случае при изучении школьного курса литературы образовательный процесс обязательно является единством четырех составляющих: 1) процесса обучения, 2) процесса чтения, 3) процесса личностно значимого общения (т. е. диалогического взаимодействия), 4) процесса совместной деятельности (читательской, творческой, смыслопоисковой, аналитической, исследовательской, проектной, презентативной и др.).

К числу методов, широко используемых в практике преподавания литературы в школе, необходимо добавить такие, которые обеспечили бы реализацию целей личностно-ориентированного литературного образования, позволили бы не только выявить смысловые доминанты художественных произведений, но способствовали бы развитию личностных качеств учащихся. Ориентируясь на цели, которые являются приоритетными в данном случае, выдвигая на первый план задачи воздействия на эмоционально-ценностную сферу школьников, нельзя не признать, что задача поиска новых способов и приемов преподавания литературы на основе личностно-ориентированного подхода будет иметь первостепенное значение. К их числу можно отнести проектный, концептный, задачно-презентативный методы.

Рассмотрим их последовательно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе

Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе

Согласно образовательным стандартам дошкольного образования, определяющим цель дошкольного образования как разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, акцент ставится на создание условий для социализации и саморазвития личности воспитанников, для развития их творческих способностей, их включения в различные виды детской деятельности, для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, для  достижения качества дошкольного образования. Реализация направлений изложенных в образовательном стандарте предполагает построение образовательного процесса с учетом видов детской деятельности, форм организации образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.

В педагогике и педагогической психологии предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.П. Сериков, И.С. Якиманская, А.А. Плигин).

По определению личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Рассмотрим основные положения личностно-ориентированного подхода. Отсутствие этих положений или неправильное понимание их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемого подхода на практике.

Все люди разные.У каждого своя жизнь, со своими особенностями, своим опытом. Поэтому надо принимать другого таким, каков он есть – это утверждение  права на свободу выбора, как у другого человека, так и самого себя

Каждая личность уникальна, неповторима. Очень важно, как человек относится к самому себе. От того, как, на основании каких критериев человек общается с самим собой, зависит его поведение в общении с другими людьми.

Каждый человек прекрасен в своём личностном потенциале. Все люди имеют способности и врождённые задатки, которые могут либо развиваться и совершенствоваться в процессе становления личности, либо нивелироваться и угасать, если в силу разных причин оказались невостребованными.

Развитие личности есть снятие пут и оков с ее личностного потенциала. Этот принцип означает, что надо любить всех детей, утверждая неповторимое существование каждого, оказывая помощь в снятии всего того, что мешает ему раскрыть свои возможности.

Нельзя осуждать человека, можно осудить его поступок. Поступок – еще не сам человек, поскольку часто зависит от условий, в которых совершается.

В педагогической практике определены основные принципы построения образовательного личностно-ориентированного процесса:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога – это главная задача учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности.  Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора.  Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательного процесса.

Принцип творчества и успеха.  Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.

Принцип доверия и поддержки.  Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

Реализация принципов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе предполагает  целенаправленное использование понятий: дифференциация, индивидуализация, индивидуальный подход, субъектно-личностный подход, разноуровневый подход.

Дифференциация– это разделение, распределение детей по различным группам, подгруппам в зависимости от определенного критерия для создания опти­мальных условий развития и саморазвития потенциальных возможностей личности каждого ребенка.

С понятием «дифференциация» непосредственно связаны термины «дифференциро­ванное обучение», «дифференцированный подход», «индивидуализация обучения».

Дифференцированное обучение– это система подбора содержания, методов, при­емов, обеспечивающих осуществление образовательного процесса в соответствии с возрастом, уровнем обучаемости и интеллектуальным развитием воспитанников. Дифференцированный подход следует рассматривать как изучение индивидуально-личностных особенностей и межличностных отношений детей непосредственно в процессе обучения.

Понятие «индивидуализация» можно рассматривать как синоним термина «диффе­ренциация». Исходя из принципа индивидуального подхода, можно сказать, что индивидуализация обучения – это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей воспитанников во всех формах и методах системы обуче­ния.

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ребенка, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования. 

Таким образом  личностно-ориентированная подход такой тип взаимодействия, в котором личность педагога и личность ребенка выступают как субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе взаимодействия предоставляется детям свобод выбора деятельности, спо­соба деятельности, материала, партнера по деятельности; каждому ребенку создается  ситуация успеха.

 

1. Сущность личностно-ориентированного подхода. Влияние личностно-ориентированного подхода на развитие познавательной активности подростков на уроках БЖ

Похожие главы из других работ:

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения

Глава 1. Теоретические основы дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения

...

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения

Глава 2. Экспериментальное исследование дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения

...

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения

2.2 Реализация дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения младших школьников

В качестве примера применения дифференцированного подхода личностно-ориентированного обучения на практике рассмотрим урок в 1 классе. Урок состоит их двух блоков: лекционного и практического...

Инновационные методики обучения при создании речевого произведения учащимися 6-7 классов

1.3 Модели личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку

1. Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником...

