Post Icon



Трудовое воспитание детей


Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Mama66.ru

Трудовое воспитание детей — это формирование нравственных качеств ребенка за счёт труда. Труд — это не только обязанность каждого гражданина своей страны, но и основа воспитания личности. Приобретая навыки труда, ребенок сможет успешно использовать их во всей своей дальнейшей жизни.

Трудовая деятельность оказывает положительное влияние на физическое развитие детей. Особенно полно это проявляется в ситуации, когда ребенок трудится на свежем воздухе. Труд позволяет развить интеллектуальные способности и воспитать нравственность в человеке.

Он способствует повышению самооценки ребенка, благодаря чему малыш чувствует себя полезным и нужным обществу. Трудовое воспитание развивает в ребенке стремление внести свой вклад во что-то общее, осознание своего общественного долга и гордость за полученный результат.

Чувство товарищества и коллективизма, которые формируются в процессе трудового воспитания детей, учит их совместной работе, распределению обязанностей, а также согласованным действиям с другими детьми. Такое качество человека, как трудолюбие, характеризуется наличием соответствующих навыков и умений, присутствием мотивации, способностью преодолеть возникшие на пути сложности, осознанным выполнением трудовой деятельности для общества и самого себя.

В дальнейшем труд будет служить основой при выборе профессиональной деятельности человека. Поэтому трудовое воспитание ребенка в семье и в специализированных учреждениях должно строиться так, чтобы он развивался разносторонне.

Трудовая деятельность и способности к ней формируются ещё в раннем детстве. Немаловажную роль в этом процессе играет семья. Уже в этом возрасте родители должны давать малышу посильные задачки, такие как сборка игрушек в ящик, протирание предметов от пыли, мытье лица и рук, сохранение порядка в одежде. Только так ребенок будет с уважением относиться не только к своему труду, но и к усилиям других.

Как приучить малыша к труду?

Ранний возраст — это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых.

Сначала малыш овладевает произвольными движениями рук. Это происходит к концу первого полугода жизни. Затем движения объединяются в единую систему, что позволяет ребенку достичь определенного результата своих действий: выбрасывании погремушки из кроватки, захватывание игрушки и т. п. Благодаря участию взрослых в трудовом воспитании малышей эти действия усложняются. Ребенок уже может надевать колечки на стержень пирамидки, вкладывать одни предметы в другие и прочее.

Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности.

На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей.

Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально, в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Сначала это может быть одна задачка, а затем несколько последовательных действий. Взрослый может помочь ребенку правильно взять в руки ложку или подать ему тарелку с хлебом, чтобы отнести её на стол. В некоторых случаях родитель должен действовать руками малыша, чтобы он понял, как совершается то или иное действие.

Когда ребенок освоит элементарные трудовые действия, ему нужно только подсказывать, что необходимо сделать. Помощь может быть только пока ещё в трудных для малыша ситуациях. После правильного выполнения действия ребенка нужно похвалить. Это не только вызовет радость у малыша, но и даст стимул к возникновению желания сделать ещё что-нибудь полезное.

Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду. Закрепление действий самообслуживания происходит с помощью игровых приемов. Малышу предлагают умыть куклу, одеть её или уложить спать. Усовершенствование орудийных действий малыша также можно осуществить в игре: умение пользоваться лопаткой, забивать колышки молоточком и прочее.

Таким образом происходит выработка привычки. Она имеет свойство быстро угасать, поэтому необходимо поддерживать её, повторяя трудовые действия. Так, например, умываясь, малыш закатывает рукава, намыливает руки и смывает мыло водой. После чего расправляет полотенце и вытирает ручки. Чтобы ребенку не было скучно выполнять все эти действия, можно использовать потешки. Например, такую:

«Чистая водичка

Моет Кате личико,

Ларочке ладошки,

А пальчики – Илюшке».

