Post Icon



Возрастные особенности детей 3 4 лет по программе от рождения до школы


Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

Содержание статьи: Все родители наблюдают за развитием любимого чада, но иногда случается так, что приобретённых умений недостаточно. Выяснить это возможное в детском саду, когда малыш находится в коллективе. К детям от 3 до 4 лет предъявляется масса требований. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ознакомят родителей с требованиями, чтобы они подготовили ребёнка перед поступлением в дошкольное учреждение. После их изучения они узнают, какие возрастные особенности детей 3 – 4 лет по ФГОС. Эти рекомендации помогут родителям и воспитателям адекватно реагировать на изменение в поведении детей и оказать необходимую поддержку в процессе их развития.

Ребёнок 3 – 4 лет больше стремится к самостоятельности, осознаёт собственную «отдельность» себя от матери. Малыш нуждается в общении со сверстниками, уважении и признании. Самый важный вид деятельности – это игра. Возрастные особенности крохи в 3 – 4 года: • Формируется «противоволя», поэтому ребёнок хочет всё делать по-своему. • Появляется осознание себя, как отдельного от родителей человека, поэтому он часто отвергает любую их помощь. • Малыш совершает поступки не под влиянием случайного желания, а исходя из более сложных и стабильных мотивов. • Игра становится более коллективной, образно-ролевой. Кроха представляет себя кем-то или чем-то и соответственно действует. • Во время коллективной игры дети защищают свои личностные границы, воспринимают её наличие у других. • Словарный запас ребёнка пополняется, он активно осваивает речь, придумывает новые слова. Выше описаны наиболее выраженные черты ребёнка от 3 до 4 лет.

Развитие нервной системы

Центральная нервная система крохи ещё в процессе формирования, при этом проявляются следующие качества: • Ребёнок способен анализировать и синтезировать информацию, которую он получает от окружающих. • Происходит развитие речи, увеличивается её значение в процессе познания. Малыш всё чаще задаёт вопросы, расспрашивает, уточняет. • Дети 3 – 4 лет не способны долго концентрироваться на изучаемом материале, поэтому в процессе следует использовать дидактические приёмы, чтобы удержать их внимание. Младшие дошкольники очень эмоциональны, из-за чего они быстро устают. Дети ещё не способны управлять своими эмоциями, а поэтому после вспышки активности впадают в состояние замкнутости и отрешённости. Ещё одна особенность ребёнка в 3 – 4 года – это несовершенство взаимодействия сигнальных систем. То есть малышу лучше показать наглядный пример, словесные инструкции ему не так понятны.

Личностное развитие

Как упоминалось ранее, дети воспринимают себя, как отдельного индивида, они стремятся стать самостоятельными. Однако проблема в том, что это желание не соотносится с возможностями. В этом и состоит суть конфликта ребёнка 3 – 4 лет, то есть он желает всё делать сам, но не может справиться без взрослых. Кроха не слушается родителей, выдвигает им свои требования. Таким образом, он пытается выйти из-под опеки взрослых. Чтобы личность успешно сформировалась родители должны воспитывать самостоятельность у крохи: • Относится к малышу, как к равноправному, отказаться от стиля общения «авторитетный взрослый – маленький ребёнок». • Позволять ему быть самостоятельным. • Поддерживать его начинания и стремления, если они положительные. • Если у ребёнка что-нибудь не получается, то ему стоит подсказать другой метод решения задачи или предложить ему свою помощь. • Не критиковать кроху, а сформировать у него понятие, что он хороший. В этот период у малыша формируются основы самооценивания, он замечает, как действуют его сверстники, сравнивает их результаты со своими, стремиться к лучшему результату. Он желает добиться успеха, признания и уважения, хочет слышать похвалу.

Социальная адаптация

На рубеже 3 – 4 лет меняется социальная позиция ребёнка. Он нуждается в общении с одногодками, готов считаться с интересами части детского коллектива. Кроха может выстраивать отношения со сверстниками, учитывая общепринятые нормы и правила поведения. Однако в большинстве случаев дети просто находятся рядом и плохо идут на контакт. Дети в 3 – 4 года эмоциональные, отзывчивые, способны сопереживать, утешать, могут прийти на помощь. Они дружелюбные, открытые, не ощущают угрозы извне, чаще всего действуют ситуативно. Трёх-, четырёхлетние малыши способны контролировать своё поведение, руководствуясь своими побуждениями. В этот период развивается половая идентификация. В 3 – 4 года ребёнок овладел основными бытовыми навыками (самообслуживание, правила гигиены). Он самостоятельно кушает, ходит в туалет, моется, чистит зубы, одевается и раздевается. Родителей кроха осознаёт не только, как членов семьи, но и как часть общества. Он понимает, что у них есть работа, и что они выполняют разные социальные роли. Дети в 3 – 4 года часто копируют поведение взрослых.

Психологическое развитие

У ребёнка 3 – 4 лет совершенствуются различные психологические процессы: • Непроизвольная память. Кроха запоминает информацию, которая спровоцировала у него яркие эмоции. Он может запомнить 5 названий предметов и 3 – 4 слова. Он уже способен выучить маленький стих. • Преобладает наглядно-действенное мышление, начинает формироваться наглядно-образное. Малыш может находить взаимосвязь между предметами, основываясь на практические действия, делать несложные выводы. • Предпочтительный вид деятельности у младших дошкольников – это игра. С её помощью дети копируют поступки взрослых, тестируют разные модели поведения. Малышам предлагаются краткие сюжетные игры, во время которых они выполняют простые действия с игрушками и предметами (заменители). • Воображение у ребёнка 3 – 4 лет развито слабо, он не способен замечать детали, изображает предметы в примитивном виде. Кроха создаёт простые конструкции и аппликации по образцу. • Развиваются пространственные представления. Кроха ориентируется в знакомых местах. • Пополняется запас слов. Ребёнок воспринимает небольшой рассказ, составляет простые предложения, поддерживает несложный диалог, может пересказать короткий текст. • Кроха проявляет интерес к познанию окружающего мира, радуется новым умениям и полученным знаниям. Чтобы ускорить развитие малыша необходимо ежедневно заниматься с ним по специальной программе.

