Post Icon



Научить ребенка говорить


Как научить ребенка говорить: мастер-класс для родителей

Умение облачать свои мысли и переживания в слова – один из главных социальных навыков человека, который во многом определяет качество его жизни. Именно от того, насколько виртуозно человек овладел языком, зависит эффективность его взаимодействия с окружающими, уровень его самореализации. Поэтому большинство родителей стремится научить ребенка говорить сразу же, как только он начинает в какой-то мере понимать, что происходит вокруг него.

Стадии развития речи у ребенка

В освоении речи ребенок проходит несколько стадий. Первая (в среднем в 2-3 месяца) – гуление, воспроизводство первых звукосочетаний. На второй стадии (в 5-7 месяцев) эти звукосочетания становятся более отчетливыми. Третья стадия (в 7-9 месяцев) – произнесение коротких слов с повторяющимися звукосочетаниями («мама», «баба» и т.д.), которые ребенок еще не соотносит с определенными объектами. Далее, примерно после 9 месяцев, ребенок начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл. Где-то к году в багаже карапуза насчитывается от 2 до 10 слого-слов (обычно «мама» или «ма», «папа», «ка-ка», «ку-ку», «ав-ав» и т.д.), и дальше пополнение этого багажа идет гигантскими темпами. Иногда за день можно научить ребенка говорить несколько новых (правда, очень упрощенных) слов. И примерно после полутора лет ребенок начинает изъясняться простыми предложениями (вроде «киса ку-ку» или «папа, пока»). После двух лет малыш осваивает языковые нюансы — учится ставить слова в правильные склонения и падежи, сочетать их с предлогами, употреблять в правильном порядке в предложении.

Учась говорить, ребенок сначала старается описать объекты окружающей среды и пространственные отношения между ними. Поэтому в первую очередь он запоминает названия предметов (существительные), упрощенные обозначения действий («ам-ам», «пи-пи»), указательные местоимения («это», «там»); затем — действия (глаголы), затем — характеристики предметов (прилагательные, описывающие размер, цвет, иногда какое-нибудь иное качество). После двух лет малыш начинает употреблять местоимения «я», «мой», он способен рассказать о некоторых своих физических и психологических ощущениях («горячо», «больно», «страшно»). Спустя несколько месяцев он начинает характеризовать себя с разных сторон («я добрый», «я капризный», «я девочка») — это достаточно значимый этап в формировании личности. И ближе к трем годам карапуз выносит самые простые абстрактные суждения («это плохо») и может объяснить некоторые причинно-следственные связи между событиями.

В принципе, если ребенок совсем не «запущен» родителями, к двум годам он освоит определенное количество слов, чтобы худо-бедно доносить до взрослых свои мысли и намерения. Тем не менее многие родители (может, это и к лучшему) не хотят пускать процесс на самотек и стремятся к тому, чтобы научить говорить ребенка как можно раньше и потом развивать в нем этот навык. Если вы – из их числа, то, возможно, вы найдете интересными следующие рекомендации.

Как научить ребенка говорить как можно быстрее и правильнее:

— Разговаривайте со своим чадом с первых дней жизни – пусть он еще улавливает только вашу интонацию, а не смысл сказанного, зато у него идет пассивное накопление словарного запаса, и ближе к году это поможет ему начать говорить осмысленно. Именно так растят детей в Японии, где дети начинают говорить раньше, чем ходить.

— Откажитесь от частого использования соски-пустышки. Согласно ряду исследований, дети, постоянно (по несколько часов в день) сосущие соску, начинают говорить позже сверстников, кроме того, у них могут быть проблемы с артикуляцией из-за неправильного формирования прикуса.

— Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от сюсюканья, но логопеды утверждают, что это не помогает развитию речи ребенка, скорее наоборот. Пусть малыш в свое удовольствие называет булочку «бубаськой», а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.

— Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в пальчиковые игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.

— Поощряйте познавательные потребности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки, нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому, когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.

— Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть), и сделайте чтение частью режима дня ребенка.

— Обязательно объясняйте малышу значения новых слов, используя только уже знакомые ему слова. Не стремитесь сразу сформировать у него огромный словарный запас; чтобы быстрее научить ребенка говорить, общайтесь с ним, употребляя для обозначения окружающих объектов и действий сначала одни и те же простые слова — так ему легче будет сформировать начальный багаж. После того как он их освоит и сможет свободно коммуницировать с вами, придет время для расширения синонимического ряда.

— Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.

Достаточно специфично развивается речь у близнецов. С одной стороны, они пытаются научиться говорить достаточно рано: их эмоциональная близость требует словесного выражения. С другой стороны, родителям опасно замыкать их друг на друге, потому что они могут выработать свой специфический язык, который будет понятен только им двоим. Например, как в этом ролике:

Также читайте:

detyvradost.ru

Как научить ребенка говорить

Содержание статьи: Ребёнок слышит человеческую речь сразу после рождения. Со временем кроха тоже начинает выражать свои эмоции, пытается произносить первые звуки, строить целые предложения. Однако все дети индивидуальны, поэтому развитие речи у них происходит по-разному. Тогда обеспокоенные родители задаются вопросом о том, как научить ребёнка говорить в домашних условиях. Существуют разные возрастные периоды, с помощью которых можно определить насколько правильно развивается речь у младенца. Как утверждают педиатры, обучение нужно начинать с первых дней жизни. Мать должна петь новорожденному песни, рассказывать сказки и просто почаще с ним беседовать. Кроме того, существует множество методик для развития речи у детей разного возраста.

Нормы речи для детей

Во время каждого периода взросления ребёнок произносит определённые звуки, слова, предложения. Таким образом кроха выражает свои эмоции и налаживает контакт с окружающими. Спустя 2 месяца после появления на свет младенец не только кричит и плачет, но и произносит звук «-гу», а также с удовольствием протягивает гласную «а». При этом родители должны отвечать ему, чтобы он понял, что общение важно. Ещё через несколько месяцев новорожденный уже пытается озвучить более сложные комбинации. Чтобы его речь развивалась, нужно читать ему книги, включать музыку, аудиокниги и т. д. Словарный запас годовалого ребёнка состоит из 5 – 10 простых слов.

Дети от 1 до 1.5 года уже знают больше слов и ежедневно узнают новые. Они понимают, что им говорят родители, например, «идём погуляем», «давай покушаем», «пора спать» и т. д. Когда ребёнок достигает 18 месяцев, он пополняет свой словарный запас 20 новыми словами.

Младенец с удовольствием познаёт всё новое, запоминает слова и пытается их повторить. Чтобы развивать эти навыки. нужно читать и рассматривать книжки с объёмными картинками, рассказывать, что на них изображено.

