Post Icon



Зачем ребенка крестят


Зачем крестить ребенка — таинство крещения

Таинство крещения — это очень важный обряд в православной традиции. Крещение – это приобщение человека к Богу, покрестившийся человек становится сыном (дочерью) Божьим, он принимает веру, как завещал нам Христос Спаситель. Некоторые задаются вопросом, зачем крестить ребенка в младенчестве, может лучше обождать, когда он будет понимать, зачем это нужно. В некоторых протестантских церквях не приемлется крещение маленьких детей, человек принимает крещение только в сознательном возрасте. Православные священники говорят, что крещение младенца обязательно, так как оно снимает с ребенка первородный грех, а также приобщает к Господу, это сродни перерождению человека, каждый должен «родиться в вере», чтобы принять любовь Бога и жизнь Вечную. Некоторые спорят о том, что младенец еще не осознает сущности веры, но ведь и взрослый до конца не сознает сути бытия, потому и идет к Господу и читает Священные Писания, чтобы познать истину, почему же мы должны лишать ребенка этого.

Таинство крещения осуществляется трехкратным погружением в воду, это олицетворяет смерть во грехе и воскрешение во Христе. Через обряд крещения мы искупляем свои грехи перед Господом, принимаем жизнь вечную с Богом. Иисус принял смерть и воскрес за наши грехи на кресте, и крещеный человек принимает обет быть верным Господу, исполнять Его Заповеди. Поэтому родители и будущие крестные должны понимать, что теперь на них ложится ответственность за духовное воспитание дитя. Ребенок должен приобщаться к молитве, к церкви, к священному причастию. Господь отрывает себя нам только в своей Церкви, потому мы должны приходить в церковь и впускать Бога к себе в душу. Происходит это тогда, когда мы причащаемся Тела Господа и Крови Господа. Не причащаясь, мы отлучаем себя от жизни Вечной. Не исповедуясь и не соблюдая заповеди Божьи, мы забираем у себя ту благодать, которая снизошла на нас во время крещения. Именно поэтому так важно официально зарегистрировать брак и венчаться в церкви, так как, живя в незаконном супружестве, человек лишается права причастия, а ведь каковы родители таковы и дети. Искупляя свои грехи, очищаясь, мы обретаем духовную силу воспитывать наших детей в вере в Господа. Восприемники (крестные) берут на себя большую ответственность за нравственное воспитание их крестников, поэтому они должны быть сами чисты перед Богом, и до обряда крещения исповедаться, причаститься и 3-4 дня поститься.

Обряд крещения в древности проводили на 8-й день после рождения, сейчас обычно крестят позже. Матери же нельзя заходить в церковь 40 дней после родов. Обряд крещения взят из Библии, где описывается крещение Иисуса Христа Ионом-крестителем. Человек (ребенок) трижды погружается в воду или обливается ею, при невозможности погружения, а священник в это время читает необходимые молитвы. Во время крещения совершается еще обряд миропомазания, когда батюшка смазывает крестообразно младенца святым миром, это символизирует «Печать Духа Святого». После того как крестный (крестная) наденут на малыша нательный крестик и белую одежду, священник совершает постриг, который символизирует жертву Господу за начало духовной жизни. В знак воссоединения крестившегося и церкви младенца обносят трижды вокруг купели. Потом совершается обряд воцерковление, которые символизирует посвящение ребенка Богу: мальчиков заносят в алтарь, а девочку прикладывают к иконе Божьей Матери. Крещение может совершаться в любой день, и в праздник, и в пост, но у каждой церкви есть свой распорядок, поэтому заранее оговорите со священнослужителем дату крестин.

novorozhdennyj.ru

Зачем крестить детей ?

Итак, зачем же крестят детей на самом деле? И почему некоторые родители считают обязательным окрестить своего малыша не позднее сорокового дня после его рождения, а некоторые откладывают проведение обряда крещения на долгое время? Что касается сорокового дня, то конечно, ребенка можно окрестить и сразу же после рождения, особенно если он слабый и болезненный. Но если ребенок здоров и крепок, то лучше всего окрестить его на сороковой день, когда проходит период очищения матери и она уже может после специальной молитвы, читаемой над ней священником, войти в храм и присутствовать во время обряда. Кстати, сорокадневная изоляция женщины нужна не только для очищения от плотского греха, с которым неразрывно связано рождение ребенка, но еще и для того, чтобы дать молодой матери возможность отдохнуть. После родов женщине может быть сложно добраться до храма и отстоять церковную службу, поэтому ей делается послабление. Вернемся к вопросу крестить ли младенца? Тут у родителей всего два решения: крестить нужно, чтобы он рос по законам Божьим и тем самым оберегать его, или оставить все, как есть, надеясь, что когда ребенок вырастет, он самостоятельно решит, необходимо ли ему это.У верующего человека такая дилемма не возникает, ну а что касается тех кто сомневается, попробуем разъяснить сию необходимость. Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Ребенку обязательно присваивается имя святого, который будет его ангелом – хранителем на протяжении всей жизни,оберегающем человека на Земле постоянно. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» Конечно маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение. Здесь обычно и возникает вопрос: «Не лучше ли предоставить ребенку самому сделать выбор когда он подрастет?» Ответственные родители с момента рождения ребёнка решают за него ВСЁ: что ему есть, где ему жить, какую одежду носить, в какой детский сад ходить, в какой школе учиться, и так далее, и тому подобное. Когда же речь заходит о самом главном, вдруг появляется какая-то надуманная демократия: вот подрастёт и сам решит. если задуматься, может тогда малыш сам решить есть ему морковные котлетки, полезные для здоровья, или одни шоколадки! Или гулять без шапки и варежек в холодную погоду. Ну, простудится, полечите, нос вытрете, ничего. Все те религиозные конфессии, которые так или иначе восходят к Древней Церкви, скажем, католики, древневосточные христиане – армяне, копты, сирийцы – веруют в то, что человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать. Крестившись,человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам. Ребенок же не крещеный к таинствам приступать не может, за него нельзя написать записочку за здравие, заказать церковный молебен, прочистить и т.д. Зачем же лишать их защиты и благодати?

