Post Icon



Почему малыш плачет


Если малыш плачет без причины — Алевтина Луговская

Ваш ребенок часто плачет, а вы не видите для этого никаких причин. Поверьте, такого не бывает. Причина для слез всегда есть. О том, почему малыш может плакать, как выяснить причину, как предотвратить слезливость, вы и узнаете из замечательной книги практикующего детского психиатра Алевтины Луговской. Воспользовавшись ее советами и рекомендациями, вы не только измените характер малыша, но и узнаете, как стать ему и мамой, и настоящим другом.

Глава 1. Почему малыш плачет?

Давайте для начала, дорогие родители, разберемся, что же такое детский плач и чем он может быть вызван. Выяснить это важно, потому что только зная корни слез, можно устранить и то и другое. И еще хочу сказать, что неверно думают родители, которые, не поняв, почему дитя бесконечно льет слезы, считают тем самым плач беспричинным. Поверьте, такого не бывает.

Плач – сигнал, рефлекторно возникающий у грудных детей из-за чувства голода, жажды, желания спать и позывов к естественным оправлениям. В последующем плач сигнализирует о любом неприятном, непереносимом чувстве, доходящем до степени аффекта: остром беспокойстве и страхе, печали и тоске, раздражении и возбуждении.

Разнообразные функции плача – каприз (истерика), протест, просьба, требование, жалоба (обида), плач-сигнал, плач-разрядка – составляют сложную психологическую структуру, то есть своеобразный язык.

Для постороннего слуха детский плач – неприятный раздражитель. Мама всегда умеет уловить в нем нотки, указывающие, чего хочет ее малыш. Если взрослые пытаются использовать любые средства, чтобы прекратить детский плач, они рискуют не просто увеличить дистанцию между собой и ним, но и воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.

Однако есть дети, которые плачут явно больше других. Они проливают слезы по каждому поводу: сочувствуя любимым персонажам сказки или увидев мертвую бабочку, слыша крики и громкие голоса, испытав физическую боль или вступая с кем-то в конфликт.

Плач является сильным психическим переживанием, своего рода эмоциональной встряской, возникающей на фоне предшествующего напряжения, возбуждения или заторможенности.

Он может быть следствием разрядки напряжения, подобно переполненной грозовой туче, из которой проливается дождь. Облегчение, испытываемое после плача, в какой-то мере способствует улучшению настроения, представляя таким образом средство регуляции эмоционального тонуса.

Иногда плач говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Часто он возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую проблему. У эмоционально безучастных родителей плач малыша в этом случае достигает градации крика отчаяния, как бы призывая их быть более отзывчивыми к нему. Он таким образом жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать свои желания.

Многие родители жалуются на неспокойное поведение детей: капризы, раздражительность, слезы из-за каждого пустяка, переходящие в истерики, когда ребенок падает на пол, начинает биться ногами или руками. Надо постараться выяснить причину такого поведения и попытаться ее устранить.

Особенно часто у матери вызывает тревогу ничем не объяснимый крик грудного младенца. В таких случаях, если вы убедились, что видимой причины для беспокойства нет, и врач, осмотрев его, сделал заключение, что он здоров, не следует по каждому его крику подбегать к нему, брать на руки и ублажать, невовремя кормить, только чтобы успокоить. Иначе грудничок привыкнет к тому, что криком он может добиться всего, чего хочет. Неправильные приемы успокоят его только на короткое время.

Начнем с того, что плачем в первые годы своей жизни малыш выражает естественные потребности, то есть хочет есть, пить, справить нужду или ему неуютно в мокрой одежде. Ребенок еще не умеет говорить и выражает все свои желания через плач, привлекая этим самым внимание родителей.

Позже, когда малыш научится произносить свои первые слова и, казалось бы, уже должен ими выражать свои желания, он все равно плачет и капризничает, если чего-то хочет. Это происходит рефлекторно, потому что в подсознании заложена информация о таком способе исполнения желаний.

Нервная раздражительность часто возникает у него в том случае, если он неотступно требует невозможного. Порой предмет этот ему совсем не нужен, просто криком и слезами он привык добиваться своего.

Возможна и ситуация, что уже в раннем возрасте ребенок приучен быть спокойным и веселым лишь в присутствии взрослых. Он чувствует себя комфортно лишь тогда, когда рядом кто-то находится, на него обращают внимание. А это нежелательно, так как чревато неприятными последствиями.

Если малыш не находит себе занятия и испытывает потребность в непосредственном контакте с родителями, он может выразить свое желание, чтобы привлечь внимание взрослых, слезами, хныканьем, жалобами на различные несчастья и таким образом достичь своей цели. Если он совсем маленький, его возьмут на руки и попытаются успокоить, то есть проявят какое-то внимание.

Общение очень много значит для малыша. Правильно поступают те родители, которые уделяют этому достаточное внимание. Но не стоит и потакать и исполнять все прихоти: давать все, что ни попросит, постоянно брать на руки и неотступно находиться рядом, отбросив все дела и заботы.

Примерно на шестой неделе жизни, часто при наступлении вечера, малыш начинает плакать, корчиться, проявлять признаки болезни. В то же время он чистый, выпил достаточно воды, ему не жарко… Это состояние называется «вечерним беспокойством». Не пугайтесь. Такое часто бывает, но проходит, так как соответствует фазе беспокойного пробуждения, которая исчезает к третьему месяцу жизни. У него нет другого способа разрядить напряжение, накопленное за день, и он разряжается таким вот способом. Считайте, что это – трудности приспособления новорожденного к ритмам дня и ночи.

Когда у малыша начинают резаться зубки, он становится очень раздражительным и плаксивым. Зубки – очень болезненный процесс: десны набухают, чешутся и болят, сильно бежит слюна, у него поднимается температура.

Плач может являться и следствием эмоционального расстройства, когда малыш боится или не в состоянии выразить вслух свои чувства и желания. Такое возможно при контакте с чужими, незнакомыми ему людьми. Часто на улице или в транспорте мы слышим такие выражения: «Прекрати верещать, а то отдам тебя дяде!» или « Будешь тетю ножками пинать, она заберет тебя с собой!»

Обычно такие угрозы дают отрицательный результат. Но есть дети с очень чувствительной и ранимой психикой, на них подобные предупреждения производят очень сильное впечатление, вызывают страх. А слова «Давайте, давайте, я ее к себе заберу!» могут вызвать панический ужас от перспективы провести всю жизнь в обществе чужих людей. Ведь малыш принимает все сказанное за чистую монету.

Такие угрозы развивают у детей стойкое неприятие посторонних людей, и в дальнейшем ведь свободно и непринужденно они чувствуют себя лишь в знакомой обстановке, в кругу близких и родственников.

Если малышу холодно или жарко, а он не знает, как об этом сказать, он, естественно, начинает плакать. Так же он выражает свои эмоции, когда оправится в штанишки. Конечно, кому понравится ходить в мокрой одежде! И малыш громким криком призывает исправить досадные недоразумения.

Раздражительность, слезы и капризы иногда являются следствием перегрузки впечатлениями, когда вы ведете его по магазинам, в гости, гуляете в парке, идете в зоопарк или катаетесь на каруселях, где много народа и шума. Малыши по-разному реагируют на шумы и большое скопление людей: кто-то быстро привыкает, а кто-то очень боится и даже может в результате заболеть.

Малыш не хочет ложиться спать, поэтому начинает капризничать и плакать. Всей вашей нежности может оказаться недостаточно при нежелании ребенка ложиться спать, его плач наполняет все уголки дома. Для разрешения этой ситуации потребуется много терпения. К такому плачу следует относиться, как к процессу постепенного перевоспитания, вроде отвыкания от вредной привычки.

Детям, как и взрослым, тоже снятся сны. Но так как ребенок не может пока найти объяснения многим предметам и явлениям, они, естественно, его пугают. Как известно, нам чаще всего снятся сны, связанные с предыдущими событиями. И если ему приснилось что-то незнакомое, непонятное, это вызывает его страх и – как следствие – слезы. Другими словами, малышу приснился кошмар.

Он может расплакаться не только из-за страшного сна. В мире существует очень много такого, чего ребенок еще не знает и не может объяснить, отсюда и сильный испуг, и малыш начинает плакать вплоть до истерики и болезненных спазмов.

Когда ребенок заболевает и не может объяснить, что у него болит, он начинает плакать от боли, капризничать, отказывается есть, беспокойно спит.