К 2 годам ребёнок уже знает около 70 слов, а ещё через год его словарный запас пополняет ещё 200 новых фраз и до 1000 слов. К тому же, он уже умеет склонять слова по падежам и вставлять местоимения в предложения. Звуки он всё ещё произносит нечётко, но к возрасту 5 лет эта проблема решается самостоятельно.

В 3 – 4 года дети могут выучить простой стишок, запомнить песенку, отгадать загадку. Речь его не очень чётка, так как он ошибается в употреблении рода, числа и падежа, однако вполне понятна. Словарный запас достигает около 2000 слов.

Кроха фантазирует, выдумывает свои слова, выражения. Его речь пополняется наречиями, местоимениями, прилагательными, числительными. Единственная проблема у ребёнка около 4 лет в том, что он меняет слоги местами и не умеет выговаривать звук «р», «л», «ц».

Дети от 4 до 5 лет знают около 3000 слов кроме тех, которые они переделывают на свой лад. В предложениях встречаются разные предлоги, прилагательные. Малыш прекрасно описывает предметы, может пересказать простую сказку, выучить стих и рассказать его с выражением. Многие дети умеют считать до 10.

Как научить ребенка говорить в 1 год

Иногда случается так, что годовалый малыш отстаёт в речевом развитии или вообще не разговаривает. Тогда родители задаются вопросом о том, как научить ребенка говорить в 1 год. Чтобы решить эту проблему следует выполнять следующие правила: • Почаще задавайте вопросы вашему чаду, делитесь своими впечатлениями. Например, после купания спросите его, какую пижаму он хочет надеть. Конечно малыш ещё не сможет полноценно ответить на этот вопрос, но может произнести несколько связанных звуков, а это достаточно неплохо. • Побольше разговаривайте с ребёнком где бы вы ни были: на улице, в магазине, в гостях. • Во время выполнения работы по дому рассказывайте ему, что вы делаете. Обсуждайте домашних питомцев, описывайте сюжет игры, которой вы сейчас заняты. • Старайтесь ежедневно читать ему книги, рассказывайте, что вы видите на картинках. Кроме того, детям интересны энциклопедии с яркими изображениями животных, насекомых, климатическими явлениями и т. д. • Старайтесь говорить правильно, не сокращайте и не коверкайте слова. Приучайте себя говорить с младенцем, как со взрослым человеком. Если после выполнения этих правил новорожденный всё равно молчит, не паникуйте. Иногда годовалые дети просто не готовы к полноценному общению. Тогда просто продолжайте соблюдать вышеописанные рекомендации.

Как научить детей говорить в 2–3 года

Если малыш разговаривает с трудом или вообще молчит, то нужно заниматься его развитием. Достаточно актуален вопрос о том, как научить ребенка говорить в 2 года. В таком случае родителям рекомендуется сделать следующее: • Поиграйте с крохой в алфавит, ему понравиться повторят за вами буквы. Чтобы малыш смог отобразить звук правильно, чётко выговаривайте их. • Разговаривайте с младенцем так, чтобы он не смог ответить «да» или «нет», а ему пришлось отвечать на вопрос. • Несколько раз в день чётко произносите те слова, которые плохо даются малышу. Со временем у него получиться правильно их повторить. • Для любого проблемного звука подбирайте стишки и песенки. При этом проговаривайте каждую строчку вместе с крохой, чтобы он запоминал, как это правильно делать. • Ненавязчиво исправляйте ребёнка, когда он заменяет сложный звук (л, ж, р, с) на более простой. • Включайте детские песни, познавательные мультики, привлекайте к общению новых людей (сверстников и взрослых). Часто общение ускоряет его развитие. Теперь вы знаете, как научить ребенка говорить в 2 – 3 года. Следуйте советам специалистов, и кроха порадует вас своей речью. Не стоит переживать, что малыш не выговаривает звук «р» в 5 лет. Если эта проблема не решиться к 6 годам, то можно привлечь логопеда.

Как научить детей говорить в 4–5 лет

Развивать речевой аппарат у детей в 4 года нужно с помощью игр, специальных упражнений и регулярных тренировок: • Рекомендуется тренировать лицевые мышцы и язык. Чаще всего для этой цели используют следующие упражнения: качели, рыбка, слон, часы, хомячок. Они помогают развивать речевой аппарат и выговаривать звуки членораздельно. • Интересные игры. Существует огромное количество упражнений в интернете, мамы могут выбрать любой из понравившихся вариантов. Главное, чтобы игра соответствовала возрасту ребёнка. В 5 лет дети могут определять, где находиться звук, который назвали родители: в начале, середине или конце слова. Например, расположение звука «р» в слове «рыба» и т. д. • Показательный пример. Дети всегда с удовольствием наблюдают за общением родителей. Поэтому нужно контролировать свою речь, говорить выразительно, без применения слов-паразитов и ненормативной лексики. Кроме того, рекомендуется вместе с ребёнком рассматривать картинки в книгах, читать сказки. Почаще просите кроху описать какой-то предмет своими словами. Настоятельно рекомендуется учить стихи и тексты песен.