Личностно ориентированный учебно-тренировочный процесс обучения детей технике спортивных движений

1.3 Использование личностно ориентированного подхода в процессе обучения детей

В последнее десятилетие в психолого-педагогической науке получили распространение термины "личностно ориентированная педагогика", "личностно ориентированное обучение" [10, 19, 20, 27, 32]. Наиболее употребительное толкование заключается в том...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольника

1.2 Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста

Одной из задач дошкольного образования является воспитание личности ребёнка, развитие её творческого потенциала, способностей, выявление признаков одарённости...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольника

2.2 Использование личностно-ориентированного подхода в процессе нравственного воспитания дошкольников

Целью опытно-экспериментальной работы нравственного воспитания дошкольников на основе личностно-ориентированного подхода является: 1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка. 2...

Личностно-ориентированный подход в организации уроков по "Технологии" для 8 класса

1. Определение личностно-ориентированного подхода.

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в учебное заведение приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний...

Личностно-ориентированный подход в организации уроков по "Технологии" для 8 класса

1. Определение личностно-ориентированного подхода.

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в учебное заведение приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний...

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе

Глава 2. Организация и руководство методической работой в условиях личностно ориентированного подхода

...

Методы проблемного обучения в преподавании иностранного языка

1.2 История развития проблемного обучения как одной из форм личностно-ориентированного подхода

В определенном смысле возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый этап в развитии дидактики и психологии обучения...

Новые педагогические технологии в преподавании русского языка

1. Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении

Потребности общества определяют цель современной школы - сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию. По мнению Быстровой Е.А. [5]...

Проблема формирования исследовательских умений при проведении лабораторных практикумов

Реализация личностно ориентированного подхода при организации физического практикума

Ведущей идеей педагогической теории и практики образования на современном этапе является личностно ориентированное образование (В.В. Сериков, К. Роджерс, И.А. Зимняя, Е.Н. Богданов, М.С. Красин, И.П. Краснощеченко, Е.Я. Дядиченко, Н.А. Алексеев, М.В...

Система личностного ориентированного образования

1. Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества...

Современные инновационные методики формирования речевых умений школьников

1.3 Модели личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку

1. Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником...

Личностно-ориентированное консультирование - HelloHealth

Когда доктор Карл Р. Роджерс разрабатывал свой инновационный терапевтический метод в 1940-х годах, его подход, основанный на полном доверии к пациенту и отказе от экспертного авторитета, был новинкой.

Сегодня его тезисы очевидны для терапевтов, а терапия, ориентированная на человека (клиента), является одним из наиболее часто используемых психотерапевтических методов в области гуманистической психологии. На основе новаторских роджерианских тезисов создано множество школ терапии, а сам метод до сих пор развивается и расширяется новыми подходами, в соответствии с убеждением его создателя о необходимости постоянного развития и открытости новому опыту.

Личностно-центрированное консультирование – ключевые понятия

Личностно-центрированная терапия подчеркивает индивидуальность, субъективность переживаний и личность клиента. Руководящий принцип метода Роджерса заключается в том, что клиент всегда знает лучше. Именно клиент знает, что с ним не так и где болит. Роль терапевта состоит в том, чтобы быть компаньоном клиента, а не проводником или экспертом в чьей-то жизни. Именно клиент открывает путь, по которому нужно следовать, чтобы исцелиться и решить свои собственные проблемы.

Личностно-ориентированный консалтинг – для кого?

Для тех, кто ценит отношения с терапевтом, который является скорее другом, чем гуру. Для людей, ориентированных на саморазвитие, поиск собственного потенциала, желающих формировать собственную жизнь. Эта техника поможет людям, которые испытывают трудности в работе и отношениях, переживают кризис.

Личностно-ориентированное консультирование – цели и результаты

Личностно-ориентированное консультирование поможет вам получить большее удовлетворение от работы и отношений, а также открыть для себя новые цели и смысл жизни.Консультант помогает пациенту найти в себе движущую силу. Клиент обнаруживает в себе способность и готовность брать на себя ответственность за собственную жизнь.

Личностно-центрированное консультирование - ограничения

Иногда возникают подозрения, что этот метод побуждает клиента сосредоточиться на себе и игнорировать чувства других людей, и даже отвергнуть близких после терапии и сброса их самооценки. Некоторые утверждают, что после терапии клиенты заявляют о своих правах и стремятся удовлетворить свои потребности, нанося ущерб окружающей среде.Другая опасность заключается в диссонансе, который может возникнуть между личностью и властями после терапии. Клиент может испытывать неприятие ограничений, налагаемых личностью, например, учреждениями и социальной системой. Консультирование ориентировано на цели человека, а не на цели, которые общество запланировало для них.

Личностно-ориентированное консультирование – метод

Это так называемая недирективная форма терапии (консультант не давит на клиента, не является авторитетом, требующим выслушивания, не показывает готовых решений).Терапевт играет роль активного слушателя. Его задача — помочь пациенту в процессе развития, создать терапевтические отношения, в которых клиент учится руководствоваться собственной мудростью. Для проведения терапии врач должен предложить клиенту безусловное принятие, полную честность, равноправие, открытость, подлинность и эмпатию. Он вступает в дружеский контакт с клиентом, полный любви и реальной поддержки.

Личностно-центрированное консультирование - время

Консультант старается не навязывать клиенту какую-либо структуру в отношении продолжительности терапии.Часто обе стороны договариваются о временном контракте на определенное количество сеансов. Они также могут договариваться открыто, например, договариваться о встречах столько, сколько необходимо. Сеанс обычно длится 50 минут, в зависимости от договоренности может проходить каждую неделю в течение нескольких недель или нескольких месяцев. В любом случае, однако, это краткосрочная терапия.

