Post Icon



Развитие координации у детей дошкольного возраста


Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

Сейтвелиева Э. Э. Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/24/788/ (дата обращения: 27.01.2019).



В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Постановка проблемы: Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование двигательной культуры дошкольников. Использование на физкультурной непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности.

Подготовка к обучению в школе требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физическойподготовленности, развития основных физических качеств, воспитаниеличностныхсвойств у старших дошкольников [1, с. 24].

В периоддошкольногодетства происходит быстрое изменение строения и функций организма,психомоторики, активно развиваются физические способности, среди которых ведущее место занимает координация движений.

Учитывая состояние проблемы, а также то, чтодвигательнаякоординация являются важным компонентом физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, возникла необходимость более глубокого и детального изучения данного вопроса, а также разработки программы физкультурных занятий и методики, направленных на преимущественное развитие двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста.

В современных условиях реформирования системы образования, к дошкольному воспитанию предъявляются новые, более высокие требования, связанные с организацией воспитательно-образовательного процесса, при которой эффективно решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательный процесс в дошкольном учреждении требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физической подготовленности, развития основных физических качеств, воспитание личностных свойств у старших дошкольников [3, с. 67].

Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия [2, с. 16].

Проблемой развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: В. И. Лях; Н. Панфилова; Н. А. Берштейн; А. В. Курганский; Л. Д. Назаренко.

Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение.

С точки зрения В. И. Ляха, координация движений — это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. Чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности.

По определению Л. А. Орбели координация движения — точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего тела, согласование, ведущее к тому, что все наши движения становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих антагонистических мышц.

По мнению В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько, координация — это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи [1, с. 28].

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Еще Т. Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал, как важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью. Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей [4, с. 56].

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Как считает Е. Н. Вавилова и Э. С. Вильчковский, в старшем дошкольном возрасте начинают активно проявляется координационные способности. Но для их совершенствования важно вводить в содержание двигательной деятельности детей упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления.

Развитие координационных способностей осуществляется в нескольких направлениях:

  1. Широкое использование любых упражнений, содержащих элементы новизны;
  2. Постепенное увеличение координационной сложности упражнений, повышение требований к точности и согласованности мышлений.
  3. Совершенствование способности поддерживать равновесие тела.

Рекомендуются следующие методические приемы, повышающие проявление двигательной координации:

1) Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).

2) Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

3) Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.

4) Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.

5) Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки) [3, с. 69].

Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений, а также на её дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.

Развитие координации движений ребенка есть чрезвычайно важный фактор его развития в целом. Координация движений имеет важное значение для всех видов трудовой деятельности, способствует выработке гибкости, точности и плавности движений, развитию глазомера, формирует правильную осанку, вырабатывает чувство равновесия. (Вавилова Е.Н, Викулов А. Д., Бутин И.М) [5, с. 32].

Таким образом, можно сказать, что развитие координации движений ребенка есть чрезвычайно важный фактор его развития в целом.

Литература:

  1. Борисова М. М., Лебедева Л. В. Физическое воспитание дошкольников. Часть 1. — М.: Акапринт, 2005. — 24, 28 с.
  2. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста Киев: Здоров'я, 1976. 16 с.
  3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1978г. 67, 69 с.
  4. Под ред. Филипповой С. О., Понамарева Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников. — Спб., «ДЕТСТВО — ПРЕСС», М., ТЦ «СФЕРА» 2008. — 56 С
  5. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 32 с

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие координации движений ребенка, движение, развитие.

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие...

Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела.

Значимость воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста объясняется четырьмя основными причинами

Работу по формированию координации движений у детей старшего дошкольного возраста, проводится в 3 этапа.

Развитие музыкальных способностей детей старшего... ребенок, старший дошкольный возраст, способность, пение, игра, музыкальная способность детей...

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения...

Также им присуще и определенное отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ)...

Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия.

moluch.ru

Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

Сейтвелиева Э. Э. Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1179-1181. — URL https://moluch.ru/archive/113/29443/ (дата обращения: 27.01.2019).



This article contains material on the development of motor coordination and coordination abilities of children of preschool age. More detailed conditions for the development of co-ordination of the senior preschool children the movements in the immediate educational activities.

Keywords: coordination, physical education, the terms of the coordination of development.

Актуальность исследования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма.