Методики для развития речи

Чтобы научить ребёнка правильно говорить, родители могут воспользоваться следующими методиками: 1. Буквограмма. Эту программу разработала кандидат психологических наук С.Шишкова. Она основана на принципах нейропсихологии, логопедии и дефектологии. Она подходит не только дошкольникам, которые не умеют концентрироваться на материале, но и подросткам. С помощью Буквограммы активизируется память, внимание, корректируется речь. Во время занятий чередуется умственная деятельность с дыхательными и физическими упражнениями. По мнению Шишковой, правильное дыхание стимулирует работу головного мозга. Методика состоит из 20 занятий, которые рекомендуется выполнять регулярно. 2. Мультфильмы для развития речевого аппарата. Как известно, дети обожают смотреть мультики. Однако это развлечение может быть не только интересным, но и полезным, если правильно подобрать материал. Этот метод подходит малышам от 3 до 5 лет, которые в этом возрасте впитывают увиденную и услышанную информацию, как губка. Поэтому рекомендуется время от времени включать ребенку красочные мультфильмы. Отличный вариант для дошкольников – это «Клуб Микки Мауса», «Уроки тётушки Совы» и т. д. А школьники младших классов с удовольствием посмотрят «Смешарики» или «Фиксики». 3. Развивающие игры. Чтобы развивать речевой аппарат малыша. поиграйте в «Забавные гримасы», эта игра подходит детишкам, которые обожают строить рожицы. По сюжету игры папа или мама садятся напротив ребенка и рассказывает, что он должен сделать. Например, предложите крохе надуть щёки, вытянуть язык или подвигать нижней челюстью в разные стороны. Главное, чтобы во время игры было задействовано больше мышц лица. Существует ещё один вариант предыдущей игры «Часики». Предложите ребёнку высунуть язык и подвигать им, как будто это стрелка часов. Во время движения нужно постоянно менять скорость и направление. Поиграйте в «Жирафа и мышку», согласно сюжету, кроха должен стать на колени, сжать руки в кулаках и поднять их как можно выше во время вдоха. При выдохе он показывает мышку, для этого нужно присесть, опустить голову и обхватить колени руками. Главное выполнить упражнение многократно. 4. Методика Ушаковой. Развитие речи – это длительный и достаточно сложный процесс. Для этой цели родители могут воспользоваться программой доктора педагогических наук О.Ушаковой. Она помогает усовершенствовать произношение звуков, улучшить дикцию. Во время упражнений применяют маленькие стихотворения, скороговорки, потешки, игры. Чтобы ускорить развитие осмысленной и связной речи задействуется синтаксический, лексический и фонетический строй. С помощью методики Ушаковой можно исправить дефекты речи у дошкольников и детей постарше. 5. Скороговорки помогают не только познать родной язык, но и совершенствовать речевой аппарат. К тому же многим детям больше нравиться произносить именно скороговорки, а не стихи или песни, так как это занятие увлекательное и весёлое. Ребенок должен быстро произносить трудно построенную фразу, после чего он избавляется от многих проблем с речью. Для годовалого малыша больше подойдут скороговорки с красочными иллюстрациями. Начинать рекомендуется с простых скороговорок («Щеночкам щёточками чистили щёчки» или «Жил жираф, жир жевал» и т. д.), если у ребёнка всё получается, непременно хвалите его, и постепенно повышайте степень сложности фразы. Тогда ваше чадо будет получать удовольствие от занятий и будет стремиться к новым высотам. Существует ещё множество методик для развития речи у детей разного возраста. Родители могут выбрать одну из вышеописанных программ или посоветоваться со специалистом, который подскажет на каком варианте остановить выбор.

Игры для развития моторики пальцев

Когда ребёнку исполниться 2 года, нужно начинать развивать мелкую моторику. По утверждению известного педиатра Е. Комаровского, речь малыша тесно связана с движениями пальчиков. Поэтому важно развивать мелкую моторику с помощью следующих игр: • Пусть кроха закроет глаза, потом дайте ему в руки какой-нибудь знакомый предмет. Предложите ему пощупать его и угадать, что он держит в руках. • Играйте в конструктор, попытайтесь сложить домик, дерево, лодку и т. д. • Разложите перед малышом бельевые прищепки и картонные круги. Потом вместе соберите солнышко из этих предметов. • Дайте крохе шнур, кольца, предложите ему нанизать колечки на верёвку. Если ему удалось справить с поставленной задачей, то усложните её. Дайте ребёнку толстую нить и крупные пуговицы и предложите повторить процедуру. • Если вашему чаду 1 год, то научите его застёгивать пуговицы или шнуровать обувь. Положите перед ним вещь или обувь, чтобы малыш потренировался, но находитесь рядом, чтобы помочь при необходимости. Родители могут выбрать одну из вышеописанных игр или поискать более интересные варианты в интернете.

Полезные рекомендации

Как упоминалось ранее, не стоит переживать, если ваш малыш немножко отстаёт в речевом развитии. Родители могут самостоятельно справится с проблемой, главное подойти к делу ответственно и заниматься регулярно. Чтобы сделать речь ребёнка правильной, нужно соблюдать следующие рекомендации: • Разговаривайте с малышом как со сверстником, не стоит использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. • Если ваше чадо молчит на протяжении длительного времени, то пришла пора отправлять его в детский сад. Как правило, многие дети раскрепощаются в компании однолеток. • С раннего возраста включайте крохе забавные песенки (от детских до классики), мультфильмы, сказки. Таким образом ваш ребёнок будет воспринимать речь, звуки и окружающий мир. • Старайтесь как можно чаще беседовать с малышом. Вы можете рассказывать ему, что вы делаете в настоящее время, обсуждать окружающих во время прогулки, рассказать о животном, которое вы увидели на улице и т. д. Главное во время беседы использовать побольше прилагательных. • Регулярно задавайте вопросы своему ребёнку, даже если он пока не отвечает на них. Со временем вы заметите положительную динамику, однако это возможно только в том случае, если малыш здоров и у него отсутствуют физиологические отклонения. Таким образом, не стоит паниковать, если ребёнок не разговаривает в возрасте 1 – 2 года, ведь речь у всех развивается по-разному. Не существует одного правила обучения, поэтому родители должны самостоятельно выбирать из массы предложенных вариантов. Главное, при выборе методики учитывать возраст крохи. Будьте терпеливы и прислушивайтесь к вашим детям, тогда вы получите положительный результат.

Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Последние материалы раздела:

Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая...

Живой песок для детей

Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах...

Шариковый пластилин: поделки для детей

Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала...

birth-info.ru

Как научить ребенка говорить — советы и лучшие методики

Научиться правильно разговаривать и передавать мысли на словах — один из самых необходимых навыков, которые малыш должен приобрести в свои первые 2 года жизни. Научить ребенка разговаривать к первым 2-годам — одна из главных задач для родителей. В этом возрасте детей уже можно отдавать в садик и если малыш не разговаривает совсем или говорит очень плохо — ему будет сложно общаться со сверстниками в детском саду. Кроме того, родителям будет гораздо легче понимать своего ребенка, если он будет хорошо говорить. Говорящие малыши более спокойны и менее подвержены капризам, т. к. на словах могут объяснить родителям — что им нужно, а родители, в свою очередь, могут быстрее удовлетворить потребности и желания ребенка.

Когда и как учить ребенка говорить

Если вы желаете любимому чаду счастья и будущих успехов — помогите ему научиться облачать свои мысли и эмоции в слова и чем раньше, тем лучше. Делать это необходимо с самого рождения крохи, ведь в этот период для него мамин голос является самым желанным звуком во Вселенной. Ребенок в это время слушает и слышит. Однако не все родители считают, что ребенка нужно учить говоривать с рождения, обосновывая это тем, что, дескать, придет время — сам научится… И это большое заблуждение. Довольно часто убедить маму в том, что развивать речь малыша нужно как можно раньше, очень сложно, но, возможно, прочитав эту статью родители пересмотрят свое отношение к вопросу — нужно ли учить ребенка говорить с раннего возраста. Ну, а для тех родителей, в которых нет сомнения в том, что развивать речь ребенка нужно и очень важно, мы дадим несколько полезных рекомендаций, которые помогут выстроить правильный диалог с малышом и превратят любое занятие в занимательную игру.

