Post Icon



Организация обучения на дому в соответствии с новым законом об образовании


Организация обучения детей на дому

Обучение детей на дому — эффективная педагогическая практика, широко распространенная во многих прогрессивных странах и уверенно завоевывающая популярность в России. Организация учебных занятий в непринужденной домашней обстановке позволяет гарантировать реализацию конституционного права детей на обучение независимо от психофизического состояния, материального достатка, национальности или вероисповедания, а также обеспечить соблюдение базовых принципов ФГОС, заключающихся в индивидуализации и оптимизации современного образовательного процесса.

Организация школьного обучения на дому целесообразна первоочередно для учащихся с ОВЗ и инвалидностью, если в школе исключена возможность создания особых образовательных условий в рамках инклюзии, а также для одаренных школьников — с целью ускоренного прохождения образовательного минимума и детей, рискующих пополнить списки неуспевающих в связи с профессиональными занятиями спортом, творческой деятельностью. К основным задачам организации надомного обучения относятся следующие:

  • обеспечение оптимального режима проведения учебных занятий с учетом психофизического состояния ребенка;
  • реализация программного содержания, адаптированного в соответствии с познавательными и интеллектуальными способностями, сформированностью внимания и другими ключевыми компетенциями;
  • строгое выполнение требований врачебной комиссии во избежание усугубления общего состояния.

Организация индивидуального обучения на дому: нормативная база

Освоение обязательных образовательных программ учащимися, которые не могут посещать школу по ряду причин (первоочередно — по состоянию здоровья) в 2018-2019 учебном году регламентируется рядом нормативных актов. Организация обучения на дому в соответствии с новым законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительно регламентируется соответствующими приказами Минобрнауки РФ (№№ 1015, 1601, 536), постановлениями муниципального значения и локальными актами образовательной организации.

В соответствии с актуальной нормативной базой обучение детей на дому следует классифицировать скорее не как особую форму, а условие организации учебно-воспитательного процесса для широкого круга школьников. Таким образом учащиеся, осваивающие содержание образовательного минимума в домашних условиях, остаются полноправными участниками образовательного процесса, сохраняя за собой соответствующие академические права и обязанности:

  1. Право на получение на бесплатной основе учебной, справочной и художественной литературы в школьной библиотеке, с которой требуется обращаться надлежащим образом и возвращать в заранее оговоренные сроки в первоначальном виде.
  2. Получать от педагогического состава ОУ консультативно-информационную и оценочную помощь, необходимую для освоения учебного материала и контроля текущих достижений, полезные рекомендации по организации обучения на дому.
  3. Проходить промежуточные и итоговые аттестации, формы и даты проведения которых закрепляются в индивидуальном учебном плане.
  4. После успешного прохождения итоговой аттестации получить документ установленного образца о получении соответствующего образовательного уровня.

Действующими законодательными нормами закреплено, что обучение на дому для детей с ОВЗ и инвалидностью организуется на бесплатной основе, что предусматривает начисление учителям, обеспечивающим образовательное взаимодействие с ребенком и представителями семьи, соответствующих выплат, сумма которых определяется в соответствии с коллективным или индивидуальным трудовым договором. Компенсация стоимости проезда к дому ученика также возможна только при закреплении данного пункта в локальной документации.

Как организовать домашнее обучение ребенка?

В соответствии с актуальными статистическими данными, в России насчитывается более полумиллиона детей школьного возраста, страдающих от патологий развития или имеющих инвалидность. Многие родители до сих пор не знают, как проходит домашнее обучение школьников, как следствие — затрудняются инициировать организацию данного процесса. Низкая мотивация педагогов к готовности организации учебно-воспитательного процесса в индивидуальном порядке также является негативным фактором, значительно усугубляющим ситуацию, что обуславливает актуализацию порядка и алгоритма перевода детей на домашнее обучение, если этого требует состояние здоровья:

  1. Основанием для организации обучения школьника на дому является подача в ОУ заключения медицинской комиссии и заявления родителей, составленного на имя директора школы.
  2. После рассмотрения предоставленного заявления, по итогам организационной работы руководитель образовательной организации составляет приказ, определяющий объем и содержание домашнего образование, ответственных лиц и место проведение занятий. Обязательным условием реализации данного этапа является составление индивидуального учебного плана, который должен соответствовать образовательным запросам и потребностям конкретного школьника, а также утверждение расписания занятий.
  3. По итогам подготовительной работы родителям выдается журнал учета домашних занятий, который заполняют педагоги, указывая пройденные темы и даты уроков, показатели успеваемости. В конце каждого учебного года данный журнал предоставляется в школу с целью фиксации результатов промежуточной и итоговой аттестации, выдачи соответствующих документов о достижении соответствующего образовательного уровня.
  4. На протяжении всего периода организации надомного обучения от родителей и представителей образовательной организации (в лице руководителя, ответственных педагогов и профильных специалистов — психолога, логопеда, медицинского работника) требуется создание специальных условий. Данный норматив первоочередно предусматривает необходимость тщательного проектирования ИУП, ведения разъяснительной и мотивационной работы с ребенком школьного возраста о важности освоения программного содержания, особенностях организации учебного процесса особым образом, проведение оценочных практик, а также повышение уровня социализации учащегося путем вовлечения во внеурочную образовательную деятельность, информационно-развлекательные, воспитательные мероприятия общешкольного уровня.

Для детей с ОВЗ и инвалидностью в рамках актуальной нормативной базы, регламентирующей образовательные процессы на государственном уровне, допускается ведение домашнего обучения по общей или адатированной программе. В первом случае от учащегося требуется освоение общеустановленного программного минимума с условием корректировки длительности занятий (от 25 минут до 1,5 часов) и стандартного расписания — реализация такой схему обучения является основанием для получения базового аттестата. В случае проектирования образовательного блока по адаптированной программе возможно значительное сокращение учебного материала с учетом интеллектуальных способностей ребенка, что обуславливает выдачу на основании итогового оценивания аттестата особого образца с приметкой (указанием программы, по которой осуществлялось надомное обучение).

Индивидуальный учебный план для обучения на дому

Составление индивидуальных учебных планов для обучения на дому, обеспечивающих максимальную индивидуализацию и персонификацию учебного процесса, закреплено в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Вместе с тем не следует забывать, что данная программная разработка составляется на основе соответствующего локального акта, составленного в ОУ, поэтому в его отсутствие проектирование ИУП не представляется возможным. Вместе с тем в условиях повсеместного перехода на инклюзию и совершенствования образовательных условий для детей с патологиями развития сознательный отказ школы от практики составления индивидуальных учебных планов может быть расценена вышестоящими органами и родительской общественностью как неготовность к дальнейшему развитию и реализации актуальных образовательных запросов.

Индивидуальный учебный план, регламентирующий порядок надомного обучения, составляется на основе базовой или адаптированной образовательной программы с учетом рекомендаций, представленных в заключении ПМПК или медицинского учреждения пожеланий родителя и учащегося. ИУП может быть составлен на разные сроки — четверть, полугодие, учебный год (наиболее распространенный вариант ввиду необходимости проводить оценивание и вносить коррективы в следующую программную разработку).

Организация обучения на дому в 2018-2019 учебном году, как и ранее, начинается с разработки ИУП и проведения разъяснительной работы с учащимся и представителями семьи. Во избежание возможных трудностей и недопонимания педагогам очень важно убедиться, что и ребенок, и его родители в полной мере осознают важность данного документа и его значения для организации не только учебного процесса, но и всей повседневной деятельности, как следствие — готовы были всеми силами способствовать реализации поставленных учебных целей и результатов.

Примерная структура и содержание индивидуального учебного плана учащегося отражены в таблице, которые можно скачать по ссылке.

ИУП обязательно должен включать следующие содержательные блоки:

  1. Пояснительная записка, в которой традиционно раскрывается целесообразность разработки, форма выбранного обучения, а также значимые методические рекомендации, адресованные педагогу, родителям и ребенку. Такое вступление помогает создать положительную мотивацию при необходимости реализации особого порядка организации обучения на дому по медицинским показаниям, выделить приоритетные методы учебной работы.
  2. Объем учебного курса.
  3. Тематический план — сводная таблица с коротким перечислением тем по предметам.
  4. Самостоятельная работа — индивидуально-ориентированный план учащегося с графами для выставления текущих оценок, результатов промежуточного и итогового тестирования, перечень рекомендованной учебной литературы и справочных материалов. Важно, чтобы самостоятельная работа по предметному курсу предусматривала возможность выполнения разноуровневых заданий, соответствующих состоянию здоровья ребенка, его уровню знаний и умений, поставленным учебным целям.
  5. Дополнительная образовательная деятельность. В данный раздел целесообразно включить наименования внеурочной деятельности, к которым может быть привлечен учащийся в школе. Это могу быть кружки, секции, творческие фестивали, праздничные мероприятия. Если ребенок по состоянию здоровья не может посещать интересующие занятия, рекомендуется, чтобы на них систематически присутствовал один из родителей, а потом повторял успешный опыт в домашних условиях с ребенком.

