Post Icon



Материнская депривация это в психологии


4. Материнская депривация. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие

Читайте также

Материнская любовь

Материнская любовь Вновь обратимся к книге Эриха Фромма «Искусство любить».«Материнская любовь – это безусловное утверждение жизни и потребностей ребенка. Поддержание жизни имеет два аспекта: один – это забота и ответственность, абсолютно необходимые для обеспечения

Материнская страсть и сексуализация материнства

Материнская страсть и сексуализация материнства Во второй половине дня 4 декабря 2010 года в конференц-зале «Париж» гостиницы Новотель Москва Центр состоялась встреча российских психоаналитиков с известным французским психоаналитиком, философом и филологом Юлией

Депривация и угроза

Депривация и угроза В ходе дискуссии о фрустрации легко сделать ошибку, уделяя внимание лишь конкретным органам человека или отдельным аспектам личности; до сих пор сохраняется тенденция говорить о фрустрации рта или желудка или же о фрустрации потребности. Мы не должны

Род и материнская любовь

Род и материнская любовь В настоящее время значение родовых отношений и роль семьи во многих странах снижены. Дети не стремятся поддерживать родственные отношения. Объяснять это динамикой жизни и другими внешними факторами сегодняшнего дня – значит не видеть большей

10.1. Материнская ласка и факторы, на нее влияющие

10.1. Материнская ласка и факторы, на нее влияющие Матери значительно теснее отцов связаны с детьми. Они легче читают выражения лица младенцев, более плавно двигаются, легче и нежнее прикасаются к ним и успокаивают высоким, мягким, ритмическим голосом. В процессе первых

№ 77. Байка «Материнская любовь как катализатор творчества ребенка»

№ 77. Байка «Материнская любовь как катализатор творчества ребенка» Анализ детства творческих личностей позволяет понять те факторы, которые способствуют раскрытию таланта. С этой точки зрения, фигура Леонардо да Винчи, безусловно, показательна. Леонардо да Винчи

Материнская сила

Материнская сила Сила матери — другое свойство Деметры. Женщины, подобные ей, становятся непобедимыми, когда дело касается благополучия их детей. Многие специальные образовательные классы для детей с какими-либо недостатками существуют только благодаря желанию

76. Насколько опасна избыточная материнская любовь?

76. Насколько опасна избыточная материнская любовь? Когда разум озабочен борьбой за выживание, разве будет любовь к мужчине интересовать женщину? А любви-то в ней много от природы. И куда ей деваться? Вот и выплескивает женщина всю силу нерастраченной любви на детей. И

Виды любви: материнская и отцовская любовь

Виды любви: материнская и отцовская любовь Когда ребенок только рождается, он нуждается в материнской и отцовской любви. Подчеркиваю: ребенку не мама и папа нужны, а и важны нужны материнская и отцовская любовь. И если он в детстве их не получит, то вся жизнь его пойдет

Трудность 1-я: депривация

Трудность 1-я: депривация Давно замечено, что у сирот, живущих в детских домах и приютах, повышенная потребность в сладком. Не потому, что у них какой-то иной обмен веществ, а потому что это утешение.Говорят же: «Подсластить пилюлю». Вот они и послащивают (разумеется,

Родительская депривация - причины, симптомы, диагностика и лечение

Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей. Возникает вследствие недостатка заботы, ласки, понимания, взглядов, прикосновений, общения. Последствия – эмоциональные, личностные, поведенческие расстройства, трудности социализации. Диагностика включает клиническую беседу, применение опросников, рисуночных тестов. Лечение основано на групповой и индивидуальной психотерапии, дополняется психокоррекцией, социальной реабилитацией, медикаментозной терапией.

Общие сведения

Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка. Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей. Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.

Родительская депривация

Причины родительской депривации

Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:

  • Недостаточная привязанность родителей. Отец и мать не проявляют любви к малышу. Явление распространено в семьях с нежеланным ребенком, при психических расстройствах, алкоголизме, наркомании родителей.
  • Длительная разлука. Депривация развивается при продолжительном пребывании в стационаре, учебном учреждении закрытого типа. Проявляется эмоциональными расстройствами.
  • Отсутствие родителей. Ранняя смерть отца и матери, отказ от ребенка становятся ключевыми факторами депривации. В домах малютки, детских приютах эмоциональные потребности удовлетворяются недостаточно.
  • Конституционально-наследственные особенности. Дети с неустойчивым слабым типом ЦНС более восприимчивы к влиянию депривационного фактора. Они менее пластичны, хуже адаптируются к изменяющимся условиям. Непродолжительное отсутствие мамы с папой (госпитализация, вынужденный отъезд) отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии.
  • Состояние здоровья. Негативное влияние депривации быстрее проявляется у детей с неврологическими, соматическими заболеваниями. Больной ребенок больше нуждается во внимании, заботе родителей, острее переживает невозможность удовлетворения данных потребностей.

Патогенез

Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций. Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования. Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды. Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста. Компенсация происходит через формирование привязанности к другим объектам (людям, животным, игрушкам), увлеченность деятельностью (хобби, творчество, спорт).

Классификация

По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная. Характеризуется невозможностью удовлетворить потребность в ощущениях. Проявляется недостатком прикосновений, объятий, поглаживаний, взглядов.
  • Когнитивная. Представлена отсутствием возможности познавать родителя, через него – окружающий мир. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций.
  • Эмоциональная. Наиболее выраженный компонент материнской депривации. Формируется при невозможности почувствовать близость, принятие, любовь, одобрение, поддержку.
  • Социальная. Определяется лишением возможности выполнять социальную роль (сын, дочь). Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.

Симптомы родительской депривации

Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен. Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками. Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.

Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны. В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью. Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий. Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.

В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый. Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора. К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.

Осложнения

Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов). В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями. Часто диагностируются нарушения невротического спектра: энурез, парасомнии, навязчивые движения, апатическая, маскированная депрессия. У дошкольников и младших школьников определяются поведенческие отклонения, ЗПР. У подростков – психопатии, депрессивные расстройства.

Диагностика

Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком. Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам. Применяется ряд методов:

  • Беседа. Разговор с ребенком позволяет первично оценить эмоциональное состояние, реакции на похвалу/замечания, способность устанавливать, поддерживать продуктивный контакт. Специалист выявляет сферы, наиболее подверженные депривационному воздействию, определяет направленность дальнейшей диагностики.
  • Проективные тесты. Широко применяются рисуночные методики – «Человек», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем». Они универсальны относительно возраста, уровня интеллектуального развития, национальности. Позволяют выявить глубинные неосознаваемые переживания, скрываемые особенности поведения.
  • Опросники. Методики данной группы рекомендованы для обследования детей от 10 лет. Используются опросники, направленные на исследование детско-родительских отношений – «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской. Дополнительно показаны тесты исследования личности – «Патохарактерологический личностный опросник» А. Е. Личко, опросник Леонгарда-Шмишека.

Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).

Лечение последствий родительской депривации

Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:

  • Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений. Члены группы учатся договариваться, дружить, сотрудничать. В тесном взаимодействии узнают (обнаруживают) качества личности. Происходит формирование системы «Я», общественных ролей.
  • Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
  • Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
  • Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которы х легче налаживается общение, дружба. Компенсация агрессии происходит во время активных физических нагрузок. Последствия эмоциональной, сенсорной депривации редуцируются в процессе творческой деятельности.

Прогноз и профилактика

Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются. Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов. Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).