«Поговори со мною, мама»

Развитие речи ребенка – это та цель, которую мама должна ставить перед собой еще будучи беременной. Специалисты уже давно доказали тот факт, что малыш, находясь в животике, способен не только слышать, но и различать большое количество звуков. Причем одни могут ему нравиться, а другие, наоборот, пугать или вызывать раздражение. Неонатологи часто советуют будущим мамочкам читать сказки и детские стишки, петь колыбельные своему еще не родившемуся крохе, а также включать классическую музыку. Все это способствует развитию слуха и речевого аппарата ребенка. А голос мамы является для него самым сладким звуком.

После рождения именно мамина речь способна вызывать самые сильные эмоции у новорожденного. Он еще не понимает, обращенных к нему слов, но отлично узнает сам голос и учится различать интонации. Для этого необходимо постоянно разговаривать с малышом, когда он бодрствует. Только таким образом пассивный словарный запас ребенка пополняется. Причем, чем более разнообразным будет общение с матерью и другими близкими людьми, тем быстрее заговорит малыш. Логопеды и педиатры считают, что ребенок начинает говорить только тогда, когда его пассивный словарный запас пополнен необходимым количеством слов. Поэтому ответственность за развитие речи малыша в полной мере лежит на его родителях.

Так же хочется отметить, что все дети индивидуальны. Мамы и папы имеют склонность сравнивать своего кроху с другими детьми. Этого делать не стоит, ведь одни малыши начинают говорить раньше, чем ходить – в девять-десять месяцев, а другие молчат до года или двух, не считая нужным начать разговор. И то и другое может быть вариантом нормы. Поэтому будьте внимательны к успехам именно своего малыша и ориентируйтесь на них, ставя перед крохой новые цели и задачи. Однако помните, что центры в отделах головного мозга, отвечающие за речевой аппарат, окончательно формируются у детей к трем годам. А значит у родителей не так уж и много времени для того, чтобы помочь своему крохе в развитии его речи и способности хорошо говорить.

Нормы речи для детей до трех лет

Несмотря на то, что процесс развития речи индивидуален, существуют некие усредненные нормы, позволяющие родителям двигаться в правильном направлении. Мамы и папы должны знать, что в каждом возрасте кроха приобретает новые навыки. Это касается и речи. Если через несколько месяцев после рождения он может воспроизвести от силы три-четыре звука, то к 8-9-ти месяцам уже начинает складывать их в слоги, напоминающие простые слова. Чаще всего они никак не соотносятся с предметами, обозначающими их. Однако некоторые малыши довольно осознанно произносят эти звуки, что свидетельствует о высоком уровне их развития. К примеру, в 9 месяцев ребенок уже может произносить слоги -па, -ба, -дя, -да и, соответственно, могут обращаться к папе или бабе, используя эти слоги. Многие родители с нетерпением ждут, когда их малыш осознанно скажет слово «мама». Неосознанно слог -ма, кроха может произнести и в 7 и 6 месяцев, но, осознанно слово «мама», как правило, начинает говорить позже — к 10-11 годам, а некоторые даже после года. Маме не стоит расстраиваться по этому поводу, т. к. все индивидуально. Некоторые дети могут уже произносить несколько слов еще до того, как впервые скажут слово «мама».

Нормы развития речи для детей зависят от возрастных границ. В нашей статье мы расскажем о том, что и как должен говорить малыш в один год, два и три года:

Речь ребенка в первый год жизни

С самого первого дня после рождения малыш разговаривает с родителями единственным возможным для него способом – через крик и плач. Таким образом он сообщает о том, что голоден, замерз, расстроен, испытывает чувство страха или попросту скучает и жаждет маминого внимания. Приблизительно к месяцу родители начинают различать голосовые сигналы своего ребенка. Он кричит с разной интонацией в зависимости от того, чего хочет добиться.

Если развитие крохи идет правильно, то в два месяца от роду младенец начнет с удовольствием протягивать различные звуки, пуская при этом пузыри и улыбаясь. Его любимыми звуками становятся гласные: «а», «о», «у». Многие дети в дополнение к ним произносят нечто, напоминающее «гу». Поэтому мы довольно часто слышим от малыша такое милое «агу». Младенец повторяет звуки порой по несколько минут подряд, при этом активно жестикулирует ручками и двигает ножками.

Временной интервал от трех до шести месяцев ознаменован гулением. Кроха начинает повторять простейшие слоги и этот момент родителям важно не пропустить начало развития его речи. В этот период рекомендуется включать малышу песенки, аудиокниги, читать сказки и стишки, а также озвучивать все, что происходит вокруг малыша. Комментируйте все что вы делаете. Не думайте, что кроха еще ничего не понимает, а следовательно не нуждается в объяснениях. Младенцу интересны все ваши слова, особенно если они представляют собой диалог. В возрасте 3-4 месяцев ребенок способен подолгу слушать чужую речь, буквально впитывая каждое слово. А в момент вашего молчания, малыш успешно заполняет паузы в разговоре своим гулением, тем самым проявляя заинтересованность в общении.

Приблизительно с пяти месяцев малыш начинает лепетать. Многие родители различают в этом наборе звуков и слогов знакомые слова и очень радуются высокому уровню развития своего чада. Однако на самом деле это неосознанные звуки и слоги, которые никаким образом не связаны с определенными предметами или людьми.

В семь-восемь месяцев дети обычно уже хорошо понимают разговорную речь. Причем они понимают не только часто повторяющиеся слова, но и целые фразы. К примеру, мамина фраза «пойдем гулять» может вызвать у крохи бурный восторг, а «давай будем кушать» — заставит младенца широко раскрывать ротик. Ребенок способен запоминать названия игрушек, или животных, и при упоминании того, или иного предмета, может найти его глазами.

К году большинство детей уже говорят первые слова. В основном словарный запас состоит из их небольшого количества коротких слов. Средний ребенок свободно владеет пятью-десятью словами и это считается нормой.

Речевое развитие ребенка на втором году жизни

После того, как ребенку исполняется годик его словарный запас начинает стремительно пополнятся. Чадо становится невероятно любопытным и буквально впитывает все новые слова. Малыш отлично понимает большую часть из того, что ему говорят, а к полутора годам владеет примерно тридцатью словами.

Приблизительно в этом же возрасте малыши учатся правильно применять падежи и склонять слова. Это является важным этапом развития речи, поэтому главной задачей родителей является поддержание интереса к общению и обучению малыша правильно произносить и склонять те или иные слова. Развивать речь ребенка также можно с помощью красочных книжек. Хорошо если они имеют объемные картинки, так как много информации кроха по-прежнему получает посредством тактильных ощущений.