Полезные советы для родителей

Чтобы ребёнок в 3 – 4 года гармонично развивался, взрослым необходима грамотная консультация для родителей: • Проявляйте терпение и понимание к «противоволе» малыша. Если вы попытаетесь подавить его желания, то он может стать пассивным, апатичным, зависимым от вашей воли, инфантильным. Позволяйте ему настаивать на своём, даже если это выглядит глупо. • Помните, что упрямство ребёнок проявляет не когда ему чего-то очень хочется, а когда ему важно, чтобы с его мнением считались. • Постепенно подготавливайте младшего дошкольника к детскому саду. Помогите ему освоить навыки самообслуживания за 4 – 8 недель до поступления в детское учреждение, выработайте подходящий режим дня. Постарайтесь настроить в крохе позитивное отношение к детскому саду, но будьте готовы к негативным реакциям. • Помогайте малышу разбирать конфликтные ситуации в детском саду. Учите его уважать свои и чужие личностные границы. Покажите ему наглядный пример, для этого относитесь с уважением к нему и другим членам семьи. • Уважайте эмоции ребёнка: сопереживайте его горю, понимайте злость, разделите с ним радость, ощущайте его усталость. • Развивайте у него координацию движений, пусть кроха попрыгает, попробует постоять на одной ноге, поиграет с мячом. Для развития моторики займитесь лепкой, учите его завязывать и развязывать шнурки, складывать пирамидки. Совместно занимайтесь спортом. • Развивайте его речь, для этого следите за чистотой своей речи, читайте ему вслух. Так не только пополнится словарный запас крохи, но и будет развиваться образное мышление, а ваши отношения станут ещё более тёплыми. Интересуйтесь, как прошёл его день, терпеливо отвечайте на его вопросы. Таким образом, педагоги и родители должны изучить возрастные особенности детей 3 – 4 лет, чтобы полностью реализовать воспитательные возможности этой возрастной категории. Это очень важно, так как в этот период формируется характер и принцип поведения будущей личности. Именно в 3 – 4 года закладывается основа физического, интеллектуального и морально-волевого развития ребёнка.

Еще материалы - ребенку 3 год https://www.baby.ru/mycalendar/child/year/3/ Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Последние материалы раздела:

Рвота у ребенка без температуры и поноса

Одним из распространенных негативных явлений является детская рвота, которую вызывают различные причины. Чтобы их выяснить, необходимо учитывать различные факторы: возраст ребенка,...

Окружность головы и грудной клетки у детей

Окружность головы и грудной клетки - очень важные показатели, измерением которых занимаются детские врачи для определения физического развития ребенка. Что означает, если эти показатели...

Как вылечить кашель у ребенка быстро и эффективно

В силу анатомических особенностей строения дыхательной системы кашель у маленьких детей протекает в более выраженной форме, чем у взрослых пациентов.

birth-info.ru

Возрастные особенности детей 3-4 лет по фгос от рождения до школы

Любая мать следит за развитием любимого ребенка, но иногда оказывается, что приобретенных навыков недостаточно. Выясняются такие нюансы в детском садике. В яслях к малышам требований нет, их всему обучают. А вот к детям младшей группы 3- 4 лет предъявляется куча требований. Федеральные государственные стандарты (фгос) позволят родителям ознакомиться с требованиями и обучить ребенка, до поступления его в дошкольное учреждение. В этой статье читательницы узнают, какие характерные возрастные особенности детей 3-4 лет по фгос от рождения до школы.

Программа «От рождения до школы» написана для работников дошкольного детского учреждения, чтобы они следовали рекомендациям. Такие рекомендации могут помочь и родителям. Каждый ребенок уникален, поэтому этапы развития навыков разные. Изучив требования, родители смогут избежать замечаний воспитателя по поводу развития малыша.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Когда малышу исполняется три года, этот период получил название «кризис трех лет». Ребенок осознает себя личностью. Он пытается стать самостоятельным, и сердится, если у него не получается освоить навык.

Часто поведение крохи дома и в учреждении отличается. Спокойные, послушные дети дерутся и не слушаются педагога. А иногда домашний тиран в садике – само послушание и дисциплина. Поскольку карапуз обучается социализации, его манера общения зависит от обстоятельств в саду, семье. Педагоги легко выясняют, какие взаимоотношения в семье ребенка. Ребенок охотно рассказывает о доме, а некоторые события проявляются через игру и поведение с окружающими друзьями.

Возрастные особенности детей младшей группы характеризуются приобретением таких навыков:

  1. Умение играть в простые ролевые игры (дочки-матери, полицейский-преступник, волк-заяц). Сюжеты в игровой деятельности простые. На данном этапе дети обучаются играть по правилам и следовать им.
  2. Способность выбирать любимый цвет в рисовании. Ребенок пытается аккуратно раскрашивать раскраску, не вылезая за контуры. Однако малыши могут раскрасить всю картинку любимым цветом. На этом этапе у детей формируются представления о предмете. Например, бананы желтого цвета, яблоки – красного. Психологи на основании цвета могут сделать выводы о семье, настроении детей.
  3. Выполнение под руководством творческой работы. Приклеить, слепить, сделать поделку с помощью воспитателя малышу вполне под силу.
  4. Способность ориентироваться в пространстве. Малыши быстро осваивают, где туалет, столовая и комнаты.
  5. Формирование памяти и внимания. Дети могут выучить коротенький стишок, назвать последовательность предметов, состоящую из трех-четырех слов.
  6. Понимание причинно-следственной связи. Малыши понимают, что болезнь связана с врачами, лекарствами, термометрами. Также малыш может убрать из трех фигур лишнюю на основании определенных признаков.
  7. Появляется воображение. Дети могут придумать, что их обидела воспитательница и сами поверить в это. Иногда педагогам рассказывают выдуманные истории о семье. На этом этапе у ребенка может появиться воображаемый друг. Иногда дети сваливают поступки на игрушку.
  8. Формируются навыки социализации. Кого-то малыши уже называют другом, зовут в гости и расстраиваются, если он болеет. Сначала малыши просто играют рядом в кругу, но потом начинается четкое разделение по интересам. Девочки играют в куклы с подружками, мальчики строят башни из кубиков. Иногда мальчики с девочками объединяются для игры в прятки. Основные конфликты могут возникнуть из-за игрушек. Хотя у малышек возникают из-за цвета стульчика за столиком, сидением во время обеда с определенным мальчиком. В зависимости от отношения воспитателя к ребенку, у группы формируется аналогичное отношение.
  9. Развивается самооценка. Малыш гордо хвастается родителям о своих достижениях, похвале педагога.
  10. Появляется осознание половой принадлежности. Девочки ощущают себя красивыми принцессами, любят платья. Мальчики понимают, что они сильные мужчины.
  11. Следование правилам. Малыши адаптируются к режиму и выполняют его. Сначала они капризничают, такое случается, ведь домашний распорядок дня существенно отличается от режима в саду. И это нужно учитывать, со временем дети привыкают.
  12. Вкусовые предпочтения. Иногда еда в учреждении может казаться ребенку вкуснее домашней, а иногда наоборот.

