Post Icon



Орнаменты коми


«Коми серъяс – коми орнаменты»

13 Марта 2017


10 марта в Центральной городской детской библиотеке прошла познавательная беседа-практикум «Коми серъяс – коми орнаменты» для ребят 4 «в» класса школы № 36.

Из электронной презентации ребята узнали, что такое орнамент, какую роль орнамент играл в жизни наших предков: это одновременно и украшение, и оберег от нечистых сил. Рукодельницы часто украшали орнаментом пояса. Такой пояс защищал от сглаза, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Они были вязаные из шерсти, тканые из ниток, плетёные, кожаные. Орнаментом также украшали воротник рубашки, рукава, подол платья.


Мальчишки и девчонки с интересом рассматривали орнаменты, наиболее часто встречающиеся на одежде и утвари коми народа - это узоры, изображающие мужчину, женщину, солнце, оленя.

Далее последовала практическая часть занятия, где гостям было предложено самостоятельно украсить коми костюм национальными узорами. В помощь им были выданы трафареты-подсказки. Ребята увлеченно рисовали узоры, кто-то украшал свой костюм растительными орнаментами, кто-то использовал узоры в виде оленьих рогов.


В завершение мероприятия ребята получили домашнее задание: найти отличия между национальными костюмами разных районов Коми республики  (ижемский, удорский,  прилузский и т.д.)

Роговец Т.Е., главный библиотекарь ЦГДБ.

Першина И.М., библиотекарь I категории ЦГДБ


Возврат к списку


Текстильный орнамент коми

Климова, Г. Н. Текстильный орнамент коми / Г. Н. Климова. - 2-е изд., доп. – Кудымкар : Коми-перм. кн. изд-во, 1995. - 131 с. : ил.

Работа посвящена орнаменту текстильных изделий двух народов, родст­венных по языку, происхождению и культуре, одинаково называющих себя словом «коми», но обособленных территориально. Северная группа коми - коми-зыряне, или просто коми - сосредоточена на территории республики Коми, в бассейнах крупных рек и их главных притоков: Печоры, Вычегды, Сысолы, Ижмы, Лузы. Южная группа коми - коми-пермяки. Основная их масса живет в Коми-Пермяцком автономном округе, входящем в состав Пермского края. Еще две группы находятся за пределами округа. Это зюздинские и язьвинские коми-пермяки. Первые живут в основном в Афанасьевском районе Кировской области, вторые - в Красновишерском районе Пермского края.

В книге рассматриваются три самостоятельных вида народного творчества: ткачество, вязание на спицах и вышивка. Декоративно-прикладное искусство народа коми многокрасочно и разнообразно, а наиболее характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов. В орнаменте коми большей частью преобладают геометрические мотивы, уходящие своими корнями в глубокую древность. Среди них косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами, прямые и волнистые линии, косая сетка, шахматный узор. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток. Иногда геометрические элементы сочетаются с растительными мотивами. Орнаментом украшались те части костюма, через которые, по представлению предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение орнамента в древности - охранительное.

Автором также подробно освещаются вопросы типового состава орнамента и генеалогии некоторых типов, определяется место отдельных видов узорной техники и типов орнамента коми среди искусства родственных и соседних народов.

Работа имеет познавательное, теоретическое и прикладное значение и рассчитана на исследователей, художников-прикладников и всех интересующихся народным искусством.

Скачать книгу: http://eknigi.org/hobbi_i_remesla/102052-tekstilnyj-ornament-komi.html

 

Сыктывкар | Орнаменты деревянного Сыктывкара

В исторической части столицы республики еще сохранились деревянные здания начала XX века. К сожалению, в своем большинстве они имеют весьма обшарпанный вид и явно нуждаются в реставрации. Но даже при всем при этом остаются очень красивыми благодаря богатому архитектурному декору – орнаменту. Именно этой теме была посвящена очередная экскурсия из цикла «Пешком по Усть-Сысольску». Гид – Анна Хайрова сразу уточнила, что рассказывать будет конкретно о коми орнаменте.

Экскурсия началась возле дома-музея Ивана Павловича Морозова. Как отметила гид, согласно сайту культура.рф, это здание является единственным в мире российским музеем, который посвящен политическому лидеру и построен в XXI веке. Деревянная бревенчатая постройка на улице Кирова является реконструкцией дома семьи Морозовых в селе Межадор Сысольского района.

По сути, это традиционный коми крестьянский дом, и в нем воплощены представления предков об окружающем мире. По горизонтали мир делился на женское и мужское, на свое и чужое, а по вертикали – на верхний мир небес, где живет бог Ен, средний мир людей и нижний мир, где обитал бог Омöль. Дом коми воплощал все эти миры и их переходные границы.

– Дом представляет собой типичное жилище коми с минимальным количеством украшений. Но если местные жители начинали декорировать свои дома, то подходили к этому с любовью и старались создать свой неповторимый узор. И чтобы подчеркнуть универсальную модель дома-космоса, в первую очередь коми размещали скульптурную резьбу на крыше. Прежде всего это охлупни – изображения животных и птиц. Охлупень, конёк – деталь крыши на традиционных деревянных избах. Охлупень изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (отсюда «конёк). На коми домах обычно вырезались фигурки коней, жеребят (по-коми чибо). По краю крыши дома-музея Морозова размещены фигурки куриц, – рассказала Анна Хайрова.

Есть и другие примеры декора. Гид показала фотографию резьбы-полотенца в виде креста на одном из домов в селе Чупрово Удорского района.

Следующей экскурсионной остановкой стал дом на улице Кирова, 33, здание бывшего военкомата. Оно богато украшено деревянной резьбой и в отреставрированном виде выглядело бы просто потрясающе. Впрочем, даже в нынешнем виде его узорочье впечатляет своим богатством. Дом был построен в 30-е годы прошлого века.

На крыше, на причелинах (резных досках, которые прикрывают торец двускатной тесаной крыши) и на контурах дома нанесен орнамент, символизирующий небеса. Вместе с другим орнаментом в виде круга с солнцем он символизировал верхний мир, где жил бог Ен. Средний мир олицетворяли наличники и иногда крыльцо. А вот нижний мир вообще не украшали, видимо, для того, чтобы силы зла не могли проникнуть в дом.

Гид подчеркнула, что коми узорочье все-таки следует воспринимать не просто как оберег, а как этнокультурное явление, которое гармонично встроилось в городскую культуру.

Когда же коми стали переселяться в города, появилась смешанная культура, включающая в себя много различных элементов. Такими зданиями являются деревянные дома на улице Советской, 45 (дом мещанина Шарапова) и 47.

В городских домах появляются новые формы декорирования – балконы. Гид рассказала, что первые балконы исследователи находят в тех регионах Республики Коми, где местное население и русские жили вместе. Это районы рек Летка, Уса, Вашка, Верхняя Вычегда, Ижма. Балкон поначалу не декорировался, у него не было перил и перекрытий и даже входа, он носил исключительно декоративную функцию. Постепенно балконы начали декорировать, ограждать их перилами и устанавливать колонны. Нередко балконы устанавливали над крыльцом, как это сделано в доме мещанина Шарапова. В эти же времена к коми резьбе добавились русские узоры. Их привнесли северные русские крестьяне.

Дом на Советской, 47 украшен узором «рыбья чешуя». Узор, скорее всего, пришел из-за рубежа в конце XIX – начале XX века. Смотрится он очень красиво, а секрет заключается в том, что дерево стареет медленно и постепенно меняет свой оттенок.

Возле дома по улице Советской, 17 гид показала экскурсантам ромбы на фасаде. Ромб с древности является символом женского лона, а с появлением земледелия становится символом плодородия.

– Изучать происхождение коми орнаментов очень трудно, – призналась гид. – Более-менее подробно эта тема изучена исследователями декоративно-прикладного искусства. Например, Галина Климова в своем труде «Текстильный орнамент коми» выделила некоторые особенности коми орнамента. На Ижме очень распространен мотив орнамента в виде оленьих рогов, а у коми-пермяков популярен цветочный орнамент, в верховьях реки Вашки – огромные ромбы с засечками и узорами. Узоры постоянно перетекают друг в друга, меняются и в том числе меняют свое название. Тот же ромб в верховьях Сысолы называют кругом, а ромб с продленными сторонами – граблями, на реке Кобра ромб просто именуют «коми узор». Таким образом, до нас коми орнамент дошел уже без своего первоначального смысла и сильно трансформированным.

