Post Icon



Ребенок в 1 5 года стал капризным


Ребенок 1,5 года постоянно капризничает

С самого момента рождения ребенок начинает развиваться. Все этапы развития сопровождаются определенными трудностями, так как каждый раз чадо сталкивается с чем-то для него новым и неизведанным. Таковым представляется все, что его окружает, и он постепенно узнает непонятный пока мир.

Возрастные особенности

На разных этапах взросления ребенка родители часто сталкиваются с разными трудностями в общении с ним. Главная причина здесь одна – возрастные особенности. Что это такое? Когда дети подрастают, разница в том, каким они были в 17 и 18 не так видна, то есть за год человек приобретает очередную часть жизненного опыта, но это не так явно заметно. В год ребенок не способен совершать и половины того, что он может в два года.

Развитие детей от рождения до 3 лет протекает очень интенсивно, в этот период они просто «впитывают» всю информацию, которую воспринимают, порой ее не осознавая. В этот период родителям следует как можно больше внимания уделять своим детям, так как именно тогда формируются основные понятия и представления.

Таких периодов за жизнь человека различают несколько: возраст с 3 до 7 лет, с 7 до 10, подростковый, юношеский возраст и, наконец, взрослая жизнь. Возраст с 0 до 3 лет – самый важный, когда у ребенка идет наиболее интенсивное восприятие мира. Поэтому родителям так важно знать именно об этом периоде, ведь в это время они сталкиваются с детскими капризами и сами, будучи молодыми, не знают, как действовать.

Почему ребенок в 1,5 года капризничает?

Причина кроется, опять же, в возрасте, и здесь не следует путать слезы годовалого малыша, когда он пытался сообщить родителям о непорядке с его физическим состоянием. Теперь, в полтора года, ребенок начинает проявлять характер и показывать, что не нравится по отношению к нему. Пережив свой первый возрастной кризис, у ребенка меняется восприятие мира. Поэтому меняется поведение, но способ выражения недовольства остается – капризы.

Многие мамы и папы не понимают, что нужно делать, если ребенок стал по каждому поводу расстраиваться и плакать. На самом деле, печаль и разочарование – не самое главное, важно увидеть причину капризов. Возможно, она кроется в поведении самих родителей? Часто они не замечают, что слишком многое запрещают малышу и на каждую просьбу он слышит «нет». Таким образом он не может полностью реализовывать свою познавательную деятельность, то есть нужно снять некоторые запреты и разрешить ребенку познавать все, что ему интересно, ведь реакция на какой-либо запрет со стороны родителя — самого близкого человека воспринимается особенно строго, а если не разрешено все, малыш не понимает почему и переживает отрицательные эмоции, что и приводит к капризам.

Часто один из родителей говорит, что ребенок начинает истерики именно в его присутствии. Это явный признак того, что родитель многое запрещает и ребенок выражает протест.

Чаще всего, в силу возраста, ребенок не способен понять, что именно запрещается. Даже маленький, но уже понимающий человек может понять, почему есть запреты, что они касаются не лично его и не он виноват, а просто это существует. Если грамотно растолковать малышу все, что происходит, то поводов для капризов и слез будет меньше.

Также очень часто родители, запрещая что-либо, уделяют слишком мало внимания своему малышу, он это чувствует. Поэтому как можно чаще следует играть с ребенком, давать почувствовать, что ему уделяют достаточно внимания.

Ребенок растет здоровым и счастливым только тогда, когда родители занимаются им, он чувствует не беспокойство, а заботу, поэтому капризы постепенно уйдут из его жизни, и на любовь он будет отвечать только любовью.

ladym.ru

Капризы ребенка в возрасте от 1 до 3 лет: как бороться и реагировать

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе — и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad'ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер — неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», — возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу — потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного — если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», — предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, — есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение — прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» — «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». — «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». — «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» — могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения — и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке — и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста — ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги — большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу — не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» — «Сначала посмотрю мультик». — «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». — «А книжку почитаешь?» — «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» — «Не знаю. Просто плачу». — «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» — «А-а-а!» — «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать — и он устал. Вы вспомнили что-то смешное — и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

www.sweli.ru

Как справиться с капризным ребенком?