Что же касается вопроса воспитания!В каком мире мы живём, что окружает наших детей. Сколько греховного открыто для каждого из них! Только протяни руку и бери! Искушение присуще всем и в особенности маленьким несмышленым деткам. Дети не воспитанные в христианской вере закрыты для осознания того, что тот или иной поступок греховен. Единственная возможность хоть как-то защитить их от потока современной вседозволенности, это воспитать их христианами.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.[ Регистрация | Вход ]

happy-school.ru

Почему не надо крестить ребенка

Почему детей крестят на 40 день, объясняется еще той традицией, которая была у верующих людей еще в ветхозаветные времена. По обычаю на сороковой день родители приносили жертву Богу в благодарность о даровании им ребенка. В Священном Писании Нового Завета есть повествование о том событии, которое сейчас празднуется Православной Церковью как праздник Сретения Господня. На сороковой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица и старец Иосиф принесли младенца в храм. Они также должны были принести жертву благодарения Богу в виде двух горлиц или в виде двух птенцов голубиных. В храме их встретил старец Симеон. Этому старцу было обещано Богом, что он не увидит смерти до тех пор, пока не встретит Спасителя. Благочестивый святой старец взял на руки младенца и произнес слова, которые и сейчас часто используются во время богослужения. Он сказал: «Теперь отпускаешь раба Твоего, Владыка, как Ты обещал, с миром. Так как мои глаза видели спасение Твое, которое Ты приготовил для всех людей. Свет для просвещения народов и славу людей Израиля. Эта молитва имеет очень глубокий смысл, и как прямое, так и иносказательное содержание. Слово «Сретение» значит встреча. В этот момент произошла символическая встреча Ветхого и Нового Завета. Представителем Ветхого Завета был старец Симеон, а Нового Завета – Богомладенец Иисус. После встречи с Господом Старец Симеон мирно почил в возрасте триста восьмидесяти лет.

Традиция крещения детей на 40 день не является церковным каноном. Крестить ребенка можно как до истечения этого промежутка времени после его рождения, так и после. Все зависит от тех конкретных обстоятельств, в которых находится ребенок и его семья.

Почему детей крестят в младенчестве?

То, почему детей крестят в младенчестве, является естественным проявлением воли верующих родителей. Известно, что за человека, принявшего Таинство святого Крещения, можно молиться в церкви, подавать за него записки. Крещеный человек может участвовать в церковных Таинствах. Для верующих родителей, которые сами являются членами Церкви Христовой, весьма естественно и закономерно пожелать приобщить своего малыша к духовной сокровищнице православной веры как можно раньше. Основанием для того, чтобы крестить ребенка в младенческом возрасте служит также тот факт, что у разных людей может быть разное состояние здоровья. Даже если на физическое состояние младенца в данный момент нет жалоб, в жизни могут происходить разные ситуации. Если ребенок будет крещен в младенчестве, на 40 день или не на много позже, тогда есть основание полагать, что семя благодати, которое находится в его душе с момента Крещения, будет иметь больше времени на то, чтобы прорасти и дать хорошие плоды.

Почему надо крестить детей?

