Post Icon



Научить ребенка учиться


6 способов научить ребёнка учиться

Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык! Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова рассказывает о том, как этот навык приобрести и развить.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.

Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!

Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно. Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным. Хотя бы до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами. Но пока у нас с вами дети, а не роботы. И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее.

Помимо этого в старшей школе смещается мотивационный приоритет — ребёнок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!)

Но если всё-таки ребёнок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние — «всё бесполезно, уже так всё запущено, такой дикий объём, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!». Таких проблем не будет, если у ребёнка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков?

1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям

Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание Деду Морозу? Он же ничего не разберёт в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!».

2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию

Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.

3. Меняйте роли — вместо ученика «учитель»

Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию. Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.

Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.

Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».

4. Научите его самостоятельно делать уроки

Через какое-то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в котором присутствуют обязательно две темы.

Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.

Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».

Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».

Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.

5. Делитесь успехами

Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.

В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!

6. Работайте с материалом

Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.

Фото: Unsplash (Aaron Burden)

mel.fm

Здоровая семьядетский медицинский центр

«А что, разве этому надо учить?» - напрашивается сам собой вопрос. Да, очень даже надо. От желания учиться зависит усвоение материала и успеваемость. Не зря у нас в школе любимыми предметами зачастую были те, что мы понимали. Сегодня мы собрали полезную информацию о том, что может отбить желание ребёнка к учёбе, а также рассмотрим несколько способов мотивации.

Что же может демотивировать ребёнка к учёбе?

Демотивировать ребёнка может множество факторов:

  • Отсутствие режима дня
  • Родительские разногласия, конфликты в семье
  • Развод родителей
  • Появление нового члена семьи (рождение второго/третьего и т.д. ребёнка)
  • Навязывание ребёнку собственных желаний, представлений о будущем
  • Денежные вознаграждения
  • Сравнивание ребёнка с другими детьми
  • Угрозы, побои

А что же мотивирует ребёнка к учебе?

  1. Своевременное начало учебного процесса, согласно физическому и психологическому возрасту.
  2. Адекватная учебная нагрузка и требования к ребёнку.
  3. Адекватная оценка его успехов и промахов. Фиксация на успехах.
  4. Обучение ребёнка КАК учиться, давая ему правильные схемы и методы получения знаний, соответствие методов его возрасту и потребностям.
  5. Уважение к школе, учителю, учебному процессу.
  6. Своевременное поощрение и похвала в случае удачи, поддержка и помощь при неудаче.
  7. Благоприятная обстановка в семье, единые требования и методы воспитания, доверительная атмосфера в семье.
  8. Контроль и режим дня, приучение к самоконтролю.
  9. Если вы видите в ребенке личность, верите в его силы и поддерживаете в трудные минуты, это всегда принесет свои плоды, и вы будете им гордиться.

Почему важно уметь учиться?

Для ребёнка, сосредоточенного исключительно на оценке, получить низкую оценку – трагедия. Поэтому он будет стараться сделать всё возможное, чтобы получить хорошую оценку: списывать, врать и т.д. Никаких навыков обучения при таком подходе он не получит. У него при столкновении с трудным заданием будут опускаться руки, будет пропадать мотивация, он будет считать себя бестолковым или что у него нет способности к данному предмету. Человека, который умеет учиться, отличает уверенность в том, что, пусть он пока не знает, как выполнить задание, но он знает, где поискать ответы на свои вопросы и найти решение.