Капризный ребенок 1.5 годадостаточно хитер, чтобы использовать слезы для шантажа. Как справиться с капризным ребенком,не ущемив при этом его «Я»? 

Полтора года – это как раз тот возраст, когда малыш начинает практиковаться в самостоятельности. Но так как особо делать сам он не умеет, то выбирает себе такой вид поведение как непослушание. Отстаивая свою позицию, ребенок прибегает к проверенному методу – слезам.

Вместе с тем, ребенку немногим больше года, и он так нуждается в опеке и внимании. Вот и получается, что два желания никак не примирятся, что расстраивает ребенка - он хнычет, сам не зная почему. Для детей этого возраста характерны быстрые перепады настроения: еще минуту назад он и видеть не хотел папу, а сейчас просит его обнять и покатать на шее. Взрослому, конечно, трудно так быстро оправиться от недавней истерики, но именно в спокойствии и терпении заключается успех борьбы с капризами.

Капризный ребенок 1.5 годакак губка впитывает все, что его окружает. Он только учится жизни, и учится он ей на примере своих родителей. Не устраивайте при малыше громких разборок, не обсуждайте нервно те или иные обстоятельства: крики не только ранят малыша, но и учат новой линии поведения.

Если капризы ребенка связаны с определенными желаниями - будь то заполучить желаемую вещь, либо же, наоборот, - отказом от чего-то - попытайтесь уйти от конфликтной ситуации. Не нужно доводить до критической точки - предложите замену или же на время переключите внимание малыша на другой объект. Это пригодится, например, в ситуации с чужой игрушкой на детской площадке, когда не вы решаете, давать ее или нет.

Очень часто капризы полуторагодовалого ребенка носят демонстративный характер и рассчитаны на публику. В магазине или на той же площадке малышу не составит труда плюхнуться на пол и зареветь. И вот здесь важно справиться со своим смущением под взглядами прохожих и устоять против такого шантажа.

В том, как справиться с капризным ребенком, на самом деле нет ничего сверхсложного. Простые правила в каждодневном общении позволят навсегда забыть про капризы. Прежде всего, - спокойствие. Затем – последовательность: как в запретах, так и в тех вещах, которые вы уже разрешили. Если ребенок захотел поплакать – не лишайте его такой возможности, но после окончания концерта как ни в чем не бывало играйте с ним, без упреков и наказаний. Не поддавайтесь на провокации: ребенок должен усвоить, что вы выполняете только те просьбы, которые сказаны спокойным тоном.

Не следует исключать, что своими капризами ребенок просто привлекает ваше внимание, поэтому не оставляйте его одного, как бы вы ни были заняты. Не бойтесь лишний раз напомнить карапузу, что вы его любите.

www.webkarapuz.ru

Капризы у ребенка в год, 1,5, 2, 3, 4 года: что делать

Наверное, мечта каждого родителя, чтобы его ребенок рос здоровым, умным, спокойным и покладистым. Однако в определенный момент все надежды на спокойную и размеренную жизнь разбиваются вдребезги, ведь ранее веселый и послушный малыш неожиданно становится капризным и строптивым. Ситуация, когда ребенок начинает очень эмоционально капризничать, другими словами, закатывать истерики, и при этом отказывается идти на контакт со взрослыми, вводит многих неподготовленных родителей в ступор, поскольку они не знают как правильно нужно реагировать на подобные сцены. А ведь поведение взрослых в такие моменты играет очень важную роль: именно от нас с вами зависит то, прекратятся детские истерики в ближайшем будущем, или же трансформируются в эффективный инструмент манипуляции окружающими в руках ребенка.

Что же является причиной детских капризов? Как с ними правильно бороться, и существует ли в природе какой-либо способ профилактики подобных ситуаций? Во всем, что касается детских капризов, попробуем разобраться в этой статье.