Напомним, что основанием для перевода учащегося на индивидуальный учебный план является договор об оказании образовательных услуг в форме обучения на дому, скачать образец которого можно по ссылке.

Методические особенности надомного обучения

В соответствии с новой государственной политикой в сфере образования одной из ключевых задач современной школы становится создание условий для успешной социальной и профессиональной самореализации школьников, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью, вынужденных обучаться дома. Нормативно-правовые особенности надомного обучения широко обсуждаются на управленческом уровне, в то время как организационно-методологический аспект данного вопроса остается до конца неурегулированным. Большинство педагогов не готово к обучению школьников в домашних условиях не только в связи с необходимостью выполнения дополнительных должностных обязанностей, которые часто не оплачиваются в должном объеме из-за отсутствия соответствующих регулирующих механизмов в коллективном трудовом договоре, но и ввиду несформированности целевых компетенций, позволяющих найти эффективные способы взаимодействия с детьми, имеющими патологии развития.

Качество и эффективность педагогической деятельности при обучении детей, пребывающих на домашнем обучении, зависят от многих факторов, одним из которых является готовность учителя к данному виду деятельности, что обуславливает необходимость актуализации этой проблемы в рамках модуля повышения квалификации — посредством готовности решения практических задач организационно-методического характера.

Об индивидуальном обучении на дому методобъединению школы следует говорить подробнее на тематических педсоветах, поскольку дети с ОВЗ и инвалидностью преимущественно имеют особые образовательные потребности, к числу которых следует отнести:

  • потребность в индивидуальном образовательном маршруте;
  • потребность в индивидуальной образовательной программе;
  • потребность в использовании специфических средств и методов обучения;
  • потребность в организации образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка;
  • потребность в увеличении сроков освоения образовательного минимума, выход за рамки школьного возраста (основанием для увеличения сроков освоения образовательных программ могут быть рекомендации ПМПК);
  • потребность в дистанционном обучении.

Школьники, переведенные на домашнее обучение в связи со слабым здоровьем, демонстрируют более низкое качество учебной работы, чем их сверстники. Для детей с ОВЗ и инвалидностью характерна слабая концентрация внимания, сложность выделения наиболее значимых тезисов, классификации, проведения анализа, низкая познавательная мотивация, хотя это не является правилом. В связи с этим эффективная образовательная модель с таким ребенком может быть построена только после осознания педагогом его индивидуальных интеллектуальных возможностей, в соответствии с которыми выстраивается ИУП и разрабатывается адаптированная образовательная программа обучения на дому.

Что касается непосредственной практической деятельности, то специалисты рекомендуют:

  1. Представлять учебный материал последовательно, небольшими блоками с обеспечением детализации.
  2. Соблюдать постепенность при переходе от простых заданий к сложным.
  3. По возможности облегчать наиболее сложные учебные проблемы.
  4. Инициировать частую смену видов деятельности, реализовать творческий или исследовательский компонент для предупреждения быстрой утомляемости и рассеивания внимания.
  5. Относится к настроению ребенка внимательно, проявлять дружелюбие, заинтересованность, вовлеченность, избегать конфликтных ситуаций.
  6. Поощрять малые и значительные достижения с целью повышения учебной мотивации.
  7. Корректировать темп и содержание занятий с учетом актуального самочувствия ребенка.

www.menobr.ru

Обучение на дому – 21 час в неделю!

Надежда (администратор)

19:10, 05.04.2017

Учебная нагрузка для детей с инвалидностью, по медицинским показаниям обучающихся на дому, должна составлять не менее 21 часа в неделю, а установление учебной нагрузки в размере 8 учебных часов в неделю является неправомерным. Такое разъяснение получил московский Детский хоспис от Министерства образования и науки.