В наше время встречаются такие еретические учения, которые не соответствуют канонам Православной Церкви. Люди, подвергнутые соблазнам этих учений, задаются вопросом, почему надо крестить детей. Они думают, что если ребенок сам не в состоянии осознать того, что с ним происходит, то его Крещение надо отложить на тот момент, когда он сам сознательно сможет исповедать свою веру. В Православной Церкви отношение к Таинству Крещения является очень серьезным. Все понимают, что новорожденный малыш осознать происходящее с ним событие в полной мере не может. Поэтому для совершения Крещения требуется в обязательном порядке наличие крестного отца и крестной матери или хотя бы одного из крестных родителей. Восприемник или восприемница дают обещание Богу от имени ребенка хранить верность Христовым заповедям, и отказываться от всех лукавых слов, мыслей и поступков. Перед лицом Бога крестные несут ответственность за христианское воспитание вверенного им ребенка. В Священном Писании есть много косвенных свидетельство того, что дети принимали Крещение. Господь благословлял приходивших к Нему детей. Образ чистоты и непосредственности ребенка Он часто приводил в качестве примера для подражания. Если ребенок не понимает того, что ему хочется кушать, спать, бывать на свежем воздухе, и выражает это через свой плач и крик, это не значит, что он не нуждается в вышеперечисленном. Тоже самое касается и его душевных потребностей. Для души человека важно участвовать в Таинстве Причащения, иметь ту благодать, которая сообщается в Таинстве Крещения, душу ребенка нужно ограждать молитвой и крестным знамением. Родители не хотят лишить своего малыша пиши и пития для тела. Почему же некоторые люди задаются вопросом о необходимости Крещения детей. Душу ребенка нужно питать благодатью Божией еще в то время, когда он находится во чреве матери. Беременным женщинам нужно почаще приступать к Таинствам Исповеди и Причастия, тогда их малыш будет питаться благодатью и возрастать во славу Божию. После рождения ребенка желательно крестить его в младенческом возрасте и как можно раньше приучать к церковной жизни. Конечно, все нужно делать постепенно и с рассуждением, но лишать ребенка божественной благодати ни в коем случае не стоит.

Почему беременным нельзя крестить детей? Так ли это?

Некоторые спрашивают, почему беременным нельзя крестить детей. На самом деле беременные женщины по церковным канонам никак не отличаются от тех женщин, во чреве которых нет ребенка, они также имеют право быть крестными матерями. Есть только ограничения для беременных женщин, которые себя очень плохо чувствуют. Возможно, им нужно отложить участие в Таинстве Крещения до того момента, пока не будет облегчения их физического состояния. Они должны заботиться не только о крестном ребенке, но в первую очередь о том малыше, который находится в их утробе. Все особенности нужно оговорить будущей крестной маме с родителями малыша. Но по этому вопросу нужно знать твердый ответ, который заключается в том, что беременным женщинам можно быть восприемницами или крестными мамами. Когда крестить ребенка, нужно договориться с родителями малыша в зависимости от вашего физического состояния. Если крестная мама беременна, но замечательно себя чувствует, тогда Крещение ребенка лучше не откладывать.

Автор статьи: Ксения Орабей, теолог-религиовед

Зачем крестить ребенка?

О том, что крестить ребенка нужно, чтобы его не сглазили, знает каждая мама, ведь это довольно распространенное утверждение, передающееся от поколения к поколению. Обряд крещения ребенка достаточно прост и не требует особой подготовки. Однако мало кто знает, зачем крестить ребенка вообще? И почему некоторые родители считают обязательным окрестить своего малыша не позднее сорокового дня после его рождения, а некоторые откладывают проведение обряда крещения на долгое время?

Крещение позволяет ребенку войти в народ Божий, быть духовно развитым

История крещения по Библии

Чтобы найти на это ответ, давайте окунемся немного в истоки истории. В Святом Писании сказано, что существует несколько прообразов крещения, к которым относится прохождение через Красное море и обрезание. И согласно Библии, эти два прообраза означали вхождение детей в народ Божий. Стоит понимать, что крещение детей – это не столько семейное событие, сколько общенародное, ведь вступая в Завет, ребенок получает право гражданства в народе Божием. Другими словами, ребенок переживает духовное рождение, соединяется с церковью и Богом.

Оказывается, еще несколько десятков лет крещение происходило негласно, ведь власти официально не разрешали проведение этого обряды, но в то же время и не запрещали. Сегодня ситуация с крещением детей является в какой-то степени свободной, а потому многие родители, даже если самостоятельно они не посещают церковь и не являются поклонниками различных христианских обрядов, часто задумываются о крестинах своих детей. Процедура крещения, согласно церковным уставам, происходит только раз в жизни каждого человека. И именно девятый день от рождения, или сороковой, как уже говорилось ранее, является наиболее благоприятным для проведения этого христианского обряда.

Выбирая крестных, нужно отдать предпочтение тем людям, которые смогут заботиться о Вашем ребенке

Раннее и позднее крещение

Итак, первый день после роддома прошел, и вы задумались о крещении ребенка. Нет ничего плохого как в раннем, так и в позднем крещении детей. К примеру, причиной поздних крещений, которые могут происходить не только в младенчестве, но и уже в старшем возрасте, является простая логика – при проведении этого обряда человек очищается от всех грехов, поэтому естественно, что младенец еще не может совершить что-то греховное. Так зачем крестить ребенка? Тут у родителей всего два решения: крестить нужно, чтобы он рос по законам Божьим и тем самым оберегать его, или оставить все, как есть, надеясь, что когда ребенок вырастет, он самостоятельно решит, необходимо ли ему это.

Не забудьте и о наряде для обряда крещения Вашего малыша

Очень важно при проведении обряда крещения выбрать и крестных, которые согласно церковным уставом являются восприемниками купели. Кстати, не обязательно, чтобы были крестные отец и мать, ведь при крещении мальчика может быть только один отец, а при крещении девочки – мать. Быть крестными родителями не могут муж или жена, маленькие дети, а также нравственно неустойчивые, психически нездоровые люди и поклонники другой веры. Единственной обязанностью крестных является постоянная забота о своем крестнике, воспитание в православном духе. Зачастую они помогают, нянчатся с ребенком и это решает вопрос, как найти няню для ребенка. В случае смерти родителей ребенка именно крестные должны взять на себя обязательство воспитания ребенка и заботиться так, словно это их собственный сын или дочь.