Материнская депривация - Docsity

Материнская депривация Понятие материнской депривации Под термином «депривация» (от англ. Чер\аНоп - лишение) понимают лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Довольно часто определение депривации дается в зависимости от той потребности, которой лишена личность, но речь идет исключительно о психических лишениях. Депривация является особой индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достиг ребенок в депривационной ситуации,то есть в ситуации изолирования от стимулирующей среды: человеческого общества, семьи, детской группы, школы и т. п. Дать точное определение понятию «материнская депривация» довольно сложно, так как оно включает в себя ряд различных явлений. Так, материнская депривация имеет место не только в детских домах, интернатах, но и в семьях, где мать недостаточно заботится о ребенке; временный отрыв ребенка от матери, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, который выступает для него в роли матери, - эти явления также входят в понятие «материнская депривация». Исходя из этого, материнскую депривацию можно определить как «явление, обусловленное недостаточностью постоянного, тесногостойкого отношения ребенка к одному лицу». Дж. Боулби-утверждает, что маленькие дети нуждаются в устойчивых, продолжительных и нежных отношений со своими матерями, и что материнская депривация отсутствие таких отклонений может привести к душевному заболеванию и смерти. Мамы должны остоваться дома со своими детьми. Материнская депривация- теория, согласно которой плохие отношения ребёнка с матерью связаны с его проблемами во взрослой жизни. Депривация- полное лишение матери, 6 отсутствие, длительное или временное, а также холодное безразличное. Даже краткие разлуки с матерью в детстве способны оказывать воздействии на жизнедеятельность взрослого человека Материнская депривация -- это, в первую очередь, эмоциональное обеднение ребенка, но немаловажную роль в происхождении этого состояния играет и сенсорный компонент. Известно, что мать для ребенка первых лет жизни -- источник многочисленных сенсорных стимулов (тактильных, зрительных, слуховых, необходимых для нормального развития психических функций. При недостатке, лишении ребенка таких стимулов говорят о сенсорной депривации. Таким образом, при наличии одного вида депривации возможны проявления и других ее видов. Исследователи, занимавшиеся проблемой материнской депривации, давали различные трактовки этого понятия. Клинический психолог Дж. Боулби, анализируя зависимость психического здоровья ребенка от материнской заботы, рассматривал в качестве материнской депривации не только полное отсутствие матери, (полная материнская депривация, но и частичные ее формы, где нет прямой разлуки с матерью, но отношения обеднены или неудовлетворительны. Иногда в этих случаях используются термины «скрытая» или «маскированная» депривация. Другие исследователи, изучая состояния младенцев в приюте, определяли материнскую депривацию как состояние, при котором у ребенка отсутствует связь именно с биологической матерью. В работах Й. Лангмейера и 3. Матейчика материнская депривация рассматривается как недостаток постоянных и тесных отношений с одним лицом, не обязательно биологической матерью. Э. Эриксон утверждал, что если ребенок в раннем детстве лишен общества близких и доброжелательных взрослых, то его развитие и формирование идентичности будет иметь своеобразные черты, граничащие с патологией. Негативное влияние материнской депривации на психическое развитие ребенка отмечается в целом ряде психологических и педагогических исследований. Большинство исследований направлено на изучение особенностей и поведения детей, воспитывающихся в детских закрытыхучреждениях, детей-сирот, так как они представляют собой яркую иллюстрацию «ребенка с депривацией». «Депривация у таких детей может проявляться как в виде легких изменений личности, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, так и грубых поражений развития личности. Материнская депривация рассматривалась как тяжелое и необратимое состояние индивида, способствующее формированию специфического типа личности, характерной для воспитанника детского приюта. Дети, лишенные материнства, описывались как «потенциальные преступники», отличающиеся повышенной жестокостью и агрессивностью, отсутствием социально-этических норм в поведении. Нарушение отношений между матерью и ребенком в дальнейшем может проявиться в возникновении различного рода девиаций в поведении ребенка. Исследование матерей агрессивных подростков показало наличие противоречивых родительских ожиданий со стороны матерей: данные матери хотели бы, чтобы их дети обращались к ним за помощью, при этом они также считали, что для мальчиков важно научиться решать свои проблемы самостоятельно. Ситуация, в которой мальчик поощряется и наказывается за одно и то же поведение, определенно делает его конфликтным и усиливает враждебность и чувство обиды. Кроме того, снисходительное отношение матерей к проявлению агрессии против себя способствовало проявлению агрессии дома и развитию агрессивного поведения в целом. Также если подросток воспитывается в семье, в которой его отвергает отец, а мать, в свою очередь, непоследовательна в своем отношении к зависимому поведению своего сына, то подростки в последующем начинают бояться и избегать тесных зависимых отношений. Воспитывая девочку, мать также может столкнуться с рядом затруднений, связанных с формированием полоролевой идентификации у дочери. Отношения между матерью и дочерью рассматриваются в свете нескольких ключевых проблем, причем в центре стоит сложный процесс идентификации с матерью и отличения от нее. Протекающие между матерью и дочерью процессы идентификации и проекции ведут к передаче новых конфликтов мать-дочь от поколения к поколению. Именно при рождении дочери велика вероятность, что возродится и оживет отношение к собственной матери. При позитивном отношении к собственной женственности женщины фантазируют о своем собственном новом рождении в дочери. Согласно Бергману, рождение дочери может связаться с желанием, происходящим из периода кризиса повторного сближения, приводя к триангуляции в ряду нескольких поколений: быть маминым ребенком, и как мама, самой иметь ребенка. Беньямин и другие исследовательницы с сожалением отмечают, что развитие автономии у девочки неизбежно останется недостаточным, пока она не сумеет воспринять и мать как автономный объект со своими собственными правами. А мать со своей стороны способна контролировать свои собственнические и идентификаторские инстинкты и воспринимать дочернюю индивидуальность лишь в том случае, если она сама приобрела достаточную дистанцию от подобной идентификации с собственной матерью. Я-идеал какой-то во всем хорошей матери, никогда не оставляющей ребенка, женский страх, легко ассоциирующий отдаление с разрывом отношений или чувство вины, связанное с агрессией периода сепарации, могут остаться в качестве рудиментов изначального взаимодействия маленькой дочери с матерью. Фрайди описывает матерей, которые после родов теряют всякий сексуальный интерес и как раз после рождения дочери уходят в мир без мужчин. Отрыв от такой матери вызывает у девочки особенно сильное чувство вины и ей страшно внутренне отмежевываться от матери, поскольку она чувствует ее разочарование и печаль. Воспитание девочки матерью в неполной семье также в последующем отражается на ее развитии. Психоанализ указывает, что развитие девочки движется от привязанности к матери в направлении идеализации отца. В отсутствие отца такого движения не

Реферат Материнская депривация 📝 психология семьи

lineline

1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

lineline

2. Каковы сроки?

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

lineline

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

lineline

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

lineline

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

lineline

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

lineline

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

lineline

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Депривация в семье

Депривация в семье

Алексеева Юлия Васильевна,
ГБДОУ детский сад №74
Калининского района Санкт-Перербурга

      Извечный философский  вопрос: что необходимо человеку для нормальной жизни (кроме пищи и воды, естественно)? Оказывается, множество всего: и  нескрываемая радость родителей при его рождении, и вовремя спетая колыбельная песня, любимая игрушка в кроватке,  улыбка мамы и близких людей, и  возможность двигаться, и  отсутствие опасения, что вопрос останется без ответа, и общество людей вокруг и … много чего ещё. Кажется, что это мелочи, но вот парадокс: если лишить человека этих «мелочей» - изменится его судьба! Депривация - и есть «лишение».

      Термин “депривация” активно используется в психологической литературе последних лет. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство.

      А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых рассматривают депривацию как “лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей”. “Симтоматика психической депривации может охарактеризовать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности” [1].

      Проблемами депривации занимались и занимаются зарубежные и российские психологи и психиаторы: Й.Лангмейер, З.Матейчек, М.И.Лисина, А.Рачкова, Н.Н.Иванова, Л.Ф.Козодаева и др.

      Общение как жизненно важную потребность для развития человека определяет отечественный учёный, психолог, М.И.Лисина. В связи с этим она отмечает: « многие европейские психологи драматическим образом подчёркивали первостепенное значение отношений с  матерью для правильного психического развития маленького ребёнка. Недостаток общения с нею, писали эти учёные, ставит под угрозу жизнь ребёнка, препятствует его физическому и психическому развитию. Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у неё агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности» [2]

      О том, что основное значение в развитии и усвоении детьми общественно-исторического опыта имеет общение, признают в своих трудах многие отечественные психологи: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин.

      Депривация – это недостаток, дефицит, ограниченность каких-то средств, условий, предметов для удовлетворения каких-либо потребностей личности, в результате возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии [3]. 

      Й.Лангмейер и З.Матейчик дают следующее определение этому явлению:

«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [4].

