Post Icon



В 3 года ребенок не разговаривает что делать


Ребенок не разговаривает в три года — что делать: личный опыт

Меня часто просят поделиться опытом по поводу задержки речевого развития у ребенка. А я до сих пор не знаю – болезнь это или природная лень, или анатомическое строение языка, носоглотки, или недостаточные занятия с ребенком в раннем детстве, или какие–то другие причины, по которым ребенок не может или не хочет говорить.

Диагноз «задержка речевого развития»

Моя дочь поздно начала говорить… Листаю сейчас ее упитанную потрепанную медицинскую карточку, которая много лет пролежала у меня в шкафу. Записей много, каждый месяц – отчет патронажной сестры, в котором говорится, что девочка развивается в соответствии с возрастом. Вот выдержка из записи в 9 месяцев: «Общее состояние удовлетворительное. Девочка активная. Ходит, держась за опору (самостоятельно она пошла в 1 год 2 месяца), говорит «ма-ма», ба-ба», «дай», «на», играет игрушками, самостоятельно пьет из чашки». В годовалом возрасте – «говорит отдельные слова, гуляет достаточно. Массаж проводят, купают ежедневно». До трех лет лексикон ее почти не пополнялся, она продолжала говорить отдельные односложные слова. Ребенок не разговаривает в 3 года что делать?

В три года и 9 месяцев моей дочери поставили диагноз «задержка речевого развития». Нам даны рекомендации:

  1. Лечение у детского психиатра.
  2. Занятия с логопедом:
  •  развитие слухового и зрительного внимания, общей и речевой моторики, фонематического слуха;
  • подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
  • расширение импрессивной и экспрессивной речи;
  • повышение уровня представления об окружающем мире;
  • работа над грамматическим строением языка;
  • воспитание внимания, памяти, уверенности, усидчивости, работоспособности.

Ко всему этому прибавилось заикание в остром периоде. Я почему-то не очень встревожилась из-за диагноза «задержка речевого развития», так как была уверена в своем ребенке – с умственным развитием у нее все в полном порядке.

В это время у меня уже была еще дочь и мы ожидали третьего ребенка (они родились с разницей в один год), и я с ними уехала к бабушке в другой город. Папу оставили дома одного.

Избавление от фобии

В гостях у бабушки моя дочь без видимых внешних причин испугалась собственной тени. Дома невозможно было включить лампу, а на улице не должно быть солнца. Врачи отметили у нас синдром гипервозбудимости. На руках или в коляске доченька вела себя весело и непринужденно, но при малейшей попытке поставить ее на землю начинала поджимать ноги и кричать. Невропатолог посоветовал смоделировать какое-то радостное событие для ребенка. После не очень долгих размышлений мы вызвали нашего папу (пока нас не было, он успел сдать экзамены и поступить в институт). Договорились о времени приезда и ожидали его на улице, дочь была у меня на руках. Ей мы ничего не говорили о приезде папы, просто гуляли, как обычно. Когда она увидела папу, то сама выскользнула из моих рук и бросилась к папе. Больше она ни разу даже не вспомнила о своих страхах, которые не отпускали ее в течение двух недель.

Спецшкола?

Ребенок 3 года не говорит что делать? Дома мы перевели дочь в логопедический садик, и жизнь пошла своим чередом. Врачи беспокоились больше меня. Я не на шутку встревожилась, когда в пять лет мне предложили начать оформление в специальную школу для умственно отсталых детей. На нас началась самая настоящая атака – нас вызывали в больницу, в дом народного образования на разные комиссии, пошли угрозы с какими-то наказаниями в случае неявки.

Я водила всех детей  в детскую школу искусств, где они занимались танцами, рисованием и английским языком – школа нам нравилась. Дочь даже выучила небольшое четверостишие по-английски, которое впоследствии спасло нас от спецшколы. Я пришла на одно из заседаний комиссии народного образования, и там мы договорились – чтобы освободиться от нападок врачей и педагогов, мне нужен был вердикт психиатра. К  психиатру мы сходили. К сожалению, у меня не сохранился текст его вердикта, но он был в нашу пользу. Это  был первый человек, который выслушал меня,  а затем пообщался с дочерью. Довольно длительное время играл с ней, спрашивал по картинкам, а когда он попросил что-нибудь рассказать, если захочет, дочь выдала ему простейшее стихотворение на английском языке. После этого он написал нам свой вердикт. Он так и не мог понять, для чего нас к нему направили. Нас должен наблюдать и лечить логопед. Эту бумагу мы с гордостью отнесли на комиссию. Больше нас не беспокоили.