Оглавление: Капризы у ребенка, варианты их проявления Общие причины возникновения капризов у детей Капризы у детей в возрасте 1 – 2 года Капризы у детей в 3 года Капризы у детей в 4 года Капризы у детей в 5 лет Профилактика капризов у детей

Слово «каприз» с французского переводится как «прихоть, упрямство». Но нужно сразу отметить, что в данной статье речь будет идти о капризах здоровых детей, которым обычно свойственно хорошее настроение и живой интерес к окружающему их миру. Ведь капризы больных детей – это вполне естественное явление, понятное любому здравомыслящему родителю.

Чаще всего, родители сталкиваются со следующими проявлениями детских капризов:

  • плач;
  • сильный крик;
  • катание по полу;
  • размахивание руками и ногами;
  • топанье ногами;
  • швыряние всего, что попадется под руку;
  • ребенок может бить и кусать себя и окружающих;
  • игнорирование обращенной к ребенку речи;
  • при попытках взять малыша на руки и успокоить, он выгибается в дугу, отталкивает взрослого.

В целом, определить, капризничает ребенок или нет, не составляет труда, поскольку в большинстве случаев можно наблюдать несколько проявлений детских истерик одновременно.

По мнению специалистов, капризы у ребенка в возрасте от года и до пяти лет вполне объяснимы. Дети взрослеют, приобретают новый опыт, у них начинают зарождаться личные интересы и желания, которые нередко могут расходиться с желаниями их родителей. В этом возрасте малыши узнают, что помимо слова «да» еще существует слово «нет». И когда у ребенка не получается добиться своего, он может начать остро реагировать на эту ситуацию, раздражаться и злиться.

В таких ситуациях от поведения родителей очень многое зависит. Неправильный подход к решению данной проблемы и неадекватное поведение взрослых могут привести к тому, что ребенок будет продолжать капризничать и устраивать истерики на протяжении еще многих лет. В то время, как чуткость родителей и спокойное уравновешенное отношение к капризам их чада способно исправить подобную ситуацию в достаточно короткие сроки.

Общие причины возникновения капризов у детей

Специалисты выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих возникновение проблемы детских капризов в семье. В частности, это:

  1. Неумение передать словами свои личные ощущения, свое недовольство.
  2. Желание малыша привлечь к себе внимание взрослых. Важно понимать, что недостаток, прежде всего, материнского внимания практически всегда становится причиной раздражительности и отставания в развитии детей.
  3. Стремление ребенка добиться от взрослых чего-то очень важного и нужного для себя.
  4. Чрезмерное внимание и излишняя опека со стороны взрослых. От бесконечного внимания со стороны родителей ребенок может уставать, что нередко выражается в плаче или крике. Поэтому прежде, чем начать бороться с капризами, следует произвести реальную оценку своего общения с малышом.
  5. Неудовлетворенные физические потребности: переутомление, недосыпание и чувство голода.
  6. Чрезмерная строгость родителей, постоянные запреты.
  7. Отсутствие выработанной системы наказаний и поощрений малыша.
  8. Отсутствие выраженной реакции взрослых на положительные и отрицательные поступки ребенка.
  9. Неправильное воспитание. Отсутствие каких-либо ограничений со стороны взрослых также может стать причиной возникновения капризов у ребенка. Когда малышу все разрешается, ему сложно научиться себя сдерживать, и вовремя обуздать свои желания и эмоции. Очень важно своевременно приучить ребенка к самоограничению. Конечно же, речь не идет о бесконечных запретах, но слово «нельзя» малыш должен узнать одно из первых. Это поможет остановить его, прежде чем он сможет навредить себе или кому-то другому.
  10. Стремление подражать другим детям.
  11. Отрыв увлеченного ребенка от интересного для него занятия.
  12. Непоследовательность действий со стороны взрослых. К примеру, сегодня мама запретила ребенку играться ее телефоном, но несколько дней назад она сама же давала ему данную «игрушку» в руки. Нередки ситуации, когда родители что-то запрещают, тогда как бабушка это разрешает ребенку. Несогласованность действий также может проявляться и внутри семьи: запрещенное мамой, разрешается папой и наоборот. Ребенку тяжело часто «подстраиваться» под каждого взрослого, что отражается на его психике и нервной системе, и, соответственно, провоцирует истерики и срывы.