В первые годы жизни он находится под постоянным наблюдением участкового врача. Очень важно, чтобы он не боялся его посещения. Обычно дети связывают белый халат с болью, уколами, неприятным ощущением, когда его слушают или смотрят горлышко, и начинают плакать, вплоть до истерики, упираются, дерутся, не дают врачу сделать осмотр, отталкивают его руки.

Плач – естественная реакция, если малыш упал или ударился. Конечно, ему же больно. Дети вообще очень серьезно воспринимают свои неудачи. Даже если он несильно ударился, все равно сделает из этого целую трагедию, ведь ему важно, чтобы на него обратили внимание, посочувствовали и пожалели.

Иногда дети не хотят надевать то, что им предлагают родители, – и опять капризы, слезы и прочие действия вплоть до раскидывания одежды.

Не все ребятишки быстро привыкают к садику. Иногда для их адаптации к новой обстановке и привыканию к другим детишкам необходимо приложить очень много усилий и терпения. Ведь ребенок считал естественным, что с ним всегда должна быть мама. Попадая в незнакомую обстановку и теряя из вида родителей, малыш пугается и начинает искать их, выражая свое недовольство плачем.

Он может плакать, если его обидели другие дети. Например, его толкнули, не поделили игрушку, отобрали книжку с интересными картинками…

Плачем он выражает недовольство, когда у него что-нибудь не получается. Например, ребенок попытался самостоятельно, но безуспешно надеть носочки. Носочек переворачивается, ножка никак не хочет в него попадать. Малыш начинает нервничать и плакать, как бы привлекая внимание взрослых, чтобы ему помогли.

В первые годы детишки сильно потеют, оправляются на пеленки или в ползунки. Все это отрицательно сказывается на состоянии их кожи. Поэтому очень важно регулярно купать их. Но не все любят водные процедуры и выражают свое недовольство криками и плачем, устраивают «концерты», привлекая внимание не только родных и близких, но даже и соседей, которые с недоумением прислушиваются к громким крикам за стенкой и мучительно гадают, что же такого делают с ребенком, раз он так надрывно плачет.

Слезы могут быть результатом наказания. Они вообще очень влияют на психическое развитие ребенка. Он может замкнуться, озлобиться, так как видит связи между своим поведением и наказанием, оценивая его только как насилие со стороны взрослых.

Особенно обидным кажется малышу наказание без причины, когда он совсем не виноват. Например, на прогулке кто-то толкнул его в грязь, естественно, он испачкался, испугался и расплакался. Придя домой, он ищет сочувствия у мамы, а она начинает на него кричать, потому что ей опять придется стирать. Она ведь не разобралась в ситуации, не расспросила его о том, как это произошло. В результате дитя, зареванное и обиженное, стоит в углу, отбывая наказание.

Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо воспринимает замечания, советы, приказы, значит, воспитывать при плаче бесполезно. Недопустимо наказывать его, плачущего, так как он легко может забыть, за что был наказан, да и само состояние плача по своей сути является наказанием для него.

Существует расхожее мнение, что детские слезы легко осушить. Действительно, продолжительность эмоционального состояния у малышей до пяти лет относительно невелика, но сила эмоций не уступает, а порой даже превосходит аналогичное состояние у взрослых.

Горе ребенка по поводу пропажи любимого котенка не менее велико, чем горе взрослого, потерявшего близкого человека. И отмахнуться от него в такой ситуации просто нельзя, даже если он забудет об этом через две недели. А страх быть брошенным в раздевалке детского садика? Взрослым кажется, что 15 минут ничего не изменят, и они ошибаются.

Переживания и эмоции требуют больших силовых затрат, поэтому не перенасыщайте день малыша комплексом событий, пусть даже и приятных. Это может вызвать неожиданную рвоту, капризы, слезливость и расстройство сна.

Глава 2. Что делать родителям?

Нельзя вообще не обращать внимания на плач сынишки или дочки. Этим можно нанести непоправимый урон доверию к взрослым. Когда плач носит явный характер истерики, самое лучшее – не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения. В остальных случаях с плачем следует разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.

Прежде всего малыш плачет, выражая естественные потребности. Это очень легко выяснить, предложив ему поесть или попить. Он плачем сообщает, что у него мокрая пеленка или одежда. Проверьте и смените их. Ребенок постарше, возможно, так просится на горшок. Действовать в такой ситуации проще простого: посадите его на горшок и побудьте с ним, отвлеките разговором или покажите игрушку.

Он может расплакаться, если ему жарко или, наоборот, холодно. Это вы определите по состоянию его кожи: кожа будет мокрой, потной, если ему жарко, и прохладной, пупырышками (гусиная кожа) – если малыш замерз. Выяснив причину, постарайтесь ее устранить. Вообще, детишкам очень нежелательно перегреваться, это для них страшнее холода. Не делайте из него неженку, не закутывайте его, превращая в капусту, это быстрее приведет к заболеваниям.

Плаксивость и капризы чаще всего являются следствием болезни. Он может раскричаться потому, что у него болит животик, отсутствует стул больше положенного времени. Для устранения дискомфорта используйте легкий массаж живота. Массаж выполняется по часовой стрелке, поглаживающими движениями. Следите, чтобы ваши руки были теплыми, используйте детский крем для лучшего скольжения рук по его телу.

Если эффект отсутствует, выведите газы. Для этого положите малыша на левый бочок и сгибайте его ножки, прижимая их к животику. Можно использовать другой метод – вставить газоотводную трубочку. Последним средством, если отсутствует положительный результат, является клизма. Положите малыша на левый бок и сделайте клизмочку теплой кипяченой водой.

При проявлении какого-то серьезного заболевания ни в коем случае не занимайтесь самолечением, ведь вы не знаете, чем болен ребенок. Вызовите участкового врача на дом. Первыми симптомами болезни, как правило, являются вялость, сонливость, отказ от еды. Обратите внимание на состояние кожных покровов, посмотрите горлышко, проверьте стул. Обязательно измерьте температуру тела.

Как известно, когда ребенок болен, у него снижается аппетит, поэтому не пичкайте его через силу, не давайте еды как можно больше. Еще один важный момент: даже если малыш болен, не удерживайте его насильно в постели. Поскольку постоянное пребывание в постели сопровождается плачем в связи с нежеланием лежать, знайте, что энергии на слезы малыш затратит не меньше, чем на ходьбу.

Оденьте его соответственно температурному режиму, но ни в коем случае не половину гардероба – перегрев очень опасен для детей, особенно когда они больны.

Нередко случается, что и после выздоровления сохраняется нервозное и плаксивое состояние. Наберитесь терпения. Не отвечаете ему своими раздражением и криками, а в первую очередь позаботьтесь о строгом соблюдении установленного режима в соответствии с состоянием и возрастом ребенка: вовремя укладывайте его спать, правильно кормите и почаще бывайте на свежем воздухе. Уделите своему ребенку как можно больше заботы и ласки, ведь даже взрослый человек, когда болен, требует к себе повышенного внимания. Постарайтесь отвлечь его от последствий, к которым привела болезнь (слабость, неуравновешенность), не нарушайте привычный режим, это может только навредить.

Ребенок плачет, капризничает, не хочет идти на прием к врачу. Прежде всего необходимо поговорить с ним, объяснить, почему вы идете в поликлинику и как будет проходить этот визит. Отношения ребенка и врача складываются через родителей, ведь это они приводят его на прием, объясняют причину прихода, симптомы заболевания. Поэтому очень важно объяснить ему, что в таком визите нет ничего страшного, что ему не сделают там больно. Ни в коем случае нельзя ребенка пугать уколами и больницей. Представьте себе, что вы можете на всю жизнь вселить в малыша страх и неприязнь к людям в белых халатах.

Ребенок капризничает, плачет, не хочет укладываться спать. Конечно, ведь с первых дней жизни он привык к вашему постоянному присутствию, не хочет расставаться, оставлять игрушки и идти в постель. Ему необходимо, чтобы вы какое-то время побыли рядом. Сядьте на край кровати, расскажите ему какую-нибудь добрую историю, сказку, почитайте книжку или просто посмотрите с ним картинки. Можете тихонько спеть песенку или просто поговорить о прошедшем дне.

Это позволит малышу спокойно завершить свой день. Расспросите его о том, что интересного произошло, поделитесь с ним своими делами, но сделайте это так, чтобы ему было понятно. Его любимая игрушка должна находиться рядом, чтобы он мог до нее дотянуться. Ведь дети очень любят спать с игрушками. В этот момент вы должны уделить малышу максимум внимания и ласки, так как это очень важно для него и для вас и способствует укреплению ваших отношений.

Иногда малыш, наоборот, капризничает потому, что хочет спать, но никак не уснет. Побаюкайте его, приласкайте, сделайте расслабляющий массаж. Побудьте с ним немножко, постарайтесь настроить его на сон.