.

Что такое клиент-ориентированная терапия?

Более пристальный взгляд на личностно-центрированную терапию Карла Роджерса

Клиент-центрированная терапия, также известная как личностно-центрированная терапия, представляет собой недирективную форму голосовой терапии, разработанную гуманистическим психологом Карлом Роджерсом в 1940-х и 1950-х годах. Узнайте больше о том, как был разработан этот процесс и как используется терапия, ориентированная на клиента.

История

Карл Роджерс широко известен как один из самых влиятельных психологов 20 века.

Он был мыслителем-гуманистом и считал, что люди в своей основе хорошие. Роджерс также предположил, что люди склонны обновлять себя или быть готовыми реализовать свой потенциал и стать лучшими людьми, которыми они могут быть.

Роджерс изначально стал называть свою технику недирективной терапией. Хотя его цель состояла в том, чтобы быть как можно более недирективным, в конце концов он понял, что терапевты направляют клиентов даже тонкими способами.Он также обнаружил, что клиенты часто обращаются к своим терапевтам за советом или советом. В конце концов, эта техника стала известна как клиент-центрированная терапия или личностно-центрированная терапия. Сегодня подход Роджерса к терапии часто называют одним из этих двух названий, но его также часто называют просто роджерианской терапией.

Следует также отметить, что Роджерс намеренно использовал термин клиент, , а не пациент . Он считал, что термин «пациент» подразумевает, что человек болен и ищет лекарство от терапевта.

Вместо этого, используя термин «клиент», Роджерс подчеркивал важность индивидуального обращения за помощью, управления своей судьбой и преодоления трудностей. Самонацеливание играет жизненно важную роль в клиентоцентрированной терапии.

Как и психоаналитик Зигмунд Фрейд, Роджерс считал, что терапевтические отношения могут привести к прозрению и устойчивым изменениям в клиентах.

В то время как Фрейд сосредоточился на предложении интерпретации того, что он считал бессознательными конфликтами, которые привели к проблемам клиента, Роджерс считал, что терапевт должен оставаться недирективным.Это означает, что терапевт не должен направлять клиента, не должен судить о чувствах клиента и не должен предлагать предложения или решения. Вместо этого клиент должен быть равноправным партнером в терапевтическом процессе.

Как это работает?

Специалисты в области психического здоровья, которые используют этот подход, стремятся создать терапевтическую среду, которая будет уступчивой, непредвзятой и чуткой. Два ключевых компонента клиент-ориентированной терапии:

  • Не директива. Терапевты позволяют клиентам обсуждать и не пытаются направить клиента в определенном направлении.
  • Подчеркивает безусловное положительное уважение. Терапевты полностью принимают и поддерживают своих клиентов, не осуждая их.

По словам Карла Роджерса, клиентоориентированному терапевту необходимы три ключевые характеристики:

Реальность

Терапевт должен честно поделиться своими чувствами. Моделируя такое поведение, терапевт может помочь клиенту развить и этот важный навык.

Безусловный положительный отказ

Терапевт должен принимать клиента таким, какой он есть, и оказывать поддержку и заботу независимо от того, что клиент делает или переживает.

Роджерс считал, что у людей часто возникают проблемы из-за того, что они привыкли получать только условную поддержку; принятие, которое предлагается только тогда, когда человек соответствует определенным ожиданиям. Создавая атмосферу бескорыстного, позитивного уважения, клиент чувствует себя способным выражать свои истинные эмоции, не опасаясь отказа.

Роджерс объяснил:

«Безусловное положительное уважение означает, что, когда терапевт имеет положительное, принимающее отношение к тому, кто является клиентом, клиент в этот момент, скорее всего, является терапевтическим движением или изменением, когда терапевт желает быть клиентом, что является происходящий с ним момент - замешательство, обида, страх, гнев, мужество, любовь или гордость... Терапевт вознаграждает клиента в общем, а не в условном". чувства и мысли клиента.Целью этого является дать клиенту возможность лучше понять свои собственные внутренние мысли, восприятия и эмоции.

Демонстрируя эти три черты, терапевты могут помочь клиентам развиваться умственно, стать более осознанными и изменить свое поведение посредством самонацеливания. В такой среде клиент чувствует себя в безопасности и свободен от суждений. Роджерс считал, что такая атмосфера позволяет клиентам развивать более здоровый взгляд на мир и менее искаженное представление о себе.

Важность Я-концепции

Концепция Я также играет важную роль в личностно-центрированной терапии.Роджерс определял я-концепцию как организованный набор убеждений и представлений о самом себе. Концепция самоотчета играет важную роль в определении не только того, как люди воспринимают себя, но и того, как они воспринимают окружающий мир и взаимодействуют с ним.

Иногда концепция самости хорошо согласуется с тем, что Роджерс называл конгруэнтностью. В других случаях самовосприятие иногда нереально или не соответствует тому, что существует в реальном мире.Роджерс считал, что все люди в той или иной степени искажают реальность, но когда благополучие вступает в противоречие с реальностью, это может привести к несоответствию. Например, молодой мальчик может считать себя сильным спортсменом, несмотря на то, что его реальные результаты на поле показывают, что он не особо одаренный и может извлечь пользу из дополнительной практики.

