Post Icon



Ребенок не разговаривает в 3 года причины


Узнайте, почему ребёнок не разговаривает в 3 года и чем это может грозить

Каждый родитель с нетерпением ждёт, когда его чадо скажет своё первое слово.

Однако, часто встречаются ситуации, когда молодые родители обеспокоены тем, что у ребёнка нет желания разговаривать или же заметны серьёзные проблемы в дикции, несоответствующие норме и возрасту малыша.

Стоит ли обратить на это внимание и как бороться с данной проблемой?

Как формируется речь?

В развитии фонематического слуха ребёнку помогают крики, бормотание и гудение, которые непосредственно издаёт он сам.

Полуторагодовалые дети уже начинают осваивать звукоподражательные изречения, а достигнув двухгодовалого возраста с большим энтузиазмом повторяют фразы, состоящие из двух-трёх слов, а также начинают осваивать грамматику.

Словарный запас малыша значительно увеличивается к трём годам.

Прежде чем мы ответим на вопрос «ребенок не разговаривает в 3 года», давайте выясним, как он должен говорить в этом возрасте.

Нормы развития речи в трёхлетнем возрасте

В соответствии с нормами, словарный запас ребёнка, достигшего трёхлетнего возраста должен быть достаточно насыщенным для того, чтобы малыш смог вести диалог с окружающими его людьми.

В данном возрасте ребёнок должен уметь вкратце рассказывать о себе: называть имя, возраст, пол, а также составить простое, содержащее смысл, предложение используя три-четыре слова.

Также малыш должен уметь заменить существительное прилагательным (камень – каменный), быть знакомым с возможностью обобщения слов (лошадь и корова — это животные, майка и юбка — это одежда).

Трёхгодовалый ребёнок должен уметь правильно выговаривать все звуки, за исключением трудных, таких как «Ж», «Ш», «Ч», «Р», «Щ». Количество слов, употребляемых ребёнком в трёхлетнем возрасте приравнивается к трём сотням, в то время как понимает он примерно около полутора тысяч слов.

Динамике ребёнка, в период развития речи, необходимо уделять особое внимание. Словарный запас чада должен постоянно пополняться, для этого рекомендуется активно общаться с ребёнком и читать ему полезные книги.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому и развитие речи у каждого протекает по-разному. Существует несколько признаков, которые без затруднений укажут на наличие задержки развития речи.

Если достигнув трёхлетнего возраста ребёнок до сих пор не научился правильно произносить пять-шесть звуков, то следует проконсультироваться с опытным специалистом, который поможет разобраться в причинах задержки речевого развития и в случае необходимости прибегнуть к услугам логопеда.

Если речь ребёнка слишком быстрая, а также он повторяет слоги единого слова, то это свидетельствует о заикании. В таком случае консультация логопеда и невропатолога обязательна.

Следует учитывать тот факт, что мальчики развиваются значительно медленнее, чем девочки. Поэтому, не всегда проблемы с речью у мальчиков, говорит о каких-либо отклонениях.

Если дитя не может запомнить лёгких текст, не воспринимает текст при чтении вслух, а также не может его пересказать, то это является первым признаком того, что у ребёнка присутствуют задержки в речевом развитии.

Проблемы со слухом также могут отразиться на речи ребёнка.

Это выражено тем, что чадо не может определить источник исходящего звука, а также делает звук музыки громче, чем прочие члены семьи. Разобраться с данной проблемой помогут опытные психолог, психотерапевт и педиатр-терапевт.

Чтобы разговорить «молчуна» вам потребуется много терпения, внимания и любви

Часто, причиной заторможенного развития речи может стать непосредственно лень ребёнка.

При отсутствии физиологических и психологических проблем в речевом развитии, ребёнок действительно может говорить очень мало и невнятно из-за лени.

Исправить данную проблему можно создавая для ребёнка такие ситуации, в которых он точно не сможет уйти от ответа.

К примеру, можно задать ребёнку вопрос о том, чем он хочет полакомиться в обед или хочет ли он пойти на прогулку вместе с бабушкой.

Наличие кивка или краткого ответа куда более хорошо, чем молчание. Также следует активно обсуждать с ребёнком то, что происходит вокруг, тогда со временем ребёнок вовлечётся в разговор. Подробнее о том, как учить разговаривать в 2 и 3 года читайте в материалах по ссылкам.

С детьми обязательно следует выполнять различные упражнения для развития мышц языка, также работать над произношением и интонацией, громкостью речи и правильностью ударения.

Почему малыш не говорит?

Задержка в общем развитии ребёнка соответственно отражается и на развитии речи.

Однако существует несколько причин того, почему ребёнок не желает вступать в диалог.

Все причины нарушения речи можно разделить на физиологические — связанные с проблемами речевого аппарата, психологические — обусловленные особенностями психики ребенка, психологической обстановкой в семье и социальные — связанные с социальным благополучием семьи.

Физиологические причины

  • Первой достаточно серьёзной физиологической причиной этому являются проблемы со слухом.Если чадо плохо слышит, то и непосредственно плохо воспринимает слова, которые произносят окружающие.

    Началом данной неприятности является нарушение в произношении, что в конечном итоге приводит к задержке в речевом развитии и поэтому ребёнок начинает разговаривать очень поздно.