«Первый возраст упрямства» (от года до пяти лет) специалисты разбивают на несколько важных периодов развития ребенка, для которых характерны свои причины и проявления капризов:

  • возраст от одного до двух лет;
  • три года;
  • четыре года;
  • пять лет.

Далее рассмотрим каждый из этих периодов более подробно.

Обратите внимание

«Второй период упрямства» по мнению многих специалистов соответствует возрасту 12-14 лет.

Капризы у детей в возрасте 1 – 2 года

Как правило, к году малыш переступает рубеж первого возрастного кризиса. Это объясняется накоплением им к этому периоду уже определенных навыков и знаний, которые требуют перехода на новый уровень взаимоотношений между родителями и их чадом. Уже к году ребенок воспринимает себя как личность, он осваивает ходьбу, речь, узнает мир по-другому. Именно в этот период возрастает число капризов, причиной которых нередко становятся сами родители.

Наиболее частыми причинами капризов у детей этого возраста являются:

  • переутомление;
  • недосып;
  • перенапряжение;
  • смена обстановки;
  • реакция на слово «нельзя» или «нет». Начиная с года, ребенок начинает интересоваться всем, что находится за пределами кроватки или манежа. Ему все хочется взять в руки, попробовать на вкус и на ощупь. Однако на пути познания вдруг возникают множественные запреты и окрики, которые нередко стают причиной плача малыша;
  • неспособность ребенка отстоять то, что для него сейчас важно, убеждениями или силой слова. Поэтому он находит единственный способ добиться желаемого — необузданное поведение, капризы и истерики.

Поскольку годовалый или даже двухлетний ребенок еще не может выразить словами свое недовольство или объяснить, что ему нужно, он часто сталкивается с родительским непониманием, что и вызывает его сильное возмущение, выражающееся в криках, плаче и т.п.

Очень важно, чтобы родители с пониманием отнеслись к тому, что в определенные возрастные периоды малышу может быть свойственна сильная раздражительность. Даже на, казалось бы, любимые вещи или действия он может отреагировать криком и плачем. И здесь всегда следует искать разумное объяснение подобному поведению, а не списывать все на обычные «выкрутасы», и уж тем более с ними бороться. К примеру, ребенок категорически не хочет есть свою любимую кашу, возможно, она пересолена или слишком для него горяча.

На капризное поведение детей категорически запрещено реагировать следующим образом:

  1. Настаивать на своем.
  2. Поддаваться капризам и быстро удовлетворять все требования малыша. Выполняя желания ребенка по причине его истерики, родители закрепляют подобную форму поведения. Конечно же, если речь идет о насущных потребностях (пище, сне, тепле и т.п.), то требования ребенка должны быть незамедлительно удовлетворены.
  3. Раздражаться и нервничать.
  4. Повышать голос на ребенка.
  5. Наказывать, задавать взбучку, с целью отбить у ребенка какое-либо желание капризничать. Такое поведение может только усугубить ситуацию и еще больше распалить истерику малыша.
  6. Оставлять малыша одного, один на один со своими неудовлетворенными потребностями. Взрослые всегда должны быть в поле зрения ребенка, пока он не успокоится. Иначе малыш может испугаться.

Как же правильно себя вести с «капризным» чадом, чтобы такое поведение не вошло у него в привычку, и не воспринималось им, как своеобразное оружие, помогающее удовлетворить собственные потребности и желания?

