Post Icon



Освобождение от занятий физической культурой


Обязан ли посещать уроки физической культуры ученик, освобожденный от занятий?

Современные школьники, проводящие большую часть своей жизни за компьютером, не отличаются богатырским здоровьем. Они практически не бывают на улице, а о спорте даже не помышляют. Следствием этого становятся рецидивирующие простудные заболевания, а затем — освобождение от физкультуры в школе. Обязан ли в таком случае ученик посещать уроки?

История вопроса

Приказом министра образования и науки Российской Федерации с 2011/2012 учебного года в школах России в качестве обязательного часа к учебной нагрузке школьника ввели третий урок физкультуры. Анализ состояния учебного предмета «физическое воспитание» в ОУ помог понять чиновникам Минобра, что двух уроков физкультуры в неделю для обеспечения обучающимся высокого уровня физической активности недостаточно.

В результате в базисный учебный план образовательных организаций, занимающихся реализацией программы основного общего образования, внесли изменения, и в объем недельной нагрузки учащихся ОУ всех типов и видов было введено третье занятие физической культурой.

Такое увеличение учебной нагрузки продиктовано многими обстоятельствами:

  • необходимостью усиления роли физической культуры в воспитании современных школьников;
  • задачей укрепления их здоровья и общего физического самочувствия;
  • увеличением объема двигательной активности учащихся;
  • необходимостью развития физических качеств и совершенствования физподготовки;
  • в целях формирования навыков ЗОЖ (здорового образа жизни).

Учителям физкультуры также необходимо ориентироваться на состояние здоровья обучающихся и разделение их на три группы. Каждого школьника по состоянию его здоровья определяют в основную, подготовительную или специальную группу.

Для тех, кто отнесен к подготовительной группе, рекомендуется использовать физические упражнения с целью укрепления здоровья. В этом случае занятия спортом помогут противостоять неблагоприятным условиям внешней среды.

Те же, кто имеет ограничения для занятий физкультурой в связи с противопоказаниями, могут с помощью уроков в школе повышать свою физическую подготовленность, укреплять здоровье и даже корректировать физическое развитие.

Что такое «освобождение от физкультуры»?

Согласно ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту), во всех школах есть учебный предмет «физическая культура». Каждый обучающийся школьник должен освоить эту дисциплину и получить оценку в аттестат об окончании основной или общей школы. После перенесенного заболевания ученик получает справку из медицинского учреждения, которая и дает основание на две недели или на месяц освободить его от физических нагрузок. Однако такая справка не освобождает от освоения данного учебного предмета. Следовательно, ученик должен присутствовать во время урока, но выполнять задания, не включающие физическую нагрузку.

Нужно учитывать и то, что Федеральный Закон «Об образовании» (часть 7 статьи 28) предусматривает ответственность школы и конкретного преподавателя за жизнь и здоровье учащегося весь учебный день. Если по расписанию идет урок физкультуры, а школьник предоставлен сам себе, то нельзя гарантировать его безопасность. И за любой несчастный случай, который произойдет в эти 45 минут с ребенком, данный предметник будет несет ответственность, включая уголовную.

В случае, если урок физкультуры стоит в расписании первым или последним, родители могут попросить у директора разрешения в письменной форме не посещать их ребенку урок две недели или месяц (как значится в справке). Однако при этом в заявлении они указывают, что ответственность за его жизнь и здоровье берут на себя. Важно не забывать, что присутствие на уроке помогает учащемуся, хотя бы теоретически, осваивать выполнение новых элементов гимнастики или техники выполнения прыжков и т. д.

Чем должен заниматься на уроке освобожденный ученик?

В прежние времена дети, относящиеся к специальной группе здоровья, могли годами быть освобожденными от физической культуры. Поэтому в их аттестате об образовании предмет «физическая культура» просто не значился. Предполагалось, что данный ребенок такой предмет не осваивал по состоянию здоровья. По современному стандарту, эта школьная дисциплина должна значиться в каждом аттестате: и за 9, и за 11 класс. Поэтому дети, относящиеся к специальной группе, должны заниматься ЛФК (лечебной физкультурой) или в группе здоровья с щадящим режимом. Следовательно, оценки они получать будут, как правило, хорошие.