  • Также немаловажным является тот факт, что данная проблема может быть наследственной.Поэтому не стоит переживать, если родители чада оба начали разговаривать достаточно поздно. Однако если трёхлетний кроха не говорит хотя бы простыми предложениями, то наследственность тут не причём.
  • Недоношенность или же перенесение тяжелой болезни во младенчестве также могут являться последствием задержки в развитии речи детей, так как прежде всего это оказывает отрицательное воздействие на нервную систему младенца.Сюда же входят гипоксия, родовые травмы, а также интоксикация медикаментами.
  • Проблемы в работе артикуляционных органов, укороченная уздечка языка, пониженный тонус органов артикуляции и мышц лица блокируют возможность произношения звуков, тем самым и задерживают речевое развитие.

Часто ребенку не даются какие-то определенные звуки, например «Ш», «Ч». Но самым трудным является звук «р». Как научить малыша его произносить читайте в материале по ссылке.

Социальные причины

  • Первой социальной причиной задержки в развитии речи у детей является отсутствие стимула и мотивации.

    Чрезмерное внимание и забота родителей отбивают у детей стремление рассказать о своих желаниях и потребностях.

    Это происходит по причине того, что родители понимают своих детей по жестам из-за предвосхищения всех желаний чада, поэтому ребёнок даже не старается выражать свои мысли при помощи слов.

    Здесь, главным является создание мотивации для ребёнка.

  • Однако, полное отсутствие внимания и заботы от родителей также оказывает отрицательное воздействие на развитие речи, так как ребёнку неоткуда учиться новым словам.Всё, что окружает малыша – это фоновой звук телевизора и мобильного телефона.
  • Позже своих сверстников также начинают разговаривать те дети, члены семьи которого говорят на двух языках.Ребёнку трудно усвоить слова разных языков одновременно, они могут понимать родителей, но при этом не разговаривать.
Будьте внимательны к своему ребенку, изучите, что он должен уметь делать в 1, 3, 4, 6 месяцев и полтора года. Так вы сможете вовремя заметить отклонения и начать работать над их устранением.

Психологические причины

  • Психологической проблемой является чрезмерная требовательность. Часто встречаются ситуации, когда после того, как кроха сказал своё первое слово, родители настойчиво требуют, чтобы ребёнок повторил его вновь и вновь.

    Лучше всего следует ребёнка мотивировать, а не создавать давление.

  • Дети, которые растут в жестокой и неблагоприятной семье также начинают говорить очень поздно.

    Малыш, который видит жестокое обращение, побои, крики, ругань родителей и прочие не рекомендуемые семейные сцены, отказывается говорить очень долго, так как всё это отпечатывается на его психике.

В следующем видео рассказывается также о других причинах молчания ребенка:

Нарушения речи

Причин нарушения речи существует очень большое количество и встречаются они как у детей, так и у взрослых.

К органическим причинам нарушения речи относятся непосредственно все физиологические проблемы: наследственность, тяжёлые заболевания, недоношенность и тому подобное.

Функциональными причинами является патология работы органов, задействованных в речи. Эндокринные причины отвечают за психомоторное развитие детей. Стоит также помнить, что помимо всего этого, на развитие речи детей может влиять даже окружающая среда.

Дизартрия

Дизартрия является тяжелым нарушением речи, которое сопровождается расстройством артикуляции, дыхания речи, фонации и интонации речи, в результате чего речь теряет свою четкость и ясность.

Данное нарушение не является достаточно распространенным среди детей, однако в логопедии является одним из часто встречающихся нарушений устной речи.

Дизартрия также изучается неврологами и психиатрами, так как в механизме данного нарушения заложены органические поражения нервной системы.

Афазия

Афазией является приостановление уже имеющейся речи, которое вызвано органическими поражениями головного мозга и его речевых зон.

Данное нарушение встречается у детей, достигших трёхлетнего возраста и старше. Афазия является достаточно серьезным нарушением, так как в данном случае страдают все виды речи, также задействованы и двигательные, и сенсорные, и личностные сферы.

Обратной стороной данного нарушения является Алалия, которая в отличие от Афазии заключается в том, что проблемы в развитии речи у чада возникли изначально.

Моторная алалия

Моторной алалией называют нарушение в развитии экспрессивной речи и чаще всего встречается у мальчиков.

Выражаться данное расстройство может как полным отсутствием экспрессивной речи, так и незначительными погрешностями в фонетике и грамматике.

Данный синдром из моторной формы может перерасти в сенсомоторный или мотосенсорный из-за поражения речевых центров.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия встречается гораздо реже, чем моторная. Чаще всего встречается в смешанном виде сенсомоторной алалии или же возникает на фоне других нарушений, например, дизартрии.

Данное нарушение является малоизученным, однако из-за многочисленного характера выражения, логопеды склоняются к переименованию данного нарушения в сенсорную дезинтеграцию

Иногда причиной нарушений бывает аутизм, чтобы его исключить, необходимо пройти обследование у специалистов.

Обследования

Если родители заметили у своего малыша нарушения в речевом развитии, то в первую очередь следует обратиться к педиатру, который проведёт комплексную диагностику и установит потенциальные проблемы.

Далее, в зависимости от состояния проблемы, педиатр должен дать направление к одному из специалистов: отоларингологу, логопеду, психиатру или неврологу.

Данные узкопрофильные специалисты в ходе процесса диагностики, установят точный диагноз задержки в развитии речи, независимо от других всевозможных нарушений общего развития.

