Post Icon



Ребенок в 1 год питание и развитие


Ребеноку один год – развитие, режим, питание, уход, игры и развлечения

Первый год малыша пролетел в заботах для родителей совсем незаметно и вот уже на носу первый день рождения малыша. Ни в какой другой период ребенок не растет и не развивается так быстро, как на первом году жизни. Темпы роста и прибавка в весе, психомоторное развитие индивидуальны для каждого малыша, но все же есть некоторые нормативы, которые помогают родителям следить за здоровьем своего малыша и оценивать его развитие. Всего за год в развитии ребенка происходит огромный скачек, который превращает его из крохотного, беззащитного комочка в полноценного почти самостоятельного человека со своим характером и нравом.

На первом году жизни ведущими показателями физического развития ребенка являются рост и масса. Дополнительными параметрами, которые входят в ежемесячные обследования малыша, являются  окружность головы, грудной клетки и животика. 

Вес и пропорции годовалого ребенка

Еще совсем недавно малыш набирало ежемесячно вес по 600-800 г, а после года ребенок набирает не более 300 г в месяц. Рост также значительно приостанавливается и составляет теперь примерно 1 см в месяц. Когда ребенок еще неподвижно лежал в кроватке, его тельце было таким нелепым — животик большой, ножки и ручки тоненькие и коротенькие, к концу же года  тело малыша постепенно вытягивается, становясь более пропорциональным. Тем не менее, все дети разные по телосложению в силу наследственности или же питания. И если в возрасте года малыш имеет плотное телосложение, в дальнейшем он может вытянутся и похудеть. Поэтому к основным показателям нормального физического развития ребенка в этом возрасте нельзя отнести вес и рост, главное сейчас — это стабильное физическое и психоэмоциональное развитие.

 Развитие ребенка в год

Большинство детей к годовалому возрасту уже ходят и даже бегают самостоятельно, но некоторые передвигаются еще держась за опору. В 18 месяцев можно наблюдать, как дети уже умело справляются с мячом и могут бросать его не только руками, но отбивать его ногой, подражая взрослым. Раньше малыш совершенно по-другому изучал окружающий мир, когда в 2-3 месяца, только начинал поворачивать головку и реагировать на разные звуки и яркие игрушки. Сейчас же он уже с уверенностью может передвигаться, может подойти и потрогать заинтересовавший его предмет. В год ребенок может произносить уже нескольких слов и даже фраз. Годовалый малыш может выразить свою просьбу при помощи жестов, определенных звуков или даже слов. Это уже не тот беспомощный новорожденный, который выражал все только при помощи плача. А сейчас малыш уже может самостоятельно вскарабкаться на диван, стул или же достать нужный ему предмет в недоступном месте, подвинув маленькую табуретку. Именно в этом возрасте ребенку уже не доставляет удовольствия просто играть сидя на месте с погремушкой. Малыш начинает экспериментировать с разными предметами, пытаясь их открыть или разделить на несколько частей, в попытке последнего, есть большая вероятность, что ребенок просто кинет предмет об пол, дабы достичь желаемого. Поэтому не стоит давать таким маленьким любителям экспериментов дорогие вещи или технику, которую легко испортить или сломать.

С возрастом, наверно, ни один человек не сможет похвастаться хорошим зрением и слухом. А вот у годовалых детей именно в этот период хорошо развиваются зрительные и слуховые качества. В этом возрасте дети хорошо различают маленькие предметы и прекрасно видят вдаль. Они способны оценить, насколько далеко находится от них, желаемый предмет. В речи годовичка может быть 5-10 слов состоящих из 2-3 слогов.

Умения и навыки годовалого малыша

К концу первого года жизни кроха очень любит чувствовать свою значимость и способен выполнять даже сложные просьбы родителей и близких. Если малыша попросить принести какой-либо предмет или попросить помощи в легкой работе, он с большим удовольствием сделает это и будет собой гордиться. Не забывайте при этом говорить своему чаду, какой он молодец или «спасибо» в знак благодарности о помощи вам. На втором году жизни ребенок впитывает в себя новую информацию как губка. Но при этом всем с ним все равно нужно продолжать заниматься и помогать осваивать новые знания. В полтора годика детки уже могут отвечать на несложные вопросы, показывать на картинке животных, говорить, как они делают, могут показывать, а иногда даже и называть свои части тело: носик, глазки, ротик, ушки. Однако посторонний человек наверняка не поймет вашего ребенка, ведь несмотря на своеобразные навыки общения, связной речью малыш еще похвастаться, не может. Но при этом ребенку не стоит расстраиваться, ведь для малознакомых людей он может выражать свои желания эмоциями и мимикой. Малыш подрос и понимает, что у него есть своя территория, которой он не всегда готов делиться с другими детьми. Чаще всего детки такого возраста играют самостоятельно или пытаются приобщить к своей игре маму с папой. Еще совсем недавно новорожденный малыш находился в компании только самых близких ему людей, а уже сейчас родители берут его с собой в гости. К такому кроха не всегда бывает готов и отказывается делиться внимание родителей. Только ближе к двум годам ребенок привыкает взаимодействовать с окружающим миром, проявляя при этом особенности характера. Интерес начинают вызывать дети постарше, которым можно подражать. С ровесниками игра заключается немного в другом. Они могут вместе играть, могут начинать повторять друг за другом определенные действия и жесты. Зачастую ровесники начинают отбирать друг у друга игрушки, но бывает, что просто играют ими, обмениваясь. С года до полутора лет дети становятся более активными и физически развитыми. Не стоит ругать ребенка за интерес к чему-то новому, наоборот, поощряйте его в стремлении к активности и открытию нового для себя. Стоит предоставить малышу достаточно места для активных игр, и дать ему самостоятельно принимать решения. Хранение игрушек на сегодняшний день не составляет абсолютно никакого труда, ведь детский рынок может вам предоставить большой выбор корзин, ящиков на колесиках, сундучков, куда ребенок может с легкость сложить и достать игрушки.