Чтобы приучить малыша добровольно укладываться спать, первым делом необходимо успокоить его. Пусть он поплачет несколько минут, затем подойдите и приласкайте его. Постепенно увеличивайте разрыв времени перед приходом к нему, когда он начинает плакать. Со временем он поймет, что его не покинули, когда он спит, любящие родители рядом. Вы дадите ему понять, что любите его, что вы всегда с ним. Так он успокоится, привыкнет и будет засыпать без капризов.

Если малыш отказывается есть, не кормите его насильно, не кричите на него. Запаситесь терпением. Скажите, что есть надо, чтобы вырасти большим и здоровым, например как папа; посадите на стол игрушку и «покормите» ее, чередуя – одну ложку кукле, другую – ему. Есть еще один общеизвестный способ – это съедать по ложке за каждого из членов семьи: за папу, за маму, за бабушку…

Ваш малыш не любит и не хочет купаться. Что же делать в такой ситуации? Прежде всего постарайтесь объяснить ему, для чего это делается. Расскажите, как важно соблюдать чистоту тела. Вспомните сказку «Мойдодыр» про мальчика, от которого убежала вся одежда, потому что он был грязнулей. Напомните ему, как он болел в последнее время, и постарайтесь убедить, что если он будет купаться, никогда не заболеет.

Используйте самые различные игрушки, которые можно мыть. Сейчас существует множество заводных водоплавающих игрушек, способных отвлечь его при купании. Попускайте вместе мыльные пузыри. Самое главное – вы должны находиться рядом, ни в коем случае не оставляйте малыша одного в ванной, потому что он не только может захлебнуться, но и очень напугаться воды.

Иногда нежелание купаться связано с попаданием мыла или шампуня в глаза. У него сохраняются неприятные ощущения, поэтому он начинает плакать. Используйте специальные моющие средства для детей, которые не вызовут раздражения при попадании в глаза.

Малыш упрямится и не хочет одеваться, начинает нервничать, плакать, раскидывать одежду. Выясните, почему он протестует. Может, он хочет надеть свою любимую вещь, позвольте, если это возможно, сделать ему выбор самому. Или, показав вещь, заинтересуйте каким-нибудь узором, скажите, что кофточка или штанишки красивые, теплые и удобные.

Иногда малышу не нравится одежда, потому что ему в ней неудобно, но он не может выразить это словами. Если вы идете на улицу, а дитя возражает против теплой курточки, объясните, что на улице холодно, покажите, что вы тоже тепло оденетесь. Но ни в коем случае не переходите на крик, не одевайте ребенка силой. Это отрицательно скажется на ваших дальнейших отношениях.

Малыш растет, развивается, учится, приобретает какие-то навыки. Когда у него что-то не получается, он может расплакаться, раскидать предметы, игрушки. Плачем в данном случае он призывает вас на помощь, так как сам не может справиться. Выясните, чего он хочет. Помогите ему это сделать, но не кричите на него, и уж тем более не стоит помогать ему молча. Примерно это может выглядеть так: «Давай я тебе помогу. Я покажу тебе, как это сделать, а ты повторишь» или «Давай сделаем вместе».

Ребенок не хочет идти в ясли или детский садик. Учтите, что он попадает в незнакомую ему обстановку и период адаптации может быть самым различным – кто-то привыкает очень быстро, а другому потребуется больше времени. Ведь малыш лишается вашего присутствия и очень боится остаться в незнакомой обстановке без вас.

Объясните ему, зачем вы отдаете его в садик. Постарайтесь внушить, что вы это делаете не для того, чтобы избавиться от него, не потому, что он вам надоел, вы устали или у вас есть более важные дела, а чтобы помочь ему интересней и насыщенней проводить время.

Чтобы малыш быстрее адаптировался, нужны усилия и терпение. Ни в коем случае нельзя силой тащить ребенка в садик, кричать на него и пугать тем, что вы его не заберете домой, если он не перестанет плакать. Постарайтесь, чтобы хождение в детсад не стало для него психологической травмой, а, напротив, оказалось радостным событием. Следует его заранее подготовить к этому.

Придя в садик, малыш уже должен иметь навыки умывания, самостоятельного одевания, садиться на горшок. Следовательно, заранее прививайте ему необходимые бытовые навыки, чтобы у него оставалось побольше времени для игр и не было обидных проблем, связанных с неумением что-то делать самостоятельно.

Подробнее расскажите о детском садике, о том, чем ребенок там будет заниматься. Обязательно скажите, что он уже большой и вы гордитесь им, ведь он может теперь ходить в садик, как вы – на работу.

Постарайтесь убедить его, что в садике не обидят, что там есть другие ребятишки, игрушки. Можете взять с собой его любимую игрушку, чтобы ему было спокойнее, так как кусочек дома и всего того, к чему он привык, находится с ним. Не убегайте сразу же, как приведете малыша. Не спеша разденьте его и за руку проведите в группу, заинтересуйте его чем-нибудь, чтобы малыш отвлекся.

Есть дети, которые очень долго не могут привыкнуть к садику, боятся туда ходить, сопротивляются, плачут. В группе они забиваются в угол, ни с кем не играют, избегают воспитателей. Прежде всего попытайтесь поговорить с ребенком, установите причину, может быть, к нему плохо относятся воспитатели или обижают другие дети?

В садике в ходе общения у малышей, как и взрослых, могут возникать конфликтные ситуации. Чаще всего это происходит из-за игрушек. Его могут толкнуть, обидеть, отобрать игрушку, с которой он хотел поиграть. Поговорите с ним и, выяснив причину, попытайтесь ее устранить, но это не значит, что вы срочно должны перевести малыша в другие ясли или садик. Наберитесь терпения, действуйте постепенно, подробно расспрашивайте его о том, чем он занимался, с кем играл. Все это поможет ему поверить, что в садике ему будет хорошо, и он прекрасно может играть до прихода мамы с другими детьми.

Как известно, дети очень любят подвижные игры, любят побегать и очень часто падают, пачкаются. Нельзя за это наказывать, кричать. Это ведь естественно для его возраста и очень полезно для его развития. Представьте, что получится из ребенка, если он будет смирно сидеть на стульчике, лишившись привычной подвижности? Может развиться мышечная слабость, он будет больше предрасположен к заболеваниям, отстант от сверстников.

Если малыш упал, сильно стукнулся, содрал коленки, не кричите на него, он и без того напуган. Постарайтесь успокоить, отвлечь, осторожно обработайте ранки. Объясните, что это не так страшно и скоро заживет.

Если малыш «перегрузился» впечатлениями, ему трудно понять и воспринять большой объем полученной информации «переварить» ее, он начинает капризничать, плакать. Надо поговорить с ним о его впечатлениях, постараться выяснить, что его раздражает или, наоборот, заинтересовало. Если ему что-то непонятно, не отмахивайтесь, постарайтесь объяснить ему так, чтобы он понял.

Ни в коем случае нельзя пугать и обманывать ребенка. Потрясение, вызванное испугом, может пагубно сказаться на его психике, он может начать заикаться, подергиваться, будет бояться темноты, громких звуков, комнаты, в которой никого нет. Если малыш капризничает, плачет, ни в коем случае не пугайте его волками, ведьмами и другими страшными персонажами, это может привести к развитию психических заболеваний.

Иногда малыш может расплакаться, потому что ему просто скучно. Попытайтесь развеселить его. Предложите ему какое-нибудь занятие, займитесь чем-нибудь вместе. Заинтересуйте ребенка. Посмотрите книжку с картинками, поиграйте во что-нибудь, в конце концов, просто пообщайтесь с ним. Очень часто родители отмахиваются от детей, мотивируя это своей усталостью, занятостью. Все это может достаточно плачевно закончиться. Он замкнется в себе, затаит обиду, и вы рискуете потерять не только его доверие, но и вообще ребенка как личность.

Как было отмечено мною выше, есть такая категория детей, которые плачут явно больше других и, как кажется на первый взгляд, вообще без причины. Родители испытывают постоянную тревогу за таких детей. Но как помочь им?

Простого и универсального рецепта здесь нет. Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками психического склада таких детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Тем более здесь не помогут, а скорее даже принесут отрицательный результат такие средства воспитательного воздействия, как уговоры, упреки, наказания, крики, насмешки. Любые насильственные меры вызовут увеличение напряжения и волнения, еще сильнее ослабят нервную систему малыша, отнимут силы и уверенность в себе.