К двум годам, как правило, малыш может произнести от семидесяти до ста слов. И теперь родители могут развивать его речевые навыки различными играми и специальными упражнениями.

Развитие речи малыша на третьем году жизни

С двух до трех лет у ребенка происходит бурное формирование словарного запаса. Нормой развития речи для детей данного возраста считается владение тысячей слов и двумя сотнями фраз. На третьем году жизни дети начинают употреблять местоимения и уверенно склоняют слова по падежам. Дети в этом возрасте могут петь песни и рассказывать короткие стишки.

К трем годам малыш  уже может говорить связными предложениями, и родители должны постоянно побуждать его к этому. Наиболее эффективна методика задавания вопросов. Она заключается в том, чтобы выстраивать диалог с максимально возможным количеством вопросов. Причем очень важно, чтобы на них нельзя было ответить односложно. Таким образом словарный запас крохи расширяется, он учится правильно строить фразы и применять новые слова в разговорной речи.

В три года большинство звуков дети произносят нечетко, что не должно вызывать волнений у родителей. Дело в том, что речевой аппарат к трем годам сформирован еще не полностью и определенные звуки являются для произношения очень сложными. Обычно к пяти годам ситуация исправляется без вмешательства логопедов. Однако, мы хотели бы отметить, что некоторые слова малыши коверкают не потому, что не могут произнести ту или иную букву, а просто потому, что ребенок не понял — как правильно произносится данное слово. И запомнив один раз, в дальнейшем произносят слово с искажением звуков. В этом случае родители должны поправлять кроху и не лениться объяснять — как правильно произносить то или иное слово. Если же проблема более глубокая, то после 5 лет с ней должен разбираться логопед.

Как научить ребенка говорить в домашних условиях

Стимулировать и развивать речь ребенка можно не только на занятиях со специалистами, но и в домашних условиях. Делать это нужно ненавязчиво и в форме игры, чтобы не отбить у малыша желание общаться.

Если к году ваше чадо еще не заговорило, то не стоит паниковать. Просто почитайте наши советы «как научить ребенка говорить в домашних условиях».

Итак, в первую очередь возьмите за правило постоянно разговаривать с малышом. Делайте это дома, в гостях и на прогулке — везде. Задавайте ему вопросы и делайте паузы, чтобы кроха тоже мог вставить в разговор пару звуков. Это будет значить, что он понимает вас и готов к общению.

Описывайте малышу все, что вы делаете, любые свои действия сопровождайте комментариями. Если вы занимаетесь мытьем посуды, к примеру, то опишите сам процесс в подробностях, назовите цвета тарелок и кружек, расскажите о том, чем вы их моете и так далее. Со временем пассивный словарный запас ребенка заметно обогатится, и он почувствует желание самому начать разговор. Обязательно читайте малышу детские книжки, причем делать это нужно несколько раз в день. Почаще включайте ему развивающие мультфильмы и передачи. Сегодня их довольно много в интернете, поэтому единственной проблемой будет проблема выбора. Также почаще произносите с малышом различные звуки, повторяйте буквы алфавита (что дети делают с огромным удовольствием в игровой форме) и подбирайте для сложных слов и звуков смешные стишки.

При обучении ребенка контролируйте правильно произношение слов с участием тех букв, которые он умеет хорошо произносить. Не позволяйте ребенку коверкать слова. Сам научится, когда время придет — совершенно не верная позиция, поэтому не ленитесь поправлять ребенка, когда он коверкает слова. Выговаривайте слова четко и правильно и также приучайте малыша к правильному произношению слов. Даже если ваше чадо и сокращает слова, то от вас малыш должен слышать только правильную речь.

Иногда проблемы с речью длятся до двух и даже трех лет. И если малыш не говорит или плохо говорит в три года, то вам необходимо вплотную заняться развитием ребенка. Но для начала надо выяснить, не является ли задержка психоречевого развития у ребенка причиной каких-либо патологий — неврологических проблем или, к примеру, аутизма. Если с психоневрологической стороны ребенок здоров, то успех его речевого развития зависит только от вас.

Как научить ребенка рано разговаривать

Сегодня многие родители озадачены ранним развитием детей. И они во многом правы, ведь в младенческом возрасте малыш развивается максимально быстро и важно не упустить драгоценные месяцы и годы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в год уже весело лепетал, то начните заниматься с ним сразу после рождения.

Вот несколько советов, которые помогут вам ускорить процесс речевого развития вашего ребенка:

  1. Разговаривайте с ребенком с самого рождения.
  2. В разговоре с малышом используйте технику смены интонаций. Делайте голос выше, ниже, вкладывайте в него разные эмоции, ведь таким образом крохе будет легче научиться понимать вас.
  3. Произносите слова четко и постарайтесь выстраивать максимально короткие фразы. Излишняя словоохотливость сбивает ребенка и заставляет его сильно напрягаться во время общения.
  4. Разговаривая с малышом, следите за своей артикуляцией. Видя, каким образом формируется звук, малыш быстрее научится повторять его. Вспомните глухонемых — ведь они часто понимают речь по губам. Также по губам они учатся говорить.
  5. Не придумывайте для окружающих ребенка предметов сокращенные и смешные названия.  Ни в коем случае не произносите такие слова, как «бибика», «кака», «бяка» и т.д. Приучайте ребенка сразу к правильным словам и правильному произношению. Ребенок должен с самого раннего возраста слышать правильные названия предметов, животных и всего того, что будет его окружать ежедневно.
  6. Для стимуляции речи массируйте ладошки и пальчики вашего чада. Учеными доказано, что ладони и речевой центр тесно связаны между собой. Простейший массаж, состоящий из растираний и поглаживаний, будет стимулировать кроху к общению.
  7. Займитесь развитием мелкой моторики малыша: лепите из пластилина, играйте с сенсорными мячиками, складывайте пирамидку, рисуйте и так далее, собирайте конструкторы.

И самое главное – обязательно хвалите малыша даже за малейшие, с вашей точки зрения, достижения. Хорошее настроение и улыбка мамы всегда являются для ребенка хорошим стимулирующим фактором.

Как научить ребенка говорить правильно

Многие детишки начинают говорить очень рано, но вот понять их могут только близкие люди. Потому очень важно научить ребенка говорить правильно. Этим нужно опять же заниматься с малышом с самого рождения. Поэтому мы не устаем повторять, что мама должна постоянно беседовать с крохой. Малыши, с которыми родители постоянно разговаривают, осваивают речь гораздо раньше, чем крепко встают на ножки.