В Сыктывкаре орнамент выполняет прежде всего декоративную функцию, украшая дома, столбы, заборы и даже брусчатку. Коми орнамент как масло по хлебушку «размазан» очень тонко. Его можно увидеть на балконах, на граффити, на фонарях, на флагштоках.

– Сыктывкар стремительно меняется, сносятся деревянные дома, вместо них возводятся многоэтажки. Отражает ли такая застройка наш колорит и нашу культуру? Боюсь, что нет. Но историческая часть Сыктывкара все еще стоит, а следовательно, есть что посмотреть и есть что рассказать на экскурсии «Пешком по Усть-Сысольску». Влюбляйтесь в Сыктывкар, очаровывайтесь им и открывайте заново нашу столицу вместе с нами, – завершила свою экскурсию Анна Хайрова.

Галина ВЛАДИС

Фото Игоря БОБРАКОВА

Орнаменты деревянного Сыктывкара

В исторической части столицы республики еще сохранились деревянные здания начала XX века. К сожалению, в своем большинстве они имеют весьма обшарпанный вид и явно нуждаются в реставрации. Но даже при всем при этом остаются очень красивыми благодаря богатому архитектурному декору – орнаменту. Именно этой теме была посвящена очередная экскурсия из цикла «Пешком по Усть-Сысольску». Гид – Анна Хайрова сразу уточнила, что рассказывать будет конкретно о коми орнаменте.

Экскурсия началась возле дома-музея Ивана Павловича Морозова. Как отметила гид, согласно сайту культура.рф, это здание является единственным в мире российским музеем, который посвящен политическому лидеру и построен в XXI веке. Деревянная бревенчатая постройка на улице Кирова является реконструкцией дома семьи Морозовых в селе Межадор Сысольского района.

По сути, это традиционный коми крестьянский дом, и в нем воплощены представления предков об окружающем мире. По горизонтали мир делился на женское и мужское, на свое и чужое, а по вертикали – на верхний мир небес, где живет бог Ен, средний мир людей и нижний мир, где обитал бог Омöль. Дом коми воплощал все эти миры и их переходные границы.

– Дом представляет собой типичное жилище коми с минимальным количеством украшений. Но если местные жители начинали декорировать свои дома, то подходили к этому с любовью и старались создать свой неповторимый узор. И чтобы подчеркнуть универсальную модель дома-космоса, в первую очередь коми размещали скульптурную резьбу на крыше. Прежде всего это охлупни – изображения животных и птиц. Охлупень, конёк – деталь крыши на традиционных деревянных избах. Охлупень изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (отсюда «конёк). На коми домах обычно вырезались фигурки коней, жеребят (по-коми чибо). По краю крыши дома-музея Морозова размещены фигурки куриц, – рассказала Анна Хайрова.

Есть и другие примеры декора. Гид показала фотографию резьбы-полотенца в виде креста на одном из домов в селе Чупрово Удорского района.

Следующей экскурсионной остановкой стал дом на улице Кирова, 33, здание бывшего военкомата. Оно богато украшено деревянной резьбой и в отреставрированном виде выглядело бы просто потрясающе. Впрочем, даже в нынешнем виде его узорочье впечатляет своим богатством. Дом был построен в 30-е годы прошлого века.

На крыше, на причелинах (резных досках, которые прикрывают торец двускатной тесаной крыши) и на контурах дома нанесен орнамент, символизирующий небеса. Вместе с другим орнаментом в виде круга с солнцем он символизировал верхний мир, где жил бог Ен. Средний мир олицетворяли наличники и иногда крыльцо. А вот нижний мир вообще не украшали, видимо, для того, чтобы силы зла не могли проникнуть в дом.

Гид подчеркнула, что коми узорочье все-таки следует воспринимать не просто как оберег, а как этнокультурное явление, которое гармонично встроилось в городскую культуру.

Когда же коми стали переселяться в города, появилась смешанная культура, включающая в себя много различных элементов. Такими зданиями являются деревянные дома на улице Советской, 45 (дом мещанина Шарапова) и 47.

В городских домах появляются новые формы декорирования – балконы. Гид рассказала, что первые балконы исследователи находят в тех регионах Республики Коми, где местное население и русские жили вместе. Это районы рек Летка, Уса, Вашка, Верхняя Вычегда, Ижма. Балкон поначалу не декорировался, у него не было перил и перекрытий и даже входа, он носил исключительно декоративную функцию. Постепенно балконы начали декорировать, ограждать их перилами и устанавливать колонны. Нередко балконы устанавливали над крыльцом, как это сделано в доме мещанина Шарапова. В эти же времена к коми резьбе добавились русские узоры. Их привнесли северные русские крестьяне.

Дом на Советской, 47 украшен узором «рыбья чешуя». Узор, скорее всего, пришел из-за рубежа в конце XIX – начале XX века. Смотрится он очень красиво, а секрет заключается в том, что дерево стареет медленно и постепенно меняет свой оттенок.

Возле дома по улице Советской, 17 гид показала экскурсантам ромбы на фасаде. Ромб с древности является символом женского лона, а с появлением земледелия становится символом плодородия.

– Изучать происхождение коми орнаментов очень трудно, – призналась гид. – Более-менее подробно эта тема изучена исследователями декоративно-прикладного искусства. Например, Галина Климова в своем труде «Текстильный орнамент коми» выделила некоторые особенности коми орнамента. На Ижме очень распространен мотив орнамента в виде оленьих рогов, а у коми-пермяков популярен цветочный орнамент, в верховьях реки Вашки – огромные ромбы с засечками и узорами. Узоры постоянно перетекают друг в друга, меняются и в том числе меняют свое название. Тот же ромб в верховьях Сысолы называют кругом, а ромб с продленными сторонами – граблями, на реке Кобра ромб просто именуют «коми узор». Таким образом, до нас коми орнамент дошел уже без своего первоначального смысла и сильно трансформированным.

В Сыктывкаре орнамент выполняет прежде всего декоративную функцию, украшая дома, столбы, заборы и даже брусчатку. Коми орнамент как масло по хлебушку «размазан» очень тонко. Его можно увидеть на балконах, на граффити, на фонарях, на флагштоках.

– Сыктывкар стремительно меняется, сносятся деревянные дома, вместо них возводятся многоэтажки. Отражает ли такая застройка наш колорит и нашу культуру? Боюсь, что нет. Но историческая часть Сыктывкара все еще стоит, а следовательно, есть что посмотреть и есть что рассказать на экскурсии «Пешком по Усть-Сысольску». Влюбляйтесь в Сыктывкар, очаровывайтесь им и открывайте заново нашу столицу вместе с нами, – завершила свою экскурсию Анна Хайрова.

Галина ВЛАДИС

Фото Игоря БОБРАКОВА

Магия орнамента. Симметрия и национальный орнамент коми

Варежка, шарф, шапочка... На первый взгляд, - обычная вязаная вещь. Да, разный цвет, разные узоры. А вы задумывались, что у каждого символа в орнаменте - свое значение, свой сакральный смысл?

Мифология коми очень интересна. Коми поклонялись священным деревьям и верили, что после смерти душа человека вселяется в дерево. Почитали они и животных. Наиболее значимые у коми - это культ медведя (Ош ) и миф об утке - прародительнице всего живого на земле.

У древних коми, мир делился на 3 части: верхний мир (там жили боги, летали птицы и светило солнце), средний мир (мир животных и людей) и нижний мир (рыбы и духи, олицетворявшие материальные ценности и подземный мир). Символика орнаментов тесно связана с этими представлениями.

У орнамента коми много разновидностей, у него есть общие черты с орнаментами славян и финно-угорских народов. Не удивительно, ведь у Коми много соседей: Вологодская, Кировская, Архангельская области, Пермский край, Ненецкий, Ямало-ненецкий и Ханты-Мансийский округа. Особую разновидность орнаментов удалось сохранить жителям Усть-Цилемского и Ижемского районов. В результате всего этого в каждом районе сформировалась своя художественная разновидность орнамента, все вместе они создают неповторимый облик узорного вязания народа коми.

Эти символы появлялись на предметах быта или одежды не случайно. Они считались обережными - то есть оберегали хозяина от нечистой силы и от напастей, привлекали удачу и здоровье.

