Post Icon



Пятый месяц развития малыша


Развитие ребёнка в 5 месяцев - что должен уметь малыш?

Пятимесячные малыши очень активны и любознательны. Они с большим удовольствием познают мир вокруг себя, осваивают и совершенствуют речевые навыки, а также продолжают быстрыми темпами развиваться физически. В этом возрасте дети становятся настоящими непоседами, и уследить за ними бывает довольно сложно. Пять месяцев – это такой возраст, когда ребёнка уже нельзя оставлять без присмотра даже «на минуточку».

Физическое развитие

Вес

Вес большинства малышей к пятимесячному возрасту удваивается, а рост увеличивается с момента рождения на 14-15 см. Начиная с этого момента, темпы прибавки в весе несколько замедляются. Связано это с тем, что увеличивается двигательная активность крохи, и малыш уже тратит гораздо больше энергии для изучения окружающей среды. Если новорожденный малыш прибавляет в весе около 1 кг в месяц, то сейчас эта цифра сокращается почти в два раза и составляет порядка 550-600 г.

Кожа

Кожа ребёнка в этом возрасте всё ещё остаётся довольно чувствительной — это может привести к появлению ссадин и красных пятен, появляющихся в результате трения о различные поверхности. Например, если малыш играет на полу, на его коленках могут появиться небольшие повреждения, которые возникают в результате прикосновения жёстких ворсинок коврового покрытия к нежной детской коже. К тому же кроха уже не проводит столько времени в кроватке, поэтому грязь и пыль на кожных покровах скапливается чаще и в больших количествах, что также может спровоцировать появление кожных раздражений и потницы. Увеличивается склонность к появлению опрелостей на коже половых органов ребёнка. Малыш растёт, количество выделяемой мочи увеличивается, и это может доставлять существенной дискомфорт, если кроха очень много времени проводит в подгузнике.

Чтобы избежать появления всех этих проблем, стоит придерживаться следующих правил:

  1. Тщательно следить за гигиеной малыша. Купать пятимесячного ребёнка следует через день, не реже.
  2. Не держать кроху в подгузнике дольше 3-3,5 часов.
  3. Несколько раз в день можно устраивать малышу воздушные ванны. Если полностью раздеть ребёнка не позволяет температура в помещении, следует проветривать хотя бы кожу половых органов. Для этого достаточно просто снять памперс (сверху можно надеть хлопковые ползунки).
  4. Менять детскую одежду следует по мере загрязнения. Не стоит держать ребёнка в грязной одежде весь день – это позволит коже лучше дышать.

Слуховой аппарат ребёнка в 5 месяцев уже очень хорошо развит, и малыш различает не только голоса людей, но и может определять направление, в котором располагается источник звука.

Кроха реагирует на звуки, которые он слышит, улыбкой, смехом, плачем или даже криком, если источник звука достаточно громкий или резкий. Он может поворачивать голову, махать ручками, или тянуться ими к человеку, который в данный с ним разговаривает. Ребёнок уже способен узнать голоса родных, но самым родным и знакомым для него остаётся голом мамы. В этот период следует как можно больше разговаривать с крохой, петь ему песенки или читать сказки. Желательно при этом менять интонации голоса – это позволит не только развивать слух ребёнка, но и тренировать его будущие речевые навыки.

Если у вас возникают сомнения относительно слуха малыша, можете провести небольшой тест. Для этого нужно выключить радио, телевизор и любые другие источники звуков. Далее нужно отойти за спину малыша на расстояние около 4-5 м и хлопнуть в ладоши либо тихонечко позвать малыша. Повторить с другой стороны. Если ребёнок не проявляет реакции и не поворачивает голову в сторону источника звука, следует поставить в известность врача (отоларинголога) – возможно, малышу потребуется лечение.

Зрение

Зрительные навыки пятимесячного ребёнка также продолжают совершенствоваться. Зрение вашего малыша в порядке, если кроха:

  • хорошо фокусирует взгляд на игрушке или другом предмете;
  • следит взглядом за погремушками, поворачивает головку вслед за перемещающимся предметом;
  • останавливает взгляд на ярких игрушках.

Некоторые малыши от рождения имеют лёгкую форму косоглазия. Это явление считается физиологическим, и не представляет опасности. К пятому месяцу жизни ребёнка признаки косоглазия должны полностью пройти. Если же этого не происходит, стоит немедленно обратиться к врачу для исключения возможных патологий развития зрения.

Эмоциональное развитие

На пятом месяце жизни у крохи происходит активное формирование речи. Малыш уже способен произносить некоторые гласные и согласные звуки, и даже пытается складывать в слоги («гулить»). Это очень важный этап в интеллектуальном развитии будущей личности.

Не менее значимой становится возможность малыша узнавать родных людей. Когда он видит маму или папу, а также людей, которые ему хорошо знакомы, ребёнок начинает «гулить», улыбаться и тянуть ручки. Если к малышу пытается подойти человек, которого он до этого не видел, ребёнок начинает проявлять беспокойство, плачет и кричит. Примером такого поведения может стать поход в поликлинику. Когда врач пытается осмотреть пятимесячного пациента, ребёнок начинает громко плакать, устраивает истерику, пытается оттолкнуть руки незнакомого ему человека.