В настоящее время среди специалистов в области дошкольной педагогики, психологии, физического воспитания широко изучаются и обсуждаются вопросы развития координации движений детей дошкольного возраста.Их развитие является одной из важных задач физического воспитания ребенка в дошкольном детстве.

Изучив данную проблему, а также то, что двигательная координация являются одним из важных компонентов физической подготовки детей старшего дошкольного возрастa, возникла необходимость более углубленного и подробного изучения условий, влияющих на развитие координации движений детей дошкольного возраста [3, с.188].

Анализ литературы. Вопросом развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: кандидат педагогических наук В. И. Лях; aспирант Н. Панфилова; профессор В. А. Булкин; отечественный психофизиолог Н. А. Берштейн; кандидат биологических наук А. В. Курганский; доктор педагогических наук, Л. Д. Назаренко.

Целью статьи являются педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности.

Для более детального рассмотрения данного вопроса, необходимо раскрыть определение понятий координации движений и координационных способностей.

Для определения понятия «координационные способности» необходимо знать термин «координация».

Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие [5, с.47].

Координация движения — точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего телa, согласование, ведущее к тому, что все наши движения становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих aнтагонистических мышц (Л. А. Орбели) [2, с.78].

Одной из главных задaч физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Так как значительное воздействие обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка.

Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить двигательные акты; во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних действий к другим в соответствии с требованиями изменяющихся условий.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, a именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей [1, с.112–113].

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организмa.

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста. Как считает Е. Н. Вавилова и Э. С. Вильчковский, в старшем дошкольном возрасте начинают активно проявляется координационные способности. Но для их совершенствования важно вводить в содержание двигательной деятельности детей упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления [6, с.96–97].

Выделяют следующие педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности:

 учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

 эмоциональный комфорт для каждого ребенка;

 использование разнообразных целенаправленных методов и форм развития физических качеств;

 создание предметно-развивающей среды.

1. Учет индивидуальных ивозрастных особенностей детей. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному.Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

2.Эмоциональный комфорт является жизненно важным для ребенка на каждом этапе его развития, от него зависит восприятие ребенком окружающего мира и его психическое здоровье в целом.В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное,комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое,являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [4, с.89–90].

3. Для планирования средств, методов и осуществления целенаправленной работы по воспитанию координационных способностей у дошкольников 5–6 лет необходимо учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе занятий физическими упражнениями. С учетом этого определены основные средства и методы воспитания координационных способностей у дошкольников 5–6 лет. Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности формируется практически во всех упражнениях, применяя методический прием: рассказ и показ детям — что значит свободно, не напряженно, легко.

При этом нужно ориентировать детей на предметное мышление, подражание животным и т. п. Наряду с повторным методом, используемым для воспитания координационных способностей у детей 5–6 лет, актуальным является игровой метод, поскольку ведущим видом деятельности для детей этого возраста является игра. Использование игрового метода в процессе воспитания координационных способностей предусматривает включение в образовательную деятельность дошкольника разнообразных сюжетных, подвижных, музыкальных игр, игр со спортивной направленностью [2, с.137].

4. Создание предметно-развивающей среды. Под физкультурно-игровой средой мы понимаем обеспечение тесного взаимодействия в пространстве дошкольного образовательного учреждения всех видов двигательной активности, соответствующих возрасту детей, направленных на воспитание координационных способностей. Создавая физкультурно-игровую среду, направленную на воспитание координационных способностей детей 5–6 лет в образовательном пространстве ДОУ, особое внимание мы уделили методическим аспектам проведения различных форм физкультурных занятий [1, с.88].

Литература:

  1. Грохольский Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. — Мн, 1992.
  2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991.
  3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1978г.- С.56
  4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: Издательский центр «Академия» 2001.
  5. Шебеко В. Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Учебное пособие. — 3-ие изд., перераб и доп. — М.: «Академия», 1998.
  6. Шишкина В. А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, способность, ребенок, педагогическое условие развития координации движений, развитие координации движений детей, непосредственная образовательная деятельность, игровой метод, старший дошкольный возраст, физическое воспитание, физкультурно-игровая среда.

moluch.ru

Развитие координации движений у дошкольников

Прежде чем поговорить о том, какие упражнения будут полезными для развития координации у детей дошкольного возраста, скажем несколько слов о самом понятии.

