Post Icon



Возрастные особенности развития детей 3 4 лет вторая младшая группа


Возрастные особенности детей 3-4 лет лет (вторая младшая группа)

Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период до­школьного детства.

Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96±4,3 см, вес 12,5±1 кг, окружность груд­ной клетки 51,7±1,9 см, окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребен­ка составляет уже 80% от объема черепа взрослого.

Особенности опорно-двигательного аппарата

Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неус­тойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слиш­ком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыха­ния. В период 3-4 лет диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, осо­бенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная муску­латура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в про­цессе изобразительной деятельности, в строительных и дидакти­ческих играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и по­вороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом.

Дыхательные пути

Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носо­вые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположен­ность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыха­ние и согласовывать его с движением. Важно приучать детей ды­шать носом естественно и без задержки. Очень полезны для ма­лышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями.

Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыха­ния лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии по­сильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба.

Центральная нервная система

В дошкольном возрасте происходит совершенствование стро­ения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к ана­лизу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процес­сах значительная роль принадлежит не только непосредственно­му восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое.

Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комна­ту вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Воспитате­ли на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание.

Процессы возбуждения и торможения в коре головного моз­га легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движе­ниях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают.

Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.

У ребенка 3-3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут восприни­мать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая прав ильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и сло­весные воздействия на детей .

Развитие личности

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно но­выми чертами. Одна связана с формированием личности ребен­ка, другая – с формированием его деятельности.

С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и зна­ния о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с поло­виной года ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Период появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста) знаменуется переменами в его поведе­нии – возникает стремление действовать самому. С возникновением «системы Я» В психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответ­ствовать требованиям взрослых, быть хорошим.

Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному жела­нию и соответственно требованиям взрослых – создает у ребен­ка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь.

Самосознание

Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявля­ются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни назы­вают «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.

Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определен­ную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность дей­ствий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только фор­мируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обста­новки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость де­тей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольни­ки отвлекаются в течение одной игры иногда до 12-13 раз.

Преднамеренность, произвольность деятельности предпола­гает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с парт­нером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей.

На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлека­ет мотив сделать вещь для себя, для своей игры (лепка, рисова­ние, конструирование). Мотив общественной пользы для ребен­ка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию при­водит к противоречию с его реальными возможностями. Разре­шением этого противоречия становится развитие игровой дея­тельности как ведущей в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполне­ние одних действий с одними предметами предполагает их отне­сенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формиро­ваться.

Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жиз­ни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направ­лении его достижения.

Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в пер­вую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем. Когда ребенок заявляет: «Я сам», он оказывается в положении, выход из которого возможен по двум направлениям:

Развитие психических процессов

Годы дошкольного детства – это годы интенсивного психи­ческого развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка дан­ного возраста является потребность в общении, уважении, при­знании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Восприятие

Ведущей познавательной функцией является вос­приятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень вели­ко, так как оно создает фундамент для развития мышления, спо­собствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать веду­щие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие бу­дет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит раз­виваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенно­сти предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенство­ваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направ­ленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от дру­гих. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные каче­ства, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способ­ность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Внимание

Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы пере­ключить его внимание с объекта на объект, часто требуется не­однократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребе­нок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его ус­тойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ре­бенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.

Память

Процессы памяти остаются непроизвольными. По-­прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разроз­нен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памя­ти два объекта, к концу года – до четырех объектов.

Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоми­нается то, что было связано с собственным движением.

Мышление

В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимоза­висимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, на­пример, следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно­-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут срав­нивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиям и типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отноше­ние общего к частному и частного к общему понимается ребен­ком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более разви­том мышлении.

Воображение

На четвертом году жизни воображение у ребен­ка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действо­вать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать са­мостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают форми­роваться и про являться.

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до нача­ла деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разру­шается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само воз­никновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситу­ации, предмета, кратковременного эмоционального пережива­ния. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности.

Речь

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуатив­ной и диалогической, но становится более сложной и разверну­той. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появля­ются сложные предложения.

В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особен­ность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые пла­ны, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на сло­вах действия, которые опускает в реальности.

apsych.ru

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» Вторая младшая группа

План: 1. «Возрастные особенности развития детей 3-4 года» 

2. «Задачи воспитания и обучения во 2 младшей группе»3. Окно

Ход собрания:

Здравствуйте уважаемые родители, мамы, папы!

Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании.

На входе в зал, где проводиться родительское собрание родителям предлагается заполнить газету «Мы хотим, чтоб наши дети стали…».

Посмотрите на нашу замечательную газету. Чего же родители ожидают от своих детей?

Чтоб они стали сильными, умными, честными, здоровыми, любознательными и т. д.

Ваши мечты осуществляться, если мы с вами будем работать в тесном контакте. Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

1. Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.