Чтобы приучить малыша обслуживать самого себя, необходимо вызвать у него интерес к этому. Можно включать в деятельность различные инсценировки, используя игрушки, например, организовать настольный театр. Сюжет игры может быть различным: «Мишка учит Тигренка правильно есть» или «Как Курочка умывалась» и т. п. Чтобы ребенок правильно выполнял освоенные навыки, необходимо постоянно следить за этим. С этой целью можно использовать рассказы о сложных житейских ситуациях, с которыми сталкиваются дети.

При усвоении навыков самообслуживания уместны и дидактические игры. Название может быть любым. Например, «Мишка замерз», «Искупаем куклу Катю», «Угостим зверюшек». Родителям важно знать, что если они не обратят должного внимания на то, как малыш выполняет то или иное действие, у него будут формироваться плохие привычки, а необходимые навыки развиваться не будут.

Привитие трудолюбия дошкольникам

Дети дошкольного возраста должны уважительно относиться к чужому труду, быть ответственными, бережливыми, заботливыми, уметь работать в коллективе сверстников и положительно оценивать их труд, уметь организовывать работу. Все эти навыки должны развивать в детях взрослые, причём делать это постепенно. Сначала необходимо прививать то или иное умение, а затем его совершенствовать и закреплять.

В этом возрасте детям прививается хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, ручной труд и на природе, а также различные виды дежурства. Каждый вид труда развивается по-своему и соответственно возрасту. Так, хозяйственно-бытовой труд заключается в освоении ребенком привычки поддерживать порядок дома и на участке, убирая за собой игрушки, листочки на улице.

Самообслуживание — умение удовлетворить свои ежедневные потребности. Начиная с пятилетнего возраста, детям уже можно предложить постирать свои мелкие вещи. Частота проведения работы над навыками самообслуживания зависит от возраста детей и степени их овладения.

Ручной труд основывается на поддержании порядка в хозяйстве. Так, дошкольник, конечно же, под руководством взрослого может пришить пуговицу, подклеить книгу, сделать сувенир из подручного материала. Труд на природе заключается в работе на огороде, в уголке природы, саду. Здесь дошкольник может полить грядки или цветы, посадить лук, собрать урожай и прочее. Ближе к школьному возрасту можно давать ребенку задания по уходу за садовым инвентарем. В этом же возрасте дети способны дежурить на отведенном им участке: подметать дорожки, помогать малышам и т. п.

Отношение к труду у дошкольников будет формироваться в прямой зависимости от того, какое значение ему будут придавать взрослые. То есть ребенок может испытывать и радость от труда и негативное отношение к нему. Последний вариант может случиться при применении неинтересных методик в трудовом воспитании дошкольников. Нужно развивать у ребенка интерес к посильному труду.

Ребенок более заинтересован в труде, если он пересекается с игрой. Дошкольник просто перестает замечать, что это игра. Трудовая деятельность должна содержать в себе такие приемы, как тайна и соревнование.

В трудовом воспитании детей дошкольного возраста используют сценки с игрушками. Можно разыграть сценку с пластмассовой или резиновой хрюшкой. Её мордочка должна быть вымазана чем-то, что легко смыть. Взрослый задает Хрюшке вопросы, почему она такая грязная и что нужно сделать, чтобы стать чистым. Хрюшка может потянуться к ребенку чтобы поцеловать его. Ответ на вопрос, что нужно сделать Хрюшке, должен дать ребенок.

Мытье рук тоже можно сопроводить игрой. Перед этой процедурой следует сказать дошкольникам о визите кого-либо из героев мультфильмов и о его недоверии к тому, что дети могут помыть руки, не оставив следов на полотенце. Это будет стимулом для того, чтобы показать любимому герою, как умело дети могут вымыть ручки.

Малыши обожают всё тайное, поэтому любой вид трудовой деятельности можно превратить в секрет. Например, уборку участка можно представить в виде такой игры: сказать детям, что дворник, занимающийся наведением порядка во дворе, очень устал и нужно помочь ему. Что если дворник придет убираться, а здесь будет чисто. Пусть он думает, что это добрый Карлсон помог ему.