Также малыш ведёт себя, когда попадает в помещение, в котором он никогда не бывал до этого. Кроха начинает оглядываться, пытается отыскать взглядом предметы и вещи, которые были бы ему известны и знакомы.

В пятимесячном возрасте ребёнок начинает развлекать себя во время кормления: он может улыбаться, играть с грудью, пытаться её ущипнуть. Не стоит обижаться и злиться на малыша: такое поведение – важный этап формирования эмоциональных навыков, и означает, что ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастом.

Что должен уметь малыш

Врач, определяя соответствие уровня развития ребёнка его возрасту, ориентируется на общепринятые нормы. Это средние значения, и они могут отличаться у каждого конкретного ребёнка, поэтому не стоит сильно переживать, если ваш малыш пока ещё не умеет того, что делают его сверстники. Каждый ребёнок уникален, и развивается согласно индивидуальным потребностям.

Что умеет ребёнок в пятимесячном возрасте:

  1. Уверенно держит голову и поворачивает ею в стороны, следя за передвигающимися предметами.
  2. Тянется к игрушкам и заинтересовавшим его вещам.
  3. Лёжа на животе, поднимает голову на 60 градусов, и может удерживать такое положение в течение минуты.
  4. Переворачивается с живота на спину и обратно.
  5. Хорошо фиксирует в руках различные предметы.

Часто мамы начинают волноваться, если их ребёнок развивается не так, как остальные детки в его возрасте. В каких случаях возможна небольшая задержка физического развития малыша:

  • ребёнок при рождении имел низкую массу тела (меньше 3 кг):
  • малыш родился с патологий и провёл некоторое время в реанимации новорожденных;
  • появление на свет в результате многоплодной беременности;
  • индивидуальные особенности детского организма;
  • дефицит витаминов и минеральных веществ.

Во всех этих случаях не стоит паниковать раньше времени, если врач считает, что с малышом всё в порядке. Как правило, никаких серьёзных проблем со здоровьем у таких детей не наблюдается. Врач может назначить дополнительный приём поливитаминных комплексов, а также увеличить дозировку витамина D.

Видео — развитие малыша в 5 месяцев

Питание

По рекомендациям Всероссийской организации здравоохранения питание пятимесячного ребёнка не должно включать в себя ничего, кроме грудного молока. Однако, бывают ситуации, когда введение прикорма приходится начинать несколько раньше. В каких ситуациях данная мера будет оправдана:

Нехватка молока у женщиныЕсли малыш плохо набирает вес, плачет во время кормления, требует грудь через каждые 1-1,5 часа, это может означать, что у мамы вырабатывается недостаточно молока, чтобы обеспечить потребности крохи. В этом случае введение прикорма может быть рекомендовано даже в возрасте 4 месяцев
Развитие анемииК моменту, когда малышу исполняется 5-6 месяцев, количество железа в грудном молоке уменьшается, и его может не хватать для покрытия потребностей растущего организма. Дефицит железа может стать причиной серьёзных осложнений, поэтому рекомендуется введение в рацион ребёнка фруктовых пюре (прежде всего яблочного), соков и каш (гречневой, овсяной)
Низкая масса телаСкудное питание мамы может привести к нехватке питательных веществ, что чревато отставанием в росте и развитии малыша. Детям, имеющим маленький вес, стоит начать давать каши, а также овощные и фруктовые пюре
Склонность к запорамТакое неприятное явление может не только доставлять дискомфорт, но и причинять болезненные ощущения маленькому человечку. Если запоры у малыша появляются слишком часто, имеет смысл ввести в меню дополнительные источники клетчатки: фрукты (чернослив, яблоки), каши (овсяная, пшеничная, гречневая), овощи

Важно! Идеальная пища для грудного ребёнка – это материнское молоко. Вопрос о введении в рацион малыша других продуктов питания следует решать с врачом педиатром с учётом особенностей конкретного ребёнка!

В таблице ниже приведены нормы введения прикорма для малышей в 5 месяцев:

Наименования продуктаКоличество в день (в граммах)
Каша80-100
Фруктовое пюре30-40
Овощное пюре40-70
Растительное масло5
Печенье (детское)5
Соки30

Пятимесячный малыш активно проявляет интерес к процессу приёма пищи. Маме следует поощрять кроху и не препятствовать ему в таком важном этапе развития, как изучение продуктов питания. Стоит купить для малыша отдельную посуду, пусть это будет тарелочка с забавными животными или яркими машинками. При выборе детской посуды обязательно нужно обращать внимание на состав изделия – он не должен содержать вредных и опасных веществ.

Совет! Покупайте посуду для ребёнка только в специализированных детских магазинах. Обязательно спрашивайте у продавцов сертификат качества на товар.

Большинство малышей в этом возрасте ещё не сидят самостоятельно. Маме может кормить малыша, держа его на коленях. Также в продаже сейчас имеется большое количество стульчиков для кормления, с возможностью регулировать положение спинки. Такие модели подойдут даже для пятимесячных детишек.