Как формируются навыки обучения

Навык обучения не появляется у ребёнка сам по себе, от природы. Его нужно формировать постепенно, так же, как и навык ходить, держать ложку и т.д. Формирование навыка можно разделить на этапы:

1-й этап. Показать, как работать с тем или иным материалом, и заинтересовать его. Часто ребёнок не может решить задачу, потому что не знает, как, – у него не сформирован навык. Прежде чем ожидать от ребёнка усваивания материала, необходимо показать, как это делать. Только после этого у ребёнка появляется интерес. В противном случае он будет говорить: «Мне это не интересно», «У меня не получается», «Я это не хочу делать». Важно не воспринимать эти слова буквально, осознавая, что ребёнку пока что не понятно, как сделать задание или усвоить материал, а значит, ему нужна помощь. Как только у ребёнка начнет получаться, нелюбимый предмет понравится ему. На этом этапе не зазорно нанять ребёнку репетитора, чтобы он помог усвоить непонятный материал.

2-й этап. Закрепить навык. Важно не один раз ребёнка научить пользоваться информацией для решения данного задания, а сделать это неоднократно, пока вы не убедитесь, что он понял и усвоил навык.

3-й этап. Самостоятельность. Когда у ребёнка навык уже сформирован, он может самостоятельно, без присутствия родителей сесть и прочитать параграф и выполнить упражнение.

4-й этап. Обусловленность. Навык необходимо запустить, чтобы он работал. Для этого есть определенный сигнал. Например, когда в школе преподаватель говорит: «Достаем двойные листочки», ребёнок знает, что делать в этой ситуации, если уже хорошо знаком с манерой ведения урока этого преподавателя. То же происходит и при самостоятельных занятиях. Когда требуется сделать практическое упражнение, ребёнок уже знает, что нужно достать соответствующий учебник, прочитать параграф перед этим упражнением, просмотреть классную работу и напомнить себе алгоритм выполнения подобных задач, а затем уже приступить к выполнению задания.

5-й этап. Репродуктивность. Зная алгоритм действий и отработав его до автоматизма, ребёнок уже может добавлять свою долю креативности в выполнение задачи. На этом этапе можно с уверенностью сказать, что навык обучения закреплен.

Как помочь ребёнку учиться с желанием?

Ребенок не хочет учиться, домашние задания на отвяжись, устойчивый интерес только к гаджетам?

Отсутствие учебной мотивации – бич современных школьников. Как родители могут помочь ребёнку учиться с желанием?

Помните поговорку «Насильно мил не будешь»? Заставить полюбить школу невозможно. Только отношения испортите, а вот взаимную ненависть взрастите.

Замечайте таланты, способности ребёнка. В обучении опирайтесь на них. Есть интерес к математике и физике, пусть ребёнок делает упор на эти предметы в школе, и во внешкольной жизни. Остальные предметы по остаточному принципу.

Перестаньте делать акцент на оценках. Важны не оценки, а знания. Не ругайте за плохие оценки, это не провал и «дворник на всю жизнь». Это ошибка, которую можно исправить. Учите ребёнка анализировать ошибки, находить решения, замечать причинно-следственную связь между трудом и полученными результатами, поощряйте ребёнка делать выводы.

Обращайте внимание на успехи. А то как в жизни? За двойки поругать святое дело, пятерки «так и должно быть». Безразличное отношение к успехам ребёнка формирует у него выученную беспомощность. Это состояние в свою очередь становится причиной, по которой какая-либо мотивация учиться пропадает.

Помогайте ребёнку восстанавливать силы, занимайтесь профилактикой переутомления. Никаких домашних уроков за полночь. На уроки отводите максимум 2 часа в день. Важен полноценный сон. Физическая активность. Обязательное время для ничегонеделания.

Научите ребёнка пить воду. Иначе мозг в прямом смысле засыхает, продуктивность мыслительной деятельности снижается.

Поддерживайте отношения с ребёнком. Они всегда важнее школьных отметок. Общайтесь с детьми не только по вопросам школы, уроков, домашних заданий.

Будьте на стороне ребёнка в любых школьных конфликтах. И только наедине делайте разборы полетов.

Если следовать этим принципам, учеба перестанет быть пыткой, у школьника проснется любопытство и желание познавать что-то новое.