Возрастные особенности детей 3-4 лет по фгос от рождения до школы изучили. Таким образом, следуя примерному плану развития ребенка по фгосу, можно воспитать самостоятельную, развитую личность.

detskoerazvitie.info

Возрастные особенности детей 3-4 лет по ФГОС

Возрастные особенности детей 3-4 лет

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Игра.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Художественное творчество.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам культурно-выработанным средствам восприятия.

ФЭМП.

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Память и внимание.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Воображение.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношение ребенок и ребенок.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Самооценка.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

multiurok.ru

Рабочая программа для детей 3-4 лет

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Родионово-Несветайского района детский сад «Ладушка»

ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Заведующий МБДОУ детским

МБДОУ детского сада «Ладушка» садом «Ладушка»

протокол №  ______ _________ Л.Ф.Тимченко

от  «___» ___________2016г. приказ № ____ от «_____»2016г.

Рабочая программа

составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой

и основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Ладушка»

(для детей от 3 до 4 лет)

Срок реализации программы 2016 – 2017 учебный год.

Автор составитель, воспитатель: Чубенко Н.В.

Воспитатель: Бабенко Т.В

сл. Родионово-Несветайская

2016 г.

Содержание

1.Целевой раздел

Пояснительная записка ……………………………………………………….……...3

1.1.Цели и задачи Программы………………………………………………………..3

1.2.Возрастные психологические и индивидуальные особенности контингента детей, воспитанников в образовательном учреждении …………………………....4

1.3. Планируемые промежуточные результаты освоения программы…………….5

2. Содержательный раздел

2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»……...7

2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»……………………...9

2.3. Образовательная область «Речевое развитие»……………………………....12

2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»……....16

2.5. Образовательная область «Физическое развитие» ………………………….18

2.6. Развитие игровой деятельности……………………………………………… 21

2.7. Взаимодействие детского сада с семьей……………………………………....27

3. Организационный раздел

3.1. Режим дня в ДОУ………………………………………………………………..29

3.2. План реализации непосредственно образовательной деятельности…….......31

3.3. Формы организации детских видов деятельности в ДОУ…………………….32

3.4.Условия реализации Программы………………………………………………..32

3.5 Мониторинг усвоения программы воспитанниками…………………………..33

4. Список литературы………………………….…………………………34

Раздел 1. Целевой

Пояснительная записка

Рабочая Программа составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Ладушка».

В рабочей Программе отражены образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (ФГОС ДО). Программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 38 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, учебному плану ДОУ.

Цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

  • формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ безопасной жизнедеятельности;

  • обеспечение физического, личностного и интеллектуального развития, формирование базисных основ личности;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать индивидуальные способности каждого ребенка;

  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной разнообразной деятельности детей;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, уважительное отношение к результатам детской деятельности;

  • обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

1.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет

Вторая младшая группа

В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка 3-4 лет зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходя к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. На первом этапе развития общения (3-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит, в основном, себя. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями.

Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

К 3-4 годам, вследствие качественных изменений в восприятии, ребенок переходит от восприятия отдельных конкретных действий и ситуаций к «обобщенному восприятию», становится способным к управлению восприятием. Это обеспечивает расширение рамок воспринимаемой и осознаваемой действительности, прежде всего через активное использование собственного прошлого опыта для решения возникающих задач и ситуаций; ведет к дальнейшему освоению, например, комплекса исследовательских действий, обеспечивающих деятельность ребенка в новых и сложных многофакторных динамических средах (физических, социальных).

1.3. Планируемые промежуточные результаты освоения программы

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы дости­гается следующий уровень развития ребенка по всем образовательным областям:

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

  • Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

  • Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитате­лем направление.

  • Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.

  • Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

  • Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

  • Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоцио­нально на него отзываться (кукольный, драматический театры).

  • Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

  • Может помочь накрыть стол к обеду.

  • Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

  • Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

  • Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

  • Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.

  • Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

  • Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).

  • Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

  • Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

  • Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».

  • Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крут­ую форму.

  • Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева— справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).

  • Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

  • Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).

  • Ориентируется в помещениях детского сада.

  • Называет свой город (поселок, село).

  • Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

  • Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

  • Проявляет бережное отношение к природе.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Рассматривает сюжетные картинки.

  • Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.

  • Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

  • Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

  • Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав от­рывок из него.

  • Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

  • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

  • Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

  • Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

  • Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разно­образные приемы лепки.

  • Создает изображения предметов из готовых фигур.

  • Украшает заготовки из бумаги разной формы.

  • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

  • Слушает музыкальное произведение до конца.

  • Узнает знакомые песни.

  • Замечает изменения в звучании (тихо — громко).

  • Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, прито­пывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).

  • Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

Раздел 2. Содержательный

Содержание пяти образовательных областей распределено по основным направлениям: «Социально – коммуникативное развитие» («Социализация», «Труд», «Безопасность»); «Познавательное развитие» - («Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений»); «Речевое развитие»(«Коммуникация», «Развитие речи», «Чтение художественной литературы»); «Художественно-эстетическое развитие» («Художественное творчество», «Музыка»),«Физическое развитие» («Здоровье», «Физическая культура»); По каждому направлению определены программные задачи интегрируемых направлений и целевые ориентиры детского развития. В рабочей программе представлен план организации деятельности детей на прогулке.