Одна из распространённых ошибок, которые совершают молодые мамы при введении прикорма, — это использование бутылочек со специальными сосками, позволяющими кормить малыша жидкими кашами и пюре. Делать этого категорически не следует. Это может привести к нарушению пищевого поведения ребёнка, а также проблемам с аппетитом в старшем возрасте.

Режим дня

Правильно организованный детский режим способствует гармоничному развитию малыша, укрепляет центральную нервную систему и помогает детскому организму восстанавливать силы.

Сон

Здоровый сон просто необходим для формирования иммунитета малыша и развития головного мозга и нервной системы. Большинство малышей ещё просыпаются на ночные кормления. Происходит это, как правило, не чаще одного раза за ночь. Если говорить о физиологических потребностях ребёнка, то можно сказать, что в 5 месяцев дети вполне готовы к отказу от приёмов пищи в ночное время. Именно сейчас самое благоприятное время для того, чтобы приучить малыша спать всю ночь, не просыпаясь. Для этого попробуйте не давать ребёнку молоко, если он проснётся. Можно заменить его компотом или чуть подслащённой водичкой. В скором времени дети привыкают к отсутствию пищи ночью, и начинают спать до утра, переставая будить домочадцев по ночам.

Норма сна для пятимесячного ребёнка – 14 часов в день. Из них ночной сон должен составлять не меньше 8-9 часов, остальное время приходится на отдых в дневное время суток. Большинство малышей спят днём два раза в сутки, но есть и те, кому для полноценного отдыха необходим трёхразовый дневной сон.

Прогулки

Ребёнок в 5 месяцев очень любознателен, и прогулки являются для него не только оздоровительной процедурой, но и средством познания окружающей среды. Малыш с удовольствием разглядывает опавшие листья, лужи, цветы, пробегающих мимо животных. С пятимесячным ребёнком лучше всего выходить на прогулку в то время, когда он не спит. Это не только будет способствовать его развитию, но и освободит для мамы несколько свободных часов, которые она может посвятить домашним делам или себе.

Длительность прогулок должна составлять не менее 2 часов. В 5 месяцев мозг малыша продолжает развиваться, и ему просто необходимо хорошее снабжение кислородом для правильного функционирования.

Совет! Гулять с малышом нужно в любую погоду (за исключением сильного шквалистого ветра, грозы и метелей). Это будет способствовать укреплению защитных сил детского организма!

Массаж и гимнастика

Для правильного физического развития малыша большое значение имеют физические нагрузки. Они необходимы для укрепления мышечного аппарата, совершенствования опорно-двигательной системы, улучшения кровообращения и повышения эластичности сосудов.

Массаж для пятимесячного ребёнка должен включать в себя поглаживания, похлопывания, растирания. Делать его лучше всего вечером после купания. Однако, на некоторых детей массаж оказывает бодрящее действие, поэтому понаблюдайте за своим ребёнком: если после массажа он долго плачет и успокоить его крайне сложно, лучше всего будет перенести процедуру на дневное время суток.

Гимнастика с пятимесячным ребёнком должна также проводиться ежедневно. Упражнения, которые можно выполнять конкретно вашему малышу, должны подбираться индивидуально при помощи медицинского работника. Их можно узнать у патронажной медсестры, которая должна осматривать грудного ребёнка один раз в месяц.

Купание

Водные процедуры нравятся практически всем детям в этом возрасте. При купании малыша можно использовать различные приспособления, которые сделают этот процесс удобнее для мамы и интереснее для малыша. Это могут быть горки, матрасики, круги, шапочки для купания. Если малыш уже сидит сам, можно предложить ему специальное сиденье для купания (такой вариант подойдёт только тем деткам, которые могут сидеть без посторонней помощи). Температура воды во должна составлять около 36-37 градусов. Если кроха беспокойно засыпает, можно добавлять в ванну различные травы, например, лаванду, ромашку или череду. Они обладают успокаивающим действием, и помогут малышу быстрее заснуть.

Купать ребёнка в пять месяцев следует через день. Если дома жарко, или малыш сильно и часто потеет, водные процедуры следует проводить каждый день.

  • Автор: anatomia seo
  • Распечатать

moy-kroha.info

Развитие ребенка на пятом месяце от рождения

Ребенку пятый месяц — что нового происходит в его жизни, как меняется поведение, какие навыки приобретает кроха? Конечно же, многое будет зависеть от того, сколько внимания ребенку уделяли родители в первые месяцы его жизни. Если с крохой занимались, общались, стимулируя его развитие, то 5-й месяц, вернее, достижения малыша, станут наградой для взрослых за старания.

К концу пятого месяца жизни ребенок многое умеет, например, совершает целый ряд манипуляций с игрушками и предметами, качая их, кидая, толкая, рассматривая. Если понаблюдать за крохой, в руки которого попала новая игрушка, можно заметить много интересного. Во-первых, малыш станет рассматривать ее со всех сторон. Во-вторых, обязательно попробует на зуб.

Действия крохи, которому пошел 5-й месяц, не хаотичны, а последовательны и продуманны, что свидетельствует о скачке в его развитии.

Физические изменения

Для малыша 5-й месяц — это очередная прибавка в весе. Физическое развитие идет своим чередом, и к этому времени кроха весит около семи килограммов или немного больше. За 5-й месяц малыш наберет еще порядка 700 граммов и прибавит в росте до 3 см. С момента появления на свет кроха прибавит в росте до 14-15 см.

