Post Icon



Пятый месяц ребенок


Пятый месяц жизни ребенка

Начинается пятый месяц жизни ребенка. К концу четвертого месяца малыш научился переворачиваться с живота на спинку и обратно, держать головку лежа на животе и приподниматься на ручках. На пятом месяце жизни ребенок будет развивать эти умения.

Малыш стал более активным и подвижным, поэтому за ним нужно более тщательно присматривать, чтобы он не упал с края дивана или какой-либо другой поверхности. Хотя он еще и не ползает, зато очень резво передвигается, перекатываясь с живота на спинку.

Помимо перекатываний любимым упражнением малыша остается поднимание ножек вверх и их изучение с помощью рта. Также он учится выполнять упражнение «аэроплан»: лежа на животике поднимает голову вверх, выпрямляет спинку, раскидывает руки в стороны и приподнимает ножки.

В этот период малыш уже пытается подползти к яркой игрушке, которую ему очень хочется взять. Конечно, до полноценного ползания ему еще далеко. А пока он только учится подтягиваться на ручках. Все эти упражнения необходимы ребенку для развития мышц и подготавливают его к ползанию.

На пятом месяце жизни ребенка развиваются и его ручки. Он может уверенно брать и держать погремушки, перекладывать их из одной руки в другую. Малыш может даже держать свою бутылочку. Предлагайте ему различные по форме и по текстуре игрушки, так у него лучше будет развиваться мелкая моторика и тактильные ощущения. Продолжайте делать массаж пальчиков. Кстати, намного больше игрушек малыши любят такие предметы как ложки, кружки, крышки и т. п. Размещайте игрушки так, чтобы малышу приходилось дотягиваться до них и даже немного подползать.

Носите малыша на руках по всей квартире. Подносите его поближе к различным незнакомым предметам, чтобы он мог их получше рассмотреть, рассказывайте ему об этих предметах. Так у него развивается стремление познавать окружающий мир.

Еще одним любимым занятием на пятом месяце жизни ребенка является общение. Малыш уже может произносить отдельные гласные и согласные. Его улыбка, смех и слезы сейчас вполне осознанны. Малыш улыбается не только потому, что сыт и потребности удовлетворены, но и потому, что рад видеть маму. Может заплакать не только от голода или боли, но и от обиды, что его проигнорировали или отобрали игрушку. Хорошо узнает близких, которые с ним живут. А чужих может испугаться.

На пятом месяце можно начинать приучать ребенка к чашке и ложке. Конечно, сам он их сразу держать не сможет, но это и не нужно. Главное, чтобы малыш знал, что пить и кушать можно не только из маминой груди и своей бутылочки.

Введение прикорма на пятом месяце жизни ребенка

В этот период жизни малыша можно вводить прикорм, предварительно посоветовавшись с педиатром. Начинать нужно с одной чайной ложечки в день. Лучше если это будет каша или овощное пюре, в состав которого входит 1 – 2 компонента, не больше.

Для приготовления первых пюре для малыша подойдет кабачок, картофель, капуста или морковь. Желательно, чтобы овощи были со своего огорода, без нитратов. Отварите овощи без соли, разотрите и смешайте с овощным отваром так, чтобы пюре было жидким, как кефир. Не забывайте, что каждый новый продукт нужно давать малышу, начиная с одной чайной ложечки в начале кормления. Внимательно наблюдайте, не появилась ли у малыша аллергическая реакция, не испортился ли стул.

За пятый месяц жизни ребенка его вес увеличивается на 600 – 700 г, а рост на 2 см. Тело малыша становится очень гибким, а сам он – очень активным, подвижным и любознательным.

Продолжайте делать малышу массаж и гимнастику. Во время массажа к поглаживаниям можно добавить растирания и легкие постукивания пальцами. А к гимнастике – упражнения стоя. Придерживайте малыша подмышки в вертикальном положении, и он будет стоять. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Итоги пятого месяца жизни ребенка

— хорошо удерживает головку;

— переворачивается с живота на спинку и обратно;

— уверенно держит игрушку и играет с ней;

— тянет ноги ко рту и сосет пальцы на ножках;

— узнает родителей;

— произносит гласные и согласные звуки;

— с удовольствием изучает новые предметы и обстановку.

Своими достижениями и открытиями о пятом месяце жизни ребенка обязательно поделитесь в комментариях.

be-happywoman.ru

Ребенок в пятый месяц жизни

Вот и наступил пятый месяц жизни вашего крохи. Он ознаменуется важными психологическими открытиями и новыми физическими навыками.

В 5 месяцев ребенок в физическом плане развивается более интенсивно, так как его тело становится более крепким, гибким.

Физиологическое развитие

В 5 месяцев ребенок должен увеличить свой вес от рождения в 2 раза. Вес малыша приблизительно будет составлять 7 килограммов. К концу 5 месяца кроха уже будет готов к прикорму – малыш начинает захватывать губами пищу (если вы дадите крохе овощное пюре, то он сможет его проглотить).

Режим дня ребенка в 5 месяцев полностью меняется. К примеру, не удивляйтесь если ваш ребенок:

  • Станет меньше кушать ( вместо привычных 6 раз, он будет просить пищу 5 раз с интервалом в 4 часа);
  • Днем малыш должен спать 3 раза по 2 часа и ночью – полноценных 10 часов.

Психоэмоциональное развитие

Малыш в 5 месяцев четко различает, где свой, а где чужой. Он не доверяет незнакомым лицам и кроха явно не пойдет на руки к постороннему человеку. При этом связь с мамой очень крепкая.

В конце 5 месяца жизни малыш хорошо будет отличать интонации в голосе: если к нему обращаться ласково, то он в ответ улыбнется, если сердиться, то кроха расплачется.

Что умеет малыш в 5 месяцев?

Ребенок в 5 месяцев:

  • Стремится встать самостоятельно, но к сожалению, вы увидите, что у него это еще не очень получается.

Попробуйте поддерживать вашего малыша под ручки в попытках стоять самостоятельно и вы увидите, как он сможет так простоять около 5 минут.

  • Может самостоятельно потянуться за любимой игрушкой и взять ее в руки.
  • Осознанно захватывает игрушки и держит их в руках.
  • Сидит в течение 10 и более минут самостоятельно, иногда без какой-либо поддержки.
  • Длительно гулит нараспев, показывая, что ему нравится слушать самого себя.
  • Любит музыку.