У ребенка второго года жизни уже развивается логическое мышление, и он прекрасно понимает, что для того, чтобы дотянутся до интересующего его предмета, ему следует подставить предмет, с помощью которого он сможет добраться до желанной цели.

Как и в младенчестве, годовалому ребенку необходим контакт с интересными яркими цветам. Поэтому используйте их как можно чаще: в интерьере детской комнаты, в игрушках, одежде, книжках. Не менее интересной является и улица, где малыш проводит много времени – это тоже стимулирует зрение ребенка и развивает его мозг.

Для того, чтобы словарный запас малыша пополнялся быстро, разговаривайте ним, учите новым словам когда играете вместе или просто одеваете кроху. Во время приготовления и употребления пищи, следует рассказывать малышу какая она на вкус, горячая или холодная, жидкая или густая. Когда идете гулять на улицу, и одеваетесь, говорить ребенку как называется вещи его гардероба. На прогуле старайтесь комментировать происходящее вокруг — пение птиц, действия людей, описывайте природу. Но не следует от ребенка ожидать быстрых результатов — последовательности действий, умения считать и различать цвета. Для этого нужно время. И запомните — чем больше вы разговариваете со своим ребенком, тем быстрее он научится вас понимать и тем скорее начнет говорить.

Поведение малыша: как понять годовичка

В год кроха становится более менее самостоятельным и уже может решить — куда он хочет пойти или что взять с собой на прогулку. Годовалый малыш сам себе хозяин. Таковым он, по крайней мере, он себя ощущает, поэтому категоричное «нет» нередко вызывают протест, пробуждают приступы истерики, а иногда даже и агрессии. Не стоит бурно реагировать на подобные выходки малыша. Родители должны отнестись с понимание и терпением к подобным протестам ребенка и дать ему возможность немного самоутвердится. Для этого вовсе не обязательно позволять абсолютно все, чего душа малыша пожелает, просто подыграйте ему, но аккуратно сделайте по-своему. Ведь в этом возрасте ребенка еще так просто обмануть.

 Кризис первого года — малыш самоутверждается

Наверное все слышали о таком явлении, как «возрастной кризис у детей». Так существует ли кризис одного года или это миф, надуманный неуравновешенными родителями? Детские психологи утверждают, что кризис первого года, как и другие возрастные кризисы существует и имеет свои причины и объяснения. И этот возрастной кризис проявляется практически у всех малышей и его не стоит боятся.

Ребенок становится самостоятельным, он начинает осознавать себя личностью и ему хочется большей свободы и он требует ее у родителей, которые совсем не готовы предоставить ее малышу в таком нежном возрасте. У ребенка меняются потребности и вкусы, а родители почему-то не замечают этого.  А малыш еще не имеет возможности выразить свои желания словами, т. к. словарный запас крохи еще слишком мал. Даже самая обычная ситуация может вызвать у ребенка бурю эмоций, капризы и даже истерики. Малыш отказывается есть привычную кашу, выливает на себя раннее любимый борщ, не дает одеть на себя какую-то вещь из его гардероба, швыряет любимую игрушку. И подобный бунт конечно же не нравится родителям. Не многие мамы и папы готовы спокойно, без лишних эмоций пережить такие перемены в характере своего чада. Но в данной ситуации взрослые будут выглядеть очень глупо, если начнут кричать на малыша, пытаться спорить с ним и пресекать на корню все его капризы. Ведь у взрослого человека есть разум и здесь нужно прислушиваться к своему разуму и не делать глупых ошибок, пытаясь «воспитывать» годовалого малыша криками и грубыми действиями. Наберитесь терпения и постарайтесь спокойно пережить это нелегкое время, когда кроха пытается самоутверждаться. Не ломайте психику ребенку, которому и так сейчас нелегко. Но в тоже время не позволяйте все же малышу манипулировать и управлять вами. Не поощряйте каждый его каприз, т. к. ребенок может привыкнуть к этому и в дальнейшем отказывать малышу будет все труднее. Зачастую жертвами таких манипуляций становятся любящие бабушки и дедушки, которые ни в чем ни могут отказать своим любимцам, поэтому постарайтесь на время возрастного кризиса оградить бабушек и дедушек от вашего малыша, дабы они его не «испортили».

Дайте крохе больше любви и ласки, не оставляйте его с другими членами семьи или родственниками, старайтесь в этот период быть все время рядом с ним.

Режим годовалого крохи

Как и в любом другом возрасте очень важно соблюдать режим дня (сон, прогулки, питание), а также гигиенические процедуры — умывание, подмывание, купание, закаливание, уход за кожей и ногтями. Не менее важным является массаж, однако начинать его можно только с разрешения или по рекомендации врача.