Врачи настоятельно советуют родителям по возможности отказаться от пустышки. Доказано, что малыши, увлекающиеся соской, начинают говорить позже своих сверстников. К тому же у них может сформироваться неправильный прикус, что часто влияет на правильное произношение звуков и артикуляцию.

Для того, чтобы у малыша была красивая речь, развивайте его познавательные способности. Часто родители отмахиваются от детей, когда они тыкают пальчиками на различные предметы с вопросительной интонацией. Не совершайте подобных ошибок, объясняйте ребенку значение и название всех окружающих предметов и вещей. Постоянно расширяйте его словарный запас, вводя новые слова. Объясняйте значение новых слов только простыми фразами, которые будут понятны малышу.

Не торопите ребенка и не загружайте его сразу большим объемом информации. Это может вызвать у крохи обратную реакцию, и он замкнется в себе. Лучше делать все постепенно, и тогда результат не заставит себя ждать.

Доктор Комаровский — Как научить  ребенка говорить

Популярный и многими уважаемый доктор Е. Комаровский имеет свое видение на то, как научить ребенка говорить. Однако, его мнение во многом сходится с тем, о чем мы писали выше. Итак, вот что советует Коморовский для того, чтобы ребенок заговорил бастрее:

  • Начинать нужно в утробе матери — это значит, что общаться с ребенком нужно, когда он еще находится в животе у мамы. Общение с еще неродившимся ребенком также стимулирует развитие речи.
  • Разговаривайте с младенцем постоянно — общайтесь с ребенком каждый день и на протяжении всего дня. Постоянное общение с малышом развивает его мозг и, соответственно, речь.
  • Связывайте слова с образами — называйте вслух окружающие вас и ребенка предметы, т. к. это тоже помогает малышу быстрее развиваться и связывать слова с образами.
  • Повторение — мать учения — в процессе обучения ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно.
  • Задавайте ребенку вопросы — они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.
  • Читайте своему малышу сказки — читайте ребенку сказки и рассказы каждый день — это познакомит его с новыми словами и разовьет его воображение. также регулярное чтение в дальнейшем привьет желание малыша к самостоятельному чтению.
  • Помогайте развиваться малышу посредством музыки — пойте своему ребенку или включайте хорошую музыку или песни. Гармоничные звуки не только приятны на слух, но и развивают при их повторении речевой аппарат ребенка. Также музыка способствует развитию чувства ритма и слуха.
  • Не поощряйте детский лепет и коверканье слов — Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, не стоит разговаривать с ним по-детски. Это допустимо только первые 6 месяцев. Разговаривайте с ребенком нормальной речью, правильно выговаривая слова.

Посмотрите видео из передачи «Школа доктора Комаровского» о том, как правильно и быстро научить ребенка говорить.

Методики для развития речи

Методик для развития речи у ребенка существует довольно много, и родители по желанию могут выбрать любую из них. Мы опишем только несколько самых распространенных и эффективных:

  • Развивающие игры. Они призваны развить речевой аппарат крохи посредством тренировки мышц лица. К примеру, предложите ребенку погримасничать или превратить высунутый язык в стрелки часов, которые показывают разное время.
  • Скороговорки. Дети очень любят произносить эти смешные стишки самостоятельно или соревнуясь с родителями. Начинать нужно с самых простых фраз и постепенно повышать их сложность. Благодаря скороговоркам ваш ребенок вскоре избавиться от многих проблем с речью.
  • Специализированные методики для развития речи. Родители часто думают, что разобраться в них сложно, но на самом деле они написаны простым и понятным для обычного человека языком. Наиболее интересны в этой области работы О. Ушаковой и С. Шишковой. Занятия по их методикам должны быть регулярными, ведь процесс рассчитан на длительное время. Но зато в результате у ребенка активизируется память, улучшится внимание, дикция и произношение звуков.
  • Развивающие мультфильмы также помогут родителям развивать речь малыша.
  • Игры для развития моторики пальцев очень полезны и даже необходимы для успешного и раннего овладения речью.

Игры для развития моторики пальцев

К занятиям по развитию мелкой моторики можно приступать приблизительно с одного года. Если в это время вам не удастся увлечь кроху подобными играми, отступитесь и подождите пока он немного подрастет. Обычно к двум годам детишки начинают активно интересоваться любыми играми вместе с родителями и попытки можно возобновить.

Варианты игр на развитие мелкой моторики:

  • Предложите малышу закрыть глазки и вложите в его ручки какой-то знакомый предмет. Пусть он тщательно ощупает его и расскажет вам о своих ощущениях. Итогом игры должно стать угадывание предмета.
  • Хорошим вариантом игр для развития моторики являются пазлы и конструкторы, а также лепка из пластилина или соленого теста.
  • Придумайте игры из бельевых прищепок. Повторяющиеся манипуляции помогают крохе освоить новые движения.
  • Научите малыша шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, нанизывать предметы различной величины на веревочку либо нитку.

Все это будет способствовать развитию мелкой моторики ребенка, а значит и развивать его речь.

Как видите, научить ребенка говорить совсем несложно. Если вы будете терпеливыми и последовательными, то малыш уже в раннем возрасте порадует вас первыми словами, а в дальнейшем и хорошей грамотной речью.

maminsayt.ru

Как научить ребенка говорить

Обычно первые слова в речи ребенка появляются после года жизни. Примерно к двум годам малыши начинают разговаривать очень активно, с каждым днем пополняя свой словарный запас. Вообще развитие речи имеет две направления: активное, подразумевающее процесс говорения, и пассивное – понимание речи. Пассивная речь, как правило, опережает активную. До определенного момента число понимаемых ребенком слов намного превышает число активно употребляемых, но зачастую у некоторых деток этот период значительно затягивается.

Бывают случаи, когда до 2,5-3 лет ребенок упорно молчит, при этом развиваясь абсолютно нормально, а есть малыши, которые уже в 1,5 года рассказывают стихи наизусть. Такие существенные индивидуальные различия не дают установить даже примерные нормы речевого развития у детей. Но если ребенок понимает обращенную к нему речь, лепечет на своем языке, а родители создают все необходимые для его нормального роста условия, рано или поздно малыш непременно заговорит. Правда, в силах родителей ускорить этот процесс. Как? Давайте это обсудим.

Многие считают, что речь ребенка формируется из подражания звукам взрослого: повторяя за ними, малыш усваивает речь и таким образом учится разговаривать. Подражание действительно играет роль в развитии речи ребенка, но не является основным методом. Дети могут запросто повторять слова за взрослыми, но при этом не использовать их в самостоятельной речи, из чего делается вывод, что воспроизведение чужих слов еще не означает появление собственных.