Итак, координация — упорядоченная работа мышц тела в связи с необходимостью выполнения определенной задачи. Координация — это почти всегда движение. Также в это понятие входит умение сохранять равновесие в неудобных положениях, чувствовать ритм, ориентироваться в пространстве.

Детям просто необходимо работать над развитием координация хотя бы потому, что согласованное функционирование мышц станет залогом для нормального роста и гармоничного развития.

Развитие координации у детей подразумевает целый ряд согласованных процессов, способных создать условия для эффективной работы ЦНС. Ответственными за развитие координации у детей являются взрослые — родители и педагоги, имеющие отношение к воспитанию и обучению.

Что нужно знать, планируя тренировки для развития координации?

Тренировать координацию у детей смогут упражнения, рассчитанные на совершенствование их двигательной активности. Нужно, чтобы упражнения выполнялись с разной скоростью, были разнообразными и интересными. Также важно, чтобы упражнения для развития координации являлись:

  • упорядоченными;
  • организованными;
  • обеспечивающими необходимую нагрузку;
  • ограниченными во времени выполнения.

Правильно подобранные упражнения, ускоряющие развитие координации, положительным образом отразятся и на развитии ловкости у детей.

Оценка уровня подготовки

Прежде чем начать подбирать упражнения, стимулирующие развитие координации у детей, нелишним будет определить уровень их подготовки. Это помогут сделать простые тесты, которые можно провести в домашних условиях:

  1. Предложите ребенку соединить большой палец с каждым из пальцев на каждой руке по очереди.
  2. Покажите малышу, как из большого и указательного пальца сделать «кольцо», предложите ему попробовать это сделать на обеих руках по очереди.
  3. Покажите ребенку, как из двух пальцев — указательного и мизинца – можно сделать «козу». Предложите ему повторить задание, используя обе руки поочередно с теми пальцами, которые должны участвовать в игре.
  4. Чтобы проверить межполушарную координацию, предложите малышу выбрать из предварительно подготовленных емкостей с белой и красной фасолью левой рукой красную, правой — белую. Очень важно, чтобы малыш делал это одновременно, сортируя фасоль по емкостям.

Если у малыша наблюдаются нарушения координации движений, то он вряд ли сможет справиться даже с самыми простыми заданиями.

Нарушения координации: последствия

Если обойти вниманием развитие координационных способностей у детей, впоследствии они могут столкнуться с частыми травмами и болезнями, будут иметь проблемы с контролем над выполнением определенной задачи, связанной с движением, не смогут запоминать и повторять движения, особенно связанные с тонкой моторикой рук.

Дети, страдающие нарушениями координации, могут испытывать сложности при выполнении совершенно обыденных действий. Так, например, малыши могут не уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы или молнии на одежде. Многие из них никогда не смогут прокатиться без поддержки на велосипеде или самокате, принять участие в подвижных играх.

Словом, двигательные задачи, с которыми довольно просто справляются здоровые дети, могут стать непосильными для малышей с нарушениями координации, накладывая некоторые ограничения на их жизнь в социальном мире.

Дети с нарушенной координацией движений вынуждены потратить в несколько раз больше времени на выполнении определенного задания, чем здоровые дети, и это притом что они совершенно нормально развиваются как в физиологическом, так и в интеллектуальном отношении. Более того, как правило, у таких детей интеллект выше среднего, но они не могут использовать его в полной мере из-за недостаточно развитой координации, необходимой для реализации моторных, сенсорных и когнитивных навыков.

Можно ли улучшить координацию движений у детей?

Во многом уровень развития координационных способностей будет зависеть от двигательной памяти, то есть от способности ЦНС запоминать произведенные движения и воспроизводить их при потребности. Высокого уровня развития координационных способностей можно достичь за счет:

  • использования специальных методик на основе упражнений по типу «от простого к сложному»;
  • группирования ранее освоенных движений в комплексы упражнений и последующее выполнение их с изменением ритма, скорости, продолжительности и амплитуды;
  • применения специальных спортивных сооружений и инвентаря.

Правильно подобранные упражнения помогут улучшить координацию детей, вселить в них уверенность в собственных силах.

Как работать с детьми в возрасте 2-3 лет?

С младшими дошкольниками нужно работать над выполнением упражнений, способных потренировать равновесие. Только после того как малыши смогут контролировать равновесие, у них получится выполнять более сложные упражнения, в том числе и в виде игр, которым дети уделяют огромное внимание на прогулках.