Общих значений цвета у коми нет, в каждом районе были свои предпочтения. Чаще всего, изделия для женщин были более яркие, нарядные, мужские - более спокойные по цветовой гамме, бывают и черно-белые. Но, как правило, красный все же считался обереговым. Часто для контраста у коми использовался черный или темно-коричневый цвет.

ЗИГЗАГИ. Это изображение воды, которая уносит из вашей жизни все негативные моменты. Зигзаг также искажает пространство, не давая нечистой силе влиять на вас.

БЕРЕГИНЯ (у славян Макошь) - это священное женское божество, оберегает женское здоровье, благополучие, семью.

ОЛЕНЬ (оленьи рога). Олень у коми - символ жизни, без него жизнь на севере невозможна. У славян олень исполнен солярной, солнечной символики. Ветвистые рога всегда связывались в сознании людей с солнечными лучами, короной, «древом жизни». В способности сменять старые рога на новые усматривалась особая сила обновления и возрождения.

ДОМ - это стабильность, защита, семейное благополучие.

СОЛНЦЕ (у коми ШОНДi) - светлый оберег, он как солнце защищает жизнь, согревает, защищает от нечистой силы. Этот орнамент используется в основном в районе Сысолы и Вычегды , в других районах Коми - реже .

ОРЕПЕЙ, РЕПЕЙНИК - славянский обережный знак, "цепляющий", притягивающий счастье, удачу и благополучие. Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Подходит и женщинам и мужчинам.

РЫБА - символ богатства, материального благополучия. По представлению коми, рыба - представитель нижнего мира, который отвечает в том числе и за материальные ценности.

Ранее на территории Коми - в ходу были серебряные монеты, а чешуя у рыбы выглядит как раз как эти монетки, возможно именно поэтому в коми языке слово «деньги» и «чешуя» называются одинаково - " СЪОМ"

ПОЛЕ (ВИДЗ ) - у коми и у славян - символ плодородия, продолжения жизни. Засеянное поле – это один из главных древнейших символов. К этому символу относились так же трепетно, как к солнцу и воде. Засеянное поле означало достаток и богатство, процветание и успех. Символ позволяет увеличить жизненные силы человека, сделать его уверенней в себе, усиливает способности к деторождению.


Цель: углубить представление детей о знаках-символах в народном коми орнаменте. Развивающие задачи: * Развивать навык составления узоров из различных элементов. * Способствовать развитию воображения. Воспитательные задачи: *Воспитывать аккуратность. *Вызвать интерес к искусству коми народа.


Орнамент – это украшение изделия (вещи) различными геометрическими, растительными, животными элементами.


Орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение;

Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Пояса были вязаные из шерсти, тканые из ниток, плетёные, кожаные; узкие и широкие.





Другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…)

Третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…)



Растительный

Животный

Предметный


Распредели орнаменты по группам.

Животный

Предметный

Фигуры людей

Ошейник коровы

Бараньи рога

Рога молодого

Рога взрослого

Коровьи рога

Ошейник оленя


Урок – исследование для учащихся 2 класса на тему

«КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ПРИКАМЬЯ. КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОРНАМЕНТ»

Цель: Содействовать развитию познавательного интереса к традиционной культуре народов Прикамья.

Задачи:

Развивающие:

    развивать творческую и познавательную активность

    развивать эмоциональное, эстетическое восприятие, творческие способности.

Воспитательные:

    воспитывать аккуратность и умение доводить начатое дело до конца, усидчивость

Обучающие:

    познакомить учащихся с характерными особенностями орнамента коми-пермяцкого народа.

    сформировать навыки последовательного ведения работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий.

Приемы преподавания: беседа, постановка вопросов, демонстрация.

Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, карта Пермского края, контурная карта Пермского края - на каждую парту, акварельные краски, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: музыка коми-пермяков

Зрительный ряд: электронная презентация «Коми-пермяки и их традиции»

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Учитель: В некотором царстве, некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, в нашем Пермском крае, расселилось более ста народов. И это не сказка, а самая настоящая быль. Скажешь «Здравствуйте!» - а тебе откликнутся: «Бур лун!» или «Исянмесез!». И это замечательно: ведь чем больше друзей, тем интереснее. Да ещё таких – со своим языком и своей мудростью, своими обрядами и обычаями. Поделятся они с вами ими – и вы богаче станете, словно старинный клад нашли. Одни народы рассеяны по всему Пермскому краю, живут всюду, на севере и на юге, другие сосредоточены в каком-то одном поселении. А вот у коми-пермяков – обширные земли, целый округ.

    ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Учитель: Догадались, о ком сегодня пойдёт речь?

Дети отвечают

Учитель: А что Вы знаете об этом народе?

Дети отвечают

Учитель: До 2007 года коми-пермяцкий автономный округ существовал самостоятельно, но после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, появился новый субъект РФ - Пермский край. Между округом и Пермской областью есть граница, но только на карте. Пограничников там нет: садись в автобус и поезжай. Найдите на карте самостоятельно коми-пермяцкий округ и его столицу!

Дети работают с географической картой Пермского края

Учитель: Какое название носит самый крупный город коми-пермяцкого округа.

Дети отвечают

Учитель: Одно из древних преданий гласит, что здесь жил когда-то богатырь по имени Кудым. Он построил укреплённое городище –“Кар”. Так поселение и получило название Кудымкар – городище Кудыма. Коми-пермяки , коренное население Прикамья. До 1920-х гг. ониназывали себя пермяками, пермичами, пермянами, а после образования в 1925 году Коми-пермяцкого автономного округа – коми-пермяками.

Показ слайда.

    УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Учитель: В старинных коми-пермяцких легендах есть два известных богатыря: Пера-богатырь и Кудым-Ош.

Кудым-Ош - «ош» на языке коми – медведь; Кудым-Ош - племенной вождь, сын медведя, наделён качествами героя: он открыл железо, научил свой народ ремёслам. Кудым-Ош – сильный и мужественный, может превращаться в медведя; медведи «ему родня были, служили его народу».

Показ слайда.

Пера-богатырь – защитник своего народа от врагов. Мног ие предания говорят о помощи Перы русскому народу; о борьбе Перы против угнетателей, в том числе и Строгановых. Пера – отважный богатырь, совершающий подвиги во имя спасения народа от любых врагов.

Показ слайда.

Учитель: Как же жиликоми-пермяки в старину. Устраивали они свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. Традиционным жилищем у коми-пермяков является рубленая изба из различных пород хвойных деревьев.

Занятия коми-пермяков земледелием, животноводством, охотой, рыболовством собирали травы, грибы и ягоды.

Хлеб - «нянь» выпекался в русской печи, чаще всего из ржаной или смешанной ржаной и ячменной муки, лишь в зажиточных хозяйствах – из пшеничной. Из муки готовились такие блюда, как оладьи, блины, пресные сочни. Популярны были пироги с разнообразной начинкой: репной, капустной, редечной, грибной. Одним из главных символом коми-пермяцкой кухни считаются пельмени. Происхождение этих названий связывают с коми-пермяцкими словами пель – ухо, нян ь – хлеб – «хлебное ушко».

Показ слайдов.

Учитель: А знаете ли вы, что и все мы часто по коми-пермяцки говорим? Каждое второе название на карте Пермского края нам досталось с древних времён из этого языка. Вода по коми-пермяцки «ва» , и у многих наших рек названия оканчиваются на «ва». Какие реки Пермского края вы знаете с окончанием на «ва»?

Дети называют реки.

Учитель: А теперь я буду называть реки Пермского края, а вы отгадывать, почему они получила такое название!

У нас в крае есть река Шаква, а по коми-пермяцки «тшак»- это гриб!

Показ слайда. Дети отвечают.

Река Юсьва, по коми-пермяцки «юсь» - это лебедь!

Показ слайда. Дети отвечают.

По коми-пермяцки «ур» - это белка! Что это за река?

Показ слайда. Дети отвечают.

По коми-пермяцки «ош» - это ……! Так, что же за река у нас в крае течет с таким названием…?

Дети должны догадаться сами и дать правильный ответ.