Домашние занятия

У логопеда мы прошли курс лечения, от заикания почти избавились. Но говорить предложениями так и не научились. Дома мы с ней занимались ежедневно. Стимулом к началу занятий был кусочек гематогена, который я давала дочери до и после занятий. У нее уже выработался рефлекс: после гематогена – занятия. Занятия проходили в игровой форме. Играли мы во «времена года», играли в слова, читали цифры и делали много чего еще. Она все делала замечательно, полностью справлялась с заданиями, но говорить сложные слова или предложения отказывалась. Повторяла все слоги, выговаривала все звуки, но не могла соединить два разных слога. В один прекрасный день я готовилась к занятиям, как обычно (дочь уже должна была подготовить место для занятий), она подошла ко мне и сказала: «Мама, дай гематоген»…  У меня брызнули слезы из глаз, и на мой немой вопрос она продолжила: «пожалуйста». Эту сцену дочь, естественно, помнит до сих пор. Видимо, у нее что-то щелкнуло, и она заговорила. Правда, одна проблема все же осталась – дочь с задержкой отвечала на вопросы, то есть она долго не могла начать говорить. Что-то ей мешало, а ведь скоро в школу. Тогда я пошла к учительнице и поговорила с ней.

Образование

Со школой нам крупно повезло: учительница оказалась замечательной. Я очень ей благодарна за внимание и терпение к моему ребенку. Весь первый класс она задавала вопрос или давала какое-то задание дочери в начале урока, а в конце урока вызывала ее к доске и слушала ответ. Начальную школу она закончила на «отлично». В старших классах у нее открылась тяга к чтению и заучиванию наизусть больших стихотворений. Первым было стихотворение Александра Блока «Скифы». Потом она уже искала стихотворения подлиннее и на уроках литературы выручала весь класс долгим красивым чтением. После школы она пыталась поступить в университет на филологический факультет, но не прошла по конкурсу. Выучилась  в училище на оператора ЭВМ, затем в техникуме на бухгалтера. Проработала несколько лет, а вот учебе в институте помешало рождение детей. Думаю, она все-таки поступит в институт, потому что очень любит вкладывать силу, деньги и время в обучение. У нее уже три красных диплома (музыкальная школа, училище, техникум и много всяких свидетельств). Она их коллекционирует.

Итог истории с задержкой речи

С детских лет моя дочь была очень самостоятельная. В три года она сама ходила в детский садик, пока я кормила и одевала ее сестренку. Садик был во дворе. Из соседнего дома у подруги окна выходили во двор и она комментировала каждый шаг дочери. В 4 года она ходила сдавать кровь из пальчика в детскую поликлинику. В 5 лет она уже  самостоятельно водила сестру и брата для сдачи крови. Детская поликлиника была в пристрое к соседнему дому. В первом классе она записалась в музыкальную школу по классу гитары, успешно ее закончила. В 20 лет приняла решение бросить все и уехать в Эстонию.

Сейчас у нее семья: любимый муж и четверо маленьких детишек – два мальчика и две девочки. Она очень любит с ними заниматься. С речью у них все в порядке. Играет на гитаре и выступает со сцены вместе с мужем.

Работа над ошибками

Напоследок хочу обозначить  моменты, которые нельзя делать ни в коем случае, за которые мне сейчас стыдно, но я поняла это не сразу. Я это испытала на собственном опыте, все это пережила и может быть кому-то пригодятся мои советы, как нельзя вести себя с «проблемным» ребенком.

  1. Если ребенок испытывает трудности в разговоре, не нужно заставлять его говорить. Пример: Раньше мы жили в комнате площадью 11 м2, места мало, и игрушки можно было убрать только на шкаф. Их было видно детям, но достать невозможно. И когда дочь просила достать ей какую-то игрушку, показывая на нее пальчиком, я «не понимала» ее и заставляла произнести название игрушки. Она нервничала и, естественно, не повторяла.
  2. Таким детям не нужно ставить в пример других своих детей. Этим можно вызвать ревность, неуверенность в своих силах и т.д.
  3.  О негативных фактах в жизни таких детей нежелательно рассказывать посторонним людям в их присутствии (детский садик не исключение), хотя похвала приветствуется. Но хвалить нужно только за какое-то стоящее дело или поступок.

Вот такая моя история.

Буду очень рада, если  кто-то расскажет о своем опыте. Приглашаю к обсуждению темы в комментариях. Интересно все же, почему мой ребенок не говорил так долго...

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Пожалуйста, оцените полезность материала

Рейтинг: 4.9 из 5 (11 голосов)