Режим дня

Что делать с режимом дня у ребенка в 5 месяцев? Сон у детей в 5 месяцев должен стать длиннее – приблизительно 10-11 часов. Когда малыш бодрствует очень важно проводить с ним занятия гимнастикой на 10 минут. Это позволит ему полноценно ощущать возможности своего тела.

У некоторых малышей в 5 месяцев начинают резаться зубы. Чтобы облегчить болевые ощущения крохи, приобретите ему специальные грызуны (продаются в аптеках). На улице малыш больше не хочет спать – ему важно рассматривать все то, что происходит вокруг.

Обучающие моменты

Первое, чему может взрослый научить маленького ребенка в 5 месяцев – это общаться, играть, владеть игрушками. Выбирайте яркие игрушки, которые на расстоянии привлекают внимание крохи.

Игрушки развивают восприятие малыша, его мышление, активность, познавательную функцию. Как можно чаще играйте с крохой – показывайте, что мячик можно не только брать в руки, но и отталкивать ножкой, колечки достаточно свободно нанизываются на пирамиду, а вот эта игрушка запоет, если нажать на кнопку. Не ждите от малыша того, что он какие-то движения сразу же начнет повторять за вами. Изначально он сделает что-то не так, по-своему, но уже через месяц-два сможет повторить все в точности.

Развитие речи

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, ведь 5 месяцев – это тот возраст, когда кроха начинает активно подражать речи взрослого человека. Если прислушаться к лепету малыша, то его «речь» будет наполнена гласными и многими повторяющимися гласными. Вы можете услышать что-то вроде «ба-ба-ба», «да-да-да», «гу-гу-гу», «ке-ке-ке», «ня-ня-ня» и т.д.

Играйте с крохой в игру «вверх-вниз». Поднимайте малыша вверх, и произносите при этом «вверх», затем опускайте вниз и говорите «вниз». Таким образом, ребенок начнет понимать, что происходит и каким образом отличаются слова, движения.

Ощущения крохи

Кроха в 5 месяцев иначе начинает воспринимать окружающий его мир. Еще месяц назад он делил все свои ощущения только на «хорошо»/ «плохо». Вы можете заметить реакции ребенка в виде радости, возбуждения, страха, плача, повышенной настороженности, веселья, восторга.

Кстати, лепет, агуканье малыша можно распознать как просьбу или жалобу. Если ребенку что-то не понравится, он обязательно даст вам это понять своей мимикой, эмоциями.

Проявляйте больше эмоций к своему малышу – держите его чаще на руках, целуйте его, разговаривайте с ним, рассказывайте о своем дне. Воспринимайте малыша как полноценного члена семьи, который просто обязан знать, что происходит в жизни его родителей и в его, кстати, тоже.

Кормление

Нужно ли начинать прикорм в 5 месяцев? Именно этот вопрос волнует многих мамочек. Врачи-педиатры рекомендуют продолжать в 5 месяцев вскармливать малыша исключительно грудным молоком или же молочной адаптированной смесью. Докармливать ребенка овощными, фруктовыми пюре или же творожками не нужно. Не переживайте, вы еще все успеете.

Конечно, вы обратите внимание на то, что в 5 месяцев малыш начнет активно проявлять интерес к пище взрослых. Вы можете только дать крохе что-то попробовать лизнуть, но кушать еду пока не нужно. Прикорм вводится только тогда, когда крохе исполнится 6 месяцев.

Резюме

Итак, что должен уметь и что умеет ребенок в 5 месяцев?

  • Должен удвоить свой вес от рождения;
  • Сидеть при поддержке спины, опираясь за что-то руками. Помните, что ребенок самостоятельно сидеть пока не умеет;
  • Стоять на ножках при поддержке подмышки;
  • Рассматривает свои руки и ноги в лежачем положении;
  • Делает перевороты с живота на спину и наоборот;
  • Произносит слова «ма», «на», «ба», «бу», «да», «ня» и т.д. Малыш может произносить эти звуки довольно долго, как бы напевая;
  • Ребенок любит разговаривать сам с собой;
  • Малыш узнает маму, папу и людей из близкого окружения;
  • Ребенок берет игрушки руками;
  • Кроха спит по 10-11 часов ночью и по 3 раза продолжительность в 2 часа днем.

На 5 месяце жизни ребенка обязательно уделяйте время массажу крохи, а также общению и исследованию окружающего мира.

Читайте также:

medportal.su

Развитие ребенка в 5 месяцев: вес и рост

Пятый месяц жизни очень важен для становления малыша. Развитие ребенка в 5 месяцев ускоряется, в его жизни начинаются серьезные перемены. Родители радуются первым попыткам самостоятельного передвижения ползком и первым внятным словам. У многих уже проглядывает первый зубик. Появляется много новых физических навыков. Ребенок самостоятельно меняет различные позы, переворачивается, все увереннее управляет своим телом, а оно становится все крепче и послушнее.

Одновременно происходят значимые психологические открытия. Заметнее становятся признаки социальной адаптации малютки. Ему нравится узнавать родных, он понимает обращенный к нему тон и реагирует на него, учится общаться при помощи все более выразительных улыбок и лепета. В этот период закрепляются и совершенствуются ранее полученные навыки, и появляется много новых.

Физиология малыша на пятом месяце

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев переходит на новую стадию. В этот период малютка подрастает и прибавляет в весе не так быстро, как раньше. Параметры роста пятимесячного младенца варьируются от 64 до 68 см. Это значит, что прибавка в росте составляет около 15 см с момента рождения. Вес к этому времени увеличивается примерно в два раза и находится теперь в диапазоне от 6 до 8 кг. В течение этого месяца он вырастет в среднем на 2 см и поправится на 0,7 кг.

Иногда в 5 месяцев ребенку удается опередить развитие: вес и рост могут превышать общие нормы. Причем по статистическим данным мальчики весят обычно на 0,6 кг больше, чем девочки, а рост их отличается от роста девочек на 2 см. Ребенок больше времени проводит не в состоянии сна, а активно бодрствуя в течение дня.

Новые навыки и умения на 5 месяце

Некоторым пятимесячным детям уже удается переворачиваться с живота на спину и наоборот. Как только они осваивают и закрепляют такое умение, к ним приходит мысль не останавливаться на достигнутом. Продолжаются попытки движений руками и ногами: по-пластунски, в лежачем положении, не отрывая животика от поверхности. Такие жесты больше напоминают плавание и предупреждают о том, что малыш в скором времени должен поползти. В этот момент следует быть особенно осторожными и не оставлять ребенка на открытой поверхности даже на небольшой высоте, ведь падение хотя бы с 30 см может его всерьез травмировать.