Постарайтесь развивать у ребенка воображение, так он быстрее научится говорить словами и и предложениями

Советы родителям

  • Многие родители считают, что когда чадо достигнет трёхлетнего возраста, начнет неумолкаемо разговаривать, но чаще всего такие ожидания оказываются тщетными, однако наверстать упущенное гораздо сложнее.

    Родителям следует уделять своим детям необходимое внимание с самого младенчества, иначе бездействие может привести в большому списку недоразвития.

  • Если пришлось столкнуться с проблемами в речи, и педиатр дал рекомендацию обратиться к логопеду, то следует обратить внимание на квалификацию и профиль по которому работает выбранный специалист.

    Каждый логопед обладает индивидуальной квалификацией, поэтому кто-то делает упор на произношение шипящих букв, кто-то опирается на правильность произношения звуков.

    Но если ребёнок страдает заиканием, а логопед учит его правильно произносить букву «Ш», то такой метод лечения окажется бесполезным.

  • Родители напрямую могут помочь своему ребёнку в развитии речи при помощи игры. Это могут быть простые и несложные для ребёнка игры на развитие моторики, также отличным помощником в решении данной проблемы могут стать книги.

    Главное не делать всё это насильно, иначе пользы из этого никакой не будет. Почитайте отзывы других мам на конкретные занятия и начните выполнять их сами.

Отзывы мам

В интернете можно найти множество историй мам, которые столкнулись с такой проблемой.

Опыт большинства из них показывает, что вовремя замеченная проблема почти всегда решается, и в 5-6 годам малыш разговаривает абсолютно нормально.

Конечно, встречаются и нарушения речи, о которых мы упоминали в сегодняшнем материале, но, к счастью, они встречаются не так часто.

Рекомендации доктора Комаровского

Е.О.Комаровский считает, что на молчание трехлетнего малыша стоит обратить внимание
  • Доктор Комаровский неоднократно делал упор на том, что если трёхлетний малыш говорит несвязно и невнятно или не говорит вовсе, то однозначно требуется консультация врача.
  • Родители должны следить также и за динамикой речи малыша. Если словарный запас не пополняется в ходе роста и развития малыша, то Комаровский называет это тяжёлой тенденцией.
  • Если чадо немного отстаёт от своих сверстников, но словарный запас регулярно пополняется, то это считается нормой, так как для своего индивидуального развития его динамика является благотворной.
  • Комаровский настоятельно рекомендует исключить длительное использование различных гаджетов при каких-либо сбоях в речи и её развитии. Вместо этого можно выйти на прогулку в парк, поиграть или почитать вместе книгу с красочными иллюстрациями.
  • Каждый малыш индивидуален, поэтому ни в коем случае не рекомендуется сравнивать своего малыша с другими.

Главное вовремя обратить внимание на наличие тех или иных проблем у малыша, и в случае необходимости обратиться к специалисту. Каждый ребёнок нуждается в заботе и внимании своих родителей, поэтому не стоит быть равнодушными. Дети – цветы жизни, нуждающиеся в уходе.

Если у вас остались вопросы по данной теме, рекомендуем вам посмотреть следующее видео:

Помогла статья? Оцените её (1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

umnyash.com

15 причин, почему ребенок не говорит в три года

Становление речи у детей – очень сложный процесс, зависящий от множества факторов, и какой-то определенной даты, когда ребенок должен начать заговорить, нет. Но если к трем годам малыш упорно хранит молчание, говорит с трудом, не может связно излагать мысли, его словарь крайне беден, то пора бить тревогу.

Итак, что же «запирает» речь у маленьких детей? Специалисты выделяют 15 основных причин. По своему происхождению их можно разделить на 3 большие группы.

Физиологические причины отсутствия речи

  1. Нарушения слуха. Когда из процесса развития выпадает один из анализаторов, формирования речи резко затормаживается или останавливается совсем, страдает интеллект. Если ребенок не слышит речь взрослых, с трудом ее разбирает, не слышит себя, то и говорить он не будет. Нарушения слуха могут быть врожденными или возникнуть после тяжелой болезни. Малыша нужно обязательно показать неврологу и отоларингологу. Даже если ребенку поставили диагноз «тугоухость», не расстраивайтесь. Сейчас существует немало эффективных методик лечения и обучения слабослышащих детей, которые дают хорошие результаты.
  2. Наследственность. Если развитие ребенка соответствует возрасту, все хорошо, кроме речи, то возможно дело в незрелости нервной системы, которая передается генетически. Расспросите родственников, в каком возрасте заговорили их дети, они сами. Скорее всего, это произошло позже 3 лет. В этом случае нужно просто еще немного подождать.
  3. Неразвитые органы речи, слабый челюстно-лицевой мышечный аппарат. Причины различны: раннее отлучение от груди, слишком короткая уздечка языка, гипотонус мышц и т. д. Определить недоразвитие органов речи можно по следующим признакам: ротик постоянно приоткрыт, из него постоянно течет слюна, твердая пища часто вызывает рвоту. Кроме того, при аномалиях речевого аппарата ребенок не может четко произнести звуки и слова.
  4. Задержка умственного развития, вызванная тяжелыми генетическими заболеваниями (синдром Дауна), внутриутробными вирусными инфекциями (например, краснухой), энцефалитом и т. д.
  5. Неврологические отклонения, спровоцированные гипоксией, родовыми травмами, перенесенной инфекцией и рядом других факторов. Если дело в недоразвитой сенсомоторной сфере, то «запустить» речь помогут регулярные занятия с логопедом и грамотно назначенное лечение.