nash-sekret.ru

Ребенку 3 года не разговаривает

Всякий ребёнок – личность, которая развивается в строго индивидуальном темпе. Эта непреложная истина относится и к речевому развитию, поскольку один карапуз уже в полтора года сыплет словами, а другой и в четыре годика молчит, словно сыч. Однако имеются определённые возрастные нормы, по которым можно судить, насколько малыш отстаёт или опережает своих ровесников. Например, иной трёхлетка способен выстраивать речевые цепочки с употреблением различных частей речи. Но так случается не со всеми ребятишками, вот почему сегодня мы поговорим о том, что волнует многих родителей: ребенку 3 года – не разговаривает, не поддерживает беседу.   Специалисты выделили несколько нормативных периодов формирования речи, по которым можно судить, как развивается эта высшая психическая функция у ребёнка. Если у крохи имеются какие-либо проблемы с языковыми навыками, необходимо вспомнить, насколько точно он проходил указанные ниже этапы: 8 недель – малыш интонационно выражает радость и недовольство; 3 месяца – появляется агуканье и повторение некоторых звуков; 5 месяцев – кроха начинает повторять слоги; 12 месяцев – в детской речи возникают первые словечки; 24 месяца – маленький говорун произносит предложение из двух-трёх слов; 2, 5 годика – время появления многочисленных вопросов; 3 года – ребёнок обладает словарём в 300-500 слов, выстраивает фразы, которые состоят из различных частей речи, включает в предложения предлоги; 4 года – малыш говорит на понятном взрослому языке. Безусловно, эти данные являются усреднёнными, однако игнорировать их также не следует, поскольку сравнение с такими показателями позволяет говорить о приблизительном соответствии возрастным нормам. Что же касается трёхлетнего возраста, то мама и папа уже управляют поведением ребёнка при помощи речи, а не жестового языка или коротких слов («дай», «принеси», «кошка»). Теперь родители могут передавать малышу двухсложную инструкцию. Например, «Сначала сними кофточку, а потом брюки». Опять же в норме трёхлетка уже должен понимать простую речь окружающих людей. А вот внятное произношение не всегда формируется именно к этому возрасту, поскольку оно возможно, если достаточно развит периферический речевой аппарат, включающий органы дыхания, зубы, язык, мягкое нёбо и т.д. Если же ребенок не говорит в 3 года, необходимо обратиться к специалистам, установить причину недоразвития речи и выбрать правильную тактику работы с малышом. Ведь затягивание грозит серьёзным отставанием детей от ровесников. А чем старше ребёнок, тем сложнее наверстать упущенное. Некоторые «неполадки» в физическом и психологическом развитии протекают совершенно незаметно от родителей и обнаруживаются только на плановом медицинском осмотре. Если же родители замечают отставания в развитии языковых навыков, посещение невролога обязательно. Узкий специалист установит точные причины нежелания или неумения ребёнка общаться. На дальнейшее формирование речевых функций большое влияние оказывают множественные физиологические факторы, которые к тому же могут ещё и сочетаться. Среди частых причин недоразвития речи выделяют следующие:  - недостаток кислорода в течение всего периода вынашивания малыша или асфиксия во время родов;  - недоношенность или, напротив, переношенная беременности (в первом случае мозговые зоны недостаточно сформированы, во втором – возможны проблемы при родах из-за большой массы ребёнка);  - осложнённая родовая деятельность;  - приём каких-либо серьёзных медицинских препаратов, негативно повлиявших на развитие основных систем органов у плода (особенно опасны лекарства в первом триместре); - патология органов слуха – речь и слух тесно связаны друг с другом, поэтому часто языковые умения запаздывают из-за проблем со звуковосприятием. Нельзя отрицать и вероятность так называемой социальной депривации (неудовлетворение жизненно важных потребностей). Если ребёнок с первых недель жизни предоставлен сам себе, то речевые навыки не развиваются из-за недостатка общения и стимулов к коммуникации. Некоторые родители уделяют время лишь уходу за карапузом, не особо касаясь психологического аспекта. К примеру, работа, личные проблемы переходят на первый план, а малышу достаётся в лучшем случае общение с телевизором. Однако в раннем возрасте, когда речь развивается гигантскими темпами, подобное отношение просто недопустимо. Прежде всего, чтобы карапуз залепетал в нормативные сроки, а тем более захотел общаться, необходимо с самого начала жизни формировать точную моторику – именно ручек и пальчиков. Учёные давно доказали, что моторные умения теснейшим образом связаны с речевыми навыками. Опытные специалисты способны «опознать» неговорящего ребёнка по очень простому тесту с условным названием «Покажи палец». Карапузу предлагают показать сперва один палец, потом два-три, демонстрируя образец. Если пальцы двигаются изолировано, значит, предварительно можно говорить о нормальном развитии, при возникновении трудностей (напряжённые пальчики или чрезмерно вялые) предполагают выраженные нарушения речи. Вот почему мамы, столкнувшиеся с такой проблемой, как неумеющий или нежелающий говорить ребёнок, должны понимать, что, прежде всего, важно трудиться над совершенствованием мелкой моторики и стремиться к ловкости и координированности в работе пальчиков. Это будет великолепным заделом для успешного развития речи.   