Учитель: Вы уже поняли, что в нашем крае большая часть рек получили названия с коми-пермяцкого языка. Итак, какие реки еще у нас есть:

Велва - река, начинающаяся на возвышенности

Вильва - свежая вода

Ивань - божественная река (женские слезы)

Койва - холодная, ледяная (брызгающая) река

Колва - охотничья река

Косьва - мелкая река (вода)

Лысьва - река, текущая через хвойные леса

Мойва - бобровая река

Обва - луговая снежная река

Пожва - мутная вода

Сюзьва - река, текущая, где водятся филины

Усьва - падающая с шумом вода

Чусовая – Чусва - быстрая вода

Учащиеся вместе с учителем ищут на карте названия рек.

Физкультминутка.

Учитель: Сейчас мы с вами немного поиграем и вы выучите несколько коми-пермяцких слов: КИ - это РУКИ, ЧУНЁК - ПАЛЬЧИКИ, КЫРЫМ - ЛАДОШКИ. Я вам буду говорить эти слова на языке коми, а вы должны показывать мне руки, пальчики и ладошки. Я тоже буду показывать эти части тела, но могу периодически вас путать.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще и с коми-пермяцким костюмом. Коми-пермяцкие мастера славятся своим ткачеством и вязанием. Одежда коми-пермяков во многом походила на одежду русского народа, её расшивали повороту, на манжетах, по низу. Особенно любили украшать пояса. А теперь ответьте мне, как же называется чередующийся и повторяющийся узор, который мы видел на костюмах!

Дети отвечают.

Учитель: Орнаменты народов коми можно разделить на несколько групп:

    С ЖИВОТНЫМ МИРОМ. Коми-пермяки называют себя лесным народом, поэтому многие знаки орнамента изображения оленя, зубов хищных животных, головы медведя – связаны с лесом.

Показ слайда

    СВЯЗАНЫЕ С ОРУДИЯМИ ТРУДА. Народ умел не только охотиться, но и пахать землю, выращивать хлеб. Многие знаки земля, засеянное поле, снопы – отражают крестьянский труд.

Показ слайда

Показ слайда

Показ слайда

Учитель: Это сейчас мы воспринимаем орнамент как красивое украшение наряда, а в старину люди верили в то, что это обереги, которые их защитят от злых духов, болезней. Вышивались узоры в первую очередь там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах.Рукодельницы украшали орнаментом пояса, считалось, что пояс оберегает от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу.

Наиболее распространенные элементы национального орнамента коми-пермяков:

    ПЕРНА - имеет древнее происхождение, играет роль оберега, является защитой от нечистой силы и злых духов. Кроме того, ПЕРНА служит символом вечности, высоких стремлений и счастья.

    ШОНДИ - символ солнца, добрый светлый оберег, он как солнце оберегает от негативной энергии и защищает от всего плохого в жизни.

Показ слайда

Учитель: Где же мы можем увидеть коми-пермяцкий орнамент?

Дети отвечают, затем педагог показывает слайды с изображением текстильных изделий, на которые нанесен коми-пермяцкий орнамент.

Дети называют элементы орнамента.

Учитель: Сейчас на дворе зима, очень холодно и у всех нас в мороз очень мерзнут руки. Мы с вами нарисуем коми-пермяцкий орнамент на рукавичках, которые я вас сейчас выдам!

Дети обводят шаблоны рукавичек, а затем рисуют на них элементы коми-пермяцкого орнамента.

4. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

Учитель: Закончите предложенные фразы:

Мне особенно запомнилось ……

Сегодня я узнал(а) ……

Я научился……

Проходит выставка детских работ. Выявление ошибок, выставление оценок.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народный коми орнамент.

Цель: углубить представление учащихся о знаках-символах в народном коми орнаменте. Развивающие задачи: * Развивать навык составления узоров из различных элементов. * Способствовать развитию воображения. Воспитательные задачи: *Воспитывать аккуратность. *Вызвать интерес к искусству коми народа.

Орнамент – это украшение изделия (вещи) различными геометрическими, растительными, животными элементами.

Орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение; Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Пояса были вязаные из шерсти, тканые из ниток, плетёные, кожаные; узкие и широкие.

В орнаментах встречаются простые геометрические элементы (мотивы): точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. В более сложных узорах эти элементы комбинируются.

Очень распространено было узорное вязание. Узор выглядит так, словно элементы орнамента разных цветов вкладываются один в другой. А для чего вывязывали узор? Вещь становилась теплее, и узор выполнял роль оберега.

Орнаменты можно разделить на несколько основных групп: -одни связаны с орудиями труда и другими предметами(зубья, пилы, крест, компас…)

Другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…) -третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…)

Четвёртые являлись изображением фигур людей.

Распредели орнаменты по группам. Растительный Животный Предметный

Распредели орнаменты по группам. Фигуры людей Животный Предметный мужчина женщина Рога молодого оленя компас Рога взрослого оленя Коровьи рога Бараньи рога Ошейник оленя Ошейник коровы звезда

Роспись рукавички элементами коми орнамента (работа учащихся).

Литература: 1. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми.1980. 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва. 1997. 3.Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки Сыктывкар.1994. 4.Климова Г. Текстильный орнамент коми. Интернет-ресурсы: foto.mail.ru › Фото › НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ 1/6 части


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в полосе элементов орнамента коми народа.

Интегрированный урок (изобразительное искусство + краеведение). Данный урок способствует развитию поликультуного воспитания....

Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"

Цель урока: Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юксеевская средняя общеобразовательная школа»

Элементы узоров коми – пермяцкого костюма

(учебно – исследовательская работа по искусству)

Исследовательская работа

выполнена: Андровым

Василием Алексеевичем

учеником 4 класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Дозморова В.С.

Юксеево, 2015

Содержание

Введение _________________________________________________3

Глава 1. Национальный костюм, его составные части ____________5

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов____________________7

Глава 3. Мои исследования __________________________________8

Выводы __________________________________________________9

Заключение _______________________________________________11

Список используемой литературы ____________________________12

Приложения

Приложение №1. Презентация «Коми – пермяцкий орнамент»

Приложение №2. Вопросы «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде»

Приложение №3. Анкета «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

Введение

Во втором классе я участвовал в районном конкурсе «Коми – пермяцкий орнамент» в номинации «Рисунок». Когда готовился к конкурсу, думал, что обозначают эти символы - «крестик», «ромбик» и другие. Своим вопросом обратился к учительнице Валентине Семёновне. Она объяснила, что каждый узор имеет своё название. Ими коми – пермяки украшали свою одежду. К сожалению, у нас в доме не сохранилась национальная коми – пермяцкая одежда. Но коми-пермяцкие костюмы я видел на фестивале фино – угорских народов в Пармайлово. Выступающие с разных деревень были одеты в национальные коми-пермяцкие костюмы. Это очень ярко, красиво и привлекательно. Узоры на костюмах у групп артистов Большой-Кочи, Бачманово, Юксеево, Кудымкара, Сергеевского, артистов драматического театра были самые разные: и цветом, и фигурой, и символом. Мне стало интересно узнать, какие элементы узоров можно увидеть на коми – пермяцкой одежде и, какие названия имеют эти узоры.

Тема исследования : «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма».

Целью нашей работы является:

изучение особенностей узоров коми-пермяцкой национальной одежды на примере коми-пермяцкого сарафана, мужской рубашки и кушака.

Для достижения этой цели в работе мы решаем следующие задачи :

Изучить литературу по теме;

Проанализировать национальный костюм, его составные части;

Изучить элементы узоров коми – пермяцкого костюма;

Создать слайдовую презентацию и организовать в классе выставку « Коми – пермяцкий орнамент».

Объект исследования : национальный коми – пермяцкий костюм.

Предмет исследования : элементы узоров коми – пермяцкой одежды.

Методы исследования :

* теоретический анализ литературы;

* рассказ моей учительницы, моей бабушки;

* наблюдение;

* опрос – интервью;

* анкетирование учащихся.

Актуальность исследования заключается в том, что мы, современные школьники, мало знаем о национальной культуре коми-пермяков, об одежде наших предков, поэтому, считаю нужным, расширить знания учащихся по данной теме. Мы ведь живем в Коми-Пермяцком округе, значит, обязательно должны знать культуру своего народа, в том числе и коми-пермяцкие узоры, их назначение.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы на занятиях, при знакомстве с культурой моего народа, на уроках технологии, искусства, окружающего мира.