Организация рабочей зоны ребёнка

Самое лучшее место для размещения стола – у окна, а главное правило, не нужно делать рабочую зону «на вырост», ребёнок должен сидеть правильно, без вреда для здоровья, расстояние между ребёнком и столом примерно 10 см.

Рабочая зона свободная, и очень хорошо освещена, если деток у вас несколько, то у каждого должна быть своя лампа.

Лишним предметам не место на столе, стоит их убрать на полки или в ящики, что бы ребёнка ничего не отвлекало от занятий, но в случаи необходимости, он мог их быстро достать, не вставая с рабочего места.

Письменный стол считается оптимальным, если его край оказался точно на уровне груди сидящего ребенка (тогда он сможет опираться на локти), коленями он не подпирает столешницу снизу, а ноги стоят под прямым углом.

Стул, лучше использовать регулируемый, что бы малыш сидел в нем не глубоко, но при этом спина была ровной и прижатой к спинке стула, колени согнуты под прямым углом, стопы стоят на полу или специальной подставке, стул устойчивый не крутящийся, иначе будет велик соблазн баловаться и крутиться.

zs56.ru

Как научить ребёнка учиться: самостоятельность

 Почему уже у полуторалетнего малыша надо поддерживать естественную мотивацию и стремление к самостоятельности, не ожидая, когда столкнетесь с трудностями в школе? Потому что самостоятельность в решении проблемы «как научить ребёнка учиться» – краеугольный камень. Полезно знать следующее.

1. В первые 3-4 года ребёнок закладывает представление о себе как о человеке, который многое может или не может.

Другими словами, уверенность в себе, о которой так много говорится. В это время эффективней всего влиять на процесс. У школьника – уже трудно, но до 10 лет реально. Помним, с каждым годом представление о себе закрепляется. Изменить его трудно.

2. Только через самостоятельное действие и опыт формируется мозг человека.

Это не просто какое-то абстрактное развитие, а созревание мозга – процесс биологический. Сравнимо с внутриутробным развитием. Мы знали, к примеру, сейчас формируется сердце. Надо сделать всё, чтобы оно было здоровым, потому что обратной дороги нет. С мозгом немного проще потому, что своим взаимодействием с малышом мы можем влиять на пластичность мозга. Но не безгранично.

3. Есть отрезки времени, когда ребёнок легче всего учится какой-то деятельности, – сензитивные (особо чувствительные к обучению чему-либо) периоды.

Сензитивные периоды, в том числе и воспитания самостоятельности, проходят безвозвратно. Они определены природой, исправлять очень трудно.

4. Все фазы развития должны быть пройдены своевременно.

Потом любая коррекция происходит с гораздо большими усилиями, хотя до 10 лет процесс активен, открыт. Мы с высокой долей вероятности можем на него повлиять.

Проблемы мам несамостоятельных детей

Несамостоятельность – это не только проблема в жизни ребёнка, но и мамы. Основные проблемы мам несамостоятельных детей со сниженной мотивацией.

  1. много сил и времени уходит на поиск занятий ребенку и их организацию. Тратится огромное количество денег на покупку игрушек, которые вызывают лишь кратковременный интерес. Игрушка бросается, а вы идете покупать следующую. Процесс повторяется. Никакое занятие не занимает ребёнка надолго.
  2. ребёнок имеет очень слабый уровень внимания и большую интенсивность в поведении: раз, и ребёнок сорвался, куда-то побежал, что-то схватил, кого-то дёрнул. Пока вы с ним дома, пока он маленький – такое как-то «проходит». Конечно, маме тяжело, мама устает, но в семейной обстановке выходки как-то сглаживаются. Когда малыш попадает в группу, возникает больше вопросов, потому что еще не подумал, а уже что-то сделал. В школе импульсивность тоже будет влиять на успешность обучения.
  3. постоянное нытье очень раздражает и не оставляет маме ни времени, ни пространства для себя. Мама – «выжатый лимон».
  4. ребёнок с каждым годом кажется всё более зависимым от мамы. Трудно адаптируется в коллективе, с трудом осваивает новое, капризов становится всё больше. Растут проблемы с обучением – много сил прилагается, чтобы ребёнок учился.