В качестве примера приведём самые обыденные занятия, которые могут выполнять родители без специального образования и навыков:  - Пальчиковые игры и гимнастика (уже с полугода и даже раньше), сопряжённые с чтением коротких стишков и потешек; ​ обязателен массаж ручек и каждого пальчика в отдельности;  - Обучение застёгиванию и расстёгиванию различных застёжек – пуговок, молний, липучек, шнуровок;  - нанизывание на леску или шнурок крупных бусинок, макаронин;  - перебирание и сортировка фасоли, прочих зерён;  - забавы с различными вкладышами;  - разрывание пальчиками бумажек или обычных газетных листов;  - игры с пластилином или мягким тестом. Как видите, для реализации подобных игр не требуется никаких дополнительных затрат, необходимо лишь желание мамы ускорить детское развитие. Во всех перечисленных развлечениях активнейшим образом участвуют пальцы. Однако важно понимать, что все забавы с мелкими предметами должны проходить под строгим родительским контролем. Здесь мы намеренно не касаемся медицинских аспектов развития речи, поскольку серьёзные языковые трудности в раннем возрасте ВСЕГДА тянут за собой или являются следствием других психофизических проблем, вплоть до умственной отсталости. Поэтому крайне важно пройти комиссию, состоящую из нескольких специалистов, которые и подскажут конкретные шаги. В некоторых ситуациях приём медицинских препаратов обязателен! Скорее всего, всё нижесказанное вы уже не раз слышали и читали, однако повторить рекомендации специалистов нужно обязательно. Итак, что же советуют логопеды, неврологи, психотерапевты и дефектологи, чтобы ускорить речевое развитие неговорящего трёхлетки? Ваши действия могут быть следующими: 1.​ Как можно чаще общайтесь с карапузом. Прогуливаясь по парку, объясняйте каждую перемену в погоде и окружающей среде. Во время приготовления пищи рассказывайте о каждом своём шаге, последовательности действий. 2.​ Ваши слова должны быть максимально понятными и чёткими. Предложения формулируйте правильно, говорите медленно, «чеканя» каждый слог. Соблюдайте паузы и промежутки между предложениями. И обойдитесь без сюсюканий. Обязательно задавайте ребёнку вопросы, требующие развёрнутый ответ. 3.​ Откажитесь от излишне частого просмотра телевизора, даже если там демонстрируют развивающие передачи. Для любого карапуза крайне важна живая эмоциональная речь, а для неговорящего – она необходимо вдвойне или втройне. Поэтому читайте сказки, пойте веселые песни, побуждая кроху к вам присоединиться. 4.​ Не торопитесь заканчивать знакомый ребёнку стих или рассказ – произнеся начало строки или предложения, предлагайте ему сказать окончание. Обязательно рассматривайте картинки и изображения в книжках, прося назвать животное или предмет, изображённый на них. 5.​ Не нужно выполнять за трёхлеткой каждую его просьбу, сопровождающуюся к тому же жестом. Старайтесь добиваться озвученного прошения, иначе вы никогда не добьётесь желания говорить. Зачем? Ведь мамочка и так всё делает. 6.​ Не забывайте, конечно, про пальчиковые игры. Если же проблемы с периферическим речевым аппаратом (например, неправильный прикус), попробуйте поделать миогимнастику. Самый простой способ – «поцелуйчик», когда малыш вытягивает губы и чмокает. 7.​ Обязательно занимайтесь работой с натуральными природными материалами. Это может быть собирание фигурок из камней, шишек, вырезание из овощей. Осязание крайне важно для формирования языковых умений. Кстати, ребятишки, пошедшие в садик, начинают развиваться быстрее. Связано это с «окунанием» в языковую среду – ребёнок просто вынужден взаимодействовать со сверстниками, а также причиной тому служит отрыв от матери, которая прежде с полуслова и полунамёка понимала своего молчащего карапуза.  Формирование речи и мыслительных навыков крайне сложно представить без предметной деятельности, то есть без взаимодействия с игрушками. Даже, казалось бы, обычные и ничем непримечательные погремушки в младенческом возрасте выполняют важнейшую роль – развитие слухового восприятия. Для ребёночка до года подойдут также кубики из различных материалов (тканевые, деревянные, пластиковые), пирамидки, обязательны также музыкальные инструменты – свистки, дудочки и барабан. Все они формируют звуковосприятие, тактильные ощущения и мелкую моторику. Годовалому малышу уже вполне можно предоставить безопасную акварель и предложить изобразить что-нибудь необычное. Да, это будут обычные каракули, зато выполненные детскими пальчиками, без помощи взрослых, то есть развивается попутно и самостоятельность. Трёхлетние детки обычно любят рисовать, выкладывать пазлы, собирать узоры из мозаики, конструировать. Неплохая идея – приобрести электронную игрушку, за которой необходимо повторять какие-либо слова. Однако играть в неё нужно понемногу, поскольку живое общения с мамочками никаким «крутым» гаджетом заменить нельзя.   Если ребенок не говорит в 3 года, не нужно ждать, пока всё «устаканится», а следует незамедлительно обращаться к врачам. Да, каждый карапуз развивается в собственном ритме, отличном от прочих ребятишек, но даже если ваша тревога окажется ложной, вы просто удостоверитесь, что всё хорошо и получите рекомендации, как побудить ребёнка к общению. Если же обнаружится какое-либо отклонение, то следует тут же приступить к лечению и целенаправленным занятиям. А выполняя наши советы, вы поможете своему молчуну скорее заговорить и догнать уже вовсю болтающих сверстников. Оцените материал:

  • Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

luckymummy.ru

Ребенок не говорит в 3 года: возможные причины и перспективы

В психическом, эмоциональном и речевом развитии наши детки последовательно проходят несколько этапов. Но проходят они их по-разному, что и создает путаницу для обеспокоенных родителей. Существуют определенные нормы, ориентируясь на которые, неврологи и педиатры могут оценивать развитие крохи. Однако на них существенно влияют разные факторы: протекание беременности и родов, образ жизни, даже пол ребенка. Принято считать, что мальчики развиваются несколько медленнее девочек и чаще имеют проблемы с речью. Как же понять, является ли отклонением, если ребенок в 3 года совсем не говорит или делает это очень плохо?

Почему ребенок — молчун?

Бытует мнение, что до 5 лет волноваться, если ребенок не разговаривает, а также обращаться к логопедам или дефектологам смысла нет. Однако связано это, прежде всего, с тем, что такие специалисты зачастую отказываются заниматься с совсем маленькими детьми, поскольку это довольно непростая и специфическая работа (они не умеют говорить, и мало что понимают, для них сложно подобрать и организовать занятия).

Родители же ошибочно полагают, что к 5 годам все придет к норме само собой. Но здесь всегда нужно иметь в виду: речевые проблемы не проходят сами по себе, их причины нужно выяснять и искоренять как можно раньше. Тогда шансов помочь ребенку намного больше. Возраст 2–3 года для этого оптимален. А вот к 5 годам малыш уже рискует получить диагноз «задержка психоречевого развития», поскольку отставание в речи влечет за собой и отставание в развитии мышления, памяти, внимания.

Не думайте, что постоянное «общение» малыша с телевизором поможет ему заговорить. Совсем нет. Доказано, что ребенок учится разговаривать только во время постоянного живого общения с окружающими.

По каким же причинам детки долго не могут говорить? Они могут быть как физиологическими (обусловленными патологиями или отклонениями в развитии некоторых органов или нервной системы), так и психосоциальными (вызванными «не физическими» факторами).

Физиологические факторы

  • Самая частая причина – снижение слуха. Если ребенок не слышит окружающих людей, то он не сможет сам научиться говорить. Хотя при этом он может различать другие звуки и ориентироваться в них, поэтому родители долгое время ничего не подозревают.
  • Нарушение строения органов ротовой полости. Такие проблемы создают механическое препятствие для нормального произнесения. Это могут быть увеличенные аденоиды, короткая уздечка языка, расщепление нёба.
  • Общее отставание в развитии, обусловленное недоношенностью малыша. При этом степень отставания зависит от срока недоношенности и сопровождается отставанием в других сферах (они тоже «дозревают» с опозданием).
  • Наследственная предрасположенность. Если у ребенка были родственники с задержкой речевого развития, то, скорее всего, малышу она передастся в более сложной форме. Поэтому думать, что время не пришло и малыш заговорит после трех лет (а может быть, и четырех), в данном случае большая ошибка.
  • Отклонения в развитии головного мозга или нервной системы. Такие нарушения требуют самой серьезной и сложной работы по выявлению и коррекции.

Психосоциальные факторы

  • Психотип «созерцателя». Такие детки погружены в себя, в свои мысли и созерцательное познание мира. Заговаривают они всегда позже.
  • Отсутствие мотивации. Если ребенка чрезмерно опекают, бегая перед ним и спеша выполнить малейший каприз, он просто не хочет разговаривать, потому что в этом нет надобности: ему и так все обеспечат.
  • Дефицит общения. Если ребенок часто предоставлен сам себе или воспитывается скупыми на слова дедушкой или бабушкой, ему просто не хватает речевого примера.
  • Феномен близнецов. Такие дети всегда начинают говорить позже, ведь они прекрасно понимают друг друга и без слов.
  • Педагогическая запущенность. Обычно она характерна для неблагополучных семей, где дети практически не воспитываются, с ними никто не занимается.

Возможны и другие причины, выявить которые поможет только полное обследование ребенка.

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Речевые ориентиры и «тревожные звоночки»

Чего должен достичь в речевом плане ребенок в 3 года? Сегодня принято считать нормой следующее:

  • словарный запас малыша колеблется между 300 и 700 словами, понимать он может до 1500 слов;
  • он говорит правильными предложениями из 3–5 слов с подлежащим и сказуемым, хотя еще возможны ошибки в согласовании;
  • малыш использует существительные, глаголы и прилагательные;
  • может назвать свое имя, пол, возраст;
  • использует в речи обобщающие слова (одежда, посуда, звери);
  • правильно выговаривает большинство звуков, за исключением шипящих, свистящих, [р] и [л].

Зачастую случается, что ребенок разговаривает плохо, но все понимает, выполняет все просьбы, узнает своих близких и реагирует на них, активно общается и вроде развивается в остальном на уровне сверстников. Тогда врачи говорят, что пока беспокоиться не следует.

Когда же нужно волноваться? Насторожить должно следующее:

  • ребенок в 4 месяца не проявляет оживления при появлении взрослых, не улыбается им, не гулит;
  • к 7 месяцам в его речи не появилось первых повторяющихся слогов;
  • в 18 месяцев кроха произносит только слоги, не говоря слов, не понимает обращений и простых просьб;
  • к 2 годам его лексикон составляют только несколько простейших слов;
  • в 2,5 года малыш произносит не больше 20 слов и не составляет их в предложения;
  • к возрасту 3 лет не знает названий частей тела, не понимает простейших объяснений;
  • говорит «на своем языке» (если в 3 года ребенка может понять только его мама – это точно не норма).