Гипотеза : Предполагаю, что данное исследование будет ниточкой связи между изучением прошлого, настоящей современной жизнью и будущим нашей малой Родины; связью между детьми и родителями, бабушками и внуками.

Степень изученности темы:

О коми – пермяцком национальном костюме писали многие. Так об истории коми – пермяцкого национального костюма в книге «Коми – пермяцкий национальный костюм» писали в соавторстве Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. В книге Г.Н.Климовой «Текстильный орнамент коми» освещаются вопросы типового состава орнамента. Все эти обстоятельства свидетельствуют о неподдельном и нарастающем интересе к коми – пермяцкой народной культуре, к коми – пермяцкому национальному костюму, в частности изучению орнамента костюма.

Глава 1. Национальный костюм, его составные части.

Таинственная земля – Парма. Она древняя и прекрасная и относиться к ней надо бережно, с пониманием. Особенным, уникальным является и наш национальный костюм. Национальные костюмы очень красивы и разнообразны. Каждый костюм рассказывает об индивидуальных особенностях его населения, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.

У мужчин и женщин большую роль играли рубахи. Делали их обычно дома, начиная от прядения и кончая вышивкой.

У коми – пермяков распространилась мужская рубаха – косоворотка туникообразного покроя с разрезом на правой стороне и невысоким стоячим воротником. Дополняли мужскую одежду штаны. Их кроили из прямых полотнищ. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом (Приложение №1, слайд №13).

Женская рубаха была длинной, иногда длина доходила до ступней. В 19 веке покрой женских рубах поменялся. Женская рубаха состояла из двух частей разного материала: верх – из красивой пестряди, тонкого холста или фабричных тканей, а низ – из грубого холста (Приложение №1, слайд №14).

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами. В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка – юбка и кофта. В 1920-е г.г. она стала основным видом женского костюма.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона, фартука). При этом применялись два вида передника – только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Священник с. Гайны Н.Попов рассказал в 1848 г. о том, что у мужчин и женщин бытовали два вида костюма – праздничный и будничный. Праздничный костюм выглядел более нарядно (Приложение №1, слайд №13).

Коми – пермяцкий костюм на протяжении многих веков был наиболее стойким, в нем отразились традиции и целесообразно объединенные художественные функции. Он поражает красотой и удобством ношения. Его художественная ценность так велика, что в наше время он необходим для фольклорных коллективов, театрализованных постановок, для познания духа и души народа. Ему, как символу народа, невозможно уйти в прошлое.

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов.

Изучая книгу Галины Николаевной Климовой «Текстильный орнамент коми», я узнал, о названиях орнаментальных мотивов. Показывая свои вещи, женщины обязательно назовут узоры по имени. Приводим некоторые из них.

Узор «Грабли» (см. Приложение №1, презентация «Коми – пермяцкий орнамент»)

- «Крестик» - «Зубья пилы»

- «Перна» («Нательный крестик»)

- «Птица» - «Ягодка»

- «Бараньи рога» - «Сорочья нога»

- «Гребешок»
- «Круг»

По тому, какие понятия передают названия, мы выделили четыре основных групп.

    Названия, соотносящиеся с названиями орудий труда, предметов быта или их частей (грабли, зубья пилы, гребешок).

    Названия, отражающие существенный признак узора (крестик, круг).

    Названия, соотносящиеся с названиями представителей животного мира и их органов (сорочья нога, бараньи рога, птица).

    Названия, соотносящиеся с названиями растений и их частей (ягодка).

Вывод: коми – пермяцкий орнамент заключает в себе названия растений и животных, орудий труда.

Глава 3. Мои исследования.

С целью выявления отношения учащихся к коми – пермяцкой одежде был разработан опрос по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

Были опрошены учащиеся 1 и 4 классов, в количестве 23 человек. Ученики отвечали на 3 вопроса (см. Приложение №2).

Все результаты опроса внесли в таблицу и составили по каждому ответу диаграмму для сравнения.

    Имеется ли у вас в доме национальная коми – пермяцкая одежда?

1 класс

4 класс

Да, имеется

1 чел.

4 %

Нет, не имеется

10 чел.

12 чел.

96 %

    Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

1 класс

4 класс

Да, надевал

1 чел.

3 чел.

17 %

Нет, не надевал

9 чел.

10 чел.

83 %

1 класс

4 класс

Да, знаю

Нет, не знаю

10 чел.

13 чел.

100%

Выводы

На основании полученных результатов опроса сделали следующие выводы:

Из 23 учащихся только у одного в доме хранится национальный женский костюм и надевается во время традиционных праздников;

Надевали национальную одежду учащиеся во время инсценирования сказки на родном языке и в конкурсе чтецов произведений коми – пермяцких поэтов и писателей;

Никто из опрошенных учащихся не знает названия узоров коми – пермяцкого орнамента, но хотели бы узнать.

Далее среди учащихся начальных классов, в количестве 31 человек, провели анкетирование «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах», а среди учащихся средних классов, в количестве 29 человек, и учащихся старших классов, в количестве 13 человек, провели опрос (см. Приложение № 3). Им были предложены следующие вопросы:

    Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Нравятся

97 %

62,1 %

76 %

Не нравятся

3 %

37,9 %

24 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Не знаю

32,3 %

55,2 %

7,7 %

Народы коми – пермяки

25,8 %

20,7 %

76,9 %

Женщина

41,9 %

24,1 %

15,4 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Не знаю

12,9 %

Из – за интереса

9,7 %

10,3 %

Для украшения одежды

77,4 %

89,7 %

100 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

На празднике

58,1 %

79,3 %

53,8 %

В библиотеке

19,4 %

17,2 %

38,5 %

Дома

3,5 %

7,7 %

На уроке

22,5 %

все

На основании полученных результатов анкетирования сделали следующие выводы:

Коми – пермяцкие узоры нравятся своей красотой, привлекательностью;

Многие учащиеся не смогли назвать автора коми – пермяцких узоров;

Большинство видели коми – пермяцкий орнамент на одежде артистов во время праздника, а учащиеся средних классов узнали на уроках искусства.

Заключение

В процессе исследования мы пришли к выводам:

В узорах коми - пермяцкого орнамента присутствуют элементы животного и растительного происхождении и орудий труда.

Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и являются оберегом.

В национальной одежде продолжает жить стремление коми - пермяцкого народа к красоте.

Закончив исследование, мы познакомили одноклассников с итогами нашей работы, оформили выставку работ «Коми – пермяцкий орнамент»

(Приложение №1, слайд №12). Ученики нашего класса узнали много интересного и нового о культуре коми – пермяков, а, значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов коми – пермяков.

Если у кого из вас дома хранится коми – пермяцкая одежда, относитесь к ней бережно, аккуратно. Никогда нельзя забывать искусство наших бабушек и дедушек.

Данная работа мы надеемся, окажет неоценимую помощь для организации работы со школьниками.

Коми – пермяцкие орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдёшь по всей России

Таких узоров и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, –

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из – под иглы, и кисти, и резцы:

Ведь мастера по дереву

В них вкладывали души и сердца.

Список используемой литературы

1.Гуреев М.П. Радуга над Пармой.- Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд., 1994.-51с.

2.Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. – Кудымкар: Коми – Перм. кн. изд., 1994. – 130 с.

3. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми – пермяков. – Кудымкар: Коми – Пермяцкое кн. изд., 2005. – 256 с.

4. Чагин Г.Н., Климов В.В., Караваева Л.В. Коми- пермяцкий национальный костюм. - Коми-Перм. кн. изд.,2006; Пермь: Пермское кн. изд., 2006. – 88 с.

Приложение №2

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

1.Имеется ли у вас в доме коми – пермяцкая одежда?

а) Да, имеется

б) Нет, не имеется

2.Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

а) Да, надевал

б) Нет, не надевал

3.Знаете ли вы, что означают узоры?

а) Да, знаю

б) Нет, не знаю

Приложение №3

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

1.Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Нравятся ______

Не нравятся ________

2.Кто придумал коми – пермяцкие узоры?

Не знаю_____

Народы коми – пермяки_____

Женщина ________

3.Как вы думаете, почему женщина придумывала коми – пермяцкие узоры?

Не знаю _____

Из – за интереса________

Для украшения одежды______

4.Где вы видели коми – пермяцкие узоры?