Посредством личностно-центрированной терапии Роджерс считал, что люди могут научиться адаптировать свое представление о себе, чтобы достичь связной и более реалистичной картины себя и мира.Например, представьте себе молодую женщину, которая считает себя неинтересной и хромой собеседницей, хотя другие люди находят ее обаятельной и весьма привлекательной. Поскольку ее самовосприятие не соответствует действительности, в результате она может испытывать низкую самооценку. Ориентированный на клиента подход направлен на обеспечение безусловного, позитивного уважения, сочувствия и подлинной поддержки, чтобы помочь клиенту достичь более последовательного представления о себе.

Роль в популярной культуре

Актер Боб Ньюхарт сыграл роль терапевта, который использовал клиент-центрированную терапию в Шоу Боба Ньюхарта, , которое транслировалось с 1972 по 1978 год.

Насколько это эффективно?

Несколько крупномасштабных исследований показали, что три качества, на которые обращает внимание Роджерс: подлинность, безусловное положительное уважение и чуткое понимание, полезны. Тем не менее, некоторые исследования показывают, что одних этих факторов не обязательно достаточно, чтобы способствовать устойчивым изменениям среди клиентов.

В одном обзоре, в котором рассматривалась эффективность личностно-центрированной терапии, было высказано предположение, что этот подход эффективен у людей с распространенными проблемами психического здоровья, такими как депрессия и тревога, и может быть даже полезен для людей с более умеренными проблемами психического здоровья и тяжелыми симптомами.

Артикул:

Купер, М., Уотсон, Дж. К. и Холдампф, Д. (2010). Личностно-центрированная терапия и эмпирическая терапия: обзор исследований в области консультирования, психотерапии и родственных практик. Росс-он-Уай, Великобритания: Книги PCCS.

Гиббард И. и Хэнли Т. (2008 г.). Пятилетняя оценка эффективности личностно-ориентированного консультирования в рутинной клинической практике на уровне первичного звена. Консультирование и психотерапевтические исследования, 8 (4), 215-222.

Роджерс, К. (1951). Клиент-ориентированная психотерапия. Бостон: Хоутон-Миффлин.

Роджерс, К. (1977). Карл Роджерс с личной силой: внутренняя сила и ее революционное влияние. Нью-Йорк: Delacorte Press.

Роджерс, К. (1980). Образ жизни. Бостон: Хоутон-Миффлин.

Сакс, Р.и Эллиотт, Р. (2002). Изучение результатов процесса в области переменных гуманистической терапии. В книге Дэвида Дж. Кейна и Жюля Симана (ред.). Гуманистическая психотерапия: руководство по исследованиям и практике. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

.

Что такое личностно-ориентированная терапия?

Личностно-центрированная терапия (PCT) — это форма логопедической терапии, в которой терапевт играет ненаправленную роль. В отличие от некоторых других видов психотерапии, в ПКТ терапевт играет роль фасилитатора и не ведет клиента непосредственно к пониманию или решению его проблем. Целью личностно-центрированной психотерапии является создание комфортной обстановки и оказание клиенту безусловного положительного уважения.Теория состоит в том, что эта среда поможет клиенту найти решение его проблем.

Психолог Карл Роджерс впервые разработал методы личностно-центрированной терапии в 1940-х и 1950-х годах. Поэтому ее иногда называют психотерапией «Роджер». ПКТ обычно считается одним из основных видов психотерапии, некоторые другие типы включают психодинамическую терапию, психоаналитическую или фрейдистскую терапию, экзистенциальную терапию и когнитивно-поведенческую терапию.

Подход, ориентированный на человека, учитывает шесть важных условий, которые, как считается, работают вместе, чтобы обеспечить положительные изменения в клиенте. Первое условие состоит в том, что между терапевтом и клиентом существуют позитивные отношения, которые оба считают необходимыми. Второе условие известно как несоответствие клиента. Это означает, что существует несоответствие между опытом клиента и его имиджем.

Третьим условием личностно-центрированной терапии является уступчивость терапевта.Это означает, что терапевт должен быть по-настоящему предан терапевтическим отношениям и уметь опираться на собственный опыт, чтобы сопереживать клиенту и строить отношения. Четвертое и, возможно, самое важное условие — это безусловное положительное приветствие (UPR), в котором терапевт демонстрирует подлинное, непредвзятое и безусловное принятие клиента.

Пятое условие – эмпатическое понимание клиента терапевтом. Тесное взаимопонимание с клиентом — очень важный способ, с помощью которого терапевт может безоговорочно общаться с клиентом.Наконец, шестое условие успешной личностно-центрированной терапии состоит в том, что клиент способен воспринимать эмпатию и безусловное принятие со стороны терапевта.

Сеанс личностно-центрированной терапии часто проводится индивидуально, но возможна и личностно-центрированная групповая терапия. В этом типе групповой терапии лидер группы отвечает за создание атмосферы доверия. Другой вариант личностно-ориентированного подхода включает в себя определенные стили игровой терапии, которые часто используются у маленьких детей.

ДРУГИЕ ЯЗЫКИ
.90 000 личностно-ориентированный подход Карла Роджерса 90 001

Недирективный, ориентированный на клиента и человека. Эти термины используются для описания терапевтического подхода, разработанного Карлом Роджерсом.