Могло быть и так, что ученики, много и часто болеющие, из-за постоянного освобождения от уроков физической культуры не имели оценки за одну или даже две-три четверти. Им ставили отметку — «н/а», что означало «не аттестован». Сейчас это недопустимо, поэтому освобожденный после болезни ученик не просто должен присутствовать на уроке, а получать оценки. Он может подготовить устное или письменное сообщение о любом виде спорта (если занимаются баскетболом, то об истории его возникновения). Он может рассказать учителю о правилах поведения на уроке, о технике безопасности при выполнении упражнений на гимнастических снарядах и т. д.

В связи со сдачей государственной выпускной аттестации в тестовой форме было разработано большое количество тестов по физкультуре, онлайн-тренажеров и тому подобных ресурсов. Они тоже могут стать подспорьем в выставлении итоговой оценки за четверть или даже год ученику, часто освобождаемому от занятий по физической культуре. Полное либо окончательное освобождение от физкультуры допустимо только для лиц с ограниченной дееспособностью, но такие дети и подростки не могут учиться на общих основаниях в традиционных учебных заведениях. Они должны учиться в специализированных учреждениях образования.

Как дети симулируют болезнь, чтобы не пойти в школу:

Похожее

uchitelskaia.ru

Освобождение от уроков физкультуры

В каждом учебном заведении в обязательном порядке уроки физической культуры. Но у многих учеников этот предмет вызывает массу отрицательных эмоций. Одни в принципе не любят прыгать, бегать и бросать мяч. Другие от плохого самочувствия и слабого здоровья стараются избегать этого урока. Освобождение от уроков физкультуры получить не просто, особенно когда оно требуется на длительное время. Но это возможно.

Самый простой способ получить освобождение на один урок: взять письменное разрешение в медицинском кабинете учебного заведения. Если, разумеется, такой кабинет существует в образовательной организации. Получить справку на освобождение сроком от одной недели до двух можно в медицинском учреждении, если есть признаки простуды или повышенной температуры, а также легкие травмы, вывихи. Такую справку дают в обязательном порядке.

Освобождение от двух недель до месяца даются ученикам, если ребенок перенес травму (растяжение мышц) или простудные заболевания, такие как грипп, ангина, либо кишечные инфекции. Справку получают в медицинском учреждении после сдачи анализов и медицинского досмотра.

Получить справку на освобождение от уроков на срок от месяца до трех можно только после перенесенных болезней пневмонии, серьёзного инфекционного заболевания или серьезной физической травмы (перелом). Также необходимо медицинское заключение врача и анализы.

Самое длительное освобождение от трех месяцев до года. Его можно получить только после полного обследования в медицинском учреждении. Заключение о слабом здоровье и хронических заболеваниях утверждает медицинская комиссия, которая после ознакомления с медицинской документацией примет решение на освобождение от занятий и т.д. Это такие заболевания:

  • нервной и сердечно-сосудистой систем (влияет на мышечную массу ребенка);
  • дыхательных путей (астма, пневмония и хронический бронхит и т.д.);
  • мочевыводящих путей, хронические заболевания почек;
  • связанные с нагноениями и дополнительными процессами (отит, менингит, гайморит);
  • связанные с желудком и желудочно-кишечным трактом (язвы, гастрит и т. д.).

Такое заключение предоставляется в учебное учреждение для подтверждения освобождения от занятий физической культурой и физической нагрузки.

Форма справки, необходимая для освобождения от физкультуры:

  • сроком до 14 дней (а в отдельных случаях до 30 дней) – 095/у;
  • сроком до 45 дней – амбулаторная или стационарная 027/у.

Еще необходимо учесть, что справка формы 027/у действительна лишь при наличии справки формы 095/у.

Получить освобождение от занятий физкультурой сроком больше одного года возможно только при наличии  заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК).

По истечении года комиссия собирается для повторного вынесения заключения. Если у ребенка подтвердятся хронические заболевания, то справку могут продлить.

Все дети, которые имеют справки, освобождающие их от занятий физкультуры, не освобождены от обязательного посещения и присутствия на уроке физкультуры.