В это же время очевидно, что первые слова у малыша появляются в общении с взрослыми. Но следует понимать, что за каждым словом стоит предмет, а именно его значение. Если предмета нет, сколько с ребенком не разговаривай, первые слова появятся не скоро. Соответственно для успешного речевого развития ребенка необходима потребность в общении с кем-то взрослым и потребность в предметах, которые необходимо называть.

Задача родителей, играя с ребенком, проговаривать все действия и называть предметы своими именами, побуждать кроху просить их и обозначать словами. Без развитой потребности в общении с взрослыми людьми речь сформироваться не может, поэтому общайтесь и играйте с ребенком как можно чаще. Для игр отлично подойдут мячики, кубики, фигурки, пирамидка. Однако, даже не смотря на постоянное общение родителей с детьми, благополучное появление и развитие речи появляется далеко не у всех детишек.

Каковы причины задержки речевого развития детей?

Основной причиной задержки речевого развития у детей в наше время является изменение социально-культурных условий жизни. Большинство родителей из-за занятости на работе и усталости после нее зачастую не успевают уделять время своим детям, вследствие чего ребенок недополучает общения. Главным источником получения впечатлений об окружающем мире для малышей служит такая техника, как телевизоры и планшеты, что крайне негативно влияет на формирование речи у ребенка.

Хотя, сидя перед телевизором, ребенок и слышит речь людей, он не воспринимает ее, как адресованную ему. Дети раннего возраста не вслушиваются в речь с экрана, и соответственно для них она лишь фон. Малышам, только начинающим осваиваться в мире речи, вовсе не безразлично, кто произносит слова и как. Важен не только произносимый звук, но и мимика, внимание, эмоциональная выразительность говорящего. Получить это можно только при живом общении.

Но иногда задержка речевого развития у детей наоборот случается из-за взрослых, а точнее их повышенного понимания лепетной речи малыша. Вместо того чтобы стимулировать ребенка называть предметы правильно, родители зачастую договаривают слова за него, угадывая малейшие желания. Взрослые понимают своего ребенка и то, что он хотел сказать своими ку-ка, бу-бу и т.д., тем самым не давая ему научиться разговаривать нормально.

К тому же многим мамам и папам даже нравится использовать в общении с детьми лепетные слова и выражения, ведь это так умилительно, хотя на самом деле лишь тормозит формирование человеческой речи. Сюсюкать можно только с младенцами, которые не вникают в значение произносимых взрослыми слов. С года использовать в общении с детьми подобную речь крайне нежелательно, потому что если к 3-4 годам ребенок будет все еще говорить детскими словами, впоследствии в его речи возможно появление нарушений, связанных с неполным овладением звуков, их смешением или заменой. В школе такие детки имеют проблемы с правописанием, поскольку пишут так, как слышат.

Достаточно серьезным препятствием для формирования речи ребенка может стать его чрезмерная активность и непослушание. Такие детки очень подвижны, импульсивны, постоянно куда-то несутся, неусидчивы и не реагируют на замечания взрослых. Даже протестуя против чего-то, они кричат или ругаются как бы в пустоту, а не обращаясь к родителям.

Признак отсутствия важных связей с взрослыми также проявляется в желании все делать самостоятельно, не нуждаясь в ком-то старшем как в партнере или образце для подражания. Индивидуальные игры малышей с предметами, безусловно, должны иметь место быть, но они никак не сказываются на речевом развитии, ведь потребность в общении и обращении отсутствует.

Еще одной распространенной проблемой, прямо противоположной предыдущим, является стремительное развитие речи у ребенка. Ее смысл в том, что первые слова ребенок произносит с огромным опережением, и, например, в год и три вдруг начинает говорить развернутыми предложениями, недетскими словами, с правильной дикцией.

Такие детки вызывают огромную гордость у своих родителей, ведь, по их мнению, их ребенок чуть ли не вундеркинд. С малышом начинают заниматься еще активнее, развивать его речь, учить стихам и песням, и он все понимает, с удовольствием слушает и запоминает. Но зачастую случается так, что чуть позднее у подобных детей начинаются проблемы со сном, появляются детские страхи и фобии, заикание, а сами малыши становятся капризными и вялыми.

Это случается потому, что неокрепшая нервная система ребенка не может справиться с тем потоком информации, который на него обрушился. Ему на самом деле весьма трудно резко перестроиться из младенца во взрослого человека, способного четко вести беседу и запоминать большой объем данных. Гиперактивность, повышенная импульсивность или наоборот вялость, ночные кошмары, заикание – все это свидетельствует об утомлении нервной системы малыша.

Когда надо бить тревогу?

Обычно до трех лет детей, владеющих только лепетной речью, предпочитают не изнурять походами к логопеду, надеясь на то, что ребенок заговорит сам. Но, к сожалению, ожидания оправдываются не всегда, а наверстать упущенное время становится сложнее. Отсутствие квалифицированной логопедической помощи в дошкольном возрасте приводит к целому ряду речевых нарушений, что, безусловно, сказывается и на успеваемости и на общении со сверстниками, провоцируя трудности адаптации в коллективе и овладении школьной программой.

Влияние речевого недоразвития на процесс становления личности можно значительно ослабить, если начать занятия как можно раньше. Эффект имеет помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет, когда как раз идет процесс активного формирования речевой функции. Логопеды не столько корректируют речь ребенка, сколько направляют ее в нужное русло, тормозя негативные проявления и развивая положительную динамику. Итогом занятий должна стать исправление речевого недоразвития до поступления ребенка на обучение в школу. Чем раньше вы обратите внимание на формирование речи вашего малыша, тем эффективнее будет оказана помощь в случае необходимости.

Как помочь ребенку заговорить?

Обращаю ваше внимание, что описанные методы будут приемлемы только для детей с нормальным физическим слухом и двигательной активностью, но имеющих задержку речевого развития.

1. Массаж пальчиков

Движения пальцев рук, которые совершенствовались из поколения в поколение, тесно связаны с развитием речи человека. Выполнение руками все более тонкой и сложной работы способствовало постепенному увеличению площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Таким образом, развитие функций рук и речи у людей шло одновременно. Примерно также происходит и речевое становление у ребенка.

Ученые, исследующие деятельность детского мозга и психическое развитие детей, пишут о значительном стимулирующем влиянии функции руки. Поначалу у детей развиваются тонкие движения пальчиков рук, затем возникает артикуляция слогов, и впоследствии все усовершенствования речевых реакций напрямую зависят от натренированности пальцев рук. Данный факт должен непременно учитываться при работе с детьми, у которых речь развивается согласно возрасту и с теми, у кого отмечается задержка в речевом развитии.