Разница между тремя терминами может сбивать с толку. На мой взгляд, они представляют собой историческое развитие этого подхода.

В 1942 году Карл Роджерс опубликовал книгу «Консультирование и психотерапия: новые концепции на практике». Именно здесь он представил идею недирективной терапии.

Роджерс описал это как недирективную терапию, потому что работа терапевта заключалась в том, чтобы следовать примеру клиента. Вместо того, чтобы терапевт руководил курсом терапии с помощью методов интерпретации или графиков подкрепления, чтобы найти решения для пациента, Роджерс изменил концепцию терапевта как эксперта. Терапевт следовал за клиентом и помогал ему найти собственные решения. Эта идея недирективной терапии была прямым вызовом доминирующим в то время психоаналитическому и поведенческому терапевтическому подходу.

Спустя почти десять лет после выхода в 1942 году книги по консультированию и психотерапии Роджерс опубликовал в 1951 году «Терапию, ориентированную на клиента», в которой изложил свои лучшие идеи. В частности, Роджерс заменил термин «неуправленческий» термином, ориентированным на клиента.

Как правило, неуправленческие термины и термины, ориентированные на клиента, относятся к противоположным сторонам одной медали. Но в то время как недирективность относится к тому, к чему терапевт не стремится, т.е.подвергая сомнению агентство клиента в отношении его собственных чувств и восприятий, термин «центрированный на клиенте» относится к этому. К чему стремится терапевт, т.е. поддерживать свободу действий клиента и следовать его указаниям в плане понимания того, что болит и что необходимо.

В течение следующих нескольких лет Роджерс начал применять свои идеи из клиентоориентированной терапии в других условиях, таких как образование, разрешение конфликтов и группы знакомств. Чтобы подтвердить более широкое применение его подхода, термин, ориентированный на человека, заменил термин, ориентированный на клиента, поскольку термин «клиент» не подходит во многих других контекстах.Таким образом, термин, ориентированный на человека, обычно используется сегодня для описания использования этого подхода.

.

Психотерапия Роджерса | Терапевтикон

Подход, задуманный и разработанный C.R. Роджерса и его учеников сегодня называют клиент-центрированной или клиент-центрированной терапией. Характерной чертой этой психотерапии является активация самостоятельности больного, а не подчинение его внешнему действию. Заменив понятие пациента понятием клиента, Роджерс хотел подчеркнуть, что человек приходит ему на помощь и что он не является пассивным объектом действия и не отказывается от собственной ответственности за то, что с ним произойдет.

Карл Р. Роджерс был американским клиническим психологом. Он начал работать в детских центрах. Он также был профессором психологии в университетах Огайо, Чикаго, Висконсина и Калифорнии. Чикагский период связан с разработкой Роджерсом собственного терапевтического метода, применяемого при лечении неврозов. Период работы в Висконсине является применением этого метода для лечения психозов. В калифорнийский период он посвятил себя, в частности, изучению личности нормальных людей. В его деятельности можно наблюдать постоянное развитие, изменения и пересмотры концепции.Метод сначала называли недирективным, затем акцент сместили на терапевтические отношения. Еще позже Роджерс обратил внимание на важность использования интенсивного группового опыта. У Роджерса огромную роль, помимо практической психотерапии, играет изучение эффектов психотерапии и психотерапевтического процесса в целом. Ему удалось собрать команду выдающихся клинических психологов для совместной работы над этими вопросами. Подход Роджерса характеризуется фундаментальной верой в то, что добро является врожденным качеством человека.То, что он становится невыносимым, эгоистичным, агрессивным по отношению к окружающему, есть результат приобретенных по мере развития переживаний: если бы не они, он остался бы милым. Источником нарушений поведения являются ценности, суждения, суждения, привитые окружающими, вступающие в противоречие с собственными суждениями, и суждения, связанные с сенсорными, висцеральными и аффективными реакциями организма.

Задача терапевта состоит в том, чтобы создать условия, позволяющие пациенту самостоятельно изменить свои установки и тем самым сформировать правильную самооценку.Терапевт должен быть дружелюбным, заботливым, понимающим, но не должен ни осуждать, ни интерпретировать. Ситуация партнерства должна позволять пациенту выносить независимые суждения: терапевт создает для него атмосферу понимания и старается поддерживать процесс самовыражения и познания себя.

Роджерс считает, что адаптированный человек выбирает свой образ действий на основе наблюдений и суждений о себе, а не на основании того, что о нем думают другие люди.Он считает, что существует врожденная склонность к самоактуализации и врожденно-регуляторный механизм, так называемый оценка организма. Оба эти механизма ведут к здоровому, социально позитивному выбору, если их не ограничивать. Таким образом, цель терапии состоит в том, чтобы обеспечить свободное развитие существующих способностей. Лишь бы это свободное развитие было обеспечено, процесс адаптации протекает сам собой, также без психотерапии. Роджерс определяет адаптацию как процесс, а не как состояние.Хорошо приспособленный человек постоянно меняется, пересматривая свое мнение о себе на основе нового опыта, используя наблюдения, получая удовлетворение от решения новых задач, а не от их отсутствия вовсе.