Родителям малышей, тщательно отслеживающих их развитие, нужно быть готовыми к тому, что показатели физического развития крохи не будут полностью соответствовать нормам. Небольшие отклонения не должны стать поводом для паники. Дети растут по индивидуальному графику и имеют свои особенности. Приведенные же выше нормы условны – об этом не стоит забывать.

Одно из самых важных событий, с которым ассоциируется 5-й месяц развития малыша, — это повышение уровня двигательной активности. К концу месяца кроха порадует родителей новыми навыками, научившись переворачиваться с живота на бок и обратно.

Естественно, что умения эти не станут внезапными. Им обязательно будут предшествовать долгие попытки крохи самостоятельно сменить положение. Родители помогут немного помочь ребенку, подперев его под бок валиком из пеленки.

Практически все малыши на пятом месяце жизни уже умеют самостоятельно переворачиваться со спины на живот, тогда как в обратном порядке переворот получается выполнить у единиц. Как правило, этот навык осваивается ближе к полугодовалому возрасту.

Переворачивания малыша — это существенное достижение, подтверждающее его физическое развитие. Такие переворачивания готовят кроху к скорому освоению навыков сидения и ползания.

Как изменяется психика малыша

В психическое развитие крохи 5-й месяц жизни приносит новые изменения. Самое важное достижение — это активная реакция на близких людей. Малыш уже четко различает своих и чужих, радуется, когда видит родителей, узнает их лица на расстоянии и всем своим видом показывает, что счастлив их видеть.

Стоит отметить, что малыши не просто узнают родителей – они становятся внимательными к деталям, подмечая макияж на лице мамы, новую прическу или цвет одежды. Именно поэтому родителям нужно постараться в этот период не слишком экспериментировать с внешностью, чтобы не напугать малыша.

Узнает малыш близких не только по внешности, но и по голосу. Если кроха слышит приближение незнакомых людей, он может проявить недоверие и отказаться идти на контакт.

Дети на пятом месяце жизни по-прежнему очень привязаны к маме, поэтому только в ее присутствии чувствуют себя уверенно и в безопасности. Мама, учитывая это, не должна оставлять кроху наедине с не внушающими ему доверия людьми, показывая, что она всегда рядом и готова прийти на помощь.

Развитие речи в 5 месяцев

На пятом месяце малыш четко различает интонации в голосах взрослых, окружающих его. Он четко понимает, когда мама сердится или расстроена, и может вместе с ней расстроится и даже заплакать. Если взрослые обращаются к ребенку ласково, приветливо и дружелюбно, он чувствует волну позитива и старается поддержать разговор гулением. Кстати, 5-й месяц — это заметное совершенствование гуления, которое переходит на новую стадию: начинаются «трели», в которых прослеживаются отдельные слоги.

Кроха лепечет, стараясь повторить то, что услышал от взрослых, при этом не использует язык и губы, задействуя исключительно гортань. Малыш лучше справляется с гласными звуками, которые начинают звучать более правильно. В целом, на 5-м месяце гуление — это серьезная подготовка к развитию речевых навыков в скором будущем.

Когда малыш гулит и зачем? Чаще всего кроха гулит, когда находится в хорошем расположении духа. Кроме того, малыш может гулением пытаться привлечь к себе внимание взрослых, пробует повторять услышанные от них звуки.

Развитие эмоциональной сферы

Какие еще достижения свидетельствуют о том, что эмоциональная сфера малыша переходит на новый этап развития? Интересно, что именно 5-й месяц является тем периодом, когда кроха начинает не только проявлять интерес к отражению в зеркале, но и отличать свое отражение от маминого. Кроха проявляет интерес к любой новизне, осматриваясь в новом помещении, рассматривая новые предметы, попадающие в его поле зрения.

Чувства малыша на 5 месяце — это фонтан эмоций. Кроха уже:

  • понимает, что плохо, а что хорошо (на примитивном уровне);
  • испытывает радость;
  • умеет веселиться;
  • боится;
  • раздражается;
  • возбуждается и пр.

Родители, наблюдая за развитием крохи, обязательно должны находить время на то, чтобы с ним поиграть, почитать ему и просто пообщаться.

Как развивать зрение малыша?

Как уже было отмечено выше, 5-й месяц открыл для крохи новые возможности. Если раньше он умел различать предметы и лица, расположенные на расстоянии 30-40 см, то к пятому месяцу способен разглядывать предметы с намеренной фокусировкой взгляда, независимо от расстояния, на котором они расположены.

Именно поэтому родители должны уделять время развитию зрения малыша, показывая ему предметы на разном расстоянии, карточки разных цветов, игрушки разных размеров.

Какие игрушки выбрать для малыша?

Естественно, что это должны быть погремушки из безопасных материалов, возможно, изображающие людей или животных. У каждой погремушки должна быть удобная ручка яркого цвета. Особенно полезными для развития зрения детей в этом возрасте считаются зеленый, голубой и оранжевый цвет. Дополнительный плюс — звуковые свойства игрушек.