 Как научить ребёнка учиться: основные задачи по возрастам

Когда решается задача «как научить ребёнка учиться», надо учитывать, что в разном возрасте формируются свои базовые навыки для этого умения. Разный возраст – разные задачи обучения.

Управление своим телом – до 1,5 лет самая важная природная задача

Взрослым кажется, это так просто. Начал садиться, начал ползти – мама радуется.

Но ещё нам бы хотелось, чтобы он знал цвета, чтобы мы повесили ему буквы, чтобы мы ещё его чем-то важным, умным, интересным заняли. И родители начинают занимать именно в ущерб телесному развитию.

Возникают нарушения. Потому что всё, что природой было предусмотрено как определенные фазы, этапы и в освоении окружающего мира, и в освоении взаимодействия с мамой незаменимо и очень важно.

Родители порой не уделяют достаточного внимания телесному развитию: мало он там не ползает. Это же не какой-то навык важный для школы. И крупно ошибаются, потому что движение тела напрямую связано с созреванием базовых отделов головного мозга, запускающих потом все те прекрасные сложные функции, обеспечивающие возможность читать, писать, управлять, своими реакциями, поведением и всё прочее.

Освоение себя как отдельного от мамы – главная задача 1,5-3 лет

Смысл такой: у меня свои чувства и желания, у мамы свои; я хочу, я не хочу, я буду, я не буду… Это важнейший период, чтобы была собственная мотивация и формировалась самостоятельность. Это ключевой период выхода из симбиотического кризиса.

Освоение представлений об окружающем мире и его качествах через собственную деятельность – основная задача 3-6 лет

Ребёнок – деятель. Здесь не может быть: послушай, я расскажу тебе, почему птицы улетают на юг. Если ребёнок

  1. не махал тем птицам руками,
  2. не задался вопросом, а куда они там летят,
  3. не рисовал и не лепил их, то есть не был включен телом,
  4. то в голове все рассказы останутся ненадолго.

Наши «мониторные» дети часто пропускают огромную фазу – фазу формирования правильного представления об окружающем мире. Оно складывается неверно, если ребёнок всё видит с экрана телевизора или компьютера просто как обучающие программы.

Здесь важна именно своя деятельность. Ребёнок должен быть включен в своё исследование, свою активность (принцип: тело в дело). Он должен задавать вопросы и получать на них ответы. Подготовка к задаванию вопросов происходит на предыдущем этапе автономизации: я спрашиваю, мне интересно. А не маме интересно мне рассказывать, потому что она точно знает, как меня развивать. То есть кругом нужна самостоятельность.

Освоение произвольных целенаправленных действий для достижения результата – 6-10 лет

Если ребёнок 3-6 лет нечто делает, то для того, чтобы практиковаться в каком-то действии. у него не стоит задача достижения результата. Вы наверно замечали, что дети выполняют 157 раз одно и то же действие. Непонятно какой смысл, к примеру, закрывать и открывать дверь так много раз. Ну закрыл, успокойся уже, сядь, займись делом. Но для дошкольника важен процесс самого исследования действия.

В 6-10 лет всё меняется. У ребёнка появляется какая-то цель, и он хочет получить определённый результат.

Развитие самостоятельности и мотивации у дошкольника

Чтобы решалась проблема «как научить ребёнка учиться» в дошкольном возрасте, учтём следующее.

  1. В основе мотивации ребёнка раннего возраста лежит природная программа развития и созревания.

Это внутренняя программа. Она движется. Если мы ей не мешаем, если создаем для её реализации подходящие условия, то она успешно проистекает.