Даже самые любящие родители не смогут оградить свое чадо от жизненных неприятностей, ведь нельзя же все время держать ребенка под стеклянным колпаком. Поэтому самая простая тактика в общении с такими детьми – не раздражаться на их плач. А вот побыть с ними рядом – лучшее средство для их успокоения. Дайте почувствовать ему, что вы готовы прийти ему на помощь, ведь это так важно для него.

Попробуйте переключить его внимание на что-то другое, дать какое-то конкретное задание, чтобы оно заинтересовало малыша и, конечно, было ему под силу.

Словом, самое главное, что требуется от родителей, – это терпение. Не забывайте, что высокая эмоциональная чувствительность тесно связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества!

Поэтому, как ни странно это звучит, прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы. Плач и слезы – язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нем сами.

Если ребенок боится посторонних людей, конечно же, он выражает это при помощи слез. Боязнь чужих – типичная форма дезадаптированного поведения малыша. Именно в это время он очень остро нуждается в вашей поддержке, понимании, защите. Спокойная, доброжелательная семейная атмосфера способствует снятию напряжения и позволяет достаточно легко справиться с проблемой.

Мир ребенка пока еще в основном ограничен стенами дома, двориком или детским садом, поэтому появление незнакомого лица вызывает настороженность малыша. Если посторонний человек ведет себя безобидно с его точки зрения, например не трогает его игрушки, не хватает в охапку его родителей, настороженность постепенно проходит. В противном случае, это может перерасти в панический страх и даже стойкую фобию.

Хорошо, когда родители с пониманием относятся к этой проблеме. Значит, они не позволят себе совершить насилие над ребенком только ради того, чтобы продемонстрировать перед знакомыми свои достижения в области воспитания подрастающего поколения.

Если ваш малыш плачет, не торопитесь вызывать врача или напичкивать его таблетками и микстурами, просто погладьте его по головке. Теплые мягкие руки матери коснулись малыша, погладили спинку, животик, грудку, чуть дольше задержались на лбу, и малыш успокоился.

Потрясающий эффект, правда? Но в этом нет ничего необычного. С давних времен известно, что массаж имеет успокаивающий эффект, тем более если его делает мама. Она как бы передает малышу свое тепло, спокойствие, и он перестает плакать и капризничать. Проявив максимум терпения и внимания, в будущем вы будете вознаграждены за это здоровьем и благополучием своего ребенка.

Глава 3. Мама + малыш = дружба

Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда очень трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.

Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту и всегда бежит к маме, когда его кто-то обидит или у него что-то не получается. Так что не спешите нарушить физическое и эмоциональное единство, возникающее между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, и неважно, что он не понимает смысла ваших слов, для него главно, что с ним общаются, имеет значение интонация, с которой вы произносите слова.

Единство, установившееся между вами и малышом с первых же дней его существования, со временем, конечно же, изменится, но все равно останется единством матери и ребенка, только перешедшим в новое, осмысленное качество. Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.

Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен в полной мере находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя очень одиноким.

Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым, потому что в любую минуту ожидает опасности. Постоянная настороженность нервирует его, делает пугливым и плаксивым. Ни в коем случае нельзя обманным путем добиваться чего-либо от него.

Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у него появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет вам доверять.

Недостаток материнской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А ведь детское одиночество – вещь довольно страшная. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, – предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.

Очень большое значение имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Здесь неоценима помощь взрослых. Его нужно представить другим детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто берет новичка под свое покровительство, помогает ему освоиться в новой компании.

Но порой случается так, что его могут обидеть, обозвать, придумать ему обидное прозвище. После подобных инцидентов ребенок замыкается, предпочитая одиночество.

Может статься, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с другими детьми, малыш мог по неосторожности уронить своего товарища, попасть снежком… Вид крови и безутешные рыдания могут произвести сильнейшее воздействие на психику малыша. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез.

В этом случае нельзя его уговаривать или ругаться. Можно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив, объяснив ситуацию так, чтобы у него рассеялся комплекс вины.

Занятость современных взрослых – один из признаков нашего времени, когда родители умудряются, кроме основной работы, бегать по подработкам, иметь две службы, брать дела на дом. А если ребенка воспитывает мать-одиночка? Здесь вопрос воспитания нормального, полноценного человека стоит очень остро.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, отнюдь неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут его к агрессии.

Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовали безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности, самостоятельность. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание.

Важно понять, что воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное) между взрослыми и ребенком.

Чтобы успешно воспитывать ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, заниматься самовоспитанием, не подавать дурных примеров. Если же хотите добиться от него бесприкословного выполнения своих требований, которым на самом деле не следуете сами, это удастся только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх, в конечном счете, порождает обман, лицемерие, хитрость…

Понимаем ли мы своих детей? Понять человека значит увидеть причины его поступков, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать, необходимо снизить завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.

Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях происходит его развитие. Если на малыша постоянно кричали, применяли физическое наказание, у него, скорее всего, сложится потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные черты, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность…

Если малыша оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, ребенок становится ленивым, безвольным, будет избегать любых дел, а значит – притворятся, заискивать, ловчить, обманывать.

Другой вариант, когда малыша просто избаловали: покупали дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывали. У такого ребенка развиваются непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд. Запомните, что недостаток общения нельзя заполнить дорогими игрушками, вещами, беспрекословным выполнением всех его желаний.

У малыша будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность переживать, интерес к знаниям, если вы не читали ему книжек, мало общались с ним. Ведь интеллектуальные задатки закладываются с раннего детства, поэтому общайтесь с ним, приучите его любить книги, но не заставляйте читать насильно – получите обратный, отрицательный эффект.

Иногда родители очень ревностно занимаются образованием детей. С раннего возраста нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, загружают музыкальными школами, танцами и т. д. Но как-то забывают спросить его самого о том, нравится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.

Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.

С самого раннего детства развивайте способности у детишек. Пробудите в их душе внимание, возбудите представления и наблюдательность. Для этого используйте самые различные предметы, учите описывать их, рассказывать об их назначении. Развивайте умственные способности, которые помогут малышу найти себя в будущем.

Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он тоже живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился своих родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.

Приучите его самого заботиться о животном, и вы увидите, какой будет результат. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но поможет понять свою значимость, необходимость для кого-то, избавит от чувства одиночества. Ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что поможет их укреплению.

Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу такой пример из своей практики. Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать, на что получила такой ответ: „Я сейчас занят, приду попозже“.

Женщина не знала, как реагировать на такой ответ. Подобное повторялось неоднократно. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, очень важно для него. Поэтому ему непонятно возмущение мамы его поведением. Ведь он ждал, пока закончится важная для мамы передача. Так почему же она не хочет подождать?

Иногда, для того чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.

Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь открыть причину. Нередко ложь возникает от страха наказания. Не наказывайте его слишком строго, тем более следует избегать телесных жестоких наказаний. Постарайтесь выяснить, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от этого порока, страха, но и от других комплексов.

Позвольте малышу проявить свою значимость, считайтесь с его желаниями (разумными, конечно!). Ведь самовыражение – главная, настоятельная потребность человеческой натуры.

Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях, независимо от того, чем вы занимаетесь, – моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют что-то делать наравне со взрослыми. Ведь дети с раннего возраста начинают подражать родителям, очень быстро впитывая в себя все увиденное и услышанное. Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к своим родителям, к тому, что они делают.

Необязательно поручать малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, наконец, сложить свои игрушки. Похвалите его, скажите, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.

Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, с чем не в состоянии справиться. Посмотрите, как он пытается это сделать, помогите ему. Скажите, что он молодец.

Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть тоже что-то делает. Если у нее что-то не получается, помогите ей. Не забывайте о похвале, ведь для ребенка она очень много значит.

Или другая ситуация: папа мастерит полочку в прихожую. Рядом крутится сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит себя по пальцам молотком или уронит инструмент на ногу. Пусть он помогает, скажите, что без него ничего не получится. Дайте такое задание, чтобы он его с радостью выполнил и чтобы оно было для него безопасным. Вы увидите потрясающий результат, когда сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.

Очень благоприятно влияют на отношения с ребенком совместные игры, которые несут не только удовольствие, но и образовательную информацию. Игры детей составляют их главное занятие, но их следует направлять таким образом, чтобы они возбуждали гармоничную деятельность всех душевных способностей малыша, не допуская односторонности.

Предложите ему игру на скорость, например кто быстрее соберет пирамидку. Конечно же, вам следует поддаться, а когда малыш с гордостью покажет, что он первым это сделал, похвалите его.

Играя с малышом или занимаясь каким-то делом, вы сближаетесь с ним. Ребенку интересно с вами, вы составляете одно целое.