Так же, как и несколькими месяцами раньше, малыша можно увлечь развивающим ковриком, лежа на котором, он сможет щупать, звенеть, трещать, рассматривать и, конечно же, запоминать новые ощущения. Чуть позже, когда кроха научится сидеть, ему можно будет купить кубики и пирамидку, с которыми он сможет проводить время, развивая внимание и моторику рук.

rebenkoved.ru

Развитие новорожденного ребенка — пятый месяц жизни

В статье мы поговорим о том, как проходит развитие новорожденного ребенка – пятый месяц жизни младенца, который характерен рядом новых особенностей и навыков.

В этом возрасте малыш становится более эмоциональным: чаще и осмысленнее улыбается, смеется, издает различные звуки. Развитие новорожденного ребенка на пятом месяце касается и его моторики, двигательных рефлексов: перевороты становятся одним, из любимых занятий малыша, а кроме этого, он старается принять сидячее положение, сменить позицию и изучить новые движения. Именно на этом этапе большинство детей учатся сидеть, а также совершенствуют те умения, которыми овладели ранее. Для начала, определим норму физиологических показателей.

Норма массы тела и роста младенца

Развитие новорожденного ребенка в возрасте пяти месяцев предполагает, что его масса должна составлять от шести с половиной, до семи с половиной килограмм, при этом допускается отклонение в один килограмм. Согласно стандартам, на пятом месяце малыш весит практически в два раза больше, чем сразу после рождения. Например, если младенец родился весом три с половиной килограмма, то в пять месяцев его масса достигнет значения, близкого к семи килограммам.

Что касается роста, то 5-ти месячный ребенок обычно имеет показатели от шестидесяти трех до шестидесяти пяти сантиметров, при этом допускается отклонение в три сантиметра. Именно за этот месяц младенец подрастает в среднем на два сантиметра, а масса увеличивается на семьсот грамм.

Рефлексы пятимесячного ребенка, которые относились к безусловной форме, практически пропадают, так как наступает новая фаза развития. Последним пропадает проявление рефлекса Моро – максимум на последних днях пятого месяца. Календарь развития ребенка предполагает проявление новых навыков и умений, которые приходят на замену безусловным рефлексам, о которых мы поговорим подробнее.

Новые навыки малыша: что должен уметь в 5 месяцев?

1. Младенец еще не умеет сам держать спину, для того, чтобы находиться в сидячем положении, однако если ему есть за что удержаться ручками, или же кто-то поддержит тело сзади, ребенок в 5 месяцев может отлично сидеть. 2. Когда малыша берут в области подмышек, придав ему вертикальную позицию, он может стоять, не сгибая при этом ноги и держась практически прямо. 3. Когда младенца берут на руки, поместив его горизонтально на руках, так, что лицо смотрит на пол, он инстинктивно поднимает голову и верх тела до определенной степени, удерживая такую позицию. 4. Развитие ребенка в 5 месяцев предполагает, что при попытке притянуть его к себе за руки, из лежачего положения, он сам начинает подтягиваться, удерживая при этом голову. 5. Когда 5-ти месячный ребенок лежит на спине, он приподнимает руки и ноги, изучая их, стараясь попробовать укусить и рассмотреть. 6. Перевороты становятся одним из любимых движений младенца. 7. Когда ребенок лежит на животике, для него не составляет труда подняться на предплечья и удерживать голову. 8. В 5 месяцев ребенок умеет фокусироваться на предметах, тянется к ним, в то время как они двигаются, стараясь ухватить.

9. К этому возрасту мышцы малыша уже становятся более развитыми и окрепшими, поэтому вполне можно практиковать следующее упражнение: малыш лежит на животе, его голова приподнята, и в это время он делает активные движения руками и ногами.

ritty.ru

Пятый месяц жизни малыша

le>

В этом возрасте кроха превращается в маленького исследователя: с интересом рассматривает и трогает разные предметы, внимательно наблюдает за действиями близких, смеется и гулит, призывая к общению.

Я скоро буду ползать!

В возрасте 5 месяцев у детей появляются некоторые особенности, связанные с развитием двигательных навыков. Мышцы ребенка становятся все крепче, он осваивает новые движения.

Кроха так быстро переворачивается со спины на живот и пробует повернуться обратно, что порой бывает очень трудно уследить за ним. Кроме того, при таком быстром изменении положения угол обзора окружающего пространства меняется так скоро, что малыш, перевернувшись на животик или на спинку, с удивлением начинает разглядывать окружающее: «Где я? Что изменилось?»

Перевернувшись на животик, кроха опирается на ладони выпрямленных рук и приподнимает туловище, пытаясь рассмотреть все вокруг. В этом возрасте возникают первые попытки ползания. Причем все дети осваивают навык ползания по-разному. Некоторые «ползут» на спине, отталкиваясь ногами, согнутыми в коленях. Другие малыши – на животе, по-пластунски, не отрывая тело от поверхности. Третьи, «по-лягушачьи» лежа на животе, группируют ручки и ножки вместе, а затем отталкиваются от пола, теряют равновесие и проползают вперед.