Повлиять на ребёнка, отрабатывающего природную программу, практически невозможно. Попробуйте малыша, обучающегося встать на ноги, уговорить лежать в кровати. Всё равно не удержите, если только привяжете.

Или ребёнку интересно, что там за красный мячик лежит на полочке, и он тащит стул в 2 раза больше себя. Вы запрещаете, оттаскиваете, а он всё равно туда лезет. Это действие его внутренней программы любопытства. Программа развития и созревания движет ребёнком очень активно.

И тут по большому счету то, что вы говорите не так важно. Важно, насколько малыш может программу реализовать, есть ли условия. Если мы посадим ребёнка в манеж, ходунки или другим образом ограничим его передвижение, то нарушим развитие этой природной программы, не создаём условий для созревания.

  1. Далее, после того как ребёнок осваивает первоначальное управление своим телом, к природной программе присоединяется социальный компонент – желание найти себя и свое место в системе отношений.

Ближе к двум годам это происходит, прежде всего, в отношениях с мамой. Начинается выход из симбиотической связи. Ребёнок приобретает некоторую автономию от мамы по двум позициям:

  • а) социальный компонент: кто такой я, я хочу, я могу, я не хочу, я буду, я не буду, нет, да;
  • б) место в системе отношений: я и ты, я и мы (семья), в детском коллективе в дошкольном учреждении, потом в школе.

Это становится ещё одним мотиватором. Не только природная программа (она продолжает свою работу), но и социальный компонент становится очень-очень значимым. Иногда он может значительно влиять и на природную динамику развития.

Свобода движений в теме «как научить ребёнка учиться»

Значение свободы движений в теме «как научить ребёнка учиться» невозможно переоценить, потому что управление своим телом – залог самостоятельности.

Когда ребёнок учится держать голову переворачиваться вставать, это запускает созревание его нервной системы, активизирует работу и центральной, и периферической нервной системы. Никак иначе.

Если малыш обездвижен или ограничен в свободе движений, то созревание нервной системы происходит неадекватно природной возможности ребёнка. Остаются минимальные (больше-меньше) слабости, несформированности.

Не так, чтобы видно: невропатолог вряд ли вам скажет «о-ё-ёй» и напишет что-то в карточке. Там у ребёнка внимания не хватает, тут он не может проконтролировать себя, там у него зашкаливают эмоции… То есть такие минимальные звоночки. Они появляются, и их становится всё больше со временем.

Что делать? Учесть следующее.

Чем лучше ребёнок своим телом управляет, тем лучше он управляет своими эмоциями, поведением. Потому что

  1. всё то, чего мы от ребёнка как раз хотим: внимания, памяти, контроля, планирования своих дел;
  2. всё это становится возможным, когда он тренирует это, начиная со своего тела.

 Вот давайте посмотрим такой пример. Многие родители за ручки водили малышей на этапе, когда они начинали ходить. У нас это считается правильным: ребёнку помогаем. Что в этот момент происходит?

Для понимания психолог Катерина Сорокина предлагает выполнить упражнение. Сядьте и поднимите руки вверх. Большой интересный вопрос: где у вас внимание сейчас? В руках или в стопах. Безусловно, в руках. Что вы лучше ощущаете в данный момент? А теперь ещё представьте, что вас за руку держат. Где внимание?

Взрослый начинает выполнять функции вестибулярного аппарата малыша, который тоже не дополучает информации и соответственно формируется менее активно. А он балансирует, интегрирует распределение всех импульсов, которые мы получаем от органов чувств.

Поэтому надо позволить детям вставать, держаться, падать, подниматься самостоятельно. Главное – расчистить пространство, где это можно делать безопасно, чтобы были опоры, за которые можно держаться, чтобы ребёнок не получил вреда от углов на мебели и прочее.

Следующий вопрос: зачем мама ребёнка водит? Она исходит из не пройденной фазы симбиоза: жалко, он же хочет, плачет, а я не могу выносить этот плач.