Возьмите все по цветку раскрасьте их. А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

2. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!

Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что делать с этим завтра. Причем не только в знаниях, но и в поступках.

Итак, ваши дети перешли во вторую младшую группу и мы сегодня поговорим о возрастных особенностях детей 3-4 лет.

Возрастные особенности детей 3 - 4 лет.

Слайд 2: Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего детства к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.

Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. 

Слайд 3: Поэтому: как не надо себя вести.

• Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

• Не надо говорить «да» когда необходимо твёрдое «нет».

• Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.

Слайд 4: Хотелось бы обратить внимание на «кризис трех лет», когда малыш, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

         Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.

         Стремление к самостоятельности формируется у ребенка в опыте сотрудничества со взрослыми. Взрослый постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Слайд 5: Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

Слайд 6: в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Слайд 7: Ребенок 3-4 лет не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

         В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

         В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

         Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Вопрос 2 «Задачи воспитания и обучения во 2 младшей группе»

Слайд 8: Что должен уметь ребенок 3-4 года

ФЭМП (Математика):

 Ребенок должен уметь составлять группы из однородных предметов; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; понимать вопрос «Сколько?».2. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

3. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.

4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

5. Ребенок должен уметь ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

6. Ребенок должен уметь ориентировать в расположении частей своего тела. Различать правую и левую руки.

Слайд 9: Развитие Мышления, Памяти, Внимания

1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор.4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.

11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Слайд 10: Развитие Речи

1. Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета.5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки.7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.

8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Слайд 11: Окружающий мир

1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.

6. Ребенок должен уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

Слайд 12: Культурно – гигиенические навыки

1.Ребенок должен уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчесткой и носовым платком.

2. Ребенок должен уметь правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

5. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности

Ребенок должен уметь здороваться со взрослыми и сверстниками, называть себя и других по имени, воспитателей, помощников воспитателей, работников ДОУ по имени отчеству.

Мы просим Вас тоже обращать внимание на это, помогать нам воспитывать у детей культуру общения.

infourok.ru

Родительское собрание во второй младшей группе на тему "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет"

1.Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.

2Игра- ведущая деятельность ребенка.

3. Подведение итогов. Разное.

Цель: обогащение родительских представлений овозрастных изменениях детей 3-4 лет; о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет; дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.Форма проведения: игровой практикум.Участники: родители, воспитатели.

Вводная часть. - Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Ребёнок пришёл в детский сад. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же как и все. Он часть группы, и зачастую он не знает как себя вести. Поэтому дома установка должна быть следующей: ребёнок - не главный в семье, а часть семьи.

Взрослые встают в круг, ведущий предлагает поменяться местами тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, у кого 2 детей, кто любит кошек и т.д.)

Обращает внимание на то, что все разные, но всегда можно найти то, что объединяет.

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы все (дети, педагоги и родители) составляем треугольник, во главе треугольника конечно же стоит ребёнок. Он познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка.

Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.

Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Поэтому

-Нашу встречу хочется начать с вопроса:

- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?

- Стал ли он другим за год?

- Что нового появилось?

(высказывания родителей)

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”

(на экране фотографии детей и слова из стих. И. Муравейка “Я сама!”)

Давай будем одеваться...Я сама! Я сама!Пойдём, будем умываться...Я сама! Я сама!Ну, идём, хоть причешу я...Я сама! Я сама!Ну, давай хоть покормлю я...

Я сама! Я сама!

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

А сейчас давайте разберём ситуацию.

Ситуация для анализа

Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам, сам!

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

Вопросы:

Правильно ли поступила мама? И почему?

Бывают ли подобные ситуации у вас?

Как вы выходите из них?

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Как вы считаете?

Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?

Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: “А я так хотел сам!”

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?

Как выходили из таких ситуаций?

(стих. “Взрослым” М. Шварц)

Я в своей родной квартиреКак на службе строевой.Командир на командире...Я один здесь рядовой.Всем я должен подчиняться.По приказу – умываться,По приказу – одеваться,Рано заправлять кровать.По команде – есть садиться,По заданию – учиться.По режиму – спать ложиться,По будильнику – вставать.Теперь вам ясно, почемуНачал огрызаться я?Конец терпенью моему.

Де – мо – би – лизация!

Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем д/о возрасте?

Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.

(обсуждение с родителями)

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.

Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

Своевременно пользоваться носовым платком, платком, туалетом.

Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.

Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

Тест «Какой Я родитель? »

          Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Я родитель? » Именно, поэтому я предлагаю Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении со своими детьми. Каждый ответ – 1 бал. И так начнем:

1. Сколько раз тебе повторять?

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а?)

4. И в кого ты такой уродился!

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну, на кого ты похож (а?)

7. Я в твои годы….

8. Ты моя опора и помощник!