Похожее

uchitelskaia.ru

Освобождение от уроков физкультуры и оценивание учащихся, освобожденных от занятий

Доклад:

«Освобождение от урков физической культуры и оценивание учащихся, освобожденных от занятий»

Российское правительство в настоящее время заботится о физическом воспитании населения, в том числе школьников. С помощью различных законов государство старается обеспечить доступ к занятиям физической культурой и спортом даже для людей с ограниченными возможностями. Школьным урокам физкультуры уделяется большое, а иногда даже повышенное внимание.

Поэтому на сегодняшний день освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ – справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Педиатр. Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели – 1 месяц. Такое освобождение дается ребенку в обычной справке после болезни. После обычного ОРЗ – дается стандартное освобождение от физкультуры на 2 недели, после более серьезного заболевания, например после ангины или пневмонии – на 1 месяц.

Любое освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. КЭК. После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Чтобы его оформить, нужна выписка из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой и (или) запись в амбулаторной карте врача специалиста по заболеванию ребенка с соответствующими рекомендациями. Заключение КЭК (контрольно-экспертной комиссии) заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой, главный врач и круглой печатью поликлиники, вся информация о справке вносится в журнал КЭК.

Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них, кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно.

Физкультурные группы

Длительное освобождение от физкультуры в настоящее время редкость и требует достаточных оснований. А число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут справляться со стандартной нагрузкой на уроках физкультуры с каждым годом растет. Чтобы подобрать физическую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья школьника, существуют физкультурные группы.

Основная.

Основная группа – для здоровых детей. Все школьники попадают в нее, если в медицинской карте ребенка нет записей, рекомендующих занятия физкультурой в другой группе.

Подготовительная.

Подготовительная группа – для детей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья. Занятия в этой группе может порекомендовать врач-специалист по заболеванию ребенка. От него требуется сделать четкую запись с рекомендациями в отношении школьных занятий физкультурой в амбулаторной карте ребенка. Заключения КЭК для занятий в подготовительной группе не требуется, на справке достаточно одной врачебной подписи и печати поликлиники. Зато необходима четкая и конкретная запись с рекомендациями в школьной справке. Эту справку обычно выдает участковый педиатр на основании рекомендаций врача-специалиста.

Обязательно указывается диагноз, срок на который рекомендуются занятия в подготовительной группе (на весь учебный год, на полугодие, на четверть), и конкретные рекомендации, что именно нужно ограничить ребенку при занятиях физкультурой (не разрешаются занятия физкультурой на улице или в бассейне, ребенок не допускается к соревнованиям или сдаче каких-то определенных нормативов, не разрешаются кувырки через голову или прыжки и т.д.)

Подготовительная группа для ребенка означает, что он будет посещать занятия физкультурой вместе со всеми, соблюдая те ограничения, которые указаны в его справке. Лучше, если ребенок сам будет знать, какие именно упражнения на уроке физкультуры ему делать нельзя. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически окажется в основной группе.

Специальная.

Специальная группа – это физкультурная группа для детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Справка определяющая специальную физкультурную группу для ребенка оформляется через КЭК. Показаниями к занятиям ребенка в спецгруппе могут быть заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем организма. 

Если Вы решили оформить ребенку справку для занятий в специальной группе по физкультуре, начать нужно с посещения врача специалиста по заболеванию ребенка. В амбулаторной карте обязательно должна быть его запись с четкими рекомендациями. Далее справка оформляется также, как освобождение от физкультуры, с указанием срока ее действия (максимально на один учебный год), тремя подписями членов КЭК и круглой печатью поликлиники.

В школах занятия в спецгруппе проводятся отдельно от общих занятий физкультурой. Т.е. Ваш ребенок больше не будет посещать физкультуру вместе с классом. Зато будет заниматься физкультурой в спецгруппе в другое время (не всегда удобное).

В спецгруппе обычно собираются дети с отклонениями в состоянии здоровья из разных классов. Если в школе таких детей много, отдельно проводят занятия для младших, средних и старших школьников, если детей мало – сразу для всех. Нагрузку и упражнения для ребенка всегда подбирают с учетом его заболевания. В соревнованиях такие дети не участвуют, нормативы не сдают. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически переводится в основную группу. Родителям нужно следить за ее своевременным обновлением.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении уроков физической культуры

Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:

- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», с изменениями;

- Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

- Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от 15.06.1987 г. №105/33-24 «О направлении методических рекомендаций «Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10. 2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Российской Академии образования от 16 июля 2002 г. №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и Науки от 28.12.2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;

- Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов; авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич -М.: Дрофа,2009.;

-Программой для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 1-11 классы; авторы: А.П.Матвеев, Т.В. Петров, Л.В.Каверкина-М.:Дрофа,2007.