На празднике ____

В библиотеке _____

Дома _____

На уроке_____

Другое (указать)_____________________

Мастерская Югыд-арт

Особенности

Из Города в Деревню. Мастерская Югыд-арт.

Югыд-арт это семейная творческая мастерская. Мы любим наши северные орнаменты и создаем для вас уютные вещи с частичкой культуры и истории.

Эта группа про наш дом-мастерскую пос.Аджером 55 км от города Сыктывкара!!! :) и наш "мастеровой" гостевой туризм. Мы рискнули и сделали ставку на развитие в деревне. Теперь у нас основная мастерская в деревне и вторая в городе. В деревне мы принимаем гостей, экскурсии, проводим мастер-классы и просто работаем и живем : в гармонии с собой и природой.

Ждем вас у нас в мастерской, где вы можете приобрести изделия с коми орнаментами, изготовленные в нашей мастерской, по адресу: Сыктывкар ул. Орджоникидзе 50. Режим работы:ВТОРНИК, СРЕДА, ПЯТНИЦА - с 12 до 17 часов СУББОТА с 11 до 16 часов
Также с мая по сентябрь вы можете посетить нашу мастерскую/гостевой дом в пос.Аджером ул Сосновая 27 (обязательна предварительная запись по тел 8/212/25-21-27 или через нашу группу в ВК ) по этой ссылке https://vk.com/topic-12054281_39274474

В нашей мастерской уже 12 год мы вяжем изделия с коми орнаментами.

Некоторые изделия мы вяжем традиционные - в традиционной компоновке орнаментов, которые исторически сложились в нашей местности и являются основным видом народного творчества в местах традиционного бытования.

Но мы также делаем свои дизайны - используя традиционные элементы орнамента, на разработку своих дизайнов и своего прочтения/понимания орнамента уходят ночи, недели, месяцы и годы. Порой создать свой дизайн по мотивам традиционных орнаментов, это требует гораздо больше труда - чем просто перерисовать традиционные готовые схемы.

И именно создание новых дизайнов с традиционными орнаментами и есть эволюция орнамента. Именно об эволюции и изменении писала Г.Климова - показывая как орнамент эволюционировал от простейших до сложных форм, когда каждое поколение что-то добавляло и усложняло. Поэтому МЫ ЗА развитие и за создание новых дизайнов и новых интерпритаций - в сочетании с традиционными элементами орнамента.

Реквизиты для оплаты: – по состоянию на 2020 г.

Турова Светлана Владимировна, ИП

ОГРНИП 313110917200034

ИНН 110104181488

Юр.адрес – 168041, Республика Коми, п. Аджером, ул. Сосновая, д. 27

Тел. 89068818267, 89091246993 Е-мейл

Сайт: югыд-арт.рф

банковские реквизиты:

Получатель Индивидуальный предприниматель Турова Светлана Владимировна

р/с № 40802810406000006747

Наименование банка: СТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ Ф-Л ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК" Корреспондентский счёт№ 30101810000000000920 в СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ Банка России БИК 044030920

#ugydart #югыдарт #коми #ilovekomi #финноугорскиймир #северныесвитеры #свитерсоленем #свитеролени #сыктывкарсвитер #комиорнамент #комиузоры

#настоящиесеверныесвитеры #сделановкоми

Элементы Коми орнамента в математике.

Элементы Коми орнамента в математике.

Ф.И.О.: Семяшкина Ирина Васильевна

 Должность: учитель математики

Место работы: МБОУ "Щельяюрская СОШ", п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.

Целевая аудитория: 6 класс

Предмет: математика.

Цель: Способствовать расширению знаний о Республике Коми и её культуре.

Задачи: Расширить кругозор обучающихся; Воспитать любовь к родному краю, уважительное отношение; Через игру, развлекательные спортивные упражнения совершенствовать положительные качества личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества.

Темы: ПДСК, координаты точки в ПДСК, виды движения (осевая и центральная симметрия, параллельный перенос, поворот).

Элементы Коми орнамента.

Орнамент всегда играл важную роль для коренного населения Республики Коми. Им украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду. Самыми распространенными техниками были: ткачество, вязание, роспись по дереву, набойки, тиснения по бересте и коже, резьба по дереву или кости.

Орнамент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Орнамент Коми чаще всего сделан из простых геометрических форм: точки, квадраты, прямоугольники, ромбы, крестики, диагональные линии, треугольники. Также распространен орнамент в поперечную и продольную полоску, из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов (характерен для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики).

Растительные мотивы в орнаменте Коми встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах и одеялах. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков и покрывал нередко украшают кружевами с цветочным орнаментом.

Популярны и другие узоры в орнаменте. Например, оленьи рога. Олень в старину считался символом жизни. Также солнце, символ тепла и защиты от нечистой силы, или рыба, олицетворявшая богатство и благополучие. 

Предлагаю несколько заданий по математике, в которых можно применять элементы Коми орнамента.

Рассмотрите элемент Коми орнамента «Женщина».

Проведите ось симметрии для данной фигуры. Отметьте на фигуре две симметричные точки относительно выделенной оси.

Рассмотрите элемент Коми орнамента «Мужчина».

Постройте чертеж данного элемента в ПДСК, расположив его в правой части относительно оси ординат. Отметьте пять различных точек на фигуре и подпишите их координаты.

Рассмотрите элемент Коми орнамента «Чум».

Постройте чертеж данного элемента в ПДСК, расположив его во второй четверти. Постройте симметричную фигуру относительно начала координат.

Рассмотрите элемент Коми орнамента «Дети».

Постройте чертеж данного элемента в ПДСК, расположив его в третьей четверти. Постройте симметричную фигуру относительно оси абсцисс.

Рассмотрите элемент Коми орнамента «Оленевод»

Начертите данный элемент. Постройте образ данной фигуры при параллельном переносе влево по горизонтали на 4 см.

Рассмотрите элемент Коми орнамента «Оленьи рога»

Начертите данный элемент. Постройте образ данной фигуры при параллельном переносе по вертикали вниз на 4 см.

Расширить перечень заданий можно с помощью замены элементов Коми орнамента.

Используемые ресурсы:

https://russia.travel/objects/309548/

https://ugyd-art.ru/ssl/u/c0/b21afefeb6d1296c097168e4616028/+/dWd5ZC1hcnQucnU=!10-05.jpg

https://russia.travel/upload/uf/c35/c35c3f78414152c05118be2a8441b9d3.jpg

https://documents.infourok.ru/a3755d75-2c04-41f2-8ffa-03a3dd4b30af/4/image001.jpg

КОМИ - ХОМЛАНДО

Настройки файлов cookie

Здесь вы можете определить свои предпочтения в отношении использования нами файлов cookie.

Требуется для работы страницы

Эти файлы cookie необходимы для работы нашего веб-сайта, поэтому вы не можете их отключить.

Функциональный

Эти файлы позволяют использовать другие функции сайта (кроме необходимых для его работы).Включив их, вы получите доступ ко всем функциям веб-сайта.

Аналитический

Эти файлы позволяют нам анализировать наш интернет-магазин, что может способствовать его лучшему функционированию и адаптации к потребностям Пользователей.

Поставщики аналитического программного обеспечения

Эти файлы используются поставщиком программного обеспечения, под которым работает наш магазин.Они не объединяются с другими данными, введенными вами в магазине. Целью сбора этих файлов является выполнение анализа, который будет способствовать разработке программного обеспечения. Вы можете прочитать больше об этом в политике использования файлов cookie Shoper.

Маркетинг

Благодаря этим файлам мы можем проводить маркетинговые мероприятия.

.