2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

«Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • Развитие игровой деятельности детей.

  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

«Безопасность».

Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и не живой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с работой водителя.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот). Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.

«Труд»

Содержание основной деятельности направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- развитие трудовой деятельности;

- воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

ОБЖ

Конструирование

Сентябрь

1.«Правила безопасного поведения на улицах».

2.«О правильном питании и пользе витаминов»

1.«Башенки, лесенки».

2.«Поезд»

Октябрь

1.«Взаимная забота и помощь в семье»

2.«Опасные предметы».

1.«Мебель».

2.«По замыслу».

Ноябрь

1.«О правилах пожарной безопасности».

2.«Поведение ребёнка на детской площадке».

3.«Правила поведения при общении с животными».

1.«Забор возле дома».

2.«Лесенка».

Декабрь

1.«Небезопасные зимние забава».

2.«Бережём своё здоровье, или правила доктора Неболейко».

1.«Домик».

2.«Башня с флажком».

Январь

1.«Правила поведения при пожаре».

2.«Правила поведения на природе».

1.«Кресло».

2.«Мебель для кукол».

Февраль

1.«Опасные ситуации дома».

2.«Дорожные знаки».

1.«Загон для лошадок».

2.«Ворота для машины».

Март

1.«Айболит проверяет здоровье детей».

2.«Пешеходный переход».

1.«Горка и дорожка».

2.«Мост и дорога для машины».

Апрель

1.«Твои помощники на дорогах».

2. «Соблюдаем режим дня».

1.«Ворота».

2.«Автобус».

Май

1.«Правила безопасного поведения на дороге».

2. «Если ребёнок потерялся».

1.«Ворота и скамейка».

2.«Кукла вышла на прогулку».

2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

«Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • Сенсорное развитие.

  • Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

  • Формирование элементарных математических представлений

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Сентябрь

«Занятие №1»

«Путешествие в зоопарк»

«Занятие №2»

«Цветочки»

Октябрь

«Занятие «1».

«Анрюша и цыплёнок».

«Путешествие в лес за грибами».

«Занятие №4».

Ноябрь

«Занятие №1».

«Круг и квадрат».

«Занятие №2».

«Гусеницы и лесенки».

«Занятие №4».

Декабрь

«Занятие №1».

«Новогодняя ёлочка».

«Занятие №3».

«Закрепление».

Январь

«Занятие №1».

«Занятие №2».

«Занятие №3».

«Занятие №4».

Февраль

«Занятие №1».

«Занятие №2».

«Занятие №3».

«Занятие №4».

Март

«Занятие №1».

«Занятие №2».

«Занятие №3».

«Занятие №4».

Апрель

«Занятие №1».

«Занятие №2».

«Занятие №3».

«Занятие №4».

Май

«Занятие №1».

«Занятие №1».

«Закрепление».

«Закрепление».

Формирование целостной картины мира

Месяц

Тема

Сентябрь

1.«Хорошо у нас в детском саду»

2.«Плоды фруктовых деревьев»

3.«Овощи с огорода»

4.«Что мы делаем в детском саду»

Октябрь

1.«Беседа о бабушках»

2.Рассматривание картины «Кошка и котёнок».

3.«Беседа о хлебе».

4.«Кому что нужно для работы».

Ноябрь

1.«Знакомство со свеклой и картофелем».

2.Рассматривание картины «Лошадь с жеребёнком».

3.Беседа «К чему ведут ссоры в игре».

4.«Папа, мама, я – семья».

Декабрь

1.«Моё родное село».

2.«Разноцветные льдинки».(Наблюдение).

3.Игра «Чудесный мешочек».

4.Беседа «Зима в лесу».

5.«Рассмотрение построек из снега».

Январь

1.«Повторение русских народных потешек».

2.«Покорми птиц зимой».

3.«В январе, в январе, много снега во дворе…».

Февраль

1.«Знакомство со свойствами бумаги и ткани».

2.«Знакомство с понятием «мебель»

3.«Заяц и волк – лесные жители».

Март

1.«Посадка репчатого лука».

2.«Вот какая мама, золотая прямо».

3.Наблюдение «Вода – друг человека».

4.«Помогите Незнайке».

5.Беседа «Берегите книги».

Апрель

1.«Прогулка по весеннему парку».

2.«Мы – космонавты».

3.«Наш зайчонок заболел».

4.«Знакомство с одуванчиками».

Май

1.Беседа о Дне Победы.

2.Работа с детьми в цветнике (на клумбе).

3.«Экологическая тропа».

4.Рассматривание картин «Собаки, кошки, мышки».

2.3. Образовательная область «Речевое развитие»

Содержание образовательной работы по речевому развитию включает:

- владение речью как средством общения;

- развитие понимания речи и обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой культуры.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Сентябрь

1.Чтение РНС «Кот , петух и лиса».

2.Заучивание стихотворения

3.«Осень наступила».

4.«Звуковая культура речи: звук «у».

5.Рассматривание иллюстраций к РНС «Колобок»

Октябрь

1.Описание игрушек – котёнка, мышонка, жеребёнка»

2.Заучивание стихотворения А. Барто «Игрушки».

3.«Звуковая культура речи: звук «о». Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

4.Пересказ сказки «Репка».

5.Беседа на тему «Что такое хорошо, что такое плохо».

Ноябрь

1.Чтение стихотворений об осени.

2.«Описание внешнего вида куклы Оли».

3.«Рассматривание сюжетных картин».

4.Пересказ сказки К.Чуковского «Цыплёнок».

Декабрь

1.«Звуковая культура речи: звук «б», «д».

2.Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

3.Составление описательного рассказа о животных по картинам.

4.Заучивание стихотворений о зиме.

Январь

1.Чтение РНС «Гуси – лебеди»

2.Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».

3.Звуковая культура речи» звуки «м», «мь». Д/У «Вставь словечко».

4.Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Февраль

1.Чтение РНС «Лиса и заяц».

2.Рассматривание иллюстраций к сказке «Лиса и заяц».

3.Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки – распетушились».

4.«Описание овощей и фруктов».