Таинство крещения происходит раз в жизни. Чаще всего на девятый или сороковой день после рождения

Собираем приданое для крещения

Планируя крещение ребенка родителям не только нужно подобрать крестных, но и правильно подготовиться, а именно, приобрести все необходимые вещи для проведения этого обряда. В первую очередь понадобиться крестильная рубашка для малыша и крестик на цепочке или шелковой нитке, который должен держаться на шее ребенка. Важно также в церковь взять сменную одежду для малыша, пару полотенец и свечи. В некоторых храмах и церквях после проведения обряда крещения выдают свидетельство о крещении, в котором указаны фамилия и имя ребенка, а также его крестных, дата крещения, название храма, а также имя священника, день ангела и указание небесного покровителя.

ЗАЧЕМ КРЕСТИТЬ РЕБЕНКА

  • Administrator
  • Воспитание детей
  • Комментарии к записи ЗАЧЕМ КРЕСТИТЬ РЕБЕНКА отключены

«Крещение составляет очевиднейшее различие

и разделение верных от неверных»

Итак, зачем же крестят детей на самом деле? И почему некоторые родители считают обязательным окрестить своего малыша не позднее сорокового дня после его рождения, а некоторые откладывают проведение обряда крещения на долгое время?

Что касается сорокового дня, то конечно, ребенка можно окрестить и сразу же после рождения, особенно если он слабый и болезненный. Но если ребенок здоров и крепок, то лучше всего окрестить его на сороковой день, когда проходит период очищения матери и она уже может после специальной молитвы, читаемой над ней священником, войти в храм и присутствовать во время обряда. Кстати, сорокадневная изоляция женщины нужна для того, чтобы дать молодой матери возможность отдохнуть. После родов женщине может быть сложно добраться до храма и отстоять церковную службу, поэтому ей делается послабление.

Вернемся к вопросу крестить ли младенца? Тут у родителей всего два решения: крестить нужно, чтобы он рос по законам Божьим и тем самым оберегать его, или оставить все, как есть, надеясь, что когда ребенок вырастет, он самостоятельно решит, необходимо ли ему это.У верующего человека такая дилемма не возникает, ну а что касается тех кто сомневается, попробуем разъяснить сию необходимость.

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании:

«Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»

Христос говорит в Евангелии:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»

Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Ребенку обязательно присваивается имя святого, который будет его ангелом – хранителем на протяжении всей жизни,оберегающем человека на Земле постоянно. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»

Конечно маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение. Здесь обычно и возникает вопрос:

«Не лучше ли предоставить ребенку самому сделать выбор когда он подрастет?»

Ответственные родители с момента рождения ребёнка решают за него ВСЁ: что ему есть, где ему жить, какую одежду носить, в какой детский сад ходить, в какой школе учиться, и так далее, и тому подобное. Когда же речь заходит о самом главном, вдруг появляется какая-то надуманная демократия: вот подрастёт и сам решит. если задуматься, может тогда малыш сам решить есть ему морковные котлетки, полезные для здоровья, или одни шоколадки! Или гулять без шапки и варежек в холодную погоду. Ну, простудится, полечите, нос вытрете, ничего.

Все те религиозные конфессии, которые так или иначе восходят к Древней Церкви, скажем, католики, древневосточные христиане – армяне, копты, сирийцы – веруют в то, что человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.

Крестившись,человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам. Ребенок же не крещеный к таинствам приступать не может, за него нельзя написать записочку за здравие, заказать церковный молебен, причастить и т.д. Зачем же лишать их защиты и благодати?

Что же касается вопроса воспитания!В каком мире мы живём, что окружает наших детей. Сколько греховного открыто для каждого из них! Только протяни руку и бери! Искушение присуще всем и в особенности маленьким несмышленым деткам. Дети не воспитанные в христианской вере закрыты для осознания того, что тот или иной поступок греховен. Единственная возможность хоть как-то защитить их от потока современной вседозволенности, это воспитать их христианами.

Нужно ли крестить младенцев?

священник Константин Пархоменко

Нужно ли крестить младенцев? 1

В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого.

Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь», – то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни» 2 .

Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет» (блаж. Феодорит Кирский) 3 .

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ) 4 . Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие ( Мк.10:14 ).

Дети – не безбожники, они хотели бы жить с Богом 5 , почему же мы будем им в этом препятствовать?

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа ( Лк.1:41 ).

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии ( Иер.1:5 ):

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…

А позже об этом скажет и апостол Павел ( Гал.1:15 ):

…Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею….

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Темничного стража (и всех бывших в доме его — Деян.16:31,33 );

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — Деян.18:8 );

Стефана (крестил я также Стефанов дом — 1Кор.1:16 ).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ( 1Кор.10:1-2 ).

Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея, почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин 6 , а христиане как преемники этих обетований – новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

«И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей – Церкви» 7 .

«Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства» 8 .

Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение 9 .

Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви 10 . У св. Иринея читаем:

«Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев» 11 .

«Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам» 12 .

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

«Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников» 13 .

Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день 14 .

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

«…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи» 15 .

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

«На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление» 16 .

В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов 17 . А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» 18 .

Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей 19 .

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

«Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его» 20 .

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно. » отвечает:

«…относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти» 21 .

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

«В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности» 22 .

Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества – до сознательного (все более и более) возраста 23 .

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей, а детей лишь христианских родителей.

«Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов ( Рим.4:17 ). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей» 24 .

«Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях» 25 .

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей» 26 .

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди 27 и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был; так положено; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.

Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

«Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир ( Ин.16:21 ). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение…» 28 .

В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником 29 водой 30 , затем знаменовал младенца крестным знамением «на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения» 31 .

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком).

Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму 32 .

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом 33 .

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви, как говорят лютеране) 34 .

Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может 35 .

1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132. ^

2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.^

3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.^

4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют — подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.^

5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.^

Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.^

7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.^

8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.^

9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол.2:11 ). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово — это Крещение.^

10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».^

11 Св. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1900.^

12 Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам 1.5.9. Цит. по: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Париж. 1952. (2-изд. М.: Паломник. Центр по изучению религий. 1993.) С. 102. Подборку цитат Оригена на эту тему см. в: Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 581-582.^

13 Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. § 21.^

14 См.: Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев. /Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник». 1999. С. 544.^

15 Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду… С. 546.^

16 Там же. С. 546-547.^

17 См.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 102; Алмазов А. История… С. 586сл. ^

18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.^

19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.^

20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.^

21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.^

22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.^

23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)^

24 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 108.^

26 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 113.^

27 Конечно, один Бог знает меру веры того или иного человека. Но пусть даже веру декларируют, однако если она не церковна, не ориентирована на храм и на участие в Евхаристии, такая вера мертва.^

28 Св. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Сочинения. СПб. 1856. § 26.^

29 См.: Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^

30 Примечательно, что подобный обычай сохранился сегодня в Болгарской Православной Церкви. Там чинопоследование Первого дня называется Молитви над жена в деня, когдато е родила, и благословение на так наз. «бабина вода». В этом чинопоследовании третья молитва специально посвящена благословению воды, которую роженица будет пить и которою будет окроплять себя и ребенка. См.: Требник Болгарской Церкви. София: Издание Св. Синода. 1949.^

31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^

32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки. ^

33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).^

34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.^

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.^

Зачем крестить ребёнка?

Вопрос «Зачем крестить ребенка?» часто произносят в том контексте, что маленький человек находиться не в состоянии осмысленно подойти к Таинству Крещения. Ребенок не понимает еще многого своим разумом, не может осознанно исповедовать свою веру. Для некоторых людей это является основанием для того, чтобы отложить Крещение на более позднее время. Они сомневаются в том, нужно ли крестить ребенка. Но ребенка крестят по вере его родителей и крестных родителей. Правила крещения ребенка предполагают обязательное наличие у него восприемников, которые возьмут на себя ответственность по воспитанию ребенка в согласии с учением Православной Церкви.

Одной из причин, зачем нужно крестить ребенка и почему не следует откладывать Крещение, также является тот факт, что никто не знает время окончания своей земной жизни. Это относится не только к совершеннолетним лицам, но и к новорожденным деткам. Есть много случаев, когда ребенка во время страданий тяжелым заболеванием крестили, после чего ему сразу же становилось намного легче, он шел на поправку.

Таинство Крещения открывает человеку врата в Небесные обители. Его называют духовным рождением. Во время этого Таинства омываются все грехи человека. Маленькие детки еще не совершили осознанных грехов, но они уже осквернены первородным грехом. Во время их Крещения омывается именно этот грех. Вот и ответ на вопрос: «Зачем крестить ребенка?»

После Крещения нужно прилагать все усилия к тому, чтобы не запятнались белоснежные крестильные одежды души маленького христианина, чтобы он стал верным чадом Православной Церкви.

Зачем крестить ребенка? Что говорит Священное Писание о крещении детей? В Священном Писании нет точного повествования о том, зачем надо крестить ребенка. Но есть косвенные свидетельства того, что с первых веков существования христианства крестили младенцев. Спаситель просил, чтобы не препятствовали детям приходить к Нему. Он с любовью благословлял детей и говорил, что «таковых есть Царствие Небесное». Ветхозаветное обрезание (знак посвящения младенца Богу) является образом Крещения. Оно совершалось на восьмой день после рождения. Зачем надо крестить ребенка? Какие отличия и преимущества есть у крещеного младенца? После Крещения за ребенка можно подавать записки в храме, ему можно участвовать в Таинстве Причащения. Вот, для чего нужно крестить ребенка как можно раньше. К Таинству Исповеди по традиции дети подходят с семилетнего возраста. Принято считать, что именно с этого возраста человек может осознать свои проступки и покаяться в них. Если ребенок тяжело болеет, так что его сложно доставить в церковь для участия в Евхаристии, то можно пригласить священника в дом для Причащения болящего ребенка. Часто после молитвы и Причастия дитя выздоравливает. Стремление крестить своего малыша как можно раньше является совершенно естественным для православных верующих родителей. Ответ на вопрос «Для чего крестить ребенка?» для них очевиден, так как они хотят свое чадо поскорее приобщить к источнику Божественной благодати и истины. Автор статьи: Ксения Орабей, теолог-религиовед

Зачем нужно крестить маленького ребенка?