Наблюдать за такими забавными попытками перемещения иногда бывает очень смешно. Тем не менее, возникновение потребности в самостоятельном передвижении – важный этап в физическом и интеллектуальном развитии крохи, который знаменует переход на новую ступень активного освоения ребенком окружающего пространства. Можно помочь ребенку обучиться навыкам ползания с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Тянемся-ползем». 2–3 интересных крохе игрушки или предмета расположите на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Покажите малышу сначала одну игрушку: поместите ее в поле зрения, привлекая внимание, словами побуждайте кроху ползти к вам: «Посмотри, что у меня есть. Протяни ручки, ползи скорее сюда – я дам тебе игрушку. Смотри, какая она красивая» и т.д. Затем зафиксируйте в поле зрения вторую игрушку и т.д. Прекращайте упражнение сразу, как почувствуете, что кроха начал уставать.

Упражнение «Я ползу!». Постелите одеяло на пол и положите малыша на животик. Подставьте свою ладонь крохе под пяточки. Почувствовав опору, малыш будет отталкиваться от руки, пытаясь переместиться вперед. Для поддержания интереса положите перед ним на небольшом расстоянии игрушку. Игрушки для занятий должны привлекать своим внешним видом, быть хорошо заметными на фоне той поверхности, на которой лежит ребенок (например, надувные игрушки, яркие разноцветные мячи и шарики, блестящие предметы). После того как кроха дотянется-доползет до игрушки,  обязательно  похвалите  его.

В этом возрасте малыш способен тянуться рукой к предмету, целенаправленно глядя только на него. Этот навык свидетельствует о сформированности системы «глаз – рука». На этом этапе развития движения скоординированы – малыш может быстро, не раздумывая, схватить нужный предмет. Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. В этом возрасте формируется так называемый «ладонный захват» – ребенок берет предметы всей ладонью. Для формирования этих умений полезно выполнять следующее упражнение:

Упражнение «Увижу – схвачу!». Положить малыша на животик и на расстоянии 70 см от лица медленно перекатывать из стороны в сторону небольшой яркий мячик. Ребенок будет стараться схватить его.

На пятом месяце малыша можно чаще сажать в специальный детский шезлонг, придавая ему полусидячее положение. Когда ребенок сидит, ракурс обзора окружающего увеличивается: малыш свободно может вертеть головой, смотреть в любую сторону, не нагружая мышцы шеи (как, например, в положении лежа на животе). Кроме того, остаются свободными руки – значит, можно взять игрушку, рассмотреть ее, выполнить с ней какие-то действия. Свобода движений подталкивает малыша к освоению навыков манипуляций с предметами: брать, перекладывать из одной руки в другую, стучать друг об друга, кидать на пол. Действий с предметами становится больше.

В этом возрасте среди детей популярна игра в «бросалки». Кроха берет игрушку из рук мамы и с силой бросает ее подальше от себя. Мама поднимает и отдает игрушку малышу – игрушка вновь летит на пол. Такая игра вызывает приятные эмоции у ребенка – он громко смеется, когда мама в очередной раз наклоняется за игрушкой и вдруг появляется откуда-то снизу с игрушкой в руке. Кроме того, отлично развивается координация движений. Позже малыш научится следить за полетом игрушки и отыскивать взглядом то место,  куда  она  упала.

«Внимание! Внимание!»

Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Пятимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает. Возрастает интерес к  собственному  отражению  в  зеркале.

Упражнение «Это мама, это я!» Подержите малыша перед зеркалом. Пусть он внимательно рассмотрит отражение в нем. Покажите  ребенку,  где  мама,  а  где  он.

Игры с зеркалом способствуют личностному развитию ребенка, освоению им своего образа: малыш получает первые представления о своей внешности. Позже он начнет узнавать себя не только в зеркале, но и на фотографиях, видео.

Пятимесячный малыш способен удерживать внимание в течение 1–3 минут. Особенно долго и внимательно он может смотреть на новые для него предметы и действия, которые и представляют живой интерес. Для развития внимания подойдут  следующие  упражнения.

Игра «Волшебный фонарик». Посветите фонариком перед малышом, лежащим на животе. Кроха не отрываясь будет следить за перемещением светового пятна по полу или стене. Перемещайте луч света медленно, давая крохе возможность  сосредоточить взгляд.

Игра «Представление начинается». Разыграйте перед крохой небольшую сценку-сказку, используя куклы-перчатки, пальчиковые куклы или мягкие игрушки. Движения «актеров», разные голоса и интонации героев привлекают малыша. Он учится рассматривать персонажей, сосредоточивать свое внимание на действии, следить за перемещением игрушек-артистов, вслушиваться в произносимые ими диалоги.

Пятимесячный кроха проявляет способности к простейшим аналитическим действиям. Для развития мыслительных процессов и  внимания  полезна  такая  игра.

Упражнение «Экран». Игрушка «забегает» за экран (лист белой плотной бумаги А4) и «выбегает» с другой стороны экрана. Несколько раз показав ребенку этот трюк, вы увидите, что он направляет свой взгляд на ту сторону экрана, откуда должна выбежать игрушка, ждет ее появления и радуется, когда игрушка появляется. Таким образом, малыш устанавливает очень значимую для его развития истину: предмет не перестает существовать, пропав из поля зрения.