Основные положения недирективной психотерапии:

а.Пациент обладает способностью, иногда нераскрытой, понимать те стороны своей личности и жизни, которые вызывают у него неудовлетворенность, страх или беспокойство. Больной обладает способностью и склонностью трансформировать себя и свое отношение к жизни в смысле самореализации и созревания, так что его внутреннее удовлетворение возрастает.

б. Эти способности проявятся и терапия будет намного легче, если психотерапевт создаст соответствующую атмосферу, которая должна характеризоваться:
1) бдительностью и постоянным стремлением понять чувства, мысли и высказывания пациента в том виде, в каком они существуют для него без тенденции диагностировать, классифицировать или изменять;
2) постоянное стремление вербально выразить пациенту то, что терапевт так напряженно выслушал и понял.

в) В такой атмосфере принятия, понимания и отсутствия угрозы пациент как в сознательном, так и в более глубоких слоях своей личности реорганизует себя более конструктивным и адаптивным образом, достигая при этом большего удовлетворения.

Самовосприятие пациента меняется настолько, что он лучше понимает себя и в большей степени принимает себя, он становится более творческим, адаптивным и более зрелым. Первоначально подход Роджерса характеризовался специфической техникой, при которой терапевт реагировал, отражая чувства пациента: он избегал дедукции или интерпретации скрытого содержания, а лишь пытался сформулировать своими словами то, что он понял на основе высказываний пациента. отдельные высказывания. Позднее стало подчеркиваться, что даже не столько методика, сколько личное отношение терапевта, его заинтересованность в пациенте, искренность и способность к эмпатии составляют эффективное и ожидаемое пациентом поведение.

Независимо от теоретической направленности и используемых методов, если признаки встречаются в следующей триаде: а) эмпатия, эмпатия: терапевт чувствует и понимает то, что говорит пациент, так же, как пациент чувствует и понимает: б) принятие пациент: терапевт принимает пациента и уважает его, независимо от того, уместно ли его поведение в данный момент или достойно сожаления: Роджерс говорит об уважении и положительном отношении в данном случае без каких-либо условий, тогда как Труакс называет это качество альтруистической сердечностью: в) конгруэнтность (комплаентность): терапевт реагирует как реальный человек, ведет себя так, как он есть на самом деле, ничего не притворяется, его поведение в ходе терапии не маскируется, ему не приходится скрывать свои настоящие реакции или бояться их .Truax называет это подлинностью.

Теория Роджерса намеренно и систематически использует эти условия. Важно раскрыть эти установки по отношению к больному как имеющие терапевтический эффект. Средства, с помощью которых это происходит, следует рассматривать как технику в более узком смысле.
Условие конгруэнтности требует, однако, чтобы это была не просто ролевая игра, а спонтанное выражение фактической терапевтической установки На этом фоне создается установка, которую пациент отбрасывает как безопасную и в которой ранее не проявляемые переживания и чувства можно познать, выразить и сравнить, а затем ассимилировать или интегрировать в собственное Я пациента.
В 1961 году Роджерс сформулировал свой метод с помощью уравнения, описывающего процесс психотерапии. Чем больше пациент воспринимает терапевта как реальную, подлинную и чуткую личность, как человека, который безоговорочно уважает его, тем больше он изменит статичный, бесчувственный, пассивный и безличный способ существования на образ, характеризующийся текучестью, изменчивостью и беспристрастностью. принятие опыта различных личных переживаний.
В развитии психотерапии Роджерса можно четко выделить четыре фазы.На первом этапе терапия носит недирективный характер, терапевт лишь обеспечивает соответствующую, разрешительную атмосферу, поддерживая самоанализ, предпринятый пациентом.
На второй фазе терапевт становится более активным, старается максимально сопереживать переживаниям пациента, адекватно их отражать и давать ему почувствовать, что он понимает его чувства в своих высказываниях.
Третью фазу можно назвать эмпирической психотерапией. Терапевт уже не только отражает чувства пациента, но и проявляет собственные чувства, вызванные признаниями пациента.Он чуткий, сердечный и искренний.
Последняя фаза, четвертая, направлена ​​на достижение интенсивных эмоциональных состояний, связанных с взаимным прорывом, встречей, возможностью истинного раскрытия чувств и сердечным, эмпатическим опытом не только с терапевтом, но и в группе.

комп. на основе Кратохвиль "Психотерапия"

Добавить в избранное:

Нравится Загрузка...

.

К. Роджерс, феноменологический подход и алкогольная зависимость

Элеонора Ладош-Котас

Год: 2000
Журнал: Терапия зависимости и созависимости
Номер: 5

Углубление несоответствия между феноменологическим полем и внешней реальностью происходит, с одной стороны, от избирательного отбора символически представленных переживаний, а с другой - от их неадекватной интерпретации.

В гуманистической психологии расстройства трактуются как нарушения развития личности, возникающие в результате неудовлетворения психологических потребностей.Ч. Роджерс полагает, что человеку свойственно врожденное стремление к совершенству - творческая тенденция, понимаемая как развитие тех собственных способностей, которые позволяют ему достичь полноты, стать самореализующейся личностью. Присущая каждому индивиду тенденция к саморазвитию и самореализации у больных алкоголизмом блокируется.