Март

1.Чтение стихотворения И.Косякова «Всё она». Д/У «Очень мамочку люблю, потому, что…».

2.Заучивание стихотворений о маме.

3.Пересказ сказки «У страха глаза велики».

4.Рассматривание сюжетной картины.

Апрель

1.Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна».

2.Звуковая культура речи: звук «ф».

3.Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

4.Настольный театр по сказке «Лиса и волк».

Май

1.Заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенние гости».

2.Звуковая культура речи: звук «ц».

3.«Описание предметов посуды».

Художественная литература.

  • Воспитание интереса и любви к чтению;

  • развитие литературной речи.

  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Месяц

Организованная деятельность

Сентябрь

Чтение

«Пальчик-мальчик…»

«Заинька, попляши…»

«Колобок»

«Волк и козлята»

«Рукавичка», «Коза-дереза»

К. Бальмонт. «Осень»;

А. Блок. «Зайчик»;

А. Кольцов. «Дуют ветры…»

А. Плещеев. «Осень наступила…»

А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);

К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса Патрикеевна»;

«Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

Октябрь

Чтение

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 «Упрямые козы»

С. Маршак. «Зоосад», (из цикла «Детки в клетке»)

К. Чуковский «Мойдодыр»

Б. Житков «Три лисички»

С. Маршак. «Жираф»,  «Зебры», (из цикла «Детки в клетке»)

А. Блок. «Зайчик»

 «Тили-бом! Тили-бом!»

С. Маршак«Белые медведи», «Страусенок», (из цикла «Детки в клетке»)

 К. Чуковский. «Путаница»

Заучивание наизусть:

А. Плещеев. «Сельская песня»

В. Берестов. «Петушки»

Ноябрь

Чтение

 «Сорока, сорока...»

«Кот, петух и лиса»

А.Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)

«Рукавичка», обр. Е. Благининой

С. Маршак «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»)

К. Чуковский. «Краденое солнце», «Так и не так»;

«Два жадных медвежонка»

Заучивание наизусть: 

К. Чуковский «Елка»

Декабрь

Чтение

«Снегурушка и лиса»

 «Как у нашего кота...»

«У солнышка в гостях»

С.  Гродецкий, «Кто это?»

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши,  косые глаза, короткий хвост»

«Гуси-лебеди»

Л. Воронкова. «Снег идет» (из книги «Снег идет»)

В.Берестов. «Курица с цыплятами»,

 Заучивание наизусть: 

Е. Ильина «Наша елка» (в сокр.)

Январь

Чтение

«Заря-заряница...»;

С. Маршак. «Тихая сказка», 

А. Н. Толстой. «Петушки».

«Чики-чики-чикалочки...»,

В.Берестов «Бычок»;

Н. Носов «Ступеньки»;

«Рукавичка»

«Кисонька-мурысенъка...»

«Лиса-нянька»

Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»;

Д. Хармс «Храбрый еж»;

Заучивание наизусть: 

К. Чуковский «Елка» (в сокр.);

Февраль

Чтение

К. Чуковский «Муха-цокотуха»

Й. Чапек «В лесу»

 «Сидит белка на тележке...»«Лиса и заяц»В. Берестов «Петушки»;

«Жили у бабуси...»,

Е. Бехлерова. «Капустный лист»

 Заучивание наизусть:   

Н. Саконская «Где мой пальчик?»

Март

Чтение

«Храбрец-молодец»

А. Н. Толстой «Еж»

 П. Косяков «Все она»

Л. Толстой «Птица свила гнездо...»

К. Ушинский. «Васька»

«Тень, тень, потетень..»«У страха глаза велики»

А. Майков.  «Ласточка примчалась...»

К. Чуковский «Айболит» Заучивание наизусть:

«Мыши водят хоровод»,русские народные песенки

Апрель

Чтение

«Дождик, дождик, пуще...»«Теремок»

«Петух и лиса»

А. Плещеев «Весна» (в сокр.)

Л. Толстой. «У Вари был чиж...»

А. Барто, «Девочка чумазая»

«Поет зяблик»С. Капугикян. «Маша не плачет»

«Радуга-дуга...»

С. Маршак. «Сказка об умном мышонке»

К. Чуковский. «Черепаха»

Л. Толстой. «Пришла весна...»

«Не только в детском саду»

Май

Чтение

«Курочка-рябушечка...»

 «Разговор лягушек», пер. С. Маршака.

В. Маяковский «Что ни страница — то слон, то львица»

В. Бианки. «Купание медвежат»

«Травка-муравка»

Э. Мошковская «Жадина»

Ю. Дмитриев «Синий шалашик»

«Бычок — черный бочок, белые копытца»

«Тень, тень, потетень..»

«Пых»

К. Чуковский. «Чудо-дерево»

А. Н. Толстой «Лиса»

К. Бальмонт, «Комарики-макарики»

С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»

2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

«Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

  • Развитие детского творчества.

  • Приобщение к изобразительному искусству».

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Рисование

Лепка

Аппликация

Сентябрь

1.«Привяжем к шарикам цветные ниточки».

2.«Разноцветный ковёр из листьев».

3.«Красивый полосатый коврик».

4.«Красивые лесенки».

1.«Разные цветные мелки».

2.«Хлебная соломка».

1.«Большие и маленькие мячи».

2.«Большие и маленькие яблоки на тарелке».

3.«Ягоды и яблоки на блюдце».

Октябрь

1.«Осенний лист».

2.«Идёт дождь».

3.«Колечки».

4.Рисование по замыслу.

1.«Бублики».

2.«Колобок».

1.«Скворечник».

2.«Разноцветные огоньки в домах».

Ноябрь

1.«Нарисуй что-то круглое».

2.«Падают, падают листья».

3.«Мой весёлый звонкий мяч».

4.«Светлячок».

5.«Планета Земля».

1.Лепка по замыслу.

1.«Шарики и кубики».

2.«Яблоко с листочками».

Декабрь

1.«Украсим рукавичку – домик».

2.«Вьюга – завируха».

3.«Серпантин танцует».

4.«Праздничная ёлочка».

1.«Сороконожка».

2.«Снеговик».

3.Лепка по замыслу.

1.«Красивая салфеточка».