Такая позиция – признак очень сильной симбиотической связи, не вступившей в естественную фазу убывания. Малыш смеется, маме от этого хорошо. Она получает мощный заряд энергии, не беспокоится, что он упадет. Потом начинается перегрузка. Мама уже падает от усталости, а ребёнок не отпускает её от себя, требует, чтобы его водили.

Сейчас есть тенденция поскорее научить малыша ходить с теми же «заручками». Между тем гораздо полезнее для опорно-двигательной системы, когда он долго ползает, пока не созреет для ходьбы. Для каждого ребёнка своё время начала ходьбы. И только он сам знает, когда готов пойти.

Из-за родительского «поскорее» ребёнок пропускает важные фазы, которые связаны не столько с ходьбой. Они связаны с головой, с тем, как развивается мозг, как интегрируются связи между его разными отделами. Бывает, малыш долго плохо ходит именно потому, что не встал на ноги самостоятельно.

Ходьба – это природная программа. Когда начинаем малыша водить, мы её нарушаем. Если мама вовремя осознаёт ошибку и отпускает ребёнка, он быстро пропущенное набирает.

Последствия родительских ошибок при освоении ходьбы часто видны в более позднем возрасте. Недаром многие программы нейропсихологической коррекции начинают работу с восстановления пропущенных фаз на этом этапе. К примеру, в 10-12 лет подросток учится ползать, если не ползал в младенчестве.

Кстати, на этапе ходьбы выявляются скрытые дефекты в развитии костей. За этим надо следить, чтобы вовремя обратиться к остеопату.

Как научить ребёнка учиться в дошкольном возрасте? Продолжение следует... 

mama-pomogi.ru

Как научить ребенка учиться

Содержание статьи:

Все родители с беспокойством ожидают момента, когда их любимое чадо пойдет в первый класс. Ведь именно в этот период начинаются проблемы: бесконечные уговоры выполнить домашнее задание, уложить учебники и тетради в портфель, повторить изученный на уроках материла. Это настоящее испытание для родителей и самого первоклашки. Тогда у близких возникает вопрос о том, как научить ребенка учиться с удовольствием.

Первый год обучения – это наиболее тяжелый период, ведь детям нужно привыкнуть к новым обязательствам, соблюдать школьный режим. А родители должны всячески поддерживать ребенка, уделять ему внимание и контролировать учебный процесс. Но чтобы не «грызть гранит науки» вместе со своим ребенком до выпускного класса, нужно приучать его к дисциплине и самостоятельной работе.

Раннее развитие

Чтобы научить ребенка хорошо учиться, нужно не пропустить очень важный подготовительный этап. А начинается он с раннего детства. Еще во время беременности женщина должна избегать стрессов, окружать себя близкими людьми, красивыми вещами, разговаривать с крохой, ведь он все чувствует. После рождения малыш должен почаще слышать голос мамы и папы, которые будут знакомить его с окружающим миром. Чем больше приятных впечатлений он получит, тем больше шансов на то, что он будет с удовольствием учиться и схватывать все на лету. Важно обращать внимание на самые важные аспекты: • Творческое развитие. Пытайтесь рассмотреть скрытые таланты крохи. Если он с удовольствием слушает музыку, то почаще ему включайте классические композиции, купите музыкальные игрушки (с ненавязчивой, приятной мелодией). Обязательно пойте ребенку колыбельные и просто веселые песенки. Дайте полугодовалому малышу фломастер или кисть, ведь вполне возможно, что он будет красиво рисовать и в будущем станет художником или дизайнером. Предложите крохе слепить поделки из пластилина. Существует так много увлекательных занятий, которые помогут полноценно развиваться ребенку! • Мелкая моторика. Важно тренировать пальчики малыша, ведь мелкая моторика связана с речевым центром. Массируйте ему пальчики, предлагайте поиграть в развивающие игры, выполнить определенные манипуляции с мелкими предметами, тогда он быстрее заговорит. • Физическое развитие. В детском возрасте обучать малыша лучше во время активных игр. Самый плохой вариант – это усадить ребенка 3 – 4 лет за стол, и попытаться его учить. В таком возрасте занятия должны приносит радость, в противном случае вы отобьете у крохи желание осваивать знания еще до школы. Не беспокойтесь, со временем ребенок привыкнет к новым правилам обучения, а сейчас занятия должны быть интересными и увлекательными.