В христианской традиции крещение — это одно из важнейших религиозных таинств. Лишь только после проведения этого обряда человек становится божьим сыном/божьей дочерью, поскольку принял веру так, как говорил Иисус Христос.

У многих людей с таинством крещения возникает множество вопросов. И если задачу с покупкой всего необходимого для процесса крещения можно решить в магазине крестильных наборов, то в том, что касается веры, дела обстоят сложнее.

Однако у большого числа людей, все же, возникает вопрос, зачем нужно крестить ребенка в младенчестве. Не лучше ли подождать пока малыш повзрослеет, начнет более-менее осознавать цель данного обряда, понимать смысл крещения, понимать сущность веры?

В православной церкви считается, что крещение в младенчестве необходимо, потому что, как говорится в самой главной христианской молитве «Символ Веры», крещение снимает с крохи первородный грех, который каждый из нас получает по наследству от родителей. Вообще молитва «Символ Веры» в процессе крещения играет очень важную, если не сказать важнейшую роль.

При подготовке к самому обряду крещения очень рекомендуется «Символ Веры» прочесть, понять, и очень желательно эту молитву перед крещением запомнить. Вообще обряд крещения это что-то вроде перерождения, человек как бы рождается в новую жизнь. Ведь каждому человеку, для того чтобы принять любовь Божью и жизнь Вечную необходимо родиться в Вере Господней.

Покреститься человек может в любом возрасте. Но, несмотря на это, вопрос надо ли крестить младенца/ребенка, задается достаточно часто. Итак, какие же контраргументы выдвигают противники крещения детей?

Во-первых, первый аргумент всех противников крещения детей состоит в том, что выбирать за детей в пользу крещения — это очень плохо, это насилие, пускай когда ребенок вырастет, он сам для себя решит креститься ему или не креститься. Однако давайте тут разберемся. На протяжении всего воспитания ребенка, родители постоянно сталкиваются с тем, что вынуждены делать за своих детей выбор.

Родители выбирают свои детям практически все: школу, место жительства, то, какие секции ребенок будет посещать, пытаются привить ребенку их собственное понимание добра и зла. Словом, пытаются приобщить ребенка к своей системе ценностей. Но ведь крещение — это не простая смена человеком статуса в небесной канцелярии, для человека, принявшего крещение – это, в первую очередь, приобретение большого числа новых возможностей.

Весь вопрос в этой проблеме в том, как родители воспринимают Бога. Если для обоих родителей Бог — главнейшее и ценнейшие в их жизни, то таким родителям и в голову не придет мысль, о том, чтобы не окрестить своего ребенка, оставить свое чадо без Господа Бога. В случае, если для родителей Бог — это лишь часть культуры, одна из форм, так сказать, познания мира, то они вполне могут прикрыться мыслью о том, что ребенок, когда вырастет, сам выберет креститься ему, или не креститься.

Во-вторых следующий аргумент всех противников крещения детей — это то, что в крещении детей нет особой необходимости, так как малыш до семи лет и так безгрешный. Это правда, дети младше семи лет в православной традиции считаются младенцами, которые не способны отвечать за свои поступки, и, следовательно, исповедь им не обязательна. Но дети не свободны от первородного греха, от которого освобождает крещение.

К тому же при отсутствии крещения у детей закрыт доступ к многочисленным возможностям: им нельзя причащаться, они не могут праздновать день своего ангела (поскольку он у них попросту отсутствует), за некрещеных детей можно молится только дома, так как в церкви этого делать нельзя.

В любом случае решение крестить, или не крестить кроху должны принимать не бабушки, дедушки, друзья, а только, исключительно родители.

Крестить ли ребенка через «не хочу»?

Прочитав статью иерея Святослава Шевченко «Капризное оглашение…», я испытал чувство, мягко скажем, недоумения.

Да, действительно практика крещения и причащения детей вопреки явному несогласию, иногда насильно, с заламыванием рук и открыванием пальцами рта, к величайшему сожалению, у нас на приходах распространена достаточно широко.

Священник Александр Пикалев

И связано это с тем самым пресловутым «православным» магизмом, когда люди верят в обряд, в молитву, в святыньку больше, чем в Бога. И поэтому уверены в том, что ребенка можно и нужно крестить через все крики, вопли, слезы и сопли, – мол, благодать сама все сделает. Это с точки зрения магического мышления, которое у нас выдается за православную веру, нередко и самими пастырями, совершенно оправдано.

А теперь давайте поставим себя на место ребенка. Не новорожденного малютки, а ребенка 4–6 лет от роду, когда малыш уже способен давать оценку тому, что происходит вокруг него, сознательно соглашаться или отказываться, благодарить или протестовать, который уже очень хорошо понимает и запоминает насилие, которое было к нему применено, и тех, кто его применил.