У него пока еще не получается сидеть без поддержки, зато младенец удобно будет чувствовать себя в полусидячей позе, например, в детском стульчике или просто в подушках. Для него это будет самое лучшее положение для поддержки спинки. Более того, ему уже так сильно хочется попробовать себя в роли взрослого, что если взять его руками под мышки в вертикальном положении, он будет упираться прямыми ножками в пол, да еще и перебирать ими, имитируя ходьбу. Если малыша, находящегося в положении лежа, взять за руки, то он сам подтянется за них и будет удерживать голову, не давая ей запрокинуться назад. Движения эти пока рефлекторные, но малыш их закрепляет в памяти и повторяет позднее уже осознанно.

Навыки координации движений

Особенности развития ребенка 5 месяцев заключаются в совершенствовании двигательных навыков. В 5-тимесячном возрасте у крохи уже получается крепко сжимать кулачки, ловко завладевать погремушкой или пальцем мамы, удерживая их двумя руками, приближая к своему лицу, а также перекладывать из одной руки в другую. Стремление к взрослению проявляется в умении самостоятельно удерживать бутылочку с водичкой или смесью, что доставляет огромное удовольствие малышу, следящему за одобрительным взглядом мамы.

Лежа на животе, малютка сам умеет приподниматься на локтях и твердо удерживать головку. Таким образом, нормы развития ребенка в 5 месяцев заключаются в следующем:

  • ему очень хочется встать на ножки, а при поддержке он сможет продержаться несколько минут в вертикальном положении;
  • он может долго находиться в полусидячем положении, у него получается самостоятельно садиться, подтягиваясь с помощью рук;
  • может сознательно захватывать предметы и удерживать их двумя руками;
  • живо переворачивается на бочок, а также с живота на спину и обратно;
  • он долго издает певучие звуки и наслаждается, прислушиваясь к ним.

Совершенствование ловкости рук

Малыш развивает и совершенствует сноровку, как приподнимать голову и плечи, лежа на животике. Точка опоры перемещается у него с локтей на кисти, а время, которое он способен продержаться в этой позе, увеличивается с 1 минуты до 5 минут, тем более что с такой позиции ему гораздо интереснее разглядывать мир вокруг.

Нового уровня достигает и регуляция движений. Жесты рук теперь координируются с помощью зрения: ребенок точно может дотянуться до интересующего его предмета, независимо от направления и расстояния.

Развитие ребенка на 5 месяце жизни позволяет почувствовать изменение в мелкой моторике рук: малыш долго удерживает предмет, берет его у взрослых, перекладывает из одной руки в другую, нажимает на кнопки. Мамина помощь в овладении новыми движениями заключается в массаже ладоней, тренировке со сгибанием и разгибанием пальцев, совместных играх с погремушками и другими яркими интересными предметами.

Ребенка начинает интересовать собственное тело, что проявляется в ощупывании своих конечностей. Со стороны это выглядит смешно, но нормально для их возраста, не стоит стараться остановить ребенка, наоборот, надо прокомментировать, как называются эти части тела.

Сколько спит ребенок в 5 месяцев

Ребенок в 5 месяцев уже подрос, его развитие и режим меняются. Здоровый младенец в возрасте 5 месяцев, если он хорошо поел и его ничего не беспокоит, может проспать ночью в течение 10 часов, не просыпаясь для ночного кормления. Чтобы получить такой результат, мать старается обеспечить рационально организованный дневной покой своей малютки. Для этого ей следует разбить дневной сон на три 2-хчасовых промежутка.

Первый раз укладывают ребенка по окончании 2-х часов утреннего бодрствования. Лучше всего провести это время на прогулке, потому что именно утром сон на свежем воздухе, особенно при благоприятной погоде, пойдет малышу на пользу. Второй раз кроху укладывают спать после обеда, и снова это можно совместить с прогулкой, особенно в теплое время года. Третий раз приходится уже на вечер.

Современные педиатры рекомендуют придерживаться именно такого режима сна для пятимесячного ребенка, считая его разумным. При условии, что малыш уснул слишком крепко и проспал больше 2-х часов, его надо бережно разбудить, чтобы не нарушить устоявшийся распорядок дня. То же самое следует делать, если он проснулся раньше, чем через 2 часа: уложить его в привычное время.

Режим сна и бодрствования зависит от характера и условий жизни. Иногда младенцы даже могут перепутать день с ночью, но если правильно организовать режим, маме будет легче справляться с воспитанием ребенка.

Питание в 5 месяцев

В этот период происходят изменения в режиме дня младенца, поэтому рекомендуется перевести его с шестикратного кормления на пятиразовое, соблюдая днем промежутки между ними в 4 часа. Норма питания составляет уже около литра молока в день. Малыш не дремлет во время приема пищи, а активно насыщается.

Теперь ему уже не требуется материнская грудь для убаюкивания. Наступает удачное время, чтобы отучить его от привычки засыпать во время сосания груди, поэтому дневной сон рекомендуется начинать укачиванием, а не кормлением. Только перед ночным сном надо как следует накормить ребенка. Для него это будет не только получение питания, но и возможность успокоиться, в результате малютка будет крепко спать ночью.

Получающим грудное молоко пятимесячным детям еще не требуется прикорм, им хватает тех полезных веществ, которые они получают с молоком матери. Если малышу не хватает маминого молока и он капризничает, плохо набирает вес, его следует переводить на смешанное вскармливание, используя при этом сначала безмолочные каши, а спустя какое-то время и молочные. Каши могут быть рисовыми, гречневыми, кукурузными. В рацион детей, находящихся на искусственном вскармливании, прикорм был введен уже в четырехмесячном возрасте.

До 5-тимесячного возраста малыш питался только жидкой пищей. Но в пять месяцев кроха может кушать гомогенизированное негустое детское пюре, и большинство мам уже начинают добавлять его в рацион ребенка, хотя педиатры советуют подождать с введением прикорма до следующего месяца.

Вводить новые продукты в меню детей нужно по одному и осторожно, обязательно наблюдая за его стулом и кожей. Если появилась сыпь, изменился цвет кала, то новое питание необходимо отменить.