Развитие речи следует начинать как можно раньше. Как только вы заметили признаки недоразвития, сразу же проконсультируйтесь со своим педиатром. Он направит малыша на консультацию к неврологу, отоларингологу и логопеду-дефектологу, назначит необходимые исследования, в зависимости от причины отсутствия речи.

Социальные и психологические причины

Если обследование не выявило никаких отклонений здоровья, то родителям и педагогам следует обратить внимание на социальные и психологические факторы отсутствия речи.

  1. В семье много детей одного возраста. Позднее появление связной отчетливой речи у близнецов, тройняшек, погодков – скорее норма, чем аномалия. Согласитесь, когда у тебя есть интересные собеседники, которые прекрасно понимают и говорят на твоем «птичьем» языке, зачем еще общаться со взрослыми?!
  2. Плохая обстановка в семье. Постоянные ссоры, крики, скандалы родителей, физические наказания, уход отца или матери – не самая лучшая почва для развития ребенка. В таких семьях дети чувствуют себя ненужными, забитыми, виноватыми в проблемах родителей. Они молчат скорее из страха привлечь внимание и быть наказанными.
  3. Ребенок предоставлен сам себе. Чтобы малыш заговорил к 2-3 годам, с ним необходимо много заниматься: развивать мелкую моторику, логическое мышление, фантазию, петь детские песенки, читать художественную литературу, делать артикуляционную гимнастику. Создайте ему базу для хорошей речи.
  4. Телевизор. Да, детские телеканалы с мультфильмами нон-стоп, игры в телефоне и планшете – настоящее спасение для уставших мамы и папы, но такой «досуг» оставляет малыша наедине с самим собой, делает его безучастным зрителем, которому нужно только нажать кнопку. Ему абсолютно не с кем разговаривать, его речь не востребована, словарь не пополняется новыми словами. Такие дети хорошо воспроизводят отдельные фразы из мультиков и передач, но совершенно теряются, когда нужно сконструировать предложение самостоятельно, могут не понять обращенную к ним речь.
  5. Гиперопека. Когда взрослые начинают говорить с ребенком на его лепетном языке, предугадывают желание и настроение по изгибу бровей, хорошего здесь мало. Малышу просто не нужно ничего говорить, он все получит и без слов.
  6. Билингвизм. Если в семье говорят на смеси языков, особенно, если они сильно отличаются друг от друга по фонетике и грамматике, то малыш находится в замешательстве: какой язык главный? Он плохо понимает значения слов, разделяет языки, и до 4 лет такие дети говорят хорошо крайне редко.
  7. Негативное отношение к речи. Когда ребенок теряет интерес к слову, а родители настаивают на его частом повторении, он может замолчать в знак протеста. То же самое может произойти, если родители смеются над неправильным произношением, ударением или употреблением слова, предъявляют завышенные требования.
  8. Стресс, испуг. Случается и так, что ребенок, делающий неплохие успехи в речи, надолго замолкает, пережив сильное потрясение, например, смерть или уход одного из родителей, насилие, стихийное бедствие, аварию и т. д.
  9. Родители слишком быстро говорят, много громких звуков вокруг. Да-да, именно так. Малыш просто не успевает разобрать слова, усвоить их из-за быстрого темпа речи (а уж если один из родителей плохо выговаривает звуки, то и сложность задачи возрастает), ему мешает постоянно включенный телевизор или радио. Как ни странно, здесь друг речи – тишина.
  10. «Больничный» синдром раньше был редким явлением, но сейчас встречается все чаще. Если ребенок долго находится на лечении в больнице, особенно с рождения, он оторван от сверстников, окружающего мира, мама постоянно нервничает, сильно напряжена и не может заниматься с ним полноценно при всем желании. Такие дети начинают говорить позднее сверстников.

Устранить психологические и социальные причины отсутствия речи, легче, чем физиологическом. При грамотном подходе, правильно выстроенных занятиях со специалистами, ребенок быстро наверстывает упущенное время.

logoden.ru

Ребенок не разговаривает в 3 года. Каковы причины и что делать?

Родители должны внимательно наблюдать за развитием своего малыша с самого рождения: как он реагирует на близких, когда начал переворачиваться, сидеть гулить и так далее. И конечно, важным фактором нормального развития ребенка является его речь. Уже с периода новорожденности можно говорить о будущих проблемах нарушения речи, если ребенок, например, кричит слабо и монотонно. Если ребенок не разговаривает в 3 года причины такой проблемы могут быть самые разные.

Важно понять, насколько серьезным является нарушение у конкретного ребенка и разобраться, что делать родителям в данной ситуации.

Почему ребенок не разговаривает в 3 года? Каковы причины?

Среди множества причин речевых нарушений, можно выделить 5 основных:

  • Наследственные факторы
  • Различные патологии во время беременности
  • Родовые травмы
  • Перенесенные инфекционные заболевания в течение первых 3 лет жизни, вызвавшие осложнения
  • Неблагоприятные социально-психологические факторы
  • Данные причины могут проявляться как отдельно, так и в сочетании между собой. Теперь рассмотрим более подробно причины, вызывающие нарушения речи у малышей.

Медицинские причины проблем с речью у ребенка 3 лет

Как правило, медицинские причины проблем с речью у ребенка 3 лет связаны с нарушениями органов слуха, дефектами артикуляционного аппарата, патологиями центральной нервной системы и головного мозга.