Очень благоприятно влияют на отношения в семье прогулки. Вы, наверное, часто наблюдали картину, когда малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает на прогулке. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, покачайте на качелях, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют лучшему физическому развитию малыша, но и укрепляют взаимоотношения.

Маленькие дети, казалось бы, в таком несмышленом возрасте удивительно тонко воспринимают любые, в том числе самые сокровенные, чувства своих родителей. В обычных условиях именно гармоничное сочетание этих чувств создает у ребенка ощущение уверенности и счастья.

Чтобы между вами существовали взаимопонимание и доверие, вы должны всю свою любовь и внимание подарить малышу, с раннего детства приучать к труду, уважению взрослых, ценить дружбу. Уделяйте ему как можно больше внимания, не отмахивайтесь от его детских проблем, как от назойливой мухи.

Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не просто мама, предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, вы – его самый верный и надежный друг.

azbyka.ru

Почему малыш плачет

Категория: Развитие ребенка до года по месяцам

Все родители мечтают, чтобы их ненаглядное чадо никогда не кричало и не плакало, а всегда пребывало в наилучшем расположении духа. Они забывают, что для младенца единственный верный способ напомнить о себе и подать сигнал о собственном неблагополучии — это раскричаться или заплакать. Так что слишком сильно переживать из-за детского плача не стоит — он просто совершенно необходим для нормального развития

младенца и довольно часто ему помогает. Постоянный плач в первые недели жизни — временное явление, которое не означает, что ребенок болен.

И тем не менее нельзя пренебрегать такими сигналами малыша, они могут быть сигналами тревоги.

Вообще первые три месяца жизни являются периодом приспособления нервной и пищеварительной систем младенца к внешнему миру. Одни легко справляются с ним, другим приходится намного труднее. Самые распространенные причины недовольства грудничков — голод или жажда, мокрые пеленки, холод или жара. Особо следует выделить усталость. Ребенок еще слишком мал, он устает даже от сосания

Чаще всего младенцы не кричат «поосто так». На это всегда есть причина: если ребенок кричит — значит, ему что-то мешает или, наоборот, требуется. Надо постараться понять, чего не хватает малышу для спокойствия. Научитесь различать все оттенки крика и плача. Если матери это удается, то ей будет несложно помочь своему ребенку и удовлетворить его потребности.

и от бодрствования. Многие матери замечают, что, когда дома собираются гости, пусть даже только самые близкие люди, ребенок потом долго бывает беспокойным. Он устает от внимания людей. Поэтому лучше оградить младенца от излишнего интереса к нему.

Чаще всего новорожденный плачет от голода. Если подходит время кормления и ребенок заходится от крика, то надо покормить его, и он перестанет кричать. Утешить его в таком случае легче всего. Исследования показали, что остановить крик голодного ребенка может только пища, т. е. молоко. Никакие другие способы не помогут: можно пытаться напоить его подслащенной водой, дать пустышку, отвлечь внимание погремушкой, но он помолчит лишь минуту-другую, а потом примется кричать снова.

Если ребенок плачет в течение 10—20 минут или больше, а со времени последнего кормления прошло полтора-два часа, то лучше всего покормить малыша. Кроме того, следует учитывать, сколько молока он выпил в предыдущее кормление. Если кормление успокоило младенца и он заснул — значит, решение было верным.

Вторая возможная причина плача новорожденного — болевые ощущения, которые вызывают у младенца крик с первых минут жизни. Даже опытный специалист не всегда достоверно определит, что беспокоит малыша. Очень часто младенец перестает плакать, как только его возьмут на руки, или после того, как он отрыгнет воздух, «пустит ветры», полежит на животике. Во всяком случае, надо попробовать все эти способы, чтобы успокоить ребенка. Может быть, у него в желудке собралось много воздуха и ему больно.

Обыкновенная усталость от слишком интенсивных раздражителей тоже может вызвать у малыша приступ плача. Если взрослые берут его слишком часто на руки, подбрасывают, тормошат, назойливо играют, когда ему надо спать, включают слишком громко телевизор и радиоприемник, много и громко разговаривают — все это может сильно подействовать на нервную систему

младенца. Он с удовольствием играет, когда не хочет спать, сыт и доволен жизнью, но такая же игра станет причиной отчаянного плача, если ребенок хочет спать, есть или просто отдыхать. Плачущего от усталости и раздражения малыша надо приласкать, можно немного покачать — но не играть с ним.

Бывает, что младенцы начинают истошно вопить, когда они замерзают. Это может быть и от мокрых пеленок, в них малышу быстро становится холодно и неприятно. Крик прекратится, стоит только ребенка переодеть в сухое белье и дать побыть ему в теплом помещении. Очень часто криком и плачем сопровождается переодевание и пеленание младенца. Его раздражает, что надо подчиняться каким-то действиям, а кроме того, он ревет, потому что его кожа соприкасается с прохладным воздухом, ему становится попросту неуютно и некомфортно. Вот он и противится этому изо всех сил. Спустя несколько минут после переодевания крик прекращается. Опытные мамы стараются делать все манипуляции как можно быстрее и ловчее, при этом ласково разговаривая с малышом.

Большинство младенцев нуждаются в непосредственном контакте с матерью. Они быстро привыкают к ее рукам и начинают кричать, как только их кладут в кроватку. Еще рано говорить о том, что ребенок избалован. Он просто нуждается в физическом контакте с родителями. Ребенок успокаивается, когда его ласково возьмут на руки, даже боль на время может отступить. Конечно, это не означает, что малыша надо буквально растить на руках, но в минуты раздражения, недовольства, а возможно, и боли лучшим способом может стать именно держание его на руках. И родителям не надо сердиться, обвиняя младенца в чрезмерной требовательности, лучше запастись терпением, чтобы ребенок не кричал часами, а мог спокойно уснуть. Ведь только на руках матери ребенок ощущает себя в полной безопасности, у него исчезают тревоги

и волнения, и нельзя недооценивать такой мощный фактор.

Иногда успокоить кричащего малыша помогает теплая пеленка. Фланелевую пеленку прогладьте горячим утюгом и, сложенную в несколько раз, положите на животик малыша или заверните его в теплую пеленку. Это дополнительное тепло как бы имитирует тепло рук, и малыш быстрее расслабляется и успокаивается.

Много споров вызывает укачивание младенца. Бывает, что на ребенка, который не может сам расслабиться, прекрасно действуют постоянные ритмичные воздействия — спокойные, равномерные покачивания. При этом блокируются внутренние и внешние раздражители (кроме, разумеется, голода), которые мешают ребенку заснуть. Если ребенок раздражен или сильно возбужден, то недолгое спокойное укачивание вполне уместно.

Иногда на орущего малыша положительно влияет тихая мелодичная музыка,

ведь недаром существуют колыбельные. Важно, чтобы музыка не прекратилась, пока ребенок не заснет как следует, иначе он тут же проснется, как только остановится мелодия.

Есть еще очень популярное средство, которое довольно легко успокаивает младенца, — соска-пустышка. Сколько нареканий было высказано по этому поводу, но тем не менее это неплохое и безвредное средство довольно часто помогает успокоить малыша. Ведь посасыванием он удовлетворяет свою инстинктивную потребность. Конечно, голодного ребенка пустышка успокоит, т. е. обманет, лишь на секунды, но, если он сыт, с пустышкой он почти наверняка мирно уснет. Спокойные по натуре дети вполне обходятся без пустышек, и будет лучше, чтобы они засыпали без них. Но беспокойного малыша бывает довольно просто утихомирить, если позволить ему сосать соску. Вся энергия, уходившая на крик, тратится на сосание пустышки. Постепенно ритм сосания становится спокойнее, и ребенок засыпает.

Разумеется, пустышка не должна становиться «лекарством» на все случаи жизни. Сначала надо разобраться, что младенцу нужно, и попытаться исполнить его желание, а не давать ему спасительную пустышку при первом крике.

Менее привлекательный способ успокоить ребенка — позволить ему сосать собственные пальцы. Некоторые младенцы начинают сосать пальцы с первого дня жизни, чтобы успокоиться. Если ребенок очень много кричит и ничего не помогает, придется смириться с тем, что он затихает, только сунув пальцы в рот.

Некоторые дети никак не засыпают, пока не покричат, — такова особенность их нервной системы. Вероятно, они очень устают, и нервная система напрягается, не позволяя расслабиться. В таком случае надо положить малыша в кроватку, даже если он кричит, и подождать минут десять. Если малыш не успокаивается, а начинает кричать все сильнее, придется взять его на руки и немного согреть. Часто дети успокаиваются, когда их покачивают в коляске или кроватке или носят на руках. Лучше помочь уставшему ребенку успокоиться и уснуть таким образом, чем смотреть, как он надрывается от крика.