Режим питания не изменился. В пятимесячном возрасте допустимо вводить прикорм в случаях, когда:

  • у мамы не хватает молока;
  • малютка плачет, недостаточно прибавляет в весе;
  • его беспокоит живот;
  • мало пачкает памперс.

В таких случаях нужно получить консультацию педиатра. Он должен определить диагноз и посоветовать нужный прикорм.

Психическое и умственное развитие

Пятимесячному ребенку уже отлично известно его близкое окружение, заслуживающее доверия, он прекрасно отличает своих от чужих, к которым начинает демонстрировать недоверчивость, поэтому согласится пойти на руки не к любому, кто его позовет.

У малыша прекрасно получается различать интонацию говорящих людей. Ласковый тон вызывает у него улыбку, а сердитый голос может привести к плачу. Если раньше все свои чувства он мог разделить только на комфорт и дискомфорт, то теперь возникает множество новых оттенков: возбужденность, удовольствие, опасение, грусть, тревога.

Болтовней кроха может выражать различные просьбы. Он умеет демонстрировать неудовольствие, если его что-то не устраивает. Его раздраженный крик выразит протест, когда у него заберут заинтересовавшую его погремушку или положат в кроватку, а ему хочется еще поблаженствовать на ручках у мамы.

Большой окружающий мир открывается для малыша, и он пытается изучить все предметы не только визуально, но и на ощупь, а заодно и на вкус. Когда игрушка почему-либо перестает интересовать младенца, он может ее уронить и забыть о ней. Буквально месяц назад любая вещь, попавшая в руки крохи, сначала оказывалась во рту и обследовалась на вкус, а потом уже подробно рассматривалась. Но сейчас первым делом ребенок вертит ее, разглядывает со всех сторон, даже трясет, и только потом отправляет в рот.

Слух малютки в этот период настолько тонкий, что он вертит головой, в попытке обнаружить первоисточник даже самого тихого шороха. Практически все малыши обожают ритмичную музыку и активизируются, услышав оживленную жизнерадостную мелодию.

Развитие речи

В пятимесячном возрасте ребенок пытается подражать разговору взрослых, в частности интонации. Продолжается формирование и совершенствование речи малютки, который расширяет объем произносимых гласных и согласных звуков, целых слогов, экспериментируя с их комбинациями.

Такой лепет образуется иногда частыми, неоднократными воспроизведениями повторяющихся слогов. Эти детские словечки еще не имеют пока никакого смысла, но уже радуют родителей. Восторженная реакция окружающих будет побуждать малютку снова повторять сочетания звуков, которыми ему удалось привлечь внимание и одобрение родителей. А иногда ему нравится разговаривать самому с собой.

Игры

В плане общения малыш уже начинает динамично взаимодействовать со взрослыми. Он сам предлагает и охотно поддерживает общую игру, например, может бросить игрушку, чтобы мама ее подняла и вернула ему. Психологическое значение игры заключается в подсознательном закреплении у ребенка стабильности его положения в мире и в семье. Это очень весомый фактор: формируется доверие к окружающим, которое помогает гармоничному личностному развитию.

Все ребятишки обожают популярную игру в «ку-ку», без которой не вырос ни один младенец, и которая сильно влияет на отношения мамы и малыша. Это для него значимое доказательство материнской любви – мама думает о нем и разыскивает его. Нравятся малышам игры, связанные с воспроизведением звуков разных животных. Для всестороннего формирования крохи ему будут необходимы несколько красочных игрушек, желательно звучащих.

Умный и любопытный пятимесячный малыш уже постиг значение таких слов, как «нельзя», умеет откликаться на слова «дай», «на», «иди ко мне». Восторги малыша вызывают двигательные игры, когда его подбрасывают в воздух, держа под мышки.

Рекомендуется читать деткам книжки, показывать картинки, рассказывая стишки и потешки. Желательно продолжать знакомство ребенка с наименованиями разных домашних предметов при осмотре помещения с малюткой на ручках, а также с физическими свойствами вещей, предлагая их потрогать.

Гимнастика

В этот период все педиатры советуют не забывать о массаже и гимнастике. Это требует всего нескольких минут, но дает очень ощутимый эффект. Малыш постигает основы управления своим телом. Для обучения ползанию, крохе необходимо пространство. Упражнение заключается в том, что под пятки ему подставляют взрослую ладонь, чтобы можно было от нее оттолкнуться и продвинуться вперед.

Некоторые родители обучают своих деток плаванию, которое много дает для здоровья ребенка и ускоряет его развитие. Систематические плавательные тренировки расширяют легкие, улучшают координацию движений. Тренированные детишки быстрее становятся на ножки и начинают бегать. Чтобы малышу нравились занятия плаванием, процедура должна ограничиваться 10 минутами, а само занятие превратиться в занимательную игру.

Существует много комплексов упражнений для малышей. Все они направлены на развитие опорно-двигательной системы, больше всего на укрепление спинных мышц, потому что в скором времени крохе предстоит учиться сидеть. Такие занятия требуют ежедневно от 20 до 30 минут. Желательно сопровождать их ритмичной музыкой или счетом для формирования чувства ритма.

Развитие недоношенного ребенка в 5 месяцев

Процесс развития ребенка, родившегося раньше срока, зависит от уровня его недоношенности. Очень важную роль в его развитии играет любовь и преданность родителей.

Развитие недоношенного ребенка в 5 месяцев начинает выравниваться. К 5 месяцу у недоношенных детей исчезает спастический тонус конечностей, который пугал в первые месяцы. Приходит время начинать общаться с ним и развивать. Малыш уже умеет реагировать на звуки, поворачивать голову в их сторону, узнавая их источник. Движения становятся более осмысленными. Младенец начинает издавать различные звуки, интересуется окружающими, на лице у него появляется улыбка. Хорошее настроение проявляется веселым смехом. Он может захватывать интересную для него игрушку руками.

Недоношенный малыш требует гораздо больше внимания и заботы от родителей, только в этом случае он постепенно догонит своих ровесников.

Пятимесячный ребенок продолжает освоение инструментов общения: он улыбается, смеется, лепечет. Все это становится более выразительным, наполняется смыслом. Его движения все более активны и маневренны: он может перевернуться, стремится подтянуться в сидячее положение, свободно вертит головой и удерживает ее, рассматривая что-то интересное.