Неужели кто-то думает, что у младенца, которого крестят и причащают с применением физической силы, вопреки явно выраженному несогласию и протесту сформируется какой-то положительный образ священника или Церкви. Нет. Батюшка будет для него в полном смысле Карабасом-Барабасом, который его мучил. И отношение ребенка будет соответствующее.

Совершенно неприемлемыми, в данном случае, я считаю следующие определения:

«На мой субъективный взгляд, греческий случай – яркий пример либерализации церковного общества».

При чем тут либерализация? Это самый что ни на есть классический христианский традиционализм. Где-нибудь в Писании или у святых отцов мы читаем, что можно причислить человека к Церкви вопреки его воле? Какой-нибудь канон нам предписывает крестить через «не хочу»? Нет.

Совсем другое дело, когда родители крестят ребёнка не ради самого ребенка и не ради Христа, а ради самих себя. Ради пофотографироваться. Тогда, конечно, ребенок – это существо, обслуживающее желания родителей. Но тогда это уже не христианство никакое, а просто очередной семейный аттракцион наподобие катания на пони или посещения дельфинария.

«Греческий батюшка спрашивает у девочки, которая и говорить-то недавно научилась, хочет ли она креститься. Ну, по этой же логике нужно было спросить у трехлетки: хочет ли она замуж и рожать детей?»

Да! Если бы девочку в три года выдавали замуж, у нее таки надо было бы спрашивать, хочет ли она это делать. Но в три года никто замуж не выходит. Батюшка еще предложил бы спросить, хочет ли девочка, чтоб ее похоронили в земле или кремировали после смерти. Замужество – это где-то там и для сознания ребенка неактуально и практически нереально. А крещение – это здесь и сейчас. И поэтому к «нет», сказанному ребенком, в данном случае, надо относиться так же серьезно как к «нет», сказанному невестой во время сватовства.

«И не ребенок выбирает, в какой семье ему родиться, в том числе, если это семья православная».

Это так, но не надо забывать, что ребенок, в какой бы семье он ни родился, имеет полное право на непринуждение и на ненасилие в вопросах религиозной жизни.

«Мы же не полагаемся на мнение маленького ребенка при выборе, например, одежды для него? Мы руководствуемся своим опытом и вкусом. В дальнейшем, когда дочь подрастет – она сама будет одеваться, а пока доверяется родителям».

Еще как полагаемся. Мою четырехлетнюю дочь невозможно заставить надеть вещь, если она по какой-то, ей одной ведомой причине, считает ее некрасивой. Можно, конечно, заставить ценой истерики. Но мы пошли другим путем – показываем ей новую шмотку и если она получила одобрение, покупаем.

А тут нам предлагают посвящать ребенка в веру по принципу: «нравится – не нравится, терпи, моя красавица». Спрашивается: с какой стати?

«И потом, если устроить такой день самоуправления и отдать на откуп ребенку все жизненно важные вопросы, то он будет есть только сладкое, отказавшись от всего, по его мнению, невкусного – в том числе, и от нужных горьких лекарств. Также откажется учиться и будет все дни напролет смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры».

Отчасти соглашусь. Иногда можно и нужно ограничивать ребенка в тех или иных развлечениях. Даже строго. Даже насильно. Можно ли насильно отобрать у ребенка компьютер? Да, безусловно! А можно ли его насильно заставить полюбить «Евгения Онегина»? Так же, безусловно, нет. А как раз это нам и предлагается.

Если мы ведем ребенка к врачу, наша цель – не научить ребенка любить врача и уколы. Ненавидь, но лечиться будешь. Потому что то удовольствие, которого жаждет твой мозг, может быть очень большой проблемой для желудка или зубов. И потому любовь к врачу – дело десятое, а на первом месте польза.

Отец Святослав Шевченко дерзнет сказать, что любовь крещаемого сознательного ребенка ко Христу и Церкви – дело десятое? Или, может, мы рассчитываем на Стокгольмский синдром: если систематически мучить, то рано или поздно мучимый проникнется сочувствием и любовью к мучителю? Не думаю, что на «стерпится-слюбится» в данной ситуации можно рассчитывать.

Если мы, протестуя против абортов, главным аргументом считаем утверждение, что дети – это полноценные люди и имеют такие же права, то давайте развивать эту логику до конца: ребенок, если он научился говорить слово «нет» и понимает, что оно значит, должен иметь полное право сказать «нет» в тех вопросах и ситуациях, которые, по умолчанию, предполагают свободный выбор. И к этому «нет» надо относиться серьезно.

Источники:

http://kreshchenie.ru/articles/pochemu-detey-krestyat-na-40-den/

http://berena.ru/text/zachem-krestit-rebenka

http://www.vospitanie-hram.ru/vospitanie-detej/zachem-krestit-rebenka-i-kak-eto-sdelat.html

Нужно ли крестить младенцев?

http://kreshchenie.ru/articles/zachem-krestit-rebenka/

Зачем нужно крестить маленького ребенка?