Весь опыт индивидуума, то есть все, что происходит внутри тела и потенциально доступно сознанию, создает так называемоефеноменологическое поле, составляющее индивидуальную систему отсчета. Поведение человека определяется его феноменологическим полем, а не внешними раздражителями. Субъективная реальность состоит из переживаний, символизируемых в сознании индивида, и переживаний, не представленных в символической форме, но находящихся вне сферы сознания.

Неправильная символизация — одна из причин неадекватного поведения, которую можно исправить, если индивидуум «проверит» реальность.Однако ситуация проверки реальности требует от индивида сопоставления информации из разных источников (как внутренних, так и внешних), что связано с некоторой открытостью опыту.

Алкоголик действует иначе, потому что он избегает контакта с реальностью, с ситуациями, которые могут дать ему новые сравнения и информацию. Это не означает, конечно, что человек, зависимый от алкоголя, вообще не сопоставляет свои переживания с внешней реальностью, а лишь то, что значительная часть его переживаний неправильно соотносится с действительностью, что приводит к деструктивному поведению, повреждающему структуру из «Я».

Углубляющееся несоответствие между феноменологическим полем и внешней реальностью является результатом, с одной стороны, избирательного отбора символически представленных переживаний, а с другой стороны, их неадекватной интерпретации. Более того, с развитием алкоголизма человек постепенно начинает относиться к собственным переживаниям как к точно и достоверно отражающим действительность. Это приводит к ситуации, в которой индивид воспринимает свои переживания как не требующие сравнения или проверки.Следствием такого отношения является нереалистичный и искаженный способ восприятия как самого себя, так и внешней реальности. Алкоголик вместо того, чтобы стремиться к реальности, отодвигает ее как можно дальше. Бегство от реальности нарушает процесс непрерывной и адекватной оценки, которая является необходимым условием здоровой адаптации. Наркоман замыкается в собственном воображаемом мире. Он перестает противопоставлять символическое представление о себе внешней реальности.

По мнению К. Роджерса, организм должен быть тождественен «Я» и отклонение от этого единства угрожает целостности человека. Структура «Я» возникает и формируется в детстве из переживаний, символизируемых человеческим сознанием. Наряду с этим возникает потребность в самопринятии, удовлетворение которой способствует формированию самооценки. В структуре «Я» символизируются только переживания, поддерживающие развитие собственного положительного образа.

Если бы социальные контакты давали человеку только поддержку в виде безусловного принятия, то не было бы несовместимости между организмом и «Я» и личность настраивалась бы в психологическом плане, а этого не происходит.Социальная среда с раннего возраста является источником ряда негативных мнений и оценок, что способствует развитию условного характера самопринятия и активации защитных механизмов.

Защитные механизмы лежат в основе функционирования людей, страдающих алкогольной зависимостью. Они часто воспитывались в неблагополучных семьях, что не в полной мере удовлетворяло их потребности, часто как биологические, так и психологические, в том числе потребность в безопасности, что имело особое значение для правильного развития.В детстве они пережили столько проявлений непринятия, что функционирование на основе защитных механизмов стало для них единственным способом удовлетворить потребность в самопринятии и защитить свою самооценку.

Это приводит к ситуации, при которой защитные механизмы, с одной стороны, оберегают положительный образ самого себя, с другой стороны, с другой стороны ограждают человека от полезного и ценного, от открытия правды о себе . Таким образом, благодаря активации защитных механизмов переживания, не способствующие и не удовлетворяющие потребность в самопринятии, вне зависимости от их объективной ценности, не включаются в образ «Я», не символизируются, а выталкиваются из поля сознания, иногда и просто искажаются, чтобы не вызывать диссонанса, не противоречили желаемому Я-образу.Так как положительное самовосприятие зависимого человека находится под угрозой, он испытывает тревогу и деятельность организма направлена ​​преимущественно на защиту «Я». Постоянное искажение переживаний приводит к неадекватному восприятию действительности. Поэтому поведение зависимого человека в различного рода ситуациях может быть во многом нереалистичным, относящимся не к объективным событиям, а к их неверной интерпретации. Таким образом, активируя защитные механизмы, алкоголик может относиться к своему поведению как к согласующемуся с «Я».Это приводит к искажению образа «Я», собственных потребностей и чувств, ограничению самостоятельности, свободы и свободного развития. Личность распадается, одни переживания ассимилируются с «Я», другие отодвигаются в бессознательное.

Совокупность переживаний организма влияет на поведение индивидуума, которое должно привести к их реализации. Таким образом, реализация также имеет место в опыте, который находится в бессознательном, то есть за пределами области символического отражения.В случае распада личности «Я» не может самореализоваться в полной мере, поскольку некоторые формы поведения направлены на реализацию неосознаваемых переживаний организма, не вошедших в «Я», а также тех переживаний, которые искажены и неправильно символизированы. в структуре «Я».

При несоответствии «Я» реального и «Я» идеального, между потребностями организма и потребностями «Я» нарушается целостность личности и раздаются противоречивые деструктивные тенденции.Алкоголик прилагает все усилия для сохранения целостности своего образа Я, но его деятельность не направлена ​​на то, чтобы открыть правду о себе, понять себя, стать самим собой… С этой целью он использует отрицание, рационализацию, оправдание, и неадекватные сравнения. Кроме того, он также старается ограничить возможность соприкосновения с нежелательными переживаниями, способными вызвать неприятный диссонанс, т.е. такими, которые могли бы нарушить его замысловато выстроенную иллюзорную версию мира, людей и собственного места в нем.