  • Сон. Большинство детей к 12-ти месяцам переходят на один дневной сон. Это и можно считать сигналом о готовности ребенка бодрствовать дольше. Если вашего ребенка становится сложно уложить спать днем дважды, не стоит на это тратить свои нервы и время. Переходите спокойно на одноразовый дневной сон. Для вполне окрепшей нервной системы годовалого ребенка достаточно 2-3 часа дневного отдыха. Бывают, правда, исключения, когда ребенок за день получил много впечатлений и, как следствие, высокую эмоциональную нагрузку, он может проспать тревожно и недолго, а бывает, когда ребенок устал и тогда время дневного сна может увеличиться до 4 часов. Не стоит в этом случае паниковать — ваш малыш просто переутомился просто переутомился. Рекомендованное время сна для годовалого ребенка 7-8 часов (если малыш спит днем дважды) и 11-12 часов (если ребенок спит днем однократно).
  • Гигиена годовичка. Как и впервые месяцы жизни, обязательным моционом после ночного сна являются утренний туалет и гимнастика. Не стоит делать гимнастику сразу после еды или же завтракать непременно после упражнений. Время, которое должно пройти между этими действиями составляет не менее 30-40 минут. Регулярно подрезайте ребенку отросшие ноготки, используя для этого маленькие ножницы с неострыми концами. Продолжайте купать ребенка как и раньше в вечернее время, т. к. вода благоприятно влияет на психику ребенка, снимает нервное напряжение, успокаивая его перед сном.
  • Питание. Многие мамы после года завершают грудное вскармливание и переходят на искусственное кормление. Теперь рацион малыша должен быть более расширенным. В состав прикорма обязательно должны входить  животные белки в виде рыбы и мяса, а также овощи и фрукты. В этот период ребенка следует кормить 4-5 раз в день с перерывами в 3-4 часа. Мамы не должны забывать чаще предлагать детям питье (воду, соки, компоты, травяные чаи, настои шиповника или сухофруктов).

Рацион питания годовалого ребенка

Пища годовалого малыша должна быть полноценной и полезной. Рацион годовалого малыша должен включать в себя уже практически все продукты. Если вы еще не перевели малыша на общий стол, то начните это делать сейчас, ведь годовалый малыш уже вполне готов для перехода на еду с общего стола.

Главным блюдом во время завтрака должна быть каша, в качестве перекуса можно дать яблоко, грушу или банан, кисломолочные продукты или печенье с соком. В дневной рацион обязательно должны входить супы или же борщ, а так же мясные блюда с гарниром. Кроме мяса в питании ребенка должна присутствовать нежирная рыба, которая богата фосфором, помогающем в росте зубов. Не стоит годовалому малышу давать шоколад, сосиски, копчености, экзотические фрукты, соленья, консервы и сало. С осторожностью нужно вводить в питание мясо утки или дичи, т. к. у крохи эти продукты могут вызвать аллергию.

Игры и развлечения годовалого ребенка

На первом году жизни малыша стоит постоянно заинтересовывать чем-либо и обучать новым навыкам. Все дети подражают взрослым: в одежде, игре, манере поведения, речи. Словарный запас ребенка после года становится все больше. Малыши, слушая взрослых, начинаю запоминать слова, их значение, помогая себе жестами, когда пытаются что-то рассказать или попросить, произносят уже практически все звуки. В качестве игры с ребенком вы можете взять фотографию, где изображены члены семьи и называйте их поименно. Малыш быстро запомнит их имена и кто кем ему приходится. Если к концу первого года жизни дети копируют не столь сложное поведение взрослых, то ближе к полутора годам они подражают даже в выполнении домашней работы. И вот малыш уже с удовольствием натирает тряпочкой свои игрушки, а иные с удовольствием помогают маме пылесосить пол. В детских магазинах сейчас можно встретить разную бытовую технику для детей — маленькие пылесосы, стиральные машины, микроволновые печки и утюги. Почему бы не приобрести ребенку собственный пылесос и тогда процесс уборки дома для крохи станет более интересным. Многие дети в этом возрасте любят подолгу плескаться в воде. Мама может приобщить своего маленького помощника к мойке посуды, совмещая приятное с полезным. Непонятное и нудное дело – складывания кубиков в коробку, а в дальнейшем высыпание их на пол, только на первый взгляд может показаться таковым. На деле же ребенку это занятие доставляет большое удовольствие. Поэтому у 12-ти месячного ребенка в арсенале игрушек обязательно должны быть игровые кубики. В каждом малыше живет любовь к творчеству. Поэтому если нет идей на счет подарка, подарите будущему художнику мелки или же карандаши из пчелиного воска, которые являются абсолютно безвредными. В добавок к ярким мелкам, можно приобрести мольберт, благодаря которому ребенок сможет воплощать свои желания не на обоях и одежде, а именно на доске. Можно купить ребенку кинетический песок и вместе с ним просеивать его через сито. Вместо песка можно подойдет и манная крупа. Дайте малышу немного разных круп и посуду и он с удовольствием будет «варить суп».

Сколько бы игрушек не было у малыша, все равно, самыми интересными для него кажется ваш кошелек, сумка и ключи, поэтому можно выделить для таких игр ненужный клатч и связку ключей от старого замка. Кроха с удовольствием будет открывать дверь с помощью ключей и потом важно складывать их в сумку, копируя поведение взрослых. А лучше, если вы сами сделаете малышу бизиборд — развивающую доску с различными замочками и ключиками. Дети просто обожают играть с такой развлекательной доской.

Родительская любовь — залог здоровья и счастья ребенка

Как и в любом другом возрасте ребенку очень важно чувствовать родительскую любовь и опеку. Он должен быть уверен, что в любую минуту он сможет найти у вас защиту и получить помощь. Ребенку просто необходимы родительские ласки. Как можно больше и чаще обнимайте и целуйте ребенка, что бы он чувствовал вашу любовь. Ведь известно, что недолюбленные дети очень часто бывают агрессивными и плохо поддаются воспитанию. Также, по мнению педиатров, дети, которых родители не любят или дарят мало ласки, часто болеют и в дальнейшем чувствуют себя несчастными.

maminsayt.ru

Ребенку 1 год: развитие и режим дня

Содержание:

К одному году ребенок становится еще более активным и самостоятельным. Практически всю энергию он затрачивает на движение. Умение ходить и быстро ползать позволяют малышу целыми днями заниматься дальнейшими исследованиями комнат и предметов, находящихся в них. Этот возраст считается переломным, ведь ребенок отмечает свой первый настоящий день рождения.

Развитие ребенка в 1 год

За сравнительно короткий период произошло превращение беспомощного младенца, завернутого в пеленки, во вполне самостоятельного человечка. В течение года, особенно за последние месяцы, он значительно продвинулся в своем физическом и психологическом развитии.