Психологическая готовность

Дети каждый день получают новые знания. За первые 3 года они усваивают огромное количество информации. Но как только дело доходит до изучения цифр и букв, появляются проблемы. Это связано с тем, что ребенок усваивает только то, что ему интересно, а вещи, которые навязывают родители зачастую вызывают протест. Чтобы привить любовь к учебе, нужно проводить занятия непринужденно, в форме игры. Но если знания даются малышу слишком тяжело, то сделайте паузу на несколько недель или месяцев. Не стоит спешить. Шестилетний ребенок вполне может усвоить нужную информацию за год. Не перестарайтесь во время занятий, так как ребенок, который умеет читать и писать, может заскучать в 1 классе.

Процесс обучения

Оценки не должны быть главным ориентиром для ребенка, нужно, чтобы он получал удовольствие от самого процесса, радовался свои первым успехам: выучил стишок, нарисовал картину, написал буквы. Каждое новое умение помогает малышу концентрироваться, дает опыт и новые знания. Отбить охоту что-то делать очень легко. Поэтому не критикуйте ребенка за первые попытки, а найдите в его работе плюсы, и укажите на них. Например, если буквы малыша немного кривоватые, то отыщите наиболее удачные, подчеркните их зеленой ручкой, и скажите ему, что они вам очень нравятся. Обязательно указывайте юному школьнику на детали, расскажите, что именно вам понравилось.

Определение сфер ответственности

С 6 по 8 лет социальный статус ребенка меняется, он становиться школьником. Многие родители и близкие жалеют малыша, думая, что он не готов к этому. Поэтому стараются всячески ему помочь, решая за него задачи и выводя буквы. Однако в такой помощи ребенок точно не нуждается. Поэтому родители должны запомнить главное правило – уроки должен учить школьник. Мама с папой могут помочь малышу, когда ему действительно тяжело решить задачу или написать букву. В таком возрасте у ребенка отсутствуют такие качества, как усидчивость, ответственность, умение логично мыслить и выражать свои мысли. Однако он быстро развивается, поэтому вполне может понять объяснения учителя, и самостоятельно выполнить домашнее задание. Также не стоит пускать процесс обучения на самотек. Родители должны контролировать малыша во время домашнего обучения. Проверяйте работу, объясняйте, что и как правильно делать, но не нависайте над учеником часами. Объясните школьнику, что оценки и домашние задания – это его ответственность. Настройте его, что учеба – это работа, а вы только поможете ему. Но не стоит пугать ребенка, что если он не будет учиться, то сможет получить нормальную работу, он еще не понимает таких долгосрочных перспектив.

Время для домашних заданий

Объясните малышу, что чем раньше он сделает домашнюю работу, тем быстрее сможет пойти погулять. Ребенок способен привыкнуть к школьному режиму уже за 2 – 3 месяца. Обязательно поддерживайте его в этот период. Сразу после школы дайте ему отдохнуть 1 – 1.5 часа, так он немного отдохнет от уроков, но еще не успеет устать от игр. Если первоклашка посещает какие-то секции или кружки, то домашнее задание он может выполнить позже. Чтобы повысить эффективность обучения, можно выработать четки режим работы – 25 минут на занятия, 10 – 15 минут перерыв. Такой режим поможет поддержать рабочий настрой, а внимание ребенка не будет рассеиваться после длительной самостоятельной работы. Когда малыш перейдет в средние классы, он уже сможет самостоятельно планировать время. Но если план нарушиться, то родители должны помочь ученику.