9. Ну что за друзья у тебя?

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая (какой) ты у меня умница!

12. А как ты считаешь, сынок (доченька?)

13. У всех дети, как дети, а ты…

14. Какой ты у меня сообразительный ребёнок!

15. Как я с тобой устал (а!)

Итоги:

Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу! Он искренне любит, уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка!!

11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Вам стоит задуматься над этим! И помните о том, что «Ребенок – зеркало семьи»!!!

- Сегодня мы предлагаем вам поиграть в те игры, которыми играют ваши дети..

- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы начинаем. Звучит сказочная мелодия. Поскорей встали в круг,За руки все взялись вдруг.Будем рядом стоять,Глазки закрывать!А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

-Вы любите путешествовать? (ответы родителей).

-Тогда давайте рассаживайтесь по вагонам мы отправляемся!

-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Выходите из вагонов,наша станция «Цветная».

***У тебя ответ найдётся,

- Цвет какой имеет солнце? (жёлтый цвет)

***Он с лягушкой может квакать,Вместе с крокодилом плакать,Из земли с травой расти,Но не может он цвести (зелёный цвет)***Такого цвета наша кровь.

Какого, - кто сказать готов? (красный цвет) ***Им часто море называют.

Кто цвет первым отгадает? (синий цвет)

- Жители этой станции цветные человечки предлагают вам поиграть. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчикизаставить их немного поработать.Пальчиковая игра «Ягоды»

1,2,3,4,5, ( Пальчики обеих рук «здороваются»)

В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средним пальцами по столу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого. )

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем и братишке отнесем

- Рассаживаемся по вагонам , следующая станция «Фигурная».

Игра «Найди такой же».(Блоки Дьенеша)

Обратить внимание родителей , что блоки отличаются по цвету, форме, размеру и толщине. Предложить отгадать загадки:

Ни угла, ни стороны,А родня – одни блины (круг)***Обведи кирпич мелкомНа асфальте целиком,И получится фигура –Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)***Злая рыба хвост-лопатаОткусила полквадрата –Целый угол, верь не верь!Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)***Кубик в краску окуни,Приложи и подними.Вася десять раз так сделал –Отпечатались они (квадраты)Затем найти фигуру красного цвета; затем большой треугольник; толстый квадрат.(проиграть 2 раза)-Молодцы справились с заданием. Садимся в вагоны, следующая станция «Спортивная»

Игра «Найди свой дом».(Оборудование: обручи, кегли: красного, желтого, синего, зеленого цветов.)Веселая, подвижная игра-разминка для детей

- Какие внимательные, справились с заданием, все нашли свои домики. Садимся в поезд, следующая станция «

Урожайная».

Игра «Сад-огород».- Перед вами овощи и фрукты, нужно правильно их распределить : овоши на тарелку, а фрукты в карзину.

Спасибо, и здесь вы справились с заданием. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.(звучит музыка.) Следующая станция «Фантазия».

Ну, вот и приехали. Мы приехали на удивительную станцию. Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования.- Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.- Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?Могут все детишки смело рисовать.И не только кистью, можно вытворять.Пальцем ткнуть, и носом,А печатать - ладошкой, а ещё в придачу –Маленькою ножкой.Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,Удивительный и радостный, этот свет.Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе картину «Осень» (солнышко, дерево, листья, траву).

-Молодцы! Посмотрите какоы красочной получилась ваша картина. Мо возьмем ее с собой в Детский сад и покажем нашим родителям. А сейчат рассаживаемся по местам и возвращаемся в детский сад. Вот мы с вами и вернулись в наш Деткий сад, настало время вам превращаться во взрослых.Звучит сказочная мелодия.Вот я палочкой взмахну –Загадаю чудо!Всем ребятам помогуДоброй феей буду!Поскорей встали в круг,За руки все взялись вдруг.Будем рядом стоять,Глазки закрывать!А теперь начнём вращаться,И во взрослых превращаться.В заключении хотелось бы подчеркнуть, что игры составляют фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.Подведение итогов собрания.

3

Подведение итогов. Разное.

infourok.ru

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (от 3 до 4 лет).

  Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис «трех» лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».

  В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

   Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая,10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.

   Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

   Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

   Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

 Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

   Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.

 Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

  Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

  Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

 В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

   Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов.

    Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата.

 В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

   Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

 Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

   В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

   Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлением таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости – он может сопереживать, утешать сверстников, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы.

  У нормально развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

  Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.

  В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения пополняется новыми произведениями. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Ребенок начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы; уже запоминает простые рифмующие строки в небольших стихотворениях.

Вам как его родителям важно:

• С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.

• Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.

• Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.

• Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.

• Помочь ему в освоении навыков самообслуживания.

• Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.

• Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

   Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Михеева С.М.

romashka2015.ucoz.com


Смотрите также