      Исследователи классифицируют депривационные явления в зависимости от  характера потребности. В классификацию В.М.Сорокина, В.Л.Кокоренко  включён следующий вид дипривации:

      - материнская и семейная депривация – недостаточность материнского тепла и эмоционального резонанса в общении с ребёнком, отсутствие родителей/матери (истинное сиротство) или отсутствие семьи при живых родителях (социальное сиротство), длительная сепарация от семьи/матери [5].

    Создатель теории  «материнской депривации» Джон Боулби (John Bowlby) 

в результате исследований установил причинно – следственную  связь между

материнской депривацией, подростковой делинквентностью и поведенческими расстройствами у взрослых. Работу Боулби сочли доказательством того, что даже краткие  разлуки с матерью в детстве способны оказать глубокое долгосрочное воздействие на жизнедеятельность взрослого человека. [6]

      Г.В.Козловская расширяет эту классификацию и включает в неё:

      - эмоциональная депривация – скрытое сиротство в семье при искажении функционирования психобиологической системы мать-дитя;

      - перманентное физическое (в т.ч. сексуальное) и психологическое насилие в семье.

      Следует отметить, что изолированно отмеченные виды психической депривации наблюдаются редко, чаще имеет место их сочетание, например, социальное сиротство связано с эмоциональной и когнитивной депривацией, нередко и с физическим (избиением) и психологическим насилием (пренебрежением правами ребёнка, физическим обеспечением и уходом). [7]

      Установление того, что воспитание в детских учреждениях и разлука с родителями вызывают нередко серьезные нарушения в развитии ребенка, привело к некоторым преувеличенным заключениям. Воспитание в детских учреждениях сразу превратилось в модель депривационной ситуации, тогда как семейное воспитание было провозглашено единственной надежной защитой от депривации. Это выражал лозунг: «Лучше плохая семья, чем наилучшее детское учреждение!»

     Многолетний клинический опыт ни у кого не оставляет сомнений в том, что многие дети растут в столь плохих семейных условиях, что под угрозой находится не только их воспитание, но прямо их жизнь. Практика, нашедшая распространение под впечатлением исследований о психической депривации, приводила часто к тому, что детей оставляли в неблагополучных семья. Причём цель всех социальных устремлений усматривалась в сохранении – и это при любых условиях – целости семьи. Так как надзор за семьей лишь в редких случаях являлся достаточно последовательным, то дети в течение целого ряда лет оставались в совершенно неудовлетворительной среде.       Каждый социальный работник может привести целый ряд случаев, когда дети из такой воспитательной среды, дети с задержкой в физическом и психическом развитии, начинают значительно лучше развиваться именно после помещения в детское учреждение. Таким образом, возникает вопрос: испытывает ли ребенок в семье и при каких условиях недостаточное удовлетворение своих основных психических потребностей.

      Данный вопрос задавали все те, кто критически задумывался над первоначальной концепцией материнской депривации по Боулби. [6] Причем они сообщают, что в среде семьи могут возникнуть условия, которые от условий в учреждениях существенным образом не отличаются. Ребенок может страдать в результате сепарации от матери, хотя он физически с ней и не разлучен (например, с депрессивной или с психопатически весьма холодной матерью).

      В отдельных конкретных случаях в семьях можно установить как недостаточное обеспечение стимулами, так и нарушение связей, а также частые сепарации, причем трудно распознать, что воздействовало ранее и что позднее, что являлось решающим и что лишь побочным. Нельзя также забывать, что депривация в семье весьма часто предшествует депривации в детских учреждениях или становится ее продолжением. Кроме того, эмоциональная ситуация ребенка в семье, как правило, бывает значительно более сложной, чем в детском учреждении: позиции, занимаемые родителями в отношении детей, бывают и при неблагоприятных условиях более интенсивными, более глубоко обусловленными и более индивидуально дифференцированными, чем позиции, занимаемые воспитательницами в детских учреждениях.

      Условия, при которых,  может возникнуть неудовлетворение основных психических потребностей ребенка, т. е. может возникнуть депривация,   возможно разделить приблизительно в две группы.

      Во-первых, это такие обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка. Это имеет, место, например, при неполной семье (отсутствуют отец или мать), если родители преобладающую часть дня находятся вне дома, если экономическое или культурное состояние семьи настолько низко, что у ребенка отсутствует

стимуляция для развития.

      Во-вторых, имеются случаи, где данные стимулы, хотя объективно в семье и имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях воспитывающих его лиц, образовался определенный внутренний, психический барьер. Последний препятствует удовлетворению потребностей, хотя источник удовлетворения находится почти под рукой. Так это бывает в цельных семьях, нередко с весьма благоприятным общественным и культурным положением, где, однако, мать, а также отец и другие воспитывающие лица эмоционально совершенно безразличны, у них нет связи с ребенком, они ему не уделяют никакого внимания, лишь редко, когда за ним ухаживают, обращаются с ним лишь механически. Как это нами уже приводилось, обе указанные ситуации часто пересекаются: например, мать настолько занята, что она не успевает создать свои отношения с ребенком, отдавая весь свой интерес только своей профессии, она не использует даже и то ограниченное время, которое у нее фактически остается для ребенка; это может быть, далее, ребенок одинокой матери, у которого отсутствует отец и который страдает нередко от отвергающего отношения матери, переносящей на него свои чувства разочарования и горечи, возникающие из-за трудного общественного положения. 

     Различение обеих групп имеет практическое значение. Дело в том, что результаты в первом случае бывают более поверхностными, а исправление более легким, чем в ситуациях, где депривация вызвана серьезным психологическим препятствием, заключающимся в самой личности воспитателей. Также ход исправления в обеих ситуациях бывает различным.

     Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: признаками семейной депривации являются неблагоприятные условия проживания ребёнка в семье и педагогическая несостоятельность родителей. Депривация в семье приводит к деформации эмоциональной и социальной сфер личности. В эмоциональной сфере семейная депривация проявляется в виде дезорганизующих эмоциональных реакций, в их агрессивности, негативизме, фрустрированности, тревожности; в социальной сфере – в высоком уровне социальной дезадаптации (асоциальности, враждебности ко взрослым, депрессии).

      Депривированный ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный, а других людей, - как способных причинить ему боль.

     Психическая депривация приводит к развитию у ребенка ощущения собственной беспомощности, безнадежности и потере чувства собственного достоинства и значимости.

      Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего депривацию в семье, а также для его успешной социализации необходимо понимать причины, побуждающие его к отклоняющемуся поведению и уметь правильно на него реагировать.

      Доверие к миру у детей переживших депривацию в семье  может возникнуть только через любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.

 

 

Список литературы:

 

1.                 Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — (Серия «Детскому психологу»)

2.                 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка./ Под редакцией  

Рузской А.Г. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997

3.                 http://festival.1september.ru/articles/641819/ Консультация для воспитателей «Развитие личности в условиях депривации» Кварацхелия О.О., Топоркова Н.В.

4.                 Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, 1984

5.                 http://www.psi-sihtez/ru/Correctional/Sorokin-KokorenkoСорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии/ Под редакцией Л.М.Шипициной

6.                  https://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1002  Джон Боулби Теория привязанности.

7.                 Козловская Г.В. Психичекая депривация и её психогенная роль в    нарушении психического развития и формирования личности у детей в возрастном аспекте.// 1 Международная научно-практическая конференция «Психическая депривация детей в трудных жизненных

          ситуациях». – М.,2013

 

 

90 000 Опыт Харлоу и материнская депривация: замена матери 90 001

Говоря о психологии, многие люди могут думать о чертах характера, психических расстройствах или когнитивных искажениях. Одним словом, элементы, которые мы можем отнести к одному человеку: у каждого свой уровень интеллекта, наличие или отсутствие диагностированного расстройства или склонность впадать в какой-то ментальный обман. Однако есть тема, которой очень увлекается психология: как нас меняют межличностные отношения.

Парадигмы, господствовавшие в первой половине ХХ века в психологии, — психодинамика, рожденная Зигмундом Фрейдом, и бихевиоризм, отстаиваемый Б. Ф. Скиннером, — поддерживали идею о том, что основой любви между матерями и их маленькими сыновьями и дочерьми является кормление, а точнее грудное вскармливание. Каждое из этих двух психологических течений, столь отличающихся друг от друга в большинстве своих подходов, по-своему предлагало одну и ту же идею: что младенцы и матери начинают заниматься аффективным поведением через потребность кормить первых.Сразу после рождения основная роль матери заключалась в обеспечении пропитанием своего потомства.