2.«Снежинки – сестрички».

Январь

1.«Звезда».

2.«Мы слепили на прогулке снеговиков».

3.Рисование по замыслу.

1.Лепка по замыслу.

2.«Воробушки и кот».

1.«Снеговик».

Февраль

1.«Деревья в снегу».

2.«Снег идёт».

3.Рисование по замыслу.

4.«Самолёты летят».

1.«Мышка – норушка».

1.«Мойдодыр».

2.«Лоскутное одеяло».

Март

1.«Цветы для мамочки».

2.«Солнышко, солнышко, раскидай колечки».

3.«Почки и листочки».

4.«Книжки – малышки».

1.«Неваляшка».

2.«Сосульки – воображульки».

3.Лепка по замыслу.

1.«Букет цветов для мамочки».

2.«Ходит в небе солнышко».

Апрель

1.«Скворечник».

2.«Утёнок».

3.«Огурцы и лук».

4.«Ягоды на веточке».

1.«Красивая птичка».

2.«Вишни в корзинках».

1.«Ракета»

2.«Овощи на тарелке».

Май

1.«Картинка о празднике».

2.«Одуванчики в траве».

3.Рисование красками по замыслу.

4.«Божья коровка».

5.«Ягодка за ягодкой».

1.«Ягодки на тарелочке».

2.«Мостик».

1.«Носит одуванчик, жёлтый сарафанчик».

2.«Домик».

2.5. Образовательная область «Физическое развитие»

Содержание образовательной работы по физическому развитию включает:

  • приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

  • овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Режим двигательной активности

Формы работы

Виды занятий

Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей

Физкуль-турные занятия

в помещении

2 раза в неделю

15мин

на улице

1 раз в неделю

15мин

Физкуль-турно-оздорови-тельная работа в режиме дня

утренняя гимнастика

ежедневно 5-6мин

подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

ежедневно 2 раза (утром и вечером)

15мин

физкультминутки (в середине статического занятия)

2-3мин ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий

Актив-ный отдых

физкультурный досуг

1 раз в месяц 20мин

физкультурный праздник

-----

день здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная двигате-льная деятель-ность

самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

ежедневно

самостоятельные подвижные и спортивные игры

ежедневно

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Сентябрь

Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.

Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки.

Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах.

Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

Октябрь

Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью не менее 5 минут.

Во время занятий и в проме­жутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты

Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом.

Учить пользоваться только своими предметами личной гигиены.

Дать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

Пальчиковая гимнастика:«Капуста».

Ноябрь

Приучать детей находиться в помещении в облегчённой одежде. Обеспечивать их пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня.

Воспитывать привычку мыть руки с мылом, быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем

Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

Беседа с детьми:«Что будет, если мы не будем мыть руки».

Декабрь

Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовыми предметами, салфеткой.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Чудесный мешочек «Туалетные принадлежности»

Январь

Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движения.

Формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.

Беседа «Что такое здоровье?»

Памятка для родителей «Профилактика ОРВИ»

Февраль

Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.

Формировать умение детей следить за своим внешним видом, учить одеваться в правильной последовательности.

Формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций приносящих вред здоровью.

Беседа «Как стать сильным и здоровым как папа!».

Март

Приучать детей находиться в помещении в облегчённой одежде. Обеспечивать их пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: не крошить хлеб, не разговаривать с полным ртом.

Беседа «Как надо одеваться весной»

Апрель

Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.

Продолжать формировать умения детей пользоваться носовым платком, салфеткой.

Беседа с детьми: «Берегите здоровье!».

Май

Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов( воздух, солнце, вода)

Формировать умение одеваться по сезону на улицу и в помещении в определённой последовательности.

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода. Правила закаливания».

2.6. Развитие игровой деятельности детей

Месяц

Тема игры

Цель

Методы и приемы

Сентябрь

«Детский сад»

Закреплять желание и умение отображать жизненные примеры, самим распределять роли, обогащать ролевое поведение новыми игровыми идеями.

Рассматривание иллюстраций и беседа на тему:«Профессии».

Экскурсия в старшую группу.

«Кто за рулем?»

Обогащать ролевое поведение ребенка, способствовать возникновению у ребенка желания играть со сверстниками, умение осознавать себя в определенной роли. Знакомить с трудом водителя

Экскурсия к дороге.

Наблюдения. Рассматривания.

Рассказ. Объяснения. Игра.

«Магазин».

Продолжать отражать в сюжетно – ролевых играх новые впечатления о жизни и труде людей. Поощрять применение игр – заместителей, закреплять умение создавать игровую обстановку, знакомить с профессией продавца.

Обогащение

игрового опыта

Дидактическая игра.

Рассказ.

«Больница»

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять умение создавать игровую обстановку (устраивать кабинет врача). Проявлять в играх добрые чувства по отношению к сверстникам.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа.

Игра.

Октябрь

 «Путешествие в лес»

Развивать в детях творчество, речь, мышления; закреплять знания о труде взрослых, развивать желание играть в игре сообща

Беседа.

Игровая ситуация.

Рассматривание иллюстраций

«Ферма»

Продолжать отражать в сюжетно – ролевых играх новые впечатления о жизни и труде людей, знания о домашних животных

Дидактическая игра.

Просмотр иллюстраций

«Пожарные»

Продолжать отражать в сюжетно – ролевых играх новые впечатления о жизни и труде людей, продолжать знакомить с профессией пожарных

Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра.

Ситуации.

Беседа.

«Магазин»

 Развивать свободное общение со взрослыми людьми, развивать игровую деятельность, формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстника.

Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра.

Ситуации.

Наблюдения.

Беседа.

Ноябрь

«Семья»

 Продолжать использовать в игре реалистические тематики жизни семьи. Закреплять у детей умение создавать последовательный сюжет игры.

Беседы.

Чтение художественной

литературы. Обогащение

игрового опыта.

«Детский сад»

Закреплять желание и умение отображать жизненные примеры, самим распределять роли, обогащать ролевое поведение новыми игровыми идеями

Рассматривание иллюстраций.

Наблюдения.

Беседы.