По мнению специалистов, для успокоения ребенка во время его истерики родители должны пользоваться следующим перечнем действий:

  1. Во время очередного взрыва детский эмоций родитель должен быть всегда рядом с малышом, не выпускать его из поля зрения, при этом сохранять спокойствие и уверенность в себе.
  2. Не следует акцентировать внимание на истерическом состоянии малыша, тогда со временем он успокоится и сделает логический вывод, что таким поведением не получается достичь желаемого, и не стоит на это тратить свои силы.
  3. Постарайтесь крепко обнять ребенка на некоторое время, шепча ему спокойным голосом слова любви. Если же он вырывается, выгибается и отталкивает вас, то лучше отпустить малыша, насильно удерживать его в объятьях не стоит. Просто периодически интересуйтесь, нет ли у него желания пойти к вам на руки.
  4. Во время истерики в общественном месте (относится к детям возрастом от 2 лет) не стоит уступать ребенку, к примеру, покупать ему что-то, что вы не собирались ранее приобретать, лишь бы избежать взглядов и осуждения посторонних людей. Важно понимать, уступив однажды, вы тем самым дадите понять своему ребенку, что этот способ работает, и можно продолжать им пользоваться в будущем. Если же родитель найдет в себе силы уверенно заявить малышу, о том, что не собирается идти у него на поводу, то по истечению определенного времени чадо поймет, что этот способ не эффективен. Следует набраться терпения и просто переждать подобный приступ ребенка, а после его успокоения проявить по отношению к нему ласку и внимание, взять на руки. Нужно проговорить малышу, что вам приносит удовольствие общение с ним, когда он пребывает в спокойном состоянии. А также предложить ему интересную альтернативу ранее желаемой им вещи.

Минимизировать капризы у детей 1-2 года можно благодаря уменьшению количества «камней преткновения». Другими словами, следует разрешать интересующемуся малышу выполнять какие-либо новые действия (взять ложку в руку, попытаться натянуть ботинки, выключить свет при выходе из дома и т.п.). Не нужно мешать ребенку изучать свой дом, ставя на пути исследования различные запреты. Просто предварительно уберите с этого пути опасные для его здоровья и жизни вещи. В этом возрасте самыми любимыми игрушками детей является кухонная утварь. И это не удивительно, ведь мама постоянно же ими «играется», а все к чему прикасается любимый родитель, пробуждает очень большой интерес в ребенке. Не нужно запрещать малышу греметь ложками, крышками от кастрюли, открывать и закрывать различные коробочки, но заранее уберите опасные для него предметы.    

Капризы у детей в 3 года

Возраст трех лет в жизни ребенка является достаточно трудным периодом, в основе которого лежит перестройка отношений между малышом и его родителями. Обладая уже определенным характером, сформировавшимся отношением к себе и окружающим, ребенок пытается отдалиться от родителей и построить с ними отношения нового плана с учетом своего осознанного «я». На непонимание со стороны взрослых трехлетний малыш реагирует возмущением, причем в яркой эмоциональной и изощренной форме, которая многих родителей «загоняет в тупик». Даже у довольно спокойных детей в этот период могут наблюдаться агрессивность, крайнее упрямство, негативизм и своеволие, которые проявляются в криках, визгах, падании на пол, бросании на пол различных предметов и т.п. На большинство вопросов и действий родители слышат от своего чада такие слова, как «нет», «не хочу», «не буду». При этом подобное поведение может наблюдаться не только в четырех стенах дома, но также на улице, в общественных местах и т.п.

Специалисты утверждают, что капризное поведение детей на данном этапе не является устоявшимся, ребенок таким образом пытается экспериментировать с механизмами воздействия на близких людей. В этот период от родителей требуется установление более глубокого контакта с собственным ребенком. Поощряйте его инициативу и первые «шаги» к самостоятельности. Только такой подход помогает минимизировать капризы у детей трех лет.