2. Группы здоровья.

2.1. В целях дифференцированного  подхода  к  организации уроков физической культуры все обучающиеся ГБОУ СОШ № 381 в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Отнесение ребенка к соответствующей группе здоровья происходит на основании Листа здоровья в журнале, заполненного медицинским персоналом школы

2.2. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. 

2.3. К основной медицинской группе – относятся обучающиеся, имеющие  удовлетворительное  состояние  здоровья.

К подготовительной медицинской группе - относятся обучающиеся с недостаточным физическим  развитием  и  низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных). 

К специальной медицинской группе (СМГ) – относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения  о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы.

3. Требования к внешнему виду и посещению уроков

3.1. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с  погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда. 

3.2. Спортивная форма учащихся включает в себя: спортивный костюм, футболку, носки, спортивную обувь (кеды или кроссовки).

 3.3. При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан  подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом, который передаётся классному руководителю или учителю физкультуры.

3.4. Все обучающиеся освобождённые от физических нагрузок находятся в помещении спортивного зала, или на стадионе под присмотром учителя физической культуры.

3.5. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных  занятий,  с освобожденными от практических занятий учащимися на предстоящий урок (возможно, так же теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в судействе или организации урока).

4. Порядок оценивания результатов физического воспитания

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре. 

4.1. Оценивание учащихся, посещающих уроки физической культуры

4.1.1.Текущее оценивание:

Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе.

Оценивание учащихся 1 класса – словесное.

При выставлении оценки учитывается старание учащегося, его физическая подготовка, способности.

4.1.2. Итоговое оценивание

Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение четверти (полугодия).

Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки – не менее 5 .4.2. Оценивание учащихся 2-9 классов, освобожденных от занятий физкультурой на длительный срок (на учебный период) или освобожденных после болезни и неимеющих количество текущих оценок, достаточное для выставления итоговой оценки.

4.2.1. Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится либо на уроке (в спортивном зале, на стадионе), либо, в крайнем случае, по заявлению родителей, в читальном зале библиотеки. Если урок первый или последний, то по заявлению родителей, учащийся может находиться дома.4..2.2. Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке.

Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания.

4.2.3. Порядок выполнения и сдачи задания.

После предоставления справки об освобождении от занятий физкультурой или обоснованного заявления от родителей (подтвержденного в дальнейшем справкой от врача), учитель выдает ученику теоретический материал по изучаемой теме (в качестве теоретического материала могут быть использованы работы учащихся прошлых лет) и варианты вопросов по этому материалу.

Тексты, выдаваемые ученикам, соответствуют программе, результатам обучения и возрасту учащихся.

На предпоследней неделе триместра ученики отвечают письменно на 2 вопроса из выданных в начале четверти и получают 2 оценки (оценка за каждый вопрос).

4.3. Оценивание учащихся 10-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой на учебный год .

      1. Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится либо на уроке, либо в читальном зале библиотеки (если урок первый или последний, то учащийся находится дома по заявлению родителей).

      2. Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке. Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания.

      3. Порядок выполнения и сдачи задания.

Учащиеся сдают по 1 реферату за полугодие.

В начале курса во время консультаций учитель предлагает учащемуся тему реферата, знакомит с правилами оформления рефератов, составляет с учеником план реферата.

Реферат должен быть сдан на ознакомление членами комиссии за месяц до окончания курса.

Защита реферата происходит в присутствии комиссии, состоящей из двух преподавателей физической культуры и завуча школы, за две недели до окончания курса.