Нарушение слуха

В раннем возрасте в связи с нарушением слуха ребенок не может понять смысл слов и правильно их воспроизвести. У ребенка страдает восприятие речи. Проблема может иметь разную степень выраженности. И важно определить в каком возрасте появилось нарушение слуха. Является ли это наследственной, врожденной или приобретенной патологией.

Наследственной тугоухости подвержены новорожденные, родители которых страдают нарушением слуха. Наследственная тугоухость зачастую проявляется вместе с другими заболеваниями глаз, почек, костно-мышечной, нервной, эндокринной системы и др.

Причины врожденного нарушения слуха:

  • Неблагоприятное течение беременности. Среди причин: резус-конфликт, сильный токсикоз, постоянная угроза выкидыша или преждевременных родов. Также прием антибиотиков, алкоголя или наркотических веществ.
  • Патологические роды. Внутричерепная травма, отслойка плаценты, кесарево сечение, преждевременные, стремительные, затяжные роды.

Причины приобретенного нарушения слуха:

  • Инфекция. Острые инфекционные заболевания, среди которых менингит, корь, свинка, коклюш могут привести к серьезному ухудшению слуха у ребенка. Если ребенок очень часто переносит ОРВИ, то у него могут возникнуть аденоиды, вследствие чего ребенок также начнет страдать тугоухостью.
  • Отит. Воспаление среднего уха — нередкое заболевание среди детей. Если лечение было начато с запозданием, то существует вероятность повреждения барабанной перепонки. Как следствие — нарушение слуха.
  • Акустическая шумовая травма. Вследствие кратковременного или длительного шумового воздействия у ребенка также может возникнуть тугоухость. Это, например, громкая музыка, выстрел, взрыв, фейерверк.
  • Серные пробки или другая грязь. Если у ребенка в ушах скопилась в большом количестве сера или какая-либо грязь, то после ее удаления слух полностью восстановится. Однако этим должен заниматься ЛОР-врач. Если Вы самостоятельно попытаетесь прочистить ушки малыша, то можете нанести ему травму, которая приведет к ухудшению слуха.

Диагностировать нарушение слуха у ребенка может лор-врач. Поэтому если у Вас появились подозрения на тугоухость у ребенка — обязательно обратитесь за консультацией к специалисту.

Алалия

Вследствие патологии беременности, травматичных, тяжелых родов или перенесенных заболеваний в первые 3 года жизни (воспаление головного мозга) у ребенка может быть недоразвита или полностью отсутствовать речь. При слабо выраженной алалии после коррекционной работы ребенок может учиться в обычной школе. Также алалия может быть ситуативной, когда в стрессовых ситуациях у ребенка нарушается речь. При тяжелых поражениях головного мозга, вызывающего полное отсутствие речи, ребенку присваивают инвалидность.

Ребенку с алалией требуется консультация врачей — отоларинголога, невролога, а также логопеда и психолога. Для выявления степени повреждения головного мозга и исключения тугоухости могут быть назначены различные обследования. Например, МРТ головного мозга, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, аудиометрия, отоскопия и т.д.

Дислалия

При нормальном слухе и отсутствии дефектов артикуляционного аппарата у ребенка возникают различные дефекты звукопроизношения. Среди детей дислалия — достаточно распространенное явление. Например, в дошкольном возрасте она встречается у 25-50% детей. Существует несколько форм дислалии:

  • Механическая (органическая) — проблемы с речью связаны с неправильным строением речевого аппарата (высокое небо, короткая уздечка под языком, выдвинутая нижняя челюсть). Подобная проблема может быть связана с нарушениями в коре головного мозга из-за патологической беременности, наследственности. Также дислалия может являться приобретенной из-за неблагоприятных социальных факторов.
  • Физиологическая (функциональная) — нарушение не связано с органическими причинами. Возникает оно при недостаточном развитии артикуляции и проходит самостоятельно после 3-4 лет. В некоторых случаях проблема уходит после 5-6 лет.

Дислалия может быть простой или сложной. При простой дислалии ребенок неправильно произносит 1-4 звука, при сложной — более 4 звуков. Также различают мономорфную и полиморфную дислалию.

Мономорфную отличает неправильное произношение одной группы звуков. Например, только свистящие или только сонорные. Для полиморфной дислалии характерно неправильное произношение звуков из разных артикуляционных групп. Например, одновременно сонорных и свистящих.

Дизартрия

Нарушение характеризуется расстройством артикуляции, вследствии искаженной передачи импульсов от головного мозга. Возникает вследствии патологии центральной нервной системы из-за перенесенного инфекционного заболевания в период беременности, при родовых травмах. У ребенка с дизартрией наблюдается слабый или высокий тонус мышц речевого аппарата. Нарушения могут быть разнообразными, в зависимости от того, в каких отделах мозга возникла патология.

Тяжелая форма дизартрии диагностируется еще в младенчестве, поскольку она сопровождается ДЦП (детским церебральным параличом). При легкой форме дизартрии у ребенка наблюдается тремор подбородка, нарушение дыхания и укороченная подъязыковая уздечка. Слова произносятся четко по слогам или же неразборчиво. Ребенок может резко менять темп речи, переставлять местами слоги, путать звуки.