Однако серьезный удар по этой теории нанесли психолог Джон Боулби, а позже Гарри Харлоу. Именно благодаря им мы сегодня знаем, что привязанность в ее самом чистом и буквальном смысле является базовой потребностью детей. В частности, эксперимент Гарри Харлоу с обезьянами по лишению матери является примером этого.

Прецедент: Боулби и теория привязанности

В середине 20-го века английский психиатр и психолог по имени Джон Боулби провел серию исследований по так называемой теории привязанности.Это основа для дискуссии, в которой исследуются психологические феномены, лежащие в основе нашего способа установления эмоциональных связей с другими существами, и таким образом особенно важно, как отцы и матери относятся к своим детям в течение определенного периода времени. первые месяцы жизни последнего.

Причина такого интереса к ранним стадиям установления связей проста: предполагается, что то, как продолжались небольшие близкие отношения, близость и признаки привязанности к другим будут влиять на их развитие во взрослую жизнь и, возможно, окажут влияние на всю жизнь, по ряду своих психологических особенностей.

Исследования Боулби

Благодаря нескольким исследованиям Джон Боулби пришел к выводу, что одной из самых важных потребностей является то, что каждый ребенок регулярно теряет материнскую привязанность , когда сталкивается с нормальным ростом.

Это было частично основано на их убеждениях: Боулби использовал эволюционный подход и защищал идею о том, что и матери, и новорожденные обладают специально отобранными генами, так что между ними возникает прочная эмоциональная связь.Это значит, что он считал, что установление материнской привязанности запрограммировано генетически или, по крайней мере, частично. Кроме того, он утверждал, что самая крепкая связь, которой может достичь любой человек, основана на отношениях, которые у него были с матерью в первые годы жизни.

Явление, которое он назвал монотропией , не могло бы закрепиться, если бы этот обмен ласковыми жестами в сочетании с физическим контактом (классически, в период лактации) происходил после окончания второго года жизни ребенка, а не ранее.Это означает, что материнская депривация отсутствие регулярного контакта с матерью, которая давала ласку в первые месяцы жизни, было очень вредным для противодействия тому, на что нас запрограммировала бы наша генетика.

О чем были эти исследования?

Боулби также опирался на эмпирические данные . В этом смысле он нашел некоторые данные, подкрепившие его теорию. Например, в результате проведенного по заказу Всемирной организации здравоохранения исследования детей, разлученных со своими семьями во время Второй мировой войны, Боулби обнаружил важные доказательства того, что молодые люди, пережившие материнскую депривацию из-за того, что жили в детских домах, как правило, проявляют умственную отсталость и проблемы. эффективно управлять как эмоциями, так и ситуациями, в которых им приходилось общаться с другими людьми.

В аналогичном исследовании она заметила, что среди детей, которые до 4 лет находились в заключении в течение нескольких месяцев в санатории для лечения туберкулеза, имели гораздо более пассивное отношение и гораздо легче впадали в гнев , чем остальные молодые люди. .

С тех пор Боулби продолжал находить данные, подтверждающие его теорию, и пришел к выводу, что депривация матери порождает клиническую картину у молодых людей, характеризующуюся эмоциональным дистанцированием от других людей.Люди, которые не могли наладить близкие отношения со своими матерями в ранние годы, не могли сопереживать другим, потому что у не было возможности эмоционально соединиться с кем-то на этапе, когда они были чувствительны к такому обучению .

Гарри Харлоу и эксперимент с макакой-резусом

Гарри Харлоу был американским психологом, который начал исследовать теорию привязанности и лишения матери Боулби в лаборатории в 1960-х годах.С этой целью он провел эксперимент с макаками-резусами, что по нынешним этическим нормам было бы недостижимо из-за такой жестокости.

То, что сделал Харлоу, было в основном Отделить некоторых маленьких обезьян от их матерей и понаблюдать, как выражается их материнская депривация . Он не ограничился пассивным наблюдением, но внес в это исследование элемент, облегчающий обнаружение что чувствуют щупальца. Этот элемент представлял собой дилемму выбора между чем-то вроде физического контакта, связанного с чувствами, теплом и едой.

Замена матери

Харлоу представил этих щенков в клетке, пространство, которое они должны были разделить с двумя артефактами. Один представлял собой проволочную конструкцию со встроенной полной бутылкой, а другой был похож на взрослую макаку, , покрытую мягким плюшем, но без бутылки . Оба объекта по-своему притворялись матерью, хотя природа того, что они мог предложить малышу совсем другое.

Таким образом, Харлоу хотел проверить не только идеи Боулби, но и другую гипотезу: что обусловленная любовь , согласно последней, потомство обращается к своим матерям в основном за ту пищу, которую они дают, которая объективно является наиболее полезным ресурсом в в краткосрочной перспективе с рациональной и «экономической» точки зрения.

Что обнаружено

Результат подтвержден Боулби. Щенки проявляли заметную тенденцию прилипать к плюшевой кукле, даже если они не давали еды. Привязанность к этому объекту была гораздо более заметной, чем та, которую они исповедовали к конструкции с бутылкой, что способствовало идее о том, что интимная связь между матерями и детьми, а не только еда, очень важна.

На самом деле эта связь была очевидна даже в том, как потомство изучало окружающую среду.Плюшевая кукла, казалось, давала ощущение безопасности, которое было решающим для маленьких макак, которые решались браться за определенные задания по собственной инициативе и даже крепче обнимали их, когда боялись. В те моменты, когда в вызывающей стресс обстановке вносились определенные изменения, младшие бегали, чтобы обнять мягкую куклу. И когда животных отделяли от этого плюшевого артефакта, они проявляли признаки отчаяния и страха, все время кричали и искали защитную форму. Когда плюшевая кукла вернулась в их досягаемость, они выздоровели, хотя и остались в обороне на случай, если они снова потеряют из виду эту искусственную мать.

Изолирование обезьян

Эксперимент с плюшевой куклой и бутылкой имел сомнительную мораль, но Харлоу пошел дальше, ухудшив условия жизни некоторых макак. Он сделал это, заключив щенков этого вида животных в ограниченное пространство, изолировав их от всех видов социальных раздражителей или органов чувств в целом.

В этих изолированных клетках была только одна поилка, кормушка, которая была полной деконструкцией понятия «мать» по мнению бихевиористов и фрейдистов.Кроме того, в это пространство было встроено зеркало, чтобы можно было видеть, что делает макака, но макака не могла видеть наблюдателей. Некоторые из этих обезьян оставались в сенсорной изоляции в течение месяца, тогда как другие оставались в клетке в течение нескольких месяцев; некоторые до года.

Обезьяны, подвергшиеся такому опыту, уже имели заметные изменения в поведении после того, как провели 30 дней в клетке, но те, кто оставался в клетке целый год, были полностью пассивными (кататоническими) и безразличными к другим, которые не выздоровели.У подавляющего большинства возникли проблемы с общительностью и привязанностью, когда они достигли взрослой стадии, не были заинтересованы в поиске партнера или рождении детей, некоторые даже не ели и в конечном итоге умирали.

Нерадивые матери... или того хуже

Когда Гарри Харлоу решил исследовать материнское поведение макак, с которыми он был изолирован, он обнаружил, что эти самки обезьян не могут забеременеть. С этой целью он использовал конструкцию («жеребята изнасилования»), в которой самок прикрепляли ремнями, заставляя их оплодотворяться.

Последующие наблюдения показали, что эти самки не только не выполняли обычные для своего вида материнские задачи, большую часть времени игнорируя своих детенышей, но иногда даже калечили своих потомков. Все это, в принципе, из-за материнской депривации, но и из-за социальной изоляции в первые месяцы жизни.

Выводы: важность привязанности

И исследования Джона Боулби, и эксперименты Гарри Харлоу сегодня находятся в центре внимания, хотя последние также являются очевидными случаями пыток над животными. из-за его этических последствий подвергся резкой критике со стороны .

Оба опыта привели к схожим идеям: последствия отсутствия социального взаимодействия, выходящие за рамки самых непосредственных биологических потребностей и связанные с аффективным поведением на первых этапах жизни, обычно оставляют очень серьезные и тяжелые следы. стереть во взрослом возрасте.