Но, к сожалению, бывает, что ребенка нельзя утешить простыми способами. Родители предпринимают любые попытки, но крик не прекращается ни на минуту. С ребенком, который кричит не переставая, которого ничем не удается утешить, трудно поладить. Постоянные вопли утомляют и раздражают родителей, им кажется, что ребенок орет «из вредности» и отвергает любые старания помочь ему. Родители ощущают свою ненужность и в результате унывают и сердятся. От этого бывает только хуже — никогда нельзя бросать попытки понять причину плача, иначе он не прекратится. Более того, нервное, напряженное обращение с ребенком дает такой же результат — ребенок кричит еще сильнее. Долгий крик без видимой причины возникает даже потому, что родители поссорились и раздражены. Дети великолепно чувствуют все оттенки настроения родителей, ведь они, будучи издерганными, даже прикасаются к ребенку и разговаривают с ним иначе.

Часто бывает, что ребенок регулярно плачет по вечерам, примерно около 18 часов. Возможно, что к вечеру он переутомляется или у него скапливаются газы.

Переутомление от массы новых впечатлений, еды, бодрствования, собственного крика действительно бывает. Иногда ребенок криком выражает свое беспокойство перед наступлением ночи, и надо дать ему «сбросить энергию» и расслабиться. После ежедневного «сеанса крика» он спокойно уснет.

Газы весьма распространенное явление у новорожденных, часто они перестают досаждать к 3 месяцам, когда отрегулируется работа желудка. Но предупредить их можно режимом кормления и обязательным срыгиванием воздуха после каждого кормления. Кроме того, когда младенца кормят из бутылочки, надо следить, чтобы он не заглатывал слишком много молока вместе с воздухом. Можно помочь ребенку, положив его животиком к себе на колени или на теплую грелку, обернутую пеленкой, и поглаживая его по спинке. Если животик часто напряжен и ребенок при этом подолгу кричит, лучший совет даст участковый врач. Он, вероятно, выпишет укропную воду или посоветует сделать клизму.

У грудных детей весьма распространенная причина продолжительных приступов плача — схваткообразные боли в животе, которые достаточно частое явление в возрасте 3—4 месяцев жизни. Помните, что кишечные колики могут быть проявлением различных заболеваний. Если они мучают младенца долго — советуем обратиться к педиатру.

Можно предположить колику, когда ребенок долго плачет и не может успокоиться после вечернего кормления либо засыпает, но тут же просыпается с криком. От колики ребенок кричит истошно, долго и надрывно, подтягивая при этом коленки к животу или напряженно вытягивая ножки, он вне себя от боли и иногда выпускает газы. Обычные средства успокоения не помогают, плач не прекращается. Если младенец отрыгнет воздух, то успокаивается ненадолго. Если ему давать грудь или соску, он начинает ожесточенно сосать, но тут же бросает. Можно положить его на животик, он ненадолго успокоится, но быстро начинает снова кричать. Так может продолжаться до трех часов. Когда ребенка мучает колика, помочь ему трудно, но нельзя оставлять его страдать в одиночку. В это время ему требуется максимум внимания и любви. Такие приступы плача могут повторяться каждый вечер, пока постепенно не прекратятся сами собой, через 1—2 месяца.

Если же младенец кричит практически каждый вечер и быстро успокаивается, когда его берут на руки, и доволен, пока его держат на руках, но громко возмущается, когда его кладут в кроватку, — это не колика, просто ребенок нуждается в общении.

Конечно, когда ребенок долго и мучительно кричит, можно предположить, что он заболел. Если он к тому же и выглядит необычно, надо обратиться к врачу.

Особо следует отметить, что бывают так называемые нервные дети или дети с очень возбудимой нервной системой. Они очень быстро утомляются, подолгу кричат, не успокаиваясь обычными способами, плохо спят. Можно посоветовать родителям организовать максимально спокойный и бережный образ жизни, соблюдение тишины, нежный и ласковый уход за ребенком. Необходимо полностью исключить приход гостей хотя бы в первые три месяца, а тем более не следует брать с собой младенца в гости или на прогулки в шумные места. Возможно, потребуется специальная консультация врача, который посоветует успокоительное лекарство или назначит расслабляющие ванны. Главное — терпение и любовь к ребенку, забота и внимание.

Похожие статьи

medn.ru

Кто все время плачет, что все это значит? Маленькая энциклопедия детского плача

Наши бабушки и прабабушки относились к младенческому плачу достаточно философски, считая, что во время плача ребенок «развивает легкие», а потому поплачет – и перестанет. Однако в настоящее время более популярна точка зрения, что плач – это просьба малыша о помощи, сообщение о том, что у него возникли проблемы, которые нужно как можно быстрее решить. Родителям не стоит бояться избаловать ребенка, реагируя на каждый его крик. По мнению детских психологов, избаловать малыша до года невозможно. В возрасте до одного года можно либо создать у малыша уверенность в безопасности и надежности новых для него среды и окружения, либо разрушить эту уверенность. Внимательная мама, прислушиваясь к своему малышу, постепенно начинает различать причины его плача. Эти причины могут быть разными, но объединяет их одно: дискомфорт, который в это время ощущает кроха и о котором он пытается, как умеет, рассказать взрослым.

Когда малышу чего-то не хватает…

Пожалуй, чаще всего ребенок плачет, когда хочет есть. Самым естественным, полезным и необходимым питанием для маленького ребенка является грудное молоко. Кроме того, при грудном вскармливании происходит контакт младенца с мамой. Сейчас все чаще врачи советуют кормить ребенка «по требованию» – считается, что правильный режим приема пищи природа подскажет сама. Потребность в физическом контакте с мамой – тоже одна из основных причин детского плача. Беря грудь, ребенок чувствует мамино тепло, мамины руки. В общем, ему хорошо, тепло, безопасно, комфортно. И он успокаивается. Недаром в первобытных цивилизациях, сохранившихся и до наших дней в некоторых странах Африки, матери при первых криках ребенка берут его на руки и сразу дают грудь. Дети американцев и жителей Западной Европы, по данным антропологии и социопсихологии, плачут значительно чаще и дольше, что связано с замедленной реакцией мамы на плач ребенка. Ребенок может плакать просто от скуки и одиночества. По мнению педагогов, большая ошибка родителей заключается в том, что они мало общаются с младенцем, когда он бодрствует. Малыш очень ждет вашего внимания. Поэтому не оставайтесь равнодушными, когда он зовет вас плачем. В каждом из трех описанных случаев мама услышит так называемый призывный плач, который состоит из чередующихся периодов крика и пауз. Причем если на ребенка не обращать внимания, паузы становятся все короче, а крик - продолжительней. Возьмите малыша на руки, погладьте его по спинке, поводите рукой по его животику (эти движения лучше совершать по часовой стрелке), затем по грудке, головке. Малыш успокоился? Значит, он нуждался в вашем внимании. Он продолжает плакать? Тогда возьмите его на руки, прижмите к груди, покачайте. Если ребенок вертит головой, открывает рот и причмокивает, то, скорее всего, он голоден. Голодный плач начинается с призывного. Но если кроха не получает пищи, плач становится сердитым, а затем переходит в захлебывающийся крик. Одно из главных правил поведения мамы в случае, когда ребенок плачет, – это взять его на руки и дать грудь. Если ребенок заплакал у вас на руках, дайте крохе грудь и покачайте его. Если малыш не успокаивается и отказывается брать грудь, следует поискать другие причины его недовольства.