Ребенка при подозрении на дизартрию обследует невролог и логопед. Чтобы избавиться от данного нарушения требуется проведение коррекционной работы. Сюда входит использование медикаментозных препаратов (курсами), общий массаж, лечебная физкультура, физиолечение. С ребенком должен заниматься логопед. Он проводит артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Аутизм

Точно охарактеризовать аутизм достаточно сложно, поскольку он проявляется у всех детей по-разному. В целом, это неврологическое расстройство, для которого характерно нарушение поведения, социальных навыков, мышления, внимания, восприятия. Дети-аутисты стремятся к одиночеству, им не нужна социализация, общение. В связи с отсутствием такой потребности возникает нарушение речевого развития.

Ребенок-аутист может очень длительное время (до нескольких часов) совершать одни и те же действия, которые очень отдаленно напоминают игру. Например, перебирать бумажки, наливать и выливать воду, крутиться на стуле, пересыпать из одной емкости в другую крупу, песок и тд. Такая игра, как и тяга к предметам, не являющимся игрушками (посуда, провода, коробки, нитки и т.д.) может доходить до патологической одержимости.

Социально-психологические причины

Помимо медицинских нарушений, также большое влияние на неправильное формирование детской речи оказывают социально-психологические причины.

  • Отсутствие родителей в течение длительного периода. Для ребенка — это серьезная психологическая травма, которая проявляется апатией отсутствием интереса ко всему новому. Ребенок замыкается в себе и это отражается в речи, которая не развивается и становится очень однообразной.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Постоянные скандалы между родителями, множество запретов для малыша, жесткий тип воспитания приводят к тому, что ребенок замыкается в себе и у него пропадает желание говорить.
  • На фоне неблагоприятной атмосферы в семье психологические травмы.
  • “Сюсюкание” с ребенком. Неправильное произношение формируется, если члены семьи говорят нечетко, быстро, искажают произношение слов при общении с малышом или чрезмерно сюсюкают. Например, “холосий”, “вава”, “мафинка”и т.д.
  • Наличие нескольких языков при общении между членами семьи.
  • Недостаток общения с ребенком. В раннем возрасте словарный запас ребенка формируется на основе общения с близкими. Если родители мало общаются с малышом или не дают ему высказывать свои мысли, тогда у ребенка отсутствует мотивация к развитию речевых навыков. Не всегда общением обделен ребенок из асоциальной, неблагополучной семьи. На первый взгляд порядочные родители в силу своей занятости могут очень мало внимания уделять общению с малышом.

Что делать родителям, если ребенок в 3 года плохо говорит?

Если ребенок в 3 года плохо говорит или вообще не разговаривает, то проблему надо решать, не откладывая в долгий ящик. Что делать родителям? В первую очередь необходимо посетить педиатра. Поскольку именно педиатр решает, нужна ли ребенку консультация узких специалистов.

Если педиатр после общения с ребенком действительно выявит отклонения от нормы речевого развития, он даст направления к неврологу и отоларингологу. А также рекомендует обратиться за консультацией к логопеду и психологу. Только специалисты после тщательного обследования ребенка могут сделать выводы о том, насколько серьезное нарушение речи у него присутствует. На основании заключения они будут рекомендовать соответствующую коррекционную работу.

Если ребенок по достижении 3-летнего возраста получит путевку в детский сад, то при прохождении медицинской комиссии в обязательном порядке нужно посетить невролога и отоларинголога. На приеме у этих специалистов мама или папа должны высказать свои опасения по поводу нарушениях речи малыша. При поставленном медицинском диагнозе, ребенок с 4 или 5 лет может получить место в логопедической группе.

И помните, что каждый ребенок индивидуален и неповторим. Если малыш друзей или знакомых в 3 года отлично читает стихи, а Ваш непонятно лепечет, это не означает, что у него будут серьезные проблемы в садике и школе. В случае легких нарушений родители могут справиться с проблемой самостоятельно. Если нарушения серьезные, то без помощи специалистов обойтись не получится. Важно своевременно провести грамотную коррекционную работу. Потому что в большинстве случаев нарушения речи можно свести к минимуму или вовсе устранить. Тогда у ребенка сохраняется шанс на нормальную жизнь.

kinderboo.ru

Почему ребенок в 3 года не разговаривает: причины, обследования, рекомендации специалистов

Родители всегда с большим нетерпением ждут первые слова малыша. Развитие речи младенца начинается еще в первые месяцы его жизни, когда он еще не говорит, а произносит первые звуки. К 3 годам ребенок в норме должен иметь достаточно большой словарный запас и разговаривать предложениями. Однако бывают случаи, когда ребенок в 3 года не разговаривает, что вызывает серьезное беспокойство родителей и педагогов. Почему так бывает и какие есть причины такой ситуации, попробуем разобраться.

Речевое развитие – важный показатель того, как развивается малыш. Если ребенок 3 лет не разговаривает, это вызывает серьезные волнения родителей: почему ребенок молчит? что делать?

Когда ребенок должен начать разговаривать: нормы

Оценивая речевое развитие ребенка раннего возраста, специалисты отмечают не только способность малыша произносить звуки и слова, но и его эмоционально-речевой отклик, т.е. восприятие ребенком обращенной к нему речи. Реагирует ли ребенок эмоционально на обращенную к нему речь взрослых.

1 год

На первом году жизни малыш общается со взрослыми при помощи крика и мимики. При помощи них малыш может сообщить маме о том, что он голоден, у него что-то болит или, наоборот показать радость и удовольствие, которое он испытывает, когда его потребности удовлетворены в полной мере.