Правильно поощряем успехи детей

Поощрение ребенка в процессе достижения успехов — это своеобразная хитрость воспитания. Поощрять необходимо постоянно, но это не значит, что детей нужно задаривать подарками. Материальное поощрение тоже приветствуется, но нужно уметь делать это правильно. Уверенность ребенка в себе, его активность и самостоятельность утрачиваются, если ему постоянно дарить подарки за успехи. Поэтому старайтесь поощрять нематериально, а просто похвалив или признав значимость ребенка.

Малыш становится зависим от вознаграждения, если каждое его правильное действие будет сопровождаться подарком. Например, родители говорят «Если ты приберешь игрушки, мы купим тебе машинку». У ребенка складывается представление что его успехи нужны не ему самому, а родителям. А этого допускать нельзя.

Чтобы проявить положительную оценку поступкам малыша, достаточно воспользоваться правильным словом. Можно сказать, что вы обрадованы его успехам. У ребенка поднимется настроение, и он будет рад сделать ещё что-нибудь хорошее.

Чтобы поощрить ребенка за успех, достаточно лишь кивнуть, ласково посмотреть, показать одобряющий жест, преподнести подарок или просто похвалить словом. Однако здесь есть небольшой нюанс: хвалить нужно только за стоящие поступки и действия, а не за привычки и ежедневные обязанности. В противном случае похвала вызовет привычку у ребенка и он перестанет стремиться к успеху.

Поощрение должно быть искренним и направлено не на личность, а на поступок. В трудовом воспитании детей главное — не лицемерить и не лукавить. Они хорошо это чувствуют и понимают. Будьте честны по отношению к малышу.

Нужно ли разделять трудовое воспитание мальчиков и девочек?

Если говорить о половом различии детей раннего и дошкольного возраста, то стоит учесть одно условие: трудовое воспитание мальчиков и девочек должно быть различным. Связано это, прежде всего, с разным пониманием назначения мужчины и женщины. Обратимся к народным понятиям.

Женщина всегда воспринималась, как хранительница очага и мать. Она занималась семьей, воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Эти обязанности женщины сохранились и сегодня. Мужчина – это глава семьи. Он является её основой и опорой. Мужчина не только обеспечивал семью материально, но и выполнял тяжелую работу по хозяйству. Из этих различий и стали формироваться основные задачи трудового воспитания детей.

Именно поэтому девочек и мальчиков воспитывают по-разному. Девочки занимаются наведением порядка в комнате или на участке: сажают цветы, поливают растения, убирают игрушки и т. п. Мальчики же помогают в посадке деревьев, переносят книги или игрушки и прочее.

Существует множество общих приемов трудового воспитания детей. Но не стоит забывать об их половом различии. Поэтому, используя общие методы воспитания, следует обращать внимание на выбор методик для развития трудовых навыков у девочек и мальчиков.

В заключение

Нужно помнить, что так же как и в других видах воспитания, в трудовом развитии детей следует обращать внимание на индивидуальность. Труд должен быть разнообразным по содержанию, лишь тогда он будет интересен детям. Это условие поможет вызвать желание трудиться.

Усложняя трудовую деятельность, мы развиваем в ребенке наблюдательность, расширяем его кругозор, учим планировать работу. Труд должен быть регулярным и посильным. При этом дети не должны находиться в одном и том же положении, необходимо менять его. Инструменты, которые ребенок использует в трудовой деятельности должны быть безопасными и соответствовать его возрасту. Но, помните, что инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным.

Автор: Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог

Интересная программа по теме

Советуем почитать: Физическое воспитание детей. Что делать родителям, чтобы детки росли здоровыми?

Наталия Дмитриенко

Педагог-психолог

Имеет высшее педагогическое образование, специальность «педагог-психолог». Разбирается в вопросах воспитания, детской и семейной психологии. Все статьи автора

Вы здесь: Главная » Ребенок » Зачем и как прививать детям трудолюбие

mama66.ru

Трудовое воспитание детей в семье

Нравственная ценность будущего гражданина во многом зависит от умения и желания трудиться. Правильно поставленное трудовое воспитание в семье — основа благополучной жизни в дальнейшем.

