Post Icon



Речь ребенка в 1 год


Особенности развития ребенка в 1 год

Первый день рождения крохи — серьезная дата. Вы вместе с ним одолели непростое время, называемое младенчеством. Теперь малыш представляет собой настоящую личность — со своими желаниями, характером и привычками. Чтобы развитие ребенка в 1 год приносило всей семье только радость, необходимо активно заниматься с карапузом и обеспечить полную безопасность в квартире.

Физическое развитие крохи

Годовалый малыш вырос на 20-25 сантиметров за 12 месяцев жизни. Его вес увеличился почти в три раза. Вес мальчиков в норме составляет от 7,5 до 12 кг., вес девочек — от 7 до 11,5 кг. Рост мальчиков колеблется в интервале от 71 до 81 сантиметра, а рост девочек — от 69 до 80 сантиметров.

У детей к этому возрасту обычно вырастает 8-12 зубов. Если зубиков пока мало, удостоверьтесь, что в питании крохи содержится достаточное количество витамина D, фосфора и кальция. Многие мамы перестают кормить грудью детей в 12 месяцев. Хотя специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание вплоть до двухлетнего и даже трехлетнего возраста.

В 1 годик кроха уже созрел для начала хождения. Он без затруднений встаёт на ноги из любой позы и пробует делать первые шаги. Конечно, про уверенную ходьбу речи пока не идет. Карапуз расставляет ножки слишком широко, он не очень устойчиво себя чувствует. Падения пока случаются часто.

Если карапуз упал, не спешите бежать на помощь и жалеть его. Демонстрируйте всем своим видом, что ничего страшного не произошло. Просто поддержите малыша словами, приободрите и слегка обнимите, а потом переключите внимание на игрушки. В будущем его ждет множество падений до тех пор, пока навык ходьбы не закрепится.

Не все дети умеют ходить в годовалом возрасте. Если кроха уверенно ползает, проявляет двигательную активность, ходит, держась за мебель, то его развитие также находится в пределах нормы. Все малыши разные. Одни начинают ходить раньше, другие — позже. Через несколько месяцев и этот карапуз научится уверенно ходить.

Основные умения малыша

  • В речи годовалого ребенка появляются новые слова. Он уже умеет говорить «мама», «папа», «баба» и понимает этих смысл. Не может произнести, но понимает значения следующих слов: «спать», «пойдем», «играть», «нельзя», «нет». Если малыш почти не говорит, необходимо заняться развитием мелкой моторики рук, делать пальчиковую гимнастику.
  • Карапуз умеет складывать пирамидки, ставить кубики один на другой, перелистывать страницы книги. Если вы спрячете его любимые игрушки, кроха начнет их искать. Он уже понимает, что игрушки не исчезли — они где-то есть, просто их не видно.
  • Малыш умеет ходить — либо полностью самостоятельно, либо с опорой на окружающую мебель. Увидев небольшое препятствие перед собой, переползет через него. Некоторые из детей способны даже бегать, держась за руку взрослого.
  • В 12 месяцев кроха обычно отдает предпочтение одной из рук — левой или правой. Исходя из этого можно определить, растет правша или левша. Современные педиатры не советуют переучивать маленьких левшей.
  • Ребенок умеет пользовать различными бытовыми предметами: чашкой, ложкой, блюдцем, зубной щеткой, расческой. Если развиты пока не все эти навыки, следует непременно их развивать.
  • Ребенок кушает самостоятельно. Необходимости в том, чтобы мама кормила из ложечки, больше нет. Исключение составляет кормление грудным молоком.
  • Во время одевания на прогулку малыш помогает маме — ставит ножку в ботинок или пытается сам просунуть ручку в рукав.

Кризис развития

Ребенок переживает так называемый кризис первого года. Он делает большие скачки в своем физическом и психическом развитии. Освоение новых навыков (например, хождения) может давать побочные эффекты в виде сбоев в поведении.

В годик истерика ребенка с катанием по полу — явление частое. Начинается она с проявления резкого упрямства, когда малыш отказывается выполнять обычные действия, например, купаться или кушать. Потом может произойти взрыв эмоций, топанье ногами. А затем сама истерика.

Педиатры считают, что для детей данного возраста это нормально. Не следует ругать или тем более шлепать карапуза. Он рыдает не из-за вредного характера. Истерика — это один из этапов приспособления к новым открытиям в окружающем ребенка мире.

Кроху необходимо пожалеть, успокоить, приласкать. Если истерика случилась на улице, необходимо сразу идти домой. Самостоятельно ребенок вряд ли успокоится, он пока недостаточно развит для этого. Поэтому мамочки должны проявить терпение и материнскую нежность в такой важный для ребенка период.

Учитесь договариваться с маленьким упрямцем. Говорите спокойно и тихо, пусть всхлипывания ребенка не выводят вас из себя.

Конечно, это сложно. Мамочке нужно запастись огромным количеством терпения. Однако умение договариваться с крохой поможет в следующие периоды его развития. А вот применение грубой силы только усугубит плохое поведение.

Игрушки для детей и развивающие игры

Ниже приведен перечень игрушек, которые будут наиболее полезны для годовалого ребенка.

  • Кубики, из которых можно складывать разнообразные постройки.
  • Пирамидка со стержнем, на который нужно нанизывать кольца.
  • Игрушка-сортер — представляет собой ёмкость, имеющую отверстия разной формы. Дополняют эту игрушку несколько фигурок, которые следует просовывать в отверстия. То есть карапуз будет сортировать фигурки в зависимости от формы отверстий.
  • Стаканчики разной формы. Карапуз может их вкладывать друг в друга или складывать из них постройки.
  • Игрушки для улицы — ведерко, лопата, машинка с кузовом на веревочке и т.д.
  • Шкатулки и коробочки. Их так интересно открывать и снова закрывать.
  • Большие мягки игрушки, которых можно одевать, кормить и укладывать спать.
  • Предметы для игр с водой — лейка, миски для воды, плавающие игрушки.
  • Бытовые предметы, с которыми кроха сможет играть, подражая вам. Например, детский телефон, пластиковая посуда, игрушечный утюг.
  • Картонные книги с крупными картинками.
  • Простые музыкальные инструменты — дудочка, металлофон, бубен.

Игра в «песочнице». Насыпьте в широкую кастрюлю манной крупы. Поставьте на пол перед малышом. Он с удовольствием начнет в ней возиться и просеивать сквозь пальчики. Когда карапузу это надоест, спрячьте в манке небольшую игрушку. Попросите малыша найти ее.

Игра «Волшебная сумка». Отыщите старую сумку. Это может быть и дамская сумочка, и походная. Перед игрой тщательно очистите ее от загрязнений. Подготовьте безопасные бытовые предметы. Разместите их в разных кармашках сумки. Малыш получит массу удовольствия, расстегивая замочки или кнопки на разных отделениях в сумке. Эта игра помогает развивать мелкую моторику рук.

Развитие речи

Понимание речи в возрасте 12 месяцев достаточно хорошее. Пассивный словарь детей растет день ото дня. Особенно если вы занимаетесь с ними, рассказываете о своих действиях, называете разные предметы. Играйте в игру с появлением предметов. Вы достаете из-за спины игрушку и сразу называете ее: «А вот и мишка, а вот и машинка, а вот и слоник».

В речи взрослых кроха уже узнает множество слов. Отдельное внимание обратите на следующие слова: «нет», «нельзя», «можно». Их значение карапуз в 12 месяцев обязательно должен понимать. Он также знает, как называть членов семьи. Например, «мама», «папа», «баба».

Учите малыша выполнять ваши просьбы, выраженные разными словами: «возьми», «положи», «подними», «брось», «отдай», «принеси». Используйте их в вашей речи чаще. Годовалого карапуза также необходимо обучать жестам, связанным со словами. Например, он может махать рукой на прощанье или разводить руками в ответ на слово «нет».

Активный словарный запас годовалых детей пока невелик. Обычно в возрасте 12 месяцев он составляет не более 15 произносимых слов. В речи ребенка встречаются облегченные слова — он упрощает произнесение слов, глотает окончание. Ребенок с легкостью подражает речи взрослых. Он копирует интонацию и ритм слов, фраз. Такой подражательный лепет полезен для развития крохи. Поощряйте его игровое общение по игрушечному телефону.

Чтобы развивать речь годовалого карапуза, необходимо выполнять упражнения на мелкую моторику рук. Приготовьте две миски. Наложите в одну их них крупу. Попросите кроху переложить ручками крупу в другую миску.

Полезны для развития речи также пальчиковые игры. Каждый пальчик руки может отвечать за зверюшку или за члена семьи. Ребенок поочередно загибает и разгибает пальчики. Если у него самого плохо получается управлять пальчиками, мама должна помочь.

Таким образом, кроха в 12 месяцев умеет ходить — самостоятельно или опираясь на мебель. В этом возрасте он становится более упрямым, начинается кризис первого года жизни. Для родителей это сложный период. Можно сразу запасаться валерьянкой и настраивать себя на спокойствие и позитив. В речи годовалого карапуза появляются имена членов семьи, а также такие простые слова, как «ням» или «бай».

Как избавиться от растяжек после родов?

Для лечения послеродовых растяжек рекомендуется использовать наружные средства, улучшающие клеточное питание и эластичность кожи, стимулирующие образование коллагена, обеспечивающие длительное увлажнение.

Узнайте прямо сейчас, как Настя избавилась от растяжек.

Почему ребёнок ходит на носочках в 1 год

razvitiemalysha.ru

Ребенок после года: первые слова, фразы, развитие речи

Хотите знать что умеют делать дети к двум годам? Что они уже понимают, сколько слов говорят, что умеют делать? В этой статье вы найдете ответы на свои вопросы, а также узнаете какие нужно делать упражнения для развития речи вашего малыша.

Содержание

  • Показатели развития ребенка в 1 год
  • Психическое и психологическое развитие ребенка в 1 год
  • Нормы развития ребенка после года по месяцам
    • Развитие ребенка в 1,1 – 1,3 года
    • Таблица роста и веса и окружность головы ребенка в 1,3 года по данным ВОЗ
    • Познавательное развитие ребенка в 1,3 года
    • Социально-эмоциональное развитие ребенка в 1,3 года
    • Бытовые навыки ребенка в 1,3 года
    • Развитие ребенка в 1,4 – 1,6 года
    • Таблица роста и веса и окружность головы ребенка в 1,6 года по данным ВОЗ
    • Познавательное развитие ребенка в 1,6 года
    • Социально-эмоциональное развитие ребенка в 1,6 года
    • Бытовые навыки ребенка в 1,6 года
  • Развитие ребенка в 1,7 – 1,9 года
  • Развитие ребенка в 1,10 – 2 года
  • Развитие речи у ребенка с года
  • Особенности развития речи у ребенка
    • Этапы развития речи у детей
    • 10 упражнений для развития речи ребенка
  • ВИДЕО: Пальчиковая гимнастика для детей 1 — 3 лет. Развивающие игры дома

Вот уже и исполнился целый годик вашей крошке. Как бы вам в это не верилось, но ваш малыш уже такой большой! Он уже умеет сидеть, стоять, сделал свои первые шаги и жадно познает этот удивительный мир вокруг себя. А что же будет дальше? Не стоит торопить события и родителям нужно запастись терпением.

Скоро уже малыш скажет свое первое слово и побежит. Все дети разные, кто-то начинает раньше ходить, а кто-то болтать. Родителям нужно запомнить, что сравнивать умения своего малыша и соседского или друга на площадке не нужно, ребенок сам лучше знает, когда придет его время вас удивлять.

Показатели развития ребенка в 1 год

Все дети индивидуальны, но есть некоторые нормы развития, и если вы замечаете в своем ребенке сильные отклонения от них, вам следует обратиться к вашему педиатру.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Что же уже умеет делать ребенок в этом возрасте?

  • уверенно сидит и сам умеет садиться
  • хорошо ползает и изучает территорию
  • пытается залезть на кровать
  • если упадет, может сам встать на ноги
  • ходит, держась ручками за что-то, некоторые уже ходят самостоятельно
  • пытается кушать сам и умеет держать ложку
  • делает попытки самостоятельно одеться
  • открывает шкафы и тумбочки, регулярно наводит в них порядки и проверяет содержимое
  • любит играть с мячом и умеет толкать его ножкой

Эмоциональное развитие ребенка

Ребенок становится все более эмоциональным, но контролировать свои эмоции кроха еще не умеет. Однако он уже знает, когда время радоваться, а когда можно по вредничать.

Думая о чем-то конкретном, ребенок уже четко представляет этот образ, его мышление становится абстрактным в этом возрасте. В 1 год малыш уже умеет играться: покормить игрушку, сложить колечки пирамидки. А также если вы попросите что-нибудь простое, он может это выполнить.

Социально-психологическое развитие ребенка в 1 год

  • Для детей в годовалом возрасте мама это все, поэтому малыш сильно реагирует на разлуку с матерью, даже ненадолго. Это очень просто объясняется, ведь весь предыдущий год он был только с мамой, поэтому чувство безопасности малыш испытывает только с ней
  • С года малыш начинает активно общаться с окружающими, поэтому его родным и близким нужно следить за тем, что они и как делают и говорят, потому что ребенок будет копировать их во всем
  • В 1 год малыши уже четко разделяют людей на своих и чужих, им уже кто-то может нравиться, а кого-то они к себе не будут подпускать. С радостью идут обниматься и целоваться с близкими, если попросить, но с чужими ведут себя настороженно

Психика в этом возрасте еще не до конца сформирована, поэтому нужно смотреть за поведением ребенка, ему нельзя сейчас много плакать, т.к. если он будет все время расстроен, это может привести к психологическим нарушениям.

Также в этом возрасте дети уже знают, что такое «нельзя». Поэтому задача родителей определить четкие границы, которые нарушать нельзя и все время напоминать об этом ребенку.

Умственное развитие ребенка в 1 год

Умственное развитие происходит на уровне ощущения окружающего мира. Дети познают все вокруг в движении или при помощи органов чувств — такое развитие называется сенсомоторным. Годовалый малыш пытается подражать взрослым, он знает основные эмоции и умеет их показать. Также дети в этом возрасте умеют неосознанно манипулировать взрослыми, и с помощью крика добиваются своих желаний.

Развитие речи у ребенка 1 года

К 1 году многие дети говорят около 10 слов, но чаще всего они разговаривают на своем, неизвестном взрослым языке. Такая речь называется автономной — ребенок показывает, что он хочет, с помощью жестов или эмоций.

Чтобы ребенок быстрее начал разговаривать, родителям нужно произносить все, что они делают. Также на развитие речи влияет мелкая моторика, поэтому с ребенком нужно заниматься.

Если вы будете помогать своему малышу, поддерживать его, заниматься его развитием, он будет правильно расти, развиваться и радовать вас своими умелками.

Психическое и психологическое развитие ребенка в 1 год

Психическое здоровье ребенка закладывается с самого раннего возраста, можно сказать с пеленок, и от этого зависит как он будет проявлять и вести себя в дальнейшем. Родители играют огромную роль в становлении психики своего малыша, поэтому должны знать все особенности и формы психического развития. Подробнее об этом вы можете узнать из статьи Что оказывает влияние на психическое развитие ребенка? Нормы психического развития ребенка

Нормы развития ребенка после года по месяцам

Все нормы развития детей приведены исключительно для ознакомления, это значит что ваш ребенок не обязан выполнять написанные ниже действия в определенном возрасте.

Не забывайте, что ребенок это маленькая личность, обладающая своей индивидуальностью и она никому и ничего не должна. Ваша задача, как родителей, направить своего ребенка в нужную сторону, подтолкнуть его к действию, показать ему этот удивительный мир и научить его жить в нем.

Развитие ребенка в 1,1 – 1,3 года

В этом возрасте ребенок умеет:

  • стоять, делать наклоны, садиться на корточки и вставать с них, ходить спиной вперед
  • самостоятельно ходить, но еще часто падает
  • подниматься по невысоким ступенькам приставным шагом
  • делать различные манипуляции с руками: поднимать их вверх, вперед, прятать за спину
  • шевелить пальчиками и вращать кисти рук

Таблица роста и веса и окружность головы ребенка в 1,3 года по данным ВОЗ

Параметры Пол ребенка От До
Вес, кг мальчик 8,3 12,8
девочка 7,6 12,4
Рост, см мальчик 74,1 84,2
девочка 772 83
Окружность головы, см мальчик 44,2 49,4
девочка 42,9 48,4

Познавательное развитие ребенка в 1,3 года

  1. Дети в этом возрасте способны различать две формы предметов. Например, отличают кубики от шариков, если ему сначала это показать
  2. Различает один-два цвета и может выбрать разные игрушки одного цвета
  3. Собирает и разбирает пирамидку
  4. Ставит кубики один на другой
  5. Рисует карандашом или фломастером
  6. Может делать какое-то действие с игрушкой, если его показать, например, кормит зайчика
  7. Делает показанное или озвученное действие и с другой игрушкой, например, кормит и зайчика и котика
  8. Все повторяет за взрослыми

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 1,3 года

  • весь день ребенок способен провести в уравновешенном состоянии
  • заглядывает в глаза к взрослому, если ситуация для ребенка новая или он не знает как ему дальше поступить
  • копирует мимику взрослого: смеется или хмурится
  • реагирует на свои игры мимикой и звуковым сопровождением
  • повторяет чувства другого ребенка — смеется с ним или плачет
  • демонстрирует различное поведение при появлении своего или незнакомца
  • часто меняется эмоциональное состояние — от смеха к плачу за несколько секунд
  • просто отвлекается и переключает свое внимание
  • познает мир через свои чувства — нужно сначала дотронуться до чашки с чаем, чтобы понять, что она горячая
  • свою речь сопровождает мимикой, изменением тона
  • по глазам можно различать, что малыш хочет или чувствует — спрашивает, радуется, просит, интересуется
  • умеет обратить на себя внимание взрослого, для этого может использовать как плач, так и заглядывание в глаза
  • свободно и спокойно себя чувствует со своими и напряжен в обществе с чужими людьми
  • эмоционально зависит от присутствия матери, если она уходит, ребенок плачет и грустит какое-то время
  • боится нового
  • умеет выражать недовольство, если ему не комфортно, не дают желаемое, ограничивают свободу действий
  • интересуется чем играют другие дети
  • привлекают внимание новые игрушки
  • если что-то не получается, начинает нервничать, а если получается — радуется
  • любит играть вместе со взрослыми
  • различает ритмичную и спокойную музыку, по-разному на нее реагирует

Бытовые навыки ребенка в 1,3 года

  • умеет пить из чашки
  • может держать ложку, набирать в нее чуточку густой еды, нести ее в рот и есть
  • пытается вытирать руки, после того как помыли
  • иногда просится делать свои дела на горшок

Развитие ребенка в 1,4 – 1,6 года

В этом возрасте ребенок умеет:

  • сам хорошо ходит и прямо, и по кругу, и обходя мешающие ему предметы
  • перешагивает через помехи на полу
  • может пройтись по доске, которая немного наклонена
  • поднимается и спускается по невысоким ступенькам, чередуя ноги
  • сам садится на лавочку или стульчик
  • кидает мячик во все стороны

Таблица роста и веса и окружность головы ребенка в 1,6 года по данным ВОЗ

Параметры Пол ребенка От До
Вес, кг мальчик 8,8 13,7
девочка 8 13,2
Рост, см мальчик 77 87,7
девочка 75 86,5
Окружность головы, см мальчик 44,7 50
девочка 43,5 49

Познавательное развитие ребенка в 1,6 года

  1. Знает две формы и показывает, если попросить
  2. Показывает предметы одинаковой формы
  3. Знает две величины — большой и маленький
  4. Собирает пирамидку из большого и маленького кольца, если перед этим показать
  5. Знает два-три цвета, если попросить или показать, дает игрушку нужного цвета
  6. Рисует карандашом или фломастером, может делать зигзаги, рисовать овалы, штрихи
  7. Любит катать коляску, машинку
  8. Читает книги, перелистывая страницы
  9. Умеет катить игрушку, держа ее за веревочку
  10. Делает одно-два действия, которые часто видит, например, кормит игрушку, расчесывает волосы
  11. Различает предметы по назначению и соответственно играется ими, например, катает машинку, бросает мячик
  12. Повторяет несколько действий, которые делают другие дети
  13. Проявляет сообразительность, например, если нужно что-то достать высоко, подставляет что-нибудь на что можно встать и дотянуться

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 1,6 года

  • весь день ребенок способен провести в спокойном состоянии
  • начинает проявлять жесты и мимику, важные для социального развития, например, умеет жалеть, но редко по своей инициативе, обычно по просьбе
  • копирует тон речи взрослого
  • копирует поведение взрослого в конкретной ситуации
  • просто отвлекается
  • если нарушить режим или условия, ребенок проявляет недовольство и плачет
  • внимательно наблюдает за тем, что делают другие дети
  • не отдает свои игрушки другим детям или забирает их игрушки
  • обращает на себя внимание взрослого тянет за руку, кричит, мимикой, иногда плачет
  • любит общаться со взрослыми и внимательно наблюдает за тем, что они делают
  • не любит расставаться с мамой, плачет и скучает
  • нравится самостоятельно играть, радуется, если что-то получается, злится, если не получается и перестает это делать
  • разную музыку воспринимает по-разному и реагирует на нее
  • любит танцевать и делать выученные движения, когда играет музыка

Бытовые навыки ребенка в 1,6 года

  • хорошо умеет пить аккуратно из чашки
  • пытается есть самостоятельно, но часто проливает или просыпает еду
  • пытается сам есть жидкую пищу
  • умывается не капризничая
  • сообщает о своих потребностях
  • не любит, если испачкался

Развитие ребенка в 1,7 – 1,9 года

В этом возрасте ребенок умеет:

  • ходить по скамейке или другой доске, находящейся на некотором расстоянии от пола
  • переступать через препятствия на земле
  • попадать мячом в ведро на полу
  • бегать в различные стороны
  • залезать на кровати, стулья, самостоятельно спускаться

Таблица роста и веса и окружность головы ребенка в 1,9 года по данным ВОЗ

Параметры Пол ребенка От До
Вес, кг мальчик 9,2 14,5
девочка 8,5 14
Рост, см мальчик 79,5 91
девочка 77,5 90
Окружность головы, см мальчик 45,2 50,5
девочка 44 49,5

Познавательное развитие ребенка в 1,9 года

  • Различает четыре различные формы окружающих предметов
  • Подбирает предмет нужной формы для отверстия
  • Знает три величины и показывает нужный
  • Показывает самый большой и самый маленький предмет из нескольких, различной величины
  • Собирает пирамидку, состоящую из трех разной величины колец
  • Знает до четырех цветов, находит нужного цвета игрушку
  • Может объяснить, что рисует
  • Складывает лист бумаги
  • Переносит действия в жизни в игру, например, кормит, баюкает, катает на коляске игрушку
  • Строит из кубиков небольшие башни и другие простые предметы, делает это после того как покажет взрослый

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 1,9 года

  • ведет себя спокойно, уравновешенно
  • настроение в основном хорошее, интересуется всем, что происходит
  • копирует поведение взрослых
  • понимает интонации в голосе взрослого
  • сопровождает свою речь возгласами, мимикой
  • скучает, если мама уходит
  • больше всего интересуется взрослым, который с ним играет
  • если попал в незнакомую обстановку, напрягается
  • общается с другими детьми своими методами
  • когда играется, добавляет звуковое сопровождение
  • любит проводить различные действия с игрушками
  • по-разному реагирует на мелодии, песни, стихи
  • радуется, если что-то получается сделать самому и огорчается, если не получается
  • обижается и выказывает недовольство, если ему что-то запрещают или наказывают
  • эмоционально реагирует на знакомые действия при различных бытовых ситуациях

Бытовые навыки ребенка в 1,9 года

  • ест сам еду любой консистенции
  • кушает из своей тарелки
  • сам снимает и одевает обувь и шапку
  • видит и реагирует, если испачкал руки или лицо
  • может контролировать свои потребности и давать знать о них взрослому
  • хочет делать все только сам, без помощи
  • знает, где хранятся его вещи и игрушки, другие бытовые предметы

Развитие ребенка в 1,10 – 2 года

В этом возрасте ребенок умеет:

  • преодолевает препятствия, перешагивая через них, чередуя ноги
  • умеет держать равновесие
  • во время игры прыгает, бегает, кидает мячик, скатывает его с горы

Таблица роста и веса и окружность головы ребенка в 2 года по данным ВОЗ

Параметры Пол ребенка От До
Вес, кг мальчик 9,7 15,3
девочка 9 14,8
Рост, см мальчик 81,5 94
девочка 80 92,5
Окружность головы, см мальчик 45,5 51
девочка 44,5 50

Познавательное развитие ребенка в 2 года

  1. Ребенок сравнивает трехмерные фигуры с двухмерными
  2. Правильно вставляет вкладыши в отверстия, различные по форме и величине.
  3. Знает три и более величины, складывает матрешку
  4. Собирает пирамидку, состоящую из пяти колец
  5. Знает и называет три-четыре цвета, показывает и подбирает игрушку нужного цвета
  6. Начинает различать температуру предметов — холодный, горячий; вес — легкий, тяжелый; фактуру — твердый, мягкий
  7. Рисует на листе, не выходя за его границы. Объясняет, что нарисовал.
  8. Выуживает сачком игрушки из воды
  9. Сам в игре делает некоторые действия последовательно. Выбирает сюжет для игры самостоятельно, если дать материал
  10. Делает последовательно два действия с сюжетом со своими игрушками, например кормит зайчика и укладывает его спать
  11. Копирует действия взрослого
  12. Собирает из кубиков домики, делает заборы, прокладывает дорожку, ставит мебель
  13. Может играть с другими детьми аналогичными игрушками

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 2 года

  • ребенок ведет себя активно
  • если получается или хвалит взрослый, радуется
  • если не получается все бросает и не делает
  • вредничает, требует свое, если что-то запрещают или не дают
  • злится и не слушается, если взрослый грубо разговаривает или ограничивает движения
  • много плачет при разлуке с матерью, если чего-то испугался или обиделся
  • ждет когда его похвалят, заглядывает в глаза, чтобы привлечь внимание, жестикулирует, улыбается
  • если общается с близкими, показывает все эмоционально
  • нравится озвучивать слова и слоги
  • с удовольствием слушает музыку, песни, может как замереть и слушать, так и энергично танцевать
  • очень любит развлечения и игры
  • когда играет с другими детьми, общается с ними эмоционально
  • если ситуация знакома, реагирует на нее
  • любит мультики и детские программы
  • умеет сочувствовать и показывать это, видя на примере взрослого
  • трепетно относится к животным, бережет растения
  • проявляет терпение какое-то время, если взрослый объясняет зачем
  • собирает игрушки по просьбе, понимает что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо

Бытовые навыки ребенка в 2 года

  • может аккуратно кушать, не пачкаясь
  • пытается сам умываться и вытираться
  • частично сам одевается и раздевается
  • знает где что лежит
  • умеет высмаркиваться в платок
  • контролирует потребности своего организма

Развитие речи у ребенка с года

В годовалом возрасте детки как правило уже произносят несколько слов или слогов, которые они наделяют смыслом. Обычно это мама, папа, баба, на, дай и разные подражания звукам, такие как гав-гав, мяу, пи-пи. С каждым днем словарный запас ребенка растет и он все чаще присваивает предметам и действиям свои имена.

С года до двух ребенок учится говорить, и помогает ему в этом пример взрослых. Дети в этом возрасте маленькие повторюшки, пытаются воспроизвести все что услышат, и это не только речь взрослых, но и различные звуки, например, машины. Многие слова ребенок еще заменяет жестами, но скоро он научится говорить и их.

Особенности развития речи у ребенка

  • В первые годы жизнь развитие речи ребенка происходит быстрыми темпами. До года дети учатся пониманию и подражанию, после года прибавляется еще и активная речь
  • Малыши с интересом слушают взрослых и накапливают пассивный словарный запас, т.е. слова, которые они понимают. К концу второго года жизни ребенок понимает подавляющее большинство слов, которые говорят окружающие люди, это и предметы и действия, и просьбы что-нибудь сделать
  • Также в этом возрасте ребенок способен понимать слова к нему не относящиеся и действовать. Например, если мама скажет «Не могу найти ключи», ребенок может сам их принести, если знает где они, хотя его об этом мама не просила. Т.е. ребенок кроме того, что связывает слова с предметами, он еще и совершает действие самостоятельно

Дети этого возраста также интересуются не только словами, но и сопровождающим их тона. Они обращают внимание на темп и ритм речи, поэтому маленькие детки любят слушать сказку в стихах, прибаутки вроде «сорока-ворона».

К концу второго года жизни, основным способом общения для ребенка становится речь.

Особенности развития речи у малышей от года до двух:

  • речь воспринимается не только как средство общения, но и используется при освоении различных предметов
  • происходит формирование активной речи, с помощью которой ребенок контактирует с окружающим миром
  • благодаря пониманию речи, ребенок выполняет просьбы взрослого, т.е. речь выполняет регулирующую функцию
  • формируется описательная речь
  • используя речь, ребенок может оказывать влияние на себя и на взрослого
  • возникает ситуативная речь, ребенок может описать ситуацию, в которой был
  • с помощью речи ребенок рассказывает о своем изучении мира: называет словами предметы, людей, действия, свои чувства, желания, переживания
  • ребенок получает социальный опыт, слушая сказки, стихи, рассказы

Этапы развития речи у детей

Развитие речи у ребенка делится на два этапа: пассивный и активный. Дети до года проходят пассивный этап, после года присоединяется и активная речь.

Развитие речи в 1,3 года

Понимание речи:

  • много игрушек знает как называются, знает многие названия окружающих предметов, как зовут взрослых в семье, некоторые названия своей одежды, различные действия
  • играет в ладушки
  • если попросить, показывает части лица у себя, другого взрослого, игрушки, на картинке
  • делает до двух поручений, например, принести мячик, найти игрушку, т.к. уже умеет связывать слова и образы
  • любит рассматривать книжку, показывать по просьбе, что нарисовано
  • слушает, когда взрослый читает книгу, стихи, поет песню

Активная речь:

  • говорит до 20 слов или частей слов, так чтобы взрослые понимали о чем речь
  • говорит на своем языке
  • имитирует звуки, например, мяукает, лает
Развитие речи в 1,6 года

Понимание речи:

  • если попросить, показывает различные части тела
  • умеет обобщать игрушки, не смотря на их цвет или размер, находит нужную по просьбе
  • многое уже понимает
  • делает много бытовых действий, если попросить, например, принеси веник, положить белье в стирку, выкинуть в мусор

Активная речь:

  • говорит до 40 слов или их частей
  • если что-то интересует, спрашивает «кто это?» или «что это?»
  • пытается говорить словосочетаниями и короткими предложениями
  • повторяет слова взрослых
  • добавляет к речи мимику, жесты, заглядывает в глаза, всеми этими действиями заменяет какое-то слово, например «дай» и показывает на что-то
Развитие речи в 1,9 года

Понимание речи:

  • понимает простой нарисованный сюжет
  • говорит кто и что это, где и что делает
  • помнит и делает две просьбы последовательно, например, найти и принеси
  • понимает простую знакомую ему историю

Активная речь:

  • словарный запас состоит из 100 слов
  • составляет короткие предложения
  • обозначает словом какие-либо действия, свои или чужие
  • заканчивает любимые песни или стихи
Развитие речи в 2 года

Понимание речи:

  • понимает небольшой рассказ с знакомым сюжетом
  • отвечает на вопросы, о том что произошло, когда и с кем
  • делает три просьбы последовательно
  • помогает по просьбе
  • показывает и называет все части тела и лица

Активная речь:

  • словарный запас состоит из 200-300 слов
  • составляет короткие предложения при общении с другими детьми и взрослыми
  • начинает использовать другие части речи, кроме глаголов и существительных
  • заканчивает четверостишия любимых сказок и стихов, подпевает знакомые песни
  • может сказать несколько предложений о том, что сейчас видит
  • умеет задавать вопросы, называет, что нарисовано на картинке
  • все больше слов произносит правильно, а не сокращенно
  • оценивает себя — хороший, красивый

10 упражнений для развития речи ребенка

Чтобы ребенок проявлял интерес к речи, родителям нужно постоянно с ним заниматься. Эти упражнения помогут вашему ребенку поскорее заговорить.

  • Проговаривайте все что делаете, говорите как называются предметы, действия, игрушки
  • Рассматривайте картинки в книжках, рассказывайте про персонажей, ищите на них животных, посуду и другие знакомые предметы
  • Если малыш чем-то заинтересовался и показывает на предмет, скажите как это называется
  • Пойте песни вместе с ребенком, пусть пробует подпевать
  • Учитесь подражать звукам животных, все время повторяйте их. «Да, киса говорит мяу, а собачка гав-гав»
  • Рассматривая картинки, расширяйте кругозор ребенка, например: «В небе летит самолет, а вокруг него облака». Но говорите медленно и дайте малышу время осмыслить сказанное
  • Доказано, что мелкая моторика и речь связаны, поэтому нужно развивать ручки малыша: порисуйте пальчиковыми красками, поработайте с пластилином (отрывать кусочки или мять его ручками), поиграйте с рамками-вкладышами, шнуровками, пусть ребенок порисует карандашами, давайте ему подержать и изучить фигуры разной формы и фактуры. Игр для ручек очень много
  • Тренируйте язычок ребенка: дайте облизать ложку, смажьте губы чем-нибудь сладеньким, пусть слижет, стройте рожицы, научите цокать, чмокать, плямкать, выплевывать бумажку, веревочку
  • Научите малыша дуть, дайте ему дудку, свисток, мыльные пузыри. Пусть попробует сдуть перышко, листочек, крупинку
  • Делайте массаж личика малыша и его ладошек, напевайте при этом веселую песенку или рассказывайте смешные стишки.

ВИДЕО: Пальчиковая гимнастика для детей 1 — 3 лет. Развивающие игры дома

heaclub.ru

Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет

Наступает новый этап в его, да и в вашей жизни. В литературе по психологии и педагогике обычно подробно рассказывается о первом годе жизни, поскольку именно тогда происходят самые значительные изменения в развитии ребенка, а потом – о трехлетках, ведь именно в три года происходит знаменитый психологический кризис. Но период от года до двух лет не менее важен в развитии личности.

Малыш уже многое может понять, но пока ему очень сложно выразить словами свои мысли и желания. А как много хочется сказать! Помогите ему. Для этого нужно целенаправленно заниматься развитием речи своего карапуза. Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

Давайте разберемся, как развивается речь в этом возрасте.

Стадия первая: первые слова

От года до полутора малыш начинает очень активно передвигаться в пространстве и накапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается и в речевом развитии.

Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 6 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя, тетя. Легко малыш воспроизводит и звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.д. Нередко вместо целого слова ребенок произносит начальный или ударный слог (ко вместо кошка или бура вместо Чебурашка). Но поскольку эти «слова» обозначают конкретные вещи и произносятся в определенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мы можем назвать их словами, а не случайными слогами.

Замечено, что одни дети больше «любят» существительные, обозначающие предметы и людей, а другие – предпочитают глаголы, связанные с социальным взаимодействием – «уходи», «хочу», «дай» и т.д.

Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).

Маленькая Лиза словом «уна» (луна) называла все предметы округлой формы – оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах, круглые тисненые рамки на книжных переплетах, букву «О». А Федя решил обобщить звучащие предметы. Словом «ко-ко», которое сперва в его словаре обозначало кукарекающего петуха, Федя стал называть звуки скрипки, пианино, аккордеона, любую музыку и музыкальные игрушки. Обобщающим принципом может стать и текстура: словом «гав-гав» Катюша называла не только собаку, но и всех пушистых животных, мягкие домашние тапочки и даже фотографию старика в меховой шубе.

«Ы?»

В этот же период дети очень любят показывать пальчиком на интересующий их предмет с вопросительным словом «Ы?». Нередко родителей это раздражает, они считают, что так вести себя неприлично. Но такой жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, помогите крохе освоить такой жест, если в этом есть необходимость.

Известный российский психолог Л. С. Выготский считал, что указательный жест изначально был просто неудавшимся или незаконченным хватательным движением. «Ребенок пытается схватить слишком далекий предмет; его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе… Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Но когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других».

Таким образом малыш делает удивительное открытие: все вокруг имеет свое название – каждый, каждый предмет! «Ы?» с указательным жестом – это жадный вопрос: «Что это?» Это – кошка, а это – дом, а это – большой самосвал… Пассивный словарь (т.е. слова, которые ребенок понимает, но не может воспроизвести сам) с каждым разом становится все богаче, и когда-нибудь непременно из пассивного превратится в активный (активный словарь – это те слова, которые ребенок произносит).

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия. Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети.

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр. Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору. Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

  • Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.

Или:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык.

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак не связана с развитием речи. Однако, на самом деле это не совсем так. Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!» Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется. Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой». Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли по дороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.

Как всегда, неисчерпаемый ресурс в этом отношении – обычная кухня. Моему ребенку, например, очень понравилось прятать маленькие игрушки из киндер-сюрпризов в миску с сухим горохом или чечевицей, а потом отыскивать их на ощупь (будьте внимательны, в киндер-сюрпризах нередко попадаются мелкие детали, которые, разумеется, малышу давать нельзя). Горошинки мягко массажируют маленькие пальчики, и кроха получает множество приятных тактильных ощущений. Попробуйте сами!

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Малыш не говорит. Что делать?

В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.

Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.

Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно. Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать.

В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.

Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

medportal.ru

Развитие активной речи у детей 1-3 лет

Развитие речи у ребенка идет сначала медленно, но постепенно наращивает обороты. Вот уже малышу исполняется год, и он с каждым днем изучает и осваивает все больше новых слов. Затем составляет из них словосочетания, связные предложения, вполне осмысленно разговаривает. Но чтобы наконец-то поговорить со своим ребенком, нужно помочь ему изучить буквы, произношение звуков, дать понимание смысла слов.

Что речь дает ребенку

  • Речь помогает наладить контакт ребенка и взрослых, которые рядом с ним.
  • С ее помощью ребенок узнает, как называются вещи и предметы, его окружающие.
  • Помогает передавать впечатления и эмоции детей.
  • Полезна для развития мышления.
  • Закрепляет житейский опыт ребенка.
  • Развивает воображение и память.
  • Представляет собой полезные методы и приемы для развития творческих навыков.

Какая бывает речь

Речь бывает пассивная и активная. Пассивная — это процесс понимания ребенком того, что ему говорят. А активная — когда говорит сам. Конечно, прежде всего появляется пассивная речь, а вслед за ней приходит и активная. Чтобы ребенок быстрее перешел от пассивной речи к активной, необходимо соблюдение трех условий:

  • Теплое и эмоционально насыщенное постоянное общение с взрослыми людьми. Поэтому, когда вы ласково обращаетесь к младенцу, который еще не ходит, называя его разными милыми словечками, вы не просто выражаете переполняющие вас нежные эмоции, но и еще подготавливаете ребенка к речевой деятельности.
  • Присутствие в жизни ребенка постоянных разговоров и правильной речи. Больше общайтесь с малышом. Можно включать ему также сказки и песенки в записях. Эти приемы направлены на то, чтобы побудить его произносить звуки самому, чтобы он начал повторять их и копировать.
  • Начало развития самостоятельной предметной деятельности ребенка. Предметная деятельность детей — это, конечно, игра. Именно во время игр можно показать ему, как что называется и для чего предназначено. Повторив это несколько раз и закрепив в памяти, ребенок уже сам начинает называть свои игрушки, пусть пока еще и не совсем правильно.

Характеристика речевого развития

До 1,5 лет у ребенка идет активное развитие освоения связей между предметами, вещами и их наименованиями. Он слышит, как родители называют предметы в разговоре и запоминает эту информацию. Его мозг в активной деятельности и работает без устали, устанавливая причинно-следственные связи между определенным звуком и конкретным предметом. Именно между годом и тремя в мозг ребенка закладывается основа речевой функции. В этот период он получает те навыки, которые в будущем позволят ему полноценно освоить все приемы правильной речи.

Эти связи закрепляются на подкорке малыша не сразу. Какое-то время, пока ему еще нет полутора лет, он может путать слова и их значение. Например, при слове лошадка вполне может показать на жирафа и делать тому подобные ошибки. В этом причин для паники нет. Ребенок обязательно научится, нужно только немного подождать.

Чем старше ребенок, тем более активной становится его деятельность и тем больше он хочет общаться. Любопытство не дает ему покоя, он все старается разузнать у родителей. Это признак нормального развития, поэтому родителям надо терпеливо и неустанно объяснять ребенку — что, зачем и почему и как называется. Эти методы развития посредством бытового общения — самые доступные и действенные. Осмысленно говорить среднестатистический ребенок начинает с двух лет. В это время с ним уже можно вести диалог. Но если ребенок в два года еще говорит плохо, это совсем не повод расстраиваться. Все дети индивидуальны, и речь может появится позднее, зато после этого развитие пойдет очень быстрыми темпами.

Признаки нормального речевого развития у детей в 1-3 года

Конечно, всем мамам хочется, чтобы их ребенок заговорил поскорее, погромче и попонятнее. Однако, все дети разные. Рассмотрим основные нормы речевого развития детей.

  • В конце первого года своей жизни малыш вполне осмыслено произносит порядка пяти-десяти простейших слов, вроде «баба, мама, папа, биби» и т. п. Не произносит фраз и предложений, обходится в своей речи пока только простыми звукоподражательными словами. В один год он еще не может вам ответить на вопрос правильно и четко, но зато вполне может показать жестами или каким-то действием.
  • Имеет пока скудный словарный запас, употребляет одни и те же слова в своей речи в разных значениях. Например, словом мама он зовет маму, ищет ее, призывает на помощь и выражает еще множество других своих намерений, желаний и действий. Такие же методы применяются и ко всем остальным словам.
  • После года ребенок может похвастаться первыми словами в своем лексиконе. Обнаруживает, что все, что он видит, имеет определенное название. Это понимание служит качественным скачком развития. Теперь малыш не успокоится, пока не узнает, как называются все предметы, его окружающие.
  • От года до трех ребенок — замечательный ученик. Он внимательно наблюдает за взрослыми, старается повторять их слова и действия, копирует все, что видит и к чему прикасается. Эти методы он использует неосознанно, интуитивно. В этом возрасте его память способна вмещать огромное количество новой информации и усваивать ее. Поэтому так важно не упустить момент и постараться заложить в это время полезные навыки и умения, основы правильной речи.
  • Малыш уже способен понять и выполнить небольшое поручение взрослого. Например, найти на картинке определенные предмет, принести мячик и т. д. Используйте эти приемы, гуляя и играя с малышом. Ребенок после полутора лет начинает узнавать в незнакомой обстановке знакомые предметы. Например, в мебельном магазине он увидел диван и опознал его, на улице увидел кошку и т. д.
  • К двум годам большинство детей вполне уже понимает многие запретительно-разрешительные обобщенные абстрактные слова, которые не обозначают никаких предметов или вещей. Это, например, такие слова, как «можно/нельзя» или «хорошо/плохо» и т. п. И у родителей появляются отличные методы воздействия на ребенка с помощью слов.
  • Ко второму году уже понимает много слов и знает названия почти всех предметов, которые его окружают, пусть если даже еще и не может многие из них произнести самостоятельно.
  • Ко второму году происходит всплеск активной реализации словарного запаса в речи. Любые примитивные слоги вроде ба-ба, ма-ма и т. д. — для малышей это целые слова, и он учится постепенно из отдельных слогов составлять слова. С двух лет ребенок использует свою речь по прямому назначению — как способ активной коммуникации с окружающими людьми.
  • После двух лет слова ребенка становятся более сложными по составу, он складывает их уже в отдельные фразы, затем — в предложения. Процесс развития усложняется и убыстряется.
  • От 2 до 3 лет большинство детей уже может объединить предметы по их функциональным признакам. Например показать на кухне все предметы, из которых можно пить — чашку, стакан, и т д. Такие приемы хорошо использовать, общаясь ежедневно со своим малышом.
  • Ко второму году его активной речевой деятельности идет подражание целым фразам. Пусть они еще не совсем хорошо получаются, но главное — что он пытается. Таким образом малыш расширяет словарный запас и примерно в полтора года может похвастать где-то тридцатью словами в своем лексиконе.
  • В два года словарный запас у детей обычно насчитывает уже около 200-400 простых слов. Конечно, не все они еще произносятся правильно. Малыш часто смягчает звуки, а некоторые, например, «р» и вовсе пока не может произнести, заменяя в своей речи сложные звуки другими.
  • К трем годам он должен четко и правильно выговаривать все гласные звуки и простые согласные.

Есть одна особенность — ребенок в этом возрасте выполняет поручения взрослого, только если его попросили ласково. В приказном порядке малыш ничего делать не будет. Поэтому, чтобы речь ребенка имела естественно быстрое развитие, старайтесь общаться с ним спокойно, ласковым тоном.

Стадии речевого развития

  • К году — 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это — признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
  • Полтора года — 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
  • Два года — 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
  • К третьему году словарный запас активной речи у ребенка — от восьмисот до полутора тысяч слов.

Когда развивается речь ребенка

Рассмотрим, при каких ситуациях и жизненных моментах речь ребенка развивается особенно активно:

  • Во время ходьбы.
  • Когда малыш двигается, находится в процессе активной игры.
  • Когда сильно заинтересовался чем-то.
  • При внезапном и неожиданном появлении предмета в его поле зрения.

Можно использовать эти ситуации как методы развития словарного запаса малыша и его речевых навыков.