Развитие речи в первые месяцы жизни начинается с возникновения первых вокализаций малыша обращенных ко взрослому. Малыш при помощи растянутых длинных звуков «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у» обращается к маме, как бы давая ей сигнал, о том, что сейчас он чувствует себя хорошо.

К возрасту 5 месяцев у ребенка появляется случайный лепет «на-на-на», «да-да-да». К 9 месяцам кроха осваивает первые простые слова «ба-ба», «ма-ма». Годовалый малыш в норме должен понимать до 20 слов, обращенных к нему и произносить 5-10 простых слов.

На первом году жизни малыш общается с мамой при помощи звуков и мимики. При помощи лепета и выражения лица малыш может показать маме, чего он сейчас хочет.

2 года

В начале второго года жизни малыш имеет в активном словарном запасе около 15-20 слов и способен выполнить простую инструкцию взрослого: «Принеси мишку», «Дай мяч».

К полуторагодам ребенок способен выполнить уже двойную инструкцию взрослого: «Принеси куклу и положи ее в кроватку», «Возьми мяч и дай его мне».

К концу второго года жизни словарный запас малыша расширяется до 25 слов, он научается строить простые фразы, в его речи появляются первые глаголы: «иди», «бух». Пассивный словарный запас также расширяется, т.е. ребенок больше понимает обращенную к нему речь взрослых: показывает на предметах и картинках, те предметы и явления, которые ему уже известны.

3 года

В возрасте с 2 до 3 лет происходит активное развитие речи ребенка: расширяется активный словарный запас, появляются первые фразы.

В возрасте с 2 до 3 лет малыш осваивает гласные э, ы; согласные м, б, п, т, д, ф, в, к, т, х, понимает значение предлогов и обращенных к нему глаголов: «кто пришел?», «что под столом?».

В 2 с половиной годика предложения ребенка состоят из 3-4 слов. Он запоминает простые детские стишки и песенки, начинает понимать онтонимы «большой- маленький», «быстро-долго».

К трём годам в норме ребенок осваивает следующие речевые навыки:

  • Говорит более 250 слов.
  • Умеет составить небольшой рассказ по картинке, состоящий из 2-4 предложений.
  • Способен выполнить трехсложную инструкцию взрослого: «Возьми альбом, достань карандаши и садись за стол».
  • Знает и говорит свое имя, фамилию, возраст и пол.
  • Активно использует в речи глаголы, местоимения, предлоги.
  • Умеет составлять сложноподчиненные предложения.
  • Слушает сказки, способен понимать их суть, не рассматривая картинки книги.

К трем годам близкие малыша (мама, папа, сестра, брат, бабушка) полностью понимают его речь, посторонние люди примерно на 75%.

Почему ребенок не говорит: причины

Существует несколько категорий причин, почему ребенок не говорит в 3 года: физиологические, психологические, социальные.

Не всегда речевое развитие малыша идет согласно вышеперечисленным нормам и если это так на это существуют причины. Наблюдая за малышом важно понять, его развитие просто запаздывает, либо у него есть серьезные отклонения. Если ребенок 3 года не разговаривает и не произносит даже простые слова скорее всего речь идет о каком-то серьезном нарушении. Если же, его развитие просто запаздывает, такую ситуацию можно легко скорректировать при помощи занятий и упражнений.

Специалисты выделяют несколько групп причин того, почему ребенок не разговаривает в этом возрасте.

Физиологические причины

  1. Внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), перенесенные инфекции матери, интоксикация лекарственными препаратами.
  2. Родовая травма, инфицирование во время родов.
  3. Недоношенность, а также течение других тяжелых заболеваний, которые могут тормозить речевое развитие.
  4. Наследственность, когда у кого-то из родственников есть серьезные речевые нарушения, либо они также поздно заговорили.
  5. Аномалии развития языка, губ, неба.
  6. Нарушения слуха: тугоухость, глухота.
  7. Психические заболевания (аутизм).

Психологические причины

  1. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, скандалы родителей).
  2. Сильный стресс или испуг ребенка.
  3. Отсутствие эмоционального контакта между малышом и родителями.
  4. Недостаток общения крохи и его родителей.
  5. Гиперопека (ребенок плохо говорит, когда родители его излишне опекают, выполняя любую его прихоть).
  6. Насильственные попытки научить ребенка говорить.

Социальные причины:

  1. Неполная семья или отсутствие родителей.
  2. Асоциальное поведение родителей и близких людей.
  3. Неограниченный доступ ребенка к современным гаджетам: планшету, телефону, компьютеру, телевизору.

Речевые нарушения

Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию: дизартрия, афазия, моторная и сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия – нарушение речи, которое может быть вызвано различными заболеваниями нервной системы. Оно характеризуется недостаточной подвижностью органов речи малыша и как следствие, неразвитостью речи и затрудненным обучением чтению и письму.

Причины дизартрии:

  • Болезнь матери
  • Родовая травма
  • Гипоксия плода
  • Преждевременные роды
  • Травмы, опухоли головного мозга

Характерные черты патологии:

  1. Ребенок очень плохо говорит.
  2. У малыша нарушен ритм дыхания.
  3. Гнусавый голос.
  4. Слабый тонус лицевых мышц.
  5. Дрожащий язык и обильное слюнотечение.
  6. Нарушена крупная и мелкая моторика. Карапуз не умеет прыгать, стоять на одной ноге, плохо держит равновесие.

