Post Icon



Символ родины


Символы Родины (герб, флаг, гимн, знамя Победы)

   Государственные символы России установлены Федеральными конституционными законами.

   Современный государственный герб был принят в 1993 году. Он содержит исторические элементы герба Российской империи, но монархические символы лишены прежнего смысла в гербе президентской республики.
   Герб представляет собой четырехугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый к низу красный щит с золотым двуглавым орлом с поднятыми вверх крыльями. На головах орла – малые короны, а над ними – большая, соединённая с малыми коронами лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите изображен серебряный всадник в синем плаще, поражающий копьём распростертого под ногами коня чёрного дракона.

   Флаг России был утверждён в 1993 году. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.
   День Государственного флага Российской Федерации отмечается 22 августа.

   Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, государственной реликвией России. Знамя Победы – красное Знамя, водружённое 1 мая 1945 года разведчиками из 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоровым и М. В. Кантария над рейхстагом в Берлине.

   Во время торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы, копии Знамени Победы используются наряду с Государственным флагом Российской Федерации.

   Гимн Российской Федерации был официально утверждён в 2001 году. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

   Гимн России

Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Классный час "Символы моей Родины", 2-й класс

Цели и задачи:

  • дать понятие о символах , их роли в нашей жизни;
  • рассказать детям о главных символах государства;
  • познакомить детей с гербом, флагом и гимном России, историей их создания;
  • воспитывать у детей уважение к главным символам государства, учить правильному обращению с ними;
  • развивать чувство патриотизма, гордости за свою страну;

Оборудование:

  • герб России, гимн( текст , запись),флаг, детские рисунки, кораблик;

 Ход беседы

Организационный момент

Беседа по теме.

Здравствуйте, ребята!

- В какой стране мы живём? (Россия)

- Как ещё можно назвать страну, в которой вы родились? (Родина – мать, Отечество)

Сегодня мы поговорим о символах нашей Родины.

- А что такое символ?

Символ – это отличительный знак. Символом может стать любой предмет. Поэтому все символы распределили на несколько групп:

Всемирные – которые понятны людям любой национальности.

- Например, символом чего будет являться белый голубь с оливковой ветвью? (Показывается рисунок)

- Символом мира.

Красный крест? (Показывается рисунок)

- Символ медицинской помощи.

Национальные символы. Они представляют одну страну.

- Например символ Испании – чёрный бык, т.к. Испания – родина боя быков – корриды.

- Символ Голландии – ветряные мельницы.

А как вы думаете, что является символом России?

Кремль, Красная площадь( показ слайдов).

А ещё бывают семейные символы, которые дороги только семье. Это символы – фотографии, семейные альбомы, старинные вещи.

- А есть ли в вашей семье такие символы?

А теперь поиграем .Я показываю предмет, а вы говорите, какой это символ: всемирный, национальный, семейный.

 У государства много различных символов, но самыми главными являются: герб, гимн, флаг.

 В 70-й статье Конституции Российской Федерации – основном Законе Российского государства говорится: “Государственный флаг, герб и гимн РФ , их описание и порядок официального использования устанавливается федеральным конституционным законом”.

 Физ- минутка.

Ветер по морю гуляет (шагаем)
И кораблик подгоняет (машем руками)
Он бежит себе в волнах  (Бег на месте)
На раздутых парусах (дуем)
Дети, внимательно посмотрите на кораблик.

- Что развивается на кораблике? (Флаг)

 Флаги бывают разные : военные, торговые, государственные. Государственный флаг нашей страны придумал Пётр 1. А это было так. В 1705 году Пётр 1 построил свой парусный флот на Балтийском море, состоящий из множества кораблей. Корабли были уже готовы выйти в море, но не было придумано для них никакого символа, который бы показал, какому государству они принадлежат. Тогда царь Пёрт сам придумал флаг России.

- Какую форму имеет флаг? (прямоугольную)

Кто из вас знает, как иначе называется флаг?   (Знамя)

Эти слова обозначают одно и тоже, только слово “знамя” - славянское, а “флаг” - голландское.

- Какие цвета вы видите на флаге нашей страны? (белый, синий, красный)

 

Цвета современного государственного флага располагаются так: внизу – красный.

Красный цвет на Руси является самым торжественным. Это один из любимых народом цветов радуги( красное солнышко, красная девица) Свадебный наряд на Руси у девушек тоже был красного цвета. Это цвет считается в народе символом отваги, мужества, героизма.

Верхняя полоска флага – белая. Белый цвет – символ свободы, величия, порядка. Им народ определяет своё Отечество, веру. Этот цвет означает честность, чистую душу русского народа.

И наконец, средняя полоска. Она синяя . Синий цвет –цвет Богоматери, покровительницы русской церкви. Он – символ неба и воды.

 

 В 1705 году царь Пётр 1. издал указ о введении государственного флага России .

В нашей стране празднуется День Государственного флага – 22 августа.

В этот день на всей территории Российской Федерации чествуют наш Государственный флаг.

Символом России является –Государственный герб.

 Государственный герб России красив и величественен. На золотом фоне герба изображён двуглавый орёл, увенчанный сверху большой короной, обвитой лентами. На голове орла малые короны. В лапах он держит символы власти – скипетр( жезл) ( справа) и державу( золотой шар с крестом) ( слева). На груди орла ( в центре) герб России .

Орёл символизирует сильное и независимое государство, а также свободных и гордых , как птица, людей, живущих в нём. Две головы показывают на особое положение России на земном шаре: часть её находится в Европе, часть – в Азии. Великое будущее нашего народа подчёркивают крылья орла, поднятые вверх, словно он собирается взлететь. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного , опрокинутого навзничь и попранного конём , змея. Змей – это зло, болезни, голод, то, что может угрожать людям. Воин, Георгий Победоносец, убивает змея, помогает людям жить счастливо.

 

 - Где мы можем видеть герб?

Государственный герб РФ мы можем видеть на бланках федеральных законов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат Правительства, Конституционного суда, Прокуратуры, Центрального банка, на гербовых печатях, на знамёнах и флагах, орденах, медалях, паспортах граждан РФ.

 Государственным символом нашей Родины является – Государственный гимн.

 В положении о Государственном гимне РФ в Конституции РФ записано, что он исполняется во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимых государственными органами, например при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении государственных наград, при встречи и проводах глав государств и правительств зарубежных стран. Государственный гимн транслируется телекомпаниями : в новогоднюю ночь, в дни государственных праздников.

Гимн – в переводе с греческого означает “хвалебная песня” ,торжественное ,

музыкальное произведение, мелодия которого помогает сплотить людей, живущих в государстве, вызывает чувство гордости за свою страну и вдохновляет на защиту Родины. В России гимны как патриотические государственные песни стали исполняться в период царствования Петра 1.

Современный гимн утверждён президентом России 27 декабря 2000 года, а его мелодия была написана ещё в прошлом веке советским композитором А.В.Александровым. Слова гимна сочинил известный вам поэт – Сергей Михалков.

Когда звучит гимн и поднимают флаг любой страны, граждане этой страны всегда встают.

-Молодые граждане России, встаньте.

(Дети стоя слушают куплет гимна.)

 Подведение итогов беседы.

- Перечислите три основных государственных символа .

- Символом чего является орёл?

- В 1705 году царь Пётр 1 издал указ о введении государственного флага России . В каком году России праздновала 300-летие государственного флага?

- Перечислите цвета Российского флага. Что каждый цвет символизирует?

 Последними словами нашей беседы будут “Виват Россия!”, “Да здравствует, Россия!”, “Слава России!”.

«Символы нашей Родины». – Учительская газета

Во все времена у русских людей трепетным было отношение к символам Родины. Какой это был флаг – красный, бело-сине-красный или Андреевский – он являлся воплощением России. А это и победы Петра I в Северной войне, и знамя Победы над поверженным рейхстагом, и спортивные победы… Бесспорно, в школе воспитание патриотизма осуществляется буквально на каждом предмете. Но начинается оно с любви к близким людям, родному краю, природе, традициям… словом, в семье.

Велика роль внеклассной работы в воспитании патриотизма, в многообразии ее форм и методов. Большое значение имело всегда, а тем более имеет сегодня знакомство школьников с историей символов и ритуалов нашего государства. В настоящее время у нас появилось немало молодежных организаций, которые проповедуют псевдопатриотизм. И на учителе сегодня лежит большая ответственность за то, чем и как будет заполнен вакуум, образовавшийся после многих изменений в нашем обществе.

Цель: Через Государственные символы России воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Родины, бережное отношение к родному краю, гордость за прошлое, настоящее и будущее своего Отечества.

Оборудование:

1. Плакат «Символы нашей Родины».

2. Плакаты:

Флаг Российской Федерации;

Гимн Российской Федерации;

Герб Российской Федерации.

3. Стойки с

Андреевским флагом;

Государственным флагом Российской Федерации;

Государственным флагом Советского Союза.

4. Старинные гербы

Камчатской губернии;

Петропавловска-Камчатского.

Технические средства обучения:

1. Музыкальный центр.

2. Аудиокассеты.

Чтец 1: Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России ни бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля, –

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба ни заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Эта неоглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

Чтец 2: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец, отсюда наш род и кровь. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения.

Ведущий 1: Во главе России стоит президент. Президента избирает весь народ один раз в четыре года. Помогает ему управлять страной правительство во главе с премьер-министром. Законодательным органом власти является двухпалатный парламент – Федеральное собрание, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федерации. Главный закон страны называется КОНСТИТУЦИЯ.

Учитель: Торжественное собрание, посвященное Дню Конституции, объявляется открытым! Прошу всех встать!

(Все встают, звучит Гимн России.)

Прошу всех сесть.

Ребята, в прошлом году мы с вами знакомились с Конституцией России, с ее статьями, и я отмечала, что этот документ является ОСНОВНЫМ ЗАКОНОМ нашей страны. А вот сегодня мы будем говорить о символах нашего государства, которые были утверждены 25 декабря 2000 г. Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в федеральных конституционных законах.

Учитель: Какие государственные символы России вы знаете?

(Дети отвечают)

Учитель: Мы говорим символы… А кто из вас знает значение этого слова?

(Ребята говорят о значении слова, позже, в заключение, я вывешиваю на доске значение этого слова по словарю В. Даля «Символ(ы) – от греческого, слова и знаки, обозначающие суть чего-либо…»)

Ведущий 2: Российскому государственному гербу полтысячи лет. Двуглавый орел прилетел к нам из столицы древней Византии города Константинополя. И привезла его Царевна Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина, в 1497 году приехавшая на Русь, чтобы стать женой русского царя Ивана III. До свадьбы Ивана III с царевной Софьей русским гербом было изображение Святого Георгия на белом коне. Когда русский царь принял герб Византии – двуглавого орла, то прежний герб был помещен на щите на груди орла.

(Дополнительный материал о гербе рассказывает другой ученик, смотрите приложение.)

Учитель: Перед вами два плаката. Скажите, пожалуйста, что изображено на них?..

А как вы догадались?..

Что обозначают изображенные знаки?..

(На плакатах изображены два герба – старинный герб Камчатской губернии и старинный герб Петропавловска-Камчатского. Рассматриваем с ребятами, что изображено, делаем заключение, что действительно знаки и символы отображают суть.)

Учитель: Как вы думаете, если бы ученики нашей школы приняли участие в конкурсе «Герб моей школы», что бы на нем было изображено и почему?

(Дети высказывают свое мнение, предложения, обосновывают свой выбор.)

Ведущий 1: История Российского национального флага начинается в ХVII веке. Создателем флага был Петр I. Национальный флаг России имел три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную и с 1705 года официально назывался «торговых, коммерческих и промышленных российских судов флагом». Этот флаг существовал до 1917 года. Затем его сменил красный с серпом и молотом, а

22 августа 1991 года бело-сине-красный флаг вновь стал Государственным флагом России.

Ведущий 2: По международной традиции военно-морские корабли имели особый флаг, а торговый флаг одновременно являлся и национальным, поэтому символом военно-морского флота стал Андреевский флаг. Он так назван в честь апостола Андрея Первозванного, который считался покровителем России. Апостол Андрей ходил проповедовать учение Христа в славянские земли и предвосхитил крещение славян. По приказу римлян он был распят на кресте, имевшем форму буквы «Х». Этот крест и показан на флаге. «Флаг белый, – писал Петр, – через который крест синим святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

(Дополнительный материал о Флаге рассказывает другой ученик, смотрите приложение.)

Учитель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что означают цвета Государственного флага России?

(Дети объясняют.

Красный, синий и белый были любимыми цветами народа.

Красный цвет символизировал храбрость, удаль, красоту.

Голубой цвет означает величие, красоту, ясность.

Белый цвет – цвет чистоты и святости.)

Учитель: 22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вероломно напали на нашу Родину.

Первой приняла удар героическая Брестская крепость. И, даже уже находясь в глубоком тылу, крепость продолжала сражаться…

Я хочу зачитать вам небольшой отрывок из повести Бориса Васильева «В списках не значился», а вы дайте мне ответ на вопрос: почему так важно было сохранить воинское знамя?

(Учителем зачитывается отрывок «Лейтенант» на фоне музыки Седьмой симфонии Д. Шостаковича «Ленинградская». После того как зачитан отрывок, дети отвечают на вопрос и делают выводы. Смотрите приложение.)

Учитель: Хочу привести вам примеры военного времени…

Когда киевский пионер Костя Кравчук, сохранивший в дни оккупации Киева фашистами два знамени советских полков, был награжден орденом Красного Знамени, газета «Правда» писала, что по этому подвигу потомки будут судить о поведении советского молодого человека в момент тягчайшего военного испытания для Родины.

Красные знамена спасли и другие ребята, в том числе девятилетняя Нина Ферофонова из города Артемовска.

Ценой своей жизни эти маленькие герои в годы Великой Отечественной войны боролись за честь, свободу и независимость нашей Родины!

Эти ребята были вашими ровесниками.

Учитель: История создания нашего гимна тоже достаточно интересна.

(Учитель музыки рассказывает о гимне. Вокальная группа исполняет «Боже, царя храни», «Марсельезу», «Интернационал» (отрывки). Смотрите приложение.)

Ведущий 1: Первый официальный Гимн России был написан в ХIХ веке на английскую мелодию поэтом В. Жуковским и назывался он «Молитва русских». Гимн прославлял царя. Та же идея звучала и в гимне «Боже, царя храни», написанном

В. Жуковским на музыку А. Львова.

Ведущий 2: До 1944 года гимном был «Интернационал». Музыка этого гимна была написана в ХIХ веке во Франции Пьером Дегейтером. Русский текст А. Коца был опубликован еще в 1902 году. В нем были слова:

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим.

Кто был ничем, тот станет всем.

Ведущий 1: Распад СССР и провозглашение независимости России привели к тому, что Гимном России стала «Патриотическая песня» М. Глинки. Мелодия эта весьма торжественна, однако текст на эту мелодию написать оказалось слишком трудно.

Ведущий 2: Торжественная песня страны – Гимн России был принят 30 декабря 2000 года и впервые исполнен в Новогоднюю ночь 2001 г. Слова гимна написал известный детский поэт С. Михалков, а музыку знаменитый композитор А. Александров.

Учитель: А какие слова, на ваш взгляд, в гимне самые главные и почему?

(Дети отвечают.)

Учитель: Кто из вас знает или где-то видел, просто обратил внимание на то, как относятся граждане других стран к государственным символам…

(Предполагается, что дети приведут пример граждан США – поют стоя гимн (где?), в классах школы стоят символы – Государственный флаг США, флаг школы…)

Учитель: У нас на торжественном собрании присутствует очень интересный гость – Марина Алексеевна Старчеус, доцент кафедры всемирной истории Петропавловска-Камчатского педагогического университета. Она недавно вернулась из поездки по Соединенным Штатам Америки…

Много интересного она увидела, и ей есть о чем сегодня рассказать, как школьники, да и взрослые, относятся к символам своей Родины – США, какие символы есть у учебных заведений.

(Марина Алексеевна рассказывает о поездке, о том, что видела и что ее поразило, делает акцент на отношение американцев к своим государственным символам, демонстрирует фотографии.)

Учитель: Мне было приятно читать ваши ответы на вопросы анкеты, которую я вам предложила еще в ноябре.

(Делаю анализ анкет по 5 вопросам, которые предлагались учащимся (вопросы представлены вниманию учащихся на плакате), зачитываю наиболее интересные ответы).

Учитель: Нашей школе в августе 2004 года исполняется 60 лет. Это юбилей!

Может, кто-то понял, почему я именно сегодня вспомнила об этом? Кому-то, может быть, в голову пришла интересная идея?

(Действительно, цель достигнута! – дети предложили создать символы нашей школы – гимн, герб, флаг!

Здесь же, на собрании, дети предложили провести в школе конкурс среди учащихся 1-11-х классов до 1 марта 2004 года.)

Учитель: Прошу всех встать!

Торжественное собрание, посвященное Дню Конституции, объявляется закрытым!

(Все встают. Звучит гимн.)

Ребята, хочу закончить наше торжественное собрание стихотворением Ярослава Смелякова «Родина».

(Тихо звучит песня «Славянка».)

Гимн – символ страны

«Гимн» – слово греческого происхождения, оно означает «торжественную, хвалебную песнь».

В Европе гимны зародились в античные времена. В Древней Греции их пели хором. Иногда их исполняли поэты, сопровождая декламацию стихов игрой на лире (кифаре). Нередко гимн сопровождался и танцами. В гимнах люди обращались к богам: они восхваляли божество, излагали мифы о нем, просили о помощи.

До нас дошли тексты гимнов, автором которых считается великий древнегреческий поэт Гомер. Известны и другие гимны античных поэтов. В греческой мифологии существовала даже муза гимнов – Полигимния.

В христианской церкви гимны появились в III-IV вв. Это были религиозные песнопения на библейские тексты. Христианские гимны славили Христа и святых. Крупнейшим гимнотворцем был причисленный к лику святых Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.). Мелодии его гимнов до сих пор звучат во время православных богослужений.

В Западной Европе отцом церковной музыки считается миланский епископ Амвросий. Исполнение гимнов вошло в церковную жизнь. Католики и протестанты пели свои гимны под звуки органа. Музыку к ним писали крупнейшие композиторы. У немецких протестантов роль гимна играл хорал Мартина Лютера «Господь – твердыня наша». Торжественное пение сопровождало и выходы монархов, прославляя царствующих правителей. На основе этих гимнов со временем складывались гимны государственные.

Первым национальным гимном считается революционная песня в честь Вильгельма Оранского, возглавившего в середине ХVI в. борьбу Нидерландов за освобождение страны от испанского владычества.

Другие государственные гимны ведут свое начало от ХVIII-ХIХ вв., и происхождение их различно. В одних случаях это молитвенная песнь, в других – военный марш или революционная мелодия. Но все они постепенно становились неотъемлемыми символами своих стран.

Торжественные звуки гимна сплачивали нацию, вселяли в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляли народ на новые свершения.

Прообразом некоторых европейских гимнов послужила английская мелодия «Боже, храни короля!» («God save the king»), впервые исполненная в Лондоне в 1745 г. Ее автором считается учитель музыки Г. Кэри.

Некоторые исследователи полагают, что в основе английского гимна лежат мелодии французского композитора Ж.Б.Люлли, другие называют имя немецкого композитора Г.Ф.Генделя. Этот гимн создан по типу церковного хорала. Он прославляет государя и призывает на него Божье благоволение.

Совсем иное происхождение государственного гимна Франции. Его написал в 1792 г. офицер К.Ж.Руже де Лиль, назвав «Боевой песней Рейнской армии».

С ней марсельские добровольцы шли на штурм королевского дворца в Париже. Поэтому в народе песня получила новое название «Марш марсельцев», или «Марсельеза». Ныне «Марсельеза» – официальный гимн Французской Республики.

Эти примеры показывают, насколько различны по своим истокам современные гимны. Но все они имеют огромное значение для своих народов и стран как в прошлом, так и в настоящем.

В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты – светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер.

Празднование побед сопровождалось виватными кантами (от слова «виват!» – «да здравствует!»), среди которых были, например, такие: «Виват, Россия, именем преславна!» и «Радуйся, российский орле двоеглавый!».

В ХVIII в. в торжественных случаях исполнялся и церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим». После заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г. его пел, стоя на коленях, сам Петр Великий. Этот гимн звучал во время молебнов, в дни именин членов Императорской семьи, при коронации русских государей.

При Петре появился также военный марш, который стал первым неофициальным гимном России.

Преображенский марш

Созданные Петром I Преображенский и Семеновский полки стойко сражались в Северную войну (1700-1721). Не раз они на деле доказывали свою преданность престолу и Родине.

При преемниках Петра эти полки стали именоваться гвардейскими. Гвардейцы считались воинами лучшими из лучших. История гвардейских полков полна славных страниц подвигов и свершений. Петр сам служил в Преображенском полку. Он получил звание полковника этого полка, чем очень гордился. Все последующие российские государи, включая императриц, являлись шефами Преображенского полка и его полковниками.

Со временем число гвардейских полков возросло, но Преображенский и Семеновский продолжали оставаться старейшими и самыми почетными частями русской армии.

В 1805 г. офицер Преображенского полка С. Марин написал слова к музыке марша. Марин участвовал в войнах с Наполеоном. В битве при Аустерлице был тяжело ранен и получил золотую шпагу с надписью «За храбрость». Текст Марина для Преображенского марша вышел столь же бодрым и призывным, как и сама музыка:

Пойдем, братцы, за границу

Бить Отечества врагов.

Вспомним матушку – царицу,

Вспомним, век ее каков!

Славный век Екатерины

Нам напомнит каждый шаг;

Те поля, леса, долины,

Где бежал от русских враг…

Под этот марш русская армия в 1814 г. вступила в Париж.

Во второй половине ХIХ в. Преображенский марш пели и на слова солдатских песен.

Оставался Преображенский марш – символ армии, который и звучал чаще всего на военных парадах и смотрах. С ним встречали иностранные делегации, под его звуки прощались с Русской землей, уезжая в другие страны.

У находившихся в эмиграции русских людей Преображенский марш не терял своей популярности. Его исполняли при выносе боевых знамен и русского флага, в других торжественных случаях.

«Гром победы, раздавайся!»

В конце ХVIII в. был создан гимн-марш, потеснивший музыку преображенцев. Его появление связано с блистательной эпохой побед русского оружия во времена полководцев А. Суворова и П. Румянцева и флотоводца, адмирала Ф. Ушакова.

В декабре 1790 г. русские воины под руководством А.В.Суворова совершили беспримерный подвиг – взяли считавшуюся неприступной турецкую крепость Измаил. В честь знаменательной победы ближайший сподвижник Екатерины Великой Г. Потемкин в апреле 1791 г. дал грандиозный бал, на котором в момент появления императрицы 300 певцов и музыкантов грянули марш – полонез «Гром победы, раздавайся!».

Упоение величием Российской империи слышалось в каждом звуке и каждом слове этого гимна.

Этот гимн венчал многочисленные победы российского воина и российского оружия. Он стал песнью той эпохи, когда империя достигла расцвета, когда турки в результате русско-турецкой войны (1787 – 1791 гг.) были сломлены и Россия торжествовала, окончательно закрепившись на Черном море.

Авторами этого марша были поэт Г. Державин (1743 – 1816) и композитор О. Козловский (1751 – 1831).

«Гром победы, раздавайся!» потерял свою популярность после появления новых национальных гимнов, но остался в истории одним из неофициальных гимнов России. По сути, это был гимн русского дворянства. Не случайно и пушкинский Троекуров из повести «Дубровский» любил насвистывать мелодию этого произведения.

Интересно, что в опере «Пиковая дама» П.И.Чайковский ввел мелодию «Гром победы, раздавайся!» в сцену прибытия на бал Екатерины II.

«Боже, царя храни!»

Первый официальный государственный гимн России обязан своим рождением победе русского оружия над наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 г. всколыхнула все русское общество, вызвала в нем небывалый всплеск патриотизма. Русская армия освободила не только Отечество, но и всю Европу, низвергнув французского императора с пьедестала непобедимого полководца.

В 1814 г. русские войска вступили в Париж. Имя России гремело повсюду. Толпы парижан встречали Александра I как героя. Русские офицеры и солдаты, пройдя от стен Москвы до берегов Сены, покрыли себя немеркнущей славой.

В 1813 г. в Петербурге впервые исполнили «Песнь русскому царю» на мелодию английского гимна «Боже, храни короля!». «Песнь русскому царю» создал известный поэт, переводчик, ученый – филолог А.Х.Востоков (1781 – 1864).

В 1815 г. появился новый текст песни под названием «Молитва русских».

Автором этих строк был замечательный поэт В. Жуковский (1783 – 1852).

В начале 1816 г. «Молитву русских» исполнили на параде в Варшаве при официальном прибытии императора Александра I.

19 октября 1816 г. на торжественной церемонии, посвященной годовщине Царскосельского лицея, вновь прозвучал гимн Жуковского на английскую музыку. На этот раз он был дополнен двумя куплетами, написанными лицеистом Александром Пушкиным.

Там громкой славою

Сильной Державою

Мир он покрыл;

Здесь безмятежною

Сенью надежною,

Нас осенил.

Александр I распорядился исполнять «Молитву русских» полковым оркестрам при встрече императора. Так в 1816 г. гимн приобрел официальный характер.

Через два года Жуковский дополнил его двумя строфами (пушкинский текст в качестве официального никогда не исполнялся), а окончательный вид гимн приобрел в 1833 г. благодаря офицеру и композитору А. Львову (1798 – 1870).

Россия знала еще несколько мелодий, ставших, по сути, ее неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит гению русской музыки М. Глинке, автору оперы «Жизнь за царя», посвященной подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина, ценой своей жизни спасшего царя Михаила Романова.

Первоначально опера называлась «Смерть за царя». Император Николай I предложил заменить в названии оперы слово «смерть» на слово «жизнь», заметив: «Отдавший жизнь за царя не умирает».

Лидия Долгушина, учитель истории, обществоведения школы №12, Петропавловск-Камчатский

Символ Родины - её защитник

В этом году Россия отмечает 800-летие со дня рождения князя Александра Невского. Отрадно, что наши соотечественники до сих пор любят и уважают полководца. Когда на одном из федеральных каналов был запущен проект «Имя России», полмиллиона опрошенных телезрителей назвали этого государственного деятеля победителем конкурса. Как же случилось, что спустя восемь столетий память о нём не только трепетно хранится, но и объединяет множество людей? Об этом «Щиту и мечу» рассказывает публицист, журналист, иконописец, писатель, автор книги «Александр Невский. Начало империи» Виктор Саулкин:

Заступник народа

- Учитывая, какой вклад внесли русские герои в мировую культуру и науку, какие великие полководцы на протяжении сотен лет в кровопролитных битвах и сражениях громили врагов, защищая Россию от нашествий с запада и востока, задача стояла непростая. Телезрители более полугода выбирали того, кто мог бы стать символом страны, олицетворять её историю и судьбу. Нелегко было сделать выбор, но в итоге «Именем России» наши граждане назвали святого благоверного князя.

Примечательно, что опрошенные имеют в виду вовсе не великого правителя, возглавлявшего страну в период расцвета и могущества нашего государства. А скорее, молодого князя, стоявшего у руля в годы, когда разорённая монголо-татарским нашествием Русь оказалась под властью иноплеменников и вынуждена была платить дань хану Золотой Орды. Но именно в это трагическое время Александром Невским были заложены духовные основы будущего величия державы. Позже она раскинется на 1/6 часть света, объединит в своём государстве 190 различных народов и этносов, сохранив за тысячелетнюю историю даже самые малые народности и племена, упомянутые ещё в «Повести временных лет» Летописцем Нестором.

Свою книгу «Александр Невский. Начало империи» я назвал так потому, что князя Александра Невского действительно можно считать родоначальником российской имперской державности. Его младший сын Даниил, канонизированный в лике святых, становится основателем династии московских государей. Правнук Даниила - святой благоверный князь Димитрий Донской - побеждает Орду на поле Куликовом. Его потомок Иоанн Васильевич III собирает русские княжества в единое Русское государство. Его внук - государь Иоанн Васильевич IV Грозный - начинает своё царствование с прославления Александра Невского. И в царствование Грозного царя, несмотря на то что с огромным напряжением сил приходится вести войну и на востоке, и на западе, Россия становится могущественной державой, начинается присоединение Сибири.

В трагическом для Русской земли ХIII cтолетии Александр Невский не позволил размолоть Русь между страшными жерновами латинского Запада и языческого Востока. Заложил духовный фундамент русской государственности, на котором была создана великая страна. Следуя заветам святого князя, русские государи раздвинули пределы державы, Москва стала Третьим Римом.

Против экспансии Ватикана

Главный завет полководца - сохранить свою душу, чистоту веры. Враг, посягнувший на религиозные убеждения народа, убивает его внутренний мир, и такой народ прекращает своё историческое существование, погибая или растворяясь среди более сильных племён. Сохранившим чистоту веры, свою душу Господь дарует победу над любым врагом.

Сегодня, наблюдая за тем, что происходит в мире, мы понимаем, что завет святого князя не менее важен для русской цивилизации, чем в далёком ХIII веке.

Когда в Риме стало известно о том, что Русь опустошена и обескровлена страшным нашествием степной конницы, разгромлены и сожжены русские города, пали в битвах с монголами многие князья вместе со своими дружинами, иностранцы решили, что настал час, когда силой меча удастся заставить русских подчиниться власти римского первосвященника.

По благословению главы католической церкви его представитель на Востоке - легат Вильгельм Моденский - несколько лет неустанно трудился, чтобы собрать силы всей Северной Европы для похода на Новгород. Наконец ему удалось объединить шведов, норвежцев, датчан, ливонских немцев и рыцарей Тевтонского ордена. Так было подготовлено совместное наступление латинского воинства на земли Северо-Западной Руси. В Риме надеялись, что удар такой мощной силы Новгород и Псков не выдержат, а остальные русские княжества, обескровленные татарским нашествием, прийти на помощь новгородцам и псковичам не смогут. Римский папа уже готовил епископов в епархии, которые должны были быть учреждены в новых владениях «апостолического престола».

Но разгром князем Александром шведов на Неве и тевтонов на Чудском озере разрушил планы Рима. После двух сокрушительных поражений ни шведы, ни ливонские рыцари не желали больше встречаться с грозным новгородским князем на поле битвы. Бессмысленно было издавать новые буллы, призывая к Крестовому походу на «русских еретиков». Александр Ярославич напрочь отбил охоту у скандинавов и тевтонов воевать с Новгородом. За это народ любил и почитал князя.

Страшен и после смерти

Впрочем, есть люди, придерживающиеся другого мнения. Они считают Александра Невского «основателем самодержавия и тоталитарного полицейского государства». Обвиняют его в разрыве отношений с цивилизованным Западом, утверждая, что с тех пор, то есть с ХIII века, в России процветают ксенофобия и недоверие к Европе. А общенародная любовь к Александру Невскому, по их мнению, - следствие «идеологического мифа», мол, культ его почитания насильно навязали народу царь Иоанн Грозный, император Пётр I и Сталин. Князя обвиняют в том, что он, «руководствуясь жаждой власти», подчинил Русь Золотой Орде и тем самым оторвал от Европы. С тех пор якобы и разошлись пути России и «всего цивилизованного человечества».

Александр Невский, по их словам, «прислужник Орды», «коллаборант», предавший Русь татарам», «святой палач Руси», заложивший основы будущего тоталитарного сознания русского народа. Эти люди видят в поступках князя лишь жажду власти и корысть. Называют его «деспотом, уничтожившим на Руси демократические начала». Обвиняют в том, что он подавил мятеж новгородцев, которые не желали платить дань Орде.

Между тем надо понять, откуда дует ветер. Князь Александр, чтобы заставить своевольный Великий Новгород вместе со всей Русской землёй платить дань в Орду, действительно вынужден был жёсткой рукой усмирить вспыхнувшее в городе восстание. По свидетельствам летописцев, Александр Ярославич часто бывал «милостив паче меры», но в этот раз сурово наказал мятежников, и не только потому, что те втянули в противостояние с отцом его сына, молодого и горячего Василия. Князь ясно представлял, что ожидало Новгород, если бы правитель Золотой Орды послал бы войско утихомиривать непокорный город. Его неминуемо постигла бы судьба Владимира и Киева, Чернигова и Галича, Кракова и Сандомира, Буды и Пешта. Осаждать и брать приступом населённые пункты монголы умели. А по дороге на Новгород захватчики снова разорили и опустошили бы все русские земли, лежащие у них на пути.

Новгородцы были гордыми, смелыми и вольнолюбивыми людьми, но их Родина была тесно связана торговым договором с ганзейскими городами Европы, имела связи с Востоком и Югом.

Поэтому слишком силён был здесь купеческий дух расчётливого себялюбия, поиска выгоды и прибыли. Князь Александр Ярославич заставил новгородцев разделить вместе со всей землёй тяжесть «ордынского выхода» - дани, которую Русь платила Золотой Орде. Потомкам святого Александра Невского, великим князьям московским и государям придётся ещё не раз усмирять жителей вечевой боярской республики, заставляя в единстве со всей Русской землёй и тяготы нести, и созидать, и творить славу великой державы.

Верный выбор

Опрометчиво заявляя, что Русь почти без борьбы склонилась под власть Золотой Орды, помнят ли эти люди о том, как и почему отец Невского, Ярослав Всеволодович, которому пришлось хоронить мёртвых и отстраивать разорённые и сожжённые города, вынужден был признать власть хана? Князю Ярославу было ясно, что у обескровленных русских княжеств не было сил в то время сопротивляться многочисленным полчищам монголов.

Александр Ярославич, побывав с отцом в столице Орды Каракоруме в далёкой Монголии хорошо представлял силу империи, созданной Чингисханом. Огромной державы, которая простиралась от Тихого океана на востоке до Тигра и Евфрата на западе и включала в себя десятки племён и народов.

Взглянув на карту, можно себе представить соотношение сил: небольшие русские княжества на северо-востоке Европы и огромная империя монголов, занимавшая в то время почти всю Евразию. И князь, проявив мудрость и смирение перед волей Божией, сделал всё, чтобы с трудом возрождавшаяся на Русской земле жизнь не погибла под копытами степных лошадей во время очередного нашествия неисчислимой ордынской конницы.

Несмотря на то что иго Золотой Орды принесло огромный вред Русской земле (ни о каком «симбиозе» Руси и Орды говорить не приходится), русские выстояли, закалились и создали великую православную империю - то самое якобы «полицейское государство», так ненавистное его внешним и внутренним противникам.

Псевдоисториков, обвиняющих князя Александра в непоследовательности его действий на Западе и Востоке, легко разоблачить. Ведь они утверждают, что Запад Руси не угрожал, так как на это у западноевропейских государств не было сил. Но при этом обвиняют Александра Невского в том, что князь не согласился на предлагаемую Западом помощь в борьбе с монголами. Ставят в пример современника - князя Даниила Галицкого, - который принял из рук Римского папы королевскую корону в обмен на обещание поднять в Крестовый поход на татар рыцарство всей Европы. Но всем известно, что Даниил, выполнив эту просьбу, от Рима ничего так и не получил.

Судьба могущественного Галицко-Волынского княжества, которое потеряло свою государственность и было разделено западными соседями Руси, свидетельствует о том, какая участь постигла бы Русскую землю, если бы Александр Невский не проявил великую мудрость. Православное население Галицко-Волынского княжества стало бесправными «схизматиками» для польских панов в Речи Посполитой. Лишь те земли Киевской Руси, что отвоевали как свою «отчину и дедину» московские князья, остались русскими и сохранили православную веру. Историк и архитектор Владимир Махнач подчёркивал, что из каменных домонгольских церквей на Руси остались лишь храмы Северо-Восточной Руси. На земле, некогда процветающей и славной Галицко-Волынской Руси (сегодня это территория Украины), попавшей под влияние Запада, ни одного каменного храма того периода не сохранилось. И это показательный пример - Западная (Червонная) Русь, оказавшаяся под властью Рима, так и не смогла сохранить свою независимость и самобытность.

Сторонникам «европейского выбора» заметим, что Куликовская битва (1380) - первое значительное поражение, нанесённое ненавистным оккупантам, состоялась меньше чем через 150 лет после нашего крупного поражения на реке Сити (1223). Прошло ещё 100 лет, и после стояния на Угре (1480) бежал хан Ахмат, а ещё через 72 года после Угры государь Иоанн Васильевич покорил осколки Золотой Орды: Казанское и Астраханское ханство. А вскоре Ермак Тимофеевич, разгромив самозванца Кучума, присоединил к России огромную Сибирь. Так зарождалась империя!

Известный русский учёный и мыслитель Владимир Иванович Вернадский в своей работе «Два подвига Александра Невского» писал о подвиге брани на Западе и подвиге смирения на Востоке. Они имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского царства совершилось на почве, уготованной Александром.

Это интересно!

Сила кино

1 декабря 1938 года на экраны вышел фильм «Александр Невский». Историко-биографическая картина о легендарном русском полководце была снята и смонтирована Сергеем Эйзенштейном всего за полгода по личному заказу Иосифа Сталина. Главный герой произносит фразу: «Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская».

В августе 1939 года, после того как СССР и Германия заключили пакт о ненападении, фильм был запрещён из соображений политкорректности по отношению к Германии. Все его копии были изъяты из обращения.

Но в 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александра Невского» не только разрешили, но и обязали показывать во всех кинотеатрах - для укрепления боевого духа народа. Успех фильма был ошеломительным. Картина сыграла огромное значение не только во всенародной реабилитации князя как представителя «класса эксплуататоров», но и в самой Победе.

После революционных событий 1917 года с «парохода современности» начали сбрасывать всё старорежимное, устаревшее, начиная с Пушкина и заканчивая русскими святыми. Останки князя, торжественно захороненные Петром I в Александро-Невской лавре, были фактически осквернены в годовщину его 700-летия со дня рождения. В мае 1922 года серебряная гробница - рака - вскрыта, выпотрошена и отправлена в музей Эрмитажа, где находится до сих пор.

Плохо подготовленное контрнаступление под Москвой (без необходимого троекратного перевеса сил, танков и авиационного прикрытия) началось накануне его дня памяти - 5 декабря 1941 года и получило неожиданное для многих развитие, завершившись аккурат 20 апреля, фактически в день 700-летия одержанной им победы над… немцами на льду Чудского озера, отодвинув фронт от столицы на 150-300 километров. 

Этот период стал, пожалуй, пиком популярности князя, возвращённого своему народу после страшных лет разрушительного послеоктябрьского безумия. Его имя перекочевало тогда не только на экраны, в книги, плакаты и газетные полосы, но на борта боевых самолётов и ордена.

Режиссёр и автор сценария Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. В 1978 году, по результатам опроса киноведов мира, «Александр Невский» включён в список ста лучших фильмов всех времён и народов.

Александр Невский словно стал гарантом возвращения России на свой исконный, исторический, пусть и чересчур тернистый путь.
Вернуться в раздел

В Петербурге подвели итоги Всероссийского конкурса 3D-моделирования «Символ памяти моей малой родины»

У каждого человека на планете Земля есть своя малая родина. Благодаря новым современным технологиям появилась возможность оставить память о ней в цифровом виде. Один из способов — сделать это при помощи 3D-технологий.

В Санкт-Петербурге, в Историческом парке «Россия – моя история», прошла очная защита работ участников Всероссийского конкурса 3D-моделирования «Символ памяти моей малой Родины».

Конкурс был организован администрацией Московского района Санкт-Петербурга, Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена, Музейно-выставочным центром и Центром детского (юношеского технического творчества Московского района Санкт-Петербурга).

Цель конкурса – создание условий для поддержки интереса учащихся и молодежи к истории своей Родины и сохранению исторической памяти, в том числе, современными средствами информационных технологий (3D-технологии).

Участие в конкурсе приняли 132 школьника и студента из 38 населённых пунктов 23 субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь. Конкурсанты из других регионов России подключились к защите в онлайн-формате, но были и те, кто приехал на защиту издалека, например, участница и её руководитель из города Абакан Республики Хакасия.

С приветственными словами от организаторов выступили генеральный директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Музейно-Выставочный центр» Олег Александрович Черняга; доцент кафедры искусствоведения и педагогики искусства, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе института художественного образования РГПУ им А. И. Герцена Елена Сергеевна Корвацкая и директор ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга Елена Александровна Исаева.

На конкурс участники представили трехмерные модели или реально существующего объекта, выбранного в качестве символа памяти своей малой родины, или модель оригинального авторского объекта.

На защите ребята обосновали выбор объекта для своей конкурсной работы, объяснили – почему для них это является символом малой родины, описали этапы создания своей работы и технические особенности 3D-модели. В очной защите участвовали авторы 28 работ, набравших наибольшее количество баллов. Тринадцать участников представили свои символы очно и девять участников — дистанционно. Онлайн подключения были организованы из 7 регионов Российской Федерации.

Работы ребят оценивали эксперты — профессиональные художники, реставраторы, 3D-моделлеры, представители музейного и педагогического сообщества не только из Санкт-Петербурга, но и из Калуги, Тобольска и Петрозаводска. Они дали очень высокую оценку творческим, техническим и ораторским способностям участников.

Итоги очного этапа Всероссийского конкурса «Символ памяти моей малой Родины».

Уже сейчас все желающие могут посетить виртуальную выставку работ участников Всероссийского фестиваля-конкурса 3D-моделирования «Символ памяти моей малой родины»:

По итогам конкурса будет также организована тематическая выставка работ победителей, которая пройдет в Историческом парке «Россия – моя история».

Источник: Центр детского (юношеского технического творчества Московского района Санкт-Петербурга).

Фото: Исторический парк «Россия – моя история».

Русская берёзка – символ родины моей!

Русская берёзка – символ  родины моей!

                                                                                                      Мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,

В стране тонкоствольных берез.

Без березы не мыслю России, –

Так светла по-славянски она

Что, быть может, в столетья иные

От березы – вся Русь рождена! 

Формирование гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа, имеющей сознательную и нравственную позицию, формирование эмоционально-личностного образа Родины, чувство гордости за свою страну, вот это и есть то ценное, гордое, возвышенное, прекрасное, что и  нужно привить нашим детям.

22 апреля ребят с диагнозом ДЦП Саянского детского дома-интерната на мероприятии, посвященном русской берёзке повстречала хозяйка - Алёнушка из русских народных сказок.

Она  приготовила для детей атрибуты русских народных костюмов: русские расписные кокошники, короны берёзок, кепки русских пареньков, народные музыкальные инструменты: деревянные ложки, расписанные хохломской росписью, мараксы,  бубны, трещотки, кастаньеты.   

Захотела сначала Алёнушка снарядить всех ребят в костюмы, которые помогли бы им лучше понять всё то, о чем и пойдёт разговор.

И повела она их  по страницам устного журнала.

«Русская берёзка - символ Родины моей, России!» - презентация. Дальше было подтверждение всему: чудесный русский хоровод вместе с  ансамблем «Берёзка» с голубыми нежными платочками, олицетворяющими русские просторы нашей Родины. Дети увидели не просто танцующий хоровод, а нежно плывущий, грациозный корабль чудной красоты! Они затаили дыхание, а потом нежно вздыхали с искрящейся улыбкой, поглядывая друг на друга, продолжая легко, синхронно и нежно помахивать в такт музыки.

Лирические песни

Мы слушали о ней,

О ней, берёзке русской

Красавице моей… «Люблю берёзку русскую»…

О, музыка, о, чудо!

Так душу дерибит,

Что чувства, чувства эти

Уж рвутся из души….!!!

И людям ведь полезна

Всё у тебя сполна,

«ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА»!

Ты так нам всем нужна!...

Художники, поэты

Тебя благословят!

Стихи, картины эти

Рвут душу всем подряд…

С удовольствием ребята посмотрели сказки: «Дурак и берёза», «Берёза и три сокола». И в сказках берёзка является символом добра – дарит богатство, превращается в русскую красавицу…

 О! А как она щедро угощает всех своим берёзовым соком!!! Берегите берёзы!- усвоили дети.

А как же без «Берёзкиных игр»!  Хороводы, «Кто быстрее соберёт берёзовые почки», «Кто быстрее сложит поленницу берёзовых дров», «Делу время, а потехе час, сыграют ложкари для нас», « Кто лучше парится берёзовым веником».!

Ну, а красивые речные камушки, Алёнушка припасла для наград  деревенским жителям, в которых и превратила ребят, расселив их по деревням «Лапотки» и «Кузовки».

Как прекрасно им жилось!

Ох, и прославляли русскую берёзку! Ох, и прославляли!

Вот тут-то ребята и поняли, почему же берёзка – это символ России.

Было много удовольствия, радости в этих играх, смеха. А насколько глубоко, осознанно ребята приняли роли деревенских красавиц, пареньков, русских берёзок, что никак не хотелось им с этим  прощаться. 

А Алёнушка, наблюдая со стороны, видела, как красиво, восторженно, с чувством русского характера, ребята исполняли «Русскую плясовую» на народных инструментах. Это было красиво, в такт, по-русски!

В конце, когда все закончилось, подвели итог нашего мероприятия и сделали вывод, что русская берёзка действительно значима в жизни русского народа не только в прошлом, но и в настоящее время,  она пробуждает интерес  к русским национальным традициям, она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе.                                                                                                     

И где бы ни росла берёза - всюду она приносит людям радость и свет.

Берёза - символ России, нашей Родины! И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Автор: воспитатель Дубровская Е.А.

"Русская берёзка-символ Родины моей"

Квест-игра  «Русская березка-символ Родины моей»

Внеклассное мероприятие для начальных классов.

Цель:

Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

-воспитание уважения и почтительного отношения к государственным символам Российской Федерации;

-пробуждения у детей интереса к истории своей страны;

-углубление знаний о культуре России;

-создание благоприятной обстановки для совместной деятельности детей. 

Ведущий:

Здравствуйте ребята! Мы рады видеть вас. Сегодня у нас необычное мероприятие в форме игры. В ходе которой, участники игры находят и выполняют ряд заданий.

Послушайте правила игры:

Наша игра называется «МОЯ РОДИНА» и будет проходить по станциям:

1. Я спрошу, а ты ответь.

2. «Отгадай, кто это»

3. «Природа родного края»

4 «Найди символы России»

5 «Праздники России»

6 «Любимый сердцу уголок»

7 «Русские пословицы»

8 «Угадай - ка»

9 «Собери пазлы»

10 «Русские знаменитости - ребусы»

На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За правильный ответ и хорошую командную работу, будите получать листик березы. Детям выдаются маршрутные листы, определяется направление, команды отправляются по станциям.

Ребята, а вы знаете, что у нас существуют неофициальные и официальные символы государства. Назовите символы официальные (гимн,герб,флаг).

А неофициальные ( матрещка, береза, балалайка, медведь и т.д.)

И об одном символе вы узнаете немного подробнее.

Берёзу милую, родную издавна считают символом России - нашей Родины. Её образ воспет в поэзии и прозе, в музыке и живописи. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- Какое дерево является символом России? (Берёза)

- Сколько лет живёт берёза? (80-100 лет, иногда больше)

- Берёза светолюбивое или тенелюбивое дерево? (Светолюбивое)

- Какой высоты достигает берёза? (25 м.)

- Когда на берёзке появляются серёжки? (В апреле, мае. Сначала появляются зелёные листья, а затем серёжки)

- Какие грибы растут на берёзах? (Берёзовый гриб чага)

- Какую краску получают из листьев берёзы? (Жёлтую)

- Растёт ли дерево зимой? (Не растёт, замирает)

- какие грибы растут под берёзой? (Первые появляются сморчки, затем белые и подберёзовики)

- Какая берёза занесена в красную книгу? (Карельская)

- Какие песни о русской берёзке вы знаете?

Молодцы, ну а теперь вперед по станциям. (Маршрутные листы). Узнаем, что вы знаете про нашу родину.

Станция 1. «Я спрошу, а ты ответь!»

Как сейчас называется наше государство?

Как называется область, в которой мы живём?

А как называется столица нашей Родины?

Как называется наше село, в котором мы живем?

Ребята, а как называются люди, живущие в России?

Что является государственными символами России?

Кто является президентом России?

Станция 2. «Отгадай, кто это»

Кто использовал обогревательный прибор в качестве транспорта?

(Емеля. Печь)

Кому удалось перехитрить двух людей и трех животных? (Колобок)

Какое дерево спасло двоих детей от погони? (Яблоня)

Какой конь может прыгнуть до крыши терема? (Сивка – бурка)

Кто, распрощавшись с зеленой кожей, сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

Как начинаются русские народные сказки? («В некотором царстве, в некотором государстве .. »)

2.  В какой известной русской народной сказке вознаграждается трудолюбие и наказывается лень? («Морозко»)

3.  Какое настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)

4.  Какая сказка не является русской народной?

    («Маша и медведь», «Снегурочка», «Красная шапочка»).

Станция 3. «Природа родного края».

Какое дерево называют русской красавицей? БЕРЁЗА

Дерево – рекордсмен по очистке грязного воздуха. ТОПОЛЬ

Какая птица является санитаром леса? ДЯТЕЛ

Какие птицы прилетают на зиму? СНЕГИРИ

Лекарственное растение, растущее вдоль дорожек, которое лечит ранки и ссадины? ПОДОРОЖНИК

Какие животные ложатся в спячку? МЕДВЕДЬ, ЕЖ

Самое рогатое животное в нашей области? ОЛЕНЬ

Станция 4. «Найди символы России»

 Станция 5. «Праздники России»

Назовите праздники России (Новый год, Рождество, Пасха, Масленица, 8 марта, 23 февраля – День защитника Отечества, День Победы, 12 июня – День России, 4 ноября – День народного единства).

Станция 6. «Любимый сердцу уголок»

Будьте внимательны, отвечая на вопросы.

1. Назовите улицы нашего села (Федосеева, Гагарина, Улукиткана)

2. Назовите города нашей области?

3. Назовите животных, обитающих в Амурской области. ЛИСА, ВОЛК,

ЛОСЬ, ЗАЯЦ, КАБАН…

6. Назовите деревья, которые растут на территории нашей области. СОСНА, БЕРЁЗА, ТОПОЛЬ, КЛЁН, РЯБИНА…

Станция 7. «Русские пословицы»

На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы.

Вам будут даны тексты пословиц и поговорок. Но, будьте внимательны, все слова заменены антонимами. Вы знаете, что такое антонимы? (Антоним- это слово с противоположным значением) Например! Сухой- мокрый. Продолжаем. Грустный – веселый Хорошо – плохо. Молодцы.

1. В гостях и потолок мешает.

2. У себя плохо, а у чужих хуже.

3. Чужбина – отец, не умей за него полежать.

4. Избранная лягушка ругает чужой остров.

5. Где чужая окраина – там и ад.

1. В гостях и потолок мешает.

2. У себя плохо, а у чужих хуже.

3. Чужбина – отец, не умей за него полежать.

4. Избранная лягушка ругает чужой остров.

5. Где чужая окраина – там и ад.

А теперь надо отгадать, кому принадлежат вещи, и назвать имя или название сказки. Ведущий показывает иллюстрации:

Метла (Баба Яга) Щука (Емеля) Топор (солдат) Золотое яичко (курочка Ряба) Простое яйцо (Кащей Бессмертный) Морозильный посох (Морозко) Бобовое зернышко (Петушок и бобовое зернышко)

Станция 8. «Угадай- ка»

Ребята, вам нужно угадать, что лежит в этом ящике. А помогут вам в этом загадки. По мере отгадывания из ящика достаются предметы.

1. Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью - во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех - малютка, крошка.

А вместе все они …

МАТРЁШКА

2. В чаще он лесной живет,

Сладкоежкою слывет.

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может громко зареветь,

А зовут его….

МЕДВЕДЬ

3. Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

БЕРЁЗА

4. Красота её скромна,

И лечебная она,

Белый лепесток,

Жёлтенький глазок!

РОМАШКА

5. Ой, звенит она, звенит,

всех игрою веселит,

А всего – то три струны

ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка!

Ну, конечно.

БАЛАЛАЙКА

6. На стене весит, болтается.

Всяк за него хватается.

ПОЛОТЕНЦЕ

7. Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

БЕЛКА

Станция 9. «Русские знаменитые»

Разгадав ребусы, вы узнаете фамилии знаменитых людей России

Суворов Ершов

Ломоносов

Менделеев

Станция 10. «Собери пазлы»

.

Приложение

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Команда

СТАНЦИЯ

Место расположения

Отгадай, кто это

Природа родного края

Российская семья

Праздники России

Любимый сердцу уголок

Русские пословицы

Угадай - ка

Художественная

Русские знаменитые

Я спрошу, а ты ответь

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Команда

СТАНЦИЯ

Место расположения

Природа родного края

Российская семья

Праздники России

Любимый сердцу уголок

Русские пословицы

Угадай - ка

Художественная

Русские знаменитые

Я спрошу, а ты ответь

Отгадай, кто это

корабль - Словарь литературных символов

Корабль символизирует смерть, бессмертие, гроб, человеческую жизнь, человеческую судьбу, путешествие, матка, женщина, плодородие, знание, география, мысль, душа, быстротечность, духовность, проводник, счастье, надежда, поэтическое вдохновение, уверенность, безопасность, власть, богатство, государство, родина, королевская власть, тюрьма.

В христианстве корабль символизирует церковь св. Питер как кормчий, примером которого является картина Джотто 13 века.в базилике ул. Петра в Риме - "Навичелла" - Церковь во время грозы. Корабль был атрибутом св. Питер и Джуд Тадеуш.

Античность
Библия, Ветхий Завет

КОВЧЕГ - КОРАБЛЬ, КОТОРЫЙ СПОСОБСТВУЕТ ВЫЖИВАНИЮ: Ковчег, построенный Ноем, дал возможность человечеству выжить и все виды живых существ на земле до потопа.

Ренессанс
Сеймские проповеди П. Скарга

КОРАБЛЬ - РОДИНА: "Этот добрейший корабль нашей Родины всех нас везет, все, что у нас есть в нем.

Просветление
Разбитый мир И. Красицкий

СОЛНЕЧНЫЙ КОРАБЛЬ - АЛЛЕГОРИЯ ПАДАЮЩЕЙ РОДИНЫ: Сатира изображает тонущий корабль - он вам нужен спасать. Если его пассажиры согласятся, " корабль не утонет" . Если, с другой стороны, каждый пытается спасти только свое пакеты, все уйдут под воду. Таким аллегорическим образом Красицкий - педагог и моралист - предостерегает от дальнейшего состояния и безумие.Родина нуждается, ей нужен ремонт, который это будет эффективно только тогда, когда нация станет единой.

Романтизм
Гимн (Прости, Боже...) Й. Словацкий

КОРАБЛЬ - ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ: Лирический субъект признается: "Я знаю, что мой корабль плывет вокруг света за пределами страна".

Молодая Польша
Пьяный корабль А. Рембо

КОРАБЛЬ - СИМВОЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ, АЛЬТЕРНАТИВНОГО СОЗНАНИЯ: Поэма представляет собой рассказ о путешествии корабля - пьяный корабль - после бескрайние моря и океаны.Корабль плывет не только поверхности, но и посещает глубины, рискует утонуть познать глубины океана. Стихотворение является символом самопознания, исключительные, наркотические и алкогольные состояния осознание, когда человек попадает в новый, неизведанный мир, опасный, грозный.

.90 000 Природный символ Польши - Национальная казна 9000 1

Какой у тебя знак? Белый орел? А может аист или зубр? Помогите нам урегулировать плебисцит для самого важного символа польской природы!

Мы, поляки, всегда жили рядом с природой. От хребта Татр до пляжей Балтийского моря природа давала нашим предкам пищу, кров и вдохновение. Уже сегодня около 29% территории страны покрыто лесами, а в прошлом этот показатель был намного выше.Неудивительно, что уникальных видов животных, населяющих его, стали символами нашей родины . Какой из них, однако, является наиболее значимым символом?

Первое, что приходит на ум, это Белый Орел, увековеченный в нашем гербе. Однако если спросить об этом орнитолога, то окажется, что принадлежность этого символа вовсе не очевидна. Изображенная в геральдике птица не соответствует на сто процентов ни одному известному виду.

На основании древнейших изображений предполагается, что легендарное животное было изображено в образе орлана-белохвоста ( Haliaeetus albicilla ) - крупнейшей хищной птицы северной Европы .Обладая размахом крыльев более 2 м, он крупнее любого орла, но не имеет к себе близкого родства; ближе к коршунам и азиатским рыбакам.

Около 700 пар этого вида гнездятся в Польше, что делает нашу страну одним из самых важных его убежищ. Легче всего его встретить в Западной Померании.

На востоке Польши нетрудно встретить еще одного великана - европейского зубра ( Bison bonasus ). Этот вид произошел от двух вымерших животных — зубров и первобытных бизонов.Их величественный потомок колеблется на грани выживания в одиночку. В 1927 году на Кавказе были сбиты последние дикие особи. Лишь немногие животные выжили в зоопарках, откуда позже были повторно интродуцированы в естественную среду.

В настоящее время в дикой природе обитает около 4000 зубров, из которых являются самыми многочисленными в Польше. Только в Беловежской пуще их насчитывается около 500, а в других лесах страны более чем в два раза больше. Польша является пионером в защите этих животных – наши короли первыми ввели ограничения на их отлов.

Бизон самое сильное наземное животное в Европе . Достигает 700 кг при длине 3,5 и высоте почти 2 м — поэтому крупнее своего знаменитого родственника, американского буйвола.

Может быть, мы найдем истинную польскость в неприметном зверьке? Белый аист ( Ciconia ciconia ) весит менее 5 кг, но является чрезвычайно упорным странником . При перелетах эти птицы преодолевают за день до 250 км. Они могут пройти этот путь даже с крылом, пронзенным стрелой — обнаруженные в их телах африканские снаряды побудили древних натуралистов заняться изучением миграции птиц.

Из раскопок нам известно, что этот вид существует в слегка измененном виде уже 20 миллионов лет, что делает его, вероятно, старейшим колоссом польской природы . Каждый год за 5 месяцев мы принимаем в общей сложности 52 тысячи человек. пар, или 20-25% их мировой популяции . Они путешествуют по Южной и Центральной Африке огромными группами, известными как сеймики; их след проходит через Босфор и Ближний Восток, где они являются доминирующим мигрирующим видом. Хотя они и не задерживаются там надолго, их заметили мусульманские жители региона.Они пользуются мнением исключительно благочестивых птиц, ежегодно совершающих паломничество в Мекку.

Аисты, орлы и зубры надежно ассоциируются с Польшей. Какие из них являются наиболее значимыми символами нашей Родины? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, Национальное казначейство приглашает вас принять участие в плебисците . Мнение каждого коллекционера очень важно для нас, потому что победившие виды будут увековечены на нумизматической монете, открывающей коллекцию, украшенную мотивами польской фауны.Мы призываем вас проголосовать быстро - выборы продлятся всего 2 дня.

.

11 ноября - День Независимости » Академия Прикладных Наук Принц жизней I в Познани

Впереди еще одна годовщина восстановления независимости Польши. Торжества, посвященные Отечеству и Свободе, 11 ноября – это символ любви к Отечеству, борьбы за свободу, символ веры и символ победы.

Так уж получилось, что в ноябре мы празднуем День Независимости. Ноябрь — время особых размышлений о течении времени.Недавно мы убрали могилы наших умерших, принесли цветы и зажгли свечи. Таким образом, мы хотели показать, что помним... Давайте и мы зажжем свечи на могилах безвестных воинов, в разное время отдавших жизнь за Родину... В истории нашей Родины редко бывают такие счастливые и мирные дни, как сегодня.

Польское государство исчезло с карт Европы более 120 лет назад. Кто потерял ее, тот знает, что такое свобода. Польский национальный герой боролся за нашу свободу и вашу, мою и вашу свободу.Поляки, приговоренные к скитаниям по миру, не падали духом, они верили, что Польша обретет независимость. Они знали, что Родина начинается в сердцах, что нация выживет, если семья их детей научится быть поляками. Борьба между разделяющими державами дала нам шанс восстановить независимость. 11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война. Возникла необычная ситуация, все трое захватчиков проиграли войну, и уже не могли помешать возрождению Польского государства. Нужен был человек, который смог бы их объединить и создать одно центральное правительство.Такой фигурой оказался ЮЗЕФ ПИЛСУДСКИЙ, который 11 ноября 1918 года принял власть над армией, вскоре ему передали остальные полномочия и он стал главой государства.

День 11 ноября установлен торжественным Днем Независимости Законом от 23 апреля 1937 года о Дне Независимости. Этот праздник был упразднен после Второй мировой войны - в 1945 году, а затем восстановлен законом от 15 февраля 1989 года.

.

Noble Mythology Nest Theme

Гнездо - особое место - место начала. Королевство Польское родилось в Гнезно. Даже Ян Длугош признал, что это идеальное место на земле. Местность, где решил поселиться первый польский король Лех, летописец описал как область очень обширную, обильную лесами, рощами и хвойными лесами, покрытую пустошами, прериями и как бы с вечными промежутками, орошаемый многими реками, ручьями и озерами [...], о мягкий, мягкий климат, [земля была] плодородной в зерне, с прекрасными плодами, вкусной рыбой [на вкус], вкусными молочными продуктами, славилась охотой, изобиловала скотом и свиньи, сладкие от меда, полезные [для коневодства], полные птиц, богатые железом и свинцом, с превосходным воском, жирные маслом [...] .В таком регионе была основана столица королевства - Гнезно. По словам Яна Длугоша, название города произошло от слова nidus , что означает гнездо. Выбор места был не случаен — его решило нахождение орлиного гнезда на высоких деревьях, что символизировало отличие места жительства мифического Леха. Летописец также признал, что бывшая столица Польши славилась былой славой и что, если бы не первенство, многие бы о ней забыли.

Последующие авторы несколько изменили это описание.Мацей из Мехова решил, что нахождение орлиного гнезда произошло благодаря счастливому знаку , магическим силам. Орел стал символом сообщества, который идентифицирует его членов, а также включен в герб государства. До 18 века количество гнезд менялось (от одного до многих), и часто подчеркивался их размер, что переводилось в размер (настоящий и будущий) нового государства. Это также видно в Дневник королей и принцев (1576) Себастьяна Фабиана Клоновича, фрагмент которого часто копировался в рукописные дворянские книги: Лех Словен со своей родины переехал сюда./ И заселил со своим народом сарматские пустыни. / Форвард Гнезно основал, взяв фею из гнёзд / Орлов, отсюда польское название доросло до звёзд .

Станислав Сарницкий решил, что Гнезно – это символ безопасности. Как птицы возвращаются в свои гнезда в момент опасности, так и Гнезно играет роль оплота государства, оберегает от любой угрозы.

Гнезно также имел религиозное значение. Это была резиденция примата, как подчеркивали Ян Длугош и Иоахим Пасториус.Кароль Бартольд и Якуб Казимеж Рубинковски утверждали, что Лех умер в городе. В свою очередь Ян Скорский решил, что место, где было основано государство, было обозначено и указано богами.

Только Игнатий Красицкий недвусмысленно в своей Historia (1779) критиковал приложение: Леха [...], неученый, простой человек, не только не взял себе орла на герб, но и не даже знаю, что такое герб [...]. Орлы гнездятся на вершинах скал; У вас нет таких вокруг Гнезно […].Не от орлиных гнезд, а от нашего первого гнездования в этом месте поселок Лех впоследствии получил название Гнезно .

Тема гнезда фигурировала и в истории создания столицы Великого княжества Литовского. Однако легенды об основании города не часто сравнивают с приходом Палемона в эти земли. История местонахождения Вильнюса связана с Гедиминасом. Литовский правитель первоначально основал столицу великих князей в Тракае. Однако он двигался на запад страны и недалеко от Тракай - по словам Мацея Стрыйковского - во сне: Он видел сто волков в железном волке, воющем .Тема животных связана с римской волчицей, кормящей Ромула и Рема. Прорицатель Гедиминас Лизджеко (кстати, найденный в орлином гнезде) из сна сделал вывод, что на этом месте будет построен знаменитый город.

Подобно тому, как Гнезно и Вильнюс были местами самобытности государственной общины, роль мест памяти для семейной общины играли дворянские резиденции, особенно родовые гнезда. Небольшие родины отдельных дворянских семей описывались как аркадские земли, где велась идиллическая сельская жизнь.В гнездах «рождались» конкретные дворянские семьи. Дворяне никогда не покидали свои малые родины. Их всегда возвращали им, особенно во времена войн и опасностей, грозивших государству, семейное добро становилось надежным пристанищем. Несмотря на не всегда высокую материальную ценность родового гнезда, заботились о том, чтобы оно оставалось в руках семьи.

Мотив гнезда также использовался в геральдике. Гербарца иногда называли книгой, описывающей добродетель гнезда , то есть историю конкретных гербов со времени их создания, рождения .Некоторые геральдисты даже так называли свои работы, например Бартломей Папроцкий: Гнездо Добродетели, откуда гербы рыцарей знаменитого Царства Польского, Великого княжества Литовского, Руси, Пруссии, Мазовии, Змудзи и др. страны, принадлежащие к этому королевству князей и панов, имеют (1578 г.). Схожим был и подзаголовок травничества Вацлава Потоцкого (1696 г.): тотчас же из пеленки солнце к солнцу привыкло / Где умножение славы Божией, цельная и бессмертная слава родины, свобода обоих народов, великолепная сияние твоего Господа двенадцать столетий, до сих пор счастливо процветало с величием .

.

Смотрите также