Исследование Х. Харлоу зависимости у обезьян - надписи PL (апрель 2022 г.).


.

Эксперимент Харлоу и материнская депривация заменяют мать / Психология

Говоря о психологии, многие люди могут думать о чертах характера, психических расстройствах или когнитивных искажениях. Короче говоря, элементы, которые мы можем применить к индивидууму: у каждого свой уровень интеллекта, наличие или отсутствие диагностированного расстройства или склонность впадать в какой-то ментальный обман. Однако есть тема, к которой психология подходит очень близко: то, как нас меняют человеческие отношения.

Парадигмы, господствовавшие в психологии в первой половине двадцатого века, а именно психодинамика, рожденная Зигмундом Фрейдом, и бихевиоризм, защищаемый Б.Ф. , а точнее грудное вскармливание. По-своему каждое из этих двух психологических течений, столь отличающихся друг от друга в большинстве подходов, предлагало одну и ту же идею: что младенцы и матери начинают заниматься аффективным поведением через потребность в первом кормлении.Сразу после рождения основной ролью матерей было обеспечение пропитанием своего потомства.

Однако серьезный удар по этой теории нанесли психологи Джон Боулби, а позже Гарри Харлоу. Именно благодаря им мы сегодня знаем, что привязанность в самом чистом и буквальном смысле является базовой потребностью детей. В частности, примером может служить эксперимент Гарри Харлоу с обезьяной по лишению матери. так называемой теории привязанности.Это основа для обсуждения психологических феноменов, лежащих в основе нашего способа эмоциональной связи с другими существами, и особенно важно то, как отцы и матери относятся к своим детям в определенное время. первые месяцы жизни последнего.

Причина такого интереса к ранним стадиям установления связей проста: предполагается, что то, как малыши укрепляют текущие отношения , и с признаками симпатии к другим, повлияет на их развитие во взрослую жизнь и повлияет на , возможно, по жизни, по каким-то своим психологическим особенностям.

Исследования Боулби

В ходе нескольких исследований Джон Боулби пришел к выводу, что тот факт, что каждый ребенок испытывает регулярные материнские чувства, является одной из важнейших потребностей для нормального роста.

Это было частично основано на его убеждениях: Боулби использовал эволюционный подход и защищал идею о том, что и матери, и новорожденные экспрессируют специально отобранные гены, чтобы создать с ними сильную эмоциональную связь. То есть он считал, что установление материнской привязанности запрограммировано генетически или, по крайней мере, частично.Более того, он утверждал, что самая крепкая связь, которую может создать любой человек, основана на отношениях, которые у него были с матерью в первые годы жизни.

Это явление, названное им монотропией , не могло бы закрепиться, если бы этот обмен чувствительными жестами в сочетании с физическим контактом (классически, во время лактации) происходил после второго года жизни ребенка, а не раньше. То есть лишение матери , отсутствие регулярного контакта с матерью, которая давала ласку в первые месяцы жизни, было очень вредно, чтобы не соответствовать тому, что запрограммировала бы нас наша генетика.

О чем было это исследование ??

Боулби также опирался на эмпирических данных. В этом смысле он нашел некоторые данные, подкрепляющие его теорию. Например, после расследования Всемирной организации здравоохранения о детях, разлученных со своими семьями во время Второй мировой войны, Боулби обнаружил убедительные доказательства того, что молодые люди, пережившие материнскую бедность, живущие в детских домах, имеют склонность к умственной отсталости и проблемам, с которыми нужно эффективно справляться. как с эмоциями, так и с ситуациями, в которых им приходилось общаться с другими людьми.

В аналогичном исследовании он отметил, что среди детей, которые в течение нескольких месяцев содержались в санатории для лечения туберкулеза до достижения ими 4-летнего возраста, имели решительно пассивное отношение и легче раздражались на , чем остальные дети. молодые люди.

С тех пор Боулби продолжал искать данные, подтверждающие его теорию. Он пришел к выводу, что материнская депривация имеет тенденцию вызывать клиническую картину у молодых людей, характеризующуюся эмоциональной отстраненностью от других людей.Люди, которые не могли сформировать тесную связь со своими матерями в ранние годы, не могли сопереживать другим, потому что не имели возможности эмоционально соединиться с кем-то на этапе, когда они были чувствительны к этому типу обучения .

Гарри Харлоу и эксперимент с макакой-резусом

Гарри Харлоу был американским психологом, который начал исследование теории привязанности и лишения матери в лаборатории Боулби в 1960-х годах. С этой целью он провел эксперимент с макаками-резусами, что по нынешним этическим нормам было бы недостижимо из-за жестокости.

По сути, то, что сделал Харлоу, Отделите несколько обезьян от их матерей и посмотрите, как выражается нехватка их матерей . Но он не просто смотрел пассивно, он внес в это исследование элемент, который облегчил бы понимание того, что чувствуют щенки макаки. Этот элемент представлял собой дилемму выбора между чем-то вроде физического контакта, связанного с ощущением и теплом, и едой.

Замена матери

Харлоу поместил этих щенков в клетки, которые они должны были разделить двумя артефактами.Один представлял собой проволочный каркас со встроенной полной бутылкой, а другой представлял собой фигуру, похожую на взрослую макаку, , покрытую мягким плюшем, но без бутылки . Оба предмета по-своему претендовали на роль матери, хотя природа того, что они могли предложить ребенку, была совершенно иной.

Таким образом, Харлоу хотел проверить не только идеи Боулби, но и другую гипотезу: гипотезу условной любви . Согласно последнему, потомство относится к матерям в основном к доставляемой ими пище, которая объективно является наиболее полезным источником в краткосрочной перспективе с рациональной и «экономической» точки зрения.

Что было обнаружено

Счет дал Боулби причину. Щенки проявляли явную тенденцию привязываться к плюшевой кукле, даже если они не доставляли еду. Привязанность к этому предмету была гораздо заметнее, чем к конструкции бутылки, что соответствовало идее о том, что на самом деле важна именно интимная связь между матерями и детьми, а не только еда.

На самом деле эта связь была заметна даже в том, как отпрыски изучали окружающую среду.Плюшевая кукла, казалось, давала чувство безопасности, которое было критически важным для маленьких макак, которые решались выполнять определенные задачи по собственной инициативе и даже сильнее обнимались, когда боялись. Временами, когда в вызывающую стресс обстановку вносились какие-то изменения, малыши бежали обнимать мягкую куклу. А когда животных отделили от этого плюшевого артефакта, они проявляли признаки отчаяния и страха, кричали и постоянно искали защитную форму. Когда плюшевая кукла вернулась в свой диапазон, они выздоровели, хотя и остались в обороне на случай, если они снова потеряют эту искусственную мать..

Вызывает изоляцию у обезьян

Эксперимент с плюшевой куклой и бутылкой имел сомнительную мораль, но Харлоу пошел дальше, ухудшив условия жизни некоторых макак. Он делал это, заключая щенков этого вида животных в замкнутые пространства, изолируя их от всякого рода социальных или вообще чувственных раздражителей.

В этих изолированных клетках был только один поилочный желоб, кормушка, которую бихевиористы и фрейдисты считали полной деконструкцией понятия «мать».Кроме того, в это пространство было встроено зеркало, чтобы можно было видеть, что делает макака, но макака не могла видеть наблюдателей. Некоторые из этих обезьян оставались в этой сенсорной изоляции в течение месяца, тогда как другие оставались в клетке в течение нескольких месяцев; некоторые до года.

Обезьяны, подвергшиеся такому опыту, уже имели заметные изменения в поведении после того, как провели 30 дней в клетке, но те, кто оставался в клетке круглый год, были полностью пассивными (кататоническими) и безразличными к другим, которые не выздоровели.У подавляющего большинства людей возникли проблемы с общительностью и привязанностью, когда они достигли совершеннолетия, не были заинтересованы в поиске партнера или рождении детей, некоторые даже не ели и заканчивали смертью.

Нерадивые матери... или того хуже

Когда Гарри Харлоу решил исследовать материнское поведение изолированных макак, он обнаружил, что обезьяны не забеременели. С этой целью он использовал конструкцию («изнасилование жеребенка»), в которой самок прикрепляли ремнями, заставляя их оплодотворяться.