Не слушайте досужую соседку, у которой сын «заговорил разом в 5 лет и ничего страшного». Так вы безнадежно потеряете время. Старайтесь найти корень проблемы, пока время не упущено.

Ждем или не ждем?

Уже говорилось, что 2–3 года – оптимальный возраст для коррекции речевых проблем у детей. Чем больше вы затягиваете ситуацию, тем более весомыми будут последствия.

В любом случае, если ребенок в 3 года не говорит даже простейших предложений – это веский повод, чтобы обратиться к специалистам.

Важно провести комплексное обследование малыша у педиатра, невролога, психиатра, оториноларинголога, психолога, логопеда-дефектолога. Специалисты назначат различные виды обследований всех сфер развития неговорящего ребенка. Так можно будет нарисовать точную картину происходящего, найти причину и составить план ее устранения.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что лечение может продлиться довольно долго. Но на ранних стадиях оно всегда более эффективно. Поэтому стоит набраться терпения.

Если вам не удастся найти логопеда или дефектолога, специализирующегося на работе с детьми раннего возраста, занимайтесь с малышом самостоятельно. Это в любом случае будет лучше, чем ничего.

Как играть с неговорящим ребенком?

Следующие советы помогут родителям проводить развивающие занятия с маленьким молчуном.

  • Важно постоянно говорить с ребенком, много читать ему сказок, потешек, стишков, сопровождая свою речь выразительными интонациями.
  • Создавайте ситуации, при которых ребенку приходится обращаться к взрослым, объясняя, чего он хочет.
  • Развивайте мелкую моторику. Рисование, лепка, перебирание круп, гороха, фасоли, нанизывание больших бусин, застегивание молнии, кнопок, пуговиц, а также другие подобные виды занятий с мелкими предметами помогут задействовать речевые зоны мозга малыша.
  • Развитию речи, как ни удивительно, способствуют массаж ручек и пальчиковая гимнастика (игры на развитие гибкости и подвижности пальцев и кистей). Это могут быть «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие подобные упражнения.
  • В игровой форме можно подражать разным звукам (животных, птиц, явлений природы, техники). Имитируйте крик петуха, кудахтанье курицы, блеянье барана, мычание коровы, шум ветра, рычание пылесоса, гул машины. Это развивает артикуляцию. Чтобы игра была интереснее, можно добавить наглядности – подобрать соответствующие картинки, рассматривать их, имитируя звуки. Хорошо делать это перед зеркалом, чтобы малыш одновременно видел и маму, и себя. Со временем картинки могут стать сюжетными (курочка зовет цыплят, медведь собирает малину, машина везет пшеницу).
  • Играйте в эмоциональные игры (пускайте мыльные пузыри, гладьте котят, хлопайте в ладошки, прыгайте, играйте в прятки). Все, что вызывает эмоциональный отклик, помогает развивать речь.
  • Проигрывайте в движении забавные стишки (например, всем известный «Мишка косолапый»).
  • На прогулке всегда говорите. Обращайте внимание ребенка на все, что его окружает, что меняется в природе изо дня в день, для чего нужны разные предметы, куда идут люди, что для чего построили…
  • Всегда хвалите ребенка, даже если его попытка была неудачной – он все равно старался! Ваша похвала ему необходима!

О чем нужно помнить

Чтобы заинтересовать ребенка, лучше всего подобрать интересные игры, понятные ему и подходящие по возрасту, вызывающие эмоциональный отклик. Это могут быть игры на движение, на смену видов действия, на развитие физических навыков, ролевые игры. Чтобы они оказались продуктивными, нужно помнить несколько правил.

  • В занятиях с неговорящим ребенком родитель должен взять активную роль на себя: он организует и ведет игру, заинтересовывает малыша, контролирует его состояние.
  • Взрослый сопровождает игру активной речью: комментирует, описывает все этапы, побуждает малыша к действию, хвалит. Речь взрослого при этом должна быть эмоциональной, четкой, понятной, спокойной, веселой, не слишком громкой или тихой.
  • Все упражнения или игры должны проходить в теплой, доброжелательной атмосфере, с частым телесным контактом и постоянной поддержкой ребенка.
  • Взрослый должен постоянно следить за ходом каждой игры, постоянно контролируя ее начало, середину и конец, следя за настроением, усталостью малыша. Игра продолжается, пока ребенок увлечен, бодр и весел, и прекращается, когда он начинает отвлекаться, капризничать.

Особое внимание в таких играх нужно уделить тому, какое речевое сопровождение к ним «прилагается». Все речевые инструкции должны быть простыми, понятными. Стихотворения в таких играх не должны быть очень длинными (взрослому их лучше заучить на память). Их содержание должно соответствовать возрасту, без излишней образности, быть понятным, интересным. Ваша речь должна быть образцом для подражания: правильной, без искажений, четкой, спокойной, энергичной.