      1. При оценивании реферата учитывается

- правильность оформления

- соответствие содержания поставленным перед учеником в начале курса задачам (соответствие плану, составленному совместно с учителем)

- устный ответ (краткий обзор написанного реферата, ответы на вопросы по реферату)

4.4. Оценивание учащихся 10-1 классов, освобожденных от занятий физкультурой после болезни и имеющих недостаточное для выставления итоговой оценки количество оценок

4.4.1. Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится либо на уроке, либо в читальном зале библиотеки (если урок первый или последний, то учащийся находится дома).

4.4.2. Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке.

4.4.3. Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания.

      1. Порядок выполнения и сдачи задания:

После предоставления справки об освобождении от занятий на уроках физкультуры или обоснованного заявления от родителей (в дальнейшем подтвержденного справкой от врача), учитель выдает ученику теоретический материал по изучаемой теме (в качестве теоретического материала могут быть использованы работы учащихся прошлых лет) и варианты вопросов по этому материалу.

Тексты, выдаваемые ученикам, соответствуют программе, результатам обучения и возрасту учащихся. На предпоследней неделе полугодия ученики отвечают письменно на два вопроса из выданного в начале учебного периода теоретического материала и получают 2 оценки.

4. Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры.

4.1. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий.

  1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.  

  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе.  Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

  3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом   стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые  замечены учителем.

  4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия.  Успешно сдаёт или  подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста. 

  5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел   доступными   ему   навыками   самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий.

  1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.  

  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе.  Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

  3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом   мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые  замечены учителем. 

  4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или  подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.  

  5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел   доступными   ему   навыками   самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры   - 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий.

  1. Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.  

  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе.  Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

  3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен,   мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть  незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые  могут быть замечены учителем физической культуры. 

  4. Продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.  

  5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя,   навыками   самостоятельных   занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры -  2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

  1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с  погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.  

  2. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры. 

  3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом  не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые  должны быть замечены учителем физической культуры. 

  4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств.  

  5. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел   доступными   ему   навыками   самостоятельных   занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Критерии оценки при аттестации на уроках физической культуры учащихся СМГ.

При выставлении триместровой, полугодовой, годовой и итоговой отметки  по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение  всех рекомендаций учителя физической культуры.

Учащиеся,  отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе,  аттестовываются  по результатам выполнения требований учебных программ по СМГ.

Обучающихся в СМГ необходимо оценивать их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

При выставлении текущей отметки обучающимся необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижая достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой.

Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических занятий, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

 Следовательно, итоговая оценка может отличаться,  от  средней арифметической оценки. 

Памятка педагогу

Примерные показания для определения медицинской группы

при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

(по В.И.Дубровскому).

Заболевание, его форма и стадия

Медицинская группа

Занятия ЛФК

Основная

Подготовительная

Специальная

Поражение миокарда

а) выздоравливающие после перенесенного ревматического миокарда

б) миокардиодистрофия

При хорошем состоянии здоровья дают через 2 года после приступа

При хорошем состоянии через год после болезни

Не ранее чем через год при отсутствии клинических признаков болезни

Не ранее чем через 6 мес., при отсутствии клинических признаков болезни

Не ранее чем через 8-10 месяцев по окончании приступа

С начала посещения школы

Назначаются в остром периоде и в первые месяцы после окончания острого приступа.В больнице и в домашних условиях

Врожденные пороки сердца без цианоза

__

__

При отсутствии динамических расстройств

В ранние сроки

Послеоперационный период

__

__

При успешных занятиях ЛФК в течение года

До и после операции

Хроническая пневмония

При ремиссии более 1года

Через 1-2 месяца после лечения

Через 1-2 месяца после обострения

В течение 1-2 месяцев после заболевания

Бронхиальная астма

Через 2 года после последнего приступа

Не ранее чем через 1 год после приступа после приступа

Если приступы не чаще 1-2 раз в год

При частых приступах

Операции на легких

__

Через 1 год после операции при нормальном течении послеоперационного периода

Через 4-6 месяцев после операции при нормальном течении послеоперационного периода

В раннем послеоперационном периоде

Туберкулез легких

При отсутствии дыхательной недостаточности, интоксикации

При благоприятном течении заболевания

При благоприятном течении, при дыхательной недостаточности 1 степени

Решается индивидуально

Хронический гастрит, колит

__

При общем хорошем состоянии

При отсутствии обострений в течение 6 месяцев

При не резко выраженной интоксикации и признаках истощен.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