К своему первому юбилею малыш уже уверенно встает на ноги и вполне нормально ходит без посторонней помощи. Он предпринимает попытки потанцевать под музыкальное сопровождение, а также немного побегать при помощи взрослых. Во время кормления дети уже сами едят с ложки и пьют из кружки. И, хотя это у них еще не совсем получается, они настойчиво совершенствуют свои навыки.

Происходит пополнение словарного запаса. Ребенок может отчетливо произнести более десяти слов. С небольшими ошибками он называет по именам всех членов семьи. Ему известны названия всех вещей, находящихся в доме, каждую из них он может показать. Ребенок удачно копирует взрослых, старается подражать им во всем. Он совершенно точно знает, где свои, а где чужие. Следует помнить, что способности каждого малыша проявляются индивидуально, у кого-то раньше, а у кого-то позже.

Очень часто происходит изменение поведения, причем не в самую лучшую сторону. Приобретенные навыки и умения, особенно возможность самостоятельно ходить, подталкивают малыша к новым исследованиям и открытиям. Малыш способен залезть в ранее недоступные места и достать оттуда все, что угодно. Очень часто дети берут цветные карандаши и разрисовывают стены.

Совершенно бесполезно ругаться или кричать на ребенка. Все его беспорядочные действия нужно взять под строгий контроль и аккуратно перевести его энергию в совершенно другое русло. Для занятий лучше всего выделить отдельное пространство, которое не жалко испортить. Это может быть участок обоев, закрытый бумагой для рисования или шкаф, в котором можно играть.

Рост и вес ребенка в 1 год

Развитие детей проходит строго индивидуально. По достижении одного года основные показатели могут отличаться в сторону увеличения или уменьшения. Границы веса мальчиков в один год находятся в пределах 8,9-11,6 кг. Девочки весят от 8,5 до 10,8 кг. К возрасту одного года рост мальчиков составляет от 72,3 до 79,7 кг, у девочек этот показатель будет 71,4-78,0 кг. Проблемы с развитием могут возникнуть из-за серьезных нарушений здоровья. Если же параметры веса и роста находятся в указанных пределах, то у родителей не должно быть повода для беспокойства.

Питание ребенка в 1 год

Несмотря на то, что ребенок уже давно питается разнообразными продуктами, рацион питания все равно необходимо тщательно прорабатывать. Рост и развитие полностью зависят от правильного и сбалансированного питания. После года задача кормления становится более сложной, поскольку пища для ребенка должна быть не только здоровой и полезной, но и вкусной. Если какой-то продукт малышу не нравится, то совершенно бесполезно пытаться накормить его насильно. Поэтому нередко приходится думать о равноценной замене, чтобы отсутствие полезных веществ не смогло нарушить рацион питания.

Читайте также:  Когда можно сажать ребенка в ходунки

Приготовленные блюда по-прежнему должны быть без специй и острых приправ. Исключение составляет сахар, суточная норма для годовалого ребенка будет составлять примерно 30 граммов.

До настоящего времени сохраняется пятиразовое кормление. В перерывах, в случае необходимости, можно дать кусочек фрукта, печенье или сухарик. Общее количество потребляемой пищи в течение дня должно составлять от 1000 до 1200 миллилитров. Количество выпиваемой жидкости будет около 200 мл. Поить малыша можно водой, соками или чаем.

Рацион питания сохраняется прежним и становится более разнообразным. Важной составляющей считаются молочные и кисломолочные продукты, содержащие большое количество легко усваиваемых жиров. Ребенка можно кормить творогом, кефиром и сыром, нельзя давать сливки и сметану из-за повышенной жирности этих продуктов.

Продолжается использование различных каш. Для их приготовления лучше всего подходит рис и гречка, а также овсяная, манная, пшеничная и перловая крупа. Не стоит увлекаться горохом, фасолью и другими бобовыми. В них в большом количестве содержится грубая клетчатка, которая очень плохо усваивается детским организмом.

Ежедневно в рацион следует включать мясные или рыбные продукты. Ребенок должен съедать мяса от 70 до 100 граммов в сутки, рыбы – 30 граммов.

После одного года ребенка можно кормить не только яичным желтком, но и белком. Яйца добавляются и в другие блюда, например, в омлет или запеканку. Ни в коем случае нельзя давать сырые яйца. В качестве основного источника микроэлементов, витаминов и других полезных веществ остаются овощи и фрукты. Они должны ежедневно включаться в меню.

Сон ребенка в 1 год

На состояние годовалого ребенка качество сна оказывает существенное влияние. О какой-либо определенной продолжительности сна нельзя говорить однозначно, все будет зависеть от самого малыша, от его характера и от того, как он ранее был приучен спать. Поэтому нежелательно укладывать спать или, наоборот, будить в принудительном порядке, поскольку из-за подобных действий психика ребенка может быть серьезно травмирована.

Читайте также:  Ребенок в 2 месяца: уход и развитие

Суточная потребность сна такая же, как и в 11 месяцев. Она составляет от 13 до 14 часов. Из них на ночной сон приходится примерно 11 часов, а все остальное время ребенок отдыхает днем. В возрасте одного года дневной сон по-прежнему разделяется на две приблизительно равные части. Таким образом, обеспечивается наиболее полноценный отдых.

Режим ребенка в 1 год

Растущий и развивающийся организм годовалого ребенка требует определенных биологических ритмов, которые могут быть сформированы только за счет точного соблюдения распорядка дня. Все необходимые мероприятия, заложенные в одни и те же часы, способствуют лучшей ориентации малыша и четкому выполнению всех намеченных процедур.