Последующие наблюдения показали, что эти самки не только не выполняли обычные для своего вида материнские задачи, большую часть времени игнорируя свою молодость, но иногда даже калечили свое потомство. В основном это связано с лишениями матери, но также и с социальной изоляцией в первые месяцы жизни.

Выводы: важность привязанности

Как исследования Джона Боулби, так и эксперименты Гарри Харлоу сегодня находятся в центре внимания, хотя последние также являются случаем явных пыток над животными, и Из-за этических последствий они подверглись резкой критике .

Оба опыта привели к схожим идеям: последствия отсутствия социального взаимодействия, выходящие за рамки самых непосредственных биологических потребностей и связанные с аффективным поведением на первых этапах жизни, оставляют очень серьезный и тяжелый след. стереть во взрослом возрасте.

.

Эмоциональная депривация - психология развития - Депривация - вид трудной ситуации, состоит из

Депривация - вид трудной ситуации, состоит в лишении или недостатке того, что

необходимо человеку для нормальной жизни и жизнедеятельности.

Эмоциональная депривация - лишение приятных

эмоциональных переживаний, особенно любви, принадлежности и безопасности,

а также радости, счастья, любопытства и т. д.

В более узком смысле эмоциональная депривация относится к недостатку любви. Такая ситуация

лишает ребенка возможности испытать приятные эмоции, такие как радость, удовлетворение и

любовь от других людей. Дети, растущие в таких условиях, испытывают «голод чувств», что

очень вредно для них как физически, так и психологически.

Эти дети лишены как самоудовлетворяющих переживаний, которые возможны, когда

любимы, так и тесных социальных связей, обеспечивающих любовь и привязанность.

Причины лишения любви:

 Потеря постоянного источника любви (например, смерть одного или обоих родителей, оставление

ребенка в воспитательно-воспитательном учреждении)

 Эмоциональное неприятие родителями, игнорирование, неправильное обращение.

 Неприятие родителей ребенком из-за того, что он чувствует, что не соответствует его потребностям

или стыдится их. Эта ситуация в основном возникает, когда ребенок вступает в период

формирования группы сверстников и обнаруживает, что его родители «отличны» от родителей своих коллег.

Когда ребенок отвергает своих родителей, между ними возникают напряженные отношения

и родители, не способные любить своего ребенка.

Последствия лишения чувства любви:

 Задержка роста и физического развития. Лишение, возникающее в результате отсутствия заботливой материнской заботы, угнетает секрецию гормона роста гипофизом. В результате

в росте ребенка проявляются черты карликовости (депривационная карликовость).

Помимо задержки роста, эмоциональная депривация вызывает

детское безразличие, пассивность, кахексию, анорексию, общую апатию и психосоматические расстройства

. В крайних и хронических случаях депривации может произойти

младенческих смертей.

Двигательное развитие - обычно задерживается, такие действия, как

сидение, стояние, ходьба, делают ребенка более неловким и

неловким по сравнению с другими детьми.

 Речевое развитие - обычно задерживается, часто появляются такие расстройства, как заикание,

значительно беднее словарный запас.

 Интеллектуальное развитие - ребенок не может концентрировать внимание, легко отвлекается, а это

мешает обучению, запоминанию и рассуждению, что приводит к значительно худшим

академическим результатам.

 Ребенок, лишенный любви, не может жить с людьми. Отрицательно реагирует на

инициативы со стороны окружения, проявляет враждебность и не может сотрудничать.

Имеет чувство собственной неполноценности, которое проявляется внешне в виде бунта,

агрессии, непослушания и других форм антиобщественного поведения.

Негативные эмоциональные и социальные реакции ребенка, возникающие в результате лишения любви

, накладывают свой отпечаток на его личность. Эмоционально неудовлетворенный ребенок

проявляет мало интереса к другим людям, эгоцентричен и эгоистичен….

Постоянные последствия эмоциональной депривации:

 Эмоциональная депривация может увеличить склонность к дезадаптации, если

сопровождается другими неблагоприятными условиями.Формы дезадаптации могут быть: чувство

общая неудовлетворенность, асоциальное поведение, расстройства личности, невротические расстройства

.

Депривация: когда вы не можете удовлетворить свои потребности. Как это проявляется?

Депривация — это состояние, при котором вы чувствуете постоянную неудовлетворенность какой-то потребности: психологической или биологической. Это один из самых распространенных источников стресса. Как узнать, что вы страдаете от депривации? Как я могу помочь себе?

Человек с этим состоянием становится бессильным, все более фрустрированным и раздражительным, а также на этом фоне могут развиваться симптомы невроза и депрессии. Чаще всего остаются неудовлетворенными психологические потребности : любовь, близость, безопасность, реже: биологические.

Эмоциональная депривация

Неспособность удовлетворить эмоциональные потребности — одна из самых разрушительных ситуаций. Эмоциональная депривация — это состояние, вызванное неспособностью удовлетворить свои эмоциональные потребности, такие как любовь, близость, безопасность и признание.

Такое состояние чаще возникает в случае изоляции от близких родственников: уход из семейного очага или смерть одного из его членов.

Эмоциональную депривацию может испытывать и ребенок, у которого родились младшие братья и сестры . Все внимание родителей (хотя, вероятно, совершенно неосознанно) приковано к новорожденному. Старший ребенок чувствует себя отвергнутым, нелюбимым и недооцененным, страдает от подозрения, что родители его больше не любят. Появление в семье ребенка часто негативно сказывается и на партнере: новоиспеченная мать обычно настолько сосредоточена на своем ребенке , что иногда не замечает потребностей партнера.

Чем дольше длится состояние эмоциональной неудовлетворенности, тем хуже оно действует на психику. Основой решения этой проблемы является , в первую очередь честный разговор с близкими - проявлять слабость и обращать внимание на потребность в эмоциональной близости совершенно не стыдно!

Лишение потребностей

У каждого человека есть свои специфические потребности - не только самые основные, обеспечивающие повседневное выживание, но и более сложные.Одним понадобится хорошо оплачиваемая работа и семья, чтобы быть счастливым и реализованным в жизни, другим нужно будет заниматься своими хобби, быть в компании или чувствовать себя важным членом группы.

Лишение потребности, т. е. неспособность удовлетворить потребность, является одним из наиболее распространенных источников психических проблем. Постоянное воздержание от удовлетворения потребности также приводит к фрустрации и усилению агрессии.Следовательно, это негативно сказывается на здоровье.

Лишение сна

Дефицит сна имеет гораздо более серьезные последствия, чем вы думаете. Недостаточное время для регенерации организма вызывает в основном физическую слабость, а также ухудшение психического состояния и когнитивных функций. Лишение сна также может привести к развитию таких заболеваний, как ожирение и диабет. Это также первый шаг к депрессии: раздражительность и длительное подавленное настроение эффективно разрушают психику.

Недостаток сна также может напрямую увеличить риск сердечных заболеваний и сердечного приступа.

См. также

Приведенный выше совет не может заменить визит к специалисту.Помните, что при любых проблемах со здоровьем обращайтесь к врачу. .

Что такое материнская депривация?

Большинство психологов считают, что для здорового развития младенцы и дети должны установить тесные отношения с одним основным опекуном. В большинстве случаев эти привязанности формируются вместе с матерью. Когда матери лишены, этим детям отказывают в этой связи. Эти дети часто страдают от ряда побочных эффектов, включая плохой аппетит и задержку эмоционального и интеллектуального развития. В подростковом и взрослом возрасте эти люди могут быть более агрессивными, менее эмоциональными и более склонными к депрессии.

В области детского развития многие считают, что важность матери невозможно переоценить. Джон Боулби, психоаналитик, специализирующийся на развитии детей, сделал проблему материнской депривации делом всей своей жизни. Его результаты, часто называемые теорией привязанности Боулби, дают много информации о последствиях эмоционального разделения матери и ребенка.

Боулби определил первые два года жизни ребенка как самое критическое время для связи. Он предположил, что материнская депривация в этот период может привести к обширным и необратимым психологическим повреждениям.Поскольку многие аспекты личности ребенка, включая способность общаться с другими, закладывались к трем годам, Боулби предположил, что основной опекун в те годы служил образцом для этих черт. Он утверждал, что дети, которым отказывают в материнских чувствах, часто неспособны проявлять сочувствие или привязанность во взрослых отношениях.