Экскурсия к старшим детям

«Строитель»

Продолжать отражать в сюжетно – ролевых играх новые впечатления о жизни и труде людей, познакомить с профессией строителя.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы.

Чтение стихотворений о строителях.

«Магазин»

Продолжать отражать в сюжетно – ролевых играх новые впечатления о жизни и труде людей. Поощрять применение игр – заместителей, закреплять умение создавать игровую обстановку, знакомить с профессией продавца.

Беседа. Рассматривание.

Дидактическая игра.

Игра.

Декабрь

«Санный поезд»

Развивать в детях творчество, речь, мышление; закреплять физические навыки

Беседа. Рассматривание.

Дидактическая игра.

Игра.

«Повара»

Развивать в детях творчество, речь, мышление; закреплять знания о труде взрослых, развивать желание играть в игре сообща.

Беседа. Экскурсия

Рассматривание.

Дидактическая игра.

Игра.

Январь

«Путешествие в зимний лес»

Развивать у детей интерес к путешествию, желание играть вместе

Беседа. Прогулка.

Рассматривание.

Дидактическая игра.

Игра.

«Магазин»

Продолжать учить детей использовать в сюжетно – ролевых играх – игрушки самоделки. Закреплять умение создавать игровую обстановку, действовать согласовано.

Беседа.

Рассматривание.

Игра.

«Парикмахерская»

Обогащать ролевое поведение ребенка, способствовать возникновению у ребенка желания играть со сверстниками, умение осознавать себя в определенной роли. Знакомить с трудом парикмахера

Беседа.

Игра.

«Больница»

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять умение создавать игровую обстановку. Проявлять в играх добрые чувства

Беседа.

Игра.

Февраль

«Строители»

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять умение создавать игровую обстановку, знакомить с профессией строителя

Беседа.

Дидактическая игра.

Игра.

«Магазин»

Продолжать учить детей использовать в сюжетно – ролевых играх игрушки-заместители. Закреплять умение играть по 2-3 человека, создавать игровую обстановку, действовать согласовано.

Беседа.

Рассматривание.

Дидактическая игра.

Игра.

«Папа хороший хозяин»

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи, осознанию роли папы

Рассматривание.

Игра. Разыгрывание ситуаций

Март

«Мама пришла с работы»

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи, осознавать, какую роль играет мама в жизни детей

Разыгрывание ситуаций

«Поздравим маму»

Учить проявлять творческую инициативу и фантазию в игре, развивать желание радовать близких людей, формировать навыки позитивного общения в группе

Разыгрывание ситуаций

Апрель

«Путешествие в космос»

 Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять умение создавать игровую обстановку, знакомить с профессией космонавта

Рассматривание.

Игра. Разыгрывание ситуаций

«Кто шофёр?»

Обогащать ролевое поведение ребенка, способствовать возникновению у ребенка желания играть со сверстниками, умение осознавать себя в определенной роли. Знакомить с трудом водителя

Рассматривание.

Игра. Разыгрывание ситуаций

«Медвежонок и зайка обедают »

Обогащать ролевое поведение ребенка, способствовать возникновению у ребенка желания играть со сверстниками.

Игра. Разыгрывание ситуаций

«Лётчики готовы к полёту»

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять умение создавать игровую обстановку, знакомить с профессией летчика

Рассматривание.

Уточнение.

Разыгрывание ситуаций

Май

«Железная дорога»

 Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять умение создавать игровую обстановку, знакомить с профессией машиниста

Игра. Разыгрывание ситуаций

«Цветочный магазин»

Продолжать учить детей использовать в сюжетно – ролевых играх – игрушки самоделки. Закреплять умение создавать игровую обстановку, действовать согласовано.

Рассматривание.

Игра. Разыгрывание ситуаций

2.7. Взаимодействие детского сада с семьей

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.  

 Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) регулируется договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей.

Формы работы с родителями:

-  общие и групповые родительские собрания;

- беседы, консультации   для родителей (индивидуальные и групповые);

- дни открытых дверей;

- оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, информационные листки, фотовыставки в группе;

- составление банка данных о семьях воспитанников;

- создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями праздников, мероприятий и досугов.

Методы изучения семьи:

- анкетирование родителей;

- беседы с родителями;

- беседы с детьми;

- наблюдение за ребенком.

Годовой план работы с родителями.

Месяц

Содержание работы

Итог

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1. «Проблема адаптации детей к новым условиям жизни»

2.«Основные правила для родителей воспитанников детского сада»

3.Значение режима дня для детей.

4. «Физическое воспитание детей в семье»

5. «Чудо с грядки»

Консультация

Памятка

Беседа

Собрание

Выставка

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1. «Осенины»

2.Сказки, которые мы читаем детям.

3. «Формируем здоровый образ жизни у дошкольников»

Праздник

Консультация

Памятка

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1. «Вредные привычки»,

«Взаимодействие ДОУ и семьи по укреплению и сохранению здоровья детей».

2. «Все на земле от материнских рук!»

3.«Как правильно общаться с детьми».

4.Родительское собрание

«Скоро Новый год»

Консультация

Развлечение

Инд. беседы

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1. «Мастерская дедушки Мороза» (изготовление поделок).

2. «Прогулки – это важно!»

3. «Здравствуй, ёлка!»

Конкурс

Беседа – консультация

Праздник

Я

Н

В

А

Р

Ь

1.«Развитие мелкой моторики у ребёнка»

2. «Рождественские колядки»

3. «Осторожно, гололёд».

(Профилактика травматизма у детей).

4. Профилактика гриппа, ОРЗ, ОРВИ

Консультация

Праздник

Беседа

Консультация

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1.Одежда детей в группе и на улице.

2.«Наши папы сильные, наши папы смелые!»

3. «Что важно знать о ребёнке 3-4-х лет».

4. «Компьютер – за и против».

Индивид.

консультация

Досуг

Родительское собрание

Консультация

М

А

Р

Т

1. «Подарок маме своими руками»

2. «Лучшая мама на свете».

3.«Приобщаем малыша к спорту»

Выставка детских работ

Праздник

Рекомендации

А

П

Р

Е

Л

Ь

1.«День смеха»

2. «Весна-красна!»