Крестить ли ребенка через «не хочу»?

troyashka.ru

Крещение ребенка: дань традиции или необходимость?

Каждая молодая мама знает, что на сороковой день жизни пора крестить малыша, ведь эта традиция передается из поколения в поколение. Принято крестить детей, чтобы защитить от сглаза. На деле мало кто знает, что значит это таинство и с какой целью проводится крещение.

Оглавление:

  • Вероисповедание
  • Кто такие крестные?
  • Подготовка к обряду крещения?

В православной церкви обряд крещения – один из самых важных, ведь он знаменует принятие Бога, то есть принятие христианства. Само таинство приобщает человека к Богу, и крещеный человек теперь зовется не иначе как дочь или сын Божьи. Православные священники придерживаются мнения, что крещение новорожденных обязательно, потому что только таким образом можно снять с младенца первородный грех.

Таинство крещения напоминает перерождение, ведь оно буквально символизирует перерождение человека и принятие любви Бога. Для крещения нужно трижды погрузить ребенка в воду, что символизирует смерть во грехе и жизнь во Христе. Крещение открывает для крещенных новую вечную жизнь с Богом. В древние времена детей крестили на восьмой день жизни, но сегодня это принято проводить гораздо позже, ведь матери нельзя появляться в церкви 40 дней после родов.

Вместе с крещением священники также совершают таинство миропомазания. Цель его – отметить ребенка печатью Святого Духа. Для этого батюшка наносит на тело младенца святое миро в виде креста. Сразу после миропомазания крестные мать и отец одевают на ребенка нательный крест и белую рубашку. В завершение батюшка совершает обряд пострига, что является символом жертвы Господу, и ребенка трижды обносят вокруг купели.

Вероисповедание

Многие мамы и папы, заботясь о благополучии детей, хотят предоставить ему возможность самостоятельно прийти к религии и не креститься в младенчестве, пока дети не в состоянии принять такое решение. Это, конечно, хороший план, но не безупречный. Такой подход, который ошибочно считается прогрессивным, принесет, скорее, больше вреда, чем пользы. Понятно, что младенцы еще не имеют своей веры, веру имеют его родители, которые будут растить ребенка.

Религиозные родители, конечно же, растят детей по закону Божьему. Если же родители нерелигиозные, то они чаще всего и размышляют над тем, стоит ли крестить. Исторически сложилось так, что какое-то время церковь не была в почете, и даже преследовалась. Это и послужило причиной современному положению дел. Существует несколько причин, почему нужно крестить детей:

  1. В момент крещения крестные отец и мать перед лицом Господа берут на себя ответственность за воспитание ребенка. Крестными родителями могут быть близкие или друзья семьи. Фактически они могут выступать как опекуны ребенка. Ведь все ответственные родители хотят, чтобы об их чаде было кому позаботиться.
  2. Крещение может символически ввести малыша в новую жизнь, придать этому событию духовности.

Многие обращаются к религии в случае каких-либо трудностей, болезней или других неприятностей, как к последнему средству. Известно множество случаев, когда после крещения больному сразу становилось лучше, и он в скором времени выздоравливал. Сложно сказать, был ли это промысел Господний или же проявления эффекта плацебо, но любом случае это сработало. Так почему же сразу говорить крещению «нет»?

Кто такие крестные?

В первую очередь для крещения выбирают крестных родителей. Чтобы понять, кого позвать, нужно понимать, для чего нужны крестные родители. Перед Богом крестные становятся вторыми родителями для детей. Приверженцы иной веры, нравственно неустойчивые или нездоровые психически люди сразу не подойдут.

Не обязательно приглашать сразу обоих; распространено для крещения девочки приглашать только крестную мать, а для мальчика – только отца. Это должны быть близкие люди, но не родители ребенка. Крестные родители не могут быть детьми, лучше всего, чтобы они приходились ровесниками родителям.

Чтобы не ошибиться с выбором крестных, следует помнить, зачем крестить ребенка нужно вообще. Крестные родители в глазах церкви настолько же весомые люди в жизни ребенка, как и биологические родители. Решающий критерий в выборе кандидатов на крестных родителей – это безоговорочное обещание любить и заботиться о крестнике.

Подготовка к обряду крещения?

К обряду крещения нужно тщательно подготовиться. Кроме приглашения крестных родителей, необходимо еще позаботиться и об организации самой церемонии. Кроме этого, следует обзавестись белой рубашкой для ребеночка, в которой его и будут крестить. Заранее можно приобрести нательный крестик, который должен быть на цепочке или на шелковой нити. Для малыша рекомендуют взять смену одежду и пару полотенец. И еще лучше заранее позаботиться о том, чтобы было достаточно свечей.

Чтобы избежать заминок во время проведения таинства, лучше нужные атрибуты подготовить заранее. По традиции крестная мама дарит крестнику крестильную рубаху, а крестный папа – нательный крестик. Но часто эти заботы берут на себя родители и все приобретают самостоятельно.

В храмах часто дают свидетельство о крещении. В этом свидетельстве указаны фамилия и имя крещенного, имена крестных родителей, имя священника, проводившего таинство, а также день ангела и имя покровителя.

kidpuz.ru


Смотрите также