Кроме того, малыш постепенно привыкает к дисциплине, поэтому его дальнейшая адаптация в детском саду или в школе пройдет совершенно безболезненно. Сами родители, ориентируясь на распорядок, смогут нормально спланировать свое время в течение дня. К этому времени малыш уже в какой-то степени привык к определенному режиму и в возрасте одного года остается только закрепить полученные навыки.

Игры для детей 1 года

Годовалый возраст считается не только сложным, но и очень интересным этапом жизни малыша. Малыш продолжает изучение окружающего мира, получает большое количество новой информации.

Игры могут быть условно разделены на определенные виды и категории. Все они способствуют обучению, воспитанию и дальнейшему приобретению знаний. Поэтому все занятия должны быть разносторонними, обеспечивающими качественное развитие ребенка. Для развития мышления кубики, мячики, различные яркие картинки, игрушки и другие предметы. Одновременно малыш должен физически развиваться. Для этого существует большое количество подвижных игр.

Много внимания следует уделять дальнейшему развитию речи. Следует заботиться о пополнении словарного запаса, постоянно разговаривать с ребенком, объяснять ему вслух названия новых предметов и каких-либо понятий. Лучше всего преподносить информацию в стихотворной форме, способствующей лучшему запоминанию. Самыми верными помощниками остаются книги, особенно с детскими стихами, короткими рассказами и сказками.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Игры и занятия желательно проводить в одно и то же время. Ребенок должен быть здоров, сыт и пребывать в хорошем настроении. Занятия проводятся в течение короткого времени, чтобы не утомить малыша и не перегрузить его избыточной информацией. Ребенка нужно чаще хвалить, это значительно усилит интерес к проводимым занятиям.

Гимнастика для ребенка 1 год

В возрасте одного года распорядок дня предусматривает обязательную утреннюю гимнастику. В это время все дети уже нормально ходят самостоятельно или с помощью родителей. Они могут выполнять наклоны и приседания. В процессе ходьбы можно совершать и другие дополнительные движения. Для дополнительной физической нагрузки используются различные предметы, например, детская коляска, которую ребенок катит впереди себя. Утренняя гимнастика хорошо развивает мышцы и способствует развитию двигательных навыков. Все упражнения можно проводить в игровой форме.

shop-kid.ru

Особенности развития годовалого ребенка

Достигнув годовалого возраста и научившись передвигаться самостоятельно, ребенок переходит к новому этапу открытий и опытов. Каковы особенности его развития в этот период?

На первом месте для годовалого малыша – знакомство с большим миром, который он познает всеми доступными способами. Он бесконечно экспериментирует, изучает, наблюдает и с каждым днем становится более ловким. Для него важны новые звуки и новые зрительные образы.

Нет такого периода в жизни, когда развитие шло бы такими гигантскими скачками. Ребенок этого возраста осваивает столько новых действий, что взрослому человеку было бы просто не под силу.

Каковы же его главные достижения к этому возрасту?

К первому году жизни обычно ребенок вполне способен:

  • уверенно вставать на ноги;
  • самостоятельно ходить;
  • бегать при поддержке взрослых;
  • пить из чашки, перекладывать ложку из одной руки в другую;
  • повторять за взрослыми простые действия;
  • понимать требования взрослых;
  • идентифицировать предмет и его образ на картинках;
  • произносить простые слова;
  • называть близких людей по имени;
  • проситься на горшок.

Годовалые дети отличаются невероятной подвижностью. Больше всего им нравится совершать всевозможные действия с предметами, ставить «осязательные» эксперименты – дотрагиваться до еды, стучать ложкой по миске, стакану, стульчику, изучать свои возможности звукопроизношения, подражать разговору и пению.

У малыша начинает проявляться ощущение высоты и опасности. Изучая свойства предметов, малыш постепенно привыкает использовать предметы по назначению.

Возрастные нормы ↑

  1. Вес. К двенадцати месяцам вес детей, обычно, превышает вес при рождении в три раза. Средний вес годовалого малыша – десять или чуть более кг. При ежемесячном взвешивании с этого возраста фиксируется прибавка в весе порядка 250 г.
  2. Рост малыша в 1 год составляет 72-76 см, в зависимости от анатомических особенностей.
  3. Зубы. К году у многих детей имеется двенадцать зубов: по 4 резца сверху и снизу и 4 коренных молочных зуба. Меньшее количество зубов не является поводом для беспокойства и считается нормой. При нормальном поступление с пищей солей кальция, фосфора и витамина D «недостающие» зубки прорежутся в последующие 2-3 месяца.
  4. Стопа. Нормой читается и своеобразная форма стопы: плоская, без свода. У ребенка, который еще не начал активно ходить, некоторое время под сводом сохраняется жировая подушечка. Постепенно она исчезает, и стопа приобретает положенный изгиб.

Речь ↑

  • У каждого ребенка свой темп формирования речи. Большинство детей начинают произносить первые различимые слова от 9,5 месяцев до 1, 4-1, 5 года.
  • Если малыш в годик почти не разговаривает, это еще не значит, что он отстает в речевом развитии. Для этого возраста характерно более быстрое пополнение пассивного словаря, нежели активного. Ребенок знает и понимает во много раз больше слов, но использует 3-5 удобных для него звукосочетаний, которые относят к «детскому лепету».

  • Уже через несколько месяцев его активный словарь увеличится до 20 слов, а в районе двух лет – до 50. Пока словесно ребенок выделяет близких: «маму», «папу», «дядю», ему нравятся звукоподражательные слова, вроде «ав-ав», «му-у» и др. При этом ребенку легче произносить только ударный слог длинного слова (например, «ки» вместо «киска».
  • Если ребенок спокойный, мало говорит, но его психическое и физическое развитие соответствует норме, волноваться не стоит. Обратите внимание на то, достаточно ли ребенок общается с родителями. Недостаток общения со значимыми взрослыми (а это на данном этапе его главный круг общения) могут привести к замедленному развитию речи.
  • Следует знать, что отделы в коре головного мозга, которые ответственны за развитие ручной и артикуляционной моторики связаны ввиду их близкого расположения. Потому хорошее развитие моторики детских ручек обуславливает и более скорое освоение речи. Ребенку полезно дотрагиваться до предметов, о которых идет речь, совершать мелкие действий руками.