Со времени работы Боулби определение материнской депривации расширилось не только до отсутствия матери, но и до неэффективной реакции матери.У детей, находящихся на физическом уходе, но не имеющих социального и физического контакта с их основным опекуном, часто проявляются многие из тех же симптомов, что и у детей, которым отказали. Короче говоря, мать не только должна присутствовать, но и должна быть должным образом вовлечена.

Неспособность процветать часто объясняется таким стилем раздельного воспитания. У младенцев любой пример состояния, не связанного с конкретной проблемой со здоровьем, обычно считается вызванным отсутствием матери.Дети с диагнозом «задержка развития» часто меньше, чем другие дети их возраста. Они часто достигают когнитивных и эмоциональных вех позже, чем другие, и проявляют трудности в социальных ситуациях.

Некоторые условия, по-видимому, повышают вероятность материнской депривации. Например, у очень молодых матерей может не быть эмоциональной зрелости, необходимой для развития здоровых отношений. Послеродовая депрессия является основным фактором во многих отдельных родительских ситуациях, поскольку она подавляет способность матери устанавливать связь со своим ребенком.Более того, некоторые матери, воспитанные в семьях, где жестоко обращаются или в которых пренебрегают, страдают от отсутствия надлежащих моделей воспитания.

ДРУГИЕ ЯЗЫКИ
.

Ивона Фирманти | Психолог, социолог, тренер, коуч ICC

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – ВАШ ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК

Эмоциональная депривация — это неадекватная модель развития, которая заставляет вас чувствовать, что вы что-то упускаете.

Доказывает, что вашими эмоциональными потребностями, потребностью в поддержке и заботе пренебрегают, что в свою очередь приводит к чувству одиночества, опустошенности, чувству непонимания.

Эмоциональная депривация сопровождается гнетущей и надоедливой верой в то, что вы обречены на одиночество, без шанса быть любимой или что никто не заботится о вас настолько, чтобы заботиться о вас, оказывая вам теплоту и поддержку.

Истоки эмоциональной депривации могут вернуться в детство и продолжаться во взрослой жизни, но вы можете эффективно работать над устранением этой модели, тем самым улучшая качество отношений с другими и свое собственное благополучие.

Проверьте, чувствуете ли вы себя эмоционально лишенным:

1. Вам нужно больше любви, чем вы получаете?

2. Вам кажется, что вас никто не понимает?

3. Чувствуете ли вы себя изолированным от других, даже от своих близких?

4.Был ли у вас до сих пор человек, который любил бы вас такой, какая вы есть? 5. Был ли у вас человек, который заботится о вас до сих пор?

6. Есть ли у вас кто-то, кто дарит вам тепло, нежность и принятие?

7. Есть ли у вас кто-то, кто выслушает вас, поймет ваши потребности?

8. Вам трудно позволять другим любить вас?

9. Родители проявляли к тебе беспокойство?

10. Целовали ли вас и обнимали ли ваши родители?

11.Родители тебя поняли?

12. Не могли бы вы рассказать родителям о своей проблеме?

13. Интересовались ли ваши родители тем, что вы говорили?

Закройте глаза. Представьте себя из прошлого, когда вы были ребенком.

Как дела?

Обычно первые отношения, особенно отношения с матерью, являются прообразом следующих в жизни.

Когда вы станете или станете родителем, важно, чтобы вы позаботились о своей доступности – уделяли ребенку столько времени, сколько хотели получить его в детстве.

Паттерн, приводящий к эмоциональной депривации, является результатом таких ситуаций, как:

1. Когда мама/няня* тебя не обняла и не покачала.

2. Когда ваша мама/няня не проводила с вами столько времени, сколько вам нужно (даже если очень старалась, но например работа не позволяла).

3. Когда твоя мама/няня тебя не утешала и не утешала, ты грустил или делал это не умело.

4.Когда твоя мама/няня тебя не поддерживала и не давала советов.

5. Когда твоя мама была эмоционально холодна.

6. Когда ты в детстве чувствовал себя нелюбимым и неважным для своих родителей. * Няня, т. е. человек, который должен был заменить вам мать, когда ее не стало.

Роль отца также важна.

Ребенку с раннего возраста нужны оба родителя.

Он узнает их по запаху, по голосу, на ощупь.

Гораздо важнее заботиться об эмоциональных потребностях ребенка, чем о материальных.

Чем меньше любви получает ребенок, тем труднее ему будет вырасти счастливым и эмоционально наполненным человеком.

Обнимите, похвалите ребенка, скажите, что любите его. Из него вырастет более сильный и уверенный в себе мужчина.

Схема взаимоотношений (вместе с их эмоциональным аспектом), возникающая у ребенка в семейном доме, неосознанно копируется им в дальнейшей взрослой жизни.

В результате человек может согласиться на плохое обращение, игнорирование или причинение вреда.Она будет искать отношений с эмоционально недоступными партнерами. Он также может выбрать человека, который сам будет иметь проблемы с выражением чувств, не захочет слушать или вкладывать время в их отношения.

Человек с паттерном эмоциональной депривации не сможет выбрать то, что для него лучше, здоровее. Такой человек намного чаще чувствует себя несчастным и вступает в нездоровые, токсичные отношения. Только если повезет, узнав о своих моделях мышления и поведения, он сможет разобраться с этим с психологом.

Если вы станете родителем, вы рискуете неосознанно передать свой образец эмоциональной депривации ребенку. Поэтому стоит позаботиться о себе, борясь со своим деструктивным паттерном, что в то же время поможет в построении здоровых, теплых отношений с собственным ребенком, заботе о его благополучии и счастье. Таким образом, вы позволите своему ребенку построить здоровые отношения не только в детстве или юности, но и во взрослой жизни.

Человек, воспитанный в атмосфере эмоциональной холодности, будет бессознательно искать эмоционально холодных партнеров.

  • Люди, страдающие эмоциональной депривацией, очень чувствительны к любым признакам пренебрежения и отсутствия заботы.
  • Они знают, что им нужно, но не просят об этом или проявляют непоследовательность, напористость, когда их потребности игнорируются.
  • Им больно.
  • Появляется эмоционально подавленный гнев.
  • Затем усиливается холодность и эмоциональная замкнутость.
  • Колесо крутится. Так называемое драматический треугольник. Данный человек может перейти от роли жертвы к роли преследователя - тогда он начинает требовать большего, и когда он не получает от партнера того, что требует (компенсация в виде отстранения от важных дел, материальная компенсаций в виде подарков, удовлетворения их ожиданий и т.д.) ), становится еще более требовательным. Он может ожидать, что его партнер поймет, что ему нужно. Однако этого не происходит, поэтому они чувствуют себя/брошенными. Такой ход жизни будет повторяться до тех пор, пока человек, воспитанный в эмоциональном холоде, не начнет без страха называть свои эмоции и потребности и будет уверенно реагировать на пренебрежение или плохое обращение со стороны окружающих.

КАК ВЫПОЛНИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ДЕПРИВАЦИЮ?

Остерегайтесь ХИМИЧЕСКИХ СХЕМ.

Вы можете неосознанно связываться с партнерами, которые запускают в вас модель эмоциональной депривации. Они будут казаться вам наиболее привлекательными, потому что на подсознательном уровне вы можете стремиться вступить в отношения, которые воспроизводят вашу модель депривации. Если они хотят работать друг над другом, заботиться о здоровых отношениях, то можно дать им шанс, но обычно партнеры в таких отношениях активизируют друг друга и закрепляют свои деструктивные паттерны.Они живут бок о бок в эмоциональной пустыне.

Избегайте людей, которые:

1. Они в стороне.

2. Эмоционально холодны.

3. Они замкнуты в себе.

4. Они вне диапазона.

5. Вы им интересны меньше, чем вы им.

6. Они не понимают ваших чувств и эмоций.

7. Прежде всего, они не понимают своих чувств и эмоций.

8. Не могу говорить об эмоциях.