Пять месяцев – это время, когда закрепляются и совершенствуются уже полученные раньше умения и происходит переход на новую стадию, позволяющую ребенку сидеть и ползать.

pups.su

Всестороннее развитие ребенка на пятом месяце жизни

Малыш растёт, познаёт мир, радует своих родителей хорошим аппетитом и активностью днём, а ночью – спокойным сном. Несмотря на весь позитив общения с ребёнком, у родителей неизбежно возникают некоторые сомнения и опасения относительно того, насколько правильно протекает развитие их малыша. Интересующую информацию родители могут найти на специализированных сайтах в сети Интернет, а в книжных магазинах можно приобрести специальную литературу. Ответы на свои вопросы молодые мама и папа могут получить и в педиатрическом кабинете детской поликлиники.

Родителей волнует масса вопросов: они хотят знать, что должен уметь делать их пятимесячный ребенок, какой должна быть масса его тела и рост, сколько он должен спать, есть и играть, можно ли разнообразить его питание и т.д. Что же меняется в жизни малыша, когда ему исполняется 5 месяцев? Как помочь ему расти здоровым и познавать наш мир только с лучшей стороны? Об этом мы и расскажем в этой статье.

Важные достижения 5-месячного малыша

Социальное развитие

Важной ступенью в развитии 5-месячного ребёнка является его повышенный интерес к людям, которые его окружают. Ребёнок в этом возрасте не просто легко распознаёт окружающие его лица и идентифицирует их как «чужих» и «своих». Новые и незнакомые люди вызывают у него тревогу, но ровно до тех пор, пока он не убедится, что они для него не представляют никакой угрозы. После этого малыш внимательно изучает их лица, запоминает и пытается вступить с ними в контакт, используя свой нехитрый арсенал – очаровательную улыбку. Это важный момент его социального развития и адаптации в обществе.

Восприятие мира (органы чувств)

Развитие зрительных навыков позволяет ребенку подолгу фиксировать взгляд на одном объекте, расположенном от его глаз на расстоянии 40-50 см. Он уже может фокусировать свой взгляд и на предметах, расположенных от него на большем расстоянии. Он самостоятельно выбирает глазками объект для наблюдения и в течение 15-20 минут изучает его.

Малыш с удовольствием слушает чужую речь, прислушивается ко всем звукам, которые слышит вокруг себя. Ему также доставляет удовольствие слушать собственный лепет. Многие детки в этом возрасте охотно забавляются тем, что громко произносят разнообразные звуки и подолгу прислушиваются, улавливая звуковое эхо и наслаждаясь результатом своих стараний и звуковым эффектом, которого им удалось добиться.

Процесс познания мира у 5-месячного ребенка происходит не только посредством тактильного контакта и зрения. Малыш познаёт мир всеми доступными ему способами: что-то он пробует «на зубок» или на вкус, что-то познаёт на слух, также изучает живые и неживые предметы по их запаху и на ощупь. Малыш учится тактильно и визуально распознавать мягкие и твёрдые предметы, изучает их форму, элементы, из которых они состоят.

В этой связи родителям необходимо следить за тем, чтобы к нему в руки не попадали мелкие и опасные предметы: пуговицы, булавки, зубочистки, спички, скрепки, бусины и т.д. Все предметы, которые вы даёте ему для изучения, должны быть безопасными и чистыми, чтобы исключить вероятность заражения малыша каким-либо инфекционным заболеванием, гельминтозом и прочими болезнями.

Двигательные навыки пятимесячного ребенка

Родители обычно обеспокоены вопросом, насколько развитым на свой возраст должен быть малыш и какими навыками он уже должен владеть. Этот вопрос часто звучит в кабинете педиатра, в задачу которого входит не только осмотр состояния здоровья ребенка, но и контроль результатов его общего развития.

Родителям необходимо понимать, что каждый ребенок индивидуален, от других детей он отличается не только внешне, но и характером, особенностями физического и психического развития, психологического состояния. Однако для каждого возраста есть средние показатели, которые свидетельствуют о том, что ваш ребенок развивается нормально. Все эти показатели – это общие критерии, определяющие или подтверждающие правильное направление в развитии малыша или вскрывающие наличие у него отклонений в развитии.

Если ваш малыш ещё не владеет каким-либо навыком, необходимым к этому возрасту, не расстраивайтесь: все дети развиваются по-разному. Возможно, ваш ребёнок умеет делать то, что ещё только предстоит освоить его сверстникам. Если врач исключил нарушения в развитии вашего 5-месячного малыша, то в своё время он овладеет всеми необходимыми навыками.

Родителей часто интересует, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев. Основные двигательные навыки, которыми должен владеть ваш малыш, сведены в таблице ниже.

№ п/п Навык Применение
1 Самостоятельный переворот на спинку/бок/животик. Итак, ребенок уже умеет переворачиваться с живота на спину и наоборот
2 Пытается самостоятельно сесть из положения лёжа. Он уже пробует занимать на полу сидячее положение, а если у него под спиной вдруг обнаружится надёжная и мягкая опора, то даже попробует сесть.
3 Долго сидит, если для спины есть надёжная опора.
4 Любит лежать на животе, играя с игрушками или рассматривая комнату. На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.
5 Находясь на животе, старается двигаться вперёд или ползти. Находясь в положении лёжа на животе, он делает уже вполне осознанные попытки перемещаться: занимает позу лягушонка и, отталкиваясь ножками, пытается продвинуться вперёд.
6 Наблюдается улучшение двигательной активности рук и ног. Руки ребенка не знают покоя: с их помощью он изучает все предметы, до которых может дотянуться или которые дают ему родители. Умеет играть со своими ручками, любит их подолгу рассматривать, изучает их движение.

Рукам 5-месячного малыша ещё не хватает цепкости и ловкости, но хватательный рефлекс хорошо развит. Он легко берёт игрушку, притягивает к себе, хорошо удерживает её в руке и подолгу рассматривает. На 5 месяце ребенок уже умеет брать предмет не двумя руками, а одной ручкой.

Пятый месяц жизни – это период, когда малыша уже можно обучать навыкам ползания. Для этого его выкладывают на животик, а перед ним на небольшом расстоянии кладут яркую игрушку. Любопытство и желание дотянуться к игрушке вынуждают малыша делать движения, характерные для ползания.

Технику ползания он только начинает осваивать, движения его чаще неправильные и неточны, поэтому родители должны помочь ему. Достаточно обеспечить ему «упор ножками», подставив под его ступни ладошку – малыш почувствует, что, отталкиваясь ножками, можно продвинуться вперёд, этот навык будет им быстро освоен. В следующий раз этой опорой может стать спинка кровати или стена: ребенок сможет самостоятельно нащупать ножками опору и воспользоваться ею для продвижения вперёд.