Положительные мотивы, которые подвигают человека к труду:

  1. Осознание его общественной значимости, гордость за себя и результат работы.
  2. Наличие материальной заинтересованности.
  3. Физическая потребность в труде и творческом созидании.

Падение престижа труда

Привлечение педагогического наследия прошлого в воспитании детей не всегда уместно, нынешние моральные ценности несколько отличаются, что особенно относится к трудовому воспитанию. Честный труд к сожалению, уже не является почетным.

Тому несколько причин:

  1. По сравнению с условиями жизни многочисленных чиновников, работа рядовых граждан не позволяет достойно содержать семью, обеспечивать своих детей. Их труд оплачивается не по достоинству.
  2. Учитывая размер нищенских пенсий, можно говорить о пренебрежении чиновников, политиков человеком труда.
  3. В стране процветает безработица, работа не имеет адекватной оплаты, люди работают практически даром, но по призванию.

Значение труда для развития личности

Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их чада еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.

Такие качества как выносливость, терпение, стремление к преодолению трудностей, доведение начатого до конца формируются в ранние годы. Ребенок учится понимать, что работа может быть не только приятной, но и утомительной, грязной. Дисциплина и сила воли рождаются именно в такие моменты.

Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, малыш приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это никого не обрадует. Чем бы он ни занимался, его помощь демонстрирует любовь, внимание, уважение к родным.

Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы. В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение. Когда малыш занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи, интеллект.

Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей

  1. Взрослые сами должны браться за работу с желанием. Если между папой и мамой постоянно идут препирательства, кому сегодня убирать или сходить в магазин, из ребенка тоже ударника труда не выйдет.
  2. Воспитание трудолюбия нужно начинать как можно раньше. Малыши обычно не любят собирать игрушки после игр, поэтому заниматься этим можно вместе. Весь «реквизит» должен иметь свое место: книги ставят на полку, мягкие игрушки убирают в коробку, машины хранятся в гараже.
  3. Желание помочь, сделать что-то самостоятельно не должны пресекаться родителями, даже если после мытья тарелок на них остается жир, а завязывание шнурков приведет к опозданию в сад и на работу. Родителям следует запастись терпением, а также определенным «арсеналом» дел, которые можно поручить ребенку.
  4. Любое выполненное поручение должно быть вознаграждено. Самое важное вознаграждение – это восхищение и похвала мамы. Юному помощнику очень важно осознавать, что он молодец, видеть пользу от результата своего труда.
  5. Трудовые поручения не должны иметь форму принуждения. Еще лучше, если взрослые будут делать что-то совместно с детьми. Обычную уборку можно провести в форме состязания, игры, а лепка пельменей или пирожков превратится в незабываемый праздник.
  6. У ребенка должны появиться свои постоянные посильные обязанности. Регулярное кормление рыбок или уход за растениями немного освободит старших, а малыш будет чувствовать свою значимость в семейном коллективе.
  7. Дети должны осознавать конечный результат своих усилий, им нужно объяснить, с какой целью производятся те или иные действия: цветы могут увянуть, если их не полить, а рыбки без корма погибнут.
  8. Некоторые действия ребенку нужно показать лично, научить, объяснить, как делать. Возможно, это потребуется не единожды, взрослым нужно запастись терпением.
  9. Необходимо всегда проверять работу, сделанную ребенком, она должна быть осуществлена качественно и до конца. Если взрослые будут сами исправлять огрехи и доделывать, то этим только научат свое чадо уклоняться от поручений, ведь всегда есть кому завершить работу.
Читайте еще:  Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

Трудовое воспитание мальчика

Наследник вырастет трудолюбивым, если только отец сам не сидит без дела перед телевизором, перекладывая все заботы по дому на плечи жены. Труд старшего мужчины – наглядный пример для малыша.