9.Они бросают своих партнеров или живут в отношениях, в которых они или их партнеры эмоционально зависимы. Будьте добры к себе. Выйдите из эмоциональной пустыни. Скрывать свои потребности — значит запирать себя в тюрьме невыраженных эмоций. Вдохновение из книги «Программа изменения жизни» Джеффри Янга Узнайте, как управлять своей жизнью, чтобы БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ. Подумайте о том, чтобы посетить коуч-сессию или тренинг по управлению эмоциями.

Свяжитесь со мной, Iwona Firmanty

Психолог, социолог, ICC-коуч, бизнес-тренер

Владелец тренинговой компании H uman Skills

Основательница проекта Успех деловой женщины

.

Теория привязанности Джона Боулби - Ум прекрасен

Теория привязанности Джона Боулби утверждает, что дети биологически запрограммированы на связь с другими.

Джон Боулби (1907–1990) был психиатром и психоаналитиком, который считал, что проблемы психического здоровья и поведения можно проследить до раннего детства. Его теория привязанности предполагает, что дети рождаются биологически запрограммированными на связь с другими , поскольку это поможет им выжить.


Этот автор находился под сильным влиянием этологической теории в целом и изучения импринта Конрада Лоренца в частности. В 1950-х годах, изучая уток и гусей, Лоренц показал, что привязанность является врожденной и, следовательно, имеет значение для выживания.

Таким образом, Боулби считал, что поведение привязанности было инстинктивным и что оно активировалось любыми условиями, которые, казалось, угрожали достижениям тех, кого мы любили, такими как разлука, незащищенность и страх.

Теория привязанности Джона Боулби утверждает, что дети биологически запрограммированы на связь с другими. Боулби также утверждал, что страх перед незнакомцами является важным механизмом выживания, присущим человеку . По словам исследователя, дети рождаются с тенденцией к проявлению определенного врожденного поведения (известного как социальное освобождение), которое помогает обеспечить близость и контакт с матерью или любящим человеком.

доверяй только себе

В ходе эволюции человеческого вида дети, которые оставались рядом со своими матерями, выживали, а затем рождали детей. Боулби сформулировал гипотезу о 90 005 новорожденных, и у матерей возникла биологическая потребность оставаться на связи.


Первоначально такое поведение привязанности функционировало как установленные шаблоны действий, которые имели бы ту же функцию. Новорожденный ребенок вызывает врожденное поведение «социального освобождения», такое как плач или улыбка, и это побуждает взрослых заботиться о нем.Следовательно, основным фактором привязанности является не еда, а получение заботы и ответов.

Основные моменты теории привязанности Джона Боулби

После Второй мировой войны сироты и бездомные дети создавали множество трудностей. Следовательно, Организация Объединенных Наций (ООН) попросила Джона Боулби написать буклет на эту тему. Боулби назвал это «материнской депривацией». Теория привязанности возникла на основе вопросов, поднятых при написании этой работы.

Это междисциплинарное исследование , охватывающее области психологических, эволюционных и этологических теорий. Его основные пункты:

1. - У ребенка есть врожденная потребность отдавать предпочтение основной форме привязанности (монотропия).

как удалить человека из чата Facebook

Хотя он и не исключал возможности существования других фигур детской привязанности, Боулби считал, что существует изначальная связь, гораздо более важная, чем любая другая (с матерью в целом).

Боулби считал, что эта связь качественно отличается от других. В этом смысле он утверждал, что отношения с матерью как-то совершенно отличались от остальных.

По сути, он предположил, что природа монотропии (привязанность, понимаемая как жизненная и интимная связь с одним объектом привязанности) означает, что: если бы материнская связь не была установлена ​​или разорвана, были бы серьезные негативные последствия, возможно включая психопатию без чувств.Теория монотропии Боулби привела к формулировке его гипотезы материнской депривации.

Ребенок ведет себя так, что провоцирует контакт или близость с теми, кто о нем заботится. Когда кто-то испытывает большее волнение, это можно отнести к тому, кто о нем заботится. Файл плача, улыбки и движения являются примером. Воспитатели инстинктивно реагируют на поведение ребенка, находящегося под их опекой, создавая модель взаимного взаимодействия.

2.- Ребенок должен получать постоянную заботу от этого важнейшего привязанного человека в течение первых лет жизни.

Боулби утверждал, что материнство почти бесполезно, если оно происходит через два с половиной или три года. Также для большинства малышей, если еще есть критический период после 12 месяцев.

Если привязанность прервется в течение критического двухлетнего периода, у ребенка будут необратимые последствия . Этот риск существует до пяти лет.

Боулби использовал термин «материнская депривация» для обозначения разлучения или потери матери, а также отсутствия развития фигуры привязанности.

В основе этой гипотезы лежит предположение, что длительное прерывание беременности первичное может вызвать когнитивные, социальные и эмоциональные проблемы у ребенка. Последствия в этом отношении огромны. Например, если бы это было так, должен ли правитель ребенка оставить их в детском саду?

Долгосрочные последствия материнской депривации могут включать преступность, снижение интеллекта, повышенную агрессию, депрессию и бесчувственную психопатию (неспособность проявлять привязанность или заботу о других).Эти люди действуют импульсивно, не обращая внимания на последствия своих действий. Например, не выказывая вины за свое антиобщественное поведение.

3. - Кратковременная разлука с привязанным человеком вызывает стресс.

Страдание проходит через три фазы: протест, отчаяние и отдаление.

  • Протест : Ребенок плачет, плачет и сердито протестует, когда объект привязанности уходит. Он постарается удержаться, чтобы не уйти.
  • Отчаяние: Протесты ребенка начинают сдерживаться и кажутся более спокойными, но все равно раздражающими. Ребенок отвергает попытки сблизиться с другими и часто кажется незаинтересованным.
  • Прием: Если разлука продолжится, ваш ребенок снова начнет общаться с другими людьми. Он отвергнет того, кто будет присматривать за ним по возвращении и выкажет сильные признаки гнева. 90 114 90 115

    4.- Отношения привязанности ребенка к своему главному руководителю приводят к развитию внутренней операционной модели.

    Внутренняя операционная модель — это когнитивная структура, включающая ментальные представления для понимания мира, эго и прочего. Во взаимодействии человека с другими людьми они руководствуются воспоминаниями и ожиданиями своей внутренней модели, которые влияют на их контакт с другими и помогают им оценивать.

    В возрасте трех лет внутренняя модель кажется частью личности ребенка и, следовательно, обусловливает его понимание мира и будущие взаимодействия с другими людьми.Согласно Bowlby через внутреннюю операционную модель ведущий менеджер выступает в качестве прототипа будущих отношений.

    Существуют три основные черты внутренней операционной модели: модель доверия к другим, модель эго мужества и модель эго эффективности во взаимодействии с другими. Это мысленное представление направляет социальное и эмоциональное поведение в будущем; , потому что внутренняя рабочая модель ребенка ведет его к открытости другим в целом.

    как проверить, завидует ли вам кто-то

    Теория привязанности Джона Боулби охватывает области психологических, эволюционных и этологических теорий.

    Должны ли матери посвящать себя заботе о своих детях только тогда, когда они маленькие?

    Одно из основных критических замечаний по поводу теории привязанности Джона Боулби касается ее прямых следствий. Должны ли матери посвящать себя исключительно уходу за маленькими детьми?

    Это объясняется Вейснером и Галлимором (1977): матери являются единственными виновниками в очень небольшом проценте человеческих обществ . На самом деле многие люди часто занимаются уходом за детьми.

    В этом смысле Van Ijzendoorn и Tavecchio (1987) утверждают, что стабильная сеть взрослых может предложить адекватное внимание и может даже иметь преимущества в системе, где мать должна удовлетворять все потребности ребенка.

    С другой стороны, Schaffer (1990) объясняет, что это было доказано дети развиваются лучше у матерей, которые довольны своей работой, а не у матерей, которые разочарованы тем, что они целый день сидят дома.

    Теория привязанности Джона Боулби не постулирует исключительную роль матери в размножении, но на первом этапе жизни она необходима главный герой, обеспечивающий необходимую заботу и внимание способствующий формированию связи, которая поможет ребенок в полном развитии.

    Травма разлуки: привязанность как основное право

    Травма разлуки вызывает у детей раны, которые никогда полностью не заживут. Оно огромно, чудовищно и почти необратимо.

    .

    Смотрите также