Учимся думать самостоятельно

Чтобы уменьшить нагрузку на ребенка, некоторые родители пытаются им все объяснить самостоятельно, а первоклашке остается только выполнить задание. Однако это неправильно, ученик должен разбираться самостоятельно с помощью книг. Чтобы привить любовь к учебе школьников младых классов, дайте ему самому прочесть задание и поразмышлять над ним. Если у него получилось разобраться, то обязательно похвалите его за достижение, это его очень вдохновит на новые достижения. Дети понимают написанное не так быстро, как взрослые. Не подгоняйте ученика, дайте ему все осмыслить и начать выполнять домашнюю работу. Обязательно поинтересуйтесь тем, понял ли он суть задания. Если нет, то ненавязчиво помогите ему. В средних классах приходите на помощь, только тога, когда он сам попросит.

Обустройство рабочего места

Очень важно настроить ребенка на учебу, для этого нужно подкорректировать интерьер в его комнате. Просто дополните его письменным столом и удобным стулом. Конечно, домашнюю работу можно делать в прихожей или на кухне, однако посторонние звуки будут отвлекать ребенка. Кроме того, сам ученик не будет серьезно относится к работе. Объясните ему, что он уже взрослый человек, у которого должно быть рабочее место. Садясь за парту, он будет понимать, что сейчас время для работы, а не для игр, поэтому с ответственностью отнесется к домашней работе. Дозируйте умственную нагрузку Многие родители хотят вырастить гения, поэтому постоянно перегружают ребенка уроками. Однако это в корни неправильно! Не стоит лишать малыша детства, особенно в первых классах. Отличники достигают успехов не потому, что они учатся долго и понимают предметы, а из-за того, что любят сам процесс получения новых знаний. Пытаясь научить школьника тому, что он только должен узнать на уроках, вы убиваете его тягу к обучению. Чтобы научить ребенка учиться с желанием, позвольте ему развиваться постепенно, не загружайте его бесчисленными дополнительными занятиями.

Инструменты для выполнения задач

Чтобы облегчить процесс получения новых знаний, нужно научить ребенка владеть различными инструментами для выполнения поставленных задач. Научите школьника пользоваться справочниками, которые помогут быстро отыскать дополнительную информацию по нужной теме. Расскажите, как искать информацию в интернете с помощью ключевых слов. Для поиска информации можно использовать специализированные сайты. Например, популярные сайты для школьников и родителей, где можно найти полезную информацию, а также посоветоваться с другими родителями и учителями. Научите первоклассника находить главное из огромного потока информации. Даже если родители не могут помочь ребенку решить задачу (как это часто бывает в старших классах), то объясните ему, что с любым заданием можно справиться с помощью учителей и репетиторов. Когда ученик сможет самостоятельно использовать различные инструменты для поиска информации, то он станет более уверенным в себе. У него будет паники из-за того, что он не может справиться с поставленной задачей, и ощущения, что он брошен наедине с невыполнимым заданием. Теперь вы знаете, как привить любовь к учебе у ребенка. Начинайте готовить малыша к школе еще с раннего детства, больше с ним общайтесь, знакомьте с окружающим миром, занимайтесь творчеством. Поначалу занятия проводите в игровой форме, постепенно он привыкнет к новому режиму. Позвольте ученику самостоятельно выполнять домашние задание, но при этом контролируйте его и помогайте в трудную минуту. В старших классах научите его пользоваться вспомогательными инструментами для освоения новых знаний.

Читать еще - как помочь ребенку учиться https://www.baby.ru/wiki/vospitanie-detej/kak-roditeli-mogut-pomoc-rebenku-horoso-ucit-sa-v-skole/ Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Последние материалы раздела:

Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая...

Живой песок для детей

Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах...

Шариковый пластилин: поделки для детей

Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала...

birth-info.ru


Смотрите также