Есть еще один немаловажный пункт, о котором нужно знать, выстраивая занятия с неговорящими детками. Все навыки, приобретаемые в игре, дети осваивают с помощью подражания. При этом занятия выстраивают таким образом, чтобы малыш усваивал действия последовательно: сначала самые простые, затем все более сложные.

Последовательность должна быть примерно такой:

  1. простые движения (взмахи руками, шаги, прыжки);
  2. несколько одновременных движений (ходьба с хлопками);
  3. логические игры с предметами или игрушками (например, взять машинку, загрузить в нее кубики, отвезти на «склад», выгрузить);
  4. игры со стихотворным сопровождением (обыгрывание простых стишков);
  5. занятия на детских площадках (лазание, качание на качелях, горки);
  6. игры, направленные на обучение правильному использованию предметов (лопатки, ведра в песочнице, посудки при кормлении куклы).

Учитывая все эти особенности, родители могут выстроить развивающие занятия с детками при задержке речевого развития так, чтобы они принесли желанные плоды. При этом стоит помнить, что учиться ребенку придется долго. Необходимо набраться терпения, радуясь даже маленькому достижению. Тогда за ним обязательно последуют более значимые.

razvivashka.online

Что делать, если ребенок в 3 года не разговаривает?

Когда ребенок в 3 года не разговаривает, что делать? Сейчас все больше родителей задается этим вопросом. Действительно, за последние годы количество детей, которые не хотят начинать говорить, значительно возросло. И если в 2 года еще можно пустить ситуацию на самотек и рассчитывать на то, что малыш заговорит, то в 3 года это уже является отклонением.

Разберемся, почему у детей возникают проблемы в речевом развитии и что делать, если ребенок не разговаривает в 3 года.

Почему малыш не говорит?

Причины заторможенного речевого развития у детей могут быть самыми разными. Первым делом необходимо удостовериться, что у малыша нет проблем со слухом. Если вы заметили, что ребенок не обращает внимания, когда его зовут по имени, и не реагирует на фразы, сказанные в его сторону, немедленно обратитесь в специализированную клинику для проверки слуха. Современные технологии позволяют проводить операции по вживлению слухового чипа в ушную раковину, поэтому глухота у детей успешно лечится. Главное — вовремя обратиться к специалисту, потому что после 5 лет оперировать уже поздно.

Еще одной причиной, почему ребенок не заговорил вовремя, может быть недоношенность. У недоношенных детей отмечается торможение в развитии всего организма, в том числе и в речевом плане.

Дети с умственной отсталостью или олигофренией также начинают говорить гораздо позже обычного.

Следующие причины позднего говорения у детей — недостаточная мотивация или наследственность. Если кто-то из родственников малыша в свое время заговорил поздно, вполне возможно, что задержка речи — наследственная предрасположенность. Однако если ребенок до 5 года не заговорил, надеяться, что он еще начнет разговаривать, наивно.

Очень распространенная ситуация в современных семьях, когда новый член семьи становится буквально «пупом земли», и домочадцы по малейшему писку малыша бегут исполнять его капризы. В таких случаях ему не надо напрягаться, чтобы получить желаемое, и вполне естественно, что ребенок плохо говорит в три года или не говорит вообще. Чтобы такой ситуации не происходило, необходимо с первых дней общаться с малышом, мотивируя его к попыткам излагать свои мысли и желания через речь.

Что делать, если ребенок не разговаривает

Считается, что основные процессы развития запускаются после 3 лет жизни ребенка. Существует расхожее мнение, что, если малыш не заговорил раньше, не стоит сильно беспокоиться: придет время, и он начнет нормально общаться. Возможно, так и будет, однако, как правило, двухлетние дети уже знают несколько слов и словосочетаний, а многие даже составляют осмысленные предложения. Поэтому, если в 2 года малыш не говорит вообще, стоит обратиться к врачу.

Изучив причины заторможенного речевого развития у детей, постарайтесь выявить, из-за чего возникла проблема именно в вашем случае, и отталкивайтесь от этого. Помочь определить причину отклонения от нормы поможет педиатр, который, проведя первичный осмотр, направит вас к нужному доктору: лору, психологу, неврологу или логопеду.

Если возникли подозрения на проблемы со слухом у малыша, следует немедленно обратиться к лору и пройти соответствующую проверку в специальном диспансере. Если после прохождения обследования опасения подтвердятся, врачи назначат прохождение лечения или, если потребуется, могут посоветовать сделать операцию.

Как уже было отмечено, заторможенность развития речи у 3-летнего ребенка, который родился раньше положенного срока, — очень распространенное явление. Такие дети развиваются медленнее, чем положено, поэтому, скорее всего, малыш заговорит позже, когда придет время. Иногда дети, причиной отсутствия речи у которых является недоношенность, начинают говорить в 5 лет. Но несмотря на то что в данной ситуации позднее развитие является нормой, пускать дело на самотек не стоит. Постоянно разговаривайте с малышом, общайтесь, называйте вслух каждый предмет, на который он обращает внимание. И конечно, нелишней будет помощь специалистов: обратитесь к профессиональному логопеду.