__

__

Не ранее чем через 1 год после окончания лечения

Вне обострения, при отсутствии кровотечения, болей

Гемофилия, болезнь Вельгофа

__

__

__

Может быть назначена при очень легкой форме

Хронический пиелонефрит

__

__

Вне периода обострения и при отсутствии изменений в сердце

При резких нарушениях с первых дней

Эндокринные заболевания (диабет, ожирение)

__

Назначается при легких и незначительных нарушениях

При умеренно выраженных нарушениях, недостаточной массе тела

При резких нарушениях с первых дней

Отставание в развитии

__

Когда показатели роста и массы тела ниже возрастных стандартов

При показателях роста и массы тела ниже возрастных стандартов

В ранние сроки

Грыжа паховая, бедренная, аппендицит

Не ранее чем через полгода после лечения

В течение полгода после возобновления занятий

В течение полугода после операции

В раннем послеоперационном периоде

Переломы костей

Не ранее чем через полгода

Через полгода после операции

В течение полу года после операции

С первых дней после операции

Сколиозы и нарушения осанки

При нарушениях осанки

__

__

При сколиозе

Врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата

При отсутствии нарушения двигательных функций

При не резко выраженных нарушениях двигательной функции, не ранее чем через 1 год занятий в спецгруппе

Решается индивидуально

При существенных нарушениях двигательных функций

Параличи, парезы, ДЦП, полиомиелит

__

__

Решается индивидуально в связи с клиникой и характером изменений мышечной системы

Рекомендуется с первых дней

Хронические болезни органов дыхания

При отсутствии существенных нарушений носового дыхания

При умеренном нарушении носового дыхания

При частых обострениях хронических заболеваний органов дыхания

В стационаре

Хронический отит с перфорацией барабанной перепонки

Противопоказано плавание,прыжки в воду

При отсутствии нарушений функции слуха

При гнойных процессах

После операции

Близорукость

Менее + 3 или - 3 без коррекции зрения

Мене + 3 или - 3 с коррекцией зрения

+ 7 и более

__

Педагогу следует направлять ребенка к медработнику при:

  • появлении признаков нарушений со стороны нервно-психической сферы, желудочно-кишечного тракта;

  • симптомах острых инфекционных заболеваний;

  • появлении признаков утомления или снижения остроты зрения;

  • при недоедании ребенка вследствие плохих социально-бытовых условий семьи;

  • при наличии признаков физического насилия (кровоподтеки, ссадины);

  • в случаях алкогольного и/или наркотического опьянения.

Признаки нарушений со стороны нервно-психической сферы:

  • частые жалобы ребенка на головные боли;

  • появление частых колебаний настроения, сниженного настроения, повышенной плаксивости, обидчивости;

  • раздражительность, вспыльчивость, агрессивность;

  • появление навязчивых движений (ребенок теребит одежду, волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, часто мигает);

  • сниженная работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость, рассеянность внимания.

Внешние признаки утомления при умственном труде

Объекты наблюдения

Незначительное утомление

Значительное утомление

Резкое утомление

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые словесные указания отсутствуют

Поза

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поворота головы в разные стороны облокачивание, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула

Движение

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес

Живой интерес, задавание вопросов

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Признаки нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта:

  • жалобы на боли в животе;

  • снижение аппетита;

  • частые просьбы ребенка посетить туалет.

Признаки утомления или снижения остроты зрения:

  • жалобы на усталость и резь в глазах, двоение в глазах, отсутствие резкости зрения;

  • покраснение склер, конъюнктивы век;

  • слезотечение;

  • ребенок щурит глаза, близко держит книгу, низко наклоняется при письме.