Тренировать пальцы рук малыша можно, начиная с 6-7 месячного возраста. В этот период достаточно легких поглаживаний кистей рук, сгибания и разгибания пальцев, слабых надавливаний в направлении от кончиков пальцев до запястья. Массировать пальчики необходимо всего пару минут в день, но ежедневно. Примерно с 10 месяцев следует начать уже более активную тренировку пальцев ребенка. Можно использовать разные приемы, главное, чтобы в движения вовлекалось как можно больше пальчиков и движения были энергичными.

К примеру, давайте малышу рвать бумагу на мелкие кусочки, катать шарики из пластилина или теста для лепки (для этого требуется значительное усилие и задействованы все пальцы рук), перебирать мелкие предметы или крупу (обязательно под вашим присмотром, чтобы малыш не взял ничего в рот и не подавился), нанизывать кольца пирамидки, пользоваться сортером, складывать предметы один в другой.

С полутора лет задача усложняется, становятся существенны силовые отношения. Ребенок учится застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, закручивать и откручивать крышки, играть со шнуровкой, завязывать и развязывать узелки. Отличную тренировку пальцев рук обеспечивают обычные народные игры с пальчиками: Сорока-ворона, Пальчики в лесу, Этот пальчик хочет спать и др.

2. Правильная человеческая речь

Не заменяйте в разговоре с ребенком человеческие слова языком мамочек и нянь, не говорите с ним сокращенными кач-кач, бо-бо, би-би и т.д. Для формирования нормальной речи малышу необходимо слышать правильные слова и звучание. Общаясь с крохой, произносите отдельные слова четко и ясно, стараясь привлечь его внимание к их артикуляции и добиться внятного произношения.

3. Избегание излишнего понимания невнятной речи ребенка

Старайтесь делать вид, что не понимаете малыша, если он общается с вами автономными словами и не достаточно внятно. Создавайте для ребенка речевую задачу, побуждая его называть нужные ему вещи правильно.

4. Зрительный контакт с малышом при разговоре

Дети всегда повторяют за взрослыми. При разговоре ребенку важен зрительный контакт, то, как вы произносите слова, ваша тональность, тембр, артикуляция. Чем четче и яснее будет ваша речь, обращенная к малышу, тем быстрее он сможет понять вас и заговорить сам.

5. Использование простых и понятных слов

Маленький ребенок не способен понять и запомнить очень длинные и сложные словосочетания и предложения, поэтому в общении с детьми важно использовать понятную и простую речь. Желательно говорить короткими фразами: принеси мяч, положи на стол кружку и т.д. Простые фразы легче врезаются в память.

6. Использование медленного потока слов

Ребенку трудно начать говорить, если он постоянно слышит речь взрослых, в которой невозможно выделить что-то конкретное из-за быстрого потока слов. Старайтесь общаться с ребенком на понятном ему языке и произносите слова, обращенные к нему, достаточно медленно, чтобы ему было проще их запомнить.

7. Проговаривание ваших действий вслух

Хорошо, когда с самого рождения родители имеют со своими детьми тесный контакт и постоянное речевое взаимодействие. Рассказывайте ребенку обо всех ваших действиях, будь то готовка или мытье посуды. Но не увлекайтесь слишком сильно, здесь необходим баланс, поскольку есть риск того, что кроха привыкнет к постоянному «заднему фону» и не будет обращать на вашу речь внимание.

8. Чтение книг

Выделите хотя бы 10 минут в день для чтения книг малышу. Выбирайте ярко иллюстрированные книги с короткими текстами. Можете задавать ребенку вопросы по прочитанному, просить показать героев пальчиком, назвать их и т.д. Поддерживайте интерес детей к чтению и не отказывайтесь почитать им, если они приносят вам книгу. Относитесь с терпением, если ребенок просит читать все время один и тот же текст, как говорится, повторение – мать учения. Когда малыш слышит одни и те же слова и объяснения, он быстрее их запомнит и начнет произносить первыми.

9. Прослушивание детских песен и сказок

Детские песни и другие музыкальные произведения весьма полезны для пополнения словарного запаса ребенка и развития его слухового внимания. Старайтесь чередовать медленные и быстрые мелодии. Очень хорошо слушать песни, которые можно сочетать с движениями (например, Е.Железновой), таким образом, тренируется слухо-моторная координация. Здорово, если у мамы или папы есть слух, и он будет петь песни вместе с ребенком. Дети ловят движения губ взрослых, их мимику, что помогает им в итоге запоминать те или иные слова лучше.

10. Ограничение времяпрепровождения перед ТВ и компьютером

Не стоит использовать технику, как средство для успокоения малыша. Зависимость от экрана развивается очень быстро, к тому же это вредно для зрения. Телевизор и гаджеты учат детей не разговаривать, а слушать и молчать, что негативно сказывается на формировании речевых навыков.

11. Стимулирование к играм с эмоциональным контактом

В случае повышенной импульсивности ребенка и нежелании слушать взрослых полезно стимулировать малыша к играм, в которых присутствует эмоциональный контакт: например, ласково погладить кроху по головке, назвать его по имени, показать на пальчиках «сороку-ворону» или поиграть в «ку-ку», ладушки.

Целью является налаживание контакта с ребенком для получения ответной реакции. Укладывайте кукол спать, гладьте и выгуливайте зверушек, собирайте вместе конструктор и постарайтесь сократить игры, в которые ребенок может играться один. Если заинтересованности от ребенка не последует, организуйте на его глазах общую игру с другим человеком.

Допустим, мама и папа могут перекидывать друг другу мячик, при этом радуясь и веселясь. Наверняка малышу захочется присоединиться или занять место одного из взрослых. Очень полезны игры с имитацией звуков животных, трактора, стука и т.д. Подобные игры и занятия отвлекут ребенка от бессмысленной беготни и помогут развить содержательное общение.

11. Свобода от речевых впечатлений

При повышенной нервозности ребенка, связанной с чрезмерной речевой нагрузкой на неокрепшую нервную систему, необходимо обеспечить малышу покой и свободу от излишних впечатлений, прежде всего речевых. Чтобы предотвратить нервозное состояние, необходимо чаще гулять с ребенком на свежем воздухе, играть в подвижные игры, стимулировать общение с ровесниками и не перегружать новой информацией.

Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что необходимость, а впоследствии и потребность в нормальной человеческой речи может возникнуть только при достаточном общении взрослых с ребенком. Занимайтесь с малышами, и результаты не заставят себя ждать!

luxmama.ru


Смотрите также