Рекомендованные действия родителей при капризах и истериках трехлетнего ребенка:

  1. Не следует акцентировать внимание на плохом поведении ребенка. Если малыш начал капризничать, следует объяснить ему, что поговорите с ним только после того, как он успокоится. При этом сами должны оставаться в спокойном, уравновешенном состоянии, и продолжать заниматься своими делами. Как только ребенок совладает со своими эмоциями, следует сказать ему, что вы его любите в каком бы состоянии он ни был, но своими капризами он ничего не сможет добиться.
  2. Не нужно ломать характер малыша. Однако при этом следует помнить, что вседозволенность также ни к чему хорошему не приводит.
  3. Следует попытаться отвлечь ребенка от истерики, переключить его внимание на что-нибудь другое, к примеру, на любимый мультфильм или игрушку. Конечно, на пике истерики такой прием уже вряд ли сработает. В таких случаях следует вооружиться терпением и просто переждать истерический приступ.
  4. Нужно стараться не допускать ситуаций, когда малыш может ответить «нет» или «не хочу». В этом поможет создание для него иллюзии выбора: «Сначала наденем штаны или носки?», «Пойдем погулять в парк или на детскую площадку?», «Тебе кашу насыпать в тарелку с мишками или с цветочками?» и т.п.

Если следовать этим несложным рекомендациям, то к четырем годам проблема капризов разрешится сама собой.

Капризы у детей в 4 года

Если четырехлетний ребенок капризничает и устраивает истерики, это может быть сигналом:

  • неправильного поведения взрослых, проблемах в семейных отношениях;
  • заболеваний неврологического характера.

Важно

Чтобы исключить вероятность наличия у ребенка проблем в работе нервной системы, следует обратиться к специалисту – детскому неврологу.

Основные показания к посещению врача:

  1. Истерики становятся более частыми и носят агрессивный характер.
  2. Истерики сопровождаются потерей сознания и задержкой дыхания.
  3. После четырех лет приступы капризов не идут на спад.
  4. В приступе истерики ребенок наносит увечья себе или окружающим.
  5. Малыш страдает от истерик в ночное время, в основе которых лежат страхи, кошмары, перепады настроения.
  6. По окончанию приступа наблюдается одышка, рвота, чрезмерная вялость и усталость ребенка

Если причина капризов ребенка не связана с его здоровьем, родителям нужно всерьез задуматься о правильности своего поведения в моменты детских истерик, а также об имеющихся проблемах в семейных отношениях. Возможно, ваш малыш растет в условиях вседозволенности, и поэтому не знает слова «нет»? Или же у взрослых нет единства во взглядах на воспитание ребенка? Нужно проанализировать вашу семейную ситуацию, и тогда обязательно найдется верное решение имеющейся проблемы.

Основные рекомендации специалистов, направленные на решение проблемы детских капризов в этот период:

  • взрослые должны придерживаться одной и той стратегии в воспитании ребенка. То есть, если один из родителей что-нибудь запрещает малышу, другой не должен вмешиваться, и идти на поводу у детских капризов. Четырехлетние дети отличаются очень хорошей наблюдательностью и сообразительностью. К примеру, если мама тверда в своем решении, а бабушка уже не раз демонстрировала свою мягкость и уступчивость, то ребенок будет осознанно продолжать пользоваться добротой бабушки в достижении своих целей посредством капризов;
  • родители должны искать причину капризов, и пытаться ее понять. В большинстве случаев, истерику можно предотвратить, если знать ее причину;
  • нужно находить компромиссы в подобных ситуациях;
  • в процессе истерики взрослые должны сохранять самообладание и быть терпеливыми.

Капризы у детей в 5 лет и старше

В пятилетнем возрасте капризы детей мало чем отличаются от их проявлений в период так называемого «кризиса трех лет». Однако ребенок пяти лет плачет, кричит, ноет или дергает себя за волосы уже вполне осознанно, прекрасно понимая, что такое поведение творит чудеса, и родители дадут ему все, чего он только не пожелает. Подобная ситуация является ничем иным, как результатом неправильной реакции родителей на приступы истерики своего ребенка в его более раннем возрасте.