Ребенок плачет, потому что кроху что-то беспокоит…

Чувство усталости, общего дискомфорта часто является причиной того, что малыш капризничает, хнычет. Плач при желании заснуть сопровождается зевотой, ребенок закрывает глазки, трет их ручками. Покачайте коляску или кроватку малыша, спойте ему колыбельную – ведь мамин голос успокаивает лучше всего. Если ребенку холодно или жарко, свое недовольство он также может выражать плачем. «Опознать» такую ситуацию можно несколькими способами. Потрогайте носик ребенка (дотрагиваться до кожи младенца в таких случаях нужно тыльной стороной кисти, так как кожа там чувствительней). Если носик теплый, то и его обладателю тепло и уютно. Если носик горячий, скорее всего, малышу жарко и необходимо снять с него один слой одежды. Если вы находитесь дома, разденьте малыша, дайте ему попить. Если нос малыша холодный, значит, ребенок мерзнет. Верным признаком того, что младенец замерз, является икота. Также можно потрогать ручки малыша, только не кисти, а чуть выше – предплечья, так как кисти рук могут быть прохладными, когда малышу в целом тепло. Замерзшего кроху надо потеплее укрыть или одеть. Еще одна обычная причина плача грудничка – мокрые и грязные пеленки. Обычно перед самим моментом мочеиспускания или дефекации ребенок издает звук, похожий на писк или хныканье, а после самого действия, если мама не оказывает помощь, такие звуки недовольства могут перейти в крик. Дискомфорт в этом случае может усугубляться раздражением кожи. Многие родители отмечают, что их малыш начинает плакать каждый день ближе к шести часам вечера. Плач в конце дня – своеобразное средство разрядки, дающее выход накопившейся усталости, нервозности. Возьмите кроху на руки, покачайте, спойте колыбельную, дайте ему попить, а когда он успокоится, уложите в кроватку. Негативные эмоциональные состояния возникают у детей из-за нарушения режима дня, изменений в привычном течении жизни. Малыш будет капризничать и в случае, когда плохо выспался, и тогда, когда перевозбудился и не может заснуть. Негативная, конфликтная семейная атмосфера пагубно воздействует на поведение малыша: нет ничего удивительного в том, что, когда взрослые ссорятся, ребенок плачет. Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной: ее тревожность, взволнованность передаются младенцу. Неправильный уход также может явиться причиной недовольства и плача ребенка, его плохого поведения во время кормления, купания, переодевания. Ребенок плачет при купании и даже при одном виде купальных принадлежностей, если приобрел негативный опыт при этом занятии – например, вода была слишком горячей или мыло щипало глаза. Если взрослые случайно прищемили кожицу ребенка, когда застегивали пуговицы или кнопки на одежде, дергали за ручки, кроха может сопротивляться и плакать при одевании. Потерю аппетита, плач и другие защитные реакции могут вызвать насильное кормление, очень горячая или холодная пища, ситуации, когда в ротик ребенка кладут переполненную ложечку, чересчур быстро подносят ко рту следующую порцию, в то время как малыш еще не проглотил предыдущую. Привычка сосать пустышку часто успокаивает ребенка, но это препятствует правильному росту и развитию челюстей, формированию правильного прикуса. Детям с повышенной возбудимостью можно дать пустышку перед засыпанием, но после наступления сна ее нужно осторожно вынуть изо рта ребенка.

Тревожные симптомы

Недомогания ребенка, боль – самые неприятные причины детского плача. Четкой локализации боли у младенцев, как правило, нет в связи с несовершенным развитием их нервной системы. Поэтому при боли в любой части тела маленький ребенок ведет себя одинаково: плачет, кричит, сучит ножками. По поведению младенца в ответ на болевой раздражитель нельзя с точностью сказать, что у него болит. Поэтому иногда даже специалисту сложно определить, что на самом деле является причиной беспокойства малыша. Плач при боли – это плач с оттенком безысходности и страдания. Он достаточно ровный, непрекращающийся, с периодическими всплесками крика, которые, вероятно, соответствуют ощущениям усиления боли. К наиболее общим и часто встречающимся недомоганиям, вызывающим плач ребенка, относятся боли в животике (колики), боли при прорезывании зубов, головная боль (так называемая грудничковая мигрень) и повышенная чувствительность кожи при ее раздражении, возникновении опрелости, «пеленочного дерматита». Вздутие живота и боли в животе (колики) обычно беспокоят малышей до трех – шести месяцев жизни. В этом возрасте процесс переваривания и передвижения пищи по кишечнику несовершенен из-за недостаточной сократительной способности мышечного слоя кишки, невысокой активности ферментов, не сформировавшейся или нарушенной по каким-либо причинам микрофлоры кишечника. Другими причинами могут быть погрешности в диете мамы, кормящей ребенка грудью; беспорядочное, необоснованно частое кормление малыша; введение в рацион крохи пищи, не соответствующей его возрасту. Колики могут быть также одним из признаков заболеваний желудочно-кишечного тракта. Возникновение колик обусловлено тем, что пища не успевает усваиваться кишечником и в повышенном количестве образуются газы. С каждым кормлением этот процесс усиливается и достигает своего пика в вечерние часы. При этом дети плачут, сучат ножками и подтягивают их к животу, у них нарушается сон. В случае возникновения колик необходимо дать возможность отойти газам: массировать живот круговыми движениями по часовой стрелке; положить ребенка на живот, согнуть ножки в тазобедренных и коленных суставах (положение лягушки); можно поставить газоотводную трубку в анус, смазав его и кончик трубки маслом, легким вкручивающим движением ввести трубку в задний проход на 3 см. Можно также положить на живот малыша мягкую теплую ткань, взять его на руки и прижать животом к себе – тепло облегчит колики. Попробуйте предложить крохе специальный детский чай на основе укропа, способствующий отхождению газов. Если колики повторятся, следует проконсультироваться у врача. Он проведет обследование, назначит препараты, способствующие уменьшению излишнего газообразования, восстановлению нормальной микрофлоры кишечника, что также приведет к уменьшению газообразования, нормализации стула, а при необходимости - скорректирует питание. Головная боль, или «грудничковая мигрень», возникает чаще всего у новорожденных с синдромом перинатальной энцефалопатии (ПЭП), включающим повышенное внутричерепное давление, повышение или снижение тонуса мышц, повышенную возбудимость. Такие дети часто реагируют на перепады атмосферного давления, изменение погоды. Они ведут себя беспокойно при ветреной, дождливой, пасмурной погоде. Как и у взрослого человека, у ребенка при головной боли может возникнуть общее недомогание: тошнота, рвота, расстройство желудка. В этом случае вам обязательно следует обратиться к специалисту, который подберет нужное лечение. Прорезывание зубов – всегда стресс для крохи. Ребенок может капризничать, плакать, у него может повыситься температура, появиться жидкий стул. В это время малыш очень восприимчив к инфекциям. Для облегчения прорезывания зубов существуют специальные кольца-прорезыватели с жидкостью внутри. Обычно их охлаждают (но не замораживают!) в холодильнике и дают малышу погрызть. Даже простое поглаживание десен пальцем уменьшит боль. Но если все это не помогает, и тем более - если данный процесс привел к повышению температуры и нарушению стула, посоветуйтесь с детским врачом. Возможно, вам понадобится обезболивающее средство (например, гель для десен). Раздражение кожи может вызывать у малыша значительное беспокойство, поэтому состоянию кожи ребенка следует уделять значительное внимание. Пеленочный дерматит проявляется покраснением, появлением воспалительной сыпи на коже ягодиц, промежности малыша, ребенок становится раздражительным, плачет, особенно при смене подгузников. Моча, кал при соприкосновении с кожей ребенка нарушают ее кислотно-щелочной баланс, вызывая раздражение и повреждение кожи. Для профилактики подобных осложнений необходимо тщательно очищать кожу ребенка, почаще менять подгузники (у новорожденных - не реже 8 раз в день). В случаях сильного раздражения или развития воспалительного процесса на коже следует обратиться к детскому врачу. По мере того как ваш малыш будет расти и взрослеть, он станет меньше плакать. А пока мамина ласка, мамины руки, мамин голос, мамино тепло будут постоянно нужны, чтобы успокоить младенца; их вашему малышу ничто и никто не заменит. Помните, что решить «воспитательные задачи» вы сможете только в том случае, если ваш ребенок окружен любовью, вниманием и находится в постоянном контакте с самыми близкими ему людьми.

  • Перед каждым кормлением позаботьтесь о профилактике колик, о естественном отхождении газов: подтягивайте ножки малыша к животу и делайте при этом легкий массаж, прикладывайте к животу шерстяной платок (нагретую пеленку, грелку), кладите ребенка на несколько минут на живот (на диван, а еще лучше на ваши или папины коленки), поглаживая при этом спинку.
  • Во время приема пищи обращайте внимание на то, чтобы малютка крепко обхватывал ртом сосок или соску. При необходимости кормления из бутылочки приобретите специальные соски, не позволяющие воздуху проходить вместе с пищей. После кормления не спешите укладывать ребенка спать, а подержите его некоторое время вертикально (как правило, он срыгивает “лишний” воздух).
  • Попробуйте включить мелодичную, спокойную музыку. Многие мамы утверждают, что музыка, которую они слушали во время беременности, желая расслабиться, становится их палочкой-выручалочкой в периоды неудержимого плача ребенка.
  • Иногда нужно сменить обстановку. Для начала выйдите с ребенком из комнаты. Пусть он увидит другое помещение и предметы, которые могут привлечь его внимание. Если это возможно, рекомендуем выйти с крохой на прогулку.
  • Ванна действует успокаивающе как на детей, так и на взрослых. Кроме того, если ваш ребенок любит поплескаться в воде, купание может стать лучшим способом для его успокоения.
  • Самое главное – никогда не теряйте самообладания и не кричите на ребенка.
  • И последняя, хотя и самая трудная, рекомендация: постарайтесь предугадывать желания вашего ребенка. Почти все дети бессознательно делают определенные жесты, когда хотят есть, спать и т.д. Постарайтесь запомнить их и удовлетворить желание ребенка до того, как он расплачется.
Главное, никогда не позволяйте ребенку кричать до изнеможения.