Афазия

Афазия – нарушение, при котором в три года может полностью не разговаривать, либо если ребёнок раньше говорил и друг резко замолчал.

Причины афазии:

  • Черепно-мозговые травмы
  • Восплалительные процессы головного мозга
  • Заболевания ЦНС
  • Соудистые заболевания

Моторная алалия

Моторная алалия – речевое нарушение, при котором ребенок может путать окончания слов, склонения по родам, а в тяжелых формах совсем не разговаривать.

Причины моторной алалии:

  • Родовые травмы
  • Повреждение зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие речи
  • Внутриутробные инфекции.

Характерные черты патологии:

  1. Кроха понимает все, что ему говорят взрослые, но сам он не говорит.
  2. Малыш не владеет своим языком и губами.
  3. Гиперактивен или, наоборот, малоподвижен, неуклюж.
  4. Не идет на контактакт со взрослыми.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – речевое нарушение, при котором ребенок не понимает обращенную к нему речь, или понимает только отдельные слова. Он не может понять суть всего предложения.

Характерные черты патологии:

  1. Низкий интеллект.
  2. Бессмысленное, бессвязное произнесение звуков и отдельны слов.
  3. Произнесение нескольких слов одним словом.

Что делать: обследования

Если ребенок не говорит необходимо обратится к специалистам: педиатру, неврологу, отоларингологу, логопеду, детскому психологу.

Если ребенку 3 года и у родителей есть подозрения на то, что причина отсутствия его речи кроется именно в физиологии, важно вовремя провести обследование ребенка и выявить патологии.

К каким специалистам обратится:

  • Педиатр: оценит общее состояние здоровье малыша и направит к более узким специалистам.
  • Невролог: определит патологию на основании анализа пренатального периода развития ребенка, оценит текущее состояние развития высших психических функций, назначит необходимые дополнительные обследовании ( МРТ, ЭЭГ, УЗДГ) и необходимое медикаментозное лечение.
  • Отоларинголог (ЛОР): проверит состояние слуха, проведет необходимые обследования (сделает аудиограмму, проверит подъязычную уздечку ).
  • Логопед: проведет тестирование и определит уровень речевого развития.
  • Психолог: исключит наличие психических отклонений, определит, если ребенок не разговаривает в 3 года, могут ли быть тому причиной психологические факторы, составит коррекционную программу занятий.

Что могут назначит врачи:

  1. Лекарственные препараты. Если ребенок в 3 года молчит или плохо говорит, невролог может назначит лекарства, питающие нейроны мозга и стимулирующие речевые зоны головного мозга ( кортексин, когитум, энцефабол, нейромультивит).
  2. Физиолечение (микротоковую рефлексотерапию,светолечение, иглорефлексотерапию).
  3. Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек уха, ручек.
  4. Психокоррекционные занятия с нейропсихологом.

Мнение врачей

Доктор Комаровский – известный детский врач рекомендует родителям больше проводить времени с ребенком, а также ограничить использование детьми планшетов и телефонов.

Доктор Комаровский считает, что далеко не всегда, если ребенок плохо говорит, следует бить тревогу. Евгений Олегович отмечает, что развитие речи каждого малыша индивидуально и во многом зависит от темперамента. Живые, эмоциональные дети начинают говорить раньше, спокойные, флегматичные – позже.

По мнению доктора, если у ребенка не отмечается каких-то явных отклонений, очень важно обеспечить ему благоприятную атмосферу в семье: больше общаться, проводить вместе время (гулять, играть), ограничить использование малышом гаджетов.

Работа родителей

Если врачи не выявили серьезных патологий речевого развития ребенка, родители могут самостоятельно организовать коррекционную работу и занятия, которые помогут ребенку в возраст 3 лет заговорить.

Занятия, направленные на развитие речи малыша, включают развитие мелкой и крупной моторики, чтение и пересказ, артикуляционную гимнастику и массаж.

Рекомендации педагогов:

  1. Развивайте мелкую моторику малышу. Занимайтесь вместе с ним пальчиковой гимнастикой, рисуйте, лепите из пластилина и кинетического песка.
  2. Разучивайте детские стишки, потешки, скороговорки, песенки.
  3. Учите ребенка пересказывать и составлять рассказ по картинкам.
  4. Играйте с малышом в театрализованные игры (разыгрывание известных сказок, пальчиковый театр, театр теней).
  5. Выполняйте дыхательные упражнения.
  6. Развивайте артикуляционный аппарат при помощи гимнастики.
  7. Делайте общий и логопедический массаж.
  8. Используйте развивающие игрушки (сортеры, музыкальные инструменты, игрушки, стимулирующие сенсорное развитие).
  9. Больше общайтесь с ребенком, уделите внимание эмоциональному контакту с ним.
  10. Оградите малыша от стрессов.
  11. Стимулируйте общение крохи с другими сверстниками.
  12. Поощряйте любые попытки малыша говорить (новые звуки и слова), хвалите его за это.

Помните, любая ситуация поправима, не бойтесь обращаться к специалистам. Вовремя диагностированная патология корректируется намного легче и проще. Если серьезных патологий нет, коррекционная работа специалиста и занятия дома помогут разговорить молчуна и сравнять его развитие со сверстниками.

orechi.ru


Смотрите также