Следующая игра способствует формированию способности устанавливать причинно-следственные  связи.

Игра «Где собачка?». Малыш может находиться у мамы на коленях. Покажите ребенку игрушку, а затем накройте ее платочком, приговаривая: «Это собачка. Ой, она спряталась! Где же наша собачка? Куда она убежала? Давай ее отыщем!». Малютке очень нравится такая игра, он самостоятельно снимает платочек и радостно гулит или улыбается,  когда  находит  под  ним  игрушку.

Звуки музыки

В этом возрасте появляются новые особенности слухового восприятия. Пятимесячный ребенок не только поворачивает голову, услышав какой-либо звук, но пытается найти его источник, даже если он трудно различим. Малыш живо реагирует на звук шагов, и когда кто-нибудь входит в комнату, чутко улавливает интонацию голоса окружающих. Он проявляет любопытство к звукам, которые произносит сам, обнаруживая при этом, что звук голоса меняется, если положить в рот палец или игрушку. Ему нравится слушать музыку, и он часто оживляется при звуках  ритмичной,  бодрой  мелодии.

Попробуйте хлопать ладошами в такт музыке, подпевать. Для прослушивания музыки и движения под нее подойдут самые разнообразные мелодии: громкие и тихие, спокойные и быстрые. Совсем скоро малыш научится различать изменения в ритме.

Для развития слухового восприятия и внимания познакомьте кроху с простыми музыкальными инструментами: колокольчиком, бубном, металлофоном. Их звучание малыш будет различать уже сейчас, и вполне возможно, что именно эти первые игры дадут импульс к развитию музыкальных  способностей.

Развиваем осязание

Осязание и тактильная чувствительность играют важную роль в процессе освоения крохой окружающего пространства. Интерес малыша направлен на изучение игрушек и других предметов: познание их свойств, восприятие фактуры материала, формы, цвета. Кроха рассматривает игрушку, ощупывает ее пальчиками, тянет в рот, задействовав множество рецепторов органов чувств: зрения, осязания, слуха. Взаимодействие разных ощущений складывается в целостное восприятие окружающей среды, обеспечивает развитие сенсорной (чувственной) сферы  ребенка.

Упражнение «Как пищит уточка?». Предложите крохе небольшую резиновую игрушку. Она должна быть выполнена из мягкой резины, чтобы ее удобно было сжимать, приложив небольшое усилие. Показав, как пищит игрушка, протяните ее малышу. Кроха попытается сжать игрушку, чтобы получить тот же звуковой эффект. Такое упражнение укрепляет мышцы рук и кисти, а также развивает тактильную чувствительность пальцев. Эта игра хорошо развивает восприятие: малыш учится сопоставлять зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

На специальную перекладину у шезлон-га или детского турничка подвешивайте разные на ощупь игрушки. Это развивает способность ребенка брать разные предметы, ощупывать их то левой рукой, то правой. Малыш в возрасте 5 месяцев уже чувствует потребность брать все предметы в рот: для него это путь познания. Губы и язык – очень хорошие органы осязания, поэтому взрослый должен предлагать ребенку только те предметы, которые он может брать в рот без опаски (например, резиновые, пластмассовые игрушки). Предметы должны иметь такие формы и размеры, чтобы ребенок не смог их проглотить, а если они падают на пол – чтобы их можно было помыть. Полезно давать малышу для изучения и манипуляций предметы быта: небольшие кастрюли, ложки, крышки, пластиковые контейнеры для крупы.

Поговорим?

Малыш проявляет возрастающий интерес к словам, которые произносят взрослые. Его собственный звуковой репертуар существенно расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков (а, о, у, ы) и некоторые согласные (б, д, л, м, к), произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га», «ба-ба-ба», «ма-ма», «да-да-да»). Многие родители очень радуются первым произнесенным крохой «словам» – например, «мама» или «баба». Но, по сути, этот набор звуковых сочетаний, произносимых малышом, не связывается в его представлении с конкретным образом предмета или человека. Пока ребенок произносит звуки-слова неосознанно, желая продлить контакт со взрослым,  тренируя  речевой  аппарат.

Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр  голоса,  интонации. Упражнение «Поговорим на твоем языке». Общаясь с малышом, можно попробовать имитировать те звуки, которые он произносит. Интерес ребенка к общению повышается: он завязывает своеобразную «беседу» – активно двигает ручками и ножками, высовывает язычок, улыбается, гулит, певуче  тянет  звуки,  воркует.

Упражнение «Потрогай звук». Малыш начинает проводить эксперименты со своим голосом  – произносить звуки, по-разному сочетая их друг с другом. Повторяйте звуки вслед за ним, положив пальчики малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего  голоса  и  дрожание губ.

Регулярные речевые игры в сочетании с движениями (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), чтение ребенку детских стишков и потешек способствуют тренировке артикуляционного аппарата крохи, активизации нервных центров головного мозга,  отвечающих  за  речь.