Режим дня и сон годовалого ребенка ↑

  1. Режим дня годовалого ребенка включает сон дважды в день по 1-1,5 часа при ночной продолжительности сна не менее 10 часов.
  2. Днем кормление чередуется с прогулками на свежем воздухе, играми и сном. Постепенно ребенок начнет переходить на единоразовый сон днем. При этом расписание сна постепенно начнет смещаться, однако нужно постараться укладывать малыша в одно и то же время. При скользящем графике сна дети с трудом засыпают как днем, так и ночью, спят беспокойно и часто просыпаются.
  3. Гигиенические процедуры – важная часть всего распорядка дня. Утром лицо и попку ребенка моют водой, совершают обязательное мытье рук после прогулки и перед едой и купание перед сном.

Питание ↑

Развитие желудочно-кишечного тракта у годовалого малыша происходит еще не в полной мере. Нормальный интервал между завтраком, обедом, полдником и ужином — 3-4 часа. Это достаточно удобный и полноценный режим питания. Перед сном можно предложить ребенку легкую пищу, например, печенье и кефир. Как правило, в ночные часы прием пищи не требуется.

Дети, получающие грудное молоко, могут продолжать принимать прикорм от груди, однако меню годовалого ребенка уже достаточно разнообразно:

  1. Он хорошо знаком с разными видами каш, овощными, фруктовыми пюре, мясом в протертом виде и рыбой.
  2. Основной объем рациона (примерно 800 грамм) должны составлять молочные продукты: молоко, творожок, кефир, каши на молоке.
  3. Малышу необходимо давать как мясные, так и растительные продукты: запеканки, овощные протертые супчики, свежие фрукты и овощи (лучше в тертом виде), суфле из мяса кролика, курицы, нежирной говядины, заменяя их пару раз в неделю рыбными блюдами.
  4. Для лучшего усвоения крупы перед варкой лучше измельчать в кофемолке.
  5. Постепенно в рацион добавляют белый хлеб, начиная с одного пшеничного ломтика, более легкого для детского кишечника.
  6. Соки дают понемногу, чтобы не вызвать аллергии. Готовят кисели, компоты.
  7. Если ребенок просить есть в перерывах между кормлениями, можно дать ему печенюшку, компот, кисель или немного кефира.

Игры и игрушки ↑

Игра для подрастающего ребенка – лучший и активный способ познания мира.

Что могут годовалые дети:

  • нанизывать кольцо на кеглю или на стержень пирамидки;
  • толкать, тащить на веревочке предметы, кидать их;
  • качать и убаюкивать куклу и игрушки, кормить их (начало освоения ролевых игр).

Различать цвета и формы ребенок сможет к 2-3 годам, однако и годовалый малыш запоминает их и использует их свойства для различения предметов.

  1. Детей больше привлекают простые игрушки. Удовлетворяя свой исследовательский интерес и воображение, ребенок долго может складывать и высыпать из тележки кубики, перевозить их с места на место, играть с матрешками или катать деревянное яичко, машинку на веревочке, поезд из кубиков. Потому деревянная или пластиковая четырехколесная тележка – лучшая игрушка в этом возрасте.
  2. Не случайно среди детских игрушек популярны и каталочки на палке. Маленькому ребенку легче толкать игрушку, чем тянуть за веревку.
  3. Многим взрослым кажется, что ребенок играет «неправильно». От взрослого требуется понимание особенностей этого возраста. Важно не мешать детям играть так, как им нужно. У годовалого ребенка правила свои, у него еще нет стремления построить что-то по схеме.
  4. Для ребенка, играющего в кубики, интересно постучать ими друг о друга, посмотреть, как они падают или складывать полые кубики один в другой, поскольку на первом месте для годовалого карапуза стоит исследование свойств предметов и границ собственных умений (что я еще могу сделать). Если усложнять процесс игры, она перестанет приносить удовольствие.

Удержать внимание малыша на одном занятии удается не более 15 минут.

Кроме игрушек есть много полезных занятий:

  • Работа с мягким пластилином или специальной массой для лепки (отщипывать кусочки массы, делать лепешки и шарики, размазывать их по бумаге).
  • Рисованиеакварелью и гуашью, пальчиковые краски (еще лучше карандашами или ручками на рулоне обоев).

  • Чтение в сочетании с рассматриванием картинок («Что это?», «Найди…»).
  • Игра с матрешками (знакомство с «маленькими» и «большими» предметами, развитие мышц кисти).
  • Пазлы. Для малыша в год сложить пазл даже из двух деталей – задача невыполнимая. Именно потому большинство игр советуют после 3-х лет. Однако постепенно ребенок понимает, что от него требуется, игра развивает его моторику, помогает сформировать представление о целом и частях.
  • Подвижные игры (чередовать со спокойными занятиями). Догонялки, перегонки, прятки (прятаться самим или прятать игрушку), игры с мячом.
  • Танцы.

Самое важное замечание: ребенок развивается в игре не сам по себе, а только во взаимодействии со взрослым. Он повторяет его действия, учится общению. Озвучивая свои действия и действия малыша, взрослый создает у него связь между действием и его словесным обозначением.

Кризис первого года жизни ↑

Так называемый кризис в жизни ребенка означает переход его на новую ступеньку развития. Для взрослых этот период может показаться крайне сложным, поскольку он часто вызывают «сбой» в поведении самого послушного ребенка.

Например, ребенок только научился ходить, казалось бы, стал взрослее, многое понимает, но некоторое время он будет капризничать сверх обычного, а сон его ухудшается.