Любые попытки малыша делать новые движения и приобретать новые навыки должны стимулироваться и поощряться родителями. Предлагайте 5-месячному малышу к изучению самые разнообразные предметы, которые отличаются формой, текстурой и размером. Активное их изучение ребёнком будет способствовать его быстрому и качественному развитию.

Физическое развитие

В пятый месяц жизни малыша заметно меняются некоторые его физические параметры. Например, в весе он прибавит около 600-700 гр., а его рост увеличится на 1,5-3 см. Величина окружности головы ребенка станет больше на 1 см, а обхват его груди увеличится на 1,5-2 см.

Таблица физических показателей ребенка в 5 месяцев

№ п/п Физические данные Показатель (средняя величина)
1 Рост 63 – 67 см
2 Масса тела 7,300 – 7,900 г
3 Окружность головы 42 – 43 см
4 Обхват грудной клетки 40 – 41 см

Заметно увеличится его двигательная активность, расширится диапазон навыков, улучшатся рефлексы, зрение, появятся первые навыки речи. Малыш уже уверенно лежит на животике, пытается ползти, он легко поднимает головку, подолгу и прямо удерживает её, крутит ею по сторонам, рассматривая всё вокруг. Держа игрушку в руке, он подолгу её рассматривает со всех сторон, а если случайно роняет, то уже умеет отыскивать её глазками.

К 5 месяцам из статуса пассивного наблюдателя малыш должен приобрести статус активного участника событий, происходящих вокруг него. За счёт отлично развитого хватательного рефлекса он не только способен притянуть к себе любой объект, находящийся в зоне его досягаемости. Малыш уже пытается привстать на ножки в кроватке или манеже, держась за бортики.

Завидев родителей, ребенок пытается непременно привлечь к себе их внимание, используя почти все свои способности. Оставаясь временно без родительского присмотра, малыш не скучает. Его любопытство и новые двигательные навыки открывают перед ним огромные возможности познавать мир, и он этим пользуется, изучая себя и всё, к чему может дотянуться.

Поскольку малыш всё ещё продолжает пробовать все «на зуб», родители должны следить за тем, чтобы в зону его досягаемости не попали острые, ядовитые и опасные предметы.

Психическое развитие

В возрасте 5 месяцев малыш начинает активно познавать и изучать мир во всём его разнообразии, включая общение с незнакомыми людьми. К незнакомцам ребенок относится с осторожностью, а затем – с готовностью к общению, которую он выражает всем своим видом, понимая, что незнакомец не опасен для него. Вместе с тем 5-месячный малыш хорошо различает и разделяет людей по принципу «свой/чужой».

Самым близким «своим» человеком малыш считает того, кто находится при нём постоянно – кормит его и поит, играет с ним, укладывает спать и т.д. Так, если мама вынуждена ежедневно уходить на работу, то привязанность малыша к бабушке или няне может быть большей, нежели к родной матери. Женщины должны помнить об этом, выбирая карьерный рост и жертвуя общением со своим ребенком.

Если в комнате собирается много взрослых людей, малыш всеми силами старается привлечь к себе их внимание и быть в центре происходящего вокруг. Он обращает на себя их внимание посредством различных звуков и криков, издаваемых им, может бросаться своими игрушками или даже плакать – в ход идут все навыки и способы привлечения внимания.

Если говорить о речи ребенка в возрасте 5 месяцев, то малыш уже умеет связывать звуки между собой и с удовольствием лепечет, независимо от того, находится ли он в одиночестве или в компании. Посредством звуков ребёнок в 5-месячном возрасте выражает все свои эмоции – как положительные, так и отрицательные.

Для детей этого возраста характерно «пение» гласных звуков. Малышу очень нравится, что он сам является «музыкальным инструментом» и умеет издавать разнообразные звуки, поэтому он может длительное время предаваться «пению». Вскоре ребенок будет учиться произносить согласные звуки – родители уже сейчас могут помочь ему осваивать некоторые из них.

Начинайте с изучения твёрдых и звонких согласных, повторяйте чаще ребенку такие слоги, как «ба-ба-ба», «бу-бу-бу», «ма-ма-ма» и т.д. Во время «пения» малыш разрабатывает свой речевой аппарат, учиться управлять потоками воздуха, правильно дышать. Поэтому родители должны всячески стимулировать его к этому процессу – проговаривать или «распевать» звуки.

  • Инструменты познания мира

На данном этапе развития ребенка его действия уже подчинены определённому алгоритму. К примеру, если он видит игрушку, то старается достать её, взять в руку, рассмотреть, изучить и применить в игре. Этот простой алгоритм малыш использует относительно всех предметов, которые видит. Главное, чтобы все они были для него досягаемыми и абсолютно безопасными.

Слух и зрение ребеночка в 5 месяцев становятся намного острее, он лучше различает предметы, идентифицирует их по величине, размеру и цвету, проводя аналогию с уже знакомыми ему предметами. Малыш любит изучать лица взрослых людей: ощупывает лица близких людей ручками, трогает пальчиками их нос, губы, брови, пытается заглянуть им в рот и потрогать зубы, язык. Он желает изучить строение их глаз и ушей, дёргает всех за волосы.

Звуки окружающей среды очень привлекательны для 5-месячного малыша – он тщательно прислушивается ко всем звукам, некоторые старается запомнить и пытается повторить. Ему интересен звонок мобильного телефона, голоса, доносящиеся из телевизора или ноутбука, планшета. Малыш может часами лежать и слушать звуки дикой природы, играя со своими руками или игрушками. Увеличивается и расстояние (2,5–3 м), на котором ушкам малыша доступны звуки.

Малыш великолепно реагирует на любой контакт с родителями: он заливается смехом, когда, играя с ним, его подбрасывают и щекочут, когда ему показывают различные предметы и поют песенки. Любое внимание и участие малыш приветствует и щедро одаривает широкой улыбкой всех, кто проявляет к нему интерес.

Развитие речи

Одним из наиболее важных признаков развития малыша в 5 месяцев является способность реагировать определённым образом на звуки, которые он слышит.

Сам ребёнок ещё не умеет осмысленно строить собственную речь – он лишь учится издавать звуки и «складывать» их в простые слоги. Процесс развития речи у малыша протекает уже более активно: он много и подолгу «лепечет», издавая различные звуки и изучая их. Его речевой аппарат тренируется, создавая почву для осмысленного произношения звуков.