Сообразуясь с возрастом отпрыска, умный папа привлечет его к посильной помощи: мальчик может подавать инструменты, помочь в саду или гараже. Общение в процессе работы очень сближает, а забивать гвозди или чинить утюг – это не обрыдлая обязанность, а увлекательнейшее занятие.

Трудовое воспитание девочки

Мудрая мать ненавязчиво привлечет дочку к помощи по дому: научит убирать, стирать, готовить элементарные блюда, сервировать стол. Со временем круг ее обязанностей расширится, она научится рукодельничать, заботиться о младших.

Выполняя работу сообща, мама и дочь смогут лучше понимать друг друга. Терпение и похвала старшей обернется в дальнейшем заботой о ней. Привычка заботиться об окружающих вырабатывается с детства.

Памятка о том, чего нельзя

  1. Обязанности по дому нельзя делить на женские и мужские. Вымыть пол или приготовить еду не может быть недостойным занятием для мужчины. Любой труд уважаем.
  2. Нельзя нагружать детей сверх меры. Работа должна быть по силам, ребенку еще необходимо время для основного детского занятия – игры.
  3. «Льзя» и «нельзя» в семье нужно определить четко и закрепить с раннего детства. От того, какую позицию занимают по этому вопросу взрослые, будет зависеть, какая обстановка будет царить в семьях их детей: полная расхлябанность или порядок.
  4. Нельзя освобождать свое чадо от трудовых обязанностей, иначе на выходе получится потребитель. Если ребенок не приучен что-то делать вместе со всеми, в нем никогда не пробудится потребность сделать что-то для других.
  5. Нельзя наказывать трудом за проступки. Такая распространенная родительская практика ошибочна. На любом труде будет лежать «черная метка» наказания. Воспитательный эффект обратный – резко отрицательное отношение к труду. Наказывают лишением удовольствий: запретом на общение с компьютером, поездку за город, лишением карманных денег.
  6. Нельзя ценить только собственные усилия. В детях нужно поддерживать уважительное отношение к любому труду, чаще рассказывать о своей профессии, о том, чем занимаются друзья, родственники, соседи.
Читайте еще:  Проблемы трудового воспитания в ДОУ и школах

Трудовое воспитание в семье поможет ребенку найти себя, правильно реализовать во взрослой жизни. Дедушка Ленин был прав, утверждая, что человек станет счастливым, когда труд будет приносить ему радость, станет его потребностью.

vospitanie.guru

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание, еще недавно считавшееся одним из важнейших направлений в нашей стране, сегодня вызывает спорные мнения. Одни считают, что необходимо пересмотреть степень присутствия его в образовательных заведениях, другие, что труду нет места там, куда дети приходят получать знания. Есть, правда, те, кто, по старой закалке, считают, что труд — часть жизни любого человека, поэтому трудовое воспитание должно быть везде, где ступает нога подрастающего гражданина великой страны. Такие разные мнения о самом главном, что делает нашу жизнь такой, какая она есть – о труде.

Трудовое воспитание – мифы и правила

Понятие «трудовое воспитание» следует рассматривать с правильной стороны, чтобы не было сомнений в его важности и воспитательном эффекте. Нет, это не есть эксплуатация детского труда и не унижение достоинства детей. Трудовое воспитание не привлекает детей делать работу взрослых. В этом словосочетании, слово «воспитание» является ключевым. Нет, это еще не труд, и уж, тем более не непосильная работа на детских плечах. Это воспитание гармоничной, нравственной личности, готовой трудиться, и имеющей представление о том, что это значит.