Упражнения для тренировки координации у детей в возрасте 2-3 лет обязательно должны быть простыми. Это может быть ходьба с препятствиями, наклонами или приседаниями. Со временем, когда задания усложнятся, малышам можно предлагать помощь взрослого, который сможет их поддержать, приободрить и дать рекомендации по выполнению упражнений.

Как работать с детьми 3-4 лет?

В 3-4 года малышам можно предлагать ходить по бревну или по скамейке, по очереди касаясь одной ногой земли. Прыгнуть с возвышения ребенку можно только в том случае, если он сможет сделать это мягко, согнув ноги в коленях.

В этом возрасте малышу уже можно открыть доступ к шведской стенке, веревочной лестнице. Отлично влияет на координацию ходьба по специальным тропам с препятствиями.

Взрослые должны постоянно поддерживать кроху, хвалить его за удачно выполненные упражнения. Продолжать работать над координацией можно как дома, так и на улице, например рисуя для малыша препятствия мелом на асфальте.

Как работать с детьми 5 лет?

Средние дошкольники уже способны выполнять более сложные упражнения для развития координации. В этом возрасте крохе можно предложить пройти по бревну как простым шагом, так и приставным, выполняя определенные движения руками или удерживая в них мяч.

Взрослые должны следить за осанкой малыша во время выполнения упражнений, помогая ему ориентироваться в пространстве. Начинать занятия лучше с простых упражнений, постепенно их усложняя, добавляя утяжелители.

Как работать со старшими дошкольниками?
Старшие дошкольники, дети 6-7 лет, уже имеют достаточно развитые координационные способности, поэтому упражнения для них должны быть подобраны такие, которые смогут повысить четкость выполнения движений с сохранением устойчивости тела во время сложных маневров (прыжков, приседаний и пр.)

Большинство упражнений для детей в этом возрасте динамичны, выполняются с использованием бревна или скамьи. Положение рук малышей можно изменять, предлагая им попробовать варианты с руками по сторонам, на поясе или за головой. Все упражнения должны быть разнообразными и не слишком продолжительными, вызывающими у детей интерес и желание заниматься.

rebenkoved.ru

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей посредством оздоровительной работы в ДОУ, составлена схема построения комплекса соответствующих упражнений.

Ключевые слова:координационные способности, средний дошкольный возраст.

Актуальность исследования. Как известно, дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому целенаправленное развитие координационных способностей должно начинаться именно в этом возрасте. Только в этом случае можно обеспечить необходимую общую физическую подготовленность ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта показал, что литературы по данному вопросу недостаточно, материал разрознен, не систематизирован и в небольшом объёме. В этой связи актуальной становится проблема разработки оздоровительной программы ДОУ для формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста.

Цель статьи заключается в раскрытии способов формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы ДОУ с учетом соответствующих сензитивных периодов.

Изложение основного ݇материала. Понятием координационные способности начали пользоваться для конкретизации представлений о двигательном качестве «ловкость». В настоящее время термины «ловкость» и «координационные способности» не отождествляют, но до сих пор нет единой точки зрения по вопросу отношения этих двух понятий.

В понятийном словаре по теории физической культуры и спорта дано следующее определение координационных способностей. Координационные способности — вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий [1, c.56].

По мнению В. И. Ляха, координационные способности — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия [2]. Это определение соответствует пониманию природы координации и ловкости, имеющемуся в трудах Н. А. Бернштейна и согласуется с содержанием, обычно вкладываемым в определения, данные другими авторами. Методист физического воспитания Ю. В. Верхошанский считает, что координация — это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека [3]. И. И. Сулейманов под координационными способностями понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления деятельностью соответственно поставленной цели [4].

Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцированность двигательных актов обусловливают значительные трудности в исследованиях движений.

Как известно, в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов.

В среднем дошкольном возрасте умеренно развиваются четыре физических качества (ловкость, статическая и динамическая сила, быстрота) и четыре функционально-двигательные способности (дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров, ориентационные и координационные способности). На пятом году жизни ускоренно развиваются три основных движения (движения руками и ногами, ходьба), умеренно — четыре движения (бег, равновесие, лазание и метание) и замедленно — одно движение (прыжки) [5, с. 23–24].