Внимательные родители могут заметить, что малыш с каждым днём произносит всё больше новых звуков, складывая их в различные комбинации и звуковые цепочки. Пассивный словарный запас ребёночка расширяется быстрее, если родители часто общаются с ним и помогают ему в освоении новых звуков. Для этого существует целый спектр различных игр, направленных на развитие речи у детей до 1 года.

Учёными был установлен факт, что дети любой национальности в возрасте 4-5 месяцев начинают произносить одинаковые звуки. Даже детки с ограничением слуховых возможностей лепечут не меньше, чем абсолютно здоровые малыши. Различия в речи возникают тогда, когда малыши уже понимают значение слов, могут самостоятельно идентифицировать звук и связать с конкретным явлением или предметом.

Развивающие упражнения, занятия и игры

Все родители желают видеть своих детей здоровыми, развитыми физически и умственно. Природа щедро наделяет некоторых детей различными талантами, которые проявляются едва ли не с пелёнок. Но гениями дано быть не каждому, поэтому с самого рождения с малышом необходимо общаться: разговаривать, играть, не оставлять его без внимания, даже если он ещё ничего не понимает в этих играх. Точной даты, когда он научиться воспринимать ту или иную информацию, никто не может дать.

Процесс развития ребенка протекает постепенно и незаметно, родители его не видят – они лишь периодически констатируют его результат, открывая для себя новый навык своего малыша. Кроме того, не стоит забывать, что все дети развиваются по-разному, так как каждый малыш индивидуален.

Малыши очень любят играть с зеркалом, рассматривать в нём отражение близких людей и своё собственное. Позже малыш будет с интересом играть у зеркала и, оглядывая комнату, сопоставлять предметы, видимые в зеркале, с теми, что находятся в комнате за его спиной. В возрасте 5 месяцев ему достаточно видеть в отражении зеркала себя самого на руках у мамы или папы.

Поскольку сам он не умеет сидеть спокойно на руках и всё время крутится, сучит ножками и размахивает ручками, ему будет очень интересно наблюдать за самим собой в зеркале. Очень забавными покажутся ему и рожицы, состроенные родителями. Поднесите его ближе к зеркалу и позвольте ему потрогать своё и ваше отражение. Через несколько недель малыш начнёт понимать взаимосвязь своих движений и изменений, происходящих в «зазеркалье».

Попросите его похлопать в ладошки, улыбнуться, состройте ему смешную рожицу и понаблюдайте за его выражением лица. В первый раз малыш будет насторожен, вскоре осторожность сменится недоумением, но любопытство возьмёт верх, и ребёнок потребует у вас подойти ближе к зеркалу. С этого момента все зеркала в доме станут любимой игрушкой вашего ребёнка. Малыш будет повторять за вами все ваши действия перед зеркалом и с огромным удовольствием любоваться собой.

Если он будет чем-то недоволен или расстроен, поднесите его к зеркалу и обратите его внимание на то, каким некрасивым он выглядит, когда злится или плачет. В большинстве случаев малыши успокаиваются перед зеркалом, особенно если мама улыбается и показывает «хороший пример».

Музыку для ребенка 5 месяцев необходимо включать негромко. Если вы включите музыку и сразу же выключите, малыш быстро поймёт, когда звук есть, а когда его нет. Он также поймёт, что вы управляете этим процессом, и будет требовать включить ему любимую мелодию. Предлагайте ему различную музыку – вскоре вы сами заметите, какая именно музыка ему нравится.

Старайтесь избегать того, чтобы в комнате малыша постоянно звучала музыка, поскольку это вредно для его психики и способствует быстрому утомлению. Малыш может начать капризничать, будет нервничать и беспокойно спать. На каждое время суток необходимо выбрать музыку того типа, который будет отвечать настроению малыша. В некоторых европейских странах для детей включают музыку ещё во время пребывания в роддоме.

К примеру, утром ребенку лучше слушать лёгкую, тихую, спокойную музыку. В дневное время, когда малыш бодрствует, дайте ему послушать какие-нибудь ритмичные музыкальные произведения. Вы даже можете потанцевать с ним на руках перед зеркалом, чтобы ребёнок понял, для чего нужна такая музыка, и заодно учился правильно двигаться. Вечером, когда малыш должен ужинать и готовиться ко сну, желательно ставить ему спокойную, медленную музыку, которая будет действовать на него успокаивающе и убаюкивающе.

Обязательно поясняйте ребенку, какую музыку он слышит: грустную, весёлую, танцевальную. Колыбельная нужна каждому малышу, поскольку, прослушивая её изо дня в день, он быстрее привыкнет к режиму дня и ночи и будет лучше настраиваться на ночной сон. Днём не забывайте ставить ему музыку, под которую он сможет немного «потанцевать». Станьте его первым партнёром в танце!

В возрасте 5 месяцев ребёнка можно знакомить с запахами, для чего ему необходимо предложить понюхать предметы с разными ароматами. Это могут быть запахи совершенно разных продуктов (молока, чеснока, ванили, лимона и пр.), а также духов, шампуня, крема и т.д. Нанесите на ватный тампон немного ароматного вещества и поднесите его к носику малыша, понаблюдайте за его реакцией.

С осторожностью следует подносить ватные тампоны, пропитанные очень резкими или не очень приятными запахами. На некоторые из резких ароматов у ребёнка может возникнуть аллергическая реакция, поэтому начинайте всегда издалека. Ребёнок уловит запах и обязательно отреагирует на него: чаще всего малыш морщит носик или взгляд его становится настороженным. Его необходимо знакомить как с приятными запахами, так и с теми, что не относятся к их числу.

Запахи важны в жизни каждого человека. По запаху мы помним друг друга, и каждый дом, как и человек, также обладает характерным запахом. По запаху мы различаем многие продукты питания. Для взрослых людей свой запах имеют даже сезоны года, некоторые важные жизненные события мы также ассоциируем с определёнными запахами. Реакция деток на различные запахи может быть разной, единство заключается лишь в многообразии их эмоций и мимики в ответ на раздражитель.

Малыша необходимо знакомить с запахами и обязательно ассоциировать их с их источником, называя предмет, которому принадлежит этот запах. Эти навыки помогут ему в будущем дифференцировать все запахи и ароматы, которые будут окружать его. Чтобы малютка вскоре мог сам определить, чем пахнет или на что похож запах того или иного предмета, помогите ему сначала ознакомиться с ними.