Связано это с тем, что ребенок не успел перейти к другой форме поведения. Малыш до года, не умея выразить словами свои потребности, добивался внимания взрослых плачем, истериками. Теперь ребенок подрос, а новые способы привлечения внимания еще не освоил.

Родители, в свою очередь, также не успевают приспособиться к новым потребностям ребенка. Истерики годовалых детей сами не проходят, ввиду слишком сильного мышечного тонуса. Ребенка важно покачать, успокоить, поддержать.

Признаками кризиса являются:

  • непослушание, упрямство, «трудновоспитуемость», желание привлекать внимание своим поведением;
  • отказ от выполнения обычных процедур агрессивная реакция на замечания (или обида, недовольство);
  • не свойственная капризность;
  • противоречивое настроение и поведение;
  • демонстрация самостоятельности.

Важно понимать, что отклонения в поведении — естественные проявления этапа взросления и при лояльном отношении к малышу это никак не повлияет на характер ребенка в будущем.

Видео: Консультация для родителей

gopsy.ru

Ребенку 1 год

Развитие ребенка в 1 год

За первый год своей жизни малыш много чему уже успел научиться. В его словарном запасе присутствуют несколько самых простых слов – «мама», «баба», «би-би», «мяу», «дай». Он знает названия частей тела, лица, любимых игрушек, может на них показать по просьбе, различает интонацию речи, может пританцовывать или раскачиваться под музыку. Радостно реагирует на появление знакомых лиц, машет ручкой при прощании, шлет воздушные поцелуи, подражает действиям взрослых.

К этому периоду возрастает его подвижность и любознательность. Он взбирается на диван, ходит по комнатам, заглядывает в потайные уголки. Передвигаться он может как на четвереньках, так и вставать на ножки. Любит «хозяйничать» на кухне: открывать дверцы шкафов, исследовать содержимое баночек и коробочек. Кухня довольно травмоопасное место, поэтому одного в ней малыша оставлять нельзя. К году ребенок пробует держать карандаш в руке, ему очень нравится рисовать. Поэтому в этот период на листке бумаги или обоях появляются первые его каракули.

Многие малыши очень любят, когда им читают книжки, показывают яркие картинки. Если ребенок не сидит на месте, можно с ним разговаривать и читать, когда он играет, например, собирает пирамидку, рассматривает кубики. Даже если он не обращает визуально на вас внимание, ваши слова он непроизвольно впитывает как губка.

Уход за ребенком в 1 год

С каждым днем малыш становится все более самостоятельным. Он уже пьет сам из чашки, старается есть ложкой, пусть даже не всегда у него это аккуратно получается. Роль родителей в уходе за ребенком сводится к тому, чтобы научить его навыкам самообслуживания, следить за его режимом, питанием, гигиеной, здоровьем.

Ребенок, скорее всего, еще не всегда сам просится на горшок. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо его высаживать на этот гигиенический «трон» после еды и каждые час-полтора. Постепенно у него выработается привычка, и если вы забудете его туда посадить, он сам вас об этом попросит.

Необходимо следить за его прической, чтобы челка не лезла в глаза. Своевременно подстригать волосы и отрастающие ногти. Дети обычно не очень любят эту процедуру, поэтому ее можно совместить с игрой.

Комнату, где играет и спит малыш, необходимо часто проветривать и проводить влажную уборку. Следить, чтобы не было сквозняков, а в игровом уголке был постелен на полу ковер. Пластмассовые игрушки периодически необходимо мыть с мылом. Чтобы постепенно приучить ребенка к порядку, после игры все игрушки необходимо сложить в ящик или расставить на полке. Вначале это нужно делать вместе с малышом, затем он сможет справиться самостоятельно.

Питание ребенка в 1 год

Первые полгода после своего рождения малыш питался исключительно грудным молоком или молочными смесями. Затем в его рацион постепенно начали вводить овощные пюре, молочные кашки, паровые котлетки, печенье и прочую «взрослую» пищу. У него появились первые зубы, он научился жевать. Но это не значит, что он готов есть пищу с общего стола.

В 1 год еду для малышей также необходимо готовить отдельно. Подают ее в пюреобразном или мелко нашинкованном виде. В год ребенок должен уже познакомиться с такими продуктами, как куриные или перепелиные яйца, картофель, макароны, овсяные, рисовые, гречневые каши, сырые и отварные овощи и фрукты, рубленое мясо (паровые котлеты, запеченное суфле), хлеб, сливочное масло, молочные супы. В рацион можно ввести измельченную зелень – петрушку, укроп, Еда не жарится, а варится, запекается на пару или доводится до готовности в духовке. Твердые овощи и фрукты ребенку подают в протертом виде (яблоки, груши). Бананы, мягкие груши, можно нарезать мелкими кусочками, очистив от кожуры. Вишни, сливы, черешню рекомендуется давать в отварном виде, в виде пюре и компотов.

Желудок годовалого малыша имеет небольшие размеры, но организму требуется много энергии. Поэтому ребенка необходимо кормить небольшими порциями, но часто. За сутки – пять раз: завтрак после пробуждения, обед, полдник, ужин и молоко или кефир с печеньем на ночь. Примерно через полгода, можно перейти на четырехразовое питание, отказавшись от кормления перед сном. Если у ребенка плохой аппетит, пробудить его поможет яркая посуда, салфетки или красиво оформленная еда в тарелке.

Режим дня ребенка в 1 год

Годик – это такой возраст, когда можно начать вырабатывать с ребенком домашние ритуалы и традиции, которые приучат его к режиму. Они дадут ему чувство постоянства, будут успокаивать и настраивать на определенные действия. Например, он будет нормально воспринимать, что после ночного сна нужно почистить зубки, сделать зарядку. Повторять их нужно в одно время на протяжении длительного периода. Например, в кроватке, перед сном, прочитать книжку или поцеловать на ночь.