3. «Чему мы научились?».

4. «День открытых дверей».

Развлечение

Развлечение

Родительское собрание

М

А

Й

1. «Детям знать положено правила дорожные».

2.«Итоги работы детского сада за прошедший учебный год. Перспективы».

3. «Летний отдых детей», «Прогулки в природу».

Беседа

Общее родительское

собрание

Консультация

Раздел III. Организационный раздел

3.1.Режим дня в ДОУ.

Режим дня составлен с расчетом на 10-часовое пребывание ребенка в детском саду. Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей в младшей группе: с 7.30 до 17.30.

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизические возможности детей, их интересы, потребности и индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.), обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды).

Режим дня2 младшей группы на 2016-2017 учебный год

(холодный период года)

Режим работы: 10 часов

Режимные моменты

Время

Прием детей, самостоятельная деятельность, игры

7.30 - 8.10

Утренняя гимнастика

8.35 - 8.40

Подготовка к завтраку

8.40 - 8.55

Завтрак

8.55 – 9.20

Непосредственно образовательная деятельность № 1

9.30 - 9.45

Непосредственно образовательная деятельность № 2

9.55 - 10.10

Второй завтрак

10.10

Подготовка к прогулке

10.10 – 10.30

Прогулка

10.30 - 12.00

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

12.00 - 12.10

Обед

12.10 – 12.40

Подготовка ко сну, дневной сон

12.40 - 15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.20

Подготовка к полднику, полдник

15.20 - 15.40

Игры, самостоятельная и организованная образовательная деятельность, чтение художественной литературы

15.40 - 16.20

Подготовка к прогулке

16.20 – 16.30

Прогулка, игры, уход домой

16.30 - 17.30

В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке.

Режим дня в детском саду (теплый период года).

Режимные моменты

Время

Утренний прием на свежем воздухе.

Игры на улице

7.30-8.15

Гимнастика на улице

8.00-8.10

Подготовка к завтраку

8.10-8.30

Завтрак

8.30 – 8.50

Подготовка к прогулке

8.55 - 9.15

Прогулка (познавательно-игровая деятельность, самостоятельная деятельность, подвижные игры, труд, индивидуальная работа). Воздушные и солнечные ванны

9.15-11.30

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

11.30- 11.50

Обед

11.50 - 12.20

Подготовка ко сну

12.20 – 12.40

Дневной сон

12.40-15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.00-15.20

Полдник

15.20-15.40

Прогулка, игры, самостоятельная деятельность

15.40-17.00

Уход детей домой

17.00-17.30

Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -13°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2.00 – 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 4 часов.

По действующему СанПиН2.4.1.3049-13 для детей четвертого года жизни непосредственно образовательная деятельность составляет не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут (всего 2 часа 30 минут в неделю). Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.

Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Общественно-полезный труд детей младшей группы проводится в форме побуждения к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

3.2. Расписание непосредственно образовательной деятельности.

Образовательные области

Базовый вид деятельности

Периодичность

Физическое

развитие

Физическая культура в помещении

2

Физическая культура на прогулке

1

Итого всего количество НОД / количество часов

3/45мин

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская деятельность

2

Итого всего количество НОД / количество часов

2/30мин

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

1

Итого всего количество НОД / количество часов

1/15мин

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Рисование

1

Лепка

0,5

Аппликация

0,5

Музыка

2

Итого всего количество НОД/ количество часов

4/60 мин

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

ОБЖ

0,5

Конструирование

0,5

Итого всего количество НОД/ количество часов

1/15мин

Объем НОД (количество) в неделю

11

Объем НОД (общее количество времени) в неделю

2ч. 45 минут

Вариативная часть

Общая нагрузка

Нет

-

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Ситуативные беседы при

проведении режимных моментов

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

3.3. Формы организации детских видов деятельности в ДОУ

Каждый вид деятельности включает в себя следующие формы работы.

Двигательная деятельность: утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале.

Продуктивная деятельность: мастерские по изготовлению продуктов детского творчества, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии Коммуникативная деятельность: беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги

Трудовая деятельность: поручения (в т.ч. подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд.

Познавательно- исследовательская деятельность: наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры.

Музыкально- художественная деятельность: слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале

Чтение художественной литературы - рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и др.).

Игровая деятельность: игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, малоподвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные).

3.4. Условия реализации Программы

Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.

Пространство в группе безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающееся. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского возраста. В основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому необходимо каждый раз обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу.

В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития выступают:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;

  • уголок ряжения (для театрализованных игр);

  • книжный уголок;

  • зона для настольно-печатных игр; выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

  • уголок природы (наблюдений за природой);

  • уголок физической активности;

  • уголок для игр с водой и песком;

  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.). Материально – техническое обеспечение основной общеобразовательной программы основывается на методических разработках к программе «От рождения до школы» авторов Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Техническое обеспечение, средства обучения и воспитания, игровой, дидактический материал - на достаточном уровне.

3.5. Мониторинг усвоения программы воспитанниками

Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования).

Целью мониторинга освоения образовательной программы является изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.

Задачи:

1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов деятельности.

2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.

3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.

Педагогическая диагностика (мониторинг) направлена на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как знания и представления, умения и навыки.

Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении, что реализует принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы».

Список методической литературы

  1. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2015г.

  2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа. – М.: Мозаика –Синтез, 2015г.

  3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016г.

  4. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7лет /Авт.-сост. Э.Я.Степаненкова.-М.: Мозаика-Синтез, 2016г.

  5. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  6. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез 2016г.

  7. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015г.

  8. Помораева И. А.,Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

  9. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  10. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Младшая группа (от 3 до 4 лет)/ авт.-сост. Т.В.Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова. – Изд. 2-е. –Волгоград: Учитель, 2016г. ISBN 978-5-7057-4559-3

  11. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5лет/ Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  12. Дыбина О.В. Ознакомление с предметами и социальным окружением. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.

  13. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа.- М.: Мозаика-Синтез 2016г.

  14. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016г.

  15. «От рождения до школы» авторов Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

  16. Винникова Г.И. Занятие с детьми 2-3лет. Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  17. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.

22

kopilkaurokov.ru


Смотрите также