Комплект молодежной мебели А Коми Меблар Ясень Коми / Розовый

Комплект молодежной мебели А КОМИ Вы не представляете, как украсить детскую комнату, ведь ее размеры маленький? Вы не знаете, как расположить в нем две кровати, шкаф и книжную полку для игрушек сохраняя при этом пространство для игры? Детский мебельный гарнитур "Коми" - это решение ваших проблем. Набор состоит всего из четырех элементов, но для чего! Двухъярусная кровать позволит вам получить дополнительное пространство, а платяной шкаф, книжный шкаф и комод для оптимального использования имеющегося пространства.Делает также, что ваши дети могут легко организовать большое количество вещей, которые они находят в их комнате. Комплект «Коми» — это мебель, которую можно подобрать не только к имеющейся в наличии. размер и возраст их детей, но и их пол. Основной цвет — ясень коми, Цвет аксессуара можно выбрать из выразительных вариантов расцветки. С другой стороны, комфорт и безопасность использования гарантируют высокое качество. материалов и компонентов, а также надежное качество изготовления с особым вниманием к мельчайшая деталь. Молодежный комплект мебели Коми А состоит из следующих элементы: Шкаф КМ2, с двойными дверями и тремя ящиками, внутри рейлинг Стеллаж КМ4 с дверцами, ящиками и открытыми полками Комод КМ7 с дверцами и ящиками Кровать двухъярусная КМ14, с выдвижными ящиками и полкой (каркасы плит в установлен) Кровать поставляется в комплекте с простыми полками для тарелок.Кровать без матрасы Реечные каркасы и матрацы доступны в качестве опции дополнительный. Настройка набора не обязательна. Отдельные элементы могут быть настроить как угодно. Комбинация: Цвета: пепельный коми/розовый; Особенности продукта: Подходящие размеры матраса: 90 х 200; Совместимые размеры стойки: 90 x 200; Материал фасада: Мебельный щит; Материал корпуса: мебельный щит; Передняя кромка: АБС/ПВХ; Окантовка корпуса: АБС/ПВХ; Лицевая поверхность: матовая; Поверхность корпуса: матовая; Освещение: Нет; Ручки: Металл, пластик; Мягкое закрытие: нет; Сенсорное открытие: Нет; Ножки: Пластик; Регулировка высоты ножек: Нет; Зеркало: Нет; Размер кровати: Односпальная; Спальная зона: 90 х 200; Контейнер для белья: Да, выдвижной ящик; Матрас: Нет, как дополнительная опция; Каркас матраса: Нет, как дополнительная опция; Количество контейнеров для постельных принадлежностей: 2;

.

Санкционная политика — наши внутренние правила

Эта политика является частью наших Условий использования. Используя любой из наших Сервисов, вы соглашаетесь с этой политикой и нашими Условиями использования.

Как глобальная компания, базирующаяся в США и осуществляющая операции в других странах, Etsy должна соблюдать экономические санкции и торговые ограничения, включая, помимо прочего, те, которые введены Управлением по контролю за иностранными активами («OFAC») Департамента США. казначейства. Это означает, что Etsy или любое другое лицо, использующее наши Сервисы, не может участвовать в транзакциях, в которых участвуют определенные люди, места или предметы, происходящие из определенных мест, как это определено такими агентствами, как OFAC, в дополнение к торговым ограничениям, налагаемым соответствующими законами и правилами.

Эта политика распространяется на всех, кто пользуется нашими Услугами, независимо от их местонахождения. Ознакомление с этими ограничениями зависит от вас.

Например, эти ограничения обычно запрещают, но не ограничиваются транзакциями, включающими:

  1. Определенные географические области, такие как Крым, Куба, Иран, Северная Корея, Сирия, Россия, Беларусь, Донецкая Народная Республика («ДНР») и Луганская Народная Республика («ЛНР») области Украины, или любое физическое или юридическое лицо, работающее или проживающее в этих местах;
  2. Физические или юридические лица, указанные в санкционных списках, таких как Список особо обозначенных граждан («SDN») OFAC или Список иностранных лиц, уклоняющихся от санкций («FSE»);
  3. Граждане Кубы, независимо от местонахождения, если не установлено гражданство или постоянное место жительства за пределами Кубы; и
  4. Предметы, происходящие из регионов, включая Кубу, Северную Корею, Иран или Крым, за исключением информационных материалов, таких как публикации, фильмы, плакаты, грампластинки, фотографии, кассеты, компакт-диски и некоторые произведения искусства.
  5. Любые товары, услуги или технологии из ДНР и ЛНР, за исключением подходящих информационных материалов и сельскохозяйственных товаров, таких как продукты питания для людей, семена продовольственных культур или удобрения.
  6. Ввоз в США следующих продуктов российского происхождения: рыба, морепродукты, непромышленные алмазы и любой другой продукт, который может время от времени определяться США. Министр торговли.
  7. Экспорт из США или гражданином США лица, предметов роскоши и других предметов, которые могут быть определены U.S. Министр торговли, любому лицу, находящемуся в России или Беларуси. Перечень и описание «предметов роскоши» можно найти в Приложении No. 5 к части 746 Федерального реестра.
  8. Товары, происходящие из-за пределов США. которые подчиняются США Закон о тарифах или связанные с ним законы, запрещающие использование принудительного труда.

Чтобы защитить наше сообщество и рынок, Etsy принимает меры для обеспечения соблюдения программ санкций. Например, Etsy запрещает участникам использовать свои учетные записи в определенных географических точках.Если у нас есть основания полагать, что вы используете свою учетную запись из санкционированного места, например из любого из перечисленных выше мест, или иным образом нарушаете какие-либо экономические санкции или торговые ограничения, мы можем приостановить или прекратить использование вами наших Услуг. Участникам, как правило, не разрешается размещать, покупать или продавать товары, происходящие из санкционированных районов. Сюда входят предметы, которые были выпущены до введения санкций, поскольку у нас нет возможности проверить, когда они были действительно удалены из места с ограниченным доступом. Etsy оставляет за собой право запросить у продавцов дополнительную информацию, раскрыть страну происхождения товара в списке или предпринять другие шаги для выполнения обязательств по соблюдению.Мы можем отключить списки или отменить транзакции, которые представляют риск нарушения этой политики.

В дополнение к соблюдению OFAC и применимых местных законов, члены Etsy должны знать, что в других странах могут быть свои собственные торговые ограничения и что некоторые товары могут быть запрещены к экспорту или импорту в соответствии с международными законами. Вам следует ознакомиться с законами любой юрисдикции, когда в сделке участвуют международные стороны.

Наконец, члены Etsy должны знать, что сторонние платежные системы, такие как PayPal, могут независимо контролировать транзакции на предмет соблюдения санкций и могут блокировать транзакции в рамках своих собственных программ соответствия.Etsy не имеет полномочий или контроля над независимым принятием решений этими поставщиками.

Экономические санкции и торговые ограничения, применимые к использованию вами Услуг, могут быть изменены, поэтому участникам следует регулярно проверять ресурсы по санкциям. Для получения юридической консультации обратитесь к квалифицированному специалисту.

Ресурсы: Министерство финансов США; Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США; Государственный департамент США; Европейская комиссия

Последнее обновление: 18 марта 2022 г.

.

Komi Clip Архивная клипса 50 штук Теста магазин и оптовая продажа канцтоваров и школьных принадлежностей

Настройки файлов cookie

Здесь вы можете определить свои предпочтения в отношении использования нами файлов cookie.


Требуется для работы страницы

Эти файлы cookie необходимы для работы нашего веб-сайта, поэтому вы не можете их отключить.

Функциональный

Эти файлы позволяют использовать другие функции сайта (кроме необходимых для его работы). Включив их, вы получите доступ ко всем функциям веб-сайта.

Аналитический

Эти файлы позволяют нам анализировать наш интернет-магазин, что может способствовать его лучшему функционированию и адаптации к потребностям Пользователей.

Поставщики аналитического программного обеспечения

Эти файлы используются поставщиком программного обеспечения, под которым работает наш магазин.Они не объединяются с другими данными, введенными вами в магазине. Целью сбора этих файлов является выполнение анализа, который будет способствовать разработке программного обеспечения. Вы можете прочитать больше об этом в политике использования файлов cookie Shoper.

Маркетинг

Эти файлы позволяют нам проводить маркетинговую деятельность.

.

Идеи для новогодних композиций - электронные сады

Новогодние украшения в скандинавском стиле

Рождество обычно ассоциируется у нас с зелеными и красными цветами, с сиянием золота и серебра. Как насчет Рождества этого года с другой, скандинавской точки зрения? Попробуем ввести в квартиры побольше материалов и цветов, взятых у природы, – поищем украшения из дерева, плетенки из ротанга, безделушки в оттенках белого и нейтрального бежевого.Украшенный таким образом дом хоть и будет отличаться от обычного, но не потеряет своего рождественского волшебства.