Если малыш не любит спать днем, после пробуждения ему обязательно нужно сделать что-то приятное — покормить вкусным полдником, дать сладость, поиграть с ним, разрешить немного пошалить. Зная, что после сна его ждет что-то интересное, он быстрее будет укладываться в кроватку и засыпать.

Не стоит устанавливать режим, как в пионерском лагере и расписывать день малыша по минутам. Смотрите на его настроение, самочувствие, иногда можно отойти от запланированного графика. Режим обязательно нужно корректировать по мере взросления малыша. Вводить дополнительные моменты и убирать те, которые потеряли актуальность. Например, увеличить время прогулки, игр, уменьшить продолжительность дневного сна и т.п. Главное соблюдать последовательность – сон, бодрствование, игра, еда и сохранять промежутки между кормлениями – примерно 3-4 часа. Подчиняясь режиму дня, ребенку будет хватать времени и на отдых, и на бодрствование. Он будет меньше утомляться, и капризничать.

Занятия с ребенком в 1 год

В этот период ребенок очень любит совершать совместные действия со взрослыми, пытается им помогать и повторяет движения – подметает, пылесосит, перемешивает еду. Он знакомится с окружающей обстановкой. Ему интересно, как включается свет, звонит телефон, играет музыка. Он может по несколько раз совершать одни и те же действия. Например, щелкать выключателем, наблюдая за лампочкой, или нажимать на кнопки пульта от телевизора. Он анализирует и пытается разобраться, как это работает. Не отказывайте ему в этом удовольствие.

Во время совместных действий, разговаривайте с ним, например, когда одеваете малыша. Попросите вытянуть ручку, поднять ножку, нагнуть голову. Он охотно поможет одеть себя. В этом возрасте можно приучать ребенка к опрятности – подставлять носик или ротик под салфетку или носовой платок. Протянуть ручки, чтобы их вымыть.

В это время малыш легко обучаем. Поэтому знакомьте его с миром, объясняя и рассказывая доступным языком, как это действует, почему происходит, как себя вести в разных ситуациях. Можно рассматривать дождик через окно, смотреть на движущиеся машины, идущих людей. Не беспокойтесь, даже если малыш еще не говорит, он многое понимает и запоминает названия предметов. Уже в этом возрасте можно познакомить малыша с возможными опасностями – показать, что иголка колется, это больно, а вода бывает очень горячей, поэтому можно обжечься.

Игры и игрушки для детей в 1 год

Даже если у ребенка есть много игрушек – куклы, зайчики, мишки, клоуны, детская посуда, играть с ними он еще не умеет. Он воспринимает их просто как предметы. Поэтому ему нужно показать, как кормить куклу, как ее качать и баюкать, чтобы уложить спать. Его можно попросить пожалеть и погладить плюшевого котенка или зайчика, потому что ему больно, у него болит лапка. Так развивается способность к состраданию.

Чтобы развивать логическое мышление, к году можно приобрести такие игрушки, как пирамидка, кубики, шарики разных размеров и цветов. Малыш любит с ними играть, пытаясь с сосредоточенным видом нанизать колечки на штырек пирамидки или просунуть круглый шарик в квадратное отверстие. И совсем необязательно, что он с первого раза будет все делать верно. Скорее наоборот. Мягко подтолкните его в правильном направлении, объяснив, как и почему нужно действовать именно так.

Чтобы развивать у малыша мелкую моторику пальчиков, можно начать играть с ним в самые простые игры-потешки – например, «Сороку-ворону». Загибать и массировать каждый пальчик, приговаривая, что сорока должна сделать. Можно в его ручки положить кусок мягкого пластилина, и показать, как можно его помять в кулачке или отщипывать по кусочку пальчиками. Можно насыпать в коробку крупу – манку, пшено и позволить малышу поиграть. Пусть он собирает ее в кулачки или пропускает сквозь пальцы. Не стоит его ругать, если крупа просыплется на пол, ее за пару минут можно собрать пылесосом.

Медицинское наблюдение в 1 год

С самого рождения малыш находится под наблюдением врачей. В основном это участковый педиатр и медсестра, которые следили за его физическим развитием – ростом, весом, делали прививки. Сейчас малыш подрос, ему уже не требуется ежемесячное наблюдение, достаточно будет одного визита в два месяца.

Чтобы не пропустить возможные отклонения в состоянии здоровья, ему рекомендуется сделать УЗИ тазобедренных суставов, брюшной полости, головного мозга и пройти отдельных врачей-специалистов. В годик его обязательно следует показать хирургу-ортопеду, окулисту, невропатологу, отоларингологу. Желательно сделать прививки от краснухи, кори, паротита, сдать общий анализ мочи и крови.

Полезные советы родителям

Если ваш ребенок к году еще не говорит, не стоит расстраиваться и принимать этот факт близко к сердцу. Он обязательно заговорит, только чуть позже. Все дети разные и ожидать от них абсолютно одинаковых результатов не следует. Многое зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей и прочих факторов. Поэтому, если сосед по песочнице Вася говорит чуть ли не стихами, а ваш Андрюша или Танечка знает только два слова, не беда. Это никак не отражает умственные способности, и не влияет на будущие отметки в школе.

Не накручивайте себя и не требуйте от ребенка невозможного. Запаситесь терпением и продолжайте его воспитывать и развивать дальше. И помните, что в годик ваш несмышленый непоседа подвержен повышенному риску. Поэтому не оставляйте его ни на минуту одного. Необходимо поднять наверх хрупкие вазочки и статуэтки, чтобы малыш не разбил их и не поранился, спрятать мелкие и острые предметы, лекарственные препараты, а электрические розетки закрыть заглушками.

zhenskoe-mnenie.ru


Смотрите также