Значимость воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста объясняется четырьмя основными причинами:

1.      Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

2.      Только сформированные координационные способности — необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3.      Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

4.      Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей — гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей посредством оздоровительной работы в ДОУ.

К наиболее значимым, фундаментальным координационным способностям детей среднего дошкольного возраста в процессе управления двигательными действиями относятся:

-                   способность к реагированию;

-                   способность к равновесию;

-                   ориентационная способность;

-                   дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность [2, с.74–79].

Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и т. п.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Упражнения, направленные на формирование координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем, они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Классификация типов координационных способностей приведена в таблице 1:

Таблица 1

Сравнительная характеристика типов координационных способностей

Тип

Реагирующая способность

Характеристика

1 тип

Слуховая и зрительная

Повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации через:

а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);

б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);

в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная — бег быстрый, бег медленный — бег ускоренный;

г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

2 тип

Способность к равновесию:

а) статическая

б) динамическая

а) методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.

б) адаптация к различным внешним условиям, подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения

3 тип

Дифференцированная способность

Методические приемы: включение зрительного анализатора, задание на точность, «сближаемые» и «контрастные» задания (прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и т. п.)

4 тип

Дифференцирование временных интервалов

Выполнение движений в медленном, среднем и быстром темпе:

1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.

2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).

3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе).

4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков — быстро, 8 –медленно) и другие.

5 тип.

Ритмическая способность

Физические упражнения, выполняемые в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.

Попеременное выполнение упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).

Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой (ритмическая ходьба, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, и др. движения).

6 тип.

Способность к переключению

Проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры

Для формирования координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста целесообразно применение схемы построения комплекса соответствующих упражнений.

Комплекс упражнений разделен на три части: подготовительную, основную и заключительную. Эти части комплекса различны по длительности и составляют приблизительно соответственно 5 %-15 %, 70 %-85 % и 3 %-7 % от общего времени занятий.

В подготовительной части обычно используются разогревающие упражнения, что помогает подготовить организм к выполнению упражнений в основной части. Движения выполняются с небольшой амплитудой, в невысоком, постепенно нарастающем темпе. Включены упражнения общего воздействия — потягивания, разновидности ходьбы на месте и с продвижением, танцевальные шаги.

Основная часть комплекса упражнений направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. Сюда входят наиболее интенсивные упражнения, в исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.

В заключительную часть занятий входят упражнения малой интенсивности. Это в основном упражнения на расслабление и дыхание, поскольку самое важное после нагрузки — продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постоянно уменьшать частоту сердечных сокращений. Упражнения этой части помогают организму восстановиться после напряженной физической работы.

Обучение основным комплексам упражнений идет поэтапно. На первом этапе рассказывается, а потом показывается движение, далее выполняется то или иное упражнение без музыки. На втором этапе закрепляются упражнения комплекса в целом. Больше внимания нужно уделять выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Каждый комплекс нужно использовать в течение 1- 2 месяцев.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста упражнения могут варьироваться в различных вариантах:

1.      В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера.

2.      В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных занятий.

3.      При проведении утренней гигиенической гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.

4.      В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы).

Таким образом, развитие детского организма носит адаптивный характер к различным внешним воздействиям, в связи с чем прогрессивное развитие в среднем дошкольном возрасте возможно при условии целенаправленного воздействия на функции, имеющие высокую подверженность влияниям факторов окружающей среды. Следовательно, эффективное управление учебным процессом посредством оздоровительной работы в ДОУ возможно в условиях выявления и учета сензитивных периодов развития координационных способностей детей.

Литература:

1.                  Евстафьев, Б. В. Понятийный словарь по теории физической культуры. — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1985. — 132 с.

2.                  Лях, В. И. Координационные способности школьников [Текст]. / В. И. Лях. -Минск: Полымя, 1989.-169 с.

3.                  Верхошанский, Ю. В. Ударный метод развития «взрывной» силы // Теория и практика физической культуры. — 1968. — № 8. — С. 59–63.

4.                  Сулейманов, И. И. Основы воспитания координационных способностей [Текст]. / И. И. Сулейманов. Омск: ОГИФК, 1986. — 89 с.

5.                  Кравчук, Т. А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни [Текст].:Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1996. -23 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

moluch.ru


Смотрите также