Он часто делает это, прибегая к алкоголю и, как это ни парадоксально, к веществу, являющемуся причиной этого диссонанса. Можно сказать, что алкоголь становится своеобразным регулятором чувств для зависимого человека. Когда алкоголик испытывает тревогу, страх, тревогу, печаль, депрессию или неуверенность в себе, вместо того, чтобы пытаться «повернуться лицом» к негативным эмоциям и своими действиями изменить вызвавшие их обстоятельства, он убегает от тяжелых переживаний употреблением алкоголя.Состояние опьянения облегчает его страдания. Однако алкоголь ненадолго меняет эмоции, через какое-то время появляются смущение и чувство вины, нежелательные чувства возвращаются как бы с удвоенной силой. Желание подавить неприятные ощущения с помощью алкоголя становится внутренним принуждением к выпивке.

* * *
Здесь возникает вопрос: Разрывает ли психотерапевтическая помощь «порочный круг», в котором функционирует зависимый человек? Терапевтическая работа заключается в том, чтобы привести человека к постоянному воздержанию и реинтеграции личности.Остальная часть курса должна быть направлена ​​на то, чтобы стать полноценной «личностью».

В процессе психотерапии важно создать для клиента соответствующие условия, т.е. атмосферу, полную тепла, доброты, понимания и искренности. Словом, обеспечение принятия, ведущее к ослаблению или даже устранению созданной в человеке обусловленности самопринятия. Атмосфера принятия способствует снижению тревожности и чувства угрозы, что может привести к срыву защитных механизмов.Эта ситуация позволяет клиенту войти в контакт со своими переживаниями, чувствами, стремлениями, потребностями, переживаниями, желаниями, а также понять собственное поведение. Переживания, которые ранее воспринимались человеком как угрожающие положительному образу Я, могут быть ассимилированы с «Я» и правильно и адекватно символизированы.

Терапия приводит к повышению самопринятия и когерентности «Я» с опытом. Благодаря ему зависимый человек может открыть в себе творческие силы, действующие прогрессивно, что позволяет ему преодолеть болезнь.Постепенно становиться полноценной личностью, осознанно стремящейся к самореализации и саморазвитию.

Библиография

Холл К.С. и Линдзи Г. (1998). Теории личности . Варшава: PWN.
Якубовская У. (1994). Гуманистический и экзистенциальный подход. В: Л. Гжесюк (ред.), Психотерапия. Школы, явления, техники и частные проблемы . Варшава: PWN.
Качмарчик И. (2000). К ценностям и достоинству. Терапия зависимости и созависимости, 2 .
Меллибруда Дж. (1999). Психологическая концепция механизмов зависимости. Терапия зависимости и созависимости, 4 .
Роджерс Ч.Р. (1977). Карл Роджерс о личной силе. Нью-Йорк: Delacorte Press.
Роджерс Ч.Р. (1979). Основы личностно-ориентированного подхода. Образование, 2 (100) .
Роджерс Ч.Р. (1991). Клиентоориентированная терапия. Группы встреч. Вроцлав: Thesaurus Press.

.Лаборатория терапии, ориентированной на решение, на 90 000 человек. ТСР Слупск 9000 1

МЕТОД

Solution Focused Therapy

является альтернативой более традиционным терапевтическим моделям. В своих предположениях TSR ссылается на достижения Милтона Эриксона. Значительный вклад в развитие этого направления внесли Стив де Шазер и Инсу Ким Берг. Они основаны в 1978 году. Краткий семейный терапевтический центр в Милуоки, США, где они разработали этот подход, придав ему особое измерение.Терапия заключается в поиске и укреплении ресурсов и сильных сторон клиента. Мы воспринимаем клиента как эксперта, именно он принимает решение о выборе стратегии работы. Он обладает ключевыми знаниями о себе и вместе с терапевтом ищет наилучшее решение. Важной особенностью является нацеленность на решения, а не на проблемы, и вера в то, что каждый клиент уникален, обладает достаточными ресурсами для внесения изменений. TSR-терапия предназначена для людей, которые хотят конструктивно разобраться со своим прошлым.Именно поэтому мы относимся к прошлому как к кладезю знаний о ресурсах и навыках клиента - "если не получится чуда, стань им/стань чудом" (Текст песни Ника Вуйчича - Somethingmore - перевод.

Причем эта модель находит применение как в работе с отдельными людьми, так и в группах. Подход, ориентированный на решение, хорошо подходит для работы с клиентами, испытывающими различные проблемы, такие как насилие, депрессия, зависимость, булимия и анорексия, семейные конфликты и т. д.

Центральная философия TSR состоит из
трех основных тезисов:

  1. Если что-то не сломано - не чинить (не менять то, что работает на практике и работает)
  2. Если что-то работает — делайте это чаще (стоит повторять те действия и модели поведения, которые мы считаем полезными)
  3. Если что-то не работает, не делайте этого снова - делайте что-то другое (если вы осознаете, что что-то не работает, стоит остановиться, притормозить и еще раз посмотреть, куда мы идем).
Характерной чертой ТСР-терапии является высокий уровень уважения к клиентам и близким им людям, выражающийся в возможности формирования будущего в соответствии с их личными надеждами и стремлениями. .

Смотрите также