Успех трудового воспитания детей напрямую зависит правильного понимания целей, функций, его психологического содержания. Детский труд отличается от взрослого, в первую очередь, именно тем, для чего он организован. Труд взрослого нацелен на конечный результат, в то время как детский имеет чисто воспитательную функцию. В детском труде не важен конечный результат. Важен тот факт, что ребенок понимает, зачем, для чего (для кого) он это делает. Мы не учим детей работать. Нет. Сущность трудового воспитания детей в побуждении их к трудовой деятельности. Мы даем элементарные понятия о труде взрослых, о различных профессиях, о важности того, что делает для общества каждый из нас. Иными словами, мы (взрослые) формируем в детях психологическую готовность к труду.

Психологическая готовность к труду

Это тот самый результат, который ставит своей целью трудовое воспитание. Это определенный уровень развития личности, который, в будущем станет надежным фундаментом для освоения ею любого вида промышленного труда.

Формирование той самой готовности осуществляется стандартными воспитательными средствами, которые есть в арсенале педагога и родителя:

  1. Беседа;
  2. Игра;
  3. Бытовой труд;
  4. Экскурсии на производство и на рабочие места;
  5. Техническое творчество.

Материал хорошо дополнит статья о проблемах трудового воспитания детей.

Сферы трудового воспитания

Трудовое воспитание детей совершенно не ограничено только лишь уроками труда в школе. Это непрерывная воспитательная деятельность, которая проходит шелковой нитью через всю социальную жизнь маленьких граждан. Воспитание трудом условно делится на несколько типов:

  1. Навыки самообслуживания. Под самообслуживанием мы понимаем не только умение умыть лицо и завязать себе шнурки на ботинках. Поддерживать чистоту там, где ты находишься, убрать за собой, подготовить свое рабочее место, починить то, что сломано.
  2. Политехническое воспитание. Часть трудового воспитания, ответственная за научную теоретическую часть труда. Овладения техниками и методами осуществления какой-либо деятельности, стратегиями, формулами производства.
  3. Домашний труд. Мы называем это проще – посильная помощь родителям. Это все, от собирания игрушек (для дошкольников) до уборки и приготовления пищи.
  4. Профессиональный труд. Обучение профессиональным навыкам. Вот здесь, как раз, можно вспомнить те самые уроки труда, когда девочки пекли печенье и шили фартуки, в то время как их одноклассники познавали свойства дерева и металла, создавая своими руками свои первые предметы повседневного быта.
  5. Общественно – полезный труд. Это как раз то, вокруг чего не умолкают нынче споры. Общественно-полезный труд – это деятельность, направленная на блага всего общества. Убрать мусор на пришкольном участке, собрать упавшие листья, сделать скворечник для птиц. – О необходимости общественно полезного труда сегодня много говорят. Многие мамы считают, что, принимая участие в общественных деяниях, делая что-то не для себя, а для общества в целом, каким-то образом унизит достоинство их детей. Такая семейная политика весомо подрывает воспитательный уровень, что негативно складывается на моральном облике нашего общества.

Функции трудового воспитания

Довольно продолжительное время трудовое воспитание выступало объектом для исследования в педагогике и психологии. Исходя из этих исследований, можно выделить несколько важных для развития человека, функций:

  1. Позитивное воздействие труда на физическое здоровье человека (работа на свежем воздухе, физическая активность);
  2. Развитие умственных способностей человека;
  3. Стимулирование нравственных качеств;
  4. Повышение самооценки (ощущение собственной значимости, чувство гордости за свой труд, заложение фундамента для будущей материальной базы);
  5. Развитие коллективных (товарищеских) отношений, умение работать в команде, распределять обязанности, организовать совместную работу;
  6. Помощь в профессиональном самоопределении.

Роль семьи в трудовом воспитании

Любое воспитание начинается в семье. Какой бы важностью и пользой не обладала школа – колыбель всего самого важного всегда качается руками родителей. Особенно тогда, когда мы говорим о трудовом воспитании. О том, что, является частью именно повседневной жизни, а не учебного процесса.