Мы, признаться, привыкли к скатерти на праздничном столе, но в скандинавской аранжировке можем обойтись и без нее – при условии, что наш стол сделан из дерева. Если это дерево натурального цвета, посуда может быть белой, а если стол выбеленный, то тарелки и блюда могут быть серыми, коричневыми или даже черными. Из-за небольшого количества украшений, столь характерного для этого стиля, пойдем еще дальше — пусть каждая обстановка будет состоять из трех тарелок, одна из которых будет белая, другая — серая, а третья — черная.Все это размещается на подвое, вырезанном из ствола дерева.


Рис. Fyrklovern

На стулья кладем плоские меховые подушки, а если собираемся рассадить гостей на скамьях - на них кладем меховые пледы или экокожу. Скандинавский характер композиции прекрасно подчеркнут бумажные звезды (в виде украшений или светильников), развешанные в окнах или над праздничным столом. Не стоит забывать и о правильном освещении для праздников – скандинавский стиль подразумевает яркие интерьеры, в которых с наступлением темноты зажигается множество ламп.На эти несколько дней мы обеспечим дополнительное освещение с помощью светодиодных ламп, световых цепей не только на елке (где также будут использованы цепочки из ватных шариков) и фонарей. А если аранжировка с преобладанием белого и серого окажется слишком мрачной, добавим один сильный цвет — например, красный — в виде салфеток на стол, пледов и фенечек на елку.

.

Часы на виниловой пластинке ретро винил коми

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОТКАЗ ПОТРЕБИТЕЛЯ ОТ ДОГОВОРА , ЗАКЛЮЧЕННОГО НА РАССТОЯНИИ

Как потребитель вы имеете право отказаться от договора купли-продажи в в течение 14 дней без объяснения причин. Крайний срок выхода из срок действия договора истекает через 14 дней с даты, когда вы вступили во владение товаром или в котором третье лицо, отличное от перевозчика и указанное вами, вступило в владение вещами.Чтобы воспользоваться своим правом на отзыв, вы должны сообщите мне о своем решении отказаться от контракта в пути недвусмысленное заявление (например, письмо, отправленное обычной почтой или Эл. адрес). Выписку можно отправить, например:

· в письменной форме по следующему адресу: Жара тропиков Михал Гржибек, Zielona 74, 74-400 Dębno (Польша),

· в электронном виде через сайт Artillo, напишите мне.

Образец бланка заявления на вывод заключенных находится в приложении 2 к Закону о правах потребителей и доступна дополнительно находится во вкладке " Права потребителя " доступна на моей странице Artillo.пл. Вы можете использовать шаблон формы отказаться от договора, но это не обязательно. Чтобы уложиться в срок для вывода из контракта, все, что вам нужно сделать, это отправить информацию о производительности, на которую вы имеете право право отказаться от договора до истечения срока отказа от договора.

В случае отказа от настоящего договора я возвращаю вам все платежи, полученные от вас, включая расходы на доставку (например, за исключением дополнительных расходов, связанных с выбранным вами методом доставка, отличная от самого дешевого обычного способа доставки, предлагаемого нами), немедленно и в любом случае не позднее 14 дней с даты о котором мы были проинформированы о вашем решении воспользоваться правом на отзыв из договора.Мы вернем платеж теми же способами платежи, которые вы использовали в исходной транзакции, если только вы явно согласились на другое решение; в любом случае вы не понесете любые сборы, связанные с этим возмещением. Я могу удержать возмещение до получения товара или до тех пор, пока мне не будет предоставлено доказательство его возврата, w в зависимости от того, что произойдет первым.

Если вы получили товар, отправьте его обратно или передайте ко мне по следующему адресу: Zielona 74, 74-400 Dębno (Польша) , немедленно и, по крайней мере, не позднее чем через 14 дней со дня, когда вы сообщили нам о выходе из это соглашение.Срок соблюден, если вы отправите товар обратно до истечения срока его действия. срок 14 дней. Вам придется нести прямые расходы по возврату товара. Вы несете ответственность только за любое снижение стоимости продукта в результате вашего использования. его иначе, чем это было необходимо для установления характера, характеристик и функционирование продукта.

Исключения из закона отказаться от договора

Право отказа от дистанционного договора нет причитающиеся потребителю по договорам:

(1) на оказание услуг, если Продавец выполнил их в полном объеме услуга с явного согласия потребителя, который был проинформирован заранее начала оказания услуги, которые после оказания услуги Продавцом будут утеряны право отказа от договора; (2) когда цена или вознаграждение зависят от колебаний на финансовом рынке, который Продавец не контролирует и который может подать заявление до истечения срока отказа от договора; (3) в котором предметом услуги является не сборное изделие, изготовленное по спецификациям потребителя или для удовлетворения его персонализированных потребности; (4) в котором субъект услуга является скоропортящимся или краткосрочным продуктом пригодность к использованию; (5) в котором предметом услуги является товар, доставленный в запечатанной упаковке, которые не могут быть возвращены после вскрытия упаковки по соображениям охраны здоровья или из соображений гигиены, если упаковка была открыта после Доставка; (6) в которых предметом услуги являются продукты, которые после доставленные, в силу своего характера, неразрывно связаны с другие вещи; (7) в котором предметом услуги являются звуковые или визуальные записи или программы компьютер доставляется в запечатанной упаковке, если упаковка была оставлена открыть после родов; (8) о доставка газет, периодических изданий или журналов, за исключением договора на подписка; (9) заключил в пути открытый аукцион; (10) для доставки цифрового контента, который не сохраняется на материальном носителе, если исполнение началось четко согласие потребителя до и после истечения срока отказа от договора информирование его Продавцом об утрате права отказа от договора.

14 дней на возврат,
- Возвращаемые товары должны быть в том же состоянии, в котором они были доставлены.
- Без следов использования.
- Защищено и упаковано перед отправкой.
-Вещи на заказ (с индивидуальными параметрами, именные, с индивидуальной надписью возврату не подлежат)
- К возвращаемым товарам должна быть приложена заполненная форма возврата

.

КОМИССИЯ ДЛЯ МЕСТНЫХ ТВОРЧЕСТВ И ХУДОЖНИКОВ В ЦЕНТРЕ ИНОВРОЦЛАВИЯ

Город Иновроцлав и Куявский центр культуры вместе с I Туристическая и культурная информация решили встретиться не только с художниками из города и региона, но и с жителями, которые творят в уединении собственной квартиры - открытие КОМИС, где вы сможете выставлять свои работы и, прежде всего, продавать их.

Трудные времена не благоприятствуют никому, особенно тем, кто до сих пор делал свои продукты для других.Художники, талантливые люди из Иновроцлава или просто энтузиасты столкнулись с проблемой, как справиться с этим трудным временем. Город Иновроцлав и Куявский Центр Культуры вместе с Туристической и Культурной Информации решили помочь этим людям и сделать небольшой подарок к Рождеству - комиссионный магазин, где вы можете оставить свои продукты для продажи.

Ювелирные изделия ручной работы, украшения или картины – все это и многое другое можно оставить в пункте туристической и культурной информации, расположенном по адресу ул. Królowej Jadwigi 3 в Иновроцлаве.Суть в том, чтобы заботиться о продуктах и ​​правильно выставлять их на продажу. Для этого и специально для этого случая подготовлены витрины, витрины и витрины.

В связи с тем, что в Туристической и культурной информации можно купить сувениры и гаджеты, связанные с городом, товары, относящиеся к Иновроцлаву, будут приветствоваться. Их стоит показать не только другим жителям, но прежде всего туристам. В связи с тем, что количество мест для выкладки ограничено - составители оставляют за собой право делать выборку в отношении поступающих товаров.

Мы хотим поддержать местных художников и энтузиастов, которые часто творят чудеса в уединении своих домов. Мы решили позаботиться о продвижении их продукции и помочь им продать собственные работы, взяв на себя роль посредника. Мы не будем вводить никаких наценок или взимать плату за демонстрацию продуктов; Таким образом, цены в нашей «художественной комиссии» будут такими, какие каждый создатель ожидает за свою пушку, - говорит Томаш Малишевски - директор Куявского культурного центра в Иновроцлаве.

С сегодняшнего дня вы можете пожертвовать свои сокровища Туристическому и культурному информационному центру в Иновроцлаве по адресу улица Круловей Ядвиги 3 в Иновроцлаве. Дополнительную информацию по этому вопросу можно получить по телефону 506 530 203.

.

Смотрите также