Важно

Стоит отметить, что пятилетнего ребенка стоит показать врачу-неврологу для оценки поведения маленького пациента с медицинской точки зрения.

Еще одной распространенной ошибочной реакцией родителей на капризы малыша является повышение на него голоса. Как следствие, ребенок, проанализировав поведение взрослых, совершенно четко себе уясняет, что любую проблему в своей жизни можно решить при помощи крика.

Руководство к действию родителям при капризах пятилетнего ребенка:

  1. Нужно научить ребенка говорить о своих потребностях спокойным голосом и нормальным тоном, а не повышенным. Для этого следует дать своему чаду понять, что родители готовы отреагировать на каждую его просьбу, если только она высказана нормальным человеческим языком, а любое требование, сопровождающееся повышенным тоном, плачем и прочими подобными проявлениями, будет проигнорировано. Не допустимо разрешать пятилетнему ребенку манипулировать родителями при помощи истерик. Только подчеркнутое игнорирование малейших попыток со стороны маленького вымогателя помыкать взрослыми поможет разрешить возникшую в семье проблему. Со временем ребенок поймет, что для того, чтобы его услышали, не обязательно плакать и кричать, нужно просто правильно попросить.
  2. Следует всегда объяснять ребенку причину, по которой он не может получить желаемое. Когда дети знают и понимают причину, по которой их желание не осуществимо, им гораздо меньше боли доставляет получение отказа. А поскольку поводов для отрицательных эмоций становится меньше – частота капризов существенно снижается.  

Профилактика капризов у детей

Избежать или же минимизировать частоту капризов, приступов истерик, нервных расстройств вполне возможно, если придерживаться нескольких простых правил:

  • следите за тем, чтобы ребенок полноценно отдыхал, соблюдались режимные моменты;
  • малыш не должен переутомляться;
  • проявляйте уважение к досугу ребенка, к его играм. На все это нужно отводить достаточно времени;
  • больше времени проводите вместе с малышом;
  • постарайтесь обеспечить положительную атмосферу в семье. Ребенок не должен быть свидетелем ссор или конфликтов между родителями или другими членами семьи;
  • чаще говорите и демонстрируйте своему чаду, что вы его любите;
  • проговаривайте ребенку его чувства. Этот прием поможет крохе научиться со временем самому разбираться в собственных чувствах, и подбирать слова для их объяснения. Например, «Ты расстроился, потому что сломалась твоя любимая игрушка», «Ты сердишься, потому что брат разбил твою чашку» и т.п.;
  • предоставляйте малышу право выбора. К примеру, пусть он решает: одеть бейсболку или панамку, какую игрушку с собой взять на улицу, кушать кашу с ягодами или с молоком и т.д.;
  • не нужно делать за ребенка то, с чем он в состоянии уже сам справиться. Привлекайте его к домашним делам, но только в игровой форме, просите о помощи. Такой прием позволит показать малышу, что он уже достаточно большой, чтобы справиться с трудностями;
  • если выбора как такового нет, то оговаривайте с ребенком предстоящие планы. К примеру, «Сейчас мы зайдем в магазин, а потом пойдем гулять на площадку»;
  • старайтесь как можно быстрее предотвращать истерики, улавливая первые их признаки. Помните, что подобные приступы сигнализируют о сильнейшем внутреннем конфликте в душе малыша. Если не получается договориться с ребенком, то попытайтесь переключить его внимание, попросите найти что-нибудь или посмотреть на что-то интересное и т.д.

Важно понимать, что капризы у детей являются проходящим явлением, которое при правильном подходе здравомыслящих родителей уходит из жизни семьи совершенно бесследно. Следует проявлять понимание и сочувствие к любимому чаду в сложный для него период, и что очень важно, своевременно обозначить границы допустимого поведения.   

Токарева Лариса, педиатр, медицинский обозреватель

2,189 просмотров всего, 6 просмотров сегодня

(59 голос., средний: 4,00 из 5) Загрузка...

okeydoc.ru


Смотрите также