В это время накапливается словарный запас: малыш запоминает названия предметов. Называйте каждый предмет, которым заинтересуется ребенок, или сами указывайте на предметы, находящиеся в комнате. Четко и медленно проговаривая звуки, назовите этот предмет несколько раз. Например: «Посмотри, это мяч. Гляди, какой мяч разноцветный – красный и желтый. Возьми мяч. В ручке у Сашеньки яркий мяч». Некоторые дети уже в это время пытаются отыскивать взглядом предметы, которые называет мама.

В этом возрасте младенец начинает активно проявлять инициативу в общении с окружающими людьми. Теперь ребенок сам старается идти на контакт: гулит, агукает, улыбается, желая  привлечь  внимание  взрослого.

Ребенок отличает мамин голос от других голосов, чувствует себя комфортнее в окружении близких, так как уже может отличить своих от чужих. Незнакомцы теперь могут вызвать у него настороженную реакцию. Познакомьте малыша с новым человеком: объясните, кто пришел к вам в гости, как его зовут. Пусть кроха проявит любопытство: осмотрит гостя, потрогает, убедится в «безопасности» чужого человека, сидя на руках у мамы. Помните, что негативная реакция ребенка на встречу с незнакомцем и нежелание общаться с новым в его жизни человеком – это нормальное и естественное поведение. Малыш учится отделять своих от чужих, выделять отдельного человека из общего фона. Не торопите события, дав крохе привыкнуть к незнакомцу – через некоторое время детское любопытство возьмет верх.

Помните, что «своими» ребенок считает тех людей, которые занимаются и взаимодействуют с ним почти каждый день. Бабушка или дедушка, которые редко приходят в гости, автоматически являются для ребенка «чужими», поэтому кроху надо каждый  раз  вновь  знакомить  с  ними.

Для эмоционально-личностного развития ребенка очень важно преобладание у него позитивного настроения. В этом возрасте малыши хорошо различают интонацию голоса. Поэтому недопустимо разговаривать в присутствии ребенка на повышенных тонах,  сердиться  на  него,  выказывать  гнев.

Крохе жизненно необходимо регулярное общение и взаимодействие с матерью:

Мамино присутствие. Кроха постоянно нуждается в присутствии мамы. Это не значит, что нужно не отходить от малыша ни на шаг. Выполняя работу по дому, занимаясь своими делами, сделайте так, чтобы малыш вас видел или слышал. Работающая мама пусть заведет себе за правило каждый день уделять время для общения с малышом – время, когда мама принадлежит только ему и не отвлекается на посторонние дела. В таком нежном возрасте очень сильна физическая и духовная связь с матерью, и лишать ребенка важного  для  него  общения  не  стоит.

Нежные поцелуи. Склонившись над малышом, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках, ножки, пяточки. Такие прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела, почувствовать любовь  и  ласку  матери.

Общение через прикосновения. Каждый день делайте крохе массаж. Осторожно погладьте и помассируйте ему ручки, плечи, ножки, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении  духа.

Хорошее настроение. Старайтесь делать так, чтобы ребенок рядом с вами чувствовал себя спокойно и удобно, был уверен в своей безопасности и получал как можно  больше  положительных  эмоций.

Эмоциональный контакт с матерью и другими родственниками остается важным стимулом для личностного, интеллектуального и физического развития. Ласковая забота о малыше формирует его чувства и делает  его  любящим  и восприимчивым. 

Важные достижения пятого месяца:

  • ребенок переворачивается со спины на животик, пробует перевернуться обратно;
  • тянется рукой к предмету, целенаправленно глядя на него, захватывает предмет всей ладонью;
  • лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук и приподнимает туловище;
  • стоит и переступает ногами при поддержке под мышками;
  • берет предметы, чтобы рассмотреть их;
  • осваивает новые действия с предметами: хватает, притягивает к себе, удерживает, толкает, вертит, опускает;
  • удерживает внимание в течение 1–3 минут;
  • овладевает способностью устанавливать причинно-следственные связи (например, разжимает кулачок, чтобы игрушка выпала);
  • берет все предметы в рот, исследуя их с помощью губ и языка;
  • осваивает большинство гласных звуков (а, о, у, ы) и некоторые согласные (б, д, л, м, к), произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га», «ба-ба-ба»);
  • отличает знакомого человека от незнакомого;
  • проявляет любопытство к незнакомым людям, находясь на руках матери ребенок переворачивается со спины на животик, пробует перевернуться обратно;
  • тянется рукой к предмету, целенаправленно глядя на него, захватывает предмет всей ладонью;
  • лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук и приподнимает туловище;
  • стоит и переступает ногами при поддержке под мышками;
  • берет предметы, чтобы рассмотреть их;
  • осваивает новые действия с предметами: хватает, притягивает к себе, удерживает, толкает, вертит, опускает;
  • удерживает внимание в течение 1–3 минут;
  • овладевает способностью устанавливать причинно-следственные связи (например, разжимает кулачок, чтобы игрушка выпала);
  • берет все предметы в рот, исследуя их с помощью губ и языка;
  • осваивает большинство гласных звуков (а, о, у, ы) и некоторые согласные (б, д, л, м, к), произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га», «ба-ба-ба»);
  • отличает знакомого человека от незнакомого;
  • проявляет любопытство к незнакомым людям, находясь на руках матери.

Источник фото: Shutterstock

www.9months.ru


Смотрите также