  • Игры для развития 5-месячного ребёнка

Игры для малыша являются одной из важных составляющих его изучения окружающего мира. Ему очень нравится быть в центре внимания, он обожает руки мамы и папы, когда они нежно щекочут его, подбрасывают вверх, переворачивают, носят на руках. Самое главное – не забыть вовремя прекратить игру, чтобы малыш не перевозбудился, иначе это плохо скажется на его самочувствии и нарушит спокойствие его ночного сна. Малыш станет капризным, у него может подняться температура тела.

Нервная система ребёнка в пятимесячном возрасте очень ранима, его психическое состояние зависит от ряда факторов: сыт ли он, насколько хорошо выспался, здоров ли? Поэтому игры должны быть строго дозированными, чтобы не переутомлять его. Обязательно играйте с малышом в активные (подвижные) игры, чтобы помочь развитию его скелета и мышечной системы. Заканчивать игровой процесс рекомендуется спокойными играми.

Если ваш малыш «летал на самолётике», его подбрасывали и щекотали, то после серии таких игр необходимо выложить его на животик или на спинку и попытаться «разговорить» его. Он охотно «поболтает» с вами или «споёт» одну из своих песенок. В этом возрасте ему уже можно показывать книжечки с яркими картинками – детки очень внимательно их рассматривают. Таким способом вы легко сможете выровнять дыхание малыша и успокоить его перевозбуждённую нервную систему.

Известно, что детки, с которыми  ещё в младенчестве родители играли в разные игры, развиваются быстрее. Они лучше адаптируются в любом детском коллективе: в детском саду, школе. Все игры можно условно разделить на 3 категории.

№ п/п Тип игрушек Значение игр
1 Штучные игрушки: пищалки, погремушки, моющиеся книжечки с яркими картинками, куколки, поролоновые кубики и мягкие игрушки в виде различных животных. С помощью этих игрушек малыш развивает моторику рук, тренирует двигательные мышцы, на ощупь учится распознавать предметы относительно их размера, фактуры, материала, из которого они изготовлены. Пусть это пока ещё всего лишь тактильные ощущения, а не результат его умозаключения, но вскоре ему достаточно будет одного взгляда, чтобы точно дифференцировать предмет, который он видит. На примере таких игрушек он познаёт окружающий мир.
2 Интерактивные игрушки К этой категории относятся специальные различные музыкальные игрушки, «говорящие» книжечки, пищащие кубики. К ним относятся и развивающие коврики, снабжённые различными «пищалками», погремушками, кольцами, верёвочками и пр. Некоторые мамы умеют самостоятельно изготавливать такие коврики, используя подручный материал. На коврик, сшитый из цветных лоскутков, нашиваются пряжки, пуговицы, нашиваются карманчики с клапанами на липучках, петельки, к которым крепятся металлические или пластмассовые кольца разного диаметра.Выкладывая малыша на такой коврик, можно быть уверенным, что ребёнок долгое время будет занят его изучением.К этой же категории принято относить интерактивные машинки, манежи и ходунки.
3 Развивающие игры с участием родителей К этой категории относятся все игры, которые родители предлагают своему малышу. Это может быть чтение книги, «полёт на самолётике» с помощью папиных рук,  езда «на машинке» (у мамы на коленках) и т.д.

Если вы решили «спеть дуэтом» со своим малышом, это также относится к развивающим играм, поскольку малыш может услышать от вас новые звуки, попытается их повторить и запомнить.

Пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков, пускание с горки машинок и других игрушек – всё это будет интересно малышу и пойдёт ему на пользу.

Примеры игр для 5-месячного ребёнка с участием родителей.

  • Игра на установление причинно-следственной связи

Соорудите нечто вроде горки и спускайте с неё игрушки малыша (машинку, мелкую игрушку, кубик или шарик) или любые другие мелкие предметы. Малышу понравится эта игра – он будет с интересом наблюдать за тем, как предмет скользит вниз по наклонной поверхности.

  • Игра на концентрацию внимания

Для этого родителям понадобятся мыльные пузыри. Малышам нравятся разноцветные шарики, парящие в воздухе. Научите ребёнка следить глазками за мыльным шариком до тех пор, пока он не лопнет. Вы увидите, как восторг на его лице сменяется недоумением – объясняйте ему, что шарик лопнул. Выпуская новые пузыри, обращайте его внимание на пузыри как большого, так и маленького размера.

  • Игра на синхронизацию движений рук

Возьмите две игрушки-пищалки. Желательно, чтобы они были мягкими и легко поддавались пальчикам малыша. Вложите в каждую его ручку по игрушке и предложите сдавить их по очереди. Малыш быстро установит связь между действием руки и звуком, издаваемым сжатой в руке игрушкой. Следующая задача – сжать две руки сразу, чтобы игрушки запищали одновременно. Это занятие способствует развитию моторики пальцев и синхронизации движений рук.

Выложите малыша на животик и поставьте перед ним яркую игрушку так, чтобы она находилась вне зоны досягаемости для него. Затем предложите ребенку дотянуться до неё, помогая ему отталкиваться ножками и побуждая ползти. Подставьте под его ступни свои ладошки, чтобы он смог, опираясь на ваши руки, немного продвинуться вперёд и достать игрушку. Если малыш поймёт, что, отталкиваясь ножками, можно перемещаться, он быстрее научится ползать.

Развитие ребёнка протекает поэтапно, по месяцам. Изменяется не только внешность и физические данные малыша, но и его навыки. Степень развития у детей одного возраста может быть неодинаковой, поэтому равнять своего малыша с другими детками не стоит. Одни навыки один ребёнок осваивает быстрее, другие – с запозданием, но это не страшно, если малыш физически и психически совершенно здоров.

Родители, которые хотят видеть своего ребёнка не только здоровым, сытым и довольным, но и развитым, должны принимать активное участие в его развитии. Они должны находить время для дневных игр с ним и сказок перед ночным сном. Даже на прогулке с малышом старайтесь с ним разговаривать, показывать ему то, с чем он ещё не знаком. Дайте ему потрогать кустик, понюхать цветочек, обратите его внимание на высокое дерево или стаю птиц на земле. С вашей помощью он будет развиваться гармонично и радовать вас своими успехами.

rebenkoved.ru


Смотрите также