Источник фото: Shutterstock

www.2mm.ru

Почему ребенок плачет и как успокоить плачущего ребенка: причины

Одна из важнейших задач для ума и чувств молодых родителей — научиться распознавать причины, почему ребенок плачет, и правильно реагировать на плач.В большинстве случаев плач оказывается следствием того, что желудок пуст, а пеленки полны, и малыша успокаивает принятие должных мер. Но даже в этих обычных случаях новорожденные плачут, что есть сил, — настойчиво, раздраженно и отчаянно. Их плач звучит как обвинение: «Мне не нравится, как вы за мной ухаживаете!»

Если в плаче вашего ребенка вам слышится заявление о том, что ему неудобно или его что-то беспокоит, не надо впадать в панику: вы все делаете правильно. Если вы очень мало спите, тело у вас болит (особенно после кесарева сечения), а в организме бушуют гормоны, то вы можете обнаружить, что копите в себе мысли о том, как тяжело иметь дело с новорожденным. Такие мысли приходят на ум даже самым преданным родителям.

Какие чувства вы испытываете и что вы должны делать, когда младенец плачет? Прежде всего, очень важно понять назначение плача. Помните, что новорожденный совершенно беспомощен и ничего не может для себя сделать, кроме как сосать грудь или бутылочку (или один-два собственных пальца, которые совершенно случайно оказались у него во рту). Если взрослые не будут удовлетворять все его потребности, он просто не выживет. Плач для младенца единственный — и при этом самый эффективный — способ побудить окружающих к действию. Плач новорожденного специально такой тревожащий и раздражающий, поскольку предназначен для того, чтобы вызвать разнообразные неприятные чувства, особенно у тех, кто к ребенку ближе всего. Действия, которые обычно прекращают плач - еда, чистые пеленки и одежда, ношение на руках, ласки и агуканье, — одновременно удовлетворяют и самые насущные, витальные потребности младенца.

В течение первых трех месяцев жизни ребенка не надо размышлять, а имеются ли у него веские причины для плача. Он вовсе не старается намеренно разозлить вас, манипулировать вами, проверить, насколько вас хватит, или выпить из вас последние силы и отравить вам жизнь. Так что надо обязательно что-то предпринять, а не затыкать уши, надеясь, что плач иссякнет сам по себе. В этом возрасте ребенка нельзя испортить, и в раннюю пору его жизни лучше переборщить с вниманием и заботой, чем их недодать. Малыш, хоть он и не в состоянии выразить окружающим свою благодарность или удовольствие, крайне нуждается в спокойствии, заботливых руках и постоянной любви. Это не время для бесполезных попыток «воспитывать», «формировать характер» и «дисциплинировать» ребенка. (Через несколько месяцев у вас будет масса возможностей взяться за выполнение этих важных задач.)

О чем пытается сказать ребенок, когда плачет? Скорее всего, вот о чем:

  • Он голоден и хочет, чтобы его покормили.
  • У него мокрые или грязные пеленки.
  • Ему сыро, жарко, холодно или неудобно.
  • Он хочет, чтобы его взяли на ручки.

Где-то между двумя неделями и тремя месяцами вы хотя бы раз заподозрите, что с малюткой случилось что-то ужасное. Всего день или несколько дней тому назад вы знали, как его успокоить. Для этого было достаточно кормить его через каждые несколько часов, менять пеленки, укачивать и агукать. А теперь он капризничает во второй половине дня или ранним вечером, и ничего не помогает в течение целого часа... двух часов... трех часов...

А иногда младенец по непонятным причинам внезапно принимается пронзительно вопить или вскрикивать прямо посреди ночи. Что происходит? Вы никогда не можете знать наверняка. Но вам станет легче, если вы поймете, что многие дети плачут то и дело, некоторые из них — каждый день, а другие, похоже, вознамерились установить мировой рекорд по продолжительности плача.

Плач: причина не только голод или мокрые пеленки

В число достижений вашего отпрыска войдут новые способы выражения недовольства: вы заметите, что плач стал для него эффективным способом пополнить «словарный запас». В разных случаях малыш будет возмущаться по-разному: о голоде он «скажет» иначе, чем выразит недовольство бесцеремонностью осматривающего его врача, а на прививку прореагирует как-то уж совсем неожиданно. Новорожденный по любому поводу плачет одинаково — настойчиво и однообразно. А ребенок старше четырех месяцев пытается привлечь внимание взрослых к событиям своей жизни с помощью воплей, которые, в зависимости от ситуации, сильно отличаются. Смотрите и слушайте внимательно, и вы научитесь отличать «Хочу есть» от «Мне скучно» или от «Желаю игрушку, которую я только что бросил на пол».

Умение различать интенсивность и интонации плача поможет вам понять, нужно ли немедленно бросаться к малышу, или же он вполне способен подождать, пока вы закончите свои дела В первый год жизни ребенок обнаружит, что он, к его великому возмущению, не является центром Вселенной — во всяком случае, той ее части, которую он уже успел освоить. Если малыш накормлен, пеленки у него сухие, и все прочее тоже в порядке, то немного помедлите, прежде чем подойти к нему, желая унять яростный рев на тему «Мне сию же минуту требуется внимание».

Оценка плача у детей

История. Оценка истории болезни фокусируется на начале плача, его продолжительности, ответе на попытки утешить и частоте или уникальности эпизодов. Необходимо расспросить родителей о связанных событиях или условиях, в т.ч. недавних прививках, травмах (например, падениях), контактах с сиблингами, инфекциях, употреблении наркотиков и связи плача с кормлением и испражнением.Обзор систем фокусируется на симптомах причинных расстройств, включая запор, диарею, рвоту, выгибание спины, взрывной и кровавый стул (желудочно-кишечные расстройства); лихорадку, кашель, свистящее дыхание, заложенность носа и затруднение дыхания (респираторная инфекция), а также очевидную боль во время купания или смены подгузника (травма).В истории перенесенных заболеваний следует отметить предыдущие эпизоды плача и состояния, которые могут предрасполагать к плачу (например, болезни сердца, задержка развития в анамнезе).

Медицинский осмотр. Обследование начинают с обзора основных показателей жизнедеятельности, особенно при лихорадке и тахипноэ. При начальном наблюдении младенца или ребенка оценивают на наличие признаков летаргии или чрезвычайного происшествия и отмечают, как родители взаимодействуют с ребенком.

Младенца или ребенка раздевают и обследуют для выявления признаков дыхательной недостаточности (например, надключичной и подреберной впадин, цианоза). Всю поверхность гела проверяют на отеки, синяки и ссадины.Аускультативное обследование фокусируется на выявлении признаков респираторной инфекции (например, затрудненного дыхания, хрипов, ослабленных звуков дыхания) и сердечного компромисса (например, тахикардии, галопирующего ритма, голосистолических шумов, систолического щелчка). Живот пальпируют для выявления признаков болезненности. Подгузник снимают для осмотра половых органов и ануса, для выявления признаков перекруга яичка (например, красно-экхимозной мошонки, боли при пальпации), волосяного жгута на половом члене, паховой грыжи (например, отек в паховой области или мошонке) и анальных трещин.Конечности проверяют на признаки перелома (например, отек, эритема, болезненность, боль при пассивных движениях). Пальцы рук и ног - на наличие волосяных жгутов.Уши проверяют на признаки травмы (например, кровь в канале или позади барабанной перепонки) или инфекции (например, красная выпуклая барабанная перепонка). Роговицы окрашивают флуоресцеином и исследуют под синим светом, чтобы исключить абразию роговицы, глазное дно обследуют через офтальмоскоп на наличие признаков кровотечения. (При подозрении на кровоизлияние в сетчатку рекомендуется осмотр офтальмолога.) Ротоглотку осматривают на наличие признаков молочницы или оральной ссадины. Череп осторожно пальпируют для выявления перелома.

Настораживающие признаки. Следующие симптомы вызывают особую озабоченность: