
Речка живая или неживая природа
Живая и неживая природа — урок. Окружающий мир, 2 класс.
Природа — это всё, что окружает человека и не создано им.
Природа бывает живая и неживая.
Живая природа — это всё, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться. Человек, животные, растения — это объекты живой природы.
К объектам неживой природы относятся воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце.
Живые существа связаны с объектами неживой природой и не могут без них жить. От Солнца всё живое получает тепло и свет. Для жизни живым организмам нужны пища, вода, воздух. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.
Живая и неживая природа, ее объекты
Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?
Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.
Природа делится на живую и неживую.
Живая природа: животные (в том числе звери, птицы, рыбы, даже черви и микробы), растения, грибы, человек.
Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.
Признаки живой природы:
Все объекты живой природы:
- растут,
- питаются,
- дышат,
- дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.
В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).
Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?
Давайте попробуем вместе.
Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается - из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ - подсолнух питается. Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) - значит он размножается. Осенью он засыхает - умирает. Вывод: подсолнух - часть живой природы.
Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек - часть природы.
Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.
Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.
Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.
Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают).
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.
Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.
Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел - предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка - предметы живой природы.
В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?
Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:
а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.
Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.
Связь живой и неживой природы
Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.
Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.
Продолжаем убеждаться дальше. ВОДА: без неё погибнет всё живое. Ни человек, ни животные не могут жить без воды, растения тоже засохнут и погибнут.
Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.
И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.
С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.
На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.
Человек многому учится у природы и даже создает предметы, похожие на природные объекты. К примеру, наблюдая за стрекозой, человек создал вертолет, а птицы вдохновили на создание самолета. В каждом доме есть искусственное солнышко - это лампа.
Заключение
Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа - наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.
Урок 4. живая и неживая природа. явления природы. что такое погода - Окружающий мир - 2 класс
Окружающий мир, 2 класс
Урок 4. «Живая и неживая природа. Явления природы. Что такое погода»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Объекты и явления неживой и живой природы.
- Связи неживой и живой природы.
- Из чего складывается погода.
- Что такое температура и как её измеряют.
Глоссарий по теме:
Природа – всё существующее во Вселенной.
Температура – величина, характеризующая тепловое состояние чего-либо.
Термометр – прибор для измерения температуры.
Погода – состояние атмосферы в данном месте, в данное время.
Метеорология – наука о физическом состоянии земной атмосферы и происходящих в ней процессах
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Основная литература:
- Окружающий мир. Учебник, 2 кл. в 2 ч. / Плешаков А. А. – М.: Просвещение, 2017. Ч. 1. – С. 24–35.
Дополнительная литература:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учебное пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Плешаков. А. А. – М.: Просвещение, 2017. – Ч. 1. – С. 17–26.
- Окружающий мир. Тесты. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 7–12.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Растения и грибы, птицы и звери, рыбы и насекомые, а также сам человек – всё это живые организмы или живая природа. А знаете ли вы, чем живая природа отличается от неживой? Давайте рассмотрим основные признаки. Всё живое рождается и развивается, дышит и питается, размножается и умирает.
Человек – часть живой природы, он появляется из нее, растет и развивается в ней.
Неживая природа не дышит, не питается, не растёт и не размножается.
Всё в природе взаимосвязано. Чтобы дышать нужен воздух, чтобы питаться – вода и почва. Чтобы расти и развиваться необходимы солнечный свет и тепло.
Речка – это неживая природа, но она является местом обитания многих рыб и животных, растений и насекомых.
Растения могут помочь реке в период дождей удерживать берег от размывания, скрепляя береговую линию своими корнями.
Живая и неживая природа тесно связаны друг с другом и не могут существовать по отдельности.
Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Они происходят как в неживой, так и в живой природе.
Многие явления, которые мы наблюдаем, связаны со сменой времён года – сезонов. Такие природные изменения называются сезонными явлениями. Какие вы знаете времена года? Как меняются при этом деревья? Существует 4 времени года или сезона – весна, лето, осень и зима. Посмотрите, какие явления природы вы можете наблюдать из окна прямо сейчас?
Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в природе зависят от количества солнечного тепла, которое получают разные части земного шара. Количество тепла чего-либо называют температурой и измеряют при помощи термометра. Термометр – это прибор для измерения температуры. Термометры бывают комнатные – для измерения температуры воздуха в комнате; уличные – для измерения температуры воздуха на улице; водные – для измерения температуры воды; медицинские – для измерения температуры тела человека.
Температура измеряется в градусах. Она записывается при помощи знаков плюс (тепло) или минус (холодно).
Утром, перед тем как выйти из дома, мы смотрим в окно, чтобы узнать какая там погода. Как вы думаете, зачем нам это нужно знать? Конечно же, от погоды на улице зависит наша одежда. Что же такое погода? Погода – это состояние воздушной оболочки Земли в данном месте и в данное время. Из чего же она складывается? Во-первых, это температура воздуха. На улице может быть холодно или тепло, и жарко или морозно. Во-вторых, это облачность, то есть наличие в небе облаков и туч. Если на небе светит солнце и видны лишь отдельные облака, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много, и они часто закрывают солнце, говорят: переменная облачность. Если же всё небо затянуто облаками и солнца не видно, говорят, что сегодня пасмурно. В-третьих, это осадки: вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая на землю из облаков или из воздуха. Это может быть дождь, снег, град, туман, роса, иней. В-четвёртых, это ветер. Он может быть слабым, сильным или умеренным. Итак, из чего же складывается погода? Из температуры воздуха, облачности, ветра и осадков.
Наука о погоде называется метеорология. Во многих местах на Земле есть метеорологические станции, где учёные постоянно ведут наблюдения за погодой. Многие природные явления учёные обозначают специальными метеорологическими условными знаками. Этими знаками пользуются учёные разных стран. При помощи долгих наблюдений учёные составляют прогнозы, то есть предсказания погоды. Составлять их помогают специальные космические спутники, метеорологические самолеты и корабли, оснащённые необходимым оборудованием. Иногда предсказывать погоду можно, используя народные приметы. Первые народные приметы появились давным-давно, когда люди стремились разгадать секреты окружающего мира и приоткрыть его тайны. Приметы создавались веками и переходили из поколения в поколение. Они становились частью народных пословиц и песен. Знание народных примет и сейчас помогает людям планировать свои дела. Берегите живую и неживую природу. Знайте, что жизнь на земле невозможна без природы. Человек должен охранять и беречь её!
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Заполните таблицу:
Живая природа | Неживая природа |
Ответ:
Живая природа | Неживая природа |
Разбор типового контрольного задания
Соедините объект и явление:
Солнце Снежинка Появление цыплёнка Зерно | Прорастание Яйцо Восход Снегопад |
Ответ:
Солнце живое или неживое. Что такое природа? Живая и неживая природа. Значение и разбор слова "природа"
Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира - природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.
Урок: Живая и неживая природа
Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.
Рис. 1. ( )
К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.
Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.
Рис. 2. ( )
Рис. 3. ( )
Рис. 4. ( )
Рис. 5. ( )
Рис. 6. ( )
Рис. 7. ( )
Солнце, дерево и муравей - это природа.
Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.
Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.
Рассмотрим признаки живой и неживой природы.
На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.
Рис. 8. ( )
Рис. 9. ( )
Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.
Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.
Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.
Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.
Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.
Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.
Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.
Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:
1. Продолжительность жизни - они растут;
2. питаются;
3. дышат;
4. дают потомство.
Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.
Рис. 10. ( )
Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.
Рис. 11. ( )
Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.
Рис. 12. ( )
Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.
Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.
Рис. 13. ( )
Рис. 14. ( )
Рис. 15. ( )
Рис. 16. ( )
Рис. 17. ( )
Рис. 18. ( )
К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.
К неживой природе относятся горы, облака.
Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.
Рис. 19. ( )
Рис. 20. ( )
Рис. 21. ( )
Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.
Рис. 22. ( )
Рис. 23. ( )
Рис. 24. ( )
Лишняя - лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.
Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы.
Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?
Рис. 25. ( )
Рис. 27. ( )
Рис. 28. ( )
На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 - питание, на рисунке 27 - дыхание, на рисунке 28 - потомство.
Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.
1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
2. Без воды все живое погибает.
3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
Природа - наш дом . Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».
Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.
Рис. 29. ( )
В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рис. 30. ( )
Рыбы - вода, птицы - воздух, звери - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину!
На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы - растениями.
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.
3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.
1. Областной центр информационных технологий ().
2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
1. Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.
2. Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.
3. А есть ли связь между живой природой и неживой?
4. * Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом - неживой природы.
Компоненты природы — земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Оглядитесь по сторонам. Может быть, вы увидите стены, окна, стулья, столы и другие предметы. Возможно, вы увидите какие-нибудь устройства, автомобили или приборы. Может быть, рядом окажутся другие люди, животные или растения. Что из всего этого живое? Скорее всего, вам достаточно одного взгляда, чтобы понять, живое существо или нет. Например, собака живая, а книга нет.
Однако как именно вы узнаете, что живое, а что нет? Большая панда, которую вы видите, — всего лишь картинка, но одного взгляда на настоящую, не нарисованную панду достаточно, чтобы понять, что она живая. А почему?
Все живые существа называются организмами. Мы узнаем, живой это организм или нет, по характерным признакам.
Признаки живого организма:
- Организм растет и в своем развитии проходит определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.
- Внутри организма идут жизненные процессы, при которых одни химические вещества превращаются в другие.
- Чтобы расти организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.
- Организм размножается, то есть воспроизводит себе подобных.
Представители живой природы: 1. Амеба, 2. Божья коровка, 3. Секвойя, 4. Динозавр
Живые существа бывают самых разных форм и размеров. Некоторые малы, что их можно разглядеть только а микроскоп, например, амебу в капле воды. Других, таких как божья коровка, можно хорошо рассмотреть через простое увеличительное стекло. Такие растения, как секвойя, достигают колоссальных размеров. Животные, подобные динозаврам, жили в доисторические времена и давно с лица земли. Мы, люди тоже относимся к живым существам.
Живая природа
Живая природа — совокупность живых организмов. Главное свойство живой природы — способность нести генетическую информацию, размножаться и передавать наследственные признаки потомству. Живая природа делится на пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которая, в свою очередь, составляет биосферу.
Неживая природа
Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией. Она организована в несколько уровней: элементарные частицы,атомы, химические элементы, небесные тела, звёзды, галактика и Вселенная. Вещество может пребывать в одном из нескольких агрегатных состояний (например, газ, жидкость, твёрдое тело, плазма).
На Земле существуют миллионы живых организмов. Некоторые из них гиганты, такие, как голубые киты и красное дерево, другие же — совсем крошечные, такие как насекомые и бактерии. Все они нуждаются в пище и крове, которые получают в естественных условиях.
Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира - природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.
Урок: Живая и неживая природа
Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.
Рис. 1. ( )
К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.
Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.
Рис. 2. ( )
Рис. 3. ( )
Рис. 4. ( )
Рис. 5. ( )
Рис. 6. ( )
Рис. 7. ( )
Солнце, дерево и муравей - это природа.
Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.
Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.
Рассмотрим признаки живой и неживой природы.
На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.
Рис. 8. ( )
Рис. 9. ( )
Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.
Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.
Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.
Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.
Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.
Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.
Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.
Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:
1. Продолжительность жизни - они растут;
2. питаются;
3. дышат;
4. дают потомство.
Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.
Рис. 10. ( )
Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.
Рис. 11. ( )
Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.
Рис. 12. ( )
Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.
Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.
Рис. 13. ( )
Рис. 14. ( )
Рис. 15. ( )
Рис. 16. ( )
Рис. 17. ( )
Рис. 18. ( )
К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.
К неживой природе относятся горы, облака.
Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.
Рис. 19. ( )
Рис. 20. ( )
Рис. 21. ( )
Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.
Рис. 22. ( )
Рис. 23. ( )
Рис. 24. ( )
Лишняя - лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.
Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы.
Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?
Рис. 25. ( )
Рис. 27. ( )
Рис. 28. ( )
На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 - питание, на рисунке 27 - дыхание, на рисунке 28 - потомство.
Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.
1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
2. Без воды все живое погибает.
3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
Природа - наш дом . Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».
Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.
Рис. 29. ( )
В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рис. 30. ( )
Рыбы - вода, птицы - воздух, звери - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину!
На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы - растениями.
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.
3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.
1. Областной центр информационных технологий ().
2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
1. Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.
2. Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.
3. А есть ли связь между живой природой и неживой?
4. * Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом - неживой природы.
Объекты природы - это все то, что нас окружает, говорят воспитатели малышам в саду. Но так ли это на самом деле? Ведь есть объекты живой и неживой природы. Есть то, что создала сама природа, а что и создал человек. Тогда в чем их различие? Давайте разбираться по порядку вместе.
Общее определение
Школьники с первого класса изучают окружающий мир. Объекты природы они встречают уже с первого урока. В первой четверти дети учатся различать живое от неживого. Для этого учитель называет им основные критерии, по которым они отличают.
Говорят, что первоклашки должны уметь говорить, что объекты природы - это все, что ею создано. Например: камень, цветок, дождь, радуга, северное сияние, кошка, ветер, река, птица, рыба и тому подобное. Изучают природу, как известно, естественные науки: биология, география, химия и физика, окружающий мир, естествознание и так далее.
Жизненный цикл живого объекта природы
Ученые распределили объекты природы на живые и неживые. Говорят, те, что растут - живые. Растут животные и растение, но ведь очень медленно растут и горы. Как же быть?
Живые объекты природы - это все то, что растет, развивается, дает потомство. Например: человек, цветы, животные, птицы, насекомые. природы - это способность совершать и завершать цикл.
Характерные черты живой природы
Какие действия выполняет живая природа? Их несколько:
- Живая природа рождается и развивается.
- Она имеет способность размножаться.
- Все живые существа нуждаются в пище.
- Даже микроскопические существа умеют дышать.
- И, конечно же, завершение жизненного цикла - это смерть организма.
Особенности неживых объектов
Объекты неживой природы - это все тела вокруг нас, которые созданы природой. Например: солнце, звезды, дождь, гроза, радуга, горы, камни, моря и так далее. Ученые считают, что неживая природа первична. Так как она дала жизнь живой природе. Живая природа «потребляет, кушает» неживую природу. И в конце своего жизненного цикла живая природа становится объектом неживой природы! Вот такой удивительный мир природы, в котором мы живем.
Характерные черты неживой природы
Объекты этой природы имеют свои особенности. Давайте обратим внимание на их характерные черты:
- Устойчивость.
- Постоянство или слабая изменчивость.
- Отсутствие нужды в дыхании и питании.
- Отсутствие потомства.
- Недвижимость.
- Отсутствие роста.
Всемирное наследие: объекты природы
На нашей планете есть природные объекты, которые относят к всемирному наследию. Давайте поговорим подробнее об одном из них. Сейчас речь пойдет об озере Байкал.
В декабре 1996 года ЮНЕСКО включила его в свой список. Это единственный объект в списке организации, который соответствует всем четырем критериям отбора. Длина озера - более 600 километров, а ширина в центральной части - чуть больше 80 километров. Оно расширяется на два сантиметра в год. Длина линии берега - около 2000 километров! В глубину максимально достигает более 1600 метров.
Настоящий пресноводный гигант-запасник. Особенность воды Байкала заключается в том, что она невероятно чистая, прозрачная и богата кислородом. Весной прозрачность более 40 метров. Вокруг Байкала сформировалась удивительная флора и фауна. Там расположено три заповедника, шесть заказников и два национальных парка.
Однако дела вокруг Байкала складываются отнюдь не так прозрачно, как его воды весной. Встал вопрос об исключении озера из списка «Всемирные объекты природы», потому что Россия не выполняет требования по защите, охране и поддержании флоры и фауны Байкала.
Развитие туризма наносит очередной удар по экологии в этих краях. Путешественники должны сознательно с пониманием и уважением относиться к сохранению нашего славного объекта!
К счастью, закрыт и расформирован целлюлозно-бумажный комбинат, наносивший огромный ущерб экологии как озера, так и земель вокруг. Это даст возможность Байкалу сохранить свою уникальность еще не один десяток лет.
Итоги
Объекты природы - это моря и горы, птицы и животные, полезные ископаемые и сокровища недр Земли. Наши ученые уходят в глубь ее тайн, все больше постигают законы Вселенной, спускаются глубже в Землю, чтобы понимать и знать строение нашей планеты, живых существ и самого человека.
Открыватели всегда испытывали неописуемый восторг перед природой и теми качествами, которыми она обладает. Человеку есть, чему у нее поучиться.
Сказать, что человек обуздал природу, будет в корне неверно. Она лишь позволяет великим умам ставить над ней эксперименты. Но проходит время, и она показывает свой ярый нрав, сметая и сокрушая все на своем пути. Она всесильна, а человеку необходимо почитать ее силу, мощь и богатства.
Наше слово «природа» образовалось от слова «род». Это говорит о том, что мы сами часть природы и рождены ею, мы родственны ей. В романских (европейских) языках это же понятие берет свое начало в латинском языке - «натура», то есть рождение, происхождение. Следовательно, еще в далекие и древние времена человек узрел главную истину, что его породила сама природа!
В древней и мудрой науке философии были мыслители, которые изучали окружающий мир, объекты природы как живой, так и неживой. В своих трактатах они писали: человек - это объект живой природы, произведение ее "искусства", он может существовать только в природе, он обязан подчиняться ее законам и в мыслях не должен позволять себе выходить за ее рамки!
Были и другие философы, считавшие, что сознание и разум - это единственный человеческий признак. Все остальное у него такое же, как и у других представителей дикого мира, из которого люди вышли и который уже много столетий пытаются подчинить себе.
Предложение – это набор слов, которые связанные между собою по смыслу. Например: Даша пошла в магазин. Витя ловил рыбу. В саду росли цветы. Благодаря предложению мы не только можем узнать действие, которое совершается или будет совершенно определенным предметом, но и можем полноценно выражать свои мысли и передавать информацию.
Ведь когда вы рассказываете маме о своих школьных друзьях, разговариваете с учителем в школе, или общаетесь с одноклассниками – вы используете в своей речи именно предложения. Предложения также используются в письменной форме.
На письме, букву, с которой начинается предложение, следует писать большой. Например: Правильно писать: Девочка читала книжку. Белка еле вкусные орехи. Мы видим, что слова «девочка» и «белка» в предложении пишутся с большой буквы.
Что такое живая и неживая природа
Вы, наверное, очень много раз слышали выражение «живая и неживая природа». Давайте разберемся, что же это выражение означает. Природа – это, все, что окружает людей, и то, что они сами не сделали. Природа состоит из двух составляющих: живой и неживой природы.
Живая природа — это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек. Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.
Также к неживой природе относятся небесные светила – Луна и Солнце. Живая и неживая природа взаимосвязана между собой. Неживая природа способствует жизни живой природы. Например, все мы знаем, что рыбки живут в воде.
Вода – это неживая природа рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить. Растения живут благодаря солнечному свету. Солнце – это неживая природа.
Предложения с предметами живой и неживой природы
Давайте попробуем составить предложения, и описать живую и неживую природу в них.
На грядках росли огурцы и помидоры. Огурцы и помидоры – растения (живая природа) растут на почве (неживая природа).
В небе летел гордый сокол. Сокол – птица (живая природа), небо – неживая природа.
Маша купалась в пруду. Маша – это человек (живая природа), пруд – неживая природа.
Зайчик кушал зеленую травку. Зайчик – животное (живая природа), травка – растение (живая природа)
Вода покрывала камни на берегу. Вода – неживая природа, камни – неживая природа.
Бабушка смотрела на солнце.
Бабушка – это человек (живая природа), Солнце – небесное светило (неживая природа)
Кошка охотилась на птичек. Кошка и птички – представители животного мира, а значит — относятся к живой природе.
Ветер срывал листья с дерева. Листья – это живая природа, ветер – неживая природа.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Календарные праздники: зачем человеку праздники
Следующая тема:   Знакомство с понятием текст: кто помогает человеку в саду и огороде
Компоненты природы — земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Панда
Оглядитесь по сторонам. Может быть, вы увидите стены, окна, стулья, столы и другие предметы. Возможно, вы увидите какие-нибудь устройства, автомобили или приборы. Может быть, рядом окажутся другие люди, животные или растения. Что из всего этого живое? Скорее всего, вам достаточно одного взгляда, чтобы понять, живое существо или нет. Например, собака живая, а книга нет.
Однако как именно вы узнаете, что живое, а что нет? Большая панда, которую вы видите, — всего лишь картинка, но одного взгляда на настоящую, не нарисованную панду достаточно, чтобы понять, что она живая. А почему?
Все живые существа называются организмами. Мы узнаем, живой это организм или нет, по характерным признакам.
Признаки живого организма:
- Организм растет и в своем развитии проходит определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.
- Внутри организма идут жизненные процессы, при которых одни химические вещества превращаются в другие.
- Чтобы расти организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.
- Организм размножается, то есть воспроизводит себе подобных.
Представители живой природы: 1. Амеба, 2. Божья коровка, 3. Секвойя, 4. Динозавр
Живые существа бывают самых разных форм и размеров.
Некоторые малы, что их можно разглядеть только а микроскоп, например, амебу в капле воды. Других, таких как божья коровка, можно хорошо рассмотреть через простое увеличительное стекло. Такие растения, как секвойя, достигают колоссальных размеров. Животные, подобные динозаврам, жили в доисторические времена и давно с лица земли. Мы, люди тоже относимся к живым существам.
Живая природа
Живая природа — совокупность живых организмов. Главное свойство живой природы — способность нести генетическую информацию, размножаться и передавать наследственные признаки потомству. Живая природа делится на пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которая, в свою очередь, составляет биосферу.
Неживая природа
Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией. Она организована в несколько уровней: элементарные частицы,атомы, химические элементы, небесные тела, звёзды, галактика и Вселенная. Вещество может пребывать в одном из нескольких агрегатных состояний (например, газ, жидкость, твёрдое тело, плазма).
На Земле существуют миллионы живых организмов. Некоторые из них гиганты, такие, как голубые киты и красное дерево, другие же — совсем крошечные, такие как насекомые и бактерии. Все они нуждаются в пище и крове, которые получают в естественных условиях.
Мир живой и неживой природы
- Что такое природа?
- Как называется мир, в котором мы живём?
Мы живём на планете Земля. Это уникальная планета: пока только на ней учёным удалось обнаружить жизнь.
Земля, как заботливая, любящая мать, создала условия для зарождения и развития разнообразных живых организмов. Среди них и невидимые без микроскопа микробы, и едва заметная тля, и гигантские киты, и огромные эвкалипты. Но не только размерами тела отличаются живые организмы друг от друга. Что общего между грибом и мышью, муравьём и ряской, зайцем и ягодным кустиком? Они примерно одинаковы по размерам, но так не похожи друг на друга! И всё-таки у них есть много общего: каждый из них питается, растёт, дышит, размножается — все они живые организмы. Всё многообразие живых организмов, включая человека, составляет мир живой природы.
Земля обладает огромными богатствами. Ручейки, реки, озёра, моря, океаны; суша с её равнинами, пригорками, горами, покрытая слоем почвы; недра Земли с полезными ископаемыми; воздушное пространство, окутывающее Землю, — всё это составляет мир неживой природы.
Живая и неживая природа существуют в тесной взаимосвязи. Их невозможно разделить. Давайте совершим заочную экскурсию, например в лес, захватив с собой лопату и лупу. Вы знаете, что в лесу много насекомых, птиц, зверей, грибов, растений. А есть ли живые организмы в почве? Чтобы это проверить, нам понадобится лопата. И мы убедимся в том, что почва — среда обитания растений и животных. Кроты, жуки, дождевые черви, невидимые даже с помощью лупы микроорганизмы трудятся, «устраивают» своё существование. Корни растений и грибницы забирают из почвы питательные вещества и воду. На поверхности почвы тоже идёт активная жизнь: почвенные животные измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и затаскивают их в почву. Они прорывают в ней ходы, рыхлят и перемешивают.
Теперь давайте заглянем в какой-нибудь водоём. И там есть жизнь: рачки снуют, ряска заволокла почти всю водную поверхность, лягушки лениво ловят комаров.
Но, может быть, на камнях нет жизни? Подойдём поближе и увидим на них пятна причудливой формы — это лишайники. Всюду жизнь!
Объекты неживой природы являются средой обитания живых организмов. Они изменяют и дополняют друг друга. И вместе создают уникальную, разнообразную и неповторимую по красоте природу Земли.
Явления природы
Природа Земли — не застывшие картины гор с заснеженными вершинами, залитых солнцем опушек леса, искрящихся брызгами воды водопадов. Природа постоянно изменяется.
Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, называют явлениями природы.
Дождь и гроза, снег и ветер, рассвет и закат, смена дня и ночи, смена времён года — это явления, происходящие в неживой природе (физические).
Изменение окраски меха у некоторых животных (например, зайцев) и листьев у деревьев, листопад — это явления, происходящие в живой природе (биологические).
Некоторые явления — землетрясения, наводнения, извержения вулканов, цунами, смерчи, торнадо — действуют разрушительно на живую и неживую природу.
Человек на Земле
Особое влияние на изменение облика нашей планеты оказывает человек: он строит дома, дороги, возводит мосты, производит машины, самолёты, космические ракеты, создаёт множество различных изделий. Кроме того, по вине человека возникают пожары, происходят взрывы газа, выбросы в воздух радиоактивных веществ, утечки нефти и ядовитых отходов производства. Это — техногенные катастрофы, в результате которых погибают люди и животные, загрязняются почва, вода и воздух.
Каковы же причины природных явлений? Можно ли прогнозировать изменения в природе и управлять явлениями природы? Как предотвратить техногенные катастрофы? Как сохранить природу? Как защитить людей и другие живые организмы от природных и техногенных катастроф? Как рационально использовать полезные ископаемые? Как обеспечить население Земли продуктами питания и нужными для жизни изделиями? Как строить отношения между людьми разных стран? Как сохранить планету и не привести её к катастрофе?
Этими вопросами должен быть обеспокоен каждый человек. Но чтобы ответить на них, нужны знания. В этом вам во многом поможет изучение географии.
Земля — уникальная планета: из всех планет Солнечной системы только на ней существует жизнь. Всё многообразие живых организмов, включая человека, составляет мир живой природы. Мир неживой природы — это моря и океаны, равнины и горы, полезные ископаемые и воздух. Объекты живой и неживой природы Земли тесно взаимосвязаны: они изменяют и дополняют друг друга. И вместе создают разнообразную и неповторимую природу Земли. Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, — явления природы — делят на физические и биологические. Некоторые явления действуют разрушительно на живую и неживую природу. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек. Нередко по вине человека происходят техногенные катастрофы, от которых страдают люди и другие живые организмы, а также почва, вода и воздух.
- Что составляет мир живой природы Земли?
- Используя различные источники информации, подберите рисунки, фотографии, иллюстрирующие взаимосвязь объектов живой и неживой природы.
- Как живые организмы приспособились к физическим явлениям природы?
- Вспомните, какие биологические явления природы вам приходилось наблюдать.
- Как человек влияет на изменение облика Земли? Приведите примеры изменения природы человеком в вашей местности.
- Что вы можете сделать, чтобы сохранить живую природу?
Конспект занятия по ознакомленнию с природой «Вода бывает разной»
Организованная образовательная деятельность «Живая – неживая природа. Вода бывает разной»
Автор: Вишневская Г.В., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 «Светлячок» города Дубны Московской области.
Программное содержание:
Формирование элементарных представлений о живой и неживой природе.
Закрепить знания детей о свойствах воды, путём экспериментирования выявить сходство и различие пресной и морской воды.
Развивать речь, сенсорные способности, любознательность, внимание, наблюдательность, память.
Воспитывать бережное отношение к объектам природы (воде), закреплять правила поведения на природе.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Социализация».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование. Презентация «Живая – неживая природа».
Карточки для игры «Четвертый лишний».
Стаканчики для воды (по 2 на каждого ребенка: с пресной и морской водой).
Пластиковые ложечки (на каждого ребенка).
Камешки (по 2 на каждого ребенка).
Емкости для перелива воды (на каждом столе).
Демонстрационный материал: вареное яйцо, прозрачные сосуды с пресной и морской водой.
Магнитофон. Аудиозапись рассказа «Почему река обиделась».
Ход занятия:
Воспитатель и дети стоят в кругу. Хором читают стихотворение:
Так бывает интересно
Всё на свете наблюдать,
Всё услышать и увидеть,
Всё как следует понять.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель:
Дети, сегодня мы продолжим знакомство с природой. Посмотрите на экран.
Читает стихотворение Л.Дайнеко (в сопровождении слайдов).
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Дети, а что такое природа? Как вы понимаете это слово? (Дети высказывают свои предположения, приводят примеры).
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Живое – то, что движется, растет, развивается, размножается; а неживое – нет.
Упражнение «Живое–неживое»
Давайте, попробуем вместе разобраться, какие предметы относятся к живой природе, а какие – к неживой. Посмотрите на экран.
На экране поочередно появляются изображения (звери, птицы, цветы, деревья, горы, реки, планеты).
Дети обсуждают, какая это природа – живая или неживая.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
У каждого ребенка на столе карточка с изображением предметов (живых и неживых). Задание: назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Проводится физминутка «Три стихии: земля, вода, воздух».
Воспитатель:
Отгадайте мою загадку. В ней говорится о неживой природе. Кто отгадает, что это?
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Дети, как вы думаете, можно прожить без воды?
Кому нужна вода? Для чего нужна вода?
Где в природе есть вода?
Какая вода в реках - пресная или солёная?
Какие свойства пресной воды мы знаем? Вспомните, как мы ее изучали. (Прозрачная, не имеет вкуса, запаха, может течь, бывает холодной и теплой).
Сегодня мы познакомимся с другой водой, водой из моря. Такая вода называется морской.
Как настоящие исследователи, мы будем сравнивать пресную и морскую воду. Какие свойства похожи, и чем отличаются?
Исследование свойств воды
На столах у детей 2 стаканчика (в одном пресная вода, в другом – морская).
- Есть ли запах у воды в 1 стаканчике? Во 2–м? (Ни пресная, ни морская вода не имеют запаха).
- Какая вода на вкус в 1 стаканчике? А во 2ом? (Пресная вода не имеет вкуса, а морская вода – соленая). Можно пить морскую воду? (Нет. Человек пьёт только пресную воду).
- Опустите в каждый стаканчик камешек. Посмотрите, в каком стаканчике вода более прозрачная? (Пресная вода прозрачная).
- Попробуйте перелить воду из этих стаканчиков в мисочку. (И пресная и морская вода может течь и принимает форму того предмета, в котором находится). Вода в реках, ручьях течет. В домах вода течет из крана.
- Что можно делать и в пресной и морской воде? (Можно плавать).
- Как вы думаете, в какой воде легче плавать? (Ответы детей).
Давайте проверим, кто из вас прав.
Опыт по погружению в воду вареного яйца
Погружают яйцо сначала в пресную, а потом в соленую воду.
В какой воде легче плавать?
Когда поедете с родителями на море, то под их присмотром вы можете быстро научиться плавать в морской воде.
Обобщение результатов опытов:
Какие свойства у пресной и морской воды одинаковые? (прозрачность, текучесть, не имеют запаха и цвета)
Какими свойствами морская вода отличается от пресной?
Вода нужна всем. Земля наша и все живое на ней без воды погибли бы. Воду и в реках, и морях нужно беречь, чтобы не случилось беды.
Звучит аудиозапись рассказа «Как люди речку обидели» (Н.Рыжовой).
Рассказ «Как люди речку обидели»
«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди.
- посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, а, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости».
Вопросы по рассказу:
1. Почему река обиделась на людей?
2. Что бы вы сделали на месте Кости?
Итог занятия:
Дети, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?
Скачать конспект занятия «Вода бывает разной»
Развиваемся с 2-х до 4-х. Советы Мамы Марии. Часть 1. Природа.
Познакомьте ребенка с понятиями природа, живая/неживая природа
Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (например, Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и т.д.).
Признаки живой природы - рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).
- РРhаспечатайте картинки живой/неживой природы и предложить ребенку сортировать фотографии. Можно воспользоваться картинками из журналов, детских книг и т.д. (скачать картинкиhttp://depositfiles.com/files/- Проведите Физминутку:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше
Поговорите, о каком живом объекте природы говорилось в стихотворении, по каким признакам этот объект отнесли именно к живой природе. Обсудите, какой неживой объект был в стихе (ветер).
- Обыграйте и рассмотрите различные ситуации с объектами природы, например, расскажите ребенку, что камень упал и раскололся на 2 части, живой он или нет? Нет. Но ведь был 1, а стало 2? Объясните, почему такое деление не считается размножением. Камень – это тело природы. А тела в природе могут изменяться. Или вода в реке движется, а ведь она неживая. Движется, потому что земля – круглая.
- Послушайте звуки природы и определите звуки живой природы (пение птиц, квакание лягушек и т.д.) и неживой, шум дождя, вой ветра. Можно подобрать картинку с изображением под звук.
- Послушайте стих и посмотрите, как неживая природа помогает живой:
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
- он у мамы под крылом.
Назовите объекты живой/неживой природы. Поговорите о роли природы в нашей жизни. Вывод: природа – дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение.
- Творческое задание: Отобразить свое настроение на листочках различных деревьев.
- Творческое задание: поиграйте в игру «Море волнуется раз…» с условием, что показывать нужно не рыбок, а объекты ж/нж природы.
- Творческое задание: возьмите 2 небольших листочка плотного картона, синий и зеленый пластилин. Предложите ребенку путем размазывания сделать фон на одной картонке зеленый, на другой синий. На картонке с зеленым фоном с помощью тыквенных семян и гороха выложите цветочки, а на синем фоне мелкими макаронами в форме звездочек сделайте звездное небо. Скатайте шарик из белого (желтого) пластилина и приплюсните его к «небу», получится луна. Спросите ребенка, какую картинку можно отнести к живой природе, а какую к неживой. Обсудите почему.
Самодельная игра-сортер Живая и неживая природа.
Когда мы вводили прикорм, у нас оставалось много крышечек от банок с детским питанием и банок от сухой молочной смеси (мы на ней кашу варили). Из этого материала я сделала очень популярную игру для Даши. В крышке банки от молочной смеси прорезала отверстие (прямоугольное), банку обклеила картинками с фотографиями природы и зверей. На дно каждой крышечки наклеила распечатанные картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Даша сортировала крышки (по моей просьбе) + тренировала мелкую моторику. Потом мы эти крышечки с картинками использовали для выкладывания цепочек (для тренировки памяти).
Мама Мария,
************
Плановые статьи:
Планета Земля.
Живая и неживая природа
Вода (океаны, моря, озера, реки)
Суша (почва)
Пустыни
Горы
Вулканы
География
Глобус и карты
Ориентирование в пространстве
Масштабирование и план
Полезные ископаемые
Климат и погода
90 000 рек 9 000 1
Экософская крошка
Очевидно, нельзя войти в одну и ту же воду дважды. Все течет, находится в постоянном движении и меняется. Однако это не относится к человеку, который снова и снова совершает одни и те же ошибки, а стихия, являющаяся самой сущностью текучести и переменчивости, - вода, хочет запереть узкое русло и укротить его, чтобы защитить себя от своей власти или использовать ее в своих целях. И, как и во многих других случаях, эта деятельность вызывает тем большие проблемы, чем больше давления оказывается на естественное и живое.
Польское правительство планирует огромные инвестиции, чтобы сделать наши крупнейшие реки судоходными внутренними путями, в то же время уделяя особое внимание искусственному удержанию воды для ограничения последствий наводнений. Он предназначен для строительства, реконструкции и модернизации водохранилищ и плотинных устройств, регулирования, углубления и преобразования русел, вмешательства в природу речных долин. Все это нужно делать с зеленой фразеологией на устах, акцентируя внимание на возрождении рек и поддержке экологически чистого транспорта водными путями.
Плотина Свинна-Поремба на реке Скаве. Фото Рышард Кулик 9000 5
Оживление рек в данном случае означает использование их для человеческих, узко определенных целей. Живая река, согласно этому подходу, представляет собой застроенный канал, заполненный искусственно запруженной водой, по которому плывут баржи, груженные товарами. Они направляются в многочисленные гавани вдоль реки, которые экономически процветают и кишат реальной жизнью, как и сама река, счастливая служить интересам людей.
Наши большие незарегулированные реки: Висла, Одра и Буг согласно этому подходу сегодня мертвы. Инженеры-гидроэнергетики ломают руки над своим неиспользованным потенциалом, а экономисты подсчитывают, сколько мы могли бы заработать, очистив эти реки для транспорта.
Поэтому здесь стоит напомнить, что река — это нечто большее, чем просто вода, текущая по руслу. Река представляет собой сложную и изменчивую экосистему, включающую в себя, помимо динамично формируемого русла, долинное пространство с временно затопляемыми участками, а также обитающих на этой территории животных и растения.Естественная река – это живое существо, вокруг которого неживые элементы (вода, почва, субстрат, климатические условия) и живое образуют густую сеть связей. Реки и их долины — это настоящие пути жизни, которые приносят многочисленные и бесценные услуги людям и другим существам. Каждое значительное вмешательство человека в эту сложную систему ухудшает функции реки и превращает ее в мертвое русло.
Такого рода редукция функций выгодна с узкой человеческой точки зрения, но в долгосрочной перспективе вызывает множество проблем, связанных с повышенным риском затопления и уменьшением биоразнообразия.Примеры из Западной Европы, где крупные реки превращены в каналы, яркое тому подтверждение. В то время как мы хотим потратить десятки миллиардов злотых на приручение диких рек, наши соседи с запада после болезненных гидротехнических экспериментов тратят такие же деньги на восстановление зарегулированных рек.
В трудные времена, в которые мы живем, нужен целостный, целостный и мудрый взгляд на реки. Меняющийся климат, засухи и наводнения, богатство окружающей нас жизни, которой с каждым днем у нас становится все меньше, природные ландшафты и потребность человека сосуществовать в гармонии с элементами природы должны быть критериями при принятии решений о реках.Вместо того, чтобы приручать и мешать, давайте послушаем, что хотят нам сказать реки. Они продолжают говорить с нами. Вода, циркулирующая в природе, принимая различные формы и проявляя различные качества, многое говорит о нашем мире. Динамичные реки все громче кричат о наводнениях и засухах, шепчут о вырубаемых в горах лесах, о нашем образе жизни, выталкивающем в их воды токсины, о бетонной почве, не принимающей воду, о том, что мы забыли, что вода наша кровь.
Реки отражают все наши ошибки и недостатки.Они требуют соблюдения вечных законов и подают сигналы, когда мы переходим очевидные границы. Но мы такие умные и верим, что реальность можно обмануть. И мы все еще пытаемся разрушить то, от чего полностью зависим.
Это не шутки, вода как бы говорит. Пришло время войти в настоящую реку и отпустить поток жизни.
Рышард Кулик
.ЭКОСИСТЕМА фрагмент природы, составляющий функциональное целое, в котором происходит обмен между его частью с живым биоценозом и неживым биотопом.
1 Речная экосистема
2 ЭКОСИСТЕМА фрагмент природы, составляющий функциональное целое, в котором происходит обмен между его частью, живым биоценозом, и неживым биотопом.
3 Каждая полностью развитая экосистема состоит из элементов: абиотических (неживых) биотических (живых)
4 К абиотическим элементам относятся: вода почва атмосферные газы (кислород, азот, углекислый газ) топография климат температура
5 Биотическими элементами являются все живые организмы (растения и животные), находящиеся в различных отношениях друг с другом.
6 РЕЧНАЯ ЭКОСИСТЕМА Реки – это водотоки, которые крупнее ручьев и ручьев. Разброс размеров здесь огромный. Ширина от нескольких метров до нескольких километров, длина от нескольких километров до нескольких тысяч километров, глубина от дециметров до нескольких десятков метров. Как и в случае ручьев, фактором, определяющим характер реки, являются скорость течения, форма русла, развитие высшей растительности и фитопланктона, а также зоопланктона, бентоса и рыб.Для жизни в реках важны и другие факторы, такие как: температура, рН, концентрация различных веществ, в том числе количество и качество сестона, а значит и световой режим. Группы фауны на скалах и камнях литореофильные, на песках - псаммореофильные, на глинах - агриллореофильные, на иле - пелореофильные.
7 ОТЛИЧАЕТ верхнее течение реки - быстрое течение, твердые скалы, каменистый грунт, сильная турбулентность воды, очень хороший кислородный режим, отсутствие планктона, основная группа организмов - перифитон и бентос, среднее течение реки - более медленное течение движение, слабая турбулентность, уравновешенный баланс вещественной эрозии и аккумуляции, песчаный субстрат, иногда встречается планктон (простейшие и коловратки) и другие группы - нижнее течение - гораздо медленнее движение воды, больше аккумуляции над эрозией, богаче планктоном (ракообразные), мелкопесчаный субстрат и иногда илистый
8 Наиболее богатые и разнообразные группы флоры и фауны встречаются в горных ручьях с умеренным течением.Есть: подёнки, вилки, какие-то улитки, печенье, мухи. Сообщества в медленно текущих, сильно заросших реках также очень богаты и разнообразны (олигохеты, подёнки, стрекозы, жуки, пиявки, улитки, клопы). Высококорневая растительность развивается только на участках медленно текущих рек. В малых и очень медленно текущих реках растительность может зарастать по всему поперечному сечению русла, что тормозит скорость течения.
9 Абиотические факторы
10 ТЕМПЕРАТУРА Температура – это фактор, определяющий наличие определенного вида организма в данном месте.В проточных водах характерно изменение температуры по течению реки. По мере удаления от родников температура проточной воды явно приближается к средней температуре воздуха.
11 СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ Свет – это фактор, который имеет принципиальное значение, прежде всего, для саможивущих растений, обитающих в воде, а также для животных, особенно для тех, кто использует зрение.Световые лучи, падающие на поверхность воды, частично отражаются от нее, а частично проникают в глубину. Количество падающих лучей зависит от угла их падения. Так что в полдень в воду попадает больше света, чем утром и вечером, летом больше, чем в другие времена года. В воде световые лучи поглощаются молекулами воды, особенно молекулами сестона, а также растворенными веществами, особенно окрашенными. Основным фактором, определяющим количество проникающего в воду света, является количество сестона, т. е. остающейся в толще воды взвеси, наиболее поглощающей свет.В реках и водоемах с коротким временем водоудерживания периодически также аллохтонные взвеси, особенно после сильных дождей, вызывающие сток взвешенных веществ с суши.
12 КИСЛОРОД Водные организмы имеют определенный диапазон толерантности и оптимальный диапазон для ph. Изменение рН влияет на транспорт ионов через клеточные мембраны. Наиболее важные косвенные влияния рН включают его влияние на баланс в системе кальций-угольная кислота, на диссоциацию аммиака и на растворимость ионов металлов, особенно ионов алюминия.Основное побочное действие рН на животных в щелочную область связано со сдвигом баланса в системе ионы аммония - недиссоциированный аммиак. Ионы аммония не вредны, а аммиак ядовит. При низком рН увеличивается растворимость ионов металлов, многие из которых могут быть токсичными. Алюминий играет важную роль в закислении водоемов. Глинозем, обычно встречающийся в минералах и силикатных породах, является одним из основных компонентов земной коры, в изобилии встречающимся в водосборной площади многих водохранилищ.Различные виды исчезают из закисленных водоемов из-за комбинированного действия кислотного стресса и алюминиевой токсичности.
13 ВОДЯНОЙ ТОК Ток – это коэффициент перемешивания воды. В водоемах это вызвано разницей плотности воды и действием ветра. Ветер вызывает перемешивание поверхностных водных масс. В проточных водах течение однонаправленное. Это очень сильный фактор отбора.Его скорость определяет качество грунта и возможность его заселения. В крупных ручьях и реках скорость течения может быть настолько мала, что условия точно такие же, как и в стоячей воде. Течение — это фактор, который существенно отличает жизнь в ручье от жизни в пруду. Скорость тока зависит от размера капли, шероховатости подложки, глубины и шероховатости подшипника.
14 СПАСИБО
.
| В геоморфологическом отношении Расточье представляет собой наиболее тесную связь с горным районом, где характерно геологическое строение. Для этой местности чрезвычайно характерна направленность форм рельефа, отмеченная в системе долин и морфологических гребней.Эти формы играют важную роль в региональном делении, в значительной степени относятся к тектоническим рвам, заполненным отложениями разного возраста - от эоценовых песков до позднеплейстоценовых и голоценовых отложений. Многоярусная и разнообразная мощность отложений во многом отражает плейстоцен-голоценовую тектоническую подвижность района. Отложения в основном заполняют долины и тонкими слоями покрывают склоны, смягчая малоизмененный рельеф. Основным элементом геологического строения Расточе являются мезозойские образования мощностью от 900 до 1400 м.В мезозойском чехле преобладают верхнемеловые породы мощностью от 700 до 900 м, весьма различные по литологическому составу. Самый мощный слой мелового периода сложен маастрихтскими морскими отложениями. Этот комплекс состоит из карбонатных и карбонатно-кремнистых пород: мела, мергеля, известняков, горных пород и геозов различной устойчивости к внешним факторам (выветривание, денудационные процессы, процессы почвообразования). Скальный комплекс нарушен многочисленными разломами, продольными и поперечными к оси района. В районе Национального парка Расточе и его буферной зоны можно выделить четыре изолированных блока, отделенных друг от друга впадинами:
Мезозойские образования местами покрыты, особенно в прибрежной зоне Розточе, участками миоценовых отложений и прерывистым плейстоценовым чехлом. Миоценовые породы формируются в разнообразных био- и литофациальных карбонатных отложениях. Они делятся на две фации: детритовую (комковатая) и литотаминовую (рифовая). Литологическая изменчивость карбонатных пород хорошо отражает пространственную и вертикальную дифференциацию условий осадконакопления в прибрежной, лагунно-рифовой зоне теплого моря.На всем протяжении отложения миоценовых отложений происходили тектонические движения, в результате которых образовались многочисленные разломы ступенчатой конфигурации, сопровождавшиеся тектоническими рвами различных размеров. Третичные известняки слагают холмы пограничной зоны Расточа, а в парковой зоне их выходы встречаются только в западной части защитного контура Круглик. К плейстоценовым образованиям относятся: делювиальные образования, нередко залегающие на меловых породах, довольно большие площади занимают также эоловые и речные пески и лёссы, встречаются единичные образования ледникового, озерного и болотного происхождения. Делювиальные отложения в Национальном парке Расточе занимают площадь около 2250 га. Они встречаются в основном на склонах меловых холмов, чаще всего занимая средние и нижние склоны, нередко эти образования выполнены полосовыми или котловинными впадинами. Обычно это песчано-пылеватые отложения, местами слабосуглинистые или пылеватые. Они происходят от размытия в основном ледниковых отложений. Чаще всего они залегают неглубокими слоями на меловых породах. Делювий небольшой, мощностью около 0,6-1,2 м. Бессточные котловины с небольшими заболоченными местами и прудами, частые в районе Кособуда и в урезе воды Сверща и верхнего Шума, иногда заполнялись отложениями заболоченных накоплений: торфа, навоза и минерально-органического ила. Средняя мощность торфов в парке невелика и не превышает 1 м. Местами встречаются более глубокие слои торфа до 2,5 м. В конце плейстоцена также образовались значительные лёссовые покровы.В парковой зоне лёссовый покров встречается четырьмя отдельными участками. Характерным элементом скульптуры являются эрозионные формы, связанные с лёссовым покровом. Ландшафт представлен разветвленными куполообразными хребтами, разделенными долинами глубиной от 40 до 80 м, и густой сетью более мелких долин и оврагов. Эти формы на разных стадиях развития достигают длины от 2 до 4 км. Об эрозионной деятельности лёссовых оврагов свидетельствует наличие суффозионных котлов в верхней части и активных аллювиальных конусов на выходе из них. Речные пески старых речных террас в Национальном парке Расточе занимают площадь около 1000 га. Они выстилают дно и нижние террасы обширных долин, которые в ледниковый период служили реками с талыми водами. Национальный парк Розточански отличается разнообразным рельефом. Примечательны:
|