Особенности

  • Для маленьких детей не важно произношение звуков. Они произносят слова, так насколько позволяет им их речевой аппарат, то есть пока невнятно. Но в первых словах и фразах для ребенка важнее всего их смысл и осознание, что он что-то произнес — и мама его поняла. Таким образом процесс начинает ему нравиться.
  • Дети развиваются по разному, поэтому, когда еще ребенку мало лет, стоит переживать, только если ребенок совсем не пытается начинать говорить.

Как развивать речь — приемы

Самые лучшие методы речевого развития детей обязательно включают общение со взрослыми. Если рядом все время находится мама или бабушка, которые постоянно разговаривают, что-то рассказывают, показывают, поют песенки и потешки, ребенок обязательно заговорит как положено, и его речевое развитие будет нормальным.

  • От 2-х до 3-х лет ребенок уже способен заметить неправильное произношение отдельных слов в речи своих ровесников. После этого он начинают контролировать и собственное произношение, старается его совершенствовать по мере своих сил и способностей — так идет развитие правильного произношения. В этом возрасте особенно полезно разговаривать с ребенком, обсуждая какие-либо предметы, давая им оценки или характеристику, описывать их свойства. Эти методы и приемы рекомендуется активно использовать в повседневной жизни.
  • С 2-х лет с ребенком можно заниматься по картинкам. В этом возрасте он уже знает практически все предметы мебели в квартире, свои игрушки и т. д. Пора показывать ему, что в мире много других предметов, вещей, животных, растений, которых он пока еще в реальной жизни не видел. Знакомить с этими предметами его лучше по красочным, ярким книжкам. Так малышу будет интересно, и обучение пойдет быстрыми темпами.
  • Обучая ребенка речи, нужно показывать, например, на картинку с кошкой и спрашивать — где у нее глазки, носик и т. д. Пусть ребенок все это показывает. Если ошибается, обязательно поправьте и покажите, как правильно. Можно показать и на ребенке, где у него самого находятся эти ушки/носик/глазки.
  • Общаясь с ребенком 1-3 лет, произносите слова и фразы правильно, не подстраиваясь под речь малыша. Не нужно коверкать звуки и слова. Малыш должен четко усвоить, каким должно быть правильное произношение в активной речи.
  • Если малыш ошибается, произнося то или иное слово, поправляйте его и показывайте, как правильно. Пусть попробует снова произнести, но уже правильно. Хвалите, если у него получилось. Но и не ругайте, если пока не выходит. Чем чаще он будет правильно произносить слова или хотя бы пытаться это сделать, тем быстрее в его памяти закрепится это навык — это непрерывный процесс. Используйте эти приемы как основу.
  • К 3-м годам малыш уже вполне в состоянии достаточно связно рассказать о себе, описать происходящие события простым языком, назвать большинство окружающих его предметов правильно. В этом возрасте у него велика потребность в общении. Поэтому, постоянно разговаривая с ним, вы закрепляете и усиливаете развитие его речевых навыков.
  • К трем годам, хоть ребенок и имеет уже достаточно обширный словарный запас, произношение еще «хромает» Многие звуки он смягчает, упускает, поэтому речь пока «детская» Особенно трудно поддаются произношению звуки л, р, некоторые шипящие типа «ж». Трудные звуки малыш или коверкает или предусмотрительно упускает. Не забываете поправлять и показывать, как правильно произносить слова.

Приемы:

  • Используйте книги. Покупайте большие красивые книжки с цветными красочным иллюстрациями и с самых маленьких лет показывайте малышу все, что нарисовано на картинках.
  • В комнате ребенка полезно развесить по стенам плакаты и картинки например, с алфавитом, в забавном стиле с картинками, с надписями и т д. Он будет видеть эти картинки перед глазами и волей-неволей запомнит их. Причем, процесс запоминания и развития пройдет без его явных усилий.
  • Самый лучший способ развить речь детей — без устали с ними разговаривать. Никакие книги и картинки не заменят живое общение. Хотя бы потому, что в этом случае ребенок слышит живую речь и пытается ее воспроизвести. Поэтому рассказывайте, разговаривайте, пойте, декламируйте. Все в ваших руках. И малыш обязательно овладеет речевым навыком.
  • Не сюсюкайте и не смягчайте свою речь. Это только замедлит процесс речевого развития малыша.
  • Давайте малышу от года до двух лет слушать звучание разных предметов — колокольчика, бубенчика, других музыкальных инструментов, а затем называйте их.
  • Побуждайте его произносить слова. Например, спросите, где тут на картинке нарисована машинка.
  • Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Делайте ее вместе — пусть малыш повторяет движения ваших губ и языка. Помогайте ему, если не получается. Логопеды советуют делать ее ежедневно по 3-4 раза. Каждый такой «гимнастический процесс должен длиться от 3-х до 5 минут.
  • Говорите с ребенком с первых лет медленно, ясно, четко и выразительно. Так процесс запоминания становится более осознанным.
  • Не ждите слишком многого от ребенка, не опережайте события. Если у подруги сын уже разговаривает вовсю, а ваш, хоть ему и ровесник, но только произносит отдельные слоги, не волнуйтесь. Вполне возможно, что ваш, научившись говорить, обгонит ребенка подруги по всем показателям. Больше занимайтесь и общайтесь с ним.

Старайтесь воспитывать ребенка, побуждая его к какому-то действию. Например, говорить: « принеси, подай, скажи что это» и т. д. Такие методы развития речи помогают быстрее закрепить следственные связи в мозгу, что чашка — это вот этот предмет, а кукла — вот этот. Все психологи советуют для того чтобы ребенок быстро и прочно овладел знанием о чем либо, нужно на первых порах вызывать у него двигательные рефлексы по направлению к этому предмету. Например, сказать «сядь на стульчик» — он научится понимать, что такое стульчик и т. д. Эти педагогические методы обязательно должны присутствовать в вашем воспитательном процессе.

Важность мелкой моторики

Этот фактор — основной двигатель речевого развития. Приемы:

  • Покупайте игрушки с мелкими сыпучими наполнителями, давайте в руки игрушки с мелкими деталями. Только будьте осторожны, чтобы у ребенка не было возможности засунуть эту мелкую деталь в рот и проглотить.
  • Для развития мелкой моторики совсем маленькому ребенку полезно делать массаж ладошки пальчиком.
  • Покупайте игрушки с текстурной обивкой — пупырчатые, шероховатые и т. п. Прикасаясь к ним, малыш получает своеобразный массаж определенных точек на ладонях, что развивает его речь.
  • Следует больше времени уделять лепке, как замечательному способу развития мелкой моторики. Также при этом развивается и ловкость пальчиков.

Первое слово ребенка — это всегда маленький семейный праздник. Радуются мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь все они неплохо постарались, чтобы их обожаемый малыш заговорил. После произнесения первых слов развитие речи малыша понесется как снежный ком с горы — ударными темпами.

pervenets.com


Смотрите также