То же касается и ситуации, если некоторые члены семьи начинали говорить поздно. Понятно, что на наследственность особо не повлияешь, и, если дедушка малыша начал говорить в 5, нет ничего удивительного в том, что его внук повторит такую ситуацию. Но это не значит, что нужно ждать определенного момента сложа руки. Занятия с логопедом и общение с родными и сверстниками ускорят процесс развития.

Логопед и психоневролог, проведя специальные тесты, определят, наблюдается ли у ребенка умственная отсталость или какие-то психологические проблемы. Исходя из наблюдений специалист назначит терапию, если повод для беспокойства есть.

Как не допустить заторможенности в развитии речи?

Как научить ребенка разговаривать? В современном мире родители порой настолько заняты собой, что не уделяют должного внимания своему чаду: пропадают целыми днями на работе или заваливают малыша игрушками, оставляя наедине с собой, а сами ложатся на диван с пультом от телевизора. А ведь ребенок — это большая ответственность. И чем меньше возраст малыша, тем больше внимания должно уделяться процессам развития его организма.

С первых дней с ребенком нужно вести взрослый осмысленный разговор, даже если вам кажется, что кроха все равно ничего не понимает. Многие мамы используют подобие детского лепета в общении с грудными младенцами и иногда так увлекаются, что продолжают употреблять эти «сю-сю» и «ути-пути» в общении с подросшими детьми. Это неправильно. Понятно, что грудное дитя — это чудо, вызывающее умиление, но необходимо переставать «сюсюкаться» как можно раньше.

Постоянно разговаривайте с малышом четко, описывайте свои действия, называйте вслух предметы и игрушки, на которые он обращает внимание. Если кроха показывает на улице на собаку, надо озвучить ему: «со-ба-ка», а не «гав-гав», как это делают некоторые родители.

Ближе к году ребенок должен начинать пытаться объяснять свои желания. Ни в коем случае не надо бежать выполнять все его требования по первому капризу. Так малыш будет думать, что ему совсем не обязательно что-то просить, ведь мама или папа понимают все и без слов. Прежде чем выполнить какое-то действие, расскажите малышу, что вы собираетесь сделать. Если ребенок тычет пальцем в игрушку, требуя ее подать, и хнычет, но вы знаете, что он в состоянии назвать этот предмет, не давайте ему эту игрушку. Вместо этого покажите, что вы не понимаете, чего малыш хочет, заставляя его тем самым объяснить свои требования словами.

Кроме того, говорение очень тесно связано с мелкой моторикой, поэтому с самых малых лет необходимо играть с малышом в различные игры, направленные на ее развитие. Давайте ребенку трогать такие предметы, как пуговицы, шарики, бусинки. Такие элементарные упражнения, как разрывание куска бумаги на несколько маленьких кусочков, обучение нанизыванию колечек на нитку и перебирание гречневой крупы или гороха, также очень хорошо помогают развить пальцевые рефлексы.

Если ребенок перестал разговаривать

Случается так, что ребенок вполне нормально развивался, в 11-12 месяцев уже выговаривал легкие слова и слоги, в 2 года употреблял словосочетания, а на третий год вдруг замкнулся в себе и перестал разговаривать. Чтобы понять, почему так произошло, проанализируйте последние годы. Может быть, в семье случился разлад или произошла неприятность. Может быть, родители часто ругаются и кричат друг на друга. А может, ребенка просто отдали в садик или отвезли к бабушке в деревню, и непривычная обстановка его напугала. Любое из подобных событий может оставить отпечаток на психике малыша, из-за чего тот уйдет в себя и постарается отгородиться от внешнего мира, ни с кем не общаясь.

В таких случаях следует окутать ребенка заботой и любовью и всеми действиями показывать ему, что у него есть родители, готовые в любой ситуации прийти на помощь. И конечно, нелишней будет помощь специалиста. Обратитесь к психологу, он сможет выявить истинную причину замкнутости ребенка и посоветует, как действовать. В зависимости от серьезности ситуации может потребоваться пройти несколько сеансов психотерапии, которые помогут ребенку.

Бывает, что ребенок вполне хорошо общался и в 3, и в 4 года, логично изъясняя свои мысли. Но родители заметили, что их чадо по прошествии 5 года плохо разговаривает — гораздо хуже, чем раньше. Такое часто случается с современными детьми, которых родители балуют различными гаджетами. В результате подрастающий ребенок начинает тратить все свое время на игры, вместо того чтобы продолжать развивать свои мыслительные и речевые процессы. Ему становится просто лень и неинтересно общаться. Поэтому нужно как можно больше внимания уделять обучению и развитию, не давая при этом тратить время на бессмысленные игры. Отведите подростка к логопеду, и, если ситуация не слишком запущена, опытный специалист «разговорит» ребенка меньше чем за 3 месяца.

roditeliz.ru


Смотрите также