В ответе Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России говорится, что количество часов недельной учебной нагрузки для обучающихся на дому по медицинским показаниям ранее регламентировалось письмами, которые были отменены Приказом Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. №1035 «О признании недействующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. №28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Согласно разъяснению Департамента, в настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида. В соответствии с СанПин учебная нагрузка должна составлять не менее 21 часа в неделю. Поскольку, как поясняет в своем ответе Департамент, обеспечить эти часы только посещением учителя невозможно, то для получения качественного образования для обучающихся на дому предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ и различные формы обучения (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).

www.osoboedetstvo.ru

Как организовать семейное образование

В связи с вступлением в силу нового закона об образовании  родителей  заинтересовала такая форма получения образования как семейное образование (см  статью Семейное образование, самообразование  в настоящем блоге). Однако ни в законе об образовании, ни в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»  (далее — Порядок), утвержденном приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067) данный вопрос не нашел подробного описания. Это можно объяснить тем, что согласно закону об образовании организация семейного образования определяется нормативным правовым актом субъектов РФ, которые пока не спешат с их принятием. Тем не менее, родители хотели бы воспользоваться данной нормой закона.

Что надо знать родителям о семейном образовании 

Семейное образование – форма получения общего образования

В соответствии с действующим законодательством РФ общее  образование  может  быть   получено      как в  организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и  вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. 

Цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.

Родители     (законные  представители) имеют право выбирать как  форму получения общего образования, так и форму обучения.  При этом  обязательно должно учитываться    мнение ребенка. Обучение может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования  и   форм обучения.

При выборе семейного образования его не следует путать с домашним обучением. Домашнее обучение это не форма получения или форма обучения, это условие организации учебного процесса в образовательной организации. Условия могут быть разные – учебный процесс в аудитории, дистанционно,  на дому для особых детей. Обучение на дому допускается при наличии:

  • медицинской справки  об организации учебного процесса на дому (перенос работы организации в другие условия, но по тем же школьным правилам), которую выдает лечебное учреждение, где наблюдается ребенок;
  • заявления родителей об организации обучения на дому.

Учебный процесс

Объем знаний, который должен быть  получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования,  должен быть не ниже  объема, установленного ФГОС.

Лица,  осваивающие  образовательную  программу  в  форме   семейного образования,  проходят  экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации  в  образовательной  организации  по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.

При прохождении указанной аттестации  экстерны  пользуются  академическими  правами     учащихся по соответствующей образовательной программе.

Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.

Если же учащийся не будет аттестован и в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

Лицам, успешно прошедшим  государственную  итоговую  аттестацию  по образовательным  программам  основного   общего   и       среднего общего образования, выдается аттестат  об  основном  общем  или  среднем   общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на   итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по  образцу,   самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

При  переходе на   семейное  образование   родители (законные представители)  должны информировать    орган   местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.

Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения.

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.

Выбрав учреждение, где  ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним  договор на оказание такой услуги.

В этом случае учреждение информирует учредителя о гражданах, которые будут проходить аттестацию в статусе экстерна и определяет совместно с органами местного самоуправления финансовое обеспечение этой процедуры. Делать это надо до утверждения бюджета на следующий календарный год.

Если  вы приняли решение о переходе на семейное образование, то  можете обратиться к директору школы, в органы управления образованием за разъяснением.

Если в регионе разработан соответствующий нормативный правовой документ, то следует его внимательно изучить и действовать по изложенному в нем алгоритму.

Обратите внимание на финансовое обеспечение обучения. Возможные варианты: регион оплачивает обучение в объеме ФГОС или в объеме ФГОС и регионального, муниципального компонентов; регион не финансирует семейное образование. В последнем случае оно полностью за ваш счет, как, например это  в Москве.

Органы местной власти могут организовать консультационные пункты при образовательной организации или отдельно, но могут и не организовывать. Закон их к этому не обязывает.

Удачи вам и вашим детям!

Примечание

1.При организации семейного образования следует руководствоваться:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»  (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
  • нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
  • локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.

2. Промежуточная аттестация – это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС  по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.

3. Новый закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является  лишь формой аттестации.

4. Согласно части 13 статьи 108 закона  об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Т.к. семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.

В  подготовке использованы материалы сайтов Минобрнауки РФ, Российский общеобразовательный портал: основная и полная и др.

Как организовать семейное образование

eduinspector.ru


Смотрите также