Отдельные признаки и симптомы употребления наркотиков

Внешние признаки

Очевидные признаки

Изменения в поведении

Бледность или покраснение кожи

Следы от уколов, порезы, синяки

Беспричинное возбуждение, вялость

Расширенные или суженные зрачки

Свернутые в трубочку бумажки

Нарастающее безразличие ко всему

Покрасневшие или мутные глаза

Закопченные ложечки

Ухудшение памяти и внимания

Несвязная, замедленная или ускоренная речь

Ампулы, капсулы, пузырьки, жестяные банки

Трудности в сосредоточении на чем-то конкретном

Плохая координация движений (пошатывание или спотыкание)

Пачки лекарств снотворного или успокоительного действия

Болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения

Неопрятность внешнего вида

Папиросы и пачки из-под сигарет

Прогулы в школе по непонятным причинам

multiurok.ru

Освобождение от занятий физкультурой

Занятия физкультурой очень полезны для всех учащихся. Здоровый ребенок намного лучше усваивает учебный материал.

Физические нагрузки позволяют держать молодой организм в тонусе, помогают ему гармонично развиваться. Все учебные заведения уделяют этому уроку повышенное внимание. Но бывают случаи, когда ребенка обязательно нужно освободить от физкультуры. Причиной для этого являются различные нарушения здоровья и болезни.

Кому нужно освобождение от физкультуры?

Если школьник или студент перенес какое-то заболевание, которое требует определенного времени на реабилитацию, то врач выдает ему соответствующую справку. Они бывают разными, в зависимости от периода восстановления.

  • Если для реабилитации нужно не более полутора-двух недель, выдается справка по форме 095/У. Этот документ является самым распространенным, его выдают в большинстве случаев.
  • При более серьезных заболеваниях, которые требуют длительного восстановительного периода, выдается справка 027/У. Она может освободить от занятий физкультурой на срок до 3-х месяцев.
  • Серьезные заболевания или хирургическое вмешательство позволяют освободить от физических нагрузок на срок до одного года. Это самый серьезный случай, поэтому для такого разрешения нужно заключение клинико-экспертной комиссии. Исключение составляет только операция по удалению аппендицита. Решение комиссии в таком случае не требуется. Во всех иных случаях (тяжелая форма гипертонии, анемия, нарушения в работе вегетососудистой системы, плоскостопие и др. требуют такого заключения.

Необходимо добавить, что в некоторых случаях происходит не полное освобождение от занятий физкультурой, а частичное. Студенту или школьнику назначается комплекс восстановительных занятий или же индивидуальный курс физической реабилитации.

Где выдают освобождение от физкультуры?

Чтобы получить справку, освобождающую от посещения уроков физкультуры, необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства. Это также может быть медицинское заведение, где проводилось лечение. Главное – чтобы это учреждение имело право на выдачу подобных справок.

Если требуется освобождение от уроков физкультуры на небольшой срок, обращаться в первую очередь нужно к терапевту (взрослым) или педиатру (для детей). Если нужна справка на длительный срок, следует обратиться к заведующему медицинским учреждением, который принимает решение о созыве клинико-экспертной комиссии. После того, как все формальности улажены – справка освобождающая от физкультуры у вас на руках.

Но, как известно, дьявол в мелочах. Эти мелочи, а именно ожидание в очередях, поиск нужного врача, ожидание решения клинико-экспертной комиссии, никак не способствуют укреплению здоровья. Такое тяжело для взрослого человека, что уже говорить о еще несформировавшемся детском организме, ослабленном продолжительной болезнью. Так недолго и до появления нового заболевания.

Если здоровье ребенка серьезно подорвано, то заседание КЭК придется созывать ежегодно для продления срока действия справки.

Как видим, формально получить справку довольно просто, но в реальной жизни это может оказаться тяжелым и опасным трудом. К законодательству тут никаких претензий быть не может, все прописано правильно и логично. Беда в том, что законы ориентированы на идеальное состояние государственной медицины, чего у нас, к сожалению, не наблюдается.

Но выход есть и из этого затруднительного положения. Где не может справиться государственная медицина – поможет частная. Благо, различных частных медицинских центров в любом городе множество. Обратиться можно в любой из них, главное – предварительно узнать, имеют ли они право на выдачу справок, освобождающих от занятий физкультурой, ведь эта справка – документ строгой отчетности и выдавать ее не всем разрешено. Естественно, в частной клинике вас оплатить все оказанные услуги. Но тут трудно что-либо добавить. Желающий комфорта должен за это платить. Заходите на сайт наших партнеров, если эта тема вас заинтересовала : http://osvobojdenie-fizkulturi.com/

medicline.org


Смотрите также