Огромная роль здесь отводится примеру родителей. Как бы и чему бы ни учила школа и детские сады – девочки повторяют за своими матерями, а мальчики за отцами. В семье, где чистюля-мама до блеска натирает паркет и кастрюли, маленькая девочка непременно потянется за водой и губкой с целью помочь. Там, где папа увлеченно ремонтирует компьютеры, машины или технику, (а может с увлечением творит свои бытовые шедевры из дерева или металла), любимыми игрушками мальчика станут ключи, отвертки, шурупы и молоток.

Они смело вооружаются своими (а может вашими) инструментами и рвутся помогать. И вот тут самое главное – не упустить момент. Ни в коем случае не запрещайте вашим детям помогать вам, даже если (а так, скорее всего) они вам мешают. Отказавшись от помощи малыша сегодня, вы рискуете не ощутить ее в будущем (если конечно в ваших планах не было воспитание ленивого и вальяжного неумехи). Она хочет помочь маме вымыть окна? Дайте ей губку или салфетку, обозначьте ей поле работы, пусть себе натирает балконные двери (все равно вам потом там мыть). Хвалите дочку за работу. Поощряйте в ней труженицу. Проявив терпение сегодня, завтра вы пожнете плоды вашего мудрого воспитания.

Трудовое воспитание получает сильное развитие в семьях, проживающих в сельской местности. Частный дом, приусадебное хозяйство – все это требует слаженной работы всех членов семьи. Здесь нет место лени. Маленькие дети учатся поливать цветы, поддерживать колышки для помидор, кормить кур и вырывать сорняки. Организованная совместная работа сближает семью, укрепляет отношения между ее членами, приносит пользу здоровью и дает предпосылки для нравственного воспитания. Плюс дает конкретные знания о живой природе, свойствах материалов и особенностях земледелия.

Ту воспитательную силу, которую имеет семья, нельзя сравнить ни с одним самым ученым педагогом. Родители – идеал для ребенка. И все, что они делают – правильно. Показать достойный пример, значит заложить надежный фундамент в развитии своего ребенка.

Родители, это выгодно вам

Многие родители выступают против трудового воспитания своих чад, мотивируя свои протесты тем, что общественный труд, якобы, ущемляет права их ребенка, призывает к «безсеребренности», тем самым лишая его в будущем массы возможностей. Хочется напомнить таким родителям, что первым, кто пожнет результат трудового воспитания ребенка – будет именно он – родитель. Только будет ли это положительный или отрицательный результат – зависит тоже от них. Дети быстро растут, и если мы мало ожидаем от милого дошкольника, то от школьника-подростка мы ждем определенной помощи. А вот получите вы эту помощь или нет, зависит от того, научился ли ваш ребенок что-то делать (знает ли он вообще, что нужно кому-то помочь). Вся база человеческих качеств личности закладывается именно в детском возрасте. Не сердитесь, если вашего ребенка учат помогать вытирать с доски, приносить воду или ухаживать за цветами – завтра эту воду он принесет вам, польет ваши цветы и вытрет пыль на мебели. Вы присядете, счастливая, отдохнувшая, и, глядя на своего повзрослевшего ребенка, скажите: «я воспитала настоящего человека».

Трудовое воспитание в школе

Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

То, как организовано трудовое воспитание дошкольников, имеет большое значение. Успехи в грядущей взрослой жизни, будущие практические умения, ответственное отношение к работе, сознательный подход

Средства трудового воспитания детей

Трудовое воспитание — формирование позитивного осознанного отношения к труду человека, развитие умений, навыков.

Цели и задачи трудового воспитания

Цели и задачи трудового воспитания имеют огромное значение для общества. Вы когда-нибудь спрашивали себя, смогло бы выжить человечество без труда?

Методы и формы трудового воспитания

Формы и методы трудового воспитания разнообразны. Они зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность,

Проблемы трудового воспитания в ДОУ и школах

Труд, тот самый, что сделал из обезьяны человека, каждый воспринимает по-разному. Кто-то видит в нем благородство и воспитательные функции, кто-то способ заработка, а кто-то самоутверждается в работе.

vospitanie.guru

Немного о трудовом воспитании ребенка

По нашему мнению, в дошкольном детстве трудовое воспитание, прежде всего, следует рассматривать с точки зрения его влияния на духовный рост личности. Для взрослого человека работа является особым видом деятельности, направленным на создание материального продукта, получение общественно значимых результатов. Для ребенка, через его возрастные особенности, такое задание еще непосильно. Но ребенок может убрать за собой, навести порядок в комнате, вырастить цветок, выстирать носовой платок и тому подобное.

Трудовая деятельность малыша способствует формированию определенных навыков самообслуживания, а также умений выполнять несложные поручения по просьбе взрослого.

Существует мнение: «Кто не учится, не делится своим достоянием – не развивается».

Сегодня мы раскрываем свой взгляд на очень актуальную проблему трудового воспитания, потому что понимаем, что обсуждение идей, обмен опытом объединяют людей с общими интересами. И надеемся, что наш, хоть и скромный профессиональный интернет-ресурс станет интересным для других педагогов-дошкольников.

А вдруг кто-то прочитает и проникнется нашей идеей, и это даст ему толчок, путь, пусть не такой как у нас, но в своем направлении. Не всегда есть возможность побывать в другом ДОУ, однако наш сайт может играть роль гостевого обмена. Мы приглашаем вас к сотрудничеству, к возможности общаться на профессиональном «дошкольном» языке, сверять свои взгляды с другими, в чем-то утвердиться, от чего отказаться.

Поэтому таким важным является правильный выбор информации для детей о трудовой деятельности взрослых и методика ее предоставления в соответствии с нуждами и запросами дошкольника. Оставаясь актуальной на протяжении всей истории развития человечества, проблема трудового воспитания детей требует современных подходов к своему решению.

В условиях современного бытия каждой семьи, когда темп жизни постоянно ускоряется, значительная часть взрослых, как родителей детей дошкольного возраста, так, к сожалению, и педагогов, произвольно или невольно устраняют малыша от посильной трудовой деятельности.

В результате, после завершения периода дошкольного детства, часто получаем интеллектуально развитого и физически крепкого ребенка, который остается «маленьким» в течение всего периода обучения в начальной школе: не умеет самостоятельно обслужить себя — одеться, сложить портфель, содержать его содержание в чистоте, спланировать собственную деятельность и тому подобное.

Воспитывая маленького ребенка, взрослые должны осознать, что в дошкольном детстве труд выступает мощным воспитательным средством формирования личности. Именно благодаря посильной трудовой деятельности развиваются не просто физические силы ребенка, а формируется сноровка в применении собственных сил и возможностей в повседневной жизни, закладываются нравственные качества: уважение к труду, трудолюбие, ответственность, честность и тому подобное, закаливается организм, происходит моделирование возможного развития благодаря извлечению из всего разнообразия жизни ценностных ориентиров.

Трудовое воспитание ребенка способствует приобщению его к миру самостоятельности и самообслуживанию. А без этих навыков в жизни ему ну никак не обойтись.

Согласитесь, что горизонты, увиденные ребенком в дошкольном детстве, становятся в зрелом возрасте смыслом жизни. Если раскрыть перед ребенком красоту, то есть моральную ценность труда — он будет стремиться к нему. Если же с детства приучить к получению удовольствий за счет других, то во взрослой жизни человек будет искать именно такого образа жизни и увидит ее смысл лишь в наслаждении.

Большую роль трудовое воспитание детей отводит труду в природе. Поэтому свои занятия «Школы радости» под голубым небом мы проводим на исследовательском детском поле, в саду, в теплицах, на зеленой травке под молодыми яблоньками и грушами, на многочисленных цветниках, в зоне отдыха возле фонтана и таким образом открываем «окошко в мир красоты родной природы»

Поэтому, по нашему мнению, трудовое воспитание детей дошкольного возраста заключается в формировании у них устойчивого понимания, что труд является прекрасной жизненной необходимостью человека, а ее результат